Последствия экономических реформ в россии. Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной

Последствия экономических реформ в россии. Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной

80-е годы стали довольно кризисными для стран СССР. Происходило резкое ухудшение в социально-экономических и политических сферах по сравнению с более развитыми странами мира. В связи с этим правительство Советского Союза приняло решение провести экономические реформы для улучшения экономического и социального положения.
Экономика резко шла на спад. Хуже всего дело обстояло в следующих отраслях: машиностроение, металлообрабатывающая и металлургическая промышленности. Неумение правильно по-хозяйски относится к производству привело к тому, что большая часть металла ржавела и приходила в негодность или неправильно обрабатывалась и превращалась в стружку, которая также была отходом производства. Было проведено оценивание советского оборудования на заводах и выявлено, что третья его часть непригодна к эксплуатации, но все так же продолжает выпускаться.
Оборонная промышленность Советского Союза тоже оставляла желать лучшего. Когда во всем мире вкладывались деньги на развитие научного процесса, в СССР на это не выделялись денежные средства.
Вообще, уровень жизни населения в 80-х годах стал в три раза ниже уровня 60-х годов. Процветала коррупция и бюрократизм.
На фоне всех этих событий весной 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Горбачев, который сразу же принялся реанимировать экономику.
Генсек пытался охватить как можно больше сфер деятельности. Наибольшее финансирование осуществлялось в машиностроительную промышленность. Из-за такого распределения стали в дефиците товары широкого потребления, значительно снизилось финансирование других промышленных предприятий. В 1985 году Горбачевым было принято следующее решение: на всех предприятиях организовать многосменный рабочий день для улучшения качества продукции, воплощать в жизнь рационализаторские предложения, соблюдать трудовую дисциплину. Эти действия должны были поспособствовать улучшению экономики и производительности труда в два раза к 2000 году.
Экономические реформы в СССР коснулись и алкогольной продукции. Этот период ознаменован антиалкогольной компанией. Запрещалась продажа алкогольной продукции, закрывались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. Производство алкогольной продукции снизилось в два раза. Но и вместе с этим страна начала значимо ощущать нехватку денежных средств, начались задержки по заработным платам. Чтобы как-то восполнить государственный бюджет в 1991 году была проведена денежная реформа.
Еще одной неэффективной реформой стала экономическая, которая длилась с 1985 по 1991 год. Суть ее состояла в том, что люди не могли заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, работать по найму. Если кто-то был уличен в этом виде деятельности, то мог оказаться на скамье подсудимых и лишиться свободы сроком на 5 лет. Запрет на этот вид деятельности длился недолго. В ноябре 1986 года вышел закон о разрешении частной предпринимательской деятельности на территории СССР.
Премьер-министр Николай Рыжков, выбранный на этот пост в 1987 году, обещал в течение полутора лет улучшить экономику страны. Идея его реформы экономики состояла в создании социалистического рынка. Согласно этой реформе предприятия были переведены на хозрасчет, то есть работали в основном за счет самоокупаемости. Такие предприятия свободно могли сотрудничать с иностранными партнерами. На фоне такого самоуправления начали по всей стране открывать кооперативы. Правительство уже не могло контролировать экономику, реформа не состоялась.
Следующую попытку стабилизировать экономику Советского Союза предприняли советские Г. Явлинский и С. Шаталин в 1989 году, разработав специальную программу «500 дней». Согласно этой программе все государственные предприятия должны были быть переданы частным лицам и осуществить переход страны к рыночным отношениям. В программе «500 дней» отсутствовали решения по следующим проблемам:
– приватизация недвижимости;
– реформирование политической системы государства;
– денационализация земельной собственности;
– денежная реформа.
Эта программа не вступила в силу из-за того, что в ней небыли учтены интересы номенклатурной верхушки. Михаилом Горбачевым была принята другая программа. Переход к рыночным отношениям не состоялся.
Нестабильность экономического положения страны привело к падению рубля. Чтобы хоть как-то остановить падение национальной валюты Горбачевым было принято решение провести денежную реформу. Реформа пришлась на 1991 год. Как и предыдущие начинания и эта дала сбой. Жизненный уровень населения падал, а цены росли. По всей стране массово начали проводиться забастовки, проявлялся национальный сепаратизм.
Непродуманные и загодя неверные действия верхушки Советского Союза привели к полному его развалу.

6 ноября 1991 года. Именно эту дату можно считать точкой отсчета экономических реформ в России. Власть поставила перед собой задачу в как можно более быстрый срок избавить страну от коммунистического прошлого. Сделать это без радикальных перемен в экономике, много лет существовавшей в виде планового хозяйства, было нельзя.

Реформы Гайдара послужили рычагом, создавшим в России свободный рынок. Правительство того периода провело либерализацию розничных цен, реорганизовало налоговую систему, создало новую систему внешней торговли. Все эти резкие перемены были скоро были названы «шоковой терапией».

Либерализация цен

28 октября 1991 года, за несколько дней до назначения Егора Гайдара заместителем Председателя Правительства по вопросам экономической политики, президент России Борис Ельцин выступил с программной речью на Съезде народных депутатов РСФСР. Глава государства объявил о необходимости Именно она была важнейшим признаком классической рыночной экономики. Инициатива президента была принята делегатами съезда практически единогласно.

Начало экономической реформы Гайдара должно было осуществиться в как можно более сжатые сроки. Планировалось, что о либерализации будет объявлено уже 1 декабря. Этому воспротивились союзные республики, которые все еще имели с Россией единую рублевую зону. Реформы Гайдара запомнились соотечественникам по фамилии этого экономиста не просто так. Хотя новые законопроекты перед парламентом защищал Борис Ельцин, пользовавшийся своими президентскими полномочиями, разработка всех проектов лежала на плечах Егора Тимуровича и его команды.

Фактическое начало экономической реформы Гайдара наступило 2 января 1992 года, когда был принят указ президента «О мерах по либерализации цен». Перемены дали о себе знать мгновенно. Государство прекратило регулировать 80 % оптовых цен и 90 % розничных. Федеральная власть временно сохранила за собой контроль только над социально значимыми потребительскими товарами: молоком, хлебом и т. д. Эта оговорка была принята не зря. Экономическая реформа Гайдара осуществлялась в условиях общественной турбулентности, когда население осталось с пустыми руками после кризиса плановой системы и краха советского строя.

Программа Гайдара

Готовя свою программу, правительство исходило из той точки зрения, что у России нет никакого «особенного пути», и ей необходимо перенять все основные черты западных рыночных экономик. До конца 1991 года еще было непонятно, какую повестку изберет российская власть. Свои проекты предлагали разные политики и экономисты: Явлинский, Шаталин, Сабуров, Абалкин и т. д.

В итоге «победила» все-таки программа Гайдара. Она была не только экономической. Реформы должны были посредством строительства рыночных отношений сформировать в стране новую национальную государственность, место которой пустовало после крушения коммунизма. Свои идеи Егор Гайдар изложил в документах “Ближайшие экономические перспективы России” и “Стратегия России в переходный период”. Согласно этим проектам, реформы проводились на основе принципов приватизации, либерализации и финансовой стабилизации.

Команда Гайдара определила три основные проблемы, которые молодое государство унаследовало от Советского Союза. Это были инфляционный, платежный и системный кризисы. Последний из них заключался в том, что органы государственной власти утратили собственную способность регулировать поток ресурсов.

Планировалось в первую очередь реструктурировать и существенно повысить общий уровень, как это в Польше в свое время сделало правительство Раковского. Гайдар считал, что в таком случае в стране на первых порах около полугода будет сохраняться инфляция. Однако от этого проекта пришлось отказаться. Подсчеты показали власти, что еще полгода кризиса страна просто не выдержит. Поэтому было решено начинать радикальную либерализацию сразу же. Время показало, что ни тот, ни другой путь не сулили экономике ничего хорошего.

Коллапс экономики

Либерализация цен привела к множеству негативных последствий, которые были неизбежны при таком форсированном темпе перемен в экономике. Новый порядок на рынке шел в разрез с монетарной политикой - уже летом 1992 года отечественные предприятия лишились оборотных средств. Весной Центробанк стал выдавать большое количество кредитов промышленности, аграриям, бывшим советским республикам и т. д. Делалось это для того, чтобы покрыть дефицит бюджета. Однако вместе с тем произошел колоссальный скачок инфляции. За 1992 год она достигла уровня в 2 500 %.

Коллапс произошел по нескольким причинам. В первую очередь катастрофа разразилась из-за того, что до либерализации цен не была проведена замена денег, которая избавила бы страну от устаревших советских рублей. Новая валюта появилась только в когда экономическая реформа Гайдара уже была закончена, а сам он ушел из Правительства.

Гиперинфляция оставила без средств к существованию значительную часть населения России. В середине 90-х доля малообеспеченных граждан составляла 45 %. Обесценились советские вклады населения в Сбербанке, потерявшие свою покупательскую способность. Правительство винило в произошедшем кризисе Верховный Совет, который вынуждал его проводить дополнительную эмиссию валюты.

Выпуск дополнительной денежной массы стал практиковаться еще в последние советские годы, когда государство с ее помощью финансировало внутренние расходы. Когда начались реформы Гайдара, эта система окончательно разрушилась. Бывшие расплачивались с российскими предприятиями теми же рублями, что только еще больше нагнетало кризис. Летом 1992 года в качестве контрмеры были созданы специальные безналичные с помощью которых стали вестись расчеты с остальными странами СНГ.

Парламент против Правительства

Экономические радикальные реформы Гайдара с самого начала подвергались жесткой критике народных депутатов. Как известно, 6 апреля они открыли свой VI съезд. К этому времени власть получила достаточно сплоченную оппозицию, основу которой составляли аграрные и промышленные лоббисты, недовольные сокращением государственного финансирования.

На одном из своих заседаний съезд принял постановление, в котором были сформулированы основные претензии к политике Правительства. Реформы Е. Т. Гайдара были названы причиной целого ряда экономических проблем: падения уровня жизни населения, разрушения прежних хозяйственных связей, производственного спада, нехватки денег и т. д. В целом отмечалась неспособность Правительства держать ситуацию в стране под контролем. Депутаты считали, что реформы Гайдара проводились без оглядки на мнение общества и владельцев предприятий. В постановлении делегаты съезда предлагали президенту изменить экономический курс с учетом всех их предложений и оговорок.

В ответ на атаку депутатов Правительство вместе с Гайдаром передало Борису Ельцину заявление о своей отставке. В прилагаемом отчете министры раскритиковали предложения съезда, отмечая, что если власть пойдет этим курсом, то государственные издержки вырастут до отметки выше триллиона рублей, а инфляция достигнет порога в 400 % в месяц.

Отставка не была принята, но Ельцин все-таки пошел на уступки депутатам. Он ввел в Правительство новых людей - так называемых «красных директоров», лоббировавших интересы собственников крупных предприятий, получивших свои должности в советские годы. В этой когорте были Георгий Хижу и Владимир Черномырдин.

Затем последовали попытки стабилизировать финансовую ситуацию. Для этого Правительство сократило государственные расходы, а также ввело новые налоги. В мае 1992 года инфляция несколько снизилась. Было выполнено еще одно требование Верховного Совета - значительно смягчилась денежная политика. Также Правительство выделило 600 миллиардов рублей на выплату задолженностей перед шахтерами и другими бастующими рабочими крупных предприятий

В июле произошли перестановки в руководстве Центрального банка. Новый глава Виктор Геращенко, уже занимавший эту должность в Советском Союзе, выступал против реформы Е. Гайдара, предполагавшей сокращение расходов. Во второй половине 1992 года объем кредитования ЦБ вырос уже в 3 раза. К октябрю дефицит бюджета сократился на 4 % ВВП по сравнению с августовскими показателями.

Начало приватизации

В июне 1992 года Егор Гайдар стал председателем Правительства. Тем же летом в России началась приватизация. Реформаторы хотели осуществить ее как можно быстрее. В Правительстве считали, что России необходимо появление класса собственников, который стал бы опорой и поддержкой экономической политики государства. Приватизация предприятий проходила в условиях, когда заводы и фабрики фактически обанкротились. Предприятия продавались за бесценок. Покупки приняли лавинообразный характер. Из-за многочисленных дырок в законодательстве сделки совершались с нарушениями и злоупотреблениями.

Когда реформы Е. Т. Гайдара уже закончились, в середине 90-х в России прошли залоговые аукционы, на которых самые крупные и важные предприятия страны перешли в руки новых собственников по многократно заниженным ценам. В результате этих сделок появился новый класс олигархов, что привело к еще большей социальной пропасти между богатыми и бедными.

Сторонники реформы правительства Гайдара и приватизации считали, что необходимо как можно быстрее отказаться от старой советской системы народного хозяйства с чрезмерной монополизацией и централизацией. Форсированные темпы продаж привели к многочисленным перегибам и ошибкам. Согласно социологическим опросам, около 80 % населения России считает результаты приватизации нелегитимными.

Ваучеры

Для массовой приватизации был введен ваучер - приватизационный чек, который предназначался для обмена на активы в государственных предприятиях. Его передавали в частные руки. Планировалось, что с помощью этого инструмента муниципальные предприятия перейдут в частную собственность.

Всего было напечатано около 146 миллионов ваучеров. Граждане, получившие чек, могли использовать бумагу для подписки на акции целого предприятия или для участия в аукционе. Также бумагу можно было продать. Жители страны не могли участвовать в приватизации напрямую. Им нужно было акционировать свои предприятия или передать ваучеры в чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). Всего было создано более 600 таких организаций.

Практика показала, что приватизационные чеки на деле стали объектами спекуляции. Многие владельцы этих бумаг продавали их коммерсантам с сомнительной репутацией или инвестировали в ЧИФы, надеясь получить значительные дивиденды. В результате такой практики реальная стоимость бумаг быстро падала. В таких условиях население стало стремиться поскорее избавиться от ваучеров. В основном они оседали в руках теневых торговцев, спекулянтов, чиновников и администрации самих предприятий.

Из-за своей поспешности приватизация (название экономической реформы Гайдара) проходила в условиях либерализации цен, когда стоимость ваучерного фонда стала в десятки раз меньше реальной стоимости предприятий. Согласно подсчетам, спекулянты смогли купить 500 крупнейших фабрик и заводов за 7 миллиардов долларов. Однако на самом деле они оценивались в 200 миллиардов долларов. Это был так называемый «дикий капитализм», который позволил 10 % населения установить контроль над национальным достоянием. Основной доход приносил экспорт газа, нефти и цветных металлов. Предприятия с новыми хозяевами не только не возвращали прибыль российской экономике. Они не шли даже на погашение стремительно возрастающего внешнего долга государства.

Аграрная политика

В 1992 году начало реформ Гайдара ознаменовалось еще и переменами в деревне. Важную роль в аграрной экономике стали играть новые формы хозяйств. Появились закрытые и открытые акционерные общества, кооперативы, а также товарищества с ограниченной ответственностью. Всего они составляли около 2/3 аграрного сектора экономики. Кризис сильно ударил по всем этим новым хозяйствам. Не хватало сельхозтехники, автомашин, минеральных удобрений и т. д.

Правительство приняло программу по ликвидации пережитков советской системы - совхозов и колхозов. В марте 1992 года в России было примерно 60 тысяч индивидуальных хозяйств фермерского типа. К осени их количество увеличилось в пять раз. Однако из-за недостатка техники они все равно не смогли обеспечить страну достаточным количеством урожая. Регресс привел к тому, что к середине 90-х производство упало на 70 % по сравнению с последним советским сезоном. Фермер не смог накормить Россию, а все из-за значительного повышения цен на реагенты, технику и т. д.

Оборонно-промышленный комплекс

В 1992 году государство резко сократило закупки вооружения. В советскую эпоху ВПК стал слишком раздутым. На него тратилась львиная доля бюджета. В условиях экономического кризиса государство просто не смогло обеспечить работой большую часть предприятий, что привело к их банкротству и продаже в третьи руки.

Особенно острой стала проблема с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). Порядок финансирования этого комплекса был разрушен, из-за чего высококвалифицированные коллективы распались и остались без работы. Именно тогда началась так называемая «утечка мозгов» - эмиграция ученых, инженеров, конструкторов и т. д. Они массово уезжали в западные страны в поисках лучшей доли, пока их предприятия простаивали без дела.

Правительство, реформируя ОПК, допустило несколько серьезных ошибок: не стало приступать к реструктуризации или переводу в резерв заводов. Некоторые специалисты отмечают, что власть поступила неправильно, когда сняла ограничение на импорт потребительских товаров, что оставило предприятия без ниши на рынке.

Отставка Гайдара

В декабре 1992 года Егор Гайдар подал в отставку с должности председателя Правительства. Его уход стал компромиссом в отношениях Верховного Совета и президента России. Предполагалось, что договоренность позволит безболезненно провести референдум о новой конституции. Однако в 1993 году депутаты отказались выполнять свои обязательства, что привело к конфликту Правительства и президента. Он закончился октябрьскими событиями, когда Москва пережила несколько дней уличных боев.

В ту кризисную осень Гайдар еще раз вернулся в Правительство и стал там первым заместителем председателя, а также министром экономики. Окончательно высшие руководящие посты он покинул 20 января 1994 года. К этому времени все основные экономические реформы Е. Гайдара уже были проведены, и страна жила в новой экономической действительности.

Положительные итоги реформ

Еще в декабре 1992 года, накануне первой отставки, он подвел итоги своей работы. Глава Правительства на VII съезде народных депутатов подчеркнул главные успехи власти. Была реорганизована налоговая система, началась приватизация и аграрная реформа (реорганизация совхозов и колхозов), реструктуризирован ТЭК, созданы нефтяные компании, сократились расходы на закупку боеприпасов и военной техники.

Министр экономики и коллега Гайдара Андрей Нечаев называл и другие важнейшие шаги Правительства в кризисный период. Помимо уже вышеописанной либерализации цен, государство разрешило свободную торговлю, урегулировало внешние долги с помощью открытия кредитных линий на Западе. Реформа Гайдара 1992 года позволила сократить дефицит бюджета. Важные налоговые нововведения заключались в появлении налогов на нефтяную добычу. Осталась в прошлом плановая система экономики. Государство стало прибегать к госзаказам. В области инвестиций ключевым стали взаимоотношения власти и частных предпринимателей. По-новому была выстроена торговля с бывшими союзными республиками - она перешла на мировые цены и рыночные основы.

Е. Т. Гайдар, экономические реформы которого привели к перестройке всех финансовых отношений, выступал за установление коммерческих принципов в экспорте вооружений для армии. Важным нововведением стало принятие закона о банкротстве. С появлением рыночной экономики были созданы и первые инвестиционные компании, а также биржи, которых не могло быть в СССР.

«Шоковая терапия»

После распада Советского Союза Россия оказалась на перепутье, которого еще не было в истории человечества. Огромному государству с 70-летней жизнью при коммунизме и плановой экономикой за плечами нужно было перейти к цивилизованной рыночной модели. В 1991-1992 гг. еще ни одна страна в мире не проводила над собой такого вынужденного эксперимента. За два года до России подобные преобразования начались в Польше и Чехословакии, однако они еще не дали зримого результата и существовали только в виде набросков.

Суть реформ Гайдара сводилась к тому, что Правительству пришлось буквально вслепую, на свой страх и риск, оперировать больную экономику своей страны. Правда, кое-что все-таки было перенято у бывших товарищей по социалистическому лагерю. Например, в России были созданы временные рабочие места по аналогии с Указом о свободе торговли в Польше. Эти меры позволили наполнить уличные прилавки. Правда, и эти перемены имели свои издержки. Такая торговля приобрела странные формы - новые киоски возникали хаотично и без какого-либо регулирования.

Экономическая реформа правительства Е. Гайдара (переход от социалистической экономики к рыночной) началась слишком запоздало. Фактически время было упущено еще в конце 80-х, когда появились первые серьезные признаки кризиса. Советская сырьевая экономика пережила агонию из-за падения цен на нефть, что привело к очередям в магазинах и карточной системе еще до того, как началась реформа Гайдара. Название «шоковая терапия» было дано переменам заслуженно - систему приходилось менять в авральных условиях.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ РФОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТСЕРВИСАРеферат на тему

«Последствия экономических реформ вРоссии»

Выполнила:

Колесниченко.К.О

Группа 72-ЭЗ

Учебный шифр 50738

Проверила:

Левочкина.Н.А


Оглавление

Введение

История экономических реформ в России

Реформы Петра I

Экономические реформы в СССР

Экономические реформы в России в 90-е годы

Вступление России в ВТО

Экономические реформы последних лет

Скорее неуспешные реформы

Неуспешные реформы

Социальные последствия реформ

Экономические последствия реформ

Список литературы


Введение

Преобразования,происходящие в России на протяжении последних лет, дают уникальный материал дляисследования и обобщения процессов экономических реформ. В каждой странескладывается определенная система взаимоотношений государства и индивидуума,законодательно закрепленная в разделении роли и функций государственных иобщественных институтов. Наиболее выраженными являются тоталитарная,патерналистская и либерально-консервативная модели. В основе каждой из этихмоделей лежит свое представление о благе человека, народа, основанное наобщественно признанном понимании идеи справедливости.

При тоталитарной моделигосударство осуществляет полный (тотальный) контроль за всеми сферами экономикии самой жизнью каждого человека. Справедливость здесь означает принудительноеравенство людей заведомо неравными способностями посредством низведения уровняжизни подавляющего большинства членов общества до минимального. Это достигаетсяпосредством монополии государства на рынке социальных услуг.

Патернализм основан наопределенных обязательствах перед гражданами, взятых на себя государством врезультате общественного договора с гражданами и представляющими ихобщественными институтами. В экономике государство регулирует и финансируетнаиболее общественно значимые секторы, преимущественно в социальной сфере.Принцип справедливости при такой системе основан на обеспечении достойногосуществования каждого члена общества.

Либерализм в чистом видепредполагает ответственность индивидуума лишь перед законом. Контрольгосударства над экономикой ограничен до минимального общественно необходимогоуровня.

В чистом виде перваямодель существует, пожалуй, лишь в Северной Корее и на Кубе, вторая - в Швециии ФРГ, третья - в США. Однако в большинстве национальных систем, как правило,присутствуют элементы различных моделей, опосредованные уровнем экономическогоразвития страны, политической зрелостью и индивидуальными склонностяминаселения. Поэтому говорят о существовании «японской» или «азиатской»,«латиноамериканской», «китайской», «африканской» и других моделей развития,составленных, по сути, из «кирпичиков» первых трех названных. Страны, в которыхпреобладают черты патерналистской и либеральной моделей, принято называтьдемократическими.

Цивилизованная сменаобщественной системы - болезненный и длительный реформаторский процесс, в рядеслучаев сопровождающийся революциями и гражданскими войнами. «Плавность» егопроведения зависит от готовности общества к реформам, решимости ипоследовательности реформаторов, продуманности шагов реформы, благоприятноговнешнего окружения, а еще лучше - поддержки реформ извне. Как показалпослевоенный мировой опыт, этап успешного реформирования тоталитарных системпроходили практически все страны, потерпевшие военные поражения (ФРГ, Италия,Япония), пережившие гражданские войны или глубокие внутренние кризисы (Испания,Южная Корея, Чили). Реформы в этих странах, проводимые при поддержке ведущихдемократических держав мира, позволили не только избежать рецидивовтоталитаризма и провести необходимые преобразования для последующего вхождениянациональных экономик в мировое хозяйство, но и укрепить демократические институтыв обществе, создать правовое государство. К нашему сожалению, для воссозданиянормального стабильного демократического общества этим странам понадобилось от15 до 30 лет.

Среди бывшихсоциалистических стран Польша и Венгрия уже подходят к первому из этихвременных рубежей, однако социально-экономическая стабилизация в них пока ненаступила, сохраняется опасность возврата к тоталитарным (пусть и не в самомжестоком виде) формам правления. Что же говорить о России, где, учитывая ее историческийопыт и недавнее прошлое, все приходится реформировать буквально «на ощупь»!

Реформы в России, дажепроводившиеся «во благо» народа (например, отмена крепостного права), всегданасаждались властью, принуждавшей не только народ, но и чиновничий аппарат к ихпроведению. И чем глубже и масштабнее были реформы «сверху», тем к болеепротиворечивым результатам они в конечном счете приводили.

Современные реформы нестали исключением. По глубине преобразований общества и методам осуществленияих можно сравнить разве что лишь с реформами Петра 1 и послереволюционнымипеременами в России.


История экономических реформ в России

Реформы Петра I

В Петровскую эпохуроссийская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантскийскачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями,намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существоваликрупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейныезаводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизнихарактеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистскихметодов.

Кконцу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслеваяпромышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиямибыли Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургическиезаводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка,накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россияпоставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть,поташ, пушнину, икру.

Но все же реформы Петра1, проведенные в начале XVIII века, неоднозначно оцениваются как его современниками,так и потомками. Во-первых, они проводились спонтанно, хаотично, бессистемно,часто не доводились до конца. Так, ни одна из трех попыток реформы местногосамоуправления не была реализована. Во-вторых, несмотря на безусловнуюрезультативность реформ Петра в беспрецедентно быстром превращении России изрядовой страны, находившейся на задворках Европы, в одну из мировых держав,отмечается обнищание населения. К концу царствования каждый крестьянин и горожанинплатили в казну в три раза больше, чем в начале.

В результате, по даннымП. Н. Милюкова, с 1680-го по 1710 год население России в тех же границахуменьшилось на 20%. Множество людей бежало в леса, на Дон, за Волгу, скрываясьот властей. Помимо известного Стрелецкого бунта 1698 года, в течение всегопериода царствования Петра в стране неоднократно вспыхивали восстания. ХотяПетр дал России толчок к развитию, импульс которого угас лишь спустя примерно150 лет, абсолютистский характер его реформ привел к углублению пропасти междугосударством и народом, преодоление которой демократическим путем сталоневозможно и привело к социальным потрясениям нашего века.

Экономические реформы в СССР

Идеологизированноереформирование коммунистами всех сторон жизни общества после 1917 года привелок созданию неестественной по экономическим отношениям, воспроизводственной структуретерриториальной организации экономики, требовавшей для поступательного развитияпостоянного контроля со стороны все разбухавшего государственногобюрократического аппарата. Любые изменения в такой системе могли осуществлятьсятолько путем все тех же принудительных реформ «сверху». Более того, каждыйновый коммунистический лидер страны, приходя к власти, считал своим долгомпровозгласить свою реформаторскую политику «новой метлы».

С точки зренияобъективных возможностей в наиболее «благоприятном» положении был Сталин припроведении коллективизации и индустриализации. В его распоряжении были всечетыре основных фактора, позволявших проводить перманентную реформаторскуюдеятельность: тотальная система репрессий и контроля, огромные и еще неистощенные запасы природных ресурсов, относительно нетребовательная дешеваярабочая сила, иностранная помощь, которые позволяли не взирать на внутреннеесопротивление общества и неестественность предпринимаемых экономических мер. Вэтот период «каток» коммунистического реформаторства прошелся не только поэкономике, но и по всему государственному устройству, по каждой нации и покаждой семье.

В дальнейшем возможностидля осуществления реформаторских изменений общества у каждого последующеголидера все больше сужались. После нескольких «операций» по привлечениюиностранной помощи и последующем ее присвоении (экспроприация иностраннойсобственности после революции, разрыв концессионных договоров в тридцатыхгодах, невыплата долгов по ленд-лизу) действие этого фактора надолго прекратилось..

Хрущевская «оттепель»подорвала репрессивный фактор реформаторства, а данное ему в этот период название«волюнтаризм», пожалуй, наиболее точно отражает сущность феноменареформаторства «сверху».

Пожалуй, единственная современ нэпа попытка придать реформаторству экономическое обоснование имотивацию, совпавшая, по-видимому, с готовностью общества к реформам, былапредпринята в середине 60-х годов. Начиная с середины 70-х годов реформы былисвернуты и началось нарастание неустойчивости экономики за счетсверхэксплуатации природных ресурсов (нефть, газ, золото). Что касаетсяреформаторства политической системы и государственного строя в этот период, тооно носило декоративный характер. Настоящие реформы отторгались статичнойсистемой, а для насильственного реформаторства уже не было необходимогопотенциала.

Последняя попыткаповышения эффективности социалистической экономики в традиционном русленасильственного реформаторства «сверху» просматривалась в действиях Ю.Андропова.

На этапе перестройки былокончательно разрушен механизм реформаторства по сталинскому образцу. Политикагласности и демократизации открыла людям глаза на существующую системусверхэксплуатации рабочей силы. Реформирование партии в погоне за популярностьюослабило влияние КПСС в обществе как основного проводника экономическойреформаторской политики. После того как был упущен благоприятный моментготовности общества для реформ (1986-1989 годы), наступил период сокращениядобычи истощающихся природных ресурсов. Была разбазарена и вновь появившаясязападная помощь.

Экономические реформы в России в 90-е годы

Победы на президентскихвыборах 1990 года, а затем в ходе августовского путча были одержаны Б. Н. Ельцинымпод флагом демократических перемен в обществе, необходимости егореформирования. Эти же настроения преобладали и в основной массе населения, чтообеспечило молчаливую поддержу президенту в развале СССР и на первых этапахэкономической реформы.

К парламентским выборам1993 года произошла смена общественного настроения, на первый план выдвинулсявопрос государственности России, который не решался вследствие слабости инекомпетентности государственной власти. В наибольшей степени эти настроенияудалось выразить В. Жириновскому, что и обеспечило его партии относительнуюпобеду на выборах в Госдуму. Однако былую экономическую и военную мощь Россиявосстановить не смогла, что показала война в Чечне. Претензии же ее на рольмировой державы были перечеркнуты независимыми действиями ООН и НАТО во время боснийскогокризиса. Тем не менее за двухлетний период угроза распада России по образцуСССР была значительно смягчена.

Наиболее популярнымлозунгом, начертанным на знаменах практически всех избирательных объединений ипартий на парламентских выборах 1995 года, стала стабильность. При всехразличиях в ее понимании разными политическими течениями однозначно можноутверждать о начале «консервативного поворота» в умах людей, на которыйоткликнулись политики. Произошла вторая смена доминанты общественного развитияРоссии, суть которой заключается в необходимости обращения основных усилийгосударства и общества на решение внутренних, повседневныхсоциально-экономических и политических проблем.

Кажущаяся простота иожидаемая легкость реформ «сверху» обернулись необходимостью проведенияглубоких государственных и экономических преобразований общества. Еще в началереформ правительству пеняли лишь на неправильную очередность мероприятийсначала разгосударствление и приватизация, а затем уж либерализация цен. Теперьже стало ясно, что практически заново нужно создавать Российское государство.

В экономике речь уже неидет о превращении негибкой и неустойчивой государственной экономики в рыночную- динамичную, способную к саморазвитию и самоадаптации. Задача гораздо скромнейи трагичней - сохранить на восстанавливаемом уровне материальную итехнологическую основу экономики. Необходимо обеспечить людей работой,своевременно выплачивать зарплату, предотвратить обнищание основной массы населения

Вступление России в ВТО

Вступление России в ВТО-большое событие для её экономики. Проследим возможные последствия этогособытия.

Соглашения ВТО являютсяосновой современной системы многостороннего регулирования международнойторговли, которая была создана в результате переговоров Уругвайского раунда.Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) составляет основуэтой системы и соответствующей системы норм, правил, обязательств и процедур.Весь пакет Уругвайского раунда включает Соглашение об учреждении ВТО с приложениями:заявления и решения на уровне министров и договоренности об обязательствах вобласти финансовых услуг, всего более 50 документов.

При присоединении к ВТОстрана-кандидат принимает на себя определенные обязательства. Можно выделитьдва главных направления этих обязательств. Во-первых, это обязательства,связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практикиего применения в соответствие с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, этосогласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств - условийлиберализации доступа на рынок товаров и услуг.

Наиболее чувствительнымик присоединению или неприсоединению к ВТО по показателю соотношения импорта ивнутреннего производства в текущих ценах являются такие отрасли как:мясомолочная, микробиологическая промышленность, тракторное исельскохозяйственном машиностроение, химико-фармацевтическая промышленность, атакже автомобилестроение. Рост импорта относительно внутреннего производствабудет самым значительным в мясомолочной промышленности. Так, к 2010 г. импортздесь должен увеличиться с 28,1% от внутреннего производства до 46,9% или 35,9%в зависимости от сценария (первый или второй). Менее значительным будетповышение отношения импорта и внутреннего выпуска в легкой промышленности. Еслив 2002 г. этот показатель составлял 51,7%, то в 2010 г. в случаенеприсоединения России к ВТО его величина составит только 58,9%, а в случаеприсоединения на условиях базового тарифного предложения 57,1%.

«Чувствительность» по численностизанятых наблюдается еще в трех отраслях – в производстве медицинской техники,кожевенной, меховой и обувной промышленности, а также в мукомольно-крупянойпромышленности.

На основании данных по 83 отраслям можно выделитьгруппу наименее «чувствительных» (или «нечувствительных») к тарифному барьеруотраслей по показателю объемов промышленного производства, для которых различиединамики производства в случае присоединения и динамики в случаенеприсоединения составляет менее 0,1%. В эту группу входят 35 отраслей. Еще для36 отраслей расхождение между результатами прогноза по первому и второмусценариям находится в интервале от 0,1% до 1%. С учетом приведенных вышеперечней «чувствительных» и «нечувствительных» отраслей промышленности можносформулировать следующие выводы.

В группу «чувствительных» отраслей входят, пожалуй,только две отрасли, состояние которых может существенно сказываться на бюджетахряда субъектов федерации. Это такие отрасли, как автомобилестроение, тракторноеи сельскохозяйственное машиностроение. Даже временная остановка указанныхпроизводств может серьезно усложнить финансовое положение отдельныхрегиональных бюджетов. Предприятия остальных «чувствительных» отраслей могутсущественно влиять на формирование местных бюджетов, если они являютсяградообразующими. Поэтому проблемы, которые могут возникнуть в рамках«чувствительных» отраслей будут проявляться в первую очередь на уровне местныхбюджетов.

Ни одна из приведенноговыше списка «чувствительных» отраслей не является «бюджетообразующей» нафедеральном уровне. Таким образом, проблемы, которые могут возникнуть в этихотраслях либо вообще не скажутся на федеральном бюджете, либо будут сказыватьсякосвенно - через рост потребности отдельных регионов в финансовой помощицентра.

Присоединение к ВТО само по себе неприведет к появлению радикальных экономических преимуществ, которые могут бытьоднозначно выражены в количественной форме. Оно будет способствоватьвозникновению ряда структурных, политических и иных качественных факторов и изменений,которые в целом могут благоприятствовать созданию условий для повышенияконкурентоспособности российских предприятий. Иностранные торговые партнеры неполучат радикальных преимуществ по сравнению с российскими предприятиями приусловии, что политика в отношении российских предприятий и регулированияпредпринимательской деятельности на внутреннем рынке не будет болеедискриминационной, чем в отношении деятельности на мировом рынке и в целомбудет отвечать общим недискриминационным принципам, которые заложены в основуВТО.

Экономические реформы последних лет

Экономика России припрезиденте Владимире Путине с 2000 по 2007 годы росла средними темпами 7% вгод, что, безусловно, является хорошим показателем (для удвоения ВВП за 10 летнужно расти средними темпами 7,2% в год). Однако есть и отрицательныетенденции.

Рост экономики Россиизначительно превышал темпы роста в развитых странах, но с другой стороны,уступал темпам в Китае и Казахстане, в которых среднегодовые темпы ростаэкономики составляли примерно 10%.

По расчетам компании ФБК,основанным на данных Росстата, в целом рост ВВП за 8 лет составил 72%. Этозначительно выше, чем прогнозировалось в 2000 году в стратегии развитии РФ до2010 года (так называемой «программе Грефа»), согласно которой ростВВП за 2000-2007 годы должен был составить 46,5%.

Естественно, существенныйвклад в рост российской экономики внесла благоприятная конъюнктура мировых ценна энергоресурсы, но также очевиден тот факт, что последние годы экономикаросла не за счет нефтегазового сектора, а за счет внутреннего потребления.Промышленное производство в России выросло за 2000-2007 годы на 56,2%, выпускпродукции сельского хозяйства - на 34,2%, оборот розничной торговли - на141,3%, объем платных услуг населению - на 56,9%, внешнеторговый оборот - в 5раз, инвестиции в основной капитал - на 159%, реальные доходы населения - на141%. Реальная заработная плата - в 3 раза, реальный размер пенсий - на 138%.Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 29% в2000 году до менее 15% в 2007 году.

Главным разочарованиемстала динамика потребительских цен, которая за 8 лет лишь однажды опустилась дооднозначного показателя (9% в 2006 году). В среднем инфляция с 2000 по 2007годы составляла 13,7% в год, а в целом рост цен за 8 лет составил 178% (противпрогнозируемых 92%, заложенных в стратегии развития до 2010 года).

Кроме того, наблюдаласьтенденция увеличения так называемого коэффициента фондов (коэффициентдифференциации доходов - соотношение между средними уровнями денежных доходов10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкимидоходами). По расчетам ФБК, коэффициент фондов вырос с 13,9 раза в 2000 году до16,8 раза в 2007 году.

«Успешные»и «неуспешные» реформы в 2000-2007 годах

Экономисты, принимавшиеучастие в заседании экономического клуба ФБК (в него, в частности, входятдиректор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, руководительЦентра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер,руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, ректор Российскойэкономической школы Сергей Гуриев) попытались оценить экономические реформы ипреобразования в разных сферах в 2000-2007 годы по 4-м градациям - успешные,скорее успешные, скорее неуспешные, неуспешные.

Столбик под заголовком"успешные реформы " экономисты оставили пустым.


Скорее неуспешные реформы

Среди «скореенеуспешных» реформ экономисты видят реформирование естественных монополий,реформу образования и здравоохранения, антиинфляционную политику, развитие АПК,промышленную политику, дерегулирование хозяйственной деятельности, региональнуюполитику, научно-технологическую политику, формирование государственногофинансового контроля.

Реформа естественныхмонополий оставляет двоякое впечатление: с одной стороны, практически завершенореформирование РАО «ЕЭС России», идет третий этап реформы ОАО«РЖД», который предполагает создание к 2010 году конкурентного рынкав области железнодорожных перевозок.

На этом этапе более 60%парка грузовых вагонов должны перейти в частную собственность, а инфраструктурабудет отделена от перевозочной деятельности. С другой стороны, разговоры овозможном реформировании ОАО «Газпром» сошли на нет, а основныелоббисты этого подхода (бывшие глава Минэкономразвития Герман Греф и егозаместитель Андрей Шаронов) ушли из правительства в бизнес.

Антиинфляционнаяполитика, которая давала эффект в 2000-2006 годах, когда наблюдалась тенденцияежегодного замедления роста цен, показала несостоятельность в 2007 году, несумев противостоять «импорту инфляции» с мировых рынков и отбросивстрану по показателю роста цен к 2003 году (тогда инфляция составила 12% против11,9% в 2007 году).

Первые четыре месяца 2008года также показали неутешительную динамику роста цен, при этом ссылатьсятолько на «импорт инфляции» уже не приходится, так как начали быстрорасти и тарифы, и цены на непродовольственные товары.


Неуспешные реформы

Неуспешными экономическимипреобразованиями, на взгляд экономистов, стали административная реформа,пенсионное обеспечение, ЖКХ, приватизация, монетизация льгот, защита правсобственности, развитие конкуренции.

Административная реформа,начатая в 2004 году, с одной стороны, поделила исполнительную власть на 3уровня - министерства, службы и агентства, закрепив за ними функциинормотворчества, надзора и оказания услуг соответственно. С другой стороны,число чиновников последние годы продолжает неуклонно увеличиваться, иэффективность административной реформы ставится под большой вопрос.

Пенсионный вопрос впоследнее время признан правительством и экспертами самым проблемным вдолгосрочной перспективе. При сохранении текущего положения дел средний размерпенсии к 2020 году снизится до менее 20% от средней заработной платы с нынешних24-25%, а дефицит Пенсионного фонда будет возрастать.

Судя по тому, что этотвопрос обсуждается уже не один год, а реальные меры пока не приняты, управительства нет единого мнения о том, как решать проблему с пенсиями.Приватизация в последние годы, по мнение многих аналитиков, носит, скорее,обратный характер, когда госкомпании скупают частные предприятия.

Новому президенту РФпредстоит определиться в вопросе о сокращении доли госсектора, которыйнеоднократно поднимался экономическими ведомствами, но, наталкиваясь на упорноесопротивление заинтересованных лиц, погибал в бюрократической рутине.

Реформы здравоохранения иобразования, без которых невозможно построить инновационную экономику, ужедавно входят в список первоочередных преобразований, но до сих пор не былиреализованы.


Социальные последствия реформ

Последствия затянувшихсярыночных реформ в России непосредственно затрагивают не только экономическую,но в не меньшей степени и социальную сферу общества

Стремление российских«реформаторов» любой ценой загнать народ в капитализм обернулось резкимпадением материального благополучия населения, снижением рождаемости инеуклонным ростом смертности. Во всем мире это характерное пересечение двухлиний на графике демографических процессов получило название «русский крест».Вымирание происходит со скоростью один миллион человек в год. Если в настоящеевремя смертность в России превышает рождаемость в 1,7 раза, то, по прогнозамдемографов, к 2000 году она превысит рождаемость уже вдвое.

Существует президентскаяпрограмма «Дети России», утвержденная указом за № 1696 в августе 1994 года, накоторую де-юре расходуются бюджетные средства. Однако де-факто, по даннымСчетной палаты Российской Федерации, в 1996 г. 48,5 процента средств не былиотданы на выполнение программы, а 25,1 процента израсходованы не по целевомуназначению, незаконно, неэффективно.

Практически ни одна изцелевых программ не была профинансирована полностью. Так, программа«Дети-инвалиды» получила лишь… 26,7 процента положенных ей средств! Невведено в строй ни одного из 15 объектов строительства для детей-инвалидов.

Всех детей и их родителейкасается предполагаемое реформирование школьного образования. Вызывает тревогуто, что в новом законе об образовании будет введено как обязательное лишь9-летнее. Платное обучение в 10-х и 11-х классах окажется многим не по карману.Поэтому значительной части юношей и девушек реально будет заказан путь в вузы,которые тоже все больше переходят на платную систему обучения.

Право работать с 14 летотнюдь не расширяет свободы молодых людей. Эта юная армия труда, отвергнутаяшколой по причине неплатежеспособности родителей, вряд ли получитсоответствующую профессиональную подготовку и будет обеспечена рабочимиместами.

Новое явление в нашемобществе: детский сад - для состоятельных, школа - для состоятельных, вуз - длясостоятельных. Остальные изгои. Но ведь их большинство! Как следствие мы имеемрост детского алкоголизма, детской проституции, детской наркомании.

Нищенские пенсии, которыек тому же и выплачиваются нерегулярно, свидетельствуют о неуважительном,несправедливом отношении и президента, и государства к пожилым людям, охищническом использовании результатов их многолетнего, добросовестного труда.

Сегодня средний размерпенсии составляет лишь половину прожиточного минимума, а минимальная скомпенсацией - чуть более трети. Поэтому многие пенсионеры вынужденыпопрошайничать, собирать пустые бутылки и т.д. По данным Пенсионного фонда, из38 млн. пенсионеров минимальную пенсию получают 3 млн. человек, среднюю - около18 млн., максимальную - 17 млн. 1 февраля решено все пенсии пересчитать поиндивидуальному трудовому коэффициенту, но при этом уменьшается стаж. Реально жепенсии будут повышены лишь тем, кто получает по минимуму. Страдают пожилые людии от многих других пороков рыночного, капитализируемого общества. Резкоухудшилось их медицинское обслуживание. Непозволительной «роскошью» для многихстали самые необходимые лекарства, общение с родственниками при помощи писем,телеграмм, междугородних телефонных переговоров. Для одних уже сталареальностью, а другим грозит бездомность из-за непосильной квартирной платы иоплаты коммунальных услуг. Публично попираются святыни, которым поклоняютсялюди старшего поколения. Это и жестоко, и аморально, тем более что никто недоказал себе и другим, что новые идолы лучше прежних.


Экономические последствия реформ

По данным Росгосстата поиндексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Россия в 1992г. занимала 30место (0,849) и входила в группу стран с высоким человеческим потенциалом. В2000г. - 57 место (0,762) и перешла в группу стран со средним уровнем развития.В 2005г. - уже только 62 место, несмотря на завидный экономический рост (6% вгод).

После 15 лет реформсостояние социального капитала в стране резко ухудшилось, хотя при нашемпотенциале мы могли бы быть среди лидеров. Мы не тратим 15% производимого ВВП,7% составляет стабфонд, остальное - утечка капитала за границу и выплатавнешних долгов.

Рост социальногонеравенства: в 2000 году разрыв между доходами самых богатых и самых бедныхроссиян составлял 14 раз, а в 2007 году достиг уже 16 раз

По насыщенности экономикиденьгами и финансовыми инструментами Россия находится примерно на 50-60-м местев мире. В Китае денежная масса к ВВП составляет около 160%, в то время как вРоссии всего лишь 40%. Более того, порядка 40-50 % роста финансового сектораимеет спекулятивный характер

Неправильное распределениенефтедолларов приводит к тому, что в условиях нехватки товара в стране,нефтяные деньги быстрее попадают к потребителю, разгоняя, таким образом,инфляцию еще больше.

Задача созданияэффективного частного собственника как доминирующей фигуры экономики не быларешена. Мелкий и средний бизнес не получил ни правовой, ни экономической основыдля цивилизованной конкуренции. А крупные производства и целые сегментыэкономики в результате приватизации получили монопольное положение на рынках иснизили свою эффективность.


Вывод

На протяжении всейистории России экономические реформы её правителей имели как положительные, таки отрицательные последствия. Наше время так же не является исключением.Нынешним руководителям государства выпала нелегкая задача не просто «поднятьстрану на ноги», а восстановит Россию в статусе ведущей мировой державы. Чтобыв дальнейшем избежать экономического кризиса следует создать системумониторинга рисков финансового кризиса и планы чрезвычайных действий БанкаРоссии, Минфина, ФСФР. Нужно создать систему публичной отчетности об уровнефинансовой стабильности в стране. Последовательное укрепление роли внутреннегоспроса на финансовые активы, увеличение его объемов опережающими темпами,создание более сбалансированной структуры финансовых ресурсов.

Главной гарантиейотсутствия серьезных негативных последствий экономических реформ в Россииявляется проведение сбалансированной и рациональной политики в отношении меррегулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направленииустранения неоправданных ограничений в деятельности российских предприятий,формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий дляповышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики.


Список литературы

1. «От кризиса кстабилизации. Дальнейшая судьба реформ в России», Г.Марченко

2. «Социальныепоследствия рыночных реформ», Е.Черненко

3. Соловьев С.М. Обистории новой России. - М.: Просвещение,1993.

После распада СССР, из-за разрушения многих существовавших производственных цепочек и хозяйственных связей, экономика, ориентированная на производство средств производства , военной продукции и экспорт ресурсов оказалась нежизнеспособна, и правительство прибегло к радикальным реформам. На территории бывших республик СССР оказалось большинство незамерзающих портов, крупные участки бывших союзных трубопроводов, значительное число высокотехнологичных предприятий (в том числе АЭС).

Либерализация цен

Советские деньги 1961 г.

В начале 1992 в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента о либерализации цен . Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.

Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 % , уровень жизни большинства населения резко снизился, а средний класс составил 15-20 % населения к 1997-1998.

Приватизация

Ряд крупнейших сырьевых предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. Сто сорок пять тысяч государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около одного миллиарда долларов. В то же время, ряд исследований (в том числе проведённые «Высшей школой экономики») показали рост эффективности части приватизированных предприятий по сравнению с государственными.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов ». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности .

Результаты реформ

Оценки

Говоря о российских реформаторах и результатах их политики, профессор Колумбийского университета и лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц отмечал: «Величайший парадокс в том, что их взгляды на экономику были настолько неестественными, настолько идеологически искажёнными, что они не сумели решить даже более узкую задачу увеличения темпов экономического роста. Вместо этого они добились чистейшего экономического спада. Никакое переписывание истории этого не изменит» .

«Факт, что за годы реформы страна по уровню социально-экономического развития оказалась отброшенной на десятилетия назад, а по некоторым показателям - в дореволюционный период. Никогда за обозримый период, даже после разрушений от гитлеровского нашествия, не наблюдалось столь продолжительного и глубокого снижения уровня производства почти во всех отраслях отечественной экономики» С. Ю. Глазьев, С. А. Батчиков

Источники

Литература

  • А. М. Бабашкина, Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М: Финансы и статистика, 2005

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экономические реформы в России" в других словарях:

    Основные статьи: Экономика СССР, 1990 е в экономике России См. также: Реформы правительства Ельцина Гайдара Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990 е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию… … Википедия

    Экономические реформы Егора Гайдара - В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической системы … Экономический словарь

    экономические реформы - крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической… …

    Преобразования в системе управления экономикой, ведения хозяйства, путях и способах осуществления экономической политики. Э.р. проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической системы, возникают экономические кризисы,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Гайдара преобразования в экономике и системе государственного управления, совершённые правительством России под руководством Бориса Ельцина и Егора Гайдара в период с 6 ноября 1991 года по 14 декабря 1992 года. Правительством Ельцина… … Википедия

    Реформы в экономике - (economic reforms) – один из элементов экономической политики государства. На протяжении длительного времени у нас была принята марксистская трактовка понятия реформы (от лат. reformio, преобразую): «более или менее прогрессивное… … Экономико-математический словарь

    реформы в экономике - Один из элементов экономической политики государства. На протяжении длительного времени у нас была принята марксистская трактовка понятия реформы (от лат. reformio, преобразую): «более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к… … Справочник технического переводчика

    Экономические крестьяне в России во второй половине XVIII века категория государственных крестьян, образовавшаяся после проведения Екатериной II в 1764 году секуляризационной реформы из бывших монастырских и церковных крестьян. Эти… … Википедия

    реформы экономические - (от франц. reforme преобразовываю) крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы проводятся в условиях, когда выявляется… … Словарь экономических терминов

Книги

  • Без гнева и пристрастия. Экономические реформы 1990-х годов и их последствия для России , Симонян Ренальд Хикарович. Эта книга о сравнительно недавних событиях российской истории - об экономических реформах 1990-х годов и их влиянии на современную Россию. Автор размышляет об итогахперехода от…

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ: ОТ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ - К РЫНОЧНОЙ

Экономическое развитие в 1985-1986 годах. Перестройка экономики была на первых порах лишь развитием начатого при Андропове политического курса. Продолжался "широкомасштабный экономический эксперимент" в легкой промышленности и на железнодорожном транспорте, предполагавший внедрение элементов хозрасчета.

С учетом растущего отставания СССР в научно-технической сфере было объявлено об ускорении научно-технического прогресса. Однако дополнительных капиталовложений в эту сферу так и не последовало.

Привыкший к лозунгам и словесам прежних партийных лидеров, Горбачев тоже призывал активнее использовать "скрытые резервы", крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование. Низким оставалось качество выпускавшейся советской промышленностью продукции. За 1981-1984 гг. только из-за снижения цен на не отвечавшие стандартам оборудование и товары страна потеряла 12 млрд. руб. (по официальному курсу - 20 млрд. долларов). Для обеспечения более высокого качества была введена система госприемки выпускаемой продукции. Однако это в первую очередь привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве.

Все эти традиционные шаги не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить лишь самим энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Необходима была и смена кадров управления экономикой, и разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты - Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. работа была завершена.

Экономическая реформа 1987 года. Разработчики преобразований исходили из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее они предполагали внесение серьезных изменений в существовавшую экономическую модель. В общих чертах предусматривалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); закрытие убыточных предприятий; создание коммерческих банков.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же "Закон о государственном предприятии", предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.

Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности вести самостоятельную экономическую деятельность.

Тем не менее одним из немногих реальных результатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Все это вело к тому, что началась легализация "теневой экономики", в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор "отмывал" до 90 млрд. рублей.

Социальные аспекты реформы. С самого начала "перестройки" лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда. С учетом роста цен планировалось увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы. За счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства предполагалось уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться еще на 600 руб. в месяц.

Особое внимание намечалось уделить развитию образования и здравоохранения, расширению культурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. клубов).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - опережающего возможности производства роста заработной платы. Ее размер увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. руб. (275 млрд. долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению "визитных карточек покупателя", купить без которых что-либо было практически невозможно.

Разработка планов перехода к рынку. Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что преобразования можно было проводить под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более неблагоприятно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Н. Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была еще в 30-е гг. передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

На рубеже 1980-1990-х гг. началось резкое сокращение производства мяса, сыров, сахарного песка и других продуктов питания. Продовольственный дефицит принял катастрофические масштабы - чтобы купить, например, курицу или десяток яиц, нужно было отстоять в очереди три-четыре часа. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. при­вело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу "500 дней". За этот короткий срок она предполагала провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия Центра.

После отказа Горбачева одобрить эту программу правительство РСФСР заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступила в решающую фазу.

Главными причинами неудач экономических реформ периода "перестройки" стали: непрерывные корректировки уже принятых решений в области экономики; промедление в осуществлении преобразований; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли Центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.

К лету 1991 г. экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.