Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.
Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).
Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.
Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера"
интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.
Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.
Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:
Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .
План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:
В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.
Добавлены и забалансовые счета ():
НАША СПРАВКА
Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".
Нефинансовые активы
В новой редакции изложены, в частности, положения ():
Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).
Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().
В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().
НАША СПРАВКА
Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().
Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).
В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):
Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000
Корреспонденции по счетам | ||
---|---|---|
Отражение суммы ущерба:
|
||
Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм |
||
Отражение суммы:
|
Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (
Обязательства
Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.
Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().
Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".
Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1
Санкционирование расходов
Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".
О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:
Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
Подход к ведению бюджета в разных семьях может отличаться: одни складывают все деньги вместе и тратят по необходимости, другие скидываются только на общие траты, а часть денег оставляют для личного пользования. В любом из этих вариантов могут возникнуть недопонимания и подозрения, что один из членов семьи тратит больше, а интересы другого ущемляются.
Если семья не до конца понимает, куда уходят деньги, это может стать поводом для ссор и обид.
Чтобы избежать путаницы и взаимных обвинений, нужно сделать общие траты прозрачными, заранее обговаривать крупные покупки и финансовые цели, но в то же время оставить пространство для свободных расходов.
Давайте по очереди разберём правила честного и эффективного ведения семейного бюджета.
Планирование бюджета - это замечательная тактика, которой придерживается большинство богатых людей. Например, опросКак планировать семейный бюджет: опыт российских миллионеров успешных российских бизнесменов показал, что 73% участников составляют жёсткий целевой бюджет, в котором заранее прописываются все траты.
Планирование решает несколько проблем:
В начале месяца посчитайте все необходимые траты на еду, ЖКХ, транспорт, одежду и обувь, питомца, напишите примерные суммы. Далее вы можете разделить затраты поровну по принципу «я покупаю еду, ты платишь за квартиру» или создать денежный фонд, из которого будут браться деньги на общие нужды.
Ваши финансовые отношения в семье частично прояснятся уже на стадии планирования, но для полной гармонии необходима прозрачность и в процессе исполнения задуманного. Разберём несколько способов решения этой проблемы.
Это довольно трудоёмкий и неточный способ, поскольку чеки легко теряются и не везде выдаются. Кроме того, чтобы посмотреть затраты, вам придётся перебирать горы бумажек, вспоминать, за что выдавался каждый «безымянный» чек, и подсчитывать суммы.
Этот способ гораздо более удобный и быстрый. В App Store и Google Play есть немало приложений, которые позволяют записывать все расходы по категориям, настроить общий доступ для всех членов семьи и просматривать статистику.
Однако общий доступ в большинстве приложений возможен только при оплате подписки. К тому же, если не записать расходы на месте, они могут забыться и потеряться. В результате в конце месяца всегда остаётся сумма, потраченная неведомо куда.
Это ещё более простой способ отслеживания затрат. Все операции отражаются в банковском приложении автоматически, так что ничего не забудется и не потеряется.
Однако и у этого способа есть свои минусы: не все банки могут предложить такую опцию. Семейный банкинг в России находится в зачаточном состоянии, и только единичные банки-первооткрыватели пробуют обслуживать семьи.
Чтобы воспользоваться этим сервисом, все члены семьи должны открыть текущий счёт в «Райффайзенбанке» и завести аккаунт в интернет-банке «Райффайзен-Онлайн». После этого ваши близкие могут делать покупки с открытого ими счёта и пополнять его своими средствами.
Кстати, сервис доступен не только семьям, но и друзьям: доступ предоставляется по желанию клиента, вне зависимости от родственных связей.
Все операции будут отражаться в интернет-банке (а после Нового года и в приложении) как у вас, так и у ваших близких, так что каждый член семьи может посмотреть, на что уходят деньги.
Если обстоятельства меняются, вы в любой момент можете закрыть доступ ко всем счетам, кредитам и вкладам. Но, даже зная об этом, не каждый человек готов полностью открыть свои доходы и расходы членам семьи. И дело здесь не в недостатке доверия или каких-то тайных покупках, просто многие люди нуждаются в некоторой свободе и личных деньгах. И этот пункт тоже стоит учитывать при построении семейного бюджета.
Если вы выбрали в качестве общего фонда банковский счёт, вовсе не обязательно переводить на него все доходы. Вы можете перечислить только часть денег, а остальное оставить на личном счёте. Например, в «Райффайзенбанке» ваши близкие просматривают и пользуются только расшаренными продуктами, а остальные ваши счета, кредиты и вклады остаются приватными, никто не может их контролировать.
Кроме того, многие эксперты по личным финансам рекомендуют откладывать 10–20% от своего дохода в качестве накоплений или инвестировать эту сумму. Если доходы позволяют вам что-то откладывать, воспользуйтесь этим советом: накопления выручат в сложной ситуации.
Вы можете отложить часть дохода, сделав приватный вклад, а если хотите накопить на что-то вместе с родными, используйте общие накопительные счета и вклады.
Бывает так, что один член семьи пытается добиться какой-то цели - сократить расходы, быстрее погасить кредит или накопить на путешествие, - а второй поддерживает его только на словах. Чтобы избежать этого, нужно заранее обговаривать цели и стремиться к ним вместе.
Для таких случаев можно использовать совместные вклады или разделить кредит и ипотеку. В «Райффайзенбанке» такая возможность тоже существует.
Например, вы решили быстрее погасить ипотеку. Вы договариваетесь с супругом выделять на это определённую сумму, открываете доступ к ипотеке и начинаете погашать её вместе. В таком случае расплывчатое желание побыстрее выплатить превращается для него в конкретную цель - внести в этом месяце пять тысяч, и ваши планы начинают воплощаться в жизнь.
То же самое происходит с накопительными счетами и вкладами. Вы создаёте накопительную цель («На отпуск», «На новую машину», «На день рождения»), открываете доступ и начинаете вместе переводить оговоренную сумму каждый месяц.
Карманные деньги для детей и финансовая помощь пожилым родителям - ещё одна статья расходов, которую можно разделить на двоих. Удобнее всего делать это с помощью банковского приложения. Например, вы можете настроить автоплатёж для ежемесячной помощи родителям или создать для них отдельный счёт и перечислять туда деньги при необходимости.
Что касается детей, можно поступить аналогичным образом или использовать специальные продукты. «Райффайзенбанк» предлагает особые дебетовые карты для детей. Вы с партнёром можете вместе управлять картой своего ребёнка: пополнять её и просматривать все совершённые операции. Дети от шести лет могут пользоваться картой и удобным мобильным приложением, в котором есть не только данные об операциях, но и обучающая информация о личных финансах.
Неважно, сколько человек в вашей семье зарабатывают деньги, имеют постоянный доход или случайные подработки. Всё это можно учесть и честно поделить расходы. Например, если один получает зарплату раз в месяц, а второй работает фрилансером и имеет несколько денежных поступлений, на стадии планирования они могут распределить расходы, а затем отслеживать фактические траты в мобильном приложении или своём аккаунте интернет-банка «Райффайзенбанка ».
Благодаря такому подходу вы можете сделать семейный бюджет максимально честным и прозрачным, перестать ссориться из-за денег и при этом оставить долю личной свободы за счёт неконтролируемых счетов.
Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.
Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:
В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.
Автономные (АУ) |
Бюджетные (БУ) |
Казенные (КУ) |
|
Основной регулирующий НПА |
Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ |
Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ |
Бюджетный кодекс РФ |
Вид деятельности |
Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) |
Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ). |
|
Использование доходов от коммерческой деятельности |
На свое усмотрение (пп. 2-3 ст. 298 ГК РФ). |
Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ) |
|
Расчетные счета |
В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ) |
Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ) |
|
Владение имуществом |
На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
||
Распоряжение имуществом |
|
Должно быть получено согласие собственника:
Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом |
Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества |
|||
Ответственность |
Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5-6 ст. 123.22 ГК РФ) |
Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ) |
|
Источник финансирования |
Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ) |
Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ) |
Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:
На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:
Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.
Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.
План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:
Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.
Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…» .
Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:
Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».
В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.
Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190-209 (приказ № 183н), пп. 161-180 (приказ № 174н), пп. 131-150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.
Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.
Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:
Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .
С разрядами 18-26 все однозначно, значения для разрядов 19-26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1-9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.
Для заполнения разрядов 1-17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы (гл. II, табл. 1 указаний), расходы (гл. III, табл. 2 указаний), источники (гл. IV, табл. 5 указаний). В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.
Номер разряда КБК (кода расходов) |
|||||||
Код главного распорядителя бюджетных средств |
Код раздела |
Код подраздела |
Код целевой статьи |
Код вида расходов |
|||
Программная (непрограммная) статья |
Направление расходов |
подгруппа |
|||||
Прил. 9 к указаниям № 65н |
Прил. 2 к указаниям № 65н |
Прил. 10.1 к указаниям № 65н |
Прил. 3 к указаниям № 65н |
Чтобы определить знаки 1-17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:
Номер разряда счета АУ или БУ |
|||||
Соответствующий номер разряда КБК |
|||||
На месте разрядов 5-14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.
Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1-17 переносятся разряды 4-20 КБК (либо разряды 1-17 КБК переносятся на место разрядов 1-17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.
Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.
Обновлено: 23.10.2018
Олег Лажечников
1 269
130Я часто сталкиваюсь с тем, что люди не знают, куда тратят свои деньги, не знают, сколько уходит у них на еду, на посиделки в кафе с друзьями, на шмотки, на непредвиденные расходы и прочее. При этом они занимают в долг, жалуются, что денег не хватает, а так хочется поехать куда-нибудь, или купить ноутбук/велосипед… Сразу возникает вопрос, а так ли хочется? Или, что хочется сильнее, просаживать деньги на пиво по выходным, или поехать на море? Конечно, на море, но ведь я так мало трачу на развлечения, будет ответ. В реальности, человек не знает, что некоторые его статьи расходов суммарно за несколько месяцев или год составляют поездку на море.
Я ни в коем случае не призываю экономить на том, что для вас важно. Но ведь лучше знать, и понимать, сколько в действительности это забирает у вас денег, чтобы можно было сделать осознанный выбор. Не менее важным является и знание своих настоящих желаний, настоящей мечты. Об этом я писал в статье .
У вас появляется рычаг давления на членов вашей семьи:) Например, приходит жена к мужу и говорит, вот мы мне ничего не покупаем, не балуем меня, а ты себе аж Макбук за 50 тыс купил, ай-ай. Молча муж открывает бюджет, делает выборку за год и показывает, что кроме Макбука в течении года он себе лишь пару футболок купил, в то время как жена за весь год себе уже одежды на 100 тыс набрала, просто не за раз все, а понемногу покупала, периодически.
В общем бюджет, отличная штука для того, чтобы понять, как складываются ваши траты. Реально многие считают, что подумаешь всего на 1000 руб дороже, но по факту этих тысяч рублей за весь год (а у кого-то и за месяц) столько набегает, что можно машину купить! Игрушечную:) На самом деле не шучу, экономия семейного бюджета только так и складывается — из мелочей, это основная фишка. Сэкономленные 1000 рублей = заработанные 1000 рублей. Недавно посчитал, что мой курящий друг тратит на сигареты в год примерно стоимость хорошего ноутбука. То есть, если бы он не курил, то мог бы ноут менять раз в год.
Только очень прошу не путать экономию с нищебродством. Стараться увеличить свой заработок — это необходимое и обязательное желание, и нисколько не противоречащее экономии. Как в бизнесе, всегда есть бухгалтер, который оптимизирует затраты. И, если идти в двух направлениях одновременно, зарабатывая, и осознанно отсеивая ненужные траты, можно гораздо быстрее придти к своей цели.
Мне искренне непонятна та ситуация, когда запросы растут быстрее доходов. Вот какой смысл все тратить и залезать в долги/кредиты, ради чего? Не лучше ли, откладывать или вкладывать, чтобы получить финансовую независимость и свободу? Иначе можно зарабатывать миллионы, а все равно «побираться».
Итак, плюсы по пунктам.
Я бюджет с 2008 года. Один раз попробовал и мне понравилось. Благодаря бюджету удалось спланировать уже не одно путешествие, а точнее понять возможность его осуществления в конкретный месяц при конкретных условиях. Также он мне очень помог после моего увольнения в 2010.
Я тогда сразу рассчитал, сколько месяцев свободной жизни могу получить, в какие страны съездить и какие вещи купить. Соответственно, я знал, в какой месяц должен будет появится заработок или когда нужно выходить на работу (в случае неудачи).
Вообще мне больше всего нравится чувство защищенности/безопасности, когда можно заранее все распланировать (на 3-6-12 месяцев) и быть спокойным.
Их (для меня) гораздо меньше.
Как я уже выше писал, основные принципы (ну, или плюсы) — это контроль трат, осознанный выбор и устранение ненужных вам трат. И бюджет на этом и строится: вы планируете траты на нужный промежуток времени и потом придерживаетесь их. Также в процессе нужно эти траты отмечать, чтобы соотносить фактические траты с планируемыми.
Насколько строго все это делать, решает каждый сам для себя. Я вначале очень строго все вел, чтобы понять, куда и чего уходит, а потом расслабился, начал округлять и вести все приблизительно. В итоге получился плавающий бюджет, в котором основное — отсутствие ненужных трат, соответствие расходов доходам (потребностей возможностям), а не строгое соответствие и экономия ради экономии.
Часть сервисов имеют свой сайт-сервис и мобильное приложение, часть только приложение, часть только сайт. На мой взгляд удобнее тот вариант, когда есть возможность пользоваться, и приложением на телефоне, и онлайн-версией на сайте с ноутбука. Это была одна из причин, почему я выбрал в свое время Дребеденьги и сижу на них уже много лет.
Так же можно и совсем по старинке — записывать на бумажке. Однако есть риск, что бумажка эта потеряется в один прекрасный момент, да и поправить что-то в электронном бюджете гораздо легче.
Как я выбирал программу для ведения семейного бюджета? Я зашел на Google Play, скачал штук 5 андроид-приложений, которые приглянулись мне по скриншотам и описаниям, и начал их пробовать. Где-то 10 минут на каждое приложение. В результате осталось два, которые более менее мне были понятны, или другими словами, где меня устроила логика ведения бюджета. Это важно, что мой принцип ведения в голове, совпадал с замыслом автора приложения. Иначе придется очень долго вникать, а как тут чего сделать. Нет, все должно быть интуитивно понятно. Далее я попробовал пару дней поотмечать траты, чтобы понять, удобно мне или нет.
С 2008 года по 2013 год я вел бюджет в экселе. Вы можете скачать , представляющий упрощенный шаблон моего бюджета. Или вот еще моего бюджета (более сложный файл) с учетом разных каналов дохода/расхода (карточки, электронные деньги).
Один лист в экселе – это один месяц. Бюджет месячный и расписан на 2-3 месяца вперед, не меньше. Чтобы спланировать на полгода вперед, необходимо создать еще 6 листов с именем «месяцГод» (чтобы формула работала), и так далее.
В каждом месяце есть два столбца – планируемые траты и фактические. Первый столбец служит для планирования, второй для текущих трат.
В моем файле (особенно во втором) есть формулы, если вы с ними не дружите, то лучше попробуйте сделать что-то свое или воспользуйтесь готовыми сервисами. В противном случае придется разбираться. Если кратко, то во втором файле можно отмечать затраты по дням в зависимости от того, как вы их тратили: наличка, электронные деньги, карточки. И баланс потом считается точно также по всем этим местам хранения средств.
С 2013 года я перенес бюджет на сайт и очень доволен. Теперь я отмечаю все траты с телефона, а планирую на ноутбуке онлайн.
Многие операции автоматизированы, например, все траты по банковской карточке сами попадают в бюджет. Таким образом, если практически не использовать наличку (а я как раз её стараюсь минимизировать), то почти ничего отмечать и не нужно. Читайте отдельный пост и их приложением для телефона, потому что тут слишком долго рассказывать.
Так что простенькая таблица в Excel хороша только для начала, потестить так сказать. А уже после того, как приняли решение, что бюджету быть, то можно переходить в сервисы, в том числе и платные.
P.S. А вы ведете семейный или личный бюджет?
Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку
Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.
Лайфхак 2 - как найти отель на 20% дешевле
Спасибо, что прочитали
4,78
из 5 (оценок: 67)
Комментарии (130 )
Ася
Aleksey
Григорий
Валеирй
Сашенька
Mariia
Светлана Билецкая
Юрий
Сергей
Ринат
Mary
alostraelia
Marta
AndreyShaD
Ева Икс
Антон
Дмитрий
Марина
Елена
Dim Yanush
Владимир Переседов
nata_li
4polinka
Слава
Ирина
Марина
Ксюша
Вадим
Вадим
Abu_Zabado
ivvva
Tannchen
Snail
Loving030587
Бюджетный учет используется во всех без исключения учреждениях и организациях, которые относятся к государственной форме собственности. Он несколько отличается от привычной работы бухгалтерии, однако основные принципы в нем соблюдаются. Все действия, шаблоны документов и иные элементы, которые только могут понадобиться для деятельности организации, утверждаются вышестоящими органами и носят не рекомендательный, а обязательный характер. Есть и конкретные примеры, образцы и тому подобные вспомогательные документы, которые облегчают работу сотрудников.
Названный вариант учета представляет собой четко регламентированную систему, при которой все элементы управления учреждением собираются воедино и обрабатываются специалистами. Он характеризуется наличием большого числа инструкций и тому подобных документов, которые указывают, как те или иные действия обязаны совершаться в различных условиях. Это очень сильно облегчает процесс работ, ведь информация, которую дает инструкция по бюджетному учету, позволяет сразу приступить к работе и четко выполнять все требования, не отвлекаясь на всевозможные отдельные элементы, присущие его классическому варианту.
Существует определенный перечень главных задач, которые являются основой, составляющей учет. Общее количество подобных элементов очень велико, однако если сократить и вкратце рассматривать данную проблему, можно выделить некоторые из них.
Так, указанный тип учета необходим, чтобы изыскивать неочевидные, скрытые резервы, которые бы позволили государству функционировать более эффективно. Кроме того, бюджетный учет позволяет производить тотальный контроль фактического состояния и наличия любых сумм денежных средств, а также различных активов. При правильном ведении он же дает возможность выявлять и своевременно предупреждать любые нецелесообразные траты и вообще давать понимание того, куда именно, в какой сумме и каким образом были использованы деньги. Учет такого типа, помимо всего прочего, показывает результаты деятельности конкретной организации. То есть насколько прибыльной или убыточной она является.
Не последнюю роль играют статистические и отчетные данные, которые также собираются при помощи этого учета. Они нужны для накопления определенной информации, ее анализа, предоставления заинтересованным лицам и в итоге для формирования новых инструкций, документов, а также для того, чтобы последующие изменения в бюджетном учете максимально соответствовали текущей ситуации и были наиболее эффективными в конкретный отрезок времени.
Все базовые основы указаны в специальной Инструкции №148н, которая включает в себя не только четкие определения того, как именно следует действовать в определенных условиях, но и какие наказания могут последовать при отказе от использования указанных требований. Следует отметить, что в этом документе есть только основы и база, которые, безусловно, покрывают все сферы деятельности и элементы работы организации, но могут быть неполными.
Кроме него существует ещё огромное количество всевозможных изменений, дополнений и тому подобных факторов, которые также влияют на работу предприятия и в некоторых случаях могут очень значительно менять ранее утвержденные нормы. В теории руководитель организации и другие лица, наделенные определенной властью в отдельно взятом учреждении, обязаны доводить до сотрудников все эти документы соответствующим образом и в требуемые сроки.
На практике сотруднику рекомендуется самостоятельно отслеживать ситуацию и, по мере получения новой информации, уточнять ее у руководства, во избежание возможных проблем в дальнейшем. Но и это ещё не все, помимо всей этой документации, следует разбираться и в стандартной бухгалтерии со всеми ее нормативными актами. Счета бюджетного учета хоть и отличаются от классических, но работа с ними все равно производится примерно тем же образом, что делает попытки разобраться во всем этом достаточно сложными.
Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению. Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.
Безусловно, в определенных ситуациях могут добавляться и другие особенности работы, но тут уже многое напрямую зависит от того, каким конкретно образом функционирует организация, чем она занимается, каковы ее особенности и так далее. По каждому такому пункту следует проводить дополнительную проверку на наличие условий и требований, способных хотя бы частично касаться работы учреждения.
Основные требования выставляются непосредственно к руководителю и главному бухгалтеру учреждения. Именно они обязаны постоянно контролировать производимые работы, их фиксацию в документах и учет бюджетных средств. Только они отвечают за все согласно законодательству, а уж потом при необходимости могут наказывать самостоятельно доступными и адекватными методами своих сотрудников.
Это разумный подход, так как только они знают (или обязаны знать) все особенности, которые обычному человеку, занятому в работах, просто не нужны для полноценной деятельности. При этом тот же главный бухгалтер имеет возможность потребовать от руководства принятия необходимых мер, целью которых будет соответствующий и правильный бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. К данному пункту относятся требования к организации рабочих мест, их техническому оснащению, найму квалифицированных сотрудников и так далее.
В свою очередь, руководство может требовать выделения соответствующих сумм, на выполнение условий сотрудников, если они будут считаться действительно заслуживающими внимания и препятствующими полноценной работе организации. К примеру, кулер для воды вряд ли будет относиться к обязательному оборудованию, а вот без хотя бы самого плохого компьютера производить учет или выполнять иные аналогичные функции становится практически невозможно. Как следствие, понадобятся подходящая инфраструктура, связь через сетевое соединение и даже отдельный человек, который будет следить за сохранностью всего этого.
Чтобы работа организации была максимально эффективной, все действия выполнялись точно и в срок, а отчетность действительно соответствовала предъявленным к ней требованиям, необходим достаточно большой штат сотрудников, каждый из которых будет выполнять четко определенные функции. Это помогает разбивать рабочий процесс на части и дает возможность комфортно и качественно работать в своей области даже при наличии минимальных знаний, ведь действительно опытный человек потребует высокой оплаты, на что организация может и не согласиться.
Подразумевает наличие кассиров, ведущих бухгалтеров (или сотрудников, которые будут совмещать обе функции). Кроме того, могут присутствовать заместители (обычно один, но иногда бывает и больше) и, естественно, главный бухгалтер. При такой схеме начальник контролирует основные сферы деятельности и особенности. Более детально они контролируются и направляются заместителями, а выполняют всю работу непосредственно рядовые сотрудники.
Существует более 40 базовых форм которая обязана использоваться в государственном учреждении для того, чтобы управленческий учет был как можно более приближенным к требованиям законодательства. Фактически все они разделены на две группы, примерно одинаковые по количеству указанных документов, одна из которых относится к фирмам любой формы собственности, а вторая касается исключительно бюджетных организаций.
В свою очередь, бюджетный бухгалтерский учет имеет собственное разделение указанных первичных документов на три основных группы. Все они нужны для качественной работы предприятия и позволяют охватить абсолютно все сферы деятельности.
Так, выделяют примерно равные по числу шаблоны, отвечающие за расчет и начисление заработной платы, проведение любых операций с кассой, а также регулирующие работу с материальными активами. Самой маленькой группой документов являются те, которые не вошли ни в одну из категорий и охватывают некоторые весьма специфичные сферы деятельности, не все из которых существуют на предприятии.
Как и в обычном бухгалтерском учете, активно применяются всевозможные автоматизированные системы, существенно облегчающие работу сотрудников, а также дающие максимально точные и достоверные данные на основании введенных цифр.
Удобство подобных программ давным-давно проверено и одобрено всеми сотрудниками, которые обязаны работать с бухгалтерским, налоговым или управленческим учетом. Они мгновенно выдают всю требуемую информацию, не вынуждают пользователя долгое время обучаться работе с ними, сигнализируют о заканчивающихся сроках сдачи отчетов и так далее. Большинство современных бухгалтеров, в принципе, смутно себе представляет работу организации без таких вспомогательных средств.
Все сферы деятельности предприятия тесно связаны с отчетностью. Это одна из основ, которая является обязательной для всех и позволяет накапливать достаточные для анализа, контроля и проверки данные. Выделяют несколько базовых вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции:
Как можно заметить, все они позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее. Обычно ко всем этим документам прилагается также и в которой уточняется та или иная не совсем понятная сразу информация.
Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.
Бюджетный учет во многом схож с обычным, который используется на частных предприятиях, в фирмах и организациях. Основные отличия кроются в, казалось бы, мелких деталях наподобие плана счетов и в особенностях классификации тех или иных действий. Но на самом деле, если вникать во все это детально и подробно, окажется, что данные элементы являются ключевыми и влияют на всю структуру работы организации очень серьезно.
Конкретней о данном вопросе можно сказать, только сравнивая два разных предприятия схожего типа, одно из которых будет частным, а другое — государственным. Управленческий учет, как и любой другой, в частной компании будет, с одной стороны, более простым и понятным, а с другой, при наличии большого количества внутренних нормативных документов, намного более сложным и запутанным. Да ещё и в некоторых случаях пересекающимся с действующим законодательством.
В целом, если подводить итог всему вышесказанному, бюджетный тип учета является хоть и сложным на начальных стадиях понимания, в отличие от обычной его формы, но намного более простым в дальнейшем.
Главной задачей для полноценного разбора проблемы должен стать разбор всей законодательной базы, которая хоть как-то может касаться данной проблемы. После этого работать станет намного проще и понятней, даже с учетом постоянных правок и изменений. В свою очередь, стандартный тип работы почти любой более-менее крупной фирмы подразумевает тот факт, что сотрудники будут учитывать не только требования законодательства, но и пожелания работодателя, соотнося их с законами и инструкциями.