Подтверждение занятости самозанятого населения адвокаты. Кто к ним относится? Переходный период для самозанятых граждан

Подтверждение занятости самозанятого населения адвокаты. Кто к ним относится? Переходный период для самозанятых граждан

Самозанятые лица оказались под прицелом у правительства. Предыдущая попытка их легализовать провалилась, и сейчас Минюст вводит новый налог с пониженными ставками. Но самозанятые болезненно относятся к эксперименту. Кто такие самозанятые граждане? Какими видами деятельности они могут заниматься в 2019 году и какие налоги должны платить?

Налоговики массово проводят контрольные закупки в соцсетях для выявления самозанятых. Об этом они пишут на сайте ФНС. Так, налоговые инспекторы из Твери сначала наблюдали ВКонтакте за мужчиной, который рекламировал себя как фотографа. Назначили ему встречу. Однако, они не спешили записаться на фотосессию, а на вопрос о предоплате вместо денег достали служебное удостоверение. За незаконную предпринимательскую деятельность фотографу грозит штраф.

На месте незадачливого фотографа может оказаться каждый шестой россиянин, который считается безработным и не отчитывается по доходам.

Сегодня многие фрилансеры - строители, дизайнеры, маркетологи - уже отказываются работать с незнакомыми клиентами, так как боятся проверок.

Кто такие самозанятые

Самозанятые - отдельная группа в микробизнесе. Это мелкие предприниматели без статуса ИП и физические лица, оказывающие услуги без возможности найма сотрудников. Они действуют на свой страх и риск без официальной регистрации и не платят налоги и взносы государству. Для многих из этих людей беззаботная жизнь скоро закончится, и не исключено, что кому-то из них придется оформить ИП (бесплатно оформить ИП ).

Самозанятые граждане до сих пор не имеют правового статуса. Не ясно, кто они - физические или юридические лица? Для физлиц штрафы намного ниже, чем для юрлиц. Сейчас этим занимается Минюст России.

Например, сейчас много мамочек в декрете пекут дома пироги и вкусные торты. Однако, если она кормит свою семью, угощает друзей и соседей, то незаконной предпринимательской деятельности нет.

Но если она продает пироги на сторону и главное, получает доход, она становится предпринимателем. Чтобы работать честно должна оформить сертификат на каждое изделие, получить разрешение от СЭС/пожарных и заплатить налоги в бюджет.

Чем отличается самозанятый гражданин от ИП

Отличия Самозанятый человек Индивидуальный предприниматель
Регистрация в ФНС Простая Сложнее, нужно заполнить пакет документов
Налоговая отчетность Нет Зависит от налогообложения - от одного отчета в год и нескольких деклараций в квартал.
Налогообложение нет режима ОСН, УСН, ЕНВД или патент
Страховые взносы 1,25% в ПФР
0,25% в ФОМС
Платит страховые взносы, даже если нет деятельности.
В 2018 г. - 32385 рублей
В 2019 г. - 36 238 руб.
В 2020 г. - 40 874 руб.
Наемные сотрудники Нельзя нанимать наемных работников Могут нанимать по трудовому или гражданско-трудовому договору
Ограничение дохода Не более 10 млн рублей в год Нет ограничений

Самозанятого человека легко вычислить по признакам:

  • Он нигде официально не зарегистрирован - он и не наемный сотрудник и не бизнесмен
  • Сам себе предприниматель - ищет заказчиков, один работает и сам получает деньги. Чаще всего наличкой или на карту банка
  • Для его деятельности не нужна лицензия

Обычно самозанятые лица не думают о налогах в бюджет и взносах в фонды - на будущую пенсию и медицинское страхование. Они не хотят легально работать из-за больших налогов и прессинга надзорных органов - от ФНС до санэпидемстанции. Специальные налоговые режимы невыгодны самозанятых граждан. За патент придется платить независимо от результатов работы - был доход или нет. Государству это неважно.

Ольга Данилова , зам. руководителя бухгалтерского аутсорсинга Главбух Ассистент:

Чтобы встать на учет в качестве самозанятого, нужно обратиться в отделение ИФНС по месту прописки, заполнив уведомление о своем статусе установленного образца. Можно попросить поставить отметку на копии документа, который останется у вас.

Татьяна Смирнова , копирайтер:

Я не собираюсь зарегистрироваться как самозанятое лицо, несмотря на низкие налоги. Не верю нашему правительству. Через год-два всех самозанятых заставят перейти на ИП и придется платить фиксированный взнос по 32 тысячи рублей в ПФР. При этом мой размер пенсии никак не увеличится.


Читайте также о кредите для ИП под залог недвижимости в 2019 году

Виды деятельности, разрешенные для самозанятых лиц в 2019 году

В 2018 и 2019 годах для самозанятых действуют налоговые каникулы. Для тех, кто добровольно зарегистрируется в налоговой инспекции, не нужно платить налоги в бюджет. Виды деятельности пока малочисленные. Самозанятость касается репетиторов, нянь-сиделок, прислуги-домработниц.

Однако, субъекты РФ могут ввести новые виды услуг. Виды деятельности для самозанятого населения в 2019 году, разрешенные в регионах:

  • выпас скота,
  • починка одежды,
  • ремонт зданий и помещений - отделка и строительство,
  • парикмахерские услуги фотография,
  • ремонт электронной бытовой техники,
  • починка бытовых приборов, домашнего и садового инвентаря.

Государство не успело создать общую базу данных по видам деятельности в 2019 году для самозанятых граждан в каждом регионе. Если сомневаетесь, лучше уточнить в налоговой инспекции по месту жительства. Бесплатно зарегистрировать ИП или ООО можно .

Галина Азарова , налоговый консультант:

Количество регистрации для самозанятых лиц в РФ - мизерное. На 1 июля 2018 года количество самозанятых на всю Россию составляло 1661 человек. В Москве их 158 человек. То есть можно с уверенностью говорить, что эта система ведения бизнеса сейчас просто не работает.

Налоговый учет самозанятых граждан

Регистрация самозанятого лица в рф происходит самостоятельно. Для этого ему нужно подать уведомление по месту жительства. Отправить в налоговую инспекцию можно разными способами:

  • отвезти лично
  • отправить через почту России заказным письмом с уведомлением
  • передать через представителя

Лучший вариант - отвезти лично. Для этого вам нужно два экземпляра. Один останется в налоговой инспекции, а на втором попросите инспектора поставить штамп о принятии. В последующем, отметка на уведомлении подтвердит то, что вы его подавали. Налоговики могут потерять свой экземпляр, и вы не сможете доказать свой статус. Тогда вам начислять все налоги как индивидуальному предпринимателю, а не самозанятому. А это на порядок больше.

В уведомлении всего три страницы и заполнить его просто. Первый и второй лист бланка предусмотрен для всех физлиц, а третий - для самозанятых, которые воспользовались дополнительными региональными услугами.

Скачать бланк можно , выглядит он так:

Переходный период для самозанятых граждан

Вначале государство планировала перевести самозанятых на патент стоимостью от 10 до 20 тысяч рублей в год. Но потом Минфин России отказался от этой мысли и вводит новый налог на профессиональную деятельность (НПД) для микробизнеса.

Галина Азарова , налоговый консультант:

Минфин опубликовал проект развития страны на 2019, 2020, 2021 г. Из него видно, что правительство берет курс на создание конкурентных условий для всех видов бизнеса. При этом преимущества предоставляются на ограниченный срок и исключают нечестное ведение бизнеса.

Платить новый налог начнут самозанятые граждане с 1 января 2019 года. Участвуют в эксперименте регионы - Москва и Московская область, Татарстан и Калужская область. Он пройдет в тестовом режиме до 31 декабря 2028 года и если оправдает надежды государства, то начнет действовать по всей России.

Процент нового налога напрямую связан с правовым статусом клиента, кто это - физлицо или организация. Распределяется он так:

  • 4% от дохода перечисляют в бюджет те, кто обслуживает физлиц
  • 6% заплатят самозанятые, продающие свои товары и услуги юридическим лицам. Также те, кто сдает в аренду движимое и недвижимое имущество.

Самозанятые граждане начнут перечислять страховые взносы:

  • 1,25% от дохода в Пенсионный фонд
  • 0,25% - в Фонд обязательного медицинского страхования,

Ставка налога по страховым взносам составляют всего 1,5% и платить их придется ежемесячно одной суммой. Оплачивать самозанятые будут с банковской карты, привязанной к личному кабинету плательщика через мобильное приложение.

Самозанятых освободили от обязательных фиксированных платежей в фонды, которые каждый год платит ИП.

Минфин планирует использовать налоговые вычеты не только для самозанятым, но и для клиентов. Налоговый вычет для самозанятых лиц составит 30 тысяч рублей. Его вводят для перечисления единого платежа.

А их клиентов могут воспользоваться бонусом в размере 1,5% от специального налога на профессиональную деятельность(НПД), не более 10 тысяч рублей за год.

Самозанятые граждане смогут работать без регистрации в качестве ИП только в том случае, если их совокупный годовой доход не превысит 10 млн рублей.

Галина Азарова , налоговый консультант:

Репетиторы, няни и сиделки никогда не были злостными и высокодоходными "уклонистами". Вполне допускаю, что если виды деятельности увеличат, а ставки налогов будут ниже, чем на спецрежимах для ИП, то самозанятость станет популярной для микробизнеса. Действующее сейчас ограничение по видам деятельности очень сужает возможности применения этого режима.

Конец налоговым каникулам для самозанятых

По данным Росстата сегодня в нашей стране около 25 млн. людей людей, работающих без регистрации. Для них были введены налоговые каникулы, которые продлились до 31 декабря 2018 года. В 2019 году срок налоговых каникул истек, самозанятые, заявившие о себе в налоговые органы, должны либо прекратить свою деятельность, либо зарегистрироваться в качестве ИП и платить налоги.

После постановки на учет физического лица в качестве самозанятого гражданина, он «выйдет из тени», т.е. легализуется и сможет:

  • брать в расчет рабочий стаж для будущей пенсии
  • открыто рекламировать свои услуги, не думая о том, что он занимается незаконной предпринимательской деятельностью
  • расширить круг клиентов. Не все заказчики готовы платить за услуги в конверте или переводить на карту. Кроме того, клиенты не могут эти затраты включить в налоговую базу и увеличить прибыль. При легализации самозанятых можно оплатить с расчетного счета и снижать налоги.

С 2017 года налоговая служба начала учет граждан, которые оказывают услуги, получают доход, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

С 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года. запустили тестовый проект специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" закрепленный в законопроекте № 551845-7. Пока не во всех городах, а только:

  • в Москве и Московской облоасти;
  • в Калужской области;
  • в Республике Татарстан.

Кто такой самозанятый гражданин?

  • незарегистрированные в ФНС в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • осуществляющие деятельность по оказанию услуг в качестве репетиторов, помощников по хозяйству и т.д.;
  • работающие в одиночку без привлечения наемных работников;
  • получающие доход от указанной деятельности.

По закону граждане, относящиеся к самозанятым, подлежат постановке на налоговый учет по месту жительства.

Закон

Законодательно порядок ведения самозанятыми лицами своей деятельности закрепляется в следующих нормативных актах:

  1. Налоговый кодекс в статьях:
  • 346.43 - основание для составления списка лиц, признаваемых самозанятыми;
  • 217 пункт 70 - об освобождении от уплаты НДФЛ в рамках налоговых каникул для самозанятых граждан;
  • 422 пункт 3 - об освобождении от необходимости совершения страховых отчислений во время пребывания на налоговых каникулах;
  • 83 пункт 7.3. - о постановке на учет самозанятого лица в любом отделении налоговой службы;
  • 84 пункт 2 - о том, что какие-либо документы о начале или прекращении деятельности самозанятого лица в ИФНС выдаваться не будут;
  • 102 пункт 1 - о том, что факт постановки на учет или снятия с учета самозанятого гражданина не будет являться налоговой тайной.
  1. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р О введении патентной системы для самозанятых граждан и добавление данной задачи в п. 29 "Антикризисного плана" Правительства РФ».

Виды деятельности - полный список

Самозанятость определяется, как предпринимательская деятельность своими силами. При этом не привлекается наемный труд иных граждан. За свои услуги самозанятое лицо извлекает доход и улучшает свое финансовое благосостояние. Это довольно популярный вид работы, называемый еще часто фрилансом. Но, отметим тот факт, что правовой статус фрилансеров не закреплен законодательно, поэтому и перечень видов их деятельности лишь примерный. К категории самозанятых граждан можно отнести:

  • уборщиц, горничных, садовников, т.е. тех лиц, кто помогает в уборке дома, приусадебной территории и т.д.;
  • нянь, сиделок за престарелыми людьми;
  • репетиторов;
  • журналистов, переводчиков;
  • фотографов;
  • дизайнеров, швей;
  • сапожников;
  • специалистов по ремонту бытовой техники, электроники;
  • водителей, частных перевозчиков на легковом и грузовом транспорте;
  • копирайтеров, рерайтеров, корректоров текстов;
  • программистов;
  • парикмахеров, мастеров по маникюру и т.п.

Все перечисленные работники выполняют достаточно простые функции, не требующие получения специальной лицензии. Некоторые виды деятельности можно выполнять, не привязываясь к определенному месту и даже через Интернет. Это достаточно удобно для тех, кто предпочитает свободу в выборе места, кого не устраивает находиться в офисе или на производстве в установленное время.

Отрицательной же стороной самозанятости считается отсутствие правового статуса, что влечет за собой неуплату налогов и, как следствие, гражданин не может претендовать на медицинскую помощь и пенсионное обеспечение, как те, кто работают по трудовому договору.

Чем отличается от ИП

Разберем подробнее отличия самозанятых граждан от индивидуальных предпринимателей в сравнительной таблице:

Признак Индивидуальный предприниматель Самозанятый гражданин
Регистрационные особенности В соответствии с налоговым законодательством обязан проходить процедуру регистрации Законодательно не закреплена. По факту приобретения патента на вид деятельности предполагается упрощенная процедура
Уплата государственной пошлины Стоимость пошлины за регистрацию составляет 800 руб. Не установлена. Планируется в размере 100 руб.
Возможность привлечения труда наемных работников Да Нет
Налоговый режим В зависимости от вида деятельности, условий осуществления деятельности существует возможность использования общего или специальных налоговых режимов Приобретается патент, налоги и страховые взносы не взыскиваются. Не требуется использование контрольно-кассовой техники
Предоставление отчетности В зависимости от налогового режима отчетность формируется либо в общем порядке, либо по упрощенной схеме Нет

Важно отметить, что по факту, т.е. законодательно, самозанятые граждане не имеют официального трудоустройства. Это позволяет сделать вывод, что они безработные. При этом за свои услуги они получают доход, а стоимость услуг устанавливают самостоятельно.

Фрилансеров насчитывается достаточно много, по оценкам статистики в 2018 году среди россиян их уже более 25 миллионов граждан. Государство постоянно проводит мероприятия по их выявлению и легализации бизнеса.


Легализация самозанятого населения осуществляется в целях соблюдения интересов как самих фрилансеров, так и государства. Это позволяет:

  1. Государству:
  • контролировать малый бизнес и предоставлять ему меры государственной поддержки;
  • иметь достоверные сведения о количестве лиц, занимающихся малым бизнесом;
  • получить дополнительный источник для пополнения бюджета.
  1. Фрилансерам:
  • получить легальный статус своему труду;
  • надеяться на государственную поддержку и кредитование на развитие бизнеса;
  • заключать договора с получателем услуги;
  • отчислять страховые взносы для формирования пенсионных накоплений;
  • получить возможность засчитывать время работы в трудовой стаж.

К сожалению, сегодня еще слишком много бюрократических проволочек не позволяют самозанятым гражданам активно выводить свой бизнес из тени. Перечень видов деятельности, по которым можно получить патент, содержится в статье 346.43 НК, но существует ряд условий для его получения. Самозанятый гражданин:

  • иметь российское гражданство;
  • собрать необходимый пакет документов для получения патента;
  • не должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

Зарегистрироваться как самозанятый гражданин - инструкция по шагам

Регистрация самозанятых граждан заключается в получении патента на осуществление своей трудовой деятельности. Для этого необходимо сделать следующее:

  1. Подойти с удостоверением личности в налоговый орган по месту жительства;
  2. Оформить заявление на выдачу патента;
  3. Оплатить стоимость получения патента (стоимость утверждается региональными властями и составляет не более 20 тысяч рублей, где сумма распределяется следующим образом:
  • в региональный бюджет – до 10 тыс.руб.,
  • в пенсионный фонд – до 9 тыс.руб.,
  • в ФОМС – до 1 тыс.руб.;
  1. Получить документ.

Срок действия патента может составлять до 1 года. Действителен документ только в регионе проживания самозанятого гражданина.

Следует уточнить, что без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, перечень деятельности, по которой можно получить патент, очень маленький. Это:

  • помощь и уход за детьми, престарелыми и больными гражданами в качестве сиделки или няни;
  • репетиторские услуги;
  • работа в качестве помощницы по хозяйству или уборщицы.

Поэтому в некоторых сферах потребуется сначала встать на учет в ФНС, как ИП, а затем подать заявление на получение патента.

Важно! Самозанятый гражданин, взявший патент, вправе приостановить его действие на документально подтвержденный период (например, больничный лист). Это существенно отличает его от патента индивидуального предпринимателя.

Налоги за тунеядство

Налоговая политика российского законодательства позволяет самозанятым гражданам применять систему патентного налогообложения. Таким образом, фрилансер, не зарегистрированный в качестве ИП, одновременно при покупке патента уплачивает налоги и обязательные страховые взносы. Они уже включены в общую стоимость.

Такая регистрация самозанятых лиц позволяет им избежать административной ответственности за осуществление деятельности без соответствующего разрешения.


  • ухаживающие за детьми,
  • пожилыми и больными гражданами,
  • репетиторы,
  • уборщицы или помощница по хозяйству,

до наступления 2020 года освобождены от уплаты налогов и страховых взносов. Во время налоговых каникул им дается возможность пройти регистрацию или прекратить деятельность. Чтобы воспользоваться освобождением от налогов и взносов на 2019 год им необходимо обратиться в орган ФНС.

Заключение

Самозанятые граждане должны знать, что с таким статусом они вправе получить патент только на один вид деятельности и не смогут совмещать его с другими. При этом он сможет использовать только патентную систему налогообложения. Поэтому перед легализацией своего статуса фрилансеру необходимо внимательно изучить налоговое законодательство и выбрать оптимальный вариант.

Ещё в июле 2013 года вице-премьер по социальной политике Ольга Голодец объявила, что государство не знает, чем занимается 20 млн трудоспособных россиян. На тот момент к трудоспособному населению относилось 86 млн человек, из них только 48 млн были «видны и понятны». Из оставшихся 38 млн вычли женщин в декрете и ещё некоторые категории граждан. Из каких источников получают доход остальные россияне, неясно.

Важная информация: с 1 января 2019 года на территории Москвы, Московской и Калужской областей, Татарстана проводится пилотный проект по самозанятым. В рамках этого эксперимента значительно расширен перечень разрешённых видов деятельности. Но в отличие от домашнего персонала, этим самозанятым придётся платить налог с полученных доходов. Подробности читайте .

Кого называют самозанятым

Конечно, предположения здесь есть, и небезосновательные. Это работники, не оформленные официально, потому что работодатель, помимо зарплаты, должен платить за них 30% страховых взносов. Это собственники, которые сдают недвижимость и другое имущество. Это домохозяйки, которых обеспечивают мужья, и молодые люди, живущие за счёт родителей.

Но, по мнению государства, больше всего получателей нелегальных доходов заняты оказанием услуг и розничной торговлей, и именно их и следует называть самозанятыми.

В том, что миллионы россиян оказались в таком положении, есть и объективные причины. Во-первых, неравномерный уровень занятости и зарплат по России, из-за чего во многих регионах люди вынуждены просто выживать любым путём. Во-вторых, трудности ведения микро- и малого бизнеса, ведь далеко не все индивидуальные предприниматели зарабатывают даже на свои . В-третьих, некоторые граждане РФ недовольны тем, как расходуются бюджетные деньги, поэтому не платят налоги принципиально.

Тем не менее, все эти лица претендуют на пенсионное, медицинское и социальное обеспечение. А в условиях рыночного государства, в котором мы все живём, это возможно только за счёт тех, кто работает официально, платит налоги и взносы.

Репрессивные меры в отношении самозанятых в виде штрафов помогают мало. Факт получения нелегального дохода ещё надо доказать, и здесь трудно обойтись без того, кто оплачивает услуги. А ведь согласно законодательству, заказчик должен заплатить за исполнителя страховые взносы.

Да-да, если обычное физическое лицо (не ИП) заказало, к примеру, услуги по ремонту жилья, то на сумму вознаграждения исполнителю надо перечислить страховые взносы за свой счёт: 22% на пенсионное и 5,1% на медицинское страхование. Об этом недавно снова напомнил Минфин в письме № 03-15-05/9504 от 15.02.2018. Конечно, мало кто из заказчиков это делает, в результате огромный рынок услуг населению, оказываемых нелегальными исполнителями, остается бесконтрольным.

Официальный правовой статус самозанятого гражданина до сих пор не утверждён. Причём, этот термин уже используют и ФНС, и Пенсионный фонд, но вкладывают в них разные понятия.

Так, Федеральная налоговая служба указывает, что самозанятые не являются индивидуальными предпринимателями.

А Пенсионный фонд придерживается противоположного мнения, утверждая, что самозанятые граждане это, в том числе, индивидуальные предприниматели.

Окончательно прояснить здесь ситуацию должны министерства юстиции, труда, финансов, экономического развития. По крайней мере, именно этим ведомствам по итогам послания Президента Федеральному Собранию поручено завершить работу по закреплению статуса самозанятых. Срок исполнения поручения - до 26 июня 2018 года.

Как легализовать самозанятых граждан

Но пока выясняется правовой статус самозанятых, государство уже предпринимает попытки их легализовать. В первую очередь, этих лиц надо, что называется, подсчитать. А во вторую - предложить такие условия, чтобы выйти из тени им было выгодно. Пока что не получается ни того, ни другого. По статистике ФНС за всё время по России зарегистрироваться в качестве самозанятого захотели только 2 685 человек.

Что касается льготных условий для легализации самозанятых, то до сих пор не найдены варианты, удовлетворяющие всех. С одной стороны, понятно, что эти лица имеют доходы, с которых они не платят налоги, и это несправедливо. С другой, возможность стать честным налогоплательщиком уже давно существует, и это - .

На сегодня статус индивидуального предпринимателя имеют около четырёх миллионов россиян и иностранцев, проживающих в России. Но регистрация ИП - это не только право получать прибыль от бизнеса, но и обязанность вовремя отчитываться, платить взносы и налоги. Переходить в этот статус нелегалы тоже не хотят, возможно, потому что их доходы нерегулярны.

Одно из предложений по легализации - это ввести патент для самозанятых. Этот документ будет отличаться от патента индивидуальных предпринимателей, который оформляют в рамках патентной системы налогообложения.

Чтобы получить патент для самозанятых, регистрация ИП не потребуется. Условно говоря, достаточно будет подать в налоговую инспекцию специальное заявление и уплатить определённую сумму за один или несколько месяцев легальной деятельности.

Вопрос, какой же должна быть эта сумма, тоже очень важен. Например, высказывалось предложение, чтобы годовая сумма платежей для самозанятых не превышала 20 000 рублей. Однако, если сравнить с теми же индивидуальными предпринимателями, то они только страховых взносов за себя платят гораздо больше - в 2019 году это минимум 36 238 рублей. Если самозанятые будут платить меньше, чем ИП, то очень вероятно, что действующие предприниматели снимутся с учёта, а значит, бюджет на этом потеряет.

Сейчас государство активно ищет источники пополнения бюджета. Среди возможных мер - рост с 13% до 15% ставки НФДЛ, который платят все наёмные работники. Правда, предполагается, что при этом введут необлагаемый минимум доходов, чтобы налоговая нагрузка на работников с небольшой зарплатой не выросла.

Ещё одно предложение - снизить нагрузку на работодателей, чтобы они были больше заинтересованы в легальном трудоустройстве. Вместо 30% страховых взносов с выплат работникам (в общем случае) предлагается платить только 22%. Но этот вариант идёт только в пакете с повышением ставки НДС с 18% до 22%, что, по мнению финансистов, спровоцирует рост инфляции.

Конечно же, в такой ситуации самозанятых вряд ли оставят в покое. Рано или поздно механизм контроля за их доходами и уплаты с них налогов будет разработан и запущен в действие.

Чем могут заниматься самозанятые в 2019 году

В 2019 году те немногие, кто стал на учёт в качестве самозанятых, со своих доходов налоги и страховые взносы не платят. Период действия налоговых каникул для этой категории продлён до конца 2019 года.

После того, как закончатся два года с даты подачи уведомления в ИФНС, надо решить, что делать дальше - вести свою деятельность, но уже в качестве индивидуального предпринимателя, или же прекратить её вообще. Да, некоторые снова уйдут в тень, но скорее всего, с 2020 года это будет сделать труднее, потому что разработают новые меры контроля.

Виды деятельности 2019 года, которые могут осуществлять самозанятые по всей территории РФ, пока ещё очень немногочисленны:

  • репетиторы;
  • услуги по уборке и ведению домашнего хозяйства;
  • услуги по уходу за детьми, пожилыми, больными и инвалидами.

Кроме того, регионы вправе дополнить этот перечень другими видами услуг. По информации ФНС, разные субъекты Российской Федерации внесли в этот список такие услуги как:

  • выпас скота;
  • ремонт одежды;
  • ремонт помещений;
  • отделочные и строительные работы;
  • парикмахерские услуги;
  • деятельность в области фотографии;
  • ремонт электронной бытовой техники;
  • ремонт домашнего и садового инвентаря.

Пока ещё нет общей базы региональных нормативно-правовых актов, где указано, какие виды деятельности для самозанятых установлены в конкретном регионе. Узнать об этом можно в налоговой инспекции по месту жительства.

После многомесячных обсуждений проект закона №551845-7 о самозанятых гражданах 2018 года принят в третьем чтении 15 ноября 2018 года и подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 27 ноября. Официальное наименование документа – проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Но в народе его уже давно называют – «закон о самозанятых гражданах РФ».

О том, когда вступит в силу закон, а также полный текст документа читайте ниже.

Последние новости

Проект закона о самозанятых 2018 года был внесен в Государственную думу 21 сентября. Подпись под законопроектом №551845-7 поставили сразу несколько депутатов: А.М.Макаров, Н.С.Максимова, В.М.Резник, Л.Я.Симановский, Г.Я.Хор, В.В.Бузилов, З.А.Муцоев, В.С.Скруг, А.Е.Загребин; Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев.

Спустя 3 дня после внесения документ обсуждался на заседании Совета Госдумы, который рекомендовал включить его в повестку осенней сессии парламента. Первое чтение законопроект успешно прошел 25 октября, второе – 13 ноября, третье – 15 ноября. Подробная информация о законопроекте содержится в карточки документа на официальном портале обеспечения законодательной деятельности. Закон подписан Президентом В. Путиным 27 ноября.

Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать с 1 января 2019 года проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – эксперимент) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (далее – субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент).

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также – специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее – налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение «Мой налог»

1. Мобильное приложение «Мой налог» – программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении «Мой налог».

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход
(далее – налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств – членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

5. Граждане Российской Федерации и граждане других
государств – членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 – 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.

16. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица на дату его постановки на учет в качестве налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона постановка на учет такого физического лица аннулируется.

17. При снятии физического лица с учета в качестве налогоплательщика по инициативе налогового органа (аннулировании постановки на учет) налоговый орган уведомляет об этом такое физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией).

18. Обязанность по уплате налога, исчисленного с даты, с которой физическое лицо по инициативе налогового органа снято с учета в качестве налогоплательщика (произведено аннулирование постановки такого лица на учет), прекращается на дату снятия с учета (аннулирования постановки на учет).

19. Лицо считается утратившим право на применение специального налогового режима со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

От оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

9) от деятельности, указанной в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 7 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Статья 7. Порядок признания доходов

1. В целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

3. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие иные специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при переходе на специальный налоговый режим не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Статья 8. Налоговая база

1. Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

3. В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.

4. Налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение «Мой налог» или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки.

5. При наличии оснований полагать, что доступ к информационному обмену при применении налогоплательщиком специального налогового режима имеют неуполномоченные лица, операции по корректировке в сторону уменьшения ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов могут быть ограничены налоговым органом до представления налогоплательщиком лично, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика пояснений с указанием причин такой корректировки. Налогоплательщик также вправе представить подтверждающие документы.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по этому налогу или подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 9. Налоговый период

1. Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.

3. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета.

4. Если постановка на учет и снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществлены в течение календарного месяца, налоговым периодом является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до дня снятия с учета в налоговом органе.

Статья 10. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Статья 11. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок – как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

3. Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

4. Налогоплательщик вправе уполномочить одно из лиц, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи. Уплата налога уполномоченным лицом осуществляется без взимания платы за выполнение таких действий.

5. Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации. Такая информация представляется банком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса налогового органа. В этом случае налоговый орган направляет в банк поручение на списание и перечисление суммы налога, подлежащей уплате по итогам соответствующего налогового периода, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня истечения установленного срока уплаты налога.

6. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статья 12. Налоговый вычет

1. Лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке:

1) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы;

2) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы.

3. В случае, если физическое лицо снято с учета в качестве налогоплательщика, а впоследствии вновь поставлено на учет в качестве налогоплательщика, остаток неиспользованного налогового вычета восстанавливается. Срок использования налогового вычета не ограничен. Налоговый вычет, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, после его использования повторно не предоставляется.

4. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Статья 13. Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Статья 14. Порядок передачи сведений при произведении расчетов

1. При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» устанавливаются порядком использования мобильного приложения «Мой налог».

2. При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать в налоговый орган сведения о произведенных за налоговый период расчетах по каждому расчету с покупателем (заказчиком) или сводные сведения не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты с покупателями (заказчиками), если указанные сведения не переданы посредником в установленном порядке с применением контрольно-кассовой техники. Сведения об указанных в настоящей части расчетах, переданных посредником с применением контрольно-кассовой техники, отражаются налоговым органом в мобильном приложении «Мой налог». При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах у налогоплательщика отсутствует обязанность по передаче покупателю (заказчику) чека по таким операциям.

3. Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

4. Чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе.

5. В электронной форме чек может быть передан следующими способами:

1) путем направления чека покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты, представленные покупателем (заказчиком);

2) путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.

6. В чеке должны быть указаны:

1) наименование документа;

2) дата и время осуществления расчета;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;

4) идентификационный номер налогоплательщика продавца;

5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

7) сумма расчетов;

Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);

9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

10) идентификационный номер налогоплательщика уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе устанавливать дополнительные реквизиты чека и требования к их заполнению.

Статья 15. Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента

1. В целях применения пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, которые перестали быть налогоплательщиками, в том числе в связи с утратой права на применение специального налогового режима, датой начала расчетного периода для определения фиксированного размера страховых взносов будет являться дата утраты права на применение специального налогового режима, а в случае отказа от применения специального налогового
режима – дата снятия с учета в качестве налогоплательщика.

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

2. Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.

5. В случае направления уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется.

6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подать в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход с даты:

1) снятия с учета в качестве налогоплательщика – для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;

2) регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для физических лиц, которые на дату утраты права на применение специального налогового режима не являлись индивидуальными предпринимателями и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

7. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, переходят на специальный налоговый режим с учетом следующих особенностей:

1) суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных до перехода на уплату налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату налога, подлежат вычету в налоговом периоде перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату налога при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям (заказчикам) в связи с переходом налогоплательщика на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога;

2) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не использованным для операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, подлежат восстановлению в налоговом периоде перехода на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога.

8. Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся налогоплательщиками, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

10. Индивидуальные предприниматели, исчисляющие налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Задачей правительства России является поддержание мелкого предпринимательства, за счет которого обеспечивается львиная доля налоговых поступлений в бюджет. Поэтому сегодня развитие бизнеса – приоритетная задача правительства для повышения уровня жизни в стране.

Один из документов, целью которого является улучшение условий работы – это патент для самозанятых граждан. Его начали выдавать в 2017 году. По мнению руководства страны, новшество позволит выйти мелким предпринимателям из «серой зоны» и легализовать свою деятельность в правовом поле.

По данным, которые выкладываются на сайте налоговой службы, количество выданных патентов по состоянию на 1 января 2018 года составляет всего 936 ед. на всей территории России. Всего заявлений на получение статуса самозанятости было подано 964, но 28 из них со временем отказались от его использования.

Из общего числа граждан с патентом на текущий момент 155 человек – это иностранные подданные, а россиян – 781. Области-лидеры по количеству оформленных патентов – это: Москва – 74 шт., Краснодарский край – 64 ед. и столичный регион – 61 разрешение. В Санкт-Петербурге этот статус оформили всего 26 человек.

Законодательное определение

В 2019 году понятие «самозанятость» регламентируется ГОСТом в сфере безопасности труда, а также Налоговым Кодексом. Так, по ст. 217 НК РФ деятельность граждан по патенту определяется так:

  • Не имеют возможности провести регистрацию ИП.
  • Работают исключительно самостоятельно, без привлечения наемных работников.
  • Предоставили в налоговую службу уведомление о том, что оказывают физические услуги частными лицам.

По указанным формулировкам к самозанятым физическим лицам не относятся россияне, которые сдают в аренду недвижимость, занимаются сферой торговли либо получают деньги от юридических лиц. Информация Минюста о самозанятых также совпадает с указанными параметрами. Право официальной трудовой деятельности на постоянной основе могут получить граждане, которые приобрели патент в налоговой службе.

Разница с ИП

Патент на самозанятость отличается от индивидуального предпринимателя тем, что гражданин получает за свою деятельность денежный стимул. Вся ответственность за организацию рабочего процесса и его последствия ложиться лично на самозанятое физическое лицо. При этом законопроект позволяет им осуществлять договорную работу вместе с другими гражданами, занимающимися трудовой деятельностью на основании патента.

Так, доходы населения, которые оформили самозанятость, состоят из:

  1. выручки от трудовой деятельности;
  2. прибыли, получаемой от используемых своих денежных вложений.

Такой тип работников отличается от ИП по следующим позициям:

  • Возможность трудиться только с применением патента самозанятости. Таким гражданам нельзя работать по другому типу налогообложения (ИП или ООО) одновременно с действующим.
  • Запрещено привлекать к работе по этому документу других людей.
  • Можно заниматься только тем видом деятельности, который включен в перечень разрешенных.
  • Таких физ. лиц не имеют права заставлять использовать для ведения учета контрольно-кассовую технику.
  • Приобретая патенты на трудовую деятельность для россиян, граждане освобождаются от необходимости предоставлять в ИФНС и пенсионный фонд отчет о своей финансовой деятельности. Это позволяет свободно работать, но в рамках установленных законом сфер.
  • Оформление разрешительного документа для самозанятости дает возможность частным лицам осуществлять предпринимательскую деятельность. При этом, как только человек получает патент на работу для россиян, его автоматически регистрируют сотрудники ФНС в качестве мелкого предпринимателя.

Стоит знать! Парламентарии хотят утвердить необходимость подавать заявление о получении этого документа. Сумма, которую предлагается взимать за это, составляет 100 рублей.

Для чего нужен статус

Введение патента для физических лиц, не являющихся ИП, требуется для легализации малого бизнеса, который на данный момент не зарегистрирован и трудоустроен вне правового поля, что приводит к неуплате налогов. Переход самозанятых граждан на легальную работу позволит:

  1. Увеличить поступления в бюджет.
  2. Создать возможность контроля и поддержки малых предпринимателей.
  3. Иметь достоверные данные о численности работающего населения в каждом регионе страны.

По мнению представителей власти, введение такого закона для легализации деятельности физических лиц выгодно в первую очередь самим гражданам. Аргументами в поддержку этого решения они называют:

  • Обретение легального статуса предпринимателя;
  • Получение возможности оформлять кредиты для организаций;
  • Официально заключать договора на основании статуса самозанятости, требовать исполнения по ним обязательств и отстаивать своим права через суд;
  • Возможность фиксировать собственный трудовой стаж, что позволяет в дальнейшем устраиваться на хорошую должность в качестве наемного работника, имеющего опыт работы;
  • Увеличение пенсионных накоплений гражданина за счет оплаты налогов;
  • Появление возможности использовать льготы государственных программ, которые направлены на поддержку малого бизнеса.

Общественность высказывает опасения, из-за которых многие не стремятся приобретать патент на трудовую деятельность:

  • Отсутствие желания регистрироваться в налоговых органах, как предприниматель, из-за дальнейшего нахождения «под прицелом» этой инстанции.
  • Нет уверенности в государстве и возможности получить от него при необходимости поддержку.
  • Существует неясность перспектив статуса самозанятости за счет его плохой законодательной проработки.

Правительство понимает, что для выхода граждан из теневого сектора экономики им требуется создать благоприятные и выгодные условия. Повышение штрафов не улучшает регулирование этой сферы из-за трудности фиксации факта ведения нелегальной предпринимательской деятельности. Это обусловлено отсутствием документации и привязанности к конкретному месту работы.

Права и обязанности

Патент дает возможность официально трудиться в границах того субъекта федерации, где он был получен. Длительность действия разрешительного документа составляет от 1 месяца до 1 года. При этом сумма налоговых отчислений фиксирована и автоматически распределяется в бюджет, а также страховые фонды. Это позволяет самозанятому гражданину, не имея бухгалтерского опыта, точно знать, сколько и когда требуется заплатить отчислений. Когда срок действия документа заканчивается, происходит автоматическая аннуляция патента, если его не продлевать.

Лишить статуса самозанятости могут в следующих случаях:

  1. При получении гражданином дохода, превышающего 1 миллион рублей за календарный год;
  2. Тип деятельности человека отличается от указанного в патенте;
  3. Физическое лицо привлекает к работе других людей.

Виды деятельности (полный список 2019 года)

Оформляя подобный статус, граждане имеют право трудоустраиваться в следующих сферах:

  • Частное обучение на дому (репетиторство);
  • Клининговые услуги;
  • Кулинария (повар);
  • Ремонтные работы жилых и нежилых помещений.

Пока это основные направленности деятельности, но в скором времени парламентарии планируют добавить в этот перечень другие пункты:

  • Фото- и видеосъемка;
  • Переводы/копирайт/написание текстов;
  • Услуги няни или сиделки;
  • Ландшафтный/интерьерный дизайн;
  • Частные перевозки грузов либо людей;
  • Ремонт одежды/обуви;
  • Производство молочных, а также хлебобулочных изделий в подсобном хозяйстве для реализации в разнице;
  • Ловля рыбы и её продажа;
  • Ярмарочная торговля.

Важно! Возможно в дальнейшем пополнение этого списка фрилансерами, которые сегодня редко работают легально, платя налоги.

Куда обращаться

Подать уведомление о желании начать вести предпринимательскую деятельность в статусе самозанятого, можно следующими способами:

  1. Отправив заказное письмо с уведомлением;
  2. Лично прийти в отделение налоговой службы по месту жительства;
  3. Передав заявление через официального представителя, права которого заверены у нотариуса;
  4. Отправив ходатайство на сайте УФНС, с применением электронной подписи.

Взять для заполнения бланк можно как непосредственно в налоговой службе, так и скачать и распечатать с официального портала.

Как оформить

Процедура регистрации самозанятых граждан в московской и иных областях России регламентирована Федеральным Законом №401. Когда физическое лицо предоставляет услуги другому человеку, требуется обратиться в налоговую службу, где составляется заявление на бланке установленной формы и отдается инспекторам. Еще готовится дополнительный пакет документов, также представляющихся в ФНС.

Когда сотрудник налоговой службы просит дать оригиналы документов, важно взять с него расписку подтверждающую, что бумаги находятся у установленного лица. В противном случае при их утрате, доказать факт передачи невозможно, а поэтому привлечь к ответственности виновного будет тяжело.

После поставки самозанятого гражданина на учет, его освобождают от необходимости уплаты взносов в различные негосударственные фонды, что указано в ст. 422 НК РФ. Однако льготы касаются только тех, кто добровольно провел регистрацию и не использует в работе наемный труд.

Документы

Чтобы оформить патент, требуется, кроме заявления, дополнительно предоставить в ФНС:

  1. Паспорт;
  2. ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
  3. Документы, которые подтверждают отсутствие у гражданина статуса ИП. В этих целях используется выписка из гос. реестра.

Стоимость и сроки

Получая официальный статус, самозанятым физическим лицам не требуется регистрировать ИП, а только заплатить единовременный сбор, позволяющий легализовать свою деятельность. Сумма фиксирована и зависит от типа занятости физического лица. Перевод средств осуществляется в начале каждого года (налогового периода). Согласно последней редакции закона о самозанятых гражданах, размер платежа за патент (он же налоговый взнос) будет составлять до 20 тысяч рублей за 12 месяцев. При этом его размер установлен для каждого региона отдельно.

Оплачиваемая сумма делится между инстанциями в таких соотношениях:

  • 50% — это налоговые отчисления;
  • 45% — идут в пенсионный фонд;
  • 5% — направляются в страховой фонд.

Положительной стороной оформления патента на самозанятость является отсутствие привязанности суммы платежа к доходу, который получает физическое лицо. Благодаря этому, оформившим такой статус гражданам России и иностранцам, дается возможность вести свое предпринимательское дело в упрощенном порядке. При этом каждый патент имеет срок действия, составляющий от 1 месяца до 1 года с возможностью дальнейшего продления.

Налоги и сборы

Из-за того, что закон о самозанятости населения еще «сырой», вопрос уплаты налогов для физических лиц, работающих по патенту, будет прорабатываться правительством до 2019 года. К этому времени ожидается, что граждане воспользуются возможностью легализовать свой предпринимательский статус в правовом поле и поймут смысл его внедрения. Сегодня единственной платой за ведение подобной деятельности является стоимость оформления самого патента.

Налоговые каникулы

Это понятие представляет собой возможность для всех физических лиц, оформивших легальный статус самозанятости, получить следующие преимущества:

  1. Отсутствие необходимости осуществлять уплату налогов до 2019 года;
  2. Не требуется проведение страховых отчислений в этот период.

Обретают такую возможность физические лица после приобретения патента. Однако важно соблюдение следующих условий:

  • Отсутствие статуса индивидуального предпринимателя;
  • Получение оплаты труда только от рядовых граждан;
  • Оказание услуг, которые разрешены законом о самозанятости.

Другой фактор для оформления налоговых каникул – это работа без привлечения к труду посторонней силы.