Форма и порядок заполнения уведомления приведены в приказе от 27.07.12 № ММВ-7-13/524@.
Виды сделок, о которых необходимо сообщить в инспекцию, приведены в статье 105.14 НК РФ. Правда, иногда сделка может подпадать под указанные ниже критерии, но контролируемой не будет. Так, контролируемые сделки можно условно разделить на две группы.
Первая группа — сделки между взаимозависимыми лицами
В эту группу сделка попадет, если все стороны являются резидентами РФ и выполняется хотя бы одно из условий (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):
Вторая группа - сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами.
О совершении таких сделок нужно сообщить в случае привлечения сторонних невзаимозависимых посредников Такие посредники должны фактически выполнять единственную функцию в сделке — организацию реализации товаров (работ, услуг) от одного взаимозависимого лица к другому. Посредник не принимает на себя никаких рисков. Данные сделки признаются контролируемыми без ограничений в отношении суммы доходов (письма от 14.11.12 № 03-01-18/9-169 и от 29.08.12 № 03-01-18/6-115).
Кроме того, контролируются сделки в области внешней торговли товарами, входящими в состав определенных товарных групп (нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). А доход по такой сделке с одним контрагентом за прошедший год должен превысить 60 млн. руб.
Еще один пример контролируемой сделки между невзаимозависимыми по бизнесу, когда контрагентом выступает лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в перечень, утвержденный приказом Минфина России от 13.11.07 №108н. В этом случае сумма доходов по сделке за календарный год должна составить более 60 млн. руб. Причем контролируемыми будут сделки не только с нерезидентом, но и с его постоянным в РФ (письма Минфина России от 17.01.13 № 03-01-18/1-4, от 17.01.13 № 03-01-18/1-8 и от 29.12.12 №03-01-18/10-202).
Уведомление состоит из четырех разделов.
Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» . Его заполняют отдельно по каждой сделке или группе однородных сделок. В разделе 1А указывают общие сведения о сделке, а также сумму доходов и стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) по контролируемой сделке (группе однородных сделок). При этом показатели доходов и расходов организация определяет по правилам бухгалтерского учета (п. 2 письма ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/11860@).
Количество заполненных разделов 1А должно соответствовать количеству контролируемых сделок. Если в 2014 году компания осуществила несколько таких сделок, раздел 1А нужно заполнить по каждой такой сделке по конкретному товару (работам, услугам).
Кроме того, раздел 1А можно заполнять по группе сделок, признаваемых однородными (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Если сделки с идентичным (однородным) товаром объединены в группу, необходимо заполнить один лист раздела 1А с соответствующим кодом в поле 200 «Группа однородных сделок».
Раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)» . Этот раздел заполняют в дополнение к каждому разделу 1А. В нем об отгрузках товаров, выполненных работах, оказанных услугах. Для каждой операции отражают наименование предмета сделки, номер договора, его дату, место совершения сделки (для товара — место его отправки), количество, цену за единицу (без учета НДС, пошлин и сборов), общую сумму сделки и дату ее совершения. Такую дату определяют по дате признания доходов в бухгалтерском учете (письмо ФНС России от 16.05.14 № ОА-4-13/9463).
Количество листов раздела 1Б должно соответствовать количеству операций с каждым товаром (работой, услугой) или числу операций с товаром, включенным в группу. Суммировать количество выполненных работ и оказанных услуг в рамках одной контролируемой сделки в разделе 1Б нельзя.
Раздел 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)» и Раздел 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)» . Эти разделы заполняют отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями и независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок. Если компания не совершала контролируемых сделок с указанными в разделах контрагентами, она не включает такие разделы в уведомление.
" № 2/2016
Статья 129.4 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Данная норма введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Ответы на некоторые из них можно найти в правоприменительной практике.
В январе 2016 года Арбитражный суд Московского округа (МО) рассмотрел спор, имеющий важное значение для формирования практики применения ст. 129.4 НК РФ, которая введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Напомним, данная статья предусматривает ответственность в виде штрафа (5 000 руб.) за два вида деяний: непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Учитывая, что 20 мая 2016 года (дата, до которой налогоплательщикам предписано уведомить налоговые органы о совершенных в 2015 году контролируемых сделках) не за горами, полагаем, выводы, сделанные арбитрами МО касательно применения упомянутой нормы, будут интересны многим читателям.
Контролируемые сделки можно условно разделить на две группы: сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). В некоторых случаях сделки, соответствующие критериям, на основании которых они признаются контролируемыми, не будут относиться к таковым.
Например, сделки между взаимозависимыми лицами – сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на уплату ЕСХН, не могут быть квалифицированы в качестве контролируемых на основании пп. 3 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (что, впрочем, не исключает признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей).
Налогоплательщики, совершающие в календарном году , обязаны уведомить об этом налоговый орган. Сведения о контролируемых сделках указываются налогоплательщиком в специальном уведомлении. Оно подается в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (по месту жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Крупнейшие налогоплательщики подают уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве таковых.
Обозначенное уведомление может представляться в налоговый орган (п. 2 ст. 105.16 НК РФ):
Форма и порядок заполнения уведомления утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.
Уведомление о контролируемых сделках должны подавать все стороны сделки.
Если уведомление не подать в законодательно закрепленный срок, то в отношении налогоплательщика может быть применена санкция, предусмотренная ст. 129.4 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб. Добавим, сумма данного штрафа не зависит от числа контролируемых сделок, указанных в уведомлении.
Такой же штраф ожидает налогоплательщика, если он своевременно подаст уведомление, но отразит в нем неполные или недостоверные сведения о контролируемых сделках.
Вместе с тем налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику шанс самостоятельно совершить работу над ошибками. Так, если он обнаружит в первоначальном уведомлении о контролируемой сделке неполноту сведений, неточности либо ошибки, он вправе направить новое (уточненное) уведомление (абз. 4 п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При этом абз. 5 названного пункта гласит: подача уточненного уведомления до момента , когда налогоплательщик узнал, что налоговым органом установлен факт отражения в уведомлении недостоверных сведений, освобождает его от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ.
На первый взгляд, в формулировке абз. 5 ст. 129.4 НК РФ нет ничего необычного. Это стандартное условие, устанавливающее определенные преференции для налогоплательщика, выявившего и исправившего ошибки (на этот раз при заполнении уведомления о контролируемых сделках) без какого-либо внешнего влияния со стороны контролирующего органа. Между тем данное впечатление обманчиво.
Так, в названной норме не уточнено, что следует считать моментом , когда налогоплательщик узнает об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений.
Здесь уместно напомнить, что производство по делу о предусмотренных Налоговым кодексом правонарушениях (в том числе по ст. 129.4) должно осуществляться по правилам ст. 101.4 НК РФ. А пунктом 1 названной статьи закреплено, что в случае обнаружения налогового правонарушения (кроме тех, которые рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ) должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт , который затем вручается (или направляется) налогоплательщику. Логично предположить, что если налогоплательщик направляет уточненное уведомление о контролируемых сделках, содержащее достоверные сведения, до получения названного акта , то он вправе рассчитывать на освобождение от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.
Возникает и второй вопрос: какой именно налоговый орган наделен полномочиями по выявлению недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках и, соответственно, привлечению налогоплательщика к ответственности по обозначенной статье – по месту нахождения налогоплательщика или ФНС?
Поводом для подобных сомнений стали следующие обстоятельства.
Изначально уведомление о контролируемой сделке подается в инспекцию по месту нахождения налогоплательщика (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). А затем в течение 10 дней оно направляется в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть в ФНС (п. 5 ст. 105.16 НК РФ), поскольку именно последняя наделена полномочиями по проверке полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). При этом в п. 6 ст. 105.16 НК РФ указано: если территориальный налоговый орган при проведении налоговой проверки или иных мероприятий налогового мониторинга обнаружит факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были отражены в уведомлении, то он обязан сообщить об этом в ФНС и направить не позднее 10 дней с даты извещения ФНС соответствующее уведомление налогоплательщику.
Между тем способы, которыми налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о направлении извещения и соответствующих сведений в главное налоговое ведомство, ни данная статья, ни какая другая не определяет. Не уточнена также и форма документа, посредством которого инспекторам надлежит уведомить налогоплательщика. А на то, что подобное уведомление должно осуществляться в письменном виде, указывает фраза о его направлении.
Как видим, ст. 129.4 НК РФ вызывает немало вопросов. Официальные разъяснения о порядке ее применения отсутствуют. В связи с этим выводы, сделанные арбитрами АС МО в Постановлении от 26.01.2016 № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015, представляют интерес, так как в нем даны ответы на вопросы, обозначенные выше.
Представим кратко обстоятельства, которые стали поводом для судебного разбирательства.
Уведомление о совершенных контролируемых сделках за 2012 год общество представило в инспекцию по месту учета 08.11.2013 (по сроку – до 20.11.2013).
Инспекция, проверив его, обнаружила, что в него не включен ряд сделок с иностранными компаниями, обладающих признаками контролируемой сделки, установленными в ст. 105.14 НК РФ. В связи с чем налогоплательщику было направлено сообщение от 12.05.2014 о несоответствиях (недостоверных сведениях) в уведомлении (то есть о возможном нарушении ст. 105.16 НК РФ). Инспекторы потребовали представить в течение пяти дней пояснения или уточненное уведомление .
16.06.2014 налогоплательщик направил в инспекцию письмо, в котором сообщил об отказе подать уточненное уведомление (с указанием причин).
19.08.2014 инспекция составила акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.
При этом до составления акта налогоплательщик 08.08.2014 все-таки представил уточненное уведомление, включив в него сделки, перечисленные в сообщении от 12.05.2014.
По результатам мероприятий налогового контроля инспекция привлекла (решение от 06.10.2014) общество к ответственности по ст. 129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 2 500 руб., уменьшив предусмотренный данной нормой штраф в два раза, применив смягчающие обстоятельства на основании ст. 112, 114 НК РФ.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами инспекции, сначала обжаловал данное решение в ФНС (оно оставлено в силе), а затем обратился в суд.
Оспаривая решение территориальных налоговиков, общество привело следующие доводы:
1. У инспекции не было оснований для привлечения его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ ввиду отсутствия события правонарушения, поскольку на дату составления акта уже было представлено уточненное уведомление, которым все перечисленные в акте несоответствия (недостоверные сведения) были исправлены (что совпадает с предположением, высказанным автором ранее).
2. Территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика не наделен полномочиями на проведение проверки по вопросу своевременного представления уведомления и достоверности отраженных в нем сведений. Такими полномочиями в силу ст. 105.17 НК РФ наделена ФНС.
Суды (все три инстанции), отклонив оба довода налогоплательщика, признали правомерными действия территориального налогового органа. Какие аргументы они привели при этом?
Почему моментом установления налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении нельзя считать дату вручения акта (в данной ситуации – 19.08.2014)?
Положения ст. 101.4 НК РФ разграничивают понятия «момент обнаружения момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах».
Указанная статья предусматривает, что в течение определенного времени со дня выявления нарушения составляется соответствующий акт. Словом, момент его составления может быть значительно позднее даты обнаружения налоговым органом самого нарушения.
Применительно к рассматриваемому спору подтверждением того, что налоговый орган установил факт отражения недостоверных сведений и налогоплательщик узнал об этом, могут являться в том числе:
Поэтому моментом , когда общество узнало об установлении налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении, является дата получения (17.05.2014) направленного налоговым органом в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ сообщения от 12.05.2014, а не дата составления акта от 19.08.2014.
В связи с тем, что уточненное уведомление общество представило позднее момента получения указанного сообщения налогового органа, основания для освобождения его от ответственности по ст. 129.4 НК РФ отсутствуют.
При этом арбитры подчеркнули: сам факт совершения налогоплательщиком правонарушения и процедура привлечения его к ответственности за это правонарушение никак не связаны с предусмотренным п. 6 ст. 105.16 НК РФ порядком извещения налоговым органом ФНС о выявленных контролируемых сделках и информированием соответствующего налогоплательщика о направлении извещения в ФНС.
Почему арбитры сочли, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности представления им уведомления и отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных сведений?
В соответствии с п. 1 ст. 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), по месту его нахождения.
Основаниями для проверки ФНС служат (абз. 2 п. 1 названной статьи):
В ходе проверок ФНС вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные ст. 95 – 97 НК РФ. Следовательно, главная налоговая служба в рамках разд. VI ч. I НК РФ осуществляет налогоплательщиков на предмет соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночному уровню цен на основании представленных в территориальные налоговые органы по месту учета уведомлений о контролируемых сделках.
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не отражены в уведомлении, то он самостоятельно извещает ФНС о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).
При подаче уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.
В силу ст. 105.16 НК РФ первичное и уточненное уведомления представляются именно в территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
С учетом приведенных норм в совокупности судьи пришли к выводу, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности подачи налогоплательщиком уведомления, отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных в этом уведомлении сведений.
При этом территориальный налоговый орган в рамках рассмотрения, анализа и проверки уведомления не проводит налоговый контроль в сфере правильности применения цен с использованием методов, перечисленных в гл. 14.3 ч. I НК РФ, осуществление которого находится в компетенции исключительно ФНС.
Подведем итоги. Арбитры АС МО считают (Постановление № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015):
Итак, первые шаги на пути формирования правоприменительной практики в отношении ст. 129.4 НК РФ сделаны. Согласятся ли в дальнейшем арбитры кассационных инстанций других округов с выводами судей МО, покажет время. За неимением ничего другого (пока!), полагаем, имеет смысл прислушаться к ним.
В соответствии с п. 1 ст. 105.16 НК РФ в некоторых случаях необходимо представлять в свою налоговую инспекцию (или в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, если организация отнесена к таковым по правилам ст. 83 НК РФ) уведомление о . Общий срок - до 20 мая следующего года, однако для уведомления о контролируемых сделках 2012 г. сделано исключение - его нужно подать до 20 ноября 2013 г.
В недавнем Письме ФНС России от 02.07.2013 N ОА-4-13/11860@ чиновники разъяснили, как правильно заполнять уведомление о контролируемых сделках в различных ситуациях.
Для начала напомним общие правила. Подавать уведомление нужно всем, кто совершает контролируемые сделки. Как подчеркивалось в Письме Минфина России от 25.03.2013 N 03-01-18/9309, никаких оснований для освобождения от этой обязанности НК РФ не предусмотрено.
Фактически за каждый календарный год представляется только одно уведомление, в котором должны быть указаны все контролируемые сделки, совершенные в этом году. На это обращалось внимание в Письмах Минфина России от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198 и от 25.01.2013 N 03-01-18/1-14.
Это касается и тех организаций, в состав которых входят . Они тоже подают только одно уведомление - в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации. Этот нюанс подчеркивался в Письме ФНС России от 10.04.2013 N ОА-4-13/6612@.
В том же Письме чиновники напомнили, что форма уведомления и Порядок ее заполнения, а также Формат и Порядок представления уведомления в электронной форме утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.
По выбору налогоплательщика уведомление может быть представлено либо на бумажном носителе в виде утвержденной машинно ориентированной формы, заполненной от руки или распечатанной на принтере, либо в электронной форме по установленным форматам.
К числу сведений, отражаемых в уведомлении, согласно п. 3 ст. 105.16 НК РФ относятся:
1) календарный год, за который представляются сведения;
2) предметы сделок;
3) сведения об участниках сделок:
4) суммы полученных доходов и (или) суммы произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
С учетом этого требования налогового законодательства, само уведомление о контролируемых сделках включает в себя:
Последние разделы (2 и 3) заполняются только в том случае, если у данного налогоплательщика в том году, за который представляются сведения, были контролируемые сделки с соответствующими контрагентами:
А теперь, собственно, перейдем к рассмотрению тех разъяснений по заполнению уведомления, которые были даны чиновниками в комментируемом июльском Письме.
Начнем с "технических" вопросов о размерности и сопоставимости показателей уведомления - как количественных, так и стоимостных.
Во-первых, в уведомлении должны применяться только те единицы измерения, которые регламентированы ОКЕИ (Общероссийский классификатор единиц измерения). При этом в п. 110 разд. 1Б должен быть указан числовой код единицы измерения по ОКЕИ, которая соответствует количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении.
Если вдруг в первичном документе указана такая единица измерения, которая в ОКЕИ отсутствует, необходимо произвести пересчет с использованием той единицы измерения, внесенной в ОКЕИ, которая позволит наиболее точно отобразить количественную характеристику предмета исполнения сделки.
К примеру, вместо единицы измерения "100 тонно-километров" придется использовать единицу измерения "тысяча тонно-километров" (код 450 по ОКЕИ). А это значит, что тот количественный показатель, который фигурирует в первичных документах (исчисленный исходя из единицы измерения "100 тонно-километров"), придется разделить на 10, чтобы получить ту цифру, которая должна появиться в уведомлении (уже как характеризующая предмет сделки исходя из единицы измерения "1000 тонно-километров").
Необходимо также соразмерно пересчитать и цену (тариф) за единицу измерения, которая отражается в п. 130 разд. 1Б. За основу, конечно, берется цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах. А если в первичке цена отсутствует, ее нужно определить исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.
Во-вторых , в случае, если в первичном документе указано дробное число с точностью несколько знаков после запятой, то количественное значение предмета исполнения сделки для целей заполнения уведомления придется округлить. Сделать это нужно до ближайшего целого, модуль разности с которым у этого числа минимален. Например, показатель первичного документа, равный 15,8, должен быть округлен до 16, а, скажем, показатель 102,3 округляется до 102. Если следовать математическим правилам, показатели типа 10,5 должны округляться в большую сторону (т.е. до 11), а не в меньшую сторону (до 10).
То же самое справедливо и в отношении стоимостных показателей - их значения также должны быть указаны в полных рублях, при этом значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.
В-третьих , при заполнении п. 140 разд. 1Б нужно иметь в виду, что данный показатель не должен определяться расчетным путем (как произведение значений п. п. 120 и 130). В данном пункте должна отражаться стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов. А если в первичке их стоимость по какой-то причине отсутствует, показатель п. 140 определяется исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.
Аналогичным образом нельзя применять расчетный путь при формировании значения показателей по п. п. 300 и 310 разд. 1А, в которых отражаются соответственно суммы доходов и суммы расходов (убытков) налогоплательщика по контролируемой сделке (или группе однородных сделок). Эти пункты также должны отражать не расчетную сумму показателей, отраженных в п. 140 листа разд. 1Б, относящихся к данному разд. 1А, а фактические суммы полученных доходов или произведенных расходов, определяемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
И, наконец, в-четвертых , даже если контролируемая сделка была выражена в иностранной валюте, все стоимостные показатели в уведомлении все равно должны быть указаны в рублях - причем в полных рублях, как уже уточнялось выше.
Поэтому чиновники пояснили, что при осуществлении внешнеторговых сделок, выраженных в иностранной валюте, следует пересчитывать стоимость предмета исполнения сделки на дату отражения операции в бухгалтерском учете и, соответственно, отражать указанную стоимость в п. 130 разд. 1Б без учета курсовых разниц. Руководствоваться при этом следует нормами ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н.
Право формировать уведомление по группе однородных сделок предоставлено налогоплательщику нормами п. 4 ст. 105.16 НК РФ.
При этом нужно иметь в виду, что:
Особое внимание следует обратить на то, что, к примеру, код ТН ВЭД может не обеспечивать соблюдение критериев, определенных в п. 7 ст. 38 НК РФ для целей признания товаров однородными, в т.ч. в силу наличия таких требований, как товарный знак, страна происхождения, репутация на рынке и другие. Соответственно, в листах разд. 1Б в п. 040 "Код предмета сделки (код по ТН ВЭД)" код ТН ВЭД, в т.ч. десятизначный, может совпадать и для неоднородных товаров.
В случае если поставки идентичных (однородных) товаров, указанные в нескольких договорах с сопоставимыми коммерческими и (или) финансовыми условиями с одним или разными контрагентами, объединены в группу однородных сделок, необходимо заполнять только один лист разд. 1А, в котором в п. 200 "Группа однородных сделок" надо указать цифру "1". А количество листов разд. 1Б должно соответствовать количеству операций с товаром, включенным в группу.
Соответственно, в п. 300 "Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" разд. 1А отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.
И, в свою очередь, в п. 310 "Сумма расходов (убытков) по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" разд. 1А отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок), за календарный год в рублях.
А если сделки нельзя признать однородными, уведомление следует заполнять раздельно в отношении каждой конкретной сделки по отдельной товарной позиции, указанной в спецификации к договору. При этом количество листов разд. 1Б должно соответствовать количеству операций с данной товарной позицией спецификации.
Особое внимание в комментируемом Письме уделено вопросу применения допустимых группировок сделок в рамках одного листа 1Б.
В частности, по сделкам, предметом исполнения которых является выполнение комплексных работ (услуг), в частности строительно-монтажных работ, требующих совершения нескольких операций, каждая из которых, согласно ст. 38 НК РФ, может признаваться отдельной работой (услугой), в п. 030 "Наименование предмета сделки" разд. 1Б должна быть отражена работа (услуга), непосредственно указанная в качестве предмета исполнения сделки. Например, в п. 030 разд. 1Б можно написать "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству 2-секционного монолитного жилого дома переменной этажности (18 - 20 - 22) с пристроенной подземной автостоянкой на 100 машино-мест и индивидуальным тепловым пунктом (ИТП)". А заполнять отдельный лист разд. 1Б уведомления в отношении каждого наименования работ согласно позиции по смете не требуется.
В случае непрерывных долгосрочных поставок в адрес одного и того же покупателя при неизменности условий поставок и иных показателей в листе 1Б (строки 030 - 110 и 130) допускается суммирование количества товаров в таких поставках - и, соответственно, заполнение только одного листа 1Б. В этом случае в п. 120 "Количество" разд. 1Б нужно указать общее количество товара по всем поставкам с неизменными условиями. Соответственно, в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин, руб." разд. 1Б должна быть указана общая стоимость товара, поставленного (приобретенного) в течение действия условий, отражаемых в п. п. 030 - 110 и 130 разд. 1Б. А при изменении хотя бы одного из показателей, отражаемых в указанных пунктах разд. 1Б либо окончания отчетного периода, суммирование прекращается. В частности, необходимость прекратить суммирование количества товаров в рамках одного листа разд. 1Б возникает в случае изменения цены товара (п. 130 разд. 1Б), в т.ч. и вследствие влияния курсовых разниц.
Контролируемой может быть признана и сделка по безвозмездному получению имущества - с учетом положений п. 13 ст. 105.3 и пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. В этом случае заполнять уведомление нужно так.
Во-первых, с точки зрения гражданского законодательства безвозмездную передачу имущества следует квалифицировать как дарение. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Поэтому в п. 210 "Код наименования сделки" и п. 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" разд. 1А надо указать коды 008 (дарение) и 014 (одариваемый) соответственно.
Во-вторых, при определении стоимостных показателей в отношении такой сделки нужно применять те правила формирования доходов и стоимости активов при безвозмездной передаче имущества, которые предусмотрены нормативными актами по бухгалтерскому учету, и, в частности, нормами п. 10.3 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н), а также п. п. 7 и 10 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) - в случае, если полученное имущество признается основным средством исходя из требований данного документа. Упомянутыми нормами предусмотрено, что:
А потому нужно иметь в виду, что даже нулевая остаточная стоимость объекта по данным учета передающей стороны совершенно не означает, что его рыночная стоимость для целей определения стоимости основного средства у налогоплательщика (получающей стороны) будет равна нулю.
Показатели листа разд. 1Б уведомления в отношении сделки безвозмездной передачи имущества заполняются следующим образом:
В разд. 1Б должна быть раскрыта информация обо всех операциях - т.е. действиях - с предметом исполнения сделки (отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершении операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате совершения контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А.
Поэтому, например, в случае, если были нарушены условия договора поставки, сведения о котором были соответственно указаны в п. п. 210 и 211 разд. 1А, нужно иметь в виду, что возмещение ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору (добровольно или по понуждению) также является предметом сделки и, соответственно, подлежит отражению в листе 1Б уведомления. И сделать это нужно следующим образом:
И, наконец, еще один вопрос, который был рассмотрен чиновниками в комментируемом Письме, касается порядка заполнения уведомления в отношении сделок строительного подряда.
Чиновники напомнили, что в отношении договоров строительного подряда в бухгалтерском учете применяется ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н. А согласно этому документу выручка и расходы признаются:
Стоимость работ, приходящаяся на отчетный период, может быть подтверждена актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), по которым осуществляются расчеты между участниками сделки.
Фактически, если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ, указанные акты для целей бухгалтерского учета квалифицируются как документы, подтверждающие выполнение промежуточных работ, и используются для осуществления взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиком.
Однако их подписание не свидетельствует о предварительной приемке результата отдельного этапа работ и о переходе заказчику рисков повреждения и утраты результатов этих работ. И в этом случае заказчик не отражает в бухгалтерском учете расходы, в т.ч. по подписанным актам (форма N КС-2), до того момента, когда ему будет передан результат работ. А подрядчик определяет выручку расчетным путем в соответствии со способом, закрепленным в его учетной политике.
Следовательно, подрядчику нужно указывать в п. 300 листа разд. 1А расчетную величину выручки по договору строительного подряда за отчетный период (т.е. за календарный год), а заказчику в п. 310 листа разд. 1А надо отразить стоимость работ, принятых по договору строительного подряда, а именно ноль рублей, если в течение календарного года результаты работ приняты не были.
В свою очередь, в разд. 1Б должна быть раскрыта информация об отдельных операциях, в т.ч. и о выполненных промежуточных работах в рамках договора строительного подряда, сведения о котором приведены в разд. 1А уведомления.
Октябрь 2013 г.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ в НК РФ внесены изменения, часть из которых уже действует с 1 января 2012 года, часть вступит в силу с начала 2014 года. В числе прочих изменений, в НК РФ добавлен Раздел V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», который вводит определение контролируемых сделок и устанавливает, в частности, порядок уведомления налоговых органов о таких сделках и порядок их налогообложения. О том, как при помощи программы «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» подготовить Уведомление о контролируемых сделках, рассказывает А.В. Ярвельян (ООО «СиДата», Санкт-Петербург).
Статья 105.14 относит к контролируемым следующие сделки:
1. Сделки между взаимозависимыми лицами, в том числе и с участием не взаимозависимых посредников (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Понятие взаимозависимых лиц определяется пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ .
Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):
Следует отметить, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми по общему правилу пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ , независимо от того, какие товары являются их предметом (см. письмо Минфина России от 24.04.2012 № 03-01-18/3-57).
3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорных зонах (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
В общем случае сумма доходов по перечисленным в пунктах 2 и 3 сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (подп. 3 , 7 ст. 105.14 НК РФ).
Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок (п. 6 ст. 105.1 НК РФ).
Обязанностью налогоплательщиков, кроме уплаты налогов и авансовых платежей, является уведомление налоговых органов обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках (п.п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ).
Минфин России в пункте 1 письма от 06.09.2012 № 03-01-18/7-127 разъяснил, что по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами - участниками сделки.
Уведомление о контролируемых сделках нужно представлять не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Форма уведомления утверждена Приложением № 1 к приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ . Она, в частности, предусматривает указание следующей информации (п. 3 ст. 105.16 НК РФ): отчетный календарный год; предметы сделок; сведения об участниках сделок; суммы полученных доходов и произведенных расходов.
В Приложении № 3 к указанному приказу установлен порядок заполнения данного уведомления.
По требованию ФНС России налогоплательщик обязан представить документацию о совершенных контролируемых сделках (п. 1 ст. 105.15 НК РФ). Ведомство вправе ее истребовать не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором такие сделки были совершены (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).
В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» реализован механизм, позволяющий зарегистрировать необходимые дополнительные данные для каждой сделки, попадающей под определение контролируемой, сформировать и проанализировать сводную информацию и на выходе получить уведомление о контролируемых сделках, готовое для передачи в ИФНС.
Для того чтобы отразить в программе наличие контролируемых сделок в отчетном периоде не нужно «поднимать» первичные документы и что-то в них изменять. Все дополнительные данные, предназначенные только для определения и анализа контролируемых сделок, вводятся в специализированные справочники и регистры программы, не затрагивая основной регламентированный учет.
Эту информацию можно вводить в программу как в течение года, так и непосредственно перед формированием уведомления.
Раздел программы, содержащий инструменты работы с данными о контролируемых сделках, можно открыть через пункт главного меню Отчеты-> Контролируемые сделки .
Все управление дополнительными данными о контролируемых сделках может осуществляться из специальной формы Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках (далее - Помощник ), который обеспечивает удобную визуализацию всех этапов работы с данными для формирования итогового отчета (рис. 1).
Рис. 1
Работу по подготовке уведомления о контролируемых сделках можно разделить на три этапа:
В форме Помощника элементы управления сгруппированы в соответствии с перечисленными этапами.
Уведомление формируется от имени каждого юридического лица отдельно, поэтому в форме Помощника в первую очередь указывается организация, от имени которой формируется уведомление.
К числу контролируемых сделок, как уже рассказывалось выше, могут относиться сделки с взаимозависимыми лицами, с контрагентами, зарегистрированными в офшорах и внешнеэкономические сделки с товарами мировой биржевой торговли.
Для того чтобы выделить из всего объема хозяйственных операций предприятия сделки, которые могут подлежать контролю, в программу необходимо внести информацию о том, кто из контрагентов является для указанной организации взаимозависимым лицом, кто зарегистрирован за рубежом, а также перечислить товары мировой биржевой торговли.
Для хранения списка взаимозависимых лиц предназначен одноименный регистр сведений, который можно открыть либо из Помощника , либо из соответствующего пункта подменю Контролируемые сделки (рис. 2).
Рис. 2
Для того чтобы классифицировать тип контролируемой сделки, нужно уточнить, является ли взаимозависимое лицо плательщиком одного из указанных в статье 105.14 НК РФ налогов и зарегистрирован ли он в особой экономической зоне.
Тип взаимозависимости может быть выбран из следующих вариантов:
- Не взаимозависимы;
- Взаимозависимы по Кодексу
(п.2 ст.105.1 НК РФ);
- Самостоятельное признание взаимозависимости
(п. 6 ст. 105.1 НК РФ);
- Взаимозависимы по решению суда
(п. 7 ст. 105.1 НК РФ);
- Не взаимозависимый посредник
(п. 1.1 ст. 105.14 НК РФ).
Взаимозависимость с контрагентом устанавливается на определенный период времени, то есть программа позволяет указать, что, например, ООО «Лютик» было взаимозависимо с организацией ООО «Веселый ветер» в 2012 году, а с середины 2013 года таковым уже не будет. Для этого нужно создать две записи регистра Взаимозависимые лица для контрагента ООО «Лютик», в одной из которых указать дату применения - 01.01.2012 и нужный тип взаимозависимости, а в другой - 01.07.2013 и тип взаимозависимости - Не взаимозависимы .
Для каждого взаимозависимого лица необходимо указать страну регистрации и, если он зарегистрирован за рубежом, указать дополнительные сведения о регистрации налогоплательщика: Регистрационный номер в стране регистрации, Код налогоплательщика в стране регистрации , и если необходимо, следует взвести флаг Зарегистрирован в стране с льготным налогообложением . Страну регистрации отечественных организаций указывать также обязательно, для этого из справочника Классификатор стран мира нужно выбрать предопреленный элемент «РОССИЯ».
Поскольку контролируемыми являются не только сделки между не взаимозависимыми лицами, но и сделки, один из участников которых зарегистрирован в офшорной зоне, такую информацию тоже нужно отразить в программе. Кроме того, в программе обязательно нужно отметить контрагентов-иностранцев, предметами сделок с которыми являются товары, перечисленные в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ .
Для всех вышеперечисленных целей служит регистр сведений . Запись в него можно добавить либо вручную, из карточки взаимозависимого лица с помощью гиперссылки, либо с использованием специализированной функции подбора, реализованной в Помощнике .
Если в форме Помощника перейти по гиперссылке Контрагенты, зарегистрированные за пределами РФ , то откроется список регистра Участники контролируемых сделок , с отбором по стране регистрации, отличной от РФ (рис. 3). Этот список может быть автоматически дополнен контрагентами, с которыми в течение отчетного года были сделки в валюте. Для этого нужно нажать на кнопку Подобрать по данным отчетного года . В открывшейся форме будет отображен список контрагентов, для которых в программе зарегистрированы договоры в валюте, отличной от валюты регламентированного учета, без признака Расчеты в условных единицах , при условии, что в течение отчетного года в бухгалтерском учете была хоть одна проводка с этим договором в качестве аналитики. Для добавления контрагента в список участников контролируемых сделок его нужно отметить и указать для него страну регистрации.
Рис. 3
Затем все отмеченные контрагенты по кнопке Перенести в список становятся Участниками контролируемых сделок .
Для того, чтобы во всем объеме хозяйственных операций, зарегистрированных в программе за отчетный год, выявить внешнеэкономические сделки с товарами, перечисленными в пункте 5 статьи 105.14, программе нужно эти товары явно указать. Список таких товаров хранится в регистре сведений , его можно открыть, перейдя по гиперссылке Товары мировой биржевой торговли , на форме Помощника . В список можно добавить любой элемент справочника Номенклатура .
На этом этап ввода информации, позволяющей из всех документов за отчетный год выделить сделки, которые удовлетворяют условиям, определенным статьи 105.14 НК РФ , то есть подпадают под определение контролируемых, закончен. Сформировать список контролируемых сделок и зафиксировать его в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» можно, используя кнопку Сформировать список на форме Помощника .
Сделкой программа считает строку первичного документа. Для сделок в валюте суммы будут пересчитаны по правилам бухгалтерского учета. На данном этапе сбора информации отбираются сделки без отбора по предельным суммам.
Просмотреть список сделок можно, сформировав отчет по гиперссылке Контролируемые сделки . Для удобства анализа данных в отчете можно настраивать группировки, отборы, выводить дополнительные поля и т. д.
Следующим этапом подготовки уведомления будет проверка, дополнение и корректировка данных о контрагентах, договорах, предметах сделок. Для этого предназначен второй раздел Помощника - Проверка данных для подготовки уведомления о контролируемых сделках (см. рис. 1).
Для того чтобы корректно классифицировать выбранные контролируемые сделки, необходимо указать те характеристики собственной организации, которые невозможно определить, исходя из заданных для целей регламентированного учета параметров Учетной политики организации . По гиперссылке Сведения об организации во втором разделе Помощника можно открыть регистр сведений Сведения об организации (для контролируемых сделок) и, если нужно, добавить или изменить данные.
Для подготовки уведомления необходима дополнительная информация о том, является ли организация плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах, и зарегистрирована ли она в особой экономической зоне.
Для проверки каждого вида информации предназначены специализированные отчеты, которые сигнализируют о том, что не заполнены обязательные данные.
Двойной клик мышки на соответствующей ячейке открывает форму для ввода нужной информации.
Отчет Сведения о предметах контролируемых сделок отображает информацию обо всех товарах, услугах, оборудовании, объектах строительства, объектах НМА или расходах на НИОКР, которые были предметами контролируемых сделок за отчетный период. Для каждого предмета сделки, который может быть элементом справочника Номенклатура, Основные средства, Объекты строительства, НМА и расходы на НИОКР , должна быть введена запись в регистр сведений Предметы контролируемых сделок и заполнены дополнительные сведения:
- Облагается НДПИ по процентной ставке;
- Код по ТНВЭД;
- Код по ОКП;
- Код по ОКВЭД.
Отчет Сведения о взаимозависимых лицах отражает информацию об участниках контролируемых сделок, которые являются взаимозависимыми лицами по отношению к организации, от имени которой формируется уведомление.
Для каждого такого контрагента проверяется заполнение реквизитов справочника Взаимозависимые лица и Участники контролируемой сделки .
Отчет Сведения о контрагентах контролируемых сделок отражает информацию обо всех участниках контролируемых сделок и договорах, в рамках которых эти сделки проводились (рис. 4).
Рис. 4
Для каждого договора контролируемой сделки необходимо указать дополнительные характеристики. Эти данные нужны только для уведомления, поэтому они хранятся не в знакомом пользователям справочнике Договоры контрагентов , а в специальном регистре сведений Договоры участников контролируемых сделок .
Для каждого договора нужно задать Код наименования сделки и Код условий поставки . Значения этих реквизитов выбираются из списков, соответствующих Приложению № 1 к Порядку заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденному приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ .
Также для договора указывается способ определения цены сделки.
В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» организован справочник Способы определения цен контролируемых сделок , каждый элемент которого отражает набор информации, необходимый для заполнения пп. 3-6 раздела II Раздела 1А Уведомления . В том случае, если в сделке не применяются регулируемые цены (ст. 105.4 НК РФ), для нее должен быть заполнен только пункт 3 указанного раздела, для этого в указанном в договоре способе определения цены должен быть снят флаг Цена является регулируемой (см. рис. 5).
Рис. 5
Если же применяются регулируемые цены, то способ определения цены, указанный в дополнительных данных договора, должен содержать информацию о коде определения цены сделки в соответствии со статьей 105.3 НК РФ . Прочая информация, такая как код метода ценообразования и источники информации, используемые налогоплательщиком, является справочной и не обязательна для заполнения.
После того, как все дополнительные сведения о сделках заполнены, можно приступать к формированию уведомления (раздел 3 Помощника - см. рис. 1).
Включению в уведомление подлежит только та часть из всех выбранных на предыдущих этапах контролируемых сделок, по которым сумма доходов превышает установленные статьей 105.14 НК РФ границы.
В программе информация о границах включения сделок в уведомление на каждый отчетный год хранится в регистре сведений Границы контролируемости сделок .
Форму для просмотра границ, действующих на отчетный год, за который формируется уведомление, можно открыть из Помощника , нажав на гиперссылку Границы включения сделок в уведомление в третьем разделе (рис. 6).
Рис. 6
Для проверки перечня сделок, которые попадут в Уведомление в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» предназначен отчет Контролируемые сделки для включения в уведомление. Информация в данный отчет выводится в разрезе контрагентов, договоров и предметов сделок, сгруппированная по виду контролируемых сделок:
На основании подготовленных таким образом данных можно сформировать . Согласно приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ , Уведомление состоит из титульного листа и, для каждой сделки, комплекта листов (раздел 1А, 1Б, 2 и/или 3).
В терминах «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» каждый комплект документов о контролируемой сделке - это документ Лист 1А уведомления (далее - Лист 1А ), содержащий все сведения о сделке для заполнения соответствующих разделов Уведомления . Для каждой сделки (совокупности сделок с участием одних и тех же сторон и одного и того же предмета сделки) должен быть отдельный Лист 1А , при этом понятие «сделка» интерпретируется. Все Листы 1А , входящие в одно уведомение, объединяются документом Уведомление о контролируемых сделках .
Автоматически создать и заполнить Уведомление и все входящие в него Листы 1А можно из формы Помощника , нажав на кнопку Заполнить уведомление . Открыть для просмотра и редактирования созданые Листы 1А можно, нажав на гиперссылку Уведомление о контролируемых сделках . Сформировать Листы 1А можно и непосредственно из формы документа Уведомление о контролируемых сделках , если подготовка данных проводится без применения Помощника . Список Уведомлений можно открыть из подменю Контролируемые сделки-> Уведомление о контролируемых сделках (рис. 7).
Рис. 7
При повторном автоматическом формировании Листов 1А все ранее сформированные документы за тот же отчетный год, не попавшие в созданное уведомление, помечаются на удаление. Лист 1А автоматически заполняется данными о сделке, введенными в описанном выше процессе подготовки Уведомления (рис. 8).
Рис. 8
Каждый Лист 1А содержит один предмет сделки, параметры которого могут быть отредактированы.
На закладке Сделки собирается информация о сделке или группе однородных сделок, включаемых в один Лист 1А (рис. 9). Параметры сделки можно дополнить, для этого предназначена специализированная форма.
Рис. 9
Уведомление может быть передано в ИФНС на бумажном и электронном носителе. Для формирования отчета в бумажном виде предусмотрена кнопка Печать как в Помощнике , так и в документе Уведомление . Также распечатать можно отдельно каждый комплект документов о сделке - из Листа 1А .
Файл для передачи в налоговую формируется в соотвествии с утвержденным форматом. Он может быть создан из Помощника , нажатием кнопки Выгрузить уведомление в электронном виде или из документа Уведомление , нажатием кнопки Выгрузить в XML .
В случае обнаружения ошибок в переданном в ИФНС уведомлении, организация вправе подать корректировочное уведомление. Его также можно автоматически создать из программы, используя Помощник .
Принцип работы остается таким же, как и при формировании первичного уведомления.
Для каждой корректировки (а их может быть несколько) создается свой набор документов Уведомление и комплект Листов 1А , который сохраняется в информационной базе, может быть распечатан или выгружен в электронном виде.
Следует отметить, что все объекты и механизмы «1С:Бухгалтерия 8 КОРП», используемые для подготовки Уведомления , реализованы отдельно от основного функционала. Это позволяет вводить и редактировать данные, нужные только для заполнения уведомления, независимо от основных бухгалтерских операций и не изменять привычный бухгалтеру интерфейс программы.
Плательщик будет обязан направить налоговикам уведомление о контролируемых сделках за 2017 год в случае, если в указанном году осуществит сделки, подпадающие под соответствующие критерии, предусмотренные законодательством. Критерии контролируемых сделок, порядок составления и направления уведомления рассмотрим в настоящей статье.
Контролируемыми признаются:
В качестве контролируемых НК РФ, в частности, предусматривает сделки с участием лиц, не подпадающих под критерии взаимозависимости, если эти лица:
Контроль распространяется и на сделки с компаниями - резидентами стран специально установленного перечня и некоторые другие.
Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если:
Для конкретных видов сделок из числа указанных в ст. 105.14 НК РФ предусмотрены лимиты в десятки миллионов рублей. Лишь превышая эти лимиты, стороны рискуют стать объектом рассматриваемого контроля.
Важно знать и перечень оснований, исключающих возможность рассматриваемого контроля за сделками (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).
Вот некоторые из них:
Совершив рассматриваемую сделку, субъекты контроля обязаны направить уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения уведомления можно найти в интернете.
Формат направления уведомления зависит от выбора конкретного плательщика и может быть:
Плательщикам необходимо использовать форму, предусмотренную налоговой службой. Она установлена Приказом от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ . Ее можно скачать с официального сайта ведомства.
Уведомление, в частности, содержит:
В приложении № 3 к указанному Приказу содержится подробно изложенный порядок заполнения строк уведомления.
К вышеуказанному Порядку прилагаются перечни отдельных показателей, вносимых в уведомление, в т.ч.:
Если уведомление в надлежащий срок не будет представлено в соответствующий налоговый орган, плательщик рискует быть привлеченным к ответственности по ст. 129.4 НК РФ . В равной степени санкция может быть применена и при искажении соответствующей информации в уведомлении.