Особенности налоговой системы рф. Уровни и структура налоговой системы российской федерации

История налоговой системы в РФ

История налоговой системы России началась с переходом на новые рыночные отношения и новую власть. Новое правительство сформировало новую систему налогов и сборов, установило новое законодательство. Первым законодательным проектом был закон «Об основах налоговой системы РФ», который вышел в действие в 1991 году.

В дальнейшем налоговая система России претерпела множество изменений, в итоге в 1998 году появилась первая часть основного законодательства в области налогообложения Налогового Кодекса РФ, а уже в 2000 году и вторая часть, которая стала завершающей.

Далее, еще одним важным событием в налоговой системе было формирование государственной налоговой инспекции, образованной в 1990 году. Затем это государственное подразделение было переименовано в Министерство по налогам и сборам (в 1998 году), а в 2004 году стала действовать Федеральная налоговая служба.

Замечание 1

Надо отметить, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность и по сегодняшний день.

Налоговая система является основным и приоритетным элементом экономической деятельности современной страны, четкость и слаженность ее работы определяет уровень развития города, региона и всей страны, так как именно за счет налоговых поступлений развивается в экономическом отношении наше государство, обеспечивается социальная политика и т.д.

Понятие налоговой системы

Налоги и налоговая система – это неотъемлемый элемент экономической деятельности нашей страны и любой другой. Налоги и вся налоговая система призваны пополнять казну государства. Еще с древних времен люди платили налоги, которые назывались иначе и могли иметь не только денежное выражение, но и материальное (например, оброк в виде части урожая).

Любой социум, общество должно существовать за счет финансовых средств, источниками таких средств может быть различная внешнеторговая деятельность страны на международном торговом рынке, но чаще всего бюджет формируется преимущественно из налоговых поступлений, которые гарантирует налоговая система.

Замечание 2

На сегодняшний день налоги в нашей стране имеют разные направления и особенности, разные ставки и налогооблагаемые базы, но та или иначе, все они поступают в казну и обеспечивают существование современного общества.

Налоги платят как физические лица, так и юридические, некоторые налоги совпадают и подлежат уплате и теми и теми, но большая часть налогов носит обособленный характер и подходит только определенной группе налогоплательщиков.

Уплату налогов, сбор, а также управление всеми налоговыми поступлениями обеспечивает налоговая система.

Определение 1

Налоговая система представляет собой совокупность всех мероприятий по сбору, обработки, начислению налогов налогоплательщикам и т.д. с целью обеспечения пополнения бюджета страны.

Налоговая система в целом занимается всеми аспектами по управлению налогами и связями с налогоплательщиками. У налоговой системы огромное количество функций и обязанностей. Законодательно всю налоговую систему можно контролировать с помощью Налогового Кодекса РФ – это основной законодательный документ, где прописаны все правила и обязанности налоговых органов. Налоговый Кодекс состоит из двух частей. Помимо Кодекса есть еще целый ряд законодательных актов и законов, направленных на контроль и обеспечение порядка в области налоговой системы.

Структура налоговой службы

Современная структура налоговой системы имеет трехступенчатую структуру:

  • Первая ступень – это Федеральная налоговая служба;
  • Вторая ступень – это Межрегиональная налоговая служба;
  • Третья ступень – это ФНС России.

Первая ступень, самая низшая, Федеральная налоговая служба, эти подразделения размещаются на территории городов и иных поселений, осуществляя контроль за сбором, начислением, обработкой налогов и сборов на подведомственной им территории.

Вторая ступень – Межрегиональная налоговая служба работает уже на территории крупнейших регионов нашей страны и имеет у себя в подчинении все Федеральные налоговые службы, которые входят в состав региона.

Третья ступень – ФНС России занимается осуществлением контроля за работой всех Межрегиональных налоговых служб, а также она призвана решать все самые важные вопросы, которые касаются налоговых поступлений, отчислений и начислений. Также в основных обязанностях ФНС России разрабатывать новые проекты по налоговой системе.

ФНС России – это основное подразделение налоговой системы, во главе стоит руководитель, которого может назначить только правительство РФ в лице Министерства Финансов. Руководитель ФНС России несет большую ответственность за реализацию плановых задач и достижение целей налоговой системы страны.

Такая структура управления обеспечивает полный и своевременный контроль за всеми налоговыми операциями в стране.

Основными задачами существующей налоговой структуры являются:

  • Полный и своевременный контроль за всеми законодательными обязательствами;
  • Правильность начисления и исчисления налогового бремени;
  • Контроль за своевременность оплаты налоговых обязательств налогоплательщиками в каждом городе, регионе и стране;
  • Реализация валютного контроля на территории всей страны в соответствии с законодательством.

Замечание 3

Таким образом, налоговая система – это сложный механизм взаимодействия между всеми субъектами и объектами данной системы. Налоговая система РФ представляет собой целый ряд мероприятий, направленных на реализацию целей и задач данной системы в современных условиях и рамках.

Структура налоговой системы состоит из трех основных ступеней: Федеральная налоговая служба; Межрегиональная налоговая служба; ФНС России, где ФНС России играет главенствующую роль и значение, так как аккумулирует все налоговые процессы в рамках действующего законодательства. Во главе налоговой системы стоит руководитель, который назначается исключительно министром Министерства Финансов РФ.


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1. Основными принципами построения налоговой системы являются.

1.2. Основные элементы налогооблажения.

ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ.

2.1. Налог на прибыль.

2.2. Подоходный налог с физических лиц.

2.3. Налог на добавленную стоимость.

2.4. Другие налоги.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Налоги в экономической системе общества.

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Проведение рыночных преобразований невозможно без создания эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой системой. Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней.

В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории: 1

1.Фискальная функция (фиск - казна), т.е. обеспечение государства необходимыми ресурсами.

С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.

2. Распределительная функция

С помощью налогов происходит распределение и перераспределение национального дохода и создаются условия для эффективного государственного управления.

Налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно-технического прогресса, обеспечения насущных социальных потребностей населения.

3. Регулирующая функция

Регулирующая функция налогов реализуется путем:

Регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;

Стимулирования роста производства товаров или сдерживания их, стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.

4.Контрольная функция

При помощи налогов контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения, основными из которых являются:

1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.

2. Справедливость налогообложения - каждое физическое и юридическое лицо должно платить налоги в зависимости от получаемой прибыли, дохода.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Экономическая обоснованность налогов .

Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

4. Однократность налогообложения - один и тот же объект налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

5. Определенность налогообложения.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

6. Нейтральность налогов - налоги не должны вредить деятельности предприятий и жизнедеятельности граждан.

Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения физических лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода, связанного с размером прожиточного минимума.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика.

7. Простота, доступность и ясность налогообложения. Наиболее простыми с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов, поступающих от налоговой системы.

8. Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов.

Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). 2

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ.

Налоговая система РФ включает совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение позволяет отличить налог от сбора.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Таким образом, сбор, согласно Налоговому Кодексу, представляет собой условие осуществления государством тех или иных юридически значимых действий в интересах его плательщика, где существует некая возмездность. При уплате сборов всегда присутствует специальная цель и интересы сторон, следовательно, сбор не может быть произвольным, размер сбора должен быть обоснован и сопоставим с целями, на которые он взимается.

Налоги увязаны между собой и представляют в совокупности целостную систему.

1.1. Основными принципами построения налоговой системы являются:

1. Единство налоговой системы.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств, а также создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

2. Верховенство федеральных налогов, их первоочередное перечисление.

3. Стабильность налоговой системы,

Международными нормами предусмотрено внесение существенных изменений в налоговую систему 1 раз в 5 лет при стабильной системе, 1 раз в 3-4 года - при нестабильной системе,

4. Гибкость налоговой системы, заключающаяся в множественности применяемых налогов.

5. Определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков с одной стороны, и налоговых органов - с другой.

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ , которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Процесс формирования конкретных налогов регламентируется серией специальных законов. Законодательной основой построения налоговой системы РФ является Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, Законодательство субъектов РФ. Законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым Кодексом. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым Кодексом.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налоговою периода по соответствующему налогу (сбору), за исключением случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом.

С 1.01.2000г. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Стержнем налоговой системы РФ является Налоговый Кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом РФ от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями, утвержденными Федеральными законами № 154-ФЗ и №155-ФЗ от 9.07.99г.), который устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    определяет виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;

    определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

    устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    определяет формы и методы налогового контроля;

    устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Структура построения налоговой системы РФ

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе восемь федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

Виды налогов и сборов Порядок установления и введения налогов и сборов
1. Федеральные налоги и сборы: 1.1. Налог на добавленную стоимость. 1.2. Акцизы. 1.3. Налог на доходы физических лиц. 1.4. Налог на прибыль организаций. 1.5. Налог на добычу полезных ископаемых. 1.6. Водный налог. 1.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. 1.8. Государственная пошлина. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.
2. Региональные налоги: 2.1. Налог на имущество организаций. 2.2. Налог на игорный бизнес. 2.3. Транспортный налог. Региональные налогиустанавливаются Налоговым кодексом (НК) и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами субъектов РФ. Субъекты РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения.
3. Местные налоги: 3.1. Земельный налог. (предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога) Местные налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений, городских округов. Местные налоги в городах Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами указанных субъектов РФ. Представительные органы муниципальных образований, законодательные органы власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения.
4. Специальные налоговые режимы: 4.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). 4.2. Упрощенная система налогообложения. 4.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. 4.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Специальные налоговые режимы устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, предусмотренными кодексом иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.

Понятие налоговой системы государства мы рассматривали в . О структуре налоговой системы России расскажем в этом материале.

Состав налоговой системы РФ

Структура налоговой системы Российской Федерации предусматривает выделение уровней системы налогообложения и элементов налоговой системы, которые характеризуют эти уровни.

Налоговая система РФ состоит из уровней (ст. 12 НК РФ):

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

При этом каждый из уровней налоговой системы РФ состоит из определенных элементов, которые характеризуют этот уровень и обеспечивают выполнение .

К таким элементам можно отнести:

  • налоги, сборы и страховые взносы;
  • налогоплательщики, плательщики сборов и страховых взносов;
  • налоговые органы;
  • законодательство о налогах, сборах и страховых взносах.

При этом если первый элемент структуры характеризует исключительно один из уровней налоговой системы, то последующие могут одновременно принадлежать к разными уровням. Так, налогоплательщик может уплачивать одновременно федеральные, региональные и местные налоги, а, соответственно, один и тот же налоговый орган, где этот налогоплательщик стоит на учете, обеспечивают контроль за своевременностью исчисления и уплаты налогов на всех уровнях.

При этом каждый конкретный элемент в структуре налоговой системы может быть в дальнейшем детализирован. Так, в частности, применительно к федеральному, региональному или местному налогу такими подэлементами являются (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения (к примеру, реализация товаров, имущество, прибыль, доход);
  • налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения);
  • налоговый период (период времени, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается налог к уплате);
  • налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Указанные подэлементы налогов в структуре налоговой системы являются обязательными. К ним могут быть добавлены налоговые льготы и основания для их применения (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Соответственно, и иные элементы налоговой системы могут быть представлены с большей степенью детализации. К примеру, налоговые органы - это ФНС и ее территориальные органы (управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня) (

Глава 7. Налоговая система: понятие, содержание и структура

Глава 8. Развитие налогового федерализма в РФ

Глава 9. Федеральные налоги и сборы

Глава 10. Региональные налоги

Глава 11. Местные налоги

Глава 12. Специальные налоговые режимы

Налоговая система: понятие, содержание и структура

Понятие и основные параметры налоговой системы

Налоги - это сложное и многоаспектное явление, концентрирующее в себе экономические и социально-политические отношения в обществе. Государство использует совокупность налогов для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов. Однако из-за многочисленности и разнообразия налоговых и неналоговых платежей объективно усложняется управление налогообложением. В связи с этим появилась необходимость систематизации налоговых платежей. Для любой системы налогообложения характерно более или менее точное ее соответствие действующей экономической системе. Значение и ее структура определяются социально-экономическим строением общества и государства. Создание оптимальной, соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы - ключевая макроэкономическая задача любого государства.

Понимание структуры налоговой системы базируется на определении понятия «система» (греч. бэз! та - целое, составленное из частей; соединение). Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.

Налоговая система - сложное социальное образование, тесно связанное с развитием государства и экономики. Служит инструментом перераспределения валового национального продукта страны, а также представляет собой часть финансовой системы, действует целенаправленно при наличии соответствующей экономической, промышленной и научно-технической политики.

Для каждого государства общее содержание и характер налоговой системы определяются налоговым законодательством, а также нормами, регулирующими ее отношения с другими государствами. При этом необходимо стремиться создать такую налоговую систему, которая, с одной стороны, обеспечивает достаточное и стабильное финансирование бюджета, а с другой - стимулирует налогоплательщиков к высокоэффективному труду.

В ныне действующем налоговом законодательстве понятие «налоговая система» отсутствует. Оно может быть охарактеризовано с разных сторон. Например, по мнению Д.Г. Черника и А.З. Дадашева, налоговая система Российской Федерации - это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны .

По мнению Е.Н. Евстигнеева, налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

В Федеральном законе «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991 г. №2118-1 налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке.

Такие определения, по нашему мнению, не полностью раскрывают ее сущность и являются слишком узкими, так как в них налоговая система сведена к простой совокупности налогов и сборов, взимаемых на территории страны.

Понятие «налоговая система» не является однозначным. В широком понимании оно базируется на:

  • совокупности налогов и сборов, взимаемых государством;
  • налоговом законодательстве, регулирующем налоговые отношения в государстве;
  • участниках налоговых правоотношений, обеспечивающих налоговое производство.

Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему: поэлементный состав системы, взаимосвязанность элементов, органическая целость и единство, непрерывное развитие и т.д.

Кроме того, эти определения не включают ряд обязательных элементов, непосредственно формирующих налоговую систему государства: состав налогоплательщиков и других участников налоговых отношений, систему налогового контроля и налоговой безопасности, систему принципов налогообложения, систему налогового законодательства и права.

По нашему мнению, налоговая система в широком смысле представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в процессе установления, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов. К элементам налоговой системы относится не только совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории страны, но и финансовые, налоговые, таможенные органы, субъекты налога (налогоплательщики, налоговые агенты), принципы организации и функционирования налоговой системы, а также нормы налогового права. Все эти составляющие неразрывно взаимосвязаны.

Отметим, что понятия «налоговая система» и «система налогов» не тождественны. Система налогов служит своеобразным ядром налоговой системы. В свою очередь, налоговая система более широкое понятие, характеризующее экономические и правовые показатели и параметры.

Важнейшими параметрами, характеризующими налоговую систему, признаются:

  • 1) налоговый потенциал государства и его территорий - финансовые ресурсы, способные мобилизоваться в бюджет за счет взимания налогов и сборов;
  • 2) доля налогов и сборов в доходах бюджетов. Основная часть доходов бюджетов разных стран - налоги (80-90%). В России также доля налогов в доходах бюджета примерно соответствует мировым показателям;
  • 3) общее количество налогов и сборов. На 1 января 2012 г. первая часть НК РФ (ст. 13-15) содержит восемь федеральных, три региональных и два местных налога, однако их количество не постоянно;
  • 4) стабильность налогового состава. Желательно чтобы налоговый состав был определенным и стабильным в течение длительного времени. Это обеспечивает возможность налогоплательщику планировать свою деятельность на перспективу и удобно государству для планирования и прогнозирования доходов бюджета;
  • 5) соотношение прямых и косвенных налогов. Их соотношение зависит от уровня развития страны. Поскольку механизм взимания и контроля косвенных налогов прост, в менее развитых странах их доля высока;
  • Обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, определяется как отношение общей суммы налоговых поступлений к ВНП;
  • 7) собираемость налогов и сборов - это соотношение между величиной реально собранных налогов и величиной налогов, которые должны быть собраны, величиной налоговой базы и налоговыми ставками, предусмотренными налоговым законодательством. В предыдущие годы в России широкие масштабы приобрело укрывательство от налогообложения. По большинству налогов государство собирало чуть более половины причитающихся сумм. Только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме платил налоги. В настоящее время собираемость основных налогов в России составляет 60-70%, тогда как в развитых странах свыше 90%;
  • 8) уровень налоговой культуры населения. Под налоговой культурой населения необходимо понимать осведомленность населения относительно своих налоговых обязанностей и готовность добросовестно и осознанно исполнять их. Данной проблеме уделяется особое внимание во всех развитых странах. Ею занимаются налоговые органы, органы образования, средства массовой информации.

Организация функционирования налоговой системы осуществляется в соответствии с определенными принципами (положениями). В частности, выделяются следующие организационные и функциональные принципы.

  • 1. Единство налоговой системы означает единство правовой базы налогообложения, порядка ведения бухгалтерского и налогового учета, валюты, в которой уплачивают налоги, органов, обеспечивающих налоговый контроль и налоговую безопасность, и других элементов налоговой системы.
  • 2. Принцип разграничения полномочий органов власти разных уровней предполагает четкое определение пределов их компетенции по установлению и введению налогов и сборов на подведомственных территориях.
  • 3. Справедливость налогообложения подразумевает, что при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • 4. Достаточность налогообложения означает, что сумма средств, получаемых в результате взимания налогов и сборов, должна обеспечивать необходимое финансирование публичной власти.
  • 5. Подвижность (эластичность ) налогообложения означает, что налоговая система должна гибко учитывать перемены социально- экономического характера в жизни общества.
  • 6. Стабильность налоговой системы противопоставляется принципу эластичности. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет.
  • 7. Принцип множественности налогов. Любая налоговая система эффективна, только если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимодополняемость налогов, расширить базу налогообложения.

Принцип множественности делает общую суммарную налоговую нагрузку менее психологически заметной для налогоплательщика, распределяя ее по разным объектам, источникам, во времени и т.п.

Принципы налогообложения имеют важное значение для российской налоговой системы. Они способствуют стабилизации налоговых отношений и придают налогообложению долговременный характер действия.

  • Налоговая система России: Учеб, пособие / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1999. С. 17.