Основные отличия аудита от ревизии.  Аудит. ООО «Бизнес-Консультант

В зависимости от приемов и способов контроля и системы контрольных процедур различают аудит, ревизию, судебно-бухгалтерскую экспертизу. Они являет составными элементами финансово-хозяйственного контроля. Аудит, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза рассматривают один предмет (хозяйственно-финансовую деятельность организаций), а также используют совместные методические приемы и процедуры контроля. Объектами контроля для них являются одинаковые источники информации, законодательные и нормативно-инструктивные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичная учетная документация, регистры бухгалтерского финансового и управленческого учета, финансовая отчетность хозяйничающих субъектов. Совместное для них также и то, что они обосновываются свои выводы документально проверенными доказательствами.

Вместе с тем между аудитом, ревизией и судебно-бухгалтерской экспертизой существуют отличия.

Отсутствие законодательно закрепленного определения «ревизии» на практике приводит к тому, что понятие «ревизия» часто отождествляют с понятием «аудит».

Отличие ревизии от аудита

1) Цель ревизии - проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии.

Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами.

Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес процесса.

2) Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По итогам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материальной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблюдению.

Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.



3) Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность. Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность.

4)Обязанность ревизора - определить обоснованность и целесообразность действий должностных лиц. Обязанность аудитора - представить квалифицированное мнение об отчетности организации.

5) Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения законодательства. По итогам ревизии принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы.

В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов.

Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может высказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.

http://referats.inform-online.ru/buhuchet_audit_10_p18.shtml

Понятие аудита значительно шире понятий ревизии и контроля. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

Общим между аудитом и ревизией прежде всего является то, что они проводятся на основе документально проверенных показателей. Однако между ними есть и существенные отличия, которые можно рассматривать с их сущностью, целями, характером, правовым регулированием, объектами, связями, принципу оплаты работы, практическими задачами и результатами.

Ревизия проводится на основании приказов государственных органов управления. Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах и других центральных органах исполнительной власти, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали) средства из бюджетов всех уровней, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.

Аудит является видом предпринимательской деятельности, тогда как ревизия представляет собой исполнительную деятельность. Контрольно-ревизионный аппарат и аудиторы используют во время проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий одинаковые методические приемы, источники информации, в частности, законодательные и нормативно-правовые акты, первичные документы и регистры бухгалтерского учета, баланс и отчетность.

Правовое регулирование ревизии и аудита также разное.

Аудит как независимая форма контроля добровольно выбирается владельцем, который формулирует вопросы, на которые аудиторы должны дать обоснованные выводы для дальнейшего усовершенствования работы предприятия.

Кредиторы, акционеры, учредители, владельцы ценных бумаг и другие субъекты заинтересованы, чтобы проверка достоверности отчетности была проведена надлежащим образом, чтобы правильно были начислены и уплачены налоги в бюджет, ибо в этом случае, если будут конфликтные ситуации с налоговой администрацией, они будут иметь надежная защита в лице аудитора или аудиторской фирмы.

Аудит отличается от ревизии не только целями, но и организационными формами проведения. Аудит выполняют независимые аудиторские фирмы или лица, осуществляющие частную предпринимательскую деятельность, имеют сертификат и включены в Национальный реестр на проведение аудита, причем на платной основе по договорам с администрацией различных предпринимательских структур. Аудитор и аудиторские фирмы несут ответственность перед внешними потребителями (акционерами, кредиторами) относительно качества сделанного заключения в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством.

Существенным отличием аудита от ревизии является не только перечень выявленных недостатков, но и подробные инструкции аудитора относительно того, как их исправлять.

Объекты аудита могут быть различными по составу и структуре, принадлежностью к различным сферам деятельности, по другим характеристикам. К объектам аудита, в частности, относят:

Учредительные документы организации (предприятия), которые определяют отношения относительно регулирования ее (его) финансовой деятельности, формирования и изменения уставного капитала;

Расчеты по оплате труда;

Ресурсы - средства и предметы труда, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, материальные активы;

Хозяйственные процессы - экономические процессы внедрения новой техники, обеспечения рабочей силой, материально-техническое обеспечение, техническое, энергетическое и хозяйственное обслуживание, основное и вспомогательное производство и обеспечение финансовыми ресурсами и др.;

Экономические результаты деятельности;

Организационные формы управления;

Методы управления - системы стимулирования, хозрасчет;

Функции управления - планирование, учет, контроль, экономический анализ и регулирование, стимулирование и др.

Необходимо различать объекты, состояние которых оценивается в прошлом, настоящем и будущем времени.

Прошлый состояние объекта аудита оценивается тогда, когда необходимо иметь заключение о достоверности бухгалтерской отчетности и целесообразность хозяйственных операций, эффективность использования ресурсов.

Фактический (настоящее) состояние объектов оценивают во время проверки наличия материальных ценностей и денежных средств, то есть когда выясняют реальное состояние бухгалтерского учета, систем планирования и стимулирования.

Оценка будущего состояния объекта - результат аудиторского исследования проблем совершенствования соответствующих сторон системы управления.

Отнесение объектов к конкретной группы часто зависит от задач, которые решает аудитор. Если он оценивает состояние бухгалтерского учета с точки зрения достоверности отчетности, тогда учет рассматривается в настоящем времени, но если аудитор исследовать его с целью улучшения, то он будет определять будущее состояние.

http://top-audit.info/page.php?t=1&p=7

Финансовый контроль - проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций, требований законодательства, норм и правил, установленных государством, собственниками. Это одна из функций управления.

Финансовый контроль по уровню подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудит).

Государственный финансовый контроль осуществляется государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан. Его основным направлением является исполнение государственного бюджета.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль - это система постоянного наблюдения и проверки работы предприятия, организованного им самим в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Может быть организован в виде внутреннего аудита, ревизионных комиссий и т.п.

Независимый контроль - аудит, осуществляемый внешними независимыми специалистами, направленный на выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

По форме контроля выделяются: ревизия, судебно-бухгалтерская экспертиза, аудит.

Ревизия - метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны исполнительного вышестоящего органа с целью сохранности активов проверяемого предприятия, пресечения и профилактики злоупотреблений.

Основными задачами ревизии являются:

1. проверка сохранности имущества и эффективности его использования;

2. выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по их предупреждению;

3. проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;

4. исследование систем внутреннего контроля, выявление их узких мест;

5. правильность ведения бухгалтерского учета и т.д.

Основные отличия ревизии от аудита состоят в следующем.

Ревизия выявляет ответственность должностного лица, проверяет финансовую и хозяйственную деятельность, выявляет лиц, виновных в нарушении, злоупотреблении, причины нарушений. По итогам принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия. Ревизор имеет право высказывать обоснованное мнение о должностных лицах. Аудит выявляет отклонения, слабые стороны в бизнес-процессах организации, проверяется бухгалтерская (финансовая) отчетность. По результатам аудита принимаются решения о корректировке бизнес-процессов. Этические нормы аудита не позволяют высказывать свое мнение о должностных лицах и определять их виновность. Аудит - коммерческая деятельность, основанная на заключении договора. Оплачивает аудит клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения. Ревизия осуществляется на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Платит вышестоящее звено или государственный орган.

Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по требованию следственных или судебных органов.

Аудит представляет собой некий вид экономического контроля, но в отличие, например от ревизии его понятие намного шире, ведь он обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности.

Основным и, пожалуй, самым важным отличием аудита от других видов контроля является то, что помимо проверок, аудиторская деятельность включает в себя ведение и восстановление бухгалтерского учета, обучение, консультации по вопросам ведения бухгалтерского учета и налогообложения.

Для того чтобы наглядно показать различия аудита и других видов экономического контроля, рассмотрим их на примере аудита и ревизии. Хотя эти два вида контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия имеют много общего, так же имеются и различительные особенности.

Отличия аудита от ревизии:

1. Аудит отличается от ревизии по целям. Основной целью аудита является выражение мнения по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, оказание консультационных услуг, а целью ревизии является выявление недостатков, их устранение и наказание виновных лиц.

2. Аудит отличается от ревизии по характеру своей деятельности. Аудит является предпринимательской деятельностью, а ревизия исполнительской, которая выполняется по распоряжению свыше.

3. Аудиторская проверка осуществляется добровольно на основании заключаемых договоров, а ревизия является принудительной.

4. При аудиторской проверке оплату производит экономический субъект, а при ревизии оплату производить вышестоящее звено или же государственный орган.

5. Основной задачей аудита является улучшение финансового положения аудируемго лица, привлечение кредиторов и инвесторов, а задачей ревизии является сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

6. Недобросовестное проведение аудита грозит аудитору существенными материальными санкциями, а ревизор, недобросовестно проводящий проверку, несет определенную законом ответственность.

7. По итогам проведения аудиторской проверки выдается аудиторское заключение подписанное аудитором и руководителем аудиторской фирмы. Отчет передается руководителю аудируемого предприятия, а третьим заинтересованным лицам передается лишь итоговая часть заключения. При ревизии акт подписывают обе стороны и, являясь односторонним, он передается вышестоящей организации.

Исходя из всего вышеперечисленно, становится понятно, что аудит намного демократичнее ревизии, хотя от него как и от ревизии не всегда можно уклониться. Но, несмотря на это аудитора всегда можно выбрать по своему усмотрению и при необходимости заменить.

Если вы решили провести аудиторскую проверку на своем предприятии, то предлагаем вам обратиться в компанию ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит». Специалисты нашей компании, имеющие квалификационные аттестаты, выданные в соответствии с требованиями Закона № 307-ФЗ (единые квалификационные аттестаты), вот уже на протяжении более 20 лет предоставляют широкий комплекс услуг необходимый для качественного проведения всех видов аудиторских проверок.

Мы не только проведем качественную аудиторскую проверку вашего предприятия, но и в строго оговоренные сроки представим отчет о результатах ее проведения и дадим все необходимые рекомендации, которые будут направлены на устранение выявленных недостатков, что позволит вам повысить эффективность ведения бизнеса!

Цель темы – рассмотреть основные отличия внешнего аудита, внутреннего аудита и ревизии по ряду критериев.

Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными для этих целей подразделения (например, службой внутреннего аудита).

В нормативных актах дано разъяснение сущности таких служб внутреннего контроля, как служба внутреннего аудита и ревизионная комиссия.

Все формы реализации внутрихозяйственного контроля представляют собой совокупность тех или иных приемов и способов контроля. Несмотря на то, что одни и те же процедуры контроля могут применяться в ходе реализации различных форм внутрихозяйственного контроля, объем, и объекты их применения будут различны. Так, инвентаризация для целей ревизии должна проводиться сплошным методом по всем товароматериальным ценностям, тогда как инвентаризация для целей внутреннего аудита может проходить выборочно, а для служебного расследования она ограничена видом товароматериальных ценностей или материально-ответственными лицами.

Каждому органу внутрихозяйственного контроля (ревизионная комиссия, отдел внутреннего аудита, наблюдательный совет и др.) соответствует одна или несколько форм его реализации. Например, ревизионная комиссия может осуществлять контроль в виде ревизии, контроля качества, служебного расследования. Отделу внутреннего аудита помимо непосредственно внутренних аудиторских процедур может быть также вменено в обязанность проведение ревизии, производственного контроля, служебного расследования. Однако исследования форм организации и реализации внутрихозяйственного контроля показывает, что по отношению к информации для собственников предприятия цели и задачи аудита и ревизии различны.

Собственников предприятия, прежде всего, интересует сохранность их собственности, соблюдение их интересов, соответствие совершенных руководством финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, возможность организации продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в будущем. Интересам собственников может и должен служить внешний аудит, проводимый по их инициативе, а также ревизия финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренная Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Сравним службы внутреннего контроля и рассмотрим их соответствие интересам собственников.

Таблица 1

Сравнение служб внутреннего контроля (аудит и ревизия)

Вид внутреннего контроля, положение в организации, основные цели и задачи, периодичность контроля Положение собственников Использование информации, недостатки и преимущества
Внутренний аудит, отдел – орган назначаемый руководством организации для совершенствования менеджмента, подтверждает достоверность корпоративной информации, услуги внутренним пользователям.

Текущий ежедневный и непрерывный

Собственники не входят в состав руководства Собственники не принимают непосредственного участия в управлении, оперативность информации теряется
Собственники входят в состав руководства Оперативность информации актуальна и может быть использована во время
Ревизия, ревизионная комиссия - отдел, или комиссия избирается общим собранием акционеров для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Эпизодический - годовой, в любое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров), владеющего (владеющих) в совокупности не менее 10% голосующих акций общества

Независимо от положения собственников. Состав органа не всегда профессионально подготовлен, так как формируется из работников организации, которые не занимают руководящих должностей, иногда его деятельность исчерпывается контролем за исполнением решений общего собрания акционеров.

При детальном рассмотрении представленного определения в первую очередь вызывает несогласие тот факт, что внутренний аудит служит интересам собственников. является контролем за деятельностью организации в отличие от аудита внешнего, выступающего исключительно в форме последующего контроля. Собственники, если не входят в состав руководства хозяйствующего субъекта, непосредственное участие в его оперативном управлении не принимают. Соответственно они не могут эффективно использовать в своих целях информацию, предоставленную службой внутреннего аудита, поскольку оперативная информация - продукт «скоропортящийся» и требует немедленного реагирования. В противном случае теряется ее главное преимущество - оперативность.

Интересам собственников может и должен служить внешний аудит, проводимый по их инициативе, а также ревизия финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренная Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Учитывая сказанное, отметим, что нельзя ставить знак равенства между ревизорами и внутренними аудиторами.

Ревизионная комиссия (ревизор) избирается общим собранием акционеров для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Данный орган осуществляет свою работу в интересах собственников организации.

Правильным представляется определение внутреннего аудита, согласно которому он осуществляется исключительно в интересах руководства организации, что выделяет внутренний аудит из числа прочих форм негосударственного контроля за деятельностью экономического субъекта, таких, как внешний аудит и ревизия.

Общность задач, методов контроля, источников информации и как следствие - способов и приемов контроля свидетельствует о преемственности методических подходов к его организации.

Таблица 1

Различия аудита (внешнего и внутреннего) от ревизии

Критерии различия Внешний аудит Внутренний аудит Ревизия
Цель Выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентом Внутренний контроль на предприятии, позволяющий следить за правильностью ведения учета и представляемой руководству учетной информации Выявление недостатков с целью их устранения, наказание виновных
Объекты Аудит выявляет все, что искажает финансовую отчетность, ухудшает финансовое положение клиента, а также нарушает действующее законодательство Ревизия выявляет только то, что нарушает действующее законодательство
По принадлежности к видам контроля Последующий контроль Предварительный, текущий, последующий контроль Последующий
Характер деятельности Предпринимательская деятельность Исполнительная деятельность, выполнение распоряжений руководства организации Исполнительная деятельность, выполнение распоряжений вышестоящей организации
Правовое регулирование В основном гражданское право, хозяйственные договоры Гражданское право, хозяйственные договоры, административное право Административное право, инструкции, приказы вышестоящих или государственных органов
Управленческие связи Горизонтальные связи, добровольность, равноправие во

взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним

Иерархические связи, подчинение непосредственно руководству предприятия, отчет перед руководством предприятия Вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим органом об исполнении его распоряжений
Практические задачи Улучшение финансового положения предприятия, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента Улучшение финансового положения, определение достоверности учетной информации, помощь и консультирование Сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений
Результат Аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации Отчет и рекомендации для бухгалтерии по оптимизации системы учета, устранению недостатков, организационные выводы, взыскания с виновных, конфиденциальность информации по отношению к внешним организациям Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящему и другим органам, обязательность разглашения информации
По квалификации персонала Жесткие требования к персоналу, аттестация Определяются по усмотрению менеджмента предприятия Определяются по усмотрению

управленческой структуры

Оплата услуг Платит клиент по договору возмездного оказания услуг Оплата в виде заработной платы по трудовому договору, заключенному с проверяемой организацией Оплата в виде заработной платы по трудовому договору, заключенному с вышестоящей организацией
Статус Внешний аудитор - независимый эксперт Внутренний аудитор - сотрудник предприятия Ревизор - работник ревизионного аппарата

Контрольные вопросы:

1. Почему собственники не могут эффективно использовать в своих целях информацию, предоставленную службой внутреннего аудита?

2. Какой вид контроля служит интересам собственников?

3. Кем и как избирается ревизионная комиссия (ревизор)?

4. По каким критериям рассматриваются различия аудита и ревизии?

5. Какие цели преследует аудиторская проверка, а какие ревизия?

6. В чем различается правовое регулирование аудита и ревизии?

7. Какой вид контроля основан на иерархических связях и подчинении?

8. Каков характер деятельности ревизора, аудитора и внутреннего аудитора, в чем различия и в чем сходства?

9. Как происходит оплата услуг ревизора, аудитора?

10. Пред кем стоит практическая задача сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений?

Аудит не подменяет собой государственный контроль финансовой и хозяйственной деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем необходимо отметить, что аудиторский контроль имеет отличия от финансового контроля, осуществляемого государственными контролирующими органами. Можно выделить следующие отличительные признаки аудита от государственного контроля.

Целевой признак. Аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных хозяйственных операций законодательству. Аудитор разрабатывает рекомендации по исправлению допущенных ошибок и предупреждение фактов нарушения законодательства в будущем.

Ревизии, осуществляемые государственными органами, проводятся с целью обеспечения мобилизации и рационального и эффективного использования финансовых ресурсов страны в производственных и непроизводственных сферах.

  • - Информационный признак. Аудиторская деятельность, как правило, гарантирует конфиденциальность информации сохранность коммерческой тайны. Ревизии, проводимые государственными органами контроля, являются гласными, их результаты доводятся до сведения руководителей проверяемых и вышестоящих организаций.
  • - Организационный признак. Аудит носит инициативный или обязательный характер. Проверка проводится по инициативе руководства организации и оформляется договором на проведение аудита. Обязательный аудит проводится ежегодно. Ревизии проводятся на основании приказа ревизионного органа и взаимоотношения между сторонами носят административный, обязательный характер.
  • - Аудит является платной услугой, государственный контроль проводится на бесплатной основе.
  • - Документально-результативный признак. По результатам аудита оформляется аудиторское заключение, а по результатам ревизионной проверки, проводимой органами государственного контроля, составляется акт ревизии деятельности организации.

Аудит отличается от государственного финансового контроля.

Отличие аудита от ревизии можно представить следующим образом:

направленность деятельности в аудите - оценка хозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения. аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия - административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства. В аудите управленческие связи горизонтальные добровольные, а при ревизии - вертикальные в порядке назначения.

Задачи аудита - способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений в аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.

Результаты аудиторской проверки: аудиторское заключение и рекомендации для клиента.

Результаты ревизии: акт ревизии, взыскания и указания.

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов.

Субъектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финансируемые из государственного бюджета.

Субъектами аудита же, наоборот, выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в том, что аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

Эксперт самостоятельно определяет методы исследования и несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Законодательство РБ не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли советника, консультанта (по вопросам ведения учета, налогообложения, обучения), помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.