Вы уже знаете, что учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и подачи финансовой отчетности. Любую вариантность методов оценки и принципов учета, которая допускается отечественными нормативными актами по бухгалтерскому учету, можно считать элементом учетной политики . При этом из вариантов элементов учетной политики, которые предлагаются нормативными документами по бухгалтерскому учету, субъект хозяйствования должен выбрать соответствующие методы оценки и учета статей отчетности, отражающих специфику его деятельности. Возможность выбора, в свою очередь, предусматривает наличие вариантов, из которых, собственно, и можно сделать такой выбор. Но не любой перечень является набором вариантов элементов учетной политики.
Так, например, п. 24 П(С)БУ 7 установлено, что при определении срока полезного использования (эксплуатации) ОС необходимо учитывать:
Ожидаемое использование объекта предприятием с учетом его мощности или продуктивности;
Предусматриваемый физический и моральный износ;
Правовые или иные ограничения в отношении сроков использования объекта и другие факторы.
В этой ситуации в П(С)БУ 7 перечисляются не варианты , которые берутся за основу при определении срока полезного использования объекта ОС, а приведен перечень тех ограничений, которые необходимо учитывать при установлении срока полезного использования такого объекта.
Теперь рассмотрим другой пример. Пункт 16 П(С)БУ 9 регламентирует осуществлять оценку запасов при отпуске их в производство, из производства, продаже и другом выбытии одним из таких методов:
Идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;
Средневзвешенной себестоимости;
Себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО);
Нормативных расходов;
Цены продажи.
Вот здесь идет речь именно о вариантах методов оценки запасов, предлагаемых стандартом, каждый из которых предприятие может избрать самостоятельно.
Нужно также обратить внимание на то обстоятельство, что допустимые нормативными актами по бухгалтерскому учету варианты элементов учетной политики не предусматривают одинаковый алгоритм их выбора. Условно можно выделить, по крайней мере, 2 группы из них.
Первая группа объединяет те элементы, из двух (или нескольких) альтернативных вариантов которых предприятие может избрать только один вариант . Сюда могут быть отнесены следующие элементы учетной политики:
Периодичность (период) зачисления сумм дооценки необоротных активов в состав нераспределенной прибыли (см. с. 11);
Порядок учета и распределения ТЗР (см. с. 12);
Периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов (см. с. 12);
Периодичность отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств (см. с. 15).
Вторая группа включает элементы учетной политики, не предусматривающей условие обязательного выбора только одного варианта из допустимых (хотя может быть избран и только один). В таком случае по собственному решению предприятия могут быть применены все (или несколько) предусмотренные нормативными документами варианты одновременно в отношении разных групп активов .
Например, предприятие розничной торговли может применить все методы выбытия запасов, регламентированные П(С)БУ 9 (см. выше), при условии, что для всех единиц бухгалтерского учета запасов (т. е. наименования или однородной группы/вида), которые имеют одинаковое назначение и одинаковые условия использования, будет применяться один метод.
Еще один пример. По однородным группам текущей дебиторской задолженности допустимо использовать различные методы начисления резерва сомнительных долгов, установленные П(С)БУ 10 . Так, можно избрать:
Определение удельного веса безнадежных долгов в чистом доходе для резерва сомнительных долгов по дебиторской задолженности за товары, работы, услуги;
Метод применения абсолютной суммы сомнительной задолженности для другой текущей дебиторской задолженности, т. е. исчислить величину резерва на основе анализа платежеспособности каждого дебитора этой классификационной группы задолженности.
Определяясь с выбором, главное - всегда оценивать последствия применения того или иного варианта элемента учетной политики, исходя из специфики деятельности предприятия, его финансового положения и других факторов.
Основные элементы учетной политики, которые должны содержаться в приказе об учетной политике (конечно, если соответствующие хозяйственные операции и события имеют место в деятельности предприятия или планируются в ближайшем будущем), перечислены в п. 2.1 Методрекомендаций № 635 , хотя они и не являются исчерпывающими. Для удобного ознакомления с основными элементами учетной политики, регламентированными соответствующими нормативными актами по бухгалтерскому учету (преимущественно П(С)БУ), предлагаем воспользоваться нижеприведенной таблицей.
ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
СОСТАВЛЯЮЩИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ | ДОПУСТИМЫЕ ВАРИАНТЫ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УЧЕТА | НОРМА АКТА |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности | Устанавливаются предприятием самостоятельно , если такие критерии не установлены П(С)БУ, другими нормативно-правовыми актами, исходя из нужд пользователей такой информации |
Абз. 36 п. 3 разд. I НП(С)БУ 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Существенной является информация, отсутствие которой может повлиять на решение пользователей финансовой отчетности. Установленные количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях и статьи финансовой отчетности должны обеспечить предоставление пользователям всей информации с достаточной детализацией о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на ее основании. Количественные критерии существенности информации о хозяйственных операциях и событиях устанавливаются в соответствии с избранной базой (об этом более подробно см. в таблице на с. 21). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжительность операционного цикла | П(С)БУ не регламентирована, самостоятельно устанавливается предприятием |
Абз. 27 п. 3 разд. I НП(С)БУ 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжительность операционного цикла устанавливается предприятием исходя из промежутка времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением денег и их эквивалентов от реализации произведенной из них продукции или товаров и услуг. Продолжительность операционного цикла имеет значение, например, при классификации оборотных и необоротных активов, долгосрочных и текущих обязательств и т. п. По этому показателю определяют, сколько в среднем дней необходимо для производства, продажи и оплаты продукции предприятия. Рассчитать продолжительность операционного цикла можно, базируясь на данных прошлых периодов, как сумму продолжительности обращения запасов и продолжительности оборота дебиторской задолженности. В большинстве случаев предприятию необходимо стремиться к уменьшению значения этого показателя. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и прочими обособленными подразделениями предприятия | Предприятие устанавливает, когда необходимо составлять отдельный баланс его филиалам, представительствами, отделениями и прочими обособленными подразделениями, а когда - нет |
П. 7 разд. ІІ НП(С)БУ 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В целом, показатели деятельности филиалов, представительств, отделений и прочих обособленных подразделений предприятия включаются в финансовую отчетность этого предприятия (п. 6 разд. ІІ НП(С)БУ 1). Но предприятие самостоятельно может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и прочие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет. Для составления отдельного баланса данные первичных документов о хозяйственных операциях филиалов, представительств, отделений и прочих обособленных подразделений, выделенных предприятием на отдельный баланс, а также о хозяйственных операциях, которые в соответствии с законодательством подлежат отражению в отдельном балансе, заносятся в отдельные (открытые для этого обособленного подразделения или для отражения хозяйственных операций по определенной деятельности предприятия) регистры бухгалтерского учета. По данным отдельных регистров бухгалтерского учета составляют отдельный баланс и соответствующие формы финансовой отчетности в отношении указанных хозяйственных операций. Показатели отдельного баланса и соответствующих форм финансовой отчетности включают в баланс и соответствующие формы финансовой отчетности предприятия. Особенности составления отдельного баланса совместной деятельности определяются П(С)БУ или МСФО. При составлении баланса и соответствующих форм финансовой отчетности предприятий с учетом показателей отдельного баланса и соответствующих форм отдельной финансовой отчетности информацию о внутрихозяйственных расчетах (взаимных обязательствах в равной сумме) не приводят . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способ составления отчета о движении денежных средств | По прямому методу; По непрямому методу |
П. 9 разд. ІІ НП(С)БУ 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целью составления отчета о движении денежных средств является предоставление пользователям финансовой отчетности полной, правдивой и непредвзятой информации об изменениях, состоявшихся в денежных средствах предприятия и их эквивалентах за отчетный период. прямому методу , движение денежных средств в результате операционной деятельности определяется по сумме поступлений от операционной деятельности и сумме расходования на операционную деятельность денежных средств по данным записей их движения на счетах бухгалтерского учета (п. 4.6 Методрекомендаций № 433). В отчете о движении денежных средств, составленном по непрямому методу , движение денежных средств в результате операционной деятельности определяется путем корректировки прибыли (убытка) от обычной деятельности до налогообложения (п. 4.7 Методрекомендаций № 433). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерий отнесения высоколиквидных активов к денежным средствам | Самостоятельно устанавливается предприятием |
Абз. 9 п. 3 разд. I НП(С)БУ 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, которые свободно конвертируются в определенные суммы денег и характеризуются незначительным риском изменения стоимости, рассматриваются п. 3 разд. I НП(С)БУ 1 как эквиваленты денежных средств . Как следует из определения, финансовая инвестиция, чтобы квалифицироваться как эквивалент денежных средств, должна свободно конвертироваться в определенную сумму денежных средств и подлежать незначительному риску изменения стоимости. То есть такая инвестиция может расцениваться эквивалентом денежных средств, только если она имеет короткий срок ее погашения. Обычно в мировой практике как эквиваленты денежных средств рассматриваются финансовые вклады сроком до 3 месяцев . Примером эквивалентов денежных средств могут служить такие высоколиквидные ценные бумаги, как депозитные сертификаты, а также дорожные чеки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Периодичность и объекты проведения инвентаризации | Устанавливаются предприятием самостоятельно, за исключением случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству |
Ч. 2 ст. 10 Закона о бухучете |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия. Во время инвентаризации активов и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценка. При этом обеспечиваются: Выявление фактического наличия активов и проверка полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов; Установление остатка или недостачи активов путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета; Выявление активов, которые частично утратили свое первоначальное качество и потребительское свойство, устарели, а также неиспользуемых материальных и нематериальных активов, неиспользованных сумм обеспечения; Выявление активов и обязательств, не соответствующих критериям признания. С 01.01.2015 г. порядок проведения инвентаризации регулируется Положением № 879. Проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях (п. 12 Порядка № 419, п. 7 разд. I Положения № 879): Перед составлением годовой финансовой отчетности; В случае передачи имущества государственного предприятия в аренду, приватизации имущества государственного предприятия, преобразования государственного предприятия; В случае смены материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел); В случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов); По судебному решению или на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. В этих случаях инвентаризация должна начаться в срок, указанный в надлежащим образом оформленном документе указанных органов, но не ранее дня получения предприятием соответствующего документа; В случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания таких явлений); В случае прекращения предприятия; При передаче государственного предприятия (его структурных подразделений) в сферу управления другого органа управления (на дату передачи), кроме передачи в пределах одного органа управления, в других случаях, определенных законодательством; В случае перехода на составление финансовой отчетности по международным стандартам (на дату такого перехода); В других случаях, предусмотренных законодательством. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Срок полезного использования ОС | Диапазон сроков полезного использования (эксплуатации) объектов ОС самостоятельно устанавливается предприятием |
Элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения Л.П.Хабарова, главный редактор журнала «Бухгалтерский бюллетень» В период подготовки годового отчета у специалистов бухгалтерских и финансовых служб возникает необходимость в конструктивной и полной информации о том, что все-таки произошло в законодательстве за прошедший финансовый год. Учетная политика на предстоящий год, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложенияявляется составной частью годового отчета. С целью экономии вашего времени, автор подготовилдве таблицы элементов учетной политики 2004 г. – для целей бухгалтерского учета и налогообложения. В настоящее время учетная политика стала основным инструментом сближения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика на предстоящий год поможет вам избежать многих налоговых рисков и споров с налоговой инспекцией. Вследствие этого очень важно внимательно проработать все разделы это распорядительного документа. Учетная политика охватывает сейчас все разделы бухгалтерского учета и многие важные положения налогового законодательства (в первую очередь главы 25 НК РФ). В приведенных ниже таблице 1 «Элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета"и таблице 2 «Элементы учетной политики для целей налогообложения" раскрыты основные положения, подлежащие раскрытию в учетной политике 2004 г. В статье приведены также примерные образцы приказов об учетной политике. Таблица 1 «Элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета"
Таблица2
«Элементы учетной политики
Образец
Приказа об учетной политике организации Приказ по
открытому акционерному обществу «ХХХ» На основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98), утвержденным Приказом Минфина РФ № 60н от 09.12.98 г. Приказываю: I . Главному бухгалтеру … … 1) В Штатном расписании выделить бухгалтерию, как структурное подразделение. 2) Организовать работу бухгалтерии по линейно-штабному принципу. 3) Установить сроки представления промежуточной отчетности структурными подразделениями до 25 числа месяца, следующего за отчетным. 4) Использовать Рабочий план счетов для отражения хозяйственных операций. 5) Применять типовые формы первичной бухгалтерской документации по учету: Утвердить перечень форм первичных документов по учету материально-производственных запасов (Приложение 1). 6) Утвердить график проведения инвентаризации имущества и обязательств на 2004 год (Приложение 2). 7) Утвердить инвентаризационную комиссию в составе … 8) Разработать график документооборота (Приложение 3). 9. В составе бухгалтерской отчетности представлять формы № 1, 2, 3, 4, 5. 10. Утвердить образцы форм бухгалтерской отчетности (Приложение 4). 11. Бухгалтерскую отчетность представлять на бумажных носителях. 12. Утвердить критерий существенности для целей бухгалтерского учета 5%. II . Принять на 2004 год следующую учетную политику: 2) По основным средствам по состоянию на 01.01.2004 г. изменена стоимость в результате: а) реконструкции (инвентарный номер, ОС, новая первоначальная стоимость …) 3) Срок полезного использования основных средств определяется по нормам, установленным законодательством РФ. 4) Не амортизируются следующие основные средства: а) инвентарный номер ОС 5) Предоставлены в аренду следующие производственные основные средства… 6) Доходы от аренды являются доходами от обычных видов деятельности. 7) Улучшение арендованного имущества осуществляется за счет арендатора. 8) Амортизация по основным средствам начисляется линейным способом. 9) Создать резерв расходов на ремонт основных средств. Норматив ежемесячных отчислений в резерв ___ тыс. руб. 10) Резерв расходов на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта не создавать. 11) На балансе на 01.01.2004 года находятся следующие виды нематериальных активов: 12) Амортизация по НА начисляется исходя из срока полезного использования. 13) Метод оценки материально-производственных запасов применять по средней себестоимости (взвешенной). 14) Материально-производственные запасы в залог не передавались. 15) Товары учитываются по покупной стоимости. 16) Транспортные расходы по доставке товаров сверх договорной цены поставки учитываются в составе издержек обращения. 17) Учет поступления МПЗ ведется с использованием счетов 15 и 16. 18) Незавершенное производство оценивается методом инвентаризации по прямым затратам. 19) Учет готовой продукции осуществляется на счете 43 «Готовая продукция по прямым расходам». 20) Резерв по сомнительным долгам не создается. 21) Создать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Норматив ежемесячных отчислений в резерв _____ процентов. 22) Создать резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений по итогам года и за выслугу лет. Норматив ежемесячных отчислений в резерв _____ процентов. 23) Проценты по заемным средствам на приобретение МПЗ и основных средств учитываются в составе операционных расходов. 24) На 01.01.2004 года имеются следующие остатки по счету 97 «Расходы будущих периодов». Сроки списания по отдельным видам расходов следующие: 25) Единицей учета МПЗ принимается номенклатурный номер. 26) Стоимость ОС до 10 000 руб. за единицу списывается на затраты в момент принятия к учету, с использованием счета 02. 27) Стоимость книг, брошюр, отдельных изданий списывается на затраты в момент их принятия в состав ОС. 28) Раздельный учет затрат ведется по следующим видам деятельности: 29) Затраты на производство каждого вида продукции собираются по дебету счета 20 «Основное производство» по производственной фактической себестоимости. Общехозяйственные расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы», относятся в дебет счета 20. 30) Коммерческие и управленческие расходы признаются расходами будущих отчетных периодов. Расходы по доставке товаров пересчитываются на остатки нереализованных товаров. 31) Дисконт по векселям начисляется ежемесячно исходя из срока обращения векселя. 32) Резерв по обесценению финансовых вложений не создается. 33) Расходы по НИОКР списываются в течение 3 лет. 34) Применяется линейный метод списания расходов по НИОКР. III . Контроль за исполнением Приказа об учетной политике возлагается на генерального директора. Генеральный директор АО «ХХХ»__________________ Образец Приказа об
учетной политике на 2004 год №___________ от «______»_________________________2004 г. Об учетной политике АО «XXX » для целей налогообложения на 2004 год В соответствии с положениями главы 25 «Налог на прибыль организаций» и главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ в целях соблюдения организацией в течение 2004 г. единого порядка ведения налогового учета приказываю: Для целей налога на прибыль 1. Налоговый учет вести силами бухгалтерии. 2. Данные налогового учета группировать в регистрах налогового учета на основании: –первичных учетных документов, включая справки бухгалтера; –данных регистров бухгалтерского учета, если правила бухгалтерского и налогового учета соответствующих доходов и расходов совпадают. 3. Утверждаю формы налоговых регистров (Приложение 1). 4.Уплата ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производится исходя из фактически полученной прибыли и ставки налога. 5.В составе АО структурные обособленные подразделения отсутствуют. 6. Учет доходов и расходов вести методом начисления. 7. Применять линейный метод начисления амортизации. 8. Понижающие коэффициенты к нормам амортизации не применять (кроме обязательных). 9. Утвердить перечень основных средств, амортизационные отчисления по которым включаются в состав прямых расходов (Приложение 2). 10.Создать резерв расходов на ремонт основных средств. Норматив отчислений в резерв установить в размере______ тыс. руб. в месяц. 11.Резерв на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств не создавать. 12. Оценку сырья и материалов, используемых в производстве определять по средней себестоимости (взвешенной). 13. Установить перечень материалов, включаемых в прямые расходы. 14. Оценку покупных реализованных товаров осуществлять по средней стоимости (взвешенной). 15. Создать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Ежемесячный процент отчислений в резерв установить в размере _____процентов. 16. Создать резерв на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год. Ежемесячный процент отчислений установить в размере ______ процентов. 17. Резерв расходов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию не создавать. 18. Резерв расходов по сомнительным долгам не создавать. 19. Доходы от сдачи имущества в аренду признать доходами от реализации. 20. Предельная величина процентов, признаваемых расходом определяется исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза. По долговым обязательствам, выраженным в иностранной валюте – 15%. Генеральный директор АО «ХХХ»__________________________________ Понятие и формирование учетной политики Элементы учетной политики Пример оформления учетной политики на предприятии Понятие и формирование учетной политики Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Теоретически возможны три подхода к установлению правил постановки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При централизованном подходе при организации бухгалтерского учета каждое предприятие должно строго следовать правилам и предписаниям, выработанным центром. Этот вариант использовался в нашей стране при централизованно управляемой экономике. Децентрализованный подход предусматривает свои правила организации бухгалтерского учета для каждого предприятия. Хотя этот подход предполагает максимальную адаптацию учетных процедур к конкретному предприятию, в настоящих российских условиях он неприемлем. Мировой опыт показывает, что максимальная эффективность ведения учета обеспечивается разумным сочетанием первого и второго подходов. Централизованно устанавливаются основополагающие правила и принципы ведения учета, обеспечивающие доступность и полезность учетной информации. Общие правила, и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, имеющейся технической базы, квалификации персонала и некоторых особенностей предприятия. Другими словами, предприятия разрабатывают и проводят собственную учетную политику. Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условиям хозяйствования, т.е. порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета. Учетная политика на предприятиях разрабатывается на основании положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60 н (с изм. и доп. от 30.12.1999 № 107 н). В соответствии с Положением каждое предприятие обязано: Установить перечень конкретных элементов учетной политики; По каждому из элементов учетной политики раскрыть из числа альтернативных способы учета, оценки, существенно влияющие на принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности. Учетная политика может быть пересмотрена только в следующих случаях: Изменения законодательства РФ или нормативных актов; Разработки новых способов ведения бухгалтерского учета на предприятии без ущерба достоверности информации; Реорганизации предприятия, смены собственности, изменения видов деятельности и др. Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия. Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных стандартами. Если стандартами не разработаны способы ведения учета для каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии - выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых основах. Это означает: 1) применение избранных способов ведения учета всеми структурными подразделениями предприятия, в том числе выделенными на самостоятельный баланс, иначе учетная информация будет несопоставимой и несводимой; 2) в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное не установлено нормами. Например, прибыль от реализации должна для всех видов деятельности предприятия определяться одним способом: по мере отгрузки товаров покупателю и предъявления расчетных документов или по мере оплаты. Процесс формирования учетной политики состоит из следующих этапов: 1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика (устанавливается предмет учетной политики, так как каждое предприятие имеет свою совокупность объектов бухгалтерского учета. В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, влияющие на формирование учетной политики); 2) выявление, анализ и оценка факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета; 3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики; 4) идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему и объекту учета; 5) отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием; 6) оформление выбранной учетной политики. На выбор варианта учетной политики влияют следующие факторы: Правовой и организационно-экономический статус предприятия (форма собственности, организационно-правовая форма, отрасль и вид деятельности, размеры); Текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке и др.); Особенности деятельности - производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, система и формы расчетов), финансовой (взаимоотношения с банками, налоговыми органами), управленческой (структура, зависимость от собственников, отчетность перед ними); Кадровое обеспечение - уровень квалификации персонала; Хозяйственная ситуация - развитость инфраструктуры рынка, состояние бухгалтерского и налогового законодательства При образовании предприятия его руководство должно выбрать определенную стратегию развития и исходя из нее - методику бухгалтерского учета на предприятии, так как в современном бухгалтерском учете многие проблемы допускают многообразие решений. В начале каждого года предприятие разрабатывает учетную политику, составленную в соответствии с принципами ее формирования. Издается приказ по предприятию о введении учетной политики на год (вопрос 4). Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, т.е. государственной регистрации. При этом руководитель предприятия издает приказ об учетной политике, в котором отражается выбранная предприятием методология ведения учета, соответствующая задачам и профилю предприятия. Элементы учетной политики Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный. Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п. Методический аспект включает: Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам. порядок финансирования ремонта основных средств. Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов). Формирование учетных групп материальных ценностей. способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей. Способ учета выпуска продукции. Сроки погашения расходов будущих периодов. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг). Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения. Технический аспект – как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета. Технический аспект предполагает следующие ее составляющие: План счетов бухгалтерского учета. Форма бухгалтерского учета. Технология обработки учетной информации. Организация внутрипроизводственного контроля. Организация составления отчетности. Инвентаризация имущества и обязательств. Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики. Федеральный закон о бухгалтерском учете определяет основные элементы учетной политики. Поэтому в приказе об учетной политике должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе: 1. Рабочий план счетов . Является определяющим в системе бухгалтерского учета. Он должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связанным с налоговой политикой и организацией учета финансовых результатов. Разрабатывается на основе действующего плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать коды и наименования субсчетов, применяемых предприятием и необходимых для ведения синтетического и аналитического учета. 2. Порядок проведения инвентаризации . Нормативным актом по данному вопросу являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфином РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Альтернативные способы: Определение сроков проведения инвентаризаций и их количества в отчетном году (кроме инвентаризаций, обязательных по законодательству РФ), Перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них. 3. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации. Нормативный документ - положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Альтернативные способы - бухгалтерский учет ведет: Бухгалтерия; Специализированная организация на договорной основе; Руководитель предприятия. Первичные документы могут составляться на: бумажных носителях; машиночитаемых носителях информации. 4. Формы бухгалтерского учета . Могут использоваться следующие формы учета: мемориально-ордерная; журнально-ордерная; упрощенная; автоматизированная. 5. Способы ведения бухгалтерского учета (способы амортизации стоимости основных средств, нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, товаров, готовой продукции и т.д.). Пример оформления учетной политики на предприятии ОАО «Мечта бухгалтера» «____» декабря 2004 г. Об учетной политике ОАО «Мечта бухгалтера» На основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н, Налоговым кодексом Российской Федерации ПРИКАЗЫВАЮ: Принять следующую учетную политику. Текущее налоговое планирование состоит в разработке учетной и договорной политики, а также в планировании хозяйствующими субъектами отдельных налогов. Ведение учетной политики ставит перед бухгалтерами и финансистами ряд сложных проблем не только в области формирования бухгалтерских показателей, но и по учету налоговых последствий принимаемых предпринимательских решений. С принятием части второй НК РФ, налоговый аспект проработки учетной политики резко усилился. С 2002 г. в условиях введения налогового учета особое значение приобретает учетная политика для целей налогообложения прибыли, которая может либо оформляться отдельным документом, либо включаться отдельным самостоятельным разделом в приказ по учетной политике хозяйствующего субъекта. Действующими законодательно-нормативными документами в области бухгалтерского учета и, в частности, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. № 10, которое впоследствии было заменено одноименным ПБУ, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (далее - Положение о бухучете и отчетности), предусмотрены альтернативные варианты бухгалтерского учета. От их выбора зависят размер уплачиваемых налогов и сборов, а также формирование показателей эффективности финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Термин «учетная политика» является весьма вольным переводом на русский язык английского словосочетания «accounting policies», употребляемого в документах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. Первое упоминание об учетной политике содержалось в Положении о бухучете и отчетности. Широкое применение термина «учетная политика» началось с 1995 г., после введения в действие первого российского стандарта бухгалтерского учета ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия», утвержденного приказом Минфина России от 28 июля 1994 г. № 100. С принятием Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) значение учетной политики еще более возросло, поскольку ст. 6 данного Закона целиком была посвящена организации бухгалтерского учета и, в частности, такому существенному для организации учета документу, как учетная политика. Приказом Минфина России от 31 декабря 1998 г. № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98» стандарт бухгалтерского учета по учетной политике был изложен в новой редакции. В настоящее время действует Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № Юбн. Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. По конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета обычно осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Иногда организация при формировании учетной политики сама осуществляет разработку соответствующего способа, исходя из существующих Положений по бухгалтерскому учету, а также других и законодательно-нормативных актов. При этом учетной политике присущи следующие основные принципы: 1) полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты); 2) своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности); 3) большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); 4) отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); 5) тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); 6) рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности). Помимо этого, при формировании учетной политики изначально предполагается, что: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности); организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности); принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики); факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности). Основными факторами, влияющими на выбор и обоснование учетной политики, являются следующие: - организационно-правовая форма (ООО, ЗАО, ОАО, ГУЛ, производственный кооператив и т.д.), форма собственности организации; - отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность, услуги и т.д.) организации; - масштабы деятельности, (объем продаж, среднесписочная численность работающих и т.п.) организации; - соотношение с системой налогообложения (освобождение от различных налогов, ставки, льготы и освобождения); - возможность принятия самостоятельных решений в вопросах ценообразования либо ее отсутствие из-за антимонопольного регулирования и из-за регулирования цен в естественных монополиях (связи, газа, электроэнергии), регулирования цен на социально значимые товары; - система информационного обеспечения деятельности организации; - наличие необходимой базы данных; - наличие определенного квалификационного уровня персонала и действующей системы его материальной заинтересованности в эффективной хозяйственной деятельности организации и ответственности за выполняемые функции; - цели и задачи экономического развития организации на перспективу; - внешние факторы (наличие или отсутствие инфляционных процессов, сезонных факторов, конкуренции, состояние рынка, нормы гражданского и налогового законодательства, макроэкономическая ситуация и т.д.). Следует иметь в виду, что выбор одного из нескольких вариантов конкретного элемента учетной политики зависит от многих внешних и внутренних факторов. Существенную роль среди внутренних факторов, определяющих учетную политику, играет стратегия предпринимательской деятельности, обозначенная собственником и обусловливающая выбор одного из двух следующих направлений финансовой политики: - удовлетворение сиюминутных материальных потребностей собственника, т е. увеличение чистой прибыли для выплаты максимума дивидендов (процентов) в каждом отчетном периоде; - стабилизация функционирования, привлечение дополнительных финансовых ресурсов в целях развития предприятия, укрепления его конкурентоспособности и т.п. Приступая к разработке учетной политики, необходимо установить наличие и достаточность имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта информативных материалов. В частности, это: - стратегические планы организации; - существующие приказы об учетной политике организации за предыдущие годы (если это не вновь создаваемая организация); - бухгалтерские данные об основных параметрах финансово-хозяйственной деятельности организации за предыдущий финансовый год (для организаций, ведущих деятельность не менее 6 месяцев); - сведения о сумме дохода и выручки по видам деятельности организации и структурных подразделений; - данные о составе и численности сотрудников организации; - сведения о структуре и организационно-правовой форме организации; - сведения о специфике затрат на производство товаров (работ, услуг). Содержание и альтернативные варианты бухгалтерского учета организации раскрываются в приказе по учетной политике. Он позволяет организовать ведение бухгалтерского учета таким образом, чтобы максимально воздействовать на финансовые результаты деятельности предприятия, повышать его платежеспособность, избегать различного рода разногласий с налоговыми органами при документальных проверках и финансовых санкций за нарушение налогового и бухгалтерского законодательства. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для его ведения; - формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, в соответствии с правилами, изложенными в п. 13 Положения о бухучете и отчетности; - правила документооборота и технология обработки учетной информации; - порядок контроля над хозяйственными операциями; - методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; - порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; - перечень статей затрат; - перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов; - перечень подотчетных лиц и сроки представления отчетов по выданным подотчетным суммам, в том числе командировочным расходам; - состав комиссии по приему и выбытию основных средств, списанию МБП и т.д.; - порядок и сроки хранения документов; - положение о премировании; - другие документы, необходимые для организации бухгалтерского учета. В организационно-распорядительной документации (приказе, распоряжении по бухгалтерскому учету) подлежит раскрытию следующая совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранная организацией: способ ведения бухгалтерского учета (мемориально-ордерный, журнально-ордерный, автоматизированный и т.д.); перечень доходов от обычных видов деятельности и способ признания выручки; состав прочих доходов и способ признания выручки; способ начисления амортизации по основным средствам; способ начисления амортизации по нематериальным активам; порядок применения ускоренной амортизации или понижающих коэффициентов; порядок применения арендных и лизинговых отношений; способ оценки производственных запасов; способ оценки товаров; способ оценки незавершенного производства; способ оценки готовой продукции; способ оценки обмениваемого имущества; порядок переоценки основных средств; порядок списания расходов будущих периодов; порядок списания себестоимости покупных товаров и ценных бумаг; : способ учета затрат; порядок создания резервного фонда в соответствии с законодательством РФ; порядок создания резервов сомнительных долгов, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.; порядок создания резервов для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства; порядок формирования расходов на природоохранные мероприятия, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; критерии разграничения расходов, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг и прочих расходов; порядок определения готовности работ, услуг, изделий; порядок отнесения видов деятельности к текущей, инвестиционной и финансовой; порядок признания коммерческих и управленческих расхо - дов; порядок ведения раздельного учета; , порядок начисления и выплаты дивидендов; порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности; порядок отражения событий после отчетной даты; порядок оценки существенности события; порядок изменения оценочных значений; сроки проведения инвентаризации активов и обязательств (в том числе дебиторской и кредиторской задолженности) ; сроки составления и представления бухгалтерской отчетности руководству предприятия; порядок внесения изменений в учетную политику; Разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета на предприятии. Основным документом бухгалтерского учета является бухгалтерский баланс, который состоит из двух частей: средств (активов) и источников их формирования (пассивов). Комплексное управление активами предприятия осуществляется в том числе и на основе выбора методики бухгалтерского учета (учетной политики), позволяющей оптимизировать финансовые текущие потребности предприятия; ускорять оборачиваемость оборотных средств. Обоснованный выбор учетной политики позволяет организации законным путем оптимизировать налоговые платежи. Правительством РФ была впервые предпринята попытка выделения из единого учетного процесса элементов налогового учета. До этого времени избранные организацией способы ведения бухгалтерского учета в основном непосредственно влияли на формирование налоговых обязательств. В 1995 г. ситуация изменилась, и многие организации в приказ об учетной политике стали включать отдельный раздел, характеризующий избранные способы ведения учета для целей налогообложения. В первую очередь, речь шла о выборе метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, касавшегося НДС, налога на пользователей автомобильных дорог, иных оборотных налогов, а также налога на прибыль организаций. В ст. 167 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2001 г., впервые появился термин «учетная политика для целей налогообложения», используемый для определения даты реализации товаров (работ, услуг) при исчислении НДС. С 1 января 2002 г. была введена в действие гл. 25 НК РФ -Таким образом, в настоящее время существует учетная политика двух видов: для целей ведения бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Данные виды учетной политики могут оформляться как единым приказом, так и двумя разными приказами по учетной политике. В силу необходимости определения организацией одновременно вариантов и бухгалтерского, и налогового учета, а также их тесной взаимосвязи логичнее составлять общий приказ об учетной политике предприятия, который включал бы дне части - «Бухгалтерская учетная политика» и «Налоговая учетная политика». Определение учетной политики для целей налогообложения появилось в ст. 11 НК РФ с 2007 г. Это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Несмотря на существенные различия, бухгалтерская учетная политика и налоговая учетная политика - это две стороны учетного процесса в организации. В связи с этим современная учетная политика организации в целом представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Обоснованием такого подхода и применения принципа единства учетной политики служат следующие две причины. Во-первых, бухгалтерский и налоговый учет организуются на основе практически одних и тех же первичных документов. Поэтому полное разделение учетной политики на бухгалтерскую и налоговую политику на практике произвести, скорее всего, не удастся. Во-вторых, правила формирования и применения налоговой учетной политики, внесения в нее изменений и дополнений в соответствии с НК РФ по многим позициям совпадают с положениями нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Иными словами, учетная политика организации в целом формируется по практически одинаковым правилам, хотя установление бухгалтерской учетной политики и налоговой политики регулируются различными актами. В современных условиях законодательно закреплена необходимость учитывать налоговые аспекты при составлении приказа по учетной политике. В частности, организация в соответствии с гл. 25 НК РФ может в своей учетной политике определить следующие основные моменты: организационно-технические вопросы (ст. 313 НК РФ); метод определения доходов и расходов (ст. 271-273 НК РФ); принципы и методы распределения дохода от реализации по производствам с длительным технологическим циклом (ст. 316 НК РФ); перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 318 НК РФ), и механизм их распределения на незавершенное производство и изготовленную в текущем месяце продукцию (ст. 319 НК РФ); » порядок формирования стоимости приобретения товаров (ст. 320 НК РФ); порядок учета расходов на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ); порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки (ст. 264.1 НК РФ)134; формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (ст. 267.1 НК РФ); порядок уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации (п. 2 ст. 288 НК РФ); налоговый учет амортизируемого имущества (ст. 259 НК метод оценки сырья и материалов при их списании в производство (п. 6 ст. 2S4 НК РФ); метод оценки покупных товаров при их реализации (п. 1 ст. 268 НК РФ); метод оценки ценных бумаг при их реализации и ином выбытии (п. 9 ст. 280 НК РФ); метод оценки стоимости при определении расчетной цены акций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в случае, когда налогоплательщик определяет ее самостоятельно (п. 2 ст. 280 НК РФ); порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке (для профессиональных участников рынка ценных бумаг, не осуществляющих дилерскую деятельность) (п. 8 ст. 280 НК РФ); последовательность закрытия коротких позиций при проведении операций РЕПО с ценными бумагами (ст. 282 НК РФ); критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки, к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 301 НК РФ); порядок формирования резервов сомнительных долгов (ст. 266 НК РФ); порядок формирования резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ); порядок формирования резерва на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ); порядок формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ); порядок уплаты налога на прибыль (ст. 286 НК РФ). В приложении к учетной политике для целей налогообложения также должны быть отражены разработанные налогоплательщиком формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов (ст. 314 НК РФ). Кроме того, в п. 12 ст. 167 НК РФ говорится об учетной политике хозяйствующего субъекта по НДС. Организация закрепляет в учетной политике для целей налогообложения ряд аспектов, связанных с НДС, а именно: порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по ставке 0% (п. 10 ст. 165 НК РФ); порядок определения пропорции для распределения НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) и имущественным правам, при осуществлении налогоплательщиком операций, как облагаемых, так и освобождаемых от обложения НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ). В соответствии со ст. 339 НК РФ «Налог на добычу полез-, ных ископаемых» налогоплательщик может утвердить в учетной политике для целей налогообложения прямой или косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого. В соответствии со ст. 346.38 НК РФ при выполнении соглашений о разделе продукции налогоплательщик ведет налоговый учет в соответствии с гл. 25 НК РФ, а порядок ведения такого учета закрепляет в учетной политике. Особенности исчисления налогов, связанные с учетной политикой организации, закреплены и в других законодательных актах по налогам и сборам. " Приведем несколько примеров. Например, под порядком определения доли расходов, подлежащих отражению в соответствующем налоговом или отчетном периоде, понимается схема распределения косвенных расходов, не относимых непосредственно на увеличение объемов незавершенного производства, стоимости готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Это общепроизводственные, общехозяйственные расходы, а также расходы на продажу. При определенных условиях распределению могут подлежать расходы вспомогательных производств, обслуживающих производств и хозяйств, а также расходы по возмещению производственного брака. Разница в подходах к распределению затрат для целей финансового учета и для целей налогообложения определяется периодами, за которые производится распределение. Для целей бухгалтерского учета себестоимость готовой продукции (работ, услуг) и незавершенного производства определяется по состоянию (как минимум) на конец каждого отчетного месяца, а для целей налогообложения - на конец отчетного (квартала) или налогового (календарного года) периода. Кроме того, следует учитывать и такую немаловажную деталь: при формировании себестоимости продукции (работ, услуг) для целей финансового учета определяющим является наиболее правильное определение доли расходов в отношении отдельных видов продукции или ее переделов, а для целей налогообложения - в отношении реализованной (проданной) продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Принципиально различается порядок формирования сумм создаваемых резервов для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94 н утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций pi Инструкция по применению (далее - План счетов и Инструкция по его применению). Этим документом установлен порядок образования резерва по сомнительным долгам посредством единовременного списания суммы, подтвержденной материалами инвентаризации расчетов, с дебета счета 91 «Прочие доходы и расходы» в кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». В течение всего года, на который этот резерв создан, сумма, числящаяся на счете 63, ни списанию, ни изменению не подлежит. В конце года вся сумма ранее созданного резерва обратной проводкой зачисляется на счет 91, и при необходимости создается новый резерв - уже исходя из результатов новой инвентаризации расчетов. В ст. 266 НК РФ установлен Другой порядок: в конце года по результатам инвентаризации определяется только сумма, подлежащая зачислению в резерв, а сам резерв создается в течение всего года посредством списания со счета учета прочих расходов на счет учета резервов У12 расчетной суммы за каждый месяц. НК РФ прямо не устанавливает, но предполагает возможность изменения первоначально определенной суммы исходя из изменений состояния расчетов с сомнительными должниками. Приведенные примеры достаточно выпукло показывают роль учетной политики в формировании налогооблагаемой базы. В следующем параграфе более детально излагаются альтернативные варианты формирования учетной политики по ее отдельным элементам. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определение учетной политики организации. 2. Какие основные факторы определяют учетную политику? 3. Перечислите основные положения, содержащиеся в приказе ПО учетной политике. : 4. Какие изменения произошли с 2002 г. при формировании учетной политики для целей налогообложения? 5. Какие положения по учетной политике для целей налогообложения организации должны отражать в приказе в соответствии с действующим налоговым законодательством? Наступило время, когда бухгалтер должен задуматься о составлении учетной политики. Напомним, что нужно составлять две учетные политики: в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения. В настоящей статье рассмотрены положения, подлежащие отражению в учетной политике для целей налогообложения. Что такое учетная политика для целей налогообложения"Учетная политика" -- термин, изначально пришедший из бухгалтерского учета. В приказе Минфина России от 09.12.98 № 60н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98)" под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К этим способам относятся: первичное наблюдение; стоимостное измерение; текущая группировка; итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. Хотя законодательное определение данного термина фактически отсутствует, он, по сути, употребляется в том же смысле, что и в бухгалтерском учете -- как порядок (совокупность способов) ведения налогового учета. Такое истолкование учетной политики для целей налогообложения возможно из анализа главы 25 НК РФ, в которой раскрывается и понятие налогового учета. Данные понятия должны были бы войти в часть первую НК РФ и приобрести значение общих принципов, распространяющихся на налоги и сборы, установленные частью второй НК РФ. К сожалению, этого не произошло, и поэтому имеется некоторая неопределенность в точном понимании и использовании термина "учетная политика" для целей исчисления иных налогов, нежели налог на прибыль организаций. Чем обусловлена необходимость составления учетной политики для целей налогообложения Строго говоря, обязанность налогоплательщиков принять определенную учетную политику для целей налогообложения косвенно установлена только в главе 25 НК РФ. То есть определена обязанность ведения налогового учета, необходимого для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций и порядок ведения которого устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя. Для других налогов, установленных НК РФ, такой обязанности нет. Структура учетной политики Элементы учетной политики разрабатываются налогоплательщиком в установленных НК РФ рамках самостоятельно и закрепляются приказом (распоряжением) руководителя в виде соответствующего документа. Рассмотрим содержание этих элементов подробно. Их можно разбить на различные группы в зависимости от того, что заложить в основание такого разделения. Например, отдельные элементы можно разделить по их отношению к конкретным налогам. Основная группа элементов учетной политики Для успешной работы налогоплательщикам в соответствии с редакцией НК РФ, которая будет действовать в 2003 году, необходимо закрепить в своей учетной политике основные элементы, сгруппированные в табл. 1. В первую очередь рассмотрим такой элемент учетной политики для целей налогообложения, как момент определения налоговой базы по НДС. Налогоплательщики вправе выбрать один из двух следующих вариантов: Налог на прибыль организаций Этот налог установлен главой 25 НК РФ, которая на сегодняшний день содержит наибольшее количество альтернативных норм, позволяющих налогоплательщикам сделать выбор между теми или иным способом учета для целей налогообложения. Кассовый метод могут выбрать только налогоплательщики, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал (в среднем за предыдущие четыре квартала). Остальные налогоплательщики должны применять только метод начисления. (*) Не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом 2. Рпр = Рф: В3 х Во , где Рпр -- предельный размер резерва; Таблица 1. Основные элементы учетной политики
* Автор рекомендует не включать данный элемент в приказ об учетной политике, а закреплять его отдельным приказом, поскольку он определяется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества и не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества. То есть изначально такой метод выбирается более чем на один налоговый период. ** Для банков -- от суммы доходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов. Специальная группа элементов учетной политики Как уже отмечалось, отдельные элементы специальной группы будут присутствовать в учетной политике налогоплательщиков, осуществляющих определенные виды деятельности, например, профессиональных участников рынка ценных бумаг и т. д. Не останавливаясь подробно на их сущности, перечислим альтернативные нормы, позволяющие определенным категориям налогоплательщиков сделать выбор в порядке ведения учета (см. табл. 2). Таблица 2. Специальные элементы учетной политики
Дополнительная группа элементов учетной политики НК РФ содержит еще ряд альтернативных норм, которые не были указаны выше и прямо не отнесены законодателем к элементам учетной политики, но которые, несомненно, могут быть включены в нее в качестве равноправных элементов (см. табл. 3). (*) В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Чтобы перейти на такой порядок уплаты в 2003 году, налогоплательщик должен не позднее 31 декабря 2002 года уведомить об этом налоговый орган. При этом система уплаты авансовых платежей устанавливается на весь налоговый период (2003 год) и не может быть изменена налогоплательщиком. Этот порядок исчисления, как представляется, напрямую относится к учетной политике и подлежит включению в приказ о ее утверждении.
Таблица 3. Дополнительные элементы учетной политики
Пример приказа об утверждении учетной политики Рассмотрим пример приказа, утверждающего один из вариантов учетной политики для целей налогообложения.
|