Общехозяйственные расходы: понятие, состав, аналитический учет, контроль за соблюдением сметы, способ распределения, синтетический учет. О компании и продуктах Статья сметы мо рф 0823

Согласно п. 17 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). Порядок отражения определяется учетной политикой предприятия. «Общехозяйственные расходы» могут списываться в дебет счета 90 или в дебет счетов учета затрат.

Учет общехозяйственных расходов — учет расходов, связанных с общим обслуживанием предприятия и управлением. Для промышленных предприятий предусмотрена примерная типовая номенклатура статей общехозяйственных расходов:

1) управленческие расходы;

2) заработная плата аппарата управления и отчисления с фонда оплаты труда;

3) командировочные расходы;

5) общехозяйственные расходы;

7) заработная плата и отчисления с фонда заработной платы;

8) амортизация основных средств;

10) расходы на подготовку кадров;

11) обязательные налоги, сборы и отчисления;

12) потери, порчи, недостачи. Аналитический учет вышеперечисленных расходов ведется во вспомогательной ведомости по каждому виду. Учет общехозяйственных расходов ведется на счете «Общехозяйственные расходы». По окончании месяца на сумму фактически произведенных общехозяйственных расходов основного производства делают запись: дебет счета «Основное производство», кредит счета «Общехозяйственные расходы». Суммы общехозяйственных расходов вспомогательного производства учитываются в себестоимости продукции вспомогательного производства.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» счет, предназначенный для обобщения информации об управленческих и хозяйственных расходах, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления на полное восстановление и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг; другие аналогичные по назначению расходы. Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с другими предприятиями и др. Расходы, учтенные на счете 26, списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному обеспечению и страхованию, кассы, расчетного счета и др.

Обычно в организациях предварительно составляют смету общепроизводственных расходов, с тем чтобы руководители производства знали размер допустимых затрат, могли аргументирование принимать решения.

В конце отчетного периода на суммы фактических общепроизводственных расходов составляют запись:

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» - в части подразделений вспомогательных производств

Д-т сч. 28 «Брак в производстве» - в доле расходов, относящихся к забракованной продукции

К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы».

Процесс распределения общепроизводственных затрат состоит из трех элементов:

1) выбор объекта, на который относятся затраты, т.е. носителя общепроизводственных затрат (например, продукция, услуга, контракт, цех);

2) выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты;

3) выбирается база распределения, которая соотносит затраты с учетным объектом (носителем затрат).

Методы распределения выбираются произвольно, по решению бухгалтера-аналитика. В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения. Выбор базы распределения - чрезвычайно важный вопрос, так как, меняя ее, бухгалтер-аналитик меняет и значение себестоимости продукции (работы, услуги). База для распределения затрат обычно сохраняется неизменной в течение длительного времени, поскольку она представляет элемент учетной политики предприятия. Однако, когда ее несоответствие становится очевидным, она подлежит пересмотру.

На практике для распределения производственных накладных расходов между носителями затрат применяются следующие базы:

1. Время работы производственных рабочих (человеко-часы).

2. Заработная плата производственных рабочих.

3. Машино-часы.

4. Прямые затраты.

5. Стоимость основных материалов.

6. Объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении.

7. Распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на одноименном счете 26.

Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри групп - по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов.

В конце отчетного периода счет 26 «Общехозяйственные расходы» закрывается:

Д-т сч. 20 «Основное производство» - в части подразделений основного производства

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» - в части подразделений вспомогательного производства

К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

При калькулировании полной себестоимости фактическая сумма общехозяйственных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения. Однако такие затраты, как время труда или заработная плата основных производственных рабочих, время работы станков, не имеют тесной зависимости с размером общехозяйственных расходов. В силу своей сущности последние напрямую не связаны с объемом производства - его падением или ростом, их размер скорее зависит от продолжительности отчетного периода. Поэтому распределение общехозяйственных расходов при калькулировании полной себестоимости продукции носит весьма условный характер.

2. ОЦЕНОЧНЫЕ РЕЗЕРВЫ, УЧЕТ

В деятельности коммерческих организаций возникают ситуации, требующие дополнительных по сравнению с обычным порядком ведения деятельности финансовых ресурсов. Это влечет за собой необходимость расходования дополнительных средств, которых может не оказаться в достаточном количестве, либо организации придется отвлекать средства с других участков и направлений своей деятельности, что может сказаться на финансовом положении негативным образом. Данная ситуация обусловливает целесообразность, а в некоторых случаях и необходимость формирования резервов.
Резервы делятся на три группы - резервы предстоящих расходов, оценочные резервы и резервы по условным фактам хозяйственной деятельности.

Оценочные резервы предназначены для уточнения балансовой оценки отдельных объектов бухгалтерского учета и являются обязательными, поэтому в учетной политике организации определяется не сам факт, а периодичность и порядок их формирования. Оценочные резервы формируются не реже одного раза в год, непосредственно перед составлением годовой отчетности, и должны иметь переходящий остаток, уменьшающий оценку того актива, под который они создаются. В течение следующего года осуществляется расходование созданного резерва.

Оценочные резервы формируются для реализации одного из важнейших требований бухгалтерского учета - требования осмотрительности (п.7 ПБУ 1/98). Это требование предполагает большую готовность к отражению потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов. Балансовая оценка активов формируется исходя из принципа осторожности, означающего, что ряд активов оценивается в балансе по наименьшей стоимости - рыночной или учетной. Таким образом, балансовая оценка активов может быть либо равна, либо меньше его учетной стоимости (нетто - оценка).

Нетто-оценка, как правило, формируется по активам, ликвидность которых пользователи бухгалтерской отчетности вплотную приближают к абсолютной (материальные и фондовые ценности, а также дебиторская задолженность). Однако цены и качество материально-производственных запасов могут существенно колебаться, а дебиторы - становиться ограниченно платежеспособными или банкротами. В этом случае для покрытия предполагаемых убытков от падения цен и качества или непогашения задолженности формируются специальные резервы, а активы оцениваются в балансе за вычетом их величины. Если на момент формирования бухгалтерской отчетности рыночная стоимость активов меньше учетной, то балансовую оценку необходимо скорректировать до той стоимости, по которой эти активы могут быть реализованы. Для корректировки используются оценочные резервы, образование которых является обязательным.

В российской практике используется три вида оценочных резервов:

по сомнительным долгам;

под обесценение финансовых вложений;

под снижение стоимости материальных ценностей.

Для учета каждого оценочного резерва предусмотрен отдельный синтетический счет. Это объясняется тем, что оценочные резервы реализуют механизм нетто-оценки. При использовании нетто-оценок коды синтетических счетов, на которых отражаются регулирующие величины, в действующем Плане счетов следуют за кодами счетов для учета самих активов.

К учету оценочных резервов предъявляются следующие требования:

Создание оценочных резервов и уменьшение балансовой оценки активов на величину созданных резервов является обязательным, а не добровольным (за исключением резерва сомнительных долгов), поэтому в учетной политике сам факт создания этих резервов определяться не должен. В учетной политике должны быть оговорены периодичность (определяемой самой организацией, но не реже одного раза в год) и порядок создания каждого резерва (включая процедуры определения размера резерва);

размеры образуемых резервов должны быть обоснованы и оформлены бухгалтерскими справками. Как правило, формированию резерва должна предшествовать инвентаризация соответствующего актива;

неиспользованные суммы резервов перед созданием новых подлежат обязательному списанию.

Соответствующая величина резерва списывается в случае выбытия актива, по которому данный резерв был создан;

в отчетности (в балансе) активы отражаются по нетто-оценке, однако в пояснительной записке оценка должна приводиться развернуто, т.е. в обязательном порядке должны быть указаны учетная оценка активов и величина резерва;

формирование оценочных резервов осуществляется за счет финансовых результатов и включается в состав операционных расходов организации. В случае получения дохода от списания ранее созданного резерва, он включается в операционные доходы.

Образование оценочных резервов отражается в учете следующими записями:


К-т сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам» отражено формирование соответствующего оценочного резерва в размере разности между учетной и рыночной стоимостью соответствующих активов (в случае превышения учетной стоимости над рыночной).

Резерв по сомнительным долгам создается по следующим составляющим дебиторской задолженности, если:

задолженность возникла по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы или услуги;

задолженность признана сомнительной, т.е. не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой. Однако для целей создания резерва следует исходить из того, что обеспечение обязательства условием о неустойке не создает гарантии того, что данное обязательство будет исполнено (условие об уплате должником неустойки в случае несвоевременной оплаты товара не гарантирует совершение самого платежа по договору). Неустойка представляет собой дополнительное и ничем не обеспеченное обязательство того же самого должника и, следовательно, имеет такую же вероятность исполнения, как и основное обязательство. Поэтому условие о неустойке не может служить препятствием для создания резерва по такой задолженности.

При оценке вероятности погашения задолженности (признания долга в качестве сомнительного) организации могут использовать внешние признаки несостоятельности (ст.3 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») - неисполнение обязательств в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Резерв по сомнительным долгам создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Периодичность инвентаризации дебиторской задолженности и порядок создания резерва по сомнительным долгам должны быть утверждены в учетной политике. В ходе инвентаризации осуществляется оценка каждой отдельной задолженности.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Кроме того, учитывается размер имеющихся гарантий платежа, т.к. гарантии могут обеспечивать не весь платеж, а лишь его часть. Размер задатка всегда меньше суммы обеспеченного им обязательства, поэтому резерв формируется на разницу между общей величиной задолженности и ее обеспеченной частью.

В учете организации составляется запись:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»,
К-т сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам» отражено формирование резерва по сомнительным долгам за счет признания операционных расходов.

Аналитический учет ведется по каждому сомнительному долгу, на который создан резерв.

Сформированный в конце года (в конце полугодия, квартала) резерв используется в следующем отчетном году (полугодии, квартале) при списании безнадежной дебиторской задолженности, т.е. задолженности, по которой либо истек срок исковой давности, либо признана нереальной для взыскания до истечения срока исковой давности. Задолженность списывается отдельно по каждому обязательству при условии:

проведения инвентаризации дебиторской задолженности. Это требование говорит о том, что, во-первых, задолженность не должна рассматриваться выборочно, во-вторых, работа по анализу реальности и списанию задолженности должна проводиться регулярно, в заранее определенные сроки;

составления письменного обоснования необходимости списания задолженности. По итогам инвентаризации по каждому случаю составляется документ, в котором кроме размера задолженности указываются причины ее возникновения, излагается история мероприятий по требованию данной задолженности и обосновывается невозможность взыскания средств;

формирования приказа (распоряжения) руководителя организации о списании задолженности.

Списание задолженности за счет ранее созданного резерва оформляется следующими записями:

Д-т сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам»,
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражено использование резерва по сомнительным долгам при списании дебиторской задолженности (если по данной задолженности был образован резерв);

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»,
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражено списание дебиторской задолженности (если по данной задолженности резерв не образовывался, либо если при образовании резерва его величина была занижена).

В последнем случае необходимо обратить внимание на факт изменения квалификации расходов: формирование резерва является операционными расходами, а списание задолженности на убытки сверх сумм созданного резерва - внереализационными расходами.

Резерв под обесценение финансовых вложений. С 2003 года, после вступления в действие ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», резерв формируется:

под обесценение всех финансовых вложений;

под обесценение финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость;

на разницу между учетной стоимостью и величиной экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях ее деятельности;

с любой периодичностью, но не реже 1 раза в год - при соответствующем выборе организации.

Под обесценением финансовых вложений понимается устойчивое существенное снижение их стоимости ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить них в обычных условиях ее деятельности. Расчетная стоимость финансовых вложений равна разнице между их учетной стоимостью и суммой такого снижения.

Устойчивым признается снижение стоимости финансовых вложений при одновременном выполнении следующих условий: на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость вложений существенно выше их расчетной стоимости; в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении уменьшения; на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.

Результаты оценки вложений по расчетной стоимости по состоянию на 31 декабря по каждому вложению должны передаваться в бухгалтерию до окончания формирования финансовой отчетности. Сроки, форма представления и прочие характеристики требуемой информации должны быть определены учетной политикой организации или иным документом, регламентирующим составление ее финансовой отчетности.

На основании этих данных бухгалтерия формирует резерв под обесценение финансовых вложений:

1. В случае создания резерва в прошлом периоде неизрасходованные суммы резерва относятся на финансовые результаты организации:


К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» неизрасходованные сумм резерва списываются на операционные доходы организации.

2. Анализируются все финансовые вложения, находящиеся в собственности организации на момент формирования резерва, независимо от места их нахождения (в депозитарии, у залогодержателя, у доверительного управляющего и т.п.).

3. Если расчетная стоимость объекта вложений ниже учетной, то разница между этими величинами включается в сумму резерва.

4. Итоговая величина резерва определяется как сумма резервов, созданных под обесценение отдельных объектов финансовых вложений. Формирование резерва отражается в учете записью:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»,
К-т сч. 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» отражено формирование резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, признаны операционные расходы.

Если на основе имеющейся информации организация делает вывод о том, что финансовое вложение более не удовлетворяет критериям устойчивого существенного снижения стоимости, а также при выбытии финансовых вложений, расчетная стоимость которых вошла в расчет резерва под обесценение финансовых вложений, то сумма ранее созданного резерва под обесценение по указанным финансовым вложениям подлежит списанию в конце года или того отчетного периода, когда повысилась расчетная стоимость вложений или произошло их выбытие:

Д-т сч. 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги»,
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» отражено списание резерва в случае повышения расчетной стоимости или выбытия вложений, по которым он формировался.

Резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов. Резерв создается по материально-производственным запасам, рыночная цена на которые в течение отчетного года снизилась (действует только для товаров и готовой продукции); или по материально-производственным запасам, которые морально устарели, либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества (действует по всем группам запасов) по каждой единице материально-производственных запасов, принятой в бухгалтерском учете. Единица МПЗ определяется в учетной политике организации отдельно по различным группам МПЗ. Допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных запасов.

Расчет текущей рыночной стоимости запасов производится специалистами организации на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности.

Организацией должно быть обеспечено подтверждение расчета текущей рыночной стоимости МПЗ. Данное подтверждение оформляется в виде отчета эксперта или комиссии, осуществлявших оценку МПЗ, в котором указываются причины изменения рыночной стоимости запасов, величина снижения их стоимости и прогнозируются тенденции изменения стоимости МПЗ.

Резерв под снижение стоимости МПЗ образуется на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Формирование резерва отражается в качестве операционных расходов организации записью:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы расходы», К-т сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Если в период, следующий за отчетным, текущая рыночная стоимость МПЗ, под снижение стоимости которых в отчетном периоде был создан резерв, увеличивается, то соответствующая часть резерва относится в уменьшение стоимости материальных затрат, признанных в периоде, следующем за отчетным:

Д-т сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», К-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

По мере отпуска относящихся к нему запасов начисленный резерв списывается записью: Д-т сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы».

В случае создания резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, в бухгалтерском балансе уменьшается на сумму этих резервов (без корреспонденции по счетам учета). В пассиве баланса сумма образованного резерва отдельно не отражается.

В Отчете о прибылях и убытках операционные расходы в части формирования резерва по сомнительным долгам показываются свернуто (сальдированно) с суммой операционных доходов от списания неиспользованной суммы резерва.

В Отчете об изменениях капитала движение резерва по сомнительным долгам отражается в разделе III «Оценочные резервы». В графе «Остаток на начало отчетного года» показывается сумма резервов, созданных в конце предыдущего года. В графе 4 «Поступило в отчетном году» показывается сумма резервов, созданных в течение отчетного года. В графе 5 «Израсходовано (использовано) в отчетном году» показываются данные об использовании в течение года резервов на цели:

списания безнадежной дебиторской задолженности;
· списания неиспользованных остатков резервов, ликвидируемых перед формированием нового резерва.

В бухгалтерском балансе по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» стоимость ценных бумаг отражается за вычетом резерва (без записей по счету 58 «Финансовые вложения»). В пассиве баланса сумма резерва отдельной строкой не выделяется.

В бухгалтерском балансе величина резерва под обесценение МПЗ уменьшает их стоимость, отражаемую по строке «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности». В пассиве баланса сумма резерва отдельной строкой не выделяется. Отчет об изменениях капитала в части данного резерва заполняется по методике, аналогичной остальным оценочным резервам.

ЗАДАЧА 1

ООО «Прибой» в январе 2006 года приобрело и ввело в эксплуатацию два принтера стоимостью 13 000 и 8 000 руб. соответственно (без учета НДС). В учетной политике организации сказано, что объекты со сроком службы, превышающим 12 месяцев, включаются в состав МПЗ, если их первоначальная стоимость не более 15 000 руб.
Требуется:
— составить проводки;
— определить в состав какого имущества включить принтер;
— задачу оформить в виде таблицы.Р Е Ш Е Н И Е Содержание операцииДебетКредитСуммаСостав имущества 1.Приобретен принтер 10/96013 000 МПЗ 2.Приобретен принтер 10/9608 000 МПЗ

Государственный бюджет СССР составляется, утверждается и исполняется в установленном законом порядке, обеспечивающем планирование и учет его доходов и расходов, целевое расходование средств и ответственность государственных органов за их использование. Это достигается четким определением структуры государственного бюджета, установлением бюджетной классификации.

Бюджетная классификация представляет собой экономически обоснованную группировку доходов и расходов по однородным признакам с указанием наименований и нумерации подразделений государственного бюджета. Подразделениями этой классификации являются разделы, главы, параграфы и статьи.

Право установления бюджетной классификации предоставлено Министерству финансов СССР. В настоящее время действуют классификации для союзного и республиканского бюджета и отдельно для бюджетов автономных республик и местных бюджетов.

По классификации союзного бюджета расходы на оборону отнесены на раздел 208 «Министерство обороны СССР» без дальнейшей конкретизации расходов. Детальная роспись расходов определяется внутриведомственным документом - Перечнем расходов по смете Министерства обороны СССР, объявляемым приказом Министра обороны СССР. В нем расходы сведены в крупные, экономически обоснованные подразделения, именуемые параграфами, которые в свою очередь подразделены на более конкретные и однородные группы, именуемые статьями. По большинству статей расходы сгруппированы еще и по видам. В перечне предусмотрены шифры статей и видов расходов, чем обеспечивается применё-’ ние счетно-вычислительных машин для обработки плановых, учетных и отчетных данных.

Перечень расходов по смете Министерства обороны базируется на классификации союзного бюджета и построен на одинаковых с ней принципах: предметно-целевом и отраслевом (ведомственном). Предметно-целевой принцип выражен главным образом в параграфах перечня. Он обеспечивает четкое определение предмета;или цели расходов, что позволяет правильно относить расходы на соответствующие сметные подразделения перечня. Группировка расходов в перечне по отраслевому (ведомственному) принципу отражается в статьях, чем достигается закрепление определенных статей расходов за видами Вооруженных Сил, родами войск, цент ральными управлениями Министерства обороны и соответствую щими довольствующими службами в войсках и силах флота.

Единство в построении бюджетной классификации и Перечня расходов по смете Министерства обороны не исключает его существенных особенностей, обусловленных организационной структурой армии и флота, многогранностью их хозяйства, характером финансового обеспечения проводимых мероприятий по поддержа нию высокой боевой готовности войск и сил флота. Если в бюд жетной классификации отраслевое направление и ведомственное закрепление расходов отражаются в разделах, главах и парагра фах, а предметно-целевое назначение расходов в статьях, то в Перечне расходов по смете Министерства обороны предмет или цель расходов в большинстве случаев отражается в параграфах, а.ведомственное закрепление ассигнований - преимущественно в статьях. Лишь по некоторым его сметным подразделениям пред мет и цель расходов совпадают с отраслевым (ведомственным) закреплением.

Перечень расходов содержит ряд сметных подразделений (параграфов, статей), свойственных лишь армии и флоту, например расходы на оплату заказов вооружения и военной техники, на боевую подготовку. Кроме того, на некоторые статьи относятся все расходы по содержанию отдельных учреждений и предприятий Министерства обороны (кроме расходов на денежное довольствие военнослужащих и капитальные вложения), что не предусмотрено общей бюджетной классификацией. Такой порядок установлен при -финансировании бюджетных предприятий, военных комиссариатов, санаторно-курортных учреждений и др. В Перечне по сравнению с бюджетной классификацией имеет место значительно большая детализация затрат денежных средств и, как следствие этого, большее количество статей расходов. Наконец, если в бюджетной классификации детализация расходов заканчивается статьей, то в Перечне статьи подразделяются еще и на виды расходов.

Перечнем расходов по смете Министерства обороны классифицируются расходы бюджетных средств. В этом также состоит одна из его особенностей по сравнению с бюджетной классификацией по союзному бюджету, в которой определяются и доходы бюджета. Мобилизуемые в армии и на флоте доходы отражаются по внебюджетным средствам и переходящим суммам. Состав и направления использования внебюджетных средств и переходящих сумм определяются особым перечнем, устанавливаемым Центральным финансовым управлением.

Классификация расходов по смете Министерства обороны имеет важное военно-экономическое значение, так как обеспечивает строго целевое истребование и использование денежных средств чо смете Министерства обороны и предоставляет возможности для осуществления действенного предварительного и последующего финансового контроля за законностью расходования денежных средств. Перечень расходов по смете Министерства обороны дает возможность анализировать, обобщать и сводить финансовые планы и сметы, применять единые методики определения потребности в денежных средствах. Правовое значение Перечня расходов заключается в том, что он позволяет выделять ассигнования в распоряжение или в ведение соответствующих лиц в определенных размерах и на конкретные цели.

Наличие единого и обязательного для всех служб и должностных лиц Перечня расходов по смете Министерства обороны создает условия для осуществления действенного контроля за выполнением финансовых планов, правильностью расходования денежных средств, что является важным условием использования их по прямому назначению и соблюдения государственной финансовой дисциплины.

Структура Перечня расходов по смете Министерства обороны и состав регламентируемых им затрат денежных средств не остается неизменным. Развитие военного дела ставит новые задачи по обеспечению высокой боевой готовности армии и флота, что приводит к возникновению новых расходов и исключению расходов, потерявших свое значение. Поэтому Перечень расходов по смете Министерства обороны периодически уточняется.

Важное значение для финансового обеспечения Советской Армии и Военно-Морского Флота, составления и исполнения сметы Министерства обороны имеет нормирование материальных и финансовых ресурсов. Норма выражает собой установленные в законодательном порядке размеры затрат материальных или денежных средств на определенные расчетные единицы.

Партия и правительство ставят задачи по улучшению нормирования затрат всех видов ресурсов, требуют систематически пересматривать устаревшие и внедрять прогрессивные нормы, соответствующие современному уровню техники, организации производства и труда, усилить роль технически и экономически обоснованных норм в осуществлении режима экономии.

Несколько иное значение нормирование имеет при сметном порядке финансирования, применяемом в Министерстве обороны в отношении воинских частей, учреждений и организаций, не связанных с производством и реализацией материальных ценностей. Во-первых, нормы позволяют в плановом порядке регулировать уровень затрат по однотипным воинским частям и тем самым способствуют наиболее эффективному использованию материальных и денежных средств. Во-вторых, нормы выступают как важный-расчетный показатель в процессе финансового планирования, при обосновании истребуемых кредитов и денежных средств и анализе их обоснованности со стороны довольствующих органов. В-третьих, нормы используются в процессе предварительного и последующего финансового контроля за целевым направлением и экономным использованием денежных средств.

По своему экономическому содержанию нормы подразделяются на материальные {нормы материального снабжения) и финансовые, именуемые нормами денежных расходов.

Материальной нормой определяется количество материальных средств, установленное для расхода на одного потребителя (военнослужащего, единицу военной техники, подразделение, воинскую часть и т. д.) .единицу времени. Указанные нормы разрабатываются на основании экспериментальных и расчетных данных. Например, нормы снабжения продовольствием определяют набор и количество продуктов, составляющих дневной рацион военнослужащего по отдельным продовольственным пайкам; нормы вещевого снабжения - виды, количество и сроки носки отдельных предметов обмундирования и обуви на одного военнослужащего. Расход горючего нормируется на каждую машину определенного образца на 100 км движения (пробега) или на 1 ч работы машины.

Материальные нормы находят широкое применение в процессе финансового планирования, выступая при этом одним из расчет­ных показателей. Они дают возможность исчислять количествен­ную потребность определенного вида материальных ценностей на планируемый период, а с применением установленных цен и тари­фов - исчислять сумму денежных средств, необходимую для приобретения материальных средств или оплаты услуг.

Применяемые в Советской Армии и Военно-Морском Флоте нормы денежных расходов весьма разнообразны. Их можно подразделить по следующим признакам: по экономическому содержанию, порядку правового определения, охвату затрат финансируемого объекта.

По экономическому содержанию нормы денежных расходов в большинстве случаев представляют собой материальные нормы, переведенные в денежное выражение по установленным ценам и тарифам. При определении таких норм обычно берется перечень материальных ценностей и услуг, необходимых для удовлетворения определенного вида потребностей воинской части или личного состава (на часть в целом или на одного военнослужащего), который затем пересчитывается в денежное выражение. К таким нормам относятся; размеры выплат компенсации взамен продовольственного пайка, нормы на оплату подписки на газеты и журналы, на банно-прачечное обслуживание военнослужащих срочной службы и др.

По признаку порядка правого определения нормы денежных расходов подразделяются на обязательные и гюедельные. Особое место среди обязательных норм занимают нормы выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы рабочим и служащим, которые в установленных размерах должны своевременно и полностью выплачиваться личному составу. Таким же образом должны применяться, например, нормы выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка и др.

К предельным нормам относятся нормы расходов на боевую подготовку, политико-просветительную работу, хозяйственные и почтово-телеграфные расходы и банно-прачечное обслуживание. Хотя указанные нормы расходов утверждены Правительством СССР, однако их полное использование во всех случаях не является обязательным. Если все мероприятия по боевой и политической подготовке и хозяйственно-бытовому устройству личного состава проводятся при меньших, чем это предусмотрено по нормам, затратах денежных средств, то нет необходимости полностью использовать указанные нормы. Однако всегда должно обращаться внимание на своевременное и полное удовлетворение потребностей войск и нужд личного состава.

Наряду с нормами, утвержденными Правительством СССР, в Министерстве обороны применяются расчетные нормы, носящие также предельный характер. Они устанавливаются центральными управлениями на отдельные виды расходов денежных средств с учетом действительных потребностей войск и фактических затрат за прошлые периоды. Такие нормы могут устанавливаться на расходы по содержанию объектов материально-технической базы боевой подготовки, оплату подписки на газеты и журналы для библиотек и ленинских комнат (кают), проведение смотров художественной самодеятельности и др. Расчетные нормы используются при финансовом планировании и финансировании.

По признаку охвата затрат финансируемого объекта финансовые нормы подразделяются на индивидуальные и комбинированные. К индивидуальным относится большинство норм денежных расходов, действующих в армии и на флоте, так как они определены из расчета затрат на одного человека в год. Комбинированными являются нормы расходов на клуб и библиотеку, а также на первоначальное обзаведение политико-просветительным и хозяйственным имуществом при финансировании частей, установленные в целом на полк, батальон, отдельную роту.

Наряду с нормированием в Министерстве обороны применяется лимитирование расходов денежных средств. Под лимитом понимаются устанавливаемые распорядителями кредитов для финансируемых воинских частей и нижестоящих распорядителей кредитов предельные суммы расходов на отдельные цели в определенном плановом периоде. Лимиты утверждаются по целому ряду расходов по смете Министерства обороны (на путевое довольствие, наградной фонд, коммунальные расходы и др.) исходя из объема назначений денежных средств по соответствующим статьям сметы Министерства обороны, расходов за прошедшие периоды, а в отдельных случаях - и с учетом расчетных норм.

При утверждении норм денежных расходов на боевую подготовку, на политико-просветительные расходы, хозяйственные, бал-но-прачечные, почтово-телеграфные и телефонные расходы Правительство СССР разрешило их дифференцировать. Министром обороны СССР это право предоставлено распорядителям кредитов по смете Министерства обороны. Нормы расходов разрешается дифференцировать лишь в пределах сумм, положенных по тому или иному виду нормируемых средств округу или соединению. На основе систематического изучения действительных потребностей в денежных средствах финансовая служба и довольствующие службы округа или соединения по мере необходимости разрабатывают проекты дифференцированных норм для финансирования соединений и воинских частей и представляют их на утверждение соответственно командующему войсками округа или командиру соединения.

Дифференциация норм денежных расходов дает возможность наиболее целесообразно удовлетворять потребности воинских частей с учетом конкретных условий их жизни и деятельности (места дислокации, степени обеспеченности материальными ценностями и возможности их приобретения, уровня цен и тарифов) и тем самым способствует более эффективному использованию государственных средств.

«Национальная оборона» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в области национальной обороны.

0201 Вооруженные Силы Российской Федерации

0202 Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских

формирований

0203 Мобилизационная и вневойсковая подготовка

0204 Мобилизационная подготовка экономики

0205 Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и

миротворческой деятельности

0206 Ядерно-оружейный комплекс

0207 Реализация международных обязательств в сфере военно-технического

сотрудничества

0208 Прикладные научные исследования в области национальной обороны

0209 Другие вопросы в области национальной обороны

Раздел 0700 ОБРАЗОВАНИЕ

«Образование» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

0701 Дошкольное образование

0702 Общее образование

0703 Начальное профессиональное образование

0704 Среднее профессиональное образование

0705 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение

квалификации

0706 Высшее и послевузовское профессиональное образование

0707 Молодежная политика и оздоровление детей

0708 Прикладные научные исследования в области образования

0709 Другие вопросы в области образования

Раздел 0800 культура, кинематография

«Культура, кинематография» состоит из четырех подразделов и аккумулирует расходы на предоставление услуг в этой сфере, обеспечение деятельности учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.

0801 Культура

0802 Кинематография

0803 Прикладные научные исследования в области культуры,

кинематографии

0804 Другие вопросы в области культуры, кинематографии

Раздел 0900 здравоохранение

«Здравоохранение» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на финансирование здравоохранения.

0901 Стационарная медицинская помощь

0902 Амбулаторная помощь

0903 Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов

0904 Скорая медицинская помощь

0905 Санаторно-оздоровительная помощь

0906 Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности

донорской крови и ее компонентов

0907 Санитарно-эпидемиологическое благополучие

0908 Прикладные научные исследования в области здравоохранения

0909 Другие вопросы в области здравоохранения

Основные расходы МО РФ сосредоточены на разделе «Национальная оборона». Однако расходы, связанные с содержанием учреждений дошкольного образования, школ, училищ, средних специальных учебных заведений, учреждений переподготовки и повышения квалификации кадров, высших учебных заведений, учреждений здравоохранения, культуры являются неотъемлемой частью содержания армии и ее инфроструктуры.

ЦЕЛЕВЫЕ СТАТЬИ

Целевая статья 202 00 00 «Воинские формирования (органы, подразделения)»

По данной целевой статье отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности воинских формирований (органов, подразделений), а также расходы, связанные с поддержанием постоянной боевой готовности органов, войск и воинских формирований, вооружения и специальной техники, в том числе:

обеспечение всеми видами довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также оплата труда гражданского персонала с учетом начислений;

расходы на содержание и эксплуатацию учебных объектов боевой и физической подготовки;

эксплуатационные расходы технологического оборудования объектов специального назначения, командных пунктов, аэродромов;

расходы на проведение учений, спортивных состязаний и учебно-тренировочных сборов;

расходы на оплату и хранение специального топлива и горюче-смазочных материалов;

обеспечение функционирования (эксплуатации) вооружения, военной техники и имущества;

оплату транспортных услуг для проведения подготовки и переподготовки мобилизационных ресурсов, военных сборов, доставки граждан, подлежащих призыву на военную службу, первоначальной постановке на воинский учет, призывные или сборные пункты, а также участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности и обратно;

расходы на обеспечение функционирования воинских формирований (органов, подразделений);

прочие расходы, связанные с материально-техническим обеспечением, не отнесенные к другим целевым статьям.

Целевая статья 420 00 00 «Детские дошкольные учреждения»

По данной целевой статье отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности детских дошкольных учреждений.

Целевая статья 505 00 00 «Социальная помощь»

По данной целевой статье отражаются расходы по осуществлению социальных выплат отдельным категориям граждан, а также по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг, установленных действующим законодательством.

В том числе:

Целевая статья 505 05 00 Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

По данной целевой статье отражаются расходы по осуществлению полномочий Российской Федерации по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В том числе:

Целевая статья 505 05 11 «Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности».

По данной целевой статье отражаются расходы федерального бюджета на выплату единовременного пособия женщинам из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Целевая статья 514 00 00 «Реализация государственных функций в области

социальной политики»

По данной целевой статье отражаются расходы, направленные на реализацию государственных функций в области социальной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В том числе:

Целевая статья 514 30 02 «Подъемное пособие при переезде военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт…».

По данной целевой статье отражаются расходы федерального бюджета на выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, подъемного пособия при переезде на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части.

ПРОГРАММЫ

Программа 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований»

По данной программе отражаются расходы:

на оплату труда гражданского персонала с учетом начислений;

на выплату военнослужащим и приравненным к ним лицам денежного довольствия и дополнительных выплат (не отнесенных к другим целевым статьям (программам));

на дополнительное денежное стимулирование военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации;

по продовольственному обеспечению военнослужащих и приравненных к ним лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе с привлечением сторонних организаций) при организации питания по месту прохождения военной службы, в полевых условиях и/или при выдаче продовольственного пайка в натуральном виде, а также на закупку техники и имущества продовольственных служб;

по вещевому обеспечению военнослужащих и приравненных к ним лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно установленным нормам снабжения по вещевому имуществу личного пользования, постельными принадлежностями, палатками, санитарно-хозяйственным, специальным, спортивным и альпинистским имуществом с целью обеспечения условий для выполнения задач боевой и специальной подготовки, в том числе расходы по пошиву предметов вещевого имущества и закупке техники и имущества вещевой службы;

на выплату денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

на закупку мягкого, спортивного и музыкального инвентаря;

на обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделений войск (органов) в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, включая расходы, связанные с особенностями по содержанию, обслуживанием и освобождением спецконтингента;

на приобретение специального топлива и горюче-смазочных материалов, их доставку, складирование (хранение), аренду и содержание емкостей для хранения горючего, оплату тары, анализа качества нефтепродуктов;

на оборудование вагонов, судов и барж, сопровождение грузов, транспорта при перевозке специального топлива и горюче-смазочных материалов;

по хранению специального топлива и горючего, регенерации нефтепродуктов и исправлению некондиционных специальных видов топлива;

на возмещение вреда, причиненного отдельным лицам и организациям в связи с хранением и транспортировкой специального топлива и горючего;

на закупку, эксплуатацию и текущий ремонт технических средств службы горючего;

по обеспечению кормами, фуражом, пищевыми добавками и витаминами штатных животных и птиц в соответствии с установленными нормами обеспечения;

по ответственному хранению продуктов питания, изготовлению продуктов питания, оплате образовательных услуг, оказываемых сторонними организациями в рамках заключенных договоров, услуги по страхованию имущества;

на обеспечение деятельности подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена воинская служба;

по банно-прачечному обслуживанию;

на оплату транспортных услуг для проведения подготовки и переподготовки мобилизационных ресурсов, военных сборов, доставки граждан, подлежащих призыву на военную службу, первоначальной постановки на воинский учет, призывные или сборные пункты, а также участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности и обратно.

Программа 99 00 «Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений»

По данной программе отражаются расходы федерального бюджета на содержание и обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений.

Данная группа детализирована статьями 210 - 260, 290, в рамках которых группируются операции, относящиеся к расходам.

Статья 210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

Данная статья детализирована подстатьями 211 – 213, где:

подстатья 211 Заработная плата.

подстатья 212 Прочие выплаты.

подстатья 213 Начисления на выплаты по оплате труда.

Статья 220 Оплата работ, услуг

Данная статья детализирована подстатьями 221 – 226, где:

Подстатья 221 Услуги связи.

Подстатья 222 Транспортные услуги.

Подстатья 223 Коммунальные услуги.

Подстатья 224 Арендная плата за пользование имуществом.

Подстатья 225 Работы, услуги по содержанию имущества.

Подстатья 226 Прочие работы, услуги.

Статья 260 Социальное обеспечение

Данная статья детализирована подстатьями 261 – 263, где:

Подстатья 261 Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному,социальному и медицинскому страхованию населения.

Подстатья 262 Пособия по социальной помощи населению.

Подстатья 263 Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления.

Статья 290 Прочие расходы

Группа 300 Поступление нефинансовых активов

Данная группа детализирована статьями 310 - 340, в рамках которых группируются операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов, где:

Статья 310 Увеличение стоимости основных средств.

Статья 340 Увеличение стоимости материальных запасов.

(Полный перечень отнесения расходов на соответствующий КОСГУ прилагается к лекции).

Соответствие кодов видов расходов и кодов классификации операций сектора государственного управления приведены в отдельной таблице (приложение №8 к Инструкции).

Таким образом, можно сделать вывод, что в бюджетной классификации РФ довольно подробно расписаны расходы Министерства обороны. Эта классификация используется при составлении финансово-плановых документов, в процессе доведения лимитов обязательств, при расходовании и учете бюджетных средств.

Вопрос № 2. Внутриведомственная классификация расходов по смете Министерства обороны Российской Федерации. Общий порядок использования бюджетных средств

Однако бюджетная классификация не позволяет распределить расходы в соответствии с закреплением их за соответствующими главными и центральными управлениями, видами и родами войск Вооруженных Сил, для этого в Министерстве обороны для детализации расходов и их закрепления между довольствующими органами используется внутриведомственный документ – Классификация расходов по сводной бюджетной смете МО.

Классификация расходов по бюджетной смете МО введена в действие приказом МО РФ от 12.11.12 № 3500дсп «Об утверждении Классификации расходов по сводной бюджетной смете МО РФ» и является группировкой расходов видов ВС РФ, военных округов, родов войск ВС РФ, производимых из средств федерального бюджета на выполнение задач МО РФ.

Классификация предназначена для закрепления расходов за органами военного управления, организации и обеспечения сопоставимости показателей при осуществлении финансового планирования, учета производимых расходов, составления отчетности по сводной бюджетной смете МО.

Расходы по сводной смете МО обозначены восьмизначными цифрами, которые образуют коды классификации расходов.

Приказом МО РФ от 12.11.12 № 3500дсп определен Перечень статей расходов и видов расходов Классификации расходов по сводной бюджетной смете МО РФ». Перечень представлен в виде таблицы и содержит следующие данные:

Комбинация из первых шести цифр образует код статьи рас­ходов, в котором первые две цифры обозначают код ведомственных целевых программ (мероприятий), третья и четвертая - код бюд­жетной статьи, пятая и шестая - код принадлежности расходов к органу военного управления, ответственному за исполнение рас­ходных обязательств по направлениям деятельности Вооруженных Сил. Седьмая и восьмая цифры обозначают код вида расходов.

Присвоение кодов ведомственных целевых программ (меро­приятий) осуществляется в соответствии с указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-эконо­мической работе.

Присвоение кодов органам военного управления, ответствен­ным за исполнение расходных обязательств по направлениям дея­тельности Вооруженных Сил, производится Министром обороны Российской Федерации при утверждении бюджетной сметы Мини­стерства обороны на очередной финансовый год. В настоящий момент действует директива МО РФ от 30.12.2012 г. №Д-50дсп « Об организации в МО РФ работы по исполнению ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый 2014 и 2015 годов», которой утверждены: Перечень расходных обязательств РФ, исполняемых МО РФ и Перечень органов военного управления ВС РФ, ответствен­ных за исполнение расходных обязательств.

Группировка расходов по кодам раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов, а также по кодам классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, осуществляется в соответствии с порядком, определяе­мым Министерством финансов Российской Федерации.

Сопоставление указанных показателей со статьями расходов Классификации осуществляется в структуре сводной бюджетной сметы Министерства обороны, утверждаемой на соот­ветствующий период.

Рассмотрим порядок отнесения расходов

Например. Статья расходов 000123 – «Денежное довольствие военнослужащих»; статья расходов 000629 – «Медицинское обслуживание» и т.д.

В Классификации более 70 бюджетных статей. Виды расходов детализируют расходы по статье, в каждой статье нумерация видов начинается с номера 1.

Например. В статье расходов 0123 вид 01 называется «Оклады по воинским званиям», вид 02 называется «Оклады по воинским должностям», вид 03 «Увеличения (повышения) окладов по воинским должностям», вид 21 «Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей» и т.д.;

В статье расходов 0629 вид 01 называется «Лечебные расходы (в том числе оплата медицинских консультаций и протезных работ, расходы на проведение диспансеризации и освидетельствование военнослужащих и кандидатов для зачисления в военно-образовательные учреждения….», вид 02 называется «Оплата медицинского имущества (кроме военно-медицинской техники) по закрепленной номенклатуре, медикаментов и продукции производственно-технического назначения» и т.д.

Отраслевой признак закрепления бюджетных средств за главными и центральными управлениями МО отражен в главах и статьях расходов и приведен в директиве МО РФ от 30.12.2012 г. №Д-50дсп « Об организации в МО РФ работы по исполнению ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый 2014 и 2015 годов».

ПЕРЕЧЕНЬ

органов военного управления Вооруженных Сил,

являющихся довольствующими органами по закрепленным

за ними статьям расходов бюджетной сметы Министерства обороны

Наименование органов военного управления Вооруженных Сил

Статьи расходов, закрепленные,

за органами военного управления

Вооруженных Сил

Главное управление Связи Вооруженных Сил РФ

Департамент финансового планирования МО РФ

0123, 0223, 0323, 0823,

5123, 5423, 5523, 6023, 6423

Главное военное медицинское управление МО РФ

Департамент образования МО РФ

Департамент ресурсного обеспечения МО РФ

0431, 0531, 4231

Департамент транспортного обеспечения МО РФ

ГОМУ ГШ ВС

По статьям расходов, в которых пятая и шестая цифры обозначены индексом «00», отнесение расходов к соответствующим довольствующим органам военного управления Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с целевым предназначением выделяемых бюджетных ассигнований.

Например. Расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим закреплены за Департаментом финансового планирования Министерства обороны, поэтому статья расходов «Денежное довольствие военнослужащих» обозначается четырьмя цифрами - 0123.

Классификация расходов по бюджетной смете МО РФ обеспечивает четкую организацию финансового планирования расходов по содержанию Вооружённых Сил. Воинские части при планировании потребностей в денежных средствах включают в финансово-плановые документы потребности в целом по статье расходов, не дробя ее на виды расходов. Это позволяет делать финансово-плановые документы не громоздкими и удобными для обработки и анализа., а в отчетных документах расходы как правило расшифровываются не только по статьям расходов, но и по видам расходов.

В данном вопросе мы рассмотрели типовые расходы учреждений МО РФ (в том числе и воинских частей) осуществляемые за счет средств выделяемых Министерству обороны РФ из федерального бюджета.

Однако следует иметь в виду, что в МО РФ имеют место и другие расходы, которые не рассматривались в данном вопросе, т.к. это расходы не войскового звена, а расходы Цента.

Это такие расходы как:

закупка вооружения и военной техники;

ремонт вооружения, военной техники и имущества;

среднее и высшее профессиональное образование;

пенсионное обеспечение военнослужащих.