Обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение

комплекс организационно-практических, экономических мероприятий, направленных на своевременное удовлетворение потребностей формирований ПС РФ в денежных средствах. Включает: финансовое планирование и финансирование потребителей служебно-боевой и других видов деятельности указанных формирований; истребование, получение, хранение, экономное и целесообразное расходование денежных средств; контроль за их использованием, учет и отчетность. Потребности формирований ПС РФ в денежных средствах обеспечиваются через Федеральный бюджет и иные источники внебюджетного финансирования.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Финансовое обеспечение" в других словарях:

    Финансовое Обеспечение - См. Обеспечение финансовое Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Финансовое обеспечение - сумма денег на счете с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, если бы они были ликвидированы. См. также: Денежные средства предприятия Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - сумма Денег на счете клиента; биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о финансовом обеспечении обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно.… … Экономический словарь

    ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - сумма средств на счете клиента биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о Ф.о. обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно … Энциклопедический словарь экономики и права

    финансовое обеспечение - сумма денег на счете клиента биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о финансовом обеспечении обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно … Словарь экономических терминов

    финансовое обеспечение ответственности - финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - финансовые средства, направляемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на выполнение мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности, а также на обеспечение развития и устойчивого функционирования… … Юридическая энциклопедия

    Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - покрытие затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством. Осуществляется в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования. Терминологический словарь банковских и… … Финансовый словарь

    ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК И СИЛ ФЛОТА - система мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей армии и флота в денежных средствах. Включает: финанс. планирование; финансирование; истребование, получение, хранение, экономное и рацион … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. Том 1. Экономика , Яшин С.Н.. Учебник посвящен сложному и актуальному предмету изучения теории и практических ситуаций экономики внедрения инноваций и их финансирования. В первом томе "Экономика" изложены основные… Купить за 551 руб
  • Финансовое обеспечение инновационной деятельности и управление рисками в НГХК , Л. Ельшин. Представлены современные подходы и концепции, определяющие научную и прикладную основу обеспечения инновационной производственной деятельности и управление рисками в НГХК с учетом требований…
Бюджетная система Российской Федерации Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 13 Финансовое обеспечение расходов на реализацию социальной политики

Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства – повышение уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов. Основные направления и ориентиры социальной политики на среднесрочную перспективу отражены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006–2008 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 38-р. Этот документ предусматривает сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи гражданам России на основе: поддержания высоких темпов экономического роста; обеспечения макроэкономической стабильности; увеличения денежных доходов населения; повышения эффективности программ социальной защиты; совершенствования механизмов социального партнерства. Для достижения поставленных целей используются новые формы предоставления государственной социальной помощи населению с соблюдением принципа адресности; продолжается замена натуральных льгот денежными компенсациями; совершенствуется система социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; ведется работа по повышению качества и увеличению объема государственных социальных услуг, в том числе направленных на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов.

Одной из важнейших проблем социального развития все еще остается низкий уровень жизни граждан, измерителем которого является коэффициент соотношения среднедушевого дохода с прожиточным минимумом. Если величина такого показателя у конкретного человека составляет менее единицы, то он относится к числу малообеспеченных. К 2008 г. намечалось снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума до 9,7 %.

В целом система социальной защиты населения нашей страны и ее финансового обеспечения построена на принципах разграничения полномочий и расходных обязательств между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами.

В этих фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т. д. Основным источником формирования данных фондов является единый социальный налог, плательщиками которого в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ являются все работодатели независимо от формы собственности.

В общей сумме расходов федерального бюджета на 2007 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 3,6 %. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета по этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из табл. 5.16.

Следует учесть, что дополнительное пенсионное обеспечение государственных служащих регионального уровня осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ, муниципальных служащих – за счет местных бюджетов. При этом основным источником пенсионного обеспечения граждан является Пенсионный фонд РФ, из которого в настоящее время выплачиваются трудовые пенсии, а также пенсии за выслугу лет и при потере кормильца.

Помимо пенсионного обеспечения федеральный бюджет несет прямые обязательства по социальному обеспечению безработных граждан, выплачивая им пособия по безработице. Порядок выплаты пособий по безработице регулируется Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 (в редакции 31.12.2005 г.) и Положением «О порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 г. № 485.

Таблица 5.16 Структура расходов федерального бюджета на 2007 г. по разделу 1000 «Социальная политика»

Важным направлением расходов, учитываемым по подразделу 1006, являются мероприятия, реализуемые в рамках федеральной программы «Жилище» на 2002–2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675. Среди главных целей и задач данной программы обозначены обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.

Кроме раздела 1000 «Социальная политика» в федеральном бюджете предусматриваются значительные средства на социальную поддержку так называемым федеральным льготникам, которые передаются регионам через Фонд компенсаций и учитываются по разделу 1100 функциональной классификации расходов бюджетов «Межбюджетные трансферты». На 2007 г. объем Фонда компенсаций составил 153 млрд руб., что позволяет выполнить все обязательства государства перед гражданами по реализации таких Федеральных законов, как «О социальной защите инвалидов», «О реабилитации жертв политических репрессий» и др., делегированные на исполнение субъектам РФ. За счет передаваемых средств субъекты РФ организуют предоставление мер социальной поддержки федеральным льготникам, полный перечень которых отражен в Федеральном законе «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, получившем второе название: «О монетизации льгот».

Указанные граждане имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг; ежемесячную денежную выплату, размер которой зависит от категории льготника; набор социальных услуг – обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и др.

В свою очередь, субъекты РФ за счет собственных бюджетов несут ответственность за финансовое обеспечение тех расходных обязательств, которые закреплены за ними в соответствии с установленными полномочиями. На субфедеральном уровне по сравнению с федеральным система социальной поддержки населения представлена более широко. Субъекты РФ вправе расширять как виды, так и состав категорий граждан, имеющих право на социальную защиту, определять понятие и критерии сложной жизненной ситуации исходя из финансовых возможностей и проводимой в регионе социальной политики.

Таким образом, в настоящее время при проведении государственной социальной политики в Российской Федерации обеспечивается реализация принципов адресности и нуждаемости, а формы предоставления социальной помощи и социального обслуживания взаимоувязаны с экономическими, демографическими, политическими и другими необходимыми факторами.

Из книги Адвокатура и нотариат автора

34. Финансовое обеспечение нотариальной деятельности Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера,

Из книги Адвокатура и нотариат: конспект лекций автора Шалагина Марина Александровна

ЛЕКЦИЯ № 18. Правовые основы нотариата. Финансовое обеспечение нотариальной деятельности 1. Правовые источники нотариальной деятельностиВопрос об источниках нотариального законодательства имеет немаловажное правовое значение, поскольку в нотариальной практике

Из книги Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам,

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в соответствии с настоящим

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию 1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.Для целей настоящей главы

Из книги Настольная книга нотариуса автора Гонгало Бронислав Мичиславович

Статья 52. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры 1. Финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации, а также гарантий и компенсаций работникам этих учреждений, установленных

Из книги Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" автора Автор неизвестен

Глава 2 Финансовое обеспечение деятельности нотариуса § 1. Основы экономики нотариальной деятельности Система латинского нотариата основывается на самостоятельном и ответственном ведении нотариусом дел нотариальной конторы. Поэтому для понимания экономики нотариата

Из книги Нотариат: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции1. Финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций,

Из книги Закон Российской Федерации «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

29. Финансовое обеспечение деятельности нотариуса Особенностью нотариальной деятельности является то, что нотариус непосредственно не создает материальных ценностей. Предмет его труда – информация, а характер труда – умственный. Одним из признаков нотариальной

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции 1. Финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам,

Из книги Экзамен на адвоката автора

Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

124. Как регулируются вопросы социальной политики в Договоре, учреждающем Европейское сообщество? В странах Европейского Союза в настоящее время существует наиболее развитая в современном мире система социального обеспечения, основы которой были заложены еще в первой

Из книги автора

Вопрос 178. Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе. Освобождение от судебных расходов. Распределение судебных расходов между сторонами. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 ГПК). Размер,

Из книги автора

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА Социальная политика ЕС реализуется при помощи разветвленной системы институтов. Причем каждый из них действует в пределах полномочий, которыми наделен в соответствии с основополагающими договорами. Институты,

Из книги автора

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА И ЕЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ Уже с первых лет существования ЕС в договорах, учредивших ЕОУС, ЕЭС и Евратом, было предусмотрено осуществление ряда мероприятий для нейтрализации негативных социальных последствий экономической

Бюджетный кодекс РФ в целях обеспечения единства подходов на различных уровнях бюджетной системы определяет, что формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется на основании единой методологии, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг. Данные нормы и нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Формирование расходов осуществляется в соответствии с заявленными Президентом РФ и Правительством РФ приоритетами, содержащимися в Бюджетном послании и основных направлениях финансово-бюджетной политики.

Основой для определения объема расходов бюджета соответствующего уровня является прогнозируемый объем мобилизации доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Бюджет является, прежде всего, инструментом для финансового обеспечения задач и функций, решаемых государством и местным самоуправлением. 6 К числу основных функций относятся: национальная оборона, правоохранительная деятельность, поддержание отраслей материального производства, обеспечение функционирования и развития учреждений и организаций здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, обеспечение проведение фундаментальных научных исследований, охрана окружающей природной среды, содержание государственных и муниципальных органов управления, обеспечивающих реализацию функций, международная деятельность, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней.

Расходы в зависимости от их экономического содержания, в соответствии с бюджетной классификацией, подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий.

Капитальные расходы – расходы, связанные с осуществлением инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации, учреждения. Эти средства направляются на строительство, реконструкцию, приобретение оборудования. Капитальные расходы приводят к увеличению или созданию нового имущества.

В составе капитальных расходов должен формироваться бюджет развития. На федеральном уровне создание и использование средств бюджета развития предполагает принятие соответствующего закона.

На уровне субъектов, как правило, формируются региональные инвестиционные программы или планы капитального строительства.

Предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих формах:

Ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

Средств на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых в соответствии с государственным или муниципальным заказом;

Трансфертов населению в виде установленных законодательством выплат;

Ассигнований на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни управления;

Бюджетных кредитов юридическим лицам;

Субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

Инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

Бюджетных ссуд, дотаций, субвенций бюджетам других уровней;

Кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, включая государственные или муниципальные гарантии.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: 7

Оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

Трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

Командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

Оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

В соответствии с ведомственной классификацией средства распределяются между главными распорядителями кредитов, которые в свою очередь направляют их распорядителям кредитов и бюджетополучателям.

В рамках изложенной системы расходов государство обеспечивает реализацию соответствующей социально-экономической политики. Обеспечение приоритетов этой политики обеспечивается соответствующим распределением средств.

Факторы, определяющие динамику расходов:

1. Экономическое развитие страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, получающих государственные заказы и т.п.) оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенные расходные статьи. 8

Сокращать расходы на этапе экономического спада значительно сложнее, чем увеличивать при благоприятной ситуации в экономике. Стимулы к их росту более сильны и понятны обществу. В этом проявляется асимметрия интересов по отношению к росту государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляются достаточно быстро и их легче прогнозировать. (Например, положительный эффект социальных расходов заключается в повышении уровня доходов пенсионеров, инвалидов, семей с детьми). Напротив, выигрыш от экономии государственных средств не столь очевиден и проявляется в более длительной перспективе. Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ, - это непопулярная мера. Поскольку программы ограничения расходов имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии политической воли, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержке.

2. Человеческое развитие. Вложения в развитие человека - важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран.

Базой для планирования расходов на человеческое развитие являются демографические и социальные показатели - численность населения и отдельных его категорий (население с различным уровнем доходов; численность детей дошкольного и школьного возраста, студентов учебных заведений; число больных по различным группам заболеваний и т.д.). Величина расходов определяется двумя факторами - контингентом получателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Если число получателей увеличивается, объем расходов также должен возрастать.

3. Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат на копирование информационных продуктов. В результате перед производителями остро встала проблема защиты их авторских прав, которую должно обеспечивать государство. 9

За счет государственного бюджета финансируются такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства. В странах, являющихся мировыми лидерами в сфере НТП, значимость государственной поддержки научно-технического развития оценивается очень высоко. Соответственно велик и удельный вес данных расходных статей в структуре бюджета.

4. Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства.

Государственные организации по своей природе являются бюрократическими. 10 Они стремятся укрепить свои позиции, которые в свою очередь зависят от размеров их бюджета и подконтрольных расходов. Являясь профессионалами в конкретной области, они лучше осведомлены о положении дел и отстаивают коллективные интересы. Напротив, потребители государственных услуг хуже информированы, разобщены, имеют противоречивые цели и задачи.

Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании, когда действующее руководство может использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

5. Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.


Федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (Фонд содействия инновациям), именуемый "Грантодатель", в лице генерального директора Полякова Сергея Геннадьевича, действующего на основании Устава, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.07.2012 № 680, с одной стороны, и ______________ «___________» (____ «________»), именуемое в дальнейшем "Грантополучатель", в лице _____должность руководителя _______ ____Ф.И.О. руководителя _______, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор (договор гранта) о нижеследующем:

1. Предмет договора гранта.

1.1. Грантодатель безвозмездно передает денежные средства (далее - грант) для целевого использования Грантополучателем, a Грантополучатель обязуется принять Грант и распорядиться им исключительно в соответствии c целями, условиями и в порядке, закрепленными настоящим договором гранта.

1.2 Грант предоставляется c целью реализации Грантополучателем инновационного проекта ______________(название инновационного проекта)_______________ , в соответствии c календарным планом выполнения инновационного проекта (приложение №3 к договору гранта), отобранного на основании проведенного конкурсного отбора.

Основанием для заключения договора гранта на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационного проекта, является Протокол заседания Дирекции Фонда содействия инновациям от «__» _________ 201__ г.

Исполнение договора гранта осуществляется за счет бюджетных ассигнований в виде субсидий, предоставляемых из средств Федерального бюджета, на основании Федерального закона Российской Федерации о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.



2. Размер Гранта и порядок выплаты.

2.1. Общая сумма Гранта составляет:

Рублей (сумма прописью),

которые передаются Грантополучателю в соответствии c утвержденной сметой расходов за счет средств гранта на выполнение инновационного проекта (приложение №1 к договору гранта) и календарным планом выполнения инновационного проекта за счет средств гранта (приложение №2 к договору гранта).

2.2. Размер внебюджетных средств Грантополучателя, привлеченных для выполнения инновационного проекта, указанного в заявке, представленной на конкурс, составляет _______________________ рублей (сумма прописью). Внебюджетные средства должны быть использованы для реализации инновационного проекта по статьям расходов, указанным в финансовом отчете об использовании внебюджетных средств (приложение №4) равными частями в течение двух этапов реализации инновационного проекта.

2.3. Финансовое обеспечение договора гранта производится Грантодателем в следующем порядке:

После заключения договора гранта Фонд предоставляет победителю конкурса средства в размере 50% от величины гранта;

После утверждения Акта о выполнении первого этапа договора гранта победителю конкурса перечисляются средства в размере 25% от величины гранта.

После утверждения Акта о выполнении второго этапа договора гранта победителю конкурса перечисляются средства в размере 25% от величины гранта. Данная сумма предоставляется грантополучателю в целях возмещения понесенных расходов.

2.4. В случае отказа Грантополучателя от исполнения принятых на себя по настоящему договору гранта обязательств по реализации инновационного проекта, полученные денежные средства должны быть возвращены Грантодателю в месячный срок с момента сообщения об отказе от реализации инновационного проекта на основании Соглашения о расторжении договора гранта.

2.5. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и п.2.1. настоящего договора гранта средства, полученные из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационного проекта, являются средствами целевого финансирования и не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты налога на прибыль.

При этом Грантополучатель обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках настоящего договора гранта.

3. Права и обязанности сторон.

3.1. Грантополучатель обязан:

Своевременно представлять Грантодателю отчеты о выполнении этапов проекта, финансовые отчеты о выполнении этапов проекта, информацию о достижении плановых показателей реализации инновационного проекта и отчет о целевом использовании средств гранта в соответствии со сроками и порядком, указанными в календарном плане;

Обеспечить целевое использование полученных средств на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационного проекта за счет субсидий, предоставляемых Грантодателю из средств Федерального бюджета.

Обеспечить достижение плановых показателей реализации инновационного проекта, утвержденных в приложении №3 к договору гранта.

3.1.1. Грантополучатель несет ответственность за целевое использование денежных средств и достоверность отчетных данных.

При нецелевом использовании денежных средств, Грантодатель вправе потребовать от Грантополучателя возврата средств в объеме нецелевого использования.

3.1.2. В случае невыполнения Грантополучателем очередного этапа реализации инновационного проекта, Грантодатель вправе потребовать от Грантополучателя возврата денежных средств в объеме фактически перечисленных средств по договору гранта.

3.2. Грантодатель, Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе осуществлять проверки соблюдения условий и порядка предоставления гранта.

Грантодатель осуществляет контроль за ходом реализации инновационного проекта и целевым использованием денежных средств Грантополучателем.

Грантополучатель обязуется предоставлять необходимую документацию, относящуюся к работам и расходам по настоящему договору гранта, и создать необходимые условия для беспрепятственного осуществления проверок целевого расходования денежных средств.

3.3. Грантополучатель обязуется в случае нарушения по его вине сроков завершения очередного этапа – незамедлительно проинформировать об этом Грантодателя.

3.4. Договор гранта может быть расторгнут (закрыт) по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

3.5. Грантодатель прекращает предоставление средств целевого финансирования в случае существенного нарушения Грантополучателем условий договора гранта:

отсутствия отчетов о произведенных расходах по очередному этапу договора гранта; нецелевого использования денежных средств, а также нарушения Грантополучателем других принятых на себя обязательств.

3.6. Грантополучатель обязуется незамедлительно в письменном форме извещать Грантодателя об изменении юридического или почтового адреса, правового статуса, банковских реквизитов, телефонов, факсов, назначении нового руководителя предприятия и других изменениях.

3.7. В течение 5 лет после получения гранта Грантополучатель ежегодно до 15 января предоставляет Грантодателю информацию (в том числе в электронной системе) о показателях развития малого инновационного предприятия (приложение №3 к договору гранта).

3.8. В случае существенного недостижения плановых показателей реализации инновационного проекта, предусмотренных приложением №3 к договору гранта, и (или) нарушений условий настоящего договора гранта, Грантодатель вправе потребовать от Грантополучателя возврата средств гранта и известить Федеральную налоговую службу о нецелевом использовании средств гранта.

3.9. Грантополучатель обязуется не приобретать за счет средств гранта товары и услуги, стоимость которых превышает среднерыночную стоимость аналогичных товаров и услуг в регионе осуществления инновационного проекта.

3.10. Грантополучатель обязуется не заключать сделки на приобретение за счет средств гранта товаров и услуг у аффилированных компаний.

4. Порядок сдачи-приемки выполненных этапов.

4.1. После окончания выполнения первого этапа договора гранта Грантополучатель представляет Грантодателю подписанный со своей стороны финансовый отчет (приложение №5 к договору гранта) о расходовании 50% средств от суммы гранта и финансовый отчет о расходовании 50% внебюджетных денежных средств (приложение №4 к договору гранта) в одном экземпляре, отчет о выполнении первого этапа договора (приложение №6 к договору) в одном экземпляре.

Финансовые отчеты и отчет о выполнении этапа договора гранта представляются Грантодателю на бумажных носителях и в электронной системе.

4.2. Представленные Грантополучателем отчеты могут направляться Грантодателем на экспертизу для оценки полноты и качества выполнения проекта и соответствия их требованиям договора гранта. Для проверки отчетов Грантодатель вправе привлекать независимых экспертов.

4.3. В случае обнаружения несоответствий в смете и календарном плане выполнения инновационного проекта с представленными Грантополучателем финансовым отчетом за счет средств гранта и отчетом о выполнении первого этапа договора гранта, Грантодатель возвращает документы на доработку Грантополучателю.

4.4. После согласования Грантодателем представленных финансовых отчетов и отчета о выполнении этапа договора гранта, Грантодателем подписывается Акт выполнения первого этапа договора гранта (приложение №7 к договору гранта) и Грантополучатель переходит к выполнению второго этапа.

4.5. После окончания выполнения второго этапа договора гранта Грантополучатель представляет Грантодателю подписанный со своей стороны финансовый отчет по расходованию 50% денежных средств от суммы гранта (приложение №5 к договору гранта) в одном экземпляре, финансовый отчет о расходовании 50% внебюджетных денежных средств (приложение №4 к договору гранта), отчет о выполнении второго этапа договора гранта (приложение №6 к договору гранта) в одном экземпляре и отчет о целевом использовании средств гранта (приложение №8 к договору гранта).

Финансовый отчет, отчет о выполнении этапа и отчет о целевом использовании средств гранта представляются Грантодателю на бумажных носителях и в электронной системе.

4.6. В случае обнаружения несоответствий в смете и календарном плане выполнения инновационного проекта с представленным Грантополучателем документами, Грантодатель возвращает их на доработку Грантополучателю.

Грантополучатель обязан в срок не позднее 10 рабочих дней с даты получения документов исправить замечания и направить их Грантодателю.

4.7. После согласования Грантодателем представленного финансового отчета, отчета о выполнении второго этапа договора гранта и отчета о целевом использовании средств гранта, Грантодателем подписывается Акт выполнения второго этапа договора гранта.

5. Особые условия.

5.1. Изменения и дополнения к настоящему договору гранта оформляются дополнительными соглашениями между Грантодателем и Грантополучателем.

5.2. Все условия договора гранта являются существенными, и при нарушении любого пункта Грантодатель может требовать расторжения договора гранта.

5.3. В случае опубликования в средствах массовой информации, размещения в Интернете материалов о результатах, полученных в ходе реализации инновационного проекта за счет средств гранта, и демонстрации их на выставочно-ярмарочных мероприятиях Грантополучатель обязан указать, что работа проводилась при финансовой поддержке Грантодателя.

6. Ответственность сторон и порядок разрешения споров.

6.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему договору гранта стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6.2. Лицо, подписавшее договор гранта, имеет на это право в соответствии с уставными документами предприятия и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6.3. При несоблюдении предусмотренных договором гранта сроков выполнения этапов и сроков предоставления отчетности Грантодатель вправе потребовать от Грантополучателя уплатить неустойку в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости договора гранта за каждый день просрочки.

6.4. Уплата неустойки не освобождает стороны от обязательства по договору гранта.

6.5. Споры, связанные с исполнением настоящего договора гранта, разрешаются сторонами путем переговоров.

6.6. В случае возникновения претензий относительно исполнения одной стороной своих обязательств по договору гранта другая сторона может направить претензию в письменной форме. В отношении всех претензий, направляемых по настоящему договору гранта, сторона, которой адресована данная претензия, должна дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее 10 рабочих дней с даты ее получения.

6.7. Неурегулированные споры передаются на разрешение в Арбитражный суд города Москвы.

7. Обстоятельства непреодолимой силы.

7.1.Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по договору в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по договору, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством порядке, которые возникли после заключения договора и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

7.2. При наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по договору отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение договора в срок.

7.3. Сторона, для которой надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, обязана в течение 5 (пяти) календарных дней с даты возникновения таких обстоятельств уведомить в письменной форме другую Сторону об их возникновении, виде и возможной продолжительности действия.

8. Срок действия договора гранта.

8. Срок действия договора гранта устанавливается с момента его подписания сторонами до исполнения сторонами своих обязательств.

Расходы - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Расходы по обычным видам деятельности подразделяются на:

связанные с изготовлением и продажей продукции;

амортизация основных средств и нематериальных активов;

Расходы признаются, если:

расход производится в соответствии с договором, нормативными актами;

сумма расхода может быть определена;

в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод предприятия;

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то признается дебиторская задолженность.

Расходы по обычным видам деятельности группируются по следующим элементам:

материальные затраты

затраты на оплату труда

отчисления на социальные нужды

амортизация

прочие затраты

Для целей управления ведется учет расходов по статьям, перечень статей устанавливается организацией самостоятельно.

К прочим расходам относятся операционные, внереализационные и чрезвычайные.

Расходы признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Если организацией принят порядок признания выручки от продажи продукции не по мере передачи прав на нее, а после поступления денежных средств, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

Предприятия в процессе хозяйственной деятельности осуществляют довольно сложный комплекс денежных затрат. Исходя из экономического содержания и целевого назначения их можно объединить в несколько самостоятельных групп:

Затраты на воспроизводство производственных фондов;

Расходы на социально-культурные мероприятия;

Операционные расходы;

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

Затраты как воспроизводство производственных фондов обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции. Затраты на формирование и воспроизводство основных фондов, т. е. на создание, реконструкцию, расширение и восстановление основных фондов производственного назначения, осуществляются за счет собственных средств предприятия, кредита банков, бюджетных ассигнований. Оборотные средства, авансированные для формирования запасов товарно-материальных ценностей, заделов незавершенного производства готовой продукции на складе и осуществления расчетов восстанавливаются после поступления выручки на расчетный счет предприятия. Прирост оборотных средств осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и кредита банка.

Предприятия осуществляют также затраты на социально-культурные мероприятия, направленные на повышение квалификацию работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятий. Сюда же относятся затраты на создание и реконструкцию основных фондов непроизводственного назначения, содержание клубов, до детских учреждений, лагерей отдыха детей, функционирование медицинских учреждений. Эти расходы, имеющие значение для социального развития коллективов, не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет прибыли, бюджетных и целевых поступлений, средств профсоюзных организаций, доходов от клубов, поступления от родителей в виде платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и др.

Операционные расходы -- это затраты особого назначения: на проведение научно-исследовательских работ, изобретательство и рационализаторство, переоценку основных фондов, паспортизацию оборудования, лесоустроительные и геолого-разведочные работы и др. Особенность этой группы затрат состоит в том, что они носят долговременный характер, непостоянны, нестабильны по величине, окупаются на протяжении длительного периода времени, а потому не включаются в себестоимость продукции. Их назначение -- способствовать повышению качества и эффективности производства. Источниками финансирования таких расходов является прибыль предприятия, бюджетные ассигнования, средства, поступающие от заказчиков на научно-исследовательские работы, выполняемые по договорам, средства, учитываемые в себестоимости на проведение научно-исследовательских работ.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удельный вес во всех расходах предприятия. Они складываются из затрат, связанных е использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) основных фондов, сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, труда и иных затрат. От формирования этой группы расходов зависит величина прибыли предприятия. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Затраты на производство разнообразны и классифицируются по определенным признакам, основными из которых являются -- способ отнесения на себестоимость, связь с объемом производства, степень однородности затрат.

В зависимости от способов отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость. Это расходы на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др. К косвенным относятся затраты, связанные с производством разных изделий, а потому их нельзя прямо отнести на себестоимость определенного вида продукции. Это расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, содержание и ремонт зданий, на заработную плату рабочих, инженерных работников и др. Такие затраты включаются в себестоимость продукции с помощью специальных методов, определяемых отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Деление затрат на прямые и косвенные зависит от организационной структуры производства, его специализации, методов учета расходов и других факторов.

В зависимости от связи затрат с объемом производства выделяются условно-постоянные и условно-переменные затраты.

К условно-постоянным относят расходы, общая величина которых существенно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции. Это расходы на отопление и освещение помещений, за- работная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления, денежные расходы из административно-хозяйственные нужды и др. Условно переменные расходы зависят от объема производства продукции, они растут или уменьшаются в соответствии с изменением объема выпуска продукции. К ним относятся затраты на сырье и основные материалы технологическое топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и т.п.

По степени однородности затраты подразделяются на элементные и комплексные. Элементы затрат имеют единое экономическое содержание для данного звена независимо от их назначения. Цель группировки затрат по элементам -- выявить все затраты на производство продукции (работ, услуг) по их видам. Например выделяются такие элементы, как материальные затраты, заработная плата, амортизация основных производственных фондов и др. Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство продукции (работ, услуг).

Комплексные затраты включают несколько элементов затрат, а следовательно, разнородны по составу. Объединяются они по определенному экономическому назначению. Такими затратами, например, являются общезаводские расходы, потери от брака, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и др.

Все затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) составляют их полную себестоимость.

Затраты относятся на себестоимость в соответствии с Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Необходимость регулирования включения в себестоимость затрат, осуществляемых предприятиями в процессе их хозяйственной деятельности, специальным нормативным актом обусловлена тем, что на базе себестоимости определяется прибыль, а следовательно, и налог на прибыль. Все предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности должны находиться в одинаковом положении при определении себестоимости, прибыли и налога на прибыль. Кроме того, себестоимость является расчетной базой для определения цен.

В Положении о составе затрат по сравнению с ранее действовавшей расширен перечень расходов, включаемых в себестоимость, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, изменен порядок отнесения на себестоимость платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, расходов по оплате процентов за пользование краткосрочными ссудами банков, износа по нематериальным активам, расширен состав расходов по оплате труда.

В составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включенных в себестоимость, учитываются затраты, непосредственно:

Связанные с производством продукции (работ, услуг);

Затраты по использованию природного сырья;

Затраты на подготовку и освоение производства.

Вместе с тем не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на подготовку и освоение новых видов продукции серийного и массового производства и технологических процессов. Они осуществляются за счет средств внебюджетных фондов финансирования НИОКР;

Затраты некапитального характера, направленные на повышение качества продукции, ее надежности и долговечности, совершенствование технологии и организации производства. Не учитываются в себестоимости затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий, связанные с созданием новых видов сырья и материалов переоснащения производства Они также возмещаются за счет средств внебюджетных фондов финансирования НИОКР и других средств направляемых на развитие и совершенствование производства;

Затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством;

Затраты на обслуживание производственного процесса: обеспечение производства сырьем, материалами, топливом, инструментами, приспособлениями и т.п., поддержание основных производственных фондов в рабочем состоянии, обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;

Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

Затраты связанные с управлением производством; содержание работников аппарата управления материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, расходы на командировки, оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг, представительские расходы и др.;

Затраты по содержанию и эксплуатации природоохранных объектов и другие виды текущих природоохранных затрат;

Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

Отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, на обязательное медицинское страхование;

Платежи по краткосрочным кредитам банков в пределах установленной ставки;

Износ основных производственных фондов и нематериальных активов и другие виды затрат в соответствии с установленным порядком;

Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), в соответствии с их экономическим содержанием группируются по следующим элементам; материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизации основных фондов, прочие затраты.

В элементе «Материальные затраты» отражаются стоимость сырья материалов, покупка комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами предприятия не относящимися к основному виду деятельности, стоимость топлива, энергии, затраты предприятий на приобретение тары и упаковки. Стоимость материальных ресурсов определяется исходя из цен их приобретения (без налога на добавленную стоимость) с учетом наценок, комиссионных вознаграждений снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж (в том числе брокерских услуг), таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, если это осуществляется сторонними организациями. Материальные затраты включаются в себестоимость продукции за вычетом стоимости возвратных отходов.

В составе материальных затрат учитывается также стоимость природного сырья. К ней отнесены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на рекультивацию земель, оплата работ по рекультивации земель, осуществляемая специализированными предприятиями, плата за древесину, отпускаемая на корню. В стоимость природного сырья включается и плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

По элементу «Затраты на оплату труда» отражаются расходы по оплате труда основного производственного персонала предприятий с учетом премий рабочим и служащим за производственные результаты, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, затраты на оплату труда работников несписочного состава. Компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов включаются в себестоимость в пределах законодательно установленных норм. В себестоимость включается и стоимость продукции, выдаваемая в порядке натуральной оплаты работникам. Некоторые виды выплат могут производиться только из прибыли или целевых поступлений.

В состав элемента затрат «Отчисления на социальные нужды» включены отчисления органам государственного социального страхования, в Пенсионный фонд, Государственный и на обязательное медицинское страхование. Эти отчисления определяются по установленным нормам в процентах к оплате труда работников, учитываемой в себестоимости.

По элементу «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизации (износа) основных производственных фондов, рассчитываемая по нормам, установленным к балансовой стоимости основных фондов. Амортизация начисляется и по основным фондам, предоставляемым бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, а также по основным фондам и инвентарю, предоставленных медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории предприятия.

В себестоимость продукции предприятий, работающих на условиях аренды, включается сумма амортизационных отчислений, как по собственным, так и по арендованным основным фондам. Прирост амортизационных отчислений в результате их индексации в законодательно установленном порядке так же включается в себестоимость.

К элементу «Прочие затраты» относятся затраты включаемые в себестоимость в соответствии с положением о составе затрат, которые по своему характеру не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных элементов. Их состав достаточно обширен. Прежде всего сюда включаются налоги, сборы, а также отчисления в специальные внебюджетные фонды, к которым относятся в соответствии с законодательством налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств, государственная пошлина, земельный налог, транспортный налог.

К прочим затратам также относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, по обязательному страхованию имущества предприятия, числящегося в составе производственных фондов, и отдельных категорий работников, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах учетной ставки центрального банка России, оплата командировок, расходы на подготовку и переподготовку кадров, гарантийный ремонт и обслуживание оплата услуг связи, банков, вычислительных центров, на рекламу, износ по нематериальным активам, отчисления в ремонтный фонд, затраты, связанные со сбытом продукции и др.

При аренде отдельных объектов основных производственных фондов арендная плата включается в себестоимость в составе прочих затрат.

Затраты, связанные с реализацией продукции, могут выделяться из состава прочих затрат в отдельный элемент.