Никола Тесла – одержимый гений, потрясший Америку. Одержимые люди - кто они? Люди, одержимые своей идеей, работой, мечтой: примеры

Никола Тесла – одержимый гений, потрясший Америку. Одержимые люди - кто они? Люди, одержимые своей идеей, работой, мечтой: примеры

Одержимость в большинстве случаев представляется состоянием внешнего вида человека, зачастую отличного от нормального его состояния. Но также одержимый может и не иметь особо заметных внешних проявлений, и только его действия могут выдать в нем «одержимца». Одержимого привыкли сравнивать с «психом» или маньяком, с человеком, который чем-то или кем-то, по христианскому вероучению, одержим. В любом случае подобная характеристика человека несёт в себе больше негатива и связана с психическим состоянием и душой.

И что это вообще значит? Если человек одержим, это означает, что внешний фактор управляет его жизнедеятельностью (раздражитель, цель), воспринимаемый человеком как личный мотив, и который он считает единственно верным и полезным для всех. Все его поступки направлены на стремление к цели, которая обозначена таким фактором. Само достижение целей не является одержимостью. При этом заболевании достижение цели носит перманентный характер, то есть постоянный, непрерывный путь. Было бы всё нормально, если бы одержимый считался с мнением окружающих, которые могут иметь другие потребности и цели.

Одержимый человек может быть одержим вещами материальными или духовными идеями. К примеру, это может быть любитель вкусно поесть, или, человек, похожий на Троцкого, который являет собой классический пример духовной одержимости (идея перманентной революции). Стоит отметить, что не нужно причислять к одержимым людей с зависимостью (больные диабетом, алкоголики, наркоманы), то есть они больны, и с радостью бы отказались от подобной зависимости.

Если с одержимыми материальными вещами все более-менее понятно, то с духовно-одержимыми дело обстоит намного сложнее. Кажется, что они такие же, как и все остальные: улыбаются, нормально общаются, шутят, ведут ничем не выдающийся образ жизни, заводят семьи и детей, ходят на работу. Но у них болезненное отношение к мнению других людей, не совпадающих с их личным мнением. Однако, в какой степени оно личное, нужно ещё разобраться.

Таким людям нравится доказывать остальным свою точку зрения, которая для них является единственно правильной. Но кто из нормальных людей не любит этого делать? Естественно, всем приятно почувствовать себя победителем в споре, сильным и невероятно умным. Всё это имеет связь с личным эгоизмом. И как порой бывает неприятно, и мы осознаем свою неправоту, когда аргументы собеседника более точны, чем собственные. Это нормальная человеческая реакция в процессе познания мира. Все совершают ошибки, и все могут исправить их. Но с духовно-одержимыми всё по-другому. Однажды зафиксированная в голове идея и наличие чувства неполноценности (что также связано с безответственностью за содеянные поступки и принятые решения: одержимый считает, что все остальные что-то должны) не позволяет ему взглянуть на себя со стороны, разглядеть свои ошибки, а тем более признаться в них. Он всегда выгораживает себя, доводит до абсурдных умозаключений, переходит на личности, навешивает ярлыки, уходит от прямых вопросов. Для одержимого человека (как биологического вида, а не как совокупности определённых психических качеств) другое мнение, отличное от его, является признаком для калибровки врага. Те, кто не с нами, против нас.

Так как духовная одержимость связана с психическим состоянием человека, то возник социологический термин «психический троцкизм». Проще говоря, это человек, который говорит одно, а на самом деле делает другое. К такому критерию относится большая часть публичных лиц и современных политиков. Но не забывайте, что политика – это вид деятельности, при которой следует учитывать много интересов. Например, Обаму можно отнеси к разряду одержимых, а Махмуда Ахмадинеджада — нет, хотя и он в последнее время «шалит». К другим историческим личностям с диагнозом «психический троцкизм» можно отнести Гитлера, Черчилля, Троцкого, Бухарина, Свердлова, Хрущева, Горбачева, царя Николая II.
К этому разряду можно с легкостью причислить марионеточных лидеров разных местных революций и диктаторов стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Немало их и в «цивилизованном» обществе: они носят дорогие костюмы, произносят слащавые речи, дают многообещающие прогнозы. Все возражения по поводу их мнения переводятся в разряд невежественных. Иногда складывается впечатление, что такой человек страдает аутизмом, хотя зачастую это не так. Они точно знают, чего хотят, и постоянно подгоняют реальность под свои шаблоны и восприятие мира. Всё, что не подходит, они отбрасывают как вредоносное. Всю критику воспринимают как однозначное зло, вредящее делу. Такой человек, при наличии ресурсов, никогда не сможет отказаться от задуманного. Девиз одержимого — цель оправдывает средства, но на самом деле средства оправдывают цель. Результатом подобного «целеустремления» могут быть различные беды: как с самим одержимым (тот же Троцкий), так и с окружающими (катастрофа в Чернобыле, 1986 год). Замечать таких людей подле себя определённо радует, но если их очень много, задумайтесь: а туда ли вы попали, и что с этим делать?

Древнегреческий математик, физик, изобретатель и инженер-самоучка из Сиракуз сделал массу открытий в геометрии и гидростатике. За отсутствием во времена Архимеда желтой прессы и журнала «Популярная механика» про него не писали статьи, а слагали легенды, с переменным успехом причисляя то к богам, то к сумасшедшим. Его современников можно понять. Мужчина, который с помощью солнечных зайчиков воспламеняет вражеские корабли, открывает закон объема, лежа в ванной, и голым бегает по улице с криком «Эврика!», наводит на мысли о состоянии психического здоровья. В то время как другие сходили с ума по женщинам в тогах, войнушкам и Олимпийским играм, Архимед фанател от математики, забывая про еду и сон из-за уравнений. Одной из одержимостей грека было число пи (если назовешь первые двадцать цифр после 3,14, можешь считать себя гением и перестать здороваться с глупцами). Он был настолько увлечен расчетами формулы на песке, что не заметил, как римские солдаты взяли его родной город Сиракузы. Когда легионер подошел к нему и наступил на чертеж, Архимед закричал: «Не трогай моих кругов!» В ответ на это враг заколол его мечом.



Достаточно вспомнить тот факт, что Ньютону на голову упало яблоко, чтобы начать сомневаться в адекватности гения и понять тех людей, которые при жизни считали его одержимым. Человека было опасно звать в гости: он тут же начинал разбирать вокруг себя мебель, сверлить дырки в стене, чтобы понаблюдать за лучами солнца, и рассматривал под лупой хозяйский обед и передник жены. Неудивительно, что друзей у него было немного. В 1665 году в Англии свирепствовала эпидемия чумы, и Ньютон решил укрыться от нее в родном Вулсторпе. Перед отъездом в деревню он приобрел стеклянные призмы, чтобы «произвести опыты со знаменитыми явлениями цветов» (видимо, вполне заурядное хобби). Вооружившись ломом и стеклянной призмой, он проделал дыру в ставне темной комнаты и первым в истории получил изображение в виде полоски семи чередующихся цветов - радугу. Опустим историю о том, что позднее он хотел наложить на свет музыку, и просто поаплодируем одержимости.



Человек, чье имя стало синонимом рок-музыки. И этот титул звучит покруче президентского. В 2009 году журнал Time назвал Хендрикса величайшим гитаристом всех времен: на музыкальном олимпе у него не меньше заслуг, чем у Моцарта. В 15 лет, после смерти матери, Джими купил себе первую акустическую гитару и перестроил ее под левую руку, так как был левшой. Он не знал нотной грамоты и подбирал мелодии на слух, но именно в этого развязного самоучку вселился «бес струн», и его больше нельзя было остановить. Гитара и женщины (именно такая последовательность) - единственное, что волновало Джими. И если вторыми он время от времени наслаждался без разбора, первой доставалась самая дикая страсть: он играл на гитаре зубами и локтями, забрасывал ее за спину и даже не раз поджигал во время выступления. Несмотря на вакханалию, которую одержимый рокер творил на сцене, именно его называют первым музыкантом в истории, «открывшим феномен электрогитары как самостоятельного инструмента». Мастерски исполнять рок-баллады он умел даже на расстроенных моделях, постоянно экспериментируя со звуком.



Основоположник современной космонавтики, гений аэродинамики и ракетостроения и один из самых продвинутых и крутых ученых своего времени был абсолютно глухим. В десять лет, будучи обычным сельским пацаном, Костя переболел скарлатиной и почти полностью потерял слух. Когда закрывается одна дверь, обязательно открывается другая. Как писал сам Циолковский, в этот момент он почувствовал «проблески серьезного умственного сознания», начал самостоятельно учиться и растить в себе гения. Переехав в Москву, он еле сводил концы с концами: «Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал трубки, ртуть, серную кислоту и химические реактивы для опытов». (Ты еще жалуешься на кризис, мизерную зарплату и старый «бумер»?) Даже жену Циолковский выбирал из практических соображений: «Чуть старше шестнадцати лет, и лишь бы не мешала работать». О свадьбе вспоминал радужно: «В день венчания купил у соседа токарный станок и резал стекла для электрических машин. Напился только венчавший поп». Единственное, от чего фанател ученый, так это от космоса. Он грезил полетами на звездолетах к далеким планетам, расселением человечества в Солнечной системе и превращением людей в разумные «животно-растения». Одним словом, Рэй Брэдбери и Джордж Лукас отдыхают!



Пока ты собираешься с духом, чтобы вкрутить лампочку, вспоминаешь «Отче наш», когда на горизонте шарашат молнии, и с видом доки поднимаешь рычажок на пробках типа «автомат» - ученые вроде Николы Теслы вставляют пальцы в розетку. Живи Тесла в наше время, эксцентричные выходки миллионера, живущего на Манхэттене, не сходили бы с первых полос передовиц. «Мистер Мозг», как называли его друзья, слыл настоящим фриком: больше всего на свете он боялся микробов (поэтому всегда ходил в белоснежных перчатках), был одержим личной гигиеной, ненавидел жемчуг (мог попросить выйти из комнаты женщину, которая имела неосторожность надеть подобное ожерелье) и спал только два часа в сутки (все остальное время занимали опыты с молниями и током).



Еще один гений-самоучка с обостренным чувством прекрасного и травмированной психикой. Художник родился через год после того, как на свет появился и почти сразу умер его брат, которого изначально и назвали Винсентом. «Добрые родители» каждую неделю водили Винсента второго на кладбище - к надгробной плите с его собственным именем! Исследователи жизни Ван Гога считают этот факт одной из главных причин проявления в будущем безумия. Всего за семь одержимых живописью лет он создал около тысячи рисунков и почти столько же картин, обожал рисовать ночью при свете свечи, сходил с ума по желтому цвету и соломенной шляпе, был большим оригиналом по части подарков (отрезал мочку уха в качестве презента любимой проститутке) и в порыве безумия пару раз съедал самое дорогое - все свои краски.



Любите ли вы животных так, как любил их Дарвин? Ученый, помешанный на поисках механизма эволюции, не обделил трепетным вниманием ни одну тварь дрожащую и с одинаковым обожанием относился к повадкам «мимимими котиков» и червяков. За последними Дарвин следил особенно тщательно, пытаясь выяснить, какие чувства «дождевые» сохранили в процессе эволюции. Он играл на рояле, чтобы выяснить, есть ли у них слух; брызгал духами, чтобы проверить обоняние; демонстративно жевал табак, чтобы уловить искорки червивого сознания. Ничего! Червяки оставались глухи, немы, слепы и непреклонны. Единственное, что обнаружил ученый, - признаки социальности: «подопечные» частенько ложились рядом друг с другом.



Одно имя Эдгара По наводит на нас благоговейный трепет, а перед глазами тут же пролетают ворон, маятник, толпа голов и все ужасы школьной программы по литературе… Кажется, что на этом месте ты должен проснуться в холодном поту, как вдруг понимаешь, что давно не спишь. А-а-а-а! Основоположник жанра детектива и прародитель научной фантастики - самая мрачная душа в мировой литературе. Трагические события и неудачи рифмуются в его биографии, как строчки из «Мореллы», «Лигейи» и «Падения дома Ашеров»: богатство и нищета, любовь и смерть, семейный особняк и ночлежки, баснословные заработки и кончина в канаве. Даже в самые счастливые моменты По никогда не писал «светлой» прозы и был насквозь пропитан человеческими страданиями, конфликтами, бреднями и муками. Он обожал ставить психологические опыты над собой и другими и истязать душу. Кажется, что, открывая любое его произведение, мы до сих пор чувствуем себя частью этого эксперимента длиной в жизнь.



Сложнее сказать, кем этот гений не был и что он не изобрел. Пулемет? Он! Акваланг? Тоже он! Автомобиль? Точно не он! Нет, он! А еще танк и золотое сечение. Всю свою жизнь да Винчи сокрушался, что у него нет крыльев, и был буквально одержим идеей полета, причем настолько, что не мог уснуть по нескольку суток, пока ему на ум ни приходило новое воздушное изобретение. Например, средневековый вертолет изо льна, пропитанного крахмалом, который приводили в движение четыре человека и пружина. Или крыло летучей мыши, оказавшееся прототипом дельтаплана; воздушный корабль - прообраз дирижабля. Или как тебе такое пророчество во славу парашютистов: «Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела»?



За этой модной нынче бородой и соболиными бровями скрывается самая культовая фигура 1990-х. Величайший математик-бессребреник - единственный российский академик, который входит в десятку ныне живущих мировых гениев. Исследование гипотезы Пуанкаре, над которой бились все ученые мира, он провел на свои скромные средства, а впоследствии наотрез отказался от многомиллионных грантов за разгадку формулы вечности. Позднее ученый абсолютно искренне и самоуверенно признавался (и это одно из самых крутых высказываний, которые мы когда-либо слышали): «Я знаю, как управлять Вселенной… Зачем же мне бежать за миллионом?»



«Великая битва за динозавров». Название на заметку Спилбергу в качестве сиквела очередного «Парка юрского периода» или братьям Запашным для новой программы. В реальности за блокбастерским именем скрывается война двух великих палеонтологов: Эдварда Копа (из Академии естественных наук в Филадельфии) и Отниела Чарлза Марша (из Йельского университета). Кто бы мог подумать, что дотошные любители старины, профессора и интеллектуалы устроят настоящую «костяную войну», полную интриг и заговоров, покруче, чем в фильмах Финчера. Одержимые динозаврами палеонтологи с 1877-го по 1892-й конкурировали друг с другом в поиске ископаемых, прибегая для этого к взяточничеству, кражам и даже уничтожению ценных костей, лишь бы те не достались конкуренту. В попытке достичь палеонтологического превосходства некогда состоятельные «охотники» обанкротились в пух и прах, но нездоровый азарт и одержимость принесли свои плоды: Коп и Марш открыли не менее 142 новых видов динозавров.



Одержимый художник, писатель и ученый, который в укромной каморке возомнил себя богом на земле (звучит грозный смех), - образ, на который не раз покушались в кино и литературе. Главное действующее лицо фантастического романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» затесалось в эту нескромную компанию реальных гениев неслучайно. Вряд ли в истории можно вспомнить более сумасшедшего и талантливого естествоиспытателя, который решил излечить мир от его главной «болезни» - смерти. Для тех, кто в танке: Франкенштейн - не имя монстра, собранного, как лоскутное одеяло, из фрагментов тел, а фамилия его творца. Старая экранизация ленты про одержимого социопата с амбициями уже порядком набила оскомину, но тут подоспел новый триллер - «Виктор Франкенштейн». Одним театром ужасов создатели не ограничились. (Спойлер! Монстр в картине далеко не один.) Под покровом ночи в черном-черном городе поднимают куда более фундаментальные вопросы: кто мы вообще такие? Откуда мы пришли? Куда идем, когда умираем? Можно ли предотвратить или обратить вспять смерть? К слову, отличная возможность сходить в кино (с 26 ноября) вместе с лучшим другом. Главным «сообщником» Франкенштейна становится его друг и помощник Игорь, который не только поддерживает ученого, но и, когда нужно, вставляет ему мозги на место.


Чтобы стать знаменитым, нужно не просто быть рисковым и отчаянным человеком, но ещё верить в себя и любить своё дело. Всегда были люди, которые были просто одержимы своей идеей. Порой их считали безумцами. Возможно, в этом была доля истины, но во всяком случае, эти люди могут быть прекрасным примером, как добиваться своего. В этом обзоре фильмы о людях, которые ради поставленной цели готовы были пойти на любой, даже самый безумный, поступок.

1. «Фицкарральдо»


режиссер Вернер Херцог, 1982 год
Режиссер этой драмы – сам образец настоящего безумца, готового на любые отчаянные поступки. Он легко заключает пари, чтобы в итоге съесть свой ботинок. Ему ничего не стоит быстро собраться и отправиться за тридевять земель к туземцам с показом шедевров мирового кинематографа.

Неслучайно и его персонажи наделены нотками безумия и фантастическими идеями за пределами разума. В этой ленте Херцога таким носителем подобных идей стал меломан Фицджеральд, которого индейцы прозвали Фицкарральдо. Его идея фикс - соорудить оперный театр среди непроходимых джунглей. Можно только представить, на что он готов пойти для реализации своего грандиозного проекта.

2. «Амадей»


режиссер Милош Форман, 1984 год
Один из самых обласканных специалистами фильмов, получивший сразу восемь престижных оскаровских статуэток. Секрет подобного успеха кроется не только в показе музыкальных персон мирового масштаба, а и в сюжетном построении и скрытых недосказанностях.

Кто-то считает ленту своеобразной попыткой постичь тайну гениальности великого Моцарта. Кто-то видит в ней прежде всего удивительную историю Сальери – музыканта от бога и одержимого безумца, у которого только одна цель в жизни - превзойти Амадея в гениальности.

3. «Винсент и Тео»


режиссер Роберт Олтмен, 1990 год
Среда художников – отличная почва для безумных гениев всех мастей. И все равно Винсент Ван Гог – бесспорный лидер среди них. Чего только стоит байка об его бедном ухе, которое художник отрезал себе в назидание за то, что оно не поддавалось "правильному" изображению на автопортрете.

У Олтмена культового художника играет Тим Рот, а акцент в ленте сделан на вечной проблеме среди творцов - нехватке денежных средств. Их поиск, естественно, вредит творчеству, а тут и с братом Тео у Винсента складываются совсем непростые отношения…

4. «Пи»


режиссер Даррен Аронофски, 1998 год
Этого режиссера в творчестве роднит с Вернером Херцогом одно обстоятельство - их герои настоящие безумцы. Дебютный фильм Аронофски – это рассказ о математике Максе, страдающем от невыносимых головных болей, переходящих в приступы паранойи.

Его мечта - найти закономерности постоянно меняющегося курса акций. Столь глобальный вопрос приводил зачастую к непредсказуемым событиям: от встреч с легендарными личностями Уолл-стрит и до его гонений религиозными радикалами.

5. «Поллок»


режиссер Эд Харрис, 2000 год
Главный герой ленты – американец Джексон Поллок. Гениальность художника добавляет величия его Родине. У Испании есть Сальвадор Дали, у России – Малевич, у США – именно известный художник-экспрессионист Поллок. Он в двадцатом веке кардинально поменял само представление о живописи. Его работа кистями представляла собой физический акт, полный импульсивности и непередаваемого хаоса.

Его живопись неспроста отождествляют с одержимостью. Но его гениальность изрядно притуплялась алкоголем, после которого он становился просто невыносим. Он рано ушел из жизни. Он погиб в автокатастрофе в 44 года. Причина банальна - он был мертвецки пьян.

6. «Игры разума»


режиссер Рон Ховард, 2001 год
Гениальная лента, получившая четыре премии «Оскар», в том числе и в главной номинации. История лауреата Нобелевской премии в области экономики Джона Нэша никого из зрителей не оставляет равнодушным. С малых лет Нэш страдал шизофренией, которая затем вызывала галлюцинации.

Ему по жизни было предписано - разрываться между своей гениальностью и невыносимыми приступами. Но он не жалел себя, а полностью отдавался работе, поскольку понимал - силы оставить его могут в любую секунду.

7. «Авиатор»


режиссер Мартин Скорсезе, 2004 год
Главный герой ленты - Ховард Хьюз. В американской истории он один из самых одиозных миллионеров. Чем он знаменит? Кроме огромного состояния, безграничной любви к красивым женщинам и кино, он известен своими изобретениями и фанатизмом к авиации. Именно одержимость к ней и предопределило трагический финал.

Он всегда просчитывал свои силы, прежде чем браться за "громадье планов". Но его идея построить уникальный самолет-разведчик по заказу Министерства обороны и все нервные издержки вокруг этого, спровоцировали у него сильнейшее психическое расстройство.

8. «Парфюмер: История одного убийцы»


режиссер Том Тыквер, 2006 год
Лента стала экранизацией известного романа Патрика Зюскинда о парфюмере Гренуе. Этого молодого человека в столице Франции величали "лучшим парижским носом". Он познавал и ощущал мир через запахи. Его поиски аромата идеальных оттенков нередко омрачались страшными делами, включая убийства. Его одержимость не останавливала его ни перед чем, а воплощение мечты и преступная страсть сливались в страшный тандем.

9. «Темная материя»


режиссер Ши-Женг Чен, 2008 год
Совместный проект американских и китайских кинематографистов поведал пронзительную историю жизни студента Лиу Цина, изучавшего в одном из американских университетов физику. Там он влился к интернациональную бригаду космолога Райзера, искавшую ответы на вопросы о происхождении Вселенной.

Но на определенном этапе взгляды Цина и его преподавателя кардинально разошлись. Теперь студент стал одержим познанием темной материи. Именно этому веществу Лиу отдавал лидерство в формировании нашей Вселенной. Эти его невероятные изыскания могли привести его в номинанты на Нобелевскую премию, а предопределили, к сожалению, трагический финал.

10. «Стив Джобс»


режиссер Дэнни Бойл, 2015 год
Основатель компании Apple – уникальная личность. Его жизнь, словно американские горки, полна стремительных спадов и подъемов. Она вместе с его удивительной беспринципностью превратила Стива в своеобразную икону мира информационных технологий. Картина Бойла сосредоточилась на трех основных этапов его блистательной карьеры – трех презентациях продуктов Apple.

Если первая могла поставить крест на дальнейшей карьере Стива, то последняя позволила человечеству увидеть iMac – изобретение, покорившее его своей революционностью и совершенством. Оно могло стать плодом труда только одержимых людей!

Многие считают его величайшим изобретателем в истории, незаслуженно редко упоминаемым в учебниках физики. Он открыл переменный ток, флюоресцентный свет, беспроводную передачу энергии, впервые разработал принципы дистанционного управления, основы лечения токами высокой частоты, построил первые электрические часы, двигатель на солнечной энергии и многое другое, получив на свои изобретения 300 патентов в разных странах. Он изобрёл радио раньше Маркони и Попова, получил трёхфазный ток раньше Доливо-Добровольского. Вся современная электроэнергетика была бы невозможна без его открытий.

Эксперимент был столь же грандиозным, сколь и опасным. Башню высотой в несколько десятков метров венчала большая медная полусфера, и при включении установки возникали искровые разряды длиной до сорока метров. Молнии сопровождались громовыми раскатами, слышимыми за 15 миль. Вокруг башни пылал огромный световой шар. Идущие по улице люди испуганно шарахались, с ужасом наблюдая, как между их ногами и землёй проскакивают искры. Лошади получали электрошоковые удары через железные подковы. На металлических предметах возникали синие ореолы – «огни святого Эльма»…

Человек, устроивший всю эту электрическую фантасмагорию в 1899 году из своей лаборатории в Колорадо-Спрингс, вовсе не собирался пугать людей. Его цель была иной, и она была достигнута: за двадцать пять миль от башни под аплодисменты наблюдателей разом загорелись 200 электрических лампочек. Электрический заряд был передан без всяких проводов.

Автора эксперимента звали Никола Тесла . Друживший с ним Марк Твен называл Николу «повелителем молний», а великий Резерфорд нарёк его «вдохновенным пророком электричества». Обуздывая энергию направленно текущих электронов, Тесла и сам обладал неукротимой энергией. Его одержимость не знала границ. Для сна он отводил четыре часа, из которых два обычно уходили на обдумывание идей. Кроме занятий электротехникой, Тесла профессионально занимался лингвистикой, писал стихи. Бегло говорил на восьми языках, прекрасно знал музыку и философию…

В его жизни с самого начала присутствовало нечто, чему трудно подобрать название.

Это началось ещё в детстве. Никола Тесла , родившийся 10 июля 1856 года в селе Смиляны (Хорватия), был четвёртым ребёнком в семье сербского православного священника. С пятилетнего возраста Никола начал страдать необычными фобиями и навязчивыми идеями. В состоянии возбуждения он видел сильные вспышки света. Фантастические видения переполняли его мозг. Он читал по ночам, проглатывая книги с маниакальным упорством. Герои книг, по его признанию, пробуждали в нём желание стать «существом высшего порядка». Воспитывая разными упражнениями силу воли, доводил себя до изнурения, часто впадал в состояние транса.

Политехнический институт в Граце, Пражский университет… На втором курсе университета, в 1880 году, его осеняет идея индукционного генератора переменного тока. Профессор Пешль, с которым Тесла поделился идеей, счёл её бредовой. Но заключение профессора только подстегнуло изобретателя, и в 1882 году была построена действующая модель.

Как поведать миру о своём открытии, получить признание? Самый верный способ – обсудить изобретение с великим Эдисоном, решает Никола, и… продаёт всё, что у него было, дабы купить билет на трансатлантический пароход. В 1884 году он прибывает в Нью-Йорк и прямо с пристани отправляется к Эдисону.

Томас Алва Эдисон – «король изобретателей» любезно выслушал гостя. Он был старше Николы Теслы всего на девять лет, но находился в зените славы. Угольный микрофон, электрическая лампочка, фонограф, динамо-машина сделали Эдисона миллионером. Но все работы именитого американца в области электричества базировались на постоянном токе. А тут какой-то серб с горящими глазами толкует про ток переменный. Чепуха, конечно, но, глядишь, он выбьется однажды в опасные конкуренты… Нюхом почуяв опасность, Эдисон тем не менее предложил Тесле работу в своей компании. Довести до ума его, Эдисона, генераторы постоянного тока. Американец испытующе глянул на молодого эмигранта, но тот с готовностью согласился. Работая на Эдисона, Тесла не прекратил совершенствования своей системы переменного тока и в октябре 1887 года получил на неё патент.

Между двумя великими изобретателями началась «холодная война». Эдисон, ругая про себя «неблагодарного приёмыша», стал публично и резко критиковать генераторы Теслы. «Если вы так уверены в своей правоте, – парировал оппонент, – то что вам мешает позволить мне опробовать мою систему на вашем предприятии?». Неожиданно Эдисон согласился и даже пообещал сопернику 50 тысяч долларов, если тому удастся электрифицировать своим способом один из его заводов. Он был убеждён, что это невозможно. Тесла подготовил двадцать четыре типа устройств и в короткое время осуществил задуманное. Экономический эффект превзошёл все ожидания. Эдисон был обескуражен, но платить отказался. «А как же ваше обещание?» – «Ну, это была шутка. Разве у вас нет чувства юмора?»

После этого они окончательно рассорились, и Тесла оказался на улице без работы и без денег. «Хватит работать на дядю, пора самому становиться на ноги!»– решил эмигрант, твёрдо веривший в свои силы. И это не было самонадеянностью: в апреле 1887 года Тесла при финансовой поддержке Джеймса Кармена открыл собственную фирму «Тесла Электрик Лайт Компани». А через год в его жизни наступил день, ставший поистине судьбоносным. 16 мая 1888 года Тесла сделал доклад и продемонстрировал своё изобретение в Американском институте инженеров-электриков. Среди присутствующих в зале оказался миллионер Джордж Вестингауз, изобретатель гидравлического паровозного тормоза.

Выступление Тесла потрясло Вестингауза. Он предложил изобретателю миллион долларов за его патенты плюс авторские отчисления. Был заключён договор, и компания «Вестингауз Электрик» реализовала разработки Теслы, построив ГЭС на Ниагарском водопаде.

Получив финансовую независимость, Тесла продолжает свои исследования. В 1888 году он открывает явление вращающегося магнитного поля и строит электрогенераторы высокой и сверхвысокой частот. В 1891 году создаёт резонансный трансформатор, позволяющий получать высокочастотное напряжение с амплитудой до нескольких миллионов вольт.

Посетители Всемирной выставки 1893 года в Чикаго, выпучив глаза, смотрели на непонятное и страшное представление, которое ежедневно учинял худой, нервный господин со смешной фамилией. С чудовищной невозмутимостью тот пропускал через себя электроток напряжением в два миллиона вольт. По идее, от экспериментатора не должно было бы остаться и уголька (сам Эдисон заявлял в газетах, что переменный ток высокого напряжения убьёт любого, кто прикоснётся к проводам). А Тесла как ни в чём не бывало улыбается, и в его руках при этом ярко горят лампочки Эдисона… Это теперь мы знаем, что убивает не напряжение, а сила тока и что ток высокой частоты проходит только по поверхностным покровам. В эпоху младенчества электричества подобный фокус казался чудом.

Фокус с энергией из воздуха, который Тесла провёл в Колорадо-Спрингс, впечатлил уже Джона Пирпонта Моргана – одного из богатейших американских «олигархов» того времени. По его приглашению инженер переезжает в Нью-Йорк для осуществления грандиозного проекта «Ворденклиф» – Всемирного центра беспроводной передачи. Морган выделил 150 тысяч долларов (по нынешней покупательной способности – несколько десятков миллионов «баксов») и участок в 200 акров на острове Лонг-Айленд. Строится грандиозная башня высотой 57 метров со стальной шахтой, углублённой в землю на 36 метров. На верху башни – 55-тонный металлический купол диаметром 20 метров. Пробный пуск невиданного сооружения состоялся в 1905 году и произвёл потрясающий эффект. «Тесла зажёг небо над океаном на тысячи миль», – писали газеты. Это был триумф. Но…

Ещё в 1900 году Маркони осуществил передачу трансатлантического сигнала через океан в Канаду, и его система связи оказалась весьма перспективной. Хотя Тесла в 1893 году построил первый волновой радиопередатчик, на годы опередив Маркони (в 1943 году Верховный суд США подтвердил приоритет Теслы в изобретении радио), он признался Моргану, что его интересует не система связи, а беспроводная передача энергии в любую точку планеты. Но Моргану нужна была именно связь, и он прекратил финансирование. Охлаждению банкира отчасти способствовали и странные заявления Теслы, что он-де регулярно общается с инопланетными цивилизациями.

Странностей у Теслы хватало. Он панически боялся микробов, постоянно мыл руки и в отелях требовал до 18 полотенец в день. Если во время обеда на стол садилась муха, заставлял официанта принести новый заказ. Поселялся в отеле только в том случае, если номер его апартаментов был кратен трём.

Фобии и навязчивые состояния сочетались у Теслы с поразительной энергией. Прогуливаясь по улице, он мог во внезапном порыве сделать сальто. Он часто гулял в парке и читал наизусть «Фауста» Гёте, и в эти моменты его осеняли блестящие технические идеи. С другой стороны, у него обнаруживался необъяснимый дар предвидения. Однажды, провожая друзей после вечеринки, он уговорил их не садиться в подходивший поезд и этим спас им жизнь – поезд действительно сошёл с рельсов, и многие пассажиры погибли или получили увечья…

Почти всё, что делал Тесла , выходило за пределы понимания современников. В 1898 году он прикрепил некий электромеханический прибор к железной балке на чердаке здания, в котором находилась его лаборатория. Через некоторое время стены домов в нескольких милях от лаборатории начали вибрировать, и люди в панике хлынули на улицу. К тому времени все были уже наслышаны о фантастических экспериментах «безумного изобретателя». Конечно же, это его проделки! К дому Теслы немедленно помчалась полиция и устремилась толпа репортёров. Тесла успел выключить и уничтожить свой вибратор, осознав, что может стать причиной серьёзного бедствия. «Я мог бы обрушить Бруклинский мост за час», – признался он впоследствии. Однажды он заявил, что мог бы расколоть Землю, нужен только подходящий вибратор и точный расчёт времени.

Возможно, Тесла постиг неведомые другим тайны резонанса. Это могущество приносило учёному дурную славу «яйцеголового маньяка», хотя на самом деле он был человеком мягким и миролюбивым. Всю жизнь возился с голубями, любил их, как близких друзей… Впрочем, и завзятые человеконенавистники бывали сентиментальны и очень любили животных…

В 1931 году уже пожилой, но всё такой же неугомонный Никола Тесла продемонстрировал публике новый феномен. С обыкновенного автомобиля сняли бензиновый двигатель и установили электромотор. Затем Тесла прикрепил под капот небольшую коробочку, из которой торчали два стерженька. Выдвинув их, Тесла сказал: «Так, теперь у нас есть энергия». После чего сел на место водителя, нажал на педаль, и машина поехала! Он ездил на ней неделю, развивая скорость до 150 км/час. Никаких батарей или аккумуляторов на машине не было.

«Откуда же берётся энергия?» – спрашивали у Теслы озадаченные коллеги-учёные. Тот невозмутимо отвечал: «Из эфира, который нас окружает». Снова поползли слухи о безумии электротехника. Теслу это рассердило. Он снял с машины волшебную коробочку и вернулся в лабораторию, навсегда похоронив тайну своего электромобиля.

Было бы странно, если бы военные не заинтересовались запредельными технологиями серба-американца. В 30-е годы Тесла занимался в корпорации RCA секретными проектами под кодовым названием N.Terbo (фамилия его матери до замужества). В эти проекты входила и беспроводная передача энергии для поражения противника, и создание резонансного оружия, и попытки управления временем. Существует множество версий относительно этих работ, и сейчас практически невозможно отделить правду от вымыслов.

Гений скончался в 1943-м, в своей лаборатории. И в полнейшей нищете. Миллионы, которые у него были в период работы с Вестингаузом, без остатка ухнули в несостоявшийся проект «Ворденклиф». Похоже, мир не был готов к его открытиям. В тридцатых годах Тесла отказался принять Нобелевскую премию, присуждённую ему совместно с Эдисоном. Он до конца жизни не мог простить «королю изобретателей» его малодушного обмана и «чёрного пиара» против переменного тока. Тесла отчаянно нуждался в престиже, который позволил бы ему найти деньги для исследований, и, отказавшись от премии, сам нанёс себе смертельный удар. Множество его выдающихся работ потеряны для потомков, а большинство дневников и рукописей исчезли при невыясненных обстоятельствах. Некоторые считают, что Никола сжёг их сам в начале Второй мировой войны, убедившись, что знания, заключённые в них, слишком опасны для неразумного человечества…

Из всех свершений Теслы в учебниках физики обычно упоминается только одно – «трансформатор Теслы». Да ещё его именем названа единица измерения магнитной индукции…

Если правда, что гениев посылают на Землю небеса, то с рождением Николы Теслы в небесной канцелярии явно поспешили. Или в преждевременности есть какой-то особый урок?

Одержимость как качество личности – способность полностью и всеобъемлюще подчинить ум, чувства и разум чему-то, какой-либо идеи, желанию, цели.

На феномен одержимости интересно смотреть и с позиции подчиненности нескольким духам, демонам, бесам или дьяволу и с позиции мощнейшего генератора идей, вдохновителя конструктивности, созидательности и концентрации мысли на решении определенной задачи. Не будем отбирать хлеб у демонологов и все внимание сфокусируем на одержимости – верной подруги гениев.

В бестселлере «Думай и богатей» Наполеон Хилл, говоря о первом необходимом условии для достижения успеха – жгучем желании, сам того не подозревая, дал блестящее определение одержимости: «обычное желание, не принесет богатства. Только страстное, непреодолимое желание, которое становится навязчивой идеей, руководящей всеми планами, действиями, целями и проявляющейся с той настойчивостью, которая полностью исключает возможность поражения – только такое желание принесет богатство!»

Для реализации целей, преследуемых одержимостью, нужно «сжечь мосты». Это выражение пришло к нам от Юлия Цезаря, сказавшего: «Все мосты сожжены, Рубикон должен быть перейдён». При военных действиях мосты сжигали в двух случаях: — чтобы не было соблазна отступить; — чтобы можно было уйти от преследования врага, задержать его перед этим мостом. Позже это выражение перешло и в мирную речь. Но смысл остался похожий – совершить поступок, который не позволит вернуться к прошлому. Это поступок, точка невозврата которого, пройдена. Когда Юлий Цезарь из Галлии переправился через Ла-Манш и высадился со своими легионами в стране, которая теперь называется Англией, он приказал своим солдатам остановиться на меловых утесах Дувра; взглянув вниз с высоты двухсот футов над морем, они увидели красные языки пламени, пожирающие все корабли, на которых они прибыли. Они находились во вражеской стране, последняя связь с континентом исчезла, последнее средство отступления было сожжено, и им оставалось только одно: наступать и побеждать. И они победили.

Характер одержимости зависит от того, в чьи проявленные качества личности она попала – порядочного или порочного человека. Воистину ужасно, когда ее носителем становится злой гений, человеконенавистник либо фанатик. Степан Халтурин был одержим маниакальной идеей убийства царя: «Падёт царь, падёт и царизм, наступит новая эра, эра свободы. Смерть Александра II принесёт с собой политическую свободу, а при политической свободе рабочее движение пойдёт у нас не по-прежнему. Тогда у нас будут не такие союзы, с рабочими же газетами не нужно будет прятаться». Он устроился на работу в Зимний дворец столяром под фамилией Батышков. Его комната находилась в подвальном помещении дворца. Прямо над ней располагалось караульное помещение, еще выше, на втором этаже — покои государя. Личным имуществом Халтурина-Батышкова являлся громадный сундук в углу подвала, — по сей день непонятно, почему в него так ни разу и не удосужилась заглянуть царская полиция. Террорист приносил динамит во дворец небольшими пачками. Когда взрывчатого вещества накопилось около трех пудов, Халтурин совершил покушение на царя. Теракт должен был произойти в зале столовой, где император обычно обедал. Однако он не принёс желаемых террористами результатов. Александр II не пострадал, его спасло то, что он задержался, нарушил обычный свой распорядок дня и не пошел в столовую в обычное время. Вместо него погибли 11 солдат дворцовой охраны, героев недавно закончившейся русско-турецкой войны, за отличие зачисленных на службу в императорский дворец, 56 человек были ранены. Трое из погибших были вятичами, земляками убийцы. Это обстоятельство нисколько не смутило одержимого глупой идеей человека, он и далее считал: «Пусть погибнет 50-100 человек, лишь бы до «самого» добраться!» Ему было в это время всего 23 года.

В благостных, созидательных руках одержимость превращается в незаменимую помощницу и вдохновительницу творческого процесса, в энергетическую кладовую и поставщика страсти. Ричард Бах писал: «То, что очаровывает нас, также ведёт и защищает. Страстная одержимость чем-нибудь, что мы любим – парусами, самолётами, идеями, и неудержимый магический поток прокладывает нам путь вперёд, низводя до нуля значительность правил, здравый смысл и разногласия, перенося нас через глубочайшие ущелья различий во мнениях. Без силы этой любви мы становимся лодками, увязшими в штиле на море беспросветной скуки, а это смертельно».

Одержимость требует огромной концентрации разума на предмете своего исследования. Одержимый ученый – это человек с не выключающимся сознанием. Даже во сне он продолжает искать решение проблемы. Чувства одержимого сидят на голодном пайке, работает на «всю катушку» разум. По этой причине одержимость дружит с рассеянностью. Человек не замечает ничего вокруг. Окружающие видят в нем чудака, объект для насмешек, не подозревая, что «рассеянный ученый», возможно, придумывает в этот момент необходимое для них лекарство или обдумывает идею, которая значительно изменит их жизнь к лучшему.

Однажды, зайдя в берлинский трамвай, Эйнштейн по привычке углубился в чтение. Потом, не глядя на кондуктора, вынул из кармана заранее отсчитанные на билет деньги. — Здесь не хватает, — сказал кондуктор. — Не может быть, — ответил ученый, не отрываясь от книжки. — А я вам говорю — не хватает. Эйнштейн еще раз покачал головой, дескать, такого не может быть. Кондуктор возмутился: — Тогда считайте, вот — 15 пфеннигов. Так что не хватает еще пяти. Эйнштейн пошарил рукой в кармане и действительно нашел нужную монету. Ему стало неловко, но кондуктор, улыбаясь, сказал: — Ничего, дедушка, просто нужно выучить арифметику. Одержимый идеями Эйнштейн мог круглосуточно работать над научными открытиями в любой обстановке. Например, холодной зимней ночью в метель его заметили под электрическим фонарем с клочком бумаги, куда он что-то лихорадочно записывал, не смотря на хлопья падающего снега. Его супруга Эльза рассказывала, что муж мог по нескольку дней не выходить из комнаты, занимаясь научной работой, еду ему оставляли возле двери на подносе. Так проявляется одержимость.

Для одержимости нет ничего невозможного. Связь ее сердца и разума с идеей и желанием крепка и нерушима. Одержимый человек, как и все люди, подвержен страху, но у него страх особенный — одержимость боится не успеть. Большинство великих ученых – бескорыстные люди, думающие и живущие ради других. Они боятся не за свою жизнь. Самое для них ужасное и страшное – не успеть подарить людям свои замечательные открытия.

Петр Ковалев