Население Северной Кореи – численность и статистика. Вооруженные силы кндр: история, структура и вооружение

Население Северной Кореи – численность и статистика. Вооруженные силы кндр: история, структура и вооружение

В прошлом материале, посвященном военной мощи КНДР, уже указывалось, что ныне сложившийся относительный паритет военных возможностей сторон на Корейском полуострове скоро завершится, причем именно в пользу Южной Кореи. Этот тезис вызвал массу дискуссий и комментариев в Сети, поэтому было бы логично шире осветить именно этот аспект региональной военной политики: динамику военных потенциалов Пхеньяна и Сеула.

Любой военный потенциал, так или иначе, опирается на демографический, экономический, технологический, научный и политический фундамент, поэтому вначале стоит оценить именно эти параметры на сегодняшний день.

В первую очередь важны демографические характеристики. Так, население Южной Кореи – 48,87 млн. чел., Северной Кореи – 24,5 млн. чел. По оценкам, опубликованным в открытой военной печати, мобилизационные ресурсы Южной Кореи составляют 14,2 млн. чел. (в т.ч. 9 млн. годных к военной службе), а Северной Кореи – 6,2 млн. чел. (в т.ч. 3,7 млн. годных к военной службе). Итого: если по численности населения Юг превосходит Север в 2 раза, то по мобилизационному ресурсу в целом в 2,29 раза, а по годным военной службе уже в 2,43 раза.

Если же оценивать экономический потенциал сторон, то картина следующая. Если сопоставить совокупные показатели ВВП по обменным курсам валют и по паритету покупательной способности (ППС), то соотношение у противостоящих сторон следующее. Если брать номинальный ВВП за 2010 г., то у Юга он больше в 35,2 раза, а если рассчитанный по ППС, например, за 2011 г., то видно превосходство уже в 38,9 раза!

Важнейшей характеристикой экономического потенциала в плане общего военно-экономического потенциала являются также объемы промышленного производства, уровень развития инфраструктуры, золотовалютные резервы. Тут ситуация для КНДР еще более плачевная.

Так, по производству стали Пхеньян уступает в 46,1 раза, а по производству автомобилей - в 1068 раз. Еще одним важнейшим показателем является энергетика. Пхеньян уступает по установленным мощностям в электроэнергетике в 10 раз, а по объемам производства электроэнергии в 20 раз. Обе страны импортируют нефть, а именно нефтепродукты - ключевое топливо в современном гражданском транспорте и военной технике: Север импортирует нефть в объеме меньшем в 226 раз. Это и неудивительно, ведь суммарный объем внешней торговли КНДР меньше в 212 раз.

Если же сопоставить размеры доходных и расходных статей бюджетов обеих стран, то сопоставление снова в пользу Юга. Так, если брать доходы бюджета Южной Кореи, то они примерно в 30-40 раз превышают соответствующий показатель КНДР, рассчитанный по самым оптимистичным оценкам, если же брать пессимистические оценки, то разрыв достигает 80-100 раз. Аналогичная картина и по расходам. Наиболее красноречивый показатель - одни только расходы государственного бюджета Южной Кореи примерно в 8-10 раз превышают оценочный объем всего годового ВВП КНДР. Одни только золотовалютные резервы Южной Кореи превышают весь годовой ВВП КНДР в 7,5-11 раз.

Если сравнивать транспортную инфраструктуру, важную с точки зрения стратегических возможностей, то здесь превосходство снова на стороне Юга и причем системное. Сеул опирается на более плотную и гибкую транспортную сеть. Так, уступая по размерам территории, Южная Корея значительно превосходит Северную по плотности аэродромной, автодорожной и железнодорожной сетей: в 1,75, 4,87 и 1,2 раза, соответственно. Южная Корея также располагает очень мощной портовой инфраструктурой, на порядки превышающей пропускные возможности портов КНДР. В то время как Южная Корея контролирует один из крупнейших торговых флотов мира, аналогичные показатели у Севера практически ничтожны.

Разрыв в технологическом потенциале лучше всего характеризует такой пример: одна только компания Samsung потратила на исследования сумму большую, чем все государственные расходы КНДР! Отставание такой важной отрасли, как станкостроение, у КНДР от Республики Корея, по оценкам западных экспертов и опубликованным интервью перебежчиков с инженерным и научным образованием, составляет около 25-27 лет, возможности по производству элементной базы электроники отстают примерно на 30 лет, в области базового приборостроения отставание от 15 до 40 лет в зависимости от направления и т.д.

Политический вес Сеула лучше всего показывает его экономическая значимость даже для дружественных Пхеньяну стран. Ключевой партнер КНДР - это Китай. В 2011 г. объем двусторонней торговли между Китаем и Южной Кореей достиг уровня в 245 млрд. долл. Объем же торговли Китая с Северной Кореей за 11 месяцев 2011 г. достиг лишь 4,673 млрд. долл. Итого, Юг Китаю в 52,5 раза «дороже», чем Север. Конечно, эти цифры несколько условны, но достаточно точно характеризуют нынешнее неравенство.

При взгляде на все эти цифры возникает закономерный вопрос: каким образом вообще возможен какой-либо паритет между сторонами при таком вопиющем разрыве? Причем паритет не только из-за ядерного оружия, но и обычных вооружений КНА. Дело здесь не только в фортификации Северной Кореи и других асимметричных ходах. Чтобы понять, как и почему сложилась нынешняя ситуация, необходим кое-какой исторический экскурс в историю последних двух десятилетий.

Для оценки нынешней ситуации и перспектив ее развития следует учитывать определенные особенности новейшей истории Корейского полуострова.

Во-первых, Южная Корея, в принципе, куда менее милитаризована, чем Северная. Причин тому несколько. Это и наличие войск США на своей территории после окончания войны (советские и китайские части покинули КНДР еще в 1950-х гг.), что значительно упрощало поддержание военной безопасности страны со ставкой на гарантии союзника. И принципиально иной тип экономики - открытая экспортная, а не импортозамещающая автаркическая, что в свою очередь ограничивало возможность превращения страны в общество с доминированием военных приоритетов над экономическим развитием. Иной поэтому была и историческая стратегия модернизации: если КНДР уже с начала 1960-х гг. стала вести политику «параллельного гражданского и военного строительства» и «превращения страны в неприступную крепость», то Республика Корея поставила в приоритет наращивание именно экономической составляющей.

Во-вторых, неуправляемость и низкая предсказуемость Пхеньяна для союзников была той причиной, из-за которой КНДР не получала ни от Китая, ни от СССР достаточной военно-технической помощи для обеспечения гарантированного военного превосходства над Югом. В свою очередь, и США, и СССР своими поставками относительно современного вооружения обеим сторонам поддерживали определенный паритет на полуострове, не допуская возникновения перевеса в пользу одной из сторон. Эта ситуация продолжалась до конца 1980-х гг.

Ситуация изменилась в начале 1990-х. Пхеньян оказался в условиях экономической катастрофы после распада СССР и серии стихийных бедствий, Сеул же очутился в условиях «почти победителя» в традиционной борьбе двух Корей.

Но прошедшие 20 лет так и не были использованы для целенаправленного создания Югом тотального военного превосходства на полуострове.

С одной стороны, в 1990-х гг. сказывалось ошибочное ожидание скорой гибели КНДР под грузом внутренних проблем. С другой стороны, конец 1990-х - начало 2000-х гг. - это и попытки проведения политики «мирного сосуществования» с продолжающейся ставкой на США как союзника, который, так или иначе, сможет окончательно решить проблему с Севером, «если вдруг что-то пойдет не так». Ведь в эти годы всем окончательно стало ясно, что объединение как мирным, так и силовым путем для Южной Кореи - это новые расходы и теперь уже внутренние социальные проблемы. Тем более за 1990-е гг. окончательно исчезла угроза северокорейского вторжения и Сеул, просто поддерживая свои вооруженные силы в тонусе и осуществляя относительно вялое перевооружение, за эти 20 лет и так уже по формальным индикаторам военного потенциала во многом обошел соперника.

Однако целая серия инцидентов в 2010 г., связанных с продемонстрированной недостаточной боеготовностью Южной Кореи, и предшествующее бессилие США в 2000-х гг. остановить военную ядерную программу КНДР привели к смене стратегии развития военного потенциала страны.

Во-первых, традиционная парадигма симметричной гонки вооружений изжила себя. Наличие относительно большего количества современного оружия оказалось легко компенсируемым при помощи ядерного оружия, а также целого ряда асимметричных ходов (фортификация, маскировка, ставка на баллистические ракеты и т.п.).

Во-вторых, выяснилось, что если Север может нанести достаточно разрушительный первый или ответный удар по гражданскому населению Юга, то в общем уже не столь важно насколько КНДР формально уступает в целом и способна ли победить в войне. А для того, чтобы гарантировать неспособность Пхеньяна нанести этот самый неприемлемый ущерб при различных сценариях конфликта, требуются радикально иные и степень, и форма превосходства. Просто иметь более сильную армию недостаточно. Требуется создание иного и по численности, и по составу набора силовых инструментов: новые системы ПВО и ПРО, технической разведки, высокоточное оружие, робототехника и т.д.

В-третьих, все эти проблемы усугубляются еще тем, что в значительной степени нынешняя армия во многом вооружена морально устаревшими образцами вооружения как в сухопутных силах, так и в ВВС. Долгие годы полное перевооружение затягивалось и откладывалось по причинам экономии финансовых средств, однако бесконечно это продолжаться не могло. Аналогичная ситуация, конечно же, характерна и для КНДР, и даже в большей степени.

В-четвертых, в отличие от периода «холодной» войны, у Южной Кореи уже накоплен достаточный финансовый потенциал, развитая гражданская промышленность, а также создан достаточно мощный военно-промышленный комплекс. Теперь Сеулу уже не требуется довольствоваться только дешевыми системами, поставляемыми в рамках военной помощи или выбирать лишь из того, что есть на обычном рынке вооружений в базовой экспортной комплектации у ограниченного списка поставщиков. Тем более теперь уже Юг часто размещает заказы лишь на разработку отдельных систем и подсистем под собственные требования (в США, России, Израиле), и сам осуществляет конструирование и выпуск военной техники с использованием иностранных, либо адекватных отечественных технологий. Поэтому программа перевооружения сейчас уже не только средство решения военно-политических задач, но и способ наращивания промышленного и технологического потенциала страны.

В-пятых, не только на Корейском полуострове, но во всей Северо-Восточной Азии происходит стремительное наращивание военной мощи. Идет активное обновление вооруженных сил Китая и Японии. Это еще один, и далеко не второстепенный стимул перевооружаться.

Таким образом, только в последние годы сложился комплекс факторов, создающий как и соответствующую мотивацию в Южной Корее, так и возможности по успешной реализации стратегии достижения тотального военного превосходства над КНДР.

Происходящие изменения лучше всего начать рассматривать с той сферы, в которой Юг традиционно сильнее Севера - морской компоненты вооруженных сил. ВМС Южной Кореи уже сейчас могут легко потопить практически весь надводный флот КНДР без особых проблем. Единственными реальными козырями Севера в современных условиях остаются лишь морские силы командования специальных сил КНДР, и подводный флот.

И если у первых шансы представлять реальную опасность для врага на море призрачны (надо еще не погибнуть при транспортировке вместе с остальными кораблями и катерами надводного флота), то вторые сейчас рассматриваются в Южной Корее как единственная реальная сила в возможной войне. Поэтому предпринимаются меры, чтобы с этой опасностью эффективно бороться.

Уже в 2015 г. ожидается создание отдельного командования подводных сил. Также продолжается стремительное наращивание численности собственного подводного флота: на вооружении уже стоят 12 современных неатомных подлодок и их число постоянно растет. Одновременно проводится глубокая модернизация и просто противолодочных возможностей флота в целом. В ход идут все варианты: от закупки и установки более совершенных образцов традиционного оборудования (новые сонары, средства обработки сигналов) до таких пока нетрадиционных вещей, как подводная робототехника.

При этом следует учитывать тот факт, что возможность защититься от подлодок Севера критична, только если они уже большей частью развернуты в акваториях на момент начала конфликта. Если этого еще не произошло, то их легко запереть на военно-морских базах, заминировав фарватеры. Практически же беззащитны перед современной авиацией и все причалы, что делает даже эту наиболее серьезную часть военно-морского потенциала КНДР крайне уязвимой.

Учитывая все эти факторы, меняются и подходы к применению ВМС Республики Корея в целом.

Во-первых, наращиваются «мобильные силы», находящиеся на постоянном боевом дежурстве и способные начать боевые действия сразу из состояния мирного времени без относительно длительной предварительной подготовки. Под их нужды планируется ввод в строй до 2020 г. трех новых военно-морских баз.

Во-вторых, флот к 2020 г. будет выполнять не только традиционные военно-морские задачи, но и задачи прикрытия территории страны от ударов авиации и баллистических ракет. Именно в рамках решения подобных задач (в первую очередь ПРО) развиваются возможности современных эсминцев.

В-третьих, подводные лодки с 2018 г. начнут получать дальнобойное высокоточное оружие. В качестве такового называются, например, ракеты с дальностью стрельбы до 500 км, что в условиях Корейского полуострова делает их стратегическим оружием. Это фундаментально изменит расстановку сил в регионе: Сеул получит принципиально новое ударное средство, способное быстро и без заметной предварительной подготовки атаковать цели на всей территории КНДР из прилегающих морей.

Поэтому к 2020 г., помимо тотального превосходства над противником в формате «флот против флота», ВМС Сеула обретут и возможность действовать в формате «флот против берега». Раньше в вероятном конфликте эту роль планировалось целиком и полностью возлагать на плечи ВМС США. При этом ударные возможности значительно вырастут не только у ВМС, но и у ВВС, и сухопутных сил.

В настоящее время основные усилия, предпринимающиеся в рамках программ модернизации воздушной и наземной компонент военной мощи Республики Корея, направлены на нивелирование относительных преимуществ армии КНДР. Еще одной назревшей проблемой для Сеула является замена морально и даже физически устаревших образцов вооружения и военной техники, ведь по многим показателям значительная доля армейских частей соответствуют требованиям разве что 1970-х гг.!

Самый главный военный аргумент КНДР – это ее ядерное оружие. Учитывая же технологический уровень ядерного комплекса КНДР, разные аналитики, использующие разные методики и допущения, видят следующие варианты существующих для Южной Кореи угроз на театре военных действий. Это различные ядерные фугасы (на собственной территории, либо доставляемые диверсионными группами в случае, если у КНДР будет достаточно обогащенного урана для изготовления аналогов американских ядерных мин конца 1950-х), ядерные морские мины и торпеды, авиабомбы, доставляемые пилотируемыми самолетами, баллистические ракеты малой дальности.

Борьба с первыми двумя опасностями для Южной Кореи не столь сложна: в одном случае это традиционные меры противодиверсионной борьбы в собственном тылу, в другом - обычные действия флота по борьбе с минной и торпедной опасностью. Во втором случае главное - это общая боеготовность и боеспособность флота.

Стратегия противодействия ВВС и Ракетным силам КНДР включает в себя два компонента: наступательный и оборонительный. Самый эффективный способ борьбы с носителями ядерного оружия - это их уничтожение еще до старта. Тут возможности Южной Кореи растут день ото дня.

Помимо появления на вооружении крылатых ракет морского и наземного базирования, способных в первом опережающем ударе поразить аэродромы и ракетные базы, идет постоянное улучшение возможностей военной авиации по выполнению аналогичных задач. В первую очередь это касается дальнобойного высокоточного оружия, действующего по принципу «выстрелил-забыл». При помощи подобных систем возможно быстрое и эффективное выведение из строя взлетно-посадочных полос авиабаз, рулежных дорожек из подземных укрытий, разрушение выездных ворот. Ракетные базы, несмотря на развитую фортификацию, тоже могут быть выведены из строя: дистанционным минированием кассетными боеприпасами наземных площадок, разрушением выездов на поверхность прямым попаданием в них. И это может быть сделано уже в первые часы войны на всей территории КНДР.

Для перехвата же уже взлетевших ракет и самолетов будут действовать два эшелона ПВО и ПРО. Помимо просто плотной сети наземных противовоздушных и противоракетных комплексов (развертывается быстрыми темпами в настоящее время), увеличатся возможности по использованию истребительной авиации.

С одной стороны: ВВС Юга уже сейчас получают на вооружение самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, что создает возможность заметить взлетающие самолеты и ракеты противника своевременно и с запасом по времени. С другой, помимо абсолютного превосходства истребительной авиации Юга в бортовых радарах и традиционном вооружении, высока вероятность размещения еще до 2020 г. на самолетах противоракет (в настоящее время в США ведутся активные разработка и испытания таких ракет и обеспечивающих их применение систем для истребительной авиации). Это позволит атаковать взлетающие баллистические ракеты сразу из режима дежурства в воздухе.

Таким образом, практически весь ударный потенциал ВВС и Ракетных сил КНДР сможет быть, так или иначе, нейтрализован, причем без неприемлемых потерь уже в 2020 г.

Последние годы также демонстрируют появление эффективных средств борьбы против артиллерии технологически отсталого противника. Помимо традиционных схем - быстрого наращивания плотности и численности радаров артиллерийской разведки вдоль ДМЗ и увеличения контрбатарейного потенциала артиллерии за счет переоснащения артиллерии скорострельными самоходными орудиями К-9, Сеул проявляет интерес к чисто оборонительным системам.

В 2000-х гг. появились первые технологические решения задачи перехвата малогабаритных артиллерийских боеприпасов еще в воздухе. В случае внезапного артиллерийского удара со стороны КНДР такие системы перехватят лишь малую долю летящих снарядов, однако если первый удар будет наносить Сеул с его ожидаемыми ударными возможностями на 2020 г., то ответный артиллерийский удар будет уже довольно слабым, и такие системы как ныне существующие «Железный купол» или C-RAM вполне смогут его отразить при адекватной численности развернутых на позициях комплексов.

При этом такое размещение, с одной стороны, вполне по карману Южной Корее, с другой - будет экономически выгодно. Даже если перехватываемый реактивный снаряд будет дешевле, чем стоит ракета-перехватчик ($40 тыс.), удастся избежать куда большего ущерба от падения снаряда на прикрываемый город. Сейчас Южная Корея активно изучает израильский опыт применения подобных систем, а также отслеживает работы по созданию их нового, более дешевого и эффективного поколения в США.

Если же брать традиционные проблемы в случае войны с Севером на суше, то нынешний паритет закончится довольно скоро просто потому, что большую часть устаревшего парка наземных и авиационных вооружений Юг заменит новыми танками, бронемашинами, ударными вертолетами и довольно быстро с уровня армии США 1970-х - начала 1980-х гг. перешагнет на уровень американцев 2000-х гг. Именно отсутствие в достаточном количестве у Юга систем с превосходящими боевыми характеристиками создавало паритет с технически отсталой армией КНДР. Так, на вооружении до сих пор состоят антикварные танки М-48 родом из 1950-х.

А, учитывая, что новое поколение техники уже в должной мере укомплектовано системами обнаружения (что во многом компенсирует преимущества местного ландшафта и растительного покрова для маскировки обороняющихся), дальнобойным и высокоточным оружием (что позволяет поражать уязвимые части укрытий и позиций обороняющихся издалека), а также различными средствами пассивной и активной защиты (позволяющими уводить в сторону или сбивать противотанковые и противовоздушные боеприпасы) - традиционные козыри Севера в наземной обороне автоматически перестанут быть таковыми. Очевидно, что как только паритет сторон исчезнет - политическая ситуация на Корейском полуострове тоже не замедлит измениться. Однако это уже совсем другая история.

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Прежде всего обозначим, где находится Сеул. Это огромный мегаполис, расположившийся на и являющийся столицей Южной Кореи. Этот город является одним из крупнейших городов мира. Официальное название страны - Республика Корея. Образовалось это демократическое государство летом 1945 года после разделения сфер влияния на Корейском полуострове. По договору эта часть полуострова перешла под юрисдикцию США, а северная его часть попала под влияние СССР. Сегодня Южная на 9 провинций с разной численностью населения. А Сеул - это самая густонаселенная точка страны.

Численность населения

  • группа детей до 15 лет составляет 15,7% от общей численности;
  • группа людей трудоспособного возраста от 15 до 65 - 72,9%;
  • в группе людей старше 65 лет - 11,4% населения.

Естественный прирост за этот год, по расчетам, должен составить более 184 тыс. человек. Если сохранится уровень внешних мигрантов, то дополнительно прирост увеличится более чем на 61 тыс. человек, поскольку в страну прибывает людей больше, чем из нее выезжает.

Угрожающие темпы старения

Население Сеула стремительно стареет. Эксперты связывают это явление с увеличившейся продолжительностью жизни и снизившейся рождаемостью. Последние 10 лет численность молодежи сокращается, а вот численность пожилых людей становится выше. При сохранении этой тенденции до 2030 года в столице Южной Кореи более чем 3 млн жителей будут старше 65 лет. К этому времени Сеул может занять 8 строку в рейтинге «стареющих» городов мира.

Статистика зафиксировала, что в 2013 году Сеул, численность населения которого была более 9 млн, имел примерно 11% «возрастного» населения. По расчетам, к 2019 году эта цифра может возрасти до 14,3%, а к 2030 году она составит 31% общества. Молодежь, на плечи которой ляжет бремя содержания пенсионеров, окажется под большим давлением. Это может снизить уровень жизни.

Чтобы избежать старения общества, органы власти и работодатели должны разработать глобальную стратегию, направленную на повышение рождаемости.

Немного о валюте

Валюта Сеула (Республика Корея) - корейская вона. Эта денежная единица состоит из 100 чон. Введена в оборот южнокорейская вона в 1962 году, а с 1980 она твердо привязана к курсу доллара. Поскольку Южная Корея - экономически развитое государство, то население имеет довольно высокий уровень доходов. Большой процент населения работает в судостроительной и машиностроительной отраслях. По паритету покупательной способности Южная Корея является 13 в мировом рейтинге.

Валюта Сеула имеет официальное сокращение KRW, ее международный символ - ₩.

Особенности характера

Корейцы - народ трудолюбивый. Они много и с удовольствием работают. Для молодежи карьера - основной приоритет. С этим, в том числе, связана низкая рождаемость в стране.

Туристы не всегда могут правильно оценить характер сеульцев. Им кажется, что все вокруг замкнутые и неприветливые. На самом деле население Сеула не имеет привычки прилюдно выражать свои эмоции. Они считают это проявлением невоспитанности. Чтобы понять душу жителя страны, необходимо войти к нему в доверие и стать другом.

Культура общения у корейцев также имеет свои традиции:

  • Жители Южной Кореи не кричат друг на друга, не показывают обид и не обсуждают за спиной своих врагов. Они уверены, что все это - признаки слабости.
  • Для гостей всегда готовят самые лучшие блюда. Почтение к гостю - еще одна важная черта национального характера.
  • Жители Южной Кореи уважают старость. Они никогда не спорят со старшими, даже когда те неправы. Младший должен промолчать.

Жители Республики Корея - патриоты своей страны. Они стоят горой за нее и всегда готовы прийти на помощь своим согражданам в любой точке мира. Если турист неуважительно высказывается о Южной Корее, то он наносит глубокое оскорбление всем, кто его услышал.

КНДР можно смело назвать одной из наиболее специфических стран Азии. Закрытость общества и строгий политический режим привели к тому, что желающих переехать в республику из других стран – единицы. Это превратило Северную Корею в моноэтническую страну: 99 % населения полуострова – корейцы, которые к представителям других наций и народностей относятся довольно предвзято.

Статистика и цифры

Во Второй мировой войны погибло около 20 % жителей государства, что сильно сказалось на демографической обстановке. Более 20 лет время КНДР уступала своей соседке по темпам заселениях. Южная Корея быстрее восстановила довоенный показатель – объяснить это можно высоким экономическим уровнем и притоком эмигрантов. Однако за последние двадцать лет в КНДР резко поднялась рождаемость. Опираясь на эту статистику, северокорейское правительство прогнозирует, что уже к середине века страна обгонит капиталистическую соседку.

На начало 2016 года в Северной Корее было зарегистрировано 25 миллионов 230 тысяч человек. Из них - 12 миллионов 442 тысячи мужчин и 12 миллионов 913 тысяч женщин. При этом в государстве, в отличие от соседних стран – Южной Кореи, Японии и Китая – нет старения нации. 69 % жителей страны – это работоспособные люди, которые обеспечивают все сферы жизни.

Численность нации развивалась неравномерно. С начала 50-х годов произошел резкий скачок рождаемости, который снизился к 1960-м. С 90-х годов начался стабильный период – в день рождается около 1000 человек, а умирает более 600.

Этнический состав

Помимо корейцев, на полуострове живут небольшие общины других наций, которые держатся обособленно. Они состоят, в основном, из людей, депортированных в военное и послевоенное время.

К таким группам относятся:

  • китайцы;
  • японцы;
  • вьетнамцы;
  • монголы;
  • русские.

Большинство народностей, которые исторически жили на территории Серверной Кореи, слились с местным населением. Отдельно воспринимают себя те группы, которые образовались уже после распада страны на две части. Крупные волны миграции в КНДР были сразу после завершения войны и в 60-х годах, когда государство начало приглашать студентов и специалистов из других стран.

Население Северной Кореи предвзято относится к представителям других народностей. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, такое восприятие сформировалось во время войны, когда другие азиатские народы ущемляли права корейцев. Во-вторых, эта политика поддерживается государством: военизированное мировоззрение проще навязывать, когда у народа есть общие внешние враги. В-третьих, этнический состав страны настолько однороден, что «чужаки» воспринимаются как угроза на психологическом уровне.

Внутреннее устройство общества

В Северной Корее используется специфическая национальная система деления людей на классы, которая называется сонбун.

В соответствии с ней жители страны разделены на три больших категории:

  • основная – рабочий класс;
  • враждебная – люди, исключенные из партии, репатрианты из Японии и Китая, неблагонадежные члены общества;
  • колеблющаяся – группы людей основного класса, которые проявляют склонности к поведению, противоречащему линии партии.

Эта система имеет структуру, которую можно сравнить с любым кастовым обществом. Люди, попавшие во враждебный слой, обрекают на ту же участь детей и родственников по отцовской линии. Перейти можно только в класс, низший по статусу. Случаи, когда семья восстанавливала доброе имя, единичны.


Система сонбун – это не просто формальность. Корейцы, причисленные к враждебной касте, лишаются ряда прав и привилегий. Они не могут получить работу на престижном предприятии, поступить в институт, претендовать на жилье в столице. Кроме того, действуют ограничения на продукты питания – по «враждебным» карточкам можно получить только урезанный набор продовольствия.

К этому классу относятся:

  • служители религиозных конфессий;
  • люди, которые были на «неправильной» стороне во время японского гнета и во Второй мировой;
  • выходцы из семей помещиков и предпринимателей;
  • политические преступники.

Правительство пыталось усовершенствовать систему, разделив классы на более мелкие структуры. Для этого были созданы специальные формирования, которые назывались «группы 640». Три основные категории разделили на 51 мелкую. На деление повлияли происхождение, род занятий и благонадежность человека. Однако, как показали результаты, такое деление не принесло очевидных плодов. Точно определить количество людей сложно даже в больших группах, а маленькие только усложнили задачу.

Ситуация стала быстро меняться с начала 1990-х годов. Политическая обстановка в мире оказала сильное влияние на устои КНДР. Система сонбун сохранилась и существует в наши дни, но ее значимость уменьшилась. Теперь у людей с «враждебным» происхождением появился шанс на получение престижной работы или поступление в вуз. Однако для достижения этих целей им приходится преодолевать намного больше препятствий, чем благонадежным гражданам.

В ближайшие 10 лет 80% стран G20 столкнутся с беспрецедентным снижением численности населения, которое глубоко изменит глобальную экономику. Развитые экономики буквально находятся на пути к исчезновению, в то время как менее развитые экономики растут, как сорняки.

Прогнозы ООН в отношении населения слишком оптимистичны и имеют мало общего с реальностью. Крайне низкие показатели рождаемости в промышленно развитых странах противоречат прогнозам ООН.

Прогноз правительства Южной Кореи показывает, что в течение 7 лет население страны начнет сокращаться и если эта тенденция сохранится, в будущем население страны просто вымрет.

Демографический крах Южной Кореи совпадает с демографическим крахом в Китае, население Японии уже сокращается. Вторая, третья и одиннадцатая экономики мира столкнутся с тем, что их рабочая сила и потребительская база будут становиться все меньше и меньше, при этом известные аналитики не видят в этом никаких проблем. Как правило, население трудоспособного возраста, которое производит и потребляет больше всего, начинает сокращаться на 10 лет раньше.

Страна с самым однородным населением и 4-я по величине экономика Азии скоро начнут снижаться. Южная Корея является страной с самым низким уровнем рождаемости (16 лет подряд), в результате чего ее население стремительно стареет. В 2016 г. был отмечен самый низкий уровень рождаемости за 7 лет.

Несмотря на то что с 1946 г. население быстро росло, с 1966 г. оно начало снижаться из-за программы контроля над рождаемостью.

Урбанизация, доступность высшего образования и более активное участие женщин в рабочей силе повлияли на численность населения. Как и во многих культурах, в южнокорейской культуре потомки мужского пола очень важны для принципа преемственности семьи, поскольку они оказывали финансовую поддержку и заботились о своих родителях в старости, поэтому все стремились к рождению сыновей.

Если первый ребенок был не мальчиком, приходилось производить на свет столько детей, сколько потребуется, пока не родится сын. В 1973 г. был принят закон о селективных абортах, но, как оказалось, наблюдались злоупотребления законом в том случае, если женщина была беременна ребенком женского пола.

В целом численность населения выросла в большинстве провинций. Тогда вмешалось правительство, внедрив в массы лозунг «Лучше произвести на свет одного ребенка и дать ему полноценное воспитание». В 2016 г. общая численность населения Южной Кореи составляла более 51 млн человек, 1 млн составляли иностранцы.

Любой демографический прогноз предсказывает резкий спад населения. В 2050 г., вероятно, будет 40-48 млн корейцев, а в 2100 г. — около 20 млн.

Все эти социальные явления и правительственные меры способствуют снижению рождаемости населения страны и его старению. Хотя рост численности населения в Корее, вероятно, продолжится еще в течение нескольких лет, вскоре он начнет стремительно сокращаться, так что к 2750 г. население Южной Кореи просто вымрет.

Уже к 2045 г. Корея может стать самой старой страной в мире: средний возраст жителей здесь будет составлять 50 лет. Пирамида населения начала расширяться, что означает, что число пожилых людей растет, а число молодых людей и детей уменьшается.

В 2016-2017 гг. впервые было отмечено снижение численности трудоспособного населения в возрасте 15-64 лет, что означает, что уровень потребления в Корее начал сокращаться. Сейчас люди в возрасте 65 лет составляют 14,12% общества, а в возрасте 0-14 лет — только 13,21%.

Вероятно, менее чем за 50 лет численность пожилых людей достигнет более 40% от общей численности жителей Южной Кореи.

Некоторые из причин низкой рождаемости в Корее аналогичны тем, что были в Японии в начале 90-х гг. Пары не хотят иметь большую семью из-за высокой стоимости жизни, в том числе жилья и образования. У южнокорейцев самый длинный рабочий день в мире, поэтому у них нет времени на создание семьи.

В то же время наблюдается высокий уровень безработицы среди молодежи. Женщины не хотят иметь детей на ранней стадии жизни, предпочитая строить карьеру, не имея возможности получить отпуск по беременности и родам, сталкиваясь с низким уровнем участия мужчин в воспитании детей и в работе по дому. В среднем женщины заводят своего первого ребенка в возрасте 31 года. Многие не чувствуют потребности в том, чтобы создавать семью.

Низкая рождаемость не единственная проблема в Южной Корее: смертность — еще одна проблема. Южная Корея является одной из стран с самым высоким уровнем самоубийств в мире. 40 корейцев ежедневно совершают самоубийства. Эта проблема очень часто касается пожилых людей.

Половина лиц в возрасте 65 лет живут в относительной бедности, а 1/4 из них живут в одиночестве. Они не отложили капитал для выхода на пенсию. Они не могут найти работу, и уровень изоляции и депрессии растет в стареющем обществе.

Среди молодежи наиболее частая причина самоубийства — стрессы на рабочем месте и в системе образования. 40% случаев самоубийств совершаются под воздействием алкоголя: Южная Корея является крупнейшим в мире потребителем крепких алкогольных напитков.

В среднем в этой стране совершается 14 самоубийств в неделю (по сравнению с тремя в США). Корейцы испытывают непреодолимый стыд за психологические проблемы, которые они переживают, при этом они не соглашаются проходить соответствующее лечение.

Злоупотребление алкоголем здесь считается более приемлемым вариантом, чем попытка обратиться за помощью к специалисту в решении проблемы. Несомненно, это способствует большому количеству самоубийств.

Демографическая ситуация негативно скажется на экономическом росте Южной Кореи. Сеул, жители которого составляют 20% от всей нации, больше всего ощутит перемены в структуре населения: сократится его рабочая сила. Ожидается, что к 2040 г. население Сеула снизится как минимум на 1 млн человек. Уже во всей стране выросли расходы на здравоохранение (с 3,8% до 7,2% от ВВП).

Экономисты предположили, что лучшим выходом для Японии и Кореи может стать отказ от гендерной дискриминации и привлечение большего числа женщин в рабочую силу. Конечно, экономисты с Уолл-стрит знают, что эта политика привела к снижению уровня рождаемости в Европе. Тем не менее нью-йоркские финансовые аналитики отчаянно ищут способы увеличить численность рабочей силы в самых производительных странах мира.

Президент Кореи Мун Джэин придает большое значение пожилым людям, которые в настоящее время составляют большую часть общества, и отмечает потребность в создании подходящих условий жизни для такой большой группы населения. Поскольку ожидаемая продолжительность жизни увеличилась, стоит создать рабочие места для категории этого возраста, особенно когда падает рабочая сила.

План президента заключается в повышении пенсий, удвоении числа рабочих мест для пожилых работников, увеличении ежемесячной заработной платы, финансировании лечения болезни Альцгеймера и деменции, повышении доступности социального жилья для пожилых людей.

Правительство Южной Кореи нуждается в помощи в создании большего числа роботов в домохозяйствах. Хорошим решением демографического кризиса в Южной Корее станет воссоединение с Северной Кореей, где ситуация с населением выглядит более стабильной. Однородность расы будет сохранена, хотя пока это выглядит нереальным.

Ситуация Южной Кореи, 11-й мировой экономики и 5-го экспортера, затронет многие страны. Это глобальный производитель телефонов, интегральных схем, автомобилей, деталей для автомобилей, ЖК-дисплеев и нефтепродуктов, специализирующийся на технологиях и дизайне. В сфере торговых отношений обстоятельства в Южной Корее окажут наибольшее влияние на Китай, США, Японию, Германию, Австралию и Саудовскую Аравию.

Демографический кризис также повлияет на безопасность страны. Это изменит геополитический баланс, поскольку Япония и Южная Корея являются продолжением военных сил США в Восточной Азии.

Будущее Южной Кореи крайне неопределенное. И на то, чтобы избежать худшего, осталось совсем немного времени. Тем не менее некоторые аналитики прогнозируют, что тенденция к снижению неизбежна.

У большинства вызывают негодование из-за специфического образа жизни ее жителей. Связано это с пропагандой того режима, в котором они существуют. Мало кто знает о реальной жизни в этой стране, поэтому она представляется чем-то жутким и неприемлемым. Несмотря на особенности режима, государство признано в мировом сообществе и имеет как свою территорию, так и армию, которая призвана ее оберегать.

Боеспособность войска

Государство имеет слабую экономику, оно изолировано от всего мира. Однако армия до сих пор считается одной из самых сильных в мире. Называется она армия. Главными лозунгами идеологии КНДР являются «чучхе», который означает «опора на собственные силы», а также «сонгун», то есть «все для армии».

Армия Северной Кореи (численность по разным источникам -от 1,1 до 1,6 миллионов человек) имеет небольшой бюджет. Например, в 2013 году он составлял всего 5 миллиардов долларов. По сравнению с ведущими государствами, этот показатель ничтожно мал. Однако она входит в пятерку сильнейших.

Армия Северной Кореи, численность которой может в любой момент дополниться 8 миллионами резервистов, также обладает 10 ядерными боеголовками. Первые испытания по их запуску были проведены в 2006 году.

Сведения о вооруженных силах

Армия Северной Кореи не менее закрыта, чем само государство. Все сведения о ее вооружении приблизительны. Особенно это относится к численности техники.

Известно, что ее военно-технический комплекс способен производить различные классы боевой техники:

  • танки;
  • БТРы;
  • ракеты;
  • артиллерийские орудия;
  • боевые корабли;
  • подводные лодки;
  • катера;
  • реактивные системы залпового огня.

Единственное, что не создается в КНДР, - это самолеты и вертолеты. Хотя при наличии иностранных комплектующих их сборка вполне возможна.

Партнеры КНДР

Во времена «холодной войны» КНДР получала существенную военную помощь от двух своих крупных союзников - СССР и КНР. Современная ситуация резко изменилась. Россия прекратила помощь из-за плохой платежеспособности республики. Китай же не предоставляет помощь из-за недовольства ее политикой. Однако официально Пекин все еще остается покровителем и союзником Пхеньяна.

Единственным партнером сегодня остается Иран. КНДР обменивается с ним военными технологиями. Также государство продолжает работу над ракетно-ядерной программой.

Противники КНДР

Армия Северной Кореи призвана бороться с двумя главными врагами - Южной Кореей и США. Когда-то давно Южная Корея пошла по пути капиталистических и союзных отношений с США. В результате чего стала довольно успешным государством.

В Северной Корее это восприняли как предательство. Вся ее идеология поддерживается упрямыми консерваторами, которые не готовы к переменам. Даже смерть главного вождя не изменила ситуацию. Его сын и преемник Ким Чен Ын продолжает укреплять идеологические принципы. Та верхушка, которая находится в КНДР, просто не позволит ему провести изменения.

Несмотря на массу недостатков, армия Северной Кореи против США сможет побороться. А наличие ядерного оружия усугубляет картину еще больше. Особенно для соседних государств, которыми помимо Южной Кореи являются Китай и Россия.

Служба в армии

Все мужчины в КНДР обязаны пройти срочную службу. Именно армия Северной Кореи, срок службы в которой составляет 5-12 лет, сильно отличается от вооруженных укреплений всего мира. При этом до 2003 года этот срок был 13 лет.

Призывной возраст начинается с 17 лет. Обойти службу в вооруженных силах практически невозможно. Именно благодаря численности КНА ее относят к сильнейшим армиям в мире.

Эшелоны обороны

Армия Северной Кореи имеет сухопутные войска численностью около одного миллиона человек. Они составляют несколько эшелонов обороны.

Первый из них расположен на границе с Южной Кореей. В него входят пехотные и артиллерийские соединения. В случае возможной войны они должны прорвать южнокорейские приграничные укрепления либо не позволить войскам противника пройти вглубь государства.

Второй эшелон располагается за первым. Он состоит из сухопутных войск, танковых и механизированных соединений. Его действия также зависят от того, кто первым начнет войну. Если КНДР, то второй эшелон будет продвигаться вглубь южнокорейской обороны, включая захват Сеула. Если же КНДР атакуют, то второй эшелон должен будет ликвидировать прорывы противника.

Задача третьего эшелона - в обороне Пхеньяна. Также он является учебной и резервной базой для первых двух эшелонов.

Четвертый эшелон расположен на границе с Китаем и Россией. Он относится к учебно-резервным соединениям. Его принято называть «эшелоном последней надежды».

В стране женщины давно могли служить в качестве добровольцев. Срок их службы до 2003 года составлял 10 лет, а после - 7 лет. Однако во многих источниках появляется информация о том, что с 2015 года все женщины будут обязаны проходить срочную воинскую службу. Набор будет осуществляться сразу же после получения школьного аттестата.

Женщины буду служить в армии до 23 лет. Многие эксперты считают такие меры властей вынужденными из-за голода 1994-1998 годов, в результате которого была низкая рождаемость, что в результате привело к нехватке мужского населения призывного возраста.

КНДР в этом плане не является новооткрывателем. Например, в Израиле, Перу, Малайзии и других странах женщины обязаны служить уже давно.

Основные недостатки КНА

Армия Северной Кореи, обозрение которой проводят чаще всего без достоверной информации, способна внушить опасение многим странам. При этом у нее существует множество недостатков.

Слабые стороны КНА:

  • ограниченные ресурсы горючего позволят проводить развернутые боевые действия не больше месяца;
  • невозможность проведения Пхеньяном длительной обороны из-за недостаточного количества продовольствия;
  • отсутствуют средства современной технической разведки, что снижает эффективность ведения артиллерийского огня;
  • оборона с берегов осуществляется при помощи устаревших ракет, а флот в целом не отличается автономностью и скрытностью;
  • отсутствуют современные ВВС, системы ПВО, а имеющиеся средства позволят противодействовать силам противника лишь несколько дней.

При этом всем КНА остается одной из сильнейших В основном за счет того, что более одного миллиона человек готовы встать на ее защиту, а другие несколько миллионов могут за короткое время быть призваны из резерва.

Проверить результативность армии Северной Кореи возможно только в состоянии настоящей войны. Однако этого опасаются во всем мире. Ни одно государство, включая США, пока не желает развязывать конфликт с Пхеньяном.