Налоговые доходы бюджета рф.  Пути укрепления доходной части федерального бюджета российской федерации

Налоговые доходы бюджета рф. Пути укрепления доходной части федерального бюджета российской федерации

ДААД (Германская служба академических обменов), организация, объединяющая все немецкие высшие учебные заведения и способствующая развитию академических отношений за рубежом, прежде всего посредством обмена студентами и учеными. К первоочередным целям организации относятся:

  • привлечение иностранной молодой научной элиты для обучения и научно-исследовательской деятельности в Германии и по возможности сохранения с ней долгосрочных партнерских отношений;
  • повышение квалификации молодых немецких ученых в духе открытости и взаимопонимания посредством зарубежных стажировок;
  • помощь развивающимся странам и странам-реформаторам в Восточной Европе в построении работоспособных структур в области высшего образования;
  • поддержка германистики, немецкого языка, литературы и страноведения в иностранных высших учебных заведениях.

Эти цели конкретно отражаются в более чем 200 программах. Данные программы предназначены для всех стран мира по всем научным направлениям. Они одинаково полезны как иностранцам, так и немцам. Кроме того, ДААД оказывает поддержку высшим учебным заведениям в их международной деятельности посредством целого ряда услуг - информационных программ, маркетинговых программ, консультативной помощи, помощи студентам и научным сотрудникам. ДААД на консультативной основе принимает участие в формировании внешней политики Германии в области культуры и науки.

Программы и проекты ДААД

ДААД проводит более 200 программ и проектов от краткосрочного обмена с целью научных исследований или обучения до многолетних стипендий для защиты диссертации для соискателей из развивающихся стран, от информационных визитов иностранных делегаций ректоров вузов до долгосрочных разработанных региональных программ для построения работоспособных структур высших учебных заведений в странах третьего мира. Все программы ДААД принципиально открыты для всех направлений в науке для всех стран мира в двустороннем направлении. В некоторых случаях рамки и условия для обмена зафиксированы в межгосударственных соглашениях о культурном сотрудничестве двух стран или на основе договоренностей ДААД с иностранными организациями-партнерами. Как правило, в этом случае предоставляются встречные предложения партнерской стороны, такие как двусторонние стипендии, дополнительные услуги принимающей стороны, освобождение от возможной оплаты за обучение в вузе и т.д. По данным за 1999 г. отмечен значительный рост общего количества выделяемых стипендий ДААД. Финансовую поддержку ДААД получили 34.237 немцев и 25.807 иностранцев.

Представительство ДААД в Санкт-Петербурге: daad.spb.ru

Стипендиальные программы DAAD

Программы для студентов

  • Летние курсы немецкого языка в Германии,3-4 недели. Студенты 3-го и 4-го курсов всех специальностей с хорошими знаниями немецкого языка и преподаватели немецкого языка вузов в возрасте до 32 лет.
  • Ознакомительные поездки студенческих групп, 7-12 дней. Студенты 3, 4, 5 курсов всех специальностей под руководством одного преподавателя.

Программы для аспирантов и молодых ученых всех специальностей

  • Научно-исследовательские стипендии для молодых ученых, научная стажировка (сбор материала для диссертации, 1-6 месяцев, возраст - до 32 лет.
  • Научная стажировка для повышения научной квалификации, 7-10 месяцев, возраст - до 32 лет.
  • Обучение в аспирантуре и защита диссертации в Германии, до 3 лет, возраст - до 32 лет.

«Михаил Ломоносов»

  • Научно-исследовательские стипендии, 6 месяцев, возраст - до 35 лет. Для ученых в области естественных и технических наук: для аспирантов и молодых преподавателей.
  • Научные стажировки, 3 месяца, возраст - до 45 лет. Для преподавателей, имеющих ученую степень.
  • Научные стажировки для ученых и преподавателей вузов: 1-3 месяца, возраст - до 65 лет. Ученые и преподаватели всех специальностей, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук.

Программы для последипломного обучения

  • Стипендии для последипломного обучения: от 10 месяцев до 2 лет, возраст - до 27 лет. Обучение в магистратуре или на специальных учебных курсах в системе последипломного образования (Aufbaustudiengang) с целью получения немецкого свидетельства о высшем образовании. Учебная практика в Германии.
  • Учебная практика в немецких вузах и на предприятиях при поддержке IAESTE: 2-3 месяца. Студенты естественных, инженерных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных наук.

Предложения по специальным программам - Совместная программа АО Сименс и DAAD

  • Полный курс аспирантуры в немецком вузе и защита диссертации в Германии.
  • Научно-исследовательские стипендии для российских аспирантов, защищающих диссертацию в России до 3 лет: от 12 месяцев до 24 месяцев. Выпускники вузов, получившие диплом не более 2 лет назад. Выпускники вузов с дипломом специалиста или магистра, обучавшиеся в российском вузе по одной из дисциплин в области инженерных наук, естественных наук (физика, биология, химия), а также математики или компьютерных наук, стремящиеся защитить кандидатскую диссертацию в Германии или в России.

Подача заявок на участие в данных программах осуществляются через Отдел академической мобильности Департамента внешних связей.

Стипендия Президента Российской Федерации для обучения за рубежом

Программа предусматривает финансирование обучения студентов и аспирантов за рубежом от 1 семестра до одного года. Стипендия включает расходы на обучение, оформление визы, медицинской страховки, проезд и проживание.

Требования к кандидатам:

  • граждане РФ;
  • бакалавры, магистранты, специалисты и аспиранты очной формы обучения (не последнего года обучения);
  • имеющие достижения и успехи в фундаментальных и прикладных научных исследованиях;
  • рекомендация от Института на участие в данном конкурсе (на основе такой рекомендации оформляется рекомендация от Университета).

Объявление о начале конкурса на соискание стипендии Президента РФ публикуется на сайте Министерства науки и высшего образования РФ .

Гранты, курируемые Министерством науки и высшего образования РФ

Грантовые программы в рамках правительственных соглашений Российской Федерации с зарубежнами странами (список стран представлен на сайте) об организации академической мобильности предоставляют студентам, аспирантам и преподавателям пройти обучение или стажироки за рубежом, полностью или частично оплачиваемые за счет принимающей стороны.

Требования к кандидатам и порядок участия в конкусе зависят от программы мобильности.

Каталог программ представлен на сайте Министерства наук и высшего образования РФ . Программы координируются Министерством. Отдел академической мобильности Департамента внешних связей информирует о текущих конкурсах и оказывает поддержку в подготовке необходимых документов.

Грантовая программа Правительства Республики Татарстан "Алгарыш"

С 2006 года в республике по инициативе Премьер-министра Республики Татарстан Р.Н. Минниханова реализуется программа грантов Правительства Республики Татарстан на подготовку, переподготовку и стажировку граждан в российских и зарубежных образовательных и научных организациях. Это первая региональная программа такого рода в России.

Студенты могут получить грант для обучения за рубежом в рамках программы двойных дипломов с партнерским университетом КФУ, а также для обучения по программам магистратуры с получением диплома об окончании.

Апиранты, преподаватели и научные сотрудники могут получить грант на прохождение зарубежной стажировки (от 1 до 3 месяцев).

Подробная информация о требованиях к кандидатам, процедуре подачи заявки и т.п. можно найти в разделе " ".

Государственная программа "Глобальное образование"

Программа осуществляется при поддержке Правительства РФ.

Программа предусматривает финансирование обучения граждан Российской Федерации, поступивших в ведущие зарубежные университеты на программы магистратуры, аспирантуры и ординатуры. С перечнем стран, университетов и предлагаемых дисциплин, участвующих в программе можно ознакомится на сайте Программы .

Требования к кандидатам:

  • граждане РФ;
  • наличие квалификации бакалавра/специалиста;
  • документ о поступлении/обучении в ведущем зарубежном вузе по программам магистратуры, аспирантуры;
  • согласие с условиями программы, в том числе продолжить свою карьеру в ведущих российских компаниях после окончания обучения.

На текущий момент прием заявок на участие в Программе завершен. В случае если будут дополнительные конкурсные отборы, данная информация появится на официальном сайте

Что такое стипендия знает каждый – это некие выплаты обучающемуся в процессе получения им образования. Как правило назначаются в виде ежемесячного пособия на определенную сумму.

Что такое DAAD? Это общественная организация из Германии, представляющая собой ассоциацию большого числа вузов. Несмотря на общественный характер, DAAD является очень влиятельным объединением, оказывающим помощь огромному числу как учебных заведений, так и иностранным студентам. Стипендиальные программы – это всего лишь одна из частей их деятельности, но именно стипендиям мы и посвятим данный материал.

Стипендии DAAD – это выплаты иностранным студентам, позволяющие полностью или частично компенсировать затраты на послевузовское обучение в Германии.

Кто может претендовать на выплату?

Мы несколько раз указали на послевузовский характер стипендиальных программ. Основные направления действительно посвящены выпускникам высших учебных заведений , однако есть и исключения, позволяющие претендовать на выплаты действующим студентам .

Программ огромное количество, и зависят они не в последнюю очередь от страны проживания. Но все их можно квалифицировать и по уровню имеющегося образования:

  • Для студентов. Для летних языковых курсов или ознакомительных поездок. Принимаются студенты не ниже второго курса обучения.
  • Магистратура. Принимаются выпускники бакалавратов, в т.ч. студенты последних курсов.
  • Аспирантура.
  • Докторантура.
  • Повышение квалификаций.
  • Научные разработки.

Общие положения для всех программ от ДААД

Еще раз напомним, что стипендиальных программ DAAD огромное количество. Различаются они и уровнем образования, и географией, и стоимостью, в т.ч. и размером выплат. Однако есть у них и общие черты, с которых и стоит начать ознакомление.

Есть ли возрастные ограничения?

Такие ограничения отсутствуют , что не мешает устанавливать другие правила.

Например, некоторые программы требуют, чтобы с момента окончания вуза прошло не более 6 лет, а некоторые стажерские стипендии напрямую ограничены стажем.

Как проходит отбор?

В виде конкурса . Причем сначала документы рассматриваются и проверяются на родине соискателя специальной комиссией, как правило, сформированной из бывших стипендиатов DAAD и/или лиц, имеющих отношение к организации.

На следующем этапе данные передаются в немецкие вузы, где конкурсный отбор продолжается, но на этом шаге представитель DAAD, наоборот, категорически не допускаются к принятию решений.

Считается, что такой способ обеспечивает максимально независимый выбор.

Уровень владения немецким языком

За исключением непосредственно языковых курсов, основные программы подразумевают наличие сертификатов уровня минимум B1 . Однако есть и исключение, в частности при обучении на английском, может быть принято знание этого языка.

Можно ли подавать на несколько грантов?

Это один из наиболее однозначных вопросов. Претендовать одновременно можно исключительно на одну стипендиальную программу от DAAD. Но в рамках одного вуза можно указать до трех направлений – об этом подробнее ниже.

Рассмотреть все программы удастся навряд ли – их слишком много, чтобы поместить в одну статью. Мы рассмотрим основные для украинцев, россиян и белорусов, так как для этих стран программы в основном одинаковые.

Уже упоминалось, что многое зависит от уровня имеющегося образования. По этим критериям можно классифицировать и основные программы:

Уровень текущего образования Программа, срок Стипендия
Студенты Ознакомительная групповая поездка на 7 – 12 дней для студентов 2 – 6 курсов. 50 евро в день
Студенты Языковые курсы на 3 – 4 недели во время летних каникул для студентов не ниже 2 курса бакалавриата. 950 евро за курс + дорога
Студенты — германисты Повышение квалификации для студентов языковых (профильных педагогических) вузов 4 – 6 курсов. В зависимости от вуза
Бакалавры Имеющие диплом бакалавра, а также учащиеся выпускных курсов всех специальностей – от 10 месяцев до 2 лет. 850 евро в месяц
Выпускники творческих профессий Для художников, музыкантов, архитекторов, актеров, режиссеров и т.д. существуют отдельные программы на 1 — 2 года. 850 евро в месяц
Магистры Аспирантура сроком до 4-х лет. 850 – 1 200 евро в месяц
Молодые ученые Предусмотрены краткосрочные научные проекты (1 – 6 месяцев) и «годовые» (7 – 10 месяцев). 850 – 1 200 евро в месяц
Ученые Стажировки. Научные обмены, программы повышения квалификаций и т.д. Сроки: 1 – 3 месяца. 2 000 – 2 150 евро в месяц

Обозначенные суммы ориентировочны и могут изменяться в зависимости от вуза, а стоимость проезда прямо коррелируется с расстоянием до Германии. К примеру, компенсация для поездки из азиатской части РФ значительно выше, чем при поездке из западных регионов Украины.

Где узнать обо всех программах?

Полный перечень действующих на данный момент программ DAAD (а их несколько тысяч), можно узнать на сайте ассоциации по этой ссылке . Однако далеко не все из них подходят для рассматриваемых стран. Ознакомиться с конкретными стипендиями по данным государствам можно здесь:

Только информация, указанная для выбранного вуза, будет являться точной и полной. Сюда же относятся сроки, стоимости, необходимые документы и пр.

Сроки выплаты по программе

Выплаты предполагаются на весь период обучения . Однако в программах, где обучение более 1 года, изначально могут быть рассмотрены стипендии только на первый год , а их продление на последующее время будет зависеть от успеваемости / результатов, продемонстрированных на первом этапе.

Несложно догадаться, что у каждой программы большое число особенностей, в т.ч. и при подаче документов, рассмотрении заявки. Мы рассмотрим пример одной из самых популярных стипендий – поступление в магистратуру после окончания бакалавриата в Беларуси, России или Украине.

Другие программы проводятся по аналогичной схеме, но с особенностями (особенно по списку документов) свойственной конкретной стипендии.

Шаг 1. Срок подачи

Несмотря на свои особенности, заявка подается примерно в одно время и первоначально в представительство DAAD. Прием заявлений, как правило, начинается с октября и заканчивается 31 декабря .

Заявки принимаются на следующий учебный год. Именно поэтому допустима подача студентами выпускных курсов. Пока будет происходить рассмотрение, студент успеет закончить вуз, получить диплом, и предоставить его DAAD, в случае положительного решения.

Обратите внимание, что иностранцы, уже находящиеся в Германии по другим причинам, если срок такого пребывания превышает 15 месяцев, к участию в программах не допускаются .

Шаг 2. Сбор документов

Это один из самых трудоемких этапов. Во-первых, нужно строго следовать перечню необходимого, а, во-вторых, соблюдать способы предоставления.

Предупреждение

Здесь нужно отвлечься и обратиться к необходимости перевода документов. Все, написанные не на немецком / английском требуют перевода. Однако, для подачи предварительной заявки онлайн (см. следующий шаг) заверять документы не нужно – перевод может выполнить и сам соискатель.

В случае положительного решения, при пересылке оригиналов, могут понадобиться уже заверенные копии . Так как эта процедура платная, вероятно, есть смысл озаботиться заверенным переводом после получения заключения по стипендии.

Собирая пакет необходимой документации, следует помнить, что кроме требуемого вузом / DAAD, есть еще документы, необходимые для получения визы.

Первый необходимый документ – формуляр заявки. Он заполняется онлайн и будет рассмотрен на следующем шаге. Остальной пакет должен включать:

  1. Автобиография в виде резюме. Подробная — около 3 страниц, не предполагающая пропусков по времени.
  2. Мотивационное письмо. Подробнее поговорим о нем ниже.
  3. Если подает заявку человек, уже начавший обучение в магистратуре, предоставляется свидетельство о зачислении.
  4. Специальный формуляр, поясняющий выбор конкретных магистерских программ. Скачать бланки можно по ссылкам: немецкий, английский. При нажатии произойдет скачивание документа Word с сайта DAAD – вся ответственность за содержание и безопасность файла лежит на данной организации.
  5. Рекомендация (предпочтительно на немецком или английском, либо с переводом) от профессора вуза, с указанием квалификации соискателя.
  6. Диплом (если вуз окончен) или копию всех страниц зачетки (если обучение продолжается).
  7. Языковый сертификат необходимого уровня.

DAAD обращает внимание, что языковый сертификат может не входить в требования конкретного вуза, однако он необходим в любом случае , и без его предоставления запрос может быть не рассмотрен.


Мотивационное письмо

Несколько подробнее остановимся на мотивационном письме и его содержимом. Пишется оно как обоснование предоставления стипендии по конкретной программе, но может содержать одновременный запрос по трем программам, указанным в соответствии с их приоритетом для соискателя.

Письмо составляется в свободной форме, предпочтительно на немецком языке, и должно включать:

  • Данные об образовании.
  • Наличие диплома или срок его получения.
  • Опыт работы по данному направлению, включая практики, стажировки и пр. (если такие имеются).
  • Знание языков, другие профессиональные навыки, умения.
  • Если есть, иные сертификаты, дипломы, награды, премии и т.п.
  • Мотивация, почему соискатель желает учиться именно в выбранном вузе.
  • Чем интересно выбранное учебное заведение – почему именно этот вуз.
  • Что соискатель ожидает от учебы, к каким результатам стремится.
  • Почему, по мнению соискателя, ему должна выплачиваться данная стипендия.
  • Как выплаты помогут достичь запланированных результатов.
  • Личные качества, параллельные интересы и др.

Письмо должно быть не менее одной страницы А4, но и не более трех.

Шаг 3.

В зависимости от выбранной программы, подача заявки через Интернет может быть как обязательной, так и необязательной (предполагается пересылка заявки по почте, курьером). Онлайн-заявка – это запрос на рассмотрения дела, а не поступление в вуз.

Все указанные выше документы должны быть отсканированы для внесения на сайт. Дальнейшие действия:

  1. Переход на сайт организации — www.funding-guide.de
  2. Регистрация. Для этого необходимо внести все требуемые данные. Детальная инструкция по регистрации в системе на немецком языке доступна по (pdf-файл).
  3. Внимание! Регистрация и использование портала доступны только в период принятия заявок (октябрь – декабрь). В другое время сайт будет переадресовывать на базу данных стипендий, без возможности использовать систему.

  4. Из личного кабинета нужно распечатать формуляр заявки. Заполнить его и вклеить фото.
  5. Готовый формуляр и все документы строго в порядке, указанном в конкретной программе , загружаются на сайт. Если документ не на немецком или английском, то сначала загружается оригинал, а следом лист с его переводом.
  6. Отправляется заявка.

Здесь же – в личном кабинете – можно отслеживать статус заявки и получать дополнительные справочные материалы.

Шаг 4. Фактическая пересылка бумаг

На этот этап нужно обратить особое внимание. Речь пока не идет об отправке документов для поступления! Это лишь дублирование заявки офлайн .

Все собранные документы должны быть сложены в конверт и отправлены по нижеуказанным адресам. Не нужно использовать степлер, скрепки и папки. Достаточно положить бумаги в конверт.

Некоторые программы подразумевают отправку заявки по почте без онлайн-регистрации. Обратите внимание, что в этом случае письмо должно быть переслано до 15 ноября !


Почтовые адреса

Если онлайн-заявка для всех одинакова, то адреса местных представительств DAAD разные:

Адреса актуальны на момент публикации, но могут быть изменены. Обязательно уточните контактные данные на момент подачи документов.

Шаг 5.

Уже упоминалось, что рассмотрение заявки двухступенчатое : сначала ее изучает местная комиссия DAAD, и, в случае одобрения, пересылает на рассмотрение в вуз.

О каждом из этапов должно быть оповещение соискателя. Использовать личный кабинет в этом смысле значительно удобнее, а получать информацию можно быстрее.

Точное время рассмотрения не обозначается, но результат должен быть доступен с учетом времени на пересылку заверенных документов и оформление визы.

Еще раз вернемся к отправлению заверенных документов. Они высылаются только после положительного решения о стипендиальной программе. Адрес, перечень и сроки будут сообщены соискателю индивидуально.

Грант одобрен. Что дальше?

Если упрощать, то получили стипендию — оформляйте визу, и вперед – за знаниями. Если немного углубиться в процесс, то начинают всплывать трудности. На них и акцентируем внимание.

Какой размер ежемесячной стипендии?

Об этом уже упоминалось, но давайте подытожим. В среднем:

  • Языковые курсы – 50 евро в день.
  • На магистратуре или специальных программа творческого плана – 850 евро в месяц.
  • Аспирантура – 850 – 1 200 евро в мес.
  • Научные проекты – до 2 150 евро в мес.

Почему мы снова к этому возвращаемся? Потому что перед нами этап получения визы, а значит и подтверждение платежеспособности. Для этого нужно определить затраты на обучение и возможности предоставления финансовых гарантий. Для чего и переходим к следующему пункту.

Нужно ли платить за обучение стипендиату?

Нужно , если программа подразумевает платное обучение. Другое дело, что далеко не все они платные. Большинство государственных вузов подразумевает отсутствие средств за обучение. При этом частные, напротив, могут требовать довольно много денег.

Путаница возникает именно на этапе оформления визы. Соискатель должен подтвердить достаточность средств , и считает, что стипендии для этого достаточно. Подтвердить можно или . Но очень многое зависит от факта оплаты за учебу.

Рассмотрим на примерах:

  • Пример 1 . Обучение бесплатно, а стипендия 850 евро в месяц. Документов, подтверждающих участие в программе, будет достаточно в качестве финансовых гарантий. Можно рассчитывать на визу.
  • Пример 2 . Обучение стоит 2 000 евро в семестр, а назначенная стипендия – 850 евро. Одной только принадлежности к программе DAAD недостаточно для визы, нужно подтвердить оплату стоимости курса.

Другими словами, стипендия и возможная оплата за обучение не компенсируют друг друга на момент оформления визы. Наличие выплат от DAAD не освобождает от необходимости оплачивать учебу.

При краткосрочных курсах сроком до полугода приезд семьи не предполагается ни в каком из случаев.

При долгосрочных программах DAAD – в зависимости от условий.

Некоторые стипендиальные программы рассчитаны и на содержание членов семьи, но смотреть нужно конкретные данные.

Разрешено ли стипендиату работать?

Это очень непростой вопрос. Из его контекста убираем практики и стажировки, предусмотренные курсом, и говорим только о подработке в процессе обучения.

DAAD заявляет, что такая подработка возможна, но при наличии ее одобрения как от самой ассоциации, так и от руководства конкретного вуза. При этом:

  1. Ни слова не говорится, что разрешение от вуза и DAAD вовсе не означают разрешения на работу от других компетентных органов.
  2. Объявлено, что все доходы, превышающие 450 евро (на момент публикации) будут удержаны из стипендии.

Все это делает трудоустройство в процессе обучение по стипендиальным программам DAAD малоинтересным.

Заключение

Стипендии DAAD – еще один способ экономного получения образования в Германии. Воспользоваться программами непросто – на то и существует конкурс, чтобы выбирать лучших. Но если не пробовать, то и достичь ничего не удастся.

Мы рассмотрели общие вопросы по подаче заявки на такие стипендии. Теперь каждый сможет попробовать свои силы. Удачи 😉 !

Вконтакте

Современный российский студент знает о том, что на стипендию можно жить целый месяц, только понаслышке. Довольно грустно внимать историям о том, что «я в вашем возрасте за стипендию мог взять билет на самолет в другой город, пожить там неделю и лететь домой», но не иметь такой же возможности. Сейчас денег, которые государство выделяет студенту на пропитание, едва ли хватит на билет на междугородний автобус, что уж говорить о самолете. Однако хорошо то, что помимо стандартных государственной академической и государственной социальной стипендий, существует ряд альтернативных способов увеличить свой студенческий доход.

Например, именные персональные стипендии. Так стипендия имени А.И.Солженицына выплачивается 10 лучшим студентам страны, которые учатся на отделениях журналистики, литературы и политологии. Ежемесячная сумма - 1500 рублей, период выплаты - 12 месяцев. Критерии отбора стипендиатов просты: обучение на «хорошо» и «отлично» за все время учебы и участие в литературном творчестве и (или) научных исследованиях в области литературного творчества, политологии и журналистики. У стипендии имени Е.Т.Гайдара примерно такие же условия, но она присуждается студентам экономических факультетов.

Ежемесячная сумма, которую получают студенты, удостоенные стипендии Ю.Д.Маслюкова , также равна 1500 рублей, но получают ее только пять счастливцев. Чтобы войти в их число, нужно обучаться в вузе, который обеспечивает подготовку кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса. Это могут быть такие специальности, как «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Металлургия, машиностроение и материалообработка», «Авиационная и ракетно-космическая техника» и т.п.

Ежегодно отбирается также пятерка везунчиков, получающих стипендию имени В.А.Туманова . Сумма ежемесячных выплат - 2000 рублей, направление подготовки - юриспруденция. Есть и стипендии с меньшей суммой выплат: персональная стипендия имени А.А.Собчака (700 рублей в месяц, 10 получающих) для студентов-юристов и стипендия имени Д.С.Лихачева (400 рублей, 2 получающих) для студентов направлений «Культурология» и «Политология».

Существует также стипендия имени А.А.Вознесенского для студентов, получающих высшее образование в области литературы и журналистики. Тут условия посерьезней: студент должен являться автором литературного произведения, впервые опубликованного в течение 2 лет, предшествующих назначению стипендии, быть победителем или призером международной, всероссийской, ведомственной или региональной олимпиады и прочее. Однако сумма стандартная - 1500 рублей каждому из 10 стипендиатов.

Для получения перечисленных именных стипендий нужно сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» и предоставить ряд документов, доказывающих ваши учебные достижения.

Получать одну из этих стипендий - весьма престижно, но не так уж сильно это исправит финансовое положение. Впрочем, есть и другие варианты. Например, поучаствовать в отборе, который ежегодно организует благотворительный фонд Владимира Потанина.

«Стипендиальная программа - самый крупный проект Благотворительного фонда В.Потанина , существующий с 2000 года. За период реализации программы стипендии и гранты получили более 17 тысяч студентов и преподавателей из 83 вузов России. Стипендиатов и грантополучателей Фонда объединяют общие ценности: активная жизненная позиция, творчество, желание меняться самому и менять жизнь вокруг» - сообщается на сайте фонда .

Фонд Потанина по праву считается уникальным, студенты по всей России мечтают стать его стипендиатами, потому что это большой успех. И, конечно, неплохое денежное подспорье - именная стипендия в размере 15 000 рублей до конца обучения в вузе. К сожалению, с 2013 года участвовать в конкурсе могут только студенты-магистранты. Хотя, кто знает, может это временные ограничения. Студент, решивший побороться за стипендию Потанина, должен пройти ряд испытаний, в которых он должен проявить ум, сообразительность, нестандартность и креативность мышления, лидерские качества, умение работать в команде, способность быстро адаптироваться к ситуации и анализировать информацию.

Говоря о фондах, стоит упомянуть Неправительственный экологический Фонд имени В.И.Вернадского . Именная стипендия, учрежденная фондом, присуждается студентам-экологам студентам-экологам и студентам других специальностей, занимающимся проблемами устойчивого развития. Ежемесячная сумма - 3000 рублей, срок - один год, получатели - больше 70 человек.

В 2012 году был основан Фонд Русской Экономики (сумма учрежденной стипендии - 8000 рублей). «Цель нашего отбора - это талантливые молодые ребята, которые хотят развиваться в сфере корпоративного бизнеса или предпринимательства, но при этом, не забывают хорошо учиться в университете и совмещать с учебой и работой еще и личные увлечения», - указано на сайте фонда .

Студенты, обучающиеся на специальностях финансовых, кредитных и международных экономических отношений могут побороться за стипендию Банка «ВТБ» (2300 рублей). Студентов, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, может заинтересовать стипендия Росатома в размере 5000 рублей, а тех, кто обучается на направлении «Архитектура и строительство» - стипендия Фонда содействия развитию жилищного строительства (5000 рублей).

Стипендия Оксфордского российского фонда (3500 рублей) может порадовать студентов, обучающихся на направлениях: история, археология, история и теория искусства, культурология, мировая литература, политология, юриспруденция, психология, социология, филология, философия, экономика, этика и религиоведение. А студенты-социологи могут получать стипендию фонда ВЦИОМ в размере 2500 или 3500 рублей. Программа «Лифт в будущее» ежегодно поощряет сотню студентов разных специальностей (5000 рублей).

Но и это еще не все, существуют стипендии Президента РФ (2200 рублей) и Правительства РФ (1400 рублей), а также Президентская (7000 рублей) и Правительственная (5000 рублей) стипендии, которые назначаются студентам и аспирантам, обучающимся на приоритетных для модернизации экономики направлениях, за особые заслуги и научные достижения.

Оказалось, что способов умножить свою обычную стипендию не так уж мало, если ты активен, талантлив и делаешь успехи в учебе. Дерзайте!

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения.

По экономической сущности государственный бюджет – это денежное отношение, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для удовлетворения наиболее важных общественных потребностей .

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы .

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

При рассмотрении бюджета в первом чтении Государственная Дума утвердила следующие параметры федерального бюджета на 2016 год. Доходы бюджета запланированы на уровне 13,738 триллиона рублей, расходы – 16,098 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит 2,36 триллиона рублей, или 3 процента ВВП. Прогноз на инфляцию, на котором основываются параметры довольно оптимистичный – 6,4 процента, то же касается и среднегодовой цены на нефть марки Urals – 50 долларов за баррель.

Объем Резервного фонда планируется на уровне 5,507 триллиона рублей. Именно он определен в качестве основного источника финансирования дефицита: на его покрытие из фонда в 2016 году планируется потратить 2,137 триллиона рублей.

Кроме того, документ предусматривает выделение бюджетных ассигнований на создание Фонда поддержки отраслей экономики в объеме до 150 миллиардов рублей. Объем внутренних заимствований в 2016 году не должен превысить 300 миллиардов рублей, внешних – 3 миллиарда долларов .

Приоритетное значение среди перечисленных показателей имеет общая сумма доходов. Их структура представлена на рисунке 1.

Основная часть доходов формируется за счёт налогов и прежде всего за счёт налоговых поступлений от добычи полезных ископаемых. В последние годы минерально -сырьевой комплекс России обеспечивает около 10% валового внутреннего продукта и около 30% доходов федерального бюджета. Более половины валютных поступлений Российская Федерация получает за счёт экспорта минерального сырья, прежде всего нефти и природного газа. Наиболее значительный налоговый потенциал среди отраслей промышленности, связанных с эксплуатацией минеральных ресурсов, имеют нефтяная и газовая промышленность, чёрная и цветная металлургия, угольная промышленность .

Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета по разделам в 2016 году, %

Выйти на прогнозируемый уровень доходов федерального бюджета планируется за счет изменений налогового и таможенного законодательства. В частности, речь идет о сохранении в 2016 году ставки вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2015 года, а также повышении налога на добычу полезных ископаемых по газу и газовому конденсату для «Газпрома». Кроме того, в прогнозе доходов не учитываются дополнительные поступления от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в федеральный бюджет и повышение до 90% доли прибыли ЦБ, зачисляемой в федеральный бюджет.

Создавая бюджетный фонд, государство имеет возможность маневрировать финансовыми ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны .

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования социально-экономического развития, которым располагает государство. Доля расширенного консолидированного бюджета, включающая средства государственных внебюджетных фондов, составляет почти 40% всего валового внутреннего продукта.

При правильной бюджетной политике, с учётом мультипликативного эффекта многих статей, бюджет более чем на 50% определяется как экономический, так и социальный рост страны. И напротив, неэффективный государственный бюджет может превратиться в тормоз экономического роста и ухудшить социальное положение граждан. Именно такую негативную роль, по нашему мнению, стал играть наш бюджет в 2012 – 2015 годах, выступив одной из основных причин перехода России к стагнации в 2013 – 2014 годах и рецессии в 2015 году, к ускоренному росту инфляции и возникновении крайне негативного процесса стагнации. После 10 – 15% роста в 2010 – 2012 годах государственный бюджет, темпы роста которого в 2 – 3 раза превышали инфляцию, в период стагнации и рецессии стали неуклонно сокращаться и всё сильнее тянуть экономику и социальную сферу вниз .

Геополитические риски, вызвавшие проблемы экономического характера не единственная проблема. Существующая рецессия – это результат эффективности принятия управленческих решений в данной сфере, в частности, Банком России. Рост инфляции в значительной степени спровоцирован ответными санкциями и девальвацией рубля, недостаток кредитных ресурсов вызван долговременной политикой Центрального Банка РФ по демонетизации экономики, низкий уровень вкладов физических лиц – результат по отзыву лицензий и падению рубля .

Современная и прогнозируемая бюджетная политика Российской Федерации имеет значительное количество проблем при достаточном количестве финансовых ресурсов и возможности выбора модели его дальнейшего развития. Курс радикальной либерализации экономики не достиг долгосрочных устойчивых показателей развития государства. В целях предотвращения возможных катастрофических последствий очередного мирового экономического кризиса и защиты экономики государства необходимы энергичные шаги по корректировке финансово -экономического курса страны .

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства). В государственном бюджете на 2016 год содержатся меры по смягчению последствий финансового кризиса.

Как уже отмечалось, плановая сумма расходов бюджета на 2016 год почти на 2,4 триллиона рублей превышает сумму доходов. Доля отдельных разделов расходов представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов в 2016 году, %

Как видно на рисунке 2, наибольшую долю в общей сумме расходов занимают расходы на социальную политику, национальную оборону и национальную экономику. Однако несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2016 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации (до 4%, что означает реальное сокращение пенсий на 3–4% при ожидаемой в 2016 году среднегодовой инфляции 7,4%) и очередной (третий год подряд) заморозке накопительной части. Назревшие реформы в этой сфере (в частности, повышение пенсионного возраста) были вновь отложены, несмотря на снижение темпов роста доходов (по итогам первого полугодия 2015 года объем налогов и страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд, вырос всего на 4,8%).

Рост доли затрат по разделу «Национальная экономика » обусловлен включением в него резерва в 342млрд. руб. для реализации мероприятий, осуществляемых на основании отдельных решений Президента России. При этом по большинству подразделов раздела «Национальная экономика » расходы снижаются. Например, расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики снижаются почти вдвое.

Еще в большей степени отход от «социального» характера бюджета проявился в динамике расходов на образование и здравоохранение, вытеснение которых приняло системный характер и проявляется в опережающем сокращении этих расходов и по доле в бюджетных расходах, и в номинальном, и в реальном выражении. Расходы на образование в проекте федерального бюджета сокращаются в 2016 году, по сравнению с 2015 годом – в номинальном выражении – на 8,5%. Частично это объясняется тем, что федеральный бюджет «сбрасывает» расходы на дошкольное и профессиональное образование, которые, в соответствии с разделением бюджетных полномочий должны финансироваться с регионального бюджетного уровня. Следует отметить, что возможности для финансирования дополнительных обязательств в сфере образования у региональных бюджетов зачастую отсутствуют. Уже в 2015 году в условиях недостатка доходов и источников финансирования дефицита, многие регионы приступили к номинальному сокращению расходов. В январе -августе 2015 года по сравнению с тем же периодом прошлого года объем номинальных расходов сократили 18 регионов. При этом 27 регионов за тот же период сократили в номинальном выражении расходы на образование, 9 из них более чем на 5%.

Стратегический путь повышения роли бюджета в социально -экономическом развитии страны должен стать переход к новой экономической политике, к ускоренному росту по 5 – 6 % в год. Это возможно при одном обязательном условии – следует резко повысить долю инвестиций в ВВП, которая у нас сегодня одна из самых низких (около 20%) и при которой не может возобновиться нормальный экономический рост за счёт внутренних источников.

Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства и технологического перевооружения путём использования инновационных технологий.

Конечной целью проведения государственной инвестиционной политики является обеспечение роста параметров социально -экономического развития государства. В условиях кризисных явлений, которые характерны настоящему периоду, важное значение имеет интенсификация инвестиционной деятельности .

Возрастающие инвестиции эффективно направить в основном на технологическое обновление действующих предприятий, на развитие высокотехнологических отраслей, на создание развитой транспортной инфраструктуры, на увеличение объёмов жилищного строительства, на развитие импортозамещения.

При такой новой экономической политике с модернизацией народного хозяйства заметный экономический рост может начаться уже с 2018 года.

  • Я. Я. Иванова и др. – Налогообложение добычи твёрдых полезных ископаемых в Российской Федерации. Проблемы и пути совершенствования: монография/[Я. Я. Иванова и др.]. – М.:ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 175с.
  • Литвиненко В. А. ООО Инвестиционные подходы и направления к интенсификации инвестиционных процессов для совершенствования парадигмы Российской экономики/Аудит и финансовый анализ №3. 2015. С. 280.
  • Лупей Н. А., Соболев В. И. Финансы: учеб. пособие/Н. А. Лупей, В. И. Соболев. – М.: Магистр: ИНФРА-М. 2012, С 77 – 74.
  • Соболев В. И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015 – 2017 гг./–М. Экономика и предпринимательство. № 12. 2014. С. 59.
  • Количество просмотров публикации: Please wait