Налоговая ставка по налогу на воду. Как рассчитать водный налог. Что это такое

Водный налог - это специфический налоговый сбор, поступающий в федеральный бюджет. Разберемся: кто является плательщиком этого нечасто встречающегося в практике бухгалтера налогового сбора, какие действуют ставки водного налога на 2019 год, какая предусмотрена налоговая отчетность в этой области.

Правилам расчета водного налога посвящена отдельная глава 25.2 НК РФ . Налогообложение использования объектов воды встречается в работе бухгалтера редко. Постараемся рассказать об особенностях этого фискального платежа.

Плательщики и объект налогообложения

Плательщиками водного налога являются физические и юридические лица, которые осуществляют лицензируемое пользование объектами и источниками воды. Из числа налогоплательщиков исключаются лица, которые осуществляют такую деятельность на основании договоров водопользования или предоставления объектов в пользование.

Объектами обложения являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории, за исключением лесосплава;
  • использование водных объектов для гидроэнергетики (без забора воды);
  • сплав по воде древесины в плотах и кошелях.

Основными плательщиками фискального сбора являются лица, осуществляющие забор воды. Рассмотрим далее более подробно, как рассчитывают и уплачивают налоговый платеж такие плательщики.

Водный налог 2019: ставки

Предоставлять ее необходимо ежеквартально по месту нахождения объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

  • 8. Налоговая система рф, ее структура и принципы построения.
  • 9. Налоговая политика государства, методы ее осуществления.
  • 10. Налоговое администрирование.
  • 11. Экономическая сущность налога. Кейнсианство и монетаризм.
  • 12. Налоговое бремя, исчисление и влияние на экономику. Кривая Лаффера.
  • 13. Функции налогов и их общая характеристика.
  • 14. Экономические функции налогов.
  • 15.Социальная функция налогов.
  • 16. Определение налога и сбора. (Ст. 8 нк рф).
  • 17. Элементы налога, их краткая характеристика.
  • 18. Федеральные налоги и сборы в рф: перечень и порядок установления.
  • 19. Региональные налоги и сборы в рф: перечень и порядок установления.
  • 20. Местные налоги и сборы в рф: перечень и порядок установления.
  • 21. Полномочия региональных и местных органов власти по установлению налогов и сборов.
  • 22. Субъект налогообложения, налоговые резиденты и нерезиденты.
  • 23. Объект налогообложения.
  • 24. Налоговые агенты: их роль и место в налоговых отношениях.
  • 25. Налоговая база, примеры расчета налоговой базы.
  • 26. Налоговый и отчетный период.
  • 27. Налоговые ставки и их классификация.
  • 28. Налоговые льготы и их классификация.
  • 29. Способы и сроки уплаты налога.
  • 31. Прямые налоги в рф, их характеристика.
  • 32. Косвенные налоги в рф, их характеристика.
  • 33. Участники налоговых правоотношений, их краткая характеристика.
  • 34. Основные права и обязанности налоговых органов.
  • 35. Налоговая тайна.
  • 36. Учет налогоплательщиков, порядок постановки на учет, присвоение инн.
  • 37. Налоговая декларация. Назначение, состав, внесение изменений и дополнений (ст. 80).
  • 38. Пеня. Определение, порядок начисления и взыскание пени (ст.75).
  • 39. Порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (ст.47).
  • 40. Исполнение обязанностей по уплате налога (ст.45).
  • 41. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц.
  • 42. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.
  • 43. Принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения.
  • 44. Основные права и обязанности налогоплательщиков.
  • 45. Основные формы налогового контроля.
  • 46. Налоговые правонарушения, виды и ответственность за их совершение.
  • 47.Камеральная налоговая проверка. Порядок проведения.
  • 48. Выездная налоговая проверка. Порядок проведения.
  • 49. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.
  • 50. Налоговые санкции, давность взыскания налоговых санкций.
  • 51. Специальные налоговые режимы: виды и краткая характеристика.
  • 56. Ндс. Элементы налога и их характеристика.
  • 57. Акцизы. Принципы и особенность налогообложения
  • 60. Налог на имущество организаций. Элементы налога и особенности взимания.
  • 61. Земельный налог. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 62. Транспортный налог. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 63. Налог на имущество физических лиц. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 64. Налог на доходы физических лиц. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 65. Налог на добычу полезных ископаемых. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 66. Водный налог. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.
  • 67. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 68. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 69. Упрощенная система налогообложения. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.
  • 70. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 71. Государственная пошлина. Особенности взимания пошлины. Виды услуг, юридически значимых действий, прав, документов подлежащих оплате. Порядок уплаты государственной пошлины.
  • 66. Водный налог. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.

    Водный налог - это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ

    Водный налог обеспечивает реализацию принципа платности за пользование водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

    Налогоплательщиками признаются Организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

    Объекты налогообложения . Виды пользования водными объектами:1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

    Налоговая база Определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта: 1)При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. 2)При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. 3)При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. 4)При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

    Налоговые ставки Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

    При заборе воды (При заборе воды из территориального моря РФ и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования: Балтийское 8,28; Белое 8,40; Баренцево 6,36)

    При использовании акватории (Территориальное море РФ и внутренние морские воды: Азовское 44,88; Черное 49,80 Каспийское 42,24.)

    При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии): Нева8,76; Енисей 13,70; Волга 9,84

    При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава): Волга 1 636,8; Енисей 1 585,2; Лена 1 646,4.

    При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

    Порядок Взимания : Взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включены водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы.

    Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ: в федеральный бюджет – 40%; в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60%.

    Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах.

    Ставки водного налога на 2018 год устанавливаются с привязкой к базовым величинам и значениям специальных коэффициентов. Базовые тарифы зафиксированы Налоговым кодексом. Обязанность по расчету и уплате этого налога возлагается на субъектов хозяйствования, которые обладают лицензией на водопользование и осуществляют пользование водными ресурсами.

    Классификация ставок ведется в разрезе видов водопользования и регионов РФ, по принадлежности к определенной категории источника воды (река, озеро, море). Облагаться налогом могут операции по забору воды, лесосплаву, выработке электроэнергии и другие формы эксплуатации акватории водоемов.

    Водный налог 2018: ставки

    При эксплуатации водных акваторий необходимо учитывать детализацию по типу объектов – поверхностные воды или морские. К поверхностным объектам применяются дифференцированные ставки в зависимости от экономических субъектов, а для морских объектов установлена конкретизация по каждому источнику (ст. 333.12 НК РФ). Как для этих категорий начисляется водный налог (2018): ставки обозначенные в тысячах рублей, умножаются на каждый эксплуатируемый квадратный метр акватории на протяжении года (таблица 1).

    Таблица 1
    Экономический район
    Северный 32,16
    Северо-Западный 33,96
    Центральный 30,84
    Волго-Вятский 29,04
    Центрально-Черноземный 30,12
    Поволжский 30,48
    Северо-Кавказский 34,44
    Уральский 32,04
    Западно-Сибирский 30,24
    Восточно-Сибирский 28,2
    Дальневосточный 31,32
    Калининградская область 30,84
    Море Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории
    Балтийское 33,84
    Белое 27,72
    Баренцево 30,72
    Азовское 44,88
    Черное 49,8
    Каспийское 42,24
    Карское 15,72
    Лаптевых 15,12
    Восточно-Сибирское 15
    Чукотское 14,04
    Берингово 26,16
    Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) 29,28
    Охотское 35,28
    Японское 38,52

    Организации, которые пользуются водными ресурсами для выработки электроэнергии, в расчет принимают ставку в рублях, начисления осуществляются за каждую 1000 кВт/ч произведенной электроэнергии (таблица 2).

    Если предприятие пользуется водной акваторией для сплава леса, то за основу берется рублевая ставка за каждую 1000 куб. м древесных пород, сплавляемых на расстояние в 100 км (таблица 3).

    В следующей таблице ставок водного налога в 2018 году (таблица 4) содержатся сведения по тарификации забора водных ресурсов из рек и озер, а в таблице 5 приведены данные о ставках налога при заборе морской воды.

    Таблица 4
    Забор воды из рек и озер по районам
    Экономический район Бассейн реки, озера Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной
    из поверхностных водных объектов из подземных водных объектов
    Северный Волга 300 384
    Нева 264 348
    Печора 246 300
    Северная Двина 258 312
    Прочие реки и озера 306 378
    Северо-Западный Волга 294 390
    Западная Двина 288 366
    Нева 258 342
    Прочие реки и озера 282 372
    Центральный Волга 288 360
    Днепр 276 342
    Дон 294 384
    Западная Двина 306 354
    Нева 252 306
    Прочие реки и озера 264 336
    Волго-Вятский Волга 282 336
    Северная Двина 252 312
    Прочие реки и озера 270 330
    Центрально-Черноземный Днепр 258 318
    Дон 336 402
    Волга 282 354
    Прочие реки и озера 258 318
    Поволжский Волга 294 348
    Дон 360 420
    Прочие реки и озера 264 342
    Северо-Кавказский Дон 390 486
    Кубань 480 570
    Самур 480 576
    Сулак 456 540
    Терек 468 558
    Прочие реки и озера 540 654
    Уральский Волга 294 444
    Обь 282 456
    Урал 354 534
    Прочие реки и озера 306 390
    Западно-Сибирский Обь 270 330
    Прочие реки и озера 276 342
    Восточно-Сибирский Амур 276 330
    Енисей 246 306
    Лена 252 306
    Обь 264 348
    Озеро Байкал и его бассейн 576 678
    Прочие реки и озера 282 342
    Дальневосточный Амур 264 336
    Лена 288 342
    Прочие реки и озера 252 306
    Калининградская область Неман 276 324
    Прочие реки и озера 288 336

    Ставки установлены в рублевом эквиваленте, который применяется к каждой 1000 куб.м. водных ресурсов, использованной предприятием. Такое правило характерно только для операций, связанных с периодическим или регулярным отбором воды.

    Водный налог в 2018 году при осуществлении забора воды для дальнейшей ее поставки населению высчитывается по ставке 122 руб. за каждую тысячу куб. м потребленных ресурсов. Сниженные ставки предприятия могут применять при соответствии такому набору требований:

    • в лицензии на забор воды указана цель ее использования – удовлетворение хозяйственных нужд населения;
    • по каждому эксплуатируемому объекту в лицензии отдельно прописан допустимый объем потребления.

    Если предприятие пользуется водой не только для поставки ее населению, но и в коммерческих целях, налогообложение операций по забору воды с разным назначением осуществляется отдельно по дифференцированным ставкам.

    Водный налог: коэффициент 2018

    К базовым ставкам при расчете налоговых обязательств дополнительно применяются повышающие коэффициенты:

    • индексирующие величины, которые обновляются каждый год (на 2018 год установлен коэффициент 1,75);
    • специализированные коэффициенты.

    Коэффициенты не применяются в отношении забора воды, который обусловлен необходимостью обеспечения поставок ее населению. В этом случае законодателями предусмотрен планомерный ежегодный рост рублевых ставок по 2025 год. С 2026 года будет введен единый механизм обновления их размера, при котором коэффициент привязывается к колебаниям потребительских цен.

    Если выделенный предприятию лимит по водозабору в течение отчетного интервала был превышен, ставка увеличивается коэффициентом, равным 5. Рост ставки осуществляется не для всего потребленного объема ресурсов, а только по отношению к объему превышения зафиксированных предельных значений. Скорректированная на коэффициенты ставка округляется до полных рублей.

    Если у предприятия нет средств измерения потребляемых ресурсов, дополнительно необходимо увеличивать рассчитываемые налоговые обязательства на 1,1. При перепродаже добываемой воды применяется коэффициент, равный 10. Все подлежащие учету значения коэффициентов при расчете налога перемножаются с базовой ставкой.

    Декларация по водному налогу: срок сдачи в 2018 году

    Налог рассчитывается ежеквартально по ставкам, которые зафиксированы на территории нахождения эксплуатируемого водного ресурса. Декларационная форма подается в налоговую инспекцию с привязкой к месту, где фактически расположен налогооблагаемый актив (ст. 333.15 НК РФ). Декларация составляется по унифицированному шаблону КНД 1151072, который утвержден Приказом ФНС РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@. Срок подачи формы и уплаты налога ограничен 20 числом месяца, следующего за отчетным квартальным интервалом. В 2018 году декларацию подают в следующие сроки:

    • за 1 квартал – 20.04.2018,
    • за 2 квартал – 20.07.2018,
    • за 3 квартал – 22.10.2018,
    • за 4 квартал – 21.01.2019.

    Основание и правовые основы

    Водный налог - это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог - плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

    Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера - она так и называется - плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами - она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

    Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

    Налогоплательщики

    Налогоплательщики водного налога - это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

    Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

    Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

    За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата .

    Объекты налогообложения

    Водный налог

    Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

    1. забор воды из водных объектов;
    2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
    3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
    4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

    Не являются объектами налогообложения:

    1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
    2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
    3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
    4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
    5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
    7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
    8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
    9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
    10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
    11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
    12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
    13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
    14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
    15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

    Плата за пользование водными объектами

    Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

    • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
    • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
    • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

    Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

    Налоговая база по водному налогу

    Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

    • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия - по нормам водопотребления;
    • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия - по материалам технической и проектной документации;
    • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
    • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

    Обратим внимание еще раз - налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

    Платежная база по плате за пользование водными объектами

    Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

    Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

    Платежной базой является:

    • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
    • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, - количество производимой электроэнергии за платежный период;
    • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, - площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

    Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

    Налоговый и платежный периоды

    Налоговый период по водному налогу - квартал.

    Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

    Что касается платы за пользование водными объектами , то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

    Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

    Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

    Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов - ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

    С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

    Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

    Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

    Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

    • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
    • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
    • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
    • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей - 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

    Порядок и сроки уплаты, отчетность

    Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

    Общая сумма налога - это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

    Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

    Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

    Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

    Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/ Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде - по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

    Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

    Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

    Обращаем внимание!

    Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

    С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

    Водный налог: что нового в 2017 году?

    C 2017 года:

    • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
    • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

    При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

    Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

    • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
    • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

    При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

    При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

    ). Его должны платить организации и физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность по пользованию водными объектами, подлежащую лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Речь идет в первую очередь о заборе воды из подземных вод через скважины.

    Объектом налогообложения по водному налогу признается (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

    • забор воды из водных объектов
    • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
    • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях и для целей гидроэнергетики (без забора воды).

    При этом в определенных случаях забор воды не подпадает под объект налогообложения. К примеру, при использовании этой воды в сельскохозяйственных целях, для рыбоводства, обеспечения пожарной безопасности и др. Так же не каждое использование акватории водного объекта облагается водным налогом (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

    Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

    Как рассчитать водный налог

    Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

    Среди плательщиков водного налога большинство - это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

    По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

    Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

    Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

    Если же забор воды производят для других целей, то:

    • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
    • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

    Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:

    Сроки уплаты водного налога

    Уплачивать водный налог нужно по итогам каждого налогового периода, т. е. квартала. Крайний срок уплаты водного налога по НК РФ - 20 число месяца, следующего за налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

    КБК водного налога в 2018 году - 182 1 07 03000 01 1000 110. Этот КБК водного налога актуален как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

    Сроки сдачи декларации по водному налогу в 2018 году

    Как указано в Налоговом кодексе, декларации по водному налогу налогоплательщики должны представлять в срок, установленный для уплаты налога (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). То есть сроки сдачи отчетности определены такие же, как и для перечисления налоговых платежей в бюджет. Они приведены в предыдущем разделе.