Российское законодательство устанавливает небольшое количество налоговых льгот и значительно большее количество разных преференций, которые на практике являются налоговыми льготами, но юридически к ним не относятся. Рассмотрим налоговые льготы с широкой и узкой точек зрения. В широком смысле, они предусматривают все без исключения известные виды налоговых преимуществ. В узком смысле, из всех налоговых послаблений исключаются и выделяются в самостоятельные виды налоговые скидки и налоговые кредиты. Основанием для предоставления льгот могут быть:
Среди всего разнообразия налоговых льгот выделяются общие и специальные налоговые льготы. Общие предоставляются всем плательщикам соответствующего налога, и специальные (целевые), предназначенные для отдельных категорий налогоплательщиков.
I. Существует несколько классификаций налоговых льгот, первой будет представлена классификация по форме предоставления:
Отсрочка и рассрочка могут быть предоставлены налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль предприятий, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на основании:
Предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, в отличие от скидки и изъятий, подразумевает непосредственное и адресное стимулирование налогоплательщиков.
В зависимости от оснований предоставления отсрочка, рассрочка и налоговый кредит могут быть беспроцентными. В инвестиционном налоговом кредите всегда начисляются проценты. Они являются льготами в том случае, когда процентные ставки за пользование этими льготам ниже рыночных.
6.5. Налоговые каникулы -- льгота, в соответствии с которой налогоплательщик полностью освобождается от уплаты налога на определенный законом срок.
На практике классификация позволяет анализировать состояние налоговой системы на предмет перегруженности льготами, осуществлять различные оценки по группам льгот в сопоставлении с динамикой социально-экономических показателей.
Классификация льгот по принадлежности к уровню управления тесно связана с аналогичной классификацией налогов, так как по федеральным, региональным и местным налогам предусматриваются права соответствующих уровней правления по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Данная классификация льгот имеет совершенно другое целевое предназначение. Она крайне важна для анализа и сопоставления льгот, с экономической направленностью, призванных стимулировать определенные формы и виды предпринимательской деятельности, и льгот, имеющих социальную направленность, т.е. призванных поддержать малообеспеченных и наименее трудоспособных категорий граждан.
Правительства стран применяют различные виды налогов прежде всего для контроля социально-экономических отношений. Кроме того, благодаря скидкам на налогообложение быстрее и эффективнее развиваются всевозможные производственные отрасли.
Налоговые скидки, которые предоставляют правительственные агентства, призваны помочь в формировании рабочих мест, диверсификации экономики и повышении налоговой базы.
Налоговые льготы применяются в виде системы скидок на налогообложение, предоставляемых физическим и юридическим лицам. Основная задача налоговых льгот - стимулирование развития бизнеса или уменьшение налоговой нагрузки для тех, кому это действительно нужно. Налоговые льготы - важнейший элемент государственной политики, которую власти ведут для достижения благоприятных результатов в экономике и социальной сфере.
Из-за льгот для индивидуальных предпринимателей, небольших фирм и компаний, работающих в малом бизнесе, в бюджет поступает меньше взносов. Но при этом скидки на налогообложение решают иные вопросы государственного значения:
В данный момент в РФ численность трудоспособного населения, нигде официально не работающего и не стоящего на налоговом учете в качестве ИП, составляет свыше 20 млн. В интересах государства сегодня по максимуму вывести данную группу граждан из тени, чтобы она взяла на себя хотя бы вопросы самообеспечения. Для достижения этой цели нужно сделать так, чтобы ведение легального малого бизнеса стало простым, выгодным и удобным. То есть требуется:
Разные виды налоговых льгот получают крупные бизнесмены или частные предприниматели. Скидки на налогообложение - это их преимущество перед другими налогоплательщиками, осуществляющими данные платежи по общим правилам. При этом отдельные физические лица не получают налоговые льготы. На скидки при налогообложении может претендовать лишь группа граждан, соответствующая установленным законом характеристикам.
Всевозможные виды налоговых льгот способствуют снижению объема налогов, уплачиваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, отсрочке обязательного платежа или предоставлению на него рассрочки. Ознакомиться с общепринятой терминологией и основными видами налоговых льгот можно в Налоговом кодексе РФ. Особые налоговые льготы (понятие, признаки, виды) прописаны в региональных и местных законах и подзаконных актах.
На основании Налогового кодекса РФ льготы могут быть предоставлены налогоплательщикам различных категорий. Условно все налоговые скидки можно распределить на следующие группы:
1. Льготы, которые предоставляются на следующие налоги:
Эта классификация приведена в п. 3 ст. 65 Налогового кодекса РФ.
2. Льготы, предоставляемые властями разных уровней:
Все эти классификации действуют в совокупности: льготы по федеральным налогам предоставляются федеральными властями, по региональным - региональными, по местным - местными.
Здесь также оценивают, есть ли основания для предоставления скидки на налогообложение и в каком порядке будут использоваться уступки согласно Налоговому кодексу РФ. Но есть и исключения - так, например, ставку федерального налога на прибыль могут снизить региональные власти.
При определении цели использования льготы требуется установление не только объекта ее получения, но и лица, которое в реальности получит преимущества, - бенефициара.
4. Льготы, зависящие непосредственно от получателя выгоды. Им может быть:
Считается, что такие льготы полезны для общества в целом, поскольку они меняют внешние факторы.
5. Льготы разного содержания:
Количество действующих видов льгот на налогообложение сегодня составляет порядка 200. Они предоставляются ряду категорий налогоплательщиков в РФ. Виды таких льгот:
Та или иная скидка на налогообложение может менять различные элементы налога. С учетом характера этих изменений выделяют:
1. Изъятия.
Благодаря изъятию налогоплательщик наделяется правом исключения из налоговой базы отдельных объектов налогообложения или какой-либо их составляющей.
2. Скидки.
За счет скидок налогоплательщик может снизить налоговую базу на сумму вычетов.
3. Уменьшение ставки налога.
Снижение налоговой ставки - уплата налога по более низким ставкам, нежели это положено по общим правилам.
4. Изменение периода уплаты налога.
В данном случае срок уплаты налога переносится на более позднее время. Сдвиг даты выплат может быть в виде:
5. Реструктуризации по налогам и сборам, пени и штрафам.
При реструктуризации налогоплательщик может внести необходимую сумму налогов и сборов с отсрочкой.
6. Освобождения от уплаты НДС.
Налогоплательщика освобождают от обязанности уплачивать НДС полностью или частично. Это право может действовать бессрочно или в течение определенного времени.
Кроме льгот, которыми могут пользоваться отдельные категории налогоплательщиков, Налоговый кодекс РФ предусматривает особые налоговые режимы. В их рамках налоги исчисляются и уплачиваются в особом порядке в течение определенного срока. Данные режимы устанавливает Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, применяемые в соответствии с ним.
Специальные налоговые режимы сегодня - это УСН субъектов малого бизнеса и системы налогообложения в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также при исполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
В 2018 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. До 1 августа 2016 года для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».
В расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету. Разберемся, какие организации и ИП в 2018 подходят под определение малого бизнеса.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.
С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:
Также регламентирована доля участия других лиц в капитале:
Количество работников в 2018 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.
Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:
А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.
Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04 разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.
С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:
Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к списку малых и средних предприятий можно получить на сайте ФНС. Проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, можно уже сейчас. Достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска. В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений. Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.
Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2018-м пользуются определенными льготами:
Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.
Также для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок - 15 часов в год.
В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ от 13.07.2015. Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.
Еще одним бонусом для ИП, попадающих под критерии такого бизнеса, в 2018-м является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые, занимаются производственной, научной или социальной деятельностью либо оказывают услуги населению. Но для этого власти региона должны принять соответствующий закон.
Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.
Рассказывает практик
ИП имеют 2 важных преимущества при проверках
Роман Терехин , партнер компании «Деловой фарватер», Москва
Сокращенные сроки проверок. Любые контролирующие учреждения вправе проверять малую организацию в течение не более чем 50 часов ежегодно. При этом часы суммируются и количество ведомств, ранее изучавших деятельность организации, не имеет значения. Предположим, если трудовая инспекция проверяла работу малого предприятия в течение более чем 50 часов, плановых проверок больше не будет. При этом проводятся и внеплановые проверки, на каждую из которых дается 20 рабочих дней.
Трудовые инспекторы вправе увеличить срок проверки еще на 50 часов. При этом льгота, ограничивающая максимальное их количество, с 2016 г. не является столь актуальной, как ранее, поскольку в отношении предприятий малого бизнес-сегмента введены надзорные каникулы.
Надзорные каникулы. Данные каникулы начали действовать с 1.01.2016 г. и продлятся до 31.12.2018 г. В течение этого времени запрещены любые неналоговые проверки малых предприятий, например, СЭС или пожарной инспекцией. Кроме того, в обозначенный период не проверяется наличие лицензии у компании. Также не ведутся проверки в строительной, образовательной сфере и области розничных продаж алкогольных напитков. Распространяется выгодная и на новые, и на уже работающие компании. Однако следует помнить, что надзорные каникулы не касаются налоговых проверок и проверок со стороны ФСС и Пенсионного фонда.
Мнение эксперта
Если ИП утратил право на налоговые каникулы, то возобновить их не выйдет
Олег Бубнов , государственный советник гражданской службы РФ 3-го класса
У индивидуальных предпринимателей есть право применять нулевую ставку налогообложения по «упрощенке» или ПСН со дня госрегистрации непрерывно в течение двух налоговых периодов на основании ст. 346.20 и 346.50 Налогового кодекса РФ. Ключевое слово здесь - «непрерывно». Соответственно, нужно, чтобы индивидуальный предприниматель подходил под критерии и в первом налоговом периоде, и во втором. Если в течение первого года бизнесмен не выполнил условия каникул, закон лишает его права на применение нулевой ставки по УСН или ПСН.
Рассмотрим налоговые льготы на прибыль предприятий с разной формой собственности и особенности их получения более детально. К видам налоговых льгот относятся в данном случае:
1. Налоговые льготы на прибыль медучреждений и организаций, работающих в сфере образования.
Налоговые льготы для учреждений, работающих в медицинской и образовательной отраслях, действуют до 2019 года включительно. Нулевая ставка предоставляется только при выполнении учреждениями ряда условий, среди которых:
2. Преференции для учреждений социальной сферы и отрасли культуры.
Учреждения, оказывающие населению социальные услуги, а также организации в сфере культуры освобождаются от налога вплоть до 1.01.2020 г. Для предоставления налоговой льготы учреждение должно отвечать ряду требований:
Помимо этого, театры, музеи, концертные и библиотечные организации, финансируемые из бюджета, могут рассчитывать на следующие виды налоговых льгот (Налоговый кодекс РФ регулирует данные правила):
К таким расходам относятся:
Затраты на приобретение или создание объектов, подлежащих амортизации;
Расходы на реконструкцию, модернизацию, техническое переоснащение ОС.
Исключение составляет только недвижимость.
В Налоговом кодексе РФ выделены объекты, не подлежащие амортизации организациями в сфере культуры, в числе которых, например, есть предметы и произведения искусства, книги.
3. Льготы по прибыли для участников особых экономических зон.
Особая экономическая зона является территорией со специальными льготными условиями для ведения деятельности. К таким зонам относят:
Компании, работающие на данных территориях, используют нулевую ставку налогообложения для уплаты в госбюджет. При этом существует условие, которое заключается в ведении раздельного учета деятельности в указанных зонах и за их пределами.
4. Налоговые льготы для инновационных компаний.
Определенные виды налоговых льгот Налогового кодекса РФ действуют и для инновационных организаций. С 2017 г. для членов региональных инвестиционных проектов (РИП) и специальных инвестиционных контрактов, одним из участников которых является Россия, определены льготы, касающиеся как федерального (0 %), так и регионального бюджетов (0 и 10 %).
Участники региональных инвестиционных проектов полностью освобождены от необходимости уплаты налога на прибыль в ФБ. Они могут претендовать на налоговую льготу, если:
Льготную ставку по региональному бюджету можно применять в течение десяти налоговых периодов с начала получения первых доходов от реализации обозначенной продукции. Размер льготной налоговой ставки составляет:
Для участников РИП, пребывающих не на указанных территориях, также действуют налоговые льготы. Для них налог может быть снижен до 10 %.
Что касается региональных льгот, в данном случае:
Льгота действительна до 1.01.2017 г.
5. Льготы для организаций, работающих на территориях, которые ранее были подвергнуты радиации.
Компании, ведущие свою деятельность на территориях, пострадавших от радиации во время Чернобыльской и других подобных катастроф, могут пользоваться нулевой ставкой налогообложения на прибыль, которая поступила от следующих видов работ:
Кроме того, нулевая ставка налогообложения применяется и в отношении прибыли, полученной от выпуска строительных конструкций в случае, когда объем работ, направленных на нейтрализацию вредных воздействий, составляет не менее 50 % от общего. При невыполнении требования, связанного с 50 %, под преференции попадает лишь доход от обозначенных работ. Налоговые льготы применяются вплоть до полного их окончания.
6. «Иннополис».
«Иннополис» является особой экономической зоной на территории Татарстана. Для нее действуют определенные виды налоговых льгот, обозначенные в таблице:
Льгота действует в течение всего времени существования «Иннополиса» - 49 лет.
Российская система налоговых льгот для компаний, в которых работают лица с ограниченными возможностями здоровья, довольно сложна и не совсем понятна для многих. Заявить о своем праве на использование льготы могут следующие предприятия, на которых трудится определенное количество инвалидов:
Предприятия, отвечающие указанным выше требованиям, могут получить от государства гарантии, прописанные в ст. 218 Налогового кодекса РФ, а именно:
Исключение составляют взносы на пенсионное страхование, по которым льготы не предусмотрены.
Некоторые виды налоговых льгот законодательство предоставляет и НКО (некоммерческим организациям). Обозначим, когда они могут использовать скидку при налогообложении.
Налог на прибыль не применяется:
Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) применяются, если:
Некоммерческие организации освобождаются от имущественного налога, если:
Роман Терехин , партнер компании «Деловой фарватер», Москва. Имеет высшее юридическое образование, адвокат. Занимается сопровождением расследований уголовных дел по экономическим преступлениям. Специализируется на защите при расследовании преступлений против государственной власти. Член экспертного совета при Правительстве РФ, Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а также при Комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. ООО «Деловой фарватер». Сфера деятельности: правовая защита предприятий при проверках налоговыми органами и МВД; оптимизация налогов. Численность персонала: 70. Основные клиенты: «Авангард», «Атлас», «Наяда», «Прибор», «Промышленная автоматизация», «СтройОблГаз» и др.
Олег Бубнов , государственный советник гражданской службы РФ 3-го класса.
Налоговые льготы представляют собой право налогоплательщика по тем или иным причинам, прописанным в законодательстве, не уплачивать определенный или же уплачивать, но в сокращенном размере.
Налоговые льготы — это право человека
Если на одно физическое лицо, входящее в одну из перечисленных категорий, зарегистрировано два и более транспортных средств, можно выбрать одно из них, на которое будет распространяться льгота.
Узнать о том, какие вы имеете льготы и имеете ли вообще, можно, зайдя на сайт налоговой инспекции или же позвонив по горячей линии. Если оказалось, что вы имеете право получить льготы, и вы хотите реализовать это право, начните с того, что соберите все документы, подтверждающие, что вы входите в категорию граждан, которым положены те или иные льготы. Если вы пенсионер, понадобится ваше пенсионное удостоверение. Если вы , значит нужны будут свидетельства о рождении всех детей.
Копии документов и оригиналы нужно отнести в налоговую инспекцию по месту регистрации объекта, облагаемого налогом. Там же вы должны заполнить заявление с просьбой предоставить вам льготу. Вам нужно подать документы до 1 февраля следующего года. То есть если вы хотите получить льготы на транспортное средство за 2015 год, вам нужно успеть подать заявление до 1 февраля 2016 года.
Никакой конкретной формы для написания заявления законом не предусмотрено. Оно пишется в произвольной форме. Главное, чтобы из вашего заявления было четко понятно, чего именно вы хотите, от кого это заявление, на основании чего вам должны предоставить льготы и на какой именно налог, какое имущество, транспорт, земельный участок.
Вы можете отнести заявление лично или отправить его по почте. Во втором случае к письму нужно приложить все копии документов, подтверждающих ваше право на льготу (свидетельство ветерана ВОВ, пенсионное удостоверение и т.д.). Если возникнут сложности, вам придется прийти в инспекцию со всеми оригиналами документов.
Виды налоговых льгот
Если вы идете в инспекцию лично, проведите следующую процедуру, которая подтвердит, что ваше заявление было принято. Напишите заявление в двух экземплярах, одно отдайте инспектору, а на втором настойчиво попросите поставить подпись и штамп с датой, доказывающие, что вы подали заявление именно в этот день. В случае задержек или утери документов вам будет, что предъявить. В заявлении обязательно должно быть указано следующее:
Мы привыкли думать, что льгота – это исключительно освобождение от налога или же уменьшение его размера. Но существует несколько видов налоговых льгот:
Должен каждый гражданин, но если знать особенности работы системы, можно добиться значительного уменьшения налогового бремени.
Классификация налоговых ставок, методов налогообложения, способов исчисления и уплаты налогов.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).
В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки - устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Они имеют место при взимании налога за землю, экологического налога. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных. Они подразделяются на пропорциональные и прогрессивные. Пропорциональные ставки - ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные ставки - ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения.
В налогообложении действуют три способа взимания налогов: кадастровый; декларационный; административный.
Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог во многих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, в котором типичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества, местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняя доходность единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются государственными органами.
На таких же принципах построен и используется для начисления налога на землю земельный кадастр Беларуси. В нем представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях; дается описание земельных угодий, участков, указывается их площади и местоположение, качество, оценка стоимости. Однако, такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценностей земли и инфляции.
Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации – о величине объекта обложения, в которую, как правило, включаются данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, так как контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходам по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы уплаты налога:
· наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную суму наличных денег;
· безналичный платеж путем перечисления средств через банк со счета клиента на счет бюджета;
· гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ.
Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы устанавливаются в виде:
Освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);
Дополнительных налоговых вычетов или скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
Пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
В ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
Налоговая преференция - льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств.
Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.
Налоговый кредит предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.
Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.
В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, то есть частичное или полное освобождение некоего круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы. По существу это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа
Налоговые льготы подразделяют на три вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.
Изъятия - это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных объектов налогообложения. По времени действия такая льгота может быть постоянной (предусмотренной законодательством) и временной, то есть предоставленной на ограниченный срок (индивидуальная льгота либо льгота, предусмотренная в Законе о бюджете на текущий финансовый (бюджетный) год).
Скидки - это льготы, направленные на сокращение налогооблагаемой базы. Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для конкретных субъектов хозяйствования).
Налоговые кредиты - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада (валового налога).
Кроме того, если предоставляется полное освобождение от уплаты налога на определенный период, то такое явление называется налоговыми каникулами.
Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны и экономики в целом. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют процесс производства.
В законодательном порядке могут устанавливаться определенные льготы по налогам в различных формах. К их числу относятся: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового платежа за расчетный период; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); прочие налоговые льготы.
Государство использует налоговые льготы как один из главных налоговых инструментов регулирования экономики. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Обычно льготное обложение прибыли, доходов предусматривается в период спада производства.
Снижение ставки налогообложения ведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений. Повышение роста производства без инфляции достигается главным образом умелым манипулированием налоговыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивным налогообложением.
Таким образом, противоречие между необходимостью максимального увеличения доходов государства на основе стимулирования роста производства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов и населения преодолевается через налоговые ставки, льготы и налоговую базу.
В зависимости от сферы применения различаются налоговые льготы общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога, и специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков. Именно специальные налоговые льготы используются государством для регулирования рыночной экономики. Важно предвидеть экономические последствия введения этих льгот, оперативно реагировать и менять механизм налогообложения (и в первую очередь - налоговые льготы). В любом случае льготы, предоставленные определенным сферам хозяйства или категориям плательщиков, должны обеспечивать им ускоренное развитие.
В зависимости от органа, их предоставляющего, льготы подразделяются на предоставленные республиканской властью и льготы местных органов власти. Первые преследуют общегосударственные цели, вторые имеют местную значимость.
На практике налоговые льготы могут классифицироваться по получателям - хозяйствующим субъектам и гражданам. Юридические лица получают в результате официального освобождения части доходов от налогов дополнительный капитал для производства. Снижение налогов с физических лиц благодаря налоговым скидкам и льготам обеспечивает им увеличение возможностей для расширения потребительских расходов или сбережений. Дополнительные потребительские расходы и сбережения населения также могут через кредитную систему стимулировать рост производства.
В Республике Беларусь льготный режим налогообложения воздействует на структуру производства, развитие приоритетных для республики отраслей экономики. Таковыми являются: развитие агропромышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с его обслуживанием; внедрение механизма структурной инвестиционной политики, ориентированной на использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей и производств; развитие валютоокупаемых отраслей для обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках; структурная перестройка и поддержка конверсии предприятий военно-промышленного комплекса; развитие предпринимательства и бизнеса; привлечение иностранных инвестиций для развития новых технологий, способствующих экономическому росту экономики и др.
Налоговые льготы должны способствовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны, стимулирующему приток дополнительного капитала в республику. Льготный режим может временно распространяться на свободные экономические зоны; при необходимости на отрасли, функционирующие в экономически отсталых районах республики.
Предоставление налогового кредита в Республике Беларусь регламентируется Указом Президента Республики Беларусь №493 «Положение о порядке предоставления налогового кредита». В настоящем Положении определяется порядок предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной поддержки в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов и таможенных платежей (далее - налоги) в форме налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита (далее – налоговый кредит).
Под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов в отношении всей либо части их суммы. Налоговый кредит не предоставляется: по налогам, срок уплаты которых уже наступил; по платежам, поступающим в государственные целевые бюджетные фонды.
Налоговый кредит может быть предоставлен по решению Президента Республики Беларусь при наличии одного из следующих оснований: угрозы экономической несостоятельности (банкротства) - на срок от одного года до трех лет; если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер - на срок от одного месяца до одного года;
Размер налогового кредита не должен превышать: суммы налогов, подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит; суммы таможенных платежей, подлежащей уплате в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.
За пользование налоговым кредитом юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты суммы налогового кредита.
В случае неуплаты в установленный срок суммы налогового кредита и (или) процентов за пользование таким кредитом налоговые или таможенные органы в соответствии с законодательством производят взыскание этой суммы с начислением пени в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.
Начисление пени за несвоевременное погашение налогового кредита производится на несвоевременно погашенную сумму налогового кредита за период пользования этим кредитом начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты этой суммы, установленного налоговым законодательством, до ее уплаты, включая день внесения суммы в бюджет.
При не целевом использовании суммы налогового кредита или товаров, в отношении которых он предоставлялся, юридические лица и индивидуальные предприниматели утрачивают право пользования налоговым кредитом, а суммы налогов, таможенных платежей и процентов за пользование кредитом взыскиваются за период его пользования с начислением пени за каждый день просрочки в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.
Налоги, по уплате которых предоставлен налоговый кредит, а также проценты за пользование налоговым кредитом зачисляются в доход бюджета на соответствующие подразделы бюджетной классификации, предусмотренные для учета поступления налогов, по которым предоставляется налоговый кредит.
Доходов – это предоставление преимуществ по уплате налогов определенным категориям налогоплательщиков. По закону они имеют право платить налоги (сборы) в меньшем размере от установленной ставки или же не платить их вовсе.
Льготное налогообложение прибыли физических лиц
Налоговые преференции включают:
Полное освобождение
Под полное освобождение от налоговых обязательств подпадают следующие виды доходов:
Частичное освобождение от уплаты налогов
Облагаемые налогом доходы граждан по ставке 13%, можно снизить при помощи налоговых вычетов.
Законом установлены следующие виды налоговых удержаний:
Стандартные удержания
Этот вид льгот распространяется на граждан и на малолетних детей. Если говорить об удержаниях в адрес физических лиц, то такие вычеты могут быть выданы гражданам, что пострадали в результате аварии на ЧАЭС, участникам военных действий, инвалидам ВОВ, и Героям РФ. Граничный размер вычета – 3 тыс. руб. в месяц. При наличии у физического лица права на одновременное применение разных льгот, размер налогового вычета должен определяться исходя из максимальной суммы. Тогда как суммирование двух видов удержания не допускается.
Налоговые удержания на детей, предоставляются гражданам, которые имеют на своем обеспечении несовершеннолетних детей. Максимальный размер вычета – 3 тыс. руб. в месяц на ребенка. Закон допускает использование налоговой льготы до тех пор, пока уровень доходов получателя льготы не превысит 280 тыс. руб. Исчисление прибыли производится с начала года. Когда доходы налогоплательщика превысят указанный лимит, выплата налогового вычета прекращается. Также нужно отметить, что налоговая преференция на детей предоставляется только одному из родителей, опекуну или усыновителю.
Социальные вычеты
Этот вид льготы предоставляется налогоплательщикам при наличии социально значимых расходов. К таким издержкам относятся:
Величина социальных вычетов равна размеру понесенных налогоплательщиком затрат, но, не более 120 тыс. руб. в год. Исключением являются траты на дорогостоящее лечение и пожертвования. Максимальный размер вычета на обучение – 50 тыс. руб. в год на одного учащегося.
Имущественные удержания
Этот вид льгот предоставляется в следующих случаях:
Недвижимое имущество и автотранспортные средства, используемые в коммерческой деятельности предприятия, не подпадают под . То же самое касается продажи ценных бумаг. Еще одним видом налоговых вычетов являются профессиональные налоговые удержания, предоставляемые юридическим лицам.
Льготное налогообложение доходов организаций
Льготное налогообложение доступно тем налогоплательщикам, которые осуществляют деятельность социально значимого характера. Зачастую организациям выдвигаются жесткие требования для получения налоговых удержаний. Одним из них является целенаправленное использование средств.
Виды налоговых преференций, предоставляемых юридическим лицам
Организации могут получать льготы во время уплаты:
Плательщики НДС освобождаются от выполнения определенных налоговых обязательств или уплаты налогов, когда ввозят импортную продукцию на территорию России. При этом чтобы стимулировать отечественного производителя правительство предоставляет освобождение от уплаты налогов по экспортируемой продукции, произведенной в России.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш