Налоги и налоговая система. Системы налогообложения: как сделать правильный выбор

Налоги и налоговая система. Системы налогообложения: как сделать правильный выбор

taxation) - обязательное взимание налогов центральными или местными органами власти. Налогообложению подлежит множество видов доходов от личного богатства. прибылей корпораций, приобретения товаров и услуг, импорта и экспорта. Главное общее их различие заключается в прогрессивных формах (пропорционально доходу или богатству, например, подоходный налог) и регрессивных (взимание единой ставки, в частности, подушный налог). Исторически борьба правительств за увеличение государственных доходов, особенно для финансирования войны, была главным фактором в формировании государства. Наряду с повышением налогов, современные правительства используют изменения в налогообложении ("фискальной политике") в качестве инструмента управления экономикой или сдерживания нежелательных социальных действий (например, курения). В настоящее время к налогообложению часто прибегают как к главному средству перераспределения богатства, однако результаты подобных мер совсем не однозначны. В Великобритании, например, ясно, что отдельные элементы такой политики в большей мере благоприятствуют богатым, чем более бедным секторам общества (в частности, налоговые льготы для ипотек или грантов в области образования). В целом даже с учетом перераспределения бедняки уплачивают большую пропорцию своих доходов в качестве налогов, чем другие социальные группы. См. также Финансовый кризис в капиталистическом государстве; Государственные расходы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Налогообложение

taxation), обязательное отчисление денежных ср-в (в виде налогов) физ. лицами и корпоративными орг-циями в федер. или региональный бюджет. Устанавливается в виде опред. суммы, уплачиваемой с единицы продукта, или как процент от стоимости товара. Н. выполняет неск. функций. Вопервых, это способ пополнения доходов гос-ва. Как правило, чем выше налоговая ставка, тем больше собираемые ср-ва. Но это не обязательно - напр., высокие ставки подоходного налога могут привести к практике уклонения от его уплаты легальными и нелегальными способами, а также к эмиграции наиб, богатых лиц либо к снижению стимулов к активному труду. Все это, в свою очередь, вызывает сокращение налоговых поступлений. Во-вторых, наряду с политикой гос. расходов Н. служит задаче перераспределения доходов и благ. Для анализа влияния Н. на сокращение неравенства в об-ве, а также для определения возможной динамики будущих изменений в налоговых ставках необходимо установить, какие налоги являются прогрессивными, а какие регрессивными. Первые способствуют сокращению неравенства (благодаря увеличению налога с ростом дохода), в то время как вторые, наоборот, приводят к его усилению (с ростом дохода ставка налога снижается). В-третьих, с помощью Н. можно изменять относит, цены товаров и услуг, воздействуя, т.о., на структуру спроса. Так, во мн. странах продажа спиртных напитков и табачных изделий облагается высокими налогами, в частности, с целью снизить их потребление. Этой же задаче способствуют и налоги (тарифы) на импорт. В-четвертых, Н. помогает воздействовать на совокупный спрос (фискальная политика). Различают прямые и косвенные налоги. Первые взимаются с физ. лиц и предприятий, к ним относятся: налог на увеличение рыночной стоимости капитала, на наследство, на недвижимость, на имущество, подоходный и подушный налоги. Вторые взимаются при поступлении товара в оборот и включают пошлины и акцизы, налог с оборота и на добавленную стоимость. Недостатком прямого Н. является то, что оно снижает стимулы к труду и накоплению ср-в; в то же время косвенное Н. в большинстве случаев носит регрессивный характер. Налог на увеличение рыночной стоимости капитала - это налог на реализованный прирост нек-рых видов осн. ср-в (активов) (проданный актив считается реализованным). Он взимается с физ. лиц и предприятий. Налог на корпорацию - это налог на чистую прибыль компании, им вкупе с подоходным облагаются дивиденды компании; может взиматься также одновременно с налогом на увеличение рыночной стоимости капитала и стимулировать либо удержание (большей доли) прибыли компании от распределения между акционерами, либо выплаты (большей суммы) дивидендов. Подоходный налог имеет процентную шкалу, дифференцированную в соответствии с доходом. Как правило, ставки Н. увеличиваются по мере роста дохода (т.е. Н. является прогрессивным); повышенными ставками облагается тот, кто превышает установленные границы; доходы в первом диапазоне облагаются нулевой ставкой, поэтому лица, их имеющие, фактически освобождаются от уплаты налога. Налогом на наследство, или наследственными пошлинами, облагается наследуемое имущество, переходящее к др. лицам по закону или завещанию. Подушный налог (как недолго просуществовавший в Великобритании районный налог) взимается с каждого (или с каждого взрослого) гражданина страны. Налог на недвижимое имущество, или коммунальный налог, берется, как правило, по прогрессивной шкале в зависимости от стоимости имущества (движимого или недвижимого) со всех его владельцев. Налог с оборота взимается с товаров, поступивших в оборот. Налог на добавленную стоимость (НДС) - это налог на стоимость, добавленную фирмой к стоимости произведенного товара или услуги. Иными словами, это разница между продажной ценой товара или услуги и стоимостью приобретенных исходных материалов, необходимых для его (ее) произ-ва.

Каждый субъект хозяйствования при осуществлении сталкивается с практикой налогообложения. Поэтому для успешного ведения бизнеса, не противоречащего действующему законодательству, необходимо четко понимать не только сущность этого понятия, но и вести грамотную планирования. В статье ниже мы поговорим об основах этой системы и о некоторых правилах, которых необходимо придерживаться грамотным предпринимателям.

Сущность налогообложения

Мало кому известно, что налогообложение - это древнейшее слово, которое ранее дословно означало жертвоприношение, рабский труд и даже военные трофеи. Испокон веков государственная казна пополнялась всевозможными способами, к слову, не всегда гуманными. Каждый дееспособный гражданин просто обязан был отдать должное правительству за то, что он может зарабатывать на хлеб себе и своей семье на этой территории.

Но со временем правосознание в обществе росло, и государство пришло к пониманию более гуманных и регулируемых способов пополнения собственной казны. Поэтому сегодня налоги - это не только дань и укрепление государственного бюджета, это осознанное обязательство субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому практически каждый из нас понимает, для чего он платит деньги в казну.

Сегодня объект налогообложения - это любое имущество, с части стоимости которого предприниматель или любое лицо, получающее прибыль, обязано уплатить государству. Несмотря на обязательность исполнения уплаты, в подавляющем большинстве случаев данная процедура носит добровольный характер, что говорит о высоком уровне правосознания современных граждан.

Принципы налогообложения

Налогообложение - это структурированная и регулируемая государством комплексная система, которая действует в рамках законодательства.

Так, в Российской Федерации функционирует ряд принципов, которым данный экономический институт соответствует:

  1. Всеобщность. Это значит, что казну обязаны пополнять все, как физические, так и юридические лица, соответствующие требованиям НК РФ. Никакого дискриминационного характера налогообложение не носит по определению.
  2. Равенство. распределяется в соответствии с возможностями каждого субъекта и регулируется путем льгот.
  3. Ясность. Трактуется законодательство непротиворечивым путем, поэтому каждый плательщик может найти необходимую для себя информацию в НК РФ.
  4. Законность. Государство предусматривает ряд оснований, исходя из которых, лицо обязано выплатить долю прибыли в казну.

Методы налогообложения

Налогообложение - это процесс, который регулируется государственной политикой одновременно по нескольким направлением. Одним из таких является методика начисления налогового бремени на субъектов хозяйствования. Последняя представляет собой динамику изменения фискальных ставок, которые могут колебаться в зависимости от изменения размеров бюджетной базы.

В данном аспекте налоги и налогообложение - это непрерывный процесс регулирования объемов казны. Итак, к фискальным методикам можно отнести следующие:

  • Равная. Это означает, что на каждого субъекта хозяйствования накладывается идентичное относительно прочих бремя. В данный момент практически не используется, поскольку является устаревшей.
  • Регрессивная. Характерна уменьшением в соответствии с ростом базы казны. Зачастую используется в том случае, если уровень бюджета зависит от четко установленной суммы, а не от уровня
  • Прогрессивная. Действует обратно от регрессивной, активно используется в РФ.
  • Пропорциональная. Характерна твердой ставкой и не колеблется в зависимости от динамики уровня дохода субъектов хозяйствования.

Разновидности налогов

Цель налогообложения - это регулируемое пополнение государственной казны, поэтому для организации данного процесса с развитием правосознания у общества возникали все новые виды фискальных сборов, которые в дальнейшем разделялись на подвиды.

Среди таких можно выделить следующие:

  1. По методу уплаты: прямые (пропорциональны уровню дохода) и косвенные (выражаются в качестве надбавки на стоимость товара, которую покрывают потребители). Также на практике используется упрощенная система налогообложения (это особый режим для субъектов малого предпринимательства).
  2. По специфике использования: общие (взимаются для финансирования общегосударственных целей), специальные (имеют узкую направленность покрытия - например, при выплате налога на ГСМ средства попадают в дорожные фонды).
  3. По месту распределения: государственные (выплачиваются в централизованный орган фискальной службы) и местные (предназначены для покрытия расходов внутригородского характера).

Функции налогообложения

Налогообложение - это непрерывно действующий механизм, который выполняет ряд функций:

  1. Фискальная деятельность. Является основной и заключается в процессе регулирования и формирования средств государственной казны для дальнейшего их грамотного и равномерного распределения относительно потребностей на местах.
  2. Распределительная деятельность. Называется также социальной, поскольку осуществляет уравнительную функцию между различными слоями населения. Иными словами, часть взносов субъектов хозяйствования в бюджет выделяется на покрытие расходов незащищенных категорий общества.
  3. Регулирующая деятельность. Поддерживает равновесие между экономическими процессами внутри государства, а также аккумулирует средства для заполнения финансовых прорех в той или иной государственной отрасли.

Сущность налоговой политики предприятия

Для предпринимателя объект налогообложения - это его собственная заработанная прибыль, а поэтому делиться ей, как правило, не особо хочется. Для того чтобы минимизировать расходы и исключить риски нарушения законодательства, субъекту хозяйствования важно выбрать грамотную налоговую политику. Данного комплекса мер необходимо придерживаться во время осуществления операционной деятельности.

При своем формировании налоговая политика предприятия касается следующих направлений деятельности субъекта хозяйствования:

  • для начала необходимо определиться с посильной нагрузкой фискального бремени, а далее - с видом осуществляемой деятельности;
  • после следует определиться с графиком и сроком уплаты обязательств в бюджет, которые станут максимально комфортными для своевременного исполнения в рамках действующего законодательства;
  • в последнюю очередь стоит обдумывать вопросы инвестирования, а также методику распределения чистой прибыли предприятия (не стоит путать с таким термином, как прибыль до налогообложения - это несколько иное понятие, но об этом ниже).

Налоговая нагрузка предприятия

Налоговая нагрузка, или бремя, как ее еще принято называть, представляет собой соотношение выплаченных в казну предприятия средств субъектом хозяйствования к общей массе полученной выручки за Это, наверное, самый среди предпринимателей, поскольку не волнует он только ИП, получивших право на упрощенную (патентную) систему выплаты фискальных обязательств. Патентное налогообложение - это особая система, которая заменяет ряд налогов (НДФЛ, НДС, обязательство на имущество) и значительно упрощает операционную деятельность предпринимателя.

Что же касается прочих субъектов хозяйствования, то они должны постоянно следить за коэффициентом налогового бремени относительно выручки, себестоимости реализованной продукции и общей ценности задействованных в производстве активов. В случае значительной доли на выходе стоит обратиться к внедрению более эффективной налоговой политики на предприятии.

Как создать эффективную налоговую стратегию

Не каждое предприятие нуждается в мерах по улучшению налоговой стратегии. Зачастую данная процедура касается только тех субъектов хозяйствования, которые уплачивают в государственную казну более чем треть от суммы добавленной стоимости на выпускаемую продукцию. Поскольку в этом случае они не только лишаются немалой доли но и ежемесячно тратят ресурсы устаревших фондов. Ведь прибыль до налогообложения - это не безразмерная величина, и даже ей свойственно заканчиваться в самый неожиданный момент, особенно при неграмотной фискальной политике на предприятии.

Поэтому важно объективно оценить политику, проводимую на предприятии. А это значит, что необходимо определить сбалансированность вовлечения в производство собственных средств, оценить риски, которые заключаются в противоречиях действующему законодательству, а также дать качественную оценку реализации стратегии на практике, ведь зачастую не все ее пункты соблюдаются.

Введение
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским условиям.

Цель работы дать понятие налогообложению чрез такие его элементы как объект и предмет налогообложения.

Задачи работы: рассмотреть историю налогообложения, дать понятие налогообложению, определить объект и предмет налогообложения.

1. Сущность налогообложения
1.1. История налогообложения
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 – 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственных организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Др. Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов.

В то же время в дрневнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело – добровольные пожертвования.

Многие же стороны современного государства зародились в Древнем Риме. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.).

Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации.

Многие хозяйственные традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины.

В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет. Неупорядоченность финансовой системы была характерна и для других стран.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога.

Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль - акциз) и прямых (гл. роль - подушный и податной) налогов.

Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича)

В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения. В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными.

В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит. В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Зап. Европы, так и России.

На протяжении XIX в главным источником доходов оставались государственные прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

Ставки налога в России вне всякого сомнения стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

В России в к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.

Но развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).

Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП быстро свернули. В течении 1922-26 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.

Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

В дальнейшем России от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения фин. ресурсов через бюджет страны, что привело страну в конце концов к кризису.

1.2. Понятие налогообложения
Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19 НК РФ) и следующие элементы налогообложения:

1) объект налогообложения (ст. 38 НК РФ);

2) налоговая база (ст. 53 НК РФ);

3) налоговый период (ст. 55 НК РФ);

4) налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);

5) порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);

6) порядок и сроки уплаты налога (ст. 57, 58 НК РФ).

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... ". В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

2. Объект и предмет налогообложения
2.1. Определение объекта налогообложения
Первым в советской финансово-правовой науке правовое определение объекта налогообложения предложил С.Д. Цыпкин. В своей работе "Правовое регулирование налоговых отношений в СССР" он отмечал, что в каждом законе о налоге, кроме указания на то, кто является плательщиком налога, указывается также, при наличии каких обстоятельств это лицо обязано платить налог.

Позднее, он уточнил свое определение объекта налогообложения: "Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т.п., т.е. наличие объекта налогообложения".

Ряд авторов придерживается точки зрения, согласно которой объект налогообложения – это отдельный предмет материального мира, выполняющий в ряде случаев функцию основания соответствующего налога, его масштаба. Подобной точки зрения на объект придерживается и Н.И. Химичева. Она указывает, что в любом законе о налоге содержится "определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество...".

Однако данное положение само по себе содержит некоторые противоречия.

Например, вид деятельности юридического либо физического лица нельзя отнести к предметам материального мира, это скорее определенные фактические обстоятельства, находящие выражение в определенных юридических фактах: в совершении действий юридического и фактического характера.

Невозможно начислить налог на какую-либо деятельность, она только может служить основанием для возникновения определенного налогового обязательства. Даже в том случае, если в роли объекта будет выступать, как считает Н.И. Химичева, материальный предмет, например имущество, то и последнее нельзя признать основанием для начисления налога. Таким основанием в случае с налогом на имущество является его стоимостное выражение (при взимании земельного налога – площади земельного участка). Правда, в стародавние времена были примеры начисления налога непосредственно на отдельный предмет материального мира, в частности, знаменитый налог Петра I на бороды. Но даже и приведенный пример не совсем корректен, поскольку этот вид обязательного платежа можно отнести к налогам с большой натяжкой: он не обладает многими присущими налогам признаками.

Таким образом, наличие объекта обложения должно рассматриваться прежде всего как юридический факт, который порождает обязанность уплатить налог.

Подобный подход к определению объекта обложения обусловлен своеобразием налоговых отношений, в которых тесно переплетены экономические и правовые начала и которые всегда выступают в форме правоотношений. А последние могут возникать только при наличии определенного юридического факта, такого, например, как получение прибыли, производство и реализация подакцизного товара, совершение операций с ценными бумагами и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 38 НК РФ «объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Объект налогообложения отнесен ст.17 Налогового кодекса РФ к одному из элементов, при отсутствии которого налог не считается установленным.

В отличие от ранее действовавшего Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в котором объекту налогообложения была посвящена единственная ст.5, в НК РФ содержатся шесть статей (ст. 38–43 налогового кодекса РФ), в которых раскрывается понятие объекта налогообложения.

В литературе по налоговому праву объекты налогообложения определяются как юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникают обязанности по уплате налогов.

Такие юридические факты должны отвечать определенным критериям, а именно: иметь стоимостную, количественную или физическую характеристику. К объектам, в частности, отнесены имущество, прибыль, доход, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Перечень объектов не является исчерпывающим. В актах законодательства о налогах и сборах могут содержаться иные, помимо перечисленных в ст.38 НК РФ, основания, с наличием которых у плательщика возникает обязанность по исчислению и уплате налога.

Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени.

В целях налогообложения под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением имущественных прав.

Виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу, указаны в ст. 128 ГК РФ, а именно: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество. Объектами гражданских прав также являются: имущественные права, не отнесенные Налоговым кодексом РФ к имуществу; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Предназначенное для реализации или реализуемое (отчуждаемое на возмездной основе) любое имущество, в том числе имущественное право, признается товаром. Соответственно операции с товаром или их стоимость относятся к объектам налогообложения.

НК РФ провел различие между работой и услугой. Оба эти понятия признаются деятельностью. Различие между ними заключается в результатах деятельности.

Результаты работы материальны и могут быть реализованы в интересах организации или физических лиц. Услуга не имеет материального выражения и потребляется в процессе деятельности.

В гражданском законодательстве работа выражает отношения в сфере подряда.

Налоговый кодекс РФ относит прибыль и доход к объектам налогообложения, не указывая различий между этими понятиями.

В налоговом праве под реализацией всегда понималось отчуждение в чью-либо пользу имущества или результатов выполненных работ, оказанных услуг.

НК РФ признает реализацией возмездную передачу права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг организацией или индивидуальным предпринимателем другому лицу.

Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Переход права собственности в результате обмена товарами, работами или услугами также является реализацией.

Объект налогообложения органично связан с моментом реализации товаров, работ и услуг.

В гражданском праве момент реализации определяется моментом исполнения обязательства по правилам гражданского законодательства. Налоговое право имеет специфику – момент реализации товаров (работ, услуг) зависит от учетной политики, принятой в организации.

Имеется два метода учета объектов налогообложения – кассовый и накопительный. В зависимости от применяемого метода организация определяет момент возникновения объекта налогообложения.

Кассовый метод учитывает момент получения средств и производства выплат в натуре. В соответствии с этим методом доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы. Этот метод учитывает только те суммы (имущество), которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме, например, получены в кассе наличными, переданы в собственность посредством оформления определенных документов и т.п.

При накопительном методе доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности.

Оценка объекта налогообложения связана с понятием "налоговая база" и зависит от метода ее учета. Это иногда приводит к ошибочному пониманию гражданско-правовых отношений в конкретной налоговой ситуации и неверному применению норм законодательства о налогах и сборах.

Пункт 3 ст.39 Налогового кодекса РФ содержит перечень операций и сделок, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров (работ, услуг) и следовательно не создают объекта налогообложения.

Отдельные положения этого пункта нашли отражение в действующем законодательстве о налогах в виде льгот, т.е. объектов, не подлежащих налогообложению. Особенность расположения в НК РФ операций и сделок, не признанных реализацией товаров (работ, услуг), заключается в том, что их указание в п.3 ст.39 Налогового кодекса РФ влечет исключение их из объектов обложения всеми налогами, налагаемыми на реализацию товаров (работ, услуг) как на объект, и не требует дублирования этих норм в специальной части Налогового кодекса РФ.

Не признается реализацией товаров изъятие имущества путем конфискации (ст.243 ГК РФ) и наследование имущества (ст.129 ГК РФ), а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных (ст.225 ГК РФ) и брошенных (ст.226 ГК РФ) вещей, бесхозяйных животных, находки (ст.227, 228 ГК РФ) и клада (ст.233 ГК РФ).

Следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации прямо предусматривает условия наследования в полном товариществе (ст.78), в обществе с ограниченной ответственностью (ст.93) в кооперативе (статья 111). Размер исключаемой из налогообложения стоимости имущества в таких случаях определяется с учетом правил пп.5 п.3 ст.39 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) не облагаются налогом на прибыль (пп.4 п.3 ст.39 НК РФ).

Передача имущества в размере первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества не признается реализацией (пп.6 п.3 ст.39 НК РФ) и следовательно не образует объекта налогообложения.

Последующая передача имущества в размере первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (подп.5 п.3 ст.39) реализацией не признается.

2.2. Предмет налогообложения

Так, по смыслу ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.25 Закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" незавершенные строительством объекты относятся к недвижимому имуществу при условии, что они не являются предметом действующего договора строительного подряда.

Соответственно налогообложение таких объектов при их реализации будет осуществляться по правилам реализации недвижимого имущества. В ином случае объектом налогообложения будет являться стоимость выполненных строительных работ.

Одним из существенных элементов закона о налоге и правовой конструкции любого налога является объект налогообложения. Именно он служит основой для разделения налогов на различные виды. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами объект налогообложения.

Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз. На взгляд М.Ф. Ивлиевой на самом деле речь идет не об объекте налогообложения, а о другом существенном элементе закона о налоге – о предмете налога.

В Налоговом кодексе Российской Федерации предмет налога не нашел правого закрепления. Анализ Налогового кодекса позволяет утверждать, что в нем произошло фактическое совмещение таких понятий, как объект и предмет налогообложения.

Прежде чем ввести тот или иной налог, государство в первую очередь ищет и находит тот предмет материального мира, который стал бы основой для налогообложения, материальным основанием налога. История изобилует фактическими и весьма курьезными примерами поиска государством предметов налогообложения: это и фортепиано, и певчие птицы, и скаковые лошади, экипажи, бархат и кружева, всевозможные драгоценности и украшения, а также необычные виды сооружений и построек - выступавшие эркеры и балконы, - служившие предметом налогообложения вплоть до нашего столетия.

Сегодня на смену указанным специфическим предметам пришли другие, более эффективные и легко устанавливаемые: земля, недвижимость, прибыль, заработная плата и др. Но выбор и определение предмета налогообложения являются лишь первым шагом на пути установления налога. Вслед за этим требуется выявить юридическую связь между субъектом налога и предметом налогообложения.

Как тонко и справедливо отмечает С. Г. Пепеляев, сам по себе земельный участок – предмет материального мира и налогообложения – не порождает никаких налоговых последствий. Такие последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае собственность.

Отождествление объекта налогообложения и его предмета вытекает из п. 1 ст. 53 НК РФ, где раскрывается содержание понятия налоговой базы: "Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения».

Измерить с помощью каких-либо характеристик можно только предмет, но никак не юридические факты (действия, события, состояния), например ввоз товара на территорию Российской Федерации. Последний же представлен в как один из примеров объекта налогообложения.

М.Ф. Ивлиева считает, что «заложенное в действующем законодательстве отождествление понятий "объект налогообложения" и "предмет налогообложения" приводит к негативным последствиям для налогоплательщика, поскольку оказывает значительное влияние на квалификацию налоговых правонарушений.

Заключение
Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Принципы налогообложения - это равномерность и определенность.

Одним из существенных элементов закона о налоге и правовой конструкции любого налога является объект налогообложения. Именно он служит основой для разделения налогов на различные виды. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказание услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и борах связывает обязанности по уплате налога.

Для целей налогообложения имеет значение разграничение предметов налогообложения в тех случаях, когда от квалификации предмета зависит порядок и размер исчисляемого налогового обязательства.

Предмет налога – это объекты материального мира, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Предмет налогообложения определяется, как правило, в качестве реальной вещи (автомобиль, квартира, земля), в отношении которой совершается гражданско-правовая сделка, что влечет появление объекта налогообложения, либо наличие предмета в собственности само по себе является объектом налогообложения.

Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. на июль 2005 г.) // СПС Гарант.

2. Ивлиева М.Ф. Налоговое право и налоговая реформа в России // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2007, № 3.

3. Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста: АПП «Джангар» 2006.

4. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2007.

5. Налоги и налоговое право. – М.: Аналитика-пресс, 2004.

6. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев – Система ГАРАНТ, 2003.

7. Основы налогового права. - М.: Инвест Фонд, 2005.

8. Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. – М., 2006.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

  • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества налоговой системы:
  • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Основные тенденции развития налоговой системы:
  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
  • Э — коэффициент эластичности;
  • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Властным субъектом (государственными или муниципальными органами) у подчиненного объекта. В истории нередки случаи насильственного изъятия имущества, но в наше время изъятие происходит обычно по добровольно-принудительному принципу. Налогообложение является основным источником финансирования государственных органов.

Принципы налогообложения.

  1. Принцип обязательности - уплата налогов обязательна и неотвратима.
  2. Принцип равенства - распределение налогов должно быть равным, то есть уплаченные налоги должны быть равными тем выгодам, которые налогоплательщики получают (или могут получить) от государства.
  3. Принцип определенности - правила уплаты налогов должны быть определены заранее, до срока уплаты.
  4. Принцип экономичности - издержки на налогообложение не должны превышать 7% от поступлений, иначе система налогообложения будет неэффективной.
  5. Принцип пропорциональности - определение лимита налогов по отношению к ВВП .
  6. Принцип подвижности - способность системы налогообложения оперативно расшириться в случае чрезвычайных, непредвиденных расходов государства.
  7. Принцип стабильности - нормальный интервал изменений в налогообложении в развитых странах - не чаще, чем раз в три-пять лет.
  8. Принцип оптимальности - оптимальный выбор источников и объектов налогообложения.
  9. Принцип единства - налоговое право едино для всех физических и юридических лиц на всей территории страны.
  10. Принцип справедливости - самый проблематичный принцип: во многих странах (в нашей в том числе) санкции за неуплату или несвоевременную уплату налогов не идут ни в какое сравнение с мизерной ответственностью налоговых органов в случае неправомерных штрафов или необоснованных сборов.
  11. Принцип удобства взимания налогов - уплата налогов не должна причинять неудобства налогоплательщикам по условиям места и времени уплаты.

Система налогообложения.

Система налогообложения - это комплекс всех налогов и сборов. Основы этой системы закреплены на государственном уровне в специальных налоговых кодексах либо других нормативно-правовых актах. В Российской Федерации существует 5 видов системы налогообложения :

  • общая система налогообложения;
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • патентная система налогообложения.

Основные понятия, связанные с налогообложением.

Налогоплательщик - это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность платить налоги. По налоговому кодексу налогоплательщики имеют свои права и обязанности.

Налоговая база - совокупность объектов налогообложения за определенный период на определенной территории. Грубо говоря - список всех налогоплательщиков.

Налоговая политика (или фискальная политика ) - один из методов вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильности экономики и наполнения государственного бюджета . Под влиянием экономической обстановки и текущего экономического цикла, государство может проводить разные виды налоговой политики - сдерживающую или стимулирующую, дискреционную или автоматическую (установление измененных налоговых ставок вручную или автоматически, в зависимости от изменения экономической ситуации).

Налоговое право - система правовых норм , регулирующая социальные отношения в сфере налогообложения. Источниками налогового права, как правило, являются: конституция страны, налоговый кодекс и прочие государственные нормативно-правовые акты. Не следует путать налоговое право с бюджетным правом.