Водный налог – фискальное обязательство, возлагаемое на граждан, частных предпринимателей и организаций, ведущих деятельность по использованию водных ресурсов, подлежащую лицензированию. Согласно законодательству, они обязаны раз в квартал совершать бюджетные платежи, размер которых нужно рассчитать самостоятельно. Чтобы сделать это, следует знать ставки водного налога в 2017 году (таблица), понимать систему повышающих коэффициентов и правильно применять формулу по исчислению сумм налога.
В тексте гл. 25.2 НК РФ четко приписано, что «водными» налогоплательщиками признаются физлица, коммерсанты и организации, использующие искусственные и естественные водоемы, если эта деятельность предполагает лицензирование в соответствии с нормами российского права.
Фактически обязанность по перечислению налоговых платежей возлагается на две категории хозяйствующих субъектов:
Первая категория лиц остается плательщиками налога до тех пор, пока не истечет срок лицензии. Когда это произойдет, они будут обязаны заключить с местными властями договор аренды и перечислять арендные платежи по прописанным в соглашении реквизитам.
По любому из перечисленных объектов существует своя система ставок, в которой из нескольких вариантов нужно выбрать один, соответствующий географии водопользования.
Полный перечень используемых ставок дан в федеральном нормативном документе – НК РФ. Они измеряются в рублевом эквиваленте на единицу налоговой базы.
Особенность водного налога заключается в том, что единое понятие фискальной базы по нему отсутствует. Его трактовка зависит от особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.
Существует четыре варианта определения базы:
Например, согласно НК РФ для коммерческих структур, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, в 2017 году действует ставка 107 руб. на тысячу кубометров.
Важно! Стандартная система ставок используется в случае, если использование воды не превышает лимитов, установленных для конкретного естественного или искусственного объекта. Если законодательный максимум превышен, используется повышающий коэффициент – 5.
Перечень налоговых ставок, используемых при исчислении водных фискальных обязательств, приведен в ст. 333.12 НК РФ. Их уровень различается в зависимости от объекта налогообложения, типа добычи водных ресурсов (наземный или подземный метод) и водоема, используемого в хозяйственных целях.
Водный налог ставка 2017 определяется по следующему алгоритму:
Когда вы знаете все три параметра, отыщите соответствующее значение в ст. 333.12 Кодекса. Обратите внимание, что разница в ставках в зависимости от целевого назначения, реки и региона может быть существенной.
Например, для реки Волга ставки на изъятие воды (руб. на 1 000 кубометров) составляют:
Наименование района | Изъятие из недр | Наземное изъятие |
Северный | 384 | 300 |
Северо-Западный | 390 | 294 |
Разница в показателях составляет более ста руб. на тысячу метров кубических, что существенно сказывается на результатах вычислений. Поэтому нужно изначально выбрать верную ставку и подставлять ее в формулу.
Важно! Если в разрешительном документе, подтверждающем право водопользования, указано несколько его видов, по ним ведется раздельный учет.
Изучив ст. 333.12 НК РФ, бухгалтер хозяйствующего субъекта находит базовую ставку для своего вида деятельности, района и бассейна реки. Это значение нельзя использовать как окончательное: существует система поправочных коэффициентов, учитывающих ежегодный рост цен в стране.
В 2017 году «инфляционный» коэффициент составляет 1,52. Это значит, что окончательная ставка рассчитывается по формуле:
Налоговая ставка = Базовая ставка* 1,52.
Полученный результат нужно округлить до полных рублей, отбросив копейки по правилам математики.
Пример определения ставки
ООО «Дельта» в хозяйственной деятельности эксплуатирует скважину, принадлежащую к бассейну Волги. Предприятие располагается на территории Ярославской области, которая, согласно Классификатору, относится к Центральному району. Как определить налоговую ставку?
Исходя из заданных условий, базовая ставка составит 360 руб. за кубометр воды. Чтобы определить значение на 2017 год, нужно умножить ее на 1,52.
Налоговая ставка = 360* 1,52 = 547,2 руб.
Согласно положениям НК РФ, полученное значение нужно округлить по правилам математики. Значит, в формулу по расчету налога следует подставить 547 руб. на тыс. кубометров.
Согласно фискальному законодательству, изъятие воды из искусственных и естественных объектов – один из объектов «водного» налогообложения. Общие ставки для всех налогоплательщиков прописаны в п. 1 и 1.1 ст. 333.12 НК РФ, а льготные, связанные с водоснабжением населения, – в п.3.
Чтобы иметь возможность пользоваться сниженной ставкой, нужно соответствовать двум условиям:
Если в лицензии хозяйствующего субъекта не прописано, что компания или ИП осуществляет забор вод подземным способом для водоснабжения населения, она не может пользоваться льготой. Она обязана уплачивать повышенный водный налог: ставки указаны в п. 1 и 1.1 ст. 333.12.
Если в разрешительном документе прописано несколько видов водопользования, например, для снабжения населения питьевой водой, перепродажи и других нужд, по ним следует вести раздельный учет. Несоблюдение этого правила ведет к утрате права на льготную ставку по операциям, связанным с водоснабжением жителей населенного пункта.
Налоговые ставки по водному налогу устанавливаются на федеральном уровне и приводятся в соответствие с текущим уровнем цен благодаря системе повышающих коэффициентов. Задача налогоплательщика – правильно выбрать ставку и произвести корректный расчет бюджетных обязательств.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Налоговая база зависит от целей использования водного объекта, и рассчитывают ее отдельно по каждому:
Об этом сказано в статье 333.10 Налогового кодекса РФ.
В зависимости от вида использования воды налоговую базу определяют по разным правилам.
Если используете водный объект для забора воды, налоговая база соответствует объему забранной воды за квартал. Объем определите по данным измерительных приборов. Эти же показания отразите в журнале первичного учета использования воды. Форма журнала утверждена приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.
А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.
Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.
Такие правила содержит пункт 2 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.
В этом случае налоговая база соответствует площади водного пространства, которое предоставили в пользование. Этот показатель, как правило, указан в лицензии на водопользование. Если в лицензии нет площади, тогда посмотрите технические (проектные) документы.
Это предусмотрено в пункте 3 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.
При использовании водного объекта для сплава древесины в плотах и кошелях налоговую базу рассчитайте по формуле:
Такой порядок содержит пункт 5 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.
Если используете водный объект в гидроэнергетике без забора воды, налоговая база равна количеству электроэнергии, которую произвели за квартал.
А если для этих целей осуществляете забор воды, налоговую базу определите как для объекта - .
Это предусмотрено пунктом 4 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.
Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:
Если для одного водного объекта установлены различные ставки, определите налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, если организация осуществляет забор воды из реки Волги в Северном и Северо-Западном экономических районах, налоговую базу нужно считать отдельно. Несмотря на то что водный объект один - река Волга, в этих районах действуют разные ставки водного налога.
Это указано в пункте 1 статьи 333.10 и подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание, что к ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года. Например, в 2016 году ставки применяют с коэффициентом 1,32.
Кроме этого, дополнительно ставки нужно увеличить в двух случаях .
Первый - при заборе воды :
Второй - при добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации на коэффициент 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод.
Такие правила предусмотрены пунктами 1.1, 2, 4 и 5 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.
Умножая ставки на коэффициенты, округлите их до полного рубля. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/721.
Водный налог рассчитывайте ежеквартально отдельно по каждому виду водопользования. Сумму водного налога к уплате в бюджет по каждому объекту определите по формуле:
Водный налог к уплате | = | × | × | × |
Чтобы определить общую сумму налога, сложите суммы налога по каждому объекту.
Такой порядок предусмотрен статьей 333.13 Налогового кодекса РФ.
Пример расчета водного налога. Организация сплавляет древесину в плотах
ООО «Альфа» сплавляет древесину в плотах по реке Волге на основании лицензии. За I квартал 2016 года объем сплавляемой древесины составил 1800 куб. м. Расстояние сплава - 1500 км.
Налоговая ставка при сплаве по реке Волге за 1000 куб. м древесины на каждые 100 км сплава равна 1636,8 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 333.12 НК РФ). В 2016 году ставка равна 2161 руб. (1636,8 руб. × 1,32).
Бухгалтер «Альфы» определил сумму водного налога за I квартал 2016 года так:
(1800 куб. м × 1500 км: 100) × 2161 руб. = 58 347 руб.
Пример расчета водного налога. Организация осуществляет забор воды на территории разных экономических районов
ООО «Альфа» осуществляет забор воды из подземных водных объектов по лицензиям из бассейна реки Дон на территории Центрального и Центрально-Черноземного районов. Организации установлены годовые лимиты 160 000 куб. м по каждому экономическому району.
В I квартале 2016 года по данным технических приборов учета забор воды составил:
Бухгалтер «Альфы» рассчитал водный налог отдельно по каждому экономическому району.
Квартальный лимит по каждому экономическому району составил 40 тыс. куб. м (160 тыс. куб. м: 4).
Ставки налога в 2016 году составляют:
Сумма налога к уплате в Центральном экономическом районе:
32 тыс. куб. м × 507 руб. (за 1 тыс. куб. м) = 16 224 руб.
Сумма налога к уплате в Центрально-Черноземном экономическом районе:
Основы налогообложения плательщиков водного налога заложены в главе 25.2 НК РФ. Разнообразие ставок этого налога обусловлено экономическим районированием. Ещё в законодательстве оговорено применение повышающих коэффициентов, которые будут увеличивать сумму налога год от года.
В качестве плательщиков водного налога могут выступать как , так и отдельные частные организации, занимающиеся специальным или особым пользованием . Имеет значение также, на основе чего осуществляется данная деятельность: по договору или по лицензии, с какого года ведётся водопользование, поскольку не только налоговое законодательство регулирует эту сферу экономики, но и Водный Кодекс РФ. Далее попробуем разобраться, какие существуют ставки водного налога, и какой КБК указывать в на 2017 год. А также на примере попробуем применить основные правила и формулу расчёта ВН.
При расчёте водного налога ставки имеют неоднозначный характер. Они измеряются в рублях, но выбор конкретного значения зависит от ряда особенностей. Среди них:
Единицей измерения налоговой базы водного налога является объём в 1 тысячу кубических метров для забора вод. Именно для этого объёма установлены ставки, перечисленные в ст. 333.12 НК РФ.
По каждому экономическому району и по каждому названию реки или озера установлены свои ставки в рублях. Аналогичное распределение ставок установлено также по каждому из морей.
Отдельно выделены ставки ВН при использовании акватории различных экономических районов и внутренних морских вод, использование ресурсов воды для гидроэлектростанций, не занимающихся забором вод, а также для организаций, использующих водные объекты для сплава древесины. В этих случаях налоговая ставка будет измеряться в единице объёма сплавляемой древесины на определённый отрезок расстояния сплава, а для гидроэлектростанций – в тысячах кВт*ч выработанной электроэнергии.
В 2017 году при расчёте налога на воду налогоплательщики обязательно должны увеличивать ставку на повышающий коэффициент, равный 1,52. С каждым годом этот коэффициент будет возрастать. Его значения определены вплоть до 2026 года, далее расчёт будет вестись исходя из потребительских цен и прочих статистических данных.
Повышающий показатель 1,1 к ставке по ВН установлен для налогоплательщиков, не применяющих специальные измерительные приборы для вычисления объёма водопотребления. Также существует повышающий коэффициент, равный 10, для тех лиц, которые добывают подземные воды для их последующей переработки и реализации потребителю.
Правильный КБК, указанный налогоплательщиком в отчётности, направляет платёж по назначению. Указание ошибочного или устаревшего кода грозит тем, что платёж зависнет в категории невыясненных поступлений. Значения КБК по водному налогу на 2017 год указаны в таблице:
В соответствии с существующим порядком расчёт и формирование отчётности по ВН лица проводят самостоятельно. Уплату налога за пользование водными ресурсами налогоплательщики производят по ОКТМО, соответствующему месту расположения водных объектов. Рассмотрим особенности расчёта этого налога.
Расчёт и уплата такого налога описаны в этом видео:
Как и в других системах налогообложения, формула расчёта налога на воду проста, и выглядит как произведение: ВН = НБхС, где, НБ и С означают налоговую базу и соответствующую ей ставку.
Однако при расчёте должны соблюдаться правила, которые могут вносить в формулу различные корректировки в виде повышающих коэффициентов. Правила расчёта ВН гласят:
Налогоплательщикам даётся в 20 дней после окончания каждого квартала, чтобы произвести оплату рассчитанной суммы ВН.
Предприятие занимается по забору вод для производственной деятельности. Скважина расположена в бассейне р. Волга в Волго-Вятском экономическом районе. Предприятие оснащено водоизмерительными системами, а лимит потребления воды на один квартал равен 300000 м3. В течение первого квартала 2017 года водопотребление превысило норму на 20000 м3. Какую сумму ВН должно уплатить предприятие за 1 квартал 2017 года?
Для каждого вида использования вод рассчитываются свои поквартальные или годовые лимиты забора. Законодательство устанавливает применение повышающих коэффициентов и налоговых ставок с коэффициентом 5 для расчёта налога на превышенное использование водных ресурсов.
Компании, отбирающие воду для поставки населению, в 2017 году должны использовать ставку 107 рублей за тысячу кубометров. В следующем году она возрастёт до 122 рублей.
Результат произведения ставки водного налога на различные коэффициенты должен округляться до целого значения. Таким образом, ставка не может быть дробным числом.
О сроках уплаты водного налога расскажет это видео:
Водный налог — это федеральный сбор, который вступил в силу в 2005 году и был значительно изменён по сравнению с предыдущим вариантом. Помимо всего прочего, был расширен круг лиц, которые обязаны уплачивать налог, увеличены ставки и многое другое.
Сущность этого налога заключается в том, что он направлен на эффективное и рациональное использование водных объектов Российской Федерации, поскольку именно этот ресурс является крайне важным и ограниченным. Это вполне оправданно, ведь по некоторым данным лишь 20% питьевой воды в стране соответствует стандартам качества, а остальная часть обладает повышенным уровнем вредных веществ и примесей.
В рамках внедрения водного налога был разработан специальный механизм, который позволяет взимать плату за использование ресурсов для различных целей.
Отличительной особенностью этого сбора является то, что он даёт право пользоваться определённым объектом, но при этом не является платежом за сами водные ресурсы . Его распределение происходит следующим образом:
Подробную информацию об этом налоге можно почерпнуть из следующего видео:
Уплата налога за использование водных ресурсов обязательна в таких случаях:
Существует также целый ряд случаев, когда обложение не осуществляется. Всего выделяют 15 типов деятельности, которые не считаются объектами для удержания налоговых платежей:
Полный список можно найти в НК РФ. Что касается определения субъектов, которые должны уплачивать сбор или освобождаться от него, то здесь все зависит от вида использования водных ресурсов. Если объект, который находится в их пользовании, является объектом для налогообложения, то соответственно придется внести платежи в бюджет. В противном случае происходит освобождение от его уплаты.
Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего
это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:
Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.
Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь
, как это стало просто!
Установление ставок налога зависит от области, экономического района, вида деятельности, типа объекта и других факторов. Ставки отображаются в Налоговом кодексе в российской денежной единице – в рублях за одну меру налоговой базы.
Стандартные ставки применяются в тех случаях, когда использование воды находится в указанных рамках. Если же объемы забранной воды превышают верхнюю границу, то все ставки умножаются на 5.
Вода, которая используется для бытового применения населением, облагается налогом, в 2019 году это 122 рубля, для примера за 2017 год было 107 руб., за 2018 – 122 руб. за 1 тыс. м 3 воды . Ставки длительностью в 1 год действуют тогда, когда используется акватория поверхности воды. Что касается конкретного периода уплаты налогов (квартала), то их размер рассчитывается как определенный процент от годовой суммы.
При определении налоговой базы производится индивидуальный расчет для всех объектов, при этом учитываются особенности их использования. В случае, когда водный объект облагается специальной налоговой ставкой, то она также принимается во внимание при определении базы.
Налоговая база – это количество воды, которое было выкачано из определенного объекта за какой-то промежуток времени . При этом объем определяется следующим образом:
Если предыдущие способы невозможно применить, то расчет объема воды осуществляется исходя из расчета потребностей и норм потребления.
В случае, когда используется акватория, налоговая база будет определяться иным путем, а именно площадью используемого водного объекта. Она в свою очередь указана в соответствующих документах, которые регламентируют использование конкретного пространства. Для электростанций, которые используют воду в производстве, база налога – объем выработанной электроэнергии.
Уровень ставок водного сбора был установлен еще в прошлом десятилетии, а в 2015 году было запланировано их изменение. Налоговый кодекс РФ говорит о том, что с этого и вплоть до 2025 года будет проводиться поэтапное их увеличение.
Для различных категорий населения, а также видов деятельности изменения ставок будут осуществляться по-разному. В целом, на сегодняшний день запланировано поднятие налога в 1,15 раз. Помимо этого будут введены специальные индексы:
Декларация по водному налогу подается ежеквартально , то есть именно квартал является налоговым периодом для сдачи отчетов и осуществления платежей в налоговые органы. Заплатить все необходимые суммы необходимо до 20-го числа того месяца, который идет после предыдущего квартала.
Подавать декларацию необходимо в то учреждение, которое обслуживает территорию нахождения водного объекта. При этом обязательно соблюдать такие сроки:
В особых случаях к налоговой декларации необходимо прикреплять и другие документы. Например, если используется особый режим водопользования для иностранцев или физических лиц Российской Федерации, то дополнительно нужно предоставить отчет налогового инспектора, который выдавал лицензию на право выполнения соответственных работ.
Подавать декларацию можно посетив налоговый орган, отправив заказное письмо или заполнив необходимую форму на сайте:
Декларация имеет определённую структуру, состоит из нескольких разделов и подразделов, причём заполнять необходимо не все из них. Обязательно нужно ввести информацию в каждую строчку первого и второго раздела, а также заполнить титульную страницу. Эти части включают в себя данные о плательщике, его банковские реквизиты, информацию об объекте использования, налоговой базе, ставке и общей сумме платежей.
Что касается дополнительных частей декларации, то их необходимо заполнять лишь некоторым категориям плательщиков, которые занимаются определёнными видами деятельности. Например, если осуществляется использование акватории водного пространства (моря, озера, речки), забор воды, производство электроэнергии и прочее. То есть в тех случаях, когда требуется более детальная и глубокая информация для налоговых органов, поскольку начисление суммы к уплате будет несколько иным, чем в обычном случае.
Также необходимо помнить, что заполнять декларацию позволяется лишь синей, черной или фиолетовой ручкой. Если будет использоваться другой вариант, то документ не обретет никакой юридической силы.
Ни в коем случае не допускается применение корректоров или других средств изменения надписи. Если допускается какая-либо ошибка, то ее необходимо зачеркнуть и внести исправление рядом. При этом обязательным условием является подтверждение таких изменений росписью плательщика налогов.
При введении чисел необходимо указывать суммы в рублях целыми числами. Если какая-то графа остается пустой – на ее место нужно поставить прочерк. Все слова прописываются большими печатными буквами. Не допускается склеивать или скреплять листы бумаги, если это может привести к любым повреждениям документа.
Рассчитать водный сбор – это довольно сложный и трудоемкий процесс. Объясняется это тем, что субъект хозяйствования должен делать это самостоятельно, учитывая количество и сумму платежей по каждому отдельному объекту. Как уже было сказано выше, каждый вид деятельности, а также различные водные пространства облагаются налогом по определенным ставкам, которые можно найти в Налоговом кодексе РФ. При этом важно разобраться не только в ставках, но и в лимитах пользования, которые определяются на один год. Если расчет осуществлен неправильно, то могут возникнуть проблемы.
Для правильного расчета необходимо иметь знания в области как налогового, так и водного законодательства. Если плательщик использует несколько объектов одновременно, то осуществлять платежи все равно необходимо одной суммой . Это также может стать трудностью при том, что по каждому отдельному участку нужно указать отдельную сумму налога.
Необходимо помнить, что расчет осуществляется с учетом тех лимитов, которые установлены в НК РФ. В некоторых случаях они могут быть установлены индивидуально для отдельных плательщиков. Что касается льгот, то на сегодняшний день таковых не предусмотрено.
Следует отметить, что есть некоторые схемы, которые позволяют значительно уменьшать налоговые отчисления. Например, если оформить договор аренды на определенный водный объект, то платить налог на него нет необходимости. Уже более пяти лет действует эта норма, и она позволяет уменьшать нагрузку на плательщика.
Многие эксперты советуют обращаться к специальным компаниям, которые помогут разобраться в правильном расчете водного сбора, а это в свою очередь сэкономит вам время и избавит от возможных проблем. Более того, если подсчеты осуществляются впервые, то сторонняя помощь может оказаться просто необходимой.
Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.
Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».
Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.
Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.
Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.
В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:
П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:
Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:
Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.
На размер ставок водного налога влияют:
По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.
Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.
ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.
С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты , размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.
Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.
НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.
За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.
Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.
Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.
В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.
Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.
Налог в пределах лимитированного объема воды:
280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.
Налог за объем воды сверх лимита:
10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.
Общая сумма налога составит:
133 056 руб + 23 760 руб = 156 816 руб.