Микроэкономика не изучает. Микроэкономика. Понятие микроэкономики и суть

Микроэкономика не изучает. Микроэкономика. Понятие микроэкономики и суть

Страница 3 из 37

Введение в микроэкономику.

Микроэкономика (от греч . слов “микро” – маленький и “ойкономия” – управление хозяйством) рассматривает хозяйственную деятельность первичных субъектов экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек, например, показывает, как фирмы распределяют свои ресурсы на разные цели; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.

Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями и наемными работниками, между самими предпринимателями (конкуренцию), а также между продавцами и покупателями. Все эти отношения реализуются через цены на факторы производства и экономические блага. Поэтому в центре микроэкономического анализа находится механизм рыночного ценообразования.

Важным аспектом микроэкономической теории является взаимодействие хозяйственных субъектов в процессе образования более крупных структур – рынков конкретных товаров или, как их еще называют, отраслевых рынков (зерна, автомобилей, образовательных услуг и т.п.).

Микроэкономика помогает понять закономерности развития той или иной отрасли производства и сферы услуг, то, как взаимодействуют между собой производители и потребители на рынках отдельных товаров. Она объясняет, как устанавливаются цены на одежду и автомобили, нефть и зерно, услуги адвоката и биржевого маклера; как определяется и от чего зависит уровень зарплаты; какие средства инвестируются предпринимателями в производство тех или иных товаров; сколько и почему выпускается в экономике различных благ и кто их получает. Одним словом, микроэкономика формулирует и объясняет целый ряд законов: редкости благ, спроса и предложения, убывающей предельной полезности, убывающей отдачи от факторов производства и др.

Все эти знания необходимы практически любому грамотному человеку для понимания сложного мира хозяйственных отношений между людьми, формирования экономического мышления.

Таким образом,микроэкономика – это часть экономической науки, исследующая поведение отдельных экономических субъектов в процессе осуществления экономического выбора.

Имеются и другие определения микроэкономики, которые сводятся к следующему:

1) микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами;

2) задачей микроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках;

3) в микроэкономике исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, фирма или экономические показатели их деятельности для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы.

Основными субъектами микроэкономики являются потребители, производители, организации бизнеса и домашние хозяйства.

Основная цель экономических субъектов – повышение благосостояния. Поскольку ресурсы, имеющиеся в распоряжении общества, ограничены, отдельно взятые экономические единицы должны совершать четыре фундаментальных экономических выбора:

что следует производить и в каком количестве?

как следует производить?

кто и какую работу должен выполнять?

для кого должны быть предназначены результаты производства?

Выбор совершается среди ограниченных ресурсов, которые могут альтернативно использоваться для производства разных товаров и услуг и распределяться затем для потребления в настоящем и будущем.

Микроэкономика обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Слово “метод” в переводе с греческого означает “путь к чему-либо”. Применительно к микроэкономике методы изучения – это путь познания мотивов поведения хозяйственных субъектов и закономерностей хозяйственной деятельности.

В зависимости от подхода к объяснению поведения экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную. Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие конкретные условия или аспекты экономики желательны или нежелательны. Выделение позитивной и нормативной микроэкономики служит отправным пунктом в методологии микроэкономики. Если основными способами познания позитивной микроэкономики являются приоритет потребностей экономических субъектов, предельный анализ и равновесный подход, то нормативная микроэкономика использует прежде всего словесное, математическое и графическое моделирование.

Особый интерес при изучении микроэкономики представляет моделирование , т.е. упрощенное отражение экономической действительности с помощью уравнений и графиков, описывающих взаимодействие различных факторов. Экономическая модель обычно стремится объяснить, как на ключевые экономические переменные влияют экономические условия.

Более глубокое понимание математического моделирования предполагает использование функций, отражающих в математической форме зависимость одного набора переменных от другого, и графиков, изображающих зависимости между двумя и более переменными. Эти методы экономической науки широко используются в микроэкономике в теориях спроса, предложения и потребительского выбора.

Основой построения моделей являются экономические данные или, другими словами, факты, выраженные в виде чисел, которые дают информацию об экономических переменных.

Математическую форму представляет функция , которая отражает в алгебраической форме зависимость одного набора переменных от другого:

y = f (x ).

Эта формула отражает зависимость переменной y от переменной x, при которой каждому значению переменной x соответствует единственное значение переменной y.

Вторая форма моделирования использует для изображения зависимости между двумя и более переменными графиков, построенных в двухмерном пространстве. График представляет собой изображение зависимости между двумя переменными (например, между ценой товара и величиной спроса на него).

Когда величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии (рис. 1.1,а).

Если величины обеих переменных изменяются в противоположном направлении, между ними существует отрицательная, или обратная, зависимость. Она изображается на графике нисходящей линией (рис. 1.1,б).

Кроме того, наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный и наоборот. Чтобы определить уровень наклона функции, необходимо в окрестностях данной точки провести касательную линию, как показано на рис. 1.2.

Связь модели с объективной экономической действительностью

двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, а с другой – служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Предпосылки для возникновения микроэкономики сложились во второй половине ХIХ в., когда в экономической науке все большее внимание стало уделяться психологическому фактору. Австрийская школа предельной полезности (маржинализм) стала рассматривать в качестве исходного пункта экономической науки автономного индивида, независимого от окружающего мира. Основная задача его деятельности – удовлетворение потребности в условиях ограниченных ресурсов. Поведение этого индивида рассматривается здесь в различных ситуациях с целью выбора оптимального варианта. При этом предполагается почти полная взаимозаменяемость факторов производства (труда, капитала, земли).

Экономическая наука выступает при таком подходе как сборник готовых рецептов поведения индивида и фирмы в стандартных ситуациях.

Изучение проблем микроэкономики мы начнем с рассмотрения поведения потребителя и производителя на рынке. Каковы бы ни были виды рынков, как бы они ни были организованы, какими бы свойствами они ни обладали, основными элементами любого рынка являются спрос, предложение и цена.

Экономическая наука - это наука о способах использования наиболее дефицитных ресурсов, которые выбирает общество для создания разнообразных товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей индивидов и различных общественных групп.

В целом экономика изучает противоречие постоянных потребностей и ограниченные ресурсы и является высокоорганизованной деятельностью, превратившей научные методы в формирование современной цивилизации, возникшей в Новое время.

В период эпохи Просвещения, промышленной и интеллектуальной революции (XVII-XVIII вв.) суеверия и догматы об экономике прекратились, и она закрепила за собой право называться наукой как основной движущей силой, нуждающейся в экспериментальном методе.

И только английский ученый Фрэнсис Бэкон осознал всю значимость этого опыта. Он основал в 1662 году в Лондоне Королевское научное общество, целью которого было воплотить в реальность идеи великого философа Бэкона, способствующие развитию современной науки во благо человечества. Членами этого общества являлись Исаак Ньютон , Джон Локк, Роберт Бойль, Роберт Хук и др., но основателем современной экономики стал Уильям Петти. В дальнейшем и в других странах стали возникать подобные общественные группы и академии. В России основателем научной экономической академии является М. В. Ломоносов.

В конце ХIХ в. в экономике произошел переворот в изучении государственного богатства народов, и важной составляющей в науке стало рациональное поведение индивидов, что и сконцентрировало внимание научных деятелей на рассмотрении рыночных отношений отдельных агентов. Таким образом экономика стала наукой и о рациональном поведении агентов (людей) в процессе производства, потребления и распределения благ при использовании ограниченных ресурсов.

В 1929-1933 гг. в период жестокого экономического кризиса представление об экономике сильно пошатнулось из-за отсутствия равновесия экономической составляющей на микро– и макроуровне. Причиной чему стало разделение предмета экономики на две части: макроэкономику и микроэкономику.

Что такое микроэкономика?

Микроэкономика (в переводе с англ. мicroeconomics ) - хорошо разработанный учебный предмет, являющийся стандартной частью образования в любой стране, зрелая, с отточенными инструментами наука, имеющая четкие определения и обширную область для их применения. Микроэкономика изучает поведение конкретных экономических единиц (домашних хозяйств и фирм), функционирование отдельных товаров , рынков и ресурсов, а также значение общих (тр) , предельных (мр) и средних (ар) продуктов.

Основы микроэкономики

Микроэкономика - наука, изучающая поведение отдельных агентов и принятие их собственных решений.

Ее основными проблемами являются:

  • распределение ресурсов;
  • состояние рынков;
  • цены и объемы выпуска;
  • потребление экономических благ.

Микроэкономика изучает соотношения цен конкретных благ , в то время как макроэкономика изучает абсолютный уровень цен. Особое значение имеет изучение следующих микроэкономических вопросов:

Данный выбор, как правило, основывается на следующих вопросах:

  • что производить;
  • какой объем производимого предмета (товара или услуги);
  • каким образом его производить;
  • кто будет получать то, что будет произведено;
  • какой объем ресурсов необходимо использовать для потребления на начальном этапе и какой - в будущем.

Современная микроэкономика дает возможность сделать правильный выбор, изучив четыре ее основные части:

Основы функционального анализа заложил Адам Смитт, который и есть первым основателем микроэкономики. Однако принято считать основателями этой науки и таких ученых, как Т. Мальтус и Ж. Б. Сэй с их теориями трех факторов производства и законом снижающейся доходности, которые используются и сегодня, а также других известных ученых-экономистов, внесших большой вклад в развитие микроэкономики.

Предмет микроэкономики

Объектом изучения микроэкономики принято считать экономическую деятельность людей и общие экономические проблемы, возникающие в ходе экономической деятельности, разрешаемые в соответствии с существующими государственными институтами и их системами.

Предмет микроэкономики включает в себя экономические субъекты , экономические действия и экономические блага.

К экономическим субъектам относятся любые самостоятельно действующие единицы (предприятия, домохозяйства и т. п.), возникшие в целях получения экономической выгоды или потребления собственных благ.

Субъекты микроэкономики включают в себя два вида деятельности:

1) преобразование одного объекта в другой (производители);

2) использование объекта для собственных нужд (потребители).

Экономические блага представляют собой предметы материального и нематериального характера, способные удовлетворять потребности потребителя или использоваться для достижения поставленных целей производителя.

Экономическое действие того или иного экономического субъекта - это принятие им определенного решения и последующее его осуществление.

Таким образом, предмет микроэкономики - принятие экономических решений экономическими субъектами с использованием экономических благ.

Любые достижения в микроэкономике тесно связаны с использованием методов, основанных на познании экономической жизни общества.

К самым распространенным методам исследования в данной науке относятся дедукция и индукция.

Дедукция представляет собой ход наоборот, от общего к частному.

Достаточно широко в микроэкономике используется следующий технический прием -предельный анализ. Он применяется для построения микроэкономических моделей и позволяет определить, каким образом каждая проведенная дополнительная операция, совершаемая в определенный период времени, влияет на достижение цели, что в конечном итоге способствует разработке теорий и моделей для ее совершенствования.

Но имеется и упрощенное представление экономической действительности, которое носит название экономической модели . Это система взаимосвязи между экономическими переменными, главной задачей которой является прогнозирование результата, а целью - помощь в понимании действий того или иного сектора экономики.

Самым простым и часто используемым видом экономико-математического моделирования считается моделирование в двухмерном пространстве (при помощи графиков).

Также используется метод абстрагирования (возможность упрощения объекта, который исследуется, способом исключения в ходе анализа некоторых деталей) в большей степени в случаях невозможности исследования всех деталей экономического явления.

Микроэкономика формулирует законы, которые указывают на то, что одно экономическое явление провоцирует развитие другого, но только при равных условиях; при этом другие факторы, влияющие на ситуацию, не имеют важного значения. Такой метод в микроэкономике называется допущением «при прочих равных условиях» .

Огромное значение в микроэкономике имеет функциональный анализ . Выбирается характерная черта, проводится сортировка факторов, которые каким-либо способом влияют на нее, после чего определяется характер взаимосвязи.

Широко используется в микроэкономике равновесный подход , основанный на изучении экономических динамичных явлений. Контролируя динамику экономических явлений, микроэкономика выявляет состояния, характеризующиеся относительной стабильностью (равновесием).

Проблемы микроэкономики

Экономические субъекты (предприниматели, вкладчики капитала, домашние хозяйства, фирмы и т. п.) сталкиваются с таким важным проблемным вопросом, как цена.

Цена услуги или товара - ориентир, руководствуясь которым и потребители и производители обеспечивают личный интерес и определяют выгоду. Поэтому самая главная проблема микроэкономики - это анализ факторов, которые влияют на ценообразование товара на конкретных рынках.

Как утверждал в своих исследованиях общепризнанный авторитет по проблемам ценообразования Альфред Маршалл: «главные ценообразующие факторы - это предложение и спрос, а также все, что на них влияет».

Влиять же на них могут следующие показатели: низкий уровень ресурсов , издержки производства, полезность товара, временной интервал, возможности фирмы и т. д.

Итак, микроэкономика изучает спрос и предложение.

Спрос - одна из сторон в процессе рыночного ценообразования; количество товара, предлагаемое за приемлемую цену, которое впоследствии будет куплено в определенный период времени. Спрос, который обеспечен денежными средствами покупателя, принято называть платежеспособным.

Основным фактором, влияющим на спрос, является цена. Между величиной спроса и ценой существует обратная связь: завышенная цена снижает спрос и наоборот. Такая связь называется законом спроса.

Любые движения в микроэкономике, касающиеся спроса, происходят из-за установленной цены, а также при изменении спроса из-за воздействия следующих неценовых факторов:

Таким образом, микроэкономика имеет огромное значение в жизни людей и изучает вопросы финансовой составлющей как потребителя, так и производителя.

Тверской государственный технический университет

Кафедра экономики и управления производством

Контрольная работа по экономике

Вариант №3


1. Микроэкономика: ее предмет, субъекты

1.1 Предмет микроэкономики

1.2 Субъекты микроэкономики

2. Система макроэкономических показателей. Общественный продукт.

2.1 Промежуточный и конечный продукт. Добавленная стоимость.

3. Задача.

Список использованной литературы

1. Микроэкономика: ее предмет, субъекты

1.1 Предмет микроэкономики

Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

Цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

Состояние отдельных рынков;

Распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

Экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;

Принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;

Проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

а) экономического атомизма , означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;

б) экономического рационализма , сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части - теории распределения - анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Микроанализ претерпел определенную модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

Микроэкономическая теория лежит в основе разработки микроэкономической политики. Последняя, в свою очередь, определяется государством, которое устанавливает конкретные цели для отдельных рынков или отраслей и применяет определенные инструменты регулирования рынков и отраслей для осуществления этих целей.

В микроэкономике, как и в макроэкономике, используется один и тот же инструментарий, однако каждая из наук анализирует экономические явления и процессы под разным углом зрения. Макроэкономика изучает экономику страны в целом, микроэкономика - состав и распределение общественного продукта. Для экономического образования одинаково ценны обе части экономической теории.

1.2 Субъекты микроэкономики

Объектом микроэкономических исследований является микросистема. Поскольку микросистема выступает как система экономических отношений между хозяйствующими субъектами, то анализировать ее можно в трех аспектах: через выяснение того, какие субъекты вступают в эти отношения, по поводу чего эти отношения складываются и какое основное содержание этих отношений.

К основным субъектам микросистемы относятся:

а) домохозяйства. Это группа людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и вместе принимают экономические решения. Наиболее характерным примером домохозяйства является семья. Однако роль домохозяйства в микроэкономике может выполнять и отдельный человек, который самостоятельно формирует и использует свои доходы, не вступая в любые объединения с иными гражданами. Роль домохозяйств в микроэкономической системе двоякая. С одной стороны, они являются потребителями конечных товаров и носителями конечных потребностей. Собственно ради удовлетворения этих потребностей и функционирует экономическая система. Поэтому на рынке конечных товаров домохозяйства выступают на стороне спроса как покупатели. С другой же стороны, домохозяйства - это собственники ресурсов, которые поставляются ими для производственных целей. Поэтому на рынке ресурсов домохозяйства превращаются у продавцов, формируют предложение;

б) предприятия (фирмы). К ним относятся любые хозяйствующие субъекты, которые занимаются производственным потреблением ресурсов и производят товары или услуги с целью получения дохода. Следует обратить внимание, что понятие “предприятие” в микроэкономике значительно шире, чем, скажем, это определено в законодательстве, в частности в Законе Украины “О предприятиях”. Если для законодателя важно, чтобы предприятие было обязательно юридическим лицом, прошло государственную регистрацию и тому подобного, то для исследователя микроэкономических проблем все это не имеет существенного значения. Главным для него является то, что предприятие самостоятельно принимает решение о выпуске продукции, приобретении ресурсов, цене и рынках сбыта и руководствуется при выборе альтернативных вариантов целью максимизации дохода;

в) государство. Оно в микросистеме рассматривается как совокупность органов власти, которые осуществляют роль координатора и регулятора экономической жизни. Исследователь микросистемы абстрагируется от того факта, что государство является собственником значительного количества предприятий, организует производство товаров общественного пользования и тому подобное. Наиболее существенным для него является координационная роль государства.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

Что производить и в каком объеме;

Каким образом производить избранные виды благ;

Кто получает то, что произведено;

Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой

Для будущего.

Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса.

2. Система макроэкономических показателей

Модели включают два вида показателей: экзогенные и эндогенные .

Экзогенные величины – это показатели, задающиеся извне, формирующиеся вне модели . Экзогенные величины являются автономными (независимыми). Эндогенные величины – это показатели, формирующиеся внутри модели .


Рис. 1.4

Модель позволяет показать, как изменение экзогенных величин (внешний импульс) влияет на изменение эндогенных (рис.1.4.). Например, если функция потребления имеет вид: С = С (Yd, W), где С – величина совокупных потребительских расходов, Yd - располагаемый доход и W – богатство, Yd и W являются экзогенными величинами, а С – эндогенной. Эта модель позволяет исследовать, как изменение располагаемого дохода и/или богатства меняет величину потребительских расходов. Потребление, таким образом, выступает как зависимая величина (функция), а располагаемый доход и величина богатства – как независимые величины (аргумент функции). В разных моделях одна и та же величина может быть и экзогенной, и эндогенной. Так, в модели потребления потребительские расходы (С) выступают в качестве эндогенной (зависимой) величины, а в модели совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn потребительские расходы (С) являются экзогенной (независимой) величиной, т.е. переменной, определяющей величину совокупного выпуска и совокупного дохода. Исключение составляют переменные государственного управления, которые, как правило, являются экзогенными, такие как государственные закупки товаров и услуг, аккордные налоги, налоговые ставки, величина трансфертов, учетная ставка процента, норма обязательных резервов, денежная база.

30 ответов на вопросы теста по "Микроэкономика".

1. Какое из следующих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

a. эффективность использования ресурсов

b. неограниченные производственные ресурсы

c. максимальное удовлетворение потребностей

d. редкость блага

Ответ: b

2. Цена земли как территории:

a. определяется соотношением спроса на землю и предложением земли

b. определяется государством

c. зависит от предложения сельскохозяйственных продуктов

d. представляет собой сумму денег, которая будучи помещенной в банк, приносит доход, равный земельной ренте.

Ответ: d

3. Основы теории макроэкономики были заложены:

a. А.Маршаллом

b. школой меркантилизма

c. школой монетаризма

d. Дж.Кейнсом

Ответ: d

4. Микроэкономика изучает:

a. уровень и темпы инфляции

b. экономический рост в масштабах национальной экономики

c. деятельность индивида, отдельной фирмы, функционирование различных товарных рынков

d. распределение доходов в обществе

Ответ: b

5. Научная абстракция - это метод, состоящий в:

a. разложении целого на составные элементы

b. мысленном отвлечении от несущественных сторон явления

c. обобщении данных, добытых анализом

d. движении мысли от частного к общему

Ответ: b

6. Синтез - это метод исследования, заключающийся в:

a. обобщении в единое целое данных анализа

b. мысленном отвлечении от несущественных сторон

c. разложении целого на составные элементы

d. умозаключении от общего к частному

Ответ: a

7. Как называется метод исследования, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами:

a. индукция

b. дедукция

d. системный подход

Ответ: b

8. Студенту предложили распространять газеты в выходной день за 10 тыс. рублей. Вместо этого он посетил выставочный зал и кафе и потратил 7 тыс. рублей. Какова альтернативная стоимость выходного дня?

a. 10 тыс. рублей

b. 7 тыс. рублей

c. 3 тыс. рублей

d. 17 тыс. рублей

Ответ: d

9. Экономические блага:

a. ограничены

b. создаются в процессе производства

c. требуют затрат ресурсов

d. все ответы правильные

Ответ: d

10. Ограниченность ресурсов означает:

a. недостаток денежных средств

b. невозможность удовлетворить все потребности людей

c. проблему, возникающую только в малоразвитых странах

d. дефицит на рынках факторов производства

Ответ: b

11. Эффективность функционирования экономической системы на графике производственных возможностей отражается:

a. точкой, лежащей вне кривой

b. точкой, лежащей внутри кривой

c. любой точкой, лежащей на кривой

d. все ответы неверны

Ответ: c

12. Общий уровень цен и безработицы в экономической теории изучается в разделе:

a. микроэкономики

b. макроэкономики

c. менеджмента

d. мировой экономики

Ответ: b

13. Если однопроцентное сокращение цены на товар приво¬дит к однопроцентному увеличению величины спроса на него, то спрос:

a. неэластичный

b. эластичный

c. единичной эластичности

d. абсолютно неэластичный

Ответ: c

14. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

Рынки факторов производства

b. безработицу

c. инфляцию

d. экономический рост

Ответ:a

15. Что из перечисленного изучает макроэкономика:

a. спрос и предложение на товары

b. издержки предприятия

c. экономический рост

d. рынки факторов производства

Ответ: c

16. Что из перечисленного изучает мировая экономика:

a. спрос и предложение на товары

b. издержки предприятия

c. экономический рост

d. основные формы внешнеэкономических связей

Ответ: d

17. О чем говорит закон возвышения потребностей:

a. потребности уменьшаются

b. потребности не меняются

c. потребности ограничены

d. потребности безграничны и постоянно растут

Ответ: d

18. Что отражает кривая производственных возможностей:

a. потребности безграничны

b. проблему выбора, связанную с ограниченностью ресурсов

c. проблему неравенства доходов

d. проблему инфляции

Ответ: b

19. Спрос на факторы производства зависит от:

a. цены данного фактора производства

b. спроса и цены товара, изготавливаемого с помощью данного фактора производства

c. производительности данного фактора производства

d. все ответы правильные

Ответ: d

20. Какая школа считала, что источником богатства является труд во всех отраслях материального производства:

a. меркантилизм

b. физиократизм

d. кейнсианская

Ответ: c

21. Какая школа считала, что источником прироста богатства является сфера обращения (торговля):

a. меркантилизм

b. физиократизм

c. классическая политическая экономия

d. кейнсианская

Ответ:a

22. Какая школа считала, что источником богатства является труд в сельском хозяйстве:

a. меркантилизм

b. физиократизм

c. классическая политическая экономия

d. кейнсианская

Ответ:b

23. Какая современная экономическая школа 20 века доказывала, что только через государственое регулирование можно решать проблемы инфляции, безработицы, спада в экономике:

a. школа меркантилизма

b. классическая политическая экономия

c. неоклассическая школа

d. кейнсианская школа

Ответ: d

24. Взаимосвязь между всеми возможными вариантами сочетаний факторов производства и объемом выпускаемой продукции выражается при помощи:

a. кривой производственных возможностей

b. производственной функции

c. кривой предложения

d. кривой общих затрат

Ответ:b

25. В долгосрочном периоде все издержки:

a. являются постоянными

b. выступают как явные

c. являются переменными

d. выступают как неявные

Ответ:c

26. От объема производства продукции не зависят:

a. валовые издержки

b. средние постоянные издержки

c. средние валовые издержки

d. постоянные издержки

Ответ:d

27. Какое из следующих утверждений является правильным:

a. экономическая прибыль - бухгалтерская прибыль = явные издержки

b. бухгалтерская прибыль - неявные издержки = экономическая прибыль

c. экономическая прибыль - неявные издержки = бухгалтерская прибыль

d. явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки

Ответ:b

28. Предельные издержки:

a. издержки на единицу продукции

b. прирост издержек в результате производства дополнительной единицы продукции

c. разница между средними и общими издержками

d. издержки, показывающие, прибыльно ли производство при данных издержках

Ответ:b

29. Валовые издержки - это:

a. постоянные издержки за вычетом переменных

b. разница явных и неявных издержек

c. переменные издержки за вычетом постоянных

d. сумма постоянных и переменных издержек

Ответ: d

30. Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»:

a. все ответы правильные

b. прибыль, которую фирма получила бы при эффективном ведении дел

c. минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в пределах направления деятельности

d. прибыль, обеспечивающая предпринимателю комфортный уровень жизни

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебное пособие по структуре и содержанию отвечает Государственному стандарту, установленному Министерством образования Российской Федерации. В главе 1 "Введение в микроэкономику" представлены сведения о "языке" микроэкономики, даются базовые понятия, а также рассматриваются фундаментальные вопросы рыночной экономики и анализируется механизм ее функционирования. В следующих разделах раскрываются знания о законе спроса и предложения, механизме его действия, предпринимательстве и его организационно-правовых формах, теории потребительского поведения, об издержках производства, о поведении фирм в различных рыночных ситуациях, а также исследуются такие вопросы, как производство и спрос на ресурсы, рынок труда, капитала, земли, провалы рынка и роль государства в рыночной экономике.

Данное учебное пособие отличается от ранее изданных книг тем, что в нем в краткой форме излагаются сложнейшие теоретические проблемы микроэкономики. Оно может быть использовано для всех видов обучения: дневного, вечернего и заочного. В последнем случае сокращается количество тем в соответствии с учебным планом, отражающим профессиональную направленность учебного заведения. Каждый может расставить акценты по своему усмотрению.

ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

Предмет и основные проблемы микроэкономики

Микроэкономика (microeconomics) - это наука об оптимальном использовании редких ресурсов экономическими агентами в ходе их производственной, распределительной, обменной и потребительской деятельности с целью удовлетворения безграничных потребностей населения.

Производство - это процесс создания общественного продукта (материальных благ и услуг).

Нужно производить такой продукт, который позволит удовлетворить и производственные, и личные потребности. Следует понять, что каждая индивидуальная сфера деятельности (например, добыча нефти или газа, производство стали или строительство дорог) работает не на себя, а на потребителя. Если обществу не нужен тот или иной продукт, то его незачем и производить. Иначе говоря, каждый производимый продукт должен быть социально значимым.

Распределение - созданный продукт распределяется между членами общества. В рыночной экономике оно происходит по капиталу и труду. Большая часть общественного продукта (в виде ресурсов и предметов личного потребления) попадает в руки собственников капитала. Распределение является оборотной стороной производства.

Обмен - процесс купли-продажи материальных благ и услуг на эквивалентной основе.

Субъектами обмена являются физические и юридические лица. Объектом - продукты труда, которые реализуются через торговую сеть: оптовую или розничную.

Потребление - это конечное присвоение материальных благ и услуг для удовлетворения как производственных, так и личных нужд.

Микроэкономика дает анализ каждого экономического субъекта. Образно говоря, ее интересует не лес, а каждое дерево в отдельности. Отношения между субъектами микроэкономики складываются на рынке.

Микроэкономика занимается исследованием следующих основных проблем:

  • o почему потребители выбирают именно такие, а не другие наборы благ для конечного потребления (проблема индивидуального спроса, или проблема потребителя);
  • o как производители используют различные факторы производства для выпуска готового продукта (проблема предложения (производства), или проблема производителя);
  • o как достичь рыночного равновесия и оптимальной структуры рынка;
  • o как формируются объем производства и цены в различных рыночных ситуациях;
  • o в чем специфика функционирования рынков труда, капитала и земли;
  • o какова роль государства в повышении эффективности рыночной экономики.