Место и роль налогов в государственном регулировании национальной экономики. Фискальная функция налогов(регулирующая)

Место и роль налогов в государственном регулировании национальной экономики. Фискальная функция налогов(регулирующая)

9.4. Функции налога

Налог, обладая экономико-правовой природой, становится универсальным инструментом реализации задач государства посредством присущих ему определенных функций. Функции любой категории выражают ее общественное значение, присущее именно данной категории. Налог как категория не только правовая, но и экономическая также выполняет определенные функции. Функцию налога можно определить как основное направление действия налога, выражающее его сущность. Функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности налогово-правовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение данного фискального взимания, образуя во взаимодействии определенную совокупность, которая предопределяет государственную налоговую политику и ее влияние на экономическое развитие страны.

Современное развитие налоговых систем как зарубежных стран, так и Республики Беларусь позволяет говорить о следующих функциях налога, которые в основном характерны для построения практическим всех систем налогообложения.

Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все юридические и физические лица, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, т.к. главное его предназначение – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения возложенных на него обществом задач.

Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части валового внутреннего продукта. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

Наиболее тесно с фискальной функцией налога связана распределительная (социальная) функция, выражающая экономическую сущность налога как централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в непроизводственную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной. Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. В связи с этим, распределительную функцию довольно часто называют социальной.

Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов налоги оказывают существенное влияние на сам процесс хозяйственной деятельности с помощью регулирующей (стимулирующей) функции. Ее практическая реализация осуществляется через систему различных налоговых инструментов (налоговые льготы (преференции), налоговые вычеты и налоговые кредиты и др.). Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных общественных проблем. Необходимо обратить внимание, что регулирующая функция затрагивает как производство (прямые налоги), так и потребление (косвенные налоги).

Поскольку успешная хозяйственная деятельность частных субъектов - основной источник налоговых доходов государства, последнее должно стремиться к созданию благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности с целью увеличения объема налоговых поступлений.

В правосознании и публичного, и частного субъектов должно быть зафиксировано представление о первичности результатов хозяйственной деятельности по отношению к налоговым последствиям. Успешную хозяйственную деятельность не сложно сделать постоянным источником налоговых поступлений, а неудовлетворительная экономическая ситуация на предприятии или в стране, обязательно негативно скажется на налоговых платежах при любой самой оптимальной налоговой системе.

Возникающая на практике конфликтность отношений между государством и налогоплательщиками предопределило выделение некоторыми авторами дестимулирующей функции (подфункции) .

Благодаря контрольной функцииосуществляется контроль за полной и своевременной уплатой налога и исполнением субъектами налоговых отношений других обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством.

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физических лиц, а также за источниками доходов и расходов. Благодаря денежной оценке сумм уплаченных налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Таким образом, посредством данной функции оценивается эффективность налоговой системы, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую и бюджетную политику.

Осуществление контрольной функции во многом зависит от налоговой дисциплины (налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги).

Одна из наиболее ярко проявляющихся тенденций мирового развития состоит в усиливающейся взаимозависимости национальных экономики. Данная тенденция к гармонизации налоговых систем и налогового политики предполагает согласование основных показателей и механизмов налоговых систем, налогового права различных стран.

Налоги, в рамках государственного регулирования рыночной экономики стали играть качественно иную роль. Они стали одним из средств формирования единого экономического пространства для государств, связанных экономическими и региональными интересами.

Анализ современных тенденций развития налоговых систем приводит к выводу, что проблемы налогообложения отдельной страны следует рассматривать во взаимосвязи с развитием налоговой политики мирового сообщества. Появление и развитие интегрирующей функции налогообложения требует учитывать при разработке национальной налоговой политики опыт и перспективы налоговых реформ в зарубежных странах.

Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;
  2. государственное регулирование экономики - регулирующая функция;
  3. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними - социальная функция;
  4. стимулирующая функция.

Фискальная функция

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.

Регулирующая функция

Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная (перераспределительная) функция

Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.

Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Стимулирующая функция налогов

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства". В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.

1. Фискальная функция налогообложения

Фиском (от латинского fiscus, букв. - корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца 1 в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С IV в. н.э. фиск - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т. д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогообложения

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними»

Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.

По словам шведского экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель ~ сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

3. Регулирующая функция налогообложения

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946 гг.), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирутощая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

По мнению И. Горского, фискальная и регулирующая функции противоречивы не только сами по себе - они также противоречат друг другу. В частности, фискальная компонента приобретает большое стабилизирующее значение, когда влечет за собой снижение общего налогового бремени. Это осуществимо только пугем перераспределения налоговой тяжести между плательщиками, что непосредственно требует учета регулирующих механизмов налогообложения. Однако в любом случае налог не имеет целью подрыв собственной основы: налог существу" ет для получения средств и не должен ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначен для ограничения, запрещения, конфискации, наказания. Так, увеличение таможенных импортных пошлин вызывается в основном протекционистско-политическими соображениями, а повышенное налогообложение игорного и алкогольного бизнеса обусловлено платежеспособностью, а не чапретительными мерами".

Представляется очевидным, что значение налоговых механизмов в регулировании и управлении экономикой государства все-таки преувеличено. По мнению некоторых общественных деятелей, налоги являются чуть ли не единственным регулятором всех финансово-экономических процессов в обществе. Однако развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено довольно скромное место.

В этой связи можно согласиться с С. Пепеляевым, по мнению которого налог в современных условиях устанавливается для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. Но если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.

Так, стимулирующая функция налогов влияет на экономическое поведение субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогу никакие налоговые льготы.

Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако этот «суперльготный» режим не стал основой для прогресса и процветания отечественного аграрного сектора. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. В этой связи представляется справедливым утверждение В. Потапова о том, что налоговые стимуляторы вторичный

Тем не менее в ряде случаев наличие налоговых льгот может послужить дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той или иной деятельности или деловой активности.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Истинность крылатого выражения «все, что облагается налогом, убывает» не подлежит сомнению. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, непомерный налоговый гнет российского крестьянства в 30-х годах привел к его ликвидации всего за несколько лет. А уже в наше время, после введения 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, эпоха видеосалонов канула в лету. Кроме того, дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Поль Годме в своей книге «Финансовое право» в качестве примера регулирующей функции налогообложения приводит случай, когда введение нового налога имело целью уменьшить избыточную покупательную способность и бороться с инфляцией. Так, в 1948 году во Франции был установлен «исключительный налог для борьбы с инфляцией». Его экономическая цель отражена в самом названии

С помощью налогов государство, действительно, способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для определенных деловых сфер. Но нельзя забывать, что при этом происходит налоговое подавление других сфер. В связи с этим недооценка, как и переоценка, государством социального значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушаюется свобода конкуренции и принцип справедливости.

4. Контрольная функция налогообложения

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятагьностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми псугоками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

5. Поощрительная функция налогообложения

Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.

Основные функции налогов в государстве – это фискальная, регулирующая, социально-распределительная и контрольная. Их значимость и способ реализации определяются реализуемой государством налоговой политикой.

Несмотря на продолжительные исследования, единого мнения касательно перечня и содержания основных функций налогов в государстве пока не сложилось.

Большинство теоретических обобщений касаются фискальной функции налогов, ее роли в наполнении государственной казны, региональных и муниципальных бюджетов (относится к ).

Важно помнить, что система налогообложения имеет огромный регуляторный потенциал. Грамотная налоговая политика позволяет правительствам развитых стран разрешать множество разноплановых задач в экономической и социальной сфере.

Налогообложение: причины и основания появления

Функции налогов в государстве определяются уровнем производственных отношений, степенью зрелости гражданского общества и руководства страны.

Реализация фискальных полномочий обеспечивается аппаратом госструктур и множеством чиновников. Принудительное изъятие у населения и организаций части дохода соответствует принципу справедливости.

Достаточно вспомнить, какие услуги государство оказывает обществу. Это:

  • оборона территории;
  • обеспечение безопасности и правопорядка;
  • управление народным хозяйством;
  • создание системы общественного транспорта, коммуникаций;
  • решение экологических проблем;
  • финансирование системы образования, здравоохранения;
  • защита граждан за рубежом.

Публичные услуги охватывают важнейшие стороны жизнеобеспечения общества. Все они пользуются спросом у отдельных индивидуумов и коллективов, хотя номинально бесплатны.

Очевидно, что деятельность государства сопряжена с расходами. Поэтому правительство в рамках взыскивает с частного сектора плату, которая имеет вид:

  • налогов;
  • пошлин;
  • таможенных сборов;
  • иных обязательных платежей.

Таким образом, основанная роль налогов в государстве – предоставить правительству в лице госструктур достаточный объем денежных средств для реализации полномочий.

Важно: чтобы обеспечить регулярность поступлений в бюджет, любое государство вынужденно систематически и целенаправленно собирать налоги. Насколько конструктивна налоговая политика, зависит от уровня развития государства и общества.

Понятие и система налоговых функций

Налоговые функции – это способ демонстрации их свойств в действии. Сущность налогов определяется тем, какие цели преследует законодатель при их установлении, какие формы и методы применяются для их сбора.

Значение налогов в государстве видоизменялось в пределах каждого исторического этапа развития. Они рассматривались как:

  • средство распределения расходов казны среди налогоплательщиков в соответствии с их платежеспособностью;
  • форма принудительного изъятия денег;
  • индивидуально безвозмездные обязательные платежи, которые имеют вид принудительного отчуждения части активов в пользу правительства или муниципалитета.

С экономической точки зрения, налог имеет две основные задачи:

  • фискальную (бюджетную);
  • регулирующую.

Юриспруденция дополняет перечень налоговых функций, выделяя:

  • социальную (распределительную);
  • контрольную (надзорную).

Важно: чтобы быть реализованной, любая налоговая функция требует осознанного и целенаправленного управления со стороны государства. Такая деятельность имеет вид планирования, мотивации, координации и контроля.

Сущность фискальной налоговой функции

Во времена средневековья фискальная функция налогов рассматривалась как единственно актуальная. Поскольку пошлинами облагалась преимущественно земля и торговая деятельность (прообразы и ), контроль над полнотой и своевременностью уплаты был прост.

Необходимость реализации государством комплексной налоговой политики возникла в связи с индустриализацией, усложнением экономических и социальных отношений.

Важно: фискальная функция отнесена к числу базовых. Ряд экономистов считают ее первичной, а все другие налоговые функции – производными. В некоторых источниках фискальная функция противопоставляется регулирующей. Это противоречит здравому смыслу. Взыскание части дохода населения и субъектов хозяйствования в пользу казны подразумевает перераспределение ВВП, а этот процесс имеет экономическую подоплеку.

В целом, сущность фискальной функции налогов заключается в:

  • мобилизации финансовых ресурсов для выполнения целевых программ;
  • наполнении казны: формирование доходной части бюджетов;
  • перераспределении ВВП.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция обязательных платежей заключается во влиянии на структуру и динамику общественного производства с целью стимулирования научного и технического прогресса, эффективного размещения производительных сил.

Результат реализации экономической функции имеет вид:

  • влияния на деловую активность;
  • усиления/ослабления накопления капиталов;
  • стимулирования/сдерживания развития отдельных секторов экономики;
  • увеличения/уменьшения платежеспособного спроса со стороны населения.

Важно: регулирующая функция налогов позволяет сформировать систему рычагов, с помощью которых можно стимулировать развитие определенных сфер народного хозяйства, минимизировать издержки производителей социально значимой продукции, реализовать протекционистскую политику в отношении отдельных предприятий или целых отраслей.

Контроль как одна из налоговых функций

Контрольное значение налогообложения заключается в отслеживании уполномоченными госструктурами (в России – ФНС, ФТС) своевременности и полноты поступлений в бюджет. Система контроля предполагает также сопоставление уплаченных в казну сумм с прибылью и стоимостью активов налогоплательщика с целью пресечения использования незаконных схем налоговой оптимизации.

Мобилизация средств в бюджет и контроль над хозяйственной деятельностью тесно переплетены. Об этом свидетельствует взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета, а также наделение ФНС рядом неналоговых полномочий:

  • регистрация создания/ликвидации субъектов хозяйствования;
  • ведение ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • контроль использования кассовых аппаратов и прочее.

Социальная функции налогов

Множество споров возникает по поводу социальной функции налогов. С одной стороны, любой обязательный платеж подразумевает перераспределение, поскольку подразумевает изъятие средств в пользу государства. С другой, невозможно достоверно установить социальную функцию или мотивацию таких действий.

В отношении (глава 29 Налогового кодекса) существуют противоположные мнения:

  • внедрен для угнетения игорного бизнеса, что является альтернативной его полного запрещения;
  • имеет целью справедливое налогообложение сверхдоходов в этой сфере; не предназначен для искоренения игорного бизнеса, поскольку это привело бы к сокращению поступлений в бюджет.

Социальная функция налогов заключается в поддержании равновесия, корректировке соотношения доходов самых бедных и богатых граждан. Такая деятельность имеет вид:

  • сглаживания социального неравенства;
  • унификации медицинских и образовательных услуг;
  • предоставлении льгот, дотаций, пособий.

Важно: функции налогов в государстве – уменьшить дифференциацию доходов разных слоев населения, способствовать снижению недовольства и социальной напряженности.

Левоцентриские силы традиционно считают справедливой систему налогообложения с прогрессивной шкалой подоходного налога, акцизами на предметы роскоши.

Табак, алкоголь, носильное золото, антиквариат будут пользуются спросом у богатых вопреки росту цен.

Значение системы налогообложения

Есть мнение, что налог не имеет никаких функций, поскольку его сущность сводится к изъятию денег.

Фискальная и распределительная экономические функции – атрибут системы налогообложения в целом, поскольку ни один из обязательных сборов не может иметь определяющего значения на поведение участников экономических отношений.

Отечественный законодатель декларирует стремление к совершенствованию налоговой системы.

На протяжении многих лет налоговая политика была сориентирована на реализацию фискальной функции, в то время как экономическими функциями незаслуженно пренебрегали.

И это несмотря на то, что в бюджетном послании на 2014-2016 года глава государства указывает на необходимость:

  • снижения ;
  • создания благоприятных инвестиционного климата;
  • формирование условий для модернизации, повышения конкурентоспособности товаропроизводителей.

Важно: реализация грамотной налоговой политики избавила Российскую систему налогообложения от излишнего налогового бремени. Однако ощущается недостаток налоговых льгот.

Для российской экономики характерен дисбаланс: экспортные сырьевые и обслуживающие отрасли находятся в более благоприятных условиях, чем остальные. В таких условиях важное место в числе экономических функций должны занять стимулирующие и протекционистские мероприятия по отношению к другим отраслям. Их реализация должна обеспечиваться в том числе, посредством льготного налогообложения.

Налоги и налогообложение. Урок 1. Введение в дисциплину

Основные функции налогов в государстве: Подробный анализ

Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.

Фискальная функция налогов – основная, изначально характерная для любых налоговых систем.

Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством собственных функций.

В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.

Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов – регулирующую функцию.

Суть этой функции заключается в том, что налоги как эффективный инструмент перераспределительных процессов оказывают огромное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества.

Внутри регулирующей функции можно выделить стимулирующую, дестимулирующую подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения .

Стимулирующая подфункция заключается в том, что государство посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая подфункция реализуется через систему различных льгот или иных преференций, предусмотренных для определенной категории налогоплательщиков.

В отдельных главах ч. 2 Налогового кодекса РФ дан перечень налоговых льгот, которые используются в российской налоговой системе для реализации стимулирующей функции налогов. Льготы могут предоставляться путем изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т. п. Таким образом, государство обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

В противовес стимулирующей подфункции налоги имеют еще и дестимулирующую подфункцию. Эта подфункция проявляется в том, что государство, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжелое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков. Так, например, государство заинтересовано в ограничении игорного бизнеса, поэтому налоговые ставки на доходы игорных заведений установлены в абсолютных суммах на достаточно высоком уровне.

Третьей является подфункция воспроизводственного назначения. Сущность этой подфункции заключается в том, что государство, взимая налог с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика. Ярким примером реализации подфункции воспроизводственного назначения налогов может послужить установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

Таким образом, реализуя экономическую функцию налогов, государство имеет возможность активно вмешиваться в организацию хозяйственной жизни страны.

    Регулирующая, распределительная и контрольная функции налогов

Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные зада­чи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические про­цессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, от­срочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кре­дита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д. Регулирующая функция, таким образом, проявляется в про­цессе воздействия налоговых отношений на макроэкономичес­кие пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функ­ция реализует не только экономические отношения, выражаю­щие иерархическую подчиненность (власть - плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.

Распределительная функция налогов главным образом состоит из перераспределении материальных средств между представителями общества, то есть перераспределение средств от более бгатых к более бедным слоям общества.

Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

    Экономические принципы налогообложения. Кривая Лаффера