«К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: …3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов , подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры…».
Спустя 3 дня - 18.03.2013г. - на территории РФ вступил в силу технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Именно он на текущий момент является основным нормативным документом, который регламентирует деятельность на объектах лифтового хозяйства.
Технический регламент устанавливает базовые требования к безопасности лифтов, порядку их эксплуатации (использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации) и подтверждению соответствия.
Так, согласно п. 3 статьи 6 ТР ТС 011/2011 «Оценка соответствия смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию… осуществляется в форме декларирования соответствия лифта » с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Протоколы исследований и испытаний (их копии), а также Декларация о соответствии лифта требованиям ТР ТС 011/2011 прилагаются к паспорту лифта и подлежат хранению в течение назначенного срока службы ГПМ. В свою очередь оценка соответствия лифта на стадии эксплуатации осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в год силами аккредитованного экспертного центра. Результаты обследования оформляются актом и вносятся в паспорт ГПМ (п. 4 статьи 6 ТР ТС 011/2011).
Согласно п. 3.7 статьи 6 ТР ТС 011/2011 порядок ввода лифтов в эксплуатацию устанавливается законодательством государства-члена Таможенного союза. Для этих целей в 2013 году Ростехнадзор подготовил проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка ввода лифтов в эксплуатацию», который до сих пор не принят. Вместо этого был введен в действие российский ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 98-ст). Стандарт вступил в силу 1 сентября 2014 г. Вместе ним начали действовать еще пять ГОСТов, регламентирующих безопасную эксплуатацию объектов лифтового хозяйства:
1. Паспорт (-а) лифта (-ов), полученный от завода-изготовителя, в котором содержатся:
3. Акт периодического (1 раз в год) технического освидетельствования лифта по ГОСТ 53783-2010.
4. Положительное заключение экспертизы по результатам обследования лифта (для лифта, отработавшего нормативный срок службы).
5. Декларация соответствия требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» для объектов лифтового хозяйства, введенных в эксплуатацию не ранее 15.02.2013 г. (см. п. 3.3. Приложения 3 ТР ТС 011/2011).
6. Договор на техническое обслуживание и ремонт лифта со специализированной организацией (либо подтверждение, что в штате эксплуатирующей организации есть обученные и аттестованные специалисты, способные проводить обслуживание и ремонт лифтов самостоятельно).
7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца лифта (полис и договор ОСОПО ).
8. Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, в котором установлены лифты, - свидетельство о праве собственности, договор аренды, договор оперативного управления, хоз. ведения и т.д.
Обратите внимание ! Для ТСЖ/ЖСК документ о собственности заменят:
Страховая сумма (страховое покрытие) для этих ГПМ составляет 10 000 000 рублей. Тарифы на страхование определяются количеством используемых лифтов и даны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2016 г. № 4234-У.
Стоимость полиса каждый собственник объектов лифтового хозяйства может рассчитать самостоятельно, использую формулу:
СП = (СС*СТ)/100 , где СП - страховая премия (стоимость полиса), СС - страховая сумма (ст. 6 ФЗ №225), СТ - страховой тариф.
Обращаем ваше внимание на то, что наличие полиса обязательного страхования - одно из основных условий законной эксплуатации лифтов в 2017 году.
Для страхования лифтов нужно представить следующие сведения и документы
:
Именно Ростехнадзор организует и проводит проверки лифтов на предмет соответствия требованиям ТР ТС 011/2011. Состав, сроки и последовательность надзорных мероприятий определены «Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (утв. Приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631).
Проверки проводятся в отношении юридических лиц и ИП, которые осуществляют монтаж (на стадии строительства) и эксплуатацию лифтов. Согласно п. 5 Раздела I Регламента, предметом государственного контроля (надзора) является:
В ходе государственного контроля Ростехнадзор проводит следующие мероприятия (Раздел III, п. 66 Административного регламента):
Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (п. 4 ч. 1 ст. 5, ч. 8 ст. 29) прямо упоминает лифты в качестве опасных объектов, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование.
Д.П. Гордеев,
ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»
В этой статье вы прочитаете:
Обязательное страхование лифтов как опасных объектов является актуальным вопросом для жильцов МКД.
Согласно приложению 1 «Опасные производственные объекты» к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производствен-ных объектов» лифты первоначально входили в состав опасных производственных объектов (ОПО) как объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Из этого исходил и приказ Госгортехнадзора России от 27.08.2001 № 115 «О Переч-не технических устройств, применяемых на опасных про-изводственных объектах и подлежащих обязательной сертификации», лифты были отнесены к техническим устройствам, применяемым на ОПО. Но с 15 марта 2013 г. формулировка п. 3 упомянутого приложения была допол-нена скобкой «(за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов)», и лифты выпали из указан-ного перечня.
Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:
В настоящее время лифты в многоквартирных домах Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ (далее -Закон № 225-ФЗ) недвусмысленно причислены к опасным производственным объектам, которые подлежат обяза-тельному страхованию их владельцами гражданской от-ветственности за причинение вреда в результате аварии. Кто является владельцем лифта и обязан осуществлять обязательное страхование лифтов в жилых домах?
Закон № 225-ФЗ устанавливает, что владелец опас-ного объекта - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта (п. 4 ст. 2). Таким образом, владельцем опасного объекта в понимании Закона № 225-ФЗ является лицо, которое одновременно:
1) является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Поэтому, в частности, к числу вла-дельцев лифта в понимании Закона № 225-ФЗ не могут быть отнесены граждане, являющиеся соб-ственниками помещений в многоквартирном доме, но не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) владеет опасным объектом на праве:
Собственности. Теоретически это может быть:
Организация или индивидуальный предприниматель, которые имеют в собственности все помещения в до-ходном многоквартирном доме;
Собственник индивидуального жило-го дома, в котором есть лифт;
Хозяйственного ведения. Например, го-сударственное или муниципальное пред-приятие (за исключением казенного предприятия), которому многоквартир-ный или жилой дом передан публично-правовым образованием в хозяйствен-ное ведение;
Оперативного управления - например, государственное или муниципальное учреждение, а также казенное предпри-ятие, которому многоквартирный или жилой дом передан публично-правовым образованием в оперативное управле-ние. Передача в оперативное управле-ние только лифта представляется невоз-можной;
На ином законном основании. Например, это может быть арендатор, который арендовал многоквартирный дом (все помещения в таком доме и все его эле-менты, включая лифт). Аренда только лифта автором исключается;
3) осуществляет эксплуатацию опасного объекта. Термин «эксплуатация» понимает-ся как «ввод опасного объекта в эксплуата-цию, использование, техническое обслужи-вание, консервация, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт техниче-ских устройств, применяемых на опасном объекте» (п. 5 ст. 2 Закона № 225-ФЗ). Ины-ми словами, это и использование лифта в качестве средства передвижения, и его техническое обслуживание, ремонт и иные связанные с этим действия. Если отдельно рассматривать третье обязательное условие статуса «владелец опасного объекта», то под этот пункт, в частности, подпадают и управляющие организации, и товарище-ства собственников жилья, и жилищные кооперативы, а также собственники и поль-зователи помещений в многоквартирном доме.
В абсолютном большинстве случаев ни управляющая организация, ни товарищество собственников жилья или жилищный коопе-ратив не являются владельцами лифтов, принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме. Поэтому можно определенно утверждать, что если весь многоквартирный дом (все помещения в нем) не находится в единоличной собственности частной управляющей организации, то она не может считаться владельцем опасного объекта в понимании Закона № 225-ФЗ.
Управляющая организация государствен-ной или муниципальной формы собствен-ности может считаться владельцем опасного объекта в понимании Закона № 225-ФЗ только в том случае, если ей в хозяйственное ведение или оперативное управления пере-дан весь многоквартирный дом.
Товарищество собственников жилья ни-когда не может являться единоличным соб-ственником лифта в многоквартирном доме и поэтому не может быть отнесено к числу владельцев лифта по установленной п. 4 ст. 2 Закона № 225-ФЗ совокупности условий. Случаи, когда ТСЖ является собственником отдельных индивидуально определенных по-мещений в многоквартирном доме, единичны и с правовой точки зрения сомнительны. Но даже тогда лифты являются общей доле-вой собственностью собственников помеще-ний в многоквартирном доме.
Жилищно-строительный или жилищный кооперативы могут быть собственниками многоквартирного дома и, соответственно, лифта - до момента полной выплаты пая хотя бы одним членом такого кооператива. Как только такая выплата полностью произведе-на, единоличная собственность кооператива на весь дом (на все помещения в доме) пре-кращается и возникают индивидуальная собственность кооператива и такого первого члена кооператива на соответствующие квартиры и индивидуально определенные нежилые помещения и общая долевая соб-ственность на общее имущество в много-квартирном доме (в т. ч. и на лифт). В таких случаях жилищно-строительные или жилищ-ные кооперативы не могут быть отнесены к числу владельцев лифта по установленной п. 4 ст. 2 Закона № 225-ФЗ совокупности условий.
По этой же причине, в частности, к числу владельцев лифта не могут быть отнесены граждане, являющиеся собственниками по-мещений в многоквартирном доме, но не являющиеся индивидуальными предприни-мателями.
Представленные выводы основаны на анализе и толковании текста Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обяза-тельном страховании гражданской ответ-ственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». На такое понимание не влияет тот факт, что в Техническом регла-менте о безопасности лифтов, утв. постанов-лением Правительства РФ от 02.10.2009 № 782, под владельцем лифта понимался «собственник (собственники) здания (соору-жения) или его части, в котором находится лифт, собственники помещений в много-квартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйствен-ном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение)». Если бы такое же понимание было и в За-коне № 225-ФЗ, то лицами, обязанными осуществлять обязательное страхование лифтов как опасного объекта в самом распространен-ном случае являлись бы собственники по-мещений в многоквартирном доме.
Но Закон № 225-ФЗ, принятый позднее Технического регламента о безопасности лифтов, исполь-зует другую формулировку. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 16.11.2012 № 1175 постановление Прави-тельства РФ от 02.10.2009 № 782 признано утратившим силу с 15 февраля 2013 г. Соот-ветственно, апеллирование к содержащейся в нем формулировке понятия «владелец лифта» уже не актуально. Решением Комис-сии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 был принят технический регламент Таможен-ного союза «Безопасность лифтов», в кото-ром понятие «владелец» или «собственник» лифта не раскрывается.
В некоторых регионах были случаи об-ращения в суд контролирующих органов об обязывании управляющих организаций про-извести страхование лифтов в многоквар-тирном доме, приравняв понятие «управле-ние многоквартирным домом» к понятиям «право хозяйственного ведения» или «право оперативного управления» либо к понятию «на ином законном основании и осуществля-ющие эксплуатацию опасного объекта». С этим по формальным основаниям нельзя согласиться.
В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ (ст. 162 и 164) и Правил содер-жания общего имущества в многоквартир-ном доме, утв. постановлением Правитель-ства РФ от 13.08.2006 № 491, управляющая организация имеет перед собственниками помещений в многоквартирном доме в от-ношении лифтов только обязательства по содержанию и ремонту их как элементов общего имущества в многоквартирном доме. Ни многоквартирный дом, ни общее имуще-ство в многоквартирном доме, ни лифт не передаются в соответствии с нормами гражданского и жилищного законодатель-ства во владение управляющей организации ни на одном установленном гражданским законодательством основании.
Ключевые проблемы
Является ли лифт ОПО и к какому классу относится?
Лифты относятся к грузоподъемным механизмам. Их эксплуатация связана с потенциально высокими рисками аварии. Поэтому они считались опасными производственными объектами (далее - ОПО). Как любые ОПО, они должны были быть зарегистрированы в Ростехнадзоре. Однако 4 марта 2013 года в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» (далее - Закон № 116-ФЗ) были внесены поправки. В результате лифты исключили из категории ОПО. Также не упоминаются они и в классификаторе ОПО, а значит, у них нет класса опасности.
Вместе с ними перестали считаться ОПО и подъемные платформы для инвалидов (п. 3 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ).
Обязательная регистрация в Ростехнадзоре лифтов как ОПО была отменена с 15 марта 2013 года, когда поправки вступили в силу. Но фактически лифты остались ОПО. Такой вывод можно сделать из нормативных актов, принятых вслед за выводом лифтов из категории ОПО.
В первую очередь это ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов»,ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования», ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации». Владельцы лифтов обязаны их страховать. Кроме того, за Ростехнадзором оставлена функция надзора за эксплуатацией лифтов.
Но обо всем по порядку.
Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре
До 1 января 2014 года владельцам лифтов рекомендовалось вывести их из реестра ОПО. Возникал вопрос, зачем это делать, если они и так больше не считаются ОПО. Однако разумное зерно в этом есть. Если лифт остался в реестре, у инспектора Ростехнадзора есть формальное основание провести проверку на предмет того, как выполняются требования промбезопасности. При этом будет проведено полное обследование грузоподъемного механизма, проверены такие документы, как положение о производственном контроле, план ликвидации аварийных ситуаций, заключение экспертизы промбезопасности др. И такие проверки могут проводиться раз в год.
Если выявят нарушения, штрафа не миновать. А возможно и приостановление деятельности организации. Воспрепятствовать деятельности инспектора в ходе проверки работодатель не сможет. Останется только надеяться на успешное обжалование действий и решений проверяющих. Но ведь на это уйдет немало сил и времени. Поэтому проще написать заявление в Ростехнадзор с просьбой исключить лифт из реестра ОПО.
К заявлению нужно приложить:
а) ликвидацию и вывод из эксплуатации ОПО (списания с баланса);
б) сдачу в аренду ОПО (заверенные нотариально);
в) консервацию (на срок не менее года) ОПО;
г) смену организации - владельца ОПО;
д) факт купли-продажи ОПО (заверенные нотариально);
е) изменения на ОПО, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т. д.) (Пункт 23.3.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606)).
Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов
Хотя теперь лифты не являются ОПО, но надзор за их правильной эксплуатацией не отменили. Правда, теперь основой является ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов». На соответствие его требованиям и проводятся проверки.
Контроль за проектированием, изготовлением и монтажом ведет Росстандарт, а в процессе эксплуатации за выполнением норм промбезопасности следит Ростехнадзор. Но во время строительства и реконструкции объектов капитального строительства (дома, производственные здания и т. п.) контроль опять переходит к Ростехнадзору (подп. «в» п. 1 постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407).
И здесь мы получаем еще одно подтверждение, что лифт - все же весьма опасное сооружение.
Порядок проверки и ее сроки установленыАдминистративным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (Утвержден приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631).
Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов
Итак, владельцам лифтов необходимо соблюдать требования, установленные:
Предупреждает
Владимир ИВАНОВ,
Системы добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (Москва)
Чтобы ввести в эксплуатацию лифт, необходимо провести оценку его соответствия Техническому регламенту ТР ТС 011/2011. Для этого нужно подать заявку в аккредитованную лабораторию, которая проведет исследование. Затем владелец лифта должен оформить декларацию соответствия, приложив к ней результаты исследований, проектную документацию, паспорт лифта, монтажный чертеж, протокол проверки функционирования лифта.
В настоящий момент нет документов, регламентирующих постановку на учет лифтов в государственном реестре. Однако существует проект постановления Правительства РФ, которым будет утвержден порядок ввода в эксплуатацию. Им предусматривается ведение учета лифтов в Ростехнадзоре. Там же будет прописан порядок подачи документов. Данный документ можно рассматривать как возврат к оценке лифтов в качестве ОПО.
Нужно ли страховать лифты
Выведя лифты из класса ОПО, законодатель все же признает их ОПО. Это вытекает из обязанности владельца лифта застраховать свою гражданскую ответственность.
Базовые ставки страховых тарифов зависят от количества лифтов. Они указаны в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства РФ от 1 октября 2011 г. № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии».
Так, если в организации имеется не более 5 лифтов, базовая ставка страхового тарифа будет составлять 0,05 процента от страховой суммы. Если лифтов в организации от 6 до 10, базовая ставка поднимется до 0,10. Самая большая ставка предусмотрена для владельцев более 150 лифтов. В этом случае она составляет 1,5 процента от страховой суммы.
Размер страховой суммы для лифтов составляет 10 000 000 рублей (подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»).
СП = (СС × СТ) : 100 , где
СП - стоимость полиса или страховая премия;
СС - страховая сумма;
СТ - страховой тариф.
Нетрудно определить, что минимальная стоимость полиса составляет 5000 рублей, а максимальная - 150 000 рублей.
В зависимости от уровня безопасности объекта страховая компания вправе применить понижающий коэффициент. На период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года установлен интервал понижающих тарифов от 0,7 до 1. С 1 января 2016 года граница интервалов расширится и составит от 0,6 до 1.
Таким образом, если страховщик сочтет возможным использовать максимальный понижающий коэффициент, то владелец не более 5 лифтов заплатит за страховку не 5000, а 3500 рублей.
За отсутствие страхового полиса собственник лифта может быть оштрафован на сумму от 300 000 до 500 000 рублей, а руководитель организации - от 15 000 до 20 000 рублей (ст. 9.19 КоАП РФ).
Ответы на ваши вопросы
Нужно ли страховать лифты в ТСЖ?
В жилом многоквартирном доме есть несколько лифтов. Нужно ли их страховать и кто выступает страхователем, если жильцы организовали ТСЖ?
Валерий ПЕТРОВ, специалист отдела кадров (Киров)
Если владельцем лифтов является ТСЖ, оно и выступает страхователем. Если же ТСЖ наняло управляющую компанию, передайте ей полномочия на оформление страховки.
Что будет интересовать Ростехнадзор при проверке лифтов?
Ждем плановую проверку Ростехнадзора. Они сообщили, что будут инспектировать лифты. Что их будет интересовать?
Алиса ВОРОБЬЕВА, инженер по охране труда (Вологда)
Инспекторы будут интересоваться, как владелец лифта проводит оценку соответствия лифта безопасности, есть ли у него полис обязательного страхования гражданской ответственности, соблюдает ли он требования ГОСТ Р 55964-2014 и Технического регламента ТР ТС 011/2011. Проведут визуальный осмотр здания, где установлены лифты. Проверят также и документы собственника.
Самые необходимые нормативные акты:
Документ |
Поможет вам |
ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» (принят решением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 824) |
Выяснить, на какие лифты распространяется действие регламента |
ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 93-ст) |
Вспомнить, какие требования установлены для безопасной эксплуатации лифта |
Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606). |
Понять, какой порядок установлен для проверки собственников лифтов инспекторами Ростехнадзора |
Узнать размер страховой суммы для лифта |
|
Уточнить размер страхового тарифа для лифта |
Запомните главное:
1 Лифт не является ОПО и не имеет класса опасности.
2 Лифт необходимо снять с учета в Ростехнадзоре как ОПО. Иначе в ходе проверки Ростехнадзора к нему будут применяться требования как к ОПО.
3 Проверкой эксплуатации лифтов по-прежнему занимается Ростехнадзор. А на стадии проектирования и монтажа в некапитальных строениях - Росстандарт.
4 Владельцам лифтов нужно соблюдать требования ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» и ряда стандартов, например, ГОСТ Р 55964-2014.
5 Владелец лифта должен застраховать свою гражданскую ответственность. Иначе ему грозит штраф до 500 000 рублей.
Алексей СУТЯГИН,
главный редактор журнала
«
Охрана труда: просто и понятно»
Относятся ли лифты в жилых домах к особо опасным производственным объектам?
Нет, не относятся.
Однако лифты должны быть поставлены на учет в Ростехнадзоре, так как вступили в силу новые правила эксплуатации лифтов ( ).
Дополнительно см. материал в обосновании.
«Управляющая МКД организация обязана уведомить Ростехнадзор о лифтах в доме, которые ввела в эксплуатацию до 30 августа 2017 года. Цель - поставить лифты на учет. Обязанность нужно исполнить до 30 декабря этого года.
Почему управляющая МКД организация должна уведомить Ростехнадзор
Эти правила раскрывают понятие владельца лифта.
Владелец лифта в МКД - это управляющая домом организация. Исключение - когда собственники непосредственно управляют МКД, не выбрали способ управления или не реализовали выбранный способ управления. В этих случаях владелец - специализированная организация, заключившая договор о содержании и ремонте общего имущества МКД в отношении лифта. Такое определение предусматривает Правил № 743.
В свою очередь, именно владелец обязан уведомить Ростехнадзор о том, что до 30 августа 2017 года ввел лифт в эксплуатацию. Это нужно сделать в течение четырех месяцев с указанной даты, то есть до 30 декабря 2017 года ( ).
Ситуация: нужно ли уведомлять Ростехнадзор, если в МКД сменилась УО или изменен способ управления
Да, нужно.
Если в МКД сменилась УО или способ управления МКД, то к вновь выбранной организации переходит право владения лифтами в таком доме и подъемными платформами для инвалидов. Поэтому в течение 10 рабочих дней со дня, когда вы приступили к управлению МКД, уведомите Ростехнадзор о смене владельца указанных объектов. Это следует из Правил № 743.
Как уведомить Ростехнадзор
Чтобы Ростехнадзор поставил на учет лифт, который вы ввели в эксплуатацию до 30 августа 2017 года, направьте в этот орган уведомление. Оно должно содержать реквизиты:
Такой порядок предусматривает Правил № 743. Форма уведомления утверждена к .
Законодательство четко не определяет, какая мера ответственности грозит управляющей МКД организации, если она вовремя не уведомила Ростехнадзор о вводе лифта в эксплуатацию.
Есть риск, что вас могут привлечь к административной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности по статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это повлечет:
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.
Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.
Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.
Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.
Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5
Как известно, лифты относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома (МКД) и принадлежат им на праве общей долевой собственности. Эксплуатация лифтов сопряжена с выполнением собственниками ряда установленных законом требований, одно из которых - обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте - действует с 1 января 2013 г. На практике это требование вызвало немало вопросов в профессиональном сообществе, причиной которых стали нестыковки в законодательстве в части исключения жилищного фонда, эксплуатирующего лифты, из состава опасных производственных объектов (ОПО), и одновременного применения страховщиками при страховании лифтов страховых тарифов, утвержденных для ОПО.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) ОПО являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону.
В соответствии с п. 3 Приложения 1 к Закону о промышленной безопасности в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ к категории ОПО относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов , подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры. В приведенной редакции данный пункт действует с 15.03.2013.
До указанной даты п. 3 Приложения 1 звучал иначе: объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ). При этом Приказом Госгортехнадзора России от 27.08.2001 N 115 "О Перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации" лифты были отнесены к техническим устройствам, применяемым на ОПО.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона о промышленной безопасности ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
В Перечне типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, утвержденном Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131, в группе ОПО, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры, значился жилищный фонд, который квалифицировался в качестве ОПО по признаку использования стационарно установленных грузоподъемных механизмов (лифтов). При этом в составе объекта идентифицировались все оборудованные лифтами здания, входящие в жилой фонд, обслуживаемый муниципальными предприятиями, жилищно-коммунальными хозяйствами.
Приказ Ростехнадзора N 131 был отменен Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168, утвердившим Требования к ведению государственного реестра ОПО в части присвоения им наименований для целей регистрации в указанном реестре. В первоначальной редакции этого документа к ОПО, использующим стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры, был отнесен такой объект, как площадка лифтового хозяйства (разд. 15). В сноске 52 к названному разделу пояснялось: в составе объекта учитываются все лифтовые площадки административных, жилых , больничных, гостиничных и т.п. зданий на определенной территории организации или территории административной единицы, в торговых центрах (с учетом площадок эскалаторов). Однако в редакции Приказа Ростехнадзора от 16.11.2011 N 641 (действующей с 09.03.2012) в качестве ОПО, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры, названы площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, а ссылка 52 конкретизирует: в составе объекта учитываются все площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, расположенные в административных, больничных, гостиничных и иных зданиях, не относящихся к жилищному фонду .
Итак, первоначально к ОПО относился жилищный фонд, использующий лифты, затем - площадки лифтового хозяйства в жилых зданиях. Действующее законодательство исключило из состава ОПО площадки лифтов в МКД. Данный вывод подтверждается Постановлением ВС РФ от 31.01.2013 N 11-АД12-14. Заметим, что, руководствуясь Приказом Ростехнадзора N 168 (в ред. Приказа Ростехнадзора N 641), территориальные органы Ростехнадзора прекратили регистрацию площадок лифтов, платформ подъемных для инвалидов и эскалаторов, расположенных в зданиях, относящихся к жилищному фонду, в государственном реестре ОПО (Приказ Ростехнадзора от 20.07.2012 N 412).
Если до указанных законодательных изменений ТСЖ зарегистрировало жилищный фонд, использующий лифты, в качестве ОПО, то для его исключения из государственного реестра ОПО необходимо обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением от эксплуатирующей организации, приложив к нему ранее выданные карту учета исключаемого ОПО и свидетельство о его регистрации (п. 23.3.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Закон об обязательном страховании) в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять их страхование, относятся расположенные на территории РФ и на иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права:
Следует отметить, что ранее ст. 5 Закона об обязательном страховании относила к опасным объектам, подлежащим обязательному страхованию, ОПО, на которых:
Как видим, в двух предыдущих редакциях Закона об обязательном страховании к опасным объектам, подлежащим обязательному страхованию, относились ОПО, использующие лифты (жилищный фонд). Действующая редакция Закона об обязательном страховании относит к опасным объектам сами лифты.
На основании п. 8 ст. 29 Закона об обязательном страховании в отношении опасных объектов, которые являются государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в МКД положения настоящего Закона применяются с 1 января 2013 г.
Согласно пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об обязательном страховании страховая сумма по договору обязательного страхования лифта в МКД составит 10 млн руб.
К сведению. Страховая сумма - денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести страховые выплаты потерпевшим при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования (п. 8 ст. 2 Закона об обязательном страховании).
В силу п. 1 ст. 7 Закона об обязательном страховании страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом страховой суммы и страхового тарифа.
Страховая премия - плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, которые установлены договором страхования (ч. 1 ст. 954 ГК РФ). Страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом технических и конструктивных характеристик опасного объекта (п. 9 ст. 2 Закона об обязательном страховании).
Согласно п. 3 ст. 7 Закона об обязательном страховании страховые тарифы, структура и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Правительством РФ в соответствии с данным Законом. В силу п. 12 ст. 7 Закона об обязательном страховании установленные на основании настоящего Закона страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Последние не вправе применять базовые ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов (п. п. 6, 7 ст. 7 Закона об обязательном страховании).
В настоящее время действуют Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 (далее - Тарифы по обязательному страхованию).
Однако в названном документе базовые ставки страховых тарифов утверждены для такого ОПО, как жилищный фонд, использующий лифты, а не для опасного объекта "лифт". Это видно из следующего. Согласно разд. I "Базовые ставки страховых тарифов..." в категории "Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры" присутствует позиция "Лифты и эскалаторы", напротив которой указано: "Базовые ставки в зависимости от количества технических устройств приведены в п. 2 разд. I настоящего документа". В п. 2 "Базовые ставки страховых тарифов для множественных объектов, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры" разд. I содержится позиция "Лифты и эскалаторы (объект типа: площадка, цех, участок, жилищный фонд...)" и приведены ставки страховых тарифов в зависимости от количества устройств. Так, тариф для 5 и менее лифтов составит 0,05, от 6 до 10 лифтов - 0,1, от 11 до 20 - 0,18 и т.д.
Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости:
Действующие коэффициенты страховых тарифов регламентированы п. п. 1, 2, 3 разд. II Тарифов по обязательному страхованию. Так, коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев равен 1 на период до 31.12.2016 включительно. Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта должен соответствовать следующему интервалу возможных значений: 0,9 - 1 (на период с 01.01.2012 по 31.12.2013), 0,7 - 1 (на период с 01.01.2014 по 31.12.2015), 0,6 - 1 (на период с 01.01.2016). Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших устанавливается равным 1 на период до 31.12.2014 включительно.
Отсутствие страховых тарифов для страхования лифтов как опасных объектов - это не единственная недоработка действующего законодательства. Примечательно, что согласно ст. 15 Закона о промышленной безопасности обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте. Положения указанной статьи с 01.01.2012 по 31.12.2012 применялись исключительно в отношении опасных объектов, которые являлись государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществлялось за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в МКД (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 226-ФЗ). Ввиду того что с 15.03.2013 объекты, на которых используются лифты, не относятся к ОПО, ст. 15 Закона о промышленной безопасности в отношении таких объектов с этой даты не применяется. Отметим еще один момент. В соответствии с п. 1 ст. 17.1 Закона о промышленной безопасности в случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на ОПО эксплуатирующая организация или иной владелец ОПО, ответственные за причиненный вред, обязаны обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда:
Положения ст. 17.1 Закона о промышленной безопасности в отношении опасных объектов, которые являлись государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществлялось за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в МКД применялись с 1 января 2013 г. (ст. 7 Федерального закона N 226-ФЗ), а с учетом того, что объекты, использующие лифты, исключены из состава ОПО с 15.03.2013, - до указанной даты.
В заключение скажем несколько слов об ответственности владельцев лифтов за отсутствие договора обязательного страхования. В соответствии со ст. 9.19 КоАП РФ <1> эксплуатация опасного объекта, за исключением его ввода в эксплуатацию, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 руб.
<1> Вступила в силу с 01.04.2012 (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 226-ФЗ).
Действующее законодательство исключило жилищный фонд, использующий лифты, из состава ОПО и, соответственно, вывело его из-под действия Закона о промышленной безопасности. Лифты отнесены к опасным объектам, требующим обязательного страхования гражданской ответственности владельца за причинение вреда в результате аварии. Между тем страховые тарифы для данных объектов отсутствуют. На практике при страховании лифтов страховщики продолжают применять тарифы, установленные для ОПО - жилищного фонда, что, разумеется, нельзя признать правомерным. Однако возможные колоссальные штрафы за отсутствие договора обязательного страхования (несоизмеримо большие, нежели неверно рассчитанная страховая премия) подстегивают ТСЖ к заключению договоров.
Е.В.Шоломова
Председатель правления
ТСЖ "Зеленая, 22",
эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"