В РФ этот федеральный закон значится главным в сфере регулирования деятельности банков. Его положения распространяются на все кредитные организации в Российской Федерации. За исполнением его диспозиций следит основной надзорный орган — ЦБРФ. Далее мы в подробном виде проанализируем структуру этого закона, приведем комментарии, а также рассмотрим его отдельные статьи.
Последняя редакция описываемого закона претерпела изменения в мае 2016 года. В частности были внесены поправки в некоторые его статьи. Часть статей была упразднена по указанию ЦБ. Сегодня уже разработаны некоторые изменения последней редакции, какие будут применены уже к середине года.
Последняя редакция доступна для просмотра и скачивания Здесь же можно ознакомиться и с профильными комментариями к некоторым статьям.
Ни один закон нельзя изложить в кратком содержании, т.к. каждая его статья отдельно важна. Если говорить о его назначении в общем, то он разработан в целях полной регуляции банковской деятельности в нашей стране. Последняя редакция содержит положения, регулирующие следующее:
Т.е. все, что касается банков и их работы можно найти в соответствующей статье анализируемого закона. А если ознакомиться с профессиональными комментариями к таковым, то даже неподготовленному человеку все сразу станет ясно.
Если говорить кратко об этой статье, то ее содержание сводится к неприкосновенности банковской тайны каждого субъекта. Для начала дадим комментарий того, что означает такая тайна. На практике это набор сведений, какие принадлежат отдельному субъекту. Сюда включаются данные по оформленным кредитам, вкладам, размещенным депозитам, открытым ячейкам, кредитная история, и т.д.
Кредитная организация и иные субъекты такой деятельности, при заключении соглашения обязаны отмечать пункт о соблюдении данного правила. За нарушение данного требования, текущий УК содержит статью, предусматривающую уголовною ответственность по закону. Особенная часть в кратком содержании бесплатно доступна для поверхностного анализа. Статья 26 банковская тайна — основная из диспозиций в последней редакции.
Данная диспозиция закона указывает на то, что банковские операции на территории РФ возможны в любой официальной валюте. В соответствии с последними изменениями, любые виды электронной валюты сегодня так же подпадают под компетенцию ЦБРФ.
Так же это положение обозначает, что любой кредитной организации запрещается заниматься любым другим видом работы, кроме основного. Банки не имеют права осуществлять торговую или страховую деятельностью. Исключение — когда необходимо реализовать все имущество по имеющемуся судебному решению.
ЦБРФ отказывает в регистрации любой кредитной организации, если таковая не отвечает требованиям, какие изложены в ст. 15-ой закона. Т.е. сюда включается организационно-правовая форма, полное соответствие рекомендательным нормам, достаточный уставной капитал. Часть требований так же значится в отношении совета директоров и лично будущего руководителя текущей организации.
Организация несет ответственность в таких случаях тогда, если была взломана система безопасности без вины держателя продукта. По всем операциям с применением пин-кода, структура не несет никакой ответственности. Если будет установлена именно вина банка, то описываемому закону средства должны быть возмещены в течение 7-ми дней после подачи клиентом заявления.
Банковская система РФ состоит из Банка России, представительств иностранных банков, а также кредитных организаций вместе с филиалами. Правовое регулирование этих организаций закреплено в Конституции РФ, ФЗ «О банковской деятельности» и «О центральном банке», а также некоторыми другими законами и подзаконными актами.
Основной документ, который регулирует деятельность банков, а также создание и функционирование кредитных организаций РФ - Федеральный закон о банковской деятельности и банках, который больше известен под названием ФЗ о банках. Принятие документа состоялось еще в далеком 1990 году, под номером 395-1. В составе документа 7 глав, 43 статьи, в которых сформулирован перечень ключевых моментов деятельности кредитных организаций всех форм организационно-правовой собственности.
Помимо ФЗ О банках деятельность кредитных организаций регламентируется перечнем других нормативно-правовых актов, среди которых законы о Центральном банке Российской Федерации, о национальной платежной системе, о страховании , закон о кредитной истории и валютном регулировании. Примечательно, что в законе о кредитной истории можно найти даже информацию о банках, у которых есть проблемы с кредитной историей. В эту же категорию относятся ФЗ о залоге недвижимости, а также закон, направленный на борьбу с отмыванием доходов и противодействию терроризму.
Среди основных положений закона о банковской деятельности особое внимание рекомендуется обратить на процедуру лицензирования и регистрации банков, а также их филиалов и представительств, положения о банкротстве банков и порядке отзыва лицензии.
В законе также освящены ключевые моменты, которые касаются стабильности и надежности работы банковских структур, затрагиваются вопросы по защите прав вкладчиков, сформулировано понятие банковской тайны, а также нормативы банковской деятельности, которые определяются по инициативе ЦБ РФ.
В законе приведена информация о принципах обслуживания банковских клиентов, проведении типовых операций, принципах формирования размерах комиссионных выплат, а также формирования ставок по и депозитам.
Кредитные организации не имеют права заниматься страховой, а также торговой и производственной деятельностью. Действующие ограничения не касаются договоров, которые используются в качестве производных финансовых инструментов. Как правило, такие документы предусматривают обязанность передачи, продажи или покупки товара на предварительно оговоренных условиях в случае прекращения обязательства на поставку без исполнения в натуре.
Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства. Среди основных профессиональных задач главного банка страны - работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства. ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.
Основной закон, определяющий структуру финансовой системы и устанавливающий нормы банковской деятельности - это Федеральный закон от 02.12. 1990 № 395-1. В этом документе дается понятие "банку", "банковской группе", "кредитной организации", "банковским операциям", "вкладам и вкладчикам" и другой финансовой терминологии и образованиям.
Также в законе прописаны правовые нормы и порядки регистрации, получение разрешительной документации различных финансовых структур, определены статусы вкладчиков, способы обеспечения надежности, а также формы страхования вкладов.
Исчерпывающую информацию относительно квалификационных требований к руководителям финансовых организаций, условия реорганизации и отзыв лицензий могут найти в этом документе каждый интересующийся.
Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.
1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.
Сюда относятся такие принципы:
2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.
В эту группу включены принципы:
Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.
Банковское законодательство, конечно занимает ключевую позицию в регулировании финансовой и банковской системы в стране, определяя форму деятельности и правовой регламент тех или иных банковских структур. Но это не означает, что оно не совершенствуется и не эволюционирует.
По мере формирования и развития банковской системы, законы становились более определенными и жесткими, в целях предотвращения банкротства банков, мошеннических действий и спекуляций.
Направления эволюции банковского законодательства заключается, в большинстве случаев, во внесении поправок и дополнений к главам и пунктам документа, в связи с конъюнктурой, меняющимися условиями и динамикой экономической жизни страны. Эти необходимые коррективы расширяют правовое поле действия законодательства, повышают эффективность и оптимизируют в целом банковскую систему государства.
Пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения в банковской сфере - это Банковское законодательство. Оно определяется правовым режимом, который транслирует порядок управления и регулирования банковской деятельностью. Основные цели правового режима заключаются в препятствовании неправомерному банкротству, мошенническим действиям, недобросовестной конкуренции, спекуляции, а также в повышении доверия к банкам.
Помимо этого, нормативно-правовые акты прописывают виды и типы банковских организаций, форму их собственности, функции и статус центрального банка страны. В этих документах определена модель деятельности на рынке ценных бумаг и лицензирование банковско-кредитного сервиса, а также форма взаимоотношений центрального банка с финансовыми учреждениями.
Все эти задачи имеют государственное значение и влияют на экономическую мощь государства и уровень жизни его населения.
Совет от Сравни.ру: Федеральный закон о банковской деятельности, который регулирует работу кредитных организаций - один из основополагающих нормативных документов для организации работы финансового сектора экономики страны. Периодически к положениям документа обращаются сотрудники банков, экономисты, юристы, судьи, бухгалтера, адвокаты и заемщики, которым необходимо как минимум знакомство с этим нормативно-правовым документом.
Статья 11.1. Органы управления кредитной организации
Статья 11.2. Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации
Статья 12. Государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций
Статья 13. Лицензирование банковских операций
Статья 13.1. Осуществление отдельных банковских операций организацией, не являющейся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем
Статья 14. Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций
Статья 15. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций
Статья 16. Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций
Статья 17. Государственная регистрация кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и выдача им лицензий на осуществление банковских операций
Статья 18. Дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков
Статья 19. Меры банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России
Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций
Статья 21. Рассмотрение споров с участием кредитной организации
Статья 22. Филиалы, представительства и внутренние структурные подразделения кредитной организации
Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации
Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)
Статья 23.2. Ликвидатор кредитной организации
Статья 23.3. Последствия принятия решения арбитражным судом о ликвидации кредитной организации
Статья 23.4. Регулирование процедур ликвидации кредитной организации
Статья 23.5. Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования
Статья 24. Обеспечение финансовой надежности кредитной организации
КО обязана классифицировать активы, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков...
КО обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с... Законом «О Центральном банке РФ». Численные значения обязательных нормативов устанавливает Банк России в соответствии с указанным... Законом.
Статья 25. Норматив обязательных резервов банка
Статья 26. Банковская тайна
Статья 27. Наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации
Статья 28. Межбанковские операции
КО на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов...
При недостатке средств для... кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств КО может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.
Статья 29. Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям КО
Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям КО устанавливает по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено в федеральных законах.
КО не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных в федеральном законе или договоре с клиентом.
Статья 29. Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации
Статья 30. Отношения между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и бюро кредитных историй
Отношения между Банком России, КО и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено в федеральном законе.
В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам... платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
Участники КО не имеют каких-либо преимуществ при рассмотрении вопроса о получении кредита или об оказании им иных банковских услуг, если иное не предусмотрено в федеральном законе.
КО обязана в порядке, предусмотренном в... Законе «О кредитных историях» 1 , представлять всю имеющуюся информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.
Статья 31. Осуществление расчетов кредитной организации
Статья 32. Антимонопольные правила
Статья 33. Обеспечение возвратности кредитов
Статья 34. Объявление должников несостоятельными (банкротами) и погашение задолженности
КО обязана предпринять все предусмотренные в законодательстве РФ меры для взыскания задолженности.
КО вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, в установленном в федеральных законах порядке.
Статья 35. Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства
Статья 37. Вкладчики банка
Статья 38. Система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках
Статья 39. Фонды добровольного страхования вкладов
Статья 40. Правила ведения бухгалтерского учета в кредитной организации
Статья 41. Надзор за деятельность кредитной организации
Статья 42. Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов
Статья 43. Отчетность кредитной организации, отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов
Ст. 4. Банк России...
Ст. 18. Совет директоров выполняет следующие функции:
Принимает решения:
Устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы РФ, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением Банка России;
Ст. 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
Ст. 62. В целях обеспечения устойчивости КО Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:
Обязательные нормативы, указанные в части 1 настоящей статьи, Банк России может устанавливать для банковских групп.
Легко заметить, что приведенные нормы основных российских банковских законов носят весьма общий, «рамочный» характер, что открывает большие возможности для нормотворческой деятельности Центрального банка РФ в части кредитных операций банков и далеко не всегда ведет к лучшим результатам.
Различные аспекты проведения коммерческими банками активных кредитных операций регламентируются целым рядом нормативных актов Банка России, главные из которых:
Положение № 39 от 26.07.1998 г. «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками»;
Положение № 54 от 31.08.1998 г. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;
Инструкция № 110 от 16.01.2004 г. «Об обязательных нормативах банков»:
Положение № 254 от 26.03.2004 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;
Положение № 313 от 14.11.2007 г. «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска».
Основное содержание указанных нормативных правовых актов и иных документов Центрального банка РФ, относящихся к организации кредитной деятельности коммерческих банков, будет представлено в соответствующих частях книги. Пока отметим, что в перечисленных и иных документах кредитная деятельность коммерческих кредитных организаций регламентируется подчас даже неоправданно жестко.
Закон " О банках и банковской деятельности РФ" устанавливает основные понятия, используемые в данной сфере, формулирует ключевые положения относительно создания и работы указанных организаций. Данный нормативный акт подвергался корректировкам, дополнялся новыми нормами с учетом современной экономической ситуации. Рассмотрим далее подробнее закон "О банках и банковской деятельности" с последними изменениями.
В первую очередь следует разъяснить основные понятия, которые использует закон "О банках и банковской деятельности". Характеристика финансовых институтов приводится в ст. 1. В ней разъясняются следующие категории:
1. Кредитная организация. Она представляет собой юрлицо, которое обладает правом выполнять банковские операции для извлечения прибыли. Получение дохода выступает для такой организации основной целью функционирования. Свою работу юрлицо осуществляет на основании лицензии ЦБ. Кредитная организация, как хозяйствующее общество, может образовываться на основе любого типа собственности.
2. Банк. В качестве него выступает кредитная организация, наделенная исключительными правами на осуществление комплекса операций. К ним относят:
Это не все операции, которые разрешает закон "О банках и банковской деятельности". Краткое содержание всех разрешенных услуг будет представлено ниже.
В банковскую систему РФ включаются:
Правовое регулирование работы организаций обеспечивают:
Закон "О банках и банковской деятельности" в ст. 5 устанавливает перечень действий, которые вправе совершать финансовые институты. К ним относят следующие операции:
Закон "О банках и банковской системе" предъявляет определенные требования к субъектам, открывающим счета. В частности, индивидуальным предпринимателям и юрлицам необходимо предоставлять свидетельства о госрегистрации и постановке в налоговой службе на учет. Исключением являются органы местной и государственной власти.
Их перечень также предусмотрен в ст. 5. Закон "О банках и банковской деятельности" допускает осуществление следующих сделок:
Закон "О банках и банковской деятельности" допускает осуществление иных сделок, не противоречащих нормам права. Все операции осуществляются в рублях, а при наличии специального разрешения от ЦБ – в инвалюте.
Закон "О банках и банковской деятельности РФ" допускает производить покупку, выпуск, продажу, хранение и прочие операции бумагами, которые подтверждают привлечение финансовых средств на счета и во вклады или исполняют функции платежных документов, а также для операций с которыми необходимо специальное разрешение. Организации могут также принимать их в доверительное управление по соответствующим договорам с гражданами и юрлицами.
Кредитной организации надлежит опубликовывать в установленные сроки информацию о своей работе. Даты информирования определяются ЦБ. В соответствии с положениями, которые включает в себя закон "О банках и банковской деятельности", учет в организациях осуществляется по общим правилам ведения бухгалтерии. Финансовые институты должны размещать:
Закон "О банках и банковской деятельности" (последняя редакция) обязывает кредитную организацию предоставлять по требованию гражданина или юрлица копии лицензий и других разрешений, получение которых предусматривается нормативными актами. Кроме этого, финансовый институт должен по запросу предоставлять бухгалтерские балансы за отчетный год. Закон "О банках и банковской деятельности" (с последними изменениями) устанавливает ответственность кредитных организаций за предоставление недостоверных сведений и введение заинтересованных пользователей в заблуждение.
Закон "О банках и банковской деятельности" (последняя редакция) устанавливает, что кредитная организация не отвечает по обязательствам ЦБ, как и наоборот, кроме случаев, когда последний принял их на себя. Аналогичная ситуация складывается во взаимоотношениях с государством. Исполнительные и представительные органы не имеют права вмешиваться в работу кредитных организаций. Исключение составляют ситуации, предусмотренные в нормах права.
У кредитной организации должны быть все те бумаги, которые предусмотрены нормативными актами для юридических лиц данного организационно-правового типа. Это предписывает рассматриваемый закон "О банках и банковской деятельности". Статья 10 определяет перечень сведений, обязательных для указания в уставе кредитной компании:
Порядок их внесения также устанавливает Закон "О банках и банковской деятельности". Изменения, которые вносятся в учредительную документацию кредитной организации, должны проходить регистрацию. Бумаги, которые предусмотрены в п. 1 ст. 17 ФЗ "О госрегистрации ИП и юрлиц" и нормативных актах, предъявляются в ЦБ в установленном порядке. Последний в течение месяца с даты подачи документов принимает решение и направляет в уполномоченный орган все материалы, которые необходимы для внесения соответствующих корректировок в ЕГРЮЛ. Регистрирующая служба вносит запись на основании полученных ведений и документов в пятидневный срок. Не позднее следующего дня (рабочего) уведомление об этом отправляется в ЦБ.
Прямое разъяснение данного определения в нормативных актах нет. Однако в законах наличествуют перечни сведений, которые относятся к категории банковской тайны. В частности, они присутствуют в ГК и рассматриваемом нормативном акте. Однако объекты в них имеют некоторые отличия. В качестве банковской тайны, безусловно, признаются сведения, касающиеся счета и вклада. В соответствии со ст. 857 ГК, данные о клиенте также относятся к этой категории. Однако закон "О банках и банковской деятельности" это положение не предусматривает. Но в нормативном документе есть указание на то, что к тайне могут быть отнесены другие сведения, если это не запрещается в ФЗ (ст. 26). За разглашения такого рода информации предусматривается ответственность для кредитной организации. Клиент также может потребовать возмещения ущерба, причиненного такими действиями.
ФЗ о банковской деятельности и банках: краткое содержание
В РФ Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности » (в дальнейшем ФЗ о банках) является основным в сфере регулирования деятельности кредитных организаций. Его содержание распространяется на все банковские организации нашей страны. За исполнением его статей ответственность несёт надзорный орган - ЦБ РФ.
Очень сложно изложить любой закон кратко, т.к. в каждой его статье обязательно присутствует важная информация. Содержание же ФЗ о банках предусматривает нормативное регулирование всей банковской деятельности на территории РФ.
В последней редакции ФЗ О банках содержатся положения, регламентирующие следующее:
Недостатками ФЗ о банках проявляются в следующем:
Замечание 1
Правовое регулирование деятельности банков должно чётко определять принципы их функционирования в зависимости от области их распространения. Должны быть указаны всеобщие принципы банковской работы и принципы, характеризующие отдельные направления банковской деятельности.
Путис овершенствования ФЗ о банках, к основным принципам банковской деятельности в РФ таковы:
При правовом регулировании банковской деятельности вышеперечисленные принципы следует разграничить на принципы, которые закреплены в международно-правовых актах и принципы, которые основываются на законодательной базе РФ, т.е. национальные.