Классный час «Деньги в жизни человека». Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, хлопковые. Сказка

Классный час «Деньги в жизни человека». Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, хлопковые. Сказка "Копейка рубль бережёт" классный час (1 класс) на тему Учись считать деньги по взрослому клас

Цель : усвоение детьми основных экономических понятий.

Ход викторины

I. Организационный момент.

Дети делятся на команды - «фирмы», дают своей «фирме» название. За правильный ответ на вопрос игры участники получают один «фунтик». Победу в игре одерживает та команда, которая имеет больше «фунтиков».

II. Конкурсы.

«Получение лицензии».

Для участия в игре вашей «фирме» необходимо получить разрешение - лицензию. Отгадайте загадки или ответьте на вопросы.

Чтобы врач купил пирог,

Заплати скорей... (налог).

Та сумма, что заплатит покупатель,

Та сумма, что устроит продавца,

Как мера для обмена всех товаров,

На рынке называется... (цена).

Мишка коммерсантом стал,

У лисы кредит он взял.

Через год он разорился

Ив... (банкрота) превратился.

Он в Америке родился,

Путешествовать пустился,

С тех пор по странам гуляет,

Везде цену себе знает.

С ним торгуют, управляют,

Как его все называют? (Доллар)

В магазине побывали, куклу Барби увидали.

Стали покупать - не хватает рублей пять.

Через день зашли - и на! Уже новая цена.

Что за хищница такая, даже деток обижает? (Инфляция)

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто... (товар).

Здесь акация стояла,

Из середины слова «а» вдруг потеряла,

Надоело ей стоять,

Пошла ценную бумагу покупать. (Акция)

«Товар или услуга».

Напишите букву «Т», если это товар, или букву «У», если это услуга.

научить - у

вылечить -у

мороженое - т

картина - т

помочь сделать уроки -у

постричь — у

посуда - т

огурцы - т

потушить пожар - у

защитить от преступников - у

перевезти на машине -у

телевизор - т

мебель - т

Ведущий вручает лицензии.

«Презентация фирм».

Команды представляют свои «фирмы», обосновывают название, рассказывают о виде деятельности.

Разгадывание ребуса.

Ведущий. Ребята, как вы считаете, что означает термин «экономика»? (Дети отвечают. Ведущий делает вывод) В наше время экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, всего мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Экономика - это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворить свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Однако первоначально это слово означало «искусство ведения домашнего хозяйства». Разгадав ребус, вы узнаете, кто придумал это слово.

Ответ: Аристотель.

Конкурс пословиц.

Необходимо дать экономический комментарий к пословицам.

Копейка рубль бережет.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Деньги любят счет.

Без денег в город - сам себе ворог.

Волков бояться - в лес не ходить.

Глупый киснет, а умный все промыслит.

Скупой платит дважды.

Продай хоть ржи, а долгу не держи.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Для того чтобы ваше дело было успешным, чтобы у вас было много клиентов, покупателей или хорошо шла торговля товаром, вашей фирме, товарам или услугам, которые вы оказываете, нужна достойная реклама. Сейчас мы проверим, умеете ли вы рекламировать товар, чем хорош ваш товар и почему его нужно покупать именно у вас. Командам необходимо интересно прорекламировать школьные предметы: пенал, фломастеры, ластик и т. д.

«Рассчитайте».

В России раньше существовали такие деньги: деньга, полушка, копейка, грош, алтын.

Определите значение этих денежных единиц:

1 деньга = 2 полушки;

1 копейка = 2 деньги = ... (4) полушки;

1 грош = 2 копейки = ... (4) деньги = ... (8) полушек;

1 алтын = 3 копейки = ... (6) деньги = ... (12) полушек;

1 пятиалтынный = 15 копеек = ... (5) алтын = ... (30) деньги = ... (60) полушек.

1 гривенник = 10 копеек = ... (20) деньги = ... (40) полушек;

1 двугривенный = 20 копеек = ... (40) деньги = ... (8) полушек.

Экономические задачи.

1. Из незакрытого до конца крана с водой за час выливается капля за каплей 10 литров воды. Сколько воды выльется за сутки?

Ответ: 10 - 24 = 240 литров.

2. Туристы не затушили костер, начался пожар, в результате которого сгорело 15 гектаров леса. На каждом гектаре росло 200 деревьев. Сколько всего сгорело деревьев?

Ответ: 200 · 15 = 3000 деревьев.

3. На рынке продают дыни. Дыня весом 5 кг стоит 15 руб., а дыня весом 2 кг стоит 8 рублей. Какую дыню выгоднее купить?

Ответ: дыню весом 5 кг.

15:5 = 3 рубля стоит 1 кг 8:2 = 4 рубля стоит 1 кг.

4. Заяц, Белка и Енот сшили 10 костюмов. Сорока обещала их продать, за это она хотела получить одну пятую часть от всей вырученной за костюмы суммы денег. Сорока продала костюмы по 100 рублей за каждый. Сколько денег досталось Сороке?

Ответ: 200 рублей.

100 · 10 = 1000 рублей - выручила за все костюмы.

1000: 5 = 200 рублей - получила Сорока.

5. Есть такая страна - Таиланд, а в ее столице - Бангкоке - один из крупнейших ресторанов мира. Он состоит из 65 примыкающих друг к другу домов. В нем одновременно могут пообедать 3000 человек. Как вы думаете, сколько официантов работает в этом ресторане, если один официант может обслужить сразу трех клиентов?

Ответ: 3000: 3 = 1000 официантов.

Правильный ответ ты найдешь, если расшифруешь это «Меню».

Подсказка: поменяй местами столбики по порядку номеров, тогда по горизонтали прочтешь ответ.

Ответ: Директор и все работники ресторана лысые.

Конкурс капитанов.

Ваши капитаны - это главы ваших «фирм», или их главные менеджеры. А у менеджера должны быть твердые знания и хорошие практические навыки, что мы сейчас и собираемся проверить.

1. «Определение».

Первое задание - «определение». Нужно соединить линиями данные понятия с соответствующими им определениями. (Задание дается на карточках)

Определения

Общество

место, где есть условия для жизни и работы небольшой группы людей (микрорайон).

это процесс переработки исходных продуктов в товары (производство).

Конвейерное

производство

это группа взаимодействующих людей, объединенных общими условиями жизни (общество).

Производство

это что-то, сделанное плохо, неправильно (брак).

Микрорайон

это работа, выполняемая несколькими работниками, каждый из которых производит лишь одну операцию (конвейерное производство).

Правительство

это то, что человек или группа делает для другого человека (услуга).

это продукт труда, который продается и покупается (товар).

это организация, которая предоставляет обществу услуги, в которых нуждаются все его члены (правительство).

Торговля

это деньги, которые мы платим правительству в обмен на общественные услуги (налоги).

это временное пользование чем-либо за деньги (аренда).

это купля-продажа товара, при которой используются деньги (торговля).

это место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги (банк).

2. «Не открывая глаз».

Каждому игроку завязывают глаза и дают несколько монет разного достоинства: 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек, 10 копеек, 5 копеек, 1 копейка.

Задача состоит в том, чтобы на ощупь определить достоинство каждой монеты.

3.«Что сколько стоит».

Ведущий берет несколько предметов школьных принадлежностей, например: авторучку, пенал, ластик, линейку, карандаш, клей, ножницы, фломастеры и т. д. - поочередно показывает каждому игроку один предмет (например, одному - тетрадь, другому - авторучку) и спрашивает, сколько он стоит. Игрок должен назвать его приблизительную стоимость. Но ведущий сам должен знать, сколько примерно стоит та или иная вещь, например, тетрадь - 2 рубля, авторучка - 5 рублей, ластик - 3 рубля, карандаш - 2 рубля, ножницы - 15 рублей, клей - 8 рублей, пенал - 50-100 рублей и т. д.

Если названная игроком цена сильно отличается от реальной, ответ считается не засчитанным, и право ответа на этот вопрос переходит к сопернику.

Разгадывание «Кроссворда»

По горизонтали:

1. Средство утоления жажды. (Вода)

2. Стоимость одной вещи при продаже, обмене. (Цена)

3. Деньги, уплачиваемые правительству в обмен на общественные услуги. (Налог)

4. Денежная единица России. (Рубль)

5. Слово, обозначающее желание человека. (Хочу)

6. Слово, обозначающее потребность человека. (Надо)

7. Самый главный потребитель денег в семье, на него больше всего тратится средств. (Ребенок)

8. Продукты труда, который продается и покупается. (Товар)

По вертикали:

1. То, что используют при оплате товаров и услуг. (Деньги)

2. Место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги. (Банк)

3. Наука, знание которой позволяет нам жить лучше и богаче. (Экономика)

4. То, без чего не выловишь рыбку. (Труд)

5. Группа людей, взаимодействующих между собой и объединенных общими условиями жизни. (Общество)

III. Подведение итогов. Команды подсчитывают свои «фунтики» и таким образом определяется победитель.




Определение причин и последствий исчезновения мелочи из оборота. -изучить историю появления русской копейки; -выяснить, когда и почему копейки в России уже исчезали; -сравнить денежные единицы в разных странах мира; -определить экспериментальным путём, есть ли польза от копеек в наши дни.


1. На Руси широкое хождение имели монеты монгольского хана Кепека (Кебека), которые стали называть «Кепек динар». Русский князья стали называть мелкие монеты собственной чеканки – «копейка». 2. Владимир Даль в своём толковом словаре утверждает что копейка произошло от слова «копить» деньги. 3. На лицевой стороне копейки изображен всадник с копьём – «деньга копейная». 4 Откуда произошло слово «копейка»












10 Что можно было купить за копейки? ХХ век. Во времена Советского Союза на копейке (1924 год) изображен Герб Советского Союза. Медь заменяют сплавом бронзы, копейка начинает весить 1 грамм. Такой помнят копейку люди старшего поколения После 1961 года 1 копейку стоили: кусок хлеба, стакан газировки без сиропа, простой карандаш, два простых конверта, два медиатора для гитары, коробок спичек.








За отмену: 1. Государство тратит на изготовление копеек больше чем их реальная стоимость. Против отмены: 1. Копейки уменьшают цену. 2. Пострадают малоимущие люди. Для торговли будет лучше если мелкие монеты исчезнут из оборота. В них сегодня просто нет необходимости, одна путаница. Несомненно, что отмена мелких монет вызовет рост цен и инфляции. Нужно ли отменять копейки Моё мнение, что нужно не отменять копейки, а сделать так, чтобы копейка стала опять важной денежной единицей государства.

Учащимся представляют три термина: «Родители - Карман - Деньги». Им предлагается подумать и ответить на следующие вопросы:

? О чем сегодня на классном часе пойдет речь

О деньгах на карманные расходы

? Какие вопросы мы сегодня сможем рассмотреть

Сколько вам нужно денег

Как часто родители должны вам их давать

На что их нужно тратить

  1. Разминка. Продолжите предложение

Классный руководитель.

Прежде чем мы займемся аналитической и проектной работой давайте проведем зарядку для ума.

Издавна на Руси было особое отношение к деньгам. Их тратили, дарили, берегли, копили, отдавали в долг. Спустя столетия отношение к ним не изменилось. А вот свою мудрость в денежном вопросе народ выразил в пословицах и поговорках. Некоторые известны нам с детства, а некоторые встречаются крайне редко. Давайте вспомним их.

(Учащимся предлагается закончить пословицы и поговорки)

Не имей сто рублей, а имей сто (друзей).

Копейка рубль бережет, а рубль голову (стережет).

Денежки не рожь, и зимой растут; денежки не лед, и зимой (тают).

Дружба дружбой, а денежки (врозь).

Из чужого кошелька легко (платить).

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому - и тысяч (мало).

Лишние деньги - лишняя (забота).

Не жалей алтына, а то отдашь (полтину)

Не легко деньги нажить, а легко (прожить).

У скупого рубль плачет, а у щедрого и полушка (скачет).

  1. Проектная работа в группах
  1. Общая беседа с учащимися

? Нужны ли вам деньги на карманные расходы? Для чего они вам нужны?

  1. Что имеем?

Учащимся предлагается провести мини-исследование по вопросу «Наши карманные деньги». Исследование можно проводить внутри группы или с представителями других групп. Полученные результаты обобщить. Лидер группы оглашает результат.

Вопросы для исследования.

  • Выделяют ли вам родители деньги?
  • Как часто они это делают
  • Хватает ли вам этих денег?
  1. Что хотим иметь? Составьте бизнес-проект.

Классный руководитель.

А теперь попробуйте представить свой бизнес-проект по представленному вопросу. При создании проекта следует учитывать его последующую реализацию.

Для помощи учащимся предлагаются следующие вопросы:

  • Нужно ли выделять вам деньги?
  • С какой периодичностью это должно происходить?
  • Какая сумма вам необходима?
  • На что вы их будете тратить?

После обсуждения и подготовки лидер группы представляет проект одноклассникам. Учащиеся обсуждают, задают вопросы. Определяют наиболее реализуемый и полезный для них проект.

  1. Оцените ситуацию

Классный руководитель.

Не только взрослые, но и дети должны владеть культурой обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.

Группам раздаются ситуации.

Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но.

Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата- первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но.

Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но.

Классный руководитель.

Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения.

Учащиеся дают оценку, предлагают свой вариант решения проблемы.

  1. Продолжите фразу

Классный руководитель.

А сейчас давайте вновь обратимся к народной мудрости. Все ли в нашей жизни продается и покупается? Есть ли в мире такие ценности, которые купить невозможно?

Группам по очереди задаются вопросы:

Все ли можно купить за деньги?

За деньги можно купить часы. (но не время).

За деньги можно купить книгу. (но не мудрость).

За деньги можно купить телохранителя. (но не друга).

За деньги можно купить еду. (но не аппетит).

За деньги можно купить дом. (но не семью).

За деньги можно купить положение в обществе. (но не уважение людей).

За деньги можно купить лекарство. (но не здоровье).

За деньги можно купить поцелуй. (но не любовь).

За деньги можно купить развлечения. (но не счастье).

За деньги можно купить икону. (но не веру).

За деньги можно купить целый континент. (но не Родину).

За деньги можно купить орден. (но не подвиг, не честь).

За деньги можно купить клоунов. (но нехорошее настроение).

  1. Любят ли вас деньги?

Тест для учащихся.

1. Представьте, что у вас есть свободная сумма денег. Что вы с ней сделаете?

а) вложу в бизнес, чтобы денег стало ещё больше;

б) открою счёт в банке;

в) приобрету вещь своей мечты.

2. Что вы почувствуете, получив дорогой подарок?

а) удовлетворение;

б) радость;

в) неловкость.

3. Часто ли вы берете в долг деньги у знакомых?

а) никогда;

в) систематически.

4. Как влияет информация о курсе доллара на ваше настроение?

а) прямо пропорционально;

б) обратно пропорционально;

5. Следуете ли вы закону, что небогатый человек покупает только хорошие вещи?

б) как когда;

6. Заметив под ногами рублёвую монету, вы решите её подобрать?

а) нет, я живу заработком, а не находками;

б) если в данный момент нахожусь «на мели»;

в) обязательно!

7. Любите ли вы обсуждать цену собственных покупок?

а) это тема для меня закрыта;

б) почему бы нет?

в) да, это предмет моей гордости.

8. Пересчитываете ли вы сдачу?

а) обязательно;

б) если не забываю;

в) ленюсь.

ПОДСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Присвойте себе за каждый ответ "а" 3 балл, "б" - 2 балла и "в" - 1 балла. Итог просуммируйте.

От 19 до 24 баллов. Вы - прирождённый финансист с нюхом на прибыль, и ни один финансовый крах не способен сделать вас нищим. Теряя, вы тут же находите; падая, поднимаетесь. Но иногда деньги становятся для вас самоцелью, а это уже плохо…

От 14 до 18 баллов. Вы имеете сложные взаимоотношения с деньгами; они то идут косяком, то улетают с порывом ветра… Что ж, зато вы избавлены от страхов, свойственных богатым людям, и всегда преодолеете финансовые трудности, снизив свои затраты.

От 8 до 13 баллов . Вас деньги не любят; не за что… Впрочем, и вы их тоже - что совершенно необъяснимо для обычного человека.

  1. Правила обращения с деньгами

Классный руководитель.

Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.

  • Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
  • Зарабатывай честно.
  • Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
  • Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
  • Старайся не влезать в долги.
  • Не играй в лотереи, азартные игры.

Учащиеся работают над правилами, потом их зачитывают.

Подведение итога мероприятия. Награждение активных участников. Учащимся раздаются буклеты с материалами мероприятия.

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Летка

(МАОУ «СОШ» с.Летка)

Внеклассное мероприятие на тему "Деньги"

Попова Валентина Николаевна , учитель экономики

Цель: Познакомить учащихся с денежными единицами России, предназначением денег, натуральным и товарным хозяйством.

Задачи:

    познавательные: проверить и обобщить полученные знания о деньгах; познакомить с новым терминами, понятиями;

    развивающие: развить стремление к анализу полученной информации;

    воспитательные: формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.

Оборудование: Презентация по теме, карточки для работы в парах.

Ход классного часа

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: У нас сегодня в гостях Гномом Экономом и Вас приглашает совершить путешествие вместе с ним. А как Вы думаете куда?

(Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ: Гном Эконом хочет задать вам свой вопрос…

ГНОМ: Без чего мы не можем прожить в жизни?

(Ответы детей)

ГНОМ: А для чего нужны деньги?

(Ответы детей)

ГНОМ: А как Вы думаете всегда ли существовали деньги?

(Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ: В далёком прошлом все люди жили отдельными группами и племенами, совершенно не общаясь с соседями. Всё необходимое для себя они добывали сами или выращивали в саду, в огородах. Они не производили никакого обмена с другими племенами и не ведя никакого хозяйства.

СПРАВКА, Ещё 200 лет назад в России все крестьянские семьи вели натуральное хозяйство.

ГНОМ: А потом появилось товарное хозяйство.

Товарное хозяйство - хозяйство, при котором люди производят товары и обмениваются на другие товары или услуги.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы облегчить свою жизнь, люди придумали меняться. Швея предлагала гончару одежду, взамен посуды.

Кузнец швее дал подковы, молоток взамен одежды.

Молочница предлагала всем молочные продукты.

Садоводы выращивали для обмена богатый урожай овощей и фруктов.

Каждый житель делал хорошо то, что умел, что у него получалось лучше всего.

Все были довольны: каждый занимался любимым делом.

Обмен позволял экономить силы и время, а также иметь товаров и услуг больше и лучшего качества, чем раньше.

УЧИТЕЛЬ: Выполните задание.

- Рассмотрите картинки и скажите, люди какой профессии производят эти товары?

Овощи (агроном), лекарства (фармацевт), одежда (портной), хлеб (пекарь), украшения (ювелир), обувь (сапожник), цветы (садовник), дом (строитель).

ИГРА: «Обмен»

- Выбираем 9 человек играющих. Они получают таблички с названиями профессий.

Задача водящего (парикмахера) получить доски для строительства дома.

Парикмахер: Мне нужны доски для строительства дома.

Дровосек: Мне нужен кувшин, мой вчера разбился.

Гончар: Мне нужны башмаки для моей дочери.

Сапожник: Мне надо новую рубаху.

Швея: Мне нужен новый стул.

Столяр: У меня болен ребёнок, мне необходимо лекарство.

Фармацевт: Мне нужны яблоки.

Садовник: Мне нужна рыба.

Рыбак: Я хочу, чтобы мне сделали стильную стрижку.

Ведущий-парикмахер делает стрижку и идёт обратный обмен.

УЧИТЕЛЬ: Легко ли так обмениваться каждый раз? Почему? (Очень долгий процесс).

ГНОМ: А как называется обмен товара на товар? (БАРТЕР)

УЧИТЕЛЬ: Зачем же нужны деньги? Читаем таблицу.

ДЛЯ обмена товара или услуг на деньги - ПРОДАЖИ.

ДЛЯ обмена денег на товары или услуги - ПОКУПКИ.

Чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕНУ товара или услуги.

Чтобы НАКАПЛИВАТЬ средства.

УЧИТЕЛЬ: РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ В ПАРАХ.

- Что можно купить за деньги соедините стрелками.

ПИЩА

ОДЕЖДА

ТОВАРЫ

ЗДОРОВЬЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ДРУЖБА

ДЕНЬГИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

ВОЗДУХ

УДАЧА

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

УСЛУГИ

СЧАСТЬЕ

Проверка: - что же можно, а что нельзя купить за деньги?

ЗАЧЕМ ЖЕ НУЖНЫ ДЕНЬГИ? (для совершения купли - продажи и определения цены товара).

УЧИТЕЛЬ: Гном нам предлагает продолжить путешествие.

ГНОМ: Давайте перенесёмся на машине времени в прошлое и узнаем историю появления денег.

УЧИТЕЛЬ: В старину в качестве денег могли использоваться самые неожиданные предметы, которые вызывали у людей особый интерес. Это могли быть Соль и скот, шкурки различных животных: белок, лисиц, куниц, соболей. А так же это мог быть чай, связка раковин, зубы собак, дельфинов, перья попугаев, ткань, мечи, копья…

Выполните задание:

- Из данных названий выберите те предметы, которые в старину могли служить в качестве денег: (Акульи зубы, ракушки каури, птичьи перья, соль, зерно, табак, шкурки животных, живой скот, велосипед, цветы, деревья, горький перец).

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

УЧИТЕЛЬ: - Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем, что означает слово СКОТНИК (Это человек, который ухаживает за животными, за скотом).

УЧИТЕЛЬ: - Кто из вас хотел бы работать скотником?

А раньше скотником хотели работать многие. Это была очень уважаемая профессия. И все потому, что скотником назывался КАЗНАЧЕЙ, ХРАНИТЕЛЬ ДЕНЕГ.

УЧИТЕЛЬ: - Как вы думаете, что это были за деньги?

ГНОМ: Да, деньгами на Руси был скот - овцы, коровы, быки. Чем больше стадо было у человека, тем богаче он считался. Это была ответственная профессия. Вдруг с животными что-то случится! Всего, что накоплено можно лишится в один миг.

УЧИТЕЛЬ: Почему животные перестали быть товарными деньгами? (Они могли погибнуть, мех превратиться в труху).

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ЧТО СЛУЖИЛО ДЕНЬГАМИ В СТАРИНУ?

Меховые деньги

Ракушки каури.

Металлические деньги.

Безмонетное время.

Рубль.

Копейка.

УЧИТЕЛЬ: Как Вы думаете, что изображено на деньгах?

(Ответы детей)

5 рублей — На аверсе монеты изображены:

    в центре — рельефное изображение двуглавого орла, вверху над ним — надпись по окружности: «БАНК РОССИИ»;

    справа внизу, под левой лапой орла — товарный знак монетного двора;

    в нижней части диска, под орлом — буквенное обозначение номинала в одну строку: «ПЯТЬ РУБЛЕЙ», подчеркнутое горизонтальной линией, разделенной посередине точкой;

    внизу под линией — год чеканки.

    в центре (ближе к левому краю) — обозначение номинала монеты: цифра 5, под ней — слово «РУБЛЕЙ», расположенное горизонтально;

    внизу вдоль канта и в правой части диска — стилизованный растительный орнамент в виде изогнутой ветви с переплетающимися стеблями.

10 рублей На аверсе монеты изображены:

    в центре — эмблема Банка России (двуглавый орел с опущенными крыльями), под ним надпись полукругом «БАНК РОССИИ»;

    справа под лапой орла — товарный знак монетного двора;

    в верхней части по окружности — обозначение номинала: «ДЕСЯТЬ РУБЛЕЙ»;

    в нижней части — две горизонтальные линии, разделенные точкой, под ними — год чеканки.

На реверсе монеты изображены:

    в центре (со смещением к левому краю на фоне поля из вертикальных линий) - обозначение номинала монеты: число «10», под числом — слово «РУБЛЕЙ»;

    вдоль канта — слева, внизу и в правой части диска — растительный орнамент в виде ветви с переплетающимися стеблями;

    внутри цифры «0» имеются «скрытые» изображения, видимые поочередно при изменении угла зрения: число «10» и надпись «руб»

На бумажных 10 рублей На аверсе монеты изображены:

На бумажных 10 рублей — основным изображением на лицевой стороне является мост через реку Енисей и часовня в Красноярске. На обратной стороне изображена плотина Красноярской ГЭС;

50 рублей — основное изображение лицевой стороны — скульптура в основании Ростральной колонны на фоне Петропавловской крепости. Основные изображения оборотной стороны — здание Биржи и Ростральная колонна в С-Петербурге;

100 рублей — основное изображение лицевой стороны — квадрига на портике здания Большого театра. Основное изображение оборотной стороны — здание Большого театра в Москве;

500 рублей — основное изображение лицевой стороны — памятник Петру I на фоне парусника в порту Архангельска. Основное изображение оборотной стороны — Соловецкий монастырь;

1000 рублей — основные изображения лицевой стороны — памятник Ярославу Мудрому, часовня на фоне кремля г. Ярославля. Основные изображения оборотной стороны — колокольня и церковь Иоанна Предтечи в г. Ярославле;

5000 рублей — основные изображения лицевой стороны — памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому, набережная в г. Хабаровске. Основное изображение оборотной стороны — мост через р. Амур в г. Хабаровске.

УЧИТЕЛЬ: А какие Вы знаете пословицы о деньгах?

ГНОМ: задание объясни значение пословиц о деньгах

Гном: Вспомните сказки где говорится о деньгах ( К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», А. Н. Толстой «Приключение Буратино», брать Гримм «Выгодное дело», Г. -Х. Андерсен «Огниво» и «Серебряная монета», русская народная сказка «Умный работник»; Золотая Антилопа)

УЧИТЕЛЬ: Игра «Деньги - это хорошо, деньги - это плохо». (Класс делится на 2 команды, одна команда говорит, когда от денег бывает хорошо, а другая, когда от денег бывает плохо)

III. ИТОГ УРОКА:

- Так, что же такое деньги?

(ответы детей)

Рефлексия: Продолжите, пожалуйста, предложения, записанные на слайде:
На уроке я вспомнил… На уроке я узнал… На уроке я научился

Классный час

« Что такое деньги в нашей жизни? »

Цели:

  1. Рассмотреть определение понятие «деньги»;
  1. Определить с учащимися значимость денег в жизни человека;
  1. Обсудить различные варианты отношения к деньгам;
  1. Помогать учащимся планировать семейный бюджет;
  1. Способствовать обогащению характера русского человека

духовностью;

  1. Развивать у студентов познавательные интересы, творческие

способности, общеучебные умения и навыки, способствовать

самореализации личности.

План.

  1. Вступительное слово.
  2. Обсуждение сюжета из мультфильма.
  3. Историческая справка о возникновении денег.
  4. Аукцион пословиц и поговорок.
  5. Беседа. « Деньги-это лишь средство к существованию или нечто более?»
  6. Викторина.
  7. Деловая игра. Планирование семейного бюджета.
  8. Заключительное слово.

Здравствуйте ребята и гости нашего классного часа. Мы собрались с вами здесь, чтобы поговорить на тему « Что такое деньги в нашей жизни?» На доске вы видите слова Уильяма Ю.Гладстона (премьер-министра Великобритании).

« Мы относимся к деньгам,как неразумное дитя к

Строгому учителю. А учитель вовсе не хочет нас

Пугать, не ищет нашей любви или ненависти, он

Добивается лишь понимания »

Уильям Ю.Гладстон

(Премьер-министр Великобритании)

Как вы понимаете сущность этих слов.

А как вы понимаете смысл понятия «деньги»

Итак, на вопрос, что же такое Деньги и какое место они занимают в жизни человека мы постараемся ответить сегодня.

Сейчас вашему вниманию предлагается сюжет из мультфильма, который знаком вам с детства.

Мультфильм

Ребята, как вы считаете, были ли искренны слова раджи о том, что он сделает мальчика министром

(Но мальчик в ответ сказал замечательную фразу- Раджа, разве ты не знаешь, что друзей не придают).

На предварительном этапе подготовки к классному часу проводилось анкетирование на тему: « Можете ли вы подружиться с деньгами». Проанализировав анкеты можно видеть следующие результаты:

5%- готовы на любые жертвы ради денег

27% - достигнут определенный успех в сфере бизнеса с помощью друзей.

68%- обязательно преуспеют в сфере бизнеса

Да действительно, в отношениях между людьми деньги имеют далеко не последнее значение. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог и телефона.А как же возникли деньги?

История денег.

Деньги – одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике – какао бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины – каури, на Руси – скот и меха. Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форме слитков. Так, денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра – гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200г.

С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VIIв. До н.э. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны – Монеты. Отсюда пошел термин « монета». Монета- денежный знак, изготовленный из металла. На Руси монеты собственной чеканки, по виду похожие на монеты Византии, появились в конце X в. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении.

На смену металлическим деньгам пришли бумажные. Они появились в Китае в VIIIв. До н.э. В Европе и Америке бумажные деньги появились в конце XVII –начале XVIIIвв. В России бумажные деньги впервые были выпущены в 1769 году.

В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило большое распространение. Так же пользуется популярностью система электронных платежей. Это деньги, перемещающиеся со скоростью света в масштабах земного шара.

Деньги, металлическая монета, это просто бумага в конце концов. Но непонятно почему они вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег. Вот как высказался об этом А.С.Пушкин в «Скупом рыцаре».

А.С. Пушкин « Скупой рыцарь» (Корытина Марина )

Барон смотрит на свое золото.

Кажется, не много,

А сколько человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп- я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

Вернуться к мультфильму

Вот такой парадокс: с одной стороны деньги-это великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны это зло, от которого нужно избавляться. Определенное отношение к деньгам вы также узнали из пословиц и поговорок. Итак, объявляется конкурс аукцион знатоков народной мудрости. Победителем становится участник, закончивший аукцион.

Деньги любят счет.

Свой грош везде хорош.

Копейка рубль бережет.

Долг платежом красен.

Долго спать с долгом встать.

Денег куры не клюют.

Денежка дорожку прокладывает.

С деньгами мил, без денег постыл.

Денежка не бог, а бережет.

Денег наживешь -без нужды проживешь.

Лишние деньги- лишняя забота.

И то бывает, что и не деньгам не рад.

Не хвались серебром, хвались добром.

Без денег сон крепче.

Меньше денег –меньше хлопот.

Без нужды живет, кто деньги бережет.

И снова противоречие: «Денежка дорожку прокладывает и в то же время «Лишние деньги-лишние заботы» Так как же найти ту золотую середину?

Искусству обращения с деньгами западный человек начинает обучаться с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Наверное вы слышали истории об этом

Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиваться самостоятельно.

В 90-е годы 19 века электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечера проводил в сарае, работая над новой машиной. Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда странный парень выехал в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд.

Прослушав данные истории можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если конечно, относится к ним с уважением и не совершать ради них безумные поступки. А какие же поступки нельзя совершать ради денег?

Предательство

Ложь

-- Ребята, а какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие нет.

Постоянное саморазвитие

Пища

Влияние на других людей

Модные вещи, одежда

Хорошее здоровье

Уважение близких

Образование

Развлечения

Любовь

Самоуважение

Дружба

Итак, если всерьез задуматься над вопросом Так что же такое деньги – то с полной уверенностью можно сказать, что это лишь средство к существованию, но не более. С этим утверждением согласны многие поэты и режиссеры. Сейчас вашему вниманию будет предложена викторина с определенным высказывание про деньги. Ваша задача- отгадать автора и произведение.

Викторина.

Ребята, мы сегодня много говорили про деньги, выяснили отношение каждого. А сейчас попробуйте применить свои знания на практике. Для этого задания нужно разделиться на группы. Допустим их будет три.

Представьте такую ситуацию : Вы уже замужем или женаты и у вас есть ребенок (ему 3 года). Вам нужно расписать, как вы будете тратить семейный бюджет, исходя из общего дохода в 10 тысяч.

Подведение итогов. Стихотворение собственного сочинения Майстровой Кристины.

Анкетирование.

Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. По каждому из приведенных высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются.

1. В работе меня привлекает результат, а не процесс (1)

2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам

3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое(1)

4. Деньги – самое главное в жизни (7)

5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе (1)

6. Я могу работать 10 – 12 часов, даже если работа мне неприятна(1)

7. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7)

8. Любая компания признает меня лидером. (5)

9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство (4)

10. Я хочу получить в будущем высшее образование (2)

11. Бедность- следствие недостатка способностей (5)

12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей (1)

13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других (5)

14. Я хороший организатор (5)

15. Мне не нужно время на « раскачку» перед работой (1)

16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся (1)

17. Я бы рискнул начать собственное дело, вместо работы на кого-то еще (5)

18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5)

19. Я не могу сидеть без дела (1)

20. Для нормальной работы мне достаточно шести часов сна (1)

21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш (1)

22. Деньги необходимы для решения любой проблемы (4)

23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4)

24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7)

25. Мне легко производить на людей приятное впечатление (3)

26. У меня очень много знакомых (3)

27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5)

28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок (1)

29. Я с интересом изучаю иностранный язык (1)

30. Я почти никогда не опаздываю (1)

Результаты:

Меньше 6 баллов: В джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны всем.

От 6 до 18 баллов: Ваших задатков, возможно, вполне достаточно для работы по найму. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.

От 19 до 50 баллов: Вы можете добиться успеха, если попадете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов: Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением.

Больше 75 баллов: Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достичь. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Викторина.

1. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал:

« Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское. Если бы ты лежал на полу, право, не стоило бы труда нагибаться, чтобы поднять тебя».

2. Кто и в каком произведении восклицал: « Пиастры! Пиастры!»

3. Герои какого романа, решая вопрос приобретения военной экипировки, выполняли такие расчеты?

А во сколько вы оцениваете эту экипировку?

О, дело плохо! Мы только сделали подсчет, причем были невзыскательны, как спартанцы, и все же каждому из нас необходимо иметь по меньшей мере полторы тысячи ливров.

Полторы тысячи, помноженные на четыре, - это шесть тысяч ливров.

Правда, у нас есть седла. . .

4. Герой какого романа, « . . . несмотря на свою легкомысленность с виду светскую жизнь. . . раз пять в году уединялся и приводил в ясность все свои дела. Он называл это «посчитаться. . . ».

5. О ком были сказаны эти слова:

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

6. Между кем и в каком произведении состоялся этот диалог:

Слушай-ка. . . если мы выроем клад, что ты сделаешь со своей половиной?

Я? Каждый день буду покупать пирожок и стакан содовой воды, буду ходить в каждый цирк, который приедет в наш город. Уж я знаю, что мне делать, чтобы прожить весело!

Неужто ты ничего не отложишь про запас?

Откладывать? Это к чему же?

А к тому, чтобы хватило и на будущий год.

7. Какие деньги ввел на своем острове царь Гвидон?

Все скорлупки золотые.

Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету.

8. « Там царь Кощей над златом чахнет». А где это- там?

9. Из какого произведения эти строки:

Деньги

Всегда, во всякий возраст нам пригодны;

Но юноша в них ищет слуг проворных

И, не жалея, шлет туда-сюда.

Старик же видит в них друзей надежных

И бережет их как зеницу ока.

10. Кто и в каком произведении так рассуждает о деньгах:

Вы довольно пошлый человек, вы любите деньги больше, чем надо.

А вы не любите денег?

Не люблю.

Зачем же вам шестьдесят тысяч?

Из принципа!

1.Между Томом и Геком, героями романа М.Твена « Приключения Тома Сойера».

2. «Скупой рыцарь» А.С.Пушкин

3. Робинзон Крузо, герой книги Даниэля Дефо.

4. «Три мушкетера» А. Дюма

5. Об Евгении Онегине, герое романа А.С. Пушкина.

6. В лукоморье, сказка А.С.Пушкина.

7. Это диалог между Остапом Бендером и Ипполитом Воробьяниновым,

« Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова.

8.Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона.

9.Алексей Вронский, герой романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

10. Золотые.

Как много истин нам известно

Копейка рубль бережет,

И кто с утра с печи не встанет

Потом гроша не соберет.

Так из расчета экономят

И не щадят тут никого,

И годы вновь закон запомнят

Что деньги здесь важней всего.

Как жить среди немых купюр

Все что бесценно то не важно

Важней наряды от кутюр.

А как же честь? Что раньше в"есела

На цену,выше нет какой

Она теперь амбиций месево

Гордится глупою ценой.

Все что не куплено, то продано.

Что не продать зачем держать.

И пусть что совесть здесь не модна

Её не страшно показать.

И дружба, что огонь и воду вновь,

Всех будет снова поражать

Ведь и её как и любовь

И не купить и не продать!

Представьте такую ситуацию:

Вы уже 4 года замужем или женаты. У вас есть ребенок, ему 3 года.

Вы живете в собственной квартире. Вам нужно расписать, как вы будете тратить семейный бюджет, исходя из общего дохода в 12 тысяч рублей.