Классификации и виды государственных займов. Что такое государственный займ

Классификации и виды государственных займов. Что такое государственный займ

Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. Финансово-кредитный словарь определяет государственный долг как «сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты)».

Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга. Однако широкое распространение в российской экономике практики неисполненения государством своих финансовых обязательств перед субъектами экономики требует сформулировать расширенное понятие государственного долга как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. С учетом этой формулировки классификация государственных займов будет более полной.

Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков.

  • 1. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы - это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние - это обязательства государства перед резидентами.
  • 2. По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы - это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. Нерыночные государственные займы - это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, -- привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения.
  • 3. По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).
  • 4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы -- это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом). Беззакладные займы - займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.
  • 5. По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.
  • 6. По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:
    • - процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала;
    • - дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
    • - выигрышные займы, доход, по которому осуществляется на основе тиражей выигрыша;
    • - индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
  • 7. По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.
  • 8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока. Соответственно по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств): погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
  • 9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода.
  • 10. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.

Государственные займы - это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Основными видами ценных бумаг по государственному и муниципальному кредиту являются государственные и муниципальные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. По срокам действия они могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. (ст. 98 БК РФ).

2. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые Правительством РФ, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это предусмотрено законом.

3. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на: а) реализуемые только среди населения (так, специально для населения был выпущен заем от 19 февраля 1992 г., который назывался «российским выигрышным займом 1992 года»); б) реализуемые только среди юридических лиц (примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем); в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения (в частности, ГКО и КО, которые государство продавало не только коммерческим и государственным структурам, но и населению).

4. По форме выплаты доходов займы могут делиться на:



а) процентно-выигрышные, владельцы которых получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа посредством зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат (например, долговые казначейские обязательства и облигации 5%-го займа 1990 г.); б) выигрышные - их владельцы получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей (бывают займы и беспроигрышные, но сейчас они в РФ не выпускаются); в) беспроцентные (целевые), которые предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется (в частности, государственный беспроцентный целевой заем 1990 г.). Правда, практика выпуска беспроцентных (целевых) займов себя не оправдала, так как государство не успело вовремя погасить свои обязательства, а затем в связи с либерализацией цен выплата по ним стала нереальной и государство до сих пор погашает их с определенными оговорками

5. По методам размещения займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также в настоящее время в России не применяются.

6. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и т.д.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами, которые за эту услугу взимают комиссионные.

7. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки - вторичную. Таким образом, можно сделать вывод, что идет становление и развитие рынка ценных бумаг, который играет большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок настолько важен, что Указом Президента РФ от 27 февраля 1995 г. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ была приравнена по правовому статуту к федеральному министерству

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. ЦБ РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет федерального бюджета.

Банки свободно продают и покупают облигации государственных займов все рабочие дни, кроме периода со дня проведения тиражей выигрышей по день получения официальной таблицы.

Накануне тиража имеющиеся облигации опечатываются, по получении официальной таблицы выигрышей они подвергаются проверке специальной комиссией. Выигравшие облигации изымаются из дальнейшего обращения, выигрыши по ним зачисляются в доход бюджета. На следующий день реализация и покупка облигаций возобновляется. Операции с облигациями процентных займов и казначейскими обязательствами проводятся постоянно.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти.

Статья 114. Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг

1. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга, установленными в соответствии с настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете, а также с программой внутренних заимствований. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации принимается также в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации. Объемы эмиссии государственных ценных бумаг в 2000 г. утверждены распоряжением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. N 260-р В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются сведения, предусмотренные федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. 2. Условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации. 3. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ статья 115 настоящего Кодекса изложена в новой редакции См. текст статьи в предыдущей редакции Вопрос 41 Целевые бюджетные фонды. Виды целевых бюджетных фондов. Источники формирования доходов целевых бюджетных фондов и направления использования средств Целевые бюджетные фонды - это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств. Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. На федеральном уровне они создаются в силу закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, а на региональном уровне - в силу законов о бюджетах субъектов РФ. Не исключена возможность создания аналогичных фондов на уровне муниципальных образований на основании нормативных актов органов местного самоуправления. Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование. Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, иные доходы. Характерной чертой целевых бюджетных фондов, отличающих их от всех остальных, является то, что их доходы и направления расходов учитываются в составе доходов и расходов соответствующего бюджета. Начало образованию бюджетных фондов на федеральном уровне было положено Законом РФ «О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год». В соответствии с этим Законом был образован целевой фонд социальной поддержки северян. Однако достаточно стабильную систему, обновляющуюся из года в год вместе с федеральным бюджетом, целевые бюджетные фонды образовали начиная с 1995 г. Это связано с тем, что начиная с 1995 г. в федеральный бюджет ежегодно консолидируются большинство фондов, которые до 1995 г. являлись внебюджетными. Так, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1995 год »* в федеральный бюджет были консолидированы: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Фонд социального развития департамента налоговой полиции РФ, Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонд развития таможенной системы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью. Виды целевых бюджетных фондов: - отраслевые (фонды, которые регулируют отдельные моменты, связанные с функционированием какой-то сферы). До 2001 г. в ФБ существовало 9 фондов (федеральный дорожный фонд, федеральный экологический фонд, воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд налоговой полиции). - общерегулирующего назначения (фонды финансовой поддержки территорий и резервные фонды).

Государственные займы можно классифицировать по целому ряду признаков, в том числе: эмитентам, технологии эмиссии, валюте, срокам погашения, форме выплаты дохода, видам кредиторов, способу обращения, форме выпуска, способу погашения и др. Различаются следующие виды государственных займов:

1) по эмитентам:

Федеральные – займы, осуществляемые от имени Российской Федерации, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации;

Субфедеральные – займы, осуществляемые от имени субъекта РФ, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ;

Муниципальные – займы, осуществляемые от имени муниципального образования, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования;

2) по технологии эмиссии:

Облигационные – займы, которые сопровождаются эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций;

Безоблигационные – займы, оформляемые подписанием кредитных соглашений и договоров;

3) по валюте займа:

Внутренние – займы, осуществляемые в валюте РФ;

Внешние – займы, осуществляемые в иностранной валюте;

4) по срокам погашения:

Краткосрочные – займы со сроком погашения до 1 года;

Среднесрочные – займы со сроком погашения от 1 до 5 лет;

Долгосрочные – займы со сроком погашения свыше 5 лет (в РФ максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам составляет 30 лет, по муниципальным займам – 10 лет);

5) по форме выплаты дохода:

Процентные – займы, доход по которым начисляется в виде процентов к номиналу и выплачивается один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов;

Выигрышные – займы, по которым доход выплачивается на основе результатов тиражей выигрышей;

Дисконтные займы (займы с нулевым купоном) – займы, которые продаются со скидкой с номиналом, а погашаются по номиналу;

6) по видам кредиторов:

Займы, размещаемые среди юридических лиц;

Займы, размещаемые среди физических лиц;

Универсальные займы (распространяются как среди юридических, так и среди физических лиц);

7) по способу обращения на рынке:

Рыночные – займы, которые свободно обращаются на рынке ценных бумаг, т.е. могут перепродаваться инвесторами;

Нерыночные – займы, которые не подлежат обращению на рынке, т.е. не могут свободно перепродаваться;

8) по форме выпуска (по материальному носителю):

Займы в документарной форме;

Займы в бездокументарной форме (в виде записей на счетах);

9) по способу погашения задолженности:

Займы, погашаемые единовременно;

Займы, погашаемые частями.

Существуют и иные критерии классификации государственных займов, например, по возможности изменения уровня доходности, по обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения займа, по целевому характеру и т.д.

Рассмотрим более подробно государственные внутренние и внешние заимствования.

Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и субъектов РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ, субъекту РФ. От имени РФ внешние заимствования осуществляет правительство РФ, от имени субъекта РФ – правительство субъекта РФ. Право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Предельный объем государственных внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего и внешнего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом объема долга.

Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.

Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием уели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

В программе государственных внешних заимствований РФ отдельно предусматриваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, если они осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга в рамках его предельного объема. Такое право распространяется только на несвязанные государственные внешние заимствования.

Программы государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований представляют собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объём заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Привлечение денежных средств со стороны, порой, является единственным выходов из сложившейся затруднительной финансовой ситуации. Но, можно попросить помощи и у государства.

Какие виды займов от государства существуют в 2019 году?

Что это такое

Государственный заём — это важнейший инструмент финансового регулирования, который позволяет избежать дефицита бюджета страны.

В узком смысле, это разновидность государственного кредита, который может быть выдан в денежной форме, или в виде ценных бумаг. В первом случае, кредиторами выступают другие страны, а во втором — учреждения внутри страны.

Государственному займу свойственны следующие характеристики:

Как и другие виды займов, государственный оформляется для удовлетворения нужд страны. Его нужно вернуть в оговоренный срок вместе с процентами. Как и любое другое заимствование, этот вид имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К плюсам можно отнести:

  1. Инфляция в стране имеет тенденцию на снижение.
  2. Такой займ довольно легко получить.
  3. Количество денежной массы, хранящейся у населения в виде вкладов и депозитов, регулируется государством.

Отрицательные стороны заключаются в следующем:

Существующая классификация

Как и любой другой вид кредитования, государственные займы могут быть поделены по определённым признакам.

В зависимости от субъекта таких отношений:

  • размещаются федеральными органами власти;
  • размещаются муниципальными органами власти.

По месту эмиссии:

По сроку возврата:

По обеспеченности:

По способу обеспечения:

  1. Добровольные.
  2. Принудительные.
  3. По подписке среди граждан или организаций.

Видео: государственный займ

Правовое регулирование

Правовое регулирование внутренних государственных займов производится .

Также не стоит забывать и о:

Государственные займы и ценные бумаги

Как правило, госзаймы выдаются в виде кредитных продуктов от различных кредитных учреждений мирового уровня. Выдаваться они могут в виде ценных бумаг, международных ссуд, гарантий и поручительств самой страны.

То есть, государство выпускает некоторый объём своих ценных бумаг, затем размещает их на площадках, на которых присутствуют международные банки или другие финансовые учреждения, способные эти ценные бумаги купить, предоставив, тем самым, займ.

Государственные ценные бумаги выпускаются для того, чтобы уравновесить и уравнять поступление налогов в бюджет страны. Между доходами, которые поступают в бюджет страны, и расходами, может возникнуть незапланированный дисбаланс.

Важно уравнять его в течении финансового года. А сделать это можно только выпустив определённое количество государственных ценных бумаг.

Но, выпуск госбумаг осуществляется не только для этих целей. Они необходимы для того, чтобы провести целевое финансирование приоритетных государственных программ и проектов, которым необходимы государственные вливания.

Ценные бумаги государственного назначения имеют несколько ощутимых плюсов, по сравнению с другими. Это:

  1. Они более надёжны, так как обеспечены государством.
  2. Риск потери заёмщиком своих основных средств минимизирован до предельного уровня.
  3. Их держатель может рассчитывать на получение льгот при налогообложении.

Если говорить о внутренних займах, то наиболее надёжной компенсацией нехватки бюджета страны является дополнительный выпуск денежной массы или получение займа в ЦБ РФ.

Облигации и векселя

Это наиболее распространённый вид ценных бумаг, применяемый при государственном заимствовании. В некоторых странах, эти бумаги называются несколько по-другому, но суть от этого не меняется.

Облигация — это такая ценная бумага, которая накладывает на государство обязательство по выплате долга в определённый и оговоренный ранее срок. Также, при её выпуске, определяется и порядок погашения долга, и способ.

Облигации делятся на:

Облигации имеют:

Погасить такое обязательство можно:

  • в денежной форме;
  • в имущественной форме.

Понятие векселя раскрывается следующим образом — это разновидность ценной бумаги, которая компенсирует дефицит бюджета. Погашать вексель нужно с учётом процентов по займу.

Отличие облигации от векселя в том, что последний выпускается на достаточно короткий период — на срок до полугода. Облигации — это ценные бумаги с более длительным сроком заимствования.

По праву выпуска (эмиссии)

Выпускать государственные ценные бумаги имеет право только ЦБ РФ. Он является их эмитентом. Выпуск ценных бумаг производится строго ограниченными партиями, каждой из которых присваивается свой регистрационный номер по порядку.

Облигации внутреннего государственного займа, которые были выпущены в одной партии, имеют одинаковые родовые признаки:

  1. Номер.
  2. Дата закрытия обязательства.
  3. Одинаковый объём прав и обязательств.

Стать владельцами государственных облигаций могут и граждане. И предприятия, если иное ограничение не было наложено при их выпуске.

Рыночные и нерыночные

Ценные бумаги можно разделить по признаку ограничений в их обороте:

В развитых странах, в которых наблюдается дефицит бюджета, доля рыночных ценных бумаг может достигать 70%, а остальное — нерыночные бумаги. Как правило, они используются в НПФ, в страховых компаниях и у частных инвесторов.

С обеспечением залога и беззалоговые

Государственный, как и любой другой займ, может быть обеспечен чем-либо или же нет. Как правило, обеспечивают его имуществом. Такой займ называют залоговым, а ценные бумаги, которые выпускаются под займ — закладные.

Закладные или залоговые ценные бумаги, как правило, выпускаются муниципальными органами власти. Закладом или залогом по ним выступает некое муниципальное имущество.

Позволить себе выпуск и выдачу беззалоговых ценных бумаг могут только те страны, которые обладают авторитетом на международном рынке. Заключение с ними договора априори не допускает просрочек по платежам.

Оформление договора

Договор государственного займа заключается в соответствии со . Здесь сказано, что:

Как и любая другая сделка, государственный займ — это изъявление доброй воли сторон относительно обязательств. Суть данного вида договора состоит в следующем — заёмщик (это может быть как страна в целом, РФ, так и её субъект или иное муниципальное образование) приобретает у займодателя (чаще, это государственные структуры, частные лица редко выступают в роли займодателем по таким видам займа) пакет государственных ценных бумаг.

Эти бумаги удостоверяют право займодателя требовать от заёмщика погашения долга. Погашение, как правило, происходит с процентами.

Формы осуществления доходных выплат

Доходные выплаты по госзаймам бывают следующих категорий:

Выигрышные то есть, начисление дохода на сумму долга происходит в порядке проведения лотереи. Последний внутренний займ такого рода был проведён в 1992 года. Тогда 78% от выпущенных ценных бумаг была погашена в течение последующих 10 лет по номинальной стоимости. Выходит, что 32% этих ценных бумаг выиграло в лотерею
Процентные то есть, заёмщик погашает свой долг через определённые временные промежутки (для государств, как правило, срок аннуитета составляет 1 год), происходит погашение части долга и части процентов. Погашение происходит равными платежами
Целевые расходуются на достижение определённых целей
Беспроцентные плата за пользование заёмными средствами с государства не снимается
Нулевые то есть такие, которые выкупаются по номинальной стоимости, а затем используются с дисконтом

Удивительно, но выигрышные ценные бумаги не являются ходовыми для инвесторов. Они предпочитают использовать процентные, так как доход по ним стабилен, а не зависит от случая, как с выигрышными.

Последние оба вида облигаций и ценных бумаг являются ходовыми, так как покупаются они с большим дисконтом, а продаются по номинальной стоимости. Определённая сумма дохода их держателю перепадает.

Управление государственным долгом

Государственный займ не регулируется точно так же, как и обычный. Как уже упоминалось выше, получить и предоставить госзайм можно различными способами, которые удобны обеим сторонам процесса.

Это разнообразие даёт возможность странам-участникам, которые заинтересованы привлекать заёмные средства извне, разрабатывать и предоставлять наиболее благоприятные условия для сторонних инвесторов.

Как и любой другой займ, государственный нужно постоянно контролировать, особенно, в части погашения долга.

Чтобы привлечь как можно больше средств, необходимо:

  • установить минимальную стоимость займа;
  • обеспечить надёжность и стабильность государственных ценных бумаг.

Эта «миссия» возложена на ЦБ РФ. Именно Центральный банк осуществляет управление внешним и внутренним долгом страны. Чтобы своевременно погашать наши долги, и взимать плату по предоставленным кредитам, ЦБ РФ разработал ряд эффективных мероприятий.

К таковым можно отнести:

Чтобы управлять внешним долгом страны, необходимо:

Не стоит забывать, что целью предоставления госзайма является, также, и поддержка государственных программ и проектов, в том числе и социально значимых. Поэтому от грамотного управления госдолгом зависит и социальная, и финансовая политика государства.

Но, на сегодняшний день, таким способом пользуются только те страны, которые имеют нестабильную экономику. Россия к таковым не относится, мы выступает только в роли займодателя, не смотря на пошатнувшуюся, в последнее время, экономику.

Как уже упоминалось, от грамотного и эффективного управления государственным займом и долгом зависит не только дефицит или профицит бюджета, но и социальная политика государства в целом.

Но, прежде чем оформить госзайм, проводится кропотливая и тщательная работа по выявлению гарантий обеспечения и возврата заёмных средств.

Выделяют различные классификации и виды государственных займов :

По способу размещения;

По срокам погашения;

По видам доходности;

По месту размещения;

По эмитентам;

По обращению на фондовом рынке;

По методу определения обеспеченности имуществом.

По способу размещения государственные займы можно подразделить на группы:

Свободного обращения;

Размещаемые по подписке;

Принудительные.

Государственные займы размещаются Правительством РФ на рынке ссудного капитала при участии банков и небанковских финансовых структур. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, размещаются, как правило, через банки, а для мобилизации сбережений населения - непосредственно через систему сберегательных касс банков.

Основными подписчиками по государственным займам являются правительственные учреждения, специальные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и другие структуры.

По срокам погашения государственные займы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Срок погашения краткосрочных государственных займов составляет три, шесть, девять или двенадцать месяцев. Среднесрочные займы погашаются не позднее чем через 5 лет и долгосрочные займы - не позднее чем через 30 лет с момента их выпуска в обращение. Краткосрочные облигации не имеют купонов. Они продаются со скидкой номинала, а выкупаются по полному номиналу. Такой вид облигаций получил название «облигации с нулевым купоном ».

По видам доходности государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные (лотерейные) или с «с нулевым купоном».

При приобретении процентных государственных займов займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по ставке, утвержденной Правительством РФ. При приобретении выигрышных государственных займов займодержателям выплачивается доход при выходе облигаций в тираж погашения или в процессе выигрышей.

По месту размещения государственных займов их подразделяют на внутренние и внешние, которые реализуются на иностранных денежных рынках в валюте страны- кредитора, государства-заемщика и третьей стороны. Облигации внутренних займов покупаются не только гражданами РФ, но и иностранными гражданами.

По элементам или уровням государственные займы подразделяются на займы, размещаемые федеральными органами власти и управления, органами власти и управления субъектов РФ и органами власти местного управления.

По обращению на рынке государственные займы подразделяют на рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно передаются и покупаются. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством в целях привлечения инвесторов.

В зависимости от обеспеченности долговых обязательств выпускают закладные и беззакладные облигации . Закладные облигации обеспечиваются залогом, конкретным имуществом, а беззакладные облигации , хотя ничем и не обеспечены, обеспечением для них служит все имущество государства или территориального образования.

По методу определения дохода государственные займы подразделяют на долговременные обязательства с твердым или плавающим доходом . Фиксированная ставка по ценным бумагам является иногда причиной роста расходов государства на выплату процентов, поэтому государство зачастую использует на практике плавающую ставку процента от займа к займу.

По способу погашения государственные займы подразделяют на займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения .