Какую роль играет экономика. Экономика, ее роль в жизни общества


Тема:

Класс: 10

Тип урока : комбинированный

Цели урока: Образовательные

Воспитательные

Развивающие

Средства обучения:

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

2. Искусство субъективно

3. Образность (худ.образ)

5. Индивидуальное восприятие)

пространственных искусств временных искусств

3.Изучение нового материла

Тема: Роль экономики в жизни общества

Экономика

потребление

Стр 127 – читают вслух положения

валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения

Уровнем бедности

Читают стр 132- 134

(

(

(

(

5. Домашнее задание

Тема: Роль экономики в жизни общества

Тип урока : комбинированный

Цели урока:

Образовательные — Расширить и углубить знания об экономике, и ее роли в жизни общества

Воспитательные

Развивающие — умение коллективно работать; умение слушать другие точки зрения, задавать вопросы

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 12

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

1. Что такое искусство? (это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литера­туре, музыке, танцах и др.)

2. Назовите особенности искусства (1. Чувственное восприятие

2. Искусство субъективно

3. Образность (худ.образ)

5. Индивидуальное восприятие)

3. Какие вы знаете виды искусства? (Произведения пространственных искусств (живо­пись, скульптура, архитектура и др.) занимают определен­ную часть пространства, не меняются во времени и не на­ходятся в движении. Произведения же временных искусств (литература, музыка, театр и др.), напротив, меняются на протяжении того времени, пока ими наслаж­дается зритель или слушатель.)

3.Изучение нового материла

Тема: Роль экономики в жизни общества

Материалы раздела «Общество и человек» познакоми­ли вас с обществом как сложной динамичной системой ос­новными сферами его жизни. Экономическая сфера обще­ства является важнейшей из них, она играет значительную роль в существовании общества: обеспечивает саму возмож­ность жизни людей (производств необходимых благ) деятельности человека (науч­ной, культурной и др.), участие так или иначе каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домаш­нем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.) Экономика – это хозяйственная система обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем со­здания и использования необходимых жизненных благ.

Ее главная цель — поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продлений человеческого рода.

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потреб­ление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт, об­разование), так и духовные ценности (предметы искусства, наука и т. д.). _

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования резуль­татов производства для удовлетворения определенных по­требностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами.

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влия­ние всех сторон общественной жизни (социальной, полити­ческой, духовной), в свою очередь, также существенно влия­ет на различные явления общественной жизни и общество в целом.

Стр 127 – читают вслух положения

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономи­ческие перемены стали прежде всего следствием научно-тех­нической революции, реального превращения науки в непо­средственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производ­ства. На базе всех этих перемен резко возросло материаль­ное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стан­дарты потребления, комфорта и услуг (государства благо­состояния). Здесь важно отметить, что перемены в общест­венном производстве требуют развития творческих, инди­видуальных качеств и способностей основного участника производства - человека.

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товара­ми, услугами и условиями жизни, необходимыми для ком­фортного и безопасного существования. Почему одним странам удается добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других на­родов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня бо­гатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами.

Именно эффективное использование производ­ственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эф­фективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще всего используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделен­ная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосо­стояния или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружаю­щей среды, степень неравномерности распределения дохо­дов в обществе, доступность культуры, прожиточный ми­нимум и др.

Уровень благосостояния государства в немалой степе­ни зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при реше­нии задач жизнеобеспечения. К таким экономическим ме­ханизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и тор­говля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производи­телям обмениваться результатами труда на взаимовы­годной основе.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный пе­риод, позволяющий обеспечить его физический (физиоло­гический) прожиточный минимум. Представления о бедно­сти в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности.

Условия и способы перехода России к рыночной эко­номике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны.

Главное условие ее решения - экономический рост.

Читают стр 132- 134

1. Назовите функции государства в рыночной экономике? (облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики; разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития.)

2. Для обеспечения внешней и внутренней безопасности государства, предполагает создание каких институтов?(институты по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие армии.)

3. Назовите важную задачу государства в экономике (охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму.)

4. Каковы же цели государственной политики в сфере экономики? (обеспечение полной занятости, справедливое распределение доходов, защита природного комплекса)

5. Чему учат людей условия рыночной конкуренции? (более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений.)

Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами современ­ной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.

5. Домашнее задание

Экономика играет ключевую роль в жизни общества. Экономическая система государства является своеобразным источником, который подпитывает все сферы жизни общества.

Экономика как подсистема общества

Как нам известно, общественная жизнь состоит из таких составляющих как политика, экономика, культура. Экономика является одной из самых важных подсистем общества, так как без ее нормального функционирования, существование, как других подсистем, так и общества в целом, невозможно.

Так за счет денежных средств, которые поступают от экономических отношений стояться культурные сооружения, в частности религиозного характера. Повышению духовности общества способствует также и наличие средств для возможности осуществлять свое культурное развитие. Экономическая сфера также тесно связана с политикой, так как непосредственно координирует расстановку политических сил.

Экономика и социальная структура

Уровень национального производства, а также уровень инфляции влияет на становление и изменение социальной структуры общества. В экономически развитых государствах, число людей, которые относятся к среднему классу, является доминирующим. В то время, как показатели бедных и богатых людей должны быть одинаковы, и не превышать 5%.

С падением показателей национального производства, численность среднего класса сокращается: как правило, люди, которые принадлежали к среднему классу занимают место в группе бедных людей.

Экономическое развитие влияет на уровень рождаемости в государстве, а также на количество работоспособного населения (пенсионный возраст в развитых странах намного выше, нежели в развивающихся).

Взаимовлияние экономики и политики

Между экономикой и политикой существует неразрывная связь. Эти два института часто взаимодополняют друг друга. Лица, обладающие политической власть, непосредственно влияют на вектор развития экономики.

Ярким примером является ежегодное утверждение государственного бюджета. При хорошем уровне экономического развития в государстве, политические силы имеют высокие шансы закрепить свои властные позиции.

В тол же время экономические отношения также воздействуют на политику. Так мировые экономические тенденции развития зачастую требуют от государственной власти определенной схемы развития национальной экономики, в частности, национального производства.

В случае если политическая власть государства не в состоянии успеть за общей тенденцией, государство выходит из международных рыночных отношений. Это неминуемо влечет за собой снижение уровня жизни граждан, а в итоге - смену политической власти.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования, является базовой сферой общественной жизни. В обществознании выделяют два значения понятия «экономика»: хозяйственная деятельность и наука.

Экономика – наука о хозяйстве и способах его ведения, закономерностях развития, об отношениях между людьми в процессе производства, распределения, потребления. Впервые слово «экономика» было использовано древнегреческим мыслителем Ксенофонтом (V-IV вв. до н.э.). Под экономикой понималось искусство ведения домашнего хозяйства. Постепенно слово приобрело более широкий смысл. Экономическая наука возникла вместе с рыночной экономикой. Основная ее задача – поиск путей эффективного хозяйствования, использования ограниченных ресурсов при росте потребностей.Развитие экономической науки привело к формированию целого ряда экономических школ. Экономические школы – системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающие собственную концепцию той или иной экономической проблемы или законов развития экономики в целом.

Экономическая деятельность изначально направлена на удовлетворение потребностей людей. Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо.

Различают следующие потребности:

1) по субъектам (носителям потребностей) – индивидуальные, групповые, коллективные и общественные;

2) по объекту (предмету направленности потребности) – материальные, духовные, этические и эстетические;

3) по сферам деятельности – потребности в труде, общении, рекреации (отдыхе, восстановлении сил);

Экономическая наука рассматривает ряд важнейших вопросов, например, вопросы экономического роста, проблемы безработицы, роль государства как экономического регулятора. Этим занимается макроэкономика . Макроэкономика охватывает экономические процессы в масштабах национального или мирового хозяйства. Она исследует вопросы темпов развития экономики, объема произведенного продукта и совокупного дохода, проблемы повышения занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции, безработицы, кризисов и т.д.

Часть экономической науки, изучающая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами, функционирование локальных рынков, называется микроэкономикой . Микроэкономика исследует проблемы ограниченности, выбора, альтернативной стоимости, влияние цены на отдельные элементы хозяйства, производства и потребления, изменения спроса и предложения на отдельные товары и услуги на локальных рынках и т.д.

Основные вопросы экономики:

1. Что и в каком количестве производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Сегодня, когда национальные экономики отдельных государств переживают период активной интеграции, возникла необходимость в такой отрасли экономической науки, как мировая (международная) экономика . Предметом ее исследования являются международный обмен товарами и услугами, взаимодействие стран в области науки, техники, технологии, международные финансовые отношения.

Опубликовано: 07-01-2015 22:01

Каждый человек ежедневно сталкивается с экономическими проблемами. Это обеспечение себя и семьи продуктами питания, одеждой, бытовой техникой, устройством детей в детский сад, желанием дать им образование, поездка на курорт и т п. Мы постоянно ведем подсчет нашего семейного бюджета и определяем, достаточно ли денег на покупку нужного товара или куда инвестировать деньги . Экономика - это неотъемлемая часть повседневной жизни любого обывателя. Люди не только принимают участие в экономической деятельности, они просто живут в этой среде. Даже пользуются терминами, которые употребляют экономисты: заработная плата, деньги, цены, доходы, расходы и пр. Невозможно жить среди людей и находиться вне экономики. Это понятие знакомо всем без исключения, хотя каждый человек понимает его по-своему. А кто-то, живя в окружении экономики, не способен дать этому слову четкое определение. Данное обстоятельство объясняется довольно просто. Дело в том, что экономика - это настолько емкое, многозначное и общее понятие, что определить одной фразой его невозможно.

Термин «экономика» получил слишком широкое распространение. Теперь под ним понимают бережливость и сокращение затрат при расходовании финансовых, энергетических и других ресурсов. Для общества, это понятие означает использование экономических ресурсов так, чтобы оно повышало уровень жизни при минимальных затратах. Термин «экономика» чаще всего встречается в сельском хозяйстве и промышленности. Экономика может быть региональной, российской и мировой. По сути - это хозяйственная система, направленная на обеспечение потребностей населения отдельно взятой страны. Уровни экономики могут быть самыми разными. Например, макроэкономика освещает деятельность отдельных субъектов: заводов, компаний, бизнесменов и т д. Но в любом случае, самые правильные экономические решения принимаются в семье.

В жизни сообщества одно из важных мест занимает финансовая сфера, другими словами все то, что имеет какую либо связь с созданием, рассредотачиванием, обменом и пользованием сделанных трудом человека удобств.

Под экономикой принято понимать систему публичного производства, процесс создания материальных удобств, нужных человеческому сообществу для его обычного существования и становления, также науку, изучающую финансовые процессы.

Экономика играет гигантскую роль в жизни сообщества. Она обеспечивает жителей нашей планеты вещественными условиями существования - пищевыми продуктами, одежкой, квартирами и другими вещами потребления. Финансовая сфера - основная сфера жизни сообщества, она характеризует ход всех происходящих в нем действий.

Организуя собственную финансовую деятельность, люди преследуют явные цели, связанные с получением нужных им удобств и услуг. Для осуществления данных целей прежде всего нужна раб сила, т. е. люди, владеющие возможностями и трудовыми способностями. Данные люди в ходе собственной трудовой работы используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность вещей труда, т. е. того, из чего же выполняются вещественные блага, и средств труда, т. е. того, чем или при помощи чего же они выполняются.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами сообщества.

Производительные силы - это люди (человеческий момент), владеющие производственными способностями и исполняющие создание вещественных удобств, сделанные сообществом средства производства (вещественный фактор), также разработка и организация процесса производства.

Весь набор удобств и услуг, нужных человеку, создается в 2-ух взаимодополняющих сферах экономики.

Главным моментом производства (либо главными ресурсами) считается:

  • территория со всеми ее богатствами;
  • труд, находится в зависимости от численности народонаселения и его образования и квалификации;
  • (машинки, станки, здания и так далее);
  • предпринимательские возможности.

На протяжении почти всех веков проблема - как удовлетворить бессчетные потребности жителей нашей планеты - решалась методом экстенсивного становления экономики, другими словами вовлечения в хозяйство новейших пространств и дешевых естественных ресурсов.

С развитием технологического прогресса стало понятно, что такой расклад к применению ресурсов израсходовал себя: население земли почувствовало их ограниченность. Отныне экономика развивается в основном насыщенным методом, подразумевающим рациональность и эффективность применения ресурсов. Согласно этому раскладу человек обязан перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтоб при минимальном количестве издержек добиться наибольшего эффекта.