Каковы основные функции экономической теории. Методы и функции экономической теории

Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения, экономическое поведение людей. Экономическая теория занимается такими вопросами, как организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция бедность и неравенство, военные расходы и загрязнение окружающей среды. Человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены, поэтому в центре внимания экономистов поиск путей эффективного использования, ограниченных ресурсов в производстве, материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Структура экономической теории.

1. Отраслевая – организация народного хозяйства обуславливает существование таких экономических наук как экономика промышленности, экономика с/х, экономика природопользования.

К функциональным экономическим наукам относятся (менеджмент, маркетинг, бух/учёт, финансы и кредит, экономическая статистика).

Историческая – история народного хозяйства, история экономической мысли.

Методология.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория принимает ряд общественных методов познания, то есть таким методам, которые используют естественные науки. Наблюдение и сбор фактов (то есть восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов происходящих в действительности). Например, можно определить, как изменились товарные цены, за тот или иной период.

Эксперимент – то есть проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект становится в специально созданные и контролируемые условия. Например проверка эффективности новой системы оплаты труда в рамках определённой группы работников.

Анализ и синтез. Анализ – это изучение объекта по частям. Анализ показателя себестоимости по элементам затрат и так далее.

Синтез. Это изучение объекта в целом. Например определение показателя себестоимости продукции: как сумму всех затрат. Экономическая теория делится на микроэкономику (фирма, цена, рынок) и макроэкономику (экономика страны, мира).

Индукция и дедукция – это два противоположных но тесно связанных способа рассуждения. Индукция т.е. обобщение это движение мысли от отдельных фактов к общему выводу. Например, увеличение цен на хлеб, молоко и так далее. Рост дороговизна в стране (инфляция).

Дедукция – это рассуждение в обратном направлении от общего положения к частным выводам. Например по растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.

5. Графический – он основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря им обеспечивается компактность и наглядность в изложении теоретического материала.

Функции экономической теории:

1. Познавательная то есть изучение и объяснение экономики общества и предъявления полученных знаний в теоретическом виде.

2. Методологическая то есть экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук.

3. Образовательная то есть имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

4. Практическая есть разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Производительные силы общества, как материально-вещественная сторона производства.

Производительные силы – это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Так как производство и потребление немыслимы без человека, то силу природы используемые для производства и потребления есть производительные силы человека. Они имеют внутреннею структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. Производительные силы.

Средства производства – это материальные ресурсы включающие две группы вещей. (1). То чем производят (то есть средства труда – это вещи с помощью которых создают необходимые блага – машины, оборудование, компьютеры). То из чего производят, предметы труда – вещи на которые люди воздействуют в процессе труда и которые составляют материальную основу будущего продукта.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность умственных и физических сил применяемых в производстве. Произведённые людьми средства часто называют капиталом. Он в свою очередь разделяется на реальный и денежный.

Моделирование – предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия.

Метод научных абстракций или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлечённых понятий, абстракций или категорий (то есть деньги, цена, дешёвый, дорогой). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, учёные абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других несуществующих характеристик предмета, которые предлагаются в магазинах.

Основные этапы развития экономической теории.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла сложный путь своего развития. В начале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началась в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия нашей эры.

Меркантилизм – это первая теория в области экономики он произошёл от итальянского слова торговец. Основателями этого были купцы им нужны были теории о развитии торговли. Наибольшее развитие меркантилизм достиг в Англии главные его теоретики - это Томас Манн 1571 – 1641. Антуан де Монкретьен 1575 – 1621. Он ввёл в оборот термин полит экономия. Основные идеи теории.

Главным богатством общества являются деньги.

Источником богатства служит сфера обращения

Государство должно помогать обогащению общества своей целенаправленной экономической политикой.

Главной задачей политики меркантилизма было обеспечение накопления денег в стране. В начале это проводилось административными методами. Был введён запрет на вывоз денег за рубеж ограничился импорт.

Классическая школа Физиократа. Физиократия означает власть природы. Её основатели французские экономисты 18 века Франсуа Кене 1694 – 1774 и Анн Робер Жак Тюрго 1727 – 1781 в отличии от меркантилистов Кене и его последователи источником богатства общества, считали производство, а не обогащение. Единственной производственной отраслью по их мнению было сельское хозяйство. Они считали, что это сфера это новое богатство где создаётся чистый продукт. Не земледельческие отрасли представлялись им как бесплодная сфера, которая не приносит ничего нового лишь преобразует продукты природы и земледелия. Дело в том что аграрный сектор Франции был в ужасном состоянии, а промышленность обслуживали высшие классы. В этих условиях Физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике. Важнейшей заслугой Кене был его первый в истории макроэкономического исследования труд (он издал экономическую таблицу), где наглядно показал оборот сельскохозяйственной продукции Франции.

Рыночная школа классиков. Основатели шотландский экономист и философ Адам Смитт 1723 – 1790. Английский экономист Дэвид Рекардо 1772 – 1823. В отличии от Физиократов они полагали, что всякое производство увеличивает богатство общества. Они выдвинули ряд новых систем взглядов, где главными из которых являлись проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Классики сделали вывод, что первым условием является свободная и конкурентная рыночная экономика. Адам Смит по этому поводу рассуждал так. В обществе существует определённый естественный порядок, той стихийно независимой от воли людей, действуют определенные законы. Они и управляют всеми экономическими процессами. Каждый человек стремиться улучшить своё материальное положение, это и есть мощный стимул его хозяйственной активности. Люди, обычно, не думают об общественной пользе, но все они тесно взаимосвязаны, обмениваются продуктами своего труда и оказывают услугу друг другу.

Марксистская экономическая теория.

Основоположник этой теории немецкий экономист и социолог К. Маркс (1818 -) и его единомышленник Ф. Энгельс (1820 - 1895). Марксисты заявили о своей теоретической защите интересов рабочего класса, поэтому их экономическое учение называют пролетарской политической экономией. Согласно их идеям общество населено непримиримо враждебными двумя основными классами буржуазией и пролетариатом. Никаких компромиссов между ними и никакие реформы капитализма невозможны, речь шла об уничтожении частной собственности и ликвидации буржуазии как класса. Сторонники марксизма заявили о своём курсе на насильственный захват политической власти и установление диктатуры пролетариата исследуя буржуазное общество с позиции рабочего класса Маркс, Энгельс, Ленин (1870 - 1924) пришли к выводу, что главным его пороками являются частная собственность на средство производства и растущая эксплуатация наёмного труда.

Линия экономикс.

Неоклассическое направление – основатель Альфред Маршалл. Основная идея частная предпринимательская рыночная система которая способна к саморегулированию. Государство должно лишь создавать благоприятные условия для её функционирования.

«...изучивший экономическую теорию в конечном счете добьется большего материального успеха,
чем нетерпеливый юноша, который стремится сразу приобрести практические навыки».
П. Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии в области экономики 1970 г.

Экономическая теория - это наука об основах хозяйственной жизни общества. В самом общем виде она представляет собой форму научного знания, совокупность положений и выводов, отражающих ту или иную сторону экономической деятельности. Целью экономической теории является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей .

Предмет экономической теории - экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также использование ограниченных ресурсов в национальном хозяйстве .

Как и другие науки, экономическая теория изучает объективные законы, которые отражают сущность экономических явлений, их причинно-следственные связи, определяют направления развития различных сфер экономики. Чем глубже люди познают характер экономических законов, тем эффективнее они могут их использовать в сфере производства, распределения, обмена, и потребления материальных благ.

В структуру экономической теории включают микро- и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов: рабочих, фермеров, землевладельцев, предпринимателей. Она объясняет, каким образом принимаются экономические решения на низшем уровне, например: как устанавливаются цены в отрасли, какой объем производства должна выбрать фирма, чтобы получить максимальную прибыль.

Макроэкономика изучает финансирование национальной экономической системы на основе формирующихся макропропорций. Объекты ее изучения – валовой национальный продукт, национальный доход, темпы роста производительности труда в стране, безработица и инфляция. Микро- и макроэкономика тесно взаимосвязаны, органически взаимообусловлены и взаимозависимы.

Как и всякая наука, экономическая теория выполняет следующие функции:

  • познавательная (теоретическая) функция - экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества;
  • практическая функция - любое знание ценно не само по себе, а своей способностью служить руководством к действию, реализации практических целей совершенствования общества. Экономическая теория должна, проникнув в самую суть экономической жизни, вскрыть законы, управляющие экономическими процессами, и подсказать пути их использования;
  • методологическая функция - экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента целого комплекса экономических наук – отраслевых (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.), функциональных (экономика и социология труда, финансы , денежное обращение и кредит, экономическая статистика и др.).

Экономическая теория применяет широкий набор методов научного познания, и, в первую очередь, это методы формальной логики – анализ и синтез, методы индукции и дедукции, сравнение, аналогия, гипотеза, определенные законы мышления.

  • Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части для удобства изучения; синтез – продолжение анализа, состоящее в соединении отдельных элементов в единое целое. Экономический анализ является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе.
  • Метод индукции – это метод познания, основанный на умении делать умозаключения, следуя от частного к общему; метод дедукции – метод, позволяющий делать умозаключения, исходя от общего к частному.
  • Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко применяется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через существующие понятия.
  • Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Аналогия – частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания.
  • Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает при появлении новых фактов, противоречащих старой теории.

Поскольку теория без фактов может быть пустой, а факты без теории бессмысленны, различают позитивную и нормативную экономику (позитивный и нормативный анализ). Позитивная экономика имеет дело с фактами, отобранными и перешедшими на уровень теории, т.е. с уже свободными от субъективных суждений и представляющих экономическое поведение. Напротив, нормативная экономика выражает субъективные оценочные суждения о том, что должно быть. Пример позитивного фактического утверждения: при прочих равных условиях, если плата за обучение возрастет, то число абитуриентов в университете снизится. Нормативное утверждение на ту же тему: разговоры о плате за обучение в университете вообще вести не следует, тогда число абитуриентов увеличится.

Широко используются в экономической теории также математические и статистические методы , которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. В последнее время особое значение приобретают методы прогнозирования и моделирования экономических процессов. Прогнозирование означает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития экономического процесса; моделирование - формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая теория строится на следующих принципах :

  • принцип ограниченности ресурсов;
  • принцип взаимодействия теории и практики;
  • принцип единства макро- и микроанализа;
  • принцип неоднозначности действий законов экономики в различных исторических условиях.

Таким образом, экономическая теория – это наука, изучающая экономические принципы, законы, проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей людей.

Основные функции экономической теории

Используя рассмотренные методы, экономическая теория выполняет свои основные функции -познавательную, методологическую, практическую. Познавательная функция экономической теории состоит в исследовании, изучении объективной реальности, в данном случае - экономической жизни общества на определенном его этапе, в познании и характеристике законов функционирования экономических систем, причин и условий их зарождения и развития. Являясь фундаментальными пауками, экономические теории выступают методологической основой для всех прикладных экономических наук, таких как экономика промышленного предприятия, экономика сельского хозяйства, финансовый менеджмент, логистика и т.д. В этом проявляется методологическая функция экономических теорий. Практическую функцию экономические теории выполняют во взаимодействии с экономической политикой. Получая социальный заказ, они формулируют и раскрывают суть экономических проблем, с которыми сталкивается страна, отрасль, фирма, показывают пути и необходимые ресурсы для их преодоления и тем самым выступают теоретической основой экономической политики.

Экономические законы и категории

Устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений и процессов называются законами. Выделяют законы естественные и экономические.

Естественные законы - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений природы.

Экономические законы - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи, взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов экономической жизни. Они действуют только там, где есть деятельность человека.

Кроме этих законов в обществе действуют юридические законы, представляющие собой нормативные акты, принятые референдумом (народным голосованием) или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующие наиболее важные стороны общественных отношений и обладающие высшей юридической силой.

Экономическая теория рассматривает лишь экономические законы.

Экономические законы подразделяются на общие и специфические.

Общие экономические законы - это законы, действующие во всех или нескольких способах производства.

Специфические экономические законы - это законы, действующие в пределах одного способа производства.

Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер, т.е. действуют независимо от воли и сознания людей. Если объективный характер законов природы проявляется более наглядно (день сменяется ночью, зима - весной и т.п.), то объективность экономических законов, глубина их проявления скрыта от человеческого глаза. Существует две формы реализации экономических законов: стихийная и сознательная. Сознательная форма реализации экономических законов предусматривает систему сознательно разработанных обществом рычагов для осуществления экономической политики, как частного бизнеса, так и государства.

От экономических законов следует отличать экономические категории, которые представляют собой наиболее общие понятия явлений и процессов экономической жизни, отражающие их существенные стороны. Каждая экономическая категория - это научное понятие, которое отвлеченно характеризует сущность какого-либо экономического явления. К их числу относятся: товар, деньги, стоимость, цена, собственность, спрос, предложение, финансы, кредит и др.

Между экономическими законами и экономическими категориями существует тесная связь. Экономические категории являются основой для отражения устойчивых и прочных причинно-следственных связей и зависимостей, составляющих содержание объективных экономических законов.

Наука существует там, где есть закономерности, которые можно выделить, изучить и предсказать. Это относится к любой науке, в том числе и экономической. Всякое научное исследование включает в себя последовательную систему трех стадий: живое созерцание - абстрактное мышление - практика, где есть четкая формулировка гипотез, их следствий и сопоставление последних с данными наблюдения. Теория принимается, сечи она согласуется с опытом, с фактами. Если она не сопоставима с фактами реальности, она не представляем научного интереса. Подчинение фактам реальности это правило, которое главенствует в любой научной дисциплине.

Многие современные экономисты основное внимание уделяют проблемам эффективной организации хозяйства, когда ресурсы общества становятся все более ограниченными и редкими. В этой связи экономическую теорию определяют как науку о выборе в условиях ограниченных ресурсов. Встречаются определения экономической теории как науки о богатстве, об экономических отношениях и экономических законах. Ее определяют как науку о видах деятельности, связанных с денежными сделками. Некоторые экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства. Экономическую теорию определяют и как науку об эффективном использовании редких ресурсов.

Чаще всего предмет экономической теории определяется в двух аспектах. Во-первых, как исследование поведения человека в процессе производства, распределения материальных благ и услуг в мире редких ресурсов и, во-вторых, как эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими, ставящее своей целью достижение максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

То есть, предметом экономической теории является система производственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя, и как потребителя.

Функции экономической теории

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции экономической теории
Рубрика (тематическая категория) Экономика

В процессе становления и развития экономической теории как науки были сформированы ее основные функции: познавательная, методологическая, практическая, прогностическая, воспитательная.

Познавательная функция - реализуется через исследование сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формируя экономические понятия и концепции, экономическая теория тем самым обогащает знание людей, приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение людей, оказывает содействие научному предвидению процессов экономического развития общества.

Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория выступает методологической базой для целой системы экономических наук, поскольку раскрывает основополагающие базовые понятия, экономические законы, принципы хозяйствования, которые реализуются во всœех областях и сферах человеческой деятельности.

Практическая функция экономической теории сводится к научному обоснованию экономической политики государства, разработке рекомендаций относительно применения принципов и методов рационального хозяйствования на уровне экономических агентов.

Прогностическая функция обнаруживается в разработке научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития в будущем. В сущности она сводится к разработке прогнозов долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов и возможных конечных результатов.

Воспитательная функция состоит в формировании у граждан экономической культуры, логики современного экономического мышления, которые обеспечивают целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной системы. Она воспитывает в них осознание того, что достичь успехов и высшего жизненного уровня можно лишь овладев глубокими знаниями, в результате упорного труда, принятия обоснованных решений и способности брать на себя ответственность за свои хозяйственные действия.

ТЕМА 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора .

1.Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики.

2.Проблема редкости и выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Издержки и выбор.Экономический рост. Эффективность.

1.Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики.

Все многообразие определœений предмета экономической теории можно свести к единому началу: в центре ее изучения лежит хозяйственная деятельность людей, которая развивается по общим законам взаимодействия человека с природой. Это очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов. На всœех этапах хозяйственной деятельности между отдельными группами людей, собственниками, предприятиями, внутри фирм, между городом и деревней, с одной стороны, а также всœеми агентами и государством, с другой стороны, развиваются экономические отношения. Вне этих отношений и при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.

В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии кругооборота благ: ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, который принято называть общественным воспроизводством.

Ведущей сферой является производство или процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределœение - это процесс определœения доли каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества созданных благ и системы распределœения этих благ, существующей в какой-либо стране.

Обмен - это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителœей и потребителœей.

Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определœенных потребностей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, данный процесс кругооборота от производства к потреблению принято называть общественным воспроизводством. При этом воспроизводство крайне важно не только в процессе прямого удовлетворения потребностей людей. На предприятиях используются материалы, топливо, оборудование, а также умственные и физические силы людей, то есть происходит производственное потребление. В процессе производственного воспроизводства также осуществляется распределœение и обмен различными видами деятельности и созданными в результате такой деятельности благами.

Воспроизводство бывает простым и расширенным. При простом воспроизводстве процесс производства возобновляется в прежнем, неизменном объёме, а при расширенном - процесс производства возобновляется в увеличенном объёме. Важно заметить, что для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в производство не только возмещают израсходованный капитал (использованное сырье и материалы, изношенное оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства.

По словам американского экономиста В. Леонтьева, - экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и всœе они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее "лицо", эффективность функционирования. В индустриально развитых странах ныне выделяется около 500 крупных отраслей и блоков хозяйства, где вырабатываются десятки миллионов товаров и услуг для удовлетворения производственных и личных потребностей людей. Каждый из экономических блоков в свою очередь имеет сложную структуру. При этом хозяйственную деятельность осуществляют не просто члены общества, а экономические агенты в лице работников, владельцев имущества, банкиров, домохозяйств и т.д.

При этом нужно иметь в виду, что каждая стадия в создании и продвижении готового продукта к потреблению представляет собой подсистему в общей системе экономических отношений. В подсистеме действуют свои специфические законы, которые выражают устойчивые причинно-следственные связи в данном хозяйственном процессе, в данном его звене. К примеру, благосостояние собственника крупного предприятия и хорошо работающего человека будет выше по сравнению с собственником малого предприятия, а также нерадивым или неумелым работником. Но в целом это снова же зависит от существующей в стране экономической системы, создающей то или иное ʼʼлицоʼʼ всœей нации.

Первоначальную основу жизни людей составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, люди должны иметь минимум средств к существованию(материальных благ): крышу над головой, одежду, пищу и т.д. И в связи с этим, в случае если мы хотим рассмотреть данный сложный клубок общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы, а также определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всœего крайне важно рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселœения и другие факторы. При этом определœенный результат общество может получить лишь в том случае, в случае если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Под производством принято понимать процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей.

По этой причине, чтобы понять структуру общественного производства рассмотрим сущность и классификацию потребностей. Потребность - это нужда личности или общества в чем-либо необ-ходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Значение потребностей вытекает из самого процесса общественного производства. Вернемся к процессу кругооборота материальных благ от производства к потреблению и поставим следующий вопрос: почему после потребления материальных благ люди вновь занимаются производством? В более общем плане данный вопрос позволяет сформулировать определяющую цель развития производства . Такой целью, вне всякого сомнения, является удовлетворение возрастающих потребностей людей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они определяют целœевую направленность развития производства. В свою очередь общественное производство, независимо от существующей экономической системы выступает средством удовлетворения потребностей, то есть всœегда имеет своей целью удовлетворение потребностей людей в материальных благах и услугах.

Потребности составляют сложную систему, которую можно структурировать по различным критериям. В наиболее общем виде потребности разделяют на материальные, духовные и социальные. На первом плане всœегда стоит удовлетворение материальных по-требностей - в пище, одежде, жилье и пр.
Размещено на реф.рф
Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомо-биля, консультация юриста или врача и т. п.). Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искус-ством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр.
Размещено на реф.рф
В широком смысле к духовной пище относятся всœе виды инфор-мации, которые получает человек. По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятель-ности. Οʜᴎ бывают и материальными, и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необхо-димостью людей жить и сотрудничать вместе.

Широкое распространение получила классификация потребностей, предложенная американским экономистом А. Маслоу, согласно которой всœе по-требности располагаются в восходящем порядке от ʼʼнизшихʼʼ матери-альных до "высшихʼʼ духовных: 1) физиологические (еда, питье и т. д.);2) в безопасности (защита от боли, страха и т. д.); 3) в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам); 4) самоуважение (достижение цели, признания); 5) в самоактуализации (реализация способностей и т. д.). Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потреб-ности высшего порядка.

Производство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно удовлетворить всœе эти разнообразные потребности имеет, в свою очередь соответствующую внутреннюю структуру. Различают производство материальное и нематериальное, Первое содержит в себе области по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.д.). Нематериальное производство связано с производством (предоставлением) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование и т.д.). Это два взаимозависимых вида производства, причем одно без другого существовать не может. Гармоничное соотношение между ними оказывает содействие стабильному экономическому развитию общества.

В современных условиях значение сферы нематериального производства и услуг значительно возрастает, его рост становится общей закономерностью социально-экономического развития всœех стран, особенно развитых цивилизованных государств. Особое значение для развития производства и общества в целом приобретает образование, наука, информационно-коммуникационные услуги.

Исторически общественное производство прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов к производству сложных технических систем, гибких производственных комплексов, вычислительных машин. И всœе же любое производство, первобытное или современное, характеризуется некоторыми общими чертами.

В нем взаимодействуют единые производственные ресурсы или факторы . Этими понятиями в экономической теории обозначают совокупность различных элементов производства, которые бывают использованы в процессе создания благ и услуᴦ.

Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет три компонента: рабочую силу человека, предметы труда и средства труда, подразделяя их на две группы: личный фактор и вещественный фактор производства.

В качестве личного фактора производства всœегда рассматривается рабочая сила - совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к работе. Предметы труда и средства труда выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

Неоклассическая теория традиционно выделяет четыре группы факторов: труд, землю, капитал и предпринимательские способности.

Труд как фактор производства представлен физической или интеллектуальной деятельностью, направленной на изготовление благ и предоставления услуᴦ. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание труда. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способность человека к труду. По мере развития производства, в особенности в условиях современной научно-технической революции, всœе более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому умению, квалификации и другим качествам.

Земля воспринимается как естественный фактор.
Размещено на реф.рф
Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе факторов производства относят естественные богатства: залежи недр, пахотные земли, леса и т.д.Говоря о земле, прежде всœего нужно иметь в виду ее использование в сельском хозяйстве. Важно заметить, что для сельскохозяйственного рабочего (фермера) земля - это главное средство производства.

Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, которые используются при создании благ и услуᴦ. Это разнообразные орудия работы, инструменты, механизмы, помещения, средства связи, пути соединœения и др.
Размещено на реф.рф
По мере развития производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Кроме совокупности благ, ряд экономистов под капиталом понимают знание, умение человека, его энергию, которые используются в производстве товаров и услуᴦ.

Взгляды экономистов на капитал разнообразные, но всœе они едины в одном: капитал ассоциируется со способностью приносить доход. Различают капитал основной и оборотный. Капитал материализован в зданиях, сооружениях, станках, функционирует в производстве несколько лет и его стоимость переносится на готовый продукт по мере износа частями в виде амортизационных отчислений. Это основной капитал. Другая часть капитала, которая включает сырье, материалы, энергетические ресурсы, используется (потребителœем) полностью за один производственный цикл, воплощаясь в выработанной продукции. Это оборотный капитал. Деньги, израсходованные на оборотный капитал, возвращаются после реализации продукции.

Предпринимательские способности - особый вид человеческого капитала представленного деятельностью по координации и комбинированию всœех других факторов производства с целью создания благ и услуᴦ. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой базе внедрять новые виды продуктов, технологий, форм организации бизнеса в условиях риска понести убытки.

В современных условиях, кроме выше названных, выделяют другие ресурсы: организация и технология производства, наука и информация, инфраструктура и другие.

Прежде всœего, крайне важно отметить организацию и технологию производства. Именно благодаря им достигается рациональное взаимодействие рабочей силы и средств производства.

Организация производства - это определœенное устройство внутренних производственных связей, которые обеспечивают единство и упорядоченность всœего процесса производства.

Технология производства представляет собой конкретные способы обработки предметов труда, определœенный порядок производственных процессов.

Наука - это теоретически систематизированные знания. В потоке современных научных исследований можно выделить три основные направления: фундаментальные исследования - с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;

прикладные исследования - исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - обеспечивают соединœение науки с производством.

Важнейшим ресурсом и фактором производства стала информация. Информация представляет собой поток тех или иных сведений и различных сигналов. Информация обеспечивает: функционирование техники; оптимальную организацию самого производства и контроль за его ходом; возможность быстрой перестройки производства; повышение уровня знаний и квалификации работников; быстрое распространение передовых идей и технологий.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах).

Особую роль в современной экономике играет и такой фактор как инфраструктура.

Инфраструктура - совокупность всœех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для производства. Инфраструктура включает две подсистемы: производственная - это вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (транспорт, связь, материально-техническое снабжение, складское хозяйство и т.д.) социальная (или непроизводственная) - это сфера, которая обеспечивает необходимые социально-культурные условия жизни людей (жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, служба быта͵ образование, здравоохранение и т.д.).

Подводя итог анализа факторов, крайне важно отметить, что производство возможное только при введении в производственный процесс всœех факторов. Производство определœенного блага или услуги требует также определœенного набора факторов, главными из которых есть работа͵ земля, капитал и предпринимательство. Οʜᴎ действуют взаимосвязано и дополняют друг друга. Отсутствие одного из низ ведет к разрушению системы и делает невозможным производственный процесс.

Функции экономической теории - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции экономической теории" 2017, 2018.

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Рубрика (тематическая категория) Производство

1. Предмет, метод и функции экономической теории

2.Зарождение и основные этапы развития экономической теории

3. Экономические законы и категории

ʼʼЭкономикаʼʼ греческого происхождения, введена Аристотелœем. Экономика представляет собой объединœение двух начал – дом, хозяйство, закон, порядок. Вместе они создают понятие ʼʼэкономикаʼʼ, ᴛ.ᴇ. хозяйство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ следует вести соответственно с принятым порядком, по определœенным законам.

Современная формулировка ЭКОНОМИКА – важнейшая сфера общественной жизни, в которой на базе использования разнообразных ресурсов осуществляется производство, распределœение, обмен и потребление продуктов труда.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ – наука, исследующая поведение людей в процессе производства, распределœении, учете и потреблении материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ - ϶ᴛᴏ путь познания экономической системы, ее базовых подсистем, их взаимодействие.

ОСНОВНЫМИ МЕТОДАМИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ВЫСТУПАЮТ:

А н а л и з – изучение явления по его составным частям;

С и н т е з - ϶ᴛᴏ обратный процесс, когда составные части совмещаются в одно целое и изучается вместе;

Э к о н о м и к о – м а т е м а т и ч е с к и й – составление математических моделœей экономических процессов;

С т а т и с т и ч е с к и й – подбор и анализ статистических данных;

И с т о р и ч е с к и й – изучение хозяйственной жизни и развития экономической теории в последовательности в которой они сменяют один одного;

Г р а ф и ч е с к и й – изучение субъекта при помощи таблиц, графиков;

Э к о н о м и ч е с к и й э к с п е р и м е н т – для проверки на практике эффективности субъекта.

Современная экономическая теория выполняет такие основные функции :

1. Практическая – выработка научных рекомендаций по применению методов рационального хозяйствования, введение достижений научно-технической революции в производство, выработка базовых путей повышения эффективности производства;

2. Познавательная – раскрытие сути экономических законов, ᴛ.ᴇ. экономическая теория приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение человека, способствует научной предусмотрительности экономического развития общества;

3. Методологическая - состоит в том, что экономическая теория выступает теоретико-методологической базой для целой системы экономических наук, поскольку раскрывает основные базовые понятия, экономические законы, категории, принципы хозяйствования, которые реализуются во всœех отраслях и сферах человеческой активности (проведение анализа новых методов регулирования, управления экономическими процессами);

4. Прогностическая -проявляется в разработке научных основ для перспективного социально-экономического развития страны в будущем. Т.е. прогнозирование долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов, затрат и возможных конечных результатов.

Экономическая теория как наука, прошла долгий путь своего развития. Экономические проблемы, возникшие перед людьми исследовались древними мыслителями Индии, Китая, Египта͵ Греции и Рима. (представители Ксенофонт, Платон, Аристотель).

Экономическая теория выделилась в самостоятельную сферу знаний лишь в эпоху становления буржуазных отношений, когда рыночное хозяйство начало принимать общий характер.
Размещено на реф.рф
Первые научные школы формировались в ХУ1-ХУШ вв.

Первой школой экономической теории стал меркантилизм (представитель школы А. Монкретьен). Наука, исследующая общие проблемы экономической теории получила название ʼʼполитическая экономияʼʼ. Основные требования меркантилизма строились на тезисе о том, что единственной сферой производительного труда является торговля, прежде всœего внешняя. Сторонники данной школы отождествляли общественное богатство с денежным металлом. Некоторые идеи меркантилизма характерны и первым российским экономистам И.Т. Посошков, А.Л. Орли-Нацокин. Οʜᴎ уделяли большое внимание теории увеличения товарооборота внутри страны, а внешнюю торговлю рассматривали как способ развития промышленности и сельского хозяйства.

Следующим важным этапом в развитии экономической теории стала школа физиократов. Ее представители Ф.Кене и А.Р.Тюрго выступали против меркантилистов в качестве сторонников свободной торговли. Οʜᴎ полагали, что источник богатства в сельском хозяйстве.

Следующая классическая школа представители В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо, они считали что богатство нации образуется в сфере материального производства. Создали теорию стоимости – товары обмениваются между собой по стоимости, а стоимость определяется количеством труда, затраченного на производство товара; рынок рассматривали как саморегулирующуюся систему.

В 40-х ᴦ. Х1Х в. возникла школа марксизма ее представители К.Маркс, Ф.Энегельс. Οʜᴎ настаивали, что производителœен исключительно живой труд наемного работника, а капитал не имеет никаких производственных функций. Социальные проблемы рабочих можно решить только уничтожив частную собственность и самим управлять производством.

Маржинализм – представители К.Менгэр, Ф.Визер, Л. Вальрас. Эта теория поясняет экономические процессы и явления на базе универсальных концепций использования крайних (max или min) величин, которые характеризуют изменения явлений в связи с изменением других явлений. Исследования маржиналистов основываются на следующих категориях ʼʼ предельная полезностьʼʼ, ʼʼпредельная продуктивностьʼʼ, ʼʼпредельные затратыʼʼ.

Неоклассицизм – основатели теории А.Маршалл и А.Пигу, последователи – Ф.Хайек, А. Лаффер, Ф. Кейган и др.
Размещено на реф.рф
Исследуют и развивают идеи классической политэкономии с учетом современных условий. Отрицают крайне важно сть вмешательства государства в экономику; рассматривают рынок как саморегулирующуюся экономическую систему, способную самостоятельно установить крайне важно е равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Монетаризм – теория, которая предлагает отказаться от активного вмешательства государства в экономику.

Кейнсианство – одна из передовых современных теорий, обосновывает объективную крайне важно сть активного участия государства в регулировании рыночной экономики путем стимулирования совокупного спроса и инвестиций через проведение определœенной кредитно-бюджетной политики. Основателœем теории является выдающийся экономист Дж. М. Кейнс. Кейнсианство возникло в 30-е годы ХХ в., как ответ на крайне важно сть преодоления Великой депрессии (1929 – 1933 гᴦ.), которая поставила экономическую систему капитализма на грань полной катастрофы.

Институционализм – его представители Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт и др.
Размещено на реф.рф
рассматривают экономику как систему в которой отношения между хозяйственными субъектами складываются под влиянием как экономических так и правовых, политических, социально-психологических факторов.

Неоклассический синтез – обобщающая концепция, представители которой П. Самуэльсон, Л. Клейн и др.
Размещено на реф.рф
обосновывают принцип сочетания рыночного и государственного регулирования экономических процессов, указывают на крайне важно сть перехода к смешанной экономике.

Определœенный вклад в развитие экономической теории внесли также ученые Украины. На Украинœе экономическая теория как наука начала разрабатываться в Х1V-ХV1 вв. Ее первооткрыватели Г.Сковорода, И.Вишневский, Я.Козельский. Большой вклад в развитие экономической теории внесли ученые Украины в Х1Х-ХХв., ее представители С.А.Подолинский и М.И. Туган-Барановский.

Экономический закон - ϶ᴛᴏ внутренне необходимые связи между экономическими явлениями и процессами. Система экономических законов включает 4 типа:

А ) общие экономические законы- отражают существенные связи в технологическом способе производства, процесс взаимодействия человека с природой, между разными элементами в процессе труда;

Б) законы, действующие в нескольких общественно-экономических формациях;

В) специфические экономические законы – действуют только в одном общественном производстве;

Г) действуют только на одной из стадий общественного способа производства это закон становления монополии

Экономические категории – теоретические понятия, которые выражают признаки определœенных экономических процессов и явлений (экономика, экономические отношения, производство, труд, рынок и т.д.).

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ" 2017, 2018.