Как найти налоговую нагрузку формула. Коэффициент налоговой нагрузки

Как найти налоговую нагрузку формула. Коэффициент налоговой нагрузки

Расчет налоговой нагрузки в 2019 году - это специальная процедура, которая позволяет налогоплательщику самостоятельно контролировать уровень фискального обременения в рамках действующего законодательства. Напомним, что даже незначительное изменение данного показателя может вызвать особый интерес со стороны работников Федеральной инспекции. В статье расскажем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия.

Общие положения

Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.

Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.

Подробнее о том, какие установлены значения на 2019 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС» . Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.

Налоговая нагрузка: формула расчета

Итак, размер фискального обременения — это отношение суммы фискальных платежей экономического субъекта, исчисленного в процентном выражении, к сумме полученной выручки, определенной по данным бухгалтерского учета за отчетный период.

Исчислять показатель нужно по формуле:

Для верного подсчета столь важного показателя учитывайте следующие рекомендации:

  1. В расчет включайте все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде.
  2. Учтите платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента. Например, НДФЛ по работникам также включайте в расчетные данные.
  3. Исключите суммы ввозного НДС.
  4. Не учитывайте таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.
  5. Суммы начисленных страховых взносов тоже не включайте в расчет.

Такие рекомендации закреплены в Письмах Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС от 22.03.2013 № ЕД-3-3/

Другие методики расчета

Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.

В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.

Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.

При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.

Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.

Расчет налоговой нагрузки предприятия на примере 2019

Условия для расчетов:

ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.

Данные налоговой отчетности за 2017 год:

  • декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
  • НДС — 1 670 000 рублей;
  • транспортный налог — 450 000 рублей;
  • налог на имущество — 780 000 рублей;
  • НДФЛ — 1 200 000 рублей.

Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.

Пример расчета налоговой нагрузки:

Нал. нагрузка = 65 000 000 / (1 750 000 + 1 670 000 + 450 000 + 780 000 + 1 200 000) × 100 % = 65 000 000 / 5850 × 100 % = 11,11 %.

По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. — 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.

Безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности, представляемые ИФНС ― это значения, на которые стоит ориентироваться, чтобы избежать выездную проверку (приказ ФНС России от 30 мая 2007г. №ММ-3-06/333@).
Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных за год / Выручка за год по данным бухучета (без НДС) Х 100%
Для расчета вам понадобятся: выручка, проценты к получению, прочие доходы (строки 2110, 2320, 2340 Отчета о финансовых результатах) и суммы уплаченных налогов (карточка счета 51 в корреспонденции со счетом 68).
В сумму налогов не включайте НДФЛ, НДС, перечисленный в качестве налогового агента, а также все страховые взносы. Итог сравните со средним значением по вашей отрасли. Безопасный результат - тот, который полностью совпадает с критерием ФНС.
При наличии отклонений инспекторы скорее всего заинтересуются причинами. Особенно если в динамике за три года нагрузка падает. Падение или любое отклонение в низшую сторону всегда можно обосновать. Например, тем, что компания открыла долгоокупаемые проекты, расходы по ним большие, а прибыли пока нет или она невысокая. Другие причины - закрытие некоторых направлений бизнеса, секвестирование производства, снижение цен для удержания клиентов, падение покупательского спроса. Всегда можно ссылаться на то, что у компании есть план по увеличению прибыли и, соответственно, налоговой нагрузки. Например, планируется открывать новые проекты, выходить на рынок в другие регионы, поднимать цены, оптимизировать расходы и т. д.
Возможно, ваши обоснования будут убедительными для налоговиков, и они не станут назначать выездную проверку. Но в любом случае требовать от вас искусственно довести нагрузку до среднеотраслевой и доплатить налоги инспекторы не вправе.
Рентабельность продаж. Рассчитывайте ее по формуле:
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж товаров, работ, услуг / Себестоимость товаров, работ, услуг Х 100%
Данные возьмите из Отчета о финансовых результатах: себестоимость продаж, прибыль, коммерческие и управленческие расходы (строки 2120, 2200, 2210, 2220).
Рентабельность активов . Для расчета вам нужны: прибыль (строка 2300 Отчета офинансовых результатах) и валюта баланса (строка 1600 баланса). Формула такая:
Рентабельность активов = Прибыль за год до уплаты налогов / Стоимость активов Х 100%
Результаты также сравните со среднеотраслевыми. Здесь допустимы отклонения. Инспекторы возьмут на заметку те компании, рентабельность которых отклоняется от нормы более чем на 10 процентов, особенно если есть убыток. Как правило, низкая налоговая нагрузка сопровождается и низкой рентабельностью, поэтому здесь подойдут аналогичные объяснения отклонений.

Налоговики актуализировали средние значения налоговой нагрузки по видам деятельности в 2018 году. Сверьте свои данные с новыми показателями налоговой нагрузки по налогу на прибыль и взносам. Если они не сойдутся, заранее подготовьте пояснения для инспекторов. Возможно, они устроят контролеров и вы избежите выездной проверки.

Что такое налоговая нагрузка и где взять ее значения

Налоговая нагрузка — это доля выручки, которую организация отдает в виде налогов. ФНС по результатам года рассчитывает средний показатель для каждой отрасли.

Показатели налоговой нагрузки по видам деятельности на 2018 год ФНС утвердила в приложении 3 к приказу от 30.05.2017 № ММВ-3-06/333 и опубликовала на официальном сайте в разделе «Налогообложение в РФ» ⇒ «Контрольная работа» ⇒ «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок». Значения налоговой нагрузки по взносам смотрите в таблице в конце статьи.

Налоговую нагрузку считают так: уплаченные налоги делят на доходы компании. Инспекторы сравнивают нагрузку компании со среднеотраслевой. Если нагрузка ниже средней по отрасли, то инспекторы заподозрят, что компания занижает налоги.

Компании, у которых налоговая нагрузка меньше среднеотраслевых, рискуют попасть под особый контроль налоговиков. Эти показатели ФНС учитывает, когда отбирает претендентов на выездную проверку.

Сразу с проверкой налоговая не придет. Вначале инспекторы сравнят показатели в динамике за три года. И если налоговая нагрузка падает, то направят запрос о причинах снижения.

Требование придет и в том случае, если налоговая нагрузка за предыдущий год ниже среднеотраслевой. Потом могут вызвать руководителя для беседы. Ходить главбухам на допрос за директора налоговики запретили.

Как рассчитать налоговую нагрузку по виду деятельности в 2018 году

Чтобы определить налоговую нагрузку организации, суммы уплаченных налогов разделите на выручку по данным бухучета за конкретный год. Причем в расчет берите уплаченные в бюджет суммы, включая НДФЛ. Такие разъяснения ФНС дала в письме от 29.06.2018 № БА-4-1/12589.

Сравните свои данные со среднем уровнем налоговой нагрузки по видам деятельности. При расхождениях заранее подготовьте пояснения. Налоговики могут запросить их перед тем, как пригласить вас на комиссию и назначить выездную проверку.

У компании текстильное производство. Среднеотраслевая налоговая нагрузка для этого вида деятельности в 2018 году - 8,1 процента. Выручка компании - 25 млн руб. Налог на прибыль - 1,2 млн руб., НДС - 0,6 млн руб., налог на имущество - 1 млн руб., транспортный налог - 0,1 млн руб. Фактическая налоговая нагрузка компании равна 11,6% [ (1,2 млн руб. + 0,6 млн руб. + 1 млн руб. + 0,1 млн руб.) : 25 млн руб. х 100%]. Он а выше среднеотраслевой, значит, инспекция не будет интересоваться налоговой нагрузкой.

По налогам инспекторы также рассчитывают нагрузку по отраслям в своем регионе. Она может отличаться от федеральной. У компаний есть возможность сравнить свои данные только с федеральным уровнем. Если региональный показатель выше федерального, компания узнает об этом от налоговиков. Скорее всего, они потребуют пояснения.

Определить показатель налоговой нагрузки организации, сравнить его со средним по отрасли и сделать вывод о том, есть ли у вашей организации риски вызова на комиссию и выездной налоговой проверки, поможет специальный расчетчик от экспертов Системы Главбух.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль в 2018 году

Инспекторы стали чаще требовать пояснения о низкой нагрузке по налогу на прибыль. Об этом нам рассказали читатели. Налоговую нагрузку инспекторы считают по следующей формуле.

Раньше инспекторы на проверках ориентировались на безопасный уровень нагрузки по налогу на прибыль: 1 процент для торговых компаний и 3 процента — для производства (письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722). ФНС отменила эти рекомендации (письмо от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490). Теперь инспекторы на местах сравнивают нагрузку компании по налогу на прибыль со средним значением в своем регионе для конкретного вида деятельности. Конкретное значение они указывают в запросе о причинах низкой нагрузки.

Как посчитать нагрузку по страховым взносам

Что сравнить нагрузку компании со средней по конкретному виду деятельности, ее необходимо рассчитать. Нагрузку компании по взносам посчитайте по формуле.

Вид деятельности (ОКВЭД2)

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего (раздел А)

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (01)

лесоводство и лесозаготовки (02)

рыболовство, рыбоводство (03)

Добыча полезных ископаемых — всего (раздел B)

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06)

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (07,08)

Обрабатывающие производства — всего (раздел C)

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий (10, 11, 12)

производство текстильных изделий, одежды (13, 14)

производство кожи и изделий из кожи (15)

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16)

производство бумаги и бумажных изделий (17)

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации (18)

производство кокса и нефтепродуктов (19)

производство химических веществ и химических продуктов (20)

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (21)

производство резиновых и пластмассовых изделий (22)

производство прочей неметаллической минеральной продукции (23)

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (24, 25)

производство машин и оборудования, не включенное в другие группировки (28)

производство компьютеров, электронных, а также оптических изделий (26)

производство электрического оборудования (27)

производство прочих транспортных средств и оборудования (30)

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (29)

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего (раздел D)

производство, передача и распределение электроэнергии (35.1)

производство и распределение газообразного топлива (35.2)

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (35.3)

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего (раздел E)

Строительство (раздел F)

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего (раздел G)

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт (45)

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (46)

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (47)

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего (раздел I)

Транспортировка и хранение — всего (раздел H)

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки (49.1)

деятельность трубопроводного транспорта (49.5)

деятельность водного транспорта (50)

деятельность воздушного и космического транспорта (51)

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность (53)

Деятельность в области информации и связи — всего (раздел J)

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом (раздел L)

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (раздел N)

– один из главных показателей для отбора ИФНС кандидатов на выездную налоговую проверку. Рассмотрим, что еще выделяет налоговую нагрузку по налогу на прибыль , и какие еще данные важны для ИФНС.

Представление о налоговой нагрузке

Налоговая нагрузка (или налоговое бремя) – достаточно широкое понятие и рассматривается в двух аспектах:

  • Как абсолютная величина: конкретная сумма налоговых платежей, подлежащих уплате. Такой показатель может представлять интерес для непосредственных плательщиков этих налогов.
  • Как относительная величина: доля (процентное содержание) налогов, подлежащих уплате, в какой-то определенной базе. Этот показатель возможно применить существенно более широко: для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов.

Базой расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей, с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей, оценивая степень влияния их на доходность и рентабельность рассматриваемого объекта за определенный период. Например, с:

  • Выручкой (с НДС или без НДС).
  • Доходами от реализации, внереализационными или их общей суммой (по данным бухгалтерского или налогового учета).
  • Налоговой базой для расчета конкретного налога.
  • Прибылью (бухгалтерской или налоговой), затратами (себестоимостью, коммерческими или управленческими расходами).
  • Планируемыми суммами выручки, доходов, расходов, налоговой базы или прибыли.

Показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый в процентах, служит одним из критериев как для анализа сформировавшихся за период фактических показателей, так и для составления прогнозов на самых различных уровнях: от конкретного налогоплательщика до страны в целом.

Доля налогов может определяться не только по отношению к их общей сумме, но и применительно к отдельным налогам, и рассчитываться как за один налоговый (или отчетный) период, так и за несколько периодов. В случае расчета за несколько периодов данные, участвующие в расчете, суммируются.

Если налоги к уплате отсутствуют, то общая (совокупная) налоговая нагрузка будет равна нулю. Это же справедливо и при расчете нагрузки по отдельным налогам.

О том, как рассчитывают совокупную налоговую нагрузку, читайте в статье .

Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика

Определение налоговой нагрузки в отношении работы с налогоплательщиками введено ФНС РФ и содержится в двух основных ее документах:

  • Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, посвященном совокупной налоговой нагрузке, рассчитываемой как доля всех причитающихся к уплате налогов в бухгалтерской (без НДС) сумме выручки от реализации.
  • Письме ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, рассматривающем налоговую нагрузку более детально (в разрезе конкретных налогов и определенных налоговых режимов с вариантами их расчета).

Обратите внимание! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 отменено письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@. Регламентировать порядок работы комиссий скоро будет новый документ.

Оба документа ФНС посвящены вопросам проверки и анализа отчетности, представляемой налогоплательщиками, с целью выявления в ней ошибок или преднамеренных искажений, в результате которых происходит отбор кандидатов на дополнительные проверочные мероприятия. При этом в первый из них регулярно вносятся результаты обработки фактических данных этой отчетности, позволяющие судить об усредненных значениях уровня налоговой нагрузки и показателях рентабельности отраслей.

Несмотря на явную ориентированность на налоговые органы, в обоих этих документах содержится информация, представляющая собой вполне определенную ценность и для налогоплательщика, поскольку позволяет ему при применении этой информации самостоятельно делать следующее:

  • Оценивать отклонение показателей своего бизнеса от средних данных по стране и по отрасли.
  • Рассчитывать те показатели составляемой отчетности, которые важны для ИФНС при оценке кандидатов на выездную налоговую проверку.
  • Подготавливать убедительные аргументы в поддержку правильности своей позиции в отношении организации учета и расчета налогов.
  • Делать прогнозные расчеты налоговых платежей с учетом перспектив развития своей деятельности.
  • Сопоставлять варианты доступных систем налогообложения с целью снижения налогового бремени.

Главные критерии при ОСНО

Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им посвящена основная часть текста письма № АС-4-2/12722@.

При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:

  • Убытки, отраженные в декларации.
  • Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.

По НДС рассматривают в совокупности два показателя:

  • Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
  • Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.

По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО (таблица 8.2 приложения № 8 к письму № АС-4-2/12722@).

Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль

согласно формулировке, содержащейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных). В виде формулы это отобразится так:

ННприб = 100 × Нприб / (Дреал + Двнер),

;

Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.

Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.

Что определяет величину нагрузки по прибыли

напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:

  • Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
  • Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
  • Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.

Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:

  • Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
  • Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
  • Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.

В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.

Формула налоговой нагрузки по НДС

Алгоритм определения налоговой нагрузки по НДС , рекомендованный ФНС, по своей сущности аналогичен формуле расчета этого показателя для налога на прибыль: это выраженное в процентах частное от деления суммы начисленного к уплате по декларации налога на объем налоговой базы по нему, установленной по данным той же декларации. Однако для НДС налоговая база может рассчитываться двумя способами, и, соответственно, будут иметь место две формулы для расчета величины нагрузки (приложение № 4 к письму № АС-4-2/12722@).

Первый способ, когда расчет делают применительно к налоговой базе по внутреннему рынку:

ННндс = 100 × Нндс / НБрф,

;

Второй способ, при котором налоговую базу определяют как сумму налоговых баз по внутреннему рынку и по реализации за пределы РФ:

ННндс = 100 × Нндс / (НБрф + НБэксп),

;

НБэксп – налоговая база, рассчитанная как сумма всех строк 020 раздела 4 декларации (экспорт).

Налоговую базу по разделу 3 (рынок РФ) декларации по НДС, исходя из содержания действующей ее формы, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, нужно определять как результат сложения строк 010–070 графы 3, т.е. как сумму баз по:

  • продаже товаров (работ, услуг) по всем применяемым ставкам;
  • продаже предприятия как комплекса;
  • авансам полученным.

Налогоплательщик, исходя из собственных целей, может выбрать для расчета аналогичного показателя по этому налогу иную базу. Например, взятую из бухгалтерских учетных данных выручку от реализации с включением в нее НДС.

Что определяет величину нагрузки по НДС

Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:

  • Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
  • Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.

Сумма налога, начисляемого к уплате по декларации, представляет собой результат суммирования итогов разделов 3–6 декларации. Итоги эти учитывают с разными знаками. В разделе 3, состоящем из операций, облагаемых по ставкам, отличным от ставки 0%, результат чаще всего получается в пользу бюджета (к уплате), а в разделах 4–6, отражающих операции, облагаемые по ставке 0%, он складывается в пользу налогоплательщика (к возмещению из бюджета). За счет этого у налогоплательщиков с большой долей операций по ставке 0% (экспорт) часты ситуации отсутствия НДС к уплате, вследствие чего налоговая нагрузка по нему будет равна нулю. Это обстоятельство, безусловно, вызывает интерес налоговых органов, но в то же время для налогоплательщика имеет под собой вполне реальную почву для пояснений, подаваемых в ИФНС.

На величину налога, определяемую по результатам раздела 3 декларации (рынок РФ), окажут влияние такие показатели:

  • Объем налоговой базы, ставки, применяемые к ней, и, соответственно, значение налога, рассчитываемого от этой базы. Чем объемнее база и выше ставка, тем больше налог.
  • Величина налоговых вычетов, напрямую снижающих сумму налога, рассчитанного к уплате от его базы: по документам поставки, по закрытым поставкой авансам, которые перечислялись поставщикам, по СМР, по налогу, уплаченному на таможне или при ввозе из государств Таможенного союза, по авансам покупателей, которые закрылись отгрузкой, по оплаченному НДС налогового агента.
  • Наличие необлагаемых операций, при которых НДС, полученный от поставщиков, включается в затраты, что в результате распределения сумм налога на облагаемые и необлагаемые операции приведет к уменьшению прямой суммы вычета, связанной с облагаемыми операциями.

На налог, рассчитываемый с включением операций по ставке 0%, дополнительно оказывают влияние:

  • Момент определения налоговой базы, который может выходить за пределы расчетного периода и приводить к более позднему учету в декларации связанных с ним вычетов.
  • Особенности формулы распределения вычетов, которую разрабатывает сам налогоплательщик, между операциями, подлежащими обложению по разным ставкам (в т.ч. по ставке 0%) и необлагаемыми. В этой формуле учитывают не только остатки вычета, приходящегося на неподтвержденную ставку 0% на начало налогового периода, но и его аналогичные остатки на конец налогового периода. При этом в нее не попадают суммы налога по авансам обоих направлений, по СМР, по НДС налогового агента, принимаемые в вычеты в полной сумме в период появления права на вычет по ним.

О существующих методиках распределения вычетов читайте в материале .

Значение налоговой базы, образующей знаменатель формулы расчета, определяется:

  • Объемами реализации, увеличение которых вызывает увеличение налоговой базы.
  • Наличием необлагаемых операций, снижающих объем налоговой базы.
  • Наличием операций по ставке 0%, влияние которых за счет несоответствия периодов подтверждения этой ставки и реальной отгрузки по ней приводит к отклонению значения налоговой базы, определяемой по декларации, от объема реально осуществленной за рассматриваемый период отгрузки. Влияние, соответственно, может иметь место как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения базы.
  • Наличием СМР, приводящих к росту базы.
  • Наличием поступивших от покупателей авансов, которые приводят к увеличению базы.

Если в знаменателе формулы будет присутствовать какой-либо иной показатель, то влияние его на значение налоговой нагрузки будет аналогичным: при его увеличении величина нагрузки снизится.

Уплата налогов – обязанность каждого индивидуального предпринимателя и организации. Еще перед регистрацией будущий бизнесмен должен тщательно продумать, какие суммы ему придется перечислять на счета ФНС. Но тогда это делается лишь приблизительно, с учетом предпочтительной системы налогообложения и предположительного уровня выручки. После начала бизнеса приходится производить реальные расчеты.

По ходу деятельности многим ИП и ООО приходится рассчитывать налоговую нагрузку – процентное соотношение между налогами предприятия и его прибылью. Существует ряд критериев, которые позволят узнать данный показатель. Сегодня поговорим о том, как самостоятельно рассчитать налоговую нагрузку, какие факторы на это влияют и какие налоговые риски следует учитывать при ведении деятельности.

О налоговых рисках

Перед тем как говорить о расчете нагрузки, сначала необходимо разобраться в понятии рисков. Налоговыми рисками называется возможность физического, юридического лица или индивидуального предпринимателя понести потери в материальном или имущественном выражении из-за уплаты налогов. Их перечень определяется ФНС, и по ним ИП и ООО должны производить самостоятельную оценку. Рассмотрим каждый из них более подробно.

  1. Слишком низкая налоговая нагрузка, ее уровень серьезно занижен по сравнению с аналогичными компаниями в той или иной отрасли. Подобные факты могут приводить к дополнительным проверкам ФНС. При выявлении некорректного ведения бухгалтерской отчетности либо целенаправленного занижения незаконными способами, организации будет выписан штраф. Если вы не оплатите его в срок, начнется начисление пеней, рассчитанных по ставке рефинансирования Центрального банка РФ на день просрочки.
  2. Указание в отчетных документах убытков компании на протяжении нескольких налоговых периодов подряд. К слову, если вы работаете «в минус», вы имеете право на использование вычетов.
  3. Слишком большое количество вычетов, примененных в одном налоговом периоде. ФНС обращает пристальное внимание на злоупотребление, ведь использование некоторых способов понижения нагрузки может быть незаконным.
  4. Негативная динамика увеличения затрат по сравнению с ростом прибыли от реализации товаров или услуг.
  5. Слишком низкий уровень зарплат для сотрудников на предприятии. Его можно отнести к рискам в случае, если он существенно занижен по сравнению с доходами работников других предприятий из аналогичной сферы.
  6. Регулярное приближение к граничным значениям показателей, позволяющих использовать тот или иной режим налогообложения. Отсутствие ограничений по прибыли есть только у ОСНО и УСН 6% и 15%. Для ЕНВД, ЕСХН и ПСН применяются верхние планки показателей заработка, после которых необходимо использовать другую систему налогообложения.
  7. Минимальная разница между расходами и доходами у ИП, отраженными за налоговые периоды календарного года.
  8. Сотрудничество предпринимателя или организации с большим количеством перекупщиков или посредников без деловой цели.
  9. Отказ налогоплательщика от пояснений каких-либо неточностей и нестыковок, выявленных в налоговой отчетности.
  10. Многократное изменение местонахождения индивидуального предпринимателя или организации с постоянной перерегистрацией в других субъектах Российской Федерации.
  11. Серьезные занижения показателей рентабельности в бухучете, в сравнении со средними значениями по отрасли.
  12. Деятельность организации с повышенным риском.

Итак, мы разобрались с основными видами налоговых рисков, но первые два следует разобрать более подробно. Как же рассчитать налоговую нагрузку и не попасть в поле зрения инспекции ФНС.

Формула и примеры расчета налоговой нагрузки

Любая организация или индивидуальный предприниматель должны рассчитывать значения налоговой нагрузки и находить объяснение причинам возможных отклонений. Показатель рассчитывается по следующей формуле: НН = (НиС/Выр.) × 100%, где:

  • НиС – сумма налогов и сборов, уплаченных за конкретный налоговый период;
  • Выр. – суммарная выручка предприятия или ИП.
  • Расчет суммы перечисленных налоговых платежей учитывается как суммарное значение всех уплаченных сумм минус возврат от ФНС, ПФР или других ведомств, поступивший на счет налогоплательщиков.

    Сюда относятся абсолютно все виды налогов, которые обязано уплачивать предприятие (НДС, платежи по наемным работникам, перечисления на землю, транспорт, налог на прибыль и т. д.). Нельзя относить выплаты, которые производились организацией или ИП в качестве налогового агента.

    Расчет выручки производится путем сложения доходов, вырученных компанией или предпринимателем за 365 дней и указанных в налоговой отчетности (№ 2, приложение к бухгалтерскому балансу). Еще раз обращаем ваше внимание, что уровень налоговой нагрузки не должен превышать среднеотраслевых значений. Для лучшего понимания расчета разберем примеры.

    Пример № 1. ООО «Жилстрой» занимается возведением зданий и сооружений. В 2016 году компания указала в бухгалтерской отчетности 553 000 рублей прибыли, проценты к получению – 0 руб., другие доходы – 5 000 руб. Соответственно, суммарно выручка организации составляет 558 000 руб. При этом «Жилстрой» перечислил 15 000 руб. налогов, из которых 3 000 руб. было возвращено (итого 12 000 руб.). Расчет будет выглядеть следующим образом:

    НН = (12/558) × 100% = 2,2%.

    Предположительный уровень налоговой нагрузки в сфере – 11%. Соответственно, показатель сильно занижен. Организации следует проанализировать всю отчетность и найти разумные объяснения, как так получилось.

    Пример № 2. ООО «Уралторг» занимается оптовыми продажами. За текущий год организация указала 1 356 000 рублей прибыли. Проценты к получению составили 5 000 рублей, а иные доходы – 19 000 руб. Таким образом, суммарно доход компании составил 1 380 000 руб. В то же время ООО выплатило в ФНС и иные организации 63 000 руб. Возврат составил 4 000 руб. (итого 59 000 руб.). Расчет будет выглядеть следующим образом:

    НН = (59/1380) × 100% = 4,3%.

    Средние значения налоговой нагрузки за год в сфере составляют 2,4%. Предприятие превышает это значение. Соответственно, оно не находится в зоне риска и ФНС, скорее всего, не станет обращать повышенное внимание на деятельность организации.

    Указанная формула может быть применена к предприятиям различной формы собственности. Если же вы не желаете считать самостоятельно, всегда можно воспользоваться онлайн-сервисами со специальными калькуляторами. Кроме того, расчет налоговой нагрузки возможен и в некоторых бухгалтерских программах, предлагающих расширенный набор функций.

    Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов

    Это еще одна проблема, о которой нужно узнать поподробнее. Чтобы определить наличие данного налогового риска, компания или индивидуальный предприниматель должны учитывать, то убыток должен отражаться:

    1. В бухучете.
    2. По ЕНВД или налогу на прибыль, перечисляемому по УСН.

    Налоговые риски подобного рода возникают в случае, если компания или индивидуальный предприниматель декларируют убыток на протяжении двух и более лет подряд. Однако если налогоплательщик не способен документально подтвердить и обосновать убыток, учитывать год в качестве убыточного нельзя. ФНС обязательно обратит на это пристальное внимание.