Иностранные инвестиции в экономике России — современный этап и перспективы. Прямые иностранные инвестиции в россии

Иностранные инвестиции в экономике России — современный этап и перспективы. Прямые иностранные инвестиции в россии

Подробнее остановимся на рынке титулов собственности, в особенности на прямых иностранных инвестициях. Если портфельные инвестиции направлены на получение дохода и не оказывают влияния на состояние менеджмента и стратегии предприятия, то этот вид инвестиционной активности в наибольшей степени оказывает влияние на состояние международной системы производства .

Портфельные инвестиции (portfolio investments) - вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования.

Международные портфельные инвестиции классифицируются так, как они отражаются в платежном балансе. Они разделяются на инвестиции в:

1) акционерные ценные бумаги - обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ;

2) долговые ценные бумаги - обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - это вид международной инвестиционной деятельности, заключающийся в приобретении резидентом одной страны (прямым инвестором) устойчивого влияния на деятельность предприятия, являющегося резидентом другой страны.

ПИИ подразумевают установление долгосрочных отношений между прямым инвестором и предприятием, являющимся объектом прямых инвестиций, а также довольно существенную роль инвестора в управлении этим предприятием. Как правило покупка контрольного пакета акций.

По статистике МВФ прямым зарубежным инвестированием признается всякое вложение капитала (путем кредитования или приобретения акций), если инвестор располагает или получает не менее 10% простых акций или голосов (для корпоративного предприятия) или соответствующий эквивалент собственности (для некорпоративного предприятия).

ПИИ практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании - предприятия, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании - предприятия, в котором прямой инвестор владеет менее 50% капитала;
  • филиала - предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

В состав прямых инвестиций входят:

  • Вложения компаниями за рубеж собственного капитала - капитал филиалов и доля в уставном капитале дочерних и ассоциированных компаний (совместных предприятий).
  • Реинвестирование прибыли - доля прямого инвестора в доходах предприятия с иностранными инвестициями, не распределенная в качестве дивидендов и не переведенная прямому инвестору.
  • Внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором с одной стороны, и дочерними, ассоциированными компаниями и филиалами - с другой.

Центр ООН по ТНК выделяет 4 наиболее типичных в мире случая прямых капиталовложений, связанных с организацией производства товаров и услуг в зарубежной стране:


1) ПИИ осуществляются потому, что ввоз некоторых товаров и услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений или из-за свойств этих товаров;

2) производство товаров и услуг на месте оказывается более дешевым и эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка. Например, из-за экономии на транспортных расходах;

3) страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировые рынки, включая рынки и страны происхождения инвестиций. Это характерно, например, для стран ЮВА, где действует масса иностранных предприятий по сборке бытовой техники;

4) для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важны послепродажное обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае иметь собственное производство в зарубежной стране оказывается более выгодно, чем организовывать чисто сбытовую фирму, и тем более, чем сбывать свою продукцию через посредников.

В связи с большим значением ПИИ для национальных экономик разных стран, в них осуществляется государственная поддержка иностранных инвестиций в форме:

  • предоставления государственных гарантий;
  • страхования иностранных инвестиций;
  • исключения двойного налогообложения;
  • урегулирования инвестиционных споров;
  • административной и дипломатической поддержки.

Темпы роста прямых инвестиций превышают темпы роста мировой торговли и совокупного ВВП мира (в 3 и 4 раза соответственно). Прямые иностранные капиталовложения - самостоятельный фактор экономического развития, оказывает влияние на динамику и структуру торговли, передачу технологии. Общий объем прямых иностранных инвестиций в 1992 г. составил 2 трлн. долларов, его ежегодный рост составил 225 млрд. Основными экспортерами капитала являются ТНК промышленно развитых стран. На 5 стран приходится более 70% прямых капиталовложений за рубежом: США, Великобритания, Япония, Германия, Франция. Капитал вывозится и из некоторых развивающихся стран: Тайвань, Сингапур, Бразилия. С середины 70-х гг. капитал стал вывозиться из стран-экспортеров нефти Ближнего Востока. В общем на развивающиеся страны приходится всего 2,7% объема заграничных инвестиций. 50 крупнейших ТНК контролируют около половины всего объема заграничных прямых капиталовложений, влияние ТНК все больше растет. Иностранные капиталовложения направляются в: ЕС - 29%, США и Канада - 35%, развивающиеся страны - 17%. В хозяйстве Японии роль иностранных капиталовложений весьма мала. Иностранный капитал стал составной частью воспроизводственного процесса во многих странах. Доля предприятий, контролируемых иностранным капиталом в общем объеме производства обрабатывающей промышленности: Канада, Австралия, ЮАР - более 33%, в ведущих странах ЕС - 21 - 28%, США - 10%, Япония - менее 1%. В развивающихся странах на компании с иностранным участием приходится 40% промышленного производства. На контролируемых иностранным капиталом производится 97% электротехнической продукции Сингапура, 82% Тайваня, 75% Южной Кореи.

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм .

— вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках , и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

1

В статье рассматривается сущность и состав прямых иностранных инвестиций, их роль в формировании и модернизации отечественной экономики, сложности, затрудняющие поступление иностранного капитала в РФ, а также тенденции и проблемы развития отечественной экономики. Прямые иностранные инвестиции оказывают огромное влияние на развитие экономик всех стран, способствуют поступлению инноваций, пополнению государственного бюджета, а также ускорению экономического роста принимающего государства. Вследствие этого требуется разработка рационального подхода по разрешению проблемы притока иностранных инвестиций, развитию инструментов для устранения барьеров на пути их поступления в страну. В статье показана динамика притока прямых иностранных инвестиций в мире и распределение прямых иностранных инвестиций в Россию, что позволило выделить определенные виды деятельности, к которым проявляют интерес иностранные инвесторы. Наряду с этим в статье представлены результаты анализа динамики внешнего долга РФ и его влияние на объем поступающих прямых иностранных инвестиций, а также статистика поступления инвестиций по странам-инвесторам. Систематизированы подходы и мероприятия по устранению барьеров, затрудняющих поступление иностранного капитала, и улучшению инвестиционного климата в РФ.

прямые иностранные инвестиции

инвестиционный климат

экономический рост

1. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции / Л.А. Зубченко. – М.: Изд. Книгодел, 2006. – 160 с.

2. Власенко Р. Д., Строганова А. В. Прямые иностранные инвестиции как фактор роста российской экономики // Молодой ученый. – 2015. – № 21.1. – С. 116–121.

3. Министерство иностранных дел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/home (дата обращения: 10.04.2017).

4. World Investment Report 2016, United Nations Conference on Trade and Development [Электронный ресурс]. – Режим доступа:Систем.требования: AdobeAcrobatReader unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2016_en.pdf (дата обращения: 12.04.2017).

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 30.04.2017).

6. Центральный банк. Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения: 15.04.2017).

7. О порядке воплощения иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и сохранности страны [Текст]: Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ // Собрание законодательства. – 2008. – № 18. – Ст. 1940.

8. Центр гуманитарных технологий информационно- аналитический портал (Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/research/foreign-direct-investment-index/info (дата обращения 02.04.2017).

Мировой инвестиционный обмен считается одной из ведущих форм партнерства государств на современном этапе развития мирового хозяйства. Капиталовложения поступают в другие страны с целью преодоления барьеров внешнеторговой деятельности, размещения производственных компаний в зонах ключевых рынков сбыта, что позволяет существенно уменьшить транспортные расходы и принимать во внимание особенности покупательского поведения и потребности зарубежных потребителей. В существующих обстоятельствах обострения стоимостной конкуренции на глобальных рынках весомым аргументом для вложения капитала стали «дешёвые» производственные средства в принимающих государствах.

Таким образом, целью работы является исследование роли прямых иностранных инвестиций в формировании и модернизации отечественной экономики, а также разработка предложений по устранению барьеров, затрудняющих поступление иностранного капитала, и улучшению инвестиционного климата в РФ.

Значительное падение темпов экономического роста обусловливает необходимость применения любых возможностей активизирования производства. Привлечение зарубежных вложений является одним из факторов преодоления неблагоприятных явлений в развитии экономики РФ. Притом, в этом случае необходимо говорить именно о прямых иностранных инвестициях, принимая во внимание характер и особенности их использования. В отличие от портфельных инвестиций, которые представлены в виде покупки ценных бумаг для дальнейшего получения дохода в виде процентов или дивидендов, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) позволяют вести непосредственный контроль над деятельностью предприятия на территории страны либо дают возможность осуществлять управленческий контроль .

Если в 1990-х гг. случился стремительный упадок иностранных вложений из-за уменьшения привлекательности для ПИИ, то начиная с 2000-х гг. динамика изменилась: внутренние инвестиции показали существенное увеличение. Но подобное положение дел никак не отразилось на оттоке денежных средств из государства, который на настоящий момент достаточно значительный, а фактором такого стремления является уход от налогов .

Прямые иностранные инвестиции увеличивают финансовые возможности страны, куда они поступили, обеспечивают расширение внешнеэкономической торговли товаров и услуг, формируют дополнительные рабочие места. Совместно с заграничными капиталовложениями в страну прибывают инновации в сфере производства и управления. Рассматривая динамику мировых ПИИ с 2013 по 2015 г., представленную в табл. 1, наглядно видно, что их поступление сильно варьируется в анализируемом периоде.

Мировым инвестиционным тенденциям можно дать следующую характеристику: поступление ПИИ в развитые страны увеличилось практически в 2 раза, достигнув 962 млрд долларов. Вследствие этого в структуре мировых ПИИ снова стали преобладать страны с развитой экономикой, доля которых составила 55 % против 41 % в 2014 г. В развивающихся странах был достигнут новый максимум притока ПИИ - 765 млрд долл., на 9 % выше, чем в 2014 г. . В странах с переходной экономикой, к которым также относится и Россия, приток ПИИ показал падение до уровня десятилетней давности. Причиной тому служат сочетания низких сырьевых цен, обесценивание национальной валюты и влияния геополитических рисков.

На рис. 1 мы видим, что в целом динамика поступлений ПИИ в РФ отвечает международной, но амплитуда колебаний значительно больше. В России ПИИ в 2015 г. упали на 56,5 %.

Исследование видовой структуры ПИИ в отечественную экономику дает возможность установить, что значительная часть прямых иностранных инвестиций никак не влияет на основные фонды (табл. 2). Основная часть вложений направляется в виде долговых инструментов.

Рис. 1. Динамика поступлений прямых иностранных инвестиций в Россию (млн долл. США)

В 2013 г., вплоть до вступления санкций в силу, в структуре ПИИ, направленных в РФ, самую значительную долю составляли долговые инструменты, которые никоим образом не влияют на прирост капитала. В общем, структурный состав прямых иностранных инвестиций в Россию указывает на предусмотрительность трейдеров, их нежелание нести риски, сопряженные с образованием и управлением бизнесом. Часть инвестиций в участие капитала постепенно стала показывать отрицательную динамику с 54 млн долл. США в 2013 г. до 34 в 2015 г. При этом долговые инструменты сократились с 36 млн долл. США в 2010 г. до 3 млн долл. США в 2016 г. Если говорить о внешнем долге России, по данным на 1 декабря 2015 г. он только немного превосходил 50 миллиардов долларов - это ниже, нежели у остальных масштабных экономик, как в абсолютном значении, так и по отношению к ВВП - примерно 15 процентов. А долговые обязательства банков, и тем более фирм, большую часть которых составляют крупные организации с госучастием, довольно значительны. Они занимают приблизительно 90 процентов внешнего долга РФ .

Видя динамику, представленную на рис. 2, мы можем с уверенностью сказать, что главным аргументом столь быстрого сокращения размера внешнего долга остаются западные санкции, отрезавшие отечественные фирмы от внешних рынков капитала.

Важный вклад в понимание происходящих в регионах инвестиционных процессов дает статистика накопленных ПИИ в разрезе стран. В целом по России она представлена в табл. 3. По состоянию на 01.01.2017 на первые 7 стран-лидеров приходится 44,5 % накопленных ПИИ в РФ. С Нидерландами, Ирландией и Кипром ситуация сложнее (в 2015 г. на эти страны приходится 75,7 %). В свою очередь, 29 % из общего объема ПИИ занимают страны, которые в той или иной степени используются как офшоры: Люксембург, Багамы, Бермуды, Британские Виргинские острова.

Таблица 1

Динамика поступлений прямых иностранных инвестиций в 2013-2015 гг.

Таблица 2

Виды прямых инвестиций в Россию

Показатели

Прямые инвестиции

В Российскую Федерацию

Участие в капитале

Реинвестирование доходов

Долговые инструменты

Прочие секторы

Участие в капитале

поступило

Реинвестирование доходов

Долговые инструменты

получено

погашено

Рис. 2. Динамика внешнего долга России за последние 10 лет (млрд долл.)

Данные государства зачастую принимают участие в бизнес-схемах отечественных фирм. Факторами регистраций там материнских компаний с целью реализации проектного финансирования являются практичность правовой концепции и четкость законодательства. Кроме того, Нидерланды считаются посредниками среди отечественных и заграничных компаний, которые находятся в офшорной зоне (Антильские острова, входящие в состав Нидерландов). Нидерланды не случайно являются мировым лидером по прямым иностранным инвестициям .

Распределение ПИИ по видам экономической деятельности позволяет исследовать приоритеты иностранных инвесторов и то, насколько существует равенство этих приоритетов национальным интересам России в развитии высокотехнологичных обрабатывающих отраслей.

К наиболее приоритетным для инвесторов иностранных государств в структуре по видам экономической деятельности относятся обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых. Большой удельный вес инвестиций в торговлю достигнут благодаря активной деятельности международных операторов розничных сетей - «Ашан» и «Метро» занимают первые строки, также большой вклад внесли PhilipMorris и Toyota, PepsiCo, Volkswagen и Mercedes/Daimler и др. Существенную роль в объеме иностранных инвестиций играет Федеральный Закон от 29 апреля 2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который ограничивает участие иностранного капитала в сырьевых отраслях . С 2013 г. растут иностранные инвестиции в обрабатывающие производства, их доля в общем объеме ПИИ в 2016 г. составляет 24 % и является доминирующей отраслью по показателю притока иностранного капитала. Здесь осуществляется самое большое количество инвестиционных проектов в связи с многогранной структурой, в которую входят металлургическое, химическое, производство нефтепродуктов и ядерных продуктов, таким образом, они неблагоприятно влияют на окружающую среду. Как отмечают эксперты, именно производства с высокотехнологичным циклом получают менее 18 % от иностранных инвестиций от общего объема инвестиций в обрабатывающие производства. Проанализировав структуру ПИИ по видам экономической деятельности, можно сделать вывод, что главным направлением для привлечения иностранного капитала является доступ к ресурсам и рынкам.

Согласно данным, представленным в табл. 4, можно заключить, что в структуре ПИИ существует высокая концентрация по ограниченному числу регионов: на Москву приходится почти половина всех поступающих ПИИ, на следующие 7 регионов приходится еще 37 %, доля каждого из которых превышает 3 %. Анализ инвестиционной активности по регионам выявляет существенную географическую дифференциацию. Все регионы страны можно разделить на 3 типа . К первому типу относятся регионы, в которых наибольшая доля прямых иностранных инвестиций направляется в отрасль, осуществляющую деятельность, связанную с добычей полезных ископаемых (Сахалинская и Тюменская области, вместе с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами). На этих территориях осуществляются масштабные инвестиционные проекты по овладению нефтегазовых месторождений («Сахалин-1», «Сахалин-2», «Ямал СПГ» и другие). Здесь концентрируется большое количество экспортно-ориентированных предприятий, что является одним из ключевых мотивов для иностранных инвесторов.

Таблица 3

Накопленные прямые инвестиции в Россию по странам-инвесторам на 01.01.2017

Страны и территории

Млн долл. США

Доля в РФ, %

Страны и территории

Млн долл. США

Доля в РФ, %

Нидерланды

Виргинские острова, США

Люксембург

Ирландия

Финляндия

Виргинские острова, Брит.

Германия

Швейцария

Соединенное королевство

Республика Корея

Рис. 3. Отраслевая структура ПИИ по видам экономической деятельности в России по состоянию на 31.12.2016

Таблица 4

Регионы-лидеры по доле в общем объеме накопленных ПИИ в России на 31.12.2016

Российская Федерация, в том числе:

462 697 млн долл. США

г. Москва

Нижегородская область

Сахалинская область

Кемеровская область

Тюменская область

Новгородская область

г. Санкт-Петербург

Приморский край

Красноярский край

Республика Татарстан (Татарстан)

Вологодская область

Республика Саха (Якутия)

Московская область

Новосибирская область

Липецкая область

Ярославская область

Челябинская область

Белгородская область

Свердловская область

Республика Башкортостан

Пермский край

Тульская область

Ленинградская область

Хабаровский край

Самарская область

Республика Коми

Краснодарский край

Ставропольский край

Калужская область

К другому типу можно отнести «столичные» регионы (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область), которые привлекают значительные иностранные притоки капитала в связи с наилучшей развитостью инфраструктуры в сравнении с другими областями и регионами, но основным инвестором данных территорий является «офшор» Нидерланды.

К третьему типу отнесем регионы с благоприятным «инвестиционным климатом» (Белгородская область, Калужская область, Республика Татарстан, Приморский край), где эффективная инвестиционная политика создала привлекательный инвестиционный климат для вкладчиков. Неравномерность распределения зарубежных вложений по регионам объясняется тем, что инвесторов привлекают высокий потребительский спрос, развитая инфраструктура и концентрация экспортно-ориентированных предприятий.

Таким образом, прямые иностранные инвестиции оказывают непосредственное влияние на экономический рост и способствуют модернизации экономики любого государства. К сожалению, в настоящее время иностранный капитал не оказывает существенного влияния на развитие социально-экономического потенциала России, так как в полной мере не созданы и не реализуются условия, которые бы стали эффективным инструментом для создания благоприятного инвестиционного климата как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Библиографическая ссылка

Сбитнева А.Е., Шалыгина Н.П., Селюков М.В. РОЛЬ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 9-1. – С. 237-242;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41735 (дата обращения: 22.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) занимают особое место среди форм международного движения капитала. Это обусловлено двумя основными причинами:

    прямые иностранные инвестиции – это реальные инвестиции, которые, в отличие от портфельных, не являются чисто финансовыми активами, выраженными в национальной валюте. Они вкладываются в предприятия, землю и другие капитальные товары;

    прямые иностранные инвестиции, в отличие от портфельных, обычно обеспечивают управленческий контроль над объектом, в который инвестирован капитал.

До возникновения транснациональных корпораций (ТНК) все частные иностранные инвестиции были в основном "портфельными". С появлением ТНК (т.е. предприятий, являющихся собственниками или контролирующих производство товаров и услуг за пределами страны, в которой они базируются) часть международного движения капитала приобретает форму прямых иностранных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции – это разновидность иностранных инвестиций, предназначенных для вложения в производство и обеспечивающих контроль за деятельностью предприятий посредством владения контрольным пакетом акций. Пропорция, которая определяет подконтрольность, различна в разных странах. В США формально признается прямым иностранным инвестированием любое вложение капитала, если инвестор имеет или получает 10% собственности. Прямые иностранные инвестиции охватывают все виды инвестирования – будь то приобретение новых акций, или простое кредитование, лишь бы только инвестирующая фирма имела свыше 10% акций иностранной фирмы. Доля участия в акционерном капитале фирмы может быть получена и в обмен на технологию, квалифицированные кадры, рынки и т.п.

Собственность инвестора (полная или частичная) и его контроль над зарубежным предприятием, которое становится частью организационной структуры ТНК как ее филиал или дочернее предприятие – главное отличие прямих иностранных инвестиций от других видов инвестирования.

Отличительной чертой прямых иностранных инвестиций можно считать и преобладание уровня продаж продукции, произведенной за границей с помощью ПИИ, над продажами отечественной продукции в виде товарного экспорта.

Факторами, которые активно влияют на рост прямых иностранных инвестиций и обусловливают опережающие темпы роста ПИИ по сравнению с темпами роста мировой торговли (а также ВВП промышленно развитых стран), являются: интеграция производства, эволюция его в сторону создания так называемой международной продукции; возрастающая роль ТНК; экономическая политика промышленно развитых стран, направленная на поддержку темпов экономического роста и уровня занятости; стремление развивающихся стран и стран с переходной экономикой преодолеть кризисное состояние экономики и социальной сферы; экологические факторы, побуждающие развитые страны переводить вредное производство в развивающиеся страны. При участии в прямых иностранных инвестициях правительства дополнительным мотивом может быть достижение определенных политических целей: обеспечение стратегическими ресурсами, расширение сферы своего влияния.

Прямые иностранные инвестиции составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Они позволяют транснациональным корпорациям использовать предприятия в зарубежных странах для производства и сбыта продукции и быстро распространять новые товары и новые технологии в международном масштабе и тем самым повышать свою конкурентоспособ-ность. Для них ПИИ мотивированы в конечном итоге прибылью.

Чтобы понять возможность получения этой прибыли, необходимо остановиться на характеристике основных групп факторов, побуждающих к ПИИ. Это – маркетинговые факторы, торговые ограничения, стоимостные факторы, инвестиционный климат.

Маркетинговые факторы являются основными в росте ПИИ. ТНК нуждаются в расширении рынка для поддержания или увеличения своих продаж.

Между тем даже достаточно емкий внутренний рынок устанавливает пределы роста. Ограниченность продуктовой диверсификации размерами внутреннего рынка делает необходимой географическую диверсификацию производства: организацию производства за рубежом, приобретение иностранных фирм, установление контроля над ними.

Торговые ограничения . ПИИ позволяют фирмам обойти торговые барьеры и функционировать за границей как местные фирмы, не подпадая под таможенные пошлины, платежи или другие импортные ограничения.

В дополнение к барьерам, создаваемым правительством, ограничения могут создаваться покупателями, которые желают потреблять местные товары и услуги, а также как результат националистических тенденций или как следствие существующих культурных особенностей. Более того, часто местные покупатели желают покупать товары и услуги у тех, кто заслуживает их доверия, т.е. у отечественных производителей. Для некоторых продуктов эффект страны происхождения может заставить фирму основать завод в стране-потребителе, чтобы создать позитивный стереотип качества продукта.

Стоимостные факторы . Обслуживаемые рынки, находящиеся на значительном расстоянии и ограниченные высокими тарифными барьерами, создают много препятствий для возможностей экспортеров на зарубежных рынках. Многие из промышленных ТНК основывают производство за границей для получения преимуществ в издержках по таким статьям, как труд и сырье. Так, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности "стоит" в 4 раза больше тайваньского, в 9 раз больше бразильского, в 54 раза больше российского. Большинство американских филиалов снабжают свои американские материнские компании низкостоимостными факторами и компонентами.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются не только горизонтально, т.е. фирмами, которые покупают или основывают аналогичные фирмы за рубежом, но и вертикально. Некоторые фирмы усматривают привлекательность ПИИ в том, что они позволяют повысить надежность источников снабжения сырьем и другими промежуточными продуктами (полуфабрикатами). Вертикальная интеграция увеличивает надежность снабжения и может привести к сокращению эксплуатационных расходов и обеспечить контроль за товаропотоками через границы в сложной мировой системе распределения.

Инвестиционный климат. ПИИ, согласно определению, позволяют осуществлять контроль над деятельностью предприятия. Однако, контроль может быть бесполезным из-за неблагоприятных условий "окружающей среды", даже если фирма владеет филиалом на 100%. Реальность обеспечения контроля, а следовательно и прибыльность ПИИ зависит от наличия в стране инвестиционного климата – совокупности политических, экономических, юридических, социальных, бытовых условий, которые предопределяют степень риска инвестиций и их прибыльность.

Общее отношение в мире к иностранным инвестициям и к их последующему развитию может быть определено как двойственное. Признавая выгодность ПИИ в краткосрочном плане, почти все страны, опасаясь подрыва контроля над национальными экономическими ресурсами и суверенитета страны, ограничивают иностранную собственность в ключевых секторах экономики.

Дискриминация по отношению к ПИИ может осуществляться в виде увеличения налогов; ценового контроля или мер, направленных персонально на иностранные фирмы (частичная национализация, местное законодательство, ограничение перевода денег (платежей), экспортные правила и ограничения эмиграции рабочей силы).

Инвестиционный климат определяется также валютными рисками. Это выражается обычно в возникновении рисков, связанных с переводом и обращением иностранной валюты.

Структуру основных факторов прямых иностранных инвестиций можно представить следующим образом.

Маркетинговые факторы :1) размер рынка, 2) рост рынка, 3) стремление удержать часть рынка, 4) стремление добиться успеха в экспорте материнской компании, 5) необходимость поддерживать тесные контакты с покупателями, 6) неудовлетворенность существующим состоянием ринка,7) экспортная база, 8) следование за покупателями, 9) следование за конкуренцией.

Прямые вложения подразумевают активное участие инвестора в деятельности компании.

Внешние инвестиции позволяют обеспечить не только поступление непосредственно денежных средств, но и позволяют внедрить новейшие технологии производства, использовать последние разработки, ориентироваться на новые формы ведения маркетинговой деятельности и корпоративного управления.

Прямые внешние инвестиции классифицируются по нескольким признакам:

  • по виду актива выделяют реальные (в производственный объект), финансовые (в ) и нематериальные инвестиции (в нематериальные права, в том числе патенты, лицензии);
  • по форме собственности выделяют государственные (инвестор – другое государство), частные (инвестор – частное лицо) и смешанные инвестиции;
  • по характеру использования выделяют предпринимательские (цель – от бизнеса, получение дивидендов) и ссудные инвестиции (цель – получение процентного дохода).

Цель деятельности иностранного инвестора заключается в получении дополнительной прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. При этом страна-реципиент должна гарантировать право инвестора на контроль над хозяйственной деятельностью субъекта вложений и право на получение дохода от этой деятельности.

Необходимость иностранных вложений

Инвестиции от нерезидента прямого характера считаются главным фактором модернизации экономики страны, которая влечет за собой повышение способности отечественных товаропроизводителей конкурировать на мировых рынках. Одной из особенностей этого вида вложения капитала является тот факт, что инвестор лично заинтересован в отдаче инвестиционных средств. Именно поэтому он будет всесторонне помогать реципиенту организовать высокотехнологичное производство и эффективную сбытовую структуру.

Прямые внешние инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:

  • активизируют инвестиционный процесс в целом;
  • способствуют наращиванию материальной базы экономики;
  • обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;
  • стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;
  • ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;
  • помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.

Иностранные вложения прямого характера благоприятно сказываются на уровне занятости, оказывают воздействие на увеличение доходов населения, расширяют базу для налогообложения.

Основной целью иностранного инвестора является за счет вложений в такие отрасли других стран, которые имеют большую доходность по сравнению со страной выхода капитала.

Если компании или государство собираются инвестировать свои средства, всегда проводится оценка прибыльности и рисков. Выделяют экономические, политические и конкурентные мотивы инвестирования.

Политические мотивы основываются на действиях государства, связанных с торговыми отношениями. Поскольку органы власти стараются контролировать уровень иностранных поступлений товаров на национальный , ограничение или стимулирование иноземных вкладов позволяет влиять на процесс роста всей национальной экономики.

Экономические мотивы обусловлены экономией мировых компаний на масштабе производства. Значительная экономия расходов происходит в таких отраслях как разработки, исследования, распространение товаров, и другие. Кроме экономии на масштабах производства многонациональные компании легче переносят критические моменты на локальных рынках.

Конкурентные мотивы в основном схожи с экономическими и политическими. Они обусловлены желанием обезопасить свой от негативного влияния колебаний экономики либо возможной конкуренции.

Формы инвестирования

Выделяют несколько способов привлечения прямых зарубежных вложений, главными из которых являются:

  • инвестиции с нуля – инвестор создает в другой стране филиал или , которое будет находиться в 100% его собственности;
  • поглощение или покупка – осуществление сделки по покупке иностранной фирмы или слиянию с ней;
  • финансирование филиала, открытого за рубежом;
  • покупка имущественных прав – инвестор вкладывает капитал, покупая право на пользование природными ресурсами или земельными участками;
  • предоставление прав на – предоставление в использование своих технологий, патентов, ноу-хау;
  • покупка акций в уставном капитале – вложение средств, дающее право участвовать в деятельности иностранной фирмы.

Основными формами вложения зарубежного капитала принято считать создание совместных и дочерних предприятий и компаний, открытие собственных филиалов и покупка акций фирм, работающих в стране-реципиенте.

Компания с долей иностранных инвестиций может иметь три формы:

  • филиал – 100% собственность инвестора;
  • дочерняя компания – более половины капитала принадлежит инвестору;
  • ассоциированная компания – инвестор располагает менее, чем 50% капитала фирмы.

В современном экономическом пространстве можно наблюдать своего рода разбросанность акций. Так, если обычно решающая доля капитала составляет 50%, то акциями современных компаний владеют значительно большее количество инвесторов. И даже покупка 5% акций может иметь решающий голос. Причиной служит то, что другие инвесторы инвестировали меньшее количество капитала. Например, в экономике США прямые инвестиции составляют 10% и более участия в капитале. Если доля акций меньше, такие инвестиции относят к портфельным.

Факторы привлечения зарубежных инвестиций

Приток импортных инвестиций в страну позволяет ей постепенно нарастить долю прибыли от внешнеторговых операций по экономике в целом. Вовлечь как можно больше денежных средств наиболее активно стремятся развивающиеся страны. Наиболее крупными и серьезными инвесторами считаются транснациональные компании американского и европейского происхождения.

Сам механизм инвестирования обычно затрагивает работу инвестиционных фондов, которые аккумулируют иностранные капиталы. Инвестор тщательно выбирает , проводя особый анализ, учитывающий три фактора:

Политическая стабильность в стране . Важную роль играет не только стабильная политическая обстановка, но и эффективность политических технологий регулирования бизнеса. Законодательство государства-реципиента должно гарантировать инвестору его права и защищать его интересы.

Уровень развития экономики и макроэкономическая ситуация. Инвестор, вкладывая свой капитал, должен понимать, на какую прибыль он может рассчитывать. Он оценивает основные макроэкономические показатели страны, прогнозы развития ее отдельных отраслей и экономики в целом.

Опыт и репутация самого фонда. Работа инвестора и фонда должна отвечать принципу взаимовыгодных отношений. Инвестора интересует опыт работы фонда, прибыльность представляемых им проектов, примеры успешной работы. Фонд же желает работать с надежными и крупными инвесторами, стараясь размещать средства в выгодные проекты.

Контроль прямых зарубежных инвестиций

Значение иностранных капиталовложений в экономике современного государства возрастает, все чаще они имеют еще и политический оттенок, поэтому требуют регулирования и контроля на международном и национальном уровне.

Национальное регулирование инвестиций, поступающих из-за рубежа, основывается на традиционных правовых институтах, однако последнее время правительства многих стран выступают за создание специальных законов, кодексов и других нормативных положений, регулирующих данные вопросы. В основе таких законодательных актов при их разработке должны быть учтены условия инвестирования в принимающей капитала стране, а также выполнение правовых гарантий для инвесторов.

Регламентирование зарубежных инвестиций на национальном уровне содержит:

  • государственные гарантии: отсутствие дискриминации по отношению к местным инвесторам, наличие защитных механизмов от рисков политического характера, природных бедствий, гарантия свободного вывоза прибыли;
  • право на использование льготных режимов: лояльный налоговый режим, льготы таможенного и иного административного характера;
  • обеспечение страхования инвестиций;
  • создание правовой базы для быстрого и справедливого разрешения инвестиционных споров;
  • исключение повторного налогообложения.

В России реализация проектов с участием иностранных инвестиций регулируется законодательно, кроме того, выделен орган, занимающийся разработкой политики страны в сфере инвестиций – Министерство развития экономики РФ. Специальные структуры есть и на региональном уровне.

Международное регулирование внешних инвестиций включает в себя свод специальных соглашений межгосударственного уровня, который регламентирует отношения в процессе инвестиционного процесса с частным капиталом. Правовой режим в таком виде может действовать на двусторонней основе и регулировать отношения двух отдельно взятых государств, а также быть многосторонним.

Двустороннее соглашение о регулировании иностранных инвестиций – это соглашение, заключаемое между двумя государствами, которые предоставляют свой правовой режим для инвестиций второй стороны. В этом случае, государства «обмениваются» инвестициями в экономику друг друга. Вместе с соглашением об инвестициях принимается положение об их защите, а также порядок урегулирования всех возможных споров в этой сфере сотрудничества.

Основу международного режима регулирования вложений средств в экономику других стран составляют многосторонние договоры, носящие универсальный характер. Все соглашения, относящиеся к этой группе, заключены в рамках международных организаций, таких как МВФ, ЮНКТАД, МБРР и других. В границах Европейского союза дополнительно действует свое многостороннее соглашение, заключенное еще в середине прошлого века. Римский договор 1957 года является примером регулирования инвестиций на национальном уровне с учетом нескольких сторон.

В связи с востребованностью инвестиций других государств в многие страны стремятся присоединиться к уже действующим соглашениям, а также разработать национальную систему регулирования капиталовложений из-за рубежа. Так как многосторонние кодексы международного уровня считаются универсальными, создание отдельных институтов права в конкретной стране бывает нецелесообразным. Действующие документы дорабатываются и изменяются и в настоящее время в связи с изменениями политической и экономической обстановки в мире.

Согласно проведенным исследованиям UNCTAD и ОЭСР прямые внешние инвестиции предполагают:

  • положительный эффект от иностранного инвестирования достигается только при четко сформулированной и отработанной программе государства. Такая программа предполагает грамотное взаимодействие с инвестором и эффективную политику по привлечению инвестиций;
  • отсутствие грамотной политики в вопросе привлечения иноземного капитала может негативно отразиться на конкурентоспособности и экономическом росте страны на мировой арене;
  • для наиболее положительного влияния иностранных вложений на прогресс экономики страны, средства должны быть вложены в отрасли с высокой степенью конкуренции.

Таким образом, принимающая сторона определяет эффективность иностранных инвестиций на основе стимулирования или торможения конкуренции в отраслях хозяйствования.

Оценка притока инвестиций на конкурентоспособность принимающей страны позволяет сделать такие выводы:

  • действия страны-реципиента определяют степень эффективности инвестиций. Политика страны должна быть направлена на рост прозрачности экономики, рост уровня конкуренции, повышение свободы финансовых институтов и снижение бюрократизации экономики;
  • грамотная инвестиционная программа стимулирует содействие иностранных и национальных бизнесов;
  • положительный эффект инвестиций достигается благодаря долгосрочным инвестициям. Краткосрочно вложений капитал наоборот негативно влияет на экономику и стимулирует финансовую неустойчивость страны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш