Государственное вмешательство. Государственное вмешательство в экономику

Государственное вмешательство. Государственное вмешательство в экономику

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. (Общественные товары и внешние эффекты будут рассмотрены в данной главе ниже.)

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят произ­водством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь.

В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим; что обеспечение указанного права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

Монополизм и инфляция - тяжелые "хронические болезни" рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством антимонопольной антиинфляционной профилактике.

Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Основными направлениями экономической деятельности государства являются следующие.

Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья администра­тивно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и многое другое.

Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложе­ния, банковской системы и др.

Даже в системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это по крайней мере три функции:

  • 1) обеспечение экономики нужным количеством денег;
  • 2) регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;
  • 3) удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»).

Взаимодействие участников экономической системы многообразно по формам и социальным последствиям. Большинство из них охвачено рынком. Но есть и такие, что оказываются вне его, т.е. деятельность производителя и потребителя порождает внешние для рынка эффекты, которые могут и не иметь денежной оценки, но тем не менее реально влияют на благосостояние рыночных субъектов. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Следующая функция государства -- удовлетворение потребностей в «общественных товарах». Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. -- эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно. Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основ.

Три указанные выше функции -- это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют три глобальные функции государства: обеспечение эффективности, справедливости и стабильности.

Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции -- его важнейшая функция.

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов, государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п.

Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных -- это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания цикличности развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.

Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики -- изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований; стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем.

Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П.Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого -- равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).

Итак, попробуем классифицировать основные направления государственного регулирования экономики (рис.3).

Государственное регулирование осуществляется через:

  • 1) правовые регуляторы, большое значение здесь имеет правовая основа предпринимательства;
  • 2) административные регуляторы, которые следует употреблять очень осторожно;
  • 3) экономические регуляторы -- основные.

Особое место занимает экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии.

Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов

Рисунок 3 - Классификация экономических регуляторов

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта -- это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов - 1-2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии - 26%, Франции - 20%, Швеции - 14%, Италии - 12%). В США 10-12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.

Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макродинамических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы охраны окружающей среды.

После второй мировой войны в Западной Европе частный сектор не охватил все сферы деятельности, чем и вызвано появление значительного государственного сектора. Так, в Германии в настоящее время государству принадлежит около 1/4 национального имущества, как правило, в капиталоемких отраслях


Рисунок 4 - Сферы деятельности государственного сектора

В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении (рис.4). В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции.

Например, бюджет нужен ему для перераспределения доходов, финансирования выпуска «общественных товаров» и т.д. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене -- практически равно нулю.

Государственный сектор в более традиционном для нас понимании -- это прежде всего совокупность государственных предприятий. Большой проблемой является эффективное функционирование этого сектора, так как здесь возникают хорошо знакомые из советской экономики тенденции к снижению эффективности, качества и т.п., что связано с гораздо меньшим давлением на эти предприятия рыночных сил, с одной стороны, и поддержкой государства -- с другой. Поэтому проблема поиска оптимальных пределов огосударствления собственности, а также проблема разгосударствления далеко не национальная проблема, а общемировая (так, в 70-80-е годы во многих западных странах прокатилась «волна» разгосударствления).

В последние 30-40 лет возникло новое явление: формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником производства, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название «третьего», т.е. не частного и не государственного.

Итак, в заключение еще раз подчеркнем, что государственное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция -- везде, где возможно, регулирование -- везде, где необходимо!». При этом регулирование осуществляется на трех уровнях: микро-(предприятие, корпорация), мезо- (средний уровень, в основном отрасль) и макроуровне (общегосударственный). Причем прямое регулирование в минимальной степени распространяется на микроуровень, а в максимальной -- на макроуровень.

Рыночная система не может работать без вмешательства гос-ва. Оно берет на себя: - организация денежного обращения в стране; - несет ответственность за удовлетворение потребностей определенных категорий населения; - несет ответственность за компенсацию и ликвидацию отрицательных последствий рыночной экономики; - экономическая политика (совокупность государственных мер по воздействию на экономику для достижения определенных целей); - обеспечение защиты прав производителей и потребителей (законы на право собственности, антимонопольная политика); - расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и дорог; - затраты на некоторые виды страхования; - осуществление контроля за состоянием окружающей среды и утилизацией доходов; - субсидирование здравоохранения, образования, благотворительных программ; - устанавливает МРОТ; - обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии, инвестирование средств на проведение фундаментальных научных исследований.
Методы регулирования экономической жизни: 1) Правовые методы 2) Финансово-экономические методы. Финансовая политика – политика гос-ва по урегулированию обращения денег. Она связана со стимулированием производства таким образом, чтобы оно не снижало своего уровня. Это достигается целевым финансированием, в случае необходимости гос-во прибегает к государственным займам, в том числе и иностранным. Государство осуществляет следующие функции: 1) Экономическая (управление государственным сектором в экономике) 2) Социальная (отслеживание за чрезмерным расслоением населения) 3) Поддержание качества окружающей среды 4) Контрольная функция (формирование различных денежных фондов и резервов).

Рынок– механизм обмена между продавцом и покупателем, механизм купли-продажи. Рыночные отношения – экономические отношения по обмену товара на деньги. При рыночных отношениях существует независимость производителей товаров, свободное установление цены на товар, конкуренция, свободный спрос. Функции рынка: информирующая, регулирующая, стимулирующая, оздоравливающая, посредническая, ценообразующая.

Границы вмешательства государства в экономику:

Прямое вмешательство: введение новых налогов и увеличение существующих;

Косвенное вмешательство: повышение таможенных пошлин, повышение цен на товары.

Рыночный механизм – механизм функционирования рынка, который стимулирует производство, информирует о товарах и услугах, определяет разделение труда между производителями.

Виды рынков:

По соответствию законодательству: легальный (на законных основаниях), черный (неофициальный, нелегальный), серый (полулегальный);

По экономическому назначению: потребительский (товаров и услуг), рынок капитала (кредитов), рынок труда (рабочей силы), рынок жилья, рынок информации, рынок иностранных валют и ценных бумаг рынок инвестиций (вложений);

По пространственному признаку: международный, региональный, национальный, локальный (местный).

Предпринимательство – деятельность, целью которой является получение прибыли (дохода) (торговля, банковское дело, менеджмент и т. д.). Предприниматель – это владелец предприятия или лицо, которое занимается экономической деятельностью с целью получения дохода. Предпринимательская деятельность (бизнес) связана с предпринимательскими рисками: возможностью убытков или недополучения прибыли. В предпринимательстве выделяют субъекты (частные лица и ассоциации: кооперативы, акционерные общества) и объекты предпринимательства (любые виды хозяйственной деятельности: торговля, коммерческое посредничество, операции с ценными бумагами).

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.

Организационно-правовые формы коммерческих фирм:

Хозяйственные товарищества – коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) капиталом. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги и др.;

Акционерные общества (АО) – предприятия, в которых все имущество и капитал разделены на определенное число акций. Акции – это ценные бумаги, которые показывают какую сумму денег ее владелец внес в капитал предприятия. Акция дает право на получение процента от прибыли (право на дивиденды);

Производственные кооперативы – организации, в которых участники и собственники сами работают на производстве или занимаются другой хозяйственной деятельностью.

Проблемы государственного вмешательства в экономику актуальны на протяжении всей истории государства. Особенно большое значение они приобрели в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах, а рыночному механизму отведена роль регулятора хозяйственных связей.

Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений, которые в современных условиях уже перерастают национальные границы и становятся международными. Кроме того, современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства: ему присуще не только более крупное и сложное хозяйство, но и наличие практически ранее отсутствовавшего социального сектора.



Эти и ряд других обстоятельств явились причиной радикальной смены взглядов на роль и место государства в период становления и развития рыночной экономики и сейчас. Более того, у современных экономистов имеется существенное несовпадение взглядов на необходимость и формы государственного вмешательства в экономику. Выяснению необходимости и причин вмешательства государства в экономику, факторов и методов этого вмешательства, а также форм государственной политики в области экономики посвящена данная глава.

Осуществляя либерализацию, государство создает благоприятные условия для зарождения и развития малого и среднего бизнеса, делает рынки более свободными для входа на них новых продавцов-производителей.

Кроме того, в интересах общества государство даже в условиях рыночной экономики может регулировать систему цен. Возможны три варианта государственного воздействия на уровень цен:

1) косвенное, с помощью манипуляций с налоговыми ставками, акцизами, таможенными и другими сборами, что будет влиять на снижение или повышение цен;

2) с помощью замораживания цен на определенный ряд товаров (как правило, на жизненно необходимые товары), производство которых временно ограничено;

3) установление цены волевым решением.

Воздействуя на спрос, государство в состоянии осуществлять регулирование рынка, а через него - и всего экономического процесса. Так, в периоды экономических спадов государство, используя определенные инструменты и приемы, способно существенно влиять на спрос. Возрастание спроса служит сигналом для увеличения предложения со всеми вытекающими отсюда последствиями: оживлением производства, восстановлением экономических связей и пропорций, т.е. созданием предпосылок для экономического роста.

Одной из центральных задач государства в условиях рынка является содействие в формировании экономического, предпринимательского и инвестиционного климата. В этих целях государство разрабатывает и принимает свод законов, декларирующих права экономических субъектов на собственность, на занятие предпринимательской деятельностью, на единое экономическое пространство, преференции для инвесторов и др. Каждый документ должен содержать перечень условий и ограничений для определенной сферы деятельности (в том числе и антимонопольной направленности), а также условий и преимуществ для инвесторов. Для современного этапа развития наиболее характерно смягчение экономического климата, что означает стремление к большей экономической свободе и глобализации. На практике это выражается в том, что государство последовательно ослабляет барьеры входа на рынок, например за счет сокращения количества разрешительных инстанций, уменьшения объема документации для открытия фирм и др. Кроме того, государство способствует созданию благоприятных условий для поддержания конкурентной среды внутри страны, а также осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности.

Важная роль принадлежит государству в создании благоприятного инвестиционного климата в стране, поскольку объем и направления инвестиций в экономику являются главными материальными факторами экономического роста.

Создание условий для притока инвестиций и наиболее эффективного их приложения требует комплекса обстоятельств, большая часть которых в значительной мере зависит от государства. Обстоятельствами такого рода являются действующее в стране законодательство, экономическая стабильность; государственные гарантии инвесторам, обеспечивающие безопасность их вложений; действующая в стране система налогообложения; таможенная и внешнеэкономическая политика. Кроме того, серьезным условием для создания благоприятного инвестиционного климата в стране (особенно для иностранных инвесторов) является авторитет данного государства на мировой экономической и политической арене: чем он выше, тем при прочих равных условиях государство более привлекательно для инвесторов.

Важное место в деятельности рынка занимает его инфраструктура, состоящая из вспомогательных элементов, обеспечивающих нормальную деятельность рыночного механизма.

Современная рыночная инфраструктура представляет собой сложный и разветвленный организм, включающий финансовую, информационную, транспортную, функциональную (рынки с их территориями и сооружениями), научно-исследовательскую и другие системы. От набора и качества инфраструктуры во многом зависят деятельность и эффективность рынка.

Субъектами рыночной инфраструктуры могут быть как частные компании, так и государственные предприятия и организации. Отношения, складывающиеся между рыночными субъектами и представителями рыночной инфраструктуры, определяются в основном действием рыночного механизма. Вместе с тем это не означает, что организация (формирование) и действие системы рыночной инфраструктуры осуществляются исключительно автоматически, без какого-либо стороннего вмешательства.

Для рыночной инфраструктуры объективно необходимо участие государства в ее формировании, регулировании и контроле за деятельностью. С помощью финансовой системы - через центральный банк и государственный бюджет - государство выполняет следующие функции:

Организует денежное обращение и регулирует денежные потоки;

Формирует условия или создает режим наибольшего благоприятствования для функционирования информационных систем, транспортных коммуникаций;

Предоставляет территории под рынки и рыночные сооружения;

Организует подготовку и переподготовку квалифицированных кадров и принимает участие в этом процессе;

Разрабатывает конъюнктурные прогнозы и создает программы развития рыночной экономики.

Кроме того, государство осуществляет контроль за деятельностью всех структурных звеньев рыночной инфраструктуры и содействует повышению эффективности их работы.

Таким образом, основными направлениями вмешательства государства являются формирование правовой и институциональной рыночной среды, экономического, предпринимательского и инвестиционного климата, а также организация, поддержка и контроль деятельности рыночной инфраструктуры.

Государство также решает проблемы, связанные с побочными (внешними) эффектами, которые рынок не учитывает. Решая проблемы внешних эффектов, государство использует индивидуальные соглашения, прямое государственное вмешательство, интернализацию внешних эффектов, формирует рынок прав на побочные эффекты. В случае с проблемой загрязнения окружающей среды, правительство может установить нормы загрязнения (с которыми природа сама справится) и продавать право на загрязнение хозяйственным субъектам. Это стимулирует покупателей применять очистные сооружения, задумываться об охране окружающей среды, а также позволяет направлять доходы от продажи прав на природоохранные мероприятия. Путем прямого вмешательства государство может запретить определенный вид производства, опасный для окружающей среды, или потребовать определенного поведения данного вида производства. Интернализовывая внешние эффекты, государство побуждает индивидов учитывать результаты своей хозяйственной деятельности. Государство может облагать дополнительными налогами деятельность, приводящую к отрицательному внешнему эффекту, и субсидировать деятельность, приводящую к положительному внешнему эффекту.

Вмешательство государства в рыночную экономику оправдано и необходимо.

Мне кажется, что на этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, государство должно поддерживать такие «затратные», но необходимые отрасли экономики, как развитие малого бизнеса, развитие сельского хозяйства. А в сложившихся сейчас в России условиях, и развитие импортозамещающих отраслей. Государство имеет рычаги для «сглаживанию негативных эффектов» экономической активности рынка и сглаживание рисков в том случае, если происходит, например, спад какого-то необходимого производства.

По-моему, мнению, вмешательство государства в экономику страны необходимо, но оно должно выступать скорее быть регулятором, нежели управляющим. Например, не может быть одного производителя воды на всю страну, не может быть государственной монополии на производство одного продукта, не должны строиться крупные мега-магазины вблизи города, поскольку это создает проблемы для транспорта.Если же государство не поддерживает экономику, а управляет ей, то таким образом экономику страны можно назвать командной, к которой лучше прибегать в военное время. Ярким примером того, что командная экономика в мирное время может принести кризис и крах экономики страны в целом, является СССР. Многие аналитики выделяют командную экономику, как одну из причин распада СССР. Государство пыталось управлять народным хозяйством, что привело, к сожалению, во-первых, к застою производства и торговли, во-вторых, к развалу экономики и,следственно, политики. Экономика не справлялась с удовлетворением потребностей населения в следствии чего образовывается дефицит товаров. Более того, в СССР плановая экономика приводила к падению мотивации производителей и работников. Приход «теневой экономики» стал толчком для негативных последствий государственного вмешательства в экономику.

Еще одним примером может послужить современная Еврозона. Не все государства, входящие в Евросоюз, так же развиты, как например Франция и Германия. Экономическая ситуация в Греции и Италии, очень сложна – высокий уровень безработицы, урезанные социальные гарантии, рост цен. В виду жесткого контроля Европарламента, эти страны попали в кризисную ситуацию, из которой уже давно не могут выбраться. Строгость европейской политики выражалась в запрете торговли с определенными странами, или же запрете в производстве той продукции, которая приносила наибольший доход для этих стран.Однако, государство должно регулировать определенные аспекты экономики, например, отношения между предприятиями, защиту сельскохозяйственного производства, поддержку малого бизнеса и тому подобное. Такое поведение сможет улучшить экономическую ситуацию страну и усилить ее.

В заключении, я хочу сказать, что как регулятор государство должно вмешиваться в экономику, тем самым ее поддерживая. Но жесткий контроль может привести к краху и падению экономики страны. Государство должно сглаживать негативные эффекты экономики, и такая деятельность называется «государственным регулированием экономики». Она полезна, так как позволяет экономике развиваться без негативных последствий для общества. Пример:

В процессе производства предприятие загрязняет реку сбрасывая в нее отходы. Дальше по течению имеется поселение, зависимое от данной реки (напр. занятое рыболовством). Предприятие не станет очищать реку, если обратное не предусмотрено законом. Тогда и вступает государство в роли регулятора экономики – очищая эту реку или законодательно ограничивая выбросы отходов предприятиями.

Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства - это принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночной системы. Примером государственного регулирования экономики путём издания законодательных актов может служить положение о кооперации во Франции.

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры экономической политики могут быть направлены на:

Стимулирование капиталовложений;

Обеспечение полной занятости;

Стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

Воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;

Поддержку устойчивого экономического роста;

Перераспределение доходов.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.

Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой системы, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чём же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", т.е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование рынка непосредственно с налогами не связано.

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящие организации", имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъём сельского хозяйства, решении продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные производства.

Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондов финансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготного налогообложения.

Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов и льгот государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения о расширении производства др.

Следующая функция налогов - распределительная, или, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталовложения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах.