Государственное вмешательство. Большая энциклопедия нефти и газа

Государственное вмешательство. Большая энциклопедия нефти и газа

Государственная политика довольно сильно зависит от прямой деятельности правительства. Так, косвенно или прямо государство влияет на экономический баланс внутри страны, обеспечивая замедление инфляции и стабильность. Как бы не была государственная власть вовлечена в развитие экономики и как бы ее не регулировала, без нее не возможно было бы осуществлять коммерческую деятельность на должном уровне.

Государство может влиять разными способами: правовыми, финансовыми. Регулируя правила игры на рынке и финансовые потоки, держа в тонусе предпринимателей, государство обеспечивает необходимую дисциплину в частном секторе. Его степень влияния определен, в первую очередь, степенью развития областей предпринимательства.

Экономическая политика государства

Главной задачей государства в экономике является его уровень вмешательства в экономику и его контроль правительством. На данный момент существует три основные модели государственной политики:

  • классическая модель политики,
  • регулирующая,
  • командная.

Все три модели различаются лишь степенью вмешательства в дела предпринимателей, но обо всем по порядку.

Классическая модель экономической политики

Данный тип характерен для развитых стран и в своей основе представляет невмешательство в развитие экономики внутри страны. По классическому типу экономики, государство должно заниматься лишь общими функциями: защитой территории, долгами и социальными программами. Для развития той или иной области внутри страны, правительство может занимать политику протекции — поддержкой отстающих областей экономики или в целях защиты национального производителя путем введения дополнительных налогов, пошлин или принятия соответственного постановления или закона.

Регулирующая экономическая политика

Данная модель представляет из себя формулу 50/50. Суть ее в том, что 50% экономических решений зависит от собственника и столько же от вмешательства государства в экономику. Здесь государство выступает жестким регулятором экономических взаимоотношений и занимается перераспределением денежных потоков. В основном такой вид экономической политики можно встретить в развивающихся странах, яркими примерами являются такие страны, как Беларусь и Казахстан.

Командно-административная модель экономической политики

Вмешательство государства в дела бизнеса наибольшее. Государство полностью контролирует весь бизнес внутри страны, и принимать важные решения возможно лишь по согласованию с государственными органами. Правительство полностью определяет схему и законодательство ведения бизнеса. Все природные ресурсы принадлежат государству и без государственной доли в добыче или переработке компанию открыть невозможно. Яркий пример такого типа экономики — Китай. Здесь регулируется абсолютно все, открытие компании зарубежными инвесторами невозможно до момента, пока зарубежный инвестор не создаст конгломерат с местной компанией.

Уровни вмешательства

Государственный аппарат может по разному влиять на экономику. Все зависит от заинтересованности государства в той или иной сфере или модели экономики. Существует прямое и косвенное вмешательство в дела экономики.



Прямое вмешательство

Здесь государство полностью является локомотивом, который тянет экономику страны. От государства зависит все. Прямое вмешательство предполагает очень большой государственный сектор экономики. Правительство, как горячие пирожки издает законодательство, увеличивает дотации и кредиты. Всё, от транспорта до образования, в разной степени принадлежит государству. Прямое вмешательство характерно для стран бывшего СССР и тоталитарных режимов. Уровень частного сектора в медицине, транспорте, электроэнергетике, промышленности очень мал или вообще отсутствует.

Косвенное вмешательство

Косвенное вмешательство характерно для стран с развитой экономикой. Здесь государственная доля очень мала и все вмешательство страны в экономику заключено в налогообложении, пошлинах и в социальной политике.

Государство все равно будет наблюдать и контролировать экономику страны. Все это необходимо для сглаживания инфляции, создания равных условий ведения бизнеса и недопущения развития монополий. Также, государство регулирует баланс доходов. Так государственный аппарат заботиться об инвалидах, пенсионерах, стариках и малоимущих. Государство — первый в стране конгломерат научных разработок и исследований. Без государственной поддержки бизнес бы не развивался настолько быстро и яро.

Государство поддерживает все неприбыльные отрасли, которые не может или не хочет, ввиду убыточности, поддерживать частный сектор.

Функции государства в условиях рыночной экономики

Государство представляет собой роль арбитра в экономике, выполняя свою самую главную функцию — обеспечение равенства развития отраслей экономики.

Государственные структуры должны быть хладнокровны и выдержаны при принятии тех или иных регуляционных мер, независимо от того, как это будет отражаться на отдельной отрасли, если это решение принесет положительный результат для всей экономики страны.

Регуляцию экономики государство выполняет через следующие функции:

  • Юридическую. Самым первым и самым важным шагом для стабильного развития экономики является нормативно-правовая база. Правительство занимается развитием правовой системы, определяет права и обязанности, создает законы, таким образом, влияя на экономику.
  • Стабилизационную. Здесь правительство использует все свои бюджетно-налоговые и денежные возможности. Главными задачами этой функции постоянная поддержка отраслей экономики, уменьшение инфляции, стабилизации курса национальной валюты, уменьшение уровня безработицы и регулирование цен на социально значимые группы товаров.
  • Социальную. Главными аспектами этой функции является перераспределение финансов между слоями общества, защита незащищенные слоев общества, организация и поддержание в отличном состоянии отраслей, которыми не занимается частный бизнес: медицина, транспорт, наука, оборону, связь, образование.
  • Социальные гарантии. Государство должно и обязано гарантировать минимум. Обеспечивать граждан минимальной пенсией по старости либо инвалидности, обеспечивать граждан получением заработной платы не меньше установленного минимума, обеспечивать пособие по безработице.

Монополии

Очень важная миссия государства не указанная выше — это недопущение развития огромных трестов и монополий. Государство не может допустить больших монополий на рынке одной отрасли, это приводит к изменениям в экономике страны. Так, монополии довольно серьезно влияют на ценообразование в стране. Обычно они завышают реальную стоимость товаров на 30-50%, пользуясь превосходством положения. Такие образования государство просто обязано ликвидировать. Да, допускаются малые монополии, но здоровая конкуренция предполагает, что участники рынка конкурируют, что приводит к снижению цен и большего спектра товаров и услуг на выбор.

Задача регулирования

Регулирование в той или иной мере обязано быть в каждой экономике. Это вопрос безопасности и стабильности. Это можно сравнить с учителем в школе: при отсутствии учителя в классе хаос, гул и все ученики творят, что им вздумается, при нахождении учителя в классе — класс смирен и покорен.

Главной целью регулирования экономики есть ее стабилизация. Инфляция, цены, ценные бумаги, уровень спроса и предложения, банки, фондовые биржи — все должно быть под контролем. С этого контроля государство имеет дивиденды, поступающие в казну. За счет этих средств строятся и поддерживаются все общественноважные объекты: школы, ВУЗы, дороги, медицинские учреждения и социальные нормы: пенсии, зарплаты, пособия.

Роль государства РФ в экономике

На сегодняшний момент довольно сильно экономика России зависит от государственной политики. За последние 13 лет, с 2002 по 2015 год, государство РФ инвестирует огромные средства во все отрасли страны, особо это видно на фоне судостроения, авиастроения и машиностроения.

Именно благодаря умелым действиям правительства на сегодняшний момент Россия получает свой доход не из экспорта полезных ископаемых, а из экспорта собственной продукции. Доля государства в экономике велика и составляет около 18% от всех работающих граждан страны. Это позволяет мягко регулировать ценообразование во многих сферах производства. Благодаря экономическим и правовым функциям государства, уровень налогообложения составляет не больше 30%.

Государство РФ выполняет экономическую, социальную, культурно-воспитательную, охранную функции. Т.е. столп экономики России — это ее государство. Особо это стало заметно на фоне кризиса 2008-2009 года и санкций 2014-2015 года. В этот период государство активно поддерживало бизнес и предоставляло льготные кредиты и займы. Многие компании таким образом выжили или остались на плаву до реорганизации.

Если вывести итог, то можно сказать, что сейчас государственный сектор в России поддерживает всю экономику. Экономика РФ не совсем зрелая и для ее поддержания необходимо и государственное вмешательство, что на данном этапе играет только на руку стране.

Роль государства в экономике США

Для того чтобы понять уровень регулирования экономики США государством нужно знать становление экономики. Штаты долгое время являлись примером подражания того, как нужно вести бизнес. Этот стало возможно благодаря тому, что правительство волнами вмешивается в экономику страны.

В начале своего существования, государство не вмешивалось в контроль экономики и сохраняло лишь общественно важные функции. Однако позже, когда рынок США стал превращаться в хаос, правительство взяло борозды правления в свои руки, наладив поступление денежных потоков, защитив страну от развала. После, государство брало в свои руки лишь отдельные части экономики, занимаясь протекцией.

Однако позже, из-за закрытых глаз правительства, в первой трети XX века наступил самый большой кризис в истории США, который произошел по вине необузданных банков и фондовых бирж — Велика депрессия. Выйти из данного положения стало возможно благодаря «Новому курсу» Рузвельта. В это время экономика и социальные нормы страны были полностью возложены на государство: обеспечивалось все от медицины до создания рабочих мест.

В XXI веке государство США более мягче относится к своей экономике и выполняют все функции классической экономики. Борется с внешним и внутренним долгом, занимается протекцией и социальными функциями.

Краткий итог

Государственная политика в экономике — самый важный инструмент здоровых коммерческих отношений. Да, очень часто, как бы не всегда, коммерция хитрит и плохо регулируется государством, но без государства все еще хуже — исчезает доверие и надежность, что плохо влияет на бизнес.

На самом деле можно утверждать, что государство — это и есть его экономика. От каждого решения политиков зависит то, как страна будет жить. Малейший просчет государства в экономике, социальных программах или плохо организованной защите, влияет на бизнес и благосостояние граждан, что в итоге приводит к недовольствам и политическим кризисам, которые разрешаются лишь сменой власти и внедрения полного государственного регулирования.

Кратко и понятно о роли государства в экономике на answr.pro

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В первую очередь, это правильная организация денежного обращения.

Не менее важным является предоставление государством различных общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять практически все потребности, которые выражаются в денежной форме, то есть, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: оборона государства, государственное управление, система энергетики, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, контроль экологии и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

Последствия внешних эффектов также могут быть устранены только посредством государства. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неэффективное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Перечисленные выше функции, которые выполняет государство по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, образуют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Следовательно, нерегулируемого рынка вообще не может быть, поскольку в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже самый совершенный свободный рынок.

Если рассмотреть реальный конкурентный рынок более подробно, обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Коротко рассмотрим эти сферы:

1) Перераспределение доходов.

Рынок принимает во внимание все доходы, полученные в результате деятельности свободной конкуренции на рынках факторов производства, причем размеры этих доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, это лица, которые не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов также неприменимо к тем, кто занят в производстве общественных товаров, содержание таких работников становится задачей государства.

Государство берет на себя обеспечение правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения всех установленных законом правовых норм. Правительство устанавливает также законные шаблоны поведения, регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

2) Конкуренция

Конкуренция является основным регулирующим механизмом в экономике. В условиях действующей конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система фиксирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, внимательных к воле рыночной системы, ожидают прибыль и упрочение их позиций; те, кто нарушает законы рынка, обречены на убытки и, в конечном счете, финансовый крах и банкротство.

Однако, механизм рынка не реализует до конца право на труд для всех тех, кто может и хочет работать. При этом обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для действительно эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. Однако, в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством ряд сложных проблем. Обязанностью государства автоматически становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, а также материального обеспечения людей, утративших рабочие места.

3) Инфляция и цикличность

Инфляция является сложнейшей проблемой рыночной экономики, которая решается путем проведения антиинфляционной политики.

Суть государственной антициклической политики, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. При длительном и бурном подъеме в экономике страны могут возникнуть опасные явления - исчезновение товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением, а, следовательно, несправедливый рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

4) Развитие фундаментальных научных исследований

Безусловно, заниматься научными исследованиями с длительными сроками окупаемости, большой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли не под силу рыночному механизму. Поэтому государство вынуждено стимулировать научно-технический прогресс. Такие исследования жизненно необходимы для поддержания отраслей, переживающих технологический кризис.

5) Реализация национальных интересов

Регулирование внешнеэкономических связей предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и т.д.

Теория социально-рыночного хозяйства

Для формирования рыночной экономики в России необходимо создание институциональных условий, аналогичных «социальному рыночному хозяйству» в Германии. Концепция социального рыночного хозяйства была на практике применена в Западной Германии в 1940-е гг. Весомый вклад в разработку и практическое воплощение этой модели внесли Людвиг Эрхард, Альфред Мюллер-Армак, Вильгельм Репке и др.

Социальное рыночное хозяйство возникло как особый тип общественного устройства. Термин «социальное рыночное хозяйство» был предложен Альфредом Мюллер-Армаком. Будучи руководителем Отдела экономической политики Министерства Экономики, - того отдела, который отвечал за обоснование общей концепции реформ, - он стремился «поставить рыночное хозяйство на службу социальному». Фактически, он пытался реализовать свои идеи о преодолении разрыва между индивидуализмом и коллективизмом, общественными и государственными институтами, которые он начал разрабатывать еще в 30-е годы.

Особо следует выделить Вальтера Ойкена, которого считают духовным отцом «социального рыночного хозяйства» и более значительным немецким экономистом этого столетия.

Основными элементами концепции социального рыночного хозяйства являются:

  • · личная свобода;
  • · социальная справедливость;
  • · экономическая дееспособность;

По своей сути социальное рыночное хозяйство является специфической разновидностью либеральной модели «свободной рыночной экономики» с присущими ей чертами:

  • · гарантированием индивидуальных свобод и прав частной собственности;
  • · децентрализацией экономических решений;
  • · свободным ценообразованием и свободной конкуренцией;
  • · открытостью внутреннего рынка вовне.

Основные отличительные черты социального рыночного хозяйства как теоретической основы социально-экономической программы:

  • 1. Особая роль государства.
  • 2. В отличие от классического либерализма концепция «социального рыночного хозяйства» не предусматривала самоустранения государства в вопросах экономической и социальной политики. Деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономического процесса;
  • 3. Особая социальная политика.

Взгляды Л. Эрхарда на социальную политику:

  • а) рыночная система позволяет человеку проявить инициативу, раскрепостить творческую энергию. Социальность присуща рынку в том смысле, что ему свойственна состязательность, которая обеспечивает экономический процесс и позволяет главным образом потребителю, т.е. всему народу, пользоваться преимуществами более высокой производительности труда;
  • б) эффективность социальной политики государства не определяется размерами социальной благотворительности и перераспределения. Большая часть доходов должна оставаться в руках получателей, а не изыматься в виде налогов на социальные нужды;
  • в) государство должно гарантировать каждому возможность получить образование, профессию, возможность накопить деньги, получив независимость от «социального попечительства»;
  • г) по мере роста богатства общества и жизненного уровня его граждан потребность в системе социального всепомоществования отпадает. Государство должно помогать только бедным, которые не могут обеспечить себе прожиточный минимум.

Конкуренция - самый главный элемент социального рыночного хозяйства. Ойкен был глубоко убежден в том, что свободу и достоинство человека обеспечит только такая экономика, которая базируется на конкуренции, хотя в реальной действительности чистая, совершенная конкуренция недостижима. Развитие конкуренции требует определенных институциональных предпосылок. Эти предпосылки поддерживаются посредством борьбы с монополизмом, содействия мелкому и среднему предпринимательству, создания каждому человеку условий для проявления способностей, творческих потенций.

Механизм государственного вмешательства в экономику

Государственное вмешательство в рыночную экономику может быть двух видов:

  • 1. Прямое;
  • 2. Косвенное.

Прямое регулирование предполагает непосредственное вмешательство государства в национальное производство в следующих формах:

  • · создание новых промышленных объектов;
  • · национализация убыточных частных предприятий;
  • · покупка акций частных предприятий.

Прямое регулирование приводит к созданию государственного сектора производства товаров и услуг. Исторически обусловлено, что прямое вмешательство государства в экономику происходит, прежде всего, в отраслях, которые создают общественные блага, т.е. блага, нужные всем без исключения для нормальной повседневной жизни. Эти отрасли, или сфера деятельности, называется инфраструктурой.

Косвенное, или административное, государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, созданию законов по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы.

Государственное регулирование в долгосрочном аспекте выступает как экономическое программирование или прогнозирование развития отдельных экономических систем либо экономики в целом.

Большой опыт программирования был накоплен в странах с национализированным сектором экономики. Это, прежде всего, Франция, Италия, Англия. Позже программирование и особенно прогнозирование стало широко применяться в Японии и США.

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

  • 1. История государственного регулирования экономики восходит к концу средневековья. За это время сформировалось множество экономических теории и представлений о роли государства в экономике. Это такие теории, как: меркантилизм, классическая теория, кейнсианская теория и неоклассическая теория. Но как бы множество теорий не существовало можно сказать об одном - экономика не может существовать без вмешательства в нее государства.
  • 2. Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику обуславливается наличием следующих причин:
  • 3. - Присутствие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства;
  • 4. - Необходимость эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах;
  • 5. - Необходимость выравнивания внешних эффектов.
  • 6. Таким образом, рынок не может существовать без вмешательства в нее государства.
  • 7. Возможности государственного вмешательства в экономику обусловлены наличием государственной собственности, перераспределением части национального дохода через государственный бюджет, наличием правовой базы и правовой системы страны. Но его воздействия на экономику не безграничны и ограничены. Государственное регулирование в целом доказало свою высокую эффективность.
  • 8. Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует цели, которые оно ставит перед собой. Совокупность целей включает генеральную цель и конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели. Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
  • 9. Рассмотрение целей, функций и особенностей государственного регулирования позволяет оценить его место и роль в организации социально-экономической жизни общества.
  • 10. Государственное вмешательство в экономику не безгранично. У него есть свои границы: правильная организация денежного обращения, предоставление государством различных общественных товаров., оборона государства, государственное управление и т.д.
  • 11. Перечисленные выше функции, которые выполняет государство по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, образуют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции составляют минимально необходимые границы регулирования рынка. Следовательно, нерегулируемого рынка вообще не может быть, поскольку в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже самый совершенный свободный рынок.
  • 12. Теория социально-рыночного хозяйства сформировалась в Западной Германии в 1940-е годы. Оно возникло как особый тип общественного устройства. Основными чертами данной программы является:
  • 13. - Особая роль государства;
  • 14. - Особая социальная политика.
  • 15. Эта теория основана на чистой и совершенной конкуренции. Хотя такая конкуренция и не возможна и развитие конкуренции требует определенных институциональных предпосылок. Эти предпосылки поддерживаются посредством борьбы с монополизмом, содействия мелкому и среднему предпринимательству, создания каждому человеку условий для проявления способностей.
  • 16. Государственной вмешательство в экономику бывает прямое и косвенное. Прямое регулирование предполагает непосредственное вмешательство государства с в национальное производство. Косвенное государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, создание законов по регулированию экономической деятельности.

Даже в системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это по крайней мере три функции:

  • 1) обеспечение экономики нужным количеством денег;
  • 2) регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;
  • 3) удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»).

Взаимодействие участников экономической системы многообразно по формам и социальным последствиям. Большинство из них охвачено рынком. Но есть и такие, что оказываются вне его, т.е. деятельность производителя и потребителя порождает внешние для рынка эффекты, которые могут и не иметь денежной оценки, но тем не менее реально влияют на благосостояние рыночных субъектов. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Следующая функция государства -- удовлетворение потребностей в «общественных товарах». Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. -- эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно. Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основ.

Три указанные выше функции -- это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют три глобальные функции государства: обеспечение эффективности, справедливости и стабильности.

Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции -- его важнейшая функция.

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов, государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п.

Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных -- это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания цикличности развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.

Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики -- изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований; стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем.

Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П.Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого -- равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).

Итак, попробуем классифицировать основные направления государственного регулирования экономики (рис.3).

Государственное регулирование осуществляется через:

  • 1) правовые регуляторы, большое значение здесь имеет правовая основа предпринимательства;
  • 2) административные регуляторы, которые следует употреблять очень осторожно;
  • 3) экономические регуляторы -- основные.

Особое место занимает экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии.

Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов

Рисунок 3 - Классификация экономических регуляторов

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта -- это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов - 1-2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии - 26%, Франции - 20%, Швеции - 14%, Италии - 12%). В США 10-12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.

Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макродинамических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы охраны окружающей среды.

После второй мировой войны в Западной Европе частный сектор не охватил все сферы деятельности, чем и вызвано появление значительного государственного сектора. Так, в Германии в настоящее время государству принадлежит около 1/4 национального имущества, как правило, в капиталоемких отраслях


Рисунок 4 - Сферы деятельности государственного сектора

В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении (рис.4). В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции.

Например, бюджет нужен ему для перераспределения доходов, финансирования выпуска «общественных товаров» и т.д. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене -- практически равно нулю.

Государственный сектор в более традиционном для нас понимании -- это прежде всего совокупность государственных предприятий. Большой проблемой является эффективное функционирование этого сектора, так как здесь возникают хорошо знакомые из советской экономики тенденции к снижению эффективности, качества и т.п., что связано с гораздо меньшим давлением на эти предприятия рыночных сил, с одной стороны, и поддержкой государства -- с другой. Поэтому проблема поиска оптимальных пределов огосударствления собственности, а также проблема разгосударствления далеко не национальная проблема, а общемировая (так, в 70-80-е годы во многих западных странах прокатилась «волна» разгосударствления).

В последние 30-40 лет возникло новое явление: формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником производства, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название «третьего», т.е. не частного и не государственного.

Итак, в заключение еще раз подчеркнем, что государственное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция -- везде, где возможно, регулирование -- везде, где необходимо!». При этом регулирование осуществляется на трех уровнях: микро-(предприятие, корпорация), мезо- (средний уровень, в основном отрасль) и макроуровне (общегосударственный). Причем прямое регулирование в минимальной степени распространяется на микроуровень, а в максимальной -- на макроуровень.

Рыночная система не может работать без вмешательства гос-ва. Оно берет на себя: - организация денежного обращения в стране; - несет ответственность за удовлетворение потребностей определенных категорий населения; - несет ответственность за компенсацию и ликвидацию отрицательных последствий рыночной экономики; - экономическая политика (совокупность государственных мер по воздействию на экономику для достижения определенных целей); - обеспечение защиты прав производителей и потребителей (законы на право собственности, антимонопольная политика); - расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и дорог; - затраты на некоторые виды страхования; - осуществление контроля за состоянием окружающей среды и утилизацией доходов; - субсидирование здравоохранения, образования, благотворительных программ; - устанавливает МРОТ; - обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии, инвестирование средств на проведение фундаментальных научных исследований.
Методы регулирования экономической жизни: 1) Правовые методы 2) Финансово-экономические методы. Финансовая политика – политика гос-ва по урегулированию обращения денег. Она связана со стимулированием производства таким образом, чтобы оно не снижало своего уровня. Это достигается целевым финансированием, в случае необходимости гос-во прибегает к государственным займам, в том числе и иностранным. Государство осуществляет следующие функции: 1) Экономическая (управление государственным сектором в экономике) 2) Социальная (отслеживание за чрезмерным расслоением населения) 3) Поддержание качества окружающей среды 4) Контрольная функция (формирование различных денежных фондов и резервов).

Рынок– механизм обмена между продавцом и покупателем, механизм купли-продажи. Рыночные отношения – экономические отношения по обмену товара на деньги. При рыночных отношениях существует независимость производителей товаров, свободное установление цены на товар, конкуренция, свободный спрос. Функции рынка: информирующая, регулирующая, стимулирующая, оздоравливающая, посредническая, ценообразующая.

Границы вмешательства государства в экономику:

Прямое вмешательство: введение новых налогов и увеличение существующих;

Косвенное вмешательство: повышение таможенных пошлин, повышение цен на товары.

Рыночный механизм – механизм функционирования рынка, который стимулирует производство, информирует о товарах и услугах, определяет разделение труда между производителями.

Виды рынков:

По соответствию законодательству: легальный (на законных основаниях), черный (неофициальный, нелегальный), серый (полулегальный);

По экономическому назначению: потребительский (товаров и услуг), рынок капитала (кредитов), рынок труда (рабочей силы), рынок жилья, рынок информации, рынок иностранных валют и ценных бумаг рынок инвестиций (вложений);

По пространственному признаку: международный, региональный, национальный, локальный (местный).

Предпринимательство – деятельность, целью которой является получение прибыли (дохода) (торговля, банковское дело, менеджмент и т. д.). Предприниматель – это владелец предприятия или лицо, которое занимается экономической деятельностью с целью получения дохода. Предпринимательская деятельность (бизнес) связана с предпринимательскими рисками: возможностью убытков или недополучения прибыли. В предпринимательстве выделяют субъекты (частные лица и ассоциации: кооперативы, акционерные общества) и объекты предпринимательства (любые виды хозяйственной деятельности: торговля, коммерческое посредничество, операции с ценными бумагами).

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.

Организационно-правовые формы коммерческих фирм:

Хозяйственные товарищества – коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) капиталом. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги и др.;

Акционерные общества (АО) – предприятия, в которых все имущество и капитал разделены на определенное число акций. Акции – это ценные бумаги, которые показывают какую сумму денег ее владелец внес в капитал предприятия. Акция дает право на получение процента от прибыли (право на дивиденды);

Производственные кооперативы – организации, в которых участники и собственники сами работают на производстве или занимаются другой хозяйственной деятельностью.

Проблемы государственного вмешательства в экономику актуальны на протяжении всей истории государства. Особенно большое значение они приобрели в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах, а рыночному механизму отведена роль регулятора хозяйственных связей.

Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений, которые в современных условиях уже перерастают национальные границы и становятся международными. Кроме того, современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства: ему присуще не только более крупное и сложное хозяйство, но и наличие практически ранее отсутствовавшего социального сектора.



Эти и ряд других обстоятельств явились причиной радикальной смены взглядов на роль и место государства в период становления и развития рыночной экономики и сейчас. Более того, у современных экономистов имеется существенное несовпадение взглядов на необходимость и формы государственного вмешательства в экономику. Выяснению необходимости и причин вмешательства государства в экономику, факторов и методов этого вмешательства, а также форм государственной политики в области экономики посвящена данная глава.

Осуществляя либерализацию, государство создает благоприятные условия для зарождения и развития малого и среднего бизнеса, делает рынки более свободными для входа на них новых продавцов-производителей.

Кроме того, в интересах общества государство даже в условиях рыночной экономики может регулировать систему цен. Возможны три варианта государственного воздействия на уровень цен:

1) косвенное, с помощью манипуляций с налоговыми ставками, акцизами, таможенными и другими сборами, что будет влиять на снижение или повышение цен;

2) с помощью замораживания цен на определенный ряд товаров (как правило, на жизненно необходимые товары), производство которых временно ограничено;

3) установление цены волевым решением.

Воздействуя на спрос, государство в состоянии осуществлять регулирование рынка, а через него - и всего экономического процесса. Так, в периоды экономических спадов государство, используя определенные инструменты и приемы, способно существенно влиять на спрос. Возрастание спроса служит сигналом для увеличения предложения со всеми вытекающими отсюда последствиями: оживлением производства, восстановлением экономических связей и пропорций, т.е. созданием предпосылок для экономического роста.

Одной из центральных задач государства в условиях рынка является содействие в формировании экономического, предпринимательского и инвестиционного климата. В этих целях государство разрабатывает и принимает свод законов, декларирующих права экономических субъектов на собственность, на занятие предпринимательской деятельностью, на единое экономическое пространство, преференции для инвесторов и др. Каждый документ должен содержать перечень условий и ограничений для определенной сферы деятельности (в том числе и антимонопольной направленности), а также условий и преимуществ для инвесторов. Для современного этапа развития наиболее характерно смягчение экономического климата, что означает стремление к большей экономической свободе и глобализации. На практике это выражается в том, что государство последовательно ослабляет барьеры входа на рынок, например за счет сокращения количества разрешительных инстанций, уменьшения объема документации для открытия фирм и др. Кроме того, государство способствует созданию благоприятных условий для поддержания конкурентной среды внутри страны, а также осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности.

Важная роль принадлежит государству в создании благоприятного инвестиционного климата в стране, поскольку объем и направления инвестиций в экономику являются главными материальными факторами экономического роста.

Создание условий для притока инвестиций и наиболее эффективного их приложения требует комплекса обстоятельств, большая часть которых в значительной мере зависит от государства. Обстоятельствами такого рода являются действующее в стране законодательство, экономическая стабильность; государственные гарантии инвесторам, обеспечивающие безопасность их вложений; действующая в стране система налогообложения; таможенная и внешнеэкономическая политика. Кроме того, серьезным условием для создания благоприятного инвестиционного климата в стране (особенно для иностранных инвесторов) является авторитет данного государства на мировой экономической и политической арене: чем он выше, тем при прочих равных условиях государство более привлекательно для инвесторов.

Важное место в деятельности рынка занимает его инфраструктура, состоящая из вспомогательных элементов, обеспечивающих нормальную деятельность рыночного механизма.

Современная рыночная инфраструктура представляет собой сложный и разветвленный организм, включающий финансовую, информационную, транспортную, функциональную (рынки с их территориями и сооружениями), научно-исследовательскую и другие системы. От набора и качества инфраструктуры во многом зависят деятельность и эффективность рынка.

Субъектами рыночной инфраструктуры могут быть как частные компании, так и государственные предприятия и организации. Отношения, складывающиеся между рыночными субъектами и представителями рыночной инфраструктуры, определяются в основном действием рыночного механизма. Вместе с тем это не означает, что организация (формирование) и действие системы рыночной инфраструктуры осуществляются исключительно автоматически, без какого-либо стороннего вмешательства.

Для рыночной инфраструктуры объективно необходимо участие государства в ее формировании, регулировании и контроле за деятельностью. С помощью финансовой системы - через центральный банк и государственный бюджет - государство выполняет следующие функции:

Организует денежное обращение и регулирует денежные потоки;

Формирует условия или создает режим наибольшего благоприятствования для функционирования информационных систем, транспортных коммуникаций;

Предоставляет территории под рынки и рыночные сооружения;

Организует подготовку и переподготовку квалифицированных кадров и принимает участие в этом процессе;

Разрабатывает конъюнктурные прогнозы и создает программы развития рыночной экономики.

Кроме того, государство осуществляет контроль за деятельностью всех структурных звеньев рыночной инфраструктуры и содействует повышению эффективности их работы.

Таким образом, основными направлениями вмешательства государства являются формирование правовой и институциональной рыночной среды, экономического, предпринимательского и инвестиционного климата, а также организация, поддержка и контроль деятельности рыночной инфраструктуры.

Государство также решает проблемы, связанные с побочными (внешними) эффектами, которые рынок не учитывает. Решая проблемы внешних эффектов, государство использует индивидуальные соглашения, прямое государственное вмешательство, интернализацию внешних эффектов, формирует рынок прав на побочные эффекты. В случае с проблемой загрязнения окружающей среды, правительство может установить нормы загрязнения (с которыми природа сама справится) и продавать право на загрязнение хозяйственным субъектам. Это стимулирует покупателей применять очистные сооружения, задумываться об охране окружающей среды, а также позволяет направлять доходы от продажи прав на природоохранные мероприятия. Путем прямого вмешательства государство может запретить определенный вид производства, опасный для окружающей среды, или потребовать определенного поведения данного вида производства. Интернализовывая внешние эффекты, государство побуждает индивидов учитывать результаты своей хозяйственной деятельности. Государство может облагать дополнительными налогами деятельность, приводящую к отрицательному внешнему эффекту, и субсидировать деятельность, приводящую к положительному внешнему эффекту.

Вмешательство государства в рыночную экономику оправдано и необходимо.

Государственное вмешательство

так в настоящее время называется обыкновенно прямое или косвенное воздействие государства на сферу народного хозяйства. Иногда, впрочем, термин Г. вмешательство употребляется в гораздо более широком смысле - в смысле ограничения сферы самоуправления или даже вообще расширения прав государственной или административной власти в противоположность развитию свободы граждан. Приурочиваемое к области народного хозяйства Г. вмешательство противополагается индивидуальной инициативе и полной свободе хозяйственной деятельности. Оно может иметь более или менее широкое содержание в зависимости от условий места и времени. Бесконечный спор, который до настоящего времени ведется экономистами двух противоположных направлений, т. е. сторонниками свободы и Г. вмешательства, никогда не будет разрешен, пока вопрос будет ставиться чересчур абсолютно, абстрактно и вне связи с исторически развившимися формами государственного общежития. Цели, задачи и средства Г. вмешательства постоянно изменялись, и сфера воздействия государства то расширялась, то суживалась. Всюду и всегда, однако, при наличности хотя бы только зародышей государственной власти последняя так или иначе отражалась на хозяйственной деятельности отдельных лиц. В эпоху патриархального быта, при отсутствии центральной государственной власти, старейший глава семьи и рода осуществляет многие из современных функций государственной власти, влияя, между прочим, и на хозяйственную деятельность зависящих от него членов семьи или рода. В дикой охотничьей или кочевой орде, живущей грабежом и насилием, подчинение членов власти военачальника есть не только зависимость дисциплинарная или политическая, но и совместная, соподчиненная хозяйственная форма предприятия. Дарование жизни побежденному врагу под условием превращения его в раба и принудительной работы на победителя есть грубейшее проявление силы или власти политической, видоизменяющееся в экономическое господство одного лица над другим. Грубое физическое насилие сменяется, прежде всего, родовыми и сословными формами зависимости и соответственного принуждения к труду. Так в государствах древнего Востока (Индия, Египет) строй хозяйства обусловливался делением всего народа на касты. Промышленная деятельность в этих странах была весьма строго регламентирована целым рядом предписаний, которым придавалось значение божественных законов. То же самое мы встречаем и в древней Иудее, где многие из законов Моисеевых регулировали хозяйственные и юридические отношения людей между собою и к государству. Таково установление годов субботних (для обеспечения отдыха земле через 7 лет) и юбилейных (для обеспечения равномерного распределения имуществ), установление жертвоприношений в пользу жрецов (первоначальный вид повинностей или налогов) и т. п.

Древние классические государства Греции и Рим олицетворяют собой кульминационный пункт торжества идеи поглощения личности государством. Здесь трудно даже определить, где кончается сфера частной и где начинается сфера государственной жизни и деятельности. Даже теперь принципиальные противники Г. вмешательства нередко злоупотребляют примером этих своеобразных древних государств, желая этим запугать нынешние народы или правительства. На всех этих исторических ступенях широкое право Г. вмешательства покоилось на основах политической, кастовой или сословной зависимости, хотя интересы защищались и экономические - господствующих классов, жрецов, воинов, полноправных граждан и рабовладельцев. В средневековую и феодальную эпоху на место единой власти выступают отдельные властелины - феодалы, вотчинники - или власть целых сословий, как духовенства или соединенных в цеховые корпорации горожан и ремесленников. Настоящая государственная власть почти ничего не может да и не хочет никому предписывать, будучи слабой и не считая себя призванной заботиться о благе народа как одного целого. Права и функции этой власти переходят к представителям патримониальной, вотчинной юрисдикции - феодалам. Они регулируют барщинный труд своих крепостных и вообще к их земле приписанных лиц. Власть и права феодалов имеют своим первоначальным источником политическое начало - завоевание. Но затем постепенно все более и более проявляет свое значение экономический источник их властвования - принадлежность им земли, как своего рода первоначального капитала. Оба источника господства и зависимости - политический и экономический - здесь как бы взаимно уравновешиваются. То же и в ремесленном сословии, где необходимость солидарности в деле самозащиты политической, т. е. в борьбе с посягательствами на свободу горожан со стороны других сословий, вызывает строгую регламентацию хозяйственной деятельности. Это выражается в ограничении свободной конкуренции для устранения розни интересов внутри одного и того же сословия. Общегосударственное вмешательство выступает снова, и весьма ярко и определенно, в эпоху абсолютизма государственной власти. Цель этого вмешательства была сначала политическая: имелось в виду уничтожить внутреннюю цеховую дисциплину, обеспечивавшую солидарность интересов ремесленного сословия. Таково было значение первого, наиболее строгого ремесленного регламента (le livre de métier), изданного Людовиком IX в 1229 г.; прежние единые цехи были раздроблены на мелкие их подразделения, начавшие враждовать между собой на пользу абсолютизма. В момент наибольшего развития абсолютизма наличность вполне установленной политической зависимости эксплуатировалась уже как средство регулировать экономические отношения граждан, во-первых, в интересах всего народного хозяйства, во-вторых - прямо в интересах казны. В первом отношении, согласно указаниям теории меркантилистов, считалось необходимым всячески поощрять обрабатывающие отрасли промышленности для обеспечения наибольшего вывоза более ценных продуктов и привлечения этим путем наибольшего количества денег в страну. Ради этих целей промышленность строго регламентировалась в смысле установления способов производства товаров и улучшения их качества. Рядом с этим нередко преследовалось избыточное, по взглядам того времени, потребление ценностей, что выражалось в мерах против роскоши. При умелом руководстве этой политикой (Кольбер) результаты получались довольно удачные. В это же время развиваются и идеи протекционизма как системы покровительства внутренней промышленности путем высоких или даже запретительных таможенных тарифов. В конце концов все эти меры выродились в ряд фискальных стеснений промышленности и породили реакцию. На смену Г. вмешательству, вполне ограничивавшему свободу хозяйственной деятельности, явилось сперва учение физиократов, доказывавших преимущества полной свободы хозяйственной деятельности, создавших употребляемый доныне лозунг: laissez-faire, laissez-passer, но впавших в другую односторонность - именно, видевших единственный источник народного богатства в земледелии. В стране, раньше других осуществившей у себя идеалы политической свободы, - в Англии почти одновременно с учением физиократов, а отчасти еще ранее (Дэдлей Норт - малоизвестный экономист конца XVII в.) явилась более широкая и точная формулировка начал свободы торговли и промышленности, как отпор прежним регламентативным и протекционистским ее стеснениям и без указанной односторонности физиократов. Настоящий глава этого нового учения о преимуществах свободы хозяйственной деятельности, знаменитый Адам Смит, создал целую школу и имеет до сих пор рьяных, иногда даже до слепоты, приверженцев. Успех учения Смита и его школы обусловливался одновременно и параллельно развивавшимися политическими и юридическими учениями, ставившими превыше всего свободу индивидуальности во всех сферах жизни и отрицавшими целесообразность Г. вмешательства в каком бы то ни было отношении, кроме установления или, вернее, поддержания правового порядка. Таковы сходящиеся в этом отношении учения Канта, В. Гумбольдта, Руссо и большинства французских энциклопедистов. Последовательный ряд мирных переговоров и кровавых революций в разных западноевропейских странах имел своею целью устранить прежние формы чрезмерного Г. вмешательства и обеспечить более полную свободу граждан. Но установившийся там на новых началах строй государственной и хозяйственной жизни скоро стал вызывать необходимость различных поправок и улучшений. Критика нового общественного порядка на почве экономической выразилась наиболее резко в различных учениях социалистов и коммунистов. Первые все целиком и некоторые фракции последних (за исключением анархистов), стали снова требовать расширения функций и задач государства, желая заменить чисто хозяйственную деятельность, покоящуюся на свободной конкуренции, деятельностью государственною (см. Социализм и Коммунизм). Но и на почве основ существующего общественного порядка идея Г. вмешательства стала развиваться все больше и больше, как в смысле восполнения частной инициативы граждан, так и в смысле прямой замены некоторых отраслей частного хозяйства общественными или государственными формами. В наиболее общей, сравнительно, форме вопрос о Г. вмешательстве ставится теперь по отношению к свободе международной торговли или современному протекционизму. Отсюда и ходячее наименование противников Г. вмешательства школою свободной торговли, причем понятию торговли придается широкое значение хозяйственной деятельности вообще. Нередко еще употребляется наименование этой школы "манчестерской", по месту зарождения знаменитой Хлебной лиги, т. е. общества, боровшегося в 40-х годах за отмену английских покровительственных хлебных законов (см. Манчестерская школа, Протекционизм). Трудно перечислить все те стороны и вопросы народного хозяйства, в которых может проявляться и действительно проявляется теперь Г. вмешательство. Особенно серьезное значение оно приобретает в деле регулирования отношений хозяев и рабочих, или в борьбе труда с капиталом. Тут Г. вмешательство выступает на почву социальной политики (иногда называемой государственным социализмом), стремясь оградить и защитить интересы рабочих как стороны фактически слабейшей в борьбе за большее вознаграждение и лучшие условия работы. Относящиеся сюда законодательные меры носят общее название фабричного законодательства (см.), так как борьба эта наиболее обостряется в крупных промышленных предприятиях. Задачами этого законодательства служит охранение интересов подрастающего поколения и женщин или всех вообще рабочих установлением более коротких сроков работы, различных санитарных гигиенических мер и т. д. Особое и быстро развивающееся значение приобретает в настоящее время обязательное страхование рабочих от временных болезней, несчастных случаев, старости и вообще потери способности к труду (особенно в Германии и Австрии). В России рядом с развивающимся фабричным законодательством особенное значение ввиду преобладания сельскохозяйственной промышленности имеют регулирование порядка землевладения (общинного), организация переселения или расселения, меры по народному продовольствию, хлебной торговле, по устройству общественных элеваторов, по кустарным промыслам, содействие к приобретению крестьянами земель при помощи крестьянского банка и т. д. Наиболее резкий пример Г. вмешательства в форме замены частной инициативы государственною можно видеть в совершающейся почти везде замене частного железнодорожного хозяйства государственным или в строгом подчинении жел.-дор. тарифов государственному надзору или регулированию.

С изменением существа и задач Г. вмешательства изменяется и внешняя форма его применения. Г. вмешательство теперь выражает собой преимущественно защиту и разграничение взаимно сталкивающихся интересов в народном хозяйстве. Место прежнего правительственного произвола заступает сознательное регулирование различных вопросов через посредство представительных и совещательных общественных учреждений. Относительно теоретической постановки вопроса о Г. вмешательстве трудно дать хотя бы самое сжатое общее литературное указание, так как один перечень сочинений общих и частных потребовал бы слишком много места. Особенно выдается в этом отношении немецкая литература, в которой теперь несомненно преобладает направление в пользу Г. вмешательства. Большие заслуги в этом отношении оказало учреждение там в 1872 г. учено-практического общества под названием Verein für Socialpolitik, разрабатывающего на своих периодических собраниях и в печатных изданиях ("Schriften des V. f. S. Р.") множество теоретических и практических вопросов. Во главе этого направления стоят наиболее выдающиеся современные экономисты, как Ад. Вагнер, Шеффле, Шмоллер, недавно умерший Лоренц Штейн и др. Развитие вопроса о Г. вмешательстве дает вообще более богатое содержание современной науке полицейского и административного права и отражается даже на чистой юриспруденции в области гражданского права и философии права стремящейся установить и выяснить значение "цели в праве" и существо интересов, защищаемых гражданско-правовыми институтами, которые теперь уже не столь резко, как прежде, противополагаются публично-правовым (в особенности благодаря трудам Иеринга). Правильной постановке вопроса о Г. вмешательстве много содействовали органические теории общественного развития, установившие смысл взаимодействия различных сторон общественной жизни. Наиболее последовательное развитие этой теории находится в сочин. Шеффле "Bau u. Leben des socialen Körpers". В то же время, однако, другой представитель органической теории, Герберт Спенсер, приходит к выводам, безусловно противным государственному вмешательству, и вообще вместе с Тэном представляется самым решительным противником идей Г. вмешательства вообще. Наиболее упорствует против признания Г. вмешательства до настоящего времени большинство французских экономистов, с Полем Леруа-Больё, Молинари и др. во главе. В молодой русской экономической науке большинство ученых и литераторов примыкают по своим взглядам к числу принципиальных сторонников Г. вмешательства, разрабатывая относящиеся сюда вопросы преимущественно на почве практических нужд и задач русского народного хозяйства.

В. Яроцкий.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Государственное вмешательство" в других словарях:

    См. государственное вмешательство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем. По английски: State controlled market… … Финансовый словарь

    Вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей. По английски: State price adjustment См. также: Регулирование экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    См. Регулирование государственное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Государственное регулирование рынка вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем … Википедия

    Право, в обширном смысле слова, тождественно с правомпубличным, а в тесном смысле означает совокупность правовых норм,определяющих устройство и формы деятельности государственной власти; исовокупность правовых отношений между правящими и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона