Государственное регулирование рынка труда в рф. защиты благосостояния детей и матерей. От чего зависит спрос на рынке труда

Государственное регулирование рынка труда в рф. защиты благосостояния детей и матерей. От чего зависит спрос на рынке труда

Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

1. Программы по стимулированию роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.

Программы по подготовке и переподготовке работников.

3. Программы содействия найму работников.

4. Программы по социальному страхованию безработицы (пособия по безработице).

Ключевое значение в государственном регулировании рынка труда имеет программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры.

Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:

Пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице составляют: в США 50% заработной платы, во Франции - 40, в Японии - 80%. По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии - 26 недель, в Великобритании - 45, в Канаде - 50 недель;

Финансовая помощь безработным;

Помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и т. д.).

В системе государственного регулирования рынка труда имеют место разные теоретические подходы. Например, кейнсианская концепция предполагает активную государственную политику. Приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступают за ограничение государственного вмешательства в проблемы рынка труда, поскольку характеризуют безработицу как естественное и добровольное социально-экономическое явление.

В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основными инструментами которого является денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политика государства.

Глава 6. Рынок труда

Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.

Следовательно, государственное регулирование рынка труда - это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.

Биржа труда - одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы.

Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, предпринимателям же помогают организовать наем работников.

Биржи труда выступают в различных формах: общества, конторы, бюро и т. д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.

Биржи труда выполняют следующие основные функции:

Оказание услуг при трудоустройстве безработных;

Оказание содействия в перемене работы;

Изучение спроса и предложения рабочей силы;

Сбор и предоставление информации об уровне занятости по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;

Профессиональная ориентация молодежи;

Организация переобучения и трудоустройства инвалидов;

Выдача пособий безработным (в ряде стран).

В современных условиях в развитых странах большая доля рабочей силы находит работу не через посредство бирж труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы фирм либо с помощью частных посреднических агентств. Однако роль бирж труда в трудоустройстве, переквалификации сохраняется достаточно значимой, поскольку они оказывают помощь безработным, насчитывающим многие миллионы.

Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить осуществление политики оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости.

Для российского государства исторически характерна роль важнейшего игрока во всех ключевых сферах развития страны. Эта тенденция прослеживается и в отношении такой области, как рынок труда. Каковы особенности работы государственных институтов в данной сфере? Какова специфика развития рынка труда в России?

О рынке труда

Современный рынок труда - особая экономическая сфера, играющая важнейшую роль в национальной хозяйственной системе России. Исследователями чаще всего изучаются такие его категории, как зарплата, уровень занятости граждан, безработница, динамика возникновения вакансий, перераспределение рабочих мест по отраслям. В связи с важностью данной сферы в национальной экономике во многих странах мира, в том числе и в России, осуществляется государственное регулирование рынка труда. Когда власти вовлекаются в этот процесс наиболее активно?

Направления государственной политики

Государственное регулирование рынка труда в России осуществляется в рамках следующих основных направлений. Во-первых, это стимулирование занятости, а также увеличение количества рабочих мест в организациях и учреждениях, находящихся в собственности государства. Во-вторых, это содействие развитию институтов, деятельность которых направлена на повышение производительности труда, подготовку новых кадров. В-третьих, это реализация программ с целью решения проблем, связанных с поиском и наймом персонала. В-четвертых, это борьба с безработицей и поддержка граждан, не имеющих занятости.

Цели государства

Для чего, собственно, осуществляется государственное регулирование рынка труда в РФ? Прежде всего, это создание условий, при которых как можно большее количество граждан сами смогут себя обеспечивать. Чем меньше безработица - тем ниже нагрузка на бюджет государства в аспекте оказания мер различного рода поддержки населения. Государство заинтересовано в строительстве конкурентоспособной экономики, от качества функционирования которой зависит социальная и политическая стабильность. Это во многом определяется квалификацией кадров, а также в значительной мере зависимым от нее уровнем производительности труда.

Трудовые резервы - фундамент экономики

Государство должно выстраивать стратегию долгосрочного развития экономики, обеспечивать фундаментальные факторы устойчивости политического курса, которые во многом зависят от качества функционирования национальной хозяйственной системы. В числе ключевых критериев здесь - адаптированность экономики, особенно в аспекте занятости населения, к изменениям на рынке. Дело в том, что при капиталистической модели, в соответствии с которой сегодня развивается большинство стран, возможны периодические изменения в структуре тех или иных отраслей, насыщение каких-то отдельных рынков, появление новых. Эти процессы формируют новые запросы в отношении рынков труда. Если они проходят на национальном уровне, то ключевым институтом, призванным обеспечить соответствие курса социального и политического развития страны вызовам рынка, становится именно государство.

Формы государственной политики

Государственное регулирование рынка труда, в соответствии с популярными концепциями российских экспертов, может выражаться в двух базовых формах - активной и пассивной. Касательно первой подразумевается, что работа будет вестись в направлении создания рабочих мест, стимулирования занятости, борьбы с безработицей. Пассивная форма участия государства в развитии рынка труда, как правило, сводится к материальной поддержке людей, не имеющих занятости, посредством выплаты пособий.

Задачи государства

Рассмотрим, как государство подходит к решению такой проблемы, как регулирование занятости и рынка труда, какие перед ним ставятся задачи. Прежде всего, это привлечение в экономику новых инвестиций, что позволяет открывать новые производства, осваивать отрасли, как результат - создавать рабочие места.

Также государству нужно обеспечивать занятость населения посредством организации работы соответствующего назначения служб и бирж труда.

Следующее необходимое направление работы властей - содействие развитию бизнеса, особенно малых и средних предприятий. Именно такого рода фирмы, как считают экономисты, могут обеспечивать занятостью людей в небольших городах, где нет стратегических, управляемых государством предприятий, а также в отраслях, для которых присутствие госактивов нехарактерно и не всегда целесообразно при свободном рынке (общепит, сфера услуг, ритейл).

Еще одна важная задача государства - эффективное регулирование миграционных процессов. Очень многие проблемы, характерные для рынка труда, как полагают эксперты, предопределены географическим аспектом экономики России. Есть города, где попросту нет работы в силу того, что размещение предприятий там нерентабельно. И в этом случае людей, живущих там, надо как-то трудоустраивать. Это может делать государство, организуя эффективные программы содействия переезду граждан в промышленно развитые районы.

Уровни государственной политики

Продолжая изучение теоретических аспектов, отражающих методы государственного регулирования рынка труда, мы можем рассмотреть, на каких уровнях соответствующая политика властей может осуществляться. Эксперты выделяют три.

Макроуровень

Во-первых, это макроуровень. На нем ключевую роль играют высшие институты государственной власти. Их функции - разработка законов, регулирующих рынок труда в России, а также реализация принятых норм. Это определение приоритетов в развитии занятости граждан соотносительно с актуальными направлениями социально-экономического развития. Это организация корректного взаимодействия и учреждений, которые решают практические задачи, связанные с развитием рынка труда.

Региональный уровень

В-вторых, это региональный уровень. Во многом он воспроизводит все отмеченные направления работы государственных институтов на макроуровне. Только соответствующими комптенциями в этом случае наделены не федеральные, а региональные органы власти. Вместе с тем, рынок труда и занятость населения могут формировать проблемные области, специфичные для отдельно взятых субъектов федерации. Институты, ответственные за проведение политики на макроуровне, могут не учитывать соответствующие региональные особенности, и потому более качественно работу здесь будут вести именно властные структуры субъектов РФ. Для рассматриваемого уровня характерно решение вопросов эффективной адаптации ключевых принципов государственной политики в сфере занятости граждан к локальным особенностям.

Местный уровень

В-третьих, это местный уровень. Как правило, на нем концентрируются задачи, связанные с корректной реализаций государственной политики применительно к конкретным объектам регулирования. То есть, например, за то, насколько качественно функционирует городская служба занятости, должны отвечать, прежде всего, местные власти конкретного населенного пункта. На этом же уровне решаются вопросы, связанные с начислением и выплатой пособий, с консультированием граждан, с информированием по вакансиям, которые открываются в городе.

Качественно функционирующий государственный или муниципальный центр занятости населения, как считают многие эксперты, должен быть одной из ключевых структур для работодателей населенного пункта в аспекте привлечения новых кадров. Вместе с тем, считают аналитики, очень важна роль также и частных кадровых агентств, рекрутинговых служб. Если между ними и государственными структурами, которые призваны обеспечивать занятость населения, будет налажено конструктивное взаимодействие, то это непременно сыграет положительную роль в развитии рынка труда города. Частные и государственные организации в этом смысле не должны быть конкурентами, полагают эксперты.

Специфика российского рынка труда

Какими особенностями характеризуется рынок труда в России? Интересно, к примеру, обратить внимание на структуру востребованности сотрудников по тем или иным отраслям. Есть аналитические исследования, в которых отмечается, что, в частности, наибольший спрос на рынке труда прослеживается в сфере торговли, закупок и снабжения. Следующая в "рейтинге" востребованности отрасль, как удалось подсчитать аналитикам - производство. Достаточно популярны строительная, транспортная отрасли, сырьевая сфера. В числе самых перспективных и приоритетных, как считают многие эксперты, для государства, что обусловлено известными политическими событиями - сельское хозяйство.

При этом структура предложений от соискателей вакансий, как удалось выявить аналитикам, несколько иная. В одном из исследований говорится, в частности, о том, что касательно сферы торговли, где востребованность в персонале самая высокая, наблюдается дефицит предложений от кандидатов на трудоустройство. Достаточно сбалансированной выглядит, как это удалось определить экспертам, ситуация в сфере транспорта. В числе самых конкурентных сфер, в которых количество предложений заметно больше, чем число вакансий - госслужба, юриспруденция, финансовая отрасль, СМИ, высший менеджмент.

Основные проблемы рынка труда России

Отмеченные выше закономерности, как считают некоторые аналитики, отражают собой достаточно заметную проблему, характерную для рынка труда России - дисбаланс между потребностями работодателей и предложением соответствующих трудовых ресурсов, определяемым пожеланиями граждан. В каких-то отраслях специалистов не хватает, в других - соискателей гораздо больше, чем вакансий. Занятость и безработица - сферы, решение сложностей в которых требует повышенного внимания к рассматриваемой проблеме, причем как со стороны бизнеса, так и с точки зрения активностей государства.

Ситуация, которая сложилась на российском рынке труда, как считают эксперты, вызвана самыми разными факторами. В числе ключевых аналитики называют спад промышленности в 90-е годы и, как следствие, падение популярности профессий, связанных с производством и "реальным сектором" экономики. Молодые люди стали осваивать именно те специальности, которые сейчас относятся к числу не самых востребованных.

Непостоянство выбора

Еще одна особенность рынка труда в России: граждане РФ, согласно некоторым исследованиям, склонны часто менять работу. Правда, в среде экспертов есть версия, что это скорее положительный тренд: он говорит о том, что открываются новые предприятия, способные предлагать все более конкурентные условия оплаты труда. Вместе с тем, есть аналитики, которые считают, что подобная ситуация может нести в себе также и негативный эффект. По их мнению, зарплаты в России не всегда соответствуют реальной производительности труда, и компании не всегда просчитывают соотнесение расходов на зарплату с перспективами выручки. Завлекая с рынка специалистов на более высокую оплату труда, фирмы, в случае проявления неких кризисных трендов, могут столкнуться со значительными трудностями в финансовом обеспечении кадров.

Факторы развития рынка труда РФ

Российское государство так или иначе стремится к тому, чтобы занятость и безработица были управляемыми категориями, чтобы их динамика была подконтрольна политическим институтам и соответствовала приоритетам социально-экономического и политического развития страны. Каковы факторы, которые непосредственным образом могут влиять на успешность ведения государственной политики в сфере труда, если говорить о России? Эксперты выделяют следующие.

Во-первых, рынок труда и занятость населения в России во многом определяются структурой национальной экономики, которая, в свою очередь, зависит от приоритетов государства. Сейчас многими экономистами национальная хозяйственная система РФ оценивается как в значительной мере зависящая от экспорта сырья, а также от бюджетной поддержки (которая, в свою очередь, во многом зависит от доходов от продажи за рубеж соответствующих продуктов). Чтобы занять как можно больше людей, государство, полагают экономисты, должно способствовать развитию несырьевых отраслей.

Во-вторых, рынок труда и политика занятости в нашей стране во многом зависят от качества функционирования институтов политического управления, причем не столько на федеральном уровне, сколько как раз таки на региональном, и в значительной степени - на муниципальном. Многие проблемы, считают эксперты, связаны, в частности, не с качеством законодательства, а с уровнем его исполнения в конкретных субъектах, городах, районах. За это отвечают местные власти. За тем, как работает конкретный центр занятости населения в том или ином населенном пункте, федеральный законодатель следить не может.

В-третьих, решение проблем, связанных с занятостью граждан, как считают эксперты, во многом зависит от качества национальной системы образования. По мнению ряда аналитиков, здесь, возможно, имеет смысл обратить внимание на советский опыт в обучении по ключевым для экономики страны специализациям, от которого, в силу ряда причин, многие образовательные учреждения России решили отказаться. Безусловно, лучшие практики обучения, применяемые в западных странах, также заслуживают внимания, и их целесообразно внедрять в российских школах, средних специальных учебных учреждениях, вузах - считают эксперты.

Муравьева А.А.

Государственное регулирование рынка труда // Вестник Самарского государственного университета. 246 2015. № 2 (124). С. 246-249

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ -

А.А. Муравьева* ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

В статье обосновываются различные аспекты государственного регулирования рынка труда. Государственное регулирование рассматривается как многоуровневый процесс, состоящий из макроуровня, регионального уровня и микроуровня. Описывается применение инструментов государственного регулирования в странах с развитой экономикой.

Ключевые слова: государственное регулирование рынка труда, механизм равновесия, макроуровень, микроуровень, региональный уровень, государственное планирование, финансовое планирование, политика «согласования действий», кредитно-денежная политика, государство, регион, работодатели, работники.

Государственное регулирование рынка труда (ГРРТ) можно изобразить в виде многообразной системы мер и мероприятий, которая охватывает не только сферу занятости, но и совокупность элементов экономической системы общества.

ГРРТ для более эффективного функционирования предусматривает претворение в жизнь общеэкономических методов, инструментов и законов, оказывающих большое воздействие на уровень занятости, плюс ко всему предлагает раскрыть решения, которые принимаются на разных уровнях и направлены на стабилизацию госрегулирования. ГРРТ следует понимать как своеобразную совокупность различных функций управления, осуществляющихся государственными органами власти для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке труда.

ГРРТ можно рассматривать как некую подсистему, в которой выражен общий механизм регулирования экономической системы в целом, его можно назвать своего рода «механизмом равновесия» . Государство с большой инициативой влияет как на рынок труда, так и на работу всех рынков, а также на экономическую систему в целом. Государство - это центральный регулятор на российском рынке труда, который определяет правила по регулированию взаимоотношений работников и работодателей и их функционированию. Механизм ГРРТ должен представлять собой прозрачную и открытую систему, которая обусловлена объектами, субъектами и типом взаимосвязей, которые существуют между ними.

* © Муравьева А. А., 2015

Муравьева Анна Алексеевна ([email protected]), студент факультета экономики и управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

ГРРТ целенаправленно рассматривается как многоуровневый процесс. Данный процесс является трехуровневым: он включает в себя макроуровень (МакУ), региональный уровень (РУ) и микроуровень (МикУ).

На МакУ решаются такие задачи, как:

1. Согласования инвестиционной, внешнеэкономической, финансово-кредитной и структурной политики с системой целей ГРРТ.

2. Согласование целей ГРРТ с демографической, миграционной и социальной политикой.

3. Поддержка незанятого населения, политика трудоустройства.

ГРРТ осуществляется в этих же направлениях и на РУ. Таким образом, органы законодательной и исполнительной ветвей власти выступают в качестве субъектов регулирования в регионах. На общегосударственном уровне список составляющих ГРРТ элементов намного лучше, чем на РУ. Часть ГРРТ осуществляется принципиально властями федерального уровня: например, демографическая политика. Также на федеральном уровне регулируются аспекты внешнеэкономической политики. Большое внимание на данном уровне отводится регулированию финансово-кредитной политики.

Регионы должны регулировать доходы населения, трансфертные платежи, миграционные процессы, демографическое качество населения (смертность трудоспособного населения, заболевание, пьянство и т.д.), уровень предложения рабочей силы в регионе, и, в конечном счете, уровень жизни населения. Как в рамках своей компетенции, так и в возможности соответствующих бюджетных и небюджетных фондов, ГРРТ должно включаться в число основных приоритетов региона .

Плюс ко всему на РУ возможно осуществления различного ряда программ жилищного строительства, транспортного строительства, поддержание производства, госзакупки продукции предприятий для нужд транспорта, экологических и социальных нужд, развитие приоритетных отраслей и предоставление средств (дотации, налоговые льготы, кредиты) на реализацию развития. Поддержка фермерства, индивидуального бизнеса и малого бизнеса на общегосударственном уровне менее эффективна, чем на РУ.

Политика соцподдержки безработных людей и трудоустройства имеет одинаковые задачи, как на региональном, так и на федеральном уровне.

Роль регионов намного шире, чем роль центральных органов власти в соответствии с тем, что благодаря региональным фондам занятости, в состав которых входит около 80% от сумм, которые вносят работодатели как обязательное страхование, задачи данного блока в большинстве своем выполняют региональные органы по труду.

Задачами данного блока на РУ являются: повышение эффективности систем подготовки и переподготовки рабочих, обеспечение доступности информации, обеспечение приспособленными для работы помещениями, эффективность трудоустройства, повышение эффективности регистрации и поддержки безработных людей, вынужденных переселенцев и беженцев, а также граждан относящихся группам с ограниченной трудоспособностью: женщины, подростки, молодежи и длительно безработные. Также на региональном уровне решаются вопросы, связанные с организацией общественных работ.

На МикУ ГРРТ включает: законодательное регулирование, нормативное регулирование, налоговое и финансовое стимулирование поведения на рынке труда организаций, предприятий, индивидуальных зарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

Подготовка и переподготовка кадров, развитие системы отбора персонала и управление персоналом - все это осуществляется на предприятиях. Рыночная конку-

Муравьева А.А.

рентоспособность предприятий и их занятость не только в стране, но и регионе определяется правильным и успешным решением предприятиями задач, связанных с управлением персоналом. Исходя из выше сказанного, мы можем понять, что сохранение рабочих мест, а также создание новых, увеличение количества сотрудников, которые имеют неполный рабочий график, и отправка некоторых работников в отпуск по инициативе администрации происходит именно на предприятиях.

Главные функции по увеличению рабочей силы выполняются в домохозяйстве. Сумма всех предложений труда на уровне страны и региона значительно обуславливается уровнем благосостояния семей.

Потребительской ячейкой общества в последние десятилетия в нашей стране представляется домохозяйство, частично восстановившее свои производственные функции. Вместе с предприятиями, рабочие места могут создавать также фермерские и иные предпринимательские домохозяйства. Помимо всего этого, в число приоритетов ГРРТ входит поддержание экономической активности домохозяйств .

Генеральное направление ГРРТ в стране можно рассматривать как поддержку в период кризиса и источник создания вакансий в послекризисное время. Финансирование данных государственных программ должно производиться из собственных средств предприятия, а также за счет кредитных ресурсов и из государственных бюджетов разных уровней, но не из фондов занятости .

Перейдем к Инструментам государственного регулирования. В различных странах с развитой экономикой применяются инструменты ГРРТ. К ним относятся следующие инструменты. Во-первых, необходимо упомянуть об обширном распространении общего государственного планирования с применением целевых установок. Общее планирование создает фундамент долгосрочной экономической политики и охватывает множество важных показателей: динамику цен, национальный доход, внешнюю деятельность экономики и т.д. Этот инструмент способствует наиболее динамичному развитию хозяйства рынка. Несомненно, стоит упомянуть то, что теоретические выводы неокейнсианцев дают основу современной системе национальных счетов. Следующим инструментом ГРРТ является, среднесрочное финансовое планирование. В качестве главного инструмента системы госрегулирования рыночных отношений этот механизм использует государственный бюджет. Еще одним инструментом выступает политика «согласования действий». Главная цель такой политики - достижение функционирования и согласованности интересов государства, работодателей и работников. При всем этом происходит согласование заработной платы и размера прибыли, учитывание общих потребностей рыночной экономики страны. И наконец, активное использование упомянутого инструмента государственного регулирования как кредитно-денежная политика.

В России экономическая политика целенаправленно стремится к уменьшению дефицита государственного бюджета, сокращая государственные расходы, а также стабилизирует шаткое положение таких граждан, которые работают на организациях, чья деятельность связана с государством, представляющим себя крупнейшим заказчиком и работодателем.

Поддержание спроса на труд, расходы на подготовку трудовых ресурсов и обучение кадров требует много затрат бюджетных средств. Гораздо меньше затрат уходит на организационный аспект рынка труда.

Службы трудоустройства - это одно из главных направлений организационной деятельности государства. Занятость населения и безработица, прежде всего, имеют прямую зависимость от состояния экономической конъюнктуры, которая определяет загрузку производственных мощностей и инвестиционную активность .

Государство в России выступает в качестве крупного работодателя. Отраслевая

структура госсектора во многом схожа с частным, является его дополнением и стремится выполнять общественно-необходимые функции, которые по каким-либо причинам не могут являться объектами приложения частного капитала. Нужно заметить, что занятость в государстве не служит гарантией от безработицы.

Библиографический список

1. Алонкина Л. И. Государственное регулирование занятости населения // Вестник Московского университета МВД РФ. 2007. № 6. 141-144 с.

2. Кураков Л.П. Экономическая теория: учебное пособие. 4-е изд. М., 2005. 256 с.

3. Некрестьянова С.Я. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 7. 65-75 с.

4. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения: учебное пособие. Челябинск, 1994. 91с.

5. Кульман А. Экономические механизмы: учебник для вузов. М., 2000. 118 с.

1. Alonkina L.I. State regulation of employment. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD RF , 2007, no. 6, pp. 141-144 .

2. Kurakov L.P. Economic Theory. Workbook, 4th ed. M., 2005, 256 p. .

3. Nekrestyanova S.Ya. The role of state in the establishment and further development of labor market on national and regional levels. Kadrovik. Kadrovyi menedzhment , 2008, no. 7, pp. 65-75 .

4. Kuznetsova L.A., Nesterenko I.Yu., Mel"nikova A.P. Labor market and employment. Workbook. Chelyabinsk, 1994, 91 p. .

5. Kuhlman A. Economic mechanisms: college textbook. M., 2000, 118 p. .

STATE REGULATION OF LABOR MARKET

In the article various aspects of state regulation of labor market are substantiated. State regulation is viewed as a multi-level process consisting of a macro-level, regional level and micro-level. There is a description of the use of instruments of state regulation in the countries with advanced economies.

Key words: state regulation of labor market, mechanism of equilibrium, macro level, micro-level, regional level, state planning, financial planning, policy of coordination of actions, monetary policy, state, region, employers, employees.

Статья поступила в редакцию 28/XII/2014.

The article received 28/XII/2014.

* Muravjeva Anna Alekseevna ([email protected]), student, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Оловянишников А.Г., Рябыкин М.А.

Повышение производительности труда как необходимое условие конкурентоспособности российской 250 экономики // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 250- 255

УДК 331.101.6

А.Г. Оловянишников, М.А. Рябыкин*

ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассматриваются причины замедления темпов роста российской экономики и основные тенденции в изменении ее структуры. Сравнивается уровень производительности труда России с различными странами, как в целом, так и по одним и тем же отраслям. Анализируется отставание объемов производства по ряду направлений обрабатывающей промышленности, дается оценка причин низкого показателя инвестирования в основные фонды. Предложены основные направления повышения производительности труда, которые должны способствовать повышению конкурентоспособности российского производства на мировом рынке и обеспечить рост благосостояния населения.

Ключевые слова: производительность труда, госсектор, добавленная стоимость, инвестиции, конкурентоспособность.

В настоящее время в прессе, а также среди экономистов и чиновников идет активное обсуждение динамики основных экономических показателей российской экономики. Идут споры о том, что происходит в настоящий момент, находимся мы в стагнации или рецессии. В 2013 г. темпы роста экономики сократились более чем в два раза (3,4% в 2012 и 1,6% прогноз 2013 г.), а в третьем квартале экономика не росла. Более того, аналитики АФК Система прогнозируют в 2014 г. отрицательное значение прироста ВВП -1%.

Основная причина, по их мнению, кроется в отсутствии значительных инвестиций в новый капитал. Во многом рост прошедших 10 лет был связан с загрузкой свободных производственных мощностей и восстановлением промышленности после резкого провала в 90-е. Однако этот потенциал практически исчерпан и нужны новые точки роста. Текущий спад в инвестициях означает сокращение в «капиталосоздающих» секторах (строительстве, металлургии, машиностроении), которые следом потянут вниз строительные материалы и грузоперевозки. Спад в обрабатывающей промышленности тянет энергетику вниз и к концу года промышленное производство целиком уйдет в минус (-1,5% июль 2013/2012).

Какие существенные перемены в экономике мы наблюдаем в эпоху президентства В. Путина? Хотел бы обратить внимание на значительный рост госсектора. По данным МЭР, если в 2000 г. он составлял менее 25% ВВП, то в 2006 г. уже 38%, а по состоянию на конец 2012 г. достиг 50% ВВП (общемировая практика 30%), доля численности работников госсектора составляет более 25% от экономически активного населения . По данным исследования аналитиков банка BNP Paribas, в ключевой для страны отрасли - нефтедобыче - госкомпаниям принадлежит 40-

* © Оловянишников А.Г., Рябыкин М.А., 2015

Оловянишников Александр Геннадьевич ([email protected]), кафедра системного менеджмента и экономики предпринимательства, Томский государственный университет, 634029, Российская Федерация, г. Томск, ул. Герцена 12.

Рябыкин Максим Александрович ([email protected]), кафедра менеджмента, Томский политехнический университет, 634034, Российская Федерация, г. Томск, ул. Белинского, 55.

#рыноктруда #экономика #труд #статьипоэкономике

В связи с циклическим характером современной экономики, а также негативными экономическими и социальными последствиями безработицы сегодня весьма актуальны проблемы стимулирования занятости и повышения эффективности государственного регулирования рынка труда. Состояние занятости во многом предопределяет состояние экономики страны в целом, поскольку именно здесь плотно переплетаются экономические и социальные проблемы общества.

Процесс государственного регулирования занятости предусматривает совокупность осознанных и планомерных действий, которые минимизируют негативные последствия рыночного механизма. Хотя степень присутствия государства на рынке труда все еще остается дискуссионным вопросом, такая необходимость обусловлена ситуациями, в которых действие рыночного механизма оказывается неэффективной.

Роль государства на рынке труда можно обосновать через анализ составляющих государственной политики занятости, к которой можно отнести целый комплекс мер, входящих и в финансовую политику, и в монетарную политику, и в политику заработных плат, и в политику в области образования, и в социальную политику, промышленную и аграрную политики, политику в таких отраслях, как аренда недвижимости и лизинг грузового транспорта . Их сочетание и определяет состояние рынка труда и может существенно различаться в зависимости от потребностей рынка. Составляющие государственной политики занятости могут иметь как прямое, так и косвенное влияние на занятость.

Так, в качестве примера, если политика стимулирования оказывает временные налоговые льготы малому и среднему бизнесу с целью создания новых рабочих мест и имеет очевидное влияние на увеличение занятости, то реализация социальной и фискальной политики требует более детального анализа. Все методы государственной политики занятости можно классифицировать как активные и пассивные. За последнее десятилетие среди большинства стран ЕС все большую актуальность приобретает политика на рынке труда, в частности - активная политика. Некоторые ученые придерживаются мнения, что политика на рынке труда входит в состав государственной политики заня-

тости, хотя на практике часто эти понятия отождествляют, ведь их целью является стимулирование занятости населения с помощью подобных инструментов. Очевиден тот факт, что пособие по безработице может породить бытовое тунеядство и потерю работниками каких-либо стимулов к поиску работы. По этим причинам страны ЕС не применяют отдельно пассивную или активную политику. Поэтому в государственных политиках занятости страны ЕС присутствуют и активные, и пассивные меры с преобладанием тех или иных их составляющих. Для стран-членов ЕС активная политика на рынке труда является основной в Европейской стратегии занятости.

Поскольку многие страны на протяжении ряда лет используют эту политику, то растет обоснованная потребность в реализации этих мер для улучшения ситуации на рынке труда. В целом же активную политику на рынке труда можно понимать как совокупность мероприятий, направленных на улучшение профессиональных навыков работников, создание рабочих мест в частном или государственном секторе или же предоставление полной информации о вакантных рабочих местах с целью возвращения безработных к трудовой деятельности. К активной политике на рынке труда относятся следующие программы по шести категориям : 1) Профессиональная подготовка и переподготовка.

Государство использует этот классический вид политики для увеличения производительности населения через теоретическую подготовку, стажировку и предоставление опыта работы. Такое обучение бывает двух видов: общее (например, языковые или компьютерные курсы) и профессиональное (изучение языка программирования). 2) Программа стимулирования частного сектора. Реализуется путем предоставления дотации к зарплате или предоставления грантов безработным, которые начинают собственный бизнес. 3) Прямые создания рабочих мест в государственном секторе. Государство таким образом пытается поддержать минимальную связь населения с рынком труда. Поскольку такая программа нацелена на наиболее обездоленное население, среди ученых она получила название «занятость последней надежды». 4) Поиск работы, который стал уже обычным оказанием помощи службами занятости.

Сюда относятся курсы по поиску работы, профориентация и консультация. 5) Программы для недееспособных лиц. К ним относятся: профессиональная подготовка, предоставление дотации к зарплате для лиц с психическими или умственными отклонениями. 6) Программы для молодежи. Особую тревогу в последнее время вызывает безработица среди молодых людей. Как сообщала Европейская комиссия, по состоянию уже в конце 2012 г. в ЕС количество безработных среди молодежи вдвое превышало безработицу среди старшего населения .

В среднем среди расходов на пассивную политику занятости около 85 % приходится на пособие по безработице. Относительно же активной политики занятости - примерно половина общих затрат нацелена на помощь по поиску работы государственными службами занятости и на профессиональную подготовку и переподготовку . Опыт ЕС указывает, что правительства стран-членов с высоким уровнем безработицы (Словакия, Греция, Литва, Болгария, Латвия, Хорватия) тратят относительно небольшой процент на активную политику: расходы на активную политику на рынке труда составляют от 0,21 % до 0,26 % ВВП страны.

Однако если посмотреть на такие страны, как Испания, Ирландия, Португалия и Италия, в которых относительно высокие расходы из бюджета сопровождаются слишком высокой безработицей, то у ученых возникает вопрос: действительно ли активная политика на рынке труда эффективна? Но в этом случае стоит внимания другая составляющая государственных затрат на рынок труда. Так, в вышеупомянутых странах в то же время можно проследить высокие расходы на пассивную политику на рынке труда.

Иными словами, в этих странах расходы из государственного бюджета на выплату помощи по безработице превышают 1,5 % от ВВП, а в Испании этот показатель составляет до 2,88 %. Однозначно: затраты на активную политику занятости не смогут перекрыть недостатки пособия по безработице в борьбе с самим безработицей. Ведь, как уже отмечалось, пособие по безработице может породить «тунеядство» среди населения, а во-вторых, она увеличивает нагрузку на работников и работодателей, поскольку финансируется за счет налогов на заработную плату, которые увеличивают налоговое бремя и могут негативно сказаться на занятости населения. В условиях последствий экономического кризиса на рынке труда все еще можно проследить уменьшение занятости населения. Кроме того, страны столкнулись с существенным дефицитом государственного бюджета, и перед ними стоят проблемы выбора между затратами на стимулирование занятости и уменьшением дефицита бюджета.

На самом деле уменьшение расходов на активную политику на рынке труда приводит как к росту безработицы, так и дефициту государственного бюджета, ведь при экономической рецессии уровень безработицы вырастет, а расходы государства на пособие по безработице увеличатся. К тому же, если бы государство сократило расходы на активную политику на рынке труда в ответ на рост дефицита государственного бюджета, то безработица продолжала бы и дальше расти. Это яркий пример того, что все сокращения расходов из бюджета должны подлежать детальному анализу со стороны государства с учетом их прямого и косвенного воздействия . Подытоживая, можно однозначно утверждать, что в период роста уровня безработицы потребности в действиях со стороны государства становятся все более актуальными.

Государство, которое стремится стимулировать занятость в стране, использует как пассивную, так и активную политику занятости. В то время как в мире существует тенденция ограничения пассивной политики путем внедрения более жестких санкций против лиц, не заинтересованных в изменении статуса безработного, активная политика государства на рынке труда в большей степени отвечает потребностям трудового населения. В частности, анализируя уровень безработицы и расходы на активную и пассивную политику в странах ЕС, мы пришли к выводу, что высокий уровень безработицы наблюдается в тех европейских странах, в которых затраты на активную политику на рынке труда незначительны, или же в которых преобладают расходы на пассивную политику на рынке труда.

Романова Н.Д.
, Гареев Роберт

В России регулирование рынка труда не является сильной стороной деятельности государства. Идет поиск оптимальных, отвечающих целям государственной социальной политики моделей регулирования. Сложности обусловлены в целом неопределенностью общей стратегии экономического развития.

В федеративном пространстве России не может успешно применяться единая политика на общенациональном рынке труда. Специфика региональных и локальных рынков слишком велика, поэтому в каждом регионе необходимо учитывать особенности при решении данных задач. Современное государственное регулирование рынка труда в России - это комплекс экономических, административных, организационных мер.

Вмешательство государства осуществляется как мерами прямого воздействия (программы создания рабочих мест, программы в области образования, подготовки и переподготовки, изменения в трудовом законодательстве), так и мерами косвенного (экономического) воздействия. К экономическим мерам можно отнести помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление госзаказов, организацию общественных работ. Сюда же относятся меры по налоговому регулированию, воздействие на заработную плату.

К основным направлениям государственного регулирования рынка труда в России относятся:

  • - совершенствование нормативной правовой базы;
  • - социальное партнерство;
  • - содействие занятости;
  • - профориентация и психологическая поддержка безработных граждан, развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров;
  • - социальная интеграция и поддержка граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • - содействие территориальной мобильности рабочей силы;
  • - социальные гарантии и компенсации безработным гражданам.

Совершенствование нормативной правовой базы выражается в основном в разработке положений, направленных на совершенствование базового для политики регулирования Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации.

Социальное партнерство - это сотрудничество работников, работодателей и представителей государства для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений. Механизмом социального партнерства служит переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результатом которого становится коллективный договор, отражающий вопросы занятости, организации и оплаты труда работника на предприятии и в обществе и дополняющий государственную систему регламентации трудовых отношений. Правительство, администрации субъектов РФ обеспечивают правовую основу переговорного процесса и выполняют роль третейской стороны в разрешении возникающих конфликтов.

Нормативно-правовую базу развития социального партнерства в России обеспечивают Трудовой кодекс Российской Федерации, Законы «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и «О коллективных договорах и соглашениях».

Стратегическим направлением формирования партнерских отношений в России признано заключение трех- и двухсторонних соглашений на разных структурных уровнях управления - Генерального, отраслевого (тарифного), профессиональных, территориальных и коллективных договоров.

Основа складывающейся системы социального партнерства - это заключаемые один раз в два (или три) года Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ. Необходимость развития социального партнерства вызвана массой проблем и неурегулированных отношений на рынке труда, неразвитостью партнерских отношений. Интересы работодателей все еще выражают федеральные структуры (отраслевые министерства, концерны), а не ассоциации представителей работодателей или союзов собственников. Профсоюзы концентрируют свою деятельность на распределительных функциях, а также на организации акций протеста.

В развитых странах механизмы и методы социального партнерства применяются не только в трудовых отношениях, но и в тех областях, где интересы различных групп, слоев пересекаются в одной сфере. Социальное партнерство - новый для страны способ разрешения трудовых проблем. Теперь, по примеру западных стран, расширены права профсоюзов в области заключения и ведения коллективных договоров, участия в разрешении трудовых споров, заключения отраслевых соглашений и т. п.

Трехсторонняя комиссия, заслушав все стороны, может в соответствии с законодательством давать рекомендации федеральным органам государственной власти о принятии необходимых нормативно-правовых правил в своей области, в том числе в сфере занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения и страхования, охраны труда. Механизмы социального партнерства охватывают социально-трудовые вопросы и на более низком административном уровне. Трехсторонние комиссии создаются в субъектах РФ, в городах.

Содействие занятости населения осуществляется в следующих направлениях: обеспечение функционирования рынка труда и содействие в трудоустройстве; содействие развитию малого предпринимательства; организация общественных работ. Эти направления в политике государства имеют целью снижение напряженности на рынке труда, недопущение угрозы возникновения массовой безработицы, формирование эффективной структуры занятости в России. Главное в этой работе - содействие занятости социально уязвимых групп населения. Государственная политика в этом отношении ориентирована на первоочередное регулирование в отдельных регионах и отраслях с высокой концентрацией застойной безработицы.

Селективный подход к различным группам безработных выражается в особом выделении помощи социально уязвимым группам (женщинам, молодежи, инвалидам). Он проявляется в различных формах, а именно:

  • 1. Создание новых рабочих мест. При этом работодатели, создающие новые рабочие места, поощряются государством различными способами. Значительная часть вновь создаваемых рабочих мест, которые финансируются службами занятости, относится к сфере надомного труда. Это места для инвалидов и женщин, имеющих детей. Они могут быть организованы при крупных швейных предприятиях, в организациях бытового обслуживания, в жилищно-коммунальном хозяйстве. За счет бюджетных средств могут создаваться временные рабочие места для инвалидов, молодежи.
  • 2. Квотирование рабочих мест. Эта форма содействия трудоустройству организуется также с помощью льгот и стимулов для предпринимателей за счет бюджетных средств. Квоты могут предоставляться выпускникам общеобразовательных школ, инвалидам, женщинам с детьми. Региональное законодательство в этом отношении разнообразно.
  • 3. Содействие развитию малого бизнеса осуществляется в различных формах. В их числе - центры по подготовке кадров, обучение основам предпринимательства, помощь в организации собственного дела, предоставление кредитов на покупку оборудования. Осуществляется поощрение самозанятости населения: выдача субсидий для открытия собственного дела.
  • 4. Организация общественных работ - это способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда.

Если в промышленно развитых странах существует большой опыт организации общественных работ для безработных, охваченных застойными формами безработицы, то в России ситуация иная. Изучение контингента занятых на этих работах показывает, что в основном это форма вторичной занятости.

Система первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки. Потребность в данной форме регулирования вызвана ситуацией, происходящей в ходе социально-экономических преобразований. Так, первичное обучение связано с безработицей среди молодежи, не имеющей профессии.

Повышение квалификации необходимо значительному числу лиц, длительное время не повышавшим свой профессиональный уровень из-за развала ранее существовавшей системы переподготовки кадров и повышения квалификации. Переподготовка обусловлена массовым высвобождением работников, в основном женщин, а также специалистов и организаций военно-промышленных комплексов (ВПК). Это почти всегда связано с полной сменой профессии.

Социальные гарантии и компенсации безработным гражданам. Признанные безработными граждане получают пособия по безработице, стипендии (обучающиеся профессии), длительно состоящие на учете в органах службы занятости и потерявшие право на пособие - материальную помощь.

Обеспечение безопасности труда, регулирование оплаты труда осуществляется на базе трудового законодательства. Его основой являются Трудовой кодекс Российской Федерации, трудовые соглашения, выработанные в процессе сотрудничества по социальному партнерству.(http://eclib.net/27/87.html)

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

  • -программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
  • -программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
  • -программы содействия найму рабочей силы;
  • -правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице. (http://studopedia.org/8-158097.html)