В рейтинге регионов ГЧП-2014, основанном на разработанной Центром развития ГЧП методике, Новосибирская область заняла третье место с показателем 65,5 баллов, уступив лишь Санкт-Петербургу и Татарстану. В прошлом году Новосибирская область занимала 10 строчку рейтинга.
При составлении рейтинга оценивались факторы, влияющие на развитие механизмов ГЧП при определении уровня потенциала региона. В частности, развитость институциональной среды в сфере ГЧП в регионе. В настоящий момент государственно-частное партнерство в России находится в стадии становления, и развитость институциональной среды является наиболее важным компонентом для привлечения инвестиций в проекты ГЧП считают составители рейтинга. При этом под развитостью институциональной среды понимается комплекс условий, таких как: наличие нормативно-правовой базы в субъекте РФ, наличие ответственных органов власти или структурных подразделений по развитию ГЧП, планов развития ГЧП.
Учитывались также опыт региона по реализации ГЧП-проектов, поскольку каждый последующий ГЧП-проект повышает соответствующие управленческие компетенции и позитивно влияет на развитие механизмов государственно-частного партнерства в регионе, и инвестиционная привлекательность региона для инфраструктурных инвесторов. Последний фактор оценивается на основе данных рейтинга инвестиционной привлекательности «Эксперта».
Детские сады, школы и котельные – успешные примеры ГЧП
К объектам соглашения о государственно-частном партнерстве закон относит имущество, входящее в состав дорожной и транспортной инфраструктуры, системы коммунального хозяйства, объектов энергоснабжения, объектов связи и телекоммуникаций, жилищного строительства. Также речь идет о сотрудничестве в сфере здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания; туристских, рекреационных и спортивных объектов. В законе прописано и еще одно социальное направление – дошкольные образовательные и детские оздоровительные учреждения.
В рамках одной из форм ГЧП – концессионного соглашения – была проведена реконструкция здания детского сада по ул. Танковой. Ранее здание использовалось не по назначению, а затем несколько лет вообще пустовало. Объем инвестиций составил 60 млн руб., а концессионная плата – 8 тыс. руб. в квартал. По такому же соглашению реконструировано здание детского комбината по ул. Чехова. Здесь объем инвестиций составил 35 млн руб., а концессионная плата – 29 тыс. руб. в квартал. В результате здания детских садов буквально преображаются, для детей создаются условия, отвечающие всем современным требованиям и нормам.
Известный пример ГЧП – строительство новой школы в микрорайоне Родники в Новосибирске. В сентябре 2013 года школа приняла 1 225 учеников, среди них 150 первоклассников. Строительство школы обошлось в 950 млн руб., из них 47 млн ушло на покупку учебного оборудования. Школа состоит из четырех учебных корпусов, в ней есть концертный зал на 600 мест, 25-метровый бассейн, зимний сад, телескоп, спортивный, гимнастический и тренажерный залы, библиотека с читальным залом на 72 посадочных места. Застройщик – компания «Энергомонтаж».
Инвесторам предлагается на выбор несколько схем. Первый вариант – строительство вскладчину несколькими участниками. По такой схеме построен детсад на ул. Котовского в Ленинском районе. Инвесторы – три новосибирских предприятия и мэрия. Другая схема предполагает строительство коммерческого детского сада: инвестор строит объект самостоятельно, устанавливает там повышенный уровень оплаты, часть которой мэрия готова дотировать. На таких условиях построен объект на ул. Гоголя в Центральном районе. Третья схема уже реализована в Первомайском районе, она предусматривает строительство инвестором детсада за свой счет и передачу его на баланс муниципалитету, который в течение трех лет выкупает здание.
Еще один пример – реконструкция здания по ул. Коммунистической. Медицинский центр «Авиценна» получил по концессии здание бывшего роддома на улице Коммунистической и в счет концессионной платы проводит бесплатные процедуры ЭКО. Соглашение заключено на 20 лет, корпус остается в муниципальной собственности, объем инвестиций – 46 млн руб. Ранее в этом здании располагался роддом № 1. Здание также является памятником архитектуры, поэтому здесь проводились не только ремонт, но и реставрация.
Помимо концессионной платы, поступающей в бюджет города, соглашения предусматривают, что в течение срока их действия бюджет не несет расходов по содержанию зданий. Сроки действия соглашений определяются в зависимости от объема инвестиций, на практике сложилось, что они не превышают 40 лет.
В рамках другой формы ГЧП – инвестиционной деятельности – осуществлена реконструкция одноэтажного здания магазина по ул. Гоголя, реконструкция административных и производственных зданий, расположенных по ул. Кропоткина, строительство пока единственной в городе механизированной автостоянки здания Дома быта. В собственности муниципалитета находится доля во всех этих объектах.
Помимо образовательных учреждений механизм ГЧП активно используется в сфере ЖКХ. В 2013 году в Новосибирской области начаты пять пилотных проектов государственно-частного партнерства в Колыванском, Болотнинском, Чистоозерном и Краснозерском районах по комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры.
В селе Преображенка Искитимского района введена в эксплуатацию новая котельная, построенная по блочно-модульной технологии взамен устаревшей. Котельная работает на каменном угле. Тепловая мощность составляет 1,26 МВт. Также проведена модернизация тепловой сети поселка, которая имела износ 80 % и находилась в аварийном состоянии. На работы по модернизации затрачено более 13,8 млн руб., в том числе 11 млрд из бюджетов, остальные – средства инвесторов.
Министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова рассказала об успешном строительстве котельных в Маслянинском районе.
Мосты и дороги
Президент России Владимир Путин призвал развивать конкуренцию среди компаний при реализации дорожных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Путин также призвал тиражировать опыт, примененный при заключении концессионного соглашения на строительство ЦКАД в Подмосковье. Об этом глава государства заявил на заседании президиума Госсовета в Новосибирске.
В регионе уже разрабатывается проект реконструкции автомобильной дороги К-17р «Новосибирск – Кочки – Павлодар» в форме концессионного соглашения. Контракт предполагает обслуживание автомобильной дороги одной компанией в течение 14 лет и будет первым примером контракта жизненного цикла за Уралом.
Как рассказал врио министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Титов, реконструкция участка трассы К-17р с 15 по 35 км является одним из приоритетных проектов дорожного строительства в Новосибирской области.
Реконструкция затронет часть трассы от Ордынского кольца до села Ярково. Участок трассы протяженностью 20 км с четырьмя полосами движения и разделением потоков будет отнесен к первой технической категории и, по словам Сергея Титова, будет похож на Северный обход между Новосибирском и Сокуром.
Власти планируют осуществить реконструкцию, используя механизм государственно-частного партнерства: начать в 2015–2017 годах и в течение 12 лет рассчитываться с инвестором. Объем инвестиций в проект оценивается в 24 млрд рублей.
В рамках ГЧП предполагается реализовать еще один крупный инфраструктурный проект – Центральный мост через Обь в Новосибирске. В октябре проект моста был представлен на заседании архитектурно-градостроительного Совета. Специалисты ЗАО «Институт «Стройпроект» предложили шестиполосный мостовой переход протяженностью 5,1 км, длина самого моста через Обь – 1,6 км. Кроме того, в проект входит путепровод на пересечении с железной дорогой, а также система многоуровневых развязок на подъездах к мосту. На правом берегу будут увязаны Каменская магистраль, Красный проспект, ул. Большевистская, ул. Фабричная с выходом на мост. На левом берегу предложено транспортное пересечение в разных уровнях ул. Станционной, проезда Энергетиков, ул. Планировочной, ул. Ватутина, ул. Станиславского и ул. Широкой. Обе развязки относятся к первому классу и предполагают непрерывное движение транспорта без светофоров. Предложено два варианта конструкции моста: с ферменными и балочными пролетными строениями. Самый длинный пролет – 234 м – с вантовым пилоном. Пилон может быть монолитным железобетонным или металлическим решетчатой конструкции.
Проезд по мосту будет платным, поэтому на левом берегу проектировщики предложили разместить кассовый центр, где можно будет произвести плату за проезд по объекту. Стоимость проезда проектировщики обозначили в размере от 30 до 70 руб.
Предполагается, что в рамках механизма ГЧП будет строиться и еще один мощный инфраструктурный объект – Юго-западный транзит, частью которого является Бугринский мост. Стоимость всего обхода, включая мост, составит порядка 25 млрд руб.
Правительство Новосибирской области считает ГЧП основным резервом роста инвестиционной активности в Новосибирской области. Как сообщается на сайте регионального правительства, на данный момент в Новосибирской области реализуется 30 проектов в различных формах государственно-частного партнерства с общим объемом заявленных инвестиций более 26 млрд руб.
Экономическая инициатива Правительства РФ о создании новой формы\r\nхозяйствования - государственно-частного партнерства (ГЧП) была озвучена\r\nв 2004 году и касалась, в первую очередь, транспортной отрасли. В\r\nнастоящее время идея ГЧП наиболее активно рассматривается и в ряде\r\nслучаев находит свое практическое воплощение в следующих отраслях\r\nроссийской экономики: транспорт и дорожное строительство,\r\nтелекоммуникации, машиностроение, авиакосмическая промышленность,\r\nнефтегазовая промышленность, энергетика и некоторых других отраслях,\r\nпредоставляющих общественные услуги и определяющих экономическую\r\nбезопасность страны. К примеру, в сфере строительства и ремонта дорог в\r\nУрало-Западносибирском регионе ГЧП будет развиваться по такой схеме:\r\nгосударственное финансирование (из федерального и региональных\r\nбюджетов) - частные подрядные дорожно-строительные организации -\r\nкомпании-производители дорожных материалов и техники всех форм\r\nсобственности - отраслевые научно-исследовательские институты .