Финансовая политика представляет собой политику государства. Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций

Тема 2. Финансовая политика государства и управление финансами.

1. Финансовая политика.

1. Финансовая политика

Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений при выполнении государством своих функций.

Финансовая политика представляет собой основан­ную на законодательстве целенаправленную деятельность государства в области мобилизации финансовых ресурсов, их распределения с целью выполнения государством своих функций.

Финансовая политика включает в себя три элемента:

    выработку концепции развития финансов,

    определение основных направлений их использования,

    а также разра­ботку мер, направленных на достижение целей.

Общие принципы формирования финансовой политики государства следующие:

    формирование научно обоснованной концепции раз­вития финансов , которая вырабатывается на основе анализа экономики, перспектив ее стабилизации и развития с уче­том потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах;

    сосредоточение определенной части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства в целях обеспечения финансирования расходов на содержание госу­дарственных органов, решения социальных задач и т.д.;

    определение важнейших направлений наиболее эффективного использования финансовых ресурсов госу­дарства путем их направления в приоритетные сферы;

    регулирование финансовых отношений с помощью налоговой политики , предусматривающей совершенствова­ние политики правительства в области налогообложения.

Выделяют следующие приоритеты финансовой политики:

    снижение социальной напряженности;

    оздоровление государственных финансов;

    восстановление нормального функционирования банковской сферы;

    достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;

    повышение финансово-экономической самостоятельности и ответственности регионов в рамках единого федерального государства;

    создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере;

    искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Задачи финансовой политики:

    Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

    Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

    Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

    Разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

    Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

    Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих их поставленных целей и задач.

Следует помнить, что главным критерием оценки эффек­тивности финансовой политики является то, насколько она способствует достижению поставленных государством целей.

Результативность финансовой политики повыша­ется по мере учета потребностей общественного развития, интересов всех слоев общества, объективной оценки воз­можностей государства.

Финансовая политика (состав) включает в себя:

    бюджетную,

    налоговую,

    инвестиционную,

    социальную,

    таможенную политику.

Бюджетная политика занимает центральное место в финансовой политике государства ввиду того, что она определяет:

    основные задачи бюджета

    количественные параметры формирования доходов и расходов бюджета,

    количественные параметры управления государственным долгом.

Основными задачами бюджетной политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются:

    превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

    обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

    дальнейшее удлинение горизонта бюджетного плани­рования;

    обеспечение исполнения расходных обязательств;

    проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

    переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

    применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов;

    повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;

    решение проблемы несбалансированности Пенсион­ного фонда РФ;

    содействие опережающему социально-экономиче­скому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

Налоговая политика предполагает разработку и реали­зацию комплекса мер:

    по совершенствованию налоговой системы,

    принципов ее построения и условий функциони­рования,

    мер по повышению эффективности и оптимиза­ции налогообложения, увеличения собираемости налогов.

Главная цель современной налоговой политики - фор­мирование такой налоговой системы, которая была бы, с одной стороны, необременительной для субъектов хозяй­ствования как по уровню изъятия доходов в форме налого­вых платежей, так и в части простоты и прозрачности про­цедур расчета и уплаты налогов, совершенства налоговой отчетности и упорядочения налоговых проверок, а с другой стороны, обеспечивала достаточные поступления в бюджет налоговых доходов.

Инвестиционная политика включает в себя систему мероприятий:

по созданию условий для привлечения отече­ственных и зарубежных инвестиций прежде всего в реаль­ный сектор экономики.

Основной целью этой политики является определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности, создании благоприятных условий инвесторам с целью привлечения инвестиций, обеспечение притока иностранного капитала. Реализация инвестиционной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих иннова­ционное развитие экономики.

Социальная политика направлена на решение задач финансового обеспечения:

    социального развития общества,

    улучшение условий жизни и благосостояния населения,

    других социальных прав граждан России, предусмотрен­ных Конституцией РФ.

Она включает в себя

    пенсионную,

    иммиграционную политику,

    политику финансовой помощи отдельным группам населения и др.

В сферу таможенной политики входит:

    регулирование экономических взаимоотношений с другими государст­вами,

    защита внутреннего рынка и национальных произ­водителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования.

Иными словами, финансовая политика - это часть социально-экономической политики государства по обеспече­нию сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях его финансовой системы, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления его функций.

Типы финансовой политики.

Исторический анализ вариантов финансовых политик, используемых различными государствами, позволилвыделить три основных типа финансовой политики.

    Классическая.

    Регулирующая.

    Планово-директивная.

Классическая финансовая политика.

До 20-х годов 20-го века основным типом финансовой политики был ее классический вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии и их последователей.

Основное ее направления – невмешательство государства в экономику , сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики.

Система управления финансовой деятельностью была проста и была представлена, как правило, одним органом управления – Министерством финансов (казначейством).

Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые достаточно просты и эффективны с точки зрения их взимания.

Регулирующая финансовая политика.

Обострение всего комплекса экономических, политических и социальных проблем в конце 20-х годов 20-го века Кризис – «Великая депрессия» в большинстве государств потребовало перехода к новому типу финансовой политики – регулирующей.

В основе регулирующей финансовой политики вначале была положена теория Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Кейнсианство исходит из необходимости осуществле­ния государственного регулирования в экономике и оказа­ния государственной поддержки проводимых в экономике преобразований. Согласно теории Дж. М. Кейнса воздей­ствие государства на субъекты экономики подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную политику.

Анализируя роль финансов в государственном регулировании экономики, кейнсианцы рассматривали налоги не столько как фискальный инструмент принуди­тельного изъятия дохода, сколько как элемент регулиро­вания экономической политики, имеющий существенное стабилизационное значение. Кейнсианцы настаивают на необходимости увеличения государственных расходов и уменьшения налогов, а также проведения мягкой кре­дитно-денежной политики и увеличения денежной массы в обращении. Поступление доходов государства растет либо за счет повышения эффективности государственных расходов, либо за счет расширения налогооблагаемой базы и роста собираемости налогов ввиду снижения уклонения от их уплаты.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы , за счет которых формируется дополнительный спрос .

Система налогов в регулирующей финансовой политике кардинально изменяется. Главным механизмом становится подоходный налог , использующий прогрессивные ставки.

Большое внимание уделяется системе государственного кредита , на ее основе проводится политики дефицитного финансирования.

Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов и т.п.

В целом регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве западных стран.

В 70-е годы в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта политика ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область.

Регулирование экономики становиться многоцелевым . Кроме регулирования экономического роста и занятости , государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства .

Регулирующая финансовая политика этого периода исходит из необходимости:

    сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему;

    снижение бюджетного дефицита;

    стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования;

    сокращение и уменьшение степени прогрессивности налогообложения.

Планово-директивная финансовая политика.

Планово-директивная финансовая политика – применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.

Государство, как собственник средств производства, осуществляет прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Целью такой финансовой политики являлось – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства. Для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Задача финансового механизма – создать инструменты для изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двух канального изъятия чистого дохода.

    Вначале, чистый доход изымался в бюджет при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая отрасль).

    Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий.

При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи:

    подоходного дохода населения;

    системы фактически принудительных государственных займов ;

    системы сберегательных касс , с помощью которых свободные средства населения также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа .

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач выделяют финансовую стратегию и финан­совую тактику.

Финансовая стратегия определяет основные долгосрочные цели развития государства на ближайшие годы.

Финансовая тактика конкретизирует механизм их реализации.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривающие решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и соци­альной сферы страны.

Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансов, которые связаны с основными проблемами, стоящими перед ним, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов, а также стимулирования передовых направлений развития производственных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.

Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимоза­висимы. Цели и задачи финансовой политики формулиру­ются в процессе финансового планирования.

2. Управление финансами, планирование и прогнозирование

Финансовый механизм.

Финансовый механизм – важнейшая составляющая часть финансовой политики. Посредством финансового механизма происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм – система установленных государством норм и методов организации финансовых отношений.

Основными звеньями финансового механизма являются:

    формы финансовых ресурсов;

    методы формирования финансовых ресурсов;

    система законодательных норм и нормативов, которые используются для определения доходов и расходов государства;

    организация бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутки реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Финансовая политика реализуется посредством финан­сового механизма , который включает в себя:

    финансовое законодательство;

    совокупность организационно-правовых форм финан­совых отношений;

    методы финансового планирования и прогнозирования;

    последовательность формирования и использования фондов денежных средств;

    управление финансами и финансовой системой.

Управление финансами осуществляется через сложившуюся организационную структуру, которая обусловлена историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства.

Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют:

    высшие законодательные органы власти;

    Президент РФ;

    Правительство РФ.

Действие финансового механизма обеспечивают спе­циальные организационные структуры , созданные для управления финансами.

К их числу относятся органы законодательной и исполнительной власти :

Министерство финансов РФ (Минфин России),

Федеральная налоговая служба (ФНС России),

Федеральная служба по финансо­вым рынкам (ФСФР России),

Банк России

и ряд других органов.

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответст­вующие им виды финансовых ресурсов с целью выполнения функций субъектами власти. Оно осуществляется через сложившуюся систему отношений и зависит от историче­ских, политических и экономических факторов, находится в подчинении у финансовой политики государства.

Оперативное управление финансами позволяет обес­печивать стабильное развитие экономики, осуществлять маневрирование бюджетными средствами, решать задачи поддержки населения, предупреждать чрезвычайные ситуа­ции и своевременно ликвидировать их последствия.

Говоря об управлении финансами, необходимо опреде­лить объект и субъект управления. Воздействуя на финан­совые отношения, конкретные формы проявления финан­сов, можно оказывать позитивное влияние на эффективное развитие экономики.

В данном случае финансы выступают в качестве объектов управления.

В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, финансах предприятий и организаций выступают спе­циальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом.

В России главными властными структурами по управ­лению финансами являются

Федеральное Собрание РФ,

Президент РФ,

Правительство РФ.

Именно эти органы определяют конечные параметры федерального бюджета, утверждают отчет об его исполнении.

Высшие законодательные органы власти – это Федеральное собрание и его две палаты – Государственная дума и Совет Федерации .

Федеральное собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

На региональном уровне высшими законодательными органами власти являются представительные структуры (законодательные собрания, верховные или государственные советы, думы и др.), которые рассматривают и утверждают региональные бюджеты и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом .

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой состоит из следующих органов:

1) про­фильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финан­сам Государственной Думы, Федерального Собрания РФ; Счетная палата РФ;

2) Федеральная налоговая служба;

3) Государственный таможенный комитет РФ;

4) Феде­ральная служба по финансовым рынкам;

5) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

6) исполнительные дирекции внебюджетных фондов соци­ального назначения.

Особое место среди органов управления занимает Министерство финансов РФ, которое является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нор­мативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драго­ценных камней, таможенных платежей, определения тамо­женной стоимости товаров и транспортных средств, инве­стирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, получен­ных преступным путем, и финансированию терроризма.

Основными органами управления финансами являются:

    Министерство финансов России и его органы на места.

    Федеральная налоговая служба и его органы на местах – налоговые инспекции.

    Федеральная таможенная служба и его органы на местах.

Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство

Основные задачи :

    разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

    составление проекта и исполнение федерального бюджета;

    обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;

    концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

    совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

    осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходование бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Основные функции Министерства финансов РФ:

    Участие в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определение потребности в государственных финансовых ресурсах, подготовка предложений о распределении их между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

    Организация работы по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разработка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.

    Обеспечение исполнения федерального бюджета и контроль за исполнение федеральных внебюджетных фондов.

    Разработка с участием Федеральной налог службы, предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы.

    Участите в определении государственной ценовой политики.

    Участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране.

    Разработка предложений по выпуску и размещению, а также осуществление выпуска государственных внутренних займов РФ.

    Разработка предложений по формированию и развитию финансового рынка.

    Осуществление по поручению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями.

    Разработка проектов и реализация программ внешних заимствований РФ.

Федеральная налоговая служба

Основная задача :

    осуществление контроля за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

Основные функции (налоговых инспекций) :

    Контроль за соблюдением налогового законодательства.

    Учет налогоплательщиков.

    Проверки налогоплательщиков,

    Представление сведений о поступивших налогах финансовым органам и органам федерального казначейства.

    Предоставление информации Министерству финансов обо всех случаях неуплаты платежей.

    Осуществление возврата излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых штрафов и пени.

Федеральная таможенная служба

Основная задача : - обеспечение поступлений от таможенных пошлин РФ в казну государства.

Основные функции :

    Проведение налоговых проверок по пошлинам и сборам, взимаемым таможенными органами.

    Проверка всех документов, связанных с исчислением и уплатой пошлин и сборов, взимаемых таможенными органами.

    Приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащим исполнении ими таможенного и налогового законодательства.

    Взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных таможенным и налоговым законодательством.

Государственные органы управления финансами имеют разветвленную сеть структур как федерального, так и регионального уровней. Федеральные структуры имеют самое широкое представительство как в субъектах федерации, так и на местном уровне.

Уровни управления

Федеральный

Субъект федерации

Местное самоуправление

Минфин РФ,

В том числе:

Департамент государственного финансового контроля и аудита;

Главное управление федерального казначейства (ГУФК) Минфина РФ;

Департамент по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ

Министерство, управление, департамент финансов субъекта РФ

Региональный аппарат департамента контроля РФ;

Орган федерального казначейства МФ РФ субъекта РФ;

Территориальный орган федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью;

Управление, департамент, отдел финансов

Аппарат департамента контроля Минфина РФ;

Городской, районный орган (отделение) федерального казначейства;

Таможенное управление субъекта РФ или региона (ов)

Городская, районная таможня

Главное управление ЦБ РФ субъекта федерации

Городское, районное отделение главного управления ЦБ субъекта РФ

Управление ФНС субъекта РФ

Городские, районные ИФНС

Счетная палата РФ

Контрольно-счетная палата (комиссия) субъекта Федерации

Счетная комиссия представительного органа местного самоуправления

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

Денежно-кредитная политика; -налоговая политика; -бюджетная политика; -политика в области международных финансов.

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

создание адекватного финансового механизма;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Задача 9. Вкладчик разместил на 3 года в банке 30 тыс. руб. Начисляются простые проценты: в первом году - по ставке дисконта 9 %, во втором - 8 %, в третьем - 10 %. Определить будущую стоимость вклада к концу третьего года.

В случае наращения по годовой простой ставке будущая стоимость вклада FV определяется по формуле: FV=PV*(1+in), где

Современная стоимость; - процентная ставка; - период.

Получим в I году: FV=30000*(1+0,09*1)=32700 руб.

во II году: FV=30000*(1+0,08*1)=32400 руб. в III году: FV=30000*(1+0,10*1)=33000 руб.

К концу третьего года стоимость вклада составит: 30000 + 2700 + 2400 + 3000 = 38100 руб.

Звенья финансовой политики

Финансовая политика включает в себя следующие звенья:

1. выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство этих звеньев определяет содержание финансовой политики.

Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам:

1. определение и постановка приоритетных целей и разработка стратегических и тактических задач, которые необходимо решить достижения целей за определенный период жизни общества;

2. разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются шальным образом;

3. подбор, расстановка кадров, способных решить поставленные задачи.

Результативность финансовой политики тем выше, чем более она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества. Приоритетами современной финансовой политики России является обеспечение долгосрочного экономического роста, создание оптимальных пропорции экономии, повышение социальной защищенности населения.

Важным компонентом финансовой политики является ее целевая направленность.

В разработке финансовой политики государства участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. По ныне действующему законодательству, в соответствии с Конституцией РФ, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу.

Правительство РФ разрабатывает мероприятия в сфере финансов в соответствии с определенными в послании Президента приоритетами развития экономики и обеспечения социальной справедливости.

В рамках реализации поставленных задач Правительство как субъект законодательной инициативы разрабатывает законодатель основу функционирования финансовой системы экономики та предстоящие периоды.

Государственная Дума имеет право утверждения и неутверждения предлагаемых законов и сама обладает правом законодательной инициативы, обеспечивая тем самым правовое пространство для финансовых отношений в экономике. Финансовая политика включает в себя денежно-кредитную, бюджетную, бюджетно-налоговую, таможенную политику. Являясь средством осуществления экономической и социальной политики государства, она активно влияет на них. Бюджетная политика государства определяется конституционным строем и принятым законодательством в области бюджетного регулирования. Однако бюджетная политика несводима лишь к бюджетному процессу как таковому, поскольку государство, помимо осуществления им фискально-бюджетной политики, само активно участвует в воспроизводственном процессе. Бюджетная политика выражается в определении доли валового внутреннего продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между ветвями власти, в определении структуры расходной части бюджета.

Если говорить о финансовой политике как о явлении, то ее успехи во многом определяют мощь государства и его способность обеспечивать выполнение своих важнейших функций, реализацию национальных интересов страны, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, геополитические позиции страны, социальную стабильность. Именно финансовая политика государства и расширение его финансового потенциала определяют роль национальной экономики в мировом экономическом и политическом пространстве. Основными чертами финансовой политики на современном этапе являются следующие:

1) возросшая взаимозависимость между денежно-кредитной политикой Центрального банка и бюджетно-налоговой политикой Правительства;

2) рост количества используемых в экономике финансовых механизмов и ресурсов;

3) бурный рост рынка «фиктивных» капиталов.

Финансовая политика в XXI в. определяется следующими стратегическими линиями:

1. единство целей, инструментов финансовой политики и целей развития экономики, политической системы в рамках повышения материального благосостояния граждан;

2. обеспечение экономического роста при одновременном повышении эффективности финансового регулирования;

3. определение новых структурных пропорций экономики и развитие всех секторов экономики;

4. создание новых финансовых инструментов и механизмов;

5. обуздание инфляции;

6. повышение роли региональных и местных бюджетов.

Последнее уже находит свое выражение. Так, в «Программе развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года» важной целью реформирования межбюджетных отношений называется стимулирование регионального развития. Для этого Программой предусмотрено повышение бюджетного статуса и расширение налогово-бюджетных полномочий муниципальных образований, повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов и переход в долгосрочной перспективе к формированию их в основном за счет собственных налогов, а также расширение полномочий регионов и местных органов власти в планировании бюджетных расходов.

Тема. Финансовая политика РФ.

    Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования

    Финансовый механизм

    Характеристика основных направлений финансовой политики

1. Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве - это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования важное значение имеют: ♦ финансовое регулирование и стимулирование производства; ♦ финансирование научно-технического прогресса; ♦ страховая защита общественного производства. Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

    определение основных направлений, целей и задач финансовой политики.

    формирование финансового механизма.

    управление финансовой деятельностью.

Главными задачами финансовой политики являются:

    обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществленных государством;

    установление рационального распределения и использование ресурсов;

    достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

    создание благоприятных условий для функционирования хозяйствующих субъектов;

    формирования уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

В РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в своих посланиях определяет основные направления экономики на планируемый год и перспективу. (3 года)

Правительство РФ действует в рамках этого послания и вырабатывает основные направления развития экономики и обеспечение социальной стабильности. Им разрабатывается необходимые законодательные акты для реализации финансовой политики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использование финансов.

Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования, финансовых отношений. При выработке финансовой политики учитывают особенности исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внешней и внутренней обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Цели финансовой политики:

    Фискальная политика – связанна со сбалансированием доходов и расходов государства. (Кривая Лаффера)

    Регулирование налоговых процессов – проводится с помощью экономических инструментов. Регулирование может осуществляться стихийно или сознательно. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики. В качестве инструментов регулирования выступают налоги, государственный кредит, бюджетное ассигнование и т.д.

Виды финансовой политики:

    Политика экономического роста. Представляет собой систему финансовых мер, направленных на увеличение ВНП и повышения уровня занятости. Эта политика включает рост государственных расходов, и снижение налоговой бремени. Эта политика применяется в период экономического кризиса. В долгосрочном аспекте данная политика может привести к росту инфляции. (Доход снижается и Расходы повышаются).

    Политика стабилизации. Характеризуется ограничением государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования, сбалансированного бюджета. (Расход = Доходу).

    Политика ограничения деловой политики. Направлена на уменьшение реального объема ВНП. Она связана с уменьшением государственных расходов и увеличение налогового бремени. Эта политика применяется тогда, когда произошел кризис (Расходы уменьшаются и Доходы увеличиваются).

2. Финансовый механизм.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

Финансовый механизм – это система, установленная государством: форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм это наиболее динамичная часть финансовой политики, его изменения происходят в связи с решением тактических задач государства.

Финансовый механизм подразделяется на:

    Директивный (прямое воздействие) – разрабатывается для отношений, в которых непосредственно участвует государство.

    Регулирующий (косвенное воздействие) – связан с финансовыми отношениями предприятий.

Система инструментов финансовой политики:

    Правовые – нормативно-правовые акты, принятие государственных программ, заключение международных соглашений.

    Административные – порядок регистрации, получение лицензии, квотирование, применение государственных санкций, ведение административных мер, управление государственной собственностью.

    Экономические инструменты:

I.гр. Активно-структурные – это государственная поддержка, инвестиционные скидки, использование на льготных условиях недвижимости, государственные инвестиции, государственные закупки.

II.гр. Фискально-структурные – это специальные налоговые режимы, налоговые льготы, бюджетное ассигнование, амортизационную политику.

III.гр. Монетарные – связанно с регулированием денежной массы, процентных ставок, операции на рынке ценных бумаг и с иностранной валютой.

IV.гр. Инструменты антимонопольной политики, земельное регулирование.

    Характеристика основных направлений финансовой политики

Финансовая политика включает восемь основных направлений:

    Налоговая политика должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения государством своих функций и обязательств.

    Бюджетная политика предусматривает:

    определение доли ВВП, мобилизуемого в бюджет;

    установление оптимальных взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти;

    оптимизация расходов бюджета;

    распределение расходов бюджета между бюджетами разных уровней;

    управление государственным долгом;

    определение источников финансирования дефицита бюджета.

Денежно-кредитная политика имеет следующие элементы:

  • эмиссионная политика;

    политика стабилизации национальной валюты;

    кредитная политика.

Денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком РФ.

    Ценовая политика – регулирование цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Ценовая политика преследует следующие цели:

    регулирование цен на все товары и услуги внутри страны;

    компенсация низких внутренних цен за счет высоких внешних:

    субсидирование цен с целью их снижения и завоевания новых рынков сбыта (в т.ч. внешних).

Таможенная политика – это часть ценовой политики, т.к. таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Социальная политика включает:

  • разработку механизма защиты наименее обеспеченных слоев населения;

    реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;

    регулирование вынужденной миграции.

Инвестиционная политика предполагает:

  • создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений накопления;

    развитие ипотечного кредитования;

    привлечение прямых иностранных инвестиций и т.д.

Политика в области международных финансов:

  • интеграция России в мировую финансовую систему;

    признание России страной с рыночной экономикой;

    вступление в международные организации (в т.ч. во Всемирную торговую организацию);

    урегулирование внешней задолженности;

    повышение устойчивости курса рубля.

Составной частью социально-экономической политики государства является финансовая политика. Особенность ее состоит в том, что, будучи составной частью, социально-экономической политики и выполняя по отношению к ней вспомогательную роль, финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства во всех перечисленных пяти направлениях. Без успеха в финансовой политике все замыслы государства обречены на провал.

Главной целью государственной финансовой политики должно быть (и должно стать в современной России) создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Финансовая политика государства должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны, увеличение объема финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование.

Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Основные методологические принципы проведения финансовой политики:

Зависимость от конечной цели;

Макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

Соответствие интересам всех членов общества;

Использование экономических законов;

Учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий, включающий:

Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных задач;

Создание адекватного финансового механизма;

Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов для решения главных экономических и социальных задач государства. Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов, стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны и взаимозависимы.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого государство осуществляет свою деятельность в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.


К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования; система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов хозяйствующих субъектов, рынка ценных бумаг .

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все изменения текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм,как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Сюда входят налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государство детально разрабатывает систему организации финансовых отношений, обязательную для всех участников. Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует, но которые имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг, валютный рынок), либо одна из сторон которых - агент государства (финансы государственных унитарных предприятий).

Регулирующий финансовый механизмопределяет основные правила финансовых отношений (правила игры) в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Например, для частных предприятий государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятия самостоятельно определяют виды денежных фондов, направления их использования. Государство устанавливает также единые правила ведения бухгалтерского учета, формы и порядок составления финансовой отчетности, правила наличных и безналичных расчетов.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть с применением встроенных стабилизаторов.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

Общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

Социальные программы;

Правительственные закупки;

Государственные инвестиции;

Изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

Управление налоговым гнетом.

Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) политика в области государственных расходов;

На разных этапах исторического развития разными государствами применялись разные типы финансовой политики. Финансовая наука выделяет три основных типа: классический, регулирующий, планово-директивный.

Использование того или иного типа финансовой политики зависит от особенностей исторических этапов развития экономики и социальной сферы, господствующих теоретических концепций, влияющих на экономический и политический курс государства, интересы правящих партий и социальных групп населения.

До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772— 1823) и их последователей. Основное направление заключалось в невмешательстве государства в экономику, сохранении свободной конкуренции, использовании рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос в конце 20-х годов XX в., когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем в большинстве государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике.В ее основу была положена теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос, обеспечивается рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода, создание новых рабочих мест, ликвидация безработицы.

Кейнсианская регулирующая финансовая политика, получившая распространение в странах Западной Европы и США, обеспечила в 30-60-х годах прошлого столетия стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теорий. Эта разновидность финансовой политики не отменяет, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. При этом регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Планово-директивная финансовая политикаприменяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

С любой стране главным субъектом проводимой финансовой политики выступает государство. Оно разрабатывает финансовую стратегию на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, формирует соответствующий финансовый механизм.

При выработке финансовой политики государство руководствуется особенностями исторического развития общества, учитывает внутреннюю и международную обстановку, реальные экономические и финансовые возможности страны, опыт использования экономического и финансового механизма, новые тенденции развития, мировой опыт.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Основа современной финансовой политики России - это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

Приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направлений финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство обязано действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. Правительство Российской Федерации как часть исполнительной ветви власти разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики, и вносит их для рассмотрения и принятия в Государственную Думу.

Финансовая политика как часть системы управления финансами является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в определении финансовой политики незначительны. Они ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства в рамках Совета Федерации (через своих представителей) и как члены Государственного Совета (консультационного органа при Президенте России).

Финансовая политика включает бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику.

Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей, развития общества. Изучив теорию и структуру финансов можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Анализируя состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой можно сказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочению бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.