Этапы экономических реформ 1985 1991. Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной

Этапы экономических реформ 1985 1991. Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной

В марте 1985 года после смерти Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С.Горбачев.

Новое советское руководство осознавало необходимость реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества.

Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.

Причины перестройки:

    Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада.

    Низкий уровень жизни населения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

    Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

    Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

    Гонка вооружений. К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

Цель перестройки: оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С.Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму. Они только хотели совершенствования социализма. Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был дан анализ состояния советского общества и провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны . Основное внимание уделялось научно-техническому прогрессу (НТП), техническому перевооружению машиностроения и активизации «человеческого фактора». М.С.Горбачев призвал к укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров и др. Для улучшения качества выпускаемой продукции была введена госприемка – еще один орган административного контроля. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания , которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда. Сократилась продажа спиртных напитков. Стали вырубать виноградники. Началась спекуляция спиртным, самогоноварение и массовые отравления населения винными суррогатами. За три года этой кампании экономика страны недосчиталась от продажи спиртных напитков 67 млрд. рублей.

Началась борьба с «нетрудовыми доходами». На деле она свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства и задела слой людей, которые выращивали и продавали на рынках свою продукцию. В это же время «теневая экономика» продолжала процветать.

В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, активно используя приказные методы, делая ставку на энтузиазм работников. Старые методы работы приводили не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Термин «ускорение» уже через год исчез из официальной лексики.

К переосмыслению существующих порядков подтолкнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года.

После катастрофы на Чернобыльской атомной станции правительство решило, что нужно перестраиваться и начинать экономические реформы. Программа экономических реформ разрабатывалась целый год. Известные экономисты: Абалкин, Аганбегян, Заславская представили хороший п роект реформ в экономике, одобренный летом 1987 года . Проект реформ предусматривал следующее:

    Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.

    Постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально – путем развития кооперативного движения).

    Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

    Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

    Отказ от монополии внешней торговли.

    Более глубокую интеграцию в мировой рынок.

Теперь необходимо было под эти экономические реформы разработать и принять законы .

Посмотрим, какие же законы были приняты.

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 1989 г. Предусматривалось, что предприятия будут наделяться широкими правами. Однако, министерства не дали предприятиям хозяйственной самостоятельности.

С большим трудом началось формирование частного сектора в экономике. В мае 1988 г. были приняты законы, которые открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе. И еще 1 млн. человек – индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики». Ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. руб. в год (в ценах до 1 января 1992 г.). Кооперативы у нас не прижились, потому что кооператоров обложили налогом в 65% с прибыли.

Поздно приступили к реформам сельского хозяйства. Эти реформы носили половинчатый характер. Землю так и не передали в частную собственность. Арендные хозяйства не прижились, так как все права по наделению землей принадлежали колхозам, которые не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В результате в стране так и не был решен продовольственный вопрос. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

В итоге так и не были приняты законы, отвечающие велению времени. Да и введение в действие принятых законов растягивалось на длительный срок. В целом экономические реформы перестройки были непоследовательны и половинчаты. Всем реформам активно сопротивлялся бюрократический аппарат на местах.

    Устаревшие предприятия продолжали выпускать никому не нужную продукцию. Более того, началось общее сокращение производства в промышленности.

    Не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

    Страна оказалась в состоянии глубокого финансового кризиса. Рост инфляции достигал 30% в месяц. Зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США; гигантские суммы уходили для выплаты процентов по этим долгам. Валютные резервы бывшего СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены.

    Был всеобщий дефицит и расцвет «черного» рынка.

    Упал уровень жизни населения. Летом 1989 г. начались первые забастовки рабочих.

По мере неудач экономических реформ Горбачев начал ориентироваться на переход к рынку. В июне 1990 г. вышло постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

В это время группа ученых-экономистов: академик Шаталин, зам. председателя Совета Министров Явлинский и др. предложили свой план перехода к рынку за 500 дней. Предполагалось за этот срок провести приватизацию государственных предприятий торговли и промышленности, и значительно урезать экономическую власть Центра; снять государственный контроль над ценами, допустить безработицу и инфляцию. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы. Социально-экономическая обстановка в стране непрерывно ухудшалась.

В целом, под воздействием перестройки произошли значительные перемены во всех сферах общества. За 6 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». В конечном итоге, перестройка вышла из-под контроля ее организаторов, была утеряна руководящая роль КПСС. Появились массовые политические движения и начался «парад суверенитетов» республик. Перестройка, в том виде, в каком она замышлялась, потерпела поражение.

У политиков, ученых, публицистов существуют несколько точек зрения на итоги перестройки:

    Одни считают, что перестройка дала возможность России начать развиваться в русле мировой цивилизации.

    Другие видят, что в результате перестройки были преданы идеи Октябрьской революции, произошел возврат к капитализму, распалась огромная страна.

Стратегия ускорения. В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

В сентябре 1985 i. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве.

Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческою аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось.

Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы.

Экономическая реформа 1987 г.К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение преобразований в экономике, - Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунина и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

Постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);

Отказ от монополии внешней торговли;

Более глубокая интеграция в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы - «Закон о государственном предприятии».

Несмотря на то что реальных сдвигов в экономике не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования в ней частного сектора (хотя этот процесс шел с большим трудом). Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. - индивидуальной трудовой деятельностью. Это вело к фактической легализации «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали представители номенклатуры, скопившие средства в доперестроечные времена на основе коррупции и казнокрадства. По самым скромным оценкам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год (в ценах до 1 января 1992 г.).

Второй этап экономической реформы.По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.

Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему.

Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.

Программа «500 дней».После выборов народных депутатов РСФСР (1990) повое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. И. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, попыталось предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г.Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.

ДОКУМЕНТЫ


Похожая информация.


В первой половине 80-х годов застойные явления в экономике стали перерастать в предкризисные. Хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию, преддверие кризиса. В ноябре 1982 года на 76-м году жизни скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, занимавший этот пост с 1964 года (с 1964 по 1966 г. - Первый секретарь ЦК КПСС). Сменивший его Ю.В.Андропов, бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ), сделал попытку укрепить управленческую и трудовую дисциплину, обновить кадры. За пятнадцать месяцев его руководства было сменено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. Несколько оживилась экономика, повысилась дисциплина. Однако попытка усилить командные рычаги не смогла оказать должного воздействия.

После смерти Ю.В.Андропова 6 февраля 1984 года Генеральным секретарем был избран 73-летний К.У.Черненко, который спустя год скончался, не внеся ничего заметного в политику государства. В марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь ЦК по сельскому хозяйству М.С.Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название "перестройки" и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества.

Период "перестройки" можно разделить на два этапа:1) 1985-1988 гг. - попытка добиться "ускорения" социально экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления.2) 1989-1991 гг.- реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной экономики.

К середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране ("путч" августа 1991 г.), роспуском КПСС и вступлением государства в новый исторический период.

1.Экономическое содержание "перестройки".

В начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу экономики. В основу экономической политики была положена концепция "ускорения социально-экономического развития страны". Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года."

Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.

Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров. 5 (*)

Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно:- была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др;- увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками;- участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей;- значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.

Впервые после войны был включен денежный станок.

На уроке мы найдем ответы на следующие вопросы: почему М.С. Горбачев, политик, получивший Нобелевскую премию, не оказался способным спасти СССР от экономического провала? Было это следствием неправильного выбора курса реформ или непреодолимых противоречий советской экономики, излечимых только путем уничтожения СССР как государства?

На закате советской истории М.С. Горбачев (рис. 1), пришедший к власти в 1985 году, попытался спасти СССР. С экономической точки зрения Горбачевым был принят ряд шагов по оздоровлению экономики, не принесших в результате эффекта. Чтобы понять, почему реформы не сработали, необходимо глубже в них разобраться.

В 1985 г. провозглашена новая экономическая программа, курс на ускорение социально-экономического развития страны. Эта программа проводилась в жизнь с 1985 по 1987 годы.

На самом деле, хотя программа и называлась «новой», она была очень осторожна по отношению к сложившимся устоям советской экономики. По сути ничего менять не планировалось, а предполагалось более продуктивно использовать те ресурсы и производственные мощности, которые уже существовали и функционировали.

В рамках программы были проведены следующие мероприятия:

  • Максимальная загрузка производственных мощностей с помощью организации многосменного режима работы. Другими словами, рабочие трудились в несколько смен, так чтобы использовать машины и агрегаты практически круглосуточно (машинам ведь не нужен ночной отдых).
  • Введение госприемки - новой инстанции по контролю качества продукции. То есть планировалось устранить недостатки производства путем ужесточения контроля и усиления страха наказания.
  • В апреле 1986 г. вышло постановление о предоставлении каждой семье отдельной квартиры к 2000 году.
  • В мае 1986 г. было объявлено начало кампании по борьбе с нетрудовыми доходами. Целью было максимально сократить «теневой» сектор экономики.
  • В ноябре 1986 г. была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, то есть свобода предпринимательства.

Итог этих реформ практически отсутствовал. Усиленная эксплуатация оборудования приводила к его преждевременному износу и росту аварийности, вместо улучшения качества продукции были раздуты штаты чиновников госприемки, программа по предоставлению жилья не могла быть реализована из-за отсутствия финансирования, «теневая» экономика сохранила свои позиции, а эффект от появления частных предпринимателей был слишком малозначимым в масштабах экономических проблем целой страны.

Делать ставку на энтузиазм рабочих и искреннее стремление перевыполнить план было в эти годы уже невозможно. Население перестало верить в сказки про вот-вот готовый наступить коммунизм, очереди в магазинах росли, и все больше просачивалась в общество картинка красивой жизни западных капиталистических стран.

17 мая 1985 началась широкомасштабная кампания по борьбе с алкоголизмом (рис. 2). Кампания осуществляла борьбу с чрезмерным употреблением алкоголя радикальными методами, то есть наложением запретов и ограничений.

Резко сократился объем продаж спиртного, доступный для продажи алкоголь продавался в строго ограниченных торговых точках, в строго определенные часы. Цены на алкоголь повысились значительно. Вырубались виноградники.

Такие радикальные меры, к сожалению, не принесли должного эффекта. Когда дело касается продуктов, вызывающих зависимость, запреты не очень хорошо работают. Вместо сокращения зависимости населения от алкоголя страна получила расцвет подпольной торговлей водкой, массовое самогоноварение, отравление суррогатными и поддельными напитками.

Как уже говорилось выше, попытка использовать более интенсивно существующие производственные мощности приводило к их преждевременному износу. Возросло число аварий по техническим причинам.

Самой страшной техногенной катастрофой времен правления Горбачева стала авария на Чернобыльской атомной электростанции. Сложно точно сказать, был ли причиной износ оборудования, неправильно проводимые испытания или ошибки во время проектирования и строительства станции, но ущерб от этой аварии был огромен и стал катастрофой не только национального, но и мирового масштаба.

Взрыв в энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел 26 апреля 1986 (рис. 3). Радиоактивное облако накрыло районы Украины, Белоруссии и России. Ликвидация последствий аварии потребовала огромных капиталовложений. Полностью эвакуированы были город Припять и окружающие села. До сих пор вокруг взорвавшейся станции сохранена зона отчуждения. Не прибавляло авторитета советским властям и то, что факт аварии долгое время скрывался. Не были отменены первомайские демонстрации в Киеве, Минске и других городах, хотя находиться на территориях, до которых дошло чернобыльское облако и где могли выпасть радиоактивные осадки, было вредно для здоровья.

В 1987 году, после того как не оправдались надежды на успех программы 1985 года, был разработан курс более радикальных экономических реформ. Для разработки новой экономической программы были привлечены серьезные экономисты.

Основной идеей новой программы был плановый переход на управляемую рыночную экономику. В этот момент уже было понятно, что ресурсы плановой экономики в советской реализации полностью исчерпали себя. Ситуация обострялась повсеместным дефицитом и необходимостью хоть как-то прокормить население страны.

В планах ученых было заинтересовать советское общество, дать ему возможности привлечения частного капитала, снять запрет на внешнеторговую деятельность, на селе взрастить слой фермеров вместо колхозников.

В 1987 году был принят закон о государственном предприятии (объединении). В соответствии с этим законом советские предприятия переводились на хозрасчет и самоокупаемость. Теперь предприятия могли сами искать поставщиков сырья и реализовывать продукцию, в том числе путем продажи за границу.

В 1988 году были разрешены кооперативы и расширялась индивидуальная частнопредпринимательская деятельность. Сельские жители теперь могли становиться фермерами и развивать собственное хозяйство в коммерческих целях, а не только для личного пользования.

Районные и областные комитеты КПСС были лишены прав вмешательства в деятельность предприятий.

Все эти реформы, так красиво выглядящие на бумаге, на практике снова не возымели действия. Экономическое положение в стране ухудшалось с каждым месяцем, обозначился спад и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Рос дефицит государственного бюджета и государственный долг.

Острой стала нехватка товаров первой необходимости. Во многих городах СССР была введена карточная система, чего население не видело с послевоенных времен. По карточкам выдавали сахар, чай, табак (рис. 4).

В результате реформ действительно началась частная предпринимательская деятельность, но развивалась она не очень активно. Часто предпринимательство использовалось для легализации капиталов, заработанных в «теневом» секторе экономики.

Реформа осложнялась также тем, что ранее господствовавшие институты, оплоты плановой экономики, всячески преобразованиям сопротивлялись. Такие структуры, как Госплан, Госснаб, министерство финансов осложняли и замедляли всеми способами ход реформ.

Причины неудачи горбачевских экономических реформ - спорный вопрос российской истории. Одновременно обострились кризисные явления и в политической, и в экономической, и в идеологической сферах. Сам М.С. Горбачев говорил впоследствии об ошибках в ходе проведения реформ, сыгравших серьезную негативную роль.

В декабре 1990 года, признав провал политики Перестройки в экономике, глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку.

Ученые стали разрабатывать новые планы по выходу из кризиса. Принят был консервативный план поэтапного введения в стране рыночных механизмов с контролем государства над развитием частного сектора. По сути, это была попытка по-прежнему придерживаться «гибридной» планово-рыночной модели.

Этот план не был единственным. Г.А. Явлинским (рис. 5) и С.С. Шаталиным был разработан более радикальный план. Он был изложен в программе «500 дней». Предлагался быстрый переход к рынку, приватизация госсобственности и привлечение частных инвестиций. Образцом для составления программы экономисты взяли аналогичную программу, реализованную в Польше. Программа «500 дней» не была принята к действию и осталась в истории лишь альтернативным планом.

К концу 1990 года стало понятно, что СССР не способен на реформирование в области экономики. Радикальные варианты, такие как «500 дней», Горбачев брать в реализацию не решался, а любые полумеры оказались в СССР неприменимыми.

Тем временем обострились проблемы во всех сферах экономики. Страна оказалась на пороге полной катастрофы.

Иллюстрации

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Список литературы

  1. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. ХХ - начало XXI века. 9 класс. - М.: 2013. - 304 с.
  2. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России: начало XX - начало XXI века. 10 класс. - М.: 2016. - 368 с.
  1. Видеолекция «Ускорение М. Горбачева» ().
  2. Статья об антиалкогольной кампании ().

Домашнее задание

  1. Какие проблемы СССР привели к необходимости проводить экономические реформы?
  2. Что бы вы предложили для проведения успешной кампании по борьбе с алкоголизмом?
  3. Какие государственные структуры сопротивлялись внедрению элементов рыночной экономики? Как вы думаете, почему?
  4. Расспросите старших родственников о дефиците 1980-х гг. Оформите сведения, которые вы узнали, в форме краткого эссе.
  • 8. Опричнина: ее причины и последствия.
  • 9. Смутное время в России в начале xyii века.
  • 10. Борьба с иноземными захватчиками в начале xyii века. Минин и Пожарский. Воцарение династии Романовых.
  • 11. Петр I – царь-реформатор. Экономические и государственные реформы Петра I.
  • 12. Внешняя политика и военные реформы Петра I.
  • 13. Императрица Екатерина II. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.
  • 1762-1796 Гг. Правление Екатерины II.
  • 14. Социально-экономическое развитие России во второй половине xyiii века.
  • 15. Внутренняя политика правительства Александра I.
  • 16. Россия в первом мировом конфликте: войны в составе антинаполеоновской коалиции. Отечественная война 1812 года.
  • 17. Движение декабристов: организации, программные документы. Н.Муравьев. П.Пестель.
  • 18 .Внутренняя политика Николая I.
  • 4) Упорядочение законодательства (кодификация законов).
  • 5) Борьба с освободительными идеями.
  • 19 . Россия и Кавказ в первой половине XIX века. Кавказская война. Мюридизм. Газават. Имамат Шамиля.
  • 20. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX века. Крымская война.
  • 22. Основные буржуазные реформы Александра II и их значение.
  • 23. Особенности внутренней политики Российского самодержавия в 80-х – начале 90-х годов XIX века. Контрреформы Александра III.
  • 24. Николай II-й – последний российский император. Российская империя на рубеже XIX –XX веков. Сословная структура. Социальный состав.
  • 2. Пролетариат.
  • 25. Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.). Причины, характер, движущие силы, итоги.
  • 4. Субъективный признак (а) или (б):
  • 26. Реформы п.А.Столыпина и их влияние на дальнейшее развитие России
  • 1. Разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба и хутора.
  • 2. Помощь крестьянам в приобретении земли через крестьянский банк.
  • 3. Поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, на Алтай).
  • 27. Первая мировая война: причины и характер. Россия в годы первой мировой войны
  • 28. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России. Падение самодержавия
  • 1) Кризис «верхов»:
  • 2) Кризис «низов»:
  • 3) Повысилась активность масс.
  • 29.Альтернативы осени 1917 года. Приход к власти большевиков в России.
  • 30. Выход советской России из первой мировой войны. Брестский мирный договор.
  • 31. Гражданская война и военная интервенция в России (1918-1920 гг.)
  • 32. Социально-экономическая политика первого советского правительства в годы гражданской войны. «Военный коммунизм».
  • 7. Отменена плата за жилье и многие виды услуг.
  • 33. Причины перехода к нэПу. Нэп: цели, задачи и основные противоречия. Итоги нэПа.
  • 35. Индустриализация в ссср. Основные итоги индустриального развития страны в 1930-е годы.
  • 36. Коллективизация в ссср и ее последствия. Кризис сталинской аграрной политики.
  • 37.Формирование тоталитарной системы. Массовый террор в ссср (1934-1938 гг.). Политические процессы 1930-х годов и их последствия для страны.
  • 38. Внешняя политика советского правительства в 1930-е годы.
  • 39. Ссср накануне Великой Отечественной войны.
  • 40. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны (летом-осенью 1941 года)
  • 41.Достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Значение Сталинградской и Курской битв.
  • 42. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в годы второй мировой войны.
  • 43. Участие ссср в разгроме милитаристской Японии. Конец второй мировой войны.
  • 44. Итоги Великой Отечественной и второй мировой войны. Цена победы. Значение победы над фашистской Германией и милитаристской Японией.
  • 45. Борьба за власть внутри высшего эшелона политического руководства страны после смерти Сталина. Приход к власти н.С.Хрущева.
  • 46.Политический портрет н.С.Хрущева и его реформы.
  • 47. Л.И.Брежнев. Консерватизм брежневского руководства и нарастание негативных процессов во всех сферах жизни советского общества.
  • 48. Характеристика социально-экономического развития ссср середины 60-х – середины 80- годов.
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки.
  • 50. Политика «гласности» (1985-1991 гг.) и ее влияние на раскрепощение духовной жизни общества.
  • 1. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена л.И.Брежнева:
  • 7. Из Конституции убрали ст.6 «о руководящей и направляющей роли кпсс». Появилась многопартийность.
  • 51. Внешняя политика советского правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление» м.С.Горбачева: достижения, потери.
  • 52. Распад ссср: его причины и последствия. Августовский путч 1991 г. Создание снг.
  • 21 Декабря в Алма-Ате 11 бывших союзных республик поддержали «Беловежское соглашение». 25 декабря 1991 г Президент Горбачев ушел в отставку. Ссср прекратил свое существование.
  • 53. Радикальные преобразования в экономике в 1992-1994 гг. Шоковая терапия и ее последствия для страны.
  • 54.Б.Н.Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. И их последствия.
  • 55. Принятие новой Конституции рф и выборы в парламент (1993 г.)
  • 56. Чеченский кризис в 1990-е годы.
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки.

    В марте 1985 года после смерти Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С.Горбачев.

    Новое советское руководство осознавало необходимость реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества. Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.

    Причины перестройки:

      Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада.

      Низкий уровень жизни населения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

      Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

      Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

      Гонка вооружений. К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

    Цель перестройки: оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С.Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму. Они только хотели совершенствования социализма. Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

    В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был дан анализ состояния советского общества и провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны . Основное внимание уделялось научно-техническому прогрессу (НТП), техническому перевооружению машиностроения и активизации «человеческого фактора». М.С.Горбачев призвал к укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров и др. Для улучшения качества выпускаемой продукции была введена госприемка – еще один орган административного контроля. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

    В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания , которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда. Сократилась продажа спиртных напитков. Стали вырубать виноградники. Началась спекуляция спиртным, самогоноварение и массовые отравления населения винными суррогатами. За три года этой кампании экономика страны недосчиталась от продажи спиртных напитков 67 млрд. рублей.

    Началась борьба с «нетрудовыми доходами». На деле она свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства и задела слой людей, которые выращивали и продавали на рынках свою продукцию. В это же время «теневая экономика» продолжала процветать.

    В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, активно используя приказные методы, делая ставку на энтузиазм работников. Старые методы работы приводили не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Термин «ускорение» уже через год исчез из официальной лексики.

    К переосмыслению существующих порядков подтолкнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года.

    После катастрофы на Чернобыльской атомной станции правительство решило, что нужно перестраиваться и начинать экономические реформы. Программа экономических реформ разрабатывалась целый год. Известные экономисты: Абалкин, Аганбегян, Заславская представили хороший п роект реформ в экономике, одобренный летом 1987 года . Проект реформ предусматривал следующее:

      Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.

      Постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально – путем развития кооперативного движения).

      Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

      Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

      Отказ от монополии внешней торговли.

      Более глубокую интеграцию в мировой рынок.

    Теперь необходимо было под эти экономические реформы разработать и принять законы .

    Посмотрим, какие же законы были приняты.

    В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 1989 г. Предусматривалось, что предприятия будут наделяться широкими правами. Однако, министерства не дали предприятиям хозяйственной самостоятельности.

    С большим трудом началось формирование частного сектора в экономике. В мае 1988 г. были приняты законы, которые открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе. И еще 1 млн. человек – индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики». Ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. руб. в год (в ценах до 1 января 1992 г.). Кооперативы у нас не прижились, потому что кооператоров обложили налогом в 65% с прибыли.

    Поздно приступили к реформам сельского хозяйства. Эти реформы носили половинчатый характер. Землю так и не передали в частную собственность. Арендные хозяйства не прижились, так как все права по наделению землей принадлежали колхозам, которые не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В результате в стране так и не был решен продовольственный вопрос. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

    В итоге так и не были приняты законы, отвечающие велению времени. Да и введение в действие принятых законов растягивалось на длительный срок. В целом экономические реформы перестройки были непоследовательны и половинчаты. Всем реформам активно сопротивлялся бюрократический аппарат на местах.

      Устаревшие предприятия продолжали выпускать никому не нужную продукцию. Более того, началось общее сокращение производства в промышленности.

      Не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

      Страна оказалась в состоянии глубокого финансового кризиса. Рост инфляции достигал 30% в месяц. Зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США; гигантские суммы уходили для выплаты процентов по этим долгам. Валютные резервы бывшего СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены.

      Был всеобщий дефицит и расцвет «черного» рынка.

      Упал уровень жизни населения. Летом 1989 г. начались первые забастовки рабочих.

    По мере неудач экономических реформ Горбачев начал ориентироваться на переход к рынку. В июне 1990 г. вышло постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

    В это время группа ученых-экономистов: академик Шаталин, зам. председателя Совета Министров Явлинский и др. предложили свой план перехода к рынку за 500 дней. Предполагалось за этот срок провести приватизацию государственных предприятий торговли и промышленности, и значительно урезать экономическую власть Центра; снять государственный контроль над ценами, допустить безработицу и инфляцию. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы. Социально-экономическая обстановка в стране непрерывно ухудшалась.

    В целом, под воздействием перестройки произошли значительные перемены во всех сферах общества. За 6 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». В конечном итоге, перестройка вышла из-под контроля ее организаторов, была утеряна руководящая роль КПСС. Появились массовые политические движения и начался «парад суверенитетов» республик. Перестройка, в том виде, в каком она замышлялась, потерпела поражение.

    У политиков, ученых, публицистов существуют несколько точек зрения на итоги перестройки:

      Одни считают, что перестройка дала возможность России начать развиваться в русле мировой цивилизации.

      Другие видят, что в результате перестройки были преданы идеи Октябрьской революции, произошел возврат к капитализму, распалась огромная страна.