Если номинальное предложение денег. Большая энциклопедия нефти и газа

Если номинальное предложение денег. Большая энциклопедия нефти и газа

Предложение денег - это количество денег, доступных для использования в экономике.2 В современных экономиках предложение денег определяется центральным банком, в Соединенных Штатах - Федеральной резервной системой.

Подробное объяснение того, как центральные банки управляют предложением денег, увело бы нас сейчас далеко от тех проблем, которые рассматриваются в данной главе, поэтому мы вернемся к этой теме в главе 14. Однако, для того чтобы уловить основную идею, давайте рассмотрим простую гипотетическую ситуацию, в которой деньги существуют только в форме наличности. В этом случае для увеличения предложения денег центральный банк должен только увеличить количество денег в обращении. Каким же образом это можно сделать?

Один из способов, который близок к тому, что используется на практике, - это печатание центральным банком новых денежных знаков для скупки таких финансовых активов, как государственные обязательства, находящиеся во владении физических и юридических лиц (публики). Производя этот обмен, публика увеличивает свои денежные запасы, следовательно, количество денег в обращении также увеличивается. Когда центральный банк использует деньги для покупки государственных обязательств у публики, что увеличивает предложение денег, то говорят о проведении покупки на открытом рынке.

Чтобы уменьшить предложение денег, центральный банк может провести и обратную операцию, продавая имеющиеся у него государственные обязательства публике за деньги. После того как центральный банк изымет полученные деньги из обращения, предложение денег уменьшится. Когда центральный банк продает государственные обязательства публике для уменьшения предложения денег, эта операция называется продажей на открытом рынке.

Покупки и продажи на открытом рынке в совокупности называются операциями на открытом рынке.

Кроме покупки государственных обязательств у публики центральный банк может также увеличить предложение денег, выкупая новые выпуски государственных обязательств непосредственно у правительства. Например, если ми-нистерству финансов страны необходим $1 млрд для оплаты партии новых истребителей, оно может выпустить какую-либо разновидность государственных обязательств на $1 млрд и передать их центральному банку в обмен на вновь напечатанные деньги на сумму в $ 1 млрд. Затем министерство финансов перечисляет этот $1 млрд производителю истребителей. После того как министерство финансов распорядилось этими деньгами, количество денег в обращении - величина денежной массы - увеличилось на $1 млрд. Этот второй способ увеличения предложения денег для финансирования государственных расходов рассматривается как печатание денег. Эта практика является наиболее распространенной в бедных странах или в странах, ведущих военные действия или столкнувшихся с природными катастрофами, где государственные расходы часто намного превышают сумму средств, которые могут быть собраны посредством налогов.2

Для обсуждения материала в остальной части данной главы мы примем допущение, что величина денежной массы в экономике равна М долларов и определяется центральным банком. Величина М может быть представлена агрегатами М1, М2 или каким-либо иным измерителем денежной массы. Однако для разработки теоретической модели не имеет значения, какой из измерителей денежной массы М будет использоваться.


Для удобства изучения материала, статью предложение денег разбиваем на темы:

В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, ценных бумаг, валюты, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов.

Кейнсианская модель. Для Дж. Кейнса главным в вопросе спроса на деньги являлось понятие нормы процента. Он считал деньги одним из видов .

Наличие денег на руках он связывал со свойством их ликвидности, но вводил три мотива хранения денег:

Стремление держать часть активов в форме денег для использования в качестве средства платежа;
желание обеспечить возможность в будущем распоряжаться частью активов в форме наличных денег;
риск держать активы в другой форме.

Современная теория денег в своих рассуждениях основывается на широком диапазоне денежных агрегатов М1 и М2: М1 - чеки; М2 - чеки + депозиты до востребования.

В связи с этим необходимо учитывать такие факторы:

Влияющие на желание обладать определенным активом по отношению к деньгам;
богатство как один из определяющих факторов спроса на деньги (чем богаче человек, тем выше у него спрос на деньги);
влияние экономических прогнозов (при пессимистическом прогнозе на будущую величина спроса на деньги имеет тенденцию к росту, и наоборот, при оптимистическом прогнозе люди предпочтут иные виды активов, и спрос на деньги упадет);
инфляцию;
современную теорию, которая отвергает спрос на деньги по трем мотивам Дж. Кейнса.

Предложение денег - желание экономических субъектов одолжить определенную часть своих активов с целью получения доходов. Предложение денег противостоит на рынке спросу на деньги. На уровне отдельного экономического субъекта предложение денег зависит от изменения доходности размещения их в финансовые активы, прежде всего от изменения процентной ставки: чем она выше, тем больше денег будет предлагаться в кредит, и наоборот.

На макроэкономическом уровне предложение денег имеет своей природной границей общую массу денег в обращении (по агрегату М1) и не может превышать его, как бы ни изменялась доходность финансовых активов. Поэтому предложение денег в определенных условиях можно считать постоянным фактором, не зависящим от динамики процентной ставки. При увеличении или уменьшении массы денег в обращении кривая МS сместится вправо или влево, оставшись в вертикальном положении, что подтверждает независимость общей массы предложения денег от процентной ставки.

Предложение денег в экономике

Предложение денег - это количество денег в обращении на данный момент времени. Государство обладает на выпуск денег и регулирует предложение денег. Регулирование предложения денег со стороны носит название денежной политики. В некоторых странах эту политику осуществляет непосредственно правительство, но часто это прерогатива Центрального банка, частично независимого от правительства.

Количество денег в обращении можно измерить несколькими способами. Так как деньги - это совокупность активов, используемых для совершения сделок, то, поскольку люди могут пользоваться различными видами активов, соответственно существует и множество способов измерения количества денег. В международной практике принято деление денежной массы на составляющие, сгруппированные по ликвидности в отдельные агрегаты.

Наиболее очевидным измерителем количества денег в обращении является наличность С. Если к ней добавить резервы, хранящиеся в Центральном банке, то получим денежную базу В. Именно на денежную базу может напрямую влиять Центральный банк.

Кроме наличности С различают также денежные агрегаты М1, М2, М3 и L.

Если к денежной базе добавить счета до востребования и вклады, с которых можно выписывать чеки, то получится денежный агрегат М1. Обычно, когда макроэкономисты говорят о деньгах, они подразумевают М1 (т.е. деньги, не приносящие или практически не приносящие дохода в виде процентов).

М2 представляет собой сумму М1, бесчековых сберегательных счетов и мелких (менее 100 000 долл.) срочных вкладов.

М3 - это М2 плюс крупные (более 100 000 долл.) срочные вклады.

L - сумма М3, сберегательных облигаций, краткосрочных обязательств Казначейства и других ликвидных активов.

Все вышеприведенные агрегаты различаются по степени ликвидности, т.е. по степени легкости совершения сделок с помощью входящих в него позиций. Каждый последующий агрегат является в целом менее ликвидным и включает в себя предыдущий. Приведенная классификация является упрощенным вариантом классификации Федеральной резервной системы США (ФРС США). В нашей стране в настоящее время различаются денежные агрегаты М0, М1 иМ2. М0 - наличность вне банковской системы.

При расчете денежной массы под М1 подразумевается:

1) наличность М0;
2) средства предприятий и организаций на расчетных и текущих счетах;
3) депозиты «до востребования» физических и юридических лиц.

В М2 кроме М1 включаются средства на срочных депозитах юридических и физических лиц.

Обычно все денежные агрегаты изменяются одновременно в одинаковом направлении, поэтому в целях анализа употребляется просто символ М - предложение денег, под которым понимается величина, контролируемая Центральным банком. На самом деле Центральный банк не может полностью регулировать предложение денег, он влияет в основном на денежную базу, однако при макроэкономическом анализе, как правило, предполагается, что он в состоянии это делать.

Увеличение предложения денег

Увеличение предложения денег может обеспечиваться печатанием центральным банком большего количества денег для оплаты закупок облигаций. Однако метод, наиболее часто применяемый центральным банком для изменения и осуществления контроля над предложением денег, заключается в изменении резервов банков в системе путем купли-продажи облигаций. Например, в Соединенных Штатах, если ФСР покупает на 10 млн. долл. государственных облигаций у отдельного лица или у предприятия, он увеличивает резервы в банке продавца на 10 млн. долл., т.е. текущий счет продавца увеличивается на 10 млн. долл. Предложение же денег фактически увеличивается в несколько раз по сравнению с этой суммой.

Этот процесс, развивающийся после прироста денежной массы. Увеличение предложения денег смещает кривую LM вправо. В точке начального равновесия Е увеличение предложения денег создает избыточное предложение денег (ESM), к которому люди приспосабливаются, приобретая облигации, в результате чего цены на облигации увеличиваются, а процентная ставка снижается. Поскольку равновесие на рынке активов восстанавливается быстро, процентная ставка падает сразу же до точки Е. Из-за низкой процентной ставки стечением времени инвестиции и производство увеличиваются. По мере расширения производства начинается движение вверх по кривой LM точки равновесия Ег Процентная ставка растет, потому что увеличение производства повышает спрос на деньги, а это повышение нейтрализуется более высокими процентными ставками.

Таким образом, предложение денег находится в прямой зависимости от величины денежной базы и мультипликатора. Из определения денежного мультипликатора видно, что увеличение rd приводит к росту знаменателя и уменьшению денежного мультипликатора. Действительно, чем больше та часть депозитов, которая используется коммерческими банками в качестве резервов, тем меньше новых денег они могут создать. Соответственно уменьшение cd и rd ведет к увеличению денежного мультипликатора и росту предложения денег.

Сторонники обоих течении сходятся в том, что эта система должна иметь долгосрочный характер и ориентироваться не на анти циклическое управление , на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов. Так, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения сбережений и кредитных ресурсов средством налоговой . Важнейшим методом сдерживания инфляций считается монетаристская денежная политика, нацеленная на стабилизацию темпа роста предложения денег. Решение проблемы безработиц связывается с различными мерам и государства по восстановлению свобод действий рыночного механизма, которые должны оказать положительно воздействие на предложение труда.

Центральный банк - Федеральная резервная система - определяет независимо от правительства денежно-кредитную политику, назначая процентные ставки. Налогово-бюджетной политикой - налогами и расходами - заведуют законодательные и исполнительные власти. Однако каждый из этих видов политики имеет разные цели. Центральный банк стремится ограничить рост предложения денег и обеспечить низкие темпы инфляции. Власти, заведующие налогово-бюджетной политикой, больше озабочены такими вопросами, как полная занятость, собственная популярность, сохранение низких налогов и грядущие выборы.

Особая роль отводится и реформе налогообложения лиц с высокими доходами. Основной приводимый в этом плане аргумент состоит в том, что богатых отличает большая склонность к сбережению, чем бедных. По мнению теоретиков предложения, налоговая реформа должна была вызвать следующие эффекты. Согласно теории предложения, объем сбережений возрастет настолько, что его хватит и для частных инвестиций, и для финансирования кратковременного бюджетного дефицита.

Частные сбережения рассматриваются как своеобразный резерв денежных средств, позволяющий размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибегая к эмиссии. Для обоснования этой точки зрения используется кривая Лаффера. В-четвертых, сокращение налогов в сочетании с обязательством ликвидировать дефицит приведет к уменьшению государственных расходов и в конечном итоге обернется очищением рынков, за что и ратуют теоретики предложения. В-пятых, снижение налоговых ставок, сокращение бюджетных дефицитов, жесткое ограничение темпа роста предложения денег позволяют полностью ликвидировать инфляцию и обеспечить возможности для беспрепятственного экономического роста.

Номинальное предложение денег

Денежная масса - это общий объем платежных и покупательных (наличных и безналичных) средств, позволяющий обеспечивать обращение товаров и услуг, которые предоставляют частные лица, организации, предприятия и государство.

Выделяют в структуре денежной массы две части: активную и пассивную. Реально обслуживающие хозяйственный оборот денежные средства - это активная часть. Потенциально служащие расчетными средствами остатки на счетах, являющиеся денежными накоплениями, - пассивная часть. В связи с этим структура денежной массы очень сложна.

В нее входят наличные средства (бумажные деньги, мелкие наличные монеты) и депозиты (чеки, кредитные карточки, являющиеся инструментами, обслуживающими банковские деньги). С помощью безналичных денег покупатель при покупке каких-либо товаров или услуг с помощью чека или кредитной карты объясняет банку, что он хочет снять со счета (со своего депозита) определенную сумму.

В пассивную часть денежной массы входят компоненты, которые не используются как покупательные или платежные средства. Это денежные средства на сберегательных вкладах в кредитно-финансовых учреждениях, акциях инвестиционных фондов и т.п., которые носят название «квазиденьги». Эти деньги называют еще ликвидными активами. На фоне наличных средств квазиденьги не абсолютно ликвидны. Но все-таки квазиденьги - это ликвидные виды богатств, так как их в любой момент можно перевести в наличные деньги.

Можно выстроить компоненты денежной массы, сложены по степени уменьшения ликвидности, позволяющие выделить определенное количество денежных агрегатов (показателей денежной массы). Первый из них - это агрегат М0, состоящий из наличных денег в обращении. Второе место занимает агрегат М1, включающий в себя деньги на текущих счетах, обслуживаемых с помощью чеков, и наличные деньги. Еще этот агрегат называют «деньгами для сделок».

Эти депозиты выполняют все функции денег и могут быть быстро переведены в наличные. На третьем месте находится агрегат М2, включающий в себя все компоненты предыдущего агрегата, а также деньги на сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты в специальных финансовых институтах. Хотя, используя срочные счета, есть возможность получить более высокий процент, чем с текущих счетов, деньги, вложенные в них, невозможно изъять ранее определенного условием вклада сроком.

Существует также понятие расширенного денежного агрегата М2Х, в состав которого входят дополнительные депозиты в иностранной валюте. Ниже всех стоит денежный агрегат М3, образующийся путем прибавления к агрегату М2 депозитных сертификатов, облигаций государственного займа и других ценных бумаг.

Модель предложения денег

Если при анализе денежного спроса мы сталкиваемся с концептуальными различиями в силу того, что спрос на деньги зависит от интерпретации поведения экономических субъектов, то денежное предложение определяется преимущественно институциональными факторами и поэтому вне концептуально.

Предложение денег и регулирование денежной массы является важнейшей функцией государства. Деньги создаются и уничтожаются банковской системой, при этом органом, осуществляющим регулирование денежного предложения, является Центральный банк.

Денежная база – эта та часть денежного предложения, которую непосредственно создает Центральный банк.

Резервы – сумма средств, внесенных на банковские счета и не выданных в качестве кредитов.

Депозиты – вклады экономических субъектов в коммерческие банки.

Таким образом, в формировании денежного предложения участвуют три субъекта: Центральный банк, система коммерческих банков и население.

Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд.

Обязательные резервы – минимальный размер вклада, который коммерческий банк должен держать в Центральном банке.

Избыточные резервы – кассовая наличность коммерческого банка.

Депозитный мультипликатор – коэффициент, показывающий, насколько система коммерческих банков может увеличить объем депозитов при заданной денежной базе.

При этом очевидно, что величина cr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Денежный мультипликатор – коэффициент, показывающий, насколько система коммерческих банков может увеличить объем денежной массы при заданной денежной базе.

Таким образом, объем денежного предложения находится в прямой зависимости от величины денежной базы и в обратной зависимости от коэффициента депонирования и нормы резервирования. Денежная база и норма обязательного резервирования определяются ЦБ, поэтому в модели денежного предложения их можно считать экзогенной заданными переменными. Коэффициент депонирования в значительной степени определяется институциональными факторами, в частности развитостью системы безналичных платежей, электронных денег и т.д. Кроме того, он имеет достаточно ярко выраженные сезонные колебания как отражение временных различий в уровне потребления и, соответственно, в текущих платежах.

В результате процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

1) первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств ЦБ перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);
2) последующее изменение предложения денег через процесс «мультипликации» в системе коммерческих банков.

Рост денежной базы и снижение нормы обязательного резервирования сдвигают график функции предложения денег вправо.

Предложение денег в долгосрочном периоде

Развиваемая нами теория о влиянии предложения денег на уровень цен при заданных процентной ставке и производстве еще не объясняет долгосрочные воздействия изменений предложения денег на уровень цен. Для этого следует установить, каковы долгосрочные воздействия изменения предложения денег на процентную ставку и выпуск продукции. Сделать это легче, чем могло бы показаться. Мы утверждаем, что изменение предложения денег не оказывает воздействия на долгосрочные значения величин процентной ставки или реального выпуска.

Понять, каково долгосрочное воздействие предложения денег на процентную ставку и выпуск легче всего, представив себе вначале денежную реформу, при которой правительство страны изменяет масштаб национальной денежной единицы. Например, правительство Франции 1 января 1960 г. провело денежную реформу, просто выпустив "новые" французские франки, каждый из которых равнялся 100 "старым" французским франкам. Результатом этой реформы стало снижение количества денежных единиц в обращении и всех цен во франках до 1/100 от их значений в старых франках. Но изменение масштаба денежной единицы страны не повлияло на реальный выпуск продукции, процентную ставку или относительные цены товаров.

Произошло лишь одновременное изменение значений всех величин, выраженных во франках. Решение французского правительства обрубить два нуля на конце каждой величины, измеряемой во франках, столь же мало повлияло на реальные экономические переменные, как и, скажем, принятие решения о том, чтобы измерять расстояние не в милях, а в полумилях.

Увеличение предложения денег в долгосрочном периоде имеет такие же последствия, как и денежная реформа.

Например, удвоение предложения денег имеет те же долгосрочные последствия, что и денежная реформа, при которой каждая денежная единица замещается двумя единицами "новой" валюты. Если в экономике при этом существует полная занятость, то, в конечном счете, все цены в ней удвоятся, но реальный ВНП, процентная ставка и относительные цены вернутся к своему долгосрочному уровню, или уровню, соответствующему полной занятости. Почему изменение предложения денег оказывает на долгосрочное равновесие экономики, точно такое же воздействие, как и денежная реформа?

Уровень производства при полной занятости определяется обеспеченностью экономики трудом и капиталом, так что в долгосрочном периоде реальный выпуск не зависит от предложения денег. Аналогично процентная ставка в долгосрочном периоде также не зависит от предложения денег. Если предложение денег и все цены постоянно удваиваются, то нет причины, по которой люди, ранее хотевшие обменять 1 сегодняшний доллар на 1,10 долл. через год, не захотели бы теперь обменивать 2 сегодняшних доллара на 2,20 долл. через год, поскольку процентная ставка по-прежнему будет равна 10% годовых.

Относительные цены в случае удвоения всех цен в денежных единицах также останутся теми же самыми, так как относительные цены - это лишь соотношения цен. Следовательно, изменения в предложении денег не изменяют долгосрочного размещения ресурсов. Изменяется только абсолютный уровень цен.

Предыдущее утверждение относится только к изменениям в уровне номинального предложения денег, но, например, не к изменениям темпа роста предложения денег во времени. Утверждение о том, что однократное изменение уровня предложения денег не оказывает влияния на долгосрочные значения реальных экономических переменных, часто именуют нейтральностью денег в долгосрочном периоде. В противоположность этому изменения в темпах роста, предложения денег не должны быть нейтральными в долгосрочном периоде. Непрерывные изменения в темпе роста денежной массы окажут, в конечном счете, влияние, по меньшей мере, на равновесные реальные денежные запасы посредством повышения денежной процентной ставки.

Чтобы лучше понять, почему однократное изменение предложения денег не изменяет долгосрочный уровень процентной ставки, полезно считать, что процентные ставки, выраженные в деньгах, определяют относительные цены единиц валюты на различные даты.

Если долларовая процентная ставка составляет R процентов в год, то отдача в ссуду 1 долл. сегодня принесет вам в следующем году (1 + R) долл. Таким образом, 1/(1 + R) - это относительная цена будущих долларов, выраженная в текущих долларах, и эта относительная цена не изменится, если для всех дат разделить или умножить реальную стоимость денежной единицы на одно и то же число.

Изучая последствия увеличения предложения денег в долгосрочном периоде, мы, следовательно, имеем право предполагать, что долгосрочные значения Л и У не изменятся в результате изменений в предложении денег. Таким образом, можно из уравнения (1S.S) сделать следующий вывод: постоянное увеличение предложения денег вызывает пропорциональное повышение долгосрочного уровня цен. В частности, если в исходном пункте экономика находится в состоянии полной занятости, то постоянное увеличение предложения денег, в конечном счете, будет сопровождаться пропорциональным повышением уровня цен.

Предложение денег формула

Формула предложение денег выглядит следующим образом: М = пВ,

Где М – денежная масса;
п – мультипликатор;
в – денежная база: наиболее ликвидные средства в системе денежного.

Денежный агрегат – это статистический показатель, характеризующий объем денежной массы. Денежные агрегаты используют для анализа количественных изменений денежного обращения и для разработки мер по регулированию динамики денежной массы. Активы, входящие в состав денежных агрегатов, сгруппированы по принципу убывающей ликвидности.

В развитых странах для определения денежной массы используют следующие агрегаты:

1. Агрегат М1 – наличные деньги в обращении (банковские билеты и монеты) и средства на текущих банковских счетах.
2. Агрегат М2 = М1 + срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках.
3. Агрегат МЗ = М2 + сберегательные вклады в специализированных кредитных организациях.
4. Агрегат М4 = МЗ + депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

В Российской Федерации денежная масса включает в себя следующие денежные агрегаты:

1. МО – наличные деньги в обращении.
2. N11 = МО + расчетные, текущие и прочие счета (счета , чековые счета, счета и т.д.) + вклады в коммерческих банках + депозиты до востребования в Сбербанке.
3. М2 = М1 + срочные вклады в Сбербанке (без учетов депозитов в иностранной валюте).
4. МЗ = М2 + депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Факторы предложения денег

Признание спроса на деньги объективной пределом для предложения денег, а самой предложения - результатом деятельности банков может создать впечатление, что задачей монетарной политики банковской системы является чисто техническое «подтягивание» денежной массы к спросу на деньги при изменении его объема. Однако это лишь поверхностное, общее впечатление.

За ним кроется чрезвычайно сложный процесс роста массы денег (денежного предложения), на который, кроме решений центрального банка, влияет множество других факторов, которые могут предложение денег по сравнению с определенными целями, опровергнуть ее от спроса на деньги. Поэтому каждый из этих факторов можно рассматривать как самостоятельный фактор влияния на объем предложения денег. Базы, является функцией центрального банка.

Изменение коэффициента мультипликатора определяется не только решениями центрального банка, но и многими другими факторами, которые действуют независимо от его воли, и могут самостоятельно влиять на объем предложения денег.

Такими факторами могут быть изменения:

Нормы обязательных резервов;
- учетной ставки;
- типичной рыночной процентной ставки;
- процентной ставки по депозитам до востребования;
- объема богатства экономических субъектов;
- тонизации ;
- состояния доверия к банкам, банковской паники.

Рассмотрим механизм воздействия каждого из этих факторов на предложение денег.

Изменение нормы обязательного резервирования вызывает противоположную по направлению изменение коэффициента (m) мультипликации денежной массы, поскольку он определяется по формуле, где r - норма обязательного резервирования. Поэтому чем ниже будет норма (r), тем выше будет коэффициент мультипликации, а, следовательно, более общий объем денежного предложения, и наоборот.

Изменение учетной ставки влияет на денежную базу. При повышении учетной ставки уменьшается спрос коммерческих банков на ссуды рефинансирования, вследствие чего уменьшаются остатки средств на корсчетах в центральном банке, т.е. денежная база, сократятся также избыточные резервы банков и их возможности предоставлять ссуды, а, следовательно, и уровень мульти–аппликатора.

Изменения типовой рыночной процентной ставки влияют на предложение денег в нескольких направлениях.

В частности, при росте процентной ставки за ссуды и облигациями в коммерческих банков расширяются возможности получать ссуды рефинансирования даже при росте учетной ставки, вследствие чего возрастают денежная база, банковские резервы и коэффициент мультипликации, что способствует расширению предложения денег. Вместе с тем в этой ситуации могут уменьшаться спрос на банковские ссуды, возрастать избыточные резервы и сокращаться мультипликация депозитных денег.

Изменение богатства приводит к изменению соотношения между депозитной и наличной составляющими денежной массы: чем беднее экономические субъекты, тем большую часть своих денег они держат в форме наличности, и наоборот. Но поскольку депозитная составляющая предопределяет мультипликативный процесс, а наличная - нет, то изменение их соотношения приводит к изменению общего объема предложения денег. Так, при росте богатства депозитная составляющая денежной массы возрастет быстрее чем наличная, что усилит мультипликационный эффект и увеличит предложение денег. Уменьшение богатства иметь противоположное влияние на предложение денег.

Тенденция предпринимательской деятельности обусловливает изменение структуры денежных запасов в пользу наличных. Это ослабляет мультипликативное увеличение депозитов, поскольку наличные выходит из банковского оборота и не используется для целей кредитования. Падение уровня мультипликации уменьшает предложение денег в депозитной форме значительно больше, чем растет наличная масса. Поэтому общее денежное предложение сокращается по мере роста тенденции экономики.

Низкий состояние доверия к банкам, банковская паника тоже отрицательно влияют на процесс мультипликативного увеличения депозитов, так как вызывают изъятие денег из депозитов или сдерживают их рост. Увеличение наличной составляющей денежной массы не компенсирует потерь депозитной составляющей, поскольку через мультипликативный эффект они значительно превышают суммы наличных удалений.

В условиях усиления недоверия к банкам уровень мультипликации может снижаться и потому, что банки вынуждены увеличивать свои избыточные резервы и сокращать кредитование, с тем, чтобы усилить свою ликвидность на случай оттока вкладов.

Следовательно, общий объем предложения денег сокращается пропорционально падению доверия к банкам, а в период банковских Паник такое сокращение становится лавинообразный, способным парализовать всю платежную систему страны.

Рост процентных ставок по депозитам до востребования способствует привлечению банками наличных денег на текущие вклады и расширению процесса мультипликации депозитов, вследствие чего растет предложение денег. В принципе по депозитам до востребования банки могут не выплачивать процентного дохода, поскольку это «короткие» деньги, использование которых приносит банкам незначительные доходы. Однако современная банковская практика доказала целесообразность выплат дохода и по таким депозитам, для чего открываются специальные депозитные счета типа НАУ-счета, супер-НАУ-счета, счета с автоматическим «очисткой» и др.

Изменение предложения денег через колебания коэффициента мультипликации могут вызвать и другие факторы, в частности сезонные рост потребности населения в наличными, что приводит к уменьшению текущих депозитов и снижения процесса мультипликации, а значит - уменьшение предложения денег. В этом же направлении действует увеличение банками избыточных резервов накануне сезонного или любого другого ожидаемого роста оттока вкладов для обеспечения своей ликвидности.

Анализ факторов влияния на предложение денег гласит, что окончательный объем предложения денег формируется усилиями четырех групп субъектов: центрального банка, коммерческих банков, а также банковских вкладчиков и заемщиков. Это делает управление предложением денег достаточно сложной задачей. Чтобы вывести предложение денег на запланированный уровень, не достаточно соответственно регулировать денежную базу. Для этого надо еще и обеспечить соответствующее мультипликативные роста депозитов под влиянием всех перечисленных выше факторов.

Формирование предложения денег

Каким образом формируется предложение денег? Мы видели, что коммерческие банки предъявляют спрос на определенные формы долговых обязательств не-банков (задолженность на контокоррентном счете, обязательство по ссудам, обязательство по векселям, обязательство по ценным бумагам) и предлагают за них деньги. Следовательно, предложение денег тесно связано с предложением кредита. Если коммерческий банк покупает долговые обязательства, это отражается на его балансе: показатели в строке «объем предоставленных кредитов» увеличиваются.

Потенциал коммерческого банка в создании денег используется полностью только тогда, когда все его свободные резервы употребляются (в любой форме) на кредитование. Чем больше на балансе коммерческих банков видов имущества, приобретение которых не приводит к увеличению суммы кредитов не-банкам (мы имеем в виду, например, вклады до востребования в ЦБ, приобретенные у ЦБ бумаги денежного рынка), тем в меньшей степени используется существующий потенциал создания денег. Значит, объем предложения денег в экономике (при данных массе денег ЦБ, платежных обычаях и норме обязательных резервов) зависит от того, как коммерческие банки «оформляют левую сторону своего баланса». В исследовании факторов детерминирующих это «оформление» и заключается суть теории предложения денег.

Запасы банкнот коммерческих банков и их вклады до востребования в ЦБ - при данном объеме вкладов и платежных обычаях - практически полностью определяются требованиями, диктующийся соблюдением нормы обязательных резервов, и необходимостью, вытекающей из проведения платежей в экономике (платежный оборот).

Следовательно, решения коммерческих банков по формированию предложения денег напрямую связаны с распределением ими своих средств между приобретенными у ЦБ бумагами денежного рынка и предоставлением кредита. Избыточные вклады или покупка бумаг денежного рынка у ЦБ ограничивает их возможности в выдаче кредитов.

А отчего зависит (при данном объеме поступивших вкладов) доля предоставленных кредитов в общей ценности банковских активов? Важнейшими детерминантами являются доходность, ликвидность и риск.

Сущность предложения денег

Деньги - это особый вид товара, который выделился из товарного мира и служит всеобщим эквивалентом. Иными словами, деньги являются таким товаром, который способен обмениваться на все другие товары.

Деньги появились в глубокой древности в результате обмена товарами. Поначалу обмен был случайным. С развитием общественного разделения труда, производства и обмена выделился один товар (как всеобщий эквивалент), который и стал играть роль денег. Следовательно, деньги имеют товарное происхождение. В основе обмена товаров с помощью денег лежит стоимость, то есть общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в нем.

Роль всеобщего эквивалента долгое время выполняли благородные металлы, золото и серебро, а со второй половины XIX в. - только золото. В ходе своей исторической эволюции деньги стали выступать в различных формах - металлических, бумажных, кредитных и, наконец, в новой современной форме электронных денег.

Бумажные деньги появились в ходе длительного процесса. Изначально их выпуск был связан с естественным стиранием металлических монет и преднамеренной их порчей государственной властью. Впоследствии бумажные деньги в качестве денежных знаков стали широко использоваться для покрытия своих расходов (бюджетных дефицитов). Причина обесценивания бумажных денег заключалась в том, что их количество регулировалось и не ограничивалось реальными потребностями товарооборота.

Кредитные деньги возникли в период развитого капитализма. Они стали обслуживать не только обмен товаров, но и функционирование (движение) капитала.

Сущность денег находит свое непосредственное выражение в выполняемых пяти функциях.

Одна из наиболее спорных проблем связана с сущностью современных денег и ответом на вопрос: что такое деньги? Экономисты отвечают на него по-разному. Например, по мнению Э.Д. Долана, К.Д. Кэмпбелла и Р.Д. Кэмпбелл, «деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости». В этом определении отражены не сущность денег, а их функции; вопрос о сущности денег, об их экономической основе остается без ответа.

М.А. Портной предлагает следующие определения денег. «Деньги - это средство выражения ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, это универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений» И далее: капитализм «создает свои, адекватные его требованиям деньги. Такими деньгами стали кредитные деньги... Кредитные деньги не имеют собственной ценности. Это символические деньги, существующие в виде цифровых знаков, удостоверенных тем или иным образом». Некоторая противоречивость этих определений состоит в том, что символические деньги, не имеющие собственной ценности, не могут быть средством выражения ценности товарных ресурсов. Иными словами, стоимость не может быть выражена деньгами, лишенными стоимости.

В действительности современные деньги имеют стоимостное содержание. Для доказательства истинности этого вывода рассмотрим некоторые особенности происхождения современных денег, их применения и результатов использования. При этом пока абстрагируясь от инфляции, от случаев падения объема производства и учитывая, что истина наиболее ясно проявляется в движении, рассмотрим содержание прироста денежной массы. Прирост денежной массы основан в первую очередь на вновь созданной стоимости в отраслях хозяйства и комплексе информации о ней. Как отметила группа авторов, информация - это «одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания... один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах...»".

Комплекс информационного ресурса о стоимости, создаваемой в отраслях хозяйства, содержит данные о ней, о ее распределении и перераспределении, конечном потреблении и сбережениях. Вместе с ростом общественного производства расширяется емкость денежного обращения и платежного оборота в целом. Поэтому, получая комплекс информации о вновь созданной стоимости, центральный банк использует свое право эмиссии денег. Путем эмиссии денег он превращает комплекс информационного ресурса вновь созданной стоимости в свои работающие активы (золотовалютные резервы, кредиты, ценные бумаги и прочие активы, кроме основных средств и дебиторской задолженности по хозяйственной деятельности центрального банка).

Таким образом, вновь созданная в стране стоимость отражается посредством информационного ресурса в денежной эмиссии центрального банка и придает деньгам внутреннее стоимостное содержание. Часть эмитируемых денег мультиплицируется системой коммерческих банков. За счет эмиссии наличных денег и безналичных средств формируется прирост денежной массы.

В основных факторах прироста денежной массы также проявляется стоимостная сущность денег. Для доказательства верности этого тезиса необходимо отличать естественный прирост денежной массы от ее неестественного прироста. Естественным можно считать такой прирост количества денег в обращении, который опирается на естественные не инфляционные ресурсы денежной эмиссии, а именно на прирост реальных ВВП и перераспределяемых доходов, а также на замедление скорости обращения денег.

Реальный прирост ВВП - это сумма добавленных стоимостей в отраслях хозяйства. Реальный прирост перераспределяемых доходов - это часть вновь созданных и накопленных стоимостей, находящихся в фазе перераспределения. Замедление скорости обращения денег частично основано на росте сбережений части реального национального дохода и, следовательно, обладает стоимостной сутью. Сбережения в соответствующей сумме уводят эмитированные деньги из сферы обращения и тем самым расширяют не инфляционные возможности денежной эмиссии. Неестественный прирост количества денег в обращении обычно не обусловлен стоимостными ресурсами и сопровождается ростом инфляции. Инфляция, уменьшая реальное стоимостное содержание находящихся в обращении денег, как правило, не уничтожает их стоимостной сущности.

Таким образом, все основные факторы прироста денежной массы подтверждают стоимостное содержание современных денег. Такой же вывод можно сделать, учитывая практику их функционирования в платежном обороте прежде всего в качестве покупательного средства при обмене денег на товары, так как стоимостное содержание товаров не вызывает сомнений.

При платежах по заработной плате, по обязательствам перед бюджетом деньги содержат часть стоимости национального дохода. С особой силой стоимостное содержание денег проявляется в сбережениях, так как не имеет смысла накопление денег, не содержащих стоимости. Известна закономерность: в условиях гиперинфляции, когда стоимостное содержание денег существенно сокращается, уровень денежных сбережений падает.

Коренные свойства денег состоят в их всеобщей эквивалентности и всеобщей обмениваемой. Со временем соотношение между свойствами денег изменилось.

Рыночной экономике присуща перманентная, так называемая умеренная, инфляция, связанная с тенденцией постоянного перераспределения доходов в обществе. Например, в США за тридцать лет (1958-1988 гг.) не было ни одного года с нулевой инфляцией или .

Поэтому можно считать, что в современных условиях свойство всеобщей эквивалентности денег хотя и сохранилось, но ослаблено, так как продавец через какое-то время после продажи своего товара, как правило, не может на вырученные деньги купить другой равноценный товар. Наряду с этим окрепло свойство всеобщей обмениваемой денег. Обладая реальной стоимостью, деньги обмениваются на товары, услуги, обязательства, долговые требования, ценные бумаги. Отсюда проистекает вывод: современные деньги - это обладающие стоимостью орудия всеобщей обмениваемой.

В мировой истории, по мере того как роль денег в общественном воспроизводстве и во внешнеэкономической деятельности осознавалась государством, оно придавало деньгам существенные черты, отличающие их от других платежных средств. В современных условиях государство разрабатывает и организует денежную систему страны, объявляет деньги, эмитированные центральным банком, законным платежным средством, ставит перед денежными властями цель защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты.

Эта цель обусловлена инструментами денежно-кредитной политики, государственными гарантиями ряда хозяйственных и кредитных договоров, поддержкой и развитием инфраструктуры производства и торговли, регулированием внешнеэкономических связей и другими мерами. Государство активно влияет на курс национальной валюты. Этот курс базируется на регулировании цен товаров и услуг естественных монополий, на государственном монопольном владении рынком некоторых товаров, в том числе рынком вооружений, на установлении фиксированных ставок по налоговым платежам в бюджет, на государственной политике курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.

Субъекты предложения денег

Вообще спрос на деньги – это общий объем находящихся в обращении денежных средств, которые используются как инструмент оплаты товаров и услуг и погашения долгов. Всего два субъекта в стране обеспечивают предложение денег: центральный банк, который выпускает наличность, и система коммерческих банков, предлагающих кредитные деньги. Соответственно, общий спрос на деньги выглядит как

MS = C + D,
где C – наличность;
D – депозиты. Они образуются путем накопления вкладов экономических субъектов, а затем распределяются на банковские нужды: резервное покрытие и кредиты и ссуды.

Как было сказано ранее, центральный банк страны – эмиссионный центр. Фактически он выполняет функцию государства по обеспечению страны деньгами. В центральный банк поступает из экономики импульс о нехватке денежных средств в обращении или о росте дефицита государственного бюджета. В результате возникает потребность в осуществлении эмиссии денежных средств, или их дополнительном печатании.

Государству само по себе это выгодно не только потому, что позволяет значительно решить проблему бюджетного дефицита и государственного долга, но и вследствие того, что такие меры обеспечивают получение сеньоража (он равен отношению изменения денежной массы к уровню цен). Однако монетарный способ расширения денежного предложения имеет ряд явных недостатков. Прежде всего, эмиссия, или искусственное увеличение денег в стране, вызывает резкий рост совокупного спроса, что в свою очередь вызывает рост цен. Возникает инфляция спроса. Затем по мере роста общего уровня цен, поднимаются цены на те ресурсы, которые предприятиям и фирмам необходимы для производства, в результате предельные издержки возрастают, и появляется инфляция издержек. Это явление опасно тем, что в совокупности с инфляцией спроса оно образует инфляционную спираль.

Описанная выше ситуация характерна для кризисной экономики, когда каждое увеличение денежное массы, которое, казалось бы, должно спасти экономику, все более закручивает инфляционную спираль. В целом эмиссия денежной массы – это вполне нормальное явление, которое должно периодически совершаться. Таким образом, ЦБ целиком и полностью контролирует объемы и движение денежной массы в рамках национальной и международной экономики.

ЦБ может контролировать денежное предложение путем регулярного анализа денежной базы и воздействия на нее. Денежная база – это деньги повышенной мощности, наличность, которая находится вне банковской системы, а также обязательные резервы коммерческих банков, которые хранятся в центральном банке страны. Денежная база рассчитывается как сумма наличности в обращении и резервов коммерческих банков, следовательно,

MB = C + R,
где MB – это денежная база;
R – обязательные и избыточные резервы.

Таким образом, первоначально ЦБ воздействует на величину резервов (поскольку самостоятельно устанавливает норму резервирования для коммерческих банков и может ее или понизить, или повысить) и наличности (путем изъятия денег или их эмиссии). Затем посредством мультипликативного эффекта предложение денег подвергается дальнейшим изменениям.

Если норма обязательного резервирования снижается, это значит, что коммерческие банки могут все большую часть депозитов и имеющихся денег использовать для выдачи кредитов, ссуд, которые как раз и обеспечивают их прибыльность. В результате, поскольку предложение кредитов увеличивается, процентная ставка по ним начинает сокращаться, что вызывает рост спроса. Посредством этого общая сумма кредитов увеличивается, что и означает расширение денег в обращении, так они попадают в экономику.

Таким образом, можно выделить три основных инструмента центрального банка, которые обеспечивают динамику денежного предложения:

Во-первых, это изменение ставки рефинансирования, которая определяет процент, по которому ЦБ кредитует коммерческие банки.
Во-вторых, это изменение нормы обязательного резервирования, посредством чего определяется сумма кредитов, которые коммерческие банки реально могут выдать населению, фирмам и иным экономическим субъектам.
В третьих, операции на открытом рынке, покупка облигаций также дают возможность регулировать величину денежной массы.

В заключение следует заметить, что ЦБ не может целиком и полностью регулировать денежное предложение по ряду причин:

1) коммерческие банки по своему усмотрению устанавливают норму избыточных резервов, поэтому количество кредитов не зависит от решения Банка России;
2) существует такой коэффициент, как наличность-депозиты. Дело в том, что население не весь объем наличных денег помещает на банковские вклады в виде депозитов, часть остается в виде кассовых остатков. Поэтому ЦБ не может предугадать динамику депозитов, от которых как раз и зависят кредитные возможности банков.

Каналы предложения денег

Традиционное кейнсианское представление механизма монетарной трансмиссии можно изобразить в виде следующей схемы:

MX => ii => it => Ft.

Где MX показывает политику увеличения денежной массы, которая ведет к падению реальных процентных ставок (ii), что, в свою очередь, уменьшает издержки заимствования, способствует росту инвестиционных расходов (it) и, следовательно, вызывает рост совокупного спроса и увеличение выпуска (Ft). Хотя первоначально Кейнс подчеркивал, что этот канал работает через решения фирм об инвестиционных расходах, поиск новых механизмов денежной трансмиссии показал, что решения потребителей по поводу приобретения жилья или товаров длительного пользования (автомобилей или холодильников) также относятся к инвестиционным решениям. Следовательно, монетарная политика воздействует через процентные ставки и на потребительские расходы, т.е. в уравнении включает также расходы на приобретение жилья и товаров длительного пользования.

Важная особенность процентного механизма денежной трансмиссии состоит в том, что он опирается на реальные, а не на номинальные процентные ставки, влияющие на решения потребителей и фирм. Кроме того, в первую очередь речь идет о долгосрочных, а не о краткосрочных процентных ставках. Как же изменения краткосрочной номинальной процентной ставки центральным банком приводят к соответствующим изменениям реальной процентной ставки, как по кратко -, так и по долгосрочным облигациям?

В основе этого процесса лежит так называемая жесткость цен, т.е. медленное приспособление уровня цен, в результате которого рост денежной массы, снижая номинальную краткосрочную процентную ставку, снижает также реальную краткосрочную процентную ставку. Процентная ставка по долгосрочным облигациям равна среднему значению краткосрочных процентных ставок, ожидаемых на рынке в течение срока жизни долгосрочной облигации. Следовательно, снижение реальной краткосрочной процентной ставки означает снижение реальной долгосрочной процентной ставки. Снижение этих ставок ведет к росту инвестиций предприятий в новый капитал и потребительских расходов на приобретение жилья и товаров длительного пользования. Все это способствует росту совокупного выпуска.

Тот факт, что на совокупные расходы и совокупный выпуск влияет не номинальная, а реальная процентная ставка, - доказательство способности монетарной политики стимулировать экономическую активность, даже если номинальные ставки близки к нулю в период дефляции. В этом случае расширение денежной массы (МТ) ведет к росту ожидаемого уровня цен (Ft) и, следовательно, ожидаемой инфляции (if T), снижая реальную процентную ставку (ii), даже если номинальная процентная ставка равна нулю, и стимулируя расходы через механизм процентной ставки:

МТ => FT => ft => i I=> /t =* Yt.

Этот механизм - ключевой элемент дискуссии по поводу того, почему экономика США не застряла в ловушке ликвидности в годы Великой депрессии и почему стимулирующая монетарная политика могла предотвратить резкое падение выпуска в тот период.

Некоторые экономисты, например Джон Тейлор из Стэндфордского университета, придерживаются мнения, что существует строгое доказательство влияния процентной ставки на потребительские и инвестиционные расходы через стоимость капитала, что усиливает значение данного канала денежной трансмиссии. Однако эта позиция крайне противоречива, и многие исследователи, включая Бена Бернанке из Принстонского университета и Марка Гертлера из университета Нью-Йорка, считают, что эмпирическое доказательство не свидетельствует о значительном влиянии процентной ставки на стоимость капитала. Эти ученые пришли к выводу о том, что недостатки канала процентной ставки заставляют искать другие пути воздействия монетарной политики на экономическую активность.
Рыночная экономика

Назад | |

Cтраница 1


Увеличение предложения денег в экономике приводит к понижению банковской ставки процента.  

Существует особый случай, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода.  

Допустим, что центральный банк действительно взял курс на увеличение предложения денег, надеясь понизить процентную ставку. Но рост денежной массы вызывает инфляционные процессы. Заемщики готовы платить реальный процент, ибо отдавать долги они будут все равно обесценившимися деньгами. Таким образом, действия центрального банка привели не к понижению, а к повышению процентной ставки, что не позволяет достичь конечной цели денежной политики - роста ВНП. В связи с вышесказанным следует различать краткосрочные и долгосрочные результаты денежной политики. В этом вопросе позиции неокейнсианцев и монетаристов серьезно расходятся. Неокей-нсианцы исходят из критически важной для них предпосылки, что заработная плата и цены - это негибкие инструменты, относительно заторможены. Поэтому по крайне мере в краткосрочном плане правительство может добиться путем увеличения денежной массы роста ВНП согласно уже рассмотренной схеме.  

Если центральный банк предоставляет ссуды, это ведет к увеличению предложения денег в банковской системе и, следовательно, к снижению процентной ставки. Если центральный банк заимствует средства, предложение денег в банковской системе сокращается, а процентные ставки повышаются.  

Денежно-кредитная политика достигает наибольшего эффекта в том случае, когда увеличение предложения денег приводит к росту национального дохода и снижению ставок процента.  

Таким образом, экспансионистская денежная политика, которая состоит в увеличении предложения денег, вызывая правый сдвиг кривой LM, стимулирует рост национального дохода.  

Третьим и наиболее важным источником инфляции был крупный государственный дефицит, финансируемый за счет увеличения предложения денег. Дефицит, в свою очередь, имеет много корней.  

Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.  

Монетаристы считают, что спекулятивный спрос на деньги не зависит от ставки процента, поэтому увеличение предложения денег приводит к ростучцен, но не объемов производства, как это следовало бы из модели Кейнса.  

Когда кривая LM вертикальна, единственно эффективный способ оказать влияние на доход - это экспансионистская денежная политика: увеличение предложения денег (М) ведет к росту дохода (Y), при котором / / VT.  

ПДД делает кредит дешевым и легкодоступным. Для этого нужно способствовать увеличению предложения денег.  

Политика дешевых денег - денежно-кредитная политика центрального банка страны, направленная на стимулирование совокупного спроса, занятости и роста производства. Для нее характерны низкие учетные ставки и покупка центральным банком государственных облигаций на открытом рынке с целью увеличения предложения денег.  

Что касается активов, производство которых эластично, то причиной того, что мы допускали падение их собственной нормы процента, было наше предположение, что их фонд увеличивается в результате роста выпуска. Однако в отношении денег, если оставить на время наше рассмотрение последствий сокращения единицы заработной платы или преднамеренного увеличения предложения денег монетарными органами, предложение является постоянным.  

Используя инструменты денежной политики, правительство может влиять на ставку процента и проводить в зависимости от ситуации политику либо дорогих, либо дешевых денег. Когда экономика сталкивается со спадом производства и, следовательно, с ростом безработицы и снижением цен, то кредитно-финансовые учреждения принимают решение об увеличении предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого проводятся следующие мероприятия.  

В результате рыночная цена государственных ценных бумаг возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население (через дилеров) и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что в конечном счете приводит к увеличению банковских резервов и соответственно увеличению предложения денег.  

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ). В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, ценных бумаг, валюты, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов. Для поддержания ликвидности КБ из имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете в ЦБ обязательные резервы, представляющие собой, установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) или активных (кредитных вложений) операций. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, называемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд населению и фирмам. ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы оказывает мультипликативный эффект на предложение денег . Косвенное регулирование денежно-кредитной сферы ЦБ может осуществлять, используя следующие инструменты: 1. норму обязательных резервов. Их изменение оказывает влияние на денежную базу, соответственно, и на предложение денег ; 2. ставку рефинансирования, т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует КБ, изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ; 3. операции на открытом рынке, представляющие собой операции купли-продажи

государственных ценных бумаг в финансовой системе. Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, следовательно, и на общую денежную массу. В современной рыночной экономике предложение денег . Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег - количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве. Денежные агрегаты расположены в порядке убывания степени ликвидности. Количество и состав используемых денежных агрегатов различаются по странам мира. В США и России расчет денежного предложения ведется по четырем денежным агрегатам, в Японии и Германии - по трем, в Англии и Франции - по двум. Вопрос о том, какой агрегат является деньгами, дискуссионный. Однако большинство экономистов считает, что подлинными деньгами является агрегат М1, так как его компоненты могут быть безотлагательно израсходованы. Агрегат M1 называют деньгами в узком смысле слова. В развитых странах на долю метал-лических денег приходится 2-3%, а бумажных денег - 25 % денежной массы М1. Безналичные деньги стали основной формой денег в современной экономике. Срочные вклады физических лиц, депозиты предприятий, депозитные сертификаты и облигации государственных займов, являющиеся компонентами денежных агрегатов М2 и M3, - высоколиквидные финансовые активы. Хотя они и не функционируют непосредственно как средство обращения, но могут легко переводиться в наличные и безналичные деньги. Поэтому центральный банк рассчитывает денежные агрегаты M2 и M3 и учитывает их величину при регулировании денежного предложения. Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка.

Предложение денег – это процесс создания добавочных платежных средств, поступающих в каналы налично-денежного и безналичного обращения.

Формы денежной эмиссии:

1) выпуск наличных денег;

2) депозитно-чековая эмиссия, осуществляемая коммерческими банками под контролем Центрального банка (ЦБ).

Депозитно-чековая эмиссия – это процесс выпуска безналичных (кредитных) денег путем открытия и увеличения текущих банковских счетов . Предложение банковских денег осуществляется в форме мультипликативного расширения банковских депозитов, то есть расширения депозитов путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой в целом.

Объем депозитно-чековой эмиссии определяется по формуле: M = mR.

где М – объем депозитно-чековой эмиссии;

m = 1/r денежный мультипликатор избыточных резервов;

r – норма обязательных резервов;

R – избыточные резервы коммерческого банка.

Избыточные резервы коммерческого банка представляют собой сумму средств, которую банк может использовать на cсуду. Они определяются как разность между полученными средствами (фактическими резервами) и обязательными резервами. Например, если банк привлекает вклад, равный 100 руб. и передает из этой суммы на резервирование в ЦБ 20 руб., то избыточные резервы коммерческого банка составят 80.руб.

Денежный мультипликатор показывает, насколько изменится предложение денег в системе, если избыточные резервы увеличиваются на один рубль .

Способность отдельного коммерческого банка создавать деньги посредством кредитования зависит от размера его избыточных резервов. Система коммерческих банков в целом может предоставлять ссуду, в несколько раз превышающую ее избыточные резервы, так как банковская система не может утрачивать резервы, хотя индивидуальные банки могут уступать резервы другим банкам в системе. Число, умножающее ссуду банковской системы, обратно пропорционально резервной норме, т.е. это денежный мультипликатор.

Эмиссия кредитных денег коммерческими банками может привести к созданию их избыточной массы либо к их дефициту, что в свою очередь будет оказывать негативное воздействие на динамику цен и реального объема национального продукта. В связи с этим важнейшей задачей ЦБ является учет и контроль за денежной массой в обращении.

Денежная база и денежный мультипликатор.

Сумму наличных деньги (банкнот и монет), находящихся в обращении и резервов коммерческих банков называют денежной базой . Сумма денежной базы отражается в пассиве баланса ЦБ. Под предложением денег (денежной массой) понимают сумму наличности и депозитов (М1). Определим количественное соотношение между денежной базой и денежной массой М1. Денежная база (H ) равна сумме наличности(CU ) и совокупных резервов коммерческих банков (R ): H = CU + R .

Резервы состоят из обязательных резервов и избыточных резервов . Величина обязательных резервов определяется Центральным Банком посредством установления нормы обязательного резервирования, как определенного процента от величины депозитов.

Помимо обязательных резервов, банки обычно держат избыточные резервы, чтобы удовлетворить требования клиентов и не занимать деньги у других банков или у Центрального Банка. Обозначим отношение совокупных резервов к депозитам через r d (r d =R/D) .

Объем денежной массы M равен сумме наличности (CU) и депозитов (D): M = CU + D.

Отношение наличности к депозитам определяется поведением населения, которое решает, какую часть денег держать в виде наличности. Обозначим это отношение через c d (с d =CU/D ) . Теперь мы можем представить соотношение между денежной массой и денежной базой следующим образом :(1)

Отношение денежной массы к денежной базе (mm ) называют денежным мультипликатором . Мультипликатор отражает тот факт, что каждый рубль денежный базы превращается в mm рублей денежной массы, причем mm >1 (поскольку r d <1). Предположим, что денежная база увеличилась на 1 млн. рублей. Это приводит к непосредственному увеличению денежной массы на 1 млн. рублей и вызывает целый ряд косвенных эффектов, влияющих на денежную массу.

Процесс создания денег можно разбить на ряд шагов и проанализировать, какое максимальное количество денег могли бы создать банки.

1-ый шаг.

а) Денежная масса состоит из наличности и депозитов. Дополнительный 1 млн. рублей будет также поделен на две части: одну часть CU население оставит в виде наличных, а другую часть разместит на банковском депозите D .

б) Банки определенную долю депозитов (r d) поместят в резервы, а оставшиеся средства, величиной (1-r d)/(1-с d) пойдут на выдачу кредитов.

2-ой шаг.

Кредиты идут на оплату товаров и услуг и, в результате, эти деньги окажутся на руках у домохозяйств, которые вновь поделят их на наличные и депозиты. В результате весь процесс, описанный выше, повторится по отношению к сумме в (1-r d)/(1-с d) млн. рублей и так далее. Таким образом, изменение денежной базы на 1 приводит к изменению денежной массы более чем на 1 (mm >1), то есть имеет место эффект мультипликатора.

Это объясняется тем, что банки выдают кредиты и, тем самым, создают деньги.

Величина денежного мультипликатора зависит от отношения резервов к депозитам (r d) и от отношения наличности к депозитам (с d).

Отношение резервов к депозитам

Увеличение отношения резервов к депозитам уменьшает возможности банков по созданию денег, поскольку ведет к сокращению средств, направляемых на выдачу кредитов и, в результате, меньше средств возвращается в экономику, а значит сократится и приток новых депозитов в банки, что приведет к сокращению денежного мультипликатора.

Резервы состоят из обязательных резервов и избыточных резервов. Первые полностью определяются нормой обязательных резервов (r r ), устанавливаемой Центральным Банком. Обязательные резервы в настоящее время служат некой страховкой: в случае банкротства банка эти средства будут использованы для частичного возмещения средств вкладчиков банка. Кроме того, норма обязательных резервов используется Центральным Банком для регулирования количества денег в экономике. Величина избыточных резервов выбирается самими банками.

Банки предпочитают держать определенные средства в виде наличных сверх обязательных резервов для того, чтобы в экстренном случае (большие неожиданные снятия со счетов) удовлетворить потребности вкладчиков и избежать необходимости заимствовать средства на межбанковском рынке или же обращаться за займом к Центральному Банку. Принимая решение о том, сколько средств держать в виде избыточных резервов, банки сравнивают потери и выгоды от дополнительной единицы избыточных резервов. С одной стороны, наличие избыточных резервов связано с издержками, поскольку эти средства могли бы пойти на кредиты и принести доход в виде процентных платежей.

Таким образом, рост ставки процента (i ) отрицательно воздействует на величину избыточных резервов. С другой стороны, при необходимости удовлетворить неожиданные требования вкладчиков об изъятии большой суммы и отсутствии необходимых средств, банку придется либо взять кредит у других коммерческих банков по межбанковской процентной ставке (i b ), либо попросить взаймы у Центрального Банка (по ставке рефинансирования i r ). В итоге повышение межбанковской ставки или ставки рефинансирования ведет к удорожанию заимствования и стимулирует банки увеличивать избыточные резервы.

Суммируя все вышесказанное, можно записать следующую функцию для отношения резервов к депозитам: .

Отношение наличности к депозитам

Рост отношения наличности к депозитам уменьшает денежный мультипликатор и приводит к сокращению предложения денег . Эту отрицательную зависимость между отношением наличности к депозитам и величиной мультипликатора можно объяснить следующим образом. Если домохозяйства увеличивают долю средств, которую они держат в виде наличных, то это означает, что меньше средств будет привлечено на депозиты, а, следовательно, банки меньше выдадут кредитов и, соответственно, меньшее количество средств поступит на депозиты и в дальнейшем.

На отношение наличности к депозита влияют факторы, которые определяют спрос на деньги. Например, рост процентной ставки означает сокращение спроса на наличные деньги и переключение на активы, приносящие процент (депозиты), что ведет к уменьшению отношения наличности к депозитам. На величину с d влияет также доверие банковской системе. Потеря доверия банковской системе может привести к тому, что вкладчики начнут в массовом порядке изымать свои вклады (ситуация, получившая название набегов на банки или банковской паники). Поскольку резервы банков значительно меньше объема депозитов, то даже кредитоспособный банк будет не в силах противостоять подобному наплыву вкладчиков, досрочно снимающих свои вклады, что приведет к банковскому кризису. Чтобы противостоять подобным внезапным наплывам банковских требований, вызванным сомнениями в кредитоспособности банков, во многих странах ввели систему страхования вкладов.

Т.о., можно представить денежный мультипликатор, как функцию от экзогенных параметров, где с помощью знаков «+» и «-» указывают направление воздействия каждого из параметров: .

А функцию предложения денег можно записать, как функцию от денежной базы и параметров, влияющих на мультипликатор: .