Эксплуатация лифтов как опасных объектов. Нужно ли страховать лифты в ТСЖ

Эксплуатация лифтов как опасных объектов. Нужно ли страховать лифты в ТСЖ

"отсутствие проверок и государственного контроля за состоянием лифтов сослужили плохую службу" - не согласен с автором статьи. Так как лифты по прежнему продолжали обслуживаться специализированными организациями по договору. По прежнему работает обслуживающий лифты персонал (тот же самый, заметьте). Выполняются графики обслуживания и ремонта. Т.е. в режимном плане и плане обслуживания лифтов ничего не поменялось. А это - безопасность. Значит безопасность не уменьшилась с этой стороны.
Дело в износе.
И Ваша фотография "потрёпанного временем" лифта как раз говорит об обратном - о предыдущих многих годах безнадзорщины!
На ум приходит, что и сам дом (где установлен этот лифт) в подобном "убитом" состоянии: кровля протекает, мыши бегают, радиаторы холодные. Разруха одним словом.
Согласен с Вами, что "замена лифта – это очень затратная процедура"
Но!
Выход есть - низкие процентные ставки по кредитам! Под 0 или 5% уже можно покупать лифты. Разве жители откажутся? Сделали хороший механизм - собственников жилья. Пусть ТСЖ на собрании примет решение.
А вот низкие процентные ставки - этого надо требовать от Центробанка.

Центробанк - вот кто настоящий злодей! 70 руб за доллар - написано же у него в функциях - держать национальную валюту. В 2 раза обесценил! И ничего, терпим.

Ещё у меня вопрос - та авария в Алых парусах 14 января http://www.1tv.ru/news/social/299941 , когда погибла известная девушка - ваша коллега, кстати, - резонансное дело - было бы любопытно ознакомиться с материалами расследования аварии Ростехнадзора. Как понимаю, тот лифт был новый - моложе 25 лет.
Вопрос:
1. Изготовитель лифта?
2. Кто монтировал?
3. Как принимался в эксплуатацию?
4. Какая организация обслуживала (уровень профессионализма людей)
5. Обслуживающий персонал(уровень профессионализма людей)?
6. Были ли инциденты и аварии до момента происшествия?
7. Журнал по лифту посмотреть бы
8. Проверить знания у обслуживающего персонала внепланово.

Спасибо за статью! Продолжайте, а мы будем "критиковать", если Вы не против.

Направьте запрос, пожалуйста, в Ростехнадзор, с запросом предоставить материалы расследования в т.ч. Акт расследования, т.к.:

1. погибла ваша коллега
2. погибшая критиковала "безобразие с лифтами"
3. происшествие затрагивает интересы неограниченного количества граждан
4. Материалы расследования скрыты от общественности (по умыслу или по не умыслу)
5. Материалы расследования прольют свет на произошедшее и возможно вскроют уровень "бедствия"
6. это ваша прямая обязанность - освещать произошедшие события и доносить общественности.
7. граждане РФ требуют опубликования результатов.

Ростехнадзор принял решение отменить свой приказ о перегруппировке опасных производственных объектов (ОПО), которая могла обойтись предпринимателям в 2 млрд руб. дополнительных расходов и создать сложности с исполнением закона об обязательном страховании. Как стало известно “Ъ”, в Минюсте проходит регистрацию приказ службы, возвращающий классификацию ОПО на состояние до января 2018 года.


Техническая реформа ОПО может вернуться в исходное положение спустя три месяца с момента своего старта. Как стало известно “Ъ”, в Минюст на регистрацию поступил приказ Ростехнадзора о распределении по классам опасности ОПО. Напомним, последнее изменение требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных объектов вступило в силу с 1 января 2018 года. Оно предполагает сокращение классификации ОПО с 203 до 87 наименований. Существует четыре класса объектов по степени их опасности. От класса зависит частота проверок ОПО. Четвертый класс объектов не проверяется, третий - проверяют раз в три года, второй - раз в год, объекты первого класса мониторят постоянно.

Перегруппировка, которую Ростехнадзор запустил с 1 января 2018 года, оставила без изменений только 21 их типовое наименование, 120 были изменены, из них 11 исключены (примерно 500 относящихся к ним объектов должны были перестать считаться опасными). При этом еще 51 вид объектов должен будет присоединиться к другим категориям - это должно было затронуть более 8 тыс. объектов, их владельцам пришлось бы заниматься планированием локализации и ликвидации последствий аварий, созданием систем управления промбезопасностью, разработкой деклараций промышленной безопасности и проведением экспертиз.

По оценкам РСПП, реформа стоила бы бизнесу 2 млрд руб. дополнительных расходов.

Кроме того, из-за отсутствия новых тарифов по страхованию ответственности владельцев ОПО перегруппированных категорий собственники объектов могли столкнуться с запретом на эксплуатацию. РСПП обращался к главе «Открытого правительства» Михаилу Абызову и руководству Ростехнадзора с просьбой отменить перегруппировку и дать время на подготовку к реформе (см. “Ъ” от 19 февраля).

Как разъяснила “Ъ” вице-президент НССО Светлана Гусар, приказ, который должен быть зарегистрирован в Минюсте, по сути, возвращает прежние типовые наименования опасных объектов, действовавшие до января 2018 года. «Часть объектов, которые в соответствие с законодательством о промышленной безопасности перестали считаться опасными объектами - исключены из приказа. Это участки отвала горных пород и по добыче торфа. Лифты, платформы подъемные для инвалидов и эскалаторы также исключены из перечня опасных объектов, но ответственность владельцев указанных объектов подлежит страхованию по закону,- говорит Светлана Гусар. По указанным объектом у страхового сообществ возражений нет, однако по остальным объектам предстоят дискуссии». По ее словам, страховое сообщество совместно с РСПП планируют участвовать в обсуждении при подготовки новой версии приказа Ростехнадзора.

Татьяна Гришина, Дмитрий Козлов

Как известно, мой дом - моя крепость. Но насколько эта известная фраза актуальна в нашей современной жизни? Так ли уж безопасны наши «крепости» или все же в них есть некоторые изъяны? Например, каждый городской житель практически ежедневно пользуется лифтом. Эта конструкция настолько часто используется в нашей повседневной жизни и стала такой привычной, что мало кто задумывается о ее безопасности. А ведь находясь в шахте лифта, а также в его кабине, человек подвергается нешуточной опасности.

Пользуясь различными видами подъемников, мы раз за разом подвергаем себя неконтролируемому риску. Непонятно? Попробуем пояснить. Например, передвигаясь в автомобиле, человек подвергает себя риску контролируемому. Достаточно соблюдать правила дорожного движения, не садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, пользоваться исправным транспортным средством, пристегиваться и риск наступления травматической ситуации значительно снижается. В случае же с лифтом мы никак не можем контролировать процесс и вынуждены всецело полагаться на организацию, осуществляющую техническое обслуживание лифтов. Именно от их профессионализма и ответственности зависит наше благополучие.

Вот тут и возникает вопрос о страховании лифтов. Каким образом осуществляется этот процесс? Кто должен за него платить? Эти и некоторые другие нюансы мы и рассмотрим сегодня.

Объект повышенной опасности

Оказывается, лифтовое хозяйство — территория опасная. Поэтому с некоторых пор, а точнее, с января 2012 года принято обязательное страхование лифтов во всех местах, где таковые имеются. Такая норма предусмотрена пятой статьей ФЗ No 225, где говорится о непременном страховании ответственности владельца объекта повышенной опасности.

Невзирая на то, что в многоквартирном жилом доме хозяевами и собственниками подъемника являются жильцы, страхованием лифтов должна заниматься управляющая фирма. Причем стоимость такого действия входит в плату за обслуживание всего дома. Решение жильцы могут принять отдельно на собрании совладельцев. Но тут-то и начинаются вопросы. Подавляющее число жителей не задумывается об этом вопросе и по умолчанию считает, что страхование лифтов в жилых домах - дело само собой разумеющееся. Однако на практике оказывается, что это не так.

Управляющие компании чаще всего «забывают» страховать лифтовое оборудование или не вовремя продляют договор. А вот включать соответствующие суммы в тариф по оплате услуг продолжают регулярно. В результате средства накапливаются на счетах управляющей организации, но вот только случись что — на страховку можете не рассчитывать.

Кто должен заключать договор?

Управляющая организация, нанятая жильцами для обеспечения сохранности и работоспособности всех объектов общего пользования, в том числе подъемников и шахты лифта, просто обязана от имени жильцов оформлять договор страхования подъемников. Также УК должна следить и за своевременным продлением срока действия документа. Чтобы этот вопрос не остался без контроля, жильцы многоквартирного дома могут на общем собрании жильцов письменно закрепить такую обязанность, указать источники и объемы финансирования. Также следует определить и формы контроля за выполнением такого указания.

Поскольку страхование лифтов как опасных объектов обязательно, его стоимость, наряду с другими статьями расходов, уже заложена в графу «За содержание жилья». Так что отдельно жильцы ничего оплачивать не обязаны.

Любой житель дома может выяснить где и на какую сумму застраховано лифтовое оборудование, установленное в его доме. Для этого достаточно написать соответствующее заявление в УК и изучить договор.

Поскольку по закону страхование лифтов - процедура, которая доступна только для юрлица, жителям домов, выбравшим форму самостоятельного управления домом и отказавшимся от услуг управляющей организации, придется дополнительно создавать ИП или ООО. Именно от его имени и будут заключаться все договоры.

Зачем страховать?

Страхование лифтов - наиболее цивилизованный способ защитить тех, чьи здоровье, жизнь и имущественные интересы могут пострадать от пользования объектом. Для физических лиц, пострадавших в момент происшествия, это гарантия финансовой компенсации. Для организаций - вероятность того, что ущерб, полученный в результате аварии, будет возмещен страховщиком. А для государства в целом страхование пассажирских и грузовых лифтов является методом снижения финансовой нагрузки на бюджеты разных уровней.

Обязательная страховка — дополнительный способ стимулировать собственников осуществлять своевременное техническое обслуживание лифтов. Ведь чем лучше состояние подъемника, тем дешевле будет стоить договор. Кроме того, если в результате расследования будет доказано, что в происшествии есть вина собственника подъемника, то СК, произведя выплату, имеет право обратиться с регрессным иском и возместить потраченную сумму. Так что можно с уверенностью утверждать, что страхование грузовых лифтов, равно как и пассажирских, влечет за собой качественное обслуживание и более высокий уровень безопасности.

Считаем цену страховки

П = (С х Т) х 0,01, где

  • П - стоимость полиса;
  • Т - тариф;
  • С - страховая сумма (прописана в статье 6 ФЗ No 225).

Базовый тариф определяются очень просто и зависит от общего числа лифтов, имеющихся в наличии. Например, если управляющая компания обслуживает всего 1 дом и в ее ведении находится не более 5 подъемников, то базовая ставка страхового тарифа составляет 0,05. А вот если в ведении компании находится от 101 до 150 лифтов, тариф принимает значение 1,30. Полный перечень тарифов можно посмотреть в Указании Центробанка РФ No 4234-У от 19.12.2016 г.

Иногда в указанной выше формуле может появляться так называемый понижающий коэффициент и тогда расчет будет таким:

П = (С х Т х К) х 0,01.

Снижающий коэффициент принимается индивидуально, исходя из степени опасности подъемника, сроков его эксплуатации, качества обслуживания и других показателей. Максимальный коэффициент равен 0,6, что означает снижение цены страховки на 40%.

Что нужно для оформления договора?

Хотя Ростехнадзор и исключил лифты из перечня опасных производственных объектов, все равно, наличие страхового полиса — одно из необходимых условий законности использования вашего подъемника. Более того, Ростехнадзор имеет право явиться с проверкой техсостояния лифтового хозяйства. При выявлении отсутствия страховки будут выписаны штрафы как на юрлицо, в ведении которого остается подъемник, так и на должностное лицо, ответственное за получение полиса.

Для оформления страховки понадобятся такие документы:

  • заявление;
  • документ о регистрации объекта в реестре;
  • карточка учета;
  • техдокументация на объект;
  • реквизиты организации.

Правильно заполнить все бумаги вам помогут сотрудники выбранного страхового агентства.

Что грозит тем, кто игнорирует закон?

Делать этого не стоит, ведь ответственность в данном случае хоть и является административной, но все же здорово бьет по карману.

Для юридических лиц за несоблюдение требований законодательства предусмотрен штраф от 300 тысяч до полумиллиона рублей. Для должностных - от 15 000 до 20 000 руб.

Если учесть, что максимальная стоимость страховки не превышает 150 тысяч, расходы могут быть немалыми. Кстати, если проверяющая организация выяснит, что лифт использовался без страховки, с собственников жилья все равно будет взыскана причитающаяся сумма. Даже если со времени неправомерной эксплуатации прошло уже несколько лет.

Что делать в случае аварии?

А что же делать в том случае, когда с лифтом произошел некий конфуз? Прежде всего — спасать потерпевших! Для начала следует обеспечить оказание первой помощи, а при необходимости вызвать скорую.

Также следует документировать все обстоятельства происшествия с применением фото или видеофиксации, а также немедленно вызвать сотрудников управляющей компании. Если результатом аварии стала гибель человека, следует немедленно вызвать сотрудников правоохранительных органов.

На протяжении суток после происшествия необходимо проинформировать об этом страховую организацию, выдавшую полис. Далее нужно просто следовать инструкциям страховщика.

Что является страховым случаем?

Таким событием признается любая авария, в результате которой был нанесен вред здоровью или жизни граждан. Например, таковым может считаться отказ аварийного тормоза, из-за чего лифт очень быстро спускается на самый нижний этаж, а люди, находящиеся в нем, могут получить травмы различной степени тяжести.

Для получения выплаты необходимо обратиться в соответствующую СК и предоставить необходимые документы.

Какую компенсацию можно получить?

В данном случае все зависит от степени тяжести полученного увечья. Страховая организация обязана возместить пострадавшему все суммы, потраченные на лечение, если они подтверждены чеками.

В случае смерти пассажира его семья может рассчитывать на максимальную компенсацию в размере 2 миллионов российских рублей. Кроме того, дополнительно будет выплачено 25 тысяч на расходы, связанные с погребением.

Компенсацию можно получить даже в том случае, когда лифт не был застрахован. Пострадавшему следует обратиться в Национальный союз страхования ответственности (НССО).

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5

Как известно, лифты относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома (МКД) и принадлежат им на праве общей долевой собственности. Эксплуатация лифтов сопряжена с выполнением собственниками ряда установленных законом требований, одно из которых - обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте - действует с 1 января 2013 г. На практике это требование вызвало немало вопросов в профессиональном сообществе, причиной которых стали нестыковки в законодательстве в части исключения жилищного фонда, эксплуатирующего лифты, из состава опасных производственных объектов (ОПО), и одновременного применения страховщиками при страховании лифтов страховых тарифов, утвержденных для ОПО.

Жилищный фонд перестал быть ОПО...

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) ОПО являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону.

В соответствии с п. 3 Приложения 1 к Закону о промышленной безопасности в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ к категории ОПО относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов , подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры. В приведенной редакции данный пункт действует с 15.03.2013.

До указанной даты п. 3 Приложения 1 звучал иначе: объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ). При этом Приказом Госгортехнадзора России от 27.08.2001 N 115 "О Перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации" лифты были отнесены к техническим устройствам, применяемым на ОПО.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона о промышленной безопасности ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В Перечне типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, утвержденном Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131, в группе ОПО, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры, значился жилищный фонд, который квалифицировался в качестве ОПО по признаку использования стационарно установленных грузоподъемных механизмов (лифтов). При этом в составе объекта идентифицировались все оборудованные лифтами здания, входящие в жилой фонд, обслуживаемый муниципальными предприятиями, жилищно-коммунальными хозяйствами.

Приказ Ростехнадзора N 131 был отменен Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168, утвердившим Требования к ведению государственного реестра ОПО в части присвоения им наименований для целей регистрации в указанном реестре. В первоначальной редакции этого документа к ОПО, использующим стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры, был отнесен такой объект, как площадка лифтового хозяйства (разд. 15). В сноске 52 к названному разделу пояснялось: в составе объекта учитываются все лифтовые площадки административных, жилых , больничных, гостиничных и т.п. зданий на определенной территории организации или территории административной единицы, в торговых центрах (с учетом площадок эскалаторов). Однако в редакции Приказа Ростехнадзора от 16.11.2011 N 641 (действующей с 09.03.2012) в качестве ОПО, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры, названы площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, а ссылка 52 конкретизирует: в составе объекта учитываются все площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, расположенные в административных, больничных, гостиничных и иных зданиях, не относящихся к жилищному фонду .

Итак, первоначально к ОПО относился жилищный фонд, использующий лифты, затем - площадки лифтового хозяйства в жилых зданиях. Действующее законодательство исключило из состава ОПО площадки лифтов в МКД. Данный вывод подтверждается Постановлением ВС РФ от 31.01.2013 N 11-АД12-14. Заметим, что, руководствуясь Приказом Ростехнадзора N 168 (в ред. Приказа Ростехнадзора N 641), территориальные органы Ростехнадзора прекратили регистрацию площадок лифтов, платформ подъемных для инвалидов и эскалаторов, расположенных в зданиях, относящихся к жилищному фонду, в государственном реестре ОПО (Приказ Ростехнадзора от 20.07.2012 N 412).

Если до указанных законодательных изменений ТСЖ зарегистрировало жилищный фонд, использующий лифты, в качестве ОПО, то для его исключения из государственного реестра ОПО необходимо обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением от эксплуатирующей организации, приложив к нему ранее выданные карту учета исключаемого ОПО и свидетельство о его регистрации (п. 23.3.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606).

...а лифт стал опасным объектом

Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Закон об обязательном страховании) в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять их страхование, относятся расположенные на территории РФ и на иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права:

  1. опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством РФ о промышленной безопасности ОПО;
  1. лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах).

Следует отметить, что ранее ст. 5 Закона об обязательном страховании относила к опасным объектам, подлежащим обязательному страхованию, ОПО, на которых:

  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы в МКД) (в первоначальной редакции);
  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан) (в ред. Федерального закона от 19.10.2011 N 283-ФЗ).

Как видим, в двух предыдущих редакциях Закона об обязательном страховании к опасным объектам, подлежащим обязательному страхованию, относились ОПО, использующие лифты (жилищный фонд). Действующая редакция Закона об обязательном страховании относит к опасным объектам сами лифты.

На основании п. 8 ст. 29 Закона об обязательном страховании в отношении опасных объектов, которые являются государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в МКД положения настоящего Закона применяются с 1 января 2013 г.

Согласно пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об обязательном страховании страховая сумма по договору обязательного страхования лифта в МКД составит 10 млн руб.

К сведению. Страховая сумма - денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести страховые выплаты потерпевшим при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования (п. 8 ст. 2 Закона об обязательном страховании).

В силу п. 1 ст. 7 Закона об обязательном страховании страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом страховой суммы и страхового тарифа.

Страховая премия - плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, которые установлены договором страхования (ч. 1 ст. 954 ГК РФ). Страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом технических и конструктивных характеристик опасного объекта (п. 9 ст. 2 Закона об обязательном страховании).

Согласно п. 3 ст. 7 Закона об обязательном страховании страховые тарифы, структура и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Правительством РФ в соответствии с данным Законом. В силу п. 12 ст. 7 Закона об обязательном страховании установленные на основании настоящего Закона страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Последние не вправе применять базовые ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов (п. п. 6, 7 ст. 7 Закона об обязательном страховании).

В настоящее время действуют Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 (далее - Тарифы по обязательному страхованию).

Однако в названном документе базовые ставки страховых тарифов утверждены для такого ОПО, как жилищный фонд, использующий лифты, а не для опасного объекта "лифт". Это видно из следующего. Согласно разд. I "Базовые ставки страховых тарифов..." в категории "Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры" присутствует позиция "Лифты и эскалаторы", напротив которой указано: "Базовые ставки в зависимости от количества технических устройств приведены в п. 2 разд. I настоящего документа". В п. 2 "Базовые ставки страховых тарифов для множественных объектов, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры" разд. I содержится позиция "Лифты и эскалаторы (объект типа: площадка, цех, участок, жилищный фонд...)" и приведены ставки страховых тарифов в зависимости от количества устройств. Так, тариф для 5 и менее лифтов составит 0,05, от 6 до 10 лифтов - 0,1, от 11 до 20 - 0,18 и т.д.

Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости:

  1. от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;
  2. от отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта (п. 8 ст. 7 Закона об обязательном страховании).

Действующие коэффициенты страховых тарифов регламентированы п. п. 1, 2, 3 разд. II Тарифов по обязательному страхованию. Так, коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев равен 1 на период до 31.12.2016 включительно. Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта должен соответствовать следующему интервалу возможных значений: 0,9 - 1 (на период с 01.01.2012 по 31.12.2013), 0,7 - 1 (на период с 01.01.2014 по 31.12.2015), 0,6 - 1 (на период с 01.01.2016). Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших устанавливается равным 1 на период до 31.12.2014 включительно.

Отсутствие страховых тарифов для страхования лифтов как опасных объектов - это не единственная недоработка действующего законодательства. Примечательно, что согласно ст. 15 Закона о промышленной безопасности обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте. Положения указанной статьи с 01.01.2012 по 31.12.2012 применялись исключительно в отношении опасных объектов, которые являлись государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществлялось за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в МКД (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 226-ФЗ). Ввиду того что с 15.03.2013 объекты, на которых используются лифты, не относятся к ОПО, ст. 15 Закона о промышленной безопасности в отношении таких объектов с этой даты не применяется. Отметим еще один момент. В соответствии с п. 1 ст. 17.1 Закона о промышленной безопасности в случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на ОПО эксплуатирующая организация или иной владелец ОПО, ответственные за причиненный вред, обязаны обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда:

  • гражданам, имеющим право на возмещение вреда, понесенного в случае смерти потерпевшего (кормильца), - в сумме 2 млн руб.;
  • гражданам, имеющим право на возмещение вреда, причиненного здоровью, - в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья по нормативам, устанавливаемым Правительством РФ, но не более 2 млн руб.

Положения ст. 17.1 Закона о промышленной безопасности в отношении опасных объектов, которые являлись государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществлялось за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в МКД применялись с 1 января 2013 г. (ст. 7 Федерального закона N 226-ФЗ), а с учетом того, что объекты, использующие лифты, исключены из состава ОПО с 15.03.2013, - до указанной даты.

В заключение скажем несколько слов об ответственности владельцев лифтов за отсутствие договора обязательного страхования. В соответствии со ст. 9.19 КоАП РФ <1> эксплуатация опасного объекта, за исключением его ввода в эксплуатацию, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 руб.

<1> Вступила в силу с 01.04.2012 (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 226-ФЗ).

* * *

Действующее законодательство исключило жилищный фонд, использующий лифты, из состава ОПО и, соответственно, вывело его из-под действия Закона о промышленной безопасности. Лифты отнесены к опасным объектам, требующим обязательного страхования гражданской ответственности владельца за причинение вреда в результате аварии. Между тем страховые тарифы для данных объектов отсутствуют. На практике при страховании лифтов страховщики продолжают применять тарифы, установленные для ОПО - жилищного фонда, что, разумеется, нельзя признать правомерным. Однако возможные колоссальные штрафы за отсутствие договора обязательного страхования (несоизмеримо большие, нежели неверно рассчитанная страховая премия) подстегивают ТСЖ к заключению договоров.

Е.В.Шоломова

Председатель правления

ТСЖ "Зеленая, 22",

эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"