Дом Булгакова. «Нехорошая квартира». История. Мистика. Нехорошие квартиры, дома, комнаты Реальные истории про нехорошие квартиры и учреждения

Дом Булгакова. «Нехорошая квартира». История. Мистика. Нехорошие квартиры, дома, комнаты Реальные истории про нехорошие квартиры и учреждения

История, которую хочу рассказать, связана с одной обычной пятиэтажной хрущёвкой. Зайдя в этот дом, не почувствуешь и не увидишь ничего сверхъестественного. Тускло освещенный подъезд, обшарпанные стены, двери жилых квартир, одним словом – дом как дом, каких полно в городах нашей страны. Но есть у этой хрущевки одна особенность – а точнее, у трех находящихся друг под другом квартир в одном из подъездов. Квартиры эти, как говорится, “нехорошие”. Уютные, светлые двухкомнатные квартирки, расположенные в центре города, не смотря на такое благоприятное устройство, меняют хозяев чуть ли не каждый месяц. Единственный “долгожитель” из всех, кто когда-либо обитал в этих жилищах, – моя дальняя родственница, одинокая бездетная пенсионерка. Нижеописанные случаи, от которых мне откровенно стало не по себе, были рассказаны этой смиренной старушкой за чашечкой чая, в ее светлой комнатке. Живет она на пятом этаже, с него, пожалуй, и начнем и пойдем потихоньку сверху вниз.
Как то в один из таких солнечных дней затеяла тетя Нина (назовем ее так) стирку. Поставила на стол на кухне корзину с бельём, повернулась, чтобы взять из шкафчика порошок, и к корзине. И тут полный ступор – белье, наволочки, кофты, простыни так же мирно лежат в своей корзинке, но все связано в сотни узлов. Стала разбирать – где-то вообще один рукав, а остальное отдельно, но тоже в этой “цепочке”. Вот и постирали!
Случаи с подобного рода чертовщиной происходили периодически и неоднократно. Но, как известно, человек ко всему привыкает, так и тетя Нина привыкла. Привыкла, что может упасть с пятого этажа горшок с цветком, стоящий от окна в четырех метрах, да и находить в ванне на полочке с зубными щетками книжки типа “биография Эйнштейна” стало обычным делом. Во-от.
Был еще случай с уборкой. Стала тетя Нина протирать под кроватью шваброй. Протирает туда-сюда, сюда-туда (ну все ж в курсе, что пока у хозяйки пол не будет блестеть, как в рекламе “Мистера Пропера”, она не успокоится), и тут ее швабра начинает натыкаться на какую-то преграду. Тетя Нина опускает голову, смотрит под кровать, а там сидит нечто рыжее, мохнатое, не то кошка, не то собака, и тоже смотрит на тетю Нину, у которой дома из живности не то что кошка или собака – таракан не проползал. Тут напуганная пенсионерка, позабыв про радикулит, вскакивает и отодвигает кровать, а там… пол и ничего больше, ну и швабра, конечно.
А лет пять назад Нина Федоровна очень заболела, сначала в больнице, а потом дома лежала целыми днями в постели. Лежит она так вечерком, смотрит телевизор, чувствует себя лучше, и болезнь вроде отступает. Вдруг видит, на балконе кто-то шуршит, ходит, ну а на окне-то шторы, не видно ничего. Но ясно – там точно кто-то есть. Конечно, можно было, как в типичных фильмах-ужастиках, встать и медленно пойти на балкон под страшную напряженную музыку, но вместо этого тетя Нина приподнимается на своей кровати, одной рукой берет телефон на случай, чтобы позвонить либо племяннице, либо сразу 02 – ну это по обстоятельствам, в другую трость – грозное оружие наших пенсионеров. И тут дверь балкона начинает открываться, заходит дедок пренеприятной наружности, сосед снизу, и, ничего не говоря, подходит к тумбочке возле старушки, опирается на нее и смотрит на нашу старушку, ухмыляется и исчезает. Взял и исчез. Просыпается тетя Нина утром: фу, блин, то ли бред в связи с болезнью, то ли просто сон, приснится же такое – сосед-алкаш с балкона пришел, что к чему. Встает и идет к этой тумбочке, к своим таблеткам. А там на лакированной столешнице тумбы след, след от ногтей, будто кто-то поцарапал. И причем в том месте, где во сне оперся дедок. Ну, говорит, жутко стало каждый раз на эту царапину любоваться, и продала тумбочку местному антиквару. Это в январе было. А в феврале звонок в дверь – оперативная служба, приехали допрашивать свидетелей. Говорят, соседа снизу собутыльники по пьянке зарезали, квартиру обчистили, а дедка этого на балкон стащили и всяким хламом накрыли. Тетя Нина как раз в больнице была. Соседи заметили, конечно, что пропал их шумный сосед. Но мало ли куда, уходил он надолго и часто, ничего мол, вернется, и в органы не обращались. А обнаружили его случайно. Вот, допросили, ушли. Но одно заставило любившую чаепития интеллигентную пенсионерку этим чаем поперхнуться. Стали когда прощаться, следователь вздохнул и промолвил задумчиво: “Странно, конечно, что жильцы ничего не слышали, вон у него под ногтями даже дерево нашли, будто ногтями за что-то ухватился со всей силы, мда-а-а”, – и ушел. А в квартире той потом уже никто не задерживался.
С третьей квартирой тоже связана мистическая история. Там жила молодая женщина, подруга тети Нины, развелась и была очень рада, что нашла такую квартирку за такую смешную цену. Но не прошло и полгода, как с ней случилось несчастье. Милая, здравомыслящая, состоятельная, она попала в какую-то секту и стала выносить туда все ценное. А до этого она как-то уезжала в отпуск, и на всякий случай, если квартиру взломают воры, оставила на хранение шкатулку с драгоценностями Нине Федоровне. И кто его знает, что там произошло, но вернулась она как под гипнозом. Глаза пустые, безжизненные, а через неделю бедная женщина выбросилась из окна. И с той поры появилась в доме новая чертовщина – черная кошка. Видели, как эта кошка выпрыгивала из того самого окна, с третьего этажа. Видели это всего раза три, а вот новых жильцов этой квартирки черная кошечка откровенно терроризировала. Однажды возвращалась тетя Нина домой и новую соседку встретила. Вторая неделя, как они переехали. Оказалось, знакомая, когда Нина Федоровна еще в библиотеке работала, школьницей к ней все за книгами бегала – городок-то небольшой, да и мир тесен. Разговорились – вот, говорит, замуж вышла, квартиру по цене да и вообще по всем параметрам наконец подходящую нашли, хватит уж у родителей ютиться, да и ребенок появился. Ладно, разлюбезничались, раскланялись и распрощались. Девушка стала открывать свою дверь, а тетя Нина подняла свои сумки и уже направилась подниматься на свой этаж. Глянула мельком на открывающие руки девушки – матерь божья, руки исцарапаны в клочья. «Наташ? Что это у тебя с руками?» Тут у Наташи из глаз брызнули слезы. Открыли, зашли к ней домой, а там в зале обои в тряпки, в клочья изодраны. И кроватка детская пустая – к родителям мальца забрали, после того как царапинки и у него стали появляться. А собака их вообще туда заходить еще при переезде категорически отказалась, заскулила и за мужа спряталась, тоже у родителей осталась. Зашла бы, тогда можно было бы объяснить, откуда в доме иногда находятся кусочки черной шерсти, но как объяснить, куда они исчезают? Слушая ее, тетя Нина вспомнила, что прежняя хозяйка брюнетка была, волосы длинные, красивые… А потом, когда произошло все это с ней, обкорнала свои локоны. Не прошло и недели, как Наташа с мужем съехали с этой светлой солнечной квартирки.
Драгоценности, которые остались у тети Нины, она отдала племяннице, та надела их как-то на праздник и тот же вечер сломала ногу (но тут уж неясно, произошло это из-за драгоценностей или потому, что был праздник), но, наслышанная этих мистических историй и после этого случая, племянница Нины Федоровны продала их в ювелирную лавку. “Вот та-ак”, – тетя Нина вздохнула и пошла ставить чайник.
п. с. За орфографию прошу прощения, рассказ этот мой первый.

Новая история

Было это давненько уже. Точно больше трех лет назад. Дядька уезжал работать в Москву на пару месяцев, а я жила в его квартире.

Это началось почти сразу же. Ночью из спальни я отчетливо слышала, как по залу кто-то ходит. Казалось бы, пусть себе ходит, я давно привыкла к подобным вещам. Почти в каждой квартире, где я жила, присутствовал один такой полтергейст (или просто странный звуковой эффект на подобии "феномена катающегося шарика"), который ходил по коридору или кухне. В смысле, независимо от того, какую природу имели эти явления, к самому факту ночных шагов я давно привыкла... Да и их природа, честно сказать, никогда особо не занимала. Меньше знаешь - крепче спишь (причем в данном случае в самом буквальном смысле). Но эти звуки не были похожи на шаги взрослого человека, к которым я привыкла. Они были более тихими... и более частыми. Мне приходило в голову, что это шаги ребенка... и от этой мысли мне становилось как-то не по себе. В ужастиках наиболее жуткими персонажами (конечно же, после злобных клоунов) я считала злобных детишек. И мысль о том, что что-то подобное, быть может, бродит в соседней комнате была мне неприятна, но сама по себе спокойно спать еще не мешала.

Но после стало интереснее. Как-то вечером, часов в семь (но была то ли весна, то ли лето и в это время еще не было темно), я пошла гулять с бабушкиной собакой. Я вышла из подъезда и, уже пересекая двор, вспомнила, что забыла плеер. Я решила сначала взять собаку, а уж потом вернуться за ним. Так и поступила. Но войдя обратно в квартиру, я из коридора мельком увидела (все произошло очень быстро), как из-под стола в зале выскочило что-то темное (высотой примерно мне до колена) и пронеслось в сторону балкона (с моей точки обзора оно почти сразу скрылось за углом). Все бы ничего... мало ли как может приглючить... но покачивающийся край скатерти весьма недвусмысленно намекал, что это не просто обман зрения. Но мало того... собака подняла уши, вытянула шею и с явным любопытством пыталась заглянуть за угол. По спине пробежал неприятный холодок. Но прежде всего подумав о более банальных вещах, таких как воры или кошки (подумать о том, зачем воры сидели под столом или почему кошка такая огромная я не успела), я толкнула собаку, чтоб она шла впереди меня. Неожиданно собака поджало некое подобие хвоста (она была ротвейлером) и попятилась назад, наотрез отказываясь входить в комнату. Но я все же (можете закидать меня тапками) чуть ли не пинками впихнула ее в зал.

В зале никого не было, и балкон был закрыт. Я зашла в спальню, на всякий случай заглянула даже в кладовку, но везде было пусто. Только скатерть до сих, как будто в насмешку, покачивалась. Я задумалась над тем, а что я, собственно, ожидала увидеть?))) Пожала плечами и пошла выгуливать псину. Когда возвращалась (естественно, уже без собаки) было слегка не по себе входить в квартиру, но из-под стола на этот раз больше ничего не выскочило, и я успокоилась.

Хотя, отправляться спать в этот раз, конечно, было несколько жутковато. Если раньше я могла мысленно списать это на "кажется", "слышно соседей", "вот так вот странно скрипят, остывая, половицы", то теперь оно стало несколько проблематично. Там и правда что-то бродит. Нет, сам факт, что что-то там бродит по залу меня особо не беспокоил... ну бродит и бродит, никому ведь от того нет никакого вреда. Если бы это нечто намеревалось причинить кому-то вред, то у него было масса возможностей, но в течении месяца оно только бродило. Но идея того, что что-то может бродить рядом, когда я сплю мне вовсе не импонировала. Я мысленно перебрала в памяти всех известных мне ночных топотунов, и все они топтались только в пределах какой-то одной комнаты. На том и успокоилась. Бывало подолгу не могла уснуть, прислушиваясь к шагам в зале, но трусливо сбежать из этой квартиры мне совесть не позволяла. Как бы потом в зеркало на себя смотрела, сознавая, что какая-то топающая хреновина выжила меня из квартиры?

Но потом произошло нечто совсем веселое. Когда я вечером выходила из ванной, то в большом зеркале, висящем на открытой двери спальни (сам проход в спальню не был мне виден оттуда, только дверь с зеркалом), увидела, как что-то темное выскочило оттуда (из спальни), куда оно подевалось дальше мне уже не было видно. В голове пронеслось "...зрительные галлюцинации, как правило, не отражаются с зеркалах" (в смысле больные, видя некий зрительный образ, не видят его отражения в зеркале, если оно находится рядом). И я стояла и с тупым видом думала: радоваться мне тому, что это не глюк, или расстраиваться, потому что этот неглюк таки способен заходить в спальню. Я уселась в спальне так, чтоб мне одновременно были видны обе двери (входная и дверь в кладовку) и стала думать что же делать дальше. С одной стороны ничего ведь не изменилось: если оно выскочило отсюда сейчас, то могло заходить сюда и раньше. Но ничего со мной не случилось. С другой стороны, однако же, сам факт этого был мне неприятен, и я понимала, что едва ли смогу сегодня уснуть. Оставалось только это как-то выселить. Но я понятия не имела как... никогда до этого мне не доводилось прогонять безобидных полтергейстов, они мне никогда не мешали. Я посоветовалась в аське с другом, и он предложил мне начертить руны (уже не помню какие) над всеми дверными проходами. Я начертила. Ночью я не погасила ночника и долго прислушивалась к звукам из зала, но шагов так и не услышала и в конце концов уснула.

Больше без происшествий. Ничего ниоткуда больше не выскакивало и ничего нигде больше не топало. Когда вернулся дядька, я рассказала ему о гадком топотуне, который (стыдоба какая) напугал меня до такой степени, что я решила его прогнать. На что он ответил: "Что, опять?". Я спросила, что значит это "опять", и он поведал мне следующую историю:

Когда умерла его собака Ника (тоже ротвейлер), он ее похоронил... но через некоторое время начал слышать, как что-то бродит по залу (причем он тоже мог быть в зале, а не как у меня... я слышала звуки только из спальни) и дышит, стонет и возится под столом (там было никино место). В общем, занимается всем тем, чем занималась собака. Сначала дядьке это тоже не мешало, но потом, по его уверениям, с ее приходом по комнате начал распространяться трупный запах. С каждым днем все хуже. Когда вонь стала невыносимой, он сходил на могилку и попросил собаку не приходить больше. И она, как он уверяет, больше не появлялась.

Но, видать, когда он уехал, она решила снова наведаться с гости... причем изо всех сил, по видимому, стремилась сохранить инкогнито: ходила только после того, как ложилась спать или уходила из дома. Это по крайней мере объясняет почему шаги были такими частыми, как у ребенка, и стол. Тогда мне стало еще более стыдно от того, что я испугалась собаки. Но так или иначе это нечто больше не появлялось.

Вот такая вот нелепая история. Я бы, наверное, с удовольствием спустя пару лет списала бы все это на то, что мне показалось... но всплывающие в памяти колыхающаяся скатерть и навострившая уши собака все еще не дают мне этого сделать.

Подписываемся на проект: на дневниках

делитесь историями в комментариях или же отправляйте на почту [email protected]

Одна моя подруга вышла замуж, и родители решили им помочь, как молодой семье. Дали первый взнос на ипотеку, чтобы у молодой семьи была своя квартира. Тем более супруги уже ждали прибавления в семействе, Аня была на втором месяце и вопрос со своей жилплощадью был очень актуален. Было решено брать квартиру в новостройке, там и площадь хорошая у современных квартир, и планировка. К тому же родители у обоих были из области и квартиру выбирали из расчета, чтобы было где разместить гостей с ночлегом.
Чтобы сильно не влезать в долговую нагрузку, современную многоэтажку выбрали в не самом популярном районе Екатеринбурга, на выезде из города, около живописного соснового леса. Правда, на месте новостроек раньше располагалось очень старое кладбище, теперь же там был выстроен новый жилой микрорайон и карьер около леса.
Вообще на всем протяжении строительства шли бои между «зелеными» активистами, журналистами и застройщиками. Первые били тревогу из-за точечного строительства на месте кладбища и задавали вопросы о санитарных нормах, вторые просто молчали и продолжали строительство. Как обычно, бабло победило зло и новостройки за короткий срок начали искать себе новых хозяев.
Друзья переехали в одну из таких свечек, сделали необходимый ремонт и зажили уже в собственной квартире. Добираться до центра города, конечно, неудобно, зато лес через дорогу, свежий воздух и тишина.
И вот как-то муж у подруги уехал в длительную командировку, а она ночует дома. И рассказывает, что слышит ночью звук какой-то странный, вроде как ходит кто-то на кухне. Встает, включает свет и заход на кухню. Там никого, но у холодильник дверь приоткрыта. Ладно, думает, наверное закрыть забыла. Закрывает. А сама, говорит, вся в сомнениях – холодильник-то новый и просто так дверь у него открытую не оставишь.
Через несколько дней опять просыпается ночью, на этот раз от стука. Стук непонятный, из какой-то комнаты, громкий и глухой, равномерный. Ей уже жутко стало, но делать нечего, оделась, включила везде свет, на кухне обнаружила, что у холодильника опять дверь приоткрыта. Тут ей уже не до шуток стало, ведь точно помнила, что дверь холодильника закрывала и сама она ну никак открыться не может.
Дальше еще хлеще, в одну из ночей пошла подруга в туалет и вдруг слышит как на кухне что-то разбилось (а домашних животных у них тогда еще не было). Она туда, видит на полу тарелку разбитую, только поворачивается за веником и слышит стук в окно, с той стороны. А живет она на 17 этаже.
Подруга не оглядываясь назад припустила в спальню и сидела там со включенным светом до приезда такси. На несколько дней переехала к подруге.
Муж, приехав из командировки, сначала смеялся над этими историями, типа чего только беременным не привидится. Но потом и новые знакомые из других квартир стали жаловаться на какие-то странные вещи, которые пугали их, и непонятные шумы в комнатах, шорохи, включение света по ночам и т.д. Вообщем эту квартиру друзья в итоге поменяли на другую, пусть и с доплатой, но зато нервы дороже, и до сих пор не жалеют. А тот район до сих пор пользуется дурной славой, то человек какой-нибудь выпрыгнет с балкона, то ребенок пропадет в карьере. Можете считать, что это просто недосмотр родителей и наркотики, но мои друзья до сих пор остаются при своем мнении.

Дом Булгакова «Нехорошую квартиру», находящуюся неподалеку от Патриарших прудов в Москве, знает большинство россиян по знаменитому роману «Мастер и Маргарита» (Квартира № 50 дом 302-бис по Садовой улице); именно там поселился Воланд прибыв в Москву, и именно там в романе произошла встреча реальных людей и потусторонних сил.

Но после того как роман вышел в свет реальный прообраз квартиры и сам стал наделен мистической силой: со слов очевидцев, ночами в ней происходят таинственные непонятные вещи.

Прообраз квартиры

«Нехорошая квартира», описанная в романе, в действительности находится в центре Москвы по адресу: Большая Садовая, дом 10. Именно в этом доме жил писатель с 1921 по 1924 год и вывел в романе свою квартиру коммунального типа под № 50. Номера дома 302-бис – ни на одной из Садовых улиц Москвы не было и нет с таким большим номером.

Из истории дома

Дом № 10 в стиле модерн. Архитекторы - Э.С. Юдицкий и А.А. Милков. Построен на деньги мецената, владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Давыдовича Пигита. Построен дом был за 9 лет до Октябрьской революции как доходный дом для сдачи квартир внаем и в скором времени наполнился московской богемой - в разное время там жили В.И. Суриков, П.П. Кончаловский, Г.Б. Якулов.

После революции дом был поделен на коммуналки, большая часть из которых были спроектированы по типу общежития: длинный коридор с комнатами с обеих сторон и одной общей кухней на всех хозяев. Таковой была и описанная в романе квартира №50.

Дом Булгакова

Своего жилища Михаил Афанасьевич Булгаков, стыдился, однако вплоть до 1924 года у него не было возможности перебраться в другую комнату или другой дом. Обычно, в гости в «Нехорошую квартиру» знакомых он не приглашал: „Можно представить, входит Ильчин и видит диван, с распоротой обшивкой и торчащими пружинами, над столом на лампочке абажур сделанный из газеты, и кошка ходит, а из кухни слышится ругань Аннушки“. В общей кухне шипели примусы, по коридору, где постоянно туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры раздавались пьяные голоса… Воспоминания не из легких.

1924 год, август – Булгаков с супругой съехали в другую квартиру этого же дома: № 34, также на четвертом этаже, но в подъезде напротив. В ней проживала состоятельная интеллигентная чета Манасевичей, которым порекомендовали писателя с женой, чтобы не довелось подселять к себе рабочих. Возможно, именно благодаря им в «Нехорошей квартире» в «Мастере и Маргарите» проживают все-же не рабочие, а литературные чиновники Берлиоз и Лиходеев.

Изначально роман задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а…

Мистика в Доме Булгакова

После того как роман был напечатан с квартирой и даже самим домом начали происходить таинственные мистические вещи: литературные образы будто ожили и заполнили квартиру, в которой когда-то поселились герои романа. Маляры, перекрашивавшие стены в «Нехорошей квартире», рассказывали, как наутро сквозь слой побелки проступил силуэт кота.

Вначале маляры подумали, что вчера попросту пропустили обработку части стены, и тщательно перебелили ее вновь, однако на другое утро с изумлением снова обнаружили силуэт кота на том-же месте. Пробовали спрятать это пятно под несколькими слоями побелки, но оно снова проступило поверх известки. Тогда в ужасе маляры отказались от проведения ремонта в этом чертовом месте, а по их совету не стали белить стены и остальные отделочники.

Проступающие через отделку стен образы «Мастера и Маргариты» характерны не только для квартиры, но и для подъезда. Многочисленные почитатели героев произведения, собиравшиеся на лестнице, ведущей в квартиру №50, коротали время, обсуждая роман и разрисовывая стены подъезда образами любимых героев. Но надписи и многочисленные рисунки на стенах в подъезде не нравились проживавшим в доме обывателям, и они несколько раз делали попытки закрасить стены простой краской, однако образы, будто по велению свыше, проступали снова и снова через густой слой покрытия.

После череды неудачных попыток один жилец разозлился и закрасил изображение Воланда слоем черной краски, рассчитывая на то, что на темном фоне рисунок будет не виден, но образ Воланда отчетливо проступил поверх черного пятна.

Те, кому повезло пожить в квартире Булгакова или по соседству, тоже оставили воспоминания о мистической атмосфере в квартире. С наступлением ночи она будто оживала: даже в абсолютно пустой квартире скрипел старинный паркет, слышались глухие шаги. Проживающие там все время слышали чье-то дыхание и вскрики; складывалось впечатление, что сам Булгаков или герои его романа незримо приходят в свою любимую квартиру.

С домом Булгакова связано еще одно мистическое событие, которое наблюдали многие из москвичей, проживавших или проходивших в ночное время по Тверской и Большой Садовой. Согласно свидетельствам очевидцев, они неоднократно наблюдали, как из одного дома в районе Тверской выходит полупрозрачный фантом огромного черного кота, бесшумно переходит на другую сторону и так же бесследно исчезает в стене дома напротив. Происходит это два раза в месяц, потому появление кота смогли увидеть многие, что и дало возможность занести фантом Бегемота в Международный справочник по привидениям.

«Мастер и Маргарита» - известное произведение русской литературы. В нём Булгаков, помимо прочего, описывал обиталище Воланда, которое реально существует и притягивает к себе множество поклонников творчества великого писателя.

Дом на Большой Садовой

«Нехорошая квартира»

Так называет писатель коммунальную квартиру № 50 в доме по адресу: Москва, ул. Садовая, 302-бис. По сюжету здесь поселился сам Сатана со своей свитой.

Вымышленный адрес

Книжная выдумка на самом деле находится в Москве по адресу: Большая Садовая, 10, квартира 50. Здесь жил сам Михаил Булгаков со своей женой Татьяной с 1921 по 1924 годы.


Дом построили по проекту архитекторов Эдмунда Юдицкого и Антонина Милкова в 1903 году для богатого купца Ильи Пигита. По традиции того времени, его так и назвали - дом Пигит (без склонения).


Здание состояло из жилых корпусов и художественных мастерских, имело вид трапеции, в центре которой располагался дворик с фонтаном. Перед домом был разбит палисадник.


Построен дом был для сдачи квартир состоятельным интеллигентам. В квартирах было по 5-6 просторных комнат, а сам Пигит жил в 10-комнатной квартире. Часть здания оборудовали под общежитие для студенток Высших женских курсов, комнаты которого обладали меньшими удобствами. Такова была и квартира № 50.


С установлением советской власти дом превратили в рабочую коммуну, в которой жили сотрудники типографии Ивана Машистова. В эту компанию попал и великий писатель, когда переехал с юга страны в Москву.


Переезд в столицу и мучительные поиски жилья Булгаков описал в рассказе «Воспоминания», созданном по поводу смерти Ленина. Писателю повезло, так как брат жены уезжал в Киев и разрешил поселиться родственникам в своей квартире. Это была та самая квартира № 50.


Жена Михаила вспоминала проблемы, связанные с легализацией в новом жилье:«...В домоуправлении были горькие пьяницы, они все ходили к нам, грозили выписать брата Андрея, и нас не прописывали, хотели, видно, денег, а у нас не было».

В то время Булгаков успел устроиться на работу в литературный отдел Главполитпросвета, который возглавляла Надежда Крупская. Жена вождя помогла писателю прописаться по новому адресу.

Хотя литератор всё же был недоволен квартирой. Ее потолок он описывал так:«Правда, это отвратительный потолок - низкий, закопченный и треснувший, но всё же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром».

Но главной проблемой драматурга были соседи. Большинство из них были алкоголиками и устраивали пьяные драки и днем, и ночью. Булгаков в своих воспоминаниях писал: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру».

Друг Булгакова по гимназии сочувствовал ему и также вспоминал досадный эпизод из жизни творца в этой квартире: «Соседи Булгакова привезли из деревни петуха. Он смущал Булгакова тем, что пел ночью без времени. Жизнь в городе сбила петуха с толку».

В рассказе «Самогонное озеро» писатель описывает своих соседей. Через стенку от них жила 23-летняя безработная Евдокия, которая занималась проституцией. К ним нередко стучали ночью со словами: «Дуся, открой!» Жена Михаила отвечала: «Рядом».

Роковая Аннушка

В «Самогонном озере» впервые появляется Аннушка, которая потом фигурирует во множестве произведений писателя. Это была его соседка, 53-летняя Анна Федоровна Горячева, жившая на иждивении у мужа.

В «Мастере и Маргарите» она разбивает банку с подсолнечным маслом. В рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» она и вовсе сжигает весь дом. В этом произведении писатель описывает жильцов своего дома.

Кульминацией рассказа стала фраза Аннушки, которая отражает отношение Булгакова к пролетариату: «Люди мы темные. Темные люди. Учить нас надо, дураков...»

Этот злополучный дом драматург сжигает в своих произведениях несколько раз, что, несомненно, показывает его реальное отношение к соседям.

В 1924 году Булгаков переехал в другую квартиру того же дома. В новой квартире жила богатая супружеская пара Монасевичей. Впрочем, долго писатель там не пробыл, ведь он завел роман с другой женщиной и вскоре навсегда покинул дом на Большой Садовой, переехав к новой пассии.

Тем не менее именно в этом доме началась литературная карьера Булгакова. Здесь он написал свою знаменитую «Белую гвардию».

После смерти писателя в 1940-м дом стал понемногу пустеть. Вплоть до краха СССР в нём располагалась коммуналка. В 90-х тут ненадолго обосновалось инженерное бюро.

Еще в 70-х молодежь прознала о том, что в этом доме проживал великий писатель. Парни и девушки устраивали в подъезде посиделки под гитару и обрисовывали все стены граффити.

В 90-х тут любили собираться рок-музыканты. Даже устраивали импровизированные концерты.

Постепенно дом превратился в настоящий притон. Неформалы и хиппи, которые в нём проживали, устроили однажды нешуточный пожар. После этого случая милиция выселила всех нелегальных жильцов из дома.

В 2000-х Фонд имени Булгакова боролся за то, чтобы создать в первой квартире писателя музей. В 2007 году они добились своего. Первый московский приют, столь нелюбимый писателем, стал государственным музеем, который носит имя Булгакова. Он, несомненно, оценил бы эту иронию.