Diners Club International история воплощения одной идеи. Международная платежная система Diners Club

Diners Club International история воплощения одной идеи. Международная платежная система Diners Club

Подвиг, который принес Фрэнку Макнамаре Крест Виктории, даже в тексте выглядит совершенно невероятным. Серьезно раненный, Макнамара посадил свой самолет ради спасения товарища – и в дальнейшем был вынужден вместе с этим самым товарищем отражать атаку турецкой кавалерии, попутно пытаясь привести самолет в чувство. За свою смелость Фрэнк получил высокую награду; увы, дальнейшие его отношения с австралийскими ВВС сложились не очень хорошо.


Родился Макнамара в Рашворте, Виктория (Rushworth, Victoria); был он старшим из 8 детей Уильяма Фрэнсиса Макнамары (William Francis McNamara) и его супруги Розанны (Rosanna McNamara). В 1910-ом семья его перебралась в Мельбурн (Melbourneвв); в 1911-ом Фрэнсис вступил в ряды кадетов. Впоследствии он прошел курс педагогической подготовки и некоторое время преподавал в разных школах Виктории. Фрэнсис также успел поступить в университет Мельбурна, однако студенчеству его помешало начало Первой Мировой.

Будучи офицером ополчения, Макнамара был призван сразу после объявления войны. Отслужив некоторое время, он отправился на курсы подготовки офицеров, а позже и сам стал инструктором. В июле Фрэнка сделали лейтенантом, после чего он добровольно вступил в ряды военно-воздушных сил. Дополнительная подготовка помогла ему стать летчиком в кратчайшие сроки – уже к октябрю у Фрэнка была лицензия пилота. На своем первом боевом вылете – разведывательной миссии к Синаю (Sinai) – Макнамара, сам того не заметив, был подбит; лишь вернувшись на базу, Фрэнк узнал, что его самолет был поврежден – и масла в двигателе на момент посадки почти не осталось. Впоследствии Макнамара еще не раз принимал участие в разведывательных миссиях и авианалетах.

20-го марта 1917-го Макнамара вместе с еще тремя летчиками отправился в атаку на турецкий железнодорожный узел. Вместо дефицитных бомб их самолеты были снабжены специальными снарядами; 3 таких снаряда Фрэнк успешно сбросил, а вот четвертый взорвался раньше времени, серьезно повредив ногу пилота и изрядно его оглушив. Повернув к базе, Макнамара увидел упавший самолет его напарника, Дэвида Рутерфорда (David Rutherford). Фрэнк быстро сообразил, что участи Дэвида завидовать не приходится – союзников в таких ситуациях живыми не брали, и отряд турецких всадников уже скакал к Рутерфорду. Несмотря на собственную травму, Фрэнк решил помочь сослуживцу и посадил свой самолет рядом. Места в самолете не было, так что лететь спасенному пришлось на крыле; увы, взлет не удался – лишний и неудачно расположенный груз вкупе с раной в ноге помешали Макнамаре нормально разогнаться и его самолет врезался в землю. Не получив никаких новых травм, Дэвид и Фрэнк направились к самолету Рутерфорда – предварительно запалив машину Макнамары. Некоторое время Рутерфорд приводил свой самолет в чувство, пока Макнамара револьверным огнем отстреливался от подоспевших турков. С воздуха их прикрывали еще двое сослуживцев, Рой Драммонд (Roy "Peter" Drummond) и Альфред Эллис (Alfred Ellis).

Макнамара сумел завести двигатель и – еле живой от кровопотери и боли – довел самолет до базы в 110 километрах от места крушения. В госпитале Фрэнк чуть не погиб – причем убить его могла неожиданная аллергия на типовую противостолбнячную инфекцию. Восстановился Макнамара на удивление быстро. Товарищи не жалели красок,

описывая подвиг Фрэнка – и герой был удостоен Креста Виктории, став первым и единственным австралийским летчиком, получившим эту награду.

В промежутке между Мировыми Войнами Макнамара продолжал служить в ВВС. Получив место в новых австралийских воздушных войсках, возникших после распада старой системы, он служил в чине офицера. 2 года Фрэнк Макнамара провел в Великобритании, работая по обмену в британских Королевских ВВС. Вернулся в Австралию Фрэнк в ноябре 1927-го, почти сразу получив новую должность. Не забыл Макнамара и про учебу – он закончил курс обучения в университете Мельбурна, получив (заочно) диплом бакалавра международных отношений.

На момент начала Второй Мировой Макнамара служил в Лондоне, офицером связи ВВС в австралийской дипломатической миссии. После нескольких переназначений он был отправлен в протекторат Аден (Aden). С военной точки зрения место это было сравнительно далеким от основных конфликтов; местные военные по большей части охотились на подводные лодки и сопровождали конвои. Занимавший пост командира авиационной части, Фрэнк старался по возможности вылетать на миссии; чаще всего он выступал в качестве наблюдателя. В 1945-ом Макнамара получил орден Бани; к марту он вернулся в Лондон. В марте Фрэнка ждал серьезный удар – умер Рой Драммонд, один из участников памятной истории со спасением Дэвида Рутерфорда. Самолет Драммонда исчез близ Азорских островов (Azores Islands) по пути в Канаду; все, бывшие на борту, были объявлены погибшими. Новость о случившемся вдове Драммонда доставил лично Фрэнк. На самом Макнамаре война также сказалась не лучшим образом – пески Адена серьезно повлияли на его здоровье, что даже привело к задержке в получении очередного назначения; впрочем, в итоге Фрэнк все же стал представителем австралийских королевских ВВС в Министерстве Обороны.

В 1946-ом Фрэнк ушел из королевских ВВС; вместе с ним службу оставил еще целый ряд старших офицеров и ветеранов Первой Мировой. Официально это сделано было для того, чтобы омолодить ВВС притоком новых, молодых и талантливых офицеров. В любом случае, важность занимаемой Фрэнком должности на тот момент сильно снизилась. Некоторое время Макнамара занимался вопросами образования, работая в британской зоне оккупации. Даже после завершения работы Фрэнк остался в Англии; в период с 1947-го по 1959-ый он занимал пост в Национальном Угольном Комитете.

Скончался Фрэнк Макнамара от гипертонической сердечной недостаточности 2-го ноября 1961-го. На момент смерти летчику было 67 лет. Фрэнка пережили его жена и двое детей. Известно, что принадлежавший Фрэнку Крест Виктории в Австралию не вернулся – порядком обиженный на свою страну из-за увольнения из ВВС и довольно скудной компенсации от правительства, Макнамара распорядился об этом в завещании. В итоге семья Фрэнка пожертвовала орден музею королевских ВВС Британии

>> Кредитная карта

Кредитную карту изобрели, когда не хватило денег, чтобы заплатить за обед

В 1949 году Франк Maknamara/Frank X. McNamara, глава Hamilton Credit Corporation, отправился поужинать с Альфредом Блумингдэйлом/Alfred Bloomingdale, приятелем Макнамары и внуком основателя знаменитого магазина Bloomingdale"s, и Ральфом Снайдером/Ralph Sneider, адвокатом Макнамары. Сидя за столиком нью-йоркского ресторана, они обсуждали одного из клиентов, который попал в затруднительную финансовую ситуацию. Он владел несколькими кредитными книжками из магазинов, в которых у него был открыт кредит, когда несколько его друзей попросили у него денег взаймы. Денег он им не дал, но разрешил использовать свои кредитные книжки за определенную плату, которую друзья пообещали выплатить ему помимо долга. В результате, кредит на книжках существенно вырос, а должники оказались неплатежеспособными. Эта неприятная ситуация вынудила несчастного обладателя кредитов занять денег в Hamilton Credit Corporation, то есть у Фрэнка Макнамары.

По окончанию ужина, Франк потянулся за кошельком, чтобы заплатить за еду. Однако там не оказалось достаточно денег, так что ему пришлось звонить жене и просить ее срочно привезти ему наличные. После этого инцидента Макнамара поклялся, что подобная ситуация с ним никогда больше не повторится. Объединив две темы того памятного ужина (возможность дать взаймы свой кредит и отсутствие наличных, чтобы заплатить за еду) Фрэнк додумался до абсолютно новой идеи - идеи кредитной книжки, которая использовалась бы не одним магазином, а многими торговыми учреждениями. Особая новизна этой концепции состояла в использовании компании-посредника между, продавцом и покупателями.

Кредитные книжки или карты, выпускаемые определенным магазином или бензоколонкой, были очень популярны в начале ХХ века. Это помогало компаниям обеспечивать лояльность покупателей – должник скорее вернется в магазин, чтобы купить что-то еще. Кредитные карты обычно распространялись среди клиентов, о платежеспособности которых было доподлинно известно. Для длинного списка покупок нужна была целая кипа кредитных карт, по отдельной карте для каждого места торговли. Гениальность идеи Макнамары состояла в том, что он предполагал использовать только одну единственную карту для всех торговых точек. К тому же с распространением автомобиля и аэропланов люди начали путешествовать и, естественно, им хотелось покупать вещи не только в родном городе.

Макнамара обсудил свою идею с Блумингдэйлом и Шнайдером, и в 1950 году они втроем открыли новую компанию под названием Diners Club, который и должен был стать посредником между клиентами и бизнесом. Теперь не индивидуальные компании предлагали свой собственный кредит, а Diners Club предлагал открыть кредит клиентам для многих компаний. И сбор денег с должников, обладателей кредитных карт Diners Club, осуществляли не сами компании, а Макнамара и Со.

До этого компании выигрывали от использования кредитных карт тем, что создавали постоянную клиентуру, которая обеспечивала высокий уровень регулярных продаж. Но Diners Club не мог делать деньги по такой схеме. Было решено, что за каждую покупку, совершенную посредством карты от Diners Club, компании будут платить 7% от ее стоимости, а обладатели карт - ежегодный сбор в $3.

Макнамара концентрировал свое внимание на бизнесменах. Именно они были наиболее частыми посетителями ресторанов и, следовательно, могли иметь интерес к его услугам. Этим объясняется и название компании, которое можно перевести на русский как «Клуб ресторанных завсегдатаев». Первые карты Diners Club были розданы двум сотням человек, по преимуществу друзей и знакомых владельцев компании. Карты принимались в 14-ти нью-йоркских ресторанах. Они печатались на прямоугольнике плотной бумаги со списком всех 14 ресторанов на оборотной стороне.

В начале дела шли неважно. Владельцы ресторанов не хотели платить свои 7% и боялись конкуренции со своими собственными картами. Потенциальные клиенты Diners Club не хотели покупать карты Diners Club, поскольку поначалу они не предлагали достаточно большого выбора мест, где карты принимали к оплате. Тем не менее к концу 1950 года 20 тыс. ньюйоркцев расплачивались за ресторанные ужины кусочками бумаги от Diners Club. Ко второму году своего существования компания уже получила прибыль в $60 тысяч, что не оставляло сомнений в финансовом успехе нового предприятия. Diners Club продолжал развиваться в бесконкурентном пространстве до 1958 года, когда на горизонте американского бизнеса появились кредитные карты American Express и Bank Americard (позднее переименованная в VISA). Обе компании открыли новую эпоху в массовой популяризации кредитных карт, сделав их достоянием не только Америки, но и всех развитых стран мира.

В 50-е годы было еще одно обстоятельство, которое привело к распространению кредитных карт, - инфляция. Практика показывала, что в период инфляции выгодно иметь долги. Долг остается прежним, а стоимость того, что было приобретено, повышается, и если его продать, можно выиграть на разнице прежней стоимости и стоимости, повышенной в процессе инфляции. С экономической точки зрения кредитные карты повсеместно оживляли бизнес, соблазняя американских потребителей своей доступностью. Очень чувствительным оказался и культурный эффект. До ХХ века считалось, что жить в долгах – недостойно. Пуритане и квакеры, составлявшие значительную и влиятельную часть населения США, считали персональный долг большим грехом. Новый год повсеместно стремились встречать "чистым", то есть свободным от долгов.

Теперь наличие долгов не портит репутации. Наоборот. Если американец в долгах, но регулярно делает полагающиеся ему выплаты, ты он самый уважаемый клиент. Ему хотят продавать, потому что такому клиенту можно верить. Хотя это подчас приводит и к трагикомическому эффекту: если человек владеет приличным капиталом, но никогда ничего не покупал в рассрочку, то некоторые организации могут отказаться открыть ему кредит. Логика здесь такова, что обладатель счета может оказаться непредсказуемым в своем поведении, потратить все свои сбережения и не выплатить кредит.

Факт Дня

В США происходит почти в 20 раз больше вооруженных ограблений, чем в Канаде, Германии, Великобритании, Австралии, Швейцарии, Швеции, Австрии, Японии и Новой Зеландии вместе взятых. В 1999 - 2000 годах в США преступники 10 828 раз использовали огнестрельное оружие при ограблениях, во всех остальных странах - 553 раза. В Японии за эти годы было совершено всего 27 подобных ограблений. В США в частных руках находится более 200 млн. единиц огнестрельного оружия, из них 65 - 70 млн. пистолетов и револьверов. В 1999 - 2000 годах органы власти США рассмотрели примерно 16.3 млн. просьб о приобретении огнестрельного оружия. Из них 357 тыс. не были удовлетворены, поскольку лица, желавшие купить оружие, были замешаны в криминальных деяниях. По подсчетам Образовательного Фонда Для Остановки Насилия с Использованием Огнестрельного Оружия\Educational Fund to Stop Gun Violance, примерно 120 тыс. единиц огнестрельного оружия находится в США нелегально.

Кредитная карта - это пускай не единственное, но самое значимое изобретение человечества. Оно подарило нам свободу в своих желаниях, но в тоже время добавила долговой зависимости. Процесс «эволюции» кредитной карты был довольно длительным и, наверное, история кредитных карт будет интересна для современных владельцев пластиковых карточек.

Вот они первые «ласточки - карточки».

Америка, конечно же, эта страна является родиной первых пластиковых карт. Страна, где развита экономика и присутствие стремления к роскошной жизни.

Интересно будет узнать то, что изначальный этап в развитии кредитных карт был без участия банков. Первенство идеи кредитной карты принадлежит Эдуарду Беллами, американскому писателю. В своей книге «Глядя назад» написанной в 1914 году, Беллами описал, что-то подобное этому платежному инструменту.

С чего началась история кредитных карт?

Если говорить конкретно, то фактически ваятелями первой кредитной карты, будет являться Mobil Oil, компания, которая в 1914 году выпустила карточки для товаров, выдавались они богатым клиентам как гарантия оплаты, изготавливались из картона с написанной или даже выдавленной информацией о владельце такой карты.

Продолжает эстафету Western Union система выпустила в 1919 году карту, по которой было возможно отправление телеграмм для чиновников высшего ранга за счет правительства США. Программу можно считать первым кредитом в такой способ.

Продолжает свое развитие. Следующий эволюционный шаг для кредитных карт - металлический. Идею подхватила бостонская компания Farrington Manufakturing. Все данные о клиенте были выдавлены на карте так называемым способом эмбоссирования. При помощи специального устройства импринтера на чеке появлялся оттиск платежной карты, после чего подписанный владельцем чек можно было оплачивать в банке. Но эта роскошь была доступна только избранным лицам.

В начале ХХ века было достаточно много компаний использовавших кредитные карты в своей деятельности и их перечислением можно заниматься долго. Для удерживания клиента, практически каждая компания или торговое предприятие использовали платежные пластиковые карточки. Но проблема была и заключалась она в том, что такие карты, возможно, было применить только в тех компаниях, которые их выпускали, и владельцу подобных платежных инструментов приходилось носить много разных карт.

Немало американских фильмов дают нам представления о том, почему появились кредитные карты. Каждый наверно видел кадр, где посетитель ресторана или кафе уходя, бросал официанту фразу «Френки, запиши на мой счет», и удалялся.

Но на самом деле такое можно было проделать только в том месте, где Вас знают. По этому поводу в 1946 году один из сотрудников Национального банка Джон Баггинс разработал схему «Charge-it», она стала предшественницей современной расчетной карты. По этой схеме клиент давал расписку, а продавец отправлялся с ней в банк и получал по ней деньги.

Ужин, который стал судьбоносным

Случай, который оказался судьбоносным для истории кредитных карт произошел в1949 году и виновником его оказался никто другой, как глава финансовой компании Hamilton Credit Corporation Франк Макнамара (Frank McNamara). Это был ужин, где присутствовал сам Макнамара и два его друга: адвокат Ральф Снайдер и внук основателя «Bloomingdales», известнейшего магазина Альфред Блумингдейл.

Обсудив дела и поужинав, Макнамара хотел расплатиться за ужин, взяв портмоне, он обнаружил, что у него недостаточно денег. Известному банкиру пришлось просить супругу привезти ему недостающую сумму денег. Попав в такую неловкую ситуацию, Франк Макнамара всерьез задумался о проблеме при отсутствии наличных денег. И ему удалось додуматься до идеи абсолютно новой в то время. Идея заключалась в кредитной книжке, которую можно было бы использовать не водном магазине или ресторане, а во многих учреждения. Изюминкой этой гениальной идеи, будет наличие посредника между покупателем и продавцом. Идея Макнамары была просто гениальной, она предполагала использовать одну единую кредитную карту для всех предприятий и торговых точек. Так началась история кредитных карт.

Мир неустанно двигался вперед и с появлением аэроплана и автомобиля, популярным стало путешествовать и естественно люди хотели покупать товары не только в своем городе.

В 1950 году, посоветовавшись со своими друзьями, Франк Макнамара открывает компанию Diners Club, ту самую компанию – посредника между бизнесом и клиентом. Diners Club давал возможность клиенту для расчета с другими компаниями. С этого момента с должников собирали деньги не компании (владельцы товара), а сама компания – кредитор Diners Club. Также было принято решения, что кредитующей стороне Diners Club, обладатели кредитных карт будут платить 3$ ежегодный сбор, а компании 7% от стоимости покупки.

Первые кредитные карты Diners Club

История кредитных карт Diners Club начиналась всего с 200 обладателей, по преимуществу близких друзей и избранных владельцев компаний. Полем действия этих кредитных карт было несколько десятков ресторанов Нью-Йорка.

Кредитная карта Diners Club была в форме треугольника из плотной бумаги, с одной стороны были данные о владельце ресторана, а с другой список ресторанов.

Дела компании Diners Club двигались с переменным успехом из-за недоверия к новшеству, но в конце 1950 года уже около 20 тысяч жителей Нью-Йорка расплачивались этими кредитными картами. К 1951 году прибыль предприятия выросла в 60 тысяч $. И это был успех вплот
ь до конца 1958 года для Diners Club.

В 1958 году появилась организация American Express со своими кредитными картами и большими финансовыми возможностями. В стороне не остались и акционерные банки.

Кредитная карта Visa

Но история кредитных карточек на этом не закончилась. Их усовершенствование и борьба с конкурентными компаниями только разгоралась. Обе компании Diners Club и Visa открыли дверь в новую эпоху, а свое детище сделали достоянием не только Америки.

В Великобритании была выпущена кредитная карта Baclaycard, первая кредитная карта за пределами США.

Глобализация и экспансия кредитных карт в разных странах развивалась по-разному из-за разной локализации банковских систем. Развитие кредитных карт практически достигло вершины и, как результат, в наше время кредитной картой можно расплатиться практически везде.

По последним данным более 80% выпускаемых пластиковых платежных карт в мире контролирует Master Card и Visa.

А все начиналась с простого картона…

Сегодня, когда нас на каждом углу осыпают предложениями взять кредит, автокредит или даже ипотеку, трудно представить, что кредитки изначально придумали, чтобы просто ходить по ресторанам.

Рестораны, наверное, со дня своего существования начали кормить в кредит постоянных клиентов – это была эра кредитных книжек, куда хозяева ресторанов записывали кто и сколько им должен. И никто на этом, кроме самих рестарановладельцев, не зарабатывал.

Всё изменилось, когда в 1949 году Фрэнк Макнамара (Frank X. McNamara), глава финансовой компании Hamilton Credit Corporation, отправился поужинать с Альфредом Блумингдэйлом (внуком основателя знаменитого магазина Bloomingdales) и адвокатом Ральфом Снайдером. Сидя за столиком нью-йоркского ресторана, они обсуждали дела одного из клиентов, который попал в затруднительную финансовую ситуацию. Этот человек владел несколькими кредитными книжками из магазинов, в которых у него был открыт кредит, когда несколько его друзей попросили у него денег взаймы. Денег он им не дал, но разрешил использовать свои кредитные книжки за определенную плату, которую друзья пообещали выплатить ему помимо погашения долга. В результате, кредит на книжках существенно вырос, а должники оказались неплатежеспособными. Эта неприятная ситуация вынудила несчастного обладателя кредитов занять денег в Hamilton Credit Corporation, то есть у Фрэнка Макнамары.

По окончании ужина, Фрэнк потянулся за кошельком, чтобы заплатить за еду. Однако там не оказалось достаточно денег, так что ему пришлось звонить жене и просить ее срочно привезти наличные. После этого инцидента Макнамара поклялся, что подобная ситуация с ним никогда больше не повторится. Обдумав две темы памятного ужина (возможность дать взаймы свой кредит и отсутствие наличных, чтобы заплатить за еду), Фрэнк додумался до абсолютно новой идеи - идеи кредитной книжки, которая использовалась бы не одним магазином, а многими торговыми учреждениями. Особая новизна этой концепции состояла в использовании компании-посредника между продавцом и покупателями.

Кредитные книжки или карты, выпускаемые определенным магазином или бензоколонкой, были очень популярны в начале XX века. Это помогало компаниям обеспечивать лояльность покупателей - должник скорее вернется в магазин, чтобы купить что-то еще. Кредитные карты обычно распространялись среди клиентов, о платежеспособности которых было доподлинно известно. Для длинного списка покупок нужна была целая кипа кредитных карт, по отдельной карте для каждого места торговли. Гениальность идеи Макнамары состояла в том, что он предполагал использовать только одну единственную карту для всех торговых точек. К тому же с распространением автомобиля и аэропланов люди начали путешествовать и, естественно, им хотелось покупать вещи не только в родном городе.

Макнамара обсудил свою идею с Блумингдэйлом и Снайдером, и в 1950 году они открыли новую компанию под названием Diners Club, которая и должна была стать посредником между клиентами и бизнесом. Теперь не индивидуальные компании предлагали свой собственный кредит, а Diners Club предлагал открыть кредит клиентам для многих компаний. Сбор денег с должников, обладателей кредитных карт Diners Club, осуществляли не сами компании, а Diners Club. До этого компании выигрывали от использования кредитных карт тем, что создавали постоянную клиентуру, которая обеспечивала высокий уровень регулярных продаж. Но Diners Club не мог зарабатывать деньги подобным образом. Было решено, что за каждую покупку, совершенную посредством карты от Diners Club, компании будут платить 7% от ее стоимости, а обладатели карт - ежегодный сбор в $3.

Первая кредитная карта-Diners Club

Макнамара концентрировал свое внимание на бизнесменах. Именно они были наиболее частыми посетителями ресторанов и, следовательно, могли иметь интерес к его услугам. Этим объясняется и название компании, которое можно примерно перевести, как "Клуб ресторанных завсегдатаев".

Первые карты Diners Club были розданы двум сотням человек, по преимуществу друзей и знакомых владельцев компании. Карты принимались в нескольких десятках нью-йоркских ресторанах. Они печатались на прямоугольнике плотной бумаги со списком всех ресторанов на обратной стороне.

В начале дела шли неважно. Владельцы ресторанов не хотели платить свои 7% и опасались конкуренции карточек Diners Club со своими собственными кредитными книжками. Потенциальные клиенты Diners Club не хотели покупать карты Diners Club, поскольку поначалу они не предлагали достаточно большого выбора мест, где карты принимали к оплате. Тем не менее, к концу 1950 года примерно 20 тыс. ньюйоркцев расплачивались за ресторанные ужины кусочками бумаги от Diners Club. Ко второму году своего существования компания уже получила прибыль в $60 тыс., что не оставляло сомнений в финансовом успехе нового предприятия.

Diners Club продолжал развиваться в бесконкурентном пространстве до 1958 года, когда на горизонте американского бизнеса появились кредитные карты American Express и Bank Americard (позднее ставшая частью Visa).

Кредитная карта Visa

Обе компании открыли новую эпоху в массовой популяризации кредитных карт, сделав их достоянием не только США, но и всех остальных стран мира. В 1966 году в Великобритании была выпущена первая неамериканская кредитка Barclaycard. Впрочем, глобальная экспансия кредиток в разных странах шла разными темпами. Многое зависело от состояния локальных банковских систем и консервативных финансовых взглядов населения. Тем не менее, ныне кредиткой можно расплатиться практически во всех странах мира - эта финансовая сеть стала одним из проявлений процесса глобализации.

По данным компании Nilson, в 2007 году на долю карточки Visa приходилось 46% рынка США, на MasterCard - 36%, на American Express -12%, на Discover - 6%. Положение этих карточек на международной арене было несколько иным: Visa обладала 60% мирового рынка, MasterCard - 28%, American Express - 10.5%, JCB - 0.9%, Diners Club - 0.5%.

Многим интересно будет узнать, кто и почему придумал кредитные карты.

И так кредитная карта была изобретена после одного инцидента, её будущий изобретатель, Фрэнк Макнамара, оказался в неприятной ситуации – не хватило денег за обед в ресторане.Для того чтобы обед с друзьями не был испорчен, ему пришлось попросить жену, привезти наличные. Ощутив такое моральное потрясение, Макнамара подумал об универсальной кредитной книжки (до того момента, с начала XX века, некоторые магазины выпускали свои «кредитные карты», но ходить за покупками с большим количеством кредиток в руках было не так легко). Простота идеи состояла, в унификации формы кредитной книжки или карточки. Которая сейчас запросто оформляется без справок в любом банке. Макнамара организовал компанию Diner’s Club(возможно, этот злополучный обед крепко засел у него в памяти…), которая статла первым на тот момент посредником при работе с кредитными картами. Первые кредитные карты Diner’s Club были картонными и обслуживались всего в 14 ресторанах. Но начало эры кредитных карт было положено.

Первым карточки достались соседям молодой компании, а также просто родным и знакомым сотрудников «Обеденного клуба». Сначала Фрэнк Макнамара не думал создавать массовую, общенациональную платежной систему. Diners Club создавалась как платежная система для бизнесменов и руководителей, людей уважаемых и знаменитых, готовых тратить большие деньги и получать за эти деньги качественного сервиса. Однако дорогие рестораны и бары Нью-Йорка не стремились вступить в «Обеденный клуб» богатых и знаменитых, а сами «богатые и знаменитые» - обзавестись кредитной картой с 18 лет. Проблемы образовывали определенный закрытый круг. Толпы клиентов не было потому, что бизнесмены не спешили заказывать кредитку, поскольку количество ресторанов было мало. Расширять сеть Макнамара приходилось за счет собственных денег. В это же время, в Калифорнии, Альфред Блумингейл, тоже участник исторического ужина, решает посоревноваться с МакНамарой, создав аналогичную систему под названием Dine&Sign (Пообедав, распишись). Первое время бизнес развивался лучше, чем у Макнамара. Надо ли говорить, что приятельские отношения двух бизнесменов испортились? Впрочем, разрыв был недолгий. «Пообедав, распишись» испытывает трудности в кридитовании. И Diners Club покупает Dine&Sign, Блумингейл становится сотрудником Diners Club,сама же платежная система становится национальной. Месячный оборот насчитает больше 300 тыс. долл. и, что самое главное, распространение кредитных карт выходит за пределы ресторанного бизнеса, заключаются договора с агентствами по прокату автомобилей. Безусловно, важным обстоятельством на пути Diners Club к успеху было отсутствие конкурентов. Кредитки Динес Клуб были первооткрывателями, законодателями мод, по проторенной ими дорожке вот-вот хлынут толпы последователей. История же Фрэнка Макнамара на этом кончается, он уходит с поста главы компании, продает свою долю и посвящает себя деревообрабатывающему бизнесу. Печально, но на этом закончилась не только история Фрэнка Макнамара - руководителя первой платежной системы, но и история Фрэнка Макнамара вообще - спустя два года он умер. Diners Club продолжает единолично владычествовать на рынке кредитных карт до 1 октября 1958 г. В этот день начинается выпуск кредиток American Express. И тут выясняется, что конкурировать со своим последователем бывший монополист не в состоянии. За год American Express догоняет их по результатам, на достижение которых у Diners Club ушло семь лет. Собственно, в успехе новой платежной системы есть заслуга Diners Club - клиенты уже привыкли пользоваться кредитными картами, был сформирован рынок и основные правила работы на этом рынке. Конечно, не надо отрицать огромный опыт American Express в работе с дорожными чеками и не менее огромный капитал, стоявший за ней. Следом за American Express приходит BankAmericard, изначально нацелившийся на массового клиента. Конкурировать с бедующей Visa было бессмысленно. Расчистив путь для новых платежных систем, Diners Club должен был отойти в сторону и занять свою нишу.