Денежно-кредитная политика. Денежно – кредитная политика

Денежно-кредитная политика. Денежно – кредитная политика

Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики - поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла:

- политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;

Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, определены Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Методы контроля и регулирования денежной массы включают:

Установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;

Определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);



Операции на открытом рынке;

Рефинансирование банков и кредиты правительству;

Валютные интервенции;

Операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;

Установление целевых ориентиров роста денежной массы;

Количественные кредитные ограничения;

Эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).

Процентная ставка предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:

Ставка учетного процента - условия, на которых ЦБ РФ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у коммерческих банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, так как векселя покупаются до наступления срока платежа по ним. Поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы - эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету - редисконтированием;

Процентная ставка по ломбардным операциям - кредитам под залог ценных бумаг. Такой кредит, как правило, краткосрочный (3-6 месяцев); объект регулирования в данном случае - не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы и в соответствии с «Положением о проведении банком России депозитных операций с кредитными организациями».

Под операциями Банка России на открытом рынке в соответствии с Федеральным законом « О Центральном Банке РФ» понимаются:

Купли- продажи казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России.

Купли-продажи иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на организационных торгах, а так же заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами.

ГЛАВА 2.аНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе анализа внешних и внутренних макроэкономических условий и перспектив экономического развития, а также инфляционных шоков и рисков их распространения на инфляционные ожидания. При этом учитывается необходимость достижения целевых ориентиров по инфляции в среднесрочной перспективе.

Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение экономического роста и поддержание уровня инфляции. Поэтому для начала необходимо проанализировать инфляцию и экономический рост в 2013 – 2014 годах.

Таблица 2.1 Диаграмма инфляции на потребительском рынке за 2013-2014 гг.

В 2013г. ситуация в Российской Федерации была более стабильной, так как уровень базовой инфляции колебался в пределах 5,5-5,9 %, а инфляция на потребительском рынке постепенно (с некоторыми колебаниями) снижался с уровня 7,1% в январе до 6,5% в декабре.

В 2014 году же ситуация поменялась кардинальным образом. Базовая инфляция увеличилась с 5,5% в январе увеличилась до 11,2% в декабре (т.е. больше, чем в два раза), причем «скачок» выделяется именно в декабре, что связано, конечно же, с ситуацией на общемировой арене - санкции, примененные против Российской Федерации, «скачки» курсов иностранных валют и т.д. Что же касается инфляции на потребительском рынке, то резкое изменение тоже наблюдается в самом конце года (общее изменение с 6,1% в январе до 11,4% в декабре).

Рисунок 2.1 Прирост ВВП % к соответствующему периоду предыдущего года


По динамике прироста ВВП больше всего бросается в глаза, что прирост в 2012 году был самым лучшим за последние 3 года (следует отметить, что в этом периоде данный показатель имел тенденцию к стабильному снижению - от 4,9% до 2,0%). В 2013 же году прирост имеет обратную тенденцию - увеличивается с 0,8% в 1 квартале до 2,0% в последнем. В 2014 году прирост имеет тенденцию к стабильному снижению от 0,9% до 0,4.

В 2014 году ставки на операции Центрального Банка РФ менялись всего 7 раз, причем ставки увеличивались каждый раз. Если просмотреть ставки за 2012-2013 годы, то в 2012 году изменений по ставкам не было, тенденция же к изменению ставок началась в 2013 году не по всем показателям.

Что же касается 2014 года, то кредиты на срок 1 день изменились с 6,5% до 18% (почти в три раза), ставки по депозитным операциям на 1 день поднялись практически в четыре раза (с 4,5% до 16,0%).

Ставки по операциям Банка России поднялись в значительной степени в 2014 году – в среднем увеличение составляет больше, чем в 3 раза по каждому показателю. Эта тенденция связана в основном с мировыми событиями, которые не были предусмотрены при утверждении главного финансового документа страны – Федерального бюджета и связанной с ним денежно-кредитной политики Центрального Банка.

В 2015 году мы видим постепенное снижение процентных ставок по операциям Банка России. Этому способствовали ряд принятых решений Центрального банка, принятых в конце 2014 года. С 16 декабря 2014 г. повысить ключевую ставку с 10,50 до 17,00% годовых. Наряду с этим 17 декабря 2014 г. был принят комплекс мер, направленных на поддержание стабильности финансового сектора. Кроме того, Банк России расширил набор инструментов рефинансирования в иностранной валюте, увеличил частоту проведения данных операций и объем предоставления средств по ним.

В результате девальвационные и инфляционные ожидания стабилизировались в той мере, в которой рассчитывал Банк России.

В связи с этим Банк России дважды, 30 января и 13 марта 2015 г., снижал ключевую ставку в совокупности на 3 процентных пункта до 14,00% годовых. По мере ослабления инфляционных рисков Банк России продолжил снижение ключевой ставки (к августу 2015 года она составила 11,00%). Риски дальнейшего значительного охлаждения экономики выросли прежде всего вследствие продолжения снижения цены на нефть.

Таблица 2.1. Резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России, в млн. руб.

Для более наглядного представления динамики обязательных резервов, депонированных в Банке России, можно обратиться к рисунку 2.2.

Рис. 2.2 Динамика обязательных резервов, депонированных Банком России за 2012-2015гг.

Таким образом, в 2012 году сумма резервов оставалась неизменной, в 2013 году увеличилась с 425585,7 млн.руб. в начале года до 510105,1 млн.руб. в конце, т.е. прирост в абсолютном выражении составил 84519,4 млн.руб., или 19,9%. В 2013 году сумма данного резерва менялась с 408809,0 млн.руб. до 458615,9 млн.руб. (увеличение 49806,9 млн.руб. или 12,2%). В 2015 году динамика также идет к увеличению (сентябрь 2015 года – 489086,1 млн.руб.), но если сравнивать соответствующие месяцы прошлых 3 лет, обнаружим, что:

а) в январе 2013 года наблюдается увеличение нормы резервов на 47215,6 млн.руб. (т.е. прирост в размере 12,5%);

б) в январе 2014 по сравнению с январем 2013 года наблюдаем уменьшение резервов на 50049,7 млн.руб. (т.е. уменьшение в размере 11,8%); но по сравнению с 2012 годом прослеживается увеличение в размере 30438,9 млн.руб. (прирост – 8,0%);

в) в январе же текущего 2015 года по сравнению с тем же месяцем 2014 года наблюдается увеличение резервов на 62503,2 млн.руб. (15,3%), по сравнению с 2013 годом – увеличение на 45476,5 млн.руб. (10,7%).

Обратимся к еще одному показателю, устанавливаемому Банком России – сумма обязательных резервов, поддерживаемая кредитными организациями на корреспондентских счетах в Центральном Банке РФ (Табл. 2.5). Обратим внимание на тот факт, что данная сумма устанавливается за месяц, начиная с 10-го числа текущего месяца до 10 числа следующего.

Таблица 2.2 Сумма обязательных резервов, поддерживаемых на корреспондентских счетах кредитных организаций, в млрд.руб.

2012 год 2013 год 2014 год
10.01-10.02 518,1 593,1 825,8
10.02-10.03 846,1
10.03-10.04 605,5
10.04-10.05 640,1 883,4
10.05-10.06 894,6
10.06-10.07 676,5 880,7
10.07-10.08 686,1 877,4
10.08-10.09 674,9 833,6
10.09-10.10 679,6 861,1
10.10-10.11 675,3 871,7
10.11-10.12 683,6
10.12-10.01 794,1 966,9

Таким образом, динамика по данному резерву налицо – это стабильное увеличение из месяца в месяц из года в год. Так, например, в 2013 году увеличение составило с 593,1 млрд.руб. в начале до 794,1 млрд.руб. в конце, т.е. увеличение в течение года составило 201 млрд.руб. (33,9%). В 2014 году видим увеличение данного резерва с 825,8 млрд.руб. до 966,9 млрд.руб., тем самым наблюдаем увеличение в размере 141,1 млрд.руб. (17,1%). Если же сравнивать 2013 и 2014 годы, то получается, что темп прироста резерва в течение 2014 года был меньше, чем в 2013 году (33,9% против 17,1%), но увеличение данного резерва Центральным Банком – вынужденная мера в связи со всеми событиями последних лет. Увеличение минимального резерва на корреспондентских счетах, конечно же, не может благотворно сказываться на эффективной работе кредитных организации, так как деньги в данном случае не работают и не приносят прибыль кредитной организации. Но, с другой стороны, наличие таких резервов дает гарантию по обязательствам каждой кредитной организации перед контрагентами (вкладчиками, партнерами, государственными учреждениями и т.д.).

Для более наглядного рассмотрения динамики обязательных резервов на корреспондентских счетах в Банке России – рисунок 2.2.

Рис 2.2 Динамика сумм обязательных резервов на корреспондентских счетах кредитных организаций.

Рассмотрим еще один инструмент денежно-кредитной политики Банка России – ставка рефинансирования. Данная ставка была определена еще 14.09.2012 года в размере 8,25% и не менялась в течение последних двух лет.

Ставка рефинансирования Центрального Банка РФ. Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» с 26 декабря 2011 – 13 сентября 2012, составляет 8 %.

Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» с 14 сентября 2012 – наст. Время составляет 8,25 %.

Обратимся теперь к валютным интервенциям Центрального Банка РФ.

Таблица 2.3 Интервенции Банка России на внутреннем валютном рынке

Отчетный период Объёмы операций с долларами США, всего за период, млн. долл. США Объёмы операций с евро, всего за период, млн. евро
Покупка Продажа Покупка Продажа
Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые
янв.13 595,96 595,96 47,89 47,89
фев.13 118,96 118,96 24,68 24,68
мар.13
апр.13 663,06 663,06 45,05 45,05
май.13 236,81 236,81 18,65 18,65
июн.13 2 707,63 2 125,89 245,73 199,59
июл.13 4 182,51 3 074,66 376,47 286,7
авг.13 5 455,92 3 054,57 475,63 296,47
сен.13 3 178,40 2 190,95 214,96 147,76
окт.13 255,42 1 909,30 1 280,63 38,48 171,84 113,51
ноя.13 3 328,13 1 023,66 284,06 86,89
дек.13 3 569,93 1 117,34 326,44 104,12
2013 год 970,34 714,92 25231,69 14767,57 111,05 72,57 2158,83 1298,74
янв.14 7 816,77 216,2 586,32 17,5
фев.14 6 158,34 678,69
мар.14 22 296,84 2 268,29
апр.14 2 401,86 247,87
май.14 1437,64 365,6 123,29 28,29
июн.14 1356,52 113,7
июл.14
авг.14
сен.14
окт.14 27207,52 1 616,21
ноя.14 773,91 221,56
дек.14 11901,75
2014 год 2794,16 78922,59 216,2 236,99 5647,23 17,5

Как видно из приведенной таблицы, Банк России проводил валютные интервенции на внутреннем валютном рынке в 2013 году более активно, чем в 2014 году. Если же посмотреть суммы операции по годам, то увидим, что в 2014 году покупка – продажа валюты в 2014 году увеличилась:

а) по долларам США в среднем в 3 раза,

б) по евро – в среднем в 2,5 раза.

Так, например, покупка долларов США в 2013 году составила 970,34 млн.долл., продажа - 25231,69 млн.долл., а в 2014 – покупка 2794,16 млн.долл. и продажа – 78922,59млн.долл., т.е разница колоссальна (покупка больше на 1823,82млн.долл., темп прироста 188%; продажа больше на 53690,9 млн.долл., темп прироста 213%).

Покупка евро в 2013 году была на уровне 111,05 млн.евро, в 2014 – 236,99млн.евро, продажа – 2158,83млн.евро в 2013г. и 5647,23 млн.евро в 2014г. (покупки в 2014 году больше на 125,94млн.евро, темп прироста 113%; продаж в 2014 было больше на 3488,4 млн.евро, темп прироста 162%).

Если же рассмотреть удельный вес операции каждого месяца, то:

а) покупки долларов США в 2013 году проводились только в январе, феврале и октябре, в 2014 году – только в мае и июне;

б) по продажам долларов США в 2013 году наибольший удельный вес занимают август (5455,92млн.долл. - 20,0% удельный вес) и июль (4182,51млн.долл. – 16,6%); в 2014 году наиболее активными месяцами стали: октябрь (27207,52 млн.долл. – 34,5%), март (22296,84 млн.долл. – 28,3%) и декабрь (11901,75 млн.долл. – 15,1%):

в) покупки евро Центральным Банком проводились по тем же месяцам, что и доллары США (в 2013г – январь, февраль и октябрь, в 2014г – май и июнь);

г) по продажам евро в 2013г наибольший удельный вес приходится на август (475,63млн.евро – 22,0%) и июль (376,47млн.евро – 17,4%); в 2014г – март (2268,29млн.евро – 40,1%) и октябрь (1616,21млн.евро – 28,6%).

Таким образом, ухудшение внешних условий в сентябре – начале декабря 2014 г. стало новым вызовом для денежно-кредитной политики. Снижение цен на нефть продолжилось на фоне превышения ее предложения над спросом на мировом рынке и укрепления доллара США. В условиях действия финансовых санкций в отношении российских компаний спрос на иностранную валюту на внутреннем рынке вырос. В результате курс рубля существенно снизился по отношению к основным мировым валютам, его волатильность увеличилась, наблюдался рост девальвационных и инфляционных ожиданий, значительно увеличились инфляционные риски и риски для финансовой стабильности.

Наблюдавшееся в августе-ноябре 2014 г. ослабление рубля привело к дальнейшему ускорению роста потребительских цен. Увеличению инфляции также способствовали введенные в августе 2014 г. ограничения на импорт ряда продовольственных товаров. Под влиянием данных факторов темпы роста потребительских цен повысились с 8,0% в сентябре до 9,1% в ноябре. При этом в начале декабря сохранилась тенденция к их дальнейшему увеличению. По оценкам Банка России, по итогам 2014 г. инфляция составила около 11%, при этом вклад ослабления рубля с конца 2013 г. в годовые темпы прироста потребительских цен составил 2,6 процентного пункта. Для ограничения инфляционных последствий курсовой динамики Банк России принял решение повысить ключевую ставку в октябре и декабре 2014 г. в совокупности на 250 базисных пунктов, до 10,5% годовых, а в затем и до 17%.

В начале 2015 г. баланс рисков ускорения роста потребительских цен и снижения экономической активности сместился в сторону более значительного охлаждения экономики. В связи с этим Банк России дважды, 30 января и 13 марта 2015 г., снижал ключевую ставку в совокупности на 3 процентных пункта до 14,00% годовых, а по мере ослабления инфляционных рисков Банк России продолжил снижение ключевой ставки до 11%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Банковские системы используются для решения текущих и стратегических задач: обеспечения экономического роста; регулирования инфляции; регулирования платежного баланса.

Характерной чертой банковской системы является наряду с концентрацией банков их достаточно широкая специализация в лице центральных (эмиссионных), коммерческих, инвестиционных, ипотечных, сберегательных и др.

Центральные Банки не только проводят традиционные для банков операции по кредитованию, организации расчетов в наличной и безналичной формах, хранят денежные средства клиентов, эмитируют платежные средства, но и управляют золотовалютными резервами страны, анализируют и прогнозируют состояние национальной экономики, выполняют надзорную и контрольную функции. Центральные банки занимаются вопросами материально-технического обеспечения и эксплуатации вверенных им объектов и оборудования, располагают собственными технологическими центрами и информационными системами, собирают и обрабатывают соответствующую информацию.

Основными целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости российского рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Таким образом, получение прибыли не является целью функционирования Центрального банка РФ.

В структуру Банка России входят следующие подразделения: центральный аппарат, территориальные учреждения, вычислительные центры, РКЦ, учебные заведения и иные предприятия, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

ЦБР интересует в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.

ЦБР является ключевым элементом финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики.

С помощью денежно-кредитной политики Правительство воздействует на количество денег, находящихся в обращении с целью регулирования народного хозяйства на макроэкономическом уровне. Денежно-кредитная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.

В первой главе данной курсовой работы была рассмотрена теоретическая сторона вопроса о денежно-кредитной политике. Здесь были изучено понятие денежно-кредитной политики, ее методы, основные направления, инструменты.

Во второй главе проведен анализ экономического роста и инфляции за 2013-2014 гг. с оглядкой на 2012 г. Затронут и 2015 год. Также здесь проанализированы основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России.

В 2013 г. ситуация в Российской Федерации была более стабильной, а инфляция на потребительском рынке постепенно (с некоторыми колебаниями) снижался.

В 2014 году же ситуация поменялась кардинальным образом. С января по декабрь базовая инфляция увеличилась больше, чем в два раза, причем «скачок» выделяется в декабре, что связано, с санкциями, примененными против Российской Федерации, наблюдаются «скачки» курсов иностранных валют и т.д. Инфляция наблюдается и на потребительском рынке.

В 2014 году ставки по операциям Банка России поднялись в значительной степени (больше, чем в 3 раза по каждому показателю). Эта тенденция связана в основном с мировыми событиями, которые не были предусмотрены при утверждении главного финансового документа страны – Федерального бюджета и связанной с ним денежно-кредитной политики Центрального Банка.

Томский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра государственного регулирования национальной экономики

Денежно-кредитная политика

центральных банков.

Научный руководитель:

Доктор экономических наук,

профессор Шушарин А.Л.

Томск 1997

План.

1. Введение..................................................................................................................

2. Ðîëü è çíà÷åíèå öåíòðàëüíîãî áàíêà ...............................................................

2.1 Öåëü äåíåæíî-êðåäèòíîé ïîëèòèêè öåíòðàëüíîãî áàíêà....................................

2.2 Ôóíêöèè öåíòðàëüíîãî áàíêà...............................................................................

2.3 Òèïû äåíåæíî-êðåäèòíîé ïîëèòèêè.....................................................................

3. Èíñòðóìåíòàðèé äåíåæíî-êðåäèòíîé ïîëèòèêè..........................................

3.1 Êîíòðîëü íàä áàíêîâñêîé ñèñòåìîé....................................................................

3.2 Ðåãóëèðîâàíèå ñèñòåìû ïëàòåæåé..................................................................

3.3 Îïåðàöèè íà îòêðûòîì ðûíêå...............................................................................

3.4 Ó÷åòíàÿ ïîëèòèêà...............................................................................................

3.5 Ðåçåðâíûå òðåáîâàíèÿ......................................................................................

4. Заключение..........................................................................................................

5. список ипользованной литературы.......................................................

Введение

Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики. В этой работе мы попытаемся вкратце рассмотреть функции и методы центрального банка при проведении денежно-кредитной политики, а также затронем мировой опыт использования инструментов данной политики.

На современном этапе развития многих государств мира дискуссия о роли и функциях центральных банков, начавшаяся практически с момента их возникновения, получила дополнительный импульс. Коренные перемены в бывших социалистических странах и их переход к рыночной экономике отчетливо показали огромную роль центрального банка западного образца в осуществлении важнейших социально- экономических преобразований. Недавно новый статус центрального банка принят во Франции, на самом высоком уровне идут дебаты по правам центрального банка в Великобритании, обсуждается положение о чрезвычайных экономических полномочиях центрального банка в США. Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики в этих условиях многие банковские специалисты, ученые и обозреватели связывают их с полномочиями и степенью независимости от правительственных органов.

На нынешнем этапе банковские системы оказались в эпицентре влияния двух долгосрочных процессов: радикального совершенствования технологий на основе широкомасштабного внедрения автоматизированных систем обработки информации и средств дальней связи в банковской деятельности; снижение барьеров на экономических и политических границах. Эти процессы открывают новые возможности для развития системы платежей и расширения финансовых рынков. В то же время они оказывают влияние на изменение управленческой структуры, частью которой является центральный банк со своей особой ролью в регулировании этих процессов.

Любое государство ставит перед собой цели экономического развития, основными из которых являются: обеспечение устойчивых темпов роста производства, достижение высокого уровня занятости, стабильность цен, сохранение внешнеэкономического равновесия.

Важно при этом отметить, что среди конечных, стратегических целей существует одна, ответственность за реализацию которой несет во всем мире центральный банк - это сохранение внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта цель достигается с помощью различных инструментов денежно-кредитного регулирования экономики, суть которого заключается в том, что центральный банк воздействует на объем денежной массы в обращении и цену кредита, т.е. процентную ставку. Эти два компонента находятся постоянно в поле зрения центрального банка.

Для устойчивого функционирования банковской системы любой страны также необходимо формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики, позволяющего центральному банку эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная роль центрального банка по мнению председателя Совета управляющих ФРС США Алана Гринспэна(1) сводится к достижению двух главных целей: с одной стороны, обеспечивать ликвидностью, с другой - согласовывать степень совокупной ликвидности со стабильными ценами. Если фискальная политика фокусирует свои взгляды на составе и уровне правительственных расходов и налогов, то кредитно-денежная - на необходимом уровне ликвидности в данной экономики. Важным моментом оказывается вопрос о степени независимости центрального банка от правительства, чтобы не было возможности получения прямых займов для покрытия бюджетного дефицита, так как такой способ финансирования дефицита бюджета ведет к высокому уровню инфляции. При этом под независимостью понимается лишь часть вопроса о разделении функций.

Независимость центрального банка является довольно ограниченной, и ее следует понимать главным образом как некую самостоятельность внутри системы государственного регулирования, строго в пределах полномочий, данных законодательной властью.

Политика центральных банков ставит своей конечной целью долговременную стабильность цен, чтобы инфляционные ожидания не оказывали сильного влияния на принятие хозяйственных решений.

(1) Алан Гринспэн Коммерческие банки и центральный банк в рыночной экономике // Вопросы экономики -1991-№12-С.87-113

Стабильность цен предполагает снижение степени неопределенности в прогнозах соотношения цен, имеющих решающее значение для инвестиционных решений. Однако центральные банки прибегают и к другим кратко- и среднесрочным макроэкономическим целям, чтобы сгладить конъюнктурные колебания в экономике, например, сохранение низких темпов инфляции, чтобы поддержать экономический рост. Вообще меры кредитно-денежной политики обычно оказывают воздействие на экономику и цены на протяжении длительных периодов, так как решениям в области этой политики внутренне присуща ориентация на будущее. Подтверждением этого служит то, что для достижения макроэкономических целей применяются цели или показатели, представляющие собой нечто среднее между политическими решениями и конечными результатами, например, темпы роста номинального и реального доходов или номинальные или реальные процентные ставки.

Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственного регулирования заключается в косвенном характере ее воздействия на производство. Такая политика может повлиять на принятие тех или иных хозяйственных решений участниками процесса воспроизводства через изменения финансовых факторов. Процесс кредитного регулирования можно разделить на два этапа: на первом центральный банк воздействует на соотношение между спросом и предложением на кредитно-денежные ресурсы путем воздействия на изменения денежной массы и процентных ставок, объемов кредитных операций, условий кредитования и т.д. Соответственно цели кредитно-денежной политики подразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объем кредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, занятость, темпы роста цен и т.д.). Задачи кредитно-денежной политики можно сформулировать так: смягчение циклических колебаний в экономике, стабилизация цен и стимулирование экономического роста, обеспечение оптимального платежного баланса. Эти цели за довольно длительный срок не претерпели значительных изменений, только периодически происходит смена приоритетов и идут большие дискуссии о методах решениях поставленных задач.

В России статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России) и другими федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России, выделенными в законе «О Центробанке» являются:

«защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

Процентные ставки по операциям Банка России;

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России

Операции на открытом рынке;

Рефинансирование банков;

Валютное регулирование;

Установление ориентиров роста денежной массы;

Прямые количественные ограничения.

1. Процентные ставки.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.

Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

2 Резервные требования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

3. Операции на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

4. Рефинансирование банков.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Кредиты Банка России предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» банкам - резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы.

Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам.

Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков.

Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

5. Валютное регулирование.

Валютное регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Ориентиры роста денежной массы.

Банку России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

7. Селективное регулирование.

Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.

Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности. В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности - депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия - депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций. С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.

При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.

В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота. Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований. Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.

Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.

В 2011-2013 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.

Понятие и цели монетарной политики

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой один из элементов единой государственной экономической политики наряду с социальной, институциональной, структурной, инвестиционной, бюджетно-налоговой, научно-технической, внешнеэкономической политикой. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за ее проведение. Его деятельность в этой сфере заключается в воздействии на валютный курс, процентные ставки, общий объем ликвидности банковской системы - с целью стабилизации экономического роста, установления низкого уровня безработицы и инфляции. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики достаточно сложен. Поэтому центральные банки в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики рассматривают три группы показателей:

Конечные цели денежно-кредитной политики - глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики всех стран с рыночной экономикой. К ним относятся обеспечение стабильности цен (низкая инфляция), полной занятости, рост реального объема производства, равновесие платежного баланса;

Промежуточные цели (ориентиры) денежно-кредитной политики - более конкретные и доступные цели, которые ставятся при проведении текущей денежно-кредитной политики. Они являются средством достижения конечных целей. В практике центральных банков применяются такие промежуточные цели, как денежная масса, ставка процента, валютный курс;

Инструменты денежно-кредитной политики - совокупность мер, с помощью которых осуществляется корректировка промежуточных целей (минимальные резервы, операции на открытом рынке, ставки по операциям центрального банка и др.)

Необходимость постановки промежуточных целей объясняется следующими обстоятельствами:

Конечные цели (например, платежный баланс или совокупный национальный продукт) измеряется периодически, с большим отставанием от момента применения того или иного инструмента денежно-кредитной политики).

На передачу импульсов денежно-кредитной политики к ее конечным целям требуется время, что затрудняет оценку эффективности денежно-кредитной политики по ее конечным результатам (целям).

Промежуточные цели обычно объявляются для того, чтобы информировать участников рынка о решениях центрального банка и ориентировать рынок относительно будущего поведения денежных величин (темпов роста денежной массы, процентных ставок, инфляции).

Виды монетарной политики

Вариант монетарной политики определяется причиной изменения спроса на деньги. Изменение скорости обращения денег является причиной для реализации гибкой монетарной политики. Инфляция является причиной для проведения жесткой монетарной политики.

Жесткая (сдерживающая) монетарная политика (политика дорогих денег) - означает такой вид деятельности Центрального банка, при которой наблюдается нахождение на определенном уровне количества денежной массы. Графически жесткую политику можно показать вертикальной кривой предложения денег, соответствующей уровню заданного показателя денежной массы (рисунок (а)). Проводя жесткую политику, Центральный Банк:

Продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что, в свою очередь, способствует сокращению резервов коммерческих банков и текущих счетов населения. Как следствие, это приводит к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.

Повышает ставку рефинансирования, поэтому коммерческие банки понижают объемы заимствований у Центрального банка и повышают процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.

Повышает обязательную норму банковского резервирования, что ограничивает рост денежной массы.

Таким образом, жесткой денежно-кредитной политике присущ ограничительный характер, который сдерживает рост денежных знаков в обращении, что способствует противодействию инфляции.

Гибкая (стимулирующая) монетарная политика - политика, заключающаяся в поддержании на определенном уровне ставки процента. Стимулирующая монетарная политика имеет место в период спада и предназначена для «взбадривания» экономики, стимулирования роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

На графике гибкую политику можно представить горизонтальной кривой предложения денег на уровне фиксированного значения процентной ставки (рисунок (б)). Гибкая политика Центрального банка заключается в том, что он:

Покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.

Снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу.

Снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к расширению возможностей кредитования экономики.

Инструменты монетарной политики

Набор используемых Банком России инструментов меняется в зависимости от условий развития экономики, состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов. Например, после кризиса 2008 г. резко сократились операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, с января 2012 г. до апреля 2012 г. не использовался такой метод денежно-кредитной политики, как изменение норм обязательных резервов.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции: ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки "репо" и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Уменьшение учетной ставки влияет на увеличение спроса коммерческих банков на кредиты ЦБ, что увеличивает кредит и предложение денег. Увеличение учетной ставки, наоборот же, способствует сокращению спроса со стороны коммерческих банков на кредиты ЦБ, вызывая сокращение кредита и предложения денег. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменение не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг.

Операции на открытом рынке представляют собой операции Банка России по купле - продаже государственных ценных бумаг. Термин «операции на открытом рынке» был заимствован из практики функционирования Федеральной резервной системы США. Сегодня операции с ценными бумагами являются важнейшим инструментом денежно-кредитной политики центральных банков экономически развитых стран. Данный инструмент - наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Операции на открытом рынке могут проводиться центральными банками непостоянно, а по мере возникновения потребности расширения или ограничения объема денежно-кредитной эмиссии. Как правило, средство проведения политики открытого рынка: операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Это характерно для многих стран, в частности ФРГ, Франции, Великобритании и Италии.

Рефинансирование банков заключается в кредитовании Банком России коммерческих банков. Им же и устанавливается процентная ставка по рефинансированным кредитам. Ее увеличение приводит к удорожанию кредитных ресурсов и уменьшению денежной массы в обращении, а снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту массы денег. Установление ставки рефинансирования происходит на уровне ставок финансового рынка. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Валютная интервенция представляет собой деятельность центрального банка, заключающуюся в устойчивом воздействии на валютный рынок и валютный курс, осуществляемом с помощью продажи или закупки банком иностранной валюты. Проведение валютной интервенции для России прежде всего связано с целью поддержки российского рубля, его стабильного курса по отношению к доллару США. Валютные интервенции не являются эффективным инструментом валютной политики в условиях валютных кризисов и нестабильной финансовой ситуации в стране. Примером может служить Россия. Банк России в течение лета 2008 г. Осуществлял валютные интервенции с целью поддержания курса рубля в заданном коридоре, но кризис на финансовом рынке и отток с него рублевых средств буквально «смел» курс рубля на валютном рынке.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

Особенности монетарной политики Банка России

В последние годы денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, неразработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствии системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности ДКП с состоянием финансового и сектора. В частности, при разработке основных направлений ДКП Банк России не определяет ее объекты и особенности трансмиссионного механизма.

Основная проблема монетарной политики России - поиск способов увеличить на порядок бюджетное и банковское финансирование инвестиций в социально-экономическое и научно-техническое развитие без резкого усиления инфляции. Для перехода к такой политике, стимулирующей развитие, необходимо решить ряд проблем теоретического и практического характера, и в первую очередь выбора целей, инструментов и правил монетарной политики в российских условиях.

В начале 1990-х гг. иерархия целей монетарной политики выглядела так: на высшем уровне - конечные цели (темп инфляции, внешний курс рубля, ВВП, инвестиции, занятость), далее следуют промежуточные цели (денежный агрегат М2, процентные ставки коммерческих банков) и операционные (кредиты Правительству РФ, кредиты коммерческим банкам, ставки межбанковского рынка). Такая структура целей являлась следствием применения Банком России преимущественно административных инструментов денежно-кредитного регулирования в тот период. В современных условиях конечной целью денежно-кредитной политики Центробанка РФ является поддержание устойчиво низкой инфляции. Обеспечивая низкую инфляцию, он способствует созданию условий для экономического роста, снижения безработицы, повышению условий жизни населения. Одна из основных функций Банка России заключается в разработке и проведении взаимодействий с Правительством РФ единой государственной ДКП. В настоящее время Центральный банк РФ применяет три основных инструмента денежно-кредитной политики: курсовую политику, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установление краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.

Важную роль в ограничении роста цен играет курсовая политика Банка России, который исходит из того, что радикальные изменения в формах и методах проведения ДКП нецелесообразны. Он будет стремиться к постепенному отказу от управления динамикой обменного курса рубля, т. е. к использованию режима его свободного плавания.

Несколько лет назад большинство центральных банков проводило свою ДКП на основе регулирования процентных ставок, т. е. определяя цену денег в экономике. Банк России также исходил из того, что основным ориентиром в развитии системы инструментов его денежно-кредитной политики должно быть постепенное увеличение значения процентной ставки. Банк начал проводить более активную процентную политику. Банк России корректировал уровень ставки рефинансирования за счет ставки своим инструментом на уровень ликвидности банковской системы, объем денежного предложения и инфляцию. Так, в начале 2006 г. для изъятия избыточной ликвидности Банк России несколько раз повышал ставки по депозитам коммерческих банков в Центральном банке. Для денежно-кредитной политики это означало усиление внимания к процентной политике в процессе контроля за темпами денежного предложения.

Кроме того, необходимость присутствия на валютном рынке существенно лимитирует возможности Банка России по использованию процентной политики для достижения стоящих перед ним целей. При свободном движении капитала решающим условием для начала полноценного использования процентной ставки как основы процесса принятия решений в области денежно-кредитной политики должен стать переход к режиму плавающего валютного курса.

Эффективность того или иного метода регулирования ликвидности, в том числе и процентной политики, зависит от складывающегося в определенный период способа формирования денежного предложения.

В последнее время механизм создания денег Центральным банком характеризуется тем, что рубли поступают в банковскую систему в основном в результате покупки иностранной валюты Банком России. Большой приток ликвидности в экономику делает спрос коммерческих банков на кредиты Центрального банка незначительным.

Банк России намерен в период до 2015 г. в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка. Основой инфляционного таргетирования выступает устойчивость взаимосвязанных и сбалансированных процессов, которые сложились в экономической системе в предшествующий период. Соответственно возможность их изменения не учитывается центральными банками, объявившими о переходе к таргетированию инфляции. Планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте ДКП для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться дополнительное воздействие.

Поставленную Банком России задачу завершения перехода в 2012--2015 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя считать необходимой и обоснованной. Банком России также продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент ДКП. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок. Мы полагаем, что активизация процентной политики Банка России, усиление воздействия его кредитной политики на реальную экономику, а также на формирование денежного предложения должны состоять в обеспечении структуризации процентных ставок, в осуществлении мероприятий по их регулированию.

Таким образом, Банк РФ - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики.

Проведение монетарной политики ЦБ РФ в условиях финансового кризиса неизбежно сталкивается с рядом проблем.

Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.

Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Денежный рынок наличности также отличается повышенной рискованностью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Кроме того, одной из основных проблем денежного рынка в России является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить монетарную политику в стране. Проблематичность российской практики состоит еще в том, что ЦБ РФ не выкупает ценные бумаги кредитных организаций и корпораций, хотя приобретает казначейские облигации, делая их базой денежной эмиссии.

Таким образом, на современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать монетарную политику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем.

Направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции , занятости , стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

В России денежно-кредитную политику, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 27 июня 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , определяет и проводит ЦБ .

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.