Что такое реновация простыми словами? Предпосылки программы реновации. Программа расселения ветхого жилья в США. Процесс

Что такое реновация простыми словами? Предпосылки программы реновации. Программа расселения ветхого жилья в США. Процесс

Кампания мэрии по разработке и продвижению программы реновации пятиэтажек в самом разгаре. Пока сам законопроект «О реновации...» ждет в Госдуме второго чтения, правительство Москвы уже за и против сноса с 15 мая, а на первые проектные работы в бюджете уже выделены 96 миллиардов рублей. The Village попросил юристов и специалиста по проблемам законотворчества оценить, не выходят ли поспешные действия властей за рамки закона.

Какую юридическую силу имеют голосования в «Активном гражданине», МФЦ и собрания собственников дома по поводу сноса?

Сергей Панченко

юрист, член Московской городской коллегии адвокатов «ФОРТ», колумнист Forbes Russia

Есть ли противоречия в проекте закона «О реновации»?

Екатерина Шульман

специалист по проблемам законотворчества, доцент Института общественных наук РАНХиГС, колумнист «Ведомостей»

Закон предполагает внесудебный отъем частной собственности, не связанный ни с чрезвычайной необходимостью - антитеррористической операцией, аварийным состоянием здания, ни с масштабными национальным проектами вроде Олимпиады. Можно сказать, последняя была пробным камнем, и сейчас Олимпиада пришла в Москву. Это хорошо показывает, что нельзя изменять законодательную ткань на отдельных территориях - потом противоречия неизбежно распространяются на всю страну. Остальные моменты уже вторичны: в законе не оговорена судьба взносов за капремонт, которые люди уже заплатили. В нем вообще отсутствует упоминание собственников коммерческих помещений, нет также очередников, жильцов коммуналок, общежитий. Текст закона подписан группой депутатов, избранных от Москвы. По моему опыту, такие законы пишутся в органах исполнительной власти и близких к ним организациях. Стилистически закон больше похож на административный приказ, написанный правовым департаментом мэрии. Возможно, часть писали и юристы крупных девелоперов.

Расселение старого жилого фонда - игра с известными условиями вот уже десятки лет. Это про отношения собственника и застройщика: у тебя пытаются купить недвижимость, ты хочешь ее подороже продать. Если согласишься сразу - продешевишь, если слишком поздно - твое жилье просто сожгут. Такова была практика, и в ней не было интересов государства. Сейчас это именно государственная программа по принудительному переселению.

На мой взгляд, такого рода законопроекты вообще не должны приниматься в первом чтении. Возможно, кампанию пролоббировал Стройкомплекс Москвы, который остро нуждается в деньгах из-за своей закредитованности. Либо у мэрии полностью сломались все каналы обратной связи и они ожидали восторга населения.

Вы наверняка видели фотографии китайских особняков на пути у хайвеев. Во всем мире эти проблемы решают смесью подкупа и давления - насколько позволяет уровень криминально-правовой культуры в стране. Соединенные Штаты, Франция, страны Латинской Америки регулярно сталкиваются с проблемой ликвидации гетто, старых неблагополучных районов. Чаще всего это проблема муниципальных властей. Последние не идут в федеральный центр и не просят изменить под их ситуацию все федеральное законодательство, не отменяют право частной собственности в каком-то конкретном месте, просто потому что оно понравилось застройщикам.

Можно ли сейчас выделять 96 миллиардов, если еще не приняты ни закон, ни сама программа реновации?

Марина Ивлиева

юрист, завкафедрой финансового права МГУ, партнер «Пепеляев Групп»

Выделенные 96 миллиардов, как указано в поправке к закону о бюджете, проходят не по госпрограммам, а по так называемой «ведомственной структуре расходов» на цели «финансового обеспечения вопросов, связанных с осуществлением городом Москвой функций столицы...». На мой взгляд, здесь присутствует нарушение статьи № 65 Бюджетного кодекса РФ: «Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством» - это значит, что пока нет расходного обязательства, нельзя формировать расходы. В нашем случае на момент принятия поправки в бюджет отсутствует закон, который давал бы мэрии Москвы полномочия на реновацию, под которую были запланированы эти расходы на 96,5 миллиарда рублей. Поправки в бюджет, предусматривающие увеличение расходов, могли возникнуть только после подписания закона президентом.

Прокуратура должна была предъявить претензии к этой поправке в бюджет - в порядке нормоконтроля - по статьям № 9 и № 9.1 Федерального закона «О Прокуратуре...». Счетная палата обычно контролирует только по факту - когда деньги уже израсходованы. Еще можно оспорить принятые поправки в судебном порядке, но заявителю придется доказывать нарушение его прав именно принятыми поправками, что в данном случае может быть неочевидно для суда.

Проблема качества жилья из года в год не теряет своей актуальности. При этом с ней сталкиваются не только молодые люди, которые не имеют собственной жилой площади, но и владельцы старых квартир, находящихся в ужасном состоянии. Чтобы повысить благосостояние граждан, правительство разрабатывает различные проекты. Одним из таковых является программа реновации жилья. Она предполагает снос старых многоквартирных домов и переселение их жильцов в новостройки. Давайте более подробно разберемся в том, что такое реновация и каким образом будет происходить выдача москвичам новых квартир.

Актуальность программы

На сегодняшний день основная часть пятиэтажных жилых домов в Москве находится в удовлетворительном состоянии, и в них могут проживать люди. Однако во многих хрущевках условия для проживания не самые лучшие. Помимо этого, у большинства из них истекает предусмотренный срок эксплуатации, что, в свою очередь, негативно сказывается на городской среде.

Как отмечает профессор Григорий Ревзин, состояние многих хрущевок уже приближается к аварийному, а всего через 10 лет большинство домов станут опасными для проживания. При этом основная проблема заключается в том, что эти недвижимые объекты не подлежат ремонту. Поэтому единственным выходом в сложившейся ситуации является реновация пятиэтажек. О том, что она представляет собой, и пойдет речь далее.

Общая информация

Итак, что такое реновация? Этот вопрос интересует многих людей, проживающих в старых домах, которые находятся в ужасном техническом состоянии. Реновация — это программа, разработанная правительством, которая направлена на снос старых многоквартирных домов с целью возведения на их месте новостроек. Предполагается ликвидация 5144 домов общей площадью около 25 000 000 квадратных метров, а новые квартиры получат более полутора миллиона человек. При этом москвичи, проживающие в домах, подлежащих сносу, будут освобождены от денежных взносов, которые направлены на капитальный ремонт, а уже собранные деньги пойдут на возведение новостроек.

Стоит отметить, что переселение по программе реновации предполагает, что новые квартиры будут выдаваться москвичам в их родном или соседних районах. При желании люди могут самостоятельно выбрать месторасположение нового жилья, но для этого им потребуется представить письменное соглашение.

Преимущества и недостатки законодательного проекта

Мы разобрались с тем, что такое реновация, однако необходимо детальнее рассмотреть преимущества и недостатки этого проекта, поскольку он вызвал весьма неоднозначную реакцию. Все дело в том, что многие пункты программы противоречат некоторым конституционным нормам, например лишают права на судебную защиту.

Как отмечает Григорий Ревзин, создание в Москве государственного фонда переселения нанесет сильный удар по частным девелоперам и существенно сократит их доходы. Помимо этого, возникает проблема перенаселения столицы, поскольку в нее переедут жители из других городов. Что касается самих москвичей, то всего 20 процентов из них не согласны со сносом старых хрущевок.

Что касается преимуществ, то реновация в Москве имеет и неоспоримые плюсы. Основным из них является решение проблемы качества проживания россиян. Поскольку многие жилые дома находятся в аварийном состоянии и не подлежат ремонту, то единственным выходом станет их снос и строительство новых жилых объектов. Помимо этого, начало массового строительства будет способствовать падению цен на недвижимость, что сделает квартиры более доступными для населения.

Какие дома подлежат сносу?

При разработке законопроекта были определены категории хрущевок, подлежащих сносу.

Следующие дома по программе реновации будут ликвидированы:

  • многосекционные каркасные жилые дома;
  • панельные пятиэтажные дома;
  • жилые объекты экспериментальной серии;
  • жилье эконом-класса;
  • кирпичные строения.

Стоит отметить, что под снос попадают все пятиэтажные дома, которые были возведены в начале шестидесятых годов. Их срок эксплуатации составляет всего 25 лет, по истечении которых предполагался их снос и строительство новых жилых объектов, однако в результате перестройки это выполнено не было.

Стоит отметить, что снос домов по реновации будет осуществляться не в принудительном порядке. Правительство предоставляет жильцам того или иного дома самостоятельно решать, будет он ликвидирован или нет. Поэтому если большинство владельцев квартир в какой-либо хрущевке не захотят никуда переезжать, то никакого сноса не будет.

По какому принципу осуществляется отбор домов, подлежащих сносу?

Проект реновации направлен не столько на то, чтобы улучшить качество проживания москвичей, сколько на улучшение городского климата. Поэтому отбор жилых объектов недвижимости, подлежащих ликвидации, осуществляется не по степени износа, серии, количеству этажей и году возведения, а здесь ключевую роль играют районы реновации.

Таким образом, реализация законопроекта происходит вразрез со всеми нормами Градостроительного и Земельного кодексов, которые предполагают, что первыми должны сноситься жилые дома, находящиеся в ужасном состоянии и не подлежащие ремонту. В связи с этим возникает множество вопросов по поводу действенности российского законодательства.

Условия проекта реновации

Отвечая на вопрос о том, что такое реновация, необходимо отметить, что это не только снос старых хрущевок, у которых закончился срок эксплуатации или состояние стало аварийным. Законопроект также предполагает предоставление москвичам новых квартир с качественным ремонтом. При этом старое и новое жилье будет идентичным по площади. При желании можно будет доплатить и получить квартиру большего размера. Если гражданин по каким-либо причинам не хочет получать новую квартиру, то он может взять вместо нее денежную компенсацию.

У многих москвичей возникают опасения по поводу того, что новый законопроект приведет к потере прав собственности на квадратные метры. Ведь по факту происходит выселение людей из их квартир и лишение их юридических прав. Но эти опасения являются необоснованными, поскольку правительство выступает в качестве гаранта соблюдения законов, поэтому выселение и регистрация прав на квартиры по реновации будут осуществляться одновременно. Но здесь есть один немаловажный нюанс: если соглашение о переселении не будет подписано в течение двух месяцев, то гражданин теряет право собственности на недвижимость. В этом случае оспорить решение будет невозможно даже через суд.

Альтернативные сценарии

Как показали исследования РАПСИ, реновация пятиэтажек в столице потребует финансовых вложений в размере около 2,8 триллиона рублей. На ликвидацию одних только старых хрущевок уйдет приблизительно 150 миллиардов. Подобные расходы могут привести к заморозке многих других, не менее важных проектов. Поэтому актуальность этого проекта вызывает огромные сомнения. Возникает необходимость искать какие-либо альтернативные варианты решения проблемы качества проживания москвичей и благоустройства города.

Здесь также важно понимать, что материальный ущерб понесет не только государство и столица нашей страны, но и рядовые граждане. Массовое возведение новостроек приведет к перенасыщению предложения на первичном рынке жилья, в результате чего цены на квартиры могут очень сильно упасть. Как следствие этого, интерес к вторичному рынку недвижимости значительно снизится, и продать жилье по выгодной цене россиянам будет очень проблематично.

В самом невыгодном положении оказываются ипотечники, у которых квартира находится в залоге у банка. Ведь они оформляли кредит на жилье по одной стоимости, а снижение спроса приведет к тому, что залоговая стоимость также сильно упадет. А если государство начнет выдавать квартиры по реновации в новостройках, то ипотечники и вовсе окажутся в юридическом вакууме, поскольку в этом случае законодательство предполагает перерасчет стоимости недвижимости, расходы на который ложатся на плечи владельцев жилья.

Зарубежный опыт

Зарубежные страны уже на протяжении длительного периода времени прибегают к программам реноваций, поэтому будет нелишним изучить их опыт. Как утверждает наше правительство, снос хрущевок и возведение на их месте новостроек обойдутся значительно дешевле, чем проведение капитального ремонта всех этих зданий. Однако немецкие специалисты утверждают полностью противоположное. В Германии модернизирование старых объектов обходится на семьдесят процентов дешевле, чем строительство новых зданий. Поэтому остается не совсем понятным, какими расчетами руководствовались российские специалисты в области градостроительства, и с какой целью вообще запускается реновация в Москве.

Вариант решения проблемы

Если вы не хотите, чтобы ваш дом снесли, а вас переселили, то, помимо недовольства, возмущений и акций протеста можно попробовать решить сложившуюся проблему другим путем. Московское законодательство разрешает проведение капитального ремонта старых зданий, находящихся в аварийном или предаварийном состоянии, путем самоорганизации жильцов. Поэтому можно собрать средства, нанять подрядчика, который выполнит ремонт жилого объекта, и тогда ни о каком сносе здания и речи быть не может.

В заключение

Невозможно однозначно сказать, проект реновации принесет Москве и ее жителям больше пользы или вреда, поскольку он имеет как плюсы, так и минусы. Но одно можно сказать с уверенностью: он направлен на то, чтобы сделать столицу более современным и красивым городом, а не на улучшение качества жизни граждан. Поэтому не стоит спешить соглашаться на снос своего дома и на переезд в новостройку. Лучше хорошенько взвесить все за и против, чтобы потом не пожалеть.

Власти Москвы уверяют потенциальных участников программы реновации, что перемены для них будут только к лучшему, обещая взамен хрущевок «равнозначные» квартиры с современными планировками и даже полной отделкой. Однако у экспертов и у самих будущих переселенцев имеется немало вопросов к программе, Инфокс выбрал из них самые острые.

Куда собираются переселять жителей хрущевок?

Бывшие промзоны и невостребованные квартиры в новостройках на юге и юго-востоке Москвы – вот что предлагают власти Москвы переселенцам взамен их старых «хрущевок».

Власти Москвы нашли примерно 150 площадок, где теоретически могли бы быть построены дома для переселенцев из хрущевок. Из этого пула для жилищной застройки однозначно пригодны 100 участков, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник в мэрии. Большая часть этих площадок расположена на востоке и юго-востоке столицы – там же, где и находится большинство хрущевок.

По данным мэрии, старый жилой фонд на востоке столицы оценивается в 5,7 млн квадратных метров (на которых проживает 357 тысяч человек), на юго-востоке – в 3,87 млн квадратных метров (242 тысячи человек). На юго-востоке и востоке города много бывших промзон, что облегчит процесс вовлечения земель под жилищное строительство.

При этом для первой волны переселенцев, которым чиновники рассчитывают выдать ключи от новых квартир уже осенью, начнут подыскивать построенное жилье, находящееся в собственности мэрии и подконтрольных ей застройщиков, либо выкупать площади в новостройках у девелоперов.

По данным риэлторов, в уже сданных новостройках нераспроданными остаются почти 200 тысяч квадратных метров. Девелоперы однозначно выиграют от программы реновации, поскольку от продажи городу невостребованных квартир они смогут выручить почти 35,5 млрд рублей, сообщили «Коммерсанту» участники рынка.

Эксперты «Метриум Групп» не исключают, что людей . Больше всего рискуют собственники в тех округах Москвы, в рамках которых возможно расселение в любые районы (ЦАО, ТАО, НАО, ЗелАО). Схожие риски и у владельцев неоднородных районов, которые окружены противоречивыми локациями. Например, пятиэтажки в Царицыно могут расселить в прилегающее Чертаново, а из Южного Тушино – в Митино (за МКАД). С этим же связан риск проигрыша в цене. В менее удачной локации стоимость альтернативной квартиры может оказаться меньше, чем во вторичных «хрущевках» в более ликвидном районе. Так, в Кузьминках средняя стоимость «квадрата» в хрущевках - порядка 145 тысяч рублей. В соседнем Люблино средняя цена в новостройке составляет лишь 132 тысячи рублей.

А если собственники против?

На недавнем закрытом совещании в мэрии, содержание которого утекло в СМИ, вице-мэр Анастасия Ракова, курирующая в Москве внутреннюю политику, безапелляционно заявила: «Весь негатив подожжен оппозицией, он выдуман». Чиновница указала на необходимость снизить накал общественного мнения вокруг проблемы сноса домов. «К концу июля тему реновации надо погасить, должна остаться только тема, кто куда переезжает. А те, кто в программу не попал, будут локти кусать. Всегда надо делать что-то дефицитное, наш советский народ любит дефицит», - приводит слова Раковой Znak.com .

В случаях, когда 30-40% жителей выступают против сноса и переезда, вице-мэр не рекомендовала чиновникам пытаться переубедить активистов, а вычеркивать такие дома из программы.

При этом «молчунов» власти собираются записывать в выступающих за снос, следует из выступления Раковой.

Она также предупредила, что некоторые люди, которые согласятся на переезд, будут пытаться «злоупотребить правом», «требовать показать все варианты», и что поддаваться на такое давление недопустимо. «Это не программа улучшения жилищных условий, это программа уменьшения аварийного фонда. Улучшение жилищных условий только для очередников, пусть хоть десять семей в квартире живет, хоть больные туберкулезом. Иначе вся программа пролетит», - цитирует Ракову Znak.com.

Как следует из слов Раковой, не стоит ждать чуда от программы реновации и жителям коммунальных квартир. Один из глав управ спросил ее, войдут ли коммуналки в программу, и будут ли расселять живущих там в отдельные квартиры или в новые коммунальные квартиры. «Решения по коммунальным квартирам пока нет, оно в стадии разработки. Если расселять коммуналки, это будет огромный объем. Пока коммуналки не в программе реновации, по ним будет принято отдельное решение», - ответила вице-мэр.

Желая избежать усиления протестных настроений перед выборами, мэрия совершает ошибки, которые как раз могут привести к вспышкам массового недовольства вокруг программы реновации в Москве, сообщил порталу политолог Аббас Галлямов. По его словам, ошибки мэрии и «шапкозакидательские настроения» чиновников могут «раскачать протест так, что и Навальному не снилось».

В чьих интересах проводится программа реновации?

Небывалую для городской повестки мобилизацию москвичей отмечает также ведущий специалист кафедры территориального развития им. В.Л.Глазычева РАНХиГС Петр Иванов. Так, в Facebook-группе «Москвичи против сноса» уже порядка 10 тысяч пользователей - жителей, активистов, муниципальных депутатов, журналистов, профессионалов.

Союзы архитекторов Москвы и России выступили с жесткой критикой законопроекта, их поддержали и в Совете по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте. Ведущие эксперты в области градостроительства и урбанистики также выступают с неприятием этого законопроекта.

«Горожане не хотят, чтобы у власти была возможность отнять их честно заработанные и с любовью обжитые дома», - пишет эксперт в статье, опубликованной на портале РБК , подчеркивая, что снос пятиэтажек означает демонтаж института частной собственности.

По мнению Иванова, принятие закона о сносе пятиэтажек приведет к тому, что и без того мало чем ограниченные застройщики Москвы получат полную власть над землей в городе. «Фактически любой приглянувшийся стройкомплексу участок земли можно будет бесконтрольно застроить», - считает эксперт.

Тем не менее, 20 апреля Государственная дума одобрила в первом чтении пакет поправок в федеральное законодательство о статусе Москвы - так называемый законопроект о реновации. Ключевые новеллы законопроекта о реновации подразумевают следующее: во-первых, вводится понятие «зона реновации», границы которой назначает исполнительная власть. Все объекты капитального строительства в зоне реновации подлежат сносу.

Во-вторых, в случае если там располагаются жилые дома, то собственнику квартиры исполнительная власть предлагает один-единственный вариант переезда. Если собственник не переезжает в предложенную квартиру добровольно в течение 60 дней, его выселяют решением суда. При этом, отмечает Петр Иванов, «собственнику предлагается в качестве компенсации не равноценная, то есть имеющая ту же самую стоимость, квартира, как того требует Конституция, а «равнозначная», то есть обладающая таким же метражом жилой площади».

В-третьих, законопроект подразумевает, что в зонах реновации отменяется действие всех градостроительных и земельных регламентов, отменяются строительные нормы и правила. Застройщик, входящий в зону реновации, не имеет никаких законодательных ограничений своей деятельности.

В-четвертых, создается некий Фонд содействия реновации, в уставную деятельность которого входят покупка и продажа недвижимости, а также осуществление строительной деятельности. Юридически фонд субсидиарен правительству Москвы. По сути, создается государственный девелопер и риелтор.

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) Москвы, также принятые в этом году, «закрепили существующие феодальные отношения и дали право аристократам Стройкомплекса как угодно распоряжаться городской землей», пишет Иванов. «Однако еще оставалась земля под домами жителей, которая на тот момент была недосягаема для девелоперов. Это досадное недоразумение и призван изменить закон о реновации», - резюмирует он.

Петр Иванов также указывает на «спекулятивный характер» утверждения, что законопроект направлен на снос «ветхого» и «морально устаревшего жилья». «Законопроектом не даются определения того, что такое «ветхое» и, тем более, что такое «морально устаревшее» жилье. Российское право таких категорий не знает. Есть категория «аварийное жилье», есть процедура признания дома аварийным и его последующего сноса и расселения. Все необходимые законы и регламенты для работы с аварийным жильем у нас уже есть. К тому же вопреки разговорам о хрущевках как о «временном» жилье большинство из них строилось с расчетным сроком эксплуатации в диапазоне 75–120 лет. Многие еще и половины срока не простояли», - аргументирует эксперт.

Сносить нельзя реконструировать?

Хрущевки есть не только в России, но и в ряде стран-членов почившего в бозе Варшавского договора. Только в восточном Берлине возвели панельных домов более чем на 250 тысяч квартир. В наше время во многих бывших социалистических странах действуют государственные программы реновации панельных домов.

Так, в немецких городах Галле и Лайнефельде устаревший жилой фонд был реконструирован по проектам архбюро Stefan Forster Architekten. При этом менялся не только внешний вид домов, но также уменьшалось количество квартир, они становились более просторными. Некоторые из этих работ получили различные архитектурные премии. Самым ярким примером реконструкции в Лайнефельде стало превращение старого панельного дома «Платтенбау» длиной 180 метров в отдельные многоквартирные виллы.

Программа реновации хрущевок успешно реализуется и в Эстонии. Она осуществляется через жилищные товарищества. Как правило, у домов реконструируют фасады, меняют крыши. Такой «апгрейд» прошла большая часть хрущевок в стране. Сносить хрущевки не планируется и в Литве, даже наоборот, выделяются средства, в том числе и Евросоюзом, на реновацию домов.

Опыт реконструкции жилых домов с надстройкой дополнительных этажей имеется и в Москве. Первым реконструированным таким образом домом стала четырехэтажка на улице Мишина на севере столицы. Все работы проводились без отселения жильцов.

О начале эксперимента по надстройке кирпичной четырехэтажки 1956 года без отселения жильцов власти Москвы объявили в мае 2013 года. После реализации проекта в доме № 32 по улице Мишина к имеющимся 16 квартирам добавились 30 новых квартир, которые отошли жителям дома, финансировавшим строительство. В доме также появился лифт, мусоропровод, были заменены все инженерные коммуникации.

Чем закончится программа реновации?

Программа реновации жилья бурно обсуждается в блогах и соцсетях. Многие граждане высказывают вполне резонные опасения, что сносом хрущевок столичные власти откроют ящик Пандоры. «Сегодня снесли пятиэтажки. Завтра решат отправить под снос девятиэтажки, потом двенадцати, потом выяснится, что и в девяностые понастроили не так, как надо. Да и в нулевые. И в десятые. Дальше поймут, что пока сносили последнее, переселённые жители пятиэтажек теперь уже живут в морально и физически устаревших домах, и круг запустится по новой. Если вам это не напоминает строительство собачьих будок, курятников и хлевов для скотины - то я даже не знаю, с чем это ещё сравнить», - возмущается один из известных блогеров.

Исходя из всего сказанного очевидно одно: выбраться из реновационной истории без потерь у власти уже не получится. Самым оптимальным сценарием выглядит отказ от «зон реновации», где перестают действовать законы и правила, публикация точного списка домов, которые власть хочет снести. Это позволило бы снять тревогу и панику у большинства жителей. Однако пока действия правительства Москвы говорят лишь о неготовности к диалогу с обществом и упорном следовании каким-то своим, не очевидным на данный момент интересам.

Программа замены почти всех пятиэтажек Москвы на новостройки претендует на статус крупнейшего градостроительного проекта постсоветской России. В ближайшие годы в столице планируется снести дома общей площадью 25 миллионов кв.м, в которых проживают 1,6 миллиона человек. Российское агенство правовой и судебной информации (РАПСИ) провело комплексное расследование о причинах появления этой программы, ее плюсах и минусах для простых жителей, а также возможных альтернативных сценариях, решающих проблему и минимизирующих негативные эффекты.

Приводим этот анализ для наших читателей.

О начале разработки программы реновации жилья в Москве стало известно 21 февраля. Речь идет о сносе 25 миллионов кв.м., по словам мэра столицы Сергея Собянина, «некомфортного, по большому счету, ветхого жилья», и строительства на их месте, предположительно, 35,14 миллиона кв.м нового жилья.

На сайте Госдумы 10 марта появился разработанный группой депутатов законопроект, призванный максимально облегчить реализацию этой задачи. Документ разрешает в Москве сносить пятиэтажки и «конструктивно аналогичные» дома группами, по усмотрению властей. Переселенцам предлагается давать «равнозначное» жилье в том же или соседнем районе Москвы.

Эксперты считают, что расселение пятиэтажек по новой программе займет от 8 до 20 лет. В последние годы в Москве строилось примерно по 5 миллионов квадратных метров в год, что позволяло обеспечить квартирами около 200 тысяч человек. Если будет сохранен подобный темп и все построенное жилье будет отдаваться исключительно переселенцам, то каждый житель сносимых хрущевок получит новую квартиру в течение восьми лет.

Очевидно, что это практически невыполнимые условия, а значит, в действительности, данный процесс затянется приблизительно лет на 15–20. По имеющейся на данный момент информации, скорее всего, к осени 2017 года будут выбраны территории, которые лучше сносить в первую очередь. Критерием выбора может служить как местоположение домов, так и серии зданий, во многих из которых износ не превышает 50% и они вполне способны функционировать без проблем больше 20 лет, тогда как другие находятся на грани аварийного состояния.

Эксперты делят хрущевки на три типа: блок, панель, кирпич. Логичнее всего начать снос с самых дешевых панельных домов. Их больше всего в Кузьминках (примерно половина жилого фонда), Капотне, Царицыне, Зюзине (примерно по трети жилфонда) и Северном Измайлове (примерно четверть). На втором месте по стоимости и качественным характеристикам - блочные дома. Их больше всего в Зюзине, Бескудникове, Марьиной Роще, Останкине и Капотне (примерно 20–30% жилфонда в этих районах).

Кирпичные пятиэтажки считаются самыми качественными объектами периода индустриального домостроения. Они вполне могут простоять еще не менее 20 лет. Тем более, что основная концентрация их располагается на окраинах столицы, где не так экономически выгодно сносить старые дома и строить новые, как в центре Москвы. Больше всего таких квартир в Силине, Марфине, Нижегородском, Измайлове и Южном Тушине. Однако, скорее всего, чиновники будут ориентироваться, в первую очередь, не на качество домов, а на место их расположения. Первым делом под снос, вероятно, попадут те здания, которые стоят на наиболее ценных столичных землях. Строительство жилья на месте снесенных пятиэтажек в центральных и других элитных районах столицы позволит оперативно продать квартиры в новостройках по высокой цене, что может быстро перекрыть затраты на переселение жильцов. Причем снести могут даже сталинки, что позволяет неопределенность формулировки в законопроекте - «аналогичных по конструктивным характеристикам». Документ дает возможность чиновникам в любой момент самостоятельно определять и корректировать перечень серий и шифров домов «первого периода индустриального домостроения», подлежащих сносу.

На данный момент известно, что первым делом планируется сносить дома серий I-515, I-510, однако этот план может быть в любой момент изменен.

ПРЕДПОСЫЛКИ НОВОЙ ПРОГРАММЫ

Вопрос о сносе хрущевок на встрече Собянина с президентом возник не случайно. После подсчета баланса годового бюджета за 2016 год, крайне успешного года для Москвы, вопрос о необходимости запуска второго этапа программы сноса всех пятиэтажек в столице поднимался все чаще.

В начале февраля 2017 года на заседании совета муниципальных образований с участием Собянина об этом заявили муниципальные депутаты, а на заседании Мосгордумы 13 февраля уже городские депутаты объявили о намерении направить специальное обращение к мэру Москвы по сносу пятиэ​тажек.

Однако 10 февраля руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин говорил, что старт второго этапа программы «не просто крайне сложен, но и практически невозможен». Среди трудностей он выделял «и отсутствие стартовых площадок для переселения, и необходимость совмещения интересов жителей, инвесторов и города, а также крайне неудовлетворительное состояние внутриквартальных инженерных сетей, которые необходимо полностью перекладывать».

Кроме того, до сих пор не завершена почти проваленная первая программа сноса пятиэтажек. Она была утверждена еще в 1999 году, когда планировалось демонтировать 1722 ветхих дома за 10 лет. Однако же, процесс не завершен по сей день, спустя 18 лет. Осталось снести еще 71 хрущевку.

Кроме того, еще недавно городские власти утверждали, что при современном капитальном ремонте дома хрущевки несносимых на тот момент (в т. ч. все тех же I-515, I-510) серий могут прослужить до 150 лет.

Именно большие проблемы с реализацией программы капремонта в Москве эксперты называют одной из важнейших причин, почему столичные власти могут быть сильно заинтересованы в массовом сносе старого жилья.

По данным Росстата, жилищный фонд Москвы составляет около 234 миллионов кв. м. Согласно данным программы «Жилище» на 2012–2018 годы, половина жилых домов в городе нуждается в капремонте. В реальности, за это время в Москве было отремонтировано лишь несколько десятков домов. Подсчитав инвестиции в капитальный ремонт, чиновники обнаружили, что дешевле построить новое жилье, чем ремонтировать имеющееся.

Согласно Жилищному кодексу, жильцам, чьи дома включат в программу сноса, должны вернуть уплаченные взносы. Однако, мэр Москвы уже объявил, что «те взносы (на капремонт), которые граждане заплатили, мы пустим на реновацию этих кварталов, они пойдут для того, чтобы ускорить программу строительства новых домов». Соответственно, возврата уплаченных на ремонт сносимых домов средств ждать не стоит.

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

В большинстве случаев на месте снесенных хрущевок появятся новые дома высотой около 20 этажей. Собянин пояснил, что речь идет о монолитных домах либо «панелях» нового поколения. После сноса пятиэтажек в новые квартиры переедет 1,6 миллиона человек. На большую площадь могут претендовать очередники, которых в хрущевках около 25 тысяч (примерно треть от общего числа очередников в городе).

По официальной версии, переселенцам предложат «благоустроенное жилое помещение». По словам столичного мэра, количество комнат не изменится, а жилая площадь будет не меньше, чем в старых квартирах. Однако общая площадь увеличится примерно на 20% за счет кухонь, с 6 до 8 и более кв.м., и санузлов.

Первоначально говорилось, что расселение будет происходить поквартально По словам министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня, жильцов сносимых домов будут переселять в маневренный фонд, а освободившаяся территория будет застраиваться.

Однако по последним данным, озвученным Собяниным, «не будет никакого временного переселения, из старых пятиэтажек жители будут переезжать сразу в новые квартиры». Мэр пояснил, что программа будет работать по принципу «волнового переселения»: «Жители получают новые квартиры - расселенные пятиэтажки сносят - на их месте строят новые дома - квартиры в них получают жители следующих пятиэтажек, и так по цепочке», - утверждает Собянин.

Москвичи могут переехать в другой район только по собственному желанию (за исключением жителей Центрального и Зеленоградского АО, а также ТиНАО, которых планируется расселять в пределах своего административного округа).

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

На неприятные размышления наводит тот факт, что пока практически ничего не говорится про социально-пространственную модель реализации программы. А ведь при заявленных масштабах проекта это должна была бы оказаться программа пространственной трансформации города. Московские власти получают беспрецедентный шанс изменить лицо города, перестроить его, согласно новейшим требованиям и достижениям урбанистики, превратив столицу в один из ведущих городов мира. Для этого есть почти все ресурсы и возможности. Однако же, судя по полному молчанию на этот счет, тема трансформации города, как единого урбанистического пространства, даже не рассматривается. Более того, нет никакого намека даже на то, что на месте пятиэтажек будут парковые зоны. Появление же на месте относительно свободно стоявших пятиэтажек высотной застройки грозит радикальным ухудшением, в частности, транспортной ситуации внутри ТТК и на подъездах к нему. Да, новые квартиры, видимо, будут более современные, но создаваемая среда - маргинальная. Тем самым, качество жизни людей (как переселяемых, так и тех, кого переселение не коснется), может серьезным образом ухудшиться.

Нынешние городские нормативы позволяют увеличить плотность застройки на высвобожденных площадках в 2,5–3 раза. Сейчас пятиэтажки занимают 8–10 тысяч кв.м на 1 га., а нормативы позволяют занимать до 25 тысяч кв. м на 1 га. Нет причин сомневаться, что застройщики будут ориентироваться на верхний предел этого норматива (тем более, что альтернативных мест для строительства почти не осталось). Примерно так и произошло в первую волну сноса: на месте 6,1 миллиона кв.м. пятиэтажек было построено около 21 миллиона кв.м нового жилья.

Таким образом, даже при первом этапе сноса хрущевок в столице, когда было значительно больше пространства для маневров у чиновников, уплотнение произошло с коэффициентом 3,3%. И это при том, что в Москве плотность населения существенно превышает аналогичные показатели крупных городов Европы и Северной Америки. Сегодня Москва все больше превращается в «муравейник», похожий на восточно-азиатские города или, например, Мехико.

Соответственно, уже сегодня Москва входит в тройку мировых лидеров по самым большим пробкам на дорогах, в случае дальнейшего уплотнения города недостаток дорог и внеуличных коммуникаций станет только выше. Излишне пояснять, что с аналогичными проблемами столкнутся пользователи метро, да и по запасу прочности социальной инфраструктуры, такой как больницы, поликлиники, школы, детские сады и даже продуктовые магазины, есть большие вопросы. Пока от мэрии никакой попытки дать сколь-либо четкий ответ на этот вопрос замечено не было.

Другой существенной проблемой для переселения жителей пятиэтажек является выбор мест для стартового строительства, куда будут переселять жителей первых сносимых домов - что задаст настроение ходу выполнения всей программы. Свободные пятна в районах жилой застройки практически целиком выбрали в первую волну расселения. Сейчас еще что-то можно найти на территории, в первую очередь, промзон, в техзонах РЖД, под ЛЭП и подобных не самых приятных для жизни участках.

От 50 до 60 миллионов кв.м недвижимости можно построить в промзонах столицы, сообщил заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. Но только если будут реализованы все проекты. Пока же до реальной стройки доходит только 30% «градостроительных решений» по реорганизации промышленных территорий. Что характерно, город разрешил увеличить плотность застройки промзон с максимальных 10 тысяч кв.м до 15 тысяч кв.м на 1 га. Думается, комментарии излишни.

ПРАВОВЫЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ

Поскольку основанием для включения дома в программу реновации, согласно законопроекту, вероятно, станет не степень износа здания, не его серия и год постройки, даже не этажность, а расположение дома на территории, включенной в зону реновации, существует опасность, что на практике любой объект недвижимости может оказаться под угрозой сноса по решению городских властей.

Вызывает удивление, что проект нового закона фактически сводит на нет действие положений федеральных Градостроительного и Земельного кодексов, правил землепользования и застройки. Отменяются действующие нормы по определению ветхости и аварийности жилья как критерия для сноса, а также приводятся к режиму чрезвычайного положения сроки принятия решения по сносу, уведомления жителей дома и принятия ими решения.

Все это ставит под вопрос действенность российских законов, не говоря уже о жизнеспособности института частной собственности.

Пока еще действующее законодательство предоставляет собственнику право отказаться от переселения или выбрать денежную форму возмещения в случае сноса дома. Кроме того, оно не ограничивает его временными рамками для принятия решения о заключении договора перехода прав собственности, что, в принципе, соответствует международной практике. Новый законопроект лишает москвичей всех этих базовых прав, частично возвращая к правовым нормам Советского Союза.

Документ лишает жителей домов, попавших в программу реновации, права отказаться от переселения или получить денежную компенсацию за изымаемое жилое помещение. В законопроекте закреплена возможность принудительно выселить жителя через суд, если он в течение двух месяцев после принятия решения о сносе дома не примет предложенный городскими властями вариант переезда. При том, что, например, изъятие земель для госнужд занимает срок до одного года.

На данный момент, в контексте правовых последствий, наиболее опасной частью законопроекта, облегчающего снос хрущевок в Москве, является то, что собственники квартир, по сути, могут лишиться гарантированной Конституцией РФ судебной защиты права частной собственности.

Фактически происходит ограничение граждан на право оспаривать в процессуальном порядке факт принудительного переселения. Если переселенец решит оспорить в суде нормативные акты правительства Москвы, в частности, о включении дома в программу реновации, согласно законопроекту, это не должно останавливать судебный процесс о подготовке к его выселению из квартиры.

Иск можно будет подавать только в отношении равноценности предоставляемого жилого помещения. Если за 60 дней хозяин квартиры не подпишет соглашение, его можно будет лишать права собственности, причем делать это по решению суда первой инстанции и фактически без права ответчика на апелляцию.

Опрошенные «Коммерсантом» адвокаты отмечают, что теория права характеризует такие случаи, как предлагаемую норму о переходе права собственности на жилье от собственника к городу фактически на основании одного лишь решения о выводе дома из эксплуатации, «как национализацию имущества».

Не менее странным выглядит предоставляемая законопроектом чиновникам возможность фактически игнорировать установленные федеральным законодательством технические и санитарные требования. В том числе, требования пожарной и санитарной безопасности. Так что речь идет не только об угрозе комфорта и качества жизни граждан после переселения, но и об уровне защиты их жизни и здоровья. Важно заметить, что в законопроекте о реновации не прописаны сроки его действия и другие ограничения, что позволяет использовать его как бессрочный. Таких полномочий у городских властей в постсоветсткой истории России еще не было, даже во время подготовки к Олимпиаде в Сочи. Подобная формулировка закона в будущем может позволить сносить любые строения, любой этажности и даты постройки на подходящей для застройки территории. Таким образом, можно согласиться с мнениями юристов, звучащими в СМИ, блогах и соцсетях, что самым тревожным в новом законопроекте является угроза нанесения существенного удара по институту частной собственности в России. Такой ущерб базовой для простых граждан социально-правовой ценности и потеря ими веры в незыблимость юридических гарантий сохранения частной собственности может иметь непредсказуемые последствия для всего правового климата страны. А также стать причиной возвращения общества к поиску способов решения своих проблем в рамках мировоззрения правового нигилизма.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ

РАПСИ провело расследование, во сколько этот проект обойдется городу и всем жителям столицы. Также мы попытались найти альтернативные способы качественного улучшения условий жизни в старых домах без их сноса и переселения.

Программа по сносу 25 млн кв.м. пятиэтажного жилья может обойтись бюджету Москвы в 2,5–3 трлн руб. Это без учета благоустройства и социальной инфраструктуры. Из этой суммы работы непосредственно по сносу жилья предположительно будут стоить от 30 до 200 млрд руб, по оценкам разных участников строительного рынка.

Из городского бюджета на финансирование проекта по предварительным оценкам будет выделено около 1 трлн. Если программа затянется на 10 лет, то, получается, по 100 млрд в год. Для сравнения, на всю транспортную программу в год выделяется около 300 млрд руб. Есть большой риск, что такие расходы могут означать замораживание других проектов по развитию Москвы на 5–10 лет.

Непосредственный материальный ущерб от программы реновации могут ощутить даже те собственники жилья в Москве, в чьих районах не будет происходит снос и строительство домов. Ведь ожидающийся рост предложения недорогого жилья вблизи от метро в большом количестве грозит демпингом цен, а также заморозит интерес к вторичному жилью. По данным ряда риэлторов, спрос на него упал со времени объявления о намерении запуска программы реновации почти вдвое.

Особо велики риски у ипотечников. В результате переселения в менее престижный район стоимость заложенных квартир может существенно снизиться, что может произвести эффект сходный с последствиями валютной ипотеки после скачка курса валют.

Кроме того, владельцы ипотечных квартир в домах, подлежащих реновации, оказываются в юридическом вакууме. Гражданский кодекс прописывает замену залогов в случае принудительного изъятия, однако потребуется новая оценка и расходы на переоформление. По словам адвокатов, действующее законодательство позволяет банкам, при прекращении права собственности на жилье по инициативе муниципальных властей, потребовать досрочного погашения кредита.

Но в наиболее тяжелой ситуации могут оказаться владельцы коммерческой недвижимости. Пока в отношении хозяев магазинов, кафе, аптек, парикмахерских, химчисток нет никаких гарантий и даже обещаний прав сохранения района или округа при компенсации.

Это ставит под угрозу существование малого и среднего бизнеса, поскольку для заведений такого рода территориальное расположение является базовым залогом успеха и выживания. Кроме того, стоимость аренды помещений в новых домах, по всей логике, будет значительно превышать нынешнюю арендную плату. Очевидно, что эта проблема не ограничивается непосредственно владельцами магазинов - речь идет о десятках тысяч рабочих мест, налоговых поступлениях и социальной стабильности.

ТРЕТИЙ ПУТЬ

У тех, кто не хочет переезжать из своих хрущевок, помимо акций протеста и суда, есть и третий путь попытаться избежать такой участи. Московские законы позволяют производить реконструкцию пятиэтажек на основе самоорганизации граждан. Уже есть примеры перестройки старых зданий их жителями за счет собственных и привлеченных средств, без участия властей и бюджетных денег. Такое решение не только дает некоторые гарантии от сноса (полные гарантии сегодня не имеет, пожалуй, ни один дом в Москве), но предоставляет жителям дома новые жилплощади по минимальной цене. По оценкам архитекторов, более 400 пятиэтажек в Москве возможно эффективно реконструировать даже в элитное жилье. В конце 2014 года власти разрешили достраивать многоквартирные дома. Столичная мэрия тогда даже призывала жителей кирпичных, блочных и панельных 3-5-этажных домов с железобетонными перекрытиями постройки до 1965 года начинать реконструкцию без отселения. Разрешалось заниматься обстройкой и надстройкой, добавляя малоэтажную мансарду, а порой даже пристраивая отдельные жилые секции.

Согласно закону, чтобы стать кандидатом на участие в программе, дом должен соответствовать следующим критериям: этажность - не более пяти этажей; объект принадлежит группе кирпичных (блочных) домов «сталинских» серий или домов, построенных по индивидуальным проектам, с использованием для перекрытий заводских конструкций из сборного железобетона; удаленность от объектов улично-дорожной сети - не менее трех метров; объект находится вне зон ограничения градостроительной деятельности и не имеет градостроительных ограничений; высота потолков - около трех метров; расчетный износ здания на текущий год - не более 50%; год постройки - с 1950 по 1965, включительно; количество квартир - не более 40.

В одобренной концепции верхние этажи должны опираться на каркас, который возводится вокруг дома. Благодаря этому, жители базового строения получат за счет нового каркаса до 30 дополнительных метров. Жители дома, став финансовыми участниками проекта, получают возможность купить новые квартиры по строительно-монтажной стоимости, и даже теоретически получить их бесплатно, если продажа верхних этажей покроет расходы на реконструкцию и принесет прибыль.

Власти тогда признавали, что в настоящее время несколько сотен московских жилых домов общей жилой площадью один миллион квадратных метров могут быть рекомендованы для реконструкции с надстройкой. Город в таком случае не несет финансовых затрат на улучшение жилищных условий горожан. Однако почти никакой быстрой выгоды бюджету это не несет, поэтому недавний проект принципиально забыт и сегодня речь идет только о сносе.

В Москве можно ознакомиться с успешными примерами реализации такого эксперимента. Еще в начале 2000-х на проспекте Маршала Жукова одна из пятиэтажек была превращена в семиэтажный дом без отселения жителей. В доме произвели полный ремонт с заменой сантехники и инженерных коммуникаций, а также оборудовали лифт и мусоропровод.

Самый известный реконструированный таким способом дом находится по адресу ул. Мишина, 32 в Савеловском районе Москвы. Там жильцы перестроили без отселения, без бюджетного финансирования и федеральных программ обычную хрущевку в жилье премиум-класса, получив по дополнительной комнате к каждой квартире.

Четырехэтажное, 16-квартирное здание 1958 года постройки после реконструкции получило 30 новых квартир. Итоговая смета составила около 250 млн рублей и включала в себя реконструкцию здания, строительство индивидуального теплового пункта и подземного паркинга, установку новых стеклопакетов, кованых ограждений и гидравлических лифтов, замену всех коммуникаций и т.д.

За счет «обстройки» дома каждая квартира увеличилась на 18–34 кв.м. вне зависимости от того, вкладывали жильцы свои деньги в строительство или нет. В пяти надстроенных этажах жильцы дома получили однокомнатные квартиры площадью 54 метра, двухкомнатные - по 72–84 метра, трехкомнатные - по 90–120 метров и уникальные двухуровневые квартиры по 150–156 метров. На старте строительства стоимость одного метра в них составляла 45 тыс. рублей.

Ресурсы, которые могут инвестировать в реконструкцию жители и собственники многоквартирных домов, без привлечения бюджетных средств, довольно разнообразны: взносы жителей, земельный участок, различные фонды, возможность повышения этажности дома, разного рода программы кредитования. Благодаря этому в городе могло развиться малое и среднее строительство.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Таким образом, единственным серьезным аргументом в пользу сноса пятиэтажек вместо их реконструкции остается то, это якобы дешевле. Однако опыт реконструкции жилых домов в Восточной Германии полностью опровергает и этот тезис. Так же, как вид советских домов в Польше и Эстонии после реконструкции показывает, что они могут быть гораздо более удобными, чем даже новые панельные дома, которые предлагается строить на их месте.

Например, стоимость модернизации домов в бывшей ГДР составила около 30% от стоимости вновь возводимого жилья. А уровень энергоэффективности после проведенной модернизации соответствует действующему в Германии стандарту энергоэффективности.

Немецкая хрущевка до переделки

После переделки

Всего в Восточной Германии реконструировали 2 миллиона 180 тысяч квартир в сборных домах, это примерно о 22 тысячах домов. Москву принято сравнивать с Берлином, так вот там было модернизировано полностью 60% панельных домов, а частично - 25%. Причем все работы по реконструкции были проведены без отселения жильцов.

В ходе работ по реконструкции жилых домов в Германии осуществлялисьтакие мероприятия, как замена покрытия крыши; утепление технического этажа; утепление фасадов с декоративным оформлением здания; замена окон с решением задачи проветривания и рекуперации; утепление перекрытий подвала с его санацией; санация балконов; санация подъездов; монтаж лифта в наружной части здания (при отсутствии лифта); замена инженерных коммуникаций в здании; замена радиаторов с установкой на них термостатов и теплосчетчиков; устройство горизонтальной схемы подачи тепла в квартиры; установка квартирных счетчиков потребления воды; устройство теплового узла в подвале здания и коллективных счетчиков расхода газа, воды; обустройство придомовой территории.

Таким образом, немцы доказали, что нет никаких технических и экономических препятствий для обеспечения соответствия эксплуатации панельных домов типа хрущевок даже таким высоким требованиям, как энергоэффективность в странах Евросоюза. Комфортность проживания и архитектурный облик, по оценкам европейских экспертов, в этих домах обеспечиваются на уровне современных требований.

Опыт реконструкции жилого фонда по немецким технологиям имеется и в России. В 2004 году в Москве проводились работы по модернизации пятиэтажек. Достигнутые технические результаты были аналогичны результатам, полученным в Восточной Германии. И что особенно важно, стоимость затрат по санации оказалась в два раза ниже затрат, которые необходимо было бы понести при переселении жителей во вновь построенные дома.

Исследования МАРХИ показали, что 20–30% предназначенного к сносу фонда можно реконструировать на основе современных идей и приемов энергоэффективной, экологической, среднеэтажной высокоплотной архитектуры.

Так что, получается, единственным аргументом против сохранения и гуманного обновления нынешнего облика Москва, является материальная выгода от сноса и плотной застройки новых участков в относительно престижных и востребованных районах столицы. А также отсутствия желания и готовности у жителей заняться осознанным, организованным управлением своей собственностью. Возможно, имеются и другие причины, но они выходят за рамки правового пространства, а значит не являются темой нашего исследования.

Программа реновации жилого фонда в Москве продолжает вызвать яростные дискуссии. И не только из-за сносимых объектов самих по себе. Новые дома, возводимые на месте пятиэтажек, будут выше, а значит население столицы может вырасти на несколько миллионов человек. "Коэффициент уплотнения – в 3,5 раза. Это означает, что кроме 1,6 млн переселенных в Москве добавляется около 4 млн новых жителей. То есть в Москву переселяют условно говоря Петербург", — отмечает архитектурный критик Григорий Ревзин. Возникает и множество правовых вопросов: по жителей сносимых домов, власти грубо нарушают их право собственности. О том, почему снести пятиэтажки придется несмотря на протесты москвичей и может ли э то привести к инфраструктурному колллапсу в интервью The Insider рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

Давайте сначала остановимся на том, что действительно существует необходимость разобраться с застройкой прошлых лет не лучших архитектурных серий, давно исчерпанным разумным сроком инженерной жизни. Дом, конечно, сколько угодно простоит, но есть разумные инженерные сроки, дальше которых его сложно будет эксплуатировать. Эта проблема существует объективно — и от дискуссий начальства или общественников она вообще не зависит: Москва сейчас пытается ее решить. Тот факт, что городом эта проблема поставлена, я полностью одобряю, в профессиональных кругах об этом говорят давно. Однако всем известно, что любую проблему можно решить хорошо или плохо. Как именно она будет решена? Тех сведений, что есть сейчас в общественном пространстве, для профессионального анализа маловато. Пока это только идея, постановка задачи, но отмечу еще раз — это справедливая постановка задачи.

Дальше начинается масса трудностей, среди которых транспорт – это совсем не первоочередной пункт. Первые проблемы — юридические, связанные с правом собственности и учетом того фактора, что, как писал урбанист Георгий Владимирович Шелейховский, «горожане (в отличие от обитателей зверинца!) свободны в выборе места жительства и способа передвижения». Проблема абсолютно правовая и социально-политическая, и действительно ее придется как-то решать.

Транспортная проблема здесь сводится к очень простой вещи: сейчас проект уже прорисовывается, на его реализацию будет объявлен конкурс с привлечением зарубежных коллег, однако что бы из этого проекта реновации ни получилось, очевидно, что плотность застройки все равно заметно увеличится.

В эту новую застройку стандарт московского привычного поведения «живу на 24 этаже, автомобиль стоит во дворе», – никак не впишется. Я к этому отношусь совершенно спокойно, потому что стандарт жизни, когда человек, живя на 24 этаже, не может обходиться без машины, уходит в прошлое, и, если брать горизонт хотя бы 20 лет, обозначенный для программы реновации, эта модель жизни отомрет во всех городах мира. Транспортная модель будет другой.

Рано или поздно москвич привыкнет не ездить в центр города на автомобиле

Горожане, включая даже жителей периферии города, могут не ехать в центр на автомобиле, а ездить на метро, но меня беспокоит другое: в Москве проживает несколько миллионов дачников. Есть разные оценки от осторожных 1,5 млн до более 3 млн человек, и то, и другое — огромные цифры. На дачу москвич без автомобиля не попадет в большинстве случаев, а для того, чтобы ехать на дачу, ему нужен автомобиль вблизи от дома. К сожалению, хорошего решения этой проблемы пока не видно, а то, что рано или поздно москвич привыкнет не ездить в центр города на автомобиле, это само собой произойдет независимо от воли и желания начальства и экспертов, просто потому что мир идет в эту сторону.

Проблема с дачами — специфически русская, это такой феномен жизни на два дома: городская квартирка и дача под городом, эта индивидуальная модель не отражена ни в обычных транспортных схемах в методической литературе, ни в зарубежных учебниках. Как разбираться с этим нашим личным феноменом, я пока не знаю.

Еще раз подчеркну — поставленная задача является абсолютнологичной, от нее можно было бесконечно уклоняться, откладывать на потом, но то, что задача поставлена – это, на мой взгляд, совершенно справедливый шаг.

Что касается территорий, куда власти собираются переселять москвичей, в частности, промзон: в городе существуют обширные промышленные зоны, это значительные территории, и мы никуда не денемся от их ревитализации, освоения в новых градостроительных условиях. Такая задача есть, ее придумали не эксперты и не начальство, ее поставила жизнь — браунфилд надо осваивать <от англ."brownfield" — территория с уже существующей промышленной инфраструктурой — The Insider> .

При правильном освоении браунфилда в этих домах с удовольствием селятся даже вполне состоятельные люди, в мире множество примеров хороших решений по облагораживанию таких территорий. Есть удачные проекты, а есть ужасные, когда людей просто селят на биологически не очищенные территории, и условия их проживания становятся только хуже. То есть вопрос в том, как проект будет выполнен с точки зрения архитектуры, экологии и всего на свете.

Что касается рассказов о том, что в других городах мира якобы отказываются от многоэтажной застройки, то это такое журналистское клише. Есть гигантский мировой опыт, связанный с высотной конфигурацией города — например, высотный центр и обширные окраины с очень низким значением коэффициента этажности застройки, а есть другой стандарт — в мире все со временем меняется, и каждый город решает вопрос стандарта по-своему.

Вариант малоэтажной застройки глубокой периферии очень симпатичный, очень гуманный, но требует гигантских вложений в дорожную инфраструктуру.

Москва, к сожалению, жутко отклоняется от этих стандартов высотной конфигурации, потому что у нас огромные плотные многоэтажные периферийные пятна застройки, даже в Новой Москве, мы в картофельном поле строим 24 этажа, и это, как правило, ошибочное решение. Но в этом вопросе неприменимы такие суждения, что якобы в Париже решили избавиться от многоэтажек – градостроительные стратегии в двух словах не выражаются. На самом деле вариант малоэтажной застройки глубокой периферии очень симпатичный, очень гуманный, но требует гигантских вложений в дорожную инфраструктуру, потому что этот тип застройки называется car-oriented development, то есть девелопмент, ориентированный на автомобили. И я всегда объясняю людям, выбирающим такой вариант: «Ребята, там ни трамвай, ни автобус никогда ходить не будет. Вы всегда до ближайшей торговой плазы или до ближайшей станции метро сами себя довезете». А это значит, что там нужно развивать дорожную сеть, а это совсем иной подход и другая философия.