Что не входит в функции центрального банка. Основные функции центральных банков

Центрального банка РФ

Вопрос 23. Функции и задачи

2. Основные задачи Центрального банка

1. Центральный банк выполняет следующие основные функции:

функцию эмиссионного центра - заключается в том, что Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск банкнот. Объемы эмиссии наличных денег регулируются Банком с расчетом общих затрат его денежно-кредитной политики. Сам выпуск наличных денег осуществляется путем продажи банкнот и монет коммерческим банкам в обмен на их резервы в Центральном банке.

Значение функции эмиссионного центра несколько снижено, так как банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран. Однако банкнотная эмис­сия по-прежнему необходима для платежей в розничной тор­говле. Чем выше доля обращения в стране, тем выше значение банковской эмиссии;

функцию "банка банков". Особая роль Центрального банка в кре­дитной системе состоит также в том, что главными его клиен­тами являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Коммерческие банки выступают посредниками между экономикой и Центральным банком.

Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в Цен­тральном банке. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк является для коммер­ческих банков кредитором последней инстанции. Он осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг;

функцию банка правительства. Независимо от принадлежности капитала Центральный банк тесно связан с государством. Цен­тральный банк выступает главным банкиром государства и советников правительства по финансовым и монетарным проблемам.

Казначейство хранит свои свободные средства на текущих счетах в Центральном банке, которые оно использует для своих рас­ходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на Центральный банк. Вместе с тем Цен­тральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денеж­ными средствами казначейства, выполняет бесплатно для не­го операции по исполнению бюджета. Так, по поручению ка­значейства Центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляют на его текущий счет. В условиях дефицита государственного бюджета усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Управление государственным долгом осуществляется с помощью опера­ций Центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним. Центральный банк использует следующие методы управления государственным долгом:


- покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность;

Изменяет условия продажи государственных обязательств;

Различными способами повышает привлекательность госу­дарственных обязательств для частных инвесторов;

функцию валютного центра. Исторически сложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были, сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются как гарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсов национальных валют. От имени пра­вительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золото­валютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путем учетной политики и балансов, участвует в операциях ми­рового рынка ссудных капиталов. Как правило, Центральный банк представляет свою страну в международных и региональ­ных валютно-финансовых учреждениях;

функцию денежно-кредитного регулирования, которая на совре­менном этапе является важнейшей функцией Центрального банка. Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного ре­гулирования экономики, являющегося составной частью эконо­мической политики правительства. Главными целями денежно-кредитной политики являются: достижения стабильного эконо­мического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнива­ние платежного баланса;

функцию выпуска государственных ценных бумаг. Центральный банк определяет условия их выпуска и место размещения. Опе­рации с государственными ценными бумагами позволяют:

- обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита;

Способствовать проведению более эффективной денежной по­литики;

Обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все про­чие элементы рынка капитала.

2. Для реализации своих функций в процессе своей деятельности Цен­тральный банк России выполняет следующие задачи:

Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и про­водит единую государственную денежно-кредитную политику:

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и органи­зует наличное денежное обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

Устанавливает единые для всей страны правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не ус­тановлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполни­тельной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и испол­нение бюджетов;

Осуществляет эффективное управление золотовалютными ре­зервами Банка России;

принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организация­ми в соответствии с федеральными законами;

Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходи­мых для выполнения функций Банка России;

Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

определяет порядок осуществления расчетов с международным организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

Устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных ва­лют по отношению к рублю;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской федерации и организует составление платежного ба­ланса РФ;

Выполняет иные задачи.

Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности

Кафедра бухучета и финансов


Контрольная работа

по финансам, денежному обращению и кредиту

студентки 4 курса факультета

"Экономика и предпринимательство",

специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,

Панкратьевой Екатерины Олеговны



Тема:

Функции Центрального банка РФ


1. Понятие кредитной системы.

2. Роль и задачи ЦБ РФ.


Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятель­ное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулиру­ющего органа денежно-кредитной системы страны. На­ходится в собственности Российской Федерации.


Функции ЦБ РФ

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

Разработка и проведение кредитно-денежной поли­тики;

Регулирование денежного обращения;

Регулирование деятельности кредитных организа­ций и осуществление контроля за ними;

Осуществление безналичных расчетов в общенаци­ональном масштабе;

Организация валютного регулирования;

Хранение золотовалютных резервов страны.

Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:

Установление правил, регламентирующих деятель­ность кредитных организаций;

Осуществление надзора за деятельностью кредит­ных организаций;

Установление и осуществление контроля за соблю­дением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;

Установление резервных требований;

Рефинансирование кредитных организаций;

Проведение дисконтной политики;

Проведение операций на открытом рынке;

Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все пере­численные выше инструменты.

Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной це­лью этого шага являются: приближение российской от­четности к международным стандартам, повышение ин­формативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функци­онировании экономического механизма России и разви­тых индустриальных стран Запада не позволяет в пол­ной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижа­ет качество анализа и контроля за финансовым состоя­нием российских банков.

Большое внимание уделяется вновь создаваемым бан­кам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирова­ния, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.

В целях обеспечения экономических условий для ус­тойчивого функционирования банковской системы и за­щиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ уста­новлены обязательные экономические нормативы дея­тельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвид­ности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредит­ной организацией отдельных нормативов влечет нало­жение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.

В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определе­нию критериев степени проблемности банков. Эти кри­терии используются подразделениями ЦБ РФ при про­ведении надзорных проверок и разработке мер воздейст­вия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации бан­ков либо их ликвидации.

Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частич­ное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обяза­тельного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в кри­тических ситуациях для их исправления практически невозможно.

Под рефинансированием банков понимается кредито­вание банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необ­ходимое количество кредитных ресурсов из других ис­точников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие процен­ты и полностью обеспечиваются залогом.

Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все бо­лее величину штрафных санкций к банкам.

В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банков­ской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-прода­жи государственных ценных бумаг. Из всех обяза­тельств, обращающихся на рынке, государственные цен­ные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдель­ный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вто­ричных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.

А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значи­тельного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протя­жении последних лет привела к значительному сокра­щению доли спекулятивных валютных операций от об­щего объема проводимых банками.

Роль Центрального банка РФ

Как извест­но, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихий­ный характер. На определенном этапе развития цивили­зации общество начинает понимать необходимость огра­ничения указанного стихийного начала рынка, миними­зации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потре­бители, и посредники.

Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возмож­ности стихийно-разрушительное начало, внутренне при­сущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного кон­троля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регу­лятора рыночных отношений поручаются такому госуда­рственному институту, как центральный банк.

В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятель­ности должно преследовать три главные цели:

создание (поддержание) общих условий цивилизован­ного функционирования рынка, всего народного хозяйства;

стратегическое планирование науки и научно-техни­ческого прогресса;

решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк приме­нительно к своей сфере должен участвовать в достиже­нии всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:

поддерживать правопорядок в финансовой сфере, за­ставлять участников денежно-кредитных отношений вы­полнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;

осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правиль­ное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

выполнять или организовывать выполнение общезна­чимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасно­сти банковской системы и т.д.);

добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, те­мпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нор­мального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих це­лей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обес­печения приемлемых общих условий для своей деятель­ности.

Отсутствие таких общих условий может иметь неско­лько объяснений.

Во-первых, их могли еще не успеть создать. Примени­тельно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состо­яния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.

Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.

В-третьих, здесь может сказываться влияние ориен­тации властей и части самих предпринимателей на созда­ние дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российс­ком обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.

Следует только заметить, что в рамках такого подхо­да уже неочевидна сама необходимость иметь и совер­шенствовать Центральный банк РФ как таковой. Перво­бытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного кур­са, государство в лице правительства добровольно уда­лилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ долж­ны быть снова призваны и другие органы государствен­ной власти и управления.

В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообще­ством, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на со­бственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие националь­ной банковской системы.

Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это до­статочно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.

Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).

Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обсто­ятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собст­венной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных орга­низаций.

В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» от­мечается: «Независимый статус ЦБР в системе государ­ственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демо­нстрирует независимость по отношению к нижнему уров­ню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...

Естественная разобщенность и зачастую противоре­чивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заин­тересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная полити­ка ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...

Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятель­ности.

Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определя­ет позиции ЦБР относительно всего спектра его обяза­тельств перед вторым уровнем банковской системы. Та­кие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».

Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. На­до только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и со­юзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:

качество и направленность подзаконных актов, пре­жде всего нормативных актов самого Банка России;

желание и готовность ЦБ РФ четко и последователь­но отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполни­тельной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;

качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы анали­тической;

персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.

Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действитель­ном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).

В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он пра­вильно отражает эти потребности).

«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вто­рых, что требуется для обеспечения такой степени неза­висимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.

ЦБ - главное звено кредитной системы;

Коммерческий банк - основное звено кредитной системы.

В России ЦБ был создан в 1860 г. Первые ЦБ возникли в мире значительно раньше. Первый ЦБ был создан в Швеции - Риксбанк - в 1668 г. Одним из первых был банк Англии - 1694 г.

В отличие от Банка Англии, который был создан снизу (вырос из общей системы банков), в России ЦБ был создан сверху. При этом ЦБ России всегда был подчинен Минфину (за искл. 20-х гг.) В целом выделение из общего числа банков центрального банка означает начало формирования двухуровневой банковской системы.

Основные отличительные особенности ЦБ от коммерческих банков:

ЦБ не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли, что является целью коммерческих банков.

Центральные банки обычно являются государственными, централизованными институтами, в то время как коммерческие банки, как правило, - частные или акционерные.

Управляющие ЦБ более тесно связаны с работой правительственных органов, чем их коллеги в к/б.

Центральные банки выполняют функцию руководства деятельностью коммерческих банков, законотворческую функцию, т.е. выпускают необходимые инструктивные и другие материалы, регулирующие деятельность к/б.

ЦБ может воздействовать на деятельность к/б и других кредитных институтов, в особенности в отношении кредитования. Эта функция реализуется, как правило, в процессе варьирования, изменения учетной ставки, а также при установлении предельных норм обязательных резервов.

Центральные банки выполняют эмиссионную функцию, осуществляют контроль за выпуском и изъятием денег из обращения.

ЦБ не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, а ведут обычно банковские счета правительства.

Центральные банки выполняют роль кредиторов последней инстанции по отношению к другим банкам, для чего используются различные методы экономического воздействия на к/б:

    операции на открытом рынке;

    изменение официальной учетной ставки ЦБ;

    проведение операций с депозитами;

    установление нормы обязательных резервов и др.

Центральные банки не выполняют всех функций и операций банков, например, не обслуживают клиентуру (за искл. Госбанка СССР, Банк Англии - для сотрудников, Банк Франции).

В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является органом гос. регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В ЦБ хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правит. органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально гос-ву не принадлежат (ФРС -акционерный, Швейцарский нац. банк), либо гос-ву принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные банки проводят политику гос-ва и работают как гос. органы.

Важная характеристика деятельности ЦБ - степень их самостоятельности, независимости. Существенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективной деятельности банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. В то же время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер, т.к. экономическая политика гос-ва не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой ЦБ. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. По закону РФ ЦБ России правительству не подчинен.

Основные функции ЦБ России:

В соответствии с законом "О ЦБ", Банк России выполняет следующие функции:

    аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва;

    размещение денежных средств;

    организация денежного обращения и эмиссионная деятельность;

    денежно-кредитное регулирование;

    организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и путем безналичных перечислений;

    расчетно-кассовое исполнение гос. бюджета;

    внешнеэкономические функции;

    регулирование деятельности к./банков и др. кредитных учреждений;

    надзор за деятельностью банков.

1. ЦБР аккумулирует денежные средства, находящиеся на счетах в банках, средства, принадлежащие гос-ву и находящиеся на счетах гос. бюджета в банках; все виды налоговых перечислений в бюджет; средства различных фондов, общественных организаций, объединений; собственные средства ЦБР.

2. ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное покрытие расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства.

ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами РФ, организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и уничтожения поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР работает на основе закона "О ден. системе РФ".

Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.

Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России:

    учетная процентная ставка;

    операции на открытом рынке с ценными бумагами;

    установление экономических нормативов для банков.

ЦБ организует и осуществляет расчеты между:

    к/банками;

    предприятиями, организациями, учреждениями через банки;

    предприятиями, организациями -с одной стороны, и государством -с другой.

    государством и населением;

    между государствами.

Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой системой расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые правила ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства.

В законе "О ЦБР" записано, что Банк России выполняет функцию депозитария и фискального агента правительства по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию гос. долга, включая осуществление операций по размещению гос. займов, их погашения и выплате процентов по ним. В целом эта функция состоит в том, что Банк России аккумулирует средства, поступающие в адрес госбюджета, и размещает их по поручению Минфина. В необходимых случаях ЦБ предоставляет кредит Минфину: на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета. Гос. Дума при этом устанавливает лимит задолженности по этим кредитам. В рамках этого кредита ЦБ может покупать у Минфина ценные бумаги сроком до 6 месяцев.

Существуют следующие внешнеэкономические функции ЦБР:

    регулирование курса рубля;

    управление официальными золото-валютными резервами;

    осуществление операций по размещению этих резервов либо самостоятельно, либо через банки, уполномоченные им;

    выдача лицензии на проведение комбанками операций в инвалюте в России и за границей;

    выдача лицензий на открытие представительств ин. банков и других кредитных институтов на территории России;

ЦБ представляет интересы России в центр. банках других стран и международных финансово-кредитных институтах.

В целом ЦБ имеет право осуществлять любые операции в инвалюте в России и за границей в соответствии с законами РФ и международной банковской практикой.

Деятельность к/банков регулируется в соответствии с з-ном "О банках и банковской деятельности". Центральный банк:

Выдает или отзывает лицензии на совершение операций;

Регистрирует уставы банков;

Ведет книгу регистрации банков на территории РФ;

Устанавливает экономические нормативы (минимальный размер УК, предельное соотношение размера капитала и суммы активов, взвешенных с учетом степени риска, ликвидность баланса, минимальный размер обязательных резервов, максимальный размер риска на одного заемщика, ограничение размеров валютного и курсового рисков и др.);

ЦБ определяет правила работы банков, устанавливает одинаковые правила бух. учета, стат. отчетности, устанавливает сроки предоставления отчетности, осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов и контролирует правильность применения законодательных актов.

Банковская система и ее структура.

Лекция 12. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Вопросы лекции

1. Банковская система и ее структура. Кредитная система.

2. Центральный банк и его функции.

3. Коммерческие банки и их операции. Резервы коммерческих банков.

4. Создание денег коммерческими банками. Банковский (депозитный) и денежный мультипликаторы.

5. Равновесие на денежном рынке

Банки являются основным финансовым посредником в экономике. Деятельность банков представляют собой тот канал, с помощью которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на товарном рынке.

Банки являются финансовыми посредниками, поскольку, с одной стороны, они принимают вклады (депозиты), привлекая деньги вкладчиков, т.е. аккумулируют временно свободные денежные средства, а с другой, предоставляют их под определенный процент различным экономическим агентам (фирмам, домохозяйствам и др.), т.е. выдают кредиты. Таким образом, банки – это посредники в кредите. Поэтому банковская система является частью кредитной системы.

Кредитная система состоит из банковских и небанковских (специализированных) кредитных учреждений. К небанковским кредитным учреждениям относятся: фонды (инвестиционные, пенсионные и др.); компании (страховые, инвестиционные); финансовые компании (ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы); ломбарды , т.е. все организации, выполняющие функций посредников в кредите.

Однако главными финансовыми посредниками выступают коммерческие банки. Слово «банк» происходит от итальянского слова «banco», что означает «скамья (менялы)». Первые банки с современным бухгалтерским принципом двойной записи появились в ХVI веке в Италии, хотя ростовщичество (т.е. предоставление денег в долг) как первая форма кредита процветало еще до н/э. Первые специальные кредитные учреждения возникли на Древнем Востоке в VII – VI веке до н/э, кредитные функции банков в Древней Греции и Древнем Риме выполняли храмы, в Средневековой Европе – монастыри.

Современная банковская система двухуровневая . Первый уровень – это Центральный банк. Второй уровень – это система коммерческих банков.

Центральный банк – это главный банк страны. В США он называется ФРС (Федеральная Резервная Система – Federal Reserve System), в Великобритании – это Банк Англии (Bank of England), в Германии – Bundesdeutchebank, в России – Центральный банк России и т.п.

Центральный банк выполняет следующие функции , являясь:

· эмиссионным центром страны (обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги Центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в Центральном банке)


· банкиром правительства (обслуживает финансовые операции

правительства, осуществляет посредничество в платежах казначейства и кредитование государства. Казначейство хранит свободные денежные ресурсы в Центральном банке в виде депозитов, а, в свою очередь, Центральный банк отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы.)

· банком банков (коммерческие банки являются клиентами центрального банка, который хранит их обязательные резервы, что позволяет контролировать и координировать их внутреннюю и зарубежную деятельность, выступает кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения коммерческих банков, предоставляя им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг)

· межбанковским расчетным центром

· хранителем золотовалютных резервов страны (обслуживает международные финансовые операции страны и контролирует состояние платежного баланса, выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках).

· Центральный банк определяет и осуществляет кредитно-денежную (монетарную) политику .

Основными учреждениями, предоставляющими кредит, яв­ляются банки. Банки - финансовые институты, которые аккуму­лируют и хранят денежные средства, предоставляют кредиты, осуществляют денежные переводы, а также другие операции на финансовых рынках. Совокупность взаимосвязанных банковских учреждений, функционирующих на территории страны, состав­ляют банковскую систему. Банковская система - органичный и неотъемлемый элемент экономики. Это означает, что функцио­нирование банков следует рассматривать в тесной связи со всеми процессами, происходящими в экономической жизни общества.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система. Первый уровень составляет центральный банк и его учреждения. Исторически центральные банки возникли в результате централизации денежной эмиссии (выпуска банкнот) в надежных банках. Такие банки получили название эмиссионных. В конце XIX - начале XX в. в большин­стве стран эмиссия бумажных денег была сосредоточена в одном банке, который назывался центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. Он занимает является, как прави­ло, государственным учреждением. В качестве банкира прави­тельства центральный банк выступает его кассиром и кредито­ром, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк, как правило, осуществляет кассо­вое исполнение государственного бюджета. Доходы правительст­ва, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспро­центный счет казначейства (министерства финансов) в цен­тральном банке, с которого покрываются правительственные расходы. Функции центрального банка сводятся к следующему:

Эмиссия денег. Это одна из наиболее важных функций. Хотя в современных условиях наличные деньги менее важны, чем безналичные, банкнотная эмиссия центрального банка со­храняет свое значение, так как наличные деньги по-прежне­му необходимы для значительной части платежей;

Хранение золотовалютного резерва страны;

Предоставление кредитов и выполнение расчетных опера­ций для правительственных органов;

Аккумулирование и хранение кассовых резервов коммерче­ских банков. Каждый банк обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропор­ции к размеру вкладов;

Кредитование коммерческих банков. Здесь можно провести такие аналогии. Если фирмы, организации и частные лица кредитуются коммерческими банками, то для центрального банка клиентами являются банки коммерческие;

Регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Центральный банк обладает правом выдачи и отзыва лицензий коммерческих банков;

Денежно-кредитное регулирование (совместно с правитель­ством).

Капитал ЦБ РФ полностью принадлежит государству. Задачи и функции ЦБ РФ сформулированы и закреплены в Конституции РФ и Федеральном Законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Коммерческий банк - универсальный тип банка, занимающийся широким кругом операции, самой главной из ко­торых является предоставление кредитов промышленным, тор­говым и другим предприятиям преимущественно за счет денежных средств, привлеченных в виде вкладов. Во всем мире коммерческие банки - важнейшее звено банковской системы - концентрируют основную часть кредитных ресурсов и осуществ­ляют широкий диапазон банковских операций и финансовых ус­луг для юридических и физических лиц. Коммерческие банки можно классифицировать по ряду признаков.

По характеру собственности коммерческие банки бывают го­сударственными, акционерными, кооперативными, частными, муниципальными, смешанными. В промышленно развитых стра­нах преобладающей формой собственности коммерческих бан­ков является акционерная.

По характеру выполняемых операций различают универсаль­ные и специализированные коммерческие банки. Универсальные банки выполняют широкий круг операций и услуг. Универсаль­ность означает тип банковской деятельности, не ограниченной по отраслям народного хозяйства, составу обслуживаемых кли­ентов, количеству проводимых операций, регионам. Специализи­рованные коммерческие банки осуществляют одну или небольшое количество банковских операций. К ним относятся инвестици­онные, ипотечные, сберегательные, инновационные, страховые и другие банки. Инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, полу­чая при этом доход; свой капитал они используют для кредито­вания различных предприятий и целых отраслей. Ипотечные банки специализируются на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости. Сберегательные банки привлекают сво­бодные денежные средства населения, хранят сбережения, осу­ществляют безналичные расчеты, предоставляют населению кре­диты, проводят расчетно-денежные операции по обслуживанию населения, включая операции с ценными бумагами. Инновацион­ные банки осуществляют кредитование на всех этапах и стадиях инновационного процесса создания и внедрения различных но­вовведений и научно-технических разработок. Страховые банки привлекают денежные средства путем продажи страховых поли­сов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в обли­гации и акции других компаний, государственные ценные бума­ги, также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству. На современном этапе в сфере деятельности ком­мерческих банков наблюдается тенденция к универсализации, что объясняется влиянием конкуренции. Это выражается не только в увеличении числа предлагаемых клиентам услуг, но и в качественном изменении структуры операций, увеличении объе­мов операций с ценными бумагами и снижении удельного веса ссудосберегательных операций.

По отраслевому принципу коммерческие банки можно раз­делить на промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и т. п. В России, например, это Нефтехимбанк, Элек­тробанк, Россельхозбанк, Промстройбанк и др. Основные функции коммерческих банков:

Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в инвестиции. Банки аккумулируют де­нежных доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процентов или оказывае­мых банком услуг. Сконцентрированные в форме вкладов сбережения превращаются в ссудный капитал, используе­мый банком для предоставления кредитов предприятиям и предпринимателям. Использование кредита обеспечивает развитие производительных сил страны в целом. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку недвижимости, потребительских товаров. В результате с помощью банков сбережения превращаются в капитал;

Кредитование предприятий, государства и населения. Пря­мое предоставление в ссуду свободных денежных средств их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных креди­торов и давая их конечным заемщикам;

Выпуск в обращение так называемых кредитных денег. Эта функция является специфической и отличает коммерче­ские банки от других кредитных учреждений. Современ­ный механизм денежной эмиссии связан с двумя понятия­ми: банкнотная и депозитная эмиссия. Банкнотную эмис­сию осуществляет эмиссионный банк (центральный банк). Коммерческие банки осуществляют депозитную эмис­сию - выпуск кредитных инструментов, которые образу­ются в результате выдачи ссуд клиенту. Денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда возвращаются ссуды, полученные у банков. Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, предусмат­риваемых государством в лице центрального банка;

Осуществление расчетов и платежей по поручению клиен­тов. Большая часть расчетов между предприятиями осуще­ствляется безналичным путем. Выступая в качестве посред­ников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей;

Эмиссионно-учредительная деятельность. Эта деятельность предполагает выпуск и размещение (продажу) банками цен­ных бумаг. Здесь банки становятся каналом, обеспечиваю­щим направление сбережений для производственных целей;

Консультирование, предоставление экономической и фи­нансовой информации. Располагая возможностями посто­янно контролировать экономическую ситуацию, коммерче­ские банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по новым инвестициям, по регистрации предпри­ятий, по составлению годовых отчетов и т. д.).

Обычно выделяют четыре группы банковских операций; пас­сивные, активные, банковские услуги и собственные операции банков. Пассивные операции - операции по привлечению денеж­ных средств для формирования ресурсов банка. Ресурсы банка формируются за счет собственных и привлеченных (заемных) средств. Для создания банка первоначально необходим опреде­ленный собственный капитал. К собственным средствам отно­сятся акционерный и резервный капитал, а также нераспреде­ленная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. В основном банковские операции базируются на заемных средствах. В экономически развитых странах соотношение между собственным и заемным капиталом находится на уровне от 1:10 до 1:100 (не превышает 10 %). В качестве источников заемных средств, формирующих капитал банка, можно назвать финансовые обязательства перед клиентами банка (депозиты, сберегательные вклады), финансо­вые обязательства перед другими банками. Подавляющая часть всех банковских ресурсов формируется за счет вкладов клиентов банка. Кредиты, полученные от других банков, являются обыч­ной кредитной сделкой. Также источником привлечения средств для банка являются эмиссионные операции, которые состоят в мобилизации банком денежных средств взамен выдачи опреде­ленных пенных бумаг. Активные операции проводятся банком с целью прибыльного размещения привлеченных средств. К ак­тивным операциям банка относят кредитные операции - опера­ции по предоставлению кредитов и ссуд, и фондовые операции - разнообразные операции банков с ценными бумагами: покупка ценных бумаг, размещение вновь выпущенных ценных бумаг среди держателей, покупка и продажа ценных бумаг по поруче­нию клиента и т. п. Банковские услуги представляют собой, как правило, посреднические операции - инкассовые, аккредитив­ные, переводные, трастовые, лизинговые и др. За их предостав­ление с клиентов взимается специальная плата, именуемая ко­миссией. К собственным операциям банков относятся операции, связанные с выполнением банком его функций: приобретение банковского оборудования, охрана банка, выдача заработной платы работникам, транспортные расходы и пр.