Целью индексации доходов населения является. Порядок осуществления индексации в организациях. Порядок проведения индексации доходов


Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т. е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация - прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения - основная форма социальной защиты населения.
Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки доходов.
Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индекса
ции не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите.
С 1 января 2002 г. вступили в силу новые федеральные законы, касающиеся пенсионного обеспечения. По новому законодательству в трудовой стаж при расчете так называемой «трудовой пенсии» время учебы не засчитывается, а время ухода за ребенком определяется в регламенте 1,5 года при одном ребенке и 3 года - при двух и более детях. Рассчитываемый индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП) базируется на трудовом стаже и заработной плате. Базовый ИКП по трудовому стажу равен 0,55 при трудовом стажер женщин 20 лет, у мужчин - 25 лет. За каждый дополнительный год работы ИКП увеличивается на 0,01, но значение ИКП ограничено сверху: он не может превышать 0,75. При расчете пенсии выбираются либо любые шестьдесят месяцев (подряд), либо последние два года - в зависимости от того, когда заработная плата работника была выше. Средняя зарплата в выбранный период делится на среднюю зарплату по стране и получается еще один коэффициент, верхний уровень которого тоже ограничен: он не может превышать Затем первый и второй коэффициенты перемножаются. Это дает окончательное значение ИКП, которое умножается на принятую среднюю заработную плату в России. Принимая среднюю зарплату равной 1671 руб., максимальный размер пенсии по старости у нас в стране будет такой: 0,75 (при трудовом стаже 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин) х 1,2 х 1671 =1503 руб. Величина средней заработной платы 1671 руб. «заморожена» с августа 2001 г., при установлении другой величины все трудовые пенсии будут пересчитаны. Работающие пенсионеры у нас в стране получают пенсию полностью. С 1 февраля 2002 г. все трудовые пенсии проиндексированы на 6,5%.
Действуют положения, касающиеся определенных номинаций пенсионеров: увеличен размер базовой пенсии для лиц, достигших 80 лет, для инвалидов 1-й группы пенсия не может быть менее 900 руб. Если же на их иждивении находится один нетрудоспособный член семьи, базовая пенсия увеличивается до 1050 руб., двое -до 1200, трое и более -1350 руо. Жители блокадного Ленинграда получают специальную добавку к пенсии. Более высокими пенсиями отмечены государственные служащие, имеющие не менее 15 лет государственной службы, участники Великой Отечественной войны, нетрудоспособные граждане, лица, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф. Для этих категорий пенсионеров с 1 января 2002 г. принят специальный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Начинается формирование накопительных пенсий, которые будут действовать для тех, кому предстоит выйти на пенсию начиная с 2003 г.

Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.
В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является реальной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя частично их снижает).
В зарубежных странах принят широкий диапазон дифференциации процентных ставок в зависимости от вида и срока хранения вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому процентная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регулируются в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стимулирования сбережений, особенно на продолжительный срок, кредитные учреждения США выплачивают от 5,7 до 9,2%, Англии - от 3,0 до 11,2%, Франции - от 4,5 до 7,5% годовых.
Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенсационных выплат владельцам сбережений.
В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 1920-х гг. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.
В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия, Португалия, Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность

заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров, т. е. применяется метод компенсации.
Периодичность индексации заработной платы: в США - 4 раза в год, в Италии - 1 раз в год, в Бельгии и Люксембурге - ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других - шкала процентов (в США, Бельгии, Люксембурге, Швеции, Испании).
В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах начинает терять свое значение. Заработная плата все больше ставится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%) снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода, периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальных ставок заработной платы и т. д. В частности, практически все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.
Литература к главе 5 Бедность в России: государственная политика и реакция населения / Под ред. Джени Клугман. - Вашингтон: Всемирный банк, 1992. Доклад о развитии человека за 1998 год. - ПРООН, Нью-Йорк, Оксфорд, Оксфорд юниверсити пресс, 1998. Елисеева И. И., Костеева Т. В., Хоменко Л. Н. Международная статистика. - Минск: Вышэйшая школа, 1995. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. Изд. 4-е, перер. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1998. КирутаА. Я., Шевяков А. Ю. Совершенствование методологии распространения данных выборочных бюджетных обследований на генеральную совокупность. - М.: ЦСЭИ, 1999. Методологические положения по статистике. Вып. 1. - М.: Госкомстат России, 1996.
Национальноесчетоводство:Учебник/Подред. Г. Д. Кулагиной. - М.: Финансы и статистика. 1997. Национальные счета России в 1989-1998 годах. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. Организационно-методологические основы обследования бюджетов домашних хозяйств в системе государственной статистики // Вопросы статистики. - 1999. - № 8. Панкратьева Н. Методы оценок доходов различных групп населения в динамическом и региональном разрезах // Вопросы статистики. - 1995. - № 5. Полляк Г. Бюджет и семья // Экономическое обозрение. - 1934. - № 3. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. Рябушкин Б. Т. Основы статистики финансов: Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 1997. СиденкоА. В., Башкатов Б. И., Матвеева В. М. Международная статистика: Учебник. - М.: Дело и сервис, 1999. ХиксДж. Стоимость и капитал. - М.: Прогресс, 1993. Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю. Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 1998.

Механизм повышения доходов, позволяющий частично или полностью возместить потери населœения, вызванные ростом потребительских цен на товары и услуги, то есть индексация, является частью системы социальной защиты граждан и направлена на поддержание покупной способности и денежных доходов. В большинстве зарубежных стран в период становления рыночных отношений активно использовалась индексация заработной платы.

Основное правило корректировки оплаты труда исходя из роста потребительских цен при этом устанавливались государством. В сентябре 1997 ᴦ. был принят закон РСФСР об индексации денежных доходов населœения и сбережений граждан РСФСР. В нем предусмотрено индексировать в связи с ростом потребительских цен заработную плату, пенсии, стипендии, пособия, вклады граждан в сберегательный банк. Были определœены порядок и размеры индексации. При этом реализация закона до сих пор не осуществляется: принимаются отдельные решения о повышении минимального заработной платы, прием, мало связанных с фактическими размерами инфляции. Это привело к тому, что сократилась доля средств в ВНП, направленная на оплату труда. В результате реальная зарплата в России упала в несколько раз. Снижение покупной способности населœения привело к снижению спроса на потребительском рынке и, как следствие, падению объёма производства товаров.

В законе об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР предусмотрено, что источником средств для индексации оплаты труда работников бюджетных предприятий, пенсий и пособий являются ассигнования из соответствующего бюджета. Из них же должны индексировать пенсии, пособия по безработице.

Оплата труда работников предприятий, реализующих продукцию или услуги по государственным фиксированным ценам и тарифам при недостатке средств на оплату труда по независимым от них причинам индексируются из бюджетных средств в порядке, который определяется.

Индексация оплаты труда работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и услуги, осуществляется за счёт собственных средств. Индексация должна производиться периодически исходя из темпов инфляции и величины устанавливаемого порога инфляции.

Порог инфляции – это величина роста потребительских цен, превышение которой является основанием для индексации заработной платы. Чем ниже такой порог, тем надежнее защищается покупательская способность заработной платы.

На предприятии крайне важно разработать и утвердить конкретный документ в виде положения о порядке проведения индексации заработной платы. Это положение желательно включать в коллективный договор в виде положения. В указанном документе следует указать, какие денежные выплаты подлежат индексации, каким будет порог и периодичность инфляции, размеры корректировки заработной платы и других выплат исходя из уровня инфляции.

Порог инфляции должен быть согласован с периодичностью. В случае если, к примеру, периодичность 1 месяц, порог инфляции 5%, а потребительские цены возросли на 2%, то по истечении месяца нельзя будет проводить индексацию, так как ее порог не достигнут.

Наиболее сложный вопрос – определœение размеров повышения заработной платы и других денежных выплат в связи с ростом потребительских цен. В западных странах, где используется индексация как механизм сохранения покупательской способности населœения, индексация компенсирует только часть повышения потребительских цен. К примеру, 0,8% за каждый 1% роста цен.

В России законом об индексации денежных доходов и сбережений граждан предусмотрена индексация заработной платы, не превышающей 3-х минимальных размеров заработной платы. Часть доходов, равная полуторной величинœе минимальной заработной платы в России индексируется в полной мере, то есть 1% за 1% роста потребительских цен. Вторая последующая часть, равная 1,5 величинœе минимальной заработной платы, индексируется на половину. Заработная плата͵ превышающая 3-х кратную величину минимальной заработной платы, индексации не подлежит.

Такая схема была направлена на поддержку низко оплачиваемых работников, но в условиях очень низкого уровня минимальной заработной платы устанавливаемая законом норма индексируемого дохода не защищает заработную плату работников даже на уровне прожиточного минимума.

Предприятия, на которых индексация производится самостоятельно, сами определяют порядок ее проведения, в т.ч. и размеры повышения заработной платы исходя из уровня инфляции.

Для частичного или полного возмещения финансовых потерь населения используется индексация — финансовый инструмент социальной защиты от инфляции. Индексация позволяет увеличивать доходы и поддерживать покупательную способность граждан.

В зависимости от периода, за который индексируются денежные доходы, различают два вида индексации:

  • Ретроспективную — динамика изменения цен в предыдущих периодах;
  • Прогнозируемую — по ожидаемым ценам.

Расчет индексации

Индексация зависит от индекса потребительских цен, отражающего динамику изменения стоимости продукции первой необходимости. Процесс индексирования доходов состоит из четырех этапов:

  1. Базовый месяц, являющийся периодом повышения оклада, или ставки, по занимаемой работающим лицом должности. Увеличение размера регулярных премий, доплат и надбавок без роста оклада не приводит к изменению базового месяца и расчета индексации. В данном месяце индекс потребительских цен равен единице или 100 %, а индексация начинает насчитываться с наступающего после него месяца.
  2. Порог индексации — это установленное законодательно минимальное значение индекса потребительских цен (ИПЦ), достижение и превышение которого позволяет проводить индексацию. Согласно законодательству РФ порог индексации составляет 6 %. Если значение ИПЦ ниже этого порога, индексация не начисляется.
  3. Коэффициент индексации — это величина прироста ИПЦ, представляющая собой умножение предыдущих ИПЦ с начального месяца с вычетом 100 %.
  4. Сумма индексации, рассчитываемая путем умножения индексируемого дохода на коэффициент индексации деленный на 100 %.

Указанные коэффициенты ежеквартально или ежемесячно публикуются государственными статистическими органами. Доход индексируется со следующего месяца после официального обнародования этих показателей, т. е. фактически индексация выплачивается работнику спустя 2 месяца после реализации права на нее.

Порядок проведения индексации доходов

Доход, принимаемый в расчет индексирования, ограничивается на законодательном уровне размером минимальной месячной зарплаты или прожиточным минимумом.

Индексированию подлежат только доходы постоянного характера, включая оплату труда, стипендии, пенсии и другие социальные выплаты. Разовые выплаты и предпринимательские доходы не подлежат индексации.

Индексация начисляется согласно фактически отработанному наемным работником времени. При неполной занятости индексация рассчитывается пропорционально количеству рабочих дней. Средства на индексацию зарплат поступают из дополнительного фонда оплаты труда.

Индексация обязательна для выполнения всеми субъектами хозяйственной деятельности, независимо от трудового договора или формы собственности. Порядок индексации зарплаты в бюджетных организациях регулируется трудовым кодексом, на коммерческих предприятиях правила начисления индексации разрабатываются локально и включаются в Положение об оплате труда.

Индексация представляет собой корректировку величины не носящих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь, выплачиваемых из бюджетных источников с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. Индексация заработной платы осуществляется в соответствии с установленным нормативом индексации и величиной роста ин­декса потребительских цен. Причем индексация проводится, ес­ли индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим ито­гом с момента предыдущей индексации, превышает 5%-й порог.

Например, норматив индексации - 50 тыс. р. Индекс потре­бительских цен - 112,5%. Доход, получаемый по месту работы, составляет 154 тыс. р. Индексация проводится следующим обра­зом: 50 тыс. р. ∙ 12,5% = 6250 р.

Расходы по индексации полностью относятся на фонд зара­ботной платы. Индекс потребительских цен исчисляется органа­ми статистики на основе изменения цен на группы товаров и услуг, включенных в состав минимального потребительского бюджета. Выплаты индексированного дохода производятся еже­месячно, одновременно с выплатой заработной платы. При этом размер индекса потребительских цен, применяемый при индек­сации, сохраняется на весь период и индексированный доход выплачивается до наступления новой индексации.

По решению Правительства индексация может заменяться одноразовыми пересмотрами размеров оплаты труда, пенсий, социальных пособий и других выплат или применяться в сово­купности с этими мерами.

Величина минимального потребительского бюджета исполь­зуется как социальный норматив для: прогнозирования измене­ний условий жизни населения; усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения; определения минимальных размеров заработной платы и т. д.

Бюджеты разрабатываются для разных социально-демогра­фических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава.

Наиболее важной частью минимальных потребительских бюджетов является "продовольственная корзинка", при форми­ровании которой рассчитывается энергетическая и биологиче­ская ценность продуктов питания для различных контингентов населения. Отправной точкой этих расчетов служит расчет фи­зиологической потребности людей в пище и энергии (например, мужчин трудоспособного возраста, женщин, а также детей).

Индексация заработной платы предусматривается также и в случае задержки выплат заработной платы. В случае задержки выплат заработ­ной платы она индексируется в соответствии с индексом потре­бительских цен, публикуемым в периодической печати Мини­стерством статистики и анализа Республики Беларусь.

Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением по­требительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни;компенсация - пря­мой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определен­ные группы товаров широкого потребления;индексация доходов населения -основная форма социальной защиты населения,

Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий час­тично или полностью возместить ему удорожание потреби­тельских товаров и услуг. Она направлена на поддержание поку­пательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами -пенсионеров, инвалидов, непол­ных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация дохо­дов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различаютиндексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) иретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошед­ший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки Доходов.

Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения Ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразова­ния и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринима­тельской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.

Размер повышенного в связи с индексацией денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен (см. главу 6).При этом могут использоваться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие минимальные гаран­тии индексации, а также условия, предусмотренные трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен -функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями.

Механизм индексации доходов населения,заложенныйЗаконом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 24декабря1991г., не остается неизменным. В соответствии с законом была введена "дифференцированная схема" индексации, по которой доход (пенсия) повышался частями.

Начиная с февраля 1992г. Правительство РФ установило к пенсиям компенсационные выплаты, определяемые в одинаковы для всех пенсионеров фиксированных суммах, рассчитываемая с учетом роста цен. В частности, в ноябре 1993г. была установлена компенсационная выплата в размере 11 700руб. в месяц, за тем сумма была увеличена в феврале 1994г. до 19 700руб.,с февраля 1995г. назначена сумма компенсации 39 360руб., с августа того же года - 50тыс. руб.

Интерес представляет и ситуация с денежными вкладами населения в учреждениях Сбербанка. Повышенные с октября 1993 г. процентные ставки (до востребования -до 40%годовых, посрочным вкладам -до 80%.на детей со сроком хранения вкладов свыше 10лет -до 120%)не компенсировали всех потерь населения от обесценения вкладов в связи с инфляцией. Для полной защиты вкладов населения процентные ставки следовало бы тогда повысить как минимум в 10раз, что было невозможно. Происшедшее в последующем падение уровня инфляции до б-8% в месяц побудило Сбербанк снизить ставки по вкладам. Наибольшее урезание этих ставок произошло по вкладам до востребования (с 40до 10%годовых).По срочным вкладам -с 12до 9%ежемесячно, целевойвклад на детей -со 190до 170%годовых и т. д. С ноября 1996г. процентные ставки по вкладам физических лиц в рублях и валюте снижены в среднем в 1,6раза. Основная причина - снижение темпов инфляции с 4,1 %в январе до 0,3%в сентябре1996г. Еще одно снижение ставок по вкладам было введено с 1 марта 1997г.

В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является ре­альной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя ча­стично их снижает).

В зарубежных странах принят широкий диапазон дифферен­циации процентных ставок в зависимости от вида и срока хранения вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому про­центная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регулируют­ся в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стимулирова­ния сбережений, особенно на продолжительный срок, кредитные учреждения США выплачивают от 5,7до 9,2%,Англии -от 3.0до11,2%,Франции- от 4,5до 7,5%годовых.

Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенсаци­онных выплат владельцам сбережений.

В экономически развитых странах индексация доходов насе­ления выступает одной из форм их государственного регулиро­вания наряду с налоговой системой и политикой цен. По некото­рым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х гг.Сейчас ин­дексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсою­зов игосударства.

В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобри­тании) индексация доходов происходит на уровне отдельных Фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характе­ра и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия. Португалия. Шве­ция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных до­говоров, т. е. применяется метод компенсации.

Периодичность индексации заработной платы: в США - 4 раза в год. в Италии - 1раз в год. в Бельгии и Люксембурге - ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других -шкала процентов (в США, Бельгии, Люксем­бурге, Швеции, Испании).

В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах на­чинает терять свое значение. Заработная плата все больше ста­вится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%)снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальныхставок заработной платы и т. д. В частности, практик чески все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.