Аграрная реформа 1965 года кратко. Начало экономической реформы

Аграрная реформа 1965 года кратко. Начало экономической реформы

К началу 1960-х гг. в экономике СССР отчетливо стали ощущаться негативные явления:

  • заметное снижение темпов роста национального дохода в целом и в расчете на душу населения;
  • усиление дефицита потребительских товаров;
  • прирост конечного продукта происходил преимущественно за счет экстенсивных факторов. В сферу производства вовлекались новые ресурсы;
  • ухудшение показателей эффективности производства. Сокращалась фондоотдача, повышалась материалоемкость, медленно росла производительность труда, а качество производимой продукции оставалось низким;
  • отсутствие у производителей заинтересованности в повышении производства и качества работы, техническом прогрессе.

В государственной политике декларировался приоритет народнохозяйственных интересов над частными, игнорировалось наличие собственных целей и интересов у отдельных производителей.

Отставание СССР от передовых стран по уровню технического развития, душевым показателям производства и потребления все более усиливалось. Становилось очевидным: необходима иная система руководства экономикой и взаимоотношений государства и предприятий, новые методы планирования и оценки эффективности производства.

Предпосылки и содержание хозяйственной реформы. С начала 1960- х гг. расширялись поиски новых механизмов хозяйствования в условиях централизованного планирования. Развернулись научные дискуссии по вопросам политической экономии, имеющие прямое отношение к предстоящей реформе. В частности:

  • о законе стоимости , согласно которому производство и обмен товарами осуществляется исходя из общественно необходимых затрат, уровня спроса и предложения;
  • о назначении экономической категории «прибыль» и использовании норматива рентабельности в качестве критерия материального поощрения;
  • о товарном свойстве орудий и средств труда , возможности оптовой торговли средствами производства;
  • о соотношении интересов личности и общества и др.

Таким образом, обсуждался вопрос о возрождении товарно- денежных отношений при сохранении надлежащего планового руководства экономикой. Для этого признавалось целесообразным:

  • 1) устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий;
  • 2) сократить число плановых показателей, изменив их качественные характеристики;
  • 3) расширить использование таких важных экономических рычагов, как прибыль, цена, рентабельность и кредит.

Реформа затронула разные сферы экономики, но в большей степени - промышленность.

Изменения в системе хозяйствования. Основные преобразования происходили по трем основным направлениям: 1) изменение организационной структуры управления народным хозяйством; 2) совершенствование системы планирования; 3) создание системы экономического стимулирования производства.

1. Изменение организационной структуры управления народным хозяйством. В основу была положена идея сочетания отраслевого и территориального принципов управления с целью развития отраслевой специализации, проведения единой научно-технической политики, более эффективного использования ресурсов регионов. Вместо территориальных органов - Совнархозов - создавались союзные, союзно-республиканские и республиканские министерства, формировались территориально-производственные комплексы (ТПК). Были распределены полномочия между различными уровнями в области управления и планирования производства, снабжения и сбыта. Значительно расширялись права союзных республик.

Возврат к отраслевому принципу управления привел к увеличению объема задач и функций, численности управленческого аппарата, усилению централизации в руководстве народным хозяйством.

2. Совершенствование системы планирования. Государственная концепция по совершенствованию планового управления состояла в усилении роли перспективного планирования, развитии программно-целевых методов, расширении использования ЭВМ для разработки оптимального варианта развития экономики, сокращении числа и изменении перечня директивных показателей планов.

Новая система показателей была направлена на устранение излишней регламентации хозяйственной деятельности предприятий, а также на повышение качества работы. Важнейшими показателями оценки деятельности промышленных предприятий стали:

Объем реализованной продукции. Он был введен вместо показателя «валовая продукция». Это должно было заставить предприятие больше уделять внимание качеству продукции. Нередко

предприятия производили продукцию, которая из-за низкого качества не реализовывалась, но учитывалась при оценке выполнения плана;

  • поставки важнейших видов продукции в натуральном выражении. Выполнение заданий по производству важнейших видов продукции должно было обеспечить удовлетворение первоочередных государственных потребностей, поддержание сбалансированности народного хозяйства;
  • размер получаемой прибыли (рентабельность производства). Обеспечить средний уровень рентабельности в размере 15% позволила перестройка ценообразования (реформа оптовых цен). Однако оставались и планово-убыточные предприятия.

Для повышения качества продукции, увеличения выпуска более производительных машин и оборудования предусматривались показатели технического уровня и качества продукции , долговечности и надежности. Однако система показателей качества так и не сложилась.

Менялась система показателей плана по труду. Главными ее показателями стали фонд заработной платы и рост производительности труда. Среди обязательных были также платежи в бюджет, объем централизованных капитальных вложений, ввод в действие производственных мощностей и др.

Таким образом, новая система показателей была нацелена на сочетание государственного планирования с полным хозрасчетом предприятий. Их количество строго ограничивалось.

  • 3. Создание системы экономического стимулирования производства. Одно из важных направлений повышения роли экономических стимулов - разрешение предприятиям создавать за счет части прибыли (по установленным нормативам) фонды экономического стимулирования. Оставляемая часть прибыли предприятия увеличилась до 42%. По установленным нормативам она направлялась в три основных фонда:
    • фонд материального поощрения. Предназначался для премирования работников, достигших успехов в снижении брака, экономии ресурсов, росте производительности труда, а также для оказания единовременной помощи;
    • фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. За счет этих средств осуществлялись строительство и капитальный ремонт жилых домов и культурно-бытовых учреждений, улучшение бытового обслуживания работников предприятия;
    • фонд развития производства. Предназначался для финансирования капитальных вложений на внедрение новой техники, механизацию и автоматизацию производства, модернизацию оборудования, обновление основных фондов, совершенствование организации труда, освоение новых видов продукции.

Образование фондов экономического стимулирования усиливало

заинтересованность предприятий в повышении эффективности и качества работы.

Другими направлениями повышения роли экономических стимулов были:

  • заключение хозяйственных договоров между предприятиями;
  • самостоятельное установление показателей и условий премирования работников;
  • самостоятельное распоряжение амортизационными отчислениями. Амортизационные отчисления могли быть направлены на капитальные вложения сверх установленного плана;
  • получение прав в области использования основных и оборотных фондов. В пределах установленного норматива за предприятиями закреплялись оборотные средства. Это позволяло повысить заинтересованность предприятий в сокращении сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей (материалов, оборудования и др.), улучшить использование основных и оборотных фондов.

Таким образом, предприятия получали хозяйственную самостоятельность. Они должны были работать на принципах окупаемости, материальной ответственности за результаты своей деятельности. Все это называлось хозяйственным расчетом.

Реформирование сельского хозяйства. В управлении сельским хозяйством также предусматривались некоторые изменения, в частности, в системе планирования производства и заготовок продукции:

  • по важнейшим видам сельскохозяйственной продукции устанавливался твердый план заготовок на несколько лет, а по некоторым видам (например, зерна) - даже сокращался;
  • перевыполнение плана поощрялось. Сверхплановые закупки производились по повышенным ценам, с надбавкой в размере 50%. Впервые в сельском хозяйстве получила признание идея государственного «плана-заказа». Имея твердый план закупок на длительный срок, хозяйство могло самостоятельно составлять производственный план.

Несмотря на то что принятые меры подталкивали некоторых руководителей к занижению плановых заготовок, в целом за первые три года реформ объем валовой продукции сельского хозяйства возрос на 15%.

Возродилась идея об организации сельскохозяйственных звеньев. Изменения в управлении предусматривались и для совхозов, и для колхозов. В частности, в колхозах предусматривалось: введение гарантированной заработной платы (вместо трудодня); установление подоходного налога только с чистого дохода; увеличение размера приусадебного участка колхозников.

Совхозы предполагалось перевести на полный хозрасчет, предоставив им широкие права: введение хозяйственного самоуправления; сокращение числа плановых заданий; образование фонда материального поощрения по примеру промышленных предприятий.

Значительно увеличилось финансирование аграрного сектора. В сельское хозяйство стали направлять значительные средства на осуществление комплексной механизации и электрификации производства, мелиорацию и химизацию почв.

Итоги реформы 1965 г. В первые годы реформы (восьмая пятилетка) были достигнуты вполне ощутимые результаты. Так, прирост национального дохода составил 41% (против 37%), продукции промышленности - 50%, сельского хозяйства - 21%, производительности общественного труда - 37%. Все это выразилось в росте реальных доходов населения на 33%.

Однако несмотря на значительные результаты, эффект реформы оказался ниже ожидаемого. В конце 1960-х гг. позитивный потенциал реформы стал исчерпываться. Не удавалось внедрить в массовое производство наукоемкие технологии, главными источниками роста экономики по-прежнему были топливно-энергетический комплекс и ВПК, производство предметов потребления продолжало отставать от потребностей населения.

К концу восьмой пятилетки темпы прироста произведенного национального дохода снизились. Вновь стали проявляться признаки падения фондоотдачи, замедления оборачиваемости оборотных средств.

Реализация принятых решений оказалась весьма сложной, а порой невыполнимой задачей. Реформа содержала ряд противоречий и недостатков:

  • 1) недостаточная комплексность и непоследовательность в выполнении принимаемых решений. Предусмотренное расширение оптовой торговли оказалось несовместимо с сохранявшейся системой выделения средств производства по фондам. Поэтому в дальнейшем пришлось отказаться от торговли средствами производства;
  • 2) несоответствие положений реформы интересам предприятий. Продолжалось планирование от достигнутого уровня. Чем выше были результаты у предприятия, тем выше устанавливался план;
  • 3) закрепление затратного принципа ценообразования. Чем выше издержки - тем выше цена продукции. Бороться за выпуск качественных более дешевых изделий было не выгодно, поэтому внедрялись только более дорогие новинки.

В дальнейшем эти, а также целый ряд других недостатков становились все более ощутимыми. Однако они не устранялись, в то же время новые решения все больше подрывали идею хозрасчета. В частности, это такие решения, как:

  • введение лимитов на создание фондов экономического стимулирования;
  • перечисление дополнительной прибыли в виде «свободного

остатка» в бюджет;

Увеличение числа директивных показателей плана (снижение себестоимости, реализуемая продукция с учетом поставок по договорам и др.).

Серьезная причина неудач реформы состояла в сильном сопротивлении новым процессам в экономике со стороны политического руководства страны. Недоверие к экономическим методам управления, приверженность привычному командно-административному стилю руководства сыграли свою роль. Пока формировался новый аппарат управления и министерства не могли активно вмешиваться в дела предприятий, реформа проходила достаточно успешно. Однако как только министерства укрепили свои позиции, начался отход от ее первоначального замысла.

Таким образом, реальное осуществление реформы резко отличалось от разработанной ранее концепции и ее конечных целей. Отказ от радикальных преобразований вел к кризису в экономике, который стал очевиден уже в середине 1970-х гг. Однако начавшийся мировой энергетический кризис (мировые цены на нефть поднялись в 20 раз), активное освоение нефтяных и газовых месторождений в Сибири и экспорт сырья отодвинули его на несколько лет.

Увеличенный в несколько раз импорт машин должен был обеспечить рост народнохозяйственной эффективности. Но этого не происходило, наблюдалось снижение фондоотдачи, медленно росла производительность труда, усиливался всеобщий дефицит.

Снижались душевые показатели потребления населением продуктов питания, одежды, обуви, падал жизненный уровень. В 1977 г. была введена талонно-распределительная система на некоторые виды продуктов питания, распространялась внутренняя распродажа товаров на предприятиях.

Дальнейшее реформирование носило пропагандистско- косметический характер. Организовывались «массовые» движения «За качество», «За экономию и бережливость», лозунгом эпохи стало выражение «Экономика должна быть экономной». Акцентируя внимание на необходимости повышения эффективности производства, пятилетние планы стали называть пятилеткой «качества», пятилеткой «интенсификации» и т.п.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы были главные причины проведения реформы 1965 г.?
  • 2. В чем состояла основная идея реформы 1965 г.?
  • 3. Перечислите основные направления осуществления реформы?
  • 4. Какие основные директивные показатели устанавливались для предприятия?
  • 5. Каким образом расширялась хозяйственная самостоятельность промышленных предприятий?
  • 6. Что означало «перевод предприятий на хозрасчет и самоокупаемость»?
  • 7. По каким направлениям осуществлялось реформирование в сельском хозяйстве?
  • 8. Какие основные противоречия и недостатки содержались в реформе?
  • 9. Какие решения руководящих органов вели к свертыванию реформы?
  • 10. Какие выводы можно сделать по итогам развития экономики в годы восьмой пятилетки?
  • 11. Назовите главные причины свертывания реформы 1965 г.?

Основные положения аграрной реформы 1965 года:

1.увеличить вложение средств в развитие социальной сферы села.

2.повысить закупочные цены на продукцию с/х

3.установить на 6 лет твердый план гос-х закупок

4.ввести 50%-ю надбавку к цене за сверхплановую продажу продуктов гос-ву

5.списать долги и недоимки прошлых лет

6.разрешить введение личного хоз-ва

Основные положения «косыгинской» реформы в промышленности(1965г.):

1.сокращение до минимума числа определяемых «сверху» показателей

2.кроме показателя валового выпуска продукции,вводился показатель качества

3.вводилось экономическое стимулирование производителя,т.е. предприятиям было разрешено часть доходов оставлять в их собственное распоряжение

4.совнархозы были упразднены,восстанавливались отраслевые министерства

60-е годы,середина - начало формироваться движение диссидентов.Главным теоретиком либерального направления выступал А.Д.Сахаров.Представители этого направления основой основ считали обеспечение прав

и свобод человека.Сторонники националистического направления полагали,что главной целью должно стать построение или возрождение национального гос-ва.Теоретиком этого направления был А.И.Солженицын.

1966-1970гг. - восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

1971-1976 гг. - девятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

1975г - Совещание в Хельсинки

1976-1980гг. - десятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

Основные положения Конституции «развитого социализма»:

1.в СССР постороено развитое социалистическое общество

2.социальную базу общества состовляют рабочие,крестьяне,интеллигенция

3.вывод о советском народе как новой общности людей

4.статья шестая официально закрепила руководящее положение КПСС в жизни общества

5.обозначены новые социальные и экономические права советских граждан:право на труд,на бесплатное образование,медицинскую помощь,отдых,пенсионное обеспечение,жилище.

1981 - 1985гг. - одиннадцатый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

1982г . - приход к власти Ю.В. Андропова

1984г - Главой гос-ва стал К.У. Черненко

47. Сущность и причины социально-экономической ситуации, сложившейся в СССР во второй половине 1970-х – начале 1980-х гг.

Высокими темпами развивались энергетика, электроника, нефте- и газодобывающая, атомная промышленности, особое внимание уделялось развитию оборонной промышленности.

В период пятилетки 1976-1980 была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития, однако намеченные планы выполнены не были, более того, наметилось серьёзное отставание во всех индустриальных отраслях.

В основе планов социально-экономического развития лежала подчиненность экономик всех союзных республик единому народнохозяйственному комплексу. Развивались процессы общесоюзного разделения труда, осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов, с чьей помощью предполагалось укрепить хозяйственные связи республик.

Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Из-за этого возникло общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках, усилилось стремление прибалтийских республик к выходу из состава СССР.

К началу 80х гг. в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем, приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и энергетического комплексов усугубляло деформации в структуре промышленности.

С целью подъёма аграрного производства стали создаваться интегрированные хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. Однако агропромышленная интеграция в условиях нарастающего экономического кризиса не принесла ожидаемых результатов.

Низкие темпы развития сельского хозяйства вызывали перебои в снабжении населения продовольственными товарами.

Осложнилась демографическая ситуация, уменьшение рождаемости в 60-х гг. привело к сокращению потока трудовых ресурсов.

Противоречия в развитии общества затруднили выполнения планов социальных мероприятий. В 70-х - начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Её финансирование по остаточному принципу прежде всего отразилось на условиях жизни сельского населения. Это явилось одной из причин оттока сельских тружеников в города.

В социальную сферу глубоко проникли негативные явления, что было связано в значительной мере с появлением нового социального слоя в обществе – номенклатуры (руководители высшего и среднего уровней). Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны руководящих работников, славословия в адрес Л. И. Брежнева вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической Партии.

Реформы Цели преобразований Итоги
Под руководством Хрущева в 1957 г. Изменение системы управления промышленностью, которое должно было повысить эффективность экономики. Упразднение ряда отраслевых министерств и создание совнархозов не принесли положительных результатов. Провал семилетнего плана развития народного хозяйства, утвержденного в 1959 г.
Под руководством Косыгина в 1965 г. Введен хозрасчет, система материального стимулирования производителей, возросли вложения в производство товаров народного потребления. Отменялись запреты на ведение личного подсобного хозяйства. Улучшение положения колхозников; уменьшение налогов на их доходы и выплата заработной платы колхозникам вместо трудодней. Улучшение снабжения населения продовольствием и товарами народного потребления. Широко развернулось дачное и жилищно-кооперативное строительство. Повышение темпов прироста производства с 4% до 7,7% за 60-е годы.
Под руководством Горбачева в 1987 г. Попытка ускорения социально-экономического развития за счет технического перевооружения промышленности и активизации человеческого фактора. Лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйственных функций. Попытка введения элементов рыночных отношений. Возникновение частного сектора в экономике (кооперативное движение), первых совместных предприятий. Сокращение производства, ухудшение экономического положения страны. Дефицит бюджета, инфляция, нехватка товарно-народного потребления

49. Основные изменения международных отношений после распада СССР.

Во-первых, в результате ряда непродуманных шагов в самом начале реформ экономический и военный потенциал страны заметно снизился. Сегодня, пожалуй, лишь один фактор заставляет считаться с Россией - это наличие у нее ядерного оружия.Во-вторых, снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается, как, например, при разрешении «югославского кризиса».

Академик Поздняков, считавший, что мировая стабильность во многом определялась биполярным балансом сил, высказал предположение, что в связи "с объединением Германии, развалом Советского Союза и крушением системы социализма, умерло Европейское сообщество". Возникла принципиально иная геополитическая ситуация в Европе, в Евразии и в мире, в которой нет места ни западноевропейской, ни восточноевропейской интеграции в обозримом будущем. Наступила пора дезинтеграционных процессов".Оценивая международную ситуацию как нестабильную, со значительной вероятностью территориального передела мира, его ресурсов и стратегических рубежей, Э. А. Поздняков утверждал, что в новых условиях единственная сверхдержава - США получили уникальную возможность вклиниться в быстро меняющийся евразийский геостратегический регион, чтобы воздействовать на ход событий в нем в свою пользу. Задача Соединенных Штатов определялась следующим образом: "Раз и навсегда разрушить евразийский геостратегический монолит, не допустить доминирования в Евразии какой бы то ни было одной державы и, прежде всего, России".

При оценке международных отношений после 1991 года лидеры консервативной оппозиции прямо увязывали ее с фактом распада СССР и Варшавского Договора, что, по их мнению, привело к дестабилизации мировой системы с далеко идущими последствиями для развития мира в XXI веке.Ряд историков, политологов и социологов характеризовали надвигающийся мировой порядок, как систему международных отношений, при которых будет осуществляться эксплуатация отстающих стран странами-лидерами. Грядущий порядок, по их мнению, приобретал черты технологического геноцида со всеми атрибутами этого процесса - размещением радиоактивных захоронений, высокотоксичных и грязных производств, широчайшей эксплуатации людских и природных ресурсов. Согласно их точке зрения, "новый мировой порядок", навязываемый Соединенными Штатами всему миру, - индустриальное рабовладение в совокупности с разработкой и производством новейших передовых технологий.

После распада Советского Союза и окончания холодной войны международные отношения и мировая политика, высвободившиеся из жестких тисков биополярной конфронтации, стали намного более динамичными, сложными, многообразными и ассиметричными. В них распадаются старые и появляются новые, подчас неожиданные взаимосвязи, возникают новые оси и узлы противоречий, меняются стратегические парадигмы. Формируется все более плотная транснациональная политическая и экономическая среда, усиливаются национальные структуры, механизмы и институты. Все более активно идет процесс внедрения норм международного права в национальные правовые системы.

50. 1. сентябрь-октябрь 1993, оппозиция – верховный совет (председатель – Хасбулатов, вице-президент – Руцкой)

2. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета. Авторами документа это рассматривалось как государственный переворот.

Реформы Косыгина кратко обозначают преобразование экономической системы и усовершенствования народного хозяйства СССР. Они были разработаны в 1965 году и имели довольно высокий показатель эффективности в перспективе развития. Они должны были вывести СССР из довольно шаткого состояния экономики, повысить продуктивность работы на предприятиях и увеличить общий доход. В 1970 году проект был закрыт, так как народ и ее правящая верхушка были не готовы к подобным преобразованиям.

Причины экономической реформы Косыгина

После провала хрущевских реформ, и после того, как его заменил , стало понятно, что нужно менять направление в некоторых отраслях страны. Экономика не была на высоком уровне, потому Косыгин вместе с Е. Г. Либерманом разработали и попытались осуществить экономическую реформу. Эта реформа имеет два названия: реформа Косыгина (СССР) или реформа Либермана (Западное название). В первом случае по имени человека, который ее реализовывал, во втором по имени человека который был ее автором.

Реформа имела ряд основных причин, во главе всех них было то, что предприятия не были настроены на высокие показатели производительности. Иными словами люди работали не в полную силу, причем по причинам не полного использования ресурсов, но также из-за отсутствия стимулов и желания. Через повышение культуры работников и интенсивности труда и производства должен был быть повышен уровень экономики. По задумке реформы работники должны были в результате с большим желанием подходить к поставленным задачам. А предприятия должны были в полную силу работать и на 100% использовать доверенные им ресурсы.

Суть реформы (1965г) Косыгина

Экономическая реформа Косыгина была направлена на преобразование экономической системы в плане предприятий и народного хозяйства. Реформа была направлена на преобразование экономики предприятий, ее опорой была, прежде всего, эффективность. Реформа должна была обеспечить предприятиям больше самостоятельности, убрав органы местного управления хозяйством. Повысив уровень экономической свободы предприятий можно было бы установить для них новые стимулы, которые повысили бы общий уровень экономики СССР.

К главным пунктам экономической реформы можно отнести:

  • Ликвидацию органов территориального контроля хозяйств и восстановление органов отраслевого хозяйства;
  • Введение экономических стимулов. Была расширена самостоятельность предприятий, что повысило общее желание их к улучшению качества и количества производимого товара Снижение плановых показателей для уменьшения бюрократизации процесса производства;
  • Составлялась новая политика цен;
  • На первый план выходила рентабельность и прибыль.

Начало экономической реформы Косыгина

Начало экономической реформы Косыгина было положено в 1965 году, когда она была утверждена. Длилась она на протяжении восьмой пятилетки с 1965 по 1970 года, и в результате получила название «золотой пятилетки». Причиной этого был колоссальный рост предприятий и экономики. Была на начальной стадии налажена система использования основных фондов. Правительство не ограничивало, а наоборот давало свободу развития предприятий, чем и пользовались бизнесмены. На эту реформу предприниматели возлагали большие надежды, для политиков, наоборот, реформа была не к месту. Но в любом случае уже на первом этапе ее проведения стало понятно, что она полностью себя не реализует. Проблема была в первую очередь в аграрном секторе, который не был готов к таким колоссальным изменениям. Поэтому уже в 1970 году экономическая реформа была свернута.

Итоги реформы Косыгина

Несмотря на продуманный план начавшаяся в 1965 году экономическая реформа закончилась в 1970, так и не сумев в полной мере себя реализовать. Она просто закрылась по ряду причин. Одна из них заключается в том, что не вся правящая политическая верхушка вообще ее хотела. Это были довольно большие перемены, как всегда связанные и с потерей рабочих мест и с потерей денег, так что страна просто не была готова к подобным реформам. Второй причиной можно назвать отсутствие денег. Изначально их хватало, потому план и реализовывался постепенно в течении 5 лет. Но со временем стало понятно, какие ее масштабы в денежном плане, и потому при отсутствии средств на ее реализацию проект был закрыт.

Экономическая реформа 1965 г (в СССР известная как Косыгинская реформа , на Западе – как реформа Либермана ) - реформа планирования и управления народным хозяйством СССР, осуществлённая в 1965-1970 годы. Она характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования (усилением ответственности и материальной заинтересованности коллективов трудящихся в повышении эффективности производства).

Э. р. была вызвана возросшим уровнем развития и масштабами производства, усложнением хозяйственных связей в условиях научно-технической революции, что требовало усиления внимания к совершенствованию производства и высокую оперативности в текущей хозяйственной деятельности.

Реформу практически все исследователи связывают с именем А.Н.Косыгина (в то время он был Председателем Совета Министров СССР и руководил экономикой страны). В докладе на сентябрьском Пленуме были использованы некоторые предложения известного экономиста Е.Г. Либермана.

Реформа представляла собой комплекс мероприятий:

1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования – советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью – вместо совнархозов были созданы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Действующими оставались такие показатели, как: объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль рентабельность. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т. е учитывалось только то, что действительно было продано.

3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. Предприятия получили свободу, и это создало их заинтересованность в рентабельной работе и улучшении экономических показателей.

И, наконец, реформа закладывала идею перевода всех предприятий на полный хозяйственный расчет. Это предполагало управление предприятиями посредством экономических стимулов. Для предприятий устанавливались долговременные экономические нормативы и налоговые платежи, определяющие взаимоотношения с госбюджетом: плата за фонды (которые предприятия создавали за счет прибыли), рентные платежи, нормативы формирования фондов развития и экономического стимулирования. Личные стимулы тесно увязались с итогами работы всего предприятия.

Согласно принципам экономической реформы, часть прибыли предприятий должна была оставаться в полном распоряжении самих производителей.

Осуществление Э. р. стало фактором повышения эффективности общественного производства, роста экономического потенциала страны на этапе развитого социализма. Она дала некоторый импульс развитию экономики, несколько повысив темпы роста производства. Преобладает мнение, что полученные тогда результаты весьма значительны и эффективны.

Описание презентации Повторить вопросы Аграрная реформа 1965 г. и по слайдам

Повторить вопросы Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты; Реформы в промышленности: замыслы и результаты; Научно-технический прогресс; Социальная политика.

1. Концепция «развитого социализма» Смена курса в октябре 1964 г. должна была неизбежно повлечь за собой и новое идеологическое обоснование Первоначально свертывание демократических начинаний Хрущева объяснялось необходимостью борьбы с его субъективизмом и волюнтаризмом Однако весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса Концепция «развитого социализма» Теория перманентного обострения идеологической борьбы двух систем по мере продвижения к коммунизму

1. Концепция «развитого социализма» На праздновании 50 -летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества» , оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма» Авторы концепции высказывали идеи полной, хотя и относительной однородности советского общества, окончательного решения национального вопроса, отсутствия внутри общества каких-либо реальных противоречий Не подрывая веры в коммунизм, эта концепция переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена Концепция «развитого социализма» была названа «идеологией застоя»

1. Концепция «развитого социализма» Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал, по существу, из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму Тезис должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с «агентами влияния» Запада, оправдать ограничения в духовной жизни Однако реальная жизнь людей все меньше и меньше напоминала «развитой социализм» В 1982 г. Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период

2. Противоречия в развитии художественной культуры Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины» , выработанной еще при Хрущеве Это означало отказ от двух крайностей — очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности — с другой Прозвучали требование « давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории » (под ними понимались критики сталинизма) «Один день Ивана Денисовича»

2. Противоречия в развитии художественной культуры По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС начала расцветать производственная тематика С середины 70 -х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес Во второй половине 60 -х гг. значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры, усилилась цензура Железный занавес вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы некоторых зарубежных авторов

2. Противоречия в развитии художественной культуры Деятели культуры, которые не принимали «правила игры» и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей Александр Солженицын Василий Аксенов Иосиф Бродский Виктор Некрасов

2. Противоречия в развитии художественной культуры Андрей Тарковский Юрий Любимов М. Ростропович Г. Вишневская Александр Галич Объективно противостояли идеологии застоя представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин)

2. Противоречия в развитии художественной культуры Специфической чертой культуры 60 -70 -х гг. была так называемая «магнитофонная революция» Записи песен и сатирических выступлений, не поддававшиеся контролю, получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Ю. Визбор, Б. Окуджава

3. Ростки «антисистемы» Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным К середине 60 -х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально- освободительные, религиозные организации и движения Диссид нтее (лат. dissidens - отступник) — человек, политические взгляды которого существенно расходятся с официально установленными в стране, где он живёт; политический инакомыслящий В 1965 г. были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль за публикацию своих произведений за границей

3. Ростки «антисистемы» В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневекая, С. Ковалев, Л. Плющ, П. Якир и др.) Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик Андрей Дмитриевич Сахаров В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.

3. Ростки «антисистемы» В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3 -го ранга B. Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием Валерий Саблин «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь. . . » Поднятые в воздух военные самолеты остановили «Сторожевой» . Саблин был отдан под трибунал и расстрелян. Все это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом