Закон о гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Законодательная база российской федерации

Закон о гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Законодательная база российской федерации

Обязательное автострахование ответственности введено для обеспечения защиты прав пострадавших на возмещение ущерба, причиненного их здоровью, имуществу или жизни при эксплуатации транспортных средств другими лицами. В отечественной нормативной системе утвержден документ, которым определены его юридические, организационные, экономические основы. Рассмотрим далее Закон "Об ОСАГО" (с комментариями).

Общие положения

В них установлены основные понятия, которые используются в нормативном документе. Обязательное автострахование действует в транспортной сфере, поэтому в акте фигурируют такие категории, как:

  • Транспортное средство. Под ним понимают устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, оборудования или грузов. Использование ТС - это непосредственная его эксплуатация в ходе движения.
  • Владелец автомобиля. Им является собственник ТС. В качестве данного субъекта может выступать лицо, которое владеет машиной на правах оперативного управления или хозяйственного ведения (либо на иных юридических основаниях).
  • Водитель. Им является лицо, которое управляет ТС.
  • Потерпевший (пострадавший) - субъект, жизни, имуществу или здоровью которого был нанесен ущерб при эксплуатации транспортного средства другим лицом.
  • Договор ОСАГО - документ, в соответствии с которым организация обязуется при наступлении случая, в нем предусмотренного, возместить возникший ущерб потерпевшему.
  • Страховщик - организация, осуществляющая обязательное автострахование по лицензии.
  • Страхователь. Им является лицо, которое заключило договор с организацией.
  • Страховой тариф - ценовая ставка, установленная ФЗ и применяемая при исчислении суммы возмещения за ущерб по договору.
  • Компенсация - платеж, осуществляемый в пользу потерпевшего при нанесении вреда его здоровью, имуществу или жизни.
  • Представитель страховщика - обособленное подразделение организации в регионе РФ, реализующее ее полномочия в пределах, предусмотренных в гражданском законодательстве. Им может выступать и частное лицо, заключившее с компанией соответствующий договор.

Нормативная база

Она включает в себя:

  • ГК РФ.
  • ФЗ № 40 (Закон "Об ОСАГО").
  • Прочие нормативные документы, издаваемые в соответствии с ними.

В том случае, если в международных договорах РФ определены правила, отличные от тех, которые предусмотрены в ФЗ, применяются положения первых.

Принципы

Обязательное автострахование обеспечивает:

  1. Гарантию возмещения ущерба, причиненного жизни, имуществу или здоровью пострадавших, в пределах, установленных в ФЗ.
  2. Обязательность и всеобщность страхования автогражданской ответственности владельцами ТС.
  3. Недопустимость эксплуатации на территории РФ автомобилей субъектами, не исполнившими требования ФЗ.
  4. Экономическую заинтересованность владельцев ТС в повышении безопасности на дорогах.

Исключения

Действующий Закон "Об ОСАГО" устанавливает категории субъектов, на которых требования не распространяются. В качестве них выступают владельцы ТС:

  1. С максимальной конструктивной скоростью не больше 20 км/ч.
  2. На которых не распространяются установленные нормативными актами положения о допуске к эксплуатации на дорогах ввиду их технических характеристик.
  3. ВС РФ, кроме легковых автомобилей, с прицепами в том числе, автобусов и прочих средств, используемых при обеспечении хозяйственной деятельности армии.
  4. Зарегистрированные за рубежом, если гражданская ответственность застрахована в рамках международных договоров, участником которых выступает РФ.

Ключевые категории

Как и старый Закон ОСАГО, обновленный текст нормативного документа устанавливает, что в качестве объекта выступают имущественные интересы. Они связаны с риском ответственности владельца ТС при нанесении ущерба здоровью, материальным ценностям или жизни пострадавших. Вероятность наступления последствий оговаривается в договоре. В рамках 6-й статьи Закона "Об ОСАГО" установлены случаи, когда гражданская ответственность по рассматриваемому ФЗ не наступает:

  • Нанесение ущерба при эксплуатации иного ТС, отличного от того, которое указано в договоре.
  • Негативное воздействие на окружающую среду.
  • Нанесение ущерба при эксплуатации ТС во время испытаний, соревнований, учебной езды в местах, специально отведенных для этого.
  • Нанесение морального вреда или возникновение обязательств по компенсации упущенной выгоды и так далее.

Причиненный ущерб в случаях, указанных в ст. 6-й новой редакции Закона "Об ОСАГО", подлежит возмещению виновными согласно положениям соответствующих нормативных актов.

Выплата

Страховая сумма, которой возмещается ущерб, нанесенный жизни или здоровью пострадавших, была повышена до 500 тыс. руб. Компенсация за полученные травмы осуществляется в соответствии со специальной таблицей. Дополненный Федеральный Закон "Об ОСАГО" упрощает процедуру доказывания факта нанесения вреда здоровью и порядок, по которому осуществляется получение компенсации.

Госрегулирование тарифов

Закон "ОСАГО" (с последними изменениями) устанавливает срок действия ставок не менее 6 мес. Госрегулирование производится путем определения экономически обоснованных тарифов либо их предельного уровня, структуры и порядка их применения в ходе исчисления компенсации по договору. Указанные позиции утверждаются правительством РФ.

Базовые коэффициенты и ставки

Они формируют страховые тарифы. Расчет премий по договорам производится умножением ставок и коэффициентов. Закон "Об ОСАГО" устанавливает критерии, по которым определяются показатели. В частности, коэффициенты зависят от:

  • Территории, на которой преимущественно эксплуатируется ТС.
  • Отсутствия или наличия компенсационных выплат, произведенных обслуживающей организацией в предыдущие периоды.
  • Прочих обстоятельств, оказывающих существенное влияние на размер риска.

Дополнительные коэффициенты

Закон "Об ОСАГО" предусматривает ставки, применяемые при расчете выплат по договорам для владельцев ТС:

  1. Которые сообщили обслуживающей организации заведомо ложные сведения об обстоятельствах, влияющих на размер премии, если это повлекло выплату меньшей суммы, чем та, которая могла бы быть перечислена потерпевшим.
  2. Умышленно содействовавших возникновению несчастного случая либо увеличению убытков, заведомо исказивших факты и обстоятельства для повышения величины компенсации.
  3. Нанесших ущерб в условиях, выступающих основанием для предъявления регрессных требований.

Срок договора

Он составляет год. Исключением являются только те случаи, которые предусматривает рассматриваемый Закон "Об ОСАГО". Продление договора осуществляется, если владелец ТС не позже 2 месяцев до окончания его действия не известил обслуживающую организацию об отказе его пролонгации. Выплата премии на новый период осуществляется согласно тарифам, существовавшим на момент ее отчисления. Действие продленного соглашения не прекращается, если просрочка платежа по премии не превышает 30 дней.

Поведение участников несчастного случая

Закон "Об ОСАГО" устанавливает ряд требований и правил для владельцев ТС, ставших участниками ДТП. В частности они должны сообщить другим лицам, попавшим в происшествие, сведения о договоре по их запросу. Данная обязанность возложена и на водителя, который управляет ТС при отсутствии страхователя. О причинении ущерба последний должен сообщить обслуживающей организации в срок и способом, установленным договором. До удовлетворения требований потерпевшего о возмещении ущерба он обязан уведомить об этом страховщика и осуществлять дальнейшие действия по его указаниям. Если к владельцу ТС или водителю предъявлен иск, обслуживающая организация должна привлекаться к участию в процессе.

Порядок определения размера компенсации

Величина выплаты, которая полагается пострадавшему в связи с причинением вреда, рассчитывается согласно правилам гл. 59 ГК. Потерпевший должен предоставить страховщику, осуществляющему исчисление, все документы и сообщить сведения, подтверждающие вред, его характер и объем. В случае наступления имущественного вреда потерпевший должен предъявить испорченные материальные ценности либо их остатки для осмотра и выполнения независимой оценки (экспертизы). Если данное мероприятие невозможно, страховщик обязан осмотреть ТС виновного. При необходимости проводится экспертиза автомобиля. Осмотр ТС или его оценка осуществляется в пятидневный срок с даты обращения потерпевшего, если другой период не был согласован сторонами правоотношений. Если страховщик не исполнил указанных выше требований, пострадавший вправе самостоятельно привлечь экспертов к осмотру ТС.

Выплата компенсации

Пострадавший может предъявить требование непосредственно страховщику. Соответствующее заявление с приложенными документами направляется по месту расположения обслуживающей компании или ее представительства. Рассмотрение поступивших бумаг осуществляется в 15-дневный срок с даты получения. В этот период организация обязана произвести выплату или отправить заявителю мотивированный отказ. До полного определения подлежащей к возмещению суммы страховщик может осуществить часть платежа, если от пострадавшего поступила соответствующая просьба. По согласованию с потерпевшим обслуживающая организация может выполнить ремонт поврежденных материальных ценностей.

Закон "Об ОСАГО": неустойка

В ст. 16.1 данного ФЗ разъясняются особенности рассмотрения возникших споров по договорам. Права и интересы потерпевших или страхователей, связанные с ненадлежащим исполнением или уклонением от выполнения страховщиком своих обязательств по договору, должны быть защищены по Закону № 2300-1. В том случае, если исковое требование физлица, выступающего в качестве пострадавшего, будет удовлетворено, суд налагает на обслуживающую организацию штраф. Его величина составляет 50% от разницы общей суммы выплаты, установленной по судебному решению, и размера платежа, произведенного в добровольном порядке. В случае несоблюдения сроков возврата премии, определенных правилами о страховании, обслуживающая организация выплачивает неустойку. Она составляет 1% от указанной суммы в договоре за каждый день неуплаты. Страховщик может быть освобожден от данной обязанности, а также от необходимости выплатить штраф, если докажет, что просрочка наступила вследствие форс-мажорных обстоятельств.

Компенсация премий

Гражданам, являющимся инвалидами и получившим ТС через органы соцзащиты, возмещается 50% от выплаченной ими суммы по договору страхования. Эта компенсация полагается в случае использования автомобиля лицом, которое имеет на него право, и еще одним водителем. Выплаты производятся в порядке, установленном правительством РФ за счет средств соответствующего бюджета. Государственные или местные структуры власти могут в пределах полномочий устанавливать частичные или полные компенсации премий и для других категорий граждан.

Выплаты в счет возмещения ущерба жизни/здоровью

Такая компенсация начисляются в тех случаях, если она не может быть уплачена по договору страхования. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  1. Признания страховщика банкротом.
  2. Неизвестности человека, который ответственен за нанесение ущерба.
  3. Отсутствия соответствующего договора, по которому застрахована ответственность лица, нанесшего вред. Это имеет место в случаях неисполнения указанным субъектом обязанности, установленной рассматриваемым ФЗ. Компенсация выплачивается в том случае, если требования потерпевшего удовлетворены не были, несмотря на совершение им всех надлежащих действий для получения суммы. Пострадавший может предъявить исковые требования в течение 2 лет.

Осуществление выплат

По требованию потерпевшего компенсацию может предоставить профессиональное объединение страховщиков. Оно должно действовать в соответствии с учредительной документацией и согласно данному ФЗ. Рассмотрение заявления пострадавшего, его удовлетворение и взыскание в порядке регресса может осуществлять лицо, работающее по условиям договора, заключенного с профессиональным объединением страховщиков. К возникающим между обществом и заявителем правоотношениям применяются общие правила, аналогичные для отношений между выгодоприобретателем и обслуживающей организацией. Данные положения используются постольку, поскольку другое не предусматривается в ФЗ и не исходит из сути указанных взаимодействий. Компенсационная выплата уменьшается на сумму, которая равна платежу, произведенному страховщиком либо лицом, виновным в возникшем ущербе.

Во многих странах мира гражданская ответственность водителей подлежит обязательному страхованию, Россия тому не исключение. В настоящей статье будет описан законодательный акт, регламентирующий страхование гражданской ответственности, также цели его создания, основные положения и внесенные новшества и изменения.

Основные положения 40 ФЗ

Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был принят членами Государственной Думы в апреле 2002 года (03.04.02). Совет Федерации одобрил настоящий законопроект через 6 дней после его издания — 10 апреля того же года. Официальное вступление в действия 40-ого Федерального Закона приходится на 25 апреля 2002 года.

Цель издания данного законодательного акта обусловлена в защите пострадавших в результате дорожных автомобильных происшествий, также возмещением ущерба потерпевшим за счет средств страховой компании, выписавшей полис ОСАГО. Положения настоящего закона об ОСАГО гласят, что страхование гражданской ответственности обязательно для всех водителей. Отсутствие страхового полиса ОСАГО у собственника автотранспортного средства расценивается, как нарушение настоящего ФЗ № 40, а связи с чем водитель будет привлечен к ответственности.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 состоит из шести глав:

  • общих положений ФЗ № 40 — понятия, принципы;
  • правила осуществления страхования автогражданской ответственности — правила пользования полисом ОСАГО, срок его действия, выплачиваемая сумма по страховке, размеры страховых премий и иное;
  • положения о компенсационных выплатах — порядок осуществления и право на получение компенсационных выплат в соответствии с полисом ОСАГО;
  • деятельность страховщиков согласно настоящему закону;
  • положения о профессиональном объединении страховщиков;
  • заключительные аспекты 40-ого закона — регулирования исполнения закона, вступление в силу и другое.

Последние изменения, внесенные в закон об ОСАГО

С момента издания настоящего закона о страховании ОСАГО прошло много лет, соответственно за предшествующий период акт претерпел множество изменений. Новый закон об ОСАГО со всеми изменениями вступил в силу в 25 сентября 2017 года. Однако, решение о внесении поправок и дополнений в настоящий ФЗ № 40 было принято еще в марте 2017.

Новое в законе об ОСАГО внесено на основании Федерального Закона № 49. Внесенные дополнения и поправки были необходимы для усовершенствования правил по страхованию автогражданской ответственности. В большей части изменения направлены:

  • на определение срока проведения анализа случившегося ДТП страховой компанией. Анализ повереждений автотранспортного средства осуществляется в течение пяти рабочих дней. Установленный пятидневный период отсчитывается со дня аварии на дороге;
  • на облегчение процедуры проведения независимой экспертизы на месте дорожно-транспортного происшествия;
  • на увеличение срока, предоставленного для направления жалобы в страховую компанию, оформившею полис ОСАГО. В соответствии с настоящим законом № 40 этот период составляет 10 дней;
  • нововведения гласят, что период действия страхового полиса ОСАГО сотавляет 12 месяцев;
  • в связи с принятыми изменениями, суммы возмещения не выплачиваются водителю, как это было ранее, а перечисляются на счет компании, осуществляющей ремонт автотранспортного средства;
  • приняло нововведение об увеличении лимита страховой суммы в соответствии с Европротоколом. Теперь лимит составляет 100 тыс. рублей;
  • внесенные изменения в закон об ОСАГО с сентября 2017 года позволяют приобретать страховой полис через Сеть Интернет.

Последние изменения № 40-ФЗ коснулись некоторых статей настоящего законодательного акта.

Ст 1 закона об ОСАГО № 40


Текст данной статьи посвящен основным понятиям, используемым в законе. В нее, на основании 49 закона были внесены дополнения в виде одного пункта. Внесенное новшество раскрывает понятие о договоре на организацию восстановительного ремонта. Заключение настоящего договора между страховщиком и компанией, проводящей ремонтные восстановительные работы с поломанным автотранспортным средством, осуществляется в счет страхового возмещения.

4-ая статья настоящего ФЗ

Ст 4 ФЗ № 40 содержит положения об обязанностях владельцев автотранспортных средств страховать свою гражданскую ответственность. В ее тексте указано, что обязательства по покупке полиса ОСАГО не распространяются на:

  • транспортные средства, мощностью не большее 20 км/ч;
  • автотранспорнтые средства, принадлежащие вооруженным силам России;
  • автомобили, зарегистрированные в зарубежных странах, если они имеют страховой полис международного уровня;
  • прицепы, находящиеся в собственности автовладельцев;
  • и др.

Изменения 12-ой статьи

Положения настоящей статьи раскрывают условия и правила осуществления возмещения по страховке ОСАГО. В последней редакции было принято решение о замене словосочетания «страховые выплаты» на » страховые возмещения». Так же при последних изменениях ФЗ № 40 в 12 ст в пункт 15 были внесены дополнения. Дополнение, введенное в действие в сентябре 2017 года раскрывает суть вынесенных требований о восстановительных работах с автотранспортным средством, также содержатся положения о самостоятельном проведении ремонта.

Статья 14

Ее положения гласят о правилах и возможности регрессного требования. Согласно тексту данной статьи закона об ОСАГО, страховщик вправе предъявлять регрессное требование к гражданину, причинившему вред в следующий случаях:

  • вред потерпевшему был нанесен умышленно;
  • нанесенный ущерб был совершен в состоянии опьянения — алкогольного, накротического;
  • водитель не имел право управлять данным ТС;
  • гражданин, причинивший вред уехал с места дорожно-транспортного происшествия;
  • иные обстоятельств, предусмотренные настоящим ФЗ.

26 статья Федерального Закона об ОСАГО

Положения данной стать регламентируют правила ведения профессиональной деятельности по договору страхования автогражданской ответственности. А именно она содержит следующие положения:

  • условия рассмотрения требования, предъявляемые потерпевшей стороной в случае дорожно-транспортного происшествия;
  • процедуру осуществления выплаты компенсанции;
  • правила прямого возмещения ущерба;
  • нюансы вступления в профессиональное объединение страховых компаний;
  • критерии и размеры проводимых отчислений в резервный фонд;
  • иные положения.

Законодательство регулирует страхование гражданской ответственности отдельным регламентом. Федеральный закон под номером 40 был принят в апреле 2002 года, однако вступил в силу лишь через год. С момента его принятия закон претерпел ряд изменений, которые требуют отдельного рассмотрения.

ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” структурно состоит из шести основных глав. Разделение призвано сгруппировать статьи закона по основным вопросам:

  • установление общих понятий и положений ОСАГО, указание на принципы, которые легли в основу принятия ФЗ 40;
  • условия гражданского автострахования, порядок его осуществления;
  • выплаты компенсаций по страховке ОСАГО;
  • регулирование деятельности страховых фирм.

Назначение закона сводится к установлению обязательного автострахования и получения полиса ОСАГО. Цель ФЗ — защита прав пострадавших и выплата им возмещения нанесенного ущерба за счет страхования по ОСАГО.

Закон вступил в силу 1 июля 2003 года. Последние изменения приходятся на 28 марта 2017 года. Их принятие регламентируется ФЗ 49, вносящим изменения в Закон об ОСАГО. Большинство поправок вступило в силу 28 апреля, однако изменения пункта 12 статьи 1 актуальны лишь с 25 сентября 2017.

А вы знаете какие изменения претерпел ФЗ 28 о гражданской обороне? Последняя редакция

Последние изменения в Законе об ОСАГО

Последние изменения Закона об ОСАГО по ФЗ 49 призваны урегулировать следующие аспекты:

  • ранее страховщик обязывался провести анализ повреждений транспортного в течение 5 дней с момента предоставления его к экспертизе, последние изменения в законе оставили указанный срок, но установили его отсчет на момент подачи заявления о ДТП страховщику ОСАГО;
  • была упразднена возможность проведения независимой экспертизы, соответствующие документы потеряли юридическую силу;
  • был увеличен период, в течение которого по закону ФЗ 40 подаются претензии к страховщику по ОСАГО, теперь он составляет 10 дней;
  • с начала сентября 2017 период страхования по полису ОСАГО не может быть меньше одного года;
  • денежное возмещение ущерба не выплачивается пострадавшему, а перечисляется ремонтным компаниям, с которыми у страховщика заключен соответствующий договор;
  • до 100 тыс. рублей увеличен лимит страховой суммы по Европротоколу;
  • приобрести полис ОСАГО с 2017 года допускается через интернет;
  • вступает в силу право регрессии — если страховщик докажет умышленное нанесение вреда виновником ДТП, то с последнего по закону ФЗ 40 будет взыскана полная или частичная сумма страховки.

Последние изменения в ФЗ 40 по ОСАГО вызвали ряд вопросов по трактовке и регламентированию отдельных моментов:

  • низкий уровень ответственности страховых компаний в выплатах по полисам ОСАГО, отсутствие регулирования соответствующих механизмов воздействия;
  • определенные положения размыты в формулировках, допускают двоякую трактовку;
  • как следствие неточностей Закона об ОСАГО — отсутствие адекватных решений при судебном рассмотрении отдельных моментов;
  • не регулируется вопрос о поддельных полисах ОСАГО;
  • в отдельных ситуациях пострадавший, несмотря на наличие ОСАГО у виновника ДТП, вынужден доплачивать за ремонт транспортного средства.

Текущую редакцию ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” можно рассмотреть на примере отдельных статей.

Первая статья ФЗ 40 согласно последним поправкам претерпела ряд изменений:

  • в восьмом абзаце формулировка “(осуществить страховую выплату) ” была заменена на “(осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) ”;
  • в одиннадцатом, тринадцатом и четырнадцатом абзацах формулировки “страховые выплаты ” меняются на “страховые возмещения ”;
  • в шестнадцатом абзаце формулировка «на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания из числа станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, устанавливающие обязанность станции технического обслуживания осуществить восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страховой выплаты » сокращена до «на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания «;
  • добавлен дополнительный абзац — «договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом. «.

Статья 2 ФЗ 40 регулирует систему обязательного автострахования в законодательстве РФ. Предписывается приоритетность положений международных соглашений. Изменения в данное положение не вносились с момента первоначальной редакции.

В статье 4 ФЗ 40 формулировка «страховой выплаты по обязательному страхованию » изменена на «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, «.

В статье 12 ФЗ 40 также заменены формулировки “страховые выплаты ” на “страховые возмещения ”. Изменено название положения на «Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда «. 15-ый пункт дополнен тремя подпунктами, регулирующими страховое возмещение нанесенного вреда, требования о проведении ремонтных работ и возможность самостоятельного проведения ремонта потерпевшим с той компанией, с которой у страховщика имеется соответствующий договор.

Статья 17 ФЗ 40 регулирует компенсацию страховых премий по ОСАГО. На 2017 год изменений в данное положение не последовало. Последняя редакция данной статьи была приведена в актуальное состояние в 2008.

Скачать ФЗ

Для полного ознакомления с актуальной версией ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями рекомендуется обратиться к самому документу. Ниже приведены ссылки на скачивание Федеральных законов 40 и 49. Второй документ является тем законом, который содержит список последних изменений в страхование по ОСАГО на 2017 год. Скачать последнюю редакцию “Закона об обязательном страховании” ФЗ 40 можно . ФЗ 49 с изменениями можно скачать .

Законом об ОСАГО обозначены базовые характеристики страховой ответственности водителей, предназначенные для защиты прав пострадавших от ненадлежащей эксплуатации транспорта постороними лицами, на покрытие затрат по возмещению вреда здоровью, жизни или имуществу.

Последние годы внесены в закон ОСАГО поправки, ознакомиться с которыми обязан каждый автовладелец.

В Федеральном законе № 40 об ОСАГО применяются специализированные понятия.

Наиболее востребованные среди них:

  • Транспортное средство – механизм, изготовленный для транспортировки человека, установленных на ТС иных механизмов или перевозки грузов.
  • Использование ТС – применение устройств для транспортировки, связанное с их передвижением по дорогам и иным территориям. К ним относятся дворы жилых домов, автостоянки, СТО, АЗС и прочие. Применение установленных на ТС механизмов, не связанное напрямую с участием в автомобильном движении, не считается использованием ТС.
  • Владелец ТС – собственник механизма или лицо, владеющее им по юридическим основаниям (аренда, распоряжение компетентных органов, доверенность и прочее). Владельцем не может считаться лицо, использующее транспорт для исполнения должностных обязанностей.
  • Водитель – человек, управляющий ТС. В процессе обучения вождению иных лиц водителем является инструктор.
  • Потерпевший – гражданин, здоровью, имуществу или жизни которого причинен ущерб в результате происшествия с использованием ТС. Потерпевшим может быть пешеход, водитель ТС, пассажир ТС.
  • Договор ОСАГО – страховой документ, в котором указаны обязанности страховщика при наступлении описанных случаев. За определенную плату страховщик обязан возместить ущерб потерпевшим. Договор – публичный документ, заключенный согласно положениям ФЗ.
  • Страхователь – владелец ТС, заключивший договор с компанией, осуществляющей страховую деятельность.
  • Страховщик – юридическое лицо, имеющее право заключать договоры ОСАГО по лицензии.
  • Страховой случай – возникновение ответственности владельца ТС за нанесение ущерба имуществу, здоровью или жизни иных лиц.

В законе об обязательном страховании автогражданской ответственности 2016 применяется большое количество различных понятий, но знание наиболее употребляемых существенно облегчит понимание ФЗ.

Принципы страхования таковы:

  • ОСАГО гарантирует компенсацию ущерба, нанесенного имуществу, здоровью или жизни пострадавшего.
  • Обязательность и всеобщность ОСАГО.
  • Недопустимость применения в России ТС, владельцы коих проигнорировали второй принцип страхования и не заключили договора ОСАГО.
  • Материальная заинтересованность владельцев ТС в соблюдении ПДД и повышении безопасности на дорогах.

Знание основных понятий и принципов упростит понимание пунктов договора ОСАГО.

Что изменилось?

Ежегодно в силу вступают новые положения ОСАГО. Со стороны владельцев авто можно увидеть не только положительные стороны, но и явно отрицательные.

Достоинства обновлений

В первую очередь, уменьшился срок рассмотрения заявлений от потерпевших: теперь это происходит 20 дней. Такие перемены дают возможность быстрее получить страховые выплаты, что очень радует обоих участников происшествия.

Важным изменением является возможность выбора способа получения возмещения ущерба: в денежном выражении или в возможности совершить ремонт за счет средств страховщика.

Если же ущерб причинен имуществу, не относящемуся к ТС, возмещение возможно только в денежном выражении.

Так, если автомобиль повредил крыльцо здания, врезавшись в него, хозяин помещения получит деньги, но не сможет потребовать произвести ремонт.

Увеличена неустойка потерпевшему за задержку выплат. Сегодня это 1% за каждые сутки просрочки. Это дает возможность получить увеличенную сумму в ситуации с нарушением прав владельцев ТС.

Снизился уровень износа запчастей автомобиля, учитывающийся при расчете выплаты. Сегодня этот уровень достигает 50%. Если раньше страховщик мог компенсировать только 20% стоимости детали, изношенной на 80%, то сейчас он обязан возместить половину стоимости новой детали. Особенно важно это нововведение для владельцев машин, имеющих длительный срок эксплуатации.

Сумма ущерба, выплачиваемая без оформления ДТП сотрудниками ГИБДД, возросла до 50 000 рублей. Оформление производится при одновременном соответствии требованиям:

  1. ДТП произошло между ТС, оба из которых имеют страховые договора.
  2. Ущерб причинен только двум указанным ТС.
  3. С обстоятельствами происшествия, с перечнем повреждений согласны оба участника, что фиксируется в извещении о ДТП. Бланк выдается страховщиком в момент получения полиса ОСАГО. Заполнен он быть должен по всем правилам.

Данное изменение касается владельцев, получивших страховые полисы после 1.08.14 года. В иных случаях сохраняется лимит в 25 000 рублей.

Изменение, особенно радующее автовладельцев, касается суммы выплат. На сегодня максимальный размер возмещения – 400 000 рублей. Особенно важно, что эта сумма не делится между участниками страхового случая, а предназначена для каждой стороны.

Для возмещения здоровья и жизни человека предназначается сумма до 500 000 рублей.

Недостатки

Основной негатив направлен на повышение тарифов. Установлены минимальные и максимальные значения, что дает возможность лавирования.

Базовые ставки для ТС категории «Б», владельцами которых являются физические лица, составляют 2440-2575 рублей – это говорит об увеличении на 25%.

Второй «минус» изменений – риск для виновника ДТП, оформившего происшествие без участия представителей ГИБДД. Страховщик может требовать возмещения материальных затрат с виновника в случаях:

  • Если в извещение страховщику отправлено по истечение 5 дней после ДТП.
  • Если автомобиль не был осмотрен экспертами страховщика или не был отдан в ремонт в течение 15 дней после ДТП.

Если при ДТП решено не обращаться в ГИБДД, следует учитывать все сопутствующие нюансы.

Закон об ОСАГО – новая редакция 2016 года

Ежегодно в закон вносятся изменения, больше или меньше влияющие на стороны, участвующие в страховых случаях. Наиболее заметные изменения последних лет были к 2016 году и к 2017.

Поправки в закон 2016

В июле 2016 года была произведена одномоментная замена всех действующих полисов ОСАГО. Важно, что затраты по этой процедуре в полном объеме легли на плечи страховщиков.

В связи с изменением размера возмещения ущерба транспорта до 400 000 рублей, и пострадавшим лицам до 500 000 рублей, увеличились размеры страховых выплат. Кроме того, изменились данные, применяемые для расчета суммы. Так, на 2016 год важны:

  • регион проживания;
  • мощность ТС;
  • категория ТС;
  • наличие прицепа;
  • коэффициент аварийности и размер ущерба;
  • возраст и стаж водителя;
  • количество лиц, допущенных к управлению ТС;
  • возраст ТС и срок страховки.

С 2016 года расчет покрытия расходов возмещение вреда здоровья потерпевшим производится по таблице. Упрощен порядок подтверждения полученного вреда здоровью и получение выплат.

Перечень лиц, являющихся получателями страховки в случае смерти потерпевшей стороны, расширен.

Введены поправки по введению получения электронного полиса ОСАГО.

Введено безальтернативное ПВУ. Это означает, что потерпевший может обращаться за возмещением в ту компанию, в которой приобретал полис. При этом сама компания не может отказать в рассмотрении возмещения.

При этом важно, чтобы в ДТП не пострадало иное имущество, кроме двух ТС. При учете количества ТС прицеп не считается.

Поправки 2017 года

Рассмотрим, что представляет собой новый закон об ОСАГО с 2017 года. На 2017 год в закон об автостраховании ОСАГО внесены следующие поправки:

  • Сроки осмотра повреждений составляют 5 дней со дня извещения страховщика о ДТП.
  • Запрет независимой экспертизы, при которой существовала возможность «подгонки» результата, выгодного одной стороне. В 2017 году данные таких экспертиз не имеют юридической силы.
  • Срок рассмотрения претензий страховщиками увеличен до 10 дней.
  • Полис ОСАГО не может быть заключен на срок менее 12 месяцев.
  • Возможность приобретения полиса через интернет. Лицо, предоставившее недостоверные сведения при такой покупке несет ответственность. При выявлении таких нарушений виновник ДТП будет полностью оплачивать нанесенный ущерб. Кроме того, он обязан возместить страховщику разницу в полисах.

Такая сфера, как дорожное движение, сопряжена с большой ответственностью и рисками. Поэтому договор ОСАГО по закону подлежит оформлению всеми автовладельцами на территории Российской Федерации.

Общие положения

Страховой полис ОСАГО — документ, подтверждающий договоренность между автовладельцем и страховой компанией. Суть его состоит в соглашении об обязательстве страховой компании возместить предусмотренную часть ущерба, нанесенного автовладельцем в результате ДТП, при условии, что тот будет признан виновником аварии.

Читайте подробности ФЗ о страховании в РФ

Контроль за исполнением положений ФЗ 40 об ОСАГО, т.е. проверка наличия соответствующих страховых полисов у автовладельцев, входит в обязанности сотрудников дорожной полиции.

На настоящий момент такое нарушение, как отсутствие при себе полиса ОСАГО повлечет ответственность автовладельца, которая равняется сумме в 500 руб. Просроченная страховка, как и невыполнение требования закона по страхованию автогражданской ответственности, выльется в штраф величиной 800 руб. Если лицо, оказавшееся за рулем автомобиля, не вписано в полис обязательного страхования, штраф составит 500 руб.

ФЗ 40 об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств был принят в 2002 году. Данный нормативный акт прописывает следующие основные аспекты:

  • Общие положения : основные понятия и основания для принятия закона;
  • Условия и порядок осуществления страхования :
    • Обязанности автовладельцев;
    • Правила страхования;
    • Объекты процедуры;
    • Страховые суммы и тарифы;
    • Срок действия договора;
    • Порядок возмещения ущерба;
  • Компенсационные выплаты;
  • Страховщики: требования, особенности проводимых операций;
  • Профессиональное объединение (союзы, ассоциации и другие организации);
  • Заключительные аспекты: информационное сотрудничество, международная страховая практика.

Действующая редакция ФЗ 40

Разговоры о необходимости внесения изменений в действующий закон об ОСАГО для повышения его эффективности ведутся на протяжении всего срока его существования, поскольку проблема ответственности участников дорожного движения актуальна в России.

В текущем году в ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств было внесено множество поправок. Некоторые из них коснулись смены формулировок, что значительно не отражается на жизни обывателя. В частности, словосочетание «страховая выплата» в некоторых пунктах закона было заменено на «страховое возмещение».

Поправки, внесенные в ФЗ 40, коснулись также более значимых моментов. С сентября текущего года минимальный срок, на который может быть оформлен полис ОСАГО, составляет один год. Были установлены максимальные сроки осмотра поврежденного автомобиля представителями страховых компаний. Прежде на проведение экспертизы повреждений отводилось пять дней с момента предоставления непосредственно транспортного средства к осмотру. Согласно новому положению, страховая организация обязана провести оценку ущерба в течение этого же срока с даты подачи заявления о произошедшем ДТП страховщику.
Наряду с этим, в ФЗ 40 было введено положение о запрете независимой экспертизы, поскольку данная процедура нередко проводилась в пользу одной из сторон. Оценка ущерба, проведенная самостоятельно организованной экспертизой, больше не будет иметь юридической силы.

В то же время срок, отведенный по закону на рассмотрение претензий, предъявляемых владельцами транспортных средств страховой компании, увеличился с пяти до десяти дней.

В мае 2017 года вступило в силу положение, кардинально меняющее ситуацию на рынке страхования автогражданской ответственности — натуральное возмещение по ОСАГО. Суть данной поправки состоит в замене прямых денежных компенсаций, выплачивавшихся ранее пострадавшей стороне, на направление на ремонт и перечисление средств соответствующей станции технического обслуживания, занимающейся ремонтом автомобиля.

Страховая компания обязана заключить соглашение с ремонтными мастерскими, которые будут обслуживать ее клиентов. По условиям ФЗ 40, список сервисов должен находиться в открытом доступе на официальном сайте организации. Однако страхователь вправе сменить СТО путем подачи аргументированного заявления.

С этого года страховые выплаты по ОСАГО увеличены, а максимум составит сто тысяч рублей. В случае, если счет, выставленный СТО, превысит лимит в 400 тысяч рублей, может быть выплачена дополнительно денежная компенсация. Также согласно изменениям в законе, возмещение возможно в случае нарушения сроков ремонта автомобиля (составляет 30 дней) или невозможности восстановления транспортного средства, находящегося в аварийном состоянии (иные условия могут быть установлены в дополнительных соглашениях между страховщиком и страхователем).

Изменения в законе коснутся только полисов осаго, оформленных после внесения поправок.

Рассмотрим внесенные в закон изменения на примере нескольких статей ФЗ 40 об обязательном страховании:

Статья 1 ФЗ 40.

  • В пункт «б» настоящей статьи 40-го ФЗ была внесена поправка о том, что пострадавшая сторона вправе обратиться с заявлением к страховщику виновника, если в ДТП приняло участие два и более транспортных средства;
  • В шестнадцатом абзаце изменения коснулись возможности потерпевшего согласовать детали со страховщиком СТО, в которое будет отправлено транспортное средство. Согласно поправке, сервис технического обслуживания определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • В абзаце восьмом словосочетание «осуществить страховую выплату» было заменено на «страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации или оплаты восстановительного ремонта поврежденного ТС».
  • Статья была также дополнена абзацем, содержащим определение понятия «договор на организацию восстановительного ремонта».

Статья 5 ФЗ 40.

  • Пункт второй был дополнен подпунктом «е» о требованиях к организации восстановительного ремонта транспортного средства, и порядок действий сторон в случае его некачественного проведения.

Статья 12 ФЗ 40 (о порядке осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда по полису ОСАГО).

  • Было обозначено введение практики возмещения причиненного вреда в натуре;
  • Прописана невозможность использования в ремонтных работах бывших в употреблении комплектующих деталей;
  • Установлен минимальный срок гарантии на проведенные работы, который составил 6 месяцев. Если ремонт связан с кузовными работами или использованием лакокрасочных материалов, срок, согласно закону, увеличивается до 12 месяцев.

Напомним, что по закону с 2017 года стало возможным оформление полиса ОСАГО через интернет. На случай внесения заведомо неверных данных при покупке электронного документа предусмотрена материальная ответственность. В перспективе станет возможным полный отказ от бумажной формы страховки.

Скачать закон об ОСАГО с последними изменениями

ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями приобрел определенную долю потенциальных рисков, таких как:

  • Недостаточная степень ответственности страховщиков за выполнение обязательств;
  • Двоякость в толковании некоторых положений закона об ОСАГО, связанный с этим риск возникновения казусов при разрешении споров в судебных инстанциях;
  • Согласно изменениям в ФЗ, в случае нанесения значительного ущерба транспортному средству, превышающего лимит страховой выплаты, владелец автомобиля вынужден доплачивать за ремонт из собственных средств;
  • Также существует риск увеличения количества фальшивых полисов ОСАГО (по причине введения в закон возможности оформления электронного документа).

Каждому автовладельцу необходимо прослеживать изменения в сфере страхования автогражданской ответственности, и правками, вносимыми в текст ФЗ об ОСАГО, чтобы знать положенные ему по закону права, возложенные обязанности и грозящую ответственность. Ознакомьтесь с .

Можно сделать вывод, что на этом этапе доработка федерального закона об ОСАГО не будет прекращена и в будущем вероятны корректировки и изменения.