В процессе промышленного переворота впервые было. Промышленный переворот (промышленная революция). Суть промышленного переворота

В процессе промышленного переворота впервые было. Промышленный переворот (промышленная революция). Суть промышленного переворота

Промышленный переворот - это переход от ручного производства к машинному, сопровождаемый изменениями во всех сферах жизни общества .

Первым промышленный переворот происходит в Великобритании в 1780-1840-х гг. Несколько позже, в начале XIX в., он стартует в США, а затем и во Франции, где особенно ускоряется в 1830-1850-е гг. В 1840-1850-е гг. промышленный переворот происходит и в Австрии и лишь затем начинается в германских землях и в Пруссии. Промышленный переворот - это изобретение новых машин и станков, а также решение проблемы источника относительно дешёвой энергии. В ходе промышленного переворота произошёл качественный прорыв в технике и технологиях , связанный с переходом от мануфактуры к фабрике и широкому использованию машин. Промышленный переворот сопровождался и социальной революцией , которая происходила с минимумом насилия.

Укоренение термина.

Сам термин «промышленная революция» (или «промышленный переворот», в исторической литературе их нередко используют как синонимы) появляется не раньше 30-х годов XIX в., скорее всего у французского экономиста Адольфа Бланки (1837), а не у Ф. Энгельса (1845), как принято было считать в советской историографии . В Англии знаменитый историк Арнольд Джозеф Тойнби вводит его в широкий оборот в 1884 г., опубликовав свои известные «Лекции о промышленной революции». Иными словами, термин значительно младше, чем само явление.

Причины и предпосылки промышленного переворота.

В различных странах промышленный переворот имеет немало особенностей, однако промышленный переворот в Англии во многом задаёт ту последовательность событий, которую мы видим впоследствии и в других странах.

Необходимость организовать массовое производство возникала в тех сферах, где был самый сильный спрос: в текстильной , в , в изготовлении тканей из хлопка. Этот спрос, прежде всего, создавала деревня: в течение XVI-XVII вв. увеличение населения вызывало рост цен на продовольствие. Аграрная революция позволила увеличить объём продукции сельского хозяйства. В деревню пошли деньги , которые всё чаще стали использоваться не традиционными способами (для покупки земли, аноблирования, на личное потребление, накопления и т.д.), а для перестройки домов и для приобретение промышленных изделий: одежды, орудий труда, домашней утвари и предметов обстановки. Это и создавало растущий спрос на продукцию промышленности.

Одновременно происходило высвобождение рук в сельском хозяйстве, благодаря лишению крестьян земли. В XVII в. «огораживания» ещё сравнительно редки, в основном землевладельцы оперируют тем взносом, который крестьяне должны были уплатить за продление срока держания (т.е. «вступной платёж» или «файн»). Увеличивая файн в десятки раз и нарушая тем самым традицию, землевладельцы вынуждали крестьян отказываться от держаний и уходить с земли. Впоследствии стремительно вырастает и число огораживаний, в XVIII в. они нередко производятся не добровольно, а насильно, по парламентским актам. Это создавало большой резерв рабочей силы.

К середине XVIII в. стало понятно, что сельское хозяйство уже не приносит былых доходов , тогда как производить промышленные товары, напротив, стало очень выгодно, поскольку спрос не успевал за предложением. Так землевладельцы стали вкладывать деньги в строительство фабрик.

Нередко можно встретить утверждение о том, что деньги на промышленный переворот поступали в основном из английской внешней торговли, однако исследованиями последних десятилетий это не подтверждается.

Заимствование изобретений из других стран.

В середине XVIII в. в Англии стали появляться собственные изобретатели, однако и до, и после этого англичане заимствовали сделанные в других странах изобретения, зачастую не нашедшие спроса у себя на родине. Из Голландии пришла идея парового двигателя. Доменные печи и оборудование для подземных работ были завезены из Германии. Тканье шелка - из Франции. Инновации в производстве стекла, впервые примененные в Италии (в частности, в Венеции) в XV-XVI вв. перешли оттуда во Францию, Голландию и лишь потом были заимствованы англичанами.

Активное применение угля.

В отсутствии достаточного количества лесов, Великобритания нуждалась в универсальном топливе, способном заменить древесину. Медленные реки делали практически невозможным повсеместное использование энергии воды. Спасением стали технологии, связанные с применением угля - идеального топлива для парового двигателя. Кроме того, уголь позволял добиться большей температуры при горении, и это использовалось в металлургии, изготовлении кирпича, бумаги и иной продукции.

Ход промышленного переворота.

Едва ли не самые существенные изменения в ходе промышленного переворота произошли в основной для Англии текстильной промышленности. В 1733 г. Джон Кей придумал самолетный челнок, усовершенствовавший ткацкий станок, приводившийся ткачом в движение при помощи шнура и блока. Ок. 1765 г. первую прядильную машину изобретает Джеймс Харгривс , в честь дочери он назвал её прялка «Дженни». Ок. 1769 г. появляется и вторая прядильная машина, изобретенная Ричардом Аркрайтом , приводившаяся в движение уже водяным колесом. И наконец в В 1779 г. появляется т.н. «мюль-машина» Сэмюэля Кромптона , адаптированная позднее для использования паровой энергии.

На глазах совершался прорыв в металлургии, позволивший сделать чугун и железо дешёвыми. К 1780-м годам Генри Корт , работавший над исследованиями по добыче чистого железа на каменном угле, изобретает пудлингование (превращение чугуна в железо). В итоге к концу XVIII в. Англия из импортера превращается в экспортера железа. Из него начинают делать то, что раньше делали из дерева. Это требует большей точности обработки - здесь на помощь приходит сверлильный станок Джона Уилкинсона , позволявший делать пушки и цилиндры, одинаковые по диаметру.

Однако промышленный переворот - это не только изобретение новых машин и станков. Была решена проблема источника относительно дешёвой энергии. Эксперименты Джеймса Уатта с паром начинаются около 1765 г., коммерческое использование его универсального двигателя - с 1783 г.

Значение промышленного переворота.

В ходе промышленного переворота произошёл качественный прорыв в технике и технологиях, связанный с переходом от мануфактуры к фабрике и широкому использованию машин. На основе этих изменений с 1780 по 1850 гг. происходит рост национального продукта на душу населения на 1-1,5 % в год. Иными словами, за полвека он удваивается, а за век вырастает вчетверо.

Промышленный переворот сопровождался и социальной революцией, которая происходила с минимумом насилия. Возникли две новые социальные группы : промышленная буржуазия и промышленный пролетариат. Меняется роль земельной аристократии, активно идет тот процесс, который в отечественной историографии получил название «обуржуазивание дворянства». Крестьянство уменьшается в численности, падает его экономическое значение. Ремесленники начинают переживать тяжелые времена. Уже мануфактура оттесняет их в сторону, фабрика же нередко вообще во многих отраслях делает ремесленное производство нерентабельным. В итоге часть ремесленников превращается в обычных наемных рабочих, а часть отчаянно ищет те ниши, где можно по-прежнему заниматься мелким производством. Растет т.н. « средний класс ». Именно после ПР о нем можно уверенно говорить, как об отдельном социальном слое, со своей структурой образования, со своей идеологией .

Новая история стран Европы и Америки. Первый период. Под ред. Адо А.В. М.: Высшая школа, 1986.

Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов - 1918 г. Под ред. И.В. Григорьевой. М., 2001.

Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время, 1918-1945 гг.: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 2006.

История стран Европы и Америки в новейшее время: 1945-2000 гг. Под ред. Язькова Е.Ф. - М.: «Простор», 2003.

совокупность экономич., социальных и политич. сдвигов, ознаменовавших переход от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистич. произ-ва, опирающегося на машинную технику. П. п. - "...крутое и резкое преобразование всех общественных отношений под влиянием машин..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 231 (т. 2, с. 215)). В результате П. п. капиталистич. способ произ-ва получил соответствующий его характеру технический базис и утвердился как общественно-экономич. формация. Промышленный переворот привел в действие всеобщий закон капиталистического накопления, предопределивший дальнейший рост крайностей богатства и нищеты. Наиболее отчетливо выраженную форму П. п. приобрел в Англии, где он произошел раньше, чем в др. странах. Бурные темпы П. п. в Англии и вызванные им глубокие сдвиги побуждали современников сопоставлять его с "политической революцией", имевшей место во Франции; отсюда - термин "промышленная революция", употребляемый иногда вместо термина "П. п.". Науч. понятие П. п. разработали К. Маркс и Ф. Энгельс, вскрывшие его социально-политич. содержание. Бурж. ист. наука либо вообще отрицает П. п., подменяя его плавной эволюцией, либо, отождествляя его со сдвигами в технике, усматривает П. п. в каждом крупном технич. открытии в различные эпохи - как в самой глубокой древности (что дает ей повод приписывать капитализму весьма древнее происхождение), так и в новейшее время (отсюда - распространенная в бурж. лит-ре оценка науч.-технич. революции 20 в. как второго П. п.). Бурж. исследователи, как правило, отказываются от общей характеристики П. п., его закономерностей и места в истории. Говоря о причинах П. п. в Англии, они обычно произвольно выделяют те или иные стороны этого сложного ист. процесса. Современники П. п.. в Англии объясняли его выгодным географич. положением´ страны и богатыми залежами кам. угля и руды. А. Тойнби видел эту причину в освобождении пром-сти от стеснительной регламентации (А. Тойнби, Промышленный переворот в Англии в 18 столетии, пер. с англ., 2 изд., М., 1912). С 1920-х гг. были выдвинуты новые объяснения. Дж. Гриффит подчеркивал роль спроса со стороны растущего населения (G. Griffith, Population problems of the age of Malthus, Camb., 1926). Дж. Шумпетер видит в П. п. всего лишь фазу продолжит. экономич. цикла (J. Schumpeter, Business cycles, v. 1-2, N. Y.-L., 1939). T. Аштон указывает на падение учетной ставки, как фактор, стимулировавший П. п. (T. S. Ashton, Industrial revolution 1760-1830, L., 1948). У. Ростоу ищет гл. причину в психологич. сфере (W. W. Rostow, Process of economic growth, N. Y., 1952). Все перечисл. авторы, избегая оценки места капитализма в ист. развитии человечества и скрывая, что развитие П. п. было основано на беспощадной эксплуатации трудящихся, отказываются от всестороннего анализа социальных предпосылок и социальных последствий П. п. Отождествляя понятия "индустриализация" и "промышленный переворот", бурж. историки (У. Ростоу, X. Сетон-Уотсон и др.) утверждают, что индустриализация в странах с различным социальным строем будто бы однотипна и т. обр. надеются "обосновать" бурж.-реформистские концепции "индустриального общества". Причины П. п. лежат в совокупности ряда экономич., географич. и социально-политич. условий. Важнейшей предпосылкой П. п. было т. н. первоначальное накопление, сопровождавшееся массовым отрывом непосредств. производителей от средств произ-ва и превращением их в наемных рабочих. Основой этого процесса была экспроприация крестьянства, к-рая в Англии проводилась в форме огораживаний. Англ. революция 17 в., сломавшая феод.-абсолютистский режим, расчистила путь для бурж. развития. Настойчиво и последовательно проводившаяся политика меркантилизма и энергичная колониальная политика ускорили обогащение имущих классов и накопление капиталов. Уже в 17 в. в Англии широкое развитие получает мануфактура (первостепенное значение мануфактура приобрела в суконной пром-сти), с ее детальным разделением труда, подготовившим предпосылки для внедрения машинной техники в произ-во. Началом П. п. в Англии принято считать 60-е гг. 18 в.: в 1765 Дж. Харгривсом была изобретена механич. самопрялка "Дженни", в 1767 Т. Хайсом создана другая машина для прядения, приводившаяся в движение силой воды (ватерная машина). В 1779 мюль-машина, изобретенная С. Кромптоном, комбинируя принципы обоих этих изобретений, привела к окончат. победе машинной техники в прядильном произ-ве. В 1769 начала работать первая прядильная фабрика Аркрайта, положившая начало фабричному произ-ву. Несколько позднее было механизировано и ткацкое дело. Изобретения в текст. деле стимулировали технич. мысль и новые приемы произ-ва в др. отраслях и дали сильный толчок развитию науки. Химия содействовала преобразованию процессов отбелки и окраски тканей, произ-ва стекла и др. производств. процессов в ряде отраслей пром-сти. В связи с начавшейся реконструкцией пром-сти на новой технич. базе сильно возрос спрос на металл, но бедность Англии лесом лимитировала развитие металлургии, поскольку для произ-ва металла требовался древесный уголь. В 70-х гг. широкое распространение получила плавка чугуна на кам. угле, а в 1783-84 был разработан способ пудлингования, т. е. переплавки чугуна в ковкое железо также на кам. угле. Это позволило увеличить произ-во железа и расширить область его применения, в частности - в машиностроении. Дж. Уатт еще в кон. 60-х гг. построил первую работающую модель паровой машины, к-рая после ряда улучшений в 80-е гг. стала новым мощным источником механич. энергии. К сер. 19 в. развитие техники произ-ва машин позволило механизировать и произ-во самих машин, т. е. изготовлять машины при помощи др. машин. Развитие пром-сти оказало решающее воздействие на др. отрасли англ. экономики. Потребности обмена вызвали технич. переворот в транспорте (появление ж. д. и парохода), что облегчило и ускорило связь Англии со всем миром и между отд. р-нами страны. Расширение спроса на продукты питания со стороны возраставшего гор. населения стимулировало развитие с. х-ва, побуждая к улучшению его техники и более тесной связи с рынком, а также к углублению разделения труда; в р-нах, близких к городам и пром. центрам, возникло интенсивное молочное и овощное произ-во. Капиталистич. орг-ция возобладала и в деревне. Фермер стал разновидностью капиталистич. предпринимателя; но, в отличие от промышленника, он вкладывал свой капитал в арендованную землю. Параллельно с распространением машинной техники претерпела изменения и орг-ция произ-ва: машина и фабрика с ее крупными масштабами произ-ва в осн. и ведущих отраслях вытеснили ручной труд и ремесло. "Пар и новые рабочие машины, - по словам Ф. Энгельса, - превратили мануфактуру в современную крупную промышленность и тем самым революционизировали всю основу буржуазного общества" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 271). Прогресс в технике и организации произ-ва вызвал далеко идущие сдвиги в экономич. структуре Англии. Пром-сть выдвинулась на первое место по доле производимого ею нац. дохода и по числу занятого в ней населения. Не довольствуясь внутр. рынком, англ. предприниматели вывозили все большую часть своей продукции и в то же время во все больших масштабах ввозили продовольствие и сырье. Наряду с текст. товарами в экспорте появилась продукция тяжелой пром-сти. Англ. товары, благодаря высокому уровню техники и организации произ-ва, успешно конкурировали с товарами из др. стран на всех рынках мира. Англия превращалась в "мастерскую мира". Экономич. могущество Англии способствовало ее политич. усилению. "Англия, - писал Маркс в 1853, - та страна, где начинается подлинное бурное преобразование современного общества" (там же, т. 8, с. 569). Не менее значительными были географич. и демографич. сдвиги, вызванные П. п. Быстрый рост населения сопровождался его огромной концентрацией в городах. Целые р-ны страны становились средоточием мощной пром-сти (центр. графства, Южный Уэльс и др.). Огромные изменения произошли и в социальной структуре страны. Она заметно упрощалась: на первый план выдвинулись пром. буржуазия и совр. пролетариат. Самостоят. крестьянство исчезло; др. промежуточные классы заметно ослабели. Уже к 1850 рабочий класс составлял в Англии ок. 60% всего самодеят. населения. Полностью отделенный от средств произ-ва, он окончательно утерял связь с с. х-вом; в его составе возрастала доля потомств. рабочих и более значит. часть сосредоточивалась на крупных предприятиях. Развивалось клас. самосознание англ. рабочих. На другом полюсе общества выдвигалась пром. буржуазия, к-рая концентрировала в своих руках богатство и власть. После избирательной реформы 1832 она получила преобладание в парламенте, а с 40-х гг. уже прямо диктовала курс внутренней и внешней политики. Антагонизм двух основных классов - буржуазии и пролетариата - стал определять все развитие английского общества. В условиях утверждения капиталистич. произ-ва машина превращала рабочего в свой придаток, сводила на нет профессиональное умение и в обстановке слабой организованности и недостаточной клас. сознательности рабочего класса, а также огромной безработицы, усиленной резкими структурными сдвигами, сделала его менее способным сопротивляться алчности предпринимателя. Особенно беззащитными объектами эксплуатации являлись женщины и дети, составлявшие огромную часть рабочего класса. На протяжении неск. десятилетий заработная плата рабочих неуклонно падала, эксплуатация труда возрастала. Условия жизни и питание рабочей массы резко ухудшились, повысилась смертность. Бурж. историография новейшего времени пытается оспорить факты, документальные данные и свидетельства современников, рисующие тяжелые последствия П. п. для трудящихся. Произвольно отбирая источники или строя свои концепции на бездоказат. домыслах, бурж. историки утверждают, что машины и фабричная система якобы улучшили положение рабочих, а все отрицат. последствия П. п. связывают с остатками предыдущей системы: сохранением домашнего произ-ва и ремесла (Т. S. Ashton, Standard of life of the workers in England 1790-1830, "J. of Economic History", 1949, v. 9, Supplement; D. Roberts, How cruel was the Victorian poor law?, "Historical Journal", 1963, v. 6, No 1). Прогрессивный историк Э. Хобсбоум убедительно опровергает эти утверждения (Е. J. Hobsbawm, British standard of living 1790-1850, "Economic History Review", 1957, August, Ser. 2, v. 10, No 1). Нек-рые бурж. историки, вынужденные признать резкое ухудшение условий жизни рабочего класса в годы П. п., пытаются связать это ухудшение с различными внутриполитич. и внешнеполитич. событиями, не связанными с П. п. Так, напр., Дж. Клэпем (J. Clapham, An economic history of modern Britain, v. 1 - The early railway age, Camb., 1926), не приводя убедит. аргументации, утверждал, что снижение уровня жизни рабочих в период П. п. имело место лишь в отд. годы, в частности в годы войн с наполеоновской Францией, к-рые и были будто бы гл. или даже единств. причиной этого снижения. Реакцией на невыносимые условия и произвол капиталистов было развитие рабочего движения. От первых стихийных вспышек, нередко направленных против машин (см. Луддиты), рабочий класс постепенно переходит к организованной борьбе за свои права - сначала экономические, а затем, по мере роста его клас. самосознания, и политические. Своего высшего подъема в 1-й пол. 19 в. эта борьба достигает в чартистском движении (см. Чартизм). К сер. 19 в. П. п. в Англии завершился; фабрика и машинное произ-во преобладали в основных и ведущих отраслях; утвердилось господство пром. буржуазии в политич. жизни; сложился пром. пролетариат, клас. борьба к-рого против буржуазии приобрела обнаженную, незамаскированную форму. Англ. капитализм вступил в полосу полной зрелости. П. п. в других странах произошел позднее и сопровождался глубокими изменениями в социальной структуре, сходными с теми процессами, к-рые проходили в Англии. Большую роль при этом играло заимствование технич. достижений и обмен опытом, что ускоряло технич. прогресс. В то же время особенности ист. развития и нац. условий предопределили и своеобразные черты П. п. в каждой стране. Во Франции машины появились в самом конце 18 в. Великая франц. революция, разрушив феод. строй, ускорила развитие мануфактурного произ-ва во Франции и перерастание его в фабричное. Однако мелкое х-во в деревне медленно сдавало свои позиции; обезземеление крестьянства и урбанизация шли здесь гораздо медленнее, чем в Англии, замедляя темпы первонач. накопления и складывание внутр. рынка. Развитие кредитной системы содействовало ускорению всех этих процессов, особенно в 40-50-е гг. 19 в., когда началось усиленное ж.-д. строительство. Завершение П. п. во Франции относится к 50-60-м гг. В США П. п. начался во 2-м десятилетии 19 в., прежде всего в хл.-бум. пром-сти, располагавшей богатой сырьевой базой. Важнейшие особенности П. п. в США - значит. роль иностр., гл. обр. англ., капитала и наличие огромных терр. для нового заселения, освобождаемых в результате оттеснения и истребления индейцев. Массовый приток иммигрантов из Европы компенсировал относит. медленность обезземеливания фермерства, обеспечивая рабочей силой растущую пром-сть и способствуя быстрому росту населения и внутр. рынка. Возникновение зажиточного фермерства содействовало росту емкости внутр. рынка, а спекуляция землями на Западе - образованию крупных капиталов. Интенсивное ж.-д. строительство, начавшееся в 20-х гг., открыло путь к быстрому освоению зап. земель и развитию с. х-ва по капиталистич. пути. К сер. 19 в. П. п. в сев.-вост. штатах США завершился. В Германии серьезным препятствием для П. п. была политич. раздробленность страны. Первые предприятия капиталистич. характера появляются в Германии уже в кон. 18 в., но воен. действия, ареной к-рых стала Германия в нач. 19 в., задержали их развитие. После 1815 в Германии начало быстро расти хл.-бум. произ-во. Герм. хл.-бум. промышленность, где применялись англ. машины, сразу стала развиваться на фабричной основе. Образование Герм. таможенного союза (1834) стимулировало развитие шелковой, а затем и шерст. пром-сти. В 30-40-х гг. и особенно в 50-60-х гг. в Германии развернулось ж.-д. строительство. Прусское пр-во активно участвовало в субсидировании ж.-д. строительства, проводило в интересах предпринимателей политику торговой и пром. экспансии. Одним из источников финансирования крупной пром-сти явилась капитализация выкупных платежей. В 50-60-х гг. в Германии начинает быстро развиваться тяжелая промышленность, что приводит к преобладанию здесь производства средств производства. П. п. в Германии завершается в 70-80-х гг., после образования Германской империи. В Италии П. п. начался в 40-е гг. 19 в. Однако политич. раздробленность и чужеземное господство задерживали экономич. развитие страны. После объединения Италии П. п. значит. ускорился и завершился к концу 19 в. В странах Вост. Европы развитие П. п. замедлялось остатками феод. отношений и крепостничеством. Существование многочисл. мелкого крестьянства, слабо связанного с рынком, тормозило процесс первонач. накопления и складывание внутр. рынка. В чеш. землях П. п. охватывает период от нач. 19 в. до 70-х гг. В России П. п. начался в конце 30-х - нач. 40-х гг. 19 в., прежде всего в хл.-бум. пром-сти, но конкуренция англ. пряжи несколько задержала развитие пром-сти. (Подробнее см. ниже раздел Промышленный переворот в России). Ж.-д. строительство, развернувшееся здесь с 40-х гг., стимулировало развитие металлургии. Однако в условиях крепостного права, при к-ром осн. кадры рабочего класса состояли из несвободных, развитие пром-сти шло медленно. Завершение П. п. в России относится к концу 70-х - нач. 80-х гг. 19 в. Н. А. Ерофеев. Москва. В Японии П. п. начался в последние десятилетия 19 в. на почве, подготовленной революцией Мэйдзи (см. Мэйдзи исин). Гос-во активно содействовало развитию тяжелой и добывающей пром-сти, к-рая, однако, была в значит. мере ориентирована на произ-во вооружений (оборудование для легкой пром-сти ввозилось б. ч. из-за границы). П. п. в Японии окончательно завершается уже после 2-й мировой войны. В других неевроп. странах господство иностр. капитала, с одной стороны, ускорило наступление П. п., а с другой - затормозило его завершение. В целях вывоза сырья и сбыта своих потребительских изделий Англия и др. державы начинают с сер. 19 в. строить в Индии, Китае, Египте, Мексике, Бразилии, Аргентине и нек-рых др. странах ж. д. и развивать фаб.-зав. пром-сть по переработке продуктов с. х-ва и горной пром-сти. Однако эти отрасли совр. пром-сти и транспорта полностью зависели от импорта оборудования из метрополии. К концу 2-й мировой войны лишь в нек-рых латиноамер. странах действовали отдельные машиностроит. заводы, в колониях же и др. зависимых странах Азии и Африки произ-во совр. орудий труда отсутствовало. Это делало невозможным машинизацию осн. сфер произ-ва, а существовавшие крупные предприятия и ж. д. были вынуждены пользоваться физически и морально устаревшим импортным оборудованием. В этих условиях произ-во относит. прибавочной стоимости было крайне затруднено и преобладало производство абсолютной прибавочной стоимости (удлинение рабочего дня, интенсификация труда и т. п.). В странах, завоевавших политич. независимость после 2-й мировой войны, П. п. не был завершен ко времени их освобождения. Незавершенность П. п. в развивающихся странах и тех странах, к-рые еще находятся в колон. зависимости, сказывается на структуре как всего самодеят. населения, так и самого рабочего класса. Доля фаб.-зав. пролетариата среди занятых в нар. х-ве крайне мала, а в его составе незначителен удельный вес рабочих обрабатывающих отраслей тяжелой пром-сти. Местные предприниматели расплачиваются за свою технич. зависимость от иностр. монополий частью прибавочной стоимости (через высокие цены на оборудование, материалы и технич. услуги). Проблема завоевания экономич. независимости совпадает для развивающихся стран с задачей строительства нац. пром-сти. В. И. Павлов. Москва. Лит. (кроме указ. в ст.): Маркс К., Капитал, т. 1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3 (т. 3); Манту П., Промышленная революция XVIII столетия в Англии, пер. с франц., M., 1937; Ерофеев Н. A., Промышленная революция в Англии, M., 1963; Dunham A. L., La r?volution industrielle en France (1815-1848), P., 1953; Henderson W. O., The state and the industrial revolution in Prussia 1740-1870, Liv., 1958; Mr?zek О., V?voj prumyslu v cesk?ch zemich a na Slovensku od manufaktury do roku 1918, (Praha), 1964. См. также лит. к следующему разделу статьи. Промышленный переворот в России. П. п. в России начался, по мнению большинства сов. исследователей, в кон. 30-х - нач. 40-х гг. 19 в. Особенно интенсивно он проходил с кон. 40-х гг. Переход от мануфактуры к фабрике прежде всего начался в наиболее капиталистически развитых отраслях пром-сти (хлопчатобумажная), а затем постепенно охватывал и др. отрасли. Замена ручного труда машинным, резко повысившая производительность труда, была огромным скачком в развитии производит. сил об-ва. Однако для успешного перехода от мануфактуры к фабрике требовался значит. слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта пром. продукции и приток в произ-во больших капиталов. Создание этих условий в сильнейшей степени тормозилось крепостничеством. Поэтому в дореформенный период переход от мануфактуры к фабрике вел к дальнейшему обострению конфликта между старым и новым, приближая падение крепостничества. Показателем завершения технич. перестройки пром-сти является наступление момента, когда в ведущих отраслях произ-ва осн. масса продукции изготовляется предприятиями, оборудованными системой машин, приводимых в движение силой пара. По данным В. К. Яцунского, в дореформ. период лишь в хлопчатобумажной (а именно в прядении и ситцепечатании), свеклосахарной и писчебумажной пром-сти осн. масса продукции изготовлялась на предприятиях фабричного типа. В остальных ведущих отраслях переход от ручного труда к машинному в осн. завершился к кон. 70-х - нач. 80-х гг. 19 в. В 1879 в отраслях текст. пром-сти, исключая шелковую, с помощью машин производилось от 54,8% (суконная и шерстяная) до 96,3% (бумагопрядение) всей продукции. Металлообрабатывающими предприятиями с машинами во всех отраслях производилось 86,3% всей продукции, в свеклосахарной пром-сти - 85,1%. В 1882 в горнозаводской пром-сти пудлинговые печи, сменившие кричные горны, давали ок. 90% всего металла, а 63% энергетич. мощностей черной металлургии приходилось на паровые установки. Даже в мебельной пром-сти 45,2% продукции выпускалось фабричными предприятиями. И лишь в кожев. произ-ве господствовал ручной труд (71,8% всего производства). Технич. перевооружение транспорта также в осн. закончилось в пореформ. период (нек-рые экономисты и историки считают, что П. п. завершился еще до 1861). В 60-70-х гг. 19 в. было построено более 20 тыс. км ж. д., т. е. создан основной костяк ж.-д. сети России. Важной особенностью технической революции в России было слабое развитие ряда отраслей машиностроительной пром-сти (прежде всего станкостроения). Начало и завершение перехода от мануфактуры к фабрике было связано с началом и завершением формирования пролетариата как класса. Пролетарий - это не просто наемный рабочий, а постоянный наемный рабочий, т. е. рабочий, полностью порвавший связь с самостоят. земледельческим или кустарным произ-вом и получающий все жизненные средства путем продажи своей рабочей силы капиталистам. Точно так же и класс пролетариев - не просто слой наемных рабочих, а широкий слой постоянных наемных рабочих. Такой слой создает лишь фабрика, поскольку применение машин, резко повышавшее затраты на средства произ-ва, оправдывало себя лишь при непрерывном произ-ве в течение всего года. Формирование слоя постоянных наемных рабочих началось в России еще в эпоху крепостничества. Однако эти рабочие еще не были пролетариями, поскольку в большинстве своем они не имели личной свободы. Лишь отмена крепостного права превратила постоянных наемных рабочих дореформенной эпохи в подлинных пролетариев. После реформы 1861 формирование пролетариата шло быстрыми темпами. Его источниками были пром. рабочие крепостной эпохи, беззем. и малозем. крестьяне, а также крестьянство, разорившееся в процессе расслоения. К нач. 80-х гг. в России в осн. завершалось формирование пролетариата как класса. Постоянные наемные рабочие составляли в это время большую часть всех пром. рабочих. В 1886-93 в 9 фабричных округах Европ. России постоянные рабочие составляли 71,8% всех рабочих. В округах с высокоразвитой пром-стью доля постоянных наемных рабочих была еще выше (Петербургский - 89,2%, Московский - 80,2%, Владимирский - 80,5%). В нач. 80-х гг. среди фаб.-зав. рабочих преобладали не только постоянные наемные рабочие, но уже сложился многочисл. слой потомств. пролетариев. Переход от мануфактуры к фабрике был решающим этапом и в формировании класса буржуазии. В ходе П. п. сложился и стал господствующим слой крупной пром. буржуазии, к-рая вытеснила на второй план господствовавших ранее представителей торг. капитала. В 1879 в отраслях обрабатывающей пром-сти предприятия с числом рабочих св. 100, составляя всего 4,4% всех предприятий, давали 54,8% всего произ-ва. Формированию слоя крупной буржуазии содействовало самодержавие (покровительств. таможенная политика, казенные заказы, гарантированные прибыли и т. п.). Т. о., в процессе П. п. в стране возникло и стало господствующим крупное пром. произ-во, сформировались классы капиталистич. об-ва, т. е. окончательно утвердился капиталистич. способ произ-ва и оформились присущие ему противоречия. Внедрение машин, приведшее к господству крупного произ-ва, породило противоречие между обществ. характером произ-ва и частнособственнич. формой присвоения, т. е. привело к возникновению осн. противоречия капитализма. Осн. экономич. выражением этого противоречия была цикличность капиталистич. произ-ва, периодич. промышленные кризисы. Первые кризисы в России произошли в эпоху П. п. Социальным выражением указанного противоречия был антагонизм между трудом и капиталом, завершение формирования классов капиталистич. общества сделало борьбу между пролетариатом и буржуазией основным, определяющим потоком всех классовых и обществ.-политич. противоречий в стране. Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., т. 3, гл. 5-8 (т. 3); Струмилин С. Г., Промышл. переворот, М., 1944; Яцунский В. К., Промышл. переворот в России. (К проблеме взаимодействия производит. сил и производств. отношений), "ВИ", 1952, No 12; его же, Крупная промышленность России в 1790-1860 гг., в кн.: Очерки экономич. истории России первой пол. XIX в., M., 1959; Пажитнов К. A., К вопросу о промышл. перевороте в России, "ВИ", 1952, No 5; Ковальченко И. Д., Завершение промышл. переворота. Формирование пролетариата и буржуазии, в кн.: Очерки истории СССР. 1861-1904, М., 1960, с. 86-90; Рашин А. Г., Формирование рабочего класса в России. Историко-экономич. очерки, М., 1958; Иванов Л. М., Преемственность фабрично-заводского труда в формировании пролетариата в России, в сб.: Рабочий класс и рабочее движение в России. 1861-1917, М., 1966. И. Д. Ковальченко. Москва.

Чтобы понять, что сделал промышленный переворот для цивилизации, необходимо обратиться к словам Дантона из пьесы немецкого поэта и драматурга Георга Бюхнера «Смерть Дантона» - «Не мы сделали революцию, а революция сделала нас».

Промышленный переворот - процесс, который не прошел для общества безболезненно, но послужил толчком для перехода в новую жизнь.

Промышленная революция как исторический процесс представляет собой переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Временные рамки, которые затрагивало это историческое событие, охватывали XVIII-XIX века, и происходило оно во всех ведущих странах мира.

Основная черта этого социально-экономического явления - индустриализация, суть которой сводилась к переходу от аграрной экономики к машинному производству.

Характерная черта переворота - резкий рост производительных масс в центре крупнейшей машинной индустрии и установление капитализма в роли первостепенной системы хозяйствования в мире.

Интересно, что смена политических декораций в разных странах происходила не в один и тот же временной промежуток.

Революция в промышленности связана не только с всеобщим использованием машин, но и с трансформацией структуры общества.

Перевороту свойственны были следующие особенности:

  • скорый экономический рост;
  • стремительная урбанизация;
  • прирост жизненного уровня населения.

Первой вступила на революционный путь Англия. Это произошло в 1740-80 годах. Позже это историческое событие охватило и другие развитые европейские страны, США. Термин «промышленный переворот» был внедрен значительно позже - в последние десятилетия XIX века.

Предпосылки промышленного переворота

В XVIII веке в ведущих государствах наблюдался значительный рост населения. Инфляция на продукты питания просто поражала своими темпами. Повышенный спрос и спровоцировал в Англии сельскохозяйственную революцию, которая выразилась в:

  • реформе технологий обработки земли;
  • изменении системы пользования землей;
  • появлении специализированных аграрных районов;
  • проведении селекции пород скота;
  • отборе семян.

Крестьян-держателей сменили арендаторы, с успехом использовавшие труд наемных работников. С этого момента английское сельское хозяйство не только прибавило в продуктивности, но и стало выгодным делом. Пришедшие в деревню деньги породили широкий спрос на промышленную группу товаров.

Преобладающая система производства, основанная на ручном труде, давала серьезный сбой, и удовлетворить стремительно возникшие потребности не могла. Общество расслоилось. Получалось так, что те ремесленники, кому продукция была не по карману, начали массово скупать более дешевые фабричные товары, хотя и низкого качества.

Аграрная революция решила еще одну проблему - позволила добыть средства на возведение фабрик и заводов. А некоторые производства были созданы с нуля.

Стоимость фабрик была выше мануфактур. А капитал, собранный в сельхозпроизводстве, был направлен в промышленный сектор.

К середине XVIII века в Англии объединились сразу несколько секторов:

  • свободные деньги;
  • изобилие природных ресурсов;
  • умение грамотно распоряжаться свободным капиталом;
  • широкий спрос на заводские товары.

Вслед за Англией по своему пути, но к единой цели - проведению промышленного переворота - последовали и другие европейские страны.

Ход «трудолюбивой» революции в разных странах

Доля Англии в мировом производстве в следующие десятилетия увеличилась в десятки раз. Другие страны «обзавидовались» и не преминули воспользоваться заразительным примером.

Стартовые условия далеко не у всех государств были такими же благоприятными, как у англичан. Тем не менее, правительства стран понимали необходимость промышленной трансформации и прилагали все усилия для перестройки экономики на новый лад. Тем более что появилась прекрасная возможность перенимать удачный опыт соседей, их технологии, кадры и капиталы.

Первыми встали на путь переворота страны, где основой была более высокая интенсивность труда. Ведь неслучайно один из историков назовет позже это историческое явление «трудолюбивой» революцией.

Предшествованию ходу промышленного переворота послужили такие события, как:

  • рост населения;
  • приток денег в сельское хозяйство;
  • радикальная перестройка аграрного труда.

Каждая страна по-своему решала проблемы поиска средств и источников труда.

Везде начиналось массовое строительство путей сообщения и железных дорог. Они появились в России, США, Бельгии, Франции и других капиталистических странах. Возникли также платные дороги, вплавь пустились пароходы.

Изобретения сразу же становились известны во всей Европе и за океаном:

  • 1807 год - Р. Фултон придумал колесный пароход;
  • 1830 год - С. Кольт разработал револьвер;
  • 1844 год - С. Морзе изобрел телеграфную линию;
  • 1829 год - Б. Тимонье создал швейную машинку;
  • 1839 год - Л. Даггер подарил миру фотоаппарат;
  • 1850 год - благодаря Дж. Хатону домохозяйки стали мыть посуду в посудомоечных машинах, а в
  • 1851 году - благодаря Дж. Кингу начали стирать белье в стиральных машинах;
  • 1888 год - А. Фик изобрел контактные линзы.

Последствия промышленного переворота

Глазами нашего поколения очевидна необходимость промышленного переворота. Из нее вышла вся технологическая цивилизация. Аграрная структура канула в лету, а ее сменило перспективное и экономически выгодное направление - промышленное производство. Доказательство этому - не только сухие цифры, жизнь человечества изменилась полностью. Продукты питания стали выпускаться на заводах, одежда и обувь - на фабриках. Появились стандартные детали, которые всегда можно заменить. Мосты и корабли отныне стали строиться из металла, а не, как по старинке, из дерева. Земной шар стал настолько мал, что его можно обогнуть за 80 дней.

Не сразу все новое прижилось, и далеко не все были рады промышленному прогрессу. Рушился семейный бизнес, ручной труд продавался за гроши. Упало значение крестьянства, обесценилось значение земельной аристократии. Появились профсоюзы, социалистические организации. Изменились условия труда, появилась жесткая дисциплина. Мир, которым был очарован Маркс, навсегда изменился.

Но люди все же стали жить лучше. И проще.

Промышленный переворот 19 века (промышленная революция) — переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, который характеризовался внедрением машин и механизмов, паровых двигателей, а также образованием самостоятельной машиностроительной отрасли.

Индустриализация (от лат. «усердие», «деятельность») — процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства.

Промышленный переворот в странах Западной Европы

Промышленный переворот как исторический процесс определялся общими нормами и определенными особенностями в каждой стране. Первой его осуществила Великобритания в конце XVIII — первой половине XIX в. Именно здесь сложились все необходимые для этого условия: выгодное географическое положение (доступные берега, большое количество рек, сырьевые ресурсы), наличие рынков сбыта английских товаров и господство в мировой торговле, свершившийся , политика меркантилизма и протекционизма, которую проводило английское правительство. Все это сделало страну лидером в переходе от традиционного к индустриальному обществу.

В 1844 г.. немецкий публицист Ф. Энгельс так охарактеризовал промышленные достижения Великобритании: «Шестьдесят-восемьдесят лет назад она была страной, похожей на другие: с маленькими городами, неразвитой промышленностью. Теперь эта страна, не похожая ни на одну другую: со столицей, население которой составляет 2500000 человек, большими фабричными городами и промышленностью, снабжающей весь мир своей продукцией».

Промышленный переворот начался в текстильном производстве, затем распространился в металлургии, энергетике, транспорте и был неразрывно связан с техническими изобретениями.

В 1733 г. английский механик Дж. Кей усовершенствовал ткацкий станок «летучим челноком». Изобретатель Дж. Харгривс в 1765 г. создал механическую прялку «Дженни», которую начали использовать на производстве. В последней трети XVIII в. С. Кромптон сконструировал мюль-машину, которая базировалась на принципах работы прялки «Дженни», но давала тонкую и прочную хлопчатобумажную пряжу. Благодаря этому Великобритания начала поставлять дешевые и качественные во все страны мира. В 1792 г. Э. Картрайт запатентовал механический ткацкий станок, который заменял работу 40 ткачей. Впоследствии во Франции были изобретены станки для изготовления шелковых и льняных тканей, открыт метод их отбеливания и способы окрашивания.

Ключевое значение в истории промышленности имели изобретения шотландца Дж. Уатта. В 1769 г. он создал первый паровой двигатель, который после многих усовершенствований превратил в универсальную паровую машину двойного действия. Это позволило широко использовать уголь как основное топливо, ликвидировало зависимость от наличия источников , позволило размещать фабрики и заводы в любой местности. Паровые машины активно начали применять в различных отраслях промышленности, и их количество и мощность постоянно росли. Если в 1800 г. в Англии насчитывалось 320 паровых машин, то в начале XIX в. — 15 тыс.

Изобретение Дж. Уатта способствовало изменениям в средствах транспортировки и связи. В передовых странах были проложены сети шоссейных дорог, построены каналы, сконструированы механические транспортные средства. В частности, в 1807 году американец Р. Фултон построил . Англичанин Дж. Стефенсон в 1820-х годах сконструировал , который был использован на первой в мире железной дороге общего пользования Дарлингтон — Стоктон. 27 сентября 1825 г. поезд совершил первый рейс. Он двигался со скоростью 8 км/ч и вез 600 пассажиров и 12 вагонов угля. После этого в Великобритании, а затем и по всей Европе развернулось железнодорожное строительство.

Важным направлением промышленного переворота стало совершенствование металлургического процесса. Еще в 1735 г. англичанин А. Дерби для получения качественного чугуна начал выплавлять железную руду вместе с каменным углем, вместо древесного. С того времени изготовления чугуна происходило в доменных печах с коксом в качестве топлива.

Революционным изобретением стал токарный станок английского механика Г. Модели, который точно нарезал винты и гайки. На его основе были созданы и другие модели металлообрабатывающих станков, что позволило наладить массовое производство машин машинами.

Итак, промышленная революция началась в последней трети XVIII в. в Великобритании, охватила Францию, Германию, Бельгию и другие европейские страны и в целом завершилась в 1860-1880-х годах. Она создала экономические предпосылки для утверждения индустриальной цивилизации.

Начало становления индустриального общества

Промышленная революция вызвала изменения во всех сферах общественной жизни и была переломным этапом в формировании индустриального общества. Двигателем экономики стал капитал. В социальном плане главную роль стали играть люди наемного труда и предприниматели. Появились новые слои населения, представители которых сочетали в себе черты работников и собственников (например, фермеры, торговцы).

Капитал — все то, что используется для производства, но непосредственно не потребляется в нем. Также это деньги, которые предприниматели вкладывали в развитие своего дела с целью получить прибыль.

Становление структуры индустриального общества имело свои преимущества и недостатки. Часто первоначальное накопление капиталов сопровождалось мизерной оплатой труда и ухудшением жизненного уровня основной массы населения. Так, в XVIII — первой трети XIX в. в Великобритании, Франции, Бельгии и Германии доля нищих в среднем составляла от 10 до 20% всех жителей. Однако за годы промышленного переворота общий уровень благосостояния жителей Европы в целом вырос. С середины XIX в. значительно увеличились расходы на здравоохранение, образование и науку.

Внедрение новых технологий и развитие капиталистических отношений стимулировали развертывания масштабного процесса урбанизации. К концу промышленного переворота в городах проживало около 40% европейцев. Великобритания превратилась в страну городов и фабричных поселений, а Лондон стал крупнейшим населенным пунктом в мире.

Урбанизация (от лат. «городской») — процесс быстрого роста старых и появления новых городов, увеличение количества сосредоточенного в них населения, формирования и распространения городского образа жизни.

В то же время прогресс в промышленности и рост населения городов увеличивали спрос на продукты питания, что, в свою очередь, ускорило переход сельского хозяйства к рыночным отношениям.

Вместе с тем развитие транспорта, средств массовой и связи способствовал формированию новой коммуникативной культуры общества. Происходили изменения в мировосприятии и мышлении людей. Среди этических и ценностных ориентиров для европейца первые места начинают занимать деловые качества, практическая целесообразность, стремление к успеху, а важными социальными характеристиками личности становятся профессионализм, уровень квалификации и востребованность в производстве.

Однако переход от традиционного к индустриальному обществу в разных странах Европы происходил неодинаково. В настоящее время выделяют две основные модели этого процесса.

По первой моделью развивались Великобритания, Голландия, Бельгия, Франция и Швейцария. В этих странах модернизация происходила закономерно и эволюционно.

Другая модель была характерна для Германии, Италии, Австрии и России. Здесь в утверждении капиталистических отношений значительную роль играло государство. Оно «сверху» инициировало промышленную революцию и пыталось контролировать процесс индустриализации.

Переход к политике свободной торговли

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мероприятий, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

  • Протекционизм — это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
  • Фритредерство — направление политической и хозяйственной деятельности, провозглашает свободу торговли и невмешательство государства в сферу частного предпринимательства.

Промышленно-торговой гегемонии Великобритании способствовала экономическая политика государства. До 1840-х годов, когда индустриализация еще не была завершена, в стране царили высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Когда же английская промышленность так окрепла, что перестала бояться иностранной конкуренции, буржуазия провозгласила неограниченную свободу торговли — так называемое фритредерство. Его суть заключалась в полном освобождении от пошлины почти всех товаров, ввозимых в Великобританию, и была рассчитана на взаимное содействие, то есть встречную отмену или значительное сокращение пошлины на ввоз английских товаров в другие страны. Это обеспечивало Великобритании как свободный сбыт за рубежом своих товаров, так и дешевое импортное сырье и продовольствие.

В конце XVIII – начале XIX вв. самой важной тенденцией в развитии стран Запада становится ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ и завершение формирования индустриального общества.

Модернизация. Типы модернизации. Промышленный переворот как завершающая стадия модернизации.

Промышленная революция (промышленный переворот , Великая индустриальная революция ) - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.

Признаки промышленной революции:

Переход к машинному производству и к новой организации труда – фабрикам и заводам (вместо мануфактур и цехов)

Развитие транспорта и дорог: …

Завершение социальной транформации – формировании новых крупных социальных групп – классов … +

Новые формы организации промышленности, которые диктовались применением машин и возросшими объемами производства: на смену мануфактурам приходят фабрики и заводы.

В культурно-идеологической сфере промышленное общество порождает новую форму политической культуры – идеологии: консерватизм, либерализм, социал-демократию и другие (о них поговорим отдельно).

Промышленная революция начинается в Англии во второй половине XVIII в. Поэтому необходимо обратиться к английским условиям. Здесь уже начиная с XVI в., а особенно в XVII – начале XVIII вв. были созданы благоприятные условия для экономического развития.

1) политика протекционизма

2) борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства

3) развитие торговли, благоприятные условия для торговли

4) формирование независимой и эффективной судебной системы, которая обеспечивала защиту частной собственности, предпринимательства, торговли

5) огораживания ----- освобождение рабочих рук, развитие наёмнического труда + новый тип хозяйствования, развития фермерского хозяйства, работа на рынок – уже с XVI в. в Англии начинает сельское хозяйство ориентироваться на рынок, хохяйства укрупняются, применяются нововведения.- последствия особых отношений в с х, не характерных для континентальной Европы.



6) развитие финансового рынка, низкий ссудный процент – способствовало развитию предпринимательства

7) Неэкономические причины: Английская революция середины XVII в., которая устранила препятствия для роста рыночных отношений и открыла путь мощному развитию производства в стране (отмена рыцарского держания, выход на арену «среднего класса», начало формирования гражданского общества, ликвидация остатков раздробленности и формирование общеанглийского рынка и английской нации)

Как следствие наблюдаем:

Быстрый рост английской промышленности в первой половине XVIII в.

Чулочно-вязальная, обработка шерсти и производство сукна, шелк и шелковые изделия -

В XVII-XVIII вв. мелкое товарное производство все более уступает свое место мануфактуре ; наибольших успехов рассеянная мануфактура достигла в изготовлении шерстяных, полотняных и шелковых тканей, но широко были распространены также централизованные железоделательные, писчебумажные, стекольные и другие мануфактуры.

Чем отличается рассеянная мануфактура от централизованной??

В середине XVIII в. растет значение и количество английских колоний . Внутренний рынок Англии не мог поглотить быстро растущую продукцию ее промышленности, и поэтому колонии начинали приобретать значение как рынок сбыта для английских товаров. Одновременно возрастало значение колоний как поставщика некоторых важных продуктов - сахара, табака и др. Перепродажа этих товаров на рынках Европы давала огромные прибыли. В середине XVIII в. Англия отвоевала у Франции Канаду и значительную часть её индийских владений. Следствие: стала крупнейшей колониальной державой.

Таким образом, в Англии, а потом и в континентальной Европе формируются признаки индустриального общества.

Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции.

Как мы сказали, главный признак промышленного переворота и формирование индустриального общества – появление машин , т.е. производственных механизмов, которые заменяют ручной труд.

Первые машины. Развитие машинного производства.

Изобретения, преобразовавшие весь строй производства, начались с хлопчатобумажного производства (меньше всего регламентации ). Начиная с начала XVIII в . здесь было сделано несколько усовершенствований , которые значительно увеличили производительность труда.

В 1738 г. была создана машина Акрайта, прявшая нить без участия человеческих рук. Но Аркрайт не был изобретателем, он был предпринимателем и удачно применил изобретение в своем предприятии. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта; машины приводились в движение водяным колесом. В 1779 г. здесь работало уже 300 человек, а водяное колесо приводило в движение тысячу веретен. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет - 150 прядильных фабрик, созданных по образцу предприятий Аркрайта.

В дальнейшем технические изобретения и усовершенствования распространились и на другие отрасли промышленности - на производство шерстяных тканей, на обработку льна и т. д. Изобретения и усовершенствования быстро следовали одно за другим: они явились ответом на задачи, которые ставились растущим фабричным производством.

Однако многие исследователи по традиции связывают начало промышленного переворота с «прялкой Дженни» - механической прялкой. Названа в честь дочери прядильщика,благодаря которой было сделано изобретение.

Однажды дочь английского ткача Харгривса, Дженни, нечаянно опрокинула прялку, однако колесо ее продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном, а не в горизонтальном положении. Харгривс немедленно использовал это наблюдение и построил в 1764 году машину с восемью вертикальными веретенами и одним колесом. Машину он назвал "Дженни" по имени своей дочери. Она не принесла своему создателю не денег, ни счастья. Напротив, изобретение Харгривса вызвало бурю негодования у прядильщиков - они предвидели, что машина лишит их работы. Ватага возбужденных людей ворвалась однажды в дом Харгривса и разрушила машину. Сам изобретатель и его жена едва успели избежать расправы. Но это, конечно, не могло остановить распространения машинного прядения - буквально через несколько лет "Дженни" пользовались тысячи мастеров. Вытяжной пресс Харгривса, по существу, заменил руку рабочего, стало возможным обслуживание нескольких веретен одним рабочим. Машина Харгривса, несмотря на несовершенство конструкции, способствовала мощному подъему производства в Англии

В 1810 г. Наполеон Бонапарт, стремясь наладить во Франции производство льняных тканей, объявил конкурс на лучшее устройство льнопрядильных машин. Однако даже французские льнопрядильные машины, как и машины других конструкторов, с 1814 г. особенно широко распространяются в Англии, от конкуренции с которой Наполеон хотел оградить французскую промышленность».

На основе сделанных изобретений стало возможным открытие нового источника механической силы - паровой машины Джемса Уатта . Опять же в Англии, где созрели условия для фабричного производства, паровая машина вскоре нашла себе применение.

Появление паровой машины имело громадные последствия для развития фабричного производства, позволяя увеличить его масштабы. Кроме того, паровая машина устранила зависимость фабрики от энергии падающей воды, т. е. от рек, и таким образом обеспечила распространение фабрик по стране, огромный рост фабричных городов .

Хотя вообщн, первым применённым на производстве паровым двигателем была «пожарная установка», сконструированная английским военным инженером Томасом Севери в 1698 году. На своё устройство Севери в 1698 году получил патент. Так как это устройство можно было использовать как для вращения колёс водяной мельницы, так и для откачки воды из шахт изобретатель назвал его «другом рудокопа».

Затем английский кузнец Томас Ньюкомен в 1712 году продемонстрировал свой «атмосферный двигатель». Это был усовершенствованный паровой двигатель, в котором Ньюкомен существенно снизил рабочее давление пара. Первым применением двигателя Ньюкомена была откачка воды из глубокой шахты. Именно двигатель Ньюкомена стал первым паровым двигателем, получившим широкое практическое применение, и с ним тоже иногда связывают начало промышленной революции в Англии.

Вскоре паровые двигатели стали применятся и на транспорте, что стало основой настоящей «ТРАНСПОРТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»,

Паровоз

Первым, кто сумел сделать катящуюся по рельсам паровую повозку, стал талантливый английский инженер Ричард Тревитик, который уже к концу XVIII века был известным из-за создания лёгких, но мощных паровых котлов. Самый первый паровоз был создан им в конце 1803 года, однако официальным годом рождения паровоза считается 1804, когда Тревитик получил патент на изобретение. В 1808 году Тревитик создаёт новый паровоз, который начал использовать на кольцевой железной дороге-аттракционе «Поймай меня, кто сможет ».

В 1811 году предпринимается попытка применения паровоза для вождения вагонеток с углём (во время наполеоновских войн возросла стоимость лошадей, следственно, поиск новых видов тяги), но лёгкий паровоз не смог потянуть тяжёлый состав, а стал боксовать на месте. Посчитали, что сгладкими колесами не тянет и сделали сначала зубчатыми, однако уже в следующем году под создаётся паровоз «Пыхтящий Билли», который водил поезда лишь за счёт силы сцепления гладких колёс с гладкими рельсами, тем самым разрушая ложную теорию. Паровоз был неуклюж и медлителен, но многие инженеры усмотрели в нём серьёзную конкуренцию лошадям. Среди них был и мало кому тогда ещё известный машинный мастер Джордж Стефенсон, который уже в 1814 году построил свой первый паровоз, и именно он впоследствии станет известен прежде всего как паровозо­строитель и активный сторонник применения железных дорог.

27 сентября 1825 года в Великобритании открывается первая в мире общественная железная дорога.

Пароход

Паровой двигатель почти в те же годы стал применятся и на море. Создателем первого парохода считается Роберт Фултон. В 1807 году он построил корабль с гребным колесом «Клермонт», который совершал рейсы по реке Гудзон со скоростью 9 км/ч. В 1819 году американское судно с гребными колёсами "Саванна" впервые пересекло Атлантический океан, однако большую часть пути корабль прошёл под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вспомогательного движителя. Лишь в 1838 году английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов.

б) Как мы сказали в начале, промышленный переворот сопровождается оформлением новой социальной структуры, усилением мобильности (развитие наемнического труда, формирование промышленного пролетариата, вовлечение женщин и детей, благодаря применению машин, новая аристократия – денежная, незнатного происхождения, купившая земли и титулы, пришедшая к власти вместе с буржуа-предпринимателями в результате разных переворотов и революций и наконец начало формирование среднего класса благодаря развитию рыночных отношений, класса мелких и средних собственников, торговцев),

идет урбанизация --- рост промышленности --- рост городов, мобильность

Миграционные процессы. В поисках работы, лучших заработков, безопасности люди покидали родные места и уезжали в другие города и страны. Пожалуй, самый мощный поток переселенцев возник в XIX в., и основная их масса направлялась в США. Происходил процесс «отречения от Европы». В странах Старого Света, в далеких славянских и сицилийских деревнях люди рассказывали друг другу миф об Америке как о стране несказанных богатств, «где каждый ходит в кружевах по мостовым из чистого золота».Сначала уезжали из Англии, Германии и Скандинавских стран. В последней трети XIX в. поток эмигрантов двинулся из стран Южной и Восточной Европы. Ехали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США.