В какой срок можно возместить ндс. Все причины возмещения из бюджета ндс. Как происходит возмещение НДС

В какой срок можно возместить ндс. Все причины возмещения из бюджета ндс. Как происходит возмещение НДС

Налоговый кодекс предполагает несколько способов излишне уплаченного НДС. Во-первых, это возврат или зачет излишне уплаченного налога. Во-вторых, это возврат излишне взысканного налога. В-третьих, это возмещение налога. Абсолютно не случайно третий способ называется не «возвратом», а «возмещением».

Под возвратом налога понимается движение денежных средств в обратном направлении: из бюджета к налогоплательщику, т.е. возвращается тот налог, который был ранее уплачен этим налогоплательщиком.

Возмещением является движение денежных средств из бюджета к налогоплательщику. Однако, формально происходит возврат части налога, который ранее был уплачен поставщиком налогоплательщика (другими словами, самим налогоплательщиком опосредовано). В результате возмещается налог, который ранее был уплачен другим налогоплательщиком.

Возмещению подлежит разница между уплаченным поставщиком НДС и НДС, который был уплачен непосредственно налогоплательщиком в случае, если величина последнего меньше, чем первого.

Другими словами: в этом случае сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, начисленную по операциям налогоплательщика.

Условия возмещения НДС

Нет никаких сложностей с возмещением НДС. Налоговая служба не создает специальных препятствий при условии, что организация правильно ведет налоговый учет, а также выполнила все требуемые условия:

  • Отсутствие ошибок в исчислении налога.
  • Предоставление всех подтверждающих документов.
  • Представление налоговой декларации и заявления о возмещении НДС с указанием способа возмещения (возврат, зачет).

Причины возмещения НДС

Общая ситуация, при которой возникает основание к возмещению НДС, заключается в диспропорции между товарами, полученными от поставщиков, и, реализованными покупателям, в пользу первых. Причины складывания такой ситуации не отличаются большой вариантивностью. Это может быть:

  • Спад продаж.
  • Невозможность реализации в результате окончания срока годности.
  • Невозможность реализации товара по независящим от продавца причинам: физическое уничтожение товара, товар пришел в непригодное к продаже состояние, кража и другое.

Порядок возмещения НДС из бюджета

Возмещение НДС начинается с подачи налоговой декларации и заявления о возмещении НДС в налоговый орган. При этом возмещение НДС может происходить в общем или в заявительном порядке.

Общий порядок

В течение трех месяцев налоговый орган должен начать, провести и закончить проверку декларации.


Заявительный порядок

Заявительный порядок позволяет получить возмещение до окончания 3-х месячной проверки налоговым инспектором и применяется только в отношении:

  • Организаций, являющихся крупными налогоплательщиками, у которых сумма НДС и других налогов (с некоторыми исключениями), уплаченных за последние три года, составляет 10 и более миллиардов рублей.
  • Налогоплательщиков, предоставляющих банковскую гарантию с обязательством кредитного учреждения уплатить за налогоплательщика суммы, излишне полученные им в результате возмещения.
  • Налогоплательщиков, зарегистрированных на территории опережающего социально-экономического развития, предоставляющих договор поручительства управляющей компании с обязательством управляющей компании уплатить за налогоплательщика суммы, излишне полученные им в результате возмещения.

Налогоплательщик подает заявление о возмещении НДС в порядке ст. 176.1 НК РФ с налоговой декларацией или в течение пяти дней после ее подачи вместе с банковской гарантией или договором поручительства.

В заявлении указываются:

  • Банковские реквизиты для возмещения.
  • Обязательство вернуть излишне полученную сумму.

Если процесс возмещения проходит с использованием банковской гарантии или договора поручительства, кредитное учреждение или управляющая компания должны уведомить налоговый орган о выдаче гарантии (заключении договора) не позднее дня, следующего за выдачей гарантийных обязательств.

Через пять дней после подачи заявления налоговый инспектор выносит решение о возмещении, зачете в счет имеющихся задолженностей, штрафов и пени или об отказе в случае, если в налоговой декларации обнаружатся ошибки в исчислении налогов. В течение пяти дней со дня вынесения решения налоговый инспектор сообщает о нем налогоплательщику в письменном виде.

На следующий день после принятия решения о возмещении НДС в Федеральное казначейство направляется соответствующее поручение. Казначейство в течение пяти дней после получения поручения осуществляет перевод средств на счет налогоплательщика.

В случае если возмещение НДС задерживается, то, с 12-го дня после окончания налоговой проверки, налогоплательщик имеет право на получение неустойки, рассчитанной исходя из ключевой ставки Центрального банка.

Пакет необходимых документов

Документы, подтверждающие справедливость возмещения НДС, перечислены в ст. 172 НК РФ. Это:

  • Счета-фактуры.
  • Документы, подтверждающие уплату сумм налога при импорте товаров в Российскую Федерацию и территории, находящиеся под российской юрисдикцией.
  • Документы, подтверждающие уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.

Список не является исчерпывающим. Налоговый орган может на свое усмотрение затребовать бухгалтерскую отчетность и любые документы, которые он сочтет важными для принятия решения по заявлению о возмещении НДС.

Критичным фактором является правильность учета НДС, корректное принятие к учету товаров (услуг) и отражение НДС к вычету.

Сроки возмещения НДС

При общем порядке возмещения и отсутствии нарушений в исчислении налога налогоплательщиком срок со дня окончания камеральной проверки до поступления денег на расчетный счет налогоплательщика составляет до 13 дней.

При заявительном порядке общее время с момента подачи заявления до поступления средств на банковский счет налогоплательщика составляет период до 11 дней.

Рассчитывать на возврат НДС из бюджета можно в следующих ситуациях.

Ситуация 1. Вы перечислили в бюджет сумму НДС больше, чем были должны. К примеру, по данным декларации сумма НДС к уплате составила 1000 руб., а вы пополнили бюджет (допустим, из-за ошибки в платежке) на 1500 руб. Тогда 500 руб. - переплата, которую можно вернуть из бюджета.

Ситуация 2. Сумма входного НДС, принятого в конкретном квартале к вычету, превышает сумму начисленного налога за этот же период (п. 2 ст. 173 НК РФ). Допустим, НДС, отраженный по строке 118 Раздела 3 Декларации (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@), составил 2000 руб., а НДС по строке 190 Раздела 3 — 3000 руб. Соответственно, 1000 руб. вы можете вернуть из бюджета.

Ситуация 3. Вы реализовали товары на экспорт и смогли подтвердить нулевую ставку налога (п. 1 ст. 164 , п. 1 , 9 ст. 165 НК РФ). Поскольку в этом случае НДС, исчисленный по ставке 0%, равен 0, то весь входной НДС, относящийся к экспортной операции, можно будет принять к вычету и заявить к возмещению из бюджета (п. 1 ст. 176 НК РФ).

Что нужно сделать для возврата НДС

Ситуация Что нужно для возврата (п.6 ст.78 , ст.165 , ст.176 НК РФ)
Подать в ИФНС
1) Представить в ИФНС декларацию по НДС, в которой налог заявлен к возмещению
2) Подать заявление о возврате налога
1) Представить декларацию с заполненными «экспортными» разделами за тот квартал, когда собран пакет документов, подтверждающих ставку НДС 0%
2) Представить вместе с декларацией документы, подтверждающие право применения нулевой ставки НДС. В идеале документы нужно собрать в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров на экспорт (п.9 ст. 165 НК РФ). В противном случае придется начислить и перечислить НДС с экспортной реализации по обычной ставке
3) Подать заявление о возврате налога

Скачать форму заявления о возврате налога можно .

Сроки подачи декларации по НДС см. .

Без камеральной проверки НДС не вернут

В ситуациях 2 и 3 инспекторы в обязательном порядке проведут камеральную проверку декларации по НДС, по результатам которой решат, имеете ли вы право на возврат (возмещение) НДС (п. 8 ст. 88 , ст. 176 НК РФ). В соответствии с последними поправками максимальный срок камеральной проверки именно в отношении декларации по НДС составляет в общем случае 2 месяца со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если инспекторы решат, что права на возмещение налога у вас нет, можете представить возражения на акт камеральной проверки в течение одного месяца со дня получения этого акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Если же ждать 2 месяца (пока проводится проверка) не хочется, можно попробовать возместить НДС в заявительном порядке (ст. 176.1 НК РФ). Правда, он доступен лишь при определенных условиях.

Срок возврата НДС

Если камеральная проверка прошла успешно, то налог вам вернут в следующие сроки.

Ситуация Максимальный срок для возврата (п. 6 ст. 78 , п. 2 , 7, 8 , 11.1 ст. 176 НК РФ)
Переплата возникла из-за излишне перечисленных в бюджет сумм 1 месяц со дня получения ИФНС заявления о возврате налога
Сумма вычетов превышает сумму начисленного НДС — если заявление о возврате подано до того, как ИФНС вынесла решение о возмещении, то 2 месяца и 12 рабочих дней со дня подачи декларации с суммой налога к возмещению
— если заявление о возврате подано после положительного решения ИФНС, то 1 месяц со дня получения такого заявления
Реализация товаров на экспорт

Если налоговики нарушили срок возврата НДС

Тогда за каждый день просрочки они должны заплатить проценты, размер которых зависит от причитающей к возврату суммы, срока просрочки и ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей в этот период.

Проценты начисляются по день фактического возврата налога (Письмо ФНС от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@).

Не пропустите срок для возврата НДС

На возврат (возмещение) налога отведен определенный срок.

Обращаться в ИФНС за пределами этих сроков смысла нет — налоговики откажут вам в возврате НДС. И суды их в этом поддержат (

Если налогоплательщик подал в налоговый орган декларацию, в которой НДС отражен к возмещению, он имеет полное право на после ее подтверждения проведенной инспекцией камеральной проверкой. Порядок возврата таких сумм регламентируется ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ и в широком смысле слова может быть назван заявительным, т.к. на практике налоговыми органами такой возврат производится только после получения от налогоплательщика соответствующего заявления. В узком же смысле заявительным является только порядок возврата, предусмотренный ст. 176.1 НК РФ, что прямо следует из ее названия.
Как показала практика применения данных норм НК РФ, процедура возврата заявленных к возмещению сумм НДС непроста и вызывает множество споров между налоговиками и налогоплательщиками. Рассмотрим, как же правильно применять все эти положения.

Примечание. налогоплательщик имеет право осуществить как зачетом по другим налогам, так и возвратом данных сумм. Можно также заявить о зачете такого НДС в счет будущих платежей по этому же налогу. Поэтому налоговые органы всегда желают видеть соответствующее письменное заявление налогоплательщика по данному вопросу.

Общий порядок возврата

Под ним в данной статье будем понимать порядок возврата, предусмотренный ст. 176 НК РФ. Данная процедура растянута во времени (только камеральная проверка декларации длиться до трех месяцев) и содержит много подводных камней. Большинство таких трудностей связаны прежде всего с тем, что результат рассмотрения декларации с налогом к возмещению может оказаться не только строго положительным или отрицательным, но и частичным.
В общем виде процедура возмещения выглядит так. Решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС принимается инспекцией по результатам рассмотрения в рамках обязательной камеральной налоговой проверки декларации, в которой он заявлен.

Ошибки и нарушения не выявлены

Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения, то в течение семи дней по ее окончании налоговый орган обязан принять два решения - о возмещении и возврате соответствующих сумм налога (п. п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). После этого ими оформляется поручение на возврат, которое на следующий день направляется в территориальный орган Федерального казначейства. В течение 5 дней со дня получения поручения он возвращает плательщику суммы налога на счет в банке (п. 8 ст. 176 НК РФ). При этом согласно п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении данных сроков возврата (т.е. считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки) в пользу налогоплательщика начисляются проценты.

"Камералка" выявила нарушения

Если налоговый орган выявит нарушения законодательства о налогах и сборах, то он сначала составит акт камеральной налоговой проверки. На это ему отводится 10 рабочих дней плюс еще пять на вручение акта налогоплательщику. После его получения у налогоплательщика будет 15 рабочих дней для подготовки своих возражений по акту и исправления тех недостатков, которые обнаружили инспекторы. Спустя еще 10 рабочих дней после рассмотрения акта и возражений на него налоговый орган примет решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС. Причем решение может быть принято как на всю сумму, так и на ее часть.

Как видно, срок принятия окончательного решения о возмещении в случае претензий налоговиков существенно увеличивается. После окончания камеральной проверки он отодвигается еще минимум на 40 рабочих дней, т.е. почти на два месяца! Здесь-то и находится первый подводный камень порядка возмещения НДС.

Дело в том, что налоговики были убеждены, что если по итогам камеральной проверки декларации выявлены нарушения хотя бы в части сумм, на возврат которых претендует плательщик (и неважно, что претензии есть только к 100 руб. заявленного к возмещению налога, а миллион подтвержден!), то весь налог, заявленный к возмещению, не перечисляется ему, пока не приняты решения, указанные в п. 3 ст. 176 НК РФ. По их мнению, данное правило распространяется и на ту часть НДС, в отношении которой замечания не предъявлялись и, соответственно, не имеется оснований говорить, что сроки возврата нарушаются и налогоплательщику причитаются проценты за несвоевременный возврат.

Однако Президиум ВАС РФ (Постановление от 12.04.2011 N 14883/10) счел такое толкование ошибочным. Он указал, что п. 3 ст. 176 НК РФ действительно предусматривает, что в случае, когда в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, НДС возмещается в специальном порядке на основании решения налогового органа, выносимого с соблюдением процедуры материалов проверки, определенной ст. ст. 100 и 101 НК РФ. Однако это не дает оснований утверждать, что предусмотренная п. 3 ст. 176 Кодекса процедура рассмотрения материалов проверки затрагивает эпизоды, в отношении которых нарушений не обнаружено. Следовательно, налоговый орган не вправе по окончании проверки со ссылкой на п. 3 ст. 176 НК РФ откладывать возврат части НДС, в отношении которой не выявлено нарушений, до изготовления акта проверки либо принятия решений о возмещении и возврате налога. В части данной суммы должны применяться п. п. 2, 7 и 8 ст. 176 НК РФ, и ее возврат должен быть осуществлен в 12-дневный срок (семь дней отводится на принятие решения о возмещении и возврате соответствующей суммы налога и пять дней - на исполнение поручения казначейством).

Причем в Постановлении N 14883/10 прямо было указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

В 2012 г. для тех налоговиков и судей, которые не захотели прислушаться к его мнению, Президиум ВАС РФ еще раз напомнил, что его позиция по данному вопросу является неизменной.

Так, в его Постановлении от 20.03.2012 N 13678/11 говорится, что положения п. 3 ст. 176 НК РФ не должны распространяться на ту часть суммы налога, заявленного к возмещению, в отношении которой не было выявлено нарушений налогового законодательства и, соответственно, не имелось реальных препятствий к ее возврату. Следовательно, нет оснований, чтобы откладывать возврат этой величины до того, как будет изготовлен акт проверки либо принято решение о возмещении в порядке п. 3 данной статьи.

Нужно ли подавать заявление для возврата НДС?

Еще недавно этот вопрос показался бы по меньшей мере странным. Ведь про наличие такого заявления прямо говорится в п. 6 ст. 176 НК РФ, и налоговые органы никогда без такового возврат не производили. Но оказалось, что это не так. Рассматривая спор налогоплательщика и инспекции о процентах за несвоевременный возврат налога, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.03.2011 N 14223/10 отверг довод налоговиков о том, что период просрочки возврата надо считать только с даты получения соответствующего заявления самого налогоплательщика.

Примечание. Напомним, в п. 6 ст. 176 НК РФ говорится, что при отсутствии недоимки по НДС и иным федеральным налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Достаточно часто такое заявление налогоплательщики подают не сразу с декларацией, в которой отражен налог к возмещению, и даже не в период до завершения ее камеральной проверки, на что они имеют полное право, а только после получения решения инспекции об отказе в возмещении НДС. И если после обращения налогоплательщика в арбитраж такое решение признается судьями недействительным, то встает вопрос, с какого момента надо считать период просрочки возврата для расчета полагающихся налогоплательщику по п. 10 ст. 176 НК РФ процентов.

В Постановлении от 17.03.2011 N 14223/10 был сделан революционный вывод, согласно которому ст. 176 Кодекса (в действующей редакции) осуществление возврата налога не ставится в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.

Высокий суд разъяснил, что указание в п. 6 ст. 176 НК РФ на заявление налогоплательщика не свидетельствует об обратном выводе. Данное заявление подается налогоплательщиком при наличии у него необходимости в осуществлении возврата суммы налога на конкретный банковский счет, поскольку при отсутствии такого заявления налоговый орган, приняв решение о возврате НДС, вправе осуществить возврат на любой известный ему расчетный счет.

Следовательно, доводы инспекции о том, что до получения от общества заявления о возврате суммы налога, подлежащей возмещению, у налогового органа не возникает обязанности ее возвратить, противоречит нормам действующего законодательства.

Ранее вся судебная практика исходила из обратного: возврат налога, в отличие от зачета, возможен только по заявлению самого налогоплательщика, а срок в 12 дней, установленный для возврата НДС, исчисляется со дня подачи соответствующего заявления, если оно подано спустя три месяца, отведенных Кодексом на камеральную проверку (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 28.11.2006 N 9355/06, от 27.02.2007 N 13584/06, ФАС Московского округа от 23.03.2011 N Ф05-1605/2011, Дальневосточного округа от 24.02.2011 N Ф03-439/2011, Северо-Кавказского округа от 14.01.2011 N А53-12222/2010 и др.).

Чем же был вызван такой поворот в точке зрения судей Президиума ВАС РФ? Объяснение простое: с 1 января 2007 г. изменилась редакция ст. 176 НК РФ. Ранее п. 3 ст. 176 НК РФ в ред. от 29.12.2000 гласил, что "по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику...".

Это, безусловно, означало, что без заявления организации решение о возврате налоговики принять просто не могли. Теперь же такое решение принимается налоговым органом без привязки к заявлению налогоплательщика в четко установленные Кодексом сроки, выраженные в днях.

Свою правовую позицию о том, что положения п. 6 и других пунктов ст. 176 НК РФ не являются взаимосвязанными и налоговая инспекция должна принимать решение о возврате в установленный законом срок независимо от наличия заявления налогоплательщика на возврат НДС, Президиум ВАС РФ подтвердил в своем новом Постановлении от 21.02.2012 N 12842/11.

Соответственно, исходя из смысла указанной статьи проценты за несвоевременный возврат начисляются на сумму, подлежащую возврату, с учетом даты, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган принял надлежащее решение своевременно.

Кроме того, Президиум ВАС РФ своему Постановлению, в отличие от более раннего и аналогичного по смыслу, придал большую силу, указав в нем, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном Постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Таким образом, в настоящее время налогоплательщики могут сегодня использовать выгодную для них вышеизложенную позицию Президиума ВАС РФ и взыскивать с инспекции суммы налога, заявленные к возмещению, и проценты без подачи заявления на возврат.

Однако для облегчения взаимодействия с инспекцией, в частности для скорейшего решения вопроса о процентах в случае задержек с возвратом, не доводя дела до суда, налогоплательщикам можно порекомендовать подавать заявление о возврате НДС одновременно с декларацией, содержащей суммы налога к возмещению, или до момента окончания ее камеральной проверки.

Пишем заявление на возврат

Если для снижения риска возникновения спора с налоговиками налогоплательщик примет решение подать заявление на возврат, то составить его он может в произвольной форме.

Однако, чтобы инспекторы не отказали в его рассмотрении по формальным основаниям, заявление должно содержать полное наименование организации, ИНН и ее почтовый адрес, подпись руководителя и ее расшифровку (при подписании другим сотрудником - ссылку на доверенность с приложением ее копии), печать организации, если письмо-заявление составлено не на бланке компании. При отсутствии данных реквизитов налоговая, скорее всего, просто откажет в рассмотрении такого заявления (пп. 3 п. 12 Административного регламента ФНС России, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н).

Если оформляется заявление на полный или частичный зачет возмещаемого НДС в счет уплаты другого федерального налога, то в заявлении помимо КБК налога на добавленную стоимость нужно указать КБК того налога, в счет уплаты которого засчитывается НДС. Кроме того, отражается та сумма НДС, которую налогоплательщик хочет зачесть в счет уплаты такого налога. Оставшуюся сумму незачтенного НДС налогоплательщик может попросить не возвращать ему, а направить в счет уплаты будущих платежей по НДС. Если все же в заявлении указывается требование о возврате НДС, то в нем нужно обязательно указать реквизиты расчетного счета, на который инспекция должна перечислить деньги, особенно если счетов у налогоплательщика несколько и какой-либо из них находится в проблемном банке.

Примечание. Если заявление на возврат не подано, налоговики, чтобы не подпасть под санкции, могут произвести возврат НДС на любой известный им расчетный счет налогоплательщика. Так что возвращенные деньги вполне могут (неважно, случайно или сознательно) попасть на незакрытый расчетный счет в банке-банкроте и раствориться в общей массе его имущества, подлежащего распределению между всеми кредиторами. Иными словами, налогоплательщик их попросту потеряет.

Сколько должны вернуть?

Но налоговики даже при наличии заявления налогоплательщика могут вернуть не всю указанную в нем сумму налога. Дело в том, что п. 4 ст. 176 НК РФ предусматривает, что при наличии у налогоплательщика недоимки по самому НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (п. 7 ст. 176 НК РФ).

Чтобы ускорить возврат налога, избежать неожиданностей и понять, какую сумму можно вернуть на свой расчетный счет, целесообразно проверить суммы недоимки, которые могут быть зачтены налоговиками. Для этого надо к моменту истечения трехмесячного срока, отведенного на камеральную проверку, произвести с инспекцией сверку расчетов. Для этого надо самостоятельно обратиться в инспекцию с заявлением в произвольной форме.

Все те недоимки по налогам, пеням и штрафам, которые будут выявлены налоговиками непосредственно на момент принятия решения о возмещении подтвержденных ими сумм НДС, они могут зачесть. Подтверждается это и арбитражной практикой (см., например, Постановление от 19.01.2010 N 11822/09). При этом, по мнению арбитров, даже если при возврате НДС ИФНС принимает решение о зачете каких-то сумм недоимки до истечения срока на их добровольное исполнение, то это не влечет нарушения прав налогоплательщика, не приводит к необоснованному взысканию либо изменению его налоговой обязанности или ущемлению его прав и законных интересов.

Проведение зачета в такой ситуации не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 N 277/11).

Проценты за несвоевременный возврат

Как отмечалось выше, если налоговая инспекция нарушит срок возврата налога, ей придется заплатить налогоплательщику проценты за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 10 ст. 176 НК РФ). С какого момента следует начислять такие проценты, мы также уже разобрались.

Однако на практике применение данной нормы зачастую приводит к разногласиям между налоговыми органами и налогоплательщиками и по другим нюансам ее применения. Разберем основные моменты, связанные с исчислением таких процентов.

Начнем со ставки процентов, которая принимается равной ставке рефинансирования. Но для того чтобы верно рассчитать сумму процентов, нужно определить "ежедневную" процентную ставку, про правила расчета которой в НК РФ ничего конкретно не говорится. Налоговые органы пытаются использовать данное обстоятельство в свою пользу, указывая, что ставку Банка России нужно разделить на количество дней в году (365 или 366). При этом они чаще всего ссылаются на п. 3.2.7 своих же Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@), а иногда и на п. 3.9 Положения Банка России от 26.06.1998 N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками", согласно которым именно такое количество дней в году принимается в расчет.

Вместе с тем если порядок расчета "ежедневной" ставки не предусмотрен НК РФ, то следует руководствоваться п. 1 ст. 11 НК РФ и использовать порядок, установленный для расчета процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами гражданским законодательством.

Речь идет о ст. 395 ГК РФ. Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 разъяснено, что в этом случае годовую ставку Банка России нужно делить на 360 дней. Большинство арбитров поддерживают этот вывод, указывая, что из системно-правового анализа положений НК РФ следует, что законодатель не предполагает применения иной ставки рефинансирования, кроме как в размере 1/360 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Это подтверждается Определениями ВАС РФ от 15.10.2009 N ВАС-11232/09, от 21.10.2009 N ВАС-13648/09, а также Постановлениями ФАС Московского округа от 16.02.2011 N КА-А40/124-11, от 01.06.2009 N КА-А40/4548-09, от 29.05.2009 N КА-А40/4573-09, от 16.10.2009 N КА-А40/10973-09, ФАС Поволжского округа от 03.11.2009 N А65-24431/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.08.2010 N А53-27429/2009, ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2009 N А52-245/2009 и др.

Другой хитростью налоговиков является их попытка при расчете процентов учитывать не все дни просрочки, а только рабочие. Однако суды пресекают такие попытки, указывая, что проценты, являясь компенсацией потерь налогоплательщика в результате задержки возврата налога, начисляются за каждый календарный день, поскольку из содержания ст. 6.1 НК РФ (В ней сказано, что срок, определяемый днями, исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных днях) не следует, что при расчете периода просрочки возврата налога следует исключать выходные и праздничные дни (Постановления ФАС Московского округа от 14.02.2011 N КА-А40/342-11, от 04.02.2011 N КА-А40/18231-10, ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2005 по делу N А56-43355/04).

Согласно позиции арбитров период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления органами Федерального казначейства соответствующих сумм налогоплательщику (Постановления от 21.12.2004 N 10848/04 и от 29.11.2005 N 7528/05, ФАС Московского округа от 16.02.2009 N КА-А40/489-09, ФАС Поволжского округа от 23.12.2008 N А65-5922/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.2008 N Ф08-6988/2008, ФАС Северо-Западного округа от 28.08.2008 N А05-10302/2007).

Однако налоговики часто отказывают в выплате процентов за несвоевременный возврат налога на том основании, что их вины в такой просрочке нет.

Они утверждают, что если они своевременно исполнили свою часть работы (приняли решение и передали в казначейство поручение на возврат), то за несвоевременное перечисление денег казначейством они уже не в ответе. Однако арбитры при рассмотрении разногласий между налоговиками и хозяйствующими субъектами по данному вопросу придерживаются иной точки зрения.

Они считают, что именно налоговый орган одновременно с возвратом из бюджета суммы НДС обязан обеспечить выплату налогоплательщику процентов и с любыми претензиями по вопросам процентов налогоплательщикам следует обращаться исключительно к ним (Постановления ФАС Московского округа от 19.09.2007 N КА-А40/9580-07 и от 17.12.2007 N КА-А40/13021-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2008 N А56-39965/2007 и др.).

Следует учитывать, что такие проценты начисляются только в случае нарушения сроков возврата НДС.

Если налоговики нарушают сроки зачета НДС по заявлению налогоплательщика, проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176 НК РФ, не начисляются (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.2004 N 5351/04).

При этом в случае нарушения налоговым органом установленных законом сроков возврата НДС последующее обращение налогоплательщика с заявлением о зачете спорных сумм не освобождает инспекцию от обязанности выплатить ему проценты за нарушение срока возврата путем зачета (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 N 11484/06 и от 27.02.2007 N 13584/06).

В заключение отметим, что для получения процентов за несвоевременный возврат налога налогоплательщик никакого самостоятельного заявления писать не должен. Такие проценты налоговики должны выплатить самостоятельно одновременно с возвратом неправомерно задержанной суммы самого налога. Хотя на практике это происходит весьма редко.

Кроме того, напомним, что проценты, выплачиваемые налоговым органом за несвоевременный возврат НДС, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ, не облагаются налогом на прибыль (Письма Минфина России от 14.02.2011 N 03-03-06/1/101, от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128).

Заявительный порядок возмещения

Согласно нормам ст. 176.1 НК РФ налогоплательщики могут воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, сутью которого является осуществление возмещения налога до завершения камеральной проверки.

Для этого им необходимо представить в инспекцию соответствующее заявление в течение пяти рабочих дней со дня подачи декларации (п. 7 ст. 176.1 НК РФ).

Если налоговики одобрят заявление, уже через 11 рабочих дней после его подачи сумма НДС, подлежащая возмещению, поступит на расчетный счет налогоплательщика.

Однако если у него есть задолженность по налогам, пеням и штрафам, то НДС, подлежащий возмещению, как и в общем случае возврата по ст. 176 НК РФ сначала будет направлен на погашение задолженности (п. 9 ст. 176.1 НК РФ).

При нарушении этих сроков возврата налоговики должны выплатить налогоплательщику проценты по тем же правилам, что и в обычном случае возврата.

Несмотря на уже произведенный возврат сумм налога на добавленную стоимость, указанных в декларации к возмещению, ее камеральная проверка происходит в обычном порядке.

Если она покажет, что в заявительном порядке возмещена сумма НДС большая, чем следовало, тогда одновременно с вынесением решения по материалам камеральной проверки инспекция отменяет:

  • решение о возмещении НДС в заявительном порядке;
  • решение о возврате (полностью или частично) суммы НДС в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки;
  • решение о зачете НДС, заявленного к возмещению, в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки.

Об отмене прежних решений инспекторы сообщат налогоплательщику в письменной форме в течение пяти рабочих дней (п. 16 ст. 176.1 НК РФ) и одновременно направят коммерсанту требование о возврате в бюджет сумм НДС, поступивших на расчетный счет или зачтенных в счет погашения задолженности коммерсанта по налогам, пеням и штрафам (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.

Заявительный порядок возмещения НДС, с одной стороны, является более льготным по сравнению с обычным, но с другой - возлагающим на налогоплательщика большую материальную ответственность.

Кроме того, воспользоваться им могут не все плательщики НДС.

Такое право предоставлено: во-первых, налогоплательщикам-организациям, существующим более трех лет и у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три года, составляет не менее 10 млрд руб., а во-вторых, налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией действующую банковскую гарантию банка, включенного в специальный перечень, обеспечивающую возврат полученных из бюджета по заявительному порядку сумм НДС, если такое решение будет отменено.

Нормы ст. 176.1 НК РФ не препятствуют налогоплательщикам реализовать право на возмещение НДС в заявительном порядке как в отношении всей суммы налога, заявленной к возмещению в декларации, так и в отношении части заявленной суммы.

Соответственно, в последнем случае представлению в налоговые органы подлежит банковская гарантия только на часть суммы налога, заявленной к возмещению в декларации и указанной в заявлении о применении упрощенного порядка возмещения (Письма ФНС России от 11.03.2012 N ЕД-4-3/3906, от 17.10.2012 N ЕД-4-3/17588 и Минфина России от 24.06.2012 N 03-07-08/214).

Если вы занимаетесь реализацией или ввозом товаров, вы платите в бюджет . Но, взаимодействуя с поставщиками товаров и услуг, им вы также платите НДС.

Если размер налога с реализации больше – вам придется доплатить в бюджет, а если меньше, — вам положено возмещение НДС из бюджета. Как его получить и какие действия следует для этого выполнить?

Разбираемся в вопросе.

Закон и порядок

Регламент возмещения налога на добавленную стоимость определен статьей 176 НК РФ. Сам же возврат средств возможен в том случае, если по итогам налогового периода вычеты оказались больше суммы налога, которая была рассчитана по признаваемым объектом налогообложения операциям. Разница и подлежит возмещению, при этом возмещение может быть как в форме возврата средств, так и в форме зачета в счет уплаты будущего налога.

Зачет суммы производится в течение трех месяцев, которые идут за налоговым периодом. Это ФНС делает самостоятельно, а средства могут пойти на уплату пеней, сборов, сумм налоговых санкций, недоимок. А если за это время сумма возврата не зачтена, то налогоплательщик может подать заявление о выплате данной суммы. В течение четырнадцати дней ФНС должна принять решение по поводу выплаты суммы и направить свое решение в Федеральное казначейство, которое уже и произведет возврат средств на счет налогоплательщика в течение двух недель с момента получения решения из территориальной ФНС.

Надо отметить, что налоговый орган может принять решение о возмещении в полном объеме, об отказе возмещения или о частичном возврате суммы, которая была заявлена к возмещению, а также об отказе в возмещении частично суммы, которая была заявлена к возмещению.

Что нужно сделать, чтобы вернуть НДС?

На словах все звучит довольно просто, но на самом деле процедура возврата НДС достаточно сложна, а действия недобросовестных налогоплательщиков в этой области еще больше настораживают ФНС, которая не спешит возвращать средства на счет. Как же все-таки решить проблему? Поэтапно!

  • Декларация. Сначала нужно подать в налоговую службу декларацию по НДС, которая подтвердит, что сумма вычетов превышает сумму начисленного за спорный период НДС и разница подлежит зачету или же возврату на счет.
  • Проверка. После того как налоговая получит декларацию, она должна провести камеральную проверку и подтвердить или опровергнуть обоснованность суммы, которая предполагается к возврату. По результатам проверки составляется акт, в котором указываются выявленные нарушения (если они имеются) или выносится решение о возврате средств (по закону это должно произойти в течение семи дней). Налоговый орган должен известить налогоплательщика о результатах проведенной проверки и принятом решении письменно в течение десяти дней с момента его принятия.
  • Апелляция. Если же в акте указаны нарушения, то налогоплательщик может опротестовать акт, заявив свои возражения. Налоговая служба обязана их принять, но при рассмотрении вопроса может не учитывать. А если все же принимается решение об отказе в возврате средств, то налогоплательщик имеет право обжаловать решение в вышестоящей инстанции. При отсутствии результата можно обжаловать решение в судебном порядке.
  • Суд. Такие дела рассматривает Арбитраж, но чтобы решение вступило в силу, организация должна выиграть суды первой и апелляционной инстанции. Что же касается ФНС, то она вправе подать кассационную жалобу или обжаловать решение в надзорной инстанции. Если окончательное судебное решение принято в пользу налогоплательщика, он имеет право получить возврат НДС из бюджета по исполнительному листу, а также потребовать от налоговой оплатить судебные издержки (расходы на юриста и госпошлины). Кроме того, организация имеет право взыскать проценты за задержку возврата средств (это возможно также при нарушении сроков возврата суммы НДС, тогда, начиная с двенадцатого дня после окончания камеральной проверки в случае положительного решения о возмещении, на сумму возврата начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ).

Как повысить шансы на возврат НДС?

Всем понятно, что налоговики не спешат возвращать полученные в виде налогов и сборов средства. Так что если вы действительно переплатили в бюджет налоги и хотите вернуть свои деньги, стоит позаботиться о том, чтобы все необходимые документы, подтверждающие переплату, были в порядке. Особенно это касается операций по реализации товаров, работ и услуг, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 164 НК РФ. Тут очень важно предоставить в ФНС полный комплект нужных документов и отдельную декларацию по этим операциям.

Заявительный порядок

Для крупных налогоплательщиков, которые заплатили за три года налогов не менее 10 миллиардов рублей, и тех, кто вместе с декларацией подает банковскую гарантию НДС, существует заявительный порядок возмещения НДС из бюджета. Это значит, что такие налогоплательщики могут вернуть переплаченные средства до окончания камеральной проверки, подав в налоговый орган, не позднее чем через пять дней после декларации, заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС. В этом заявлении налогоплательщик берет на себя обязательства по возврату в бюджет излишне полученных сумм налога, которые будут ему уплачены по декларации, а также возврата средств и процентов (в том случае, если они будут уплачены) при отказе (полном или частичном) в возмещении НДС.

При таком порядке возмещения налогоплательщик получает заявленную в декларации сумму возмещения НДС, а проверка проводится в установленные законом сроки с составлением акта. После этого по результатам проверки принимается решение, которое сообщается налогоплательщику, и производится окончательный расчет.

В случае если налоговая принимает решение о возмещении суммы меньше той, которую заявил в декларации налогоплательщик, то ему направляется требование о возврате, которое он должен удовлетворить в течение пяти дней с момента его получения. Если этого не происходит или же сумма возвращена не полностью, в дело вступает банковская гарантия, которая служит основанием для требований налогового органа об уплате денежных средств.

Преступление и наказание

Те, кто подает декларацию на возмещение НДС, должны понимать, что при проведении камеральной проверки ФНС имеет право истребовать у налогоплательщика любые документы, которые могут подтвердить правомерность налоговых вычетов. Конечно, все документы должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки, но довольно часто налоговики проверяют практически все документы, а не только счета, которые подтверждают уплату налога. Доказать неправомерность их действий достаточно сложно, а обернуться ситуация может дополнительными налоговыми проверками, которые уже будут касаться не только налога на добавленную стоимость, а всей деятельности организации.

Со стороны налоговых органов такие жесткие меры объясняются частыми случаями мошенничества. Поэтому, если существует хоть малейшая возможность для отказа в возврате НДС, налоговый орган ею воспользуется. Так что судебные споры по этому вопросу – обычное дело для многих организаций.

Сегодня существуют также различные фирмы, которые предлагают оказать помощь в возврате налога из бюджета даже в самых безнадежных ситуациях. Как правило, это мошенники, которые ничего кроме лишних проблем для организации не создадут. А «безопасные схемы» возврата, которые они предлагают руководителям предприятий, могут привести к возбуждению уголовного дела о мошенничестве в крупных и особо крупных размерах (если возмещение составляет свыше 250 000 и 1 000 000 рублей соответственно). А это уже экономические преступления, которые, как правило, расцениваются судами как тяжкие, и за них предусмотрены реальные сроки наказания (в отличие от налоговых преступлений) – за мошенничество в особо крупных размерах, например, срок лишения свободы может составить до десяти лет.

Уголовное дело о покушении на мошенничество руководителя организации может инициировать и налоговый орган после проверки документов, подтверждающих претензии налогоплательщика на возврат НДС и вынесения решения об отказе в возмещении. Поэтому все претензии к налоговым органам должны быть обоснованными. А декларацию и заявление о возмещении налога стоит подавать только в том случае, если вы реально имеете на это право по закону, а не создали такую ситуацию при помощи мошеннических схем.

Под возмещением НДС подразумевается процедура, в ходе которой можно вернуть данный налог. Этот процесс – частый предмет налоговых споров, ведь он включает в себя множество вопросов. Каким именно правильным способом можно вернуть НДС, следуя постановлениям налогового кодекса РФ, а также его основные особенности рассмотрим далее в статье.

Как происходит возмещение НДС?

Главным основанием для возврата НДС является факт того, что доля налоговых вычетов оказывается больше общей суммы НДС. Это касается суммы, подсчитанной по операциям, которые признаются объектом налогообложения (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налогоплательщик может осуществить возврат НДС в таких случаях:

  • если есть экспорт и подобные операции со ставкой 0%;
  • если есть превышение налоговых вычетов над начисленным НДС за конкретный отчётный период.

Следуя положениям ст. 176 НК РФ, ИП либо компания имеют право возместить НДС одним из следующих способов:

  • в общем порядке после осуществления камеральной проверки (ст. 176, 88 НК РФ);
  • через заявление, минуя окончание проверки с учётом определённых условий.

Сами же средства возмещаются посредством:

  • перечисления суммы на принадлежащий налогоплательщику счёт в банке;
  • использования данной суммы в качестве оплаты будущих налоговых периодов.

Процедура возмещения НДС происходит в несколько шагов:

  1. Первым делом необходимо подать в налоговую службу заявление-декларацию с указанием суммы НДС, предполагающуюся к возмещению.
  2. По истечению 90 дней (камеральная проверка) контролеры осуществляют полноценную проверку законности документов, связанных с возвратом НДС. Иногда проверка может закончиться гораздо раньше.
  3. При отсутствии нарушений, после последнего дня проверки, даётся 7 суток (не считая красных дней календаря), и налоговая служба выносит решение об удовлетворении в выплате НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).
  4. Если были обнаружены спорные моменты или ошибки, инспекцией оформляется акт камеральной проверки. На основании п. 3 ст. 176 НК РФ есть возможность на этот акт подать возражение.
  5. Сам акт проверки, сопутствующие материалы и в особенности возражения (ст. 101 НК РФ) рассматриваются руководителем (либо его заместителем) налоговой инспекции. После окончательного рассмотрения выносится решение о том, стоит привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности или нет.
  6. В одно время с действиями из 5 пункта принимается определённое решение:
  • о возврате (отказе) НДС в полном размере;
  • возврате (отказе) некоторой части суммы.

Если у налогоплательщика имеются недоимки, штрафы и т. д., то налоговой инстанцией производится зачёт некоторой части суммы в пользу погашения данных задолженностей.

Для возмещения суммы необходимо доказать факт правомерности этого процесса (ст. 172 НК РФ), иначе в обязательном порядке последует отказ. Этот шаг является самым главным в процессе возврата НДС.

Необходимые документы к возврату НДС

Прежде всего стоит отметить, что в Налоговом кодексе РФ не установлено какого-либо точного списка документации, которую налогоплательщику необходимо предоставить в одно время с предоставлением декларации. Тем не менее, налоговая инспекция имеет законное право их запросить. Это право было введено по причине того, что некоторые налогоплательщики пытаются возместить НДС, хотя не имеют на это законных оснований.

Обязанность предоставить документацию, которая подтверждает законность возмещаемого налога, возникает при получении налогоплательщиком соответствующего требования.

Чаще всего данное требование направляется при довольно большой сумме НДС к возмещению.

В составе Налогового кодекса и соответствующих статьях ничего не сказано о том, что нужно считать документами в данной конкретной ситуации, при возмещении НДС, и какие из них необходимо предоставлять. Тем не менее, следуя многим примерам из практики, зачастую, требуют предоставить:

  • первичные документы;
  • списки бухгалтерских учётов;
  • книги покупок/продаж;
  • договоры хозяйственного назначения;
  • платёжную документацию;
  • учредительную документацию.

Список этих бумаг не является единственным и обязательным, но, как уже было сказано, наиболее часто налоговая служба запрашивает именно такие бумаги. Эти документы могут меняться либо дополняться налоговой инспекцией, исходя из разновидности заявленного декларационного вычета.

Дабы избежать конфликтных ситуаций с налоговой службой (и ускорить процедуру), будет правильным предоставить эту документацию по первому запросу. Любая документация, которая никак не связана с законностью осуществления вычета, а также не имеет для того оснований, предоставляться не должна.

Налоговая служба, по своему усмотрению, иногда запрашивает список документации по окончании проверки (спустя 90 дней). Однако в законодательстве нет никакой информации о её продлении, а значит, требования в документации после официального окончания проверки являются незаконными, и нужно обращаться в суд.

Если налоговая служба усомнится в правомерности проведённой операции хозяйственного назначения, ставшей поводом при возврате НДС, могут поступить требования в предоставлении бумаг, подтверждающих законность этих действий.

Чтобы обезопасить себя от подобного рода ситуаций, будет целесообразно иметь специальную папку с документами на всех контрагентов. Она должна содержать в себе:

  • удостоверение о госрегистрации, постановке на учёт;
  • выписку из Единого Госреестра;
  • документ о привлечении к ответственности в случае отсутствия уплаты налогов;
  • учредительную документацию;
  • документацию, удостоверяющую наличие прав на подписание любых бумаг, участвующих в хозяйственной деятельности.

Не всегда есть возможность своевременно получить необходимые документы, так как на их предоставление налоговый орган выделяет 10 суток. Если нет возможности уложиться в данный срок, то сразу же после получения запроса о предоставлении документации в налоговую службу направляется письменное уведомление должностным лицам о невозможности достать указанные документы в срок. В уведомлении описываются причины задержки, с чем она связана, какие именно проблемы возникают в получении запрошенных налоговой службой документов, и дополнительно указываются сроки, в течение которых налогоплательщик сможет предоставить эти бумаги (п. 3 ст. 93 НК РФ).

По прошествии 2 суток с даты получения данного заявления должностное лицо налоговой службы назначает решение о продлении сроков предоставления документов или об отказе в этом.

Сроки возмещения НДС

Когда было дано утвердительное решение о выплате НДС, в казначейство подаётся конкретный приказ о выплате данной суммы (п. 8 ст. 176 НК РФ). В течение 5 суток казначейство производит платёж на счёт налогоплательщика. Выплата осуществляется в течение 3 месяцев и 12 суток с того дня, когда была подана декларация и обращение. Когда заявление так и не было подано до момента, когда налоговым органом было выдано решение о возврате НДС, срок перевода суммы увеличивается до 30 суток после того, как было получено данное заявление.

Если нарушались сроки выплаты суммы НДС, налоговый орган в праве начислить проценты за все просроченные дни, исходя из нынешней ставки Центробанка РФ. Помимо этого, проценты зачисляются даже при таких условиях, когда налогоплательщик получил отказ в выплате, но посредством суда смог оспорить решение налоговой инспекции. В этой ситуации проценты начисляются после окончания проверки, спустя 12 дней, учитывая красные дни календаря.

Возмещение НДС (видео)

В данном видеоролике обозначены порядок возмещения НДС, особенности процедуры, необходимая документация и т. д.

Чтобы воспользоваться правом о возмещении НДС необходимо каждый шаг этой процедуры пройти максимально подготовленным. Наибольшим весом в данной ситуации обладает наличие на руках всех необходимых документов, даже если требования их предоставления со стороны налогового органа не возникало.