Упрощенная система бухгалтерского учета. Кто вправе применять упрощенные способы ведения бухучета

Упрощенный способ ведения бухгалтерского учета Наша организация относится к субъектам малого предпринимательства. Форма собственности - закрытое акционерное общество. Акционерные общества обязаны проводить аудит. Чтобы пройти аудиторскую проверку бухучет необходимо вести в полном объеме. Чем мы можем воспользоваться для упрощения бух.учета?

Форма собственности предприятия - Закрытое акционерное общество, относящееся к субъектам малого предпринимательства. АО обязаны проводить аудит, который возможен только на ОСНО. Можно ли упростить бухгалтерский учет читайте в статье.

Вопрос: Наша организация относится к субъектам малого предпринимательства. Форма собственности - закрытое акционерное общество. Акционерные общества обязаны проводить аудит. Чтобы пройти аудиторскую проверку бухучет необходимо вести в полном объеме. Чем мы можем воспользоваться для упрощения бух.учета?

Ответ: Организация, подлежащая обязательному аудиту, не имеет право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (ст.6 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ). Соответственно учет необходимо вести в полном объеме без упрощений.

Обоснование

Кто вправе применять упрощенные способы ведения бухучета

Все юридические лица на территории РФ (кроме подразделений иностранных организаций) обязаны вести бухгалтерский учет. Но требования к его организации могут отличаться, в зависимости от масштаба бизнеса. Рассмотрим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и условия их применения.

Какие предприятия имеют право применять упрощенный бухучет

В соответствии со ст. 6 закона № 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять:

  1. Малые предприятия.
  2. Некоммерческие организации (кроме иностранных агентов).
  3. Участники проекта «Сколково».

Однако нужно иметь в виду, что есть есть ряд условий, при которых переход на упрощенный бухгалтерский учет невозможен, даже если формально предприятие относится к «льготному» списку. Речь идет о следующих видах юридических лиц:

  1. Организации, подлежащие обязательному аудиту.
  2. Жилищные и кредитные кооперативы.
  3. Микрофинансовые организации.
  4. Государственные предприятия
  5. Адвокатские бюро и нотариальные палаты.

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета - разновидности

Упрощенное ведение бухгалтерского учета для малых предприятий должно соответствовать принципу рациональности.

Принятая на предприятии упрощенная форма бухгалтерского учета должна минимизировать нагрузку на специалистов бухгалтерии (особенно учитывая то, что чаще всего для таких фирм речь идет об одном специалисте). Но, с другой стороны, в любом случае должно быть обеспечено адекватное раскрытие информации о хозяйственной деятельности предприятия и возможность составления достоверной отчетности.

Для предприятий с небольшим количеством операций (до 30 в месяц) Минфин рекомендует применять упрощенную систему бухгалтерского учета без использования двойной записи. В этом случае все операции заносятся в комбинированный регистр – Книгу учета фактов хозяйственной деятельности . Отдельно ведется только учет заработной платы по ведомости.

В 2012 г. Минфином были внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В п. 6.1 измененного ПБУ уточняется, какие именно предприятия могут не применять двойную запись. Речь идет о некоммерческих организациях и микропредприятиях. К последним по состоянию на начало 2018 г. относятся организации с годовой выручкой до 120 млн руб. и численностью до 15 чел.

Малые предприятия с более существенными масштабами бизнеса должны использовать двойную запись, но имеют право частично упростить учет.

  1. Учитывать однородные операции «укрупнено» на одном счете:
    • Все затраты, относимые на себестоимость – на счете 20 (без использования счетов 23, 25, 26, 28, 29).
    • Все операции по безналичному движению денежных средств – на счете 51 (не используя счета 52, 55, 57).
    • Расчеты со всеми дебиторами и кредиторами – на счете 76 (без участия счетов 60, 62, 71, 73, 75, 79).
    • Финансовый результат – на счете 99 (без использования счетов 90, 91).
  2. Использовать упрощенные формы регистров бухгалтерского учета.
  3. Полностью включать коммерческие и управленческие расходы в затраты на производство и реализацию текущего года.
  4. Не начислять резервы по отпускам.
  5. Не переоценивать основные средства и нематериальные активы.
  6. Не исчислять разницы по налогу на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02).

Все положения, связанные с упрощением бухучета должны быть отражены в учетной политике организации.

Также для таких предприятий упрощаются и требования к подготовке отчетности.

  1. Информация по статьям может приводится укрупнено (например – «Запасы» в целом, без разделения на готовую продукцию, товары и т.д.).
  2. Отдельные формы могут не составляться (например, отчет об изменениях капитала). При этом баланс и отчет о финансовых результатах предоставляются в обязательном порядке.

Вывод

Упрощенное ведение бухгалтерского учета предусмотрено, главным образом, для предприятий с небольшими масштабами деятельности или некоммерческой направленности. В зависимости от оборотов компании, оно может включать в себя или полный отказ от двойной записи, или сокращение количества используемых счетов и упрощение отдельных операций.

Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является установление упрощенных способов ведения такового. Для представителей малого бизнеса в этой части есть определенные послабления. Однако на сегодняшний день их явно недостаточно. Немного "разрядить" обстановку призван Приказ Минфина от 16 мая 2016 г. N 64н, который вроде как направлен на упрощение правил бухучета для "малышей" - соответствующие изменения внесены аж в четыре бухгалтерских Положения. Однако на самом деле все не так просто, как хотелось бы.

Собственно говоря, нововведения адресованы компаниям, которые имеют право на применение упрощенных способов , включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Напомним, что вообще целью Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе к , а также создание правового механизма регулирования бухучета. При этом в ст. 20 Закона N 402-ФЗ подчеркивается: принципы регулирования бухучета имеют для учета то же значение, что и основные начала налогового законодательства - для регламентации налоговых правоотношений. Среди таких бухгалтерских принципов особое место занимает принцип "установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая , для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы".

Кто может вести бухучет по "упрощенной" программе

В первую очередь напомним, для каких организаций доступны упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Перечень таковых приведен в ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. К ним отнесены:

  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

При этом, даже если компания относится к одной из названных категорий, упрощенный бухучет ей недоступен, если она поименована в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. В "черный список", в частности, попали АО, ЖК и ЖСК, микрофинансовые организации, коллегии адвокатов и т.д. Им надлежит вести бухучет по общим правилам и в полном объеме.

"Упрощенные" принципы

Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухучета одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25 ноября 2015 г. (Протокол N 7). К ним отнесены:

  1. соответствие способов ведения бухгалтерского учета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности экономического субъекта;
  2. единство методологических основ упрощенных и общих способов бухучета;
  3. приоритет информационной функции бухучета над его контрольной функцией;
  4. обеспечение качества и надежности формируемой в бухгалтерском учете информации, ценности ее для заинтересованных пользователей при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;
  5. исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при применении упрощенных способов ведения бухучета;
  6. сопоставимость финансовой информации, сформированной упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, с финансовой информацией, сформированной по общим правилам.

"Упрощенные" способы

В этой части введенные Приказом N 64н упрощенные способы ведения бухучета предполагают, что организация может определять первоначальную стоимость ОС в особом порядке:

  • при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС.

Что касается иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, то они в "упрощенном" случае включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором были понесены. Иными словами, в первоначальную стоимость ОС можно не включать, в частности, следующие расходы:

  • суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, госпошлины, уплачиваемые в связи с покупкой объекта ОС;
  • вознаграждение посреднику, через которого был приобретен объект ОС;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением ОС.

Вариантность в начислении амортизации

Не менее существенные изменения Приказом N 64н внесены в часть, касающуюся . И если ранее согласно п. 19 ПБУ 6/01 в течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ОС должны были начисляться ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы, то теперь допускается и "упрощенный" вариант. Он состоит в том, что годовую сумму амортизации можно начислять единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года, а не ежемесячно. Есть и еще один вариант - амортизацию можно начислять периодически в течение отчетного года, самостоятельно определив соответствующий период.

Упрощения в процедуре начисления амортизации предусмотрены также в отношении производственного и хозяйственного инвентаря. Напомним, что данные объекты в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 относятся к ОС, если продолжительность их СПИ превышает 12 месяцев или обычный операционный цикл. Благодаря Приказу N 64н начислять амортизацию названного инвентаря можно единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету.

Упрощенный бухучет МПЗ

Приказом N 64н ряд поправок внесен в ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина от 9 июня 2001 г. N 44н), которым регламентирован . В данной части нововведений несколько.

Во-первых , речь идет о возможности оптимизации процесса формирования первоначальной стоимости МПЗ. Здесь имеет место аналогия с процессом формирования первоначальной стоимости ОС. То есть оценивать приобретенные МПЗ разрешается по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с их приобретением, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Напомним, что по общим правилам МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Таковой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. При этом к фактическим затратам на приобретение МПЗ, в частности, относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • плата за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;
  • вознаграждения, уплачиваемые посредникам, через которых приобретаются эти объекты;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

По "упрощенным" же правилам предполагается, что если расходы не формируют первоначальную стоимость МПЗ, то они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором были понесены.

Во-вторых , речь идет о списании расходов на МПЗ. Согласно изменениям такие затраты можно списывать единовременно, если характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ или же если эти запасы используются в управленческих нуждах. При этом существенными остатками считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухотчетности организации способна повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности этой организации.

В этой части отдельно выделены микропредприятия - им дана возможность списывать любые МПЗ без ограничений, то есть для этих целей им не нужно учитывать информацию о существенности остатков МПЗ с точки зрения ее способности повлиять на решения пользователей бухотчетности.

В-третьих , опять же организации, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, благодаря Приказу N 64н могут не формировать резерв под снижение стоимости МПЗ (п. 25 ПБУ 5/01).

Учет НМА и расходы на НИОКР

Приказом N 64н также дополнены "упрощенные" положения ПБУ 14/2007 (утв. Приказом Минфина от 27 декабря 2007 г. N 153н) и ПБУ 17/02 (утв. Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. N 115н). Их суть сводится к тому, что организациям, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, дается право не формировать в бухучете стоимость интеллектуальных объектов и не отражать их в составе нематериальных активов или расходов на НИОКР. То есть расходы на НИОКР и на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухучету в качестве нематериальных активов, могут признаваться в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

Непростые проблемы применения новшеств

Надо сказать, что названные нововведения носят разрешительный характер. Соответственно, по умолчанию они не применяются - при желании воспользоваться упрощенными правилами организации должны внести изменения в свою учетную политику. При этом за компаниями закреплено право самостоятельно определять целесообразность применения каждого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета независимо от применения других упрощенных способов. То есть какие-либо из них можно "внедрить" в практику, а от каких-то следует отказаться.

Но на самом деле это не так просто. Как минимум нужно провести определенную аналитическую работу и тщательно взвесить последствия принимаемых решений. К примеру, если говорить о последствиях невключения в первоначальную стоимость ОС иных расходов, связанных с их приобретением (сооружением), то их несколько. С одной стороны, уменьшается база по налогу на имущество, с другой - это же ведет и к снижению стоимости чистых активов...

Если же говорить об упрощенных способах начисления амортизации, то, упростив бухучет и списывая амортизационные отчисления раз в год, тем самым "внутри" года как раз завышается база по налогу на имущество. Правда, с такой проблемой не столкнутся компании, применяющие тот или иной спецрежим.

В последние года три в бухгалтерском деле происходят глобальные изменения. Но поскольку изменения эти были несколько разрознены, то отследить и понять, к чему все это, было затруднительно.

Только в 2015 году стало понятно, куда все движется и что вообще происходит. После поправок, внесенных в законодательно-нормативную базу в 2015 году стало очевидно, что государство движется в развитии бухгалтерского учета в двух основных направлениях:

1. Выделение организаций (субъектов хозяйствования), достоверность и качество бухгалтерской отчетности, которых государство будет обеспечивать всеми доступными ему способами как гарант интересов инвесторов и кредиторов (общественно значимые организации).

2. Также определен круг субъектов хозяйствования, для которых государство создает комфортные условия. А именно: вводит и поддерживает возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенном виде с правом составления упрощенной бухгалтерской отчетности.

В данном случае я имею ввиду:

  • поправки 2015 года в перечне организаций, имеющих право вести упрощенный бухгалтерский учет;
  • изменения, касающиеся субъектов обязательного аудита;
  • выход профессионально стандарта «Бухгалтер».
И все это во взаимосвязи с коренным образом изменившимися целями бухгалтерского учета, которые появились у нас с введением .

Для внесения ясности и логичности в цепь произошедших событий, мне хотелось бы кратко сформулировать итоги и дать некоторые комментарии к наиболее интересным аспектам не так давно ушедшего 2016 года.

Итак, в силу произошедших изменений, на начало 2016 года появились две четко выделенные группы организаций, для которых четко установлены правила формирования достоверной бухгалтерской отчетности, но с разной степенью информативности для пользователей:

  • организации, имеющие право вести упрощенный учет и составлять упрощенную отчетность (п. 4 ст. 6 Закона 402-ФЗ);
  • организации, не имеющие право вести упрощенный учет.
Давайте более пристально посмотрим на эти группы.

Группа 1: могут вести упрощенный учет и сдавать упрощенную отчетность

В настоящее время таким правом обладают субъекты малого предпринимательства, которые не попадают под обязательные аудиторские проверки (п. 5 ст. 6 Закона №402-ФЗ).

Ст. 11 Федерального закона от 04.11.2014 №344-ФЗ, которой внесены изменения в п. 4 ст. 6 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

«Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Если сделать вывод, то, как правило, это организации:

  • не размещающие собственные ценные бумаги на рынке;
  • не привлекающие инвесторов иными способами.
Таким образом, отчетность этих организаций интересна (в лучшем случае) только им самим, то есть - учредителям, руководителям. У отчетности таких организаций в принципе отсутствуют заинтересованные сторонние пользователи, чьи интересы могли бы быть нарушены ее недостоверностью. Именно такой логикой объясняется существующее послабление со стороны государства в части учета и отчетности таких компаний, а также в части отсутствия требования к ним о проведении обязательного аудита отчетности.

С этой точки зрения такие организации не являются общественно значимыми.

Заметно, что государство демонстрирует явную заинтересованность в расширении количества таких организаций. Это можно увидеть, если проанализировать гарантии стабильности статуса субъекта малого бизнеса достаточно устойчивый промежуток времени.

Например, в 2015 году был значительно повышен лимит выручки и численности организаций для их отнесения к категории малого бизнеса, а также увеличены предельные доли участия в капитале организаций, претендующих на звание субъекта малого предпринимательства, иностранных лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса.

Кроме того, был установлен достаточно большой гарантированный период до исключения организаций из категории малых при отступлении от предельных значений по критериям численности и годового оборота (подп. «в» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ).

Группа 2: не имеют права на упрощенный учет

Применительно к большинству организаций в отношении отчетности за 2016 год ко второй группе относятся:
  • любое АО (как публичное, так и непубличное (подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • ООО, если оно выпускает ценные бумаги (например, облигации), допущенные к организованным торгам (подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • любая организация, если выручка от продажи продукции (товаров), выполнения работ за 2015 год у нее превысила 400 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ; здесь учитываются данные бухгалтерского учета!);
  • любая организация, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2016 у нее составляла более 60 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • организация, обязательность проведения аудиторской проверки которой отдельно установлена федеральными законами (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).
В отношении таких организаций реализуется политика защиты имущественных интересов граждан и инвесторов - юридических лиц (потенциальных инвесторов), а также имущественных интересов лиц, вступающих с такими организациями в гражданско-правовые отношения (в том числе кредиторов, потенциальных кредиторов).

Поскольку бухгалтерская отчетность таких организаций затрагивает имущественные интересы данных пользователей, определено, что ее качество должно позволять им принимать обоснованные экономические решения. То есть отчетность должна отражать реальное экономическое состояние организации и, соответственно, иметь прогнозные свойства.

Каким образом законодатель будет обеспечивать надлежащее качество этой отчетности?

Во-первых, вменением организациям в обязанность создания достоверной отчетности о финансовом состоянии организации в соответствии с требованиями Закона №402-ФЗ.

Во-вторых, запретом применения этими организациям упрощенных способов учета и составления отчетности.

В-третьих, обязательным подтверждением формируемой такими организациями годовой бухгалтерской отчетности аудиторскими организациями (с усилением требований к деятельности таких организаций).

Как это влияет на бухгалтерскую профессию

Разделение организаций на две названные категории дает основание задуматься о различии выполняемых главными бухгалтерами функций.

Компании, имеющие право на упрощенный учет, могут принять решение о том, что они будут или не будут придерживаться этой льготы. В первом случае понятно, что высококвалифицированный главный бухгалтер такой организации ни к чему. Достаточно и среднего уровня квалификации.

Во втором случае такое решение принимается, как правило, если учредитель или руководитель лично заинтересован в ее качестве. Аудит здесь может быть только инициативный, поэтому именно заинтересованные лица будут устанавливать требования к уровню квалификации главного бухгалтера, равно как и уровень оплаты его труда.

В отношении организаций, не имеющих права на ведение упрощенного учета и составление отчетности по упрощенной методике, может быть принято также два решения, которые повлияют на требования к уровню квалификации главного бухгалтера и на уровень оплаты его труда:

  • исполнить требования Закона №402-ФЗ не в полном объеме, прикрываясь требованием рациональности при ведении учета. Поскольку в такой ситуации руководитель (учредитель), как правило, не придает большого значения достоверности отчетности в части наделения ее прогнозными свойствами (основное требование - чтобы не было претензий от налоговиков), то аудиторы для проведения обязательного аудита (если он вообще проводится) отбираются по принципу лояльности. В итоге, организация ведет учет, «приближенный к упрощенному». И, конечно же, такая организация будет экономить на заработной плате квалифицированного бухгалтера. Он попросту ей не нужен;
  • исполнить требования Закона №402-ФЗ в полном объеме. Здесь, как говорится, без комментариев. Понятно, что нужен главный бухгалтер высочайшего уровня квалификации, поскольку и аудиторы будут работать, и налоговая не должна найти никаких ошибок (ну, или совсем чуть-чуть, и те, которые для них специально оставит главбух), и отчетность должна иметь прогнозные свойства. Поэтому, такие компании, как правило, на зарплате главного бухгалтера не экономят. Но таких, к сожалению, мало.

Малые предприятия могут сдавать отчетность по упрощенным формам. Однако даже упрощенными правилами нужно пользоваться так, чтобы в дальнейшем не усложнить себе жизнь. Тем более что в правила эти в 2016 году внесены существенные корректировки. Расскажем о них подробнее.

На официальном сайте Минфина размещен документ «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Рекомендации). Документ разработан Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. В нем закреплены три возможных упрощенных способа ведения бухгалтерского учета:

  • полная форма;
  • сокращенная форма;
  • простая система ведения бухучета.

Полная форма, по сути, напоминает обычный бухгалтерский учет, поскольку здесь также все хозяйственные операции учитываются методом двойной записи в соответствующих регистрах. Она подходит тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.

Для малых компаний с численностью работников не более 100 человек и выручкой, не превышающей 800 млн рублей за предыдущий год предусмотрены следующие послабления: сокращенный план счетов, использование специальных регистров и возможность исправлять существенные ошибки, выявленные после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, в упрощенном порядке по правилам пункта 14 ПБУ . прошлый год не нужно.

Сокращенная форма подходит для малых компаний, использующих кассовый метод, и удобна для тех, у кого хозяйственные операции преимущественно однообразные.

Она предусматривает, что все факты хозяйственной жизни нужно записывать посредством двойной записи в одном документе – Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни. Бланк этой книги можно разработать самостоятельно на основе формы № К-1МП, утвержденной в приложении 11 к Рекомендациям.

Нужно отметить: если у вашей организации много разнообразных операций, книга получится большого размера, поэтому ее применение, возможно, будет неудобным и может запутать вас.

Разумеется, самый простой способ организовать бухучет – не применять двойную запись вовсе (то есть вообще не делать никаких проводок). Но вести бухгалтерский учет по простой системе могут вести только микропредприятия. с численностью работников до 15 человек и выручкой, не превышающей 120 млн рублей за предыдущий год.

Напомним, что важные моменты организации и ведения упрощенного бухгалтерского учета Минфин России разъяснил в информационном письме от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015.

Новые правила для упрощенного учета

Приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» внесены поправки , .

Новые правила для упрощенного учета адресованы организациям, которым разрешено применять и сдавать упрощенную отчетность.

Теперь таким организациям разрешается:

По общим правилам по мере отпуска материалов в производство они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

Новый порядок допускает для микропредприятия признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения или осуществления (п. 13.2 ПБУ 5/01 ). Этот упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в его бухгалтерской отчетности остатков МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции).

В аналогичном порядке могут списывать субъекты, не относящиеся к микропредприятиям, но при условии, что характер их деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ.

Существенными считаются такие остатки МПЗ, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности способна повлиять на решения пользователей этой отчетности. Критерий существенности организация устанавливает самостоятельно (п. 11 ПБУ 4/99 , утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, письмо Минфина России от 24 января 2011 г. № 07-02-18/01).

Таким образом, при применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету других счетов учета затрат на производство – при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда и т. д. в полной сумме по мере приобретения сырья, материалов, товаров и осуществления других затрат на производство и подготовку к продаже продукции, товаров. Делается проводка:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60 (70, 71, 76…)
- отражена стоимость приобретенных МПЗ.

Общая сумма затрат, учтенных на счете 20 (на других счетах учета затрат на производство – при использовании таких счетов), списывается в конце отчетного периода в дебет счета 99 «Прибыли или убытки» (в дебет счета 90 «Продажи» – при использовании такого счета).

В аналогичном порядке можно вести учет МПЗ, предназначенных для управленческих нужд. Теперь малые предприятия могут признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (п. 13.3 ПБУ 5/01). Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в учете и отражение в отчетности остатка таких МПЗ.

Учет основных средств (ПБУ 6/01)

У организаций с «упрощенным» бухучетом появилась возможность по-иному формировать первоначальную стоимость основных средств при их приобретении за плату, а также при их сооружении (изготовлении).

Приобретенные объекты основных средств к бухгалтерскому учету разрешено принимать по цене поставщика, а сооруженные (изготовленные) объекты основных средств – по стоимости работ подрядчика (ранее – только в полной сумме фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление).

Внесенные изменения позволяют организациям малого бизнеса, применяющим упрощенные способы бухгалтерского учета, не включать в первоначальную стоимость ОС такие расходы:

  • суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • общехозяйственные и иные аналогичные расходы, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Все эти расходы, которые окажутся не учтенными в первоначальной стоимости ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются затраты на приобретение (сооружение, изготовление) объекта основных средств в размере цены поставщика (подрядчика).

Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, учитываются по дебету счета 20 «Основное производство» (или других счетов учета затрат на производство – при их использовании) и кредиту счетов учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др. Таким же образом можно учесть и затраты на монтаж – при их наличии, и если они не учтены в цене поставщика (пп. «а» п. 8.1 ПБУ 6/01).


ПРИМЕР УПРОЩЕННОГО УЧЕТА ПРИОБРЕТЕННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Организация в июне приобрела технологическое оборудование договорной стоимостью 175 000 руб. (без НДС). Стоимость работ по монтажу оборудования составила 10 000 руб. (без НДС). Расходы по доставке составили 5000 руб. (без НДС).

Бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 60
- 175 000 руб. – принято к учету оборудование;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- 5000 руб. – учтены расходы на доставку оборудования;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- 10 000 руб. – учтены расходы на монтаж оборудования;

ДЕБЕТ 01   КРЕДИТ 08
- 175 000 руб. – оборудование переведено в состав основных средств.

В аналогичном порядке ведется учет основных средств при их изготовлении, в том числе силами подрядчика.


ПРИМЕР УПРОЩЕННОГО УЧЕТА «САМОСТОЯТЕЛЬНО» ИЗГОТОВЛЕННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Организация в июне получила и оплатила консультационные услуги стоимостью 15 000 руб. (без НДС) по созданию основного средства. К изготовлению основного средства привлечен подрядчик, затраты на его создание составили 100 000 руб. (без НДС). Работы произведены в июле.

Бухгалтер сделал проводки:

в июне:

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- 15 000 руб. – затраты на консультационные услуги учтены в составе расходов;

в июле:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 60
- 100 000 руб. – стоимость услуг подрядчика включена в первоначальную стоимость объекта;

ДЕБЕТ 01   КРЕДИТ 08
- 100 000 руб. – объект принят к учету в составе основных средств.

Упрощенный порядок начисления амортизации основных средств

Организации, ведущие бухгалтерский учет упрощенно, могут начислять годовую сумму амортизации по основным средствам единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией (п. 19 ПБУ 6/01). То есть не ежемесячно в размере 1/12 от годовой суммы амортизации, а, например, раз в квартал или раз в год. Начисленная сумма амортизации отражается в бухгалтерском учете соответственно в периоде, к которому она относится, или в декабре отчетного года.


ПРИМЕР УПРОЩЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Основное средство относится к четвертой амортизационной группе, его первоначальная стоимость составляет 325 000 руб. Амортизация по нему начисляется линейным способом, срок его полезного использования установлен равным 6,5 годам (78 месяцам).

В этом случае годовая сумма амортизации составляет 50 000 руб. (325 000 руб. : 6,5 года) (абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01).

Согласно учетной политике, амортизация в бухгалтерском учете начисляется один раз в конце отчетного года.

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 02
- 50 000 руб. – начислена амортизация основного средства.

По производственному и хозяйственному инвентарю разрешено начислять амортизацию единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету (ранее – только в течение всего срока полезного использования объекта).

К производственному инвентарю относятся предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут квалифицироваться ни как оборудование, ни как сооружения.

При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета сумма начисленной амортизации по указанным объектам в размере 100% их первоначальной стоимости отражается по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету других счетов учета затрат на производство – при использовании таких счетов) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в том же отчетном периоде, в котором объект принят к бухгалтерскому учету. При этом объект не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).


ПРИМЕР НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ПО ИНВЕНТАРЮ

Организация в июне приобрела производственный инвентарь стоимостью 60 000 руб. (без НДС). Согласно учетной политике, амортизация производственного инвентаря начисляется в размере 100% в том периоде, когда объект принят к бухгалтерскому учету.

Бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 60
- 60 000 руб. – отражена первоначальная стоимость производственного инвентаря;

ДЕБЕТ 01   КРЕДИТ 08
- 60 000 руб. – производственный инвентарь учтен в составе основных средств;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 02
- 60 000 руб. – начислена амортизация производственного инвентаря.

Учет НМА (ПБУ 14/2007)

Малое предприятие может признавать расходы на приобретение (создание) объектов, отвечающих критериям нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет НМА»). Данный упрощенный способ не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Нематериальные активы».

При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета признание указанных расходов отражается по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету других счетов учета затрат на производство – при использовании таких счетов) и кредиту счетов учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др.


ПРИМЕР УПРОЩЕННОГО УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Научно­-исследовательское бюро разработало новый прибор, провело успешные испытания и направило в Роспатент заявку на получение патента.

Затраты на создание прибора составили:

Заработная плата работников – 30 000 руб.;

Страховые взносы – 9060 руб.;

Материальные затраты – 20 000 руб.;

Госпошлина – 2000 руб.

Бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 70
- учтена заработная плата работников;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 69
- начислены страховые взносы;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 10
- учтены материальные затраты;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- отражена в составе расходов госпошлина.

Расходы на НИОКР (ПБУ 17/02)

Малое предприятие может списывать расходы на НИОКР в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02 «Расходы на НИОКР»). Данный упрощенный способ не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Результаты исследований и разработок».

При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета списание указанных расходов отражается по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету других счетов учета затрат на производство – при использовании таких счетов) и кредиту счетов расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др.


ПРИМЕР УЧЕТА РАСХОДОВ НА НИОКР

Сторонний исполнитель выполнил для организации работу по усовершенствованию выпускаемой продукции стоимостью 100 000 руб. (без НДС). Работа дала положительный результат, который не подлежит правовой охране. В месяце завершения работ организация произвела расчеты с исполнителем и начала использование результатов НИОКР в производственной деятельности. В учетной политике организации предусмотрено, что расходы на НИОКР списываются на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

Бухгалтер сделает проводки:

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- 100 000 руб. – отражена задолженность по оплате выполненных работ;

ДЕБЕТ 60   КРЕДИТ 51
- 100 000 руб. – оплачены выполненные работы.

Вы почти уверены, что все правила упрощенного учета применялись вами правильно? Тогда пора переходить к составлению упрощенного баланса, чтобы удостовериться в этом окончательно.