Уничтожение страны – на примере Ливии. Зачем Алжиру российские «Искандеры» и «Терминаторы»? Леонид Нерсисян

Российское вооружение пользуется стойким спросом на мировом рынке с момента распада СССР. При этом крупнейшими импортёрами российского оружия за период с 1991 по 2016 год оказались Индия ($36,6 млрд в условных ценах за 1990 год) и Китай ($33,2 млрд в ценах за 1990 год). Третье же место заняла, на первый взгляд, достаточно неожиданная страна - Алжир. За то же самое время африканская страна приобрела в России оружия почти на условных $10 млрд (по данным Стокгольмского института исследования проблем мира).

Более того, по информации местных источников, на которые ссылается авторитетный военный блог BMPD, выходящий под эгидой Центра анализа стратегий и технологий, Алжир стал вторым после Армении покупателем российских оперативно-тактических комплексов (ОТРК) «Искандер-Э». Помимо этого, африканская страна оставила огромный заказ на новейшие российские боевые машины поддержки танков БМПТ-72 «Терминатор-2».

Леонид НЕРСИСЯН

Одной из главных жертв «Арабской весны» стала Ливия, разорванная в клочья гражданской войной. В отличие от Сирии, окончательно разрушить государственность которой не дала Россия, эта африканская страна оказалась полностью во власти различных группировок, поддерживаемых внешними игроками.

Кроме того, под предлогом введения бесполётной зоны, блоком НАТО была реализована прямая военная интервенция против сил Муаммара Каддафи, что и привело к достаточно быстрому поражению полковника.

В связи с тем, что в России ливийские события освещались более поверхностно, чем сирийские (на них обратили пристальное внимание после начала операции ВКС РФ), имеет смысл вернуться в прошлое и ещё раз вспомнить, как самое благополучное государство Африки было ввергнуто в пучину гражданской войны, которая продолжается до сих пор.

Полковник в 27 лет. Путь к вершине

Сначала обратимся к прошлому: вспомним, как полковник Каддафи пришел к власти и как он правил - это играет в случившемся ключевую роль. В 1964 году под руководством Каддафи была создана организация «Свободные офицеры юнионисты-социалисты» (ОСОЮС), целью которой было свержение монархии в Ливии. Организация имела тесные связи с египетским руководством, возглавляемым тогда Гамалем Насером. Каддафи имел схожие с ним взгляды - был панарабистом и антиимпериалистом. В знак солидарности ливийские военные даже называли себя насеритами.

Учитывая явное недовольство населения Ливии повальной коррупцией, которая не позволяла развивать страну даже учитывая нефтяные доходы, военный переворот прошёл гладко и практически бескровно. 1 сентября 1969 года, пока король Ливии Идрис I лечился в Турции, была реализована «Операция Иерусалим»: в течение дня бойцы ОСОЮС захватили в Бенгази все ключевые точки, предварительно блокировав американские базы, расположенные в стране на тот момент.

С этого момента была объявлена Ливийская Арабская Республика, а 27-летнему Каддафи было присвоено звание полковника. В скором времени он стал премьер-министром и министром обороны. Первым же делом из страны были выведены все иностранные военные базы: американские, британские и итальянские (несмотря на то, что эти страны активно «заигрывали» с новым правительством Ливии, надеясь на сохранение своего влияния).

Параллельно начались переговоры с Египтом и Суданом о слиянии стран, а 8 ноября 1970 года была принята «Каирская декларация», предусматривающая создание «Федерации Арабских Республик». Также приглашался к объединению и Тунис, но его руководство отказалось. Объединение стран должно было произойти в 1973 году, однако новый президент Египта Анвар Садат сорвал эту инициативу, которая могла бы дать арабскому миру совершенно другой вес.

В отличие от Насера, которого к тому времени не стало, новый президент Египта «взял курс на запад» (изгнав из страны советских военных инструкторов) и был далёк от идей панарабизма. Позже страны и вовсе стали прямыми врагами - правительства Судана, Египта и Туниса обвинили Каддафи в поддержке революционных движений в их странах. Сложившаяся ситуация привела даже к недолгой ливийско-египетской войне (21 - 24 июля 1977 года), которая, впрочем, не изменила статуса-кво, однако на десятилетия уничтожила нормальные отношения между странами.

В 1977 году Ливия стала именоваться «Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия» («Джамахирия» в переводе с арабского - власть народных масс). Тщетные попытки объединить Ливию и другие арабские страны продолжались и дальше (к примеру, шли переговоры с Алжиром, а в случае с Марокко был даже удачный референдум, однако в итоге опять ничего не вышло).

С 1979 года Каддафи официально стал врагом США и Запада - страну обвинили в спонсировании терроризма и вмешательстве во внутренние дела 45 стран. В 1980 году Каддафи поссорился ещё и с Саудовской Аравией, поддержав вместе с Сирией Иран в его войне с Ираком (достаточно интересное решение, учитывая, что Ливия является суннитской страной). Против Ливии, Эфиопии и Йемена был сформирован «священный союз» Саудовской Аравии, Египта и Судана, вполне соответствующий нынешней суннитской «арабской коалиции», воюющей в Йемене и поддерживающей свержение Асада в Сирии.

Первое же прямое столкновение с французами, которые активнее всех вели бомбардировки правительственных сил Ливии в 2011 году, случилось в Чаде. В начале 1970-х в этой стране шла гражданская война между официальным правительством и группировками, которые ливийцы в итоге решили поддержать. В 1973 году Ливия ввела свои войска в приграничные области Чада, а к 1975 году оккупировала спорную полосу Аузу площадью 70 тыс. км². В 1980 году ливийские войска начали оказывать прямую военную помощь проливийскому президенту Гукуни Уэддею в борьбе с поддерживаемыми Францией повстанцами (в обмен на объединение с Чада с Ливией).

Однако под давлением международного сообщества, ливийские войска были выведены из Чада и повстанцы одержали победу. Но уже в 1983 году ливийские войска вновь стали оказывать поддержку на сей раз уже повстанцу-Уэддею, в итоге произошли практически прямые столкновения с французскими военными. Чад на тот момент фактически распался на две части. Однако в 1987 году правительственные войска Чада вместе с французами нанесли тяжёлые поражения ливийцам, даже вторгнувшись на территорию Ливии.

В итоге принадлежность полосы Аузу решал Международный суд в Гааге и в 1994 году вынес решение в пользу Чада, после чего ливийские войска вышли из этих приграничных территорий.

Ещё одно «знаковое» событие - бомбардировка Триполи и Бенгази американцами после теракта в Западном Берлине. Во взрыве нашли «ливийский след» и, таким образом, было принято решение отомстить. Целый ряд терактов, включая взрыв авиалайнера Boeing 747 авиакомпании PanAm в Шотландии, был приписан ливийским спецслужбам, вследствие чего в 1992 году страна оказалась под санкциями Совбеза ООН. В 2003 году, после того как Ливия признала причастность к терактам и выплатила компенсации погибшим, санкции ООН были сняты.

Что касается экономики Ливии во времена правления Каддафи, то она постоянно росла. Нефтегазовые доходы активно шли на развитие страны. Ливия стала вполне социальным государством, с ВВП на душу населения в 2008 году равным $14 400, что стало первым показателем в Африке. В стране было бесплатное образование (к началу правления Каддафи неграмотными были 73% населения, а к 2009 году грамотными стали почти 87%) и медицина, цены на топливо были минимальны, имелось множество самых разных субсидий и выплат.

Тем не менее, по данным такой организации, как Transparency International, уровень коррупции в стране был очень высок. Свободы слова в стране также не было и с «инакомыслящим» могли разобраться самым жёстким образом (за годы правления Каддафи многие были репресированы).

Одно остается фактом - к началу 2011 года Каддафи уже остался практически один - все его единомышленники были давно смещены, с Западом он был давно во вражеских отношениях, несмотря на торговлю нефтью. С Россией, после распада СССР, особо теплых отношений также не было.

«Мы пришли, мы увидели, он умер»

Несмотря на достаточно высокий уровень жизни (особенно для Африки), в 2011 году в Ливии началась гражданская война. Начало ей положили демонстрации в Бенгази 15 февраля, с требованиями освободить правозащитника Фетхи Тарбеля. Несмотря на то, что требование митингующих было выполнено, процесс стал идти по нарастающей.

Начались столкновения с правительственными силовыми структурами. Против демонстрантов было применено оружие, а дальше всё пошло по сценарию, схожему с сирийским. Насчёт правомочности действий сил, подвластных Каддафи, до сих пор идут споры - многие «информационные бомбы» о расстрелах демонстрантов из пулемётов и применении артиллерии так и не подтвердились. При этом демонстранты в том же Бенгази открыто нападали и захватывали военные базы и полицейские участки.

Очень быстро, уже к 17 февраля, в Бенгази части ливийской армии перешли на сторону оппозиции, тоже самое сделал министр МВД Абдель Фаттах. Уже к 24 февраля практически вся восточная часть страны (Киренаика) перешла под контроль мятежников. В начале марта в британской прессе появилась информация об английском спецназе SAS, который высадился в Ливии, после чего началось наступление мятежников на западную часть Ливии. Однако, в середине марта войска Каддафи провели удачную контратаку, отбив несколько населенных пунктов, в том числе стратегический порт Бреги.

17 марта Совбез ООН принял «роковую» для Каддафи резолюцию N 1973, создавшую над Ливией «бесполётную зону», под прикрытием чего авиация НАТО позже начала наносить удары по правительственным войскам. Уже к 19 марта «лоялисты» подошли к окраинам Бенгази - оплота мятежников. И именно в этот день началась военная интервенция НАТО в Ливию - начались авиаудары по всем военным объектам сил Каддафи. Штурм Бенгази был сорван. К концу марта мятежники вернули все потерянные территории.

Примечательно, уже 28 марта Катар подписал с повстанцами договор об экспорте ливийской нефти. До июля линия фронта стабилизировалась в области Бреги, оставшейся у «лоялистов», несмотря на авиаудары НАТО. В результате, Франция, нарушая оружейное эмбарго, начала сбрасывать с воздуха повстанцам противотанковое (ПТУР Milan) и другое вооружение. Скоро оружие «потекло рекой» - уже и от арабских противников Каддафи (всё тех же, что и в Сирии - Катара, Саудовской Аравии, Судана и т. п.).

После того как повстанцы начали получать оружие и наёмников, а также и помощь военных из Британии, Катара, ОАЭ и Иордании, в войне наступил перелом. К 22 августу, с большим трудом, мятежники смогли взять контроль над Брегой, являющейся одним из ключевых объектов торговли нефтью. В эти же дни повстанцы нанесли неожиданный удар по столице Ливии - Триполи. К 9 сентября, после тяжелейших уличных боёв, Триполи пал.

Интересно, что английская газета Daily Telegraph заявила тогда, что ключевую роль во взятии Триполи сыграли не ливийские повстанцы, а британский спецназ SAS. С этого момента Переходный Национальный Совет был фактически признан мировым сообществом в качестве легитимного правительства Ливии.

Тем не менее, война ещё продолжалась - «лоялисты» всё ещё контролировали часть территории Ливии, в том числе родной город Каддафи - Сирт. Штурмовать этот последний оплот повстанцам пришлось долго - обороняющиеся сражались ожесточённо. К 26 сентября нападавшим удалось войти в пригороды, а с 7 по 17 октября уже шли бои за центр города. 20 октября город был окончательно взят под контроль, а полковника Муаммара Каддафи и его сына Муттазима схватили и расправились с ними самым жестоким образом в тот же день. Захоронены тела тайно, в пустыне, а могилы родственников полковника были осквернены.

За время боев погибло не менее 50 тысяч человек. На этом кончился первый этап гражданской войны, который в итоге, не привёл к миру в стране до сих пор. Лучше всего о случившемся говорят злорадные слова тогдашнего Госсекретаря США Хиллари Клинтон: «Мы пришли, мы увидели, он умер».

Что касается дальнейшего развития событий - то почти сразу, уже в 2011 году, начались военные столкновения между различными группировками победителей, так как фигуры, реально объединяющей их всех, не нашлось. Кроме того, в Ливии имеется множество племён, которые Каддафи смог силой объединить, а теперь многие из них «гнут» свою линию. В 2014 же году началась ещё одна гражданская война - между нынешним правительством и исламистами, в том числе ИГИЛ («Исламское государство» - террористическая организация, запрещенная в РФ).

Заключение

Гражданская война в Ливии, как и вся «Арабская весна» разгорелась с невероятной скоростью, что говорит о том, что она готовилась задолго до её начала. Вполне вероятно, что чиновники и военные, резко перешедшие в стан мятежников, были заранее завербованы и подкуплены.

С самого начала имелось явное вмешательство со стороны арабских монархий и западных стран. Финансирование, организация, а впоследствии даже прямая военная помощь оказывалась Катаром, ОАЭ, Иорданией и другими суннитскими арабскими странами. Из «западного мира» активнее всех работали Франция и США.

Война в Ливии, вероятнее всего, закончилась бы поражением повстанцев, если бы 20 марта не начались бомбардировки НАТО. Роль в принятии соответствующей резолюции сыграла и Россия, не использовавшая своего права вето в ООН. Позже этот факт признали ошибкой российского руководства.

Долгая, несменяемая власть (42 года), Муаммара Каддафи привела к росту недовольства в некоторых племенах, которые были лишены власти весь этот период, поэтому почва для революции имелась неплохая. Некоторая эксцентричность полковника, временами проявлявшаяся жестокостью, тоже сыграла свою роль.

В армии Каддафи было много наемников из Чада, которые, судя по всему, оказались достаточно нестойкими солдатами, как только появились перспективы поражения (это характерно для любых наемников).

Имеются четкие параллели между конфликтами в Сирии и Ливии. Боевикам оказывают помощь те же страны, с той же целью - сместить неугодного правителя. Разница заключается в том, что в Ливии меньшую роль играла религиозная составляющая - противостояния суннитов и шиитов там нет.

Кроме того, в случае с Сирией РФ сделала всё, чтобы исключить интервенцию НАТО, а позже и вовсе начала оказывать помощь силам Башара Асада.

Муаммар Каддафи своими попытками объединить часть арабских стран, видимо, сильно раздражал как Запад, так и конкурентов - Саудовскую Аравия, Катар и т. п. Объединение привело бы к созданию слишком сильного и независимого государства в регионе.


Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.


В исследовании раскрываются особенности формирования восточнославянской этносферы на российском Кавказе. Выделяется воздействие демографического фактора на результативность интеграционного процесса. Анализируются также конфессиональные аспекты проводившейся политики. Впервые в научный оборот автором вводятся сведения из различных источников, позволяющие восстановить историческую реальность освоения края переселенцами из центральных и юго-западных субъектов государства, в том числе представителями русского протестантизма (духоборами, молоканами, старообрядцами). Рассчитана на специалистов, всех интересующихся спецификой южных ареалов страны и теми изменениями, которые произошли в их пределах в период революционного кризиса и гражданской войны 1917- 1921 гг.


Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.


В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.


Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...


В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...


При поддержке посольств Британии в Армении и Азербайджане Исследовательский центр «Регион» (Армения) и Институт мира и демократии (Азербайджан) реализовываютso проект «Расширение знаний о «той стороне» и утверждение взаимопонимания между армянами и азербайджанцами с помощью информации «из первых рук» (апрель 2012- апрель 2014). Это - новый раунд работы, направленной на расширение знаний армян и азербайджанцев друг о друге.


- КАВКАЗСКИЙ МИР - КОСМОПОЛИТНЫЙ ПОЯС - МАНИФЕСТ ИДЕНТИЧНОСТИ - ЗАПАДНЯ НАЦИОНАЛЬНОГО - ВЫСЕЛЕНЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР - ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ - МЕТАКОД БЫТИЯ


В сборнике анализируются различные аспекты внешних связей стран Прикаспия, получившие развитие в условиях глобального финансово-экономического кризиса, а также действияих важнейших внешнеполитических и экономических партнеров - прежде всего США и Китая. Предлагаются оценки влияния этих процссов на интересы России...


В ежегоднике прослеживаются основные тенденции, процессыи наиболее важные события во взаимоотношениях стран Центра, Полуперифесии и Периферии, а также позиции России в этом взаимодействии.


...До сих пор полковые архивы малоизвестны даже специалистам-историкам и используются ими очень ограниченно... Архивы полков русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, дпют возможность узнать о событиях по уникальному первоисточнику...


The paper discussed the problem of the vision about the issues concerning the direction of development of Georgia’s economy after the restoration of the country’s independence and the model upon which it should be based. The victory of the Georgian Dream coalition in the Parliamentary elections of 1 October 2012 made the issue of choice topical again in Georgia as high priority was given to the subject of which vector of development needed to become determining after the nine-year governance of the United National Movement leaded by Mikheil Saakashvili.


В работе приводятся обобщенные алфавиты западно- и восточнокавказских языков в раз работанном нами специальном шрифте Aria Caucasica Unicode, основанном на изометрических прин ципах семейства Arial, наряду с фонетической транскрипцией букв в обозначениях IPA.


...Изложенные факты, количество которых можно было бы значительно увеличить, с несомненностью свидетельствуют не только о тесных социально-экономических и политических связях убыхского народа с его юго-западными соседями, но и о том, что убыхи, обладая бесспорной этнической индивидуальностью, о чем говорит, прежде всего, наличие у них самостоятельного языка, исключающее встречающееся в литературе отождествление их с абхазскими или адыгскими племенами, проявляли вместе с тем большую этно-культурную близость именно к абхазам в единой абхазо-адыгской группе родственных народов.


...Естественно, что современное развитие науки в советских республиках Закавказья - Грузии, Армении, Азербайджане - и на Кавказе изменило традиционное содержание кавказоведения как исторически сложившейся комплексной дисциплины... Отдельные проблемы истории и культуры Кавказа и Закавказья ещё могут потребовать своего решения путём комплексного рассмотрения...


В. В. Латышев — автор классических трудов, наибольшее значение среди них имеют: «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (в 2-х т., в 4-х вып., 1885—1901), «Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (в 2-х т., в 5 вып., 1893—1906, оригиналы и русский перевод; русский перевод переиздан в 1947—1949 гг. в журнале «Вестник древней истории»)...


Ежегодные походы убыхов на Абхазию заслуживают особенного внимания по многим обстоятельствам и в особенности по необыкновенным затруднениям с какими они совершаются...


Научная миссия на Кавказе господина Эрнеста Шантре, заместителя директора Лионского музея. 1881. Фотогалерея.

7 ноября 2014 года США провели успешные испытания системы противоракетной обороны (ПРО) Aegis Ashore. Такая система будет развёрнута в Румынии уже в 2015 году. На испытаниях удалось сбить все 3 цели: баллистическую ракету малой дальности и 2 низколетящие крылатые ракеты.


В свете серьёзной напряженности отношений США и России вопрос развёртывания американской глобальной системы ПРО, в том числе вблизи границ РФ, обретает ещё большее значение и градус.

Уже стало ясно, что «по-хорошему» о ПРО с США договориться не получится: всё больше европейских стран соглашаются разместить на своей территории элементы американской противоракетной обороны. К примеру, в августе 2014 к проекту присоединилась Дания, которая оснастит 2 эсминца системой Aegis. Думаю, что уже никого не удивит, если элементы ПРО в будущем разместят на Украине, и где-нибудь под Харьковом будут базироваться противоракеты SM-3 модификации Block IB, а позже, к 2020 году, и модификации Block IIB, способной к перехвату межконтинентальных баллистических ракет.

Вопрос тактико-технических характеристик и проблем американских и российских систем ПРО уже был рассмотрен в другой статье. Сейчас же будут подробно рассмотрены возможные пути ответа ВС России на односторонний выход США из договора по ограничению противоракетной обороны и развёртывание данных систем прямо у наших границ.

Реально планируемые и реализованные ответы

1) Развёртывание оперативно-тактических комплексов «Искандер-М» в Калининграде.

Данные ракеты, особенно оснащённые тактическими ядерными боеголовками, гарантированно нейтрализуют элементы ПРО, которые будут развёрнуты в 2018 году в Польше. При использовании новой крылатой ракеты Р-500, с предполагаемой дальностью действия около 2000 км, под прицелом окажется почти вся Европа. Для того, чтобы оказать дополнительное давление на европейцев, можно громогласно заявить о снабжении «Искандеров» тактическими ядерными боеголовками.

2) Создание более современных межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

Процесс идёт полным ходом - активно принимается на вооружение дальнейшее развитие ракеты «Тополь-М» - МБР «Ярс», оснащённую тремя боеголовками вместо одной у предшественника. Эти мобильные МБР обладают различными механизмами защиты от ПРО, к примеру, быстро набирают скорость, сокращая время активного участка полёта (пока у неё работают двигатели, и она набирает высоту), когда ракета наиболее уязвима для противоракет. На конечном же этапе полёта отделившиеся боеголовки осуществляют случайные манёвры отклонения. В разработке находится новая тяжёлая жидкостная ракета «Сармат», которая в 2018 году начнёт заменять грозного предшественника МБР Р-36М, прозванной американцами «Сатаной».

3) Создание ракет средней дальности - запрещено договорами о СНВ.

Однако, предположительно, новая МБР «Рубеж», являющаяся модификацией «Ярса», способна действовать как на средних (до 5500 км), так и на межконтинентальных дальностях, что позволяет взять на прицел всю Европу. Ракета Р-500 «Искандера», оснащённая ядерной боевой частью, также может подойти на роль ракеты средней дальности.

Имеющиеся в запасе «козыри» и возможности жесточайшего ответа

1) Постановка на вооружение орбитальной модификации новой жидкостной МБР «Сармат».

Орбитальная модификация отличается от обычной МБР тем, что боеголовки выводятся на низкую орбиту Земли и временно становятся её спутниками. Масса выводимых боевых частей заметно меньше, чем у стандартной МБР, но зато они могут подлететь к цели с абсолютно любого направления, совершив произвольный виток вокруг земли. Дальность полёта такой ракеты никак не ограничена, в отличие от обычных МБР. Соответственно, шахты с ракетами можно будет разместить в абсолютно любой точке РФ, выбрав наиболее недосягаемые для ПРО США районы (подальше от морей и европейских стран). Возможность подлёта к цели с неожиданных направлений заставит США развёртывать намного большее количество элементов противоракетной обороны на всей территории страны, что будет стоить огромных средств, которых сейчас нет даже у американцев. Стоит отметить, что орбитальные модификации МБР запрещены договорами СНВ.

2) Размещение в космосе спутников-боеголовок с ядерным .

Технически эта задача не должна вызвать трудностей и будет очень эффективна, так как уже полностью исключает перехват МБР на начальном этапе полёта. Однако размещение ядерного оружия в космосе запрещено соответствующим договором. Для противодействия подобной угрозе США придётся инвестировать огромные средства в создание «спутников-истребителей» (стоит отметить, что подобные проекты разрабатывались ранее как в США, так и в СССР).

Вероятное развитие ситуации: политика ограниченного ответа или путь «эскалации»?

По сути, у РФ есть два варианта ответа на дальнейшее развитие системы глобальной противоракетной обороны США. Первый путь - это политика ограниченного ответа. По существу, это то, что сейчас и делается. Сюда относятся перечисленные выше планируемые и реализуемые меры. Как уже можно заметить, должного влияния на американцев эти действия не оказывают. С учётом обострившихся отношений темпы развёртывания элементов ПРО могут только возрасти. Надо сказать, что ещё очень нескоро создаваемая США противоракетная оборона сможет создать реальную угрозу силам ядерного сдерживания РФ, но такой день когда-нибудь может и настать. Второй путь - политика «эскалации». Этот путь СССР уже однажды успешно применил против США, разместив на Кубе ракеты с ядерным вооружением. На тот момент МБР были развиты слабо и имелись в небольшом количестве, да и требовали очень долгого времени для подготовки к пуску. США, разместив в Турции ракеты «Юпитер» средней дальности, получили стратегическое преимущество - они могли нанести упреждающий удар по СССР, уничтожив все стартовые площадки МБР до того, как их успели бы запустить. В ответ СССР неожиданно разместил на Кубе свои ракеты средней дальности, что вызвало Карибский кризис. Однако эскалация ситуации до кризиса в результате привела к разрядке: США убрали ракеты из Турции, а СССР - с Кубы. Попытки же договариваться с американцами «по-хорошему» практически никогда не приводили к приемлемым для СССР и России результатам, в отличие от языка силы.

Соответственно, в случае с глобальной системой ПРО США можно пойти похожим путём. Руководствуясь тем, что американцы нарушили договор по ограничению противоракетной обороны (запрещающий создание более двух районов позиционирования), самим нарушив условия СНВ, развернуть некоторое количество орбитальных модификаций МБР, а возможно и запустить некоторое количество спутников-боеголовок (или для начала просто заявить об этом).

Это, конечно, приведёт к небывалому всплеску напряжения, но по факту баланс стратегических сил будет серьёзно нарушен - причём явно не в пользу США. Далее ситуация может пойти по разным путям:

1) Стороны вполне могут договориться, как это уже было однажды.

В ответ на прекращение разработки и дальнейшего развёртывания ПРО США, РФ снимает с боевого дежурства и консервирует (не пускает на металлолом, как в 1990-е!) орбитальные модификации МБР. Соответственно вопрос будет исчерпан на значимый период времени.

2) США не хотят договариваться и попадают на ту же «удочку», что попал СССР в случае с американской программой «Звёздных войн».

Штаты начинают тратить огромные средства на то, чтобы развернуть ПРО на всей своей территории и у всех своих союзников. «Симметричный» ответ для них также будет очень дорог: в отличие от РФ, в США уже очень давно не занимались тяжёлыми МБР, да и вообще не производили новых ракет более 20 лет. Всё это будет очень некстати для американцев, учитывая то, что финансовая система этой страны сейчас находится далеко не в лучшем состоянии, имеется непомерный госдолг. Фактически похожая причина была одним из тех факторов, которые «развалили» СССР.

3) Отказ европейцев от размещения элементов ПРО США.

Заявление о размещении ОТРК «Искандер-М» уже заставило Чехию отказаться от развёртывания у себя систем ПРО, так как руководство страны оказалось достаточно адекватным, чтобы не подставлять свою страну под вероятный удар. Вышеперечисленные меры при правильной подаче (что ни одна страна, разместившая у себя ПРО США, не «отсидится» в случае начала глобальной войны) должны заставить некоторые европейские государства достаточно испугаться, чтобы отказаться от сотрудничества с США в вопросах противоракетной обороны.

Россия продолжает уверенно занимать второе место по объему экспорта вооружений в мире. Такие данные приводят, в том числе, и авторитетные западные источники

Леонид Нерсисян

К примеру, по данным исследовательской группы при Конгрессе США, в 2014 году выручка российских компаний от зарубежных продаж составила 10,2 млрд долларов, сохранив примерно тот же уровень, что и в 2013 году. Первое же место осталось за США, которые смогли нарастить объемы продаж с 26,7 до 36,2 млрд долларов. Такой рост объясняется повышением напряженности на Ближнем Востоке и на Корейском полуострове: новые закупки совершили Южная Корея, Катар и Саудовская Аравия. Не без результатов прошло и создание мифа о «российской угрозе» - даже некоторые европейские страны (особенно прибалтийские и скандинавские) увеличили закупки иностранного оружия, в том числе и американского. Теперь США контролируют до 50% мирового рынка вооружений. Похожие цифры приводит и Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI).

Возникает логичный вопрос: а каковы перспективы российского военного экспорта и сможем ли мы, как и американцы, заметно нарастить объемы продаж, пользуясь сложившейся нестабильностью в мире?

Начнем с того, что российский экспортный портфель оружейных заказов достиг рекордного размера - по данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, он составил сумму, превышающую 55 млрд долларов. Ранее этот показатель колебался в пределах 45-50 млрд долларов. В машиностроительной области портфель экспортных заказов больший, чем ВПК, смог «набрать» только «Росатом» - он превысил 110 млрд долларов.

При этом большая часть популярной и экспортируемой за рубеж техники - модернизации всем известного и хорошо себя зарекомендовавшего советского оружия. В этом, в общем-то, нет ничего удивительного или предосудительного - такая практика существует и у тех же США: успешные изделия могут производиться и модернизироваться не один десяток лет. Хорошим примером является легкий истребитель F-16, который эксплуатируется с 1979 года, и будет производиться еще как минимум до 2017 года (на данный момент произведено более 4500 самолетов разных модификаций). Тем не менее, рано или поздно приходит время, когда модернизационный потенциал машин подходит к концу и требуется разработка новой базовой модели.

Для более подробного рассмотрения вопроса лучше говорить об отдельных категориях военной техники.

Су-35 станет основным экспортным истребителем до серийного производства ПАК ФА?

В постсоветский период наибольшим успехом на мировом рынке оружия пользовались истребители, созданные на базе Су-27. Чего только стоит индийский «контракт века» на поставку 272 двухместных Су-30МКИ (заказчик уже получил более 200 машин). Другой пример - поставка 130 истребителей Су-27 и 98 Су-30 в Китай (еще 100 Су-27 китайцы отказались закупать, скопировав всё, кроме двигателей самолета). Тем не менее, время истребителей 4-го поколения уходит - какими бы глубокими ни были их модернизации. Одной из последних на рынок выходит наиболее современная модификация Су-27 - Су-35. Первый экспортный контракт на эти машины был подписан с Китаем 19 ноября 2015 года - в «Поднебесную» отправятся 24 российских многофункциональных истребителя. В декабре 2015 года стало известно о закупке двенадцати Су-35 Индонезией.

Таким образом, интерес к данному самолету пока имеется, и он еще, вероятно, будет экспортироваться до середины 2020-х. Что касается линейки легких истребителей на базе МиГ-29, то здесь дела идут хуже - МиГ-35 пока не оправдывает надежд на него: он проиграл крупный тендер в Индии французскому истребителю Rafale (российская машина на тендере даже всерьез не рассматривалась), а Министерство обороны РФ каждый раз оттягивает подписание контракта на поставку этих машин, так как они пока не соответствуют заявленным характеристикам.

В любом случае приоритетом для российского ВПК должен стать истребитель 5-го поколения ПАК ФА (Т-50) и его экспортная версия FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Начало серийного производства самолета намечено на 2017 год. Для успешного продвижения на мировом рынке вооружений ключевым моментом должен стать контракт на поставку двухместной модификации FGFA ВВС Индии. Пока что подписание окончательного соглашения постоянно откладывается, несмотря на периодическое возникновение слухов о близости контракта на поставку 154 истребителей на сумму 35 млрд долларов. Одновременно с этим в индийских СМИ также появляется информация о сомнениях военных относительно соответствия самолета заявленным характеристикам и недовольстве его высокой ценой. Тем не менее, продвигать сделку нужно обязательно, так как в перспективе для новой машины могут открыться другие крупные рынки, к примеру, тот же китайский.

Многоцелевой транспортный самолет MTA - на грани провала

Разработка многоцелевого транспортного самолета MTA (Multirole Transport Aircraft), которая ведется совместно с Индией, сталкивается с еще большими проблемами, чем FGFA. По информации местных СМИ, индийские военные находятся чуть ли не на грани выхода из проекта, и даже встреча премьер-министра Индии Нарендры Моди с президентом России Владимиром Путиным не разрешила имеющихся противоречий. Они заключаются в том, что российская сторона считает необходимым установить на самолет новую модификацию имеющегося двигателя ПС-90 (применяется на военно-транспортных самолетах Ил-76), а индийцы хотят видеть машину с абсолютно новым двигателем. При этом руководство «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) считает, что требования к двигателю индийская сторона предоставила слишком поздно, и собирается разрабатывать самолет в любом случае - даже если Индия выйдет из проекта. Тем не менее, 13 января директор компании «Ил» Сергей Вельможкин и вовсе сообщил о заморозке проекта. С его слов, пауза взята для «корректировки программы и для уточнения взаимных условий».

MTA должен заменить в российской армии устаревающие Ан-12, Ан-26 и Ан-72. Все же отказ Индии от закупки самолета может несколько испортить ему репутацию и не дать MTA выйти на международный рынок оружия, а то и вовсе похоронить проект - все будет зависеть от решения Министерства обороны РФ: закупать или не закупать Ил-214 (еще одно название MTA). Таким образом, перспективы этого проекта очень туманны.

Интерес к бомбардировщику Су-34 - результат успешного применения в Сирии

Совсем недавно стало известно, что Алжир отправил «Рособоронэкспорту» заявку на поставку 12 фронтовых бомбардировщиков Су-32 (это не ошибка - так называется экспортная версия Су-34), местные источники даже сообщили об уже подписанном контракте. По слухам, сумма покупки составит около 500 млн долларов, а до 2022 года может быть заказано до 40 самолетов, в том числе в модификации самолета радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Данная сделка может стать знаковой и явиться первым шагом к популярности на мировом рынке вооружения. Кроме того, стало известно, что предметный интерес к Су-32 проявляет также Нигерия и, возможно, Уганда. В любом случае эффектное появление и боевое крещение машины в Сирии не пропало даром - самолет не «уходит» со страниц мировых СМИ и доказывает свою высокую эффективность при осуществлении высокоточных ударов по наземным целям. Помимо этого, Су-34 привлекателен и тем, что может выполнять функции истребителя (что особенно актуально для не самых богатых стран), так как тоже создан на основе истребителя Су-27.

Таким образом, Су-34 может занять достойное место в экспортном портфеле уже в ближайшие годы. Основные рынки - страны Африки, Азии и, возможно, наши партнеры из ОДКБ (например, Казахстан, уже закупивший истребители Су-30СМ).

ПВО - переход к новому поколению проходит практически безболезненно

Российские системы противовоздушной обороны всегда пользовались большим успехом за рубежом. Особенно это касается зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300, который закупали и до сих пор закупают в больших количествах самые разные страны. К примеру, Китай, по данным разных источников, с 1993 года приобрел от 24 до 40 (по данным китайских источников) дивизионов данного ЗРК в различных модификациях - С-300ПМУ, С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ-2. С-300 приобрела даже страна, входящая в НАТО, - Греция (изначально систему закупил Кипр, но после дипломатического скандала с участием Турции ЗРК передали Греции).

Популярность С-300 объясняется прекрасными тактико-техническими характеристиками. Что касается последней модификации, то она позволяет обстреливать одновременно до 36 целей на максимальном расстоянии в 200 км. При этом система может применяться и в качестве средства противоракетной обороны (против оперативно-тактических ракет и баллистических ракет малой дальности).

Последним покупателем С-300ПМУ-2 может стать Иран - поставки систем начались в январе 2015 года, после того как была достигнута договоренность по иранскому ядерному проекту. Изначально же Иран, приобретя ЗРК малого радиуса действия «Тор-М1», заключил в 2007 году контракт на поставку С-300, однако сделка была заморожена, а Иран подал иск к РФ в третейский Женевский суд на сумму 4 млрд долларов. Теперь этот иск отозван.

В дальнейшем экспортироваться будут более совершенные ЗРК С-400 «Триумф» и удешевленный, упрощенный С-350 «Витязь». Перспективы у первого особенно хороши - С-400 заметно превосходит всех своих конкурентов по большинству показателей. Уже подписан контракт на поставку не менее шести дивизионов «Триумфов» Китаю (сумма сделки - более 3 млрд долларов). Руководство Индии одобрило закупку все тех же С-400, и подписание контракта можно ожидать в обозримом будущем. Речь может пойти и о закупке 10 дивизионов, на сумму около 6 млрд долларов. Наверное, скоро появятся и другие желающие - Концерн ВКО «Алмаз-Антей» лишь недавно вышел на достаточные производственные мощности, чтобы параллельно поставлять С-400 и в российские войска, и за рубеж.

Что касается других систем ПВО - малого и среднего радиуса действия, то и они пользуются неплохим спросом - особенно ЗРК «Тор» и зенитный пушечно-артиллерийский комплекс «Панцирь-С1». Чуть похуже результаты у ЗРК средней дальности «Бук».

Сухопутная техника: «Армата», «Курганец-25», «Бумеранг» и «Коалиция-СВ» - будущие «звезды»?

В отношении сухопутной техники «смена поколений» особенно актуальна. К примеру, такая популярная за рубежом модель танка, как Т-90, уже фактически исчерпала свой модернизационный потенциал - танк является глубокой модернизацией советского Т-72, который производится с 1973 года, а значит, более 40 лет. Для сравнения, американский M1A1 Abrams пошел на конвейер на семь лет позже, а немецкий Leopard 2 - на шесть лет позже. Британский танк Challenger 2 и французский Leclerc и вовсе производятся с 1983 и 1990 года соответственно. В этом и кроется одна из причин, почему Россия приступила к созданию бронетехники нового поколения первой. Что касается Т-90, то его последней модификацией, по-видимому, станет Т-90АМ (СМ в экспортной модификации).

Относительно имеющихся экспортных перспектив Т-90 - они подходят к концу. Возможно подписание еще нескольких контрактов на Т-90СМ с ближневосточными странами, но такой ход событий несколько осложнен имеющейся внешнеполитической ситуацией (в Сирии Россия фактически выступает против интересов основных покупателей - Саудовской Аравии и ОАЭ, что, как ни странно, не мешает сторонам вести переговоры о крупных поставках). С другой стороны, становится открытым рынок Ирана. Сам же Т-90 оказался для «Уралвагонзавода» «золотой жилой» - в Индии налажено лицензионное производство танка, на вооружении индийской армии уже имеется более 800 танков этой модели, к 2020 году их количество должно приблизиться к 2000. В любом случае начало 2020-х, вероятно, и станет моментом, когда Т-90 насытит рынок вооружений и потребуется новая платформа. То же самое касается и такой бронетехники, как БМП-3 и БТР-82А и т.п. Новые модификации вышеперечисленной бронетехники еще смогут несколько лет продаваться, но большие перспективы после 2020 года вряд ли их ждут.

Поэтому очень важно, несмотря ни на какие трудности, довести продемонстрированную на Параде Победы 2015 в Москве технику нового поколения до серийного производства, при этом достигнув заявленных тактико-технических характеристик. Особенно интересными предложениями могут стать танк Т-14 и тяжелая БМП Т-15, созданные на тяжелой гусеничной платформе «Армата». Главная особенность Т-15 - необитаемая башня, на данный момент это единственный в мире танк, имеющий такую компоновку, которая должна, наряду с системой активной защиты, максимально защитить экипаж. Концепция же тяжелой БМП с защитой, практически равной танку, должна быть востребована при современных городских боях, когда у противников в достатке противотанковых средств, достаточно легко поражающих обычные БТРы и БМП.

Создаваемые на модульном принципе средние БМП и БТР на гусеничной платформе «Курганец-25» также имеют заметно лучшую, по сравнению с БМП-3 и БТР-82А, защищенность. Это касается и легкого колесного БТР «Бумеранг». Самоходная артиллерийская установка (САУ) калибра 152 мм «Коалиция-СВ» должна «потеснить» считающуюся лучшей немецкую 155-мм САУ PzH-2000.

Неоднократно заявлялось, что вся вышеперечисленная техника сначала пойдет в российские войска, и только затем на экспорт (как, например, ЗРК С-400). Таким образом, первых зарубежных контрактов следует ожидать ближе к 2025 году.

Вывод: «смена поколений» неизбежна

Как мы видим, в российском экспорте вооружений, да и в ВПК наступает важнейший момент смены поколений: уход от модернизированных советских образцов техники ко вновь созданным российским. Легче всего это процесс прошел/проходит в сфере ПВО, а тяжелее всего в авиации. Что касается бронетехники, то об успешности «смены поколений» говорить пока рано - этот процесс начнется ближе к 2020 году, но он неизбежен, и подойти к нему надо готовыми. Если говорить об экспорте морской техники, эта тема очень обширна, особенно в связи с проблемами, возникшими на фоне антироссийских западных санкций, и ее рассмотрение требует отдельного анализа.

Еще одна проблема - удорожание новой техники по сравнению с советской и модернизированной советской. Таким образом, конкуренция с западными производителями становится возможной в плоскости «качество», а привлекать клиентов в разы более дешевым ценником будет все труднее.

От успеха или провала в разработке и успешного экспорта новой военной техники зависит очень многое - в том числе и боеспособность российской армии, так как огромные средства, полученные от иностранных покупателей, позволяют активно развивать отечественный ВПК и создавать всё более совершенные образцы вооружений.

Журнал "Новый оборонный заказ. Стратегии" №1 (38), 2016

Леонид Нерсисян - военный обозреватель