Тесты по экономике. Экономические механизмы


Как известно под экономическим механизмом понимают цепочку последовательно возникающих взаимосвязанных экономических явлений. Экономический механизм имеет входное звено, инициирующее процесс (не зависящего от обстоятельств) следования одного за другим определенных экономических явлений. Этот процесс завершается выходным звеном, которое в большинстве случаев служит входным звеном другого механизма. Иначе говоря, экономический механизм можно определить как необходимую взаимосвязь, естественно возникающую между различными экономическими явлениями.
Экономическое явление - это внешнее выражение существа каких- либо состояний или процессов, связанных с производством, потреблением и обменом товаров или услуг. Они не возникают спонтанно, это результат деятельности экономических агентов, которая становится основой, источником, движущей силой экономических явлений.
Понятие «экономический механизм» в течение многих лет практически не привлекало ученых - экономистов. В известной книге Марка Блауга «Экономическая мысль в ретроспективе» (Блуг М, 1994) нет даже упоминания о таком термине. Вместе с тем еще в 1947 г. в книге Шарля Риста «Краткий очерк основных экономических механизмов» констатируется факт существования экономических механизмов. Наиболее полное определение понятия «экономический механизм» дано в книге Анри Кульмана «Экономические механизмы», вышедшей во Франции в 1988 г., а в русском переводе - в 1993 г. В трактовке А. Кульмана экономический механизм существует, если «некое исходное экономическое явление влечет за собой ряд других, причем для их возникновения не требуется дополнительных импульсов. Они следуют одно за другим в определенной последовательности и ведут к неким очевидным результатам» (Кульман А. 1993).
Таким образом, экономический механизм определяется либо природой исходного явления, либо конечным результатом серии явлений. Но составляющими элементами механизмов всегда одновременно выступают и исходное, и завершающее явления, и весь процесс, который происходит в интервале между ними.
Существует огромное число экономических механизмов. Если исходить из того, что механизм представляет собой систему взаимосвязей экономических явлений, которые возникают в определенных условиях под воздействием начального импульса, то теоретически экономических механизмов может существовать столько, сколько существует различных импульсов в каждой системе взаимосвязанных явлений при заданных условиях.
Одним из важнейших экономических механизмов является механизм экономического цикла. Схематично этот механизм выглядит следующим образом. Входным звеном механизма можно, например, считать момент наибольшего уровня экономической активности (экономическое явление №1), за которым следует спад экономической активности (явление № 2), завершающийся депрессией (явление № 4), достигающей очередного наибольшего уровня экономической активности (явление № 5).
Механизмы не являются некими автономными, не зависящими друг от друга проявлениями тех или иных черт экономической деятельности. Действуя одновременно, обусловливая и взаимно дополняя друг друга, вся совокупность экономических механизмов представляет собой большую систему со всеми присущими ей закономерностями. Такое взаимопереплетение экономических механизмов внутри страны и во взаимодействии с мировой экономической системой, составляет сущностную (субстанциональную) основу национальной экономики.
Множество экономических механизмов, их разнообразие выявляются в процессе наблюдения за экономической деятельностью. Упорядочение этого множества осуществляется на основе классификации механизмов.
Экономические механизмы подразделяются на две группы: открытого типа и закрытого типа. Первые - это механизмы, не воспроизводящие исходное явление, а дающие начало новой серии явлений. Механизмы закрытого типа - это механизмы, воспроизводящие в больших или меньших масштабах исходное явление. Механизм экономического цикла относится к группе механизмов закрытого типа, поскольку с определенной периодичностью вновь и вновь возникают исходные явления, представляющие собой либо «бум», либо рецессию, либо депрессию, либо оживление, либо подъем экономического цикла. Вместе с тем эти экономические явления следуют одно за другим как по восходящей, так и по нисходящей спирали.
Циклическое развития - это самодвижущийся механизм. «Вечное движение» циклического механизма обусловлено действием эндогенных импульсов. Результаты повторяющегося действия циклического механизма не обязательно должны превосходить исходную ситуацию, быть равными ей или быть менее значимыми: диаметр циклического кольца может быть большим или меньшим (как и время, необходимое на прохождение этого пути) в зависимости от изменяющихся комбинаций эндогенных и экзогенных импульсов.
Природа циклического механизма такова, что его последовательные результаты нельзя подчинить какому-то раз и навсегда определенному порядку. Тем не менее нельзя переложить на механизм циклов и «ответственность» за всё, что происходит в экономике. В каждый данный момент состояние экономической конъюнктуры определяется тем, в какой точке (в какой фазе) экономического цикла находится данный механизм, и соотношением данной точки с аналогичными точками предшествующих циклов: при переходе от одного цикла к другому центр кольца смещается, диметр изменяется.
В механизм экономического цикла включено понятие времени в самых разнообразных аспектах: время предстает как фактор неизбежных изменений, как психологический период, необходимый для восприятия явления и реакции на него экономических агентов, государственных институтов, регулирующих экономическую деятельность. Весь период цикла - это сумма определенных, периодически сменяемых друг друга, временных периодов. Можно по-разному оценивать продолжительность того или иного периода.
Приведем точку зрения на эту проблему советника Аналитического управления Аппарата Государственной Думы д. э. н. М. С. Айрапетяна: «При оценке этого [текущего] этапа [развития экономики] следует исходить из того, что и мировая экономика, и экономика России функционируют в рамках детерминированной системы мировых экономических циклов, в том числе в рамках текущего мирового экономического цикла с 1998 по 2032 годы, генезис которого происходил с 1998 по 2003 годы, а мировой экономический рост, в том числе экономический рост в России, начался в 2003 году и продлится до 2015 года, включая период оживления с 2003 по 2007, переходный период с 2007 по 2011 и период подъема с 2011 по 2015 годы. В контексте вышеизложенного, текущее состояние мировой экономики, в том числе экономики России является переходным периодом от периода оживления к периоду подъема текущего мирового экономического цикла». (wbase.duma.gov.ru:8080/law?damp;nd=981700037amp;mark=r98).
Как известно одним из факторов, предопределяющим длительность экономического цикла, является смена технологических укладов. Результаты исследования этой проблемы, приведенные в гл. 4,
свидетельствуют о постепенном сокращении периодов существования того или иного уклада. Поэтому приведенные М. С. Айрапетяном продолжительности периодов подъема и спада мировой и национальной экономики России должны быть обоснованы динамикой технологических укладов.
Все сказанное о цикличности экономической деятельности может быть схематично охарактеризовано взаимодействием двух спиралей: «негативной» и «позитивной», отражающих основные параметры процессов спада и подъема экономики. Заметим, что речь не идет о причинах возникновения разных фаз экономического цикла, а лишь о течении самого процесса цикличности Подробный анализ причин цикличности, в частности, возникновения «Великой рецессии» 2008 - 2009 гг. изложен в (Скидельски Р., 2011). Он пишет: «.Процесс кредитования забуксовал - причем сбой распространился с оптового рынка на розничный, а с банков на клиентов. Создались все условия для развития «классического сюжета»: банковский крах приводит к обвалу сырьевого и фондового рынков, что, в свою очередь, вызывает спад в реальном секторе экономики» (Там же, с.34). Рассмотрим именно эту фазу экономического цикла - рецессию в реальном секторе экономики.

Тесты по экономике

Выделите один или несколько правильны ответов (кружочком, галочкой, подчеркиванием и т.д.)

1. Что изучает общая экономическая теория:

а) законы экономического развития;

б) бухгалтерский учет;

в) механизм функционирования экономических систем;

г) принципы делового общения;

д) экономическую политику государства;

е)функционирование отраслей хозяйства;

ж) экономику бизнеса;

з) экономическую статистику?

2. Какое из следующих положений учитывается общей экономической теорией:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) оптимальное использование наличных ресурсов;

г) материальные и духовные потребности?

3. Предметом экономической теории является:

а) выяснение законов экономического развития;

б) анализ механизма функционирования экономических систем;

в) разработка принципов экономической политики;

г) изучение поведения индивидуумов как реализации их экономических интересов.

4. Если изучается экономика как целостная система, то это анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.

5. Какие из перечисленных законов изучает раздел экономической теории «Макроэкономика»:

а) закон стоимости;

б) закон спроса;

в) закон накопления;

г) закон предложения;

д) закон денежного обращения ;

е) закон падения производительности факторов производства?

6. Макроэкономика изучает нижеперечисленные вопросы за исключением:

а) механизма инфляции

б) ценных бумаг Газпрома и Сбербанка;

в) роста совокупного производства в России;

г) импортно-экспортных операций между Россией и Японией.

7. Фундаментальный вопрос экономики – это:

а) дать возможность каждому иметь пять яхт и два автомобиля;

б) перераспределить доходы и устранить нищету;

в) понизить безработицу;

г) научиться справляться с дефицитом всех ресурсов.

8. Термин «политическая экономия» первым использовал в названии своей книги этот экономист:

а) А. де Монкретьен;

б) М. де ла Ривьер;

в) Ж. В. де Гурнэ;

г) Барон де л’Он;

д) Ф. фон Хайек.

9. К фундаментальным экономическим наукам относится:

а) история экономических учений;

б) экономическая психология;

в) экономическая социология;

г) экономика транспорта;

д) маркетинг.

10. Производительные силы – это:

а) сумма сырья и полуфабрикатов;

б) сумма средств производства и рабочей силы;

в) сумма средств труда и предметов труда;

г) сумма инструментов, оборудования и механизмов;

д) разность средств производства и рабочей силы.

11. В формационном подходе к выделению типов экономических систем не выделяют следующую формацию:

а) капиталистическую;

б) феодальную;

в) первобытнообщинную;

г) рабовладельческую;

д) индустриальную.

12. В смешанной экономике присутствуют черты:

а) феодального и капиталистического хозяйства;

б) крепостного строя и буржуазного уклада;

в) до- и постиндустриальной экономики;

г) планового и рыночного хозяйства;

д) традиционной и командно-административной экономики.

13. Проблемы: что, как и для кого производить? – могут иметь отношение:

а) только к административно-командной системе;

б) только к рыночной экономике;

в) только к отсталой экономике;

г) к любой экономической системе.

14. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика:

а) традиционная;

б) командная;

в) рыночная;

г) смешанная.

15. Понятие «экономический человек» означает:

а) абстрактного человека, который в любой ситуации старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;

б) абстрактного человека, который в любой ситуации старается уменьшить свой доход и увеличить расходы;

в) абстрактного человека, который в отдельных ситуациях старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;

г) конкретного человека, который в любой ситуации старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;

д) разумного человека.

16. Наиболее приемлемым в русском языке термином для обозначения экономической науки является:

а) политическая экономия;

б) экономикс;

в) экономика;

г) экономическая теория;

д) плутология.

17. К числу преимуществ административно-командной системы относятся:

а) мобилизация людских и материальных ресурсов на приоритетных направлениях;

б) слабо выраженная социальная дифференциация;

в) устойчивый дефицит ресурсов, включая потребительские товары и услуги;

г) запрет или ограничение частного предпринимательства.

18. Каковы объективные условия возникновения и функционирования рыночного хозяйства:

а) общественное разделение труда;

б) экономическая обособленность субъектов экономики;

в) самостоятельность субъектов предпринимательства;

г) жесткая система управления производством и распределением?

19. Что Вы понимаете под термином «разделение труда»:

а) распределение результатов труда между его участниками;

б) специализация производителей на выполнении определенных функций?

20. Какова цель обмена:

а) извлечение выгоды путем неэквивалентного обмена;

б) удовлетворение потребности в тех благах, которые производитель определенных благ сам не создает?

21. Соблюдение каких условий делает конкуренцию совершенной:

а) никто не может произвольно влиять на рынок;

б) нет близких заменителей данного товара;

в) на рынке предлагаются одинаковые товары;

г) данный рынок огражден барьерами;

д) ни один не знает о рынке больше других;

е) свободный вход на рынок и выход из него?

22. Если в какой-то отрасли несколько (три-пять) фирм контролируют подавляющую часть рынка, то устанавливается конкуренция, носящая название:

а) монополия;

б) олигополия;

в) совершенная конкуренция.

23. Что из следующего не является фактором формирования монополии:

б) лицензии;

в) контроль над единственным источником товара;

г) производство и сбыт товара, имеющего много близких свойств?

24. Какой рынок скорее всего станет монополистическим:

а) рынок зерна;

б) рынок цветов;

в) продажа шоколадных изделий;

г) бензоколонка в сельской местности?

25. Дать современное определение собственности:

а) совокупность материальных благ, принадлежащих одному человеку или группе лиц;

б) процесс владения и распоряжения принадлежащими материальными благами;

в) экономическая основа присвоения продукта производства.

26. Какие из приведенных форм собственности более эффективны с точки зрения производительности труда:

а) государственная;

б) муниципальная;

в) общественных организаций;

г) частная;

д) смешанная без иностранного участия;

е) смешанная с иностранным участием?

27. Какое из перечисленных свойств не является свойством блага:

а) ценность;

б) стоимость;

в) полезность;

г) узнаваемость;

д) потребительная стоимость?

28. Экономическое благо представляет собой:

а) благо, надобность в котором превышает доступное распоряжению количество;

б) благо, надобность в котором меньше количества, доступного распоряжению;

в) благо третьего порядка;

г) продукт труда;

д) товар, предназначенный для потребления.

29. Товар представляет собой:

а) экономическое благо, предназначенное для обмена;

б) неэкономическое благо, предназначенное для подарка;

в) экономическое благо, предназначенное для передачи по наследству;

г) продукт труда, предназначенный для продажи;

д) благо второго порядка.

30. В какие виды доходов реализуется собственность на:

а) естественные ресурсы;

б) рабочую силу;

в) инвестиционные(производственные) ресурсы;

г) предпринимательские способности.

экономических ресурсов:

а) все, что человек извлекает из недр земли; -

б) все, что используется или может быть использовано для процесса производства.

31. В рыночной экономике домашние хозяйства являются:

а) экономическими агентами, владеющими производственными ресурсами;

б) продавцами потребительских товаров и услуг;

в) основными производителями благ и услуг;

г) покупателями производственных ресурсов;

32. Цена на обувь может возрасти из-за…..

а) внедрения новых станков, снижающих себестоимость обуви;

б) увеличения капиталовложений производителей;

в) уменьшения спроса на обувь;

г) уменьшения предложения обуви.

33. Спрос на какой-либо продукт определяется тем…

а) сколько данного продукта есть на рынке по любым ценам;

б) сколько покупатели хотят и могут купить по предлагаемым ценам;

в) сколько покупатели хотят купить независимо от того, могут они это сделать или нет;

г) сколько покупатели могут позволить себе купить.

34. Фермеры хотят продавать продукты по высоким ценам. Домохозяйки – покупать товары по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт разрешается с помощью…

а) конкуренции;

б) правительства; в) деловых кругов;

в) избирателей.

35. Правительство может снизить налоги для того, чтобы…

а) замедлить темпы инфляции;

б) замедлить быстрый рост процентных ставок;

в) сократить расходы предпринимателей на здания и оборудование;

г) увеличить потребительские расходы и стимулировать экономику.

36. Какие внешние признаки инфляции в экономике вы знаете?

а) Растет цена рабочей силы, снижается предложение товаров;

б) растут цены на товары, падает реальная заработная плата;

в) снижаются цены на товары;

г) растут реальные доходы населения.

37. Прибыль банка – это..

а) процент по депозитам;

б) процент по кредитам;

в) разница между ставками процента по кредитам и депозитам;

г) разность между всеми доходами и расходами.

38. Три основных фактора производства – природные, человеческие и капитальные ресурсы. В какой из предложенных групп наилучшим образом представлены все эти факторы?

а) Рента, рабочие, деньги;

б) нефть, водители такси, ценные бумаги;

в) железная руда, учителя, грузовики;

г) фермеры, банкиры, производители.

39. Выберите наилучший показатель уровня жизни:

а) денежный доход населения;

б) реальный доход на душу населения;

в) уровень безработицы;

г) темпы инфляции.

40. Определите изменение реальных доходов, если при темпе инфляции 50% в месяц зарплата за этот период выросла в полтора раза:

а) не изменились;

б) выросли;

г) нельзя определить.

41. Валовой национальный продукт – это показатель..

а) уровня цен проданных товаров и услуг;

б) общих расходов правительства и муниципальных органов;

в) количества товаров и услуг, произведенных частным бизнесом;

г) рыночной стоимости национального валового выпуска конечных товаров и услуг.

42. Дефицит торгового баланса страны существует, если…

а) она продает товары за рубеж, большей стоимости, чем приобретает оттуда;

б) она покупает за рубежом товары большей стоимости, чем туда продает;

в) она больше вкладывает капитала за рубеж, чем оттуда получает;

г) государственные расходы превышают налоговые поступления.

43. Правительство Японии объявило о снижении иены по отношению к крусу американского доллара, то есть провело…

а) инфляцию;

б) дефляцию;

в) девальвацию;

г) ревальвацию.

44. Дефицит государственного бюджета существует, если…

а) государственные расходы превышают доходы;

б) увеличиваются государственные расходы;

в) сокращается государственный долг;

г) уменьшаются налоги.

45. Валюта страны существует в форме…

а) векселей, банкнот, ссуд;

б) банкнот, казначейских билетов;

в) записей на счетах, банкнот;

46. Если страна вступает в полосу спада производства и в ней нарастает экономический кризис, курс ее валюты будет…

1. Не относится к понятию «рыночная экономика» признак

a. - конкуренция

b. - приоритет материальных стимулов к труду

c. - частная собственность

d. + господство государственного сектора экономики

2. Понятие метода включает

a. - набор фактических данных

b. - приемы и инструменты исследования

c. + способы применения всей совокупности познавательных средств

d. - мировоззренческие установки исследователя

3. К понятию «экономическая модель» не относится

a. - концепция «концепция экономического человека»

b. - рынок труда

c. + забастовка шахтеров в Прокопьевске

d. - командная экономика

e. - экономика в КНР в 70-80 гг.

4. К основным участникам экономического процесса не относятся

a. - домашние хозяйства

b. + профсоюзы

c. - государство

5. Принцип «невидимой руки» сформулировал …

a. + Адам Смит

b. - Альфред Маршалл

c. - Джон Кейнс

d. - Людвиг Эрхард

7. Фундаментальный вопрос экономики – это …

a. - дать возможность каждому иметь три яхты и два автомобиля

b. - перераспределить доходы и устранить нищету

c. - понизить безработицу

d. + научиться справляться с дефицитом всех ресурсов

8. Экономическими благами являются

a. - блага, предоставляемые человечеству природой

b. + продукты, созданные в результате хозяйственной деятельности людей

c. - блага, обладающие ценой

9. Примером дарового блага служит

a. - проезд в метро

b. + воздух

c. - подарок

d. - гамбургер

10. Объем даровых благ

a. - меньше потребностей людей

b. - соответствует потребностям людей

c. + больше потребностей людей

d. - несоизмерим с потребностями

11. Проблемы что, как и для кого производить возникают в обществе с... экономикой

a. - централизованной плановой

b. - рыночной

c. - смешанной

d. + любой по типу

12. Типы экономических систем различаются по таким критериям, как

a. + формы собственности на ресурсы и типу координационного механизма

b. - только по типу координационного механизма

c. - уровень благосостояния членов общества

d. - цели общественного производства

13. Проблема выбора в экономике порождается …

a. + ограниченностью ресурсов

b. - безграничностью потребностей

c. - существованием рисков

d. - ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей

14. C проблемой ограниченности ресурсов и необходимостью выбора сталкиваются

15. Рынок – это …

a. - совокупность отношений между субъектами рыночной экономики по поводу производства, распределения и обмена товаров

b. - сфера обмена ресурсами и продуктами производства

c. - совокупность отношений между продавцами и покупателями товаров

d. + все ответы верны

16. Структура экономической системы – это …

a. - совокупность элементов

b. - уровни системы

c. - стадии развития системы

d. - связи между элементами системы

e. + все ответы верны

17. Основой рыночной экономики является … собственность

a. + частная

b. - кооперативная

c. - государственная

d. - муниципальная

18. Основные преимущества рыночного механизма – это …

a. - эффективное распределение ресурсов

b. - оптимальное использование результатов НТР

c. - высокая адаптивность к изменяющимся условиям

d. - обеспечение права на труд и доход

e. + эффективное распределение ресурсов, оптимальное использование результатов НТР, высокая адаптивность к изменяющимся условиям

19. Ограниченность рыночного механизма проявляется в том, что он …

a. + не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов

b. - не обеспечивает свободу выбора потребителей и предпринимателей

c. - не способствует эффективному распределению ресурсов

d. - не гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей

20. В условиях рынка происходит расслоение производителей на основании следующих функций

a. - посреднической

b. - санирующей; регулирующей

c. - ценообразующей

d. - посреднической и санирующей; регулирующей

e. + санирующей; регулирующей и ценообразующей

21. К основным факторам производства относятся

a. - труд, капитал, деньги

b. + капитал, труд, земля

c. - золото, нефть, зерно

d. - облигации, акции, депозитные сертификаты

22. Предпринимательские способности означают умение …

a. - организовывать производство, соединив вместе экономические ресурсы

b. - принимать управленческие решения, определяя, что и как производить

c. - рисковать

d. - внедрять новшества

e. + все вышеперечисленное правильно

23. К экономическим ресурсам не относится

a. - информация

d. + воздух

24. Экономические ресурсы – это …

25. Общее свойство экономических ресурсов - их …

a. + ограниченность

b. - полезность

c. - ценность

d. - все вышеперечисленное

26. Относить к экономическим ресурсам деньги …

a. - можно тогда, когда они используются для покупки капитальных ресурсов

b. - можно только тогда, когда ими оплачиваются услуги труда

c. - можно тогда, когда деньги помещены на счет в банке

d. + нельзя, так как деньги являются финансовым средством

27. Микроэкономика определяется как область экономической науки, которая изучает …

a. + экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников факторов производства

b. - экономическую политику государства в условиях частной собственности на факторы производства

c. - условия и формы оптимизации производственных процессов на предприятиях

28. Микроэкономика изучает …

a. - воздействие общего уровня цен на экономику страны

b. - экономические причины безработицы

c. - объем производства в масштабах всей страны

d. + взаимодействие спроса и предложения на рынке отдельного товара

29. Микроэкономика изучает такие проблемы, как …

a. + ценообразование на рынке конкретного товара

b. - оптимальные объемы производства в условиях монополии

c. - инфляция и безработица

d. + оптимизация издержек производителем товара

30. Микроэкономика изучает такие проблемы, как …

a. - проблема безработицы

b. - факторы, воздействующие на инфляцию

c. - установление цены на пшеницу в масштабах всей страны

d. - факторы, воздействующие на предложение денег в экономике страны

e. + нет верных ответов

31. Издержки упущенной возможности производства товара – это

a. - потери из-за неполного использования имеющихся ресурсов в производстве данного товара

b. + количество единиц другого товара B, которые не будут произведены при увеличении производства товара X на одну единицу

c. - потери доходов из-за использования ресурсов в производстве товара X

d. - только неявные издержки, связанные с производством товара X

32. Экономические ресурсы – это

a. + все людские, природные и произведенные человеком факторы, используемые для производства товаров

b. - все факторы производства, кроме людских

c. - ограниченные факторы производства, являющиеся объектами присвоения и имеющие товарную форму

d. - только те факторы производства, которые были ранее произведены людьми

33. Альтернативные издержки платного обучения – это …

a. + максимальный доход, который мог бы иметь данный студент, если бы он вместо учебы работал

b. - сумма всех расходов за период обучения: плата учебному заведению, расходы на приобретение учебников и канцелярских принадлежностей, транспортные расходы, расходы на питание и одежду

c. - минимальный размер платы за обучение, который существует в других подобных учебных заведениях

34. Рыночная инфраструктура – это

a. - количественное соотношение различных сегментов рынка

b. + совокупность общих условий и специальных экономических институтов, обеспечивающих нормальное действие рыночного механизма

c. - система интересов субъектов рыночной экономики и способов их согласования

d. - все вышеперечисленное

35. Экономическую науку «политической экономией» назвал

a. - Аристотель

c. + Монкретьен

36. Экономическая наука НЕ выступает как наука о богатстве в трудах

a. - А. Смита

b. - А. Тюрго

c. + К. Менгера

d. - И. Посошкова

37. С проблемой ограниченности ресурсов и необходимостью выбора сталкиваются

a. - только фирмы при производстве товаров

b. - только домохозяйства при покупке товаров

c. + любые субъекты рыночной экономики, в том числе и государство

d. - только фирмы и государство, но не домохозяйства

Вопросы к экзамену

1. Предмет, методы и функции микроэкономики как научной дисциплины.

2. Альтернативные издержки и критерии эффективности производства. Кривая производственных возможностей.

3. Типы микроэкономических рынков. Совершенный и несовершенный рынок.

4. Законы спроса, функции и величина спроса.

5. Законы предложения, функции и величина предложения.

6. Причины и ситуации отсутствия равновесных цен. Ситуации отсутствия рынка.

7. Равновесная цена и способы ее установления по методам Л. Вальраса и А. Маршалла.

8. Паутинообразная модель с устойчивым и неустойчивым равновесием. Виды устойчивости равновесия во времени.

9. Эффекты спроса и предложения. Понятие виды и показатели эластичности.

10. Рациональный выбор и равновесие потребителя.

11. Сущность и виды полезности экономического блага.

12. Кривые безразличия. Предельная норма замещения в потребительском выборе.

13. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребления».

14. Эффекты индивидуального спроса и их особенности.

15. Сущность и виды производственной функции фирмы.

16. Виды издержек фирмы. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.

17. Доходы фирмы и способы максимизации прибыли. Особенности максимизации прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

18. Аналитический анализ и графическая иллюстрация возрастающей, постоянной и убывающей экономии от масштаба производства.

19. Соотношение конкуренции и рыночной власти в моделях рынка.

20. Типы конкурентных рынков продавцов и покупателей

21. Понятие и характерные черты чистой монополии. Правила максимизации прибыли и минимизации убытков чистым монополистом.

22. Сущность и основные черты монополистической конкуренции. Издержки, цены, предложение и спрос в условиях монополистической конкуренции.

23. Понятие и основные черты олигополии. Модели поведения олигополии.

24. Особенности совершенного и несовершенного рынков труда. Графическая иллюстрация кривых спроса на труд и предложения труда.

25. Особенности несовершенных рынков труда. Рынки труда с монопсонической и монополистической властью. Ситуация двусторонней монополии на рынке труда.

26. Сущность и место экономической прибыли в составе предпринимательского дохода.

27. Состав и соотношение нормальной, нулевой, экономической и бухгалтерской прибыли.

28. Вмененные, внешние и внутренние издержки.

29. Издержки и прибыль конкурентной фирмы.

30. Сущность экономической ренты и ее виды.

31. Микроэкономические критерии оценки эффективности организационных форм предприятия.

32. Основные подходы к трактовке сущности фирмы.

33. Теории, модели и практика формирования заработной платы.

Вопросы на знание.

1. Альтернативные издержки и критерии эффективности производства. Кривая производственных возможностей.

2. Законы спроса, функции и величина спроса.

3. Законы предложения, функции и величина предложения.

4. Равновесная цена и способы ее установления по методам Л. Вальраса и А. Маршалла.

5. Понятие виды и показатели эластичности спроса.

6. Сущность эластичности предложения и факторы ее определяющие.

7. Практическое значение показателей эластичности спроса и предложения.

8. Кривые безразличия. Предельная норма замещения в потребительском выборе.

9. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребления».

10. Сущность и виды производственной функции фирмы.

11. Виды издержек фирмы.

12. Доходы фирмы и способы максимизации прибыли. Особенности максимизации прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

13. Понятие и характерные черты чистой монополии. Правила максимизации прибыли и минимизации убытков чистым монополистом.

14. Сущность и основные черты монополистической конкуренции. Издержки, цены, предложение и спрос в условиях монополистической конкуренции.

15. Понятие и основные черты олигополии.

16. Основные модели поведения олигополии.

17. Основы рационального использования экономических ресурсов. Правило использования ресурсов.

18. Особенности совершенного рынка труда.

19. Особенности несовершенных рынков труда. Ситуация двусторонней монополии на рынке труда.

20. Состав и соотношение нормальной, нулевой, экономической и бухгалтерской прибыли.

21. Вмененные, внешние и внутренние издержки.

22. Издержки и прибыль конкурентной фирмы.

23. Сущность экономической ренты и ее виды.

24. Основные подходы к трактовке сущности фирмы.

25. Основные теории, модели и практика формирования заработной платы.

Задания на понимание

Задание № 1.

Если Q=300, AVC=3 долл., AFC=2 долл., общие издержки (ТС) равны 1500 долл.?Аргументируйте свой ответ.

Задание № 2.

Справедливо ли утверждение, что распределительная функция цены выражается в ликвидации товарных излишков и дефицита? Аргументируйте свой ответ./ Да

Задание № 3.

Верно ли утверждение, что, если рыночная цена ниже равновесной, то она будет снижаться, т.к. в таких условиях спрос будет падать, а предложение расти? Аргументируйте свой ответ./Нет

Задание № 4.

Верно ли утверждение, что, если правительство устанавливает верхний предел для роста цен, то объем спроса и предложения данного товара всегда равны. Аргументируйте свой ответ./ Нет

Задание № 5.

Справедливо ли утверждение, что, объем продажи товаров первой необходимости резко возрастает, если их цены резко снижаются? Аргументируйте свой ответ./ Нет

Задание № 6.

Справедливо ли утверждение, что, если при сокращении цены на учебники с 10 до 5 долл. объем продаж не изменится, то спрос на учебник является абсолютно неэластичным? Аргументируйте свой ответ./ Да.

Задание № 7.

Верно ли утверждение, что, если на рынке действует десять фирм, каждая из которых обеспечивает 10% отраслевого объема продаж, то этот рынок целесообразно держать под контролем антимонопольного комитета?

Задание № 8.

Верно ли утверждение, что все монополисты прибегают к практике ценовой дискриминации?

Задание № 9.

Задание № 10

Верно ли утверждение, что небольшие фирмы всегда менее эффективны, чем крупные. Аргументируйте свой ответ. / Нет

Задание № 11

Верно ли утверждение, что, если фирма увеличивает объем используемых ресурсов на 30%, а объем производства при этом возрастает на 20%, то возникает положительный эффект масштаба производства? Аргументируйте свой ответ. / Нет

Задание № 12

Справедливо ли утверждение, что, на конкурентном рынке в долгосрочном периоде экономическая прибыль фирмы равна нулю? А нормальная? Аргументируйте свой ответ./ Да.

Задание № 13

В течение последних десятилетий профсоюзные лидеры в Европе и США постоянно жалуются, что фирмы «нанимают рабочую силу за границей», чтобы избежать высоких издержек найма рабочей силы в своей стране. Почему фирмы поступают подобным образом. Поясните свой ответ с использованием графика.

Задание № 14

Почему налоги на отдельные товары и услуги ведут к снижению эффективности всех отраслей экономики?

Задание № 15

Какие факторы влияют на потребительский спрос в современных условиях? Аргументируйте свой ответ.

Задание № 16

Прокомментируйте утверждение: « На рынке монополистической конкуренции не достигается эффективное использование ресурсов». Аргументируйте ответ.

Задание № 17

В результате торговых санкций в страну Х были превращены поставки газа. Эксперты посчитали потери потребителей от прекращения поставок: они решили, что величина потерь равна расходам (в реальном выражении) на покупку газа в период предшествовавший прекращению поставок. Правы ли они? Какие эффекты здесь необходимо учесть?

Задание № 18

Оцените правильность высказывания: Отчуждение собственников от непосредственного управления фирмой значит, что менеджеры могут максимизировать свою полезность, принимая такие управленческие решения, которые не максимизируют прибыль фирмы?

Задание № 19

Предприниматель Иванов не может избавиться от здания, которым он владеет и использует для своего бизнеса. Можно ли сказать на, что альтернативные издержки этого здания равны нулю?

Задание № 20

Анна Петровна открывает магазин для новобрачных. Для этого она должна приобрести лицензию за 10 тыс. рублей, которая не может быть ни продана, ни передана другому лицу. Следует ли включить расходы на покупку лицензии в общие экономические издержки при анализе прибыльности предприятия?

Задание № 21

Верно ли утверждение, что, если фирма выбирает такой объем производства, при котором общие доходы превосходят общие издержки на максимальную величину, то тем самым она автоматические выбирает такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам?

Задание № 22

На практике картели и подобные им тайные соглашения трудно создавать и поддерживать длительное время. Указать верно, или неверно данное утверждение и обосновать ответ.

Задание 23.

Зачем монополист прибегает к снижению цен? Ведь он, если он действительно монополист, заинтересован в максимально высокой цене? Ваш ответ?

Задание 24.

Ценовая эластичность спроса зависит от спроса покупателей на другие товары.Укажите верно, или неверно данное утверждение. Обоснуйте ответ.

Задание 25.

Экономическая прибыль обычно превышает бухгалтерскую прибыль. Укажите верно, или неверно данное утверждение. Обоснуйте ответ.

Задания на умение

Задание № 1.

Функция спроса Qd = 7 – Р; функция предложения Qs = –5 + 2Р, где Qd – объем спроса, Qs – объем предложения, Р – цена. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Представьте функции спроса и предложения графически и таблично.

Задание № 2.

При цене 80 руб. за кг в магазине было продано 500 кг сметаны, а после ее увеличения до 100 руб. за кг – 400 кг. Чему равна дуговая эластичность спроса на сметану?

Задание № 3.

В табл. представлены данные, характеризующие ситуацию на рынке конкретного товара

1. Можно ли по таблице определить параметры равновесия?

2. Изобразите кривую спроса и предложения на рынке данного блага, определите параметры равновесия.

Задание № 4.

В таблице показана зависимость общих затрат предприятия от количества производимой продукции

Рассчитайте следующие виды затрат: средние общие, средние постоянные, средние переменные. Дайте практическую интерпретацию каждого вида затрат и характер их изменения.

Задание № 7.

Производственные возможности предприятия включают производство двух товаров: наручных часов 400 шт. и мобильных телефонов 80 шт. Изобразите кривую производственных возможностей и найдите точки на графике для следующих комбинаций производства двух товаров и определите невозможный вариант производства:

1) 60 телефонов и 200 часов;

2) 60 часов и 80 телефонов;

3) 300 часов и 35 телефонов;

4) 300 часов и 40 телефонов;

5) 58 часов и 250 телефонов.

Задание № 8.

Известно, что при цене 80 руб. за кг в магазине было продано 500 кг сметаны., а после ее увеличения до 100 руб. – 400кг.

Чему равна дуговая эластичность спроса по цене на сметану?

Задание № 9.

Найдите цену равновесия, если известны функции спроса и предложения: Qd = 90 – 2Р и Qs = -30 +3Р.

Задание № 10.

За конкретный период номинальная заработная плата в стране повысилась на 25%, а стоимость жизни – на 60%. Определите изменение уровня реальной заработной платы.

Задание № 11.

Спрос на труд описывается уравнением: DL = 15 – 1,5 W,

предложение: SL = 3,5 W, определите равновесную зарплату.

Задание № 12

Если потребитель был готов, взвесив все свои возможности, заплатить 2000 рублей за будильник, но, придя в магазин, обнаружил, что может купить его за 1000 рублей, то в это случае потребительский излишек составит 1000 рублей? Аргументируйте свой ответ.

Задание № 13

Функция спроса имеет вид: Qd=2100-3P. При какой цене эластичность спроса по цене (Ed)составит -0,75?

Задание № 14

В краткосрочном периоде фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 ден. ед., средние постоянные – 0, 5 ден. ед. Определить общие издержки.

Задание № 15

Функция спроса на мясо имеет следующий вид: Q D = 30 - Р, где Q D - величина спроса на мясо вдень (кг), а Р - цена в рублях за 1 кг. Функция предложения описывается следую­щим уравнением: Qs = 15 + 2Р, где Qs - величина предложения мяса в день (кг).

Найдите равновесный объем и равновесную цену на мясо. По­кажите это состояние рынка графически.

Задание 16.

Таблица и график отражают состояние некоего рынка минеральной воды, реализуемой в пластиковых однолитровых бутылках.

1) на основании данных, указанных в таблице, определите равновесную цену данного рынка и представьте графическое решение;

2) при каких ценах на рынке появится излишек продукции, а при каких ее нехватка или дефицит?

Задание 17

Таблица отражает влияние разных ситуаций (при прочих равных условиях) на величину и объем спроса и предложения неких товаров.

Ситуация Изменение величины спроса Изменение спроса Изменение величины предложения Изменение предложения
Увеличение количества покупателей
Уменьшение количества продавцов
Уменьшение цен на товары-заменители
Увеличение цен на дополняющие товары
Уменьшение цен на сырье
Увеличение доходов потребителей
Изменение вкусов потребителей
Инфляционные ожидания
Уменьшение налогов и увеличение субсидий
Внедрение новой технологии

Какое влияние окажет каждая из перечисленных ситуаций (при прочих равных условиях) на спрос и предложение? Дайте ответы в виде «+», располагая их на пересечении граф ситуаций и соответствующих изменений.

Задание 18

На рынке товара X только две группы фирм. Предложение фирм первой группы Q l =2P-8, а предложение фирм второй группы Q 2 =4P+2. Если цена на товар X равна 5, то величина рыночного предложения будет равна:

1) 2 2) 12 3) 22 4) 24 5) нет верного ответа

Задание 19

Известно, что 9 рабочих производят за один рабочий день 30 единиц продукции и труд является единственным переменным фактором производства. Зарплата каждого рабочего составляет 150 рублей в день. Найдите величину средних переменных издержек.

1) 5 2) 30 3) 45 4) 50 5) нет верного ответа

Задание 20

Равновесная рыночная цена будет равна 1, если функция рыночного спроса будет иметь вид Qd=3-Р, а функция предложения: Qs=2Р?Аргументируйте свой ответ.

Задание 21

Если цена товара возросла на 10%, а объем производства – на 5%, то будет ли это означать, что предложение неэластично?Аргументируйте свой ответ.

Задание 22

Если для организации производства предприятием были приобретены станок стоимостью 200 000 руб. и грузовой автомобиль стоимостью 500 000 руб., то при учете этих затрат бухгалтер должен отнести: 200 000 руб. – на постоянные издержки, а 500 000 руб. - на переменные издержки? Аргументируйте свой ответ.

Задание 23

Данная таблица отражает величину спроса на некоторый товар при следующих ценах:

Построить график и определить, при какой максимальной цене потребители откажутся покупать данный товар?

Задание 24

При каком соотношении параметров X и Y потребитель будет находиться в положении равновесия?

Задание 25

Если правительство введет налог с продаж, уплачиваемый потребителями, то, как изменится график равновесной цены? Постройте график и объясните, что произойдет на рынке


ТКУ – текущий контроль успеваемости.

ПА – промежуточная аттестация.

Жирным шрифтом выделяются дидактические единицы, составляющие «стратегический базис дисциплины», успешное изучение которого обеспечивает получение оценки «удовлетворительно».

Предполагается указание конкретных глав и/или страниц не более 5-6 источников основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

В данном разделе приводятся методические указания по всем видам учебной деятельности, предусмотренным для преподавания данной дисциплины учебным планом и рабочей программой.

Если итоговым мероприятием дисциплины является экзамен, то вопросы и типовые задания к экзамену должны быть разделены на несколько типов в соответствии со Стандартом проведения промежуточной аттестации и пересдачи академической задолженности.

Экономический механизм воздействия на хозяйственную деятельность предприятия

Экономический механизм идентичен понятию управление экономическим процессом. Он представляет собой сознательное воздействие человека на объекты, процессы и участие в них людей, осуществляемое с целью придать определенные направления хозяйственной деятельности и достичь желаемых результатов.

Слово "механизм" не совсем логично связывать с совокупностью форм, методов и функций управления. В техническом смысле это слово связано с машинами и оборудованием и не имеет вроде бы ничего общего с хозяйствованием. Однако данное понятие прочно вошло в отечественную экономическую литературу, хотя и очень редко используется в зарубежной практике.

Отдельные ученые обоснованно указывают, что более удачным является термин "система управления". В данном случае под системой управления следует понимать не только совокупность форм, методов, видов и функций управления (это относится к понятию "механизм управления"), но и аппарат управления. Сюда дополнительно включаются люди и организационный фактор, выполняющий функции управления.

Процесс воздействия на хозяйственную деятельность осуществляется посредством прямых (командных) методов управления и (или) на основании косвенных, рыночных взаимосвязей.

В современной экономике нашей страны используются обе формы связей во взаимоотношениях производителей и потребителей - прямая, распорядительная, не предусматривающая отношений эквивалентности, и косвенная, опосредованная актами купли-продажи и основанная на эквивалентном обмене. Соответственно этому в экономике и сегодня предусматривается использование плановых и рыночных начал. Первое находит свое проявление, прежде всего, внутри каждого хозяйствующего субъекта, а также на макроуровне - в регулировании деятельности государства.

Рыночные начала являются центральным звеном функционирования экономики и всех ее субъектов. Этот метод управления выполняет роль основной формы экономических связей в обществе и особенно в отношениях между хозяйствующими субъектами. Их преобладание в системе мер по воздействию на экономическую деятельность и формирует модель рыночного типа. Она выражается (проявляется) на практике в виде саморегулирования. При наличии совокупности свободных рынков и рыночных цен действует принцип "невидимой руки", которая регулирует экономические процессы.

В командно-административной экономике неоднократно предпринимались попытки создать механизм саморегулирования, основанный на различных модификациях так называемого хозяйственного расчета. Однако они не позволяли решить эту проблему из-за отсутствия рыночного механизма.

Необходимо отметить, что рыночный механизм является важным условием обеспечения саморегулирования хозяйствующих субъектов и настройки их и экономики в целом на рациональный, эффективный режим хозяйствования.

В условиях рыночной экономики конечные результаты выявляются в процессе коммерческой деятельности. Поэтому в практике западных стран сопоставление расходов с доходами, выявление эффекта в виде прибыли или убытка и оценка возможностей самоокупаемости представляют как коммерческий расчет.

Рыночный механизм как система саморегулирования охватывает не только хозяйственную деятельность, но и действует в процессе создания предприятий. Он стимулирует зарождение очагов развития экономики. Особое значение в данном случае имеет закрепленный в законодательных актах принцип свободы выбора и осуществления разных видов и форм экономической деятельности. Это дает право человеку, семье, коллективу предприятия выбирать самый, выгодный, предпочтительный вид хозяйствования в формах, которые допускает действующее законодательство.

Экономический механизм регулирования хозяйственной деятельности - это инструменты управления экономикой, экономические рычаги, включающие систему цен и тарифов, финансово-кредитные рычаги (кредиты, доходы, расходы, прибыль и др.), налоги и т. п.

Название "рычаги" свидетельствует о том, что они используются в качестве средств изменения экономического состояния объекта, ориентируют его деятельность на достижение целей развития. Каждый из них используется в качестве инструмента регулирования экономики в целом и воздействия на экономические процессы на уровне хозяйствующих субъектов (предприятий). Все они представляют часть структурных элементов экономического механизма.

Важным звеном этого механизма является использование материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы каждый из участников экономической деятельности (производитель, потребитель, покупатель) вел себя желаемым образом и обеспечивал выгоду в интересах лиц, применяющих стимулирование. В качестве таких стимулов используются заработная плата, премирование, разные формы вознаграждения, предоставление льгот, предоставление дефицитных ресурсов, передача в собственность имущества и др.

Экономическое побуждение опирается не только на экономические стимулы, но и на рациональные ограничители в виде системы налогов, платежей, отчислений и даже штрафных санкций.

Особенностью рыночной экономики является повышение роли в управлении отношений не по "вертикали", а по "горизонтали". Речь идет о том, что воздействие на объект управления оказывается не только и не столько со стороны вышестоящего органа управления, сколько со стороны потребителей и других субъектов, с которыми взаимодействует данное предприятие. Характер этих взаимоотношений регулируется договорами, контрактами, соглашениями, в которых определены взаимные обязательства сторон, требования и другие условия, играющие важную роль в системе экономических методов управления. Ослабление централизованного воздействия "по вертикали" позволило предоставить предприятиям больше прав и возможностей вырабатывать управленческие решения самостоятельно.

К широко применяемым методам, используемым в управлении любыми хозяйствующими субъектами, относятся анализ хозяйственной деятельности, прогнозирование, планирование (включая разработку бизнес-планов) и контроль.

Вопросы для самостоятельного изучения по теме 2.

  1. Эластичность спроса от цены. Товары эластичного и неэластичного спроса. Сравнение точечной и дуговой эластичности. Эластичность спроса от собственной цены.
  2. Эластичность предложения от цены. Перекрестный коэффициент эластичности. Совокупный эффект эластичности спроса.
  3. Коэффициенты эластичности спроса для случая функций многих переменных. Эластичность спроса от доходов. Эластичность спроса от рекламы
  4. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Независимые товары Качественные и низкосортные товары. Предметы роскоши. Диверсификация производства.

Дополнительная литература по теме 2:

Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает искусство ведения домашнего хозяйства. В настоящее время понятие «экономика» имеет, по меньшей мере, три значения:

  1. Экономика в смысле народного хозяйства страны;
  2. Экономика как совокупность производственных отношений. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
  3. Экономика как наука, как экономическая теория.

Экономика как наука изучает проблему эффективного использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей.

Экономическая наука в своей основе эмпирическая, т.е. базирующаяся на фактах реальной экономической жизни.

Для объяснения исследуемых процессов современная экономтеория широко использует методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования.

Индукция – это движение от фактов к обобщению.
Дедукция – от общего к частному.
Моделирование – это изучение экономического процесса путем построения его мысленного или условного образца, называемого моделью.

Различают позитивную и нормативную экономическую теорию.

Позитивная изучает реальную экономику. Ее цель состоит в формировании научных представлений, разработке теорий и выявлении связей между экономическими явлениями. Например, темп инфляции за данный период составил 18%.
Нормативная – выносит суждения, дает оценки. Например, темп инфляции за данный период должен составить 18%.

Экономический анализ обычно проводят на микро– и макро– уровнях.

Микроэкономика имеет дело с поведением субъектов рыночной системы – индивидуумов или отдельных фирм, а также с ситуациями, которые возникают на отдельных рынках или в отраслях. Поэтому в центре внимания микроэкономики находятся индивидуальные рынки товаров и услуг.

Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не c отдельными ее субъектами.

Поведение хозяйствующих субъектов будет понятнее, если рассмотреть, какими принципами они руководствуются, совершая те или иные решения. Перечислим эти принципы:

  1. люди выбирают;
  2. любой выбор связан с затратами;
  3. рациональные люди сравнивают предельные издержки с предельной выгодой;
  4. люди предсказуемо реагируют на стимулы;
  5. обмен благами повышает благосостояние;
  6. рынок – эффективный способ организации хозяйственной деятельности;
  7. уровень жизни населения определяется способностью страны производить товары и услуги.

Выбор сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить существующие у субъектов хозяйственной деятельности потребности.

Потребность – это необходимость владеть чем – либо для обеспечения жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.

Потребности подразделяются на первичные (пища, одежда), удовлетворение которых жизненно необходимо, и вторичные (кино, предметы роскоши). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные могут. Деление потребностей на первичные и вторичные исторически условно и меняется с развитием общества.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Свободных благ, которые не ограничены и доступны для всех, нуждающихся в них, в природе крайне мало. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.

Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

Различают блага и услуги. Производство и потребление благ разделены во времени. Производство и потребление услуг нельзя разделить во времени.

    По сфере применения выделяют:
  1. потребительские блага (в сфере потребления);
  2. экономические ресурсы(в сфере производства).
    По продолжительности использования экономические блага делятся на:
  1. блага текущего потребления;
  2. блага длительного пользования.
    По способу взаимодействия в процессе потребления:
  1. взаимозаменяющие (субституты);
  2. взаимодополняющие (комплиментарные);
  3. не имеющие друг с другом связи (нейтральные).

В зависимости от своих вкусов и дохода каждый потребитель делит блага на качественные (нормальные) товары и некачественные.

Экономические ресурсы – это факторы, используемые при производстве экономических благ.

К основным из них относятся труд, земля, капитал и предпринимательство.

Труд – совокупность физических и умственных усилий, которые прикладывают люди в процессе создания экономических благ. Плата за труд – заработная плата.

Земля – природные ресурсы, вовлеченные в процесс производства (земельные, водные, лесные ресурсы, полезные ископаемые). Плата за землю – рента.

Капитал – это созданные людьми средства производства (здания, сооружения, станки, оборудование, транспортные средства, линии электропередач, добытое сырье, т.е. все, что служит необходимым условием этого производства). Плата за капитал – проценты.

Капитал в качестве средств производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.

Предпринимательство – особый вид деятельности, который заключается в реализации новых идей, технологических и организационных нововведений, позволяющих наиболее эффективно соединить другие факторы производства. Плата за предпринимательство – прибыль.

Ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, и факторов производства, которые применяются людьми, чтобы создавать экономические блага, ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. Объективно людям всегда приходиться решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. При этом люди ведут себя рационально. Рациональность поведения предполагает, что при данных затратах факторов производства необходимо произвести как можно больше экономических благ, т.е. максимизировать результат при данных затратах. Человек поступит рационально и в том случае, если он достигнет желаемого результата при наименьших затратах, т.е. минимизирует затраты для достижения данного результата.

Рациональное поведение, с точки зрения экономиста, не всегда является «правильным» с позиции норм морали. Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели. Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора.

С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов.

С проблемой экономического выбора связана проблема альтернативной ценности благ. Альтернативная ценность блага для общества означает, каким количеством одного блага оно готово пожертвовать ради увеличения производства другого блага на одну единицу. Альтернативная ценность оценивается как упущенная выгода в наилучшем из отвергнутых вариантов.

Альтернативная стоимость товара или услуги – это то количество товаров или услуг, от которых отказываемся в пользу выбранного. При этом альтернативная стоимость определяется наилучшем из отвергнутых вариантов.

Например, на имеющиеся деньги можно купить мороженое или шоколадку. Предположим, что человек купил шоколадку. Мороженое в этом случае явилось ценой его выбора, т.е. альтернативной стоимостью шоколадки.

Альтернативная стоимость может иметь и денежное выражение.

В экономике часто приходится решать вопрос не о том, осуществлять ли затраты вообще или не стоит этого делать, а до какого объема следует увеличивать затраты, чтобы с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся ресурсы. Для этого необходимо сопоставить расходы на производство дополнительной единицы продукции и доход, полученный в результате принятия такого решения. Рациональные люди сравнивают предельные издержки и предельную выгоду.

Предельные издержки – это издержки, связанные с производством еще одной, дополнительной единицы продукции.

Предельная выгода (доход) – это выгода, полученная от производства еще одной дополнительной единицы продукции.

Увеличивать объем производства следует до тех пор, пока предельные издержки не превысили предельную выгоду.

Проблема выбора и альтернативной стоимости имеет значение для определения границы производственных возможностей любой экономики. Это можно показать с помощью кривой производственных возможностей, которая является примером моделирования экономики, часто используемого в экономических исследованиях.

Кривая производственных возможностей – это кривая, которая показывает возможности данной экономики по производству двух товаров при имеющихся ресурсах и их эффективном использовании (КПВ) .

    Для построения КПВ необходимо принять допущения:
  1. экономика функционирует в условиях полного использования всех имеющихся ресурсов,
  2. имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству;
  3. неизменная технология.

Предположим, что в стране производятся потребительские товары, т.е. ресурсы используются для производства предметов потребления и средств производства.

Построим график производственных возможностей данной страны.

По оси абсцисс будем откладывать количество средств производства, по оси ординат – количество предметов потребления.

Рис.№1.
Кривая производственных возможностей

График показывает, что, используя все имеющиеся в стране ресурсы, можно произвести либо только 3 единицы средств производства (точка В) и ни одной единицы предметов потребления (т. О), либо 9 единиц предметов потребления (т. А) и ни одной единицы средств производства (т. О).

Наиболее реальный вариант предполагает, что имеются различные комбинации производства средств производства и потребительских товаров. Если выпуск средств производства составит 1 ед., то производство потребительских товаров и услуг сократится с 9 ед. до 8. Дальнейшее увеличение выпуска средств производства до 2ед. приведет к сокращению выпуска предметов потребления до 5ед. Если же в экономике производство средств производства будет доведено до 3ед., то ресурсов для производства потребительских товаров и услуг не останется. Точка Е показывает, что экономика не располагает ресурсами, достаточными, чтобы производить 7 ед. предметов потребления и 2,5 ед. средств производства, а т. К показывает, что ресурсы экономики используются не полностью.

Итак, любая точка на этой кривой показывает возможность эффективного производства данный страны (точки А,С, Д,В), любая точка вне КПВ показывает, что ресурсы страны или используются не полностью (точка К), или недостаточны для выпуска желаемого количества товаров и услуг (точка Е).

Кривая производственных возможностей является вогнутой по отношению к началу системы координат. Это отражает закон экономики, согласно которому с увеличением выпуска данного вида продукции в краткосрочном периоде альтернативная стоимость единицы прироста этой продукции возрастает .

Предположим, что производство средств производства увеличится с 0 до 1 единицы. Тогда, согласно условиям КПВ, выпуск предметов потребления сократится с 9 до 8 единиц. Это означает, что альтернативная стоимость единицы приращения средств производства равна единице выпуска потребительских товаров, от производства которых пришлось отказаться. Если же производство средств производства увеличить еще на 1 единицу, т.е. выпускать не 1, а 2 единицы, то производство предметов потребления придется сократить с 8 до 5 единиц. Следовательно, альтернативная стоимость второй единицы приращения выпуска средств производства равна 3 единицам предметов потребления. Если довести выпуск средств производства до 3 единиц, то производство предметов потребления в стране прекратится, упадет с 5 единиц до нуля. Следовательно, альтернативная стоимость третьей единицы приращения выпуска средств производства равна уже 5 единицам предметов потребления.

Если мы проследим увеличение выпуска предметов потребления от 0 до 9 единиц за счет сокращения выпуска средств производства от 3 единиц до 0, то установим наличие процесса возрастания альтернативной стоимости потребительских товаров и услуг.

В чем причина того, что альтернативная стоимость производства товара увеличивается? Главная причина – в неполной взаимозаменяемости ресурсов. Не все ресурсы, используемые в производстве предметов потребления, можно с легкостью переключить на производство средств производства. Рабочие, занятые на сборке тракторов, не будут с той же эффективностью мастерить мебель. Переход от производства одного товара к производству другого никогда не бывает простым.

Стремление людей полнее удовлетворить свои потребности заставляют их вступать в отношения обмена с другими людьми. В основе обмена лежат специализация и разделение труда.

Специализация предполагает сосредоточение производителя на изготовлении одного или нескольких определенных видов продукции.

Как правило, люди специализируются на изготовлении тех продуктов, которые требуют от них меньших затрат ресурсов.

Разделение труда – это разделение процесса производства продукта на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными производителями. Например, тракторостроительные фирмы производят сборку тракторов из деталей и узлов, производством которых заняты десятки, а то и сотни других фирм.

Специализация и разделение труда приводят к росту производительности труда.

Производительность труда измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени единицей труда.

Обмен увеличивает благосостояние людей, предоставляя в их распоряжение, во-первых, большее количество благ. Во-вторых, благосостояние растет, так как в результат обмена каждый человек готов обменять благо, которое представляет для него меньшую ценность, коль скоро оно имеется в излишнем количестве, а получает более ценное благо, которым до этого не обладал. Поэтому обмен, как правило, взаимовыгоден.

Для полного удовлетворения всех неограниченных и постоянно растущих потребностей людей экономика никогда не располагает и в обозримом будущем не будет располагать достаточными ресурсами. Поэтому объективно общество всегда стоит перед проблемой: как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которые у него имеются, чтобы полнее удовлетворить потребности всех субъектов экономики, другими словами, общество должно добиваться того, чтобы максимизировать выпуск экономических благ.

Во всех без исключения случаях ограниченность факторов производства и экономических благ ставит перед обществом три фундаментальные проблемы (три основных вопроса): что производить? как производить? Для кого производить?

Что производить означает выбор товара и его количества; как производить означает выбор материалов, других ресурсов а также выбор технологии и тех, кто будет производить; для кого производить означает кто будут потребителем данного товара.

Необходимость решения задач экономического выбора стоит перед любой экономической системой.

Экономическая система – это способ организации общества.

Разнообразие этих способов зависит от существующей в обществе формы собственности, механизмов принятия экономических решений, специфики функциональных связей в экономике, структуры институтов (субъектов, норм, правил экономического поведения) и методов привлечения людей к экономической деятельности.

Собственность – это реализация прав владения, пользования и распоряжения.

    Виды экономических систем:
  1. традиционная
  2. командно – административная (централизованная)
  3. рыночная
  4. смешанная
Признаки традиционная командная рыночная смешанная
1. форма собственности общинная государственная частная частная с элементами государственной
2. способ организации хозяйственной деятельности по традициям по плану рыночный рыночный
3. роль государства ведущая практически отсутствует ограничена
4. примеры племена Африки Северная Корея, Куба Не существует ни одной страны, где бы государство не принимало участия в экономических отношений США, Россия, Европа, Япония и т.д

Перейдём к рассмотрению вопроса о том, каким образом решаются основные вопросы экономики в условиях господства рыночных механизмов.

Рынок – это система взаимодействия продавца и покупателя.

    Зарождения и развитие рыночной системы было обусловлено двумя причинами:
  1. развитием разделения труда, которое дало возможность и необходимость обмена, вылившегося при появлении денег в куплю – продажу. Обмен стал возможным, поскольку в результате специализации у производителя появились значительные излишки продукции. Разделение труда ведёт к росту производительности, что, в свою очередь, делает возможным производить данный продукт в количестве больше, чем требуется самому производителю;
  2. частной собственностью.
    Для рыночной экономики характерными являются:
  1. частная собственность
  2. свобода выбора
  3. личные экономические интересы как главный мотив поведения людей
  4. конкуренция
  5. механизм цен, координирующий экономические связи
    Субъектами рыночной экономики являются:
  1. домашние хозяйства (отдельный человек или группа людей), которые являются собственниками факторами производства и потребителями конечных товаров и услуг
  2. фирмы
  3. государство.
    Можно выделить следующие основные виды рынков:
  1. по экономическому назначению:
    • рынок товаров и услуг,
    • рынок факторов производства
    • финансовый или денежный;
  2. по территориальному признаку:
    • международный
    • национальный,
    • региональный (местный) рынок;
  3. по характеру рыночных связей:
    • рынок заказов,
    • рынок готовой продукции;
  4. по степени ограниченности конкуренции:
    • рынок совершенной конкуренции,
    • рынок несовершенной конкуренции, который, в свою очередь, подразделяется на монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.
признаки Совершенная конкуренция Олигополия Монополия Монополистическая
конкуренция
Количество фирм на рынке Много независимых фирм Ограниченное количество Одна фирма Много фирм, производящих сходные товары и услуги
Дифференциация товара (наличие отличительных качеств) Нет, товар однородный Существенна для основных продуктов, мала для стандартных Нет Дифференцированы для специфических рынков, т.е. товары не однородны
Контроль над ценами Нет, цена определяется рынком Существует влияние «ценового лидера», сговор Практически полный Влияние на цену ограниченной возможности замены другим товаром
Лёгкость входа – выхода на рынок Относительно лёгкий Трудный, т.к. дорого Очень трудный Относительно лёгкий вход
Примеры Рынок зерна Автомобильный рынок РАО Газпром Рынок продуктов питания
    Рынок выполняет следующие функции:
  1. информационную , через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с избытком;
  2. регулирующую , т.е. рынок устанавливает пропорциональность в развитии экономики, регулирует распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей;
  3. стимулирующую , т.е. фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки;
  4. санирующую , т.е. рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.

Взаимодействие домашних хозяйств, фирм и государства может быть представлено моделью экономического кругооборота.

Рис.№2.
Схема экономического кругооборота

Модель экономического кругооборота позволяет исследовать поведение фирм и домашних хозяйств на рынках факторов производства и потребительских благ.

На рынке факторов производства домашние хозяйства выступают в роли продавцов, предлагая фирмам, выступающим здесь в роли покупателей, труд, землю, капитал, предпринимательские способности. Приобретя все необходимое для создания потребительских благ, фирмы осуществляют их производство.

Вторая встреча домашних хозяйств с фирмами происходит на рынке потребительских благ. Но теперь их роли поменялись: в качестве продавцов выступают фирмы, а покупателями являются домашние хозяйства. Движение по внешнему кругу схемы, по которому движутся потоки товаров, замыкается.

Но одновременно с движением товаров происходит перемещение денежных потоков. Движение денег начинается с фирм, которые являются владельцами стартового денежного капитала, необходимого для приобретения факторов производства. Деньги, отданные в обмен на факторы производства, выступают в виде затрат на производство. Но, оказавшись в руках собственников производственных ресурсов, деньги принимают форму доходов на факторы производства, а будучи истраченными на покупку потребительских благ, выступают в виде расходов домашних хозяйств. И, наконец, после продажи фирмами произведенных ими товаров и услуг деньги выступают в виде доходов владельцев фирм.

Модель показывает, что в экономике движутся два противоположно направленных потока: поток товаров и поток расходуемых на их приобретение денег. Оба потока непрерывны, протекают одновременно и представляют собой главный элемент механизма функционирования рыночной экономики. Важным следствием модели кругооборота является то, что суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.

Цель изучения темы состоит в том, чтобы узнать роль государства в рыночной экономике.

В работе 1 изучаются темы, затрагивающие основные понятия экономической теории. Теоретический материал по трем представленным темам дан единым блоком, так как они тесно взаимосвязаны, это позволит сформировать целостное представление об основных позициях рыночной экономики, ее связи с реальной жизнью, наукой и хозяйствованием.

При изучении учебного материала по 1 работе Вы узнаете:

  • что такое ограниченность,
  • почему все экономические проблемы решаются посредством выбора,
  • что такое факторы производства,
  • что такое альтернативные издержки и КПВ,
  • что такое экономические системы,
  • что такое рынок.

При изучении понятия альтернативной стоимости, уделите внимание анализу построения КПВ.