Территориальная структура хозяйства. Типы территориальной структуры хозяйства

Территориальная структура хозяйства. Типы территориальной структуры хозяйства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие территориальной структуры хозяйства

2. Территориальная структура хозяйства Европы

3. Транспортные связи Европы

Заключение

Введение

Формирование мирового (всемирного) хозяйства фактически охватывает всю историю человечества. В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки.

Во второй половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог, которые соединили внутренние части континентов и, по образному выражению Генриха Гейне, "убили пространство". Но главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в конце XVIII-XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в них промышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце XIX- начале XXвв. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.

Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Международное географическое разделение труда (МГРТ) называют основным понятием экономической географии. Географическое (территориальное) разделение труда - неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: во-первых, в географическом положении, во-вторых, в природных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях - уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целым странам, которые связаны между собой международным географическим разделением труда. Зародилось оно еще в древности, но с возникновением мирового хозяйства охватило весь мир.

Для характеристики географии хозяйства - как мира, так и отдельных стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры.

1. Понятие терр иториальной структуры хозяйства

территориальное хозяйство Европа

Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям (таксонам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).

В территориальной структуре современного мирового хозяйства можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований.

Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства -- континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.

Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный, в определенной мере субъективный характер.

Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно, по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.

Регион -- самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.

Субрегион -- крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства.

2. Территориальная структура хозяйства Европы

В пределах Европы выделяют две крупные части -- Центрально-Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.

Регион Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) охватывает 15 постсоциалистических стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика (В состав Чешской Республики входит территория исторических областей Чехии, Моравии и небольшая часть Силезии), Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории (Союзная Республика Югославия), Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. Площадь региона, представляющего единый территориальный массив,- свыше 1.3 млн.км.кв. с населением 130 млн. чел. (1998г.). Из составляющих его стран в группу более крупных европейских государств входят лишь Польша и Румыния; остальные страны относительно небольших размеров (территория от 20 до 110 тыс.км.кв. при населении от 2 до 10 млн. человек).

Этот регион Европы прошел сложный путь политического и социально-экономического развития в условиях драматической для населяющих его народов борьбы крупнейших европейских держав за сферы влияния на континенте. Эта борьба велась с особой силой в XIX-XX вв. между Австро-Венгрией, Германией, Россией, Турцией, а также Францией и Великобританией. В ходе этой борьбы и усилившихся национально-освободительных движений местного населения формировались и разрушались прежние государства. После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, на карте Европы вновь появилась Польша, образовались Чехословакия и Югославия, более чем удвоилась территория Румынии.

Последующие изменения в политической карте ЦВЕ явились результатом победы над фашистскими Германией и Италией в годы Второй мировой войны. Главнее из них: возвращение Польше ее западных и северных земель с широким выходом к Балтийскому морю, Югославии - Юлийской Крайны и полуострова Истрия, населенных в основном словенцами и хорватами.

В процессе перехода стран ЦВЕ от централизованно планируемой экономики к рыночной (конец 80-х - начало 90-х годов) в них резко обострились политические, социально-экономические и национально-этнические противоречия. В результате произошел распад по этническому признаку Чехословакии на два государства- Чешскую Республику и Словацкую Республику, а Югославии- на пять государств: Союзную Республику Югославия, республики Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина.

Страны ЦВЕ расположены между странами Западной Европы и республиками, входившими (до 1992 г.) в СССР. С этим связан ряд общих особенностей их политического и социально-экономического развития на этапе перехода к рыночному хозяйству. Они находятся в процессе глубокой структурной экономической перестройки, коренных изменений характера и направленности внешнеэкономических связей.

Государства ЦВЕ стремятся к расширению своего участия в общеевропейской экономической интеграции, в первую очередь в области транспорта, энергетики, экологии, использования рекреационных ресурсов. Регион имеет выходы к Балтийскому, Черному и Адриатическому морям, через него протекает на большом протяжении судоходный Дунай; территория региона может широко использоваться для транзита грузов и пассажиров между Западной Европой, странами СНГ и Азией. Например, с завершением в 1993 году канала Бамберг (на реке Майн) - Регенсбург (на реке Дунай) открывается возможность сквозных трансъевропейских водных перевозок между Северным и Черным морями (от Роттердама в устье Рейна до Сулины в устье Дуная водный путь в 3400 км.). Это важное звено в развитии единой европейской сети внутренних водных магистралей. Другой пример расширяющегося использования географического положения стран ЦВЕ - транзитные пересылки по трубопроводам природного газа и нефти из России и других прикаспийских государств в страны Западной и Южной Европы. Страны ЦВЕ подписали в 1994 году договор Европейской энергетической хартии, заложивший экономические механизмы глобального энергетического пространства всей Европы.

Западная Европа, территория - 3,7 млн. км2., население - около 370 млн. чел. Западная Европа - субрегион зарубежной Европы, включающий 26 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из трех главных центров мировой капиталистической системы.

Субрегион играет весьма видную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции, городских агломераций, играет важную роль в МГРТ.

Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи. По форме правления около 1/2 стран - монархии, остальные - республики.

Западная Европа занимает западную суженную часть Евразийского континента, омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского полуострова -- водами Северногоi Ледовитого океана. При всей «мозаичности» рельефа территории Западной Европы границы между отдельными странами, а также граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

ЭГП субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых, страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей. Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для развития как промышленности, так и сельского хозяйства.

Территория субрегиона лежит в пределах тектонических структур разного возраста: докембрийских, каледонских, герцинских и наиболее молодых - кайнозойских. В результате сложной геологической истории формирования Европы в пределах субрегиона образовались четыре крупных орографических пояса, последовательно сменяющих друг друга в направлении с севера на юг (плоскогорья и возвышенности Фенноскандии, Среднеевропейская равнина, среднегорья Центральной Европы и альпийские высокогорья и среднегорья, занимающие ее южную часть).

В настоящее время Зарубежная Европа имеет самые низкие в мире темпы роста населения: его численность увеличивается на 0,5% в год. Причем если в Южной и Восточной Европе темпы превышают средние, то в Северной и Западной Европе население увеличивается лишь на 0,2-0,3% в год (и то за счет иммиграции). В ряде развитых стран естественный прирост населения (ФРГ, Австрия, Англия и др.) отрицательный.

Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

В настоящее время Зарубежная Европа - наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

В Западной Европе самые большие мегалополисы - Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.

3. Транспортные связи Европы

Транспортная сеть отличается густотой и сложностью конфигурации, она складывалась из напластований различных форм, густоты и размеров, часто не вписывающихся в современные политические границы. Природные рубежи все в меньшей степени являются препятствием для развития сети, хотя на ее рисунке они еще сказываются. Трудно говорить об абсолютном преобладании одного вида транспорта над другими даже в небольших странах. Это переплетение отражает происходящий процесс сращивания функциональных сфер отдельных видов транспорта. Растет число подъездных железнодорожных путей при сокращении магистральной сети, увеличивается средняя дальность перевозок на каждом виде транспорта.

Тесное «соприкосновение» различных видов транспорта в портах и других транспортных узлах стимулировало развитие интермодальных перевозок, особенно в связи с массовой контей-неризацией грузов.

Особое место занимают морские порты. Благодаря широким эстуариям рек порты проникли на сотни километров в глубь Европейского континента и в своих связях с хинтерландом опираются на мощные речные артерии, соединенные между собой системой каналов. Сочетание морского и речного транспорта создает единую воднотранспортную систему, вытянутую в основном в меридиональном направлении (кроме Дуная). Морские порты являются подлинными морскими воротами не только для своих стран, но и имеют международное значение; грузопотоки проникают далеко в глубь континента. Более половины грузов порта Роттердам транспортируется по внутренним водным путям.

Железнодорожная сеть континента значительно гуще, чем в Северной Америке; все основные железнодорожные магистрали и даже часть второстепенных линий -- двухпутные, до сих пор в грузовом вагонном парке преобладают двухосные вагоны, средняя грузоподъемность вагона в 2--3 раза ниже, чем в США.

Грузовые перевозки выполняются при весьма густом движении поездами сравнительно небольшого веса с относительно невысокими скоростями движения

(кроме контейнерных маршрутных составов). Железнодорожный транспорт в значительной мере электрифицирован, более 80% перевозочной работы выполняется электрической тягой.

Густота дорожной сети составляет 100-- 300 км/100 км2, т. е. в 2--3 раза выше, чем в США, велика и доля автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием. На главных речных артериях преобладают самоходные суда, все шире внедряется метод толкания составов несамоходных барж. Длина и грузоподъемность буксируемых составов сравнительно с США невелики. за последние 40 лет вырос с 2,8 до 9,0 тыс. т/км, пассажирооборот -- с 1,0 до 3,2 тыс. пасс. - км. Можно отметить динамизм развития перевозок -- объем работы вырос более чем в 7 раз и продолжает расти.

И в мировом грузообороте, и в пассажирообороте резко выделяется один, главный, вид транспорта, доля которого до последнего времени продолжала возрастать: в грузообороте -- морской транспорт, в пассажирообороте -- легковой автомобильный индивидуального пользования.

Происходит изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта: в грузообороте соотношение между железнодорожным и его главным конкурентом -- автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, доля трубопроводов (нефте-, продукте- и газопроводы) выросла с 4,2 до 12,8%, снижается роль внутреннего водного транспорта. В пассажирообороте воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного. Автобусный транспорт уже превзошел железнодорожный еще в 1970 г.

Северная Европа. Транспортная система региона включает в себя все виды транспорта. Особая роль принадлежит морскому транспорту, который развит во всех странах.

Международное значение имеют железнодорожные и автомобильные магистрали в направлениях: Санкт-Петербург -- Финляндия -- Швеция -- Дания -- Германия;

Мурманск -- Норвегия -- Дания -- Германия. Имеются несколько широтных направлений, связывающих Швецию с портами Норвегии: Пулео -- Нарвик; Умео --

Му -- и -- Рана; Сундевамь -- Тронхейм; Карлетад -- Олесунн. На многих направлениях действуют паромные переправы.

Центральная Европа. За два тысячелетия в регионе существенное развитие получили все виды транспорта, которые целесообразно рассмотреть в том же порядке, что и энергетику.

Южная Европа. Тенденциями в развитии транспорта являются опережающее развитие автомобильного транспорта, устойчивое развитие воздушного транспорта и сохранение значительной роли морского транспорта. В Португалии транспортная сеть развита недостаточно. Две железные дороги и две автомобильные дороги связывают страну с Испанией и с остальной Европой. Велика роль морского транспорта. Международные аэропорты находятся в Лиссабоне, в Порту, на Азорских островах и на островах Мадейра.

Заключение

Несложно предугадать, что роль региональной составляющей в жизни национальных государств Европы и в Европейских сообществах будет и далее возрастать.

И прежде всего, это проявляется в следующем:

1. Региональные проблемы проявляются и обостряются ныне в первую очередь там, где слаба или отсутствует государственная политика содействия региональному развитию. У России такой политики пока, к сожалению, нет, во всяком случае в сравнимом с Европой и ЕС. Не может служить ей адекватной заменой и наша национальная политика, которая акцентирует внимание скорее на прошлом, чем на настоящем, и скорее на специфическом, чем на общем, у этнических субъектов Федерации, а также оставляет в стороне неэтнические, административные регионы (области, края).

2. Именно при наличии такой продуманной региональной политики регионализм в Европе, за редкими исключениями экстремистского толка, не выступает как угроза территориальной целостности государств, отдельные регионы претендуют, как максимум, на свою автономию. Равным образом речь при этом не идет о восстановлении прежних феодальных доменов: децентрализация функций управления связывается, прежде всего, с развитием демократии на местах при приближении принимаемых управленческих решений к интересам граждан.

3. Неравномерность развития регионов не может быть преодолена одной лишь "свободной игрой рыночных сил"; результат такой игры оказывается чаще всего обратным. Поэтому на определенный исторический период преодоление отсталости требует целевого вмешательства и содействия государства через перераспределение части национальных ресурсов в пользу отставших территорий. Опыт Европы показывает, что делать это надежнее всего через перераспределение доходной базы, а также обусловленность трансфертов

(субсидий) сопряженным местным финансированием при целевой адресовке содействия в целом.

4. Регионы Европы при всей своей специфике равны перед законом своих стран и действуют в едином правовом поле ЕС при минимуме исключений из этих правил, которые могут лишь противопоставлять их друг другу. Соответственно, более надежной базой региональной политики России может быть лишь единая для всех федеральная конституция, а не совокупность разнонаполненных двусторонних соглашений "регион - центр". Свою региональную составляющую пора вводить и в процессы хозяйственной реинтеграции СНГ. В частности, мощным ускорителем развития регионов здесь, по аналогии с Европой, может стать их трансграничное сотрудничество.

Очевидно, необходимо систематизированное ознакомление наших регионов и компетентных федеральных ведомств с опытом региональной политики Европы и ЕС, возможностями использования программ ЕС в этой области.

Список использованной литературы:

1. Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

2. Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70-80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина -- М.: Изд. МГУ, 1990.

3. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

4. Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

5.Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

6. Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

7. Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

8. Хаггет П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

9. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

10. Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

11. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 1995.

12. Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Структура и функционирование региональной экономики. Производственно-функциональные, географические, градостроительные, социологические критерии региона. Производительные силы региона и комплексность хозяйства. Определение региональной специализации.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Предпосылки для формирования региональной экономики в условиях планового хозяйства. Адаптация науки к рыночным отношениям. Разработка и реализация территориальных схем в 70-х – 80-х годах для решения проблемы государственной региональной политики.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2013

    Развитие хозяйства в Древнем Востоке, Греции и Риме. Роль христианства в эволюции хозяйства Европы. Становление свободно-рыночной системы. Революционный и реформистский пути экономического развития. Современные проблемы становления свободного рынка.

    курс лекций , добавлен 10.02.2011

    Исследование сущности, структуры и основных компонентов рынка труда. Современные виды рынка труда. Обзор особенностей национальных моделей рынка труда. Сравнительная характеристика российской модели рынка труда со странами Центральной и Восточной Европы.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    контрольная работа , добавлен 19.03.2011

    Суть региональной экономики, которая призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов. Принципы, механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза и России.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2011

    Приватизация в России. Первый, второй, третий этап. Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России, на основании стратегий стран Центральной и Восточной Европы. Чековые инвестиционные фон

    курсовая работа , добавлен 28.04.2005

    Общая характеристика региональной политики в республике, региональная рента как мотив региональной хозяйственной ассоциации. Управление и прогнозирование развития и социально-экономической политики, специфика формирований рыночных отношений в республике.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2010

    Роль малого бизнеса в формировании антимонопольной структуры рынка. Экономическая эффективность малого бизнеса в ряде отраслей народного хозяйства. Государственная поддержка малого бизнеса в России, странах Западной Европы, США, Канаде и Японии.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Функционирование энергетических систем Украины. Механизмы и проблематика государственного регулирования естественных монополий. Реформирование деятельности энергопоставляющих предприятий Украины в условиях вступления в Энергетическое сообщество Европы.

Особенности отраслевой структуры мирового хозяйства

Определение 1

Мировое хозяйство это сложный комплекс национальных экономик в их взаимодействии.

В зависимости от специфики выполняемых операций или выпускаемой продукции мировое хозяйство делится на производственную и непроизводственную сферы (сферы материального и нематериального производства). Они, в свою очередь, делятся на соответствующие отраслевые комплексы, отрасли и подотрасли.

Главными составляющими производственной сферы являются промышленность, сельское хозяйство и транспорт . Более подробно мы рассмотрим отраслевую структуру мирового хозяйства параллельно с территориальной.

Территориальная структура основных отраслей мировой экономики

Основой любой экономики является топливно-энергетический комплекс. Он состоит из топливной промышленности и электроэнергетики. Топливная промышленность сегодня представлена нефтяной, газовой и угольной отраслями.

Нефтяная промышленность разделяется на нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую . Переработка нефти часто происходит за пределами стран добычи. Основные залежи нефти сосредоточены на территории развивающихся стран и находятся в районе Персидского залива, на севере и западе Африки, в Индонезии, на севере Латинской Америки, в России, США, Китае и Австралии. Переработка нефти сосредоточена в развитых странах Европы и Азии, в США. Поэтому США, Япония и страны Европы выступают на мировом рынке крупнейшими импортерами нефти и газа. Но постепенно переработка нефти смещается в развивающиеся страны (как экологически «грязное» производство).
[Замечание]

США не экспортирует свою нефть, а, наоборот, закупает чужую с целью сохранения стратегически важного сырья.

  • Газовая промышленность вышла на передовые рубежи уже во второй половине $ХХ$ века. Месторождения газа часто соседствуют с нефтяными. Самыми крупными экспортерами газа являются Россия, Канада, Нидерланды и Норвегия. Значительную часть газа добывают с океанического шельфа.
  • Угольная промышленность является старейшей отраслью энергетики. Главными экспортерами угля выступают Австралия, США, ЮАР, Россия, Китай, Польша, Канада. Главными потребителями на угольном мировом рынке стали страны Европы, Япония и страны Латинской Америки.
  • В период НТР электроэнергетика стала одной из трех ведущих отраслей экономики. Основными производителями электроэнергии являются самые развитые страны мира. Тройку лидеров производства составляют США, Китай, Япония. Преобладает производство электроэнергии на ТЭС ($75$%). ГЭС (около $20$% электроэнергии) размещены в районах рек с мощным течением или большим перепадом высот – в Норвегии, Австрии, Швеции, Бразилии. АЭС дают примерно $7$% электроэнергии. Самыми крупными долями атомной энергетики в производстве славятся Франция, Бельгия, Венгрия.
  • Без конструкционных материалов не может функционировать ни одно производство. Именно металлургия выпускает конструкционные материалы.

    • Черная металлургия развита в США, Японии, Китае, России. Многие развитые страны Западной Европы, лидировавшие ранее в черной металлургии, «сдали» свои позиции из-за истощения своих месторождений.
    • Существенно обновилась в период НТР цветная металлургия . Энергоемкое производство алюминия размещается в Китае, России, Австралии, Канаде. Производство меди сосредоточено в Чили, Индонезии, США, Японии, Канаде, России. Цветные металлы используются в самых современных отраслях машиностроения. Но на их размещение влияет экологический фактор (это – вредное производство).
  • Мировое машиностроение насчитывает около $70$ отраслей. Общее машиностроение , опирающееся на металлургическую базу и сырье, размещено в Приозерном районе США, в Рурском бассейне Германии, в Верхнесилезском бассейне Польши, на Урале и в северо-восточном Китае. Лидерами транспортного машиностроения являются США, Япония, Германия, Франция и Южная Корея. Авиа- и ракетостроением знамениты США, Россия, Франция, Китай. Разрабатывается ракетостроение и в КНДР.

    В конце ХХ века опережающими темпами начало развиваться точное машиностроение . Наряду с традиционно высокоразвитыми странами (США, Японией, Германией), конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию на мировой рынок начали массово поставлять Китай, Индия и страны «новой индустриализации» - Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Малайзия.

    Подводя итог, можно выделить три основных мировых центра машиностроения: Северная Америка (чуть более $30$% продукции), Западная Европа (около $30$%), Восточная и Юго-Восточная Азия ($20$%).

    Химическая промышленность также является одной из ведущих отраслей НТР. Традиционно ведущим регионом развития химической промышленности является Западная Европа. Она дает около $40$% мировой химической продукции. Первенство здесь занимают Германия, Франция и Италия. Традиционные производства основной химии основаны на собственном сырье, а химия органического синтеза ориентируется на импортное сырье. Не уступает по значению европейской химическая промышленность США, развивающаяся на базе отходов черной металлургии Приозерья и нефти Юга. В странах Восточной и Юго-Восточной Азии (Япония, Китай, страны «новой индустриализации») быстрыми темпами развивается химия органического синтеза на импортном (за исключением Китая и Индонезии) сырье.

    Главными регионами лесной промышленности остаются районы лесов нашей планеты. Выделяются здесь такие страны как США, Канада, Россия, страны Скандинавского полуострова, Бразилия.

    Легкая и пищевая промышленности развиты по всему миру. Но не стоит забывать историческую тенденцию. Традиционно центрами мировой моды считаются Франция и Италия.

    Сельское хозяйство – одно из древнейших видов производственной деятельности человека. В эпоху НТР оно тоже претерпело изменения. Произошла массовая механизация и автоматизация предприятий. Часть производств (первичная обработка продукции) отделилась от сельского хозяйства и стала частью легкой и пищевой промышленности. В структуре отрасли сохраняются различия по уровням развития стран. Чем более развита экономика страны, тем больше в ее сельском хозяйстве удельный вес животноводства, выше уровень интенсификации труда и меньше занято трудовых ресурсов. Специализация производства зависит от агроклиматических факторов.

    Производство зерновых размещено в Китае, Индии, США, России, Канаде, Казахстане, Австралии, Аргентине. Технические культуры выращивают в США, странах Центральной Азии, Восточной Европы, Китае. Цитрусовыми славятся страны Средиземноморья.

    Животноводство тоже представляет собой комплекс отраслей со своими особенностями. Разведение крупного рогатого скота процветает в Бразилии, Аргентине, США, Китае. В свиноводстве лучшие показатели имеют Китай, США, Россия. Овцеводство получило распространение в Австралии, Китае, Новой Зеландии, в странах Центральной Азии.

Факторы размещения мирового хозяйства

Как видно из сказанного выше, мировое производство размещено по территории планеты очень неравномерно. Существуют определенные правила – принципы размещения хозяйства. Главный принцип – максимализация выгоды. Поэтому на размещение производства влияют ряд обстоятельств – факторов.

  1. Природно-ресурсный фактор определяется наличием условий и предпосылок для развития того или иного производства (наличие сырья, условия работы).
  2. Фактор трудовых ресурсов влияет на объем производства и его характер. Чем больше рабочей силы и выше ее квалификация, тем сложнее производство, выше трудо- и наукоемкость процесса.
  3. Транспортный фактор позволяет учитывать влияние затрат на перевозку сырья, готовой продукции и рабочей силы на общую себестоимость готовой продукции.
  4. Наукоемкость как фактор начали учитывать в период бурного развития НТР, когда наука превратилась в мощную производственную силу. Производство многих видов продукции начало концентрироваться вокруг научных и научно-исследовательских центров.

Скопление отходов производства, характер производства, необходимость строительства новых и совершенствования старых очистных сооружений служат ограничением концентрации производства и населения в определенных районах. Этот фактор носит название экологического . Особое внимание на него стали обращать именно в последнее время, совпавшее с бурным развитие НТР.

Замечание 1

Для каждой отрасли и ее составляющих, для каждого производства имеет приоритетное значение тот или иной фактор. Добывающие отрасли размещены в районах месторождений полезных ископаемых. Переработка ориентируется на источники дешевой электроэнергии и воды, на наличие квалифицированной рабочей силы. Наиболее четко влияние факторов размещения производства проявляется в географии современного машиностроения. Эта многогранная отрасль чутко реагирует на изменение коньюктуры рынка и условий производства, на усиление влияния НТР на все сферы жизни и деятельности общества.

Познать закономерности обусловленные экономическими законами значит не только определить их объективную направленность и характер, но и уметь применять эти закономерности на конкретном этапе социально-экономического развития государства в конкретных условиях каждого района.

В практической деятельности для научно-обоснованного управления хозяйством познание закономерностей приводит к выработке основных правил государственной политики.

В отличии от закономерностей принципы динамичны и меняются с изменением экономической и социально политической ситуации в стране.

Факторы отражают объективнее процессы, оказывающие решающее воздействие на размещение хозяйства.

1. Технико-экономические факторы – связаны с НТП. Оказывают влияние на изменение в технологии, технике и в условиях размещения производства.

2. Природные факторы – связано с открытием новых месторождений новых ресурсов, особенностями природных условий и с охраной окружающей среды и влиянием этой среды на человека и наоборот.

3. Исторический фактор – отражает труд населения в динамике. Формы расселения, структуру населения и т.д.

4. Социальный фактор

Отличие факторов от принципов в том что действие факторов меняется эволюционным путем. Принципы же – носят политический характер. Со сменой власти меняются и принципы.

Отраслевая структура народного хозяйства. Основные ее сферы.

Является не только показателем уровня экономического развития государства но и определяет характер и ориентацию страны в мировой экономике.

На территории регионов отраслевая структура представлена конкретными уровнями производств удовлетворяющие не только собственные потребности но и потребности других районов страны и в отдельных случаях экспортирующие продукцию в другие страны.

2. Отрасли доставляющие материальные ценности потребителям. Транспорт и связь. 4%

3. Отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Торговля, материально техническое снабжение и сбыт, информационно вычислительное обслуживание, питание, заготовки и т.д. 10%

Материальная структура 64%.

Непроизводственная сфера:

1. Транспорт и связь по обслуживанию населения и др.

2. Отрасли социального обслуживания включают в себя образование 8%, здравоохранение 6%, наука и научное обслуживание 4%, культура и искусство 1,5%, финансы и кредит и пенсионное обеспечение 8%,

3. Управление и обороны 2,5%

Территориальная структура народного хозяйства (ТСНХ). Теория опорного каркаса. Типы территориальной структуры хозяйства и расселения.

Территориальная структура – это отображение отраслевой структуры каждой конкретной территории.

Представлена территориальная структура двумя элементами:

· Линиями транспортных путей

· Населенные пункты

Каждая территория в своей основе имеет «скелет» на который накладываются все остальные элементы. Поэтому каждый опорный каркас формирует свой рисунок территории и Г.М. Лаппо обосновывает несколько опорных каркасов свойственный каждой конкретной территории

· Кольцевой (похож на схему московского метро)

· Полурадиально-кольцевой тип (Схема Санкт-Петербургского метро)

· Решетчатый (курская, тульская, тамбовская.воронежская области)

· Цепочечный (Кемеровская область)

· Приморский тип

· Треугольный тип. (Кавказ)

Это есть деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям, зонам, районам, промышленным узлам. Территориальная структура меняется медленнее, чем отраслевая, т.к. основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Характеризуется структура стоимостью основных фондов, степенью освоенности территории, территориальная концентрация производства и населения, локализация всего производства.

Экономическая оценка отраслевой и территориальной структур

Современная наука разработала множество количественных показателей, которые позволяют в обобщенном виде охарактеризовать ту или иную территорию. Сравнение этих показателейи их совокупности дают возможности изучить территориальные различия всех явлений и процессов присущих данной территории.

Последние годы большое количество индексных (полученных с помощью математических формул) показателей были отобраны и объединены в две группы:

1. Показатели определения отраслевой структуры хозяйства

2. Показатели определения территориальной структуры хозяйства.

Показатели изучения отраслевой структуры.

Определение показателя специализации района

Представляет собой отношение удельного веса района в отрасли к удельному весу района по данному региону. Данный показатель определяется при условии когда коэффициент специализации Су>=1.

Коэффициент локализации данного производства на территории данного района

Предсавляет собой отношение удельного веса отрасли в структуре производства рпайона к удельному весу той же отрасли но в стране.

П – производственный персонал и численность промышленного персонала и в стране

О – Валовая товарная продукция

Показатель общего уровня специализации района

Представляет отношение совокупного общественного продукта произведенного в районе и вывезенного из района (в стоимостном выражении). К совокупному общественному продукту только произведенному в районе (в стоимостном выражении).

Чем выше показатель общего уровня специализации района, тем более специализированный район в общероссийском разделении труда.

Коэффициент территориальной концентрации

В – валовая продукция района или страны

О – основные поизводственные фонды района или страны

П – Численность занятых в материальном производстве персонала в районе или стране

Коэффициент концентрации по районам будет тем пропорциональнее чем меньше различие между территориями.

Все показатели данного коэффициента расчитываются на 1 км 2

Природно ресурсный потенциал (ПРП).

1. ПРП его значение. Понятие природных ресурсов.

2. Классификация природных ресурсов.

3. Ресурсообеспеченность. Понятие, сущность, принципы.

4. Экономическая оценка природных ресурсов.

ПРП его значение. Понятие природных ресурсов.

ПРП – есть совокупность всех видов природных ресурсов которые к настоящему времени известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Россия занимает одно из первых мест по общегеологическим и разведанным запасам большинства природных ресурсов. В первую очередь это касается энергоносителей:нефть, газ и уголь. По отдельным видам металлургического сырья: железные руды, кобальтовые руды, никель, олово. Горно-химического сырья: апатиты.

Я считаю, что понимание территориального принципа разделения хозяйства, может прийти, только когда лично увидишь, как устроены различные комплексы. Мне довелось довольно-таки много поездить по стране и узреть все воочию. И для себя я сделал вывод, что территориальность хозяйства в РФ ассиметрична.

Территориальное хозяйство в России

Его ассиметрия заключается в том, что западная часть РФ более загружена хозяйственными предприятиями, в отличие от восточной. Для самого же принципа территориальности желательно равномерно размещать предприятия по всей территории государства, но это получается далеко не всегда. Деление хозяйства в РФ происходит по пространственному признаку, где оно поделено на зоны разной величины, которые называются таксонами. По своим размерам таксоны поделены на:

  • макроуровненые (масштаб страны);
  • мезоуровневые (масштаб областной или краевой);
  • микроуровневые (административный район или промышленная агломерация).

К таксонам относятся и целые географические территории, и территории, занимаемые предприятиями, зависящими друг от друга. К таксонам первого вида можно отнести экономические районы РФ (11 единиц), а ко вторым - экономические агломерации (промышленные районы).


Агломерации не ограничены одним экономическим районом. К примеру, предприятие, находящееся в одном субъекте, получает сырье из соседнего, и тем самым они образуют агломеративный таксон.

Специальные экономические зоны в территориальном хозяйстве

Такое название применимо к таксонам, где интенсивно участвует иностранный капитал. Там создаются облегченные финансово-экономические условия, привлекающие инвесторов. К таким условиям можно отнести:

  • действие на территории таксона низких таможенных пошлин;
  • целенаправленное выделение огромных площадей для хранения и складирования грузов;
  • установление специальных цен для покупателей (зоны свободной торговли).

Сами специальные экономические зоны в РФ развиты слабо. Всего их насчитывается 12 штук, но большинство из них существуют формально.