Теневая экономика. Понятие, виды и формы теневой экономики

Теневая экономика. Понятие, виды и формы теневой экономики

Большие налоги, различные ограничения и жадность заставляет людей вести свой бизнес в тени, чтобы обойти законы и получать сверхприбыль. Теневой бизнес приносит существенный урон государственной экономике и с ним необходимо вести активную борьбу.

Что такое теневая экономика?

Деятельность, развивающая неподконтрольно и без государственного учета, называется теневой экономикой. Существует ряд причин, которые провоцируют ее появление. Понятие и сущность теневой экономики изучается уже много лет, а определение и блокировка нелегальной деятельности являются важным условием для полноценного развития общества и страны. Использовать термин начали в 1970 году.

Теневая экономика имеет плотные и вполне легальные связи с реальным сектором экономики, а еще она использует государственные услуги, например, рабочую силу или разные общественные факторы. Такая противоправная деятельность помогает получать огромную прибыль, которая не облагается налогами и направлена исключительно на собственное обогащение.

Виды теневой экономики

Выделяют несколько типов теневой экономики, которые формируют некую структуру:

  1. Беловоротничковая . Такой вариант подразумевает то, что официально работающие люди занимаются запрещенной деятельностью, что становится причиной скрытого распределения нацдоходов. Понятие теневой экономики, указывает, что субъектом такой деятельности являются люди из деловых кругов, имеющие высокие должности. «Белые воротнички» используют собственное служебное положение и правовые недочеты в законодательстве. Для совершения преступлений часто используются современные технологии.
  2. Серая . Структура теневой экономики включает неформальный тип бизнеса, то есть когда деятельность разрешается законом, но она не регистрируемая. Это преимущественно , занимающийся изготовлением и продажей разных товаров и услуг. Этот тип является самым распространенным.
  3. Черная . Это экономика организованной преступности, связанная с изготовлением и распространением вещей, запрещенных законом (браконьерство, оружие, наркотики).

Плюсы и минусы теневой экономики

О том, что нелегальная и скрытая от государства деятельность негативно влияет на уровень жизни человека и на общее положение самой страны, знают многие, но при этом мало кто понимает, что теневая экономика, как социально-экономический феномен имеет собственные преимущества. Если сравнить плюсы и минусы подобной деятельности, то недостатки существенно перевешивают чашу весов.

Минусы теневой экономики

Многие страны ведут активную борьбу с этой проблемой, поскольку она негативно влияет на многие процессы и развитие общества.

  1. Замедляет рост экономического развития государства, например, снижается ВВП, растет безработица и так далее.
  2. Уменьшаются государственные доходы, поскольку предприятия, занимающие нелегальной деятельностью, не платят налоги.
  3. Сокращаются расходы бюджета и страдают от этого работники бюджетного сектора, пенсионеры и другие группы людей, получающие социальные выплаты.
  4. Ловушка теневой экономики связана с тем, что она способствует росту коррупции, но и сама коррупция стимулирует развитие нелегальной деятельности.

Плюсы теневой экономики

Как уже говорилось, положительных сторон у незаконной деятельности немного, но они есть:

  1. Положительные последствия теневой экономики обусловлены тем, что такая деятельность приносит инвестиции в легальный сектор.
  2. Она является неким сглаживающим механизмом существующих скачков в экономической конъюнктуре. Это возможно благодаря перераспределению ресурсов между разрешенным и запрещенным сектором.
  3. Теневая экономика положительно влияет на последствия финансовых кризисов, когда происходят массовые увольнения работников, которые могут найти место в неформальном секторе.

Теневая экономика и коррупция

Уже упоминалось, что эти два понятия взаимосвязаны и их называют социально-экономическими близнецами. Сущность теневой экономики и коррупции схожи в причинах, целях и других факторах.

  1. Развиваться нелегальная деятельность может только в условиях, когда все ветки власти и управления коррумпированы.
  2. Деятельность вне закона способствует формированию коррупционных отношений во всех областях, которые влияют на ее благополучное существование.
  3. Коррупция заставляет нелегальные виды бизнеса находиться в тени, а еще она создает базу для организации новых сфер для теневого бизнеса.
  4. Два указанных понятия являются взаимной финансовой основой друг друга.

Причины возникновения теневой экономики

К основным факторам, которые провоцируют появление нелегальной деятельности, относят:

  1. Высокие налоги . Часто вести бизнес официально невыгодно, поскольку вся уходит на налоги.
  2. Высокий уровень бюрократии . Описывая причины теневой экономики нельзя упустить из внимания виновность бюрократизации всех процессов необходимых для оформления и ведения бизнеса.
  3. Чрезмерное вмешательство государства . Многие люди, занимающиеся легальным бизнесом, жалуются на то, что налоговая инспекция часто проводит проверки, выставляет штрафы и так далее.
  4. Небольшие наказания за раскрытие нелегальной деятельности . Штраф, наложенный на человека, который занимается нелегальной деятельности, в большинстве случаев гораздо меньше, чем его прибыль.
  5. Частые кризисные явления . Во время экономического спада вести легальную экономическую деятельность становится невыгодно и тогда все стараются уйти в тень.

Негативные последствия теневой экономики

Незаконный бизнес является разрушительным явлением, которое негативно влияет на всю экономическую систему государства. Чтобы понять, почему теневая экономика это плохо, нужно взглянуть на перечень негативных последствий.

  1. Происходит сокращение государственного бюджета, поскольку не происходят налоговые отчисления.
  2. Из-за влияния на кредитно-финансовую сферу происходят негативные изменения в структуре платежного оборота и стимулировании .
  3. Последствия теневой экономики касаются и внешнеэкономической деятельности, поскольку возникает недоверие со стороны иностранных инвесторов.
  4. Существенно растет коррупция и злоупотребление властью. В результате этого происходит замедление процесса развития экономики страны и страдает все общество.
  5. Многие подпольные организации для сокращения расходов и при отсутствии финансирования не соблюдают экологические нормы, что негативно влияет на состояние окружающей среды.
  6. Из-за теневой экономики ухудшаются рабочие условия, поскольку предприятия игнорируют трудовое законодательство.

Методы борьбы с теневой экономикой

Справиться с неофициальной деятельностью очень сложно, учитывая масштабность распространения. Борьба с теневой экономикой должна быть комплексной и касаться разных аспектов.

  1. Проведение реформ налоговой системы, которые помогут вывести часть дохода из тени.
  2. Ужесточение наказания для коррупционеров.
  3. Введение мер, чтобы вернуть вывезенные капиталы из страны и создать привлекательный инвестиционный климат, чтобы прекратить финансовый отток.
  4. Определение производств, которые работают подпольно, и прекращение их деятельности.
  5. Повышение контроля над денежными потоками, которые не будет давать возможность отмывать крупные суммы.
  6. Снижение давления на бизнес со стороны государства, например, уменьшение количества надзорных органов и инспекций.
  7. Запрет на бесконтрольное предоставление и привлечение .
  8. Перераспределение власти в судах и других органах власти. Должно быть проведено ужесточение законодательства.

Литература по теневой экономике

Нелегальные виды бизнеса тщательно изучаются экономистами, что обуславливает наличие разной литературы на эту тему.

  1. «Теневая экономика» Привалов К.В . В учебном пособии представлен новый подход к трактовке этого понятия. Автор исследует проблему эволюции и разных последствий нелегального бизнеса.
  2. «Условия эффективного воздействия государства на теневую экономику» Л. Захарова . Автора интересует, как проходит борьба с теневой экономики, книга уделяет внимание нескольким способам.

Теневая экономика создается в результате серьезных упущений в управлении экономикой и законодательного хаоса.

Теневая экономика как сложное социально-экономическое явление порождена разными факторами. Их можно классифицировать в зависимости от типа экономических отношений, возникающих в условиях реформирования экономики. Одни из них связаны с ответной реакцией граждан на просчеты в хозяйственном механизме, игнорировании их нужд и потребностей. Другие- обусловлены корыстными интересами участников рынка за счет несовершенства действовавшей и складывающейся системы хозяйствования. Наконец, можно выделить причины, обусловленные развитием так называемой “черной” экономики .

Основными причинами существования и развития теневой экономики являются нестабильность и разбалансированность официальной экономики, неполнота и противоречивость законодательного регулирования, неэффективность налоговой политики государства, взяточничество чиновников. Другими причинами больших масштабов “теневой экономики” являются значительный объем расчетов наличными деньгами, прозрачность государственных границ со странами СНГ, незаконная миграция граждан .

Результатом является рост теневой экономики и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения.

Причиной отказа от участия в формальном секторе может быть отсутствие доверия к институтам формальной занятости. Люди могут опасаться, что пенсии, пособия в будущем не будут выплачены в оговоренном объеме из-за возможного кризиса финансовой системы или неплатежеспособности государства .

Важное влияние на рост теневой экономики и ее криминализацию оказывает запрет на производство, обращение товаров, оказание услуг, осуществление каких-либо видов деятельности. Кроме ухода от контроля и противоправного поведения это способствует развитию различных форм организованной преступности.



Административное вмешательство в процесс ценообразования проявляется в форме принудительного установления государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги.

Лицензирование различных видов экономической деятельности ставит частные компании в зависимость от органов власти и создает условия для извлечения государственными служащими нелегальных доходов.

В России наблюдаются и более жесткие формы государственного вмешательства. Например, возможна прямая поддержка органами власти так называемых "дружественных" компаний и подавление конкурентов с помощью необоснованного использования полномочий контролирующих и правоохранительных органов (налоговой полиции, и т.п.). Это характерно для особо прибыльных отраслей (нефтяной бизнес, строительство и т.д.). Отмечается также прямое распределение государством рынка между "дружественными" фирмами и возникновение на этой основе неформальных отношений, связанных с коррупцией государственных и муниципальных служащих, принимающих решения.

Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.

1.Экономические факторы:

· высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);

· переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

· кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;

· несовершенство процесса приватизации;

· деятельность незарегистрированных экономических структур.

2. Социальные факторы:

· низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

· высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

· неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы:

· несовершенство законодательства;

· недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

· несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.

Расмотренные факторы формирования теневой экономики свойственны в основном для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, для которых характерен относительно назкий уровень благосостояния населения.

Для стран с развитой экономикой они имеют несколько иную направленность. В классическом варианте к ним можно отнести большие масштабы официальной безработицы, высокие издержки производства, укороченная продолжительность рабочего дня увеличение средней продолжительности жизни, проблемы пенсионного обеспечения. В развитых странах теневое производство связано в основном с ильпользованием неконкурентной рабочей силы: иммигрантов, домохозяек, студентов, пенсионеров. Для этой категории лиц особую значимость приобретает получение любой работы, которая не связывается со степенью ее правомерности.

Причины роста теневой экономики весьма подвижны и динамичны. Их многоплановость обусловлена существованием и одновременно возникновением множества новых внутренних и внешних отношений в недрах теневой экономики, что позволяет проследить намечающиеся сдвиги в ее структуре.

Развитию теневой экономике в банковской и финансовой сфере способствуют следующие факторы:

1) Хозяйствующие субъекты обладают свободным доступом к наличным средствам клиента, этот процесс ничем не контролируется.

2) До сих пор в России не предусмотрена административная и уголовная ответственность организаций за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и проведением кассовых операций, включая:

3) За осуществление наличных расчетов с другими организациями, если размер этих расчетов превышает установленные законодательством размеры

4) За несоблюдение условий, согласованных с кредитной организацией, касаемо использования поступающей наличности в организацию, а также ее использование без согласования с кредитной организацией

5) За препятствование проведению проверок кредитными организациями по соблюдение установленного порядка использования денежных средств

6) За неверное оформление первичных учетных документов и их отсутствие, ненадлежащее ведение бухгалтерского учета.

7) Дополнительной возможностью нарушения установленного порядка платежей является возможность организации открывать в банке множество счетов (расчетные, бюджетные, текущие, аккредитивные, ссудные, депозитные, валютные, и другие).

8) Отсутствие законодательных актов по приему в качестве залога под кредит земли и другого недвижимого имущества

9) В условиях развития электронных платежных систем имеет место отсутствие регламентированной процедуры по ее проведению

10) Отсутствие единой базы данных о лицах, причастных к экономическим преступлениям

Более 2/3 выявленных за последнее время в России нарушений в финансовой сфере являются следствием недобросовестного или неполного контроля финансового сектора со стороны банков. Треть обнаруженных нарушений законодательства приходится на махинации с валютными выплатами, а одна пятая - проведением коммерческими банками разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений Банка России.

Необходимо заметить, что Банк России, оказывает противодействие теневой экономике, используя свои функции, такие как: валютное регулирование, валютный надзор, банковский надзор и другие элементы, оказывающие максимальное противодействие незаконным сделкам. Также ведется работа по пресечению проникновения преступных капиталов на финансовый рынок страны. С целью защиты интересов банков, инвесторов и других субъектов финансового сектора, а также в соответствии с банковским законодательством и федеральным законом Банк России утвердил Положение “Об организации внутреннего контроля в банках“. Действие данного постановления распространяется на все действующие коммерческие банки и небанковские кредитные организации и полностью регламентирует порядок проведения проверок, выдачи займов и кредитов, проверку кредитоспособности клиента и остальные важнейшие элементы функционирования банка.

Глава 2.Практическая

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

Кафедра экономической теории

Курсовая работа по теме:

«Теневая экономика»

Выполнил:

Студент 1МБДА, 01 группы

Гуща Р. А.

Научный руководитель:

к.экон.н., доцент

Назарова И. Б.

Введение.

1.1 Фиктивная теневая экономика.

1.2 Серая (неформальная) теневая экономика.

1.3 Черная (нелегальная) теневая экономика.

1.4 Причины возникновения теневой экономики.

Глава 2. История теневой экономики.

2.1 Первая половина 20-го века.

2.2 Вторая половина 20-го века в СССР.

2.3 Теневая экономика в условиях современного мира.

2.4 Теневая экономика в странах Европейского экономического сотрудничества.

2.5 Теневая экономика в России.

Глава 3. Положительные и отрицательные стороны теневой экономики.

3.1 Плюсы и позитивные черты теневой экономики.

3.2Минусы и негативные черты теневой экономики.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Современная экономическая система - исключительно сложная и обширная структура. Она состоит из множества различных аспектов и процессов, и как любая достаточно сложная система имеет свои проблемы и недочёты. В частности, одной из таких проблем является теневая экономика. Проблема теневой экономики - одна из наиболее актуальных проблем современного мира. Её значение сложно переоценить, так как теневая экономика оказывает значительный эффект на все сферы экономической деятельности человека и на те процессы, что возникают в ходе экономического взаимодействия между субъектами рынка, такие как: формирование доходов и их распределения, функционирование системы налогообложения, торговля, инвестирование и др.

В частности данная проблема особенно актуальна для Российской Федерации с её обширной территорией и раздутым бюрократическим аппаратом.

Несмотря на то, что проблему теневой экономики относительно легко определить и зафиксировать её наличие, точное количественное измерение масштаба теневой (или неформальной) экономики вызывает затруднение в связи с самой сущностью данной проблемы и её специфическими чертами. Тем не менее, в данной работе я постараюсь осветить основные аспекты этого явления, причины и последствия её возникновения.

Глава 1. Структура теневой экономики.

Теневая экономика (она же скрытая экономика или неформальная экономика 1) - экономическое явление, характеризуемое как экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, и находящаяся вне зоны государственного учёта и регулирования 2 . Является неформальной частью классической экономики. Так же скрытая экономика включает в себя нелегальные, незаконные виды экономики, но не ограничивается ею.

Теневая экономика (underground economy) - экономическая деятельность, скрываемая с целью уклонения от налогов или из-за ее противозаконного характера. 3

Теневая экономика - стихийное и закономерное явление, возникающее в связи со стремлением субъектов рынка (домашних хозяйства, частных предприятий/бизнеса, членов правительственных структур) максимизировать свою прибыль в обход существующих государственных законов, а так же снизить издержки производства и объем налогового бремени. По факту, любая экономическая деятельность, скрываемая от органов государственного регулирования, направленная на сокрытие истинного уровня доходов и уклонение от уплаты налогов попадает под определение теневой экономики.

Согласно классической типологии теневой экономики, основанным критерием которой является отношение скрытой экономики к официальной («белой») экономике, условно выделяется три разновидности внеэкономической деятельности:

    Фиктивная теневая экономика.

    Серая (неформальная) теневая экономика.

    Черная (нелегальная) теневая экономика. 4

      Фиктивная теневая экономика.

Фиктивная экономика - вид незаконной экономической деятельности, связанный с нерегламентированным перераспределением легальных доходов и получением непосредственной финансовой выгоды. В подавляющем большинстве случаев подобной деятельностью занимаются экономические агенты, занимающие руководящие должности и имеющие доступ к финансовым потокам и наделенные властными полномочиями, в связи с чем данный тип экономической преступности получил название «Беловоротничковая преступность». 5

К этому типу теневой экономики относят такие виды противоправных действий как: мошенничество, уклонение от уплаты налогов, коррупция и др.

Беловоротничковая преступность является одним из самых распространенных явлений, наносящим наибольший ущерб экономике и экономическому росту в целом из-за своего масштаба, относительной лёгкости и безнаказанности, значительными трудностями ограничения и регулирования. Более того, помимо экономического ущерба фиктивная экономика способствует снижению темпов развития страны и наносит вред общественному благосостоянию.

Для наиболее структурированного понимания сущности данной экономической деятельности целесообразно выделить следующие характерные черты фиктивной экономики:

    Субъектами данного вида преступной деятельности преимущественно являются лица, занимающие руководящие должности и имеющие доступ к финансовым потокам и рычагам давления.

    Преступная деятельность осуществляется в сфере экономики и управления и использует легальную экономическую, хозяйственную, финансовую деятельность как свою основу и прикрытие;

    В данном виде экономического преступления отсутствует элемент физического насилия, но он включает в себя использование правовых «дыр» в законодательстве и злоупотребление служебным положением;

    Высокая степень организованности, структурность и пирамидальность преступной деятельности, проникающей во все сферы экономики;

Разрушительная сила «беловоротничковой» экономики заключается в том, что процесс регулирования данного вида внеэкономической деятельности является исключительно сложным и малоэффективным, так как физически невозможно установить контроль над каждым субъектом экономической системы и отслеживать его действия. Более того, благодаря развернутой структуре «беловоротничковой» экономики, проникающей во все области экономической деятельности людей связанные с производством и перераспределением ресурсов, а так же благодаря интегрированности коррумпированных субъектов в подавляющее большинство властных и бюрократических структур, полное искоренение фиктивной экономики представляется маловероятным или же невозможным.

      Серая (неформальная) теневая экономика.

Под определение неформальной «серой» экономики попадает такая экономическая деятельность (в подавляющем большинстве случаев - мелкий бизнес), которая разрешена законом, но не учитывается официальными статистическими (учётными) данными. Дабы конкретизировать вышеизложенное понятие, серая экономика - это такой сектор теневой экономики, в котором производятся обычные товары и услуги, но предприниматели уклоняются от правомерного официального учёта в целях снижения расходов, связанных с получением лицензии на осуществляемую деятельность, уплаты налогов и т.д. 6

В отличии от «беловоротничковой» или криминальной теневой экономики «серая» экономическая деятельность не представляет собой объект для общественного порицания и осуждения. Данный феномен можно объяснить тем, что «серая» экономика является исключительно распространенным средством дополнительного заработка у низших и средних слоёв населения. Более того, из-за слаборазвитого правового сознания и редуцированного чувства гражданско-правовой ответственности у населения Российской Федерации, данный вид внеэкономической деятельности не воспринимается как правонарушение, что ведет к укоренению подобной деятельности среди населения.

В качестве примера «серой» экономической деятельности можно привести такое обыденное для России повсеместное явление, как неофициальное репетиторство. Граждане, обладающие специфическими научными знаниями, предоставляют услуги по обучению другим лицам (в подавляющем большинстве случаев - выпускникам старшей школы и аспирантам) за денежное вознаграждение. Данный вид деятельности является легальным, но в целях снижения своих экономических издержек, преподаватели не регистрируют этот источник дохода в целях неуплаты подоходного налога. Таким образом, «предприниматели» полностью минимизируют свои налоговые издержки. Так же стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев данное экономическое правонарушение расценивается общественностью как нормальное явление, в связи с чем возникают дополнительные затруднения при попытке регулирования подобной деятельности.

      Черная (нелегальная) теневая экономика

Черная (или нелегальная) теневая экономика - наиболее криминализированный субъект теневой экономики. Он напрямую связан как с нарушением законодательства государства, так и ущемлением прав и свобод личности и других хозяйствующих субъектов. Данный вид экономической деятельности присущ любому государству, так как является исключительно прибыльным, хоть и незаконным предприятием.

К нелегальной экономике относятся множество видов преступной деятельности, например: производство и продажа запрещённой продукции; разбой; кражи; вымогательство; похищение и торговля людьми и т.д.

Одним из характерных составляющих сферы нелегальной экономики является чёрный рынок. Чёрный рынок существует практически везде, где есть запрет на торговлю каким-либо товаром или она каким-либо образом ограничена. Его возникновение является закономерной реакцией на спрос со стороны отдельных групп граждан, желающих приобрести незаконный товар. Благодаря тому, что «предприниматели», занятые в данной области, являются монополистами, они в состоянии повышать цены до того уровня, когда «издержки» будут многократно покрываться доходами, в силу малой эластичности спроса. Таким образом, риски, связанные с продажей незаконных товаров, частично или полностью компенсируются значительной экономической отдачей и прибыльностью.

Так же хотелось бы отменить, что зачастую криминальная экономика тесным образом переплетается с «беловоротничковой». В случае высокой коррумпированности государственных структур и органов по борьбе с преступностью возникает ситуация, когда криминальная деятельность ведётся при негласном согласии и покровительстве органов надзора, так как у служащих подобного рода структур существует материальная заинтересованность.

Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.

1. Экономические факторы:

· высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);

· переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

· кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;

· несовершенство процесса приватизации;

· деятельность незарегистрированных экономических структур.

2. Социальные факторы:

· низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

· высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

· неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы:

· несовершенство законодательства;

· недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

· несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью .

Высокий уровень налогообложения

Этот фактор признается одним из самых значимых, стимулирующих рост и активизацию теневой экономики. Он оказывает свое воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в США особое влияние на развитие теневого сектора оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27 %, сегодня преодолели в Европе отметку в 42 %. В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78 %). В этих же странах наиболее развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4 % и 39,7 % соответственно) - имеют относительно небольшой теневой сектор.

Как известно, налоговое изъятие свыше 50 % прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценке западных экспертов, из-за прямых и косвенных налогов 55 % всех предприятий переходят в теневой сектор .

Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики

Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор .

Незащищенность прав собственности

Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать (см. приложение 3).

Неблагоприятный социальный фон

Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной «питательной средой» для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес «хозяина» оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.

Политическая нестабильность

Этот фактор так же, как и «незащищенность прав собственности», стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет «затенения», но и по причине элементарного свертывания деятельности «до лучших времен». В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально-этических требований .

Завышенная регламентация экономики

Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, слабая контролируемость бюрократических решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

Значительные масштабы госсектора в экономике

Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, эффективность деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.

Экономическая небезопасность

Фактор, на наш взгляд, наиболее существенный. Теневая экономика, проникшая во все поры экономического организма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится рыхлой и небезопасной. Из этого вытекает следующий фактор.

Национальная небезопасность

При слабой экономической безопасности не может быть сильной национальной безопасности.

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Первый из них - это вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов, при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом. Согласно ориентировочным оценкам специалистов американской ассоциации экономических прогнозов «Уортон эконометрик форкстинг ассошиейшн» в промышленно развитых странах общая сумма прямого и косвенного ущерба от экономических преступлений достигает 3-10% валового национального продукта (ВНП), а в развивающихся государствах 15% и более.

Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?

В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, в России - 40%;а удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте Украины равен 50%.

Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые «разборки» .

В понятие «теневая экономика» как многогранное, сложное и емкое явление включены:

Основные капиталы (движимость и недвижимость, ресурсы и средства

производства);

Финансовые средства и ценные бумаги (акции, векселя, электронные карты, приватизационные сертификаты, компенсации и др.);

Личные капиталы структур теневой экономики (дома, земля, автомашины, яхты, дачи, самолеты и др.);

Демографические ресурсы (лица, которые задействованы в теневой экономической деятельности).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
    • Глава 1. Теневая экономика: сущность, причины возникновения
      • 1.2 Сферы теневой экономики
  • Глава 2. Особенности проявления теневой экономики в мире и в современной России
    • 2.1 Проявления теневой экономики в мире
  • Заключение
    • Список использованной литературы
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема “теневой” экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

“Теневая” экономика является очень трудным для исследования предметом: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Теневой сектор экономики представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

В последнее время термин «теневая экономика» употребляется достаточно часто. И потому, наверное, что встречается он в ряду таких негативных явлений, как рост преступности, ухудшение экологической обстановки, многие считают его «новообразованием» последних лет. У других остались смутные воспоминания о газетных публикациях, бичевавших теневую экономику социализма. Во всех странах и при всех режимах были и есть люди, стремящиеся делать деньги вне правого поля, вне законов.

До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой категории населения понятие теневой экономики различно. Для одних это подпольные (трикотажные, кондитерские) цеха, для других - скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих - операции «отмывания» денег. Каждый прав, но даже сумма этих ответов - далеко не полный образ теневой экономики. Поэтому так важно разобраться, что же на самом деле представляет собой теневая экономика.

Целью данной курсовой работы является: дать определение сущности теневой экономики, выявление основных причин её возникновения и разработка способов ограничения роста теневого сектора в экономике России.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть сущность теневой экономики;

2. Раскрыть причины теневой экономики;

3. Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.

4. Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Объектом изучения является современное состояние теневой экономики в России и в мире.

Предметом изучения выступают социально-экономические пути выхода из теневой экономики.

Курсовая работа содержит:

· введение, в котором определяются цели и задачи данной темы;

· первую главу, в которой раскрывается сущность теневой экономики;

· вторую главу, описывающую проявления теневой экономики в мире и в современной России, где представлены пути ограничения роста теневой экономики;

· заключение, содержащее общие выводы по данной работе.

Глава 1. Теневая экономика: сущность, причины возникновения

теневая экономика

1.1 Понятие и сущность теневой экономики

В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

Рассмотрим основные подходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями:

· фундаментальный теоретический анализ,

· статистическая оценка,

· оптимизация социально-экономической политики,

· совершенствование правоохранительной деятельности,

· обеспечение экономической безопасности.

Теневая экономика (скрытая экономика) -- экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта.

Теневая экономика - это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются, и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью http://ru.wikipedia.org/wiki/Теневая_экономика.

«Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в 30-х годах. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П.Гутманна (США) "Подпольная экономика" (1977 г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли.

В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике; в 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и неформальной экономике» Бакун Н., Кулибаба И. Теневая экономика: понятие, классификации, информационное обеспечение. - Вопросы статистики. - 2005. - № 9. - с. 5...

В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическими причинами. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально - экономической системы государственного социализма.

При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.

Для зарубежных исследователей характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход (операциональный) применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.

Социологические концепции теневой экономики рассматривают эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях.

В рамках кибернетической концепции теневая экономика рассматривается как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором.

В рамках правовых концепций явления теневой экономики рассматриваются как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль).

Сложность и важность проблем теневой экономики стимулируют развитие междисциплинарного подхода к ее исследованию.

Понимание теневой экономики различными ее исследователями во многом определяется выбором основного критерия отнесения экономических отношений к этой сфере.

Например, некоторые авторы используют для выделения явлений теневой экономики такие критерии, как отсутствие учета, нерегламентированность и противоправность Кузнецова Т. - Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России//Вопросы экономики №12, 2008г. С.12.

Т.И. Корягина в состав теневой экономики включает экономическую деятельность «не фиксируемую статистикой, запрещенную законом, а также приписки, спекулятивные сделки, мошенничество, связанное с получением и передачей денег (некоторые экономические преступления)» Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР. - Вопросы экономики. - 1999. -№ 5. С.23..

В зависимости от характера отношений, включаемых авторами в состав теневой экономики, можно с некоторой долей условности выделить следующие концепции.

Потребительская концепция, при которой сфера теневой экономики ограничивается в основном нелегальным потребительским рынком. Данный подход был реализован Т.И. Корягиной.

Трудовая концепция теневой экономики ограничивает последнюю, нерегистрируемой и нерегулируемой трудовой деятельностью.

Обе названные выше концепции были эффективны при изучении теневых явлений в условиях административно-командной системы. Для условий рыночной и переходной экономики отмеченные подходы являются узкими.

Предпринимательская концепция теневой экономики развивалась А.А. Крыловым и была основана на отождествлении теневой экономики с теневым предпринимательством (бизнесом) Крылов А.А. Социально-экономические проблемы нейтрализации криминальной экономики: Лекция. - М.: Академия МВД Рф, 2005. С. 16..

Названные концепции являются конструктивными для решения конкретных исследовательских задач, однако, не могут рассматриваться в качестве основы для формулирования универсального определения теневой экономики, которая охватывает сегодня практически все виды рынков и экономических ресурсов.

Понимание теневой экономики определяется также типом хозяйственной системы. В частности, в условиях административно-командной экономики это понимание имеет ряд особенностей.

1.2 Сферы теневой экономики

Все проявления теневой экономики разделяются на две группы:

· продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе ВВП;

· преступления против личности и имущества, не включаемые в состав ВВП и фиксируемые на специальном счете для уменьшения статистических погрешностей.

«В состав производительной части теневой экономики, включаемой в ВВП, включаются следующие элементы:

1. Законная деятельность, скрываемая или приуменьшаемая производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств

2. Неформальная деятельность, в том числе:

· деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных

· деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.).

3. Неофициальная нелегальная деятельность, в том числе:

· легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений);

· нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда)» Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 2007. № 6. С.12..

Существуют два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми, нерегламентированными и не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектора домашней и сектор общинной экономики.

Домашняя экономика представлена сферой общественно-необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.

Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

Признаками общинной экономики являются: производительный, непротивоправный, характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываемый характер.

Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит противоправного характера.

В зависимости от характера участия в производстве ВВП могут быть выделены производительная и перераспределительная сферы.

В структуре производительного сектора, обеспечивающего реальный вклад в производство ВВП, выделяются:

а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;

б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму;

в) запрещенная законодательством экономическая деятельность.

Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. Для описания этой части теневой экономики Т.И. Корягина использовала понятие "фиктивная экономика", под которой понимается «экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег» Корягина Т.И. Теневая экономика в России. С.26.

В.О. Исправников включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей Исправников В.О. , Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. - М.: "Российский экономический журнал", Фонд "За экономическую грамотность", 2002. С. 56..

По отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику.

Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Данный подход последовательно реализуется Д. Макаровым.

Параллельная (вторгающаяся) экономика - теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников.

В зависимости от стадий воспроизводственного цикла выделяют:

· теневое производство;

· теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления);

· теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);

· теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).

Трактовка теневой экономики у большинства авторов включает в ее состав экономическую деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. Исключение составляет статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный сектор, участвующий в создании ВВП.

Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим:

· теневой рынок;

· неформальную экономику;

· властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.

Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают.

Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь немногими исследователями.

Исследования показывают, что система неформальных коммуникаций является одним из важнейших механизмов координации деятельности участников современной экономики. В сфере теневой (и криминальной) экономики этот механизм выполняет особо важные функции. Неформальные экономические структуры базируются на сетевой форме организации. Под деловой сетью понимается совокупность устойчивых, относительно замкнутых связей между хозяйственными агентами для снижения предпринимательских рисков и обеспечения защиты бизнеса.

1.3 Причины возникновения теневой экономики

Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.

1. Экономические факторы:

· высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);

· переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

· кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;

· несовершенство процесса приватизации;

· деятельность незарегистрированных экономических структур.

2. Социальные факторы:

· низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

· высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

· неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы:

· несовершенство законодательства;

· недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

· несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.

Теневая экономика порождает ряд следствий, негативно сказывающихся на экономике государства в целом. Вот лишь некоторые из этих следствий:

· Сокращается налоговая база. Как следствие, растет налоговый пресс на легальный сектор экономики.

· Снижается конкурентоспособность легальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономические структуры к уходу в тень.

· Усиливается ресурсное обеспечение коррупции, что ведет к росту ее масштабов.

· Неконтролируемые крупные финансовые ресурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.

· Происходит перераспределение национального дохода в пользу элитной группы, обусловленное коррупцией и контролем криминальных групп над теневой экономикой. Это ведет к сильному имущественному расслоению и росту конфронтации в обществе.

· Происходит утечка капиталов за границу.

· Расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя.

· Трудность оценки масштабов теневой экономики приводит к большим ошибкам в определении важнейших экономических и социальных показателей развития общества. Это затрудняет выработку верных управленческих решений на различных уровнях.
Кроме того, в предыдущем пункте было сказано об ошибках в государственном управлении, к которым ведет наличие развитой теневой экономики и неверная оценка ее масштабов.

Глава 2. Особенности проявления теневой экономики в мире и в современной России

2.1 Проявления теневой экономики в мире

Прежде чем осветить основные явления теневой экономики нашего государства, стоит сказать о той же проблеме в других странах мира.

Объем теневой экономики различаются в страновом разрезе очень существенно. По оценкам Контрольной группы по борьбе с легализацией незаконно приобретенных денежных средств (Великобритания), доля теневой экономики в Германии составляет 9% ВВП, в США - 10% ВВП, в Италии, Греции, Испании - 25% ВВП. В самой же Великобритании этот показатель оценивается на уровне 7% ВВП Макаров Д. Рыночной экономике - правовое государство. // Вопросы экономики. - 2007. - №6. - с.45.

Что касается экономики ряда латиноамериканских стран (Колумбия и др.), то специалисты склонны оценивать долю теневого сектора в их экономики 70% ВВП.

Борьба с коррупцией и экономической преступностью в Польше.

Польшу в последние несколько лет захлестнули волна коррупции и экономической преступности. В 2007 году по сравнению с 2005 годом число экономических преступлений увеличилось на 14% (с 98,3 тыс. до 110,6 тыс.). Уменьшилась доля таких преступлений, как присвоение общественного имущества, спекуляция, нелегальная торговля валютой, возросло количество связанных с бесхозяйственностью (с 87 тыс. до 142 тыс.), фискальных преступлений (с 14,1 тыс. до 24,8 тыс.), в том числе налоговых - (с 7,1 тыс. до 10,3 тыс) Бухарин Н. Борьба с коррупцией и экономической преступностью в Польше.//ЭКО.-2006.-№39.с.153.

Можно выделить несколько видов хозяйственных преступлений в Польше.

· В деятельности банков и других финансовых учреждений - предоставление фиктивных банковских гарантий, нарушение банковского права и порядка проведения банковских операций, использование фальшивых авизо и чеков без покрытия, вывоз за границу средств на основе фиктивных контрактов и договоров, открытие за границей без разрешения властей именных счетов, фиктивное страхование сделок и другое.

· В области приватизации - занижение стоимости предприятий, продажа предприятия полностью или части его имущества по цене меньшей, чем предлагают другие покупатели, поручение оценки предприятий тем консалтинговым фирмам, которые берут за эту оценку большие суммы, чем их конкуренты и так далее.

· В области налогообложения - сокрытие оборота и доходов, создание фирм для одной или нескольких сделок, фиктивных фирм и др. Характерно, что в Польше, где в последние годы коммунистического режима предприниматели научились ловчить и хитрить, заниматься полулегальным и нелегальным бизнесом, продолжают эту практику и в условиях свободного рынка. Частный сектор, в котором производится 45% ВНП и занято 54% трудоспособного населения, даёт только 20% поступлений в госбюджет.

· Преступления, связанные с контрабандой, отмыванием «грязных» денег и т.д. В Польше предметами контрабанда чаще всего являются сигареты, алкоголь, наркотики, телевизоры и др.

Экономическая преступность в ЮАР.

Характерной особенностью социальной жизни Южной Африки - большое количество оружия в многолюдных местах. Похоже, для многих в ЮАР оружие стало обычным атрибутом повседневной жизни. Но это всего лишь оборотная сторона явления, в основе которого лежит очень высокий уровень насилия и преступности в стране. И, как признают политики, без решения этой проблемы страна не может успешно развиваться.

По данным статистики, в последние годы уровень нисколько не снижается, а по ряду направлений даже возрастает. И это несмотря на то, что после состоявшихся в апреле минувшего года всеобщих выборов так называемое политическое насилие явно поутихло.

Тяжкие преступления совершаются в ЮАР каждые 17 секунд, и их число в 2004 году превысило показатели 2000 года на 17%. Ограбление жилья происходит в среднем каждые 1 мин. 55 сек., кражи из автомашин - 2 мин. 57 сек. В ЮАР совершается в 8 раз больше убийств в пересчете на 1000 жителей, чем в США.

Большое распространение получили кражи автомобилей и захват их подчас на многолюдной улице. В 2003 году в ЮАР было угнано более 90 тысяч автомобилей общей стоимостью в 3,3 млрд. рандов (около 1 млрд. долларов). И эта цифра ещё более возросла в минувшем году. В этой связи страховые компании повышают страховые сборы и требуют установления на автомашины систем сигнализации и блокировки.

Доходы преступников оказываются несоизмеримо выше налагаемых на них взысканий в случае задержания. И поэтому, как утверждают криминалисты, многие считают совершение преступлений столь выгодным, что это стало своеобразным стилем жизни. В 2003 году южноафриканская полиция уничтожала изъятых у преступников наркотиков на сумму в 1 млрд. рандов (около 300 млн. долларов), хотя это составляет лишь 15% от предлагаемого объема подпольной торговли наркотиками на территории ЮАР. За десять первых месяцев минувшего года было изъято более 12 тысяч стволов огнестрельного оружия.

Фальшивомонетничество в Германии.

Германию охватила паника: с каждым годом в стране появляется все больше и больше немецких марок итальянского, польского и ближневосточного производства.

Однако все это секретное и высокоточное мастерство государственных художников оказалось бессильно против бытовых цветных ксероксов, которых только в Германии в обращении находится около 8 тысяч. Причем доступ к ним никто не контролирует.

В середине июля 2003 года полиция Кельна нанесла удар по фальшивомонетчикам самый ощутимый за последние четыре года. Полиция конфисковала партию фальшивых банкнотов на сумму 1,9 миллиона марок. Статистика немецкой полиции констатирует геометрическую прогрессию выпуска в обращение подделок. В 2000 году было зарегистрировано 590 случаев с фальшивыми марками, в 2001 году - 18 226, в 1992 году - 37 287, прогноз на 2004 год был тоже неутешительный - более 70 тысяч Реннер Т. Ренессанс фальшивомонетчиков. // Новое время. - 1999. - №33.- с.33.

Развитие и производство бытовой копировальной техники, ее доступность для каждого бюргера стали причинами соблазна быстрого обогащения. Особой популярностью пользуются цветные ксероксы фирмы «CANON». Их технические возможности позволяют воспроизводить цветовую гамму оригинала с точностью до 25 тысяч точек на одном квадратном сантиметре. Почти 80 процентов изъятых в прошлом году из обращения подделок были выполнены именно на цветных ксероксах.

2.2 Наиболее значимые сферы теневой экономики в современной России

Если бы экономика не уходила в тень, ВВП каждого государства существенно бы «подросло». Правда, вероятность такого сценария маловероятна. Согласно общемировым объёмам выручки, теневая экономика в современной России вполне способна конкурировать с официальной.

По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2010 г., в нашей стране на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же в зависимости от того или иного субъекта этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой региональный продукт). На самом деле эта цифра значительно ниже, уверен глава Росстата Александр Суринов. По его мнению, нелегальную экономику можно оценить в 14-16% ВВП страны.

Впрочем, показатели международных организаций, данные официальной статистики и отчёты специалистов рынка всегда расходились. Действительно, дать объективную оценку масштабам российской теневой экономики непросто, настолько она стала неотъемлемой частью всей экономической системы страны. Например, известно, что в скрытом секторе задействовано 34,3% всей торговли, 10,1% -- строительства, 9,2% -- транспорта и связи, 8,9% -- обрабатывающего производства, 4,6% -- коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 -- рынка недвижимости и 2,3% -- гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени (по некотрым подсчётам более 90%).

По результатам исследования Национального института системных исследований, в 2006 г. среднее предприятие продавало в теневом секторе 16,8% своей продукции, причём около 23% от всего оборота составлял перевод денег из официального сектора в теневой. Хотя для нашей страны явление, когда теневая экономика выходит в правовое поле, вполне привычное.

Причин же, способствующих развитию нелегальной экономики, немало. Это и различные прорехи в законодательстве, и высокие налоговые ставки, и коррумпированность государственного аппарата, и высокая степень конкуренции.

Как всё устроено?

По общемировым объёмам теневой экономики большая часть выручки приносит продажа героина, торговля женщинами, продажа контрафактной продукции, огнестрельного оружия и киберпреступность.

Вообще же теневой экономикой можно считать любую экономическую деятельность, которая не учитывается и не контролируется со стороны государства. В принципе таковым является и предпринимательство, которое скрывает реальные доходы от бизнеса и уклоняется от уплаты налогов.

ООН даже разработало специальную методику оценки теневой экономики. Так, согласно ней неофициальный сектор включает в себя следующие виды деятельности:

Скрытая, т.е. законодательно разрешённая, но официально не учитываемая деятельность в рамках формализованных структур и процедур. Может осуществляться с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или др.(подпольное производство алкоголя);

Неформальная - законодательно разрешённая, но не учитываемая деятельность неформальных структур (например, когда парихмахер, не оформляя законодательно свою деятельность, оказывает услуги на дому);

Нелегальная - законодательно запрещённая деятельность (проституция, контрабанда, незаконная продажа оружия).

Как показывает практика, большую часть теневого сектора составляет именно неформальная экономика. При этом недавно глава Росстата Александр Суринов предложил в оценке ВВП учитывать также и теневую экономику, мол, какая-никакая, но всё же является частью всего экономического комплекса. Так что, если это действительно произойдёт, ВВП нашей страны сможет смело обогнать ряд других стран.

2.3 Пути выхода из теневой экономики

Проблема теневой экономики стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Для того, чтобы сократить масштабы теневой экономики в стране необходимо прежде всего устранить сам корень проблемы, т.е. причины, которыми был вызван рост теневой экономики. Основными в системе мер по борьбе должны стать следующие решения и мероприятия:

· проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим не насильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);

· компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству
акциями банков и корпораций;

· введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);

· установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;

· стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;

· проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер
поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);

· введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;

· проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);

· формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего -- судебной, системы;

· ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере-

· законодательное установление права право охранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

Также необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

Особое место в теневой экономике занимает легализация доходов. Масштабы отмывания преступных доходов, по мнению главы Росфинмониторинга В.А. Зубкова, подрывают стабильность финансово-экономических систем и напрямую угрожают национальной безопасности государства. По оценке председателя Банка России Сергея Игнатьева, объем фиктивных операций, проводимых через банковскую систему, составляет примерно треть государственного бюджета страны. Поэтому тема борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма является, сегодня приоритетом, как нашей страны, так и мирового сообщества, что связано с особой общественной опасностью данных преступлений, подрывающих устойчивость экономического роста. Лишение преступников и террористических организаций финансовых активов позволяет избежать огромных материальных убытков. Задача противодействия отмыванию преступных доходов в России представляется еще более актуальной в свете вступления нашей страны в ВТО. Вовлеченность ряда банков в сомнительные операции подрывает репутацию всей российской банковской системы, снижает уровень доверия к ней как внутри страны, так и за рубежом.

Как известно, национальная противолегализационная система была спешно организована в 2001-2003 г. в ответ на включение России в перечень стран, не предпринимающих мер для борьбы с легализацией денежных средств. На основе 40 рекомендаций ФАТФ приняли Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-. ФЗ. Этот закон четко определяет те источники информации и организации, которые обязаны предоставлять информацию. К ним относятся кредитные учреждения, т. е. все банки, а также некредитные учреждения. Это и страховые компании, и участники рынка ценных бумаг, и лизинговые компании, и другие источники, перечисленные в законе.

Недостаток российского Федерального закона в том, что сфера его применения распространяется на денежные средства, полученные в результате уголовных преступлений, связанных с нарушением налогового, валютного и таможенного законодательства. Таким образом, законодатель ограничил перечень контролируемых законом источников теневых экономических явлений преимущественно сектором теневой экономики, перераспределяющим доходы и имущество противозаконными методами. Следовательно, сам «корень» -- производительный сектор теневой экономики (вносящий реальный вклад в производство валового национального продукта) в основном не попадает в сферу применения закона.

В 2005 г. Президентом России была утверждена Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Она рассчитана до 2010 г. В рамках этой концепции создана межведомственная комиссия из 12 министерств и ведомств и Центробанка. Генпрокуратура является здесь наблюдателем. Работу этой комиссии поручено возглавить руководителю Росфинмониторинга. В основе идеи ПОД/ФТ лежит не просто увеличение раскрываемости совершенных преступлений. Нет, идея гораздо масштабнее. Если легализация станет прозрачной, а только это и есть единственный критерий эффективности системы ПОД/ФТ, сама собой отпадет функция легализации. Соответственно, целесообразность многих и многих преступлений корыстной направленности встанет под вопрос, так как «неотмытые», «грязные» капиталы не только проблематично использовать, но в большинстве случаев они представляют собой главную улику против преступников. Именно формирование ментальности законопослушания как не только единственно возможного пути получения доходов, но и положительного образа гражданина России, как главного элемента устойчивого развития страны и есть суть главной миссии ПОД/ФТ.

За пять лет действия в России системы ПОД"ФТ кредитным организациям удалось обучить сотрудников и провести колоссальную работу по оптимизации технологий обслуживания клиентов с учетом их тотальной идентификации. Работа дала свои результаты, и у населения сформировалась привычка обращаться в банк только с удостоверением личности. Однако именно в этот момент вступают в силу поправки в Федеральный закон № 115-ФЗ, и всю работу нужно начинать сначала: менять программное обеспечение, производить ежедневные расчеты лимитов покупки и продажи каждой валюты и объяснять клиентам обменного пункта, не имеющим при себе паспортов, почему одному из них провели операцию, а другому отказали, хотя еще вчера те же самые операции кредитная организация проводила.

Несогласованность декларируемых задач и вектора законотворчества в данном вопросе, отсутствие гласности результатов работы системы ПОД/ФТ предоставили кредитным организациям, до этого активно расширявшим работу по соблюдению требований Федерального закона № 115-ФЗ, возможность применить формальный подход, освоить технологии, позволяющие безболезненно обходить требования регулятора.

В целом борьба с легализации протекает не совсем гладко. И у этого есть свои причины.

Действия различных государственных структур, к сожалению, недостаточно скоординированы между собой и не системны. Так, например, в соответствии с законом бороться с легализацией незаконных доходов должен достаточно широкий круг организаций. Это финансовые организации банки, страховые и лизинговые компании, участники рынка ценных бумаг, иные организации - риелторы, нотариусы, букмекерские конторы, ломбарды и даже ювелирные магазины. Однако создается впечатление, что борьба с легализацией незаконных доходов ведется в основном банками. Это связано с тем, что реальное участие в этой борьбе напрямую зависит от активности соответствующего надзорного органа. В настоящее время такую активность проявляет только Банк России.

Законодательная система страны не адаптирована для борьбы с легализацией денежных средств. У банков нет инструментов для борьбы с организаторами теневых схем. Действующее гражданское законодательство, защищая клиентов, обязывает банки заключать договоры банковского обслуживания, проводить операции по поручениям клиентов, не препятствовать ведению хозяйственной деятельности. Клиент имеет право не информировать банк об источниках денежных средств и целях проведения операции. Организаторы теневых схем, прикрываясь действующим законодательством, проводят сомнительные операции, маскируя их под законные. Банки, наблюдая эти операции, пытаются им противодействовать, используя небогатый выбор средств -- тарифная политика и создание различных искусственных препятствий бюрократического характера. Но оба средства имеют свои недостатки.

Бюрократический метод изначально ориентирован на конфликт с клиентом и может нести юридические риски. Поэтому применять его в массовом порядке проблематично. Кроме того, неотрегулированная под эти цели банковская система предоставляет достаточно много бесплатных и безрисковых способов легализации денежных средств.

Тарифы заградительного характера могут быть обойдены классическими методами легализации и вероятнее всего ущемят интересы добропорядочных клиентов. Использование возможностей тарифной политики в краткосрочной перспективе позволит снизить привлекательность конкретного банка для обналичивания денежных средств за счет того, что остаются другие банки, тарифная политика которых позволяет их использовать для этих целей. Дешевые деньги побуждают к перетеканию таких клиентов в эти банки. Известно, что при разработке схемы обналичивания денег для ее организаторов важны скорость цикла оборота схемы, ее мощность или пропускная способность и себестоимость оборота схемы. Если хоть один параметр не удовлетворяет требованиям организаторов, то обналичивающие схемы стараются перевести в более комфортные условия

Однако массовое введение этих инструментов, ориентированных, по сути, не на предупреждение, а на ограничение уже проводимых сомнительных операций, приведет к повышению комиссии, что сделает этот бизнес еще более привлекательным. В рыночных условиях при наличии спроса всегда поступит предложение. Как следствие, эта комиссия будет заложена в себестоимость продукции производственного сектора теневой экономики. Таким образом, как обычно, все заплатит конечный потребитель.

Все сказанное привело к тому, что у банков возникла насущная потребность в построении действенных и эффективных систем внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, при построении которых необходимо учитывать следующее:

качественная реализация системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ возможна только при вовлечении в процесс всех сотрудников банка (в рамках компетенции), а базисом для построения такой системы должна стать комплексная автоматизация.

На законодательном уровне для организации эффективной работы по противодействию легализации в первую очередь необходимо:

наделить банки инструментами борьбы с организаторами теневых схем. В частности, дать им право отказывать в открытии счета и проведении операции, расторгать договоры банковского обслуживания при наличии обоснованного подозрения в легализации денежных средств или финансировании терроризма;

изменить позицию контролирующих органов по отношению к формальной стороне исполнения закона, т.е. смягчить наказание для банков за технические ошибки.

В России существуют следующие службы и организации по борьбе с теневой экономикой:

Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Росфинмониторинг создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2004.

У Росфинмониторинга существует соглашение с Центробанком о предоставлении информации. Согласно Федеральному закону информацию также обязаны предоставлять все коммерческие, кредитные и некредитные учреждения, включая казино и почтовые службы. Информация предоставляется в соответствии с существующей системой критериев. Таких критериев около 30. В частности, это -- операции, связанные с наличным обращением; операции, связанные с юридическими лицами, чей характер сделок запутан и т.д. Все эти сведения анализируются и расследуются. Если есть достаточные основания полагать, что эти сообщения могут быть связаны с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма, то только в этом случае направляются материалы расследований в правоохранительные органы по принадлежности. Правоохранительные органы по исходным материалам проводят целый комплекс мероприятий, потом передают дела в суды, и суды принимают решения. За 5 лет работы Росфинмониторинга совместно с правоохранительными органами определены типологии, которые могут использоваться по отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, что существенно облегчает расследование этих дел.

В 2002г. Россия вступила в группу «Эгмонт», в которую входит 101 государство, имеющие органы, подобные Росфинмониторингу. Работа ведется на постоянной основе. Существует закрытая система связи, по которой происходит обмен информацией. Конечно, быть членом группы «Эгмонт» важно. По уставу, который эта организация имеет, раскрытие информации становится обязательным элементом сотрудничества. Обмен информацией происходит только в том случае, если зарубежные коллеги уверены на 100 %, что материалы, которыми они располагают, подкрепляются с их стороны соответствующими документами, тогда они дают разрешение о передаче этих материалов в российские правоохранительные органы.

Сейчас по инициативе России создана Евразийская региональная группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В нее входят 7 стран-членов этой региональной группы, и достаточно много стран и международных организаций являются наблюдателями. Здесь единые интересы, которые заключаются в том, чтобы во всех этих странах ЕАГ были использованы в полной мере рекомендации международных организаций и ФАТФ, и Организации Объединенных Наций, и Всемирного банка, и Международного валютного фонда в части выполнения международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Очень важно, чтобы во всех 7 странах были приняты законы, которые соответствовали бы международным стандартам, были бы образованы подразделения финансовой разведки, такие как Росфинмониторинг в России.

Россия принимает самое активное участие в работе ЕАГ. Был создан Международный учебно-методический центр финансового мониторинга в Москве, где проводится обучение кадров на финансовые постоянной основе. Правительство выделило для этого значительные ресурсы, и страны, которые являются наблюдателями, также могли бы более эффективно принимать участие в тех вопросах, которые сегодня решает Россия.

Заключение

Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе - практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий - незаконная, нелегальная, скрытая - но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.

Вот почему данные процессы, происходящие в обществе каждого государства, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению. В своей работе я попыталась осветить основные явления теневой экономики, как в нашем государстве, так и на примере других стран мира, сравнивая ее проявления в различных отраслях. Опираясь на зарубежный опыт и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте размеров "теневой" экономики в России сыграли явные просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения основной массы населения.

В развитых странах, в том числе и в России, продолжается коррумпирование высших правительственных кругов. Подобные тенденции, разумеется, неизбежны, однако, особое опасение вызывает наше государство, где доля теневого сектора экономики продолжает стремительно расти. Тем не менее, есть и относительно благополучные регионы мира, где теневая деятельность не превышает 8-15% ВВП (Великобритания, США, Германия). Опираясь на опыт именно этих стран необходимо проводить экономическую политику как в России, так и в других экономически нестабильных государствах мира.

К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика - будет и скрытая. Это в натуре человека. Другое дело, что снизить ее объемы можно.

Но для этого России необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Если не учитывать это, бороться с теневой экономикой бесполезно. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела -- задача, достойная истинных реформаторов.

Таким образом, в заключение можно сказать, что задачи, которые были определены в начале данной работы, выполнены и цель достигнута, т.е. изучены теоретические основы теневой экономики и произведен анализ её проявления в современной России.

Список использованной литературы

1. Бакун Н., Кулибаба И. Теневая экономика: понятие, классификации, информационное обеспечение. - Вопросы статистики. - 2005. - № 9. - с. 5.

2. Кузнецова Т. - Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России//Вопросы экономики №12, 2008г.

3. Корягина Т.И. Теневая экономика в России. - Вопросы экономики. - 1999. -№ 5.

4. Крылов А.А. Социально-экономические проблемы нейтрализации криминальной экономики: Лекция. - М.: Академия МВД РФ, 2005.

5. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 2007. № 6.

6. Исправников В.О. , Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. - М.: "Российский экономический журнал", Фонд "За экономическую грамотность", 2002.

7. Бухарин Н. Борьба с коррупцией и экономической преступностью в Польше.//ЭКО.-2006.-№39.с.153.

8. Реннер Т. Ренессанс фальшивомонетчиков. // Новое время. - 1999. - №33.- с.33.

9. Улыбин К. Теневая экономика. Изд.4 - М.: Экономика, 2010.

10. http://www.bereg.ru

11. http://corruption.ru

12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Теневая_экономика

13. http://www.compromat.ru

14. http://abireg.ru/print_news.php?idnews=10539

15. http://www.omamvd.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность теневой экономики. Основные причины появления теневой экономики в России. Анализ структуры теневой экономики, ее составляющие. Факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России. Система мер по борьбе с теневой экономикой.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2010

    Теневая экономика в современном мире. Определение и виды теневой экономики. Закономерности развития различных видов теневой экономики. Причины возникновения и развития. Теневой сектор экономики в Украине, его формирование, особенности и методы борьбы.

    реферат , добавлен 22.03.2009

    Понятие теневой экономики, ее структура и институционализация. Теневая экономика: причины и последствия, масштабы, регулирование. Размеры теневой экономики России. Борьба с теневой экономикой как механизм обеспечения экономической безопасности страны.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2011

    Изучение понятия, происхождения теневой экономики и основных форм ее проявления. Описания функций и масштабов теневой экономики в современной России. Анализ фиктивной экономики, экономики приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества.

    реферат , добавлен 03.05.2011

    Причины появления теневой экономики, история ее развития в России. Сущность и типы теневой экономики. Анализ теневой доли в современной экономике. Распределение теневых потоков между сферами экономики, их влияние на социально-экономическое развитие.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2010

    История становления и структура современной теневой экономики, её сущность и причины формирования. Особенности и отраслевая структура теневой экономики в России, её социально-экономические последствия. Опыт борьбы с теневой экономикой в разных странах.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Сущность и содержание понятия "теневая экономика". Факторы, структура и социальные функции теневой экономики. Влияние особенностей реформирования экономики на развитие теневого бизнеса. Возможные пути и подходы к решению проблем теневой экономики.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Сущность и структура теневой экономики. Схемы сокрытия деятельности и искажения ее результатов. Масштабы и характер деятельности в сфере теневой экономики. Причины и последствия существования теневой экономики. Объем "черного" нала на предприятиях.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Экономическая обстановка в современной России. Понятие теневой экономики. Основные сферы деления "теневых" деяний: неофициальная экономика, подпольный бизнес, фиктивная экономика. Причины развития теневой экономики. Методы борьбы с теневизацией экономики.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2013

    Причины появления теневой экономики, ее структура. Основные причины коррумпированности экономики. Определение теневой экономики и формы проявления. Просчеты государственного управления экономикой в 90-е годы. Борьба с теневой экономикой.