Сущность, виды и значение международного движения капитала. Международное движение капитала. Прямые и портфельные инвестиции

Лекция 2. ОСОБЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Классификация ОЭЗ

В литературе предлагаются различные классификации ОЭЗ, главным образом по их функциональным признакам и хозяйственной специализации.

В настоящее время в мировой практике все типы ОЭЗ подразделяются на четыре основные группы:

Зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;

Промышленные или промышленно-производственные зоны;

Технико-внедренческие зоны - технополисы и технопарки;

Сервисные зоны, или зоны услуг.

Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 - технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон1.

Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны - на таможенную территорию страны или на экспорт. В США в настоящее время занято 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.

Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами. Так, в Южной Корее компании в ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн долл., не выплачивают корпоративный налог в течение 3-7 лет; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов. .



Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг с области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений п научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений н идей.

Некоторые авторы считают, что классификация ОЭЗ должна прежде всего отражать степень связи зоны с национальной экономикой, цели и задачи их создания. Исходя из этого предлагается следующая классификация ОЭЗ, отражающая их типы применительно к условиям России.

1. Зоны формирования «открытого.сеісгора» экономики страны, которые ориентируются на создание благоприятного климата для иностранных инвестиций.

2. Зоны развития депрессивных районов и отраслей, которые могут подразделяться на три типа: внешнеторговые, функциональные и комплексные.

3. Внешнеторговые зоны, к числу которых относятся свободные таможенные зоны, сочетающие функции оказания таможенных и торговых услуг, зоны свободной тергозли, свободные экспортно-производственные зоны, зоны приграничной торговли.

4. Функциональные зоны, характеризующиеся развитием определенных областей предпринимательской деятельности (функций): банковского, страхового и другого сервисного обслуживания, научной и технико-внедренческой деятельности (технопарки, технополисы), туризма и отдыха. Оффшорные финансовые центры являются одной из разновидностей свободных банковских зон.

5. Комплексные зоны - организационно-территориальные образования, в которых сочетаются многие направления предпринимательской деятельности. Они создаются для решения комплекса задач развития отдельных регионов и страны в целом.

6. ОЭЗ анклавного типа, представляющие собой территорию страны, отделенную внутренней границей от остальной ее территории; как правило, они располагаются в приграничных регионах.

7. Зоны типа экономических центров, подчиняющие свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач. Такие зоны могут, например, создаваться на базе конверсионного производства.

В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные (административно-территориальные образования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные зоны). Выбирая между названными подходами к организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привле-чением квалифицированного персонала».

В целом значение ОЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:

Являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;

Выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;

Являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;

Способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;

Являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;

Стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и регионах национальной экономики;

Являются «полем экспериментирования» и отработки новых способов решения социально-экономических проблем, развития нового для стран с переходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.

В развивающихся странах целями ОЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение доли страны в мировой торговле. Основным и даже иногда единственным источником привлекаемого капитала в такие зоны является иностранный капитал.

В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются в регионах, где необходимо повышение уровня социально-экономического развития.

Опыт создания ОЭЗ в России

История создания ОЭЗ в России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической государственной политики и способ стимулирования отношений с зарубежными партнерами. ГІо форме они должны были представлять собой зоны совместного предпринимательства, расположенные на компактных территориях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о создании первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Через полгода положения о ОЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». К началу 1991 г. в Госплан СССР поступило 350 предложений о создании ОЭЗ в различных регионах страны; из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. Эксперты ООН называли эти планы «несбыточными», тем более что создание зон предполагалось осуществить практически одновременно и во всех областях сразу. Именно поэтому они рекомендовали на первом этапе сосредоточить усилия на создании 4-5 зон. Не-сколько позже Р. Болин, президент, и Р. Хейвуд, вице-президент Всемирной ассоциации зон экспортного производства, также предостерегали российские власти от увлечения гигантскими планами: по их мнению, па первом этапе достаточно ограничиться 10-ю зонами, площадь которых не превышает 350 га.

Первые решения о создании ОЭЗ в России были приняты в 1990- 1991 гг. на основе постановлений Верховного Совета, Совета министров и распоряжений Правительства РФ. В сентябре 1991 г. был введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содержавший специальную 7-ю главу об ОЭЗ. В ней определялись условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в ОЭЗ. Им могли предоставляться следующие льготы:

Упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями непосредственно в уполномоченных на то органах ОЭЗ;

Льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, которые не могут составлять менее 50% действующих па территории РФ ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностраиными инвестициями;

Пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

Особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

Упрощенный порядок въезда и выезда иностранных іраждап, в том числе и безвизовый.

При всей важности этого закона он не мог служить полноценной законодательной базой для создания и функционирования ОЭЗ, так как касался только одного из аспектов ее деятельности - привлечения иностранных инвестиций. Этот пробел призван был восполнить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (ОЭЗ) на территории России», изданный в июне 1992 г., который придал новый импульс процессу формирования ОЭЗ.

Новая геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия после распада СССР, потребовала от нее немалых усилий по сохранению и восстановлению нарушенных связей с торгово-экономическими партнерами из числа бывших советских республик и соседних стран. Зонами свободного предпринимательства были объявлены 11 регионов страны. В начале 90-х годов практика создания ОЭЗ в России приобрела, по сути, беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам страны. В результате к 1993 г. на долю формально созданных ОЭЗ приходилось более "Л территории России. В этих условиях было решено, что любые льготы могут предоставляться регионам только в законодательном порядке, что привело к принятию законов об отдельных ОЭЗ. Фактически многие зоны либо не функционировали, либо не приносили желаемых результатов и не решали тех задач, которые были перед ними поставлены.

Некоторые исследователи предприняли попытку сформулировать выводы и уроки, которые необходимо извлечь из опыта создания и развития ОЭЗ в России в 1990-е годы.

Первый урок касается необходимости законодательно-правового обеспечения процессов создания и функционирования ОЭЗ.

Второй урок заключается в необходимости создания специального полномочного правительственного органа по утверждению проектов ОЭЗ, координации работ по их созданию и контролю за их деятельностью.

Третий урок состоит в том, что для успешного функционирования зоны необходим подготовительный период (сроком от 3 до 5 лет), в ходе которого на ее территории должно быть приватизировано и акционировано не менее 60-70% объектов материального производства и сферы услуг. В течение подготовительного периода создаются основные элементы рыночно ориентированной экономики, производственная и хозяйственная инфраструктура, устанавливаются контакты с потенциальными иностранными инвесторами.

Четвертый урок касается недостатков самой концепции ОЭЗ, которые были задуманы как комплексные зоны производственной направленности, без учета реального состояния экономики страны и ее инвестиционного климата. При этом не учитывалась действительная величина затрат на создание зоны и ограниченность возможностей изыскания источников их финансирования в стране, переживающей глубокий экономический кризис. Кроме того, оставались в стороне другие типы ОЭЗ (помимо комплексных), которые могли решать более узкие задачи, например, по развитию экспортного производства, и по мере становления и развития - более масштабные задачи общеэкономического развития. Некоторые специалисты подчеркивали несостоятельность принципа создания «суперзон» в границах краев, областей или нескольких субъектов РФ, так как он дестабилизирует Федерацию, закладывая основы для правового и экономического неравенства ее субъектов. В качестве альтернативы предлагалось законодательно закрепить практику образования локальных ОЭЗ на малых территориях (площадью в несколько кв. км) и более крупных ОЭЗ в границах муниципальных образований.

Пятый урок состоит в необходимости разработки четких критериев выбора места размещения зон. Между тем некоторые зоны («Алтай», «Кузбасс» и др.) расположены в глубинных регионах страны, не имеющих выхода на экономически выгодные международные коммуникации, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам. Следует также учитывать и тот факт, что многие российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов не качеством инфраструктуры и не масштабами фискальных льгот, а скорее перспективой доступа к емкому внутреннему рынку.

С учетом накопленного опыта и результатов дискуссии в РФ был разработан и принят 22 июля 2005 г. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», основные положения которого состоят в следующем.

ОЭЗ - это определяемая правительством часть государственной и таможенной территории РФ, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности в части налогообложения, таможенного регулирования и деятельности контролирующих органов.

В России создаются ОЭЗ двух типов:

Промышленно-производственные - с целыо размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 20 кв. км на срок не более 20 лет;

Технико-внедренческие - с целыо создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях пауки и техники, общей площадью пе более 2 кв. км, на срок не более 20 лег.

На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предпринимательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на ее территории в соответствии с законодательством РФ без распространения па них льгот и привилегий. Зарегистрированный в ОЭЗ резидент заключает с территориальным органом соглашение о ведении промышленно-про- изводственпой или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственной деятельности он берет на себя обязательство осуществить капиталовложение на сумму не менее 10 млн евро (не включая нематериальные активы), в том числе в течение первого года - не менее 2 млн евро.

Процесс создания ОЭЗ следующий.

1. Субъект РФ совместно с муниципальными образованиями, на которых планируется создание ОЭЗ, подает в правительство заявку о создании ОЭЗ. Отбор заявок проводится правительством на основе конкурса.

2. На момент принятия решения правительством о создании зоны земельные участки, образующие сс территорию, и объекты, расположенные на ее территории, не должны находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц, т.е. речь идет о привлечении инвестиций в новые объекты.

3. При принятии решения о создании ОЭЗ Правительство РФ и субъект подписывают соглашение, в котором четко указывают обязательства федеральных и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру.

В РФ предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:

Разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);

Координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (организуется новое федеральное агентство);

Управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (территориальный орган).

Предусматриваются следующие особенности налогообложения резидентов ОЭЗ.

1. Для резидентов промышленно-производственных зон в отношении налога на прибыль предусмотрены:

Ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

Особый порядок начисления амортизации по основным средствам (так называемую ускоренную амортизацию с коэффициентом 2);

Снятие 30-процентного ограничения, связанного с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды.

2. Для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку единого социального налога (на 14% с сохранением принципа регрессивности).

3. На федеральном уровне планируется закрепить освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты налога па имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ.

Рассматриваемый закон упразднил ранее созданные в РФ свободные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской и Магаданской, деятельность которых регулируется отдельными законами. Механизм функционирования остальных не был оформлен законодательно. Иными словами, права предпринимателей не гарантировались государством. Теперь правовой вакуум заполнен. В этом принципиальное отличие новых ОЭЗ. В январе 2006 г. правительство России и шесть регионов подписали соглашение о создании особых экономических зон (ОЭЗ), что знаменовало собой юридическое рождение ОЭЗ, которые, по словам главы Минэкономразвития Г. Грефа, «можно назвать одним из приоритетных национальных проектов». ОЭЗ технико-внедренческого типа будут созданы в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске. ОЭЗ промышленно-производственного типа появятся в Липецке и Елабуге (Татарстан). Кандидаты на создание ОЭЗ отбирались по конкурсу из 70 заявок. Эти первые ОЭЗ рассматриваются как зарождение нового высокотехнологичного типа российской экономики. Конечно, шесть ОЭЗ не являются критической массой для тотального прорыва к новой экономике: «Но мы потому и начали не с сотии зон, а только с шести, - подчеркнул Г. Греф, - чтобы отработать технологии управления, научиться это делать». Во второй половине 2006 г. решено провести еще один конкурс по промышленно-производственным зонам - для регионов Сибири и Дальнего Востока, не вошедших в первую шестерку. Такие конкурсы будут проводиться ежегодно. В 2006 г. состоится конкурс по туристическо-рекреационным зонам." Кроме того, планируется создание портовых ОЭЗ.

После принятия законодательными органами регионов необходимых местных законов инвесторы в течение 5 лет будут освобождены от всех местных налогов: на землю и имущество, от транспортного налога, а также от налога на прибыль в той части (4% из 24%), которая идет в региональные бюджеты. По словам главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ Ю. Жданова, реальные расходы государства на создание инфраструктуры ОЭЗ в 2006 г. будут гораздо выше сумм, заложенных в федеральном бюджете на 2006 г. (8 млрд руб.), за счет средств дорожного фонда и возможностей регионов. Казенный рубль будет работать над созданием и развитием инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Ключевым моментом соглашения является распределение долей финансового участия центра и регионов при создании ОЭЗ. По регионам эти доли существенно разнятся. Так, федеральный бюджет и бюджет Москвы и Санкт-Петербурга вкладывают деньги на паритетных началах, тогда как в Томской области центр обязался обеспечить 74% вложений. Такой расклад не будет меняться как минимум в течение двух ближайших лет.

В целом льгот и преференций для ОЭЗ установлено немало, в том числе освобождение предприятий от уплаты налога на имущество в течение пяти лет с момента их постановки на учет. В течение таког о же срока не будет взиматься земельный налог. Для резидентов техниковнедренческих зон снижена до с 26% до 14% базовая ставка единого социального налога. Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные на основе соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, не превышает 2% в год от кадастровой стоимости. В промышленпо-производственных зонах можно применять специальный коэффициент (до 2) к основной норме амортизации, что очень важно для ускоренного обновления основных фондов и оборудования, снято 30-процентное ограничение, связанное с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, па последующие. Дополнительные льготы и преференции могут устанавливать субъекты РФ и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ.

На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС), а российские товары - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без вывозных таможенных пошлин.

По предварительным оценкам, общее снижение издержек резидентов ОЭЗ может достигать почти 30%. Только путем снижения административных барьеров издержки на реализацию проектов в ОЭЗ могут быть понижены на 5-7% в промышленно-производственных и на 3- 5% в технико-внедренческих ОЭЗ. Это будет достигнуто путем применения принципа «одного окна», когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами. Строительство инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней позволит снизить издержки резидентов на 8-12%, а концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3- 7% от стоимости инвестиционных проектов.

Федеральный закон гарантирует инвесторов от неблагоприятных изменений в российском законодательстве о налогах и сборах.

Однако помимо льгот и преференций для ОЭЗ существуют определенные ограничения и требования:

Промышленно-производственные ОЭЗ должны занимать площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие - не более 2 кв. км;

ОЭЗ создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности; они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований и не должны включать в себя полностью территорию административно- территориального образования;

Срок существования ОЭЗ - 20 лет, и он продлению не подлежит;

На территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн евро; при этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млп евро; для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена;

В число 17 членов наблюдательных советов всех ОЭЗ, возглавляемых «политическими фигурами регионов», должны входить до 5 представителей инвесторов-резидентов, до 3 представителей Федерального агентства по управлению ОЭЗ, а также торгово-промышленных палат регионов и РСПП.

В особой экономической зоне Грязипского района Липецкой области площадью 10,3 кв. км предполагается создать производство бытовой техники и комплектующих для нее. Основными резидентами ОЭЗ станут известные западноевропейские компании. Общие затраты па создание инфраструктуры составят около 1,8 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - около 42%. Ожидается общий объем инвестиций около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 8,7 млрд. Объем производства промышленной продукции до 2008 г. составит 13,5 млрд, через пять лет он увеличится до 39 млрд руб. в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней. Всего за период функционирования ОЭЗ отдаст в казну около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 5800 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ планируется создание 9100 рабочих мест.

В Елабуге на площади чуть менее 20 кв. км предполагается организация выпуска автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичного химического производства. Здесь кроме европейских фирм резидентами хотят стать фирмы из Азии и Америки. Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят 1,6 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - 49%. Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 13,6 млрд. Производство промышленной продукции до 2008 г. составит 27 млрд руб., а через 5 лет ожидается его увеличение до 43 млрд в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ - около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 4500 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ - 9800.

Предложения по созданию технико-внедренческих зон позволяют провести их «мягкую специализацию». В Дубне это информационные и ядерно-физические технологии, в Томске - промышленная электроника и биотехнологии, в Зеленограде микро- и наноэлектроника, Санкт- Петербурге - аналитическое приборостроение. ОЭЗ в Дубне предлагается создать на территории двух участков общей площадью 187,7 га. Помимо указанных выше намечено развивать производство программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных; электронное приборостроение, элементы электронной техники; проектирование и производство летательных аппаратов; технологии производства новых материалов и изделий из них (композиционные материалы); технологии энергосбережения, альтернативная электроэнергетика. Плюс исследования и разработки в области лекарственных препаратов, медицинской техники и материалов. Здесь ожидается 35 резидентов, в основном отечественных. Общие затраты на создание инфраструктуры ориентировочно составят 2,5 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета 65%. В 2006 - 2018 гг. предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят около 42 млрд руб. К 2012 г. предусматривается создание свыше 13 тыс. рабочих мест.

В Санкт-Петербурге на двух земельных участках общей площадью 200 га организуется производство программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка и производство аналитических приборов. Всего здесь будет функционировать 51 резидент.

В сложившихся научных центрах в ряде регионов России есть готовые площадки для организации инновационных структур, например, технопарков. Их можно рассматривать в качестве инкубаторов для «выращивания» будущих резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, а также для формирования предпосылок создания ОЭЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих технопарков можно отработать и такие элементы инновационной инфраструктуры, как венчурные и «посевные» фонды ранних стадий, которые играют большую роль в других странах. Уже в ближайшее время будет начата работа по формированию сети технопарков в сфере высоких технологий и по организации ряда профильных технопарков.

Общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в регионах с ОЭЗ к 2020 г. может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологичного экспорта из этих регионов к 2020 г. возрастет до 20%. С учетом предполагаемого роста производительности труда доходы занятых в соответствующих секторах увеличатся почти в 6 раз по сравнению с уровнем 2004 г. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни. Предполагается, что окупаемость вложенных бюджетных средств ожидается в течение 5-7 лет, что будет зависеть от наполняемости ОЭЗ резидентами.

Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 апреля 2006 г. Его цель - добиться, чтобы в область пришел серьезный инвестор, чтобы там начали производить товары на экспорт в Европу, а «таможенная дыра», обогатившая спекулянтов импортных автомобилей, ушла в прошлое.

По новому закону резидентом (участником) ОЭЗ может стать далеко не каждый предприниматель, работающий в Калининграде. Под режим ОЭЗ попадают проекты ценой свыше 150 млн руб., при этом 70% производства и 90% собственных или арендованных средств должны находиться в области, а в числе персонала - половина местных жителей. За это инвестор получает освобождение от налога на прибыль на 6 лет, в последующие 6 лет налог будет взиматься по половинной ставке. Арендная плата за землю будет зафиксирована на весь период действия договора о резидептстве. Резидент может не продавать часть своей валютной выручки Центральному банку.

На режим ОЭЗ не могут претендовать предприятия, которые занимаются добычей или торговлей нефтью и газом, производством подакцизных товаров (например, водки), кроме авто, оптовой и розничной торговли и финансовой деятельности. Конечно, никто не запрещает делать водку или держать магазин в Калининграде, но лишь на общих основаниях. Главное, чего лишились калининградские предприниматели - таможенных льгот. В принципе они остались: ввозить в область оборудование и прочие товары можно по-прежнему без пошлин, но вывозить это все в Россию без таможни уже нельзя. Это должно перекрыть самый любимый вид калининградского бизнеса: ввезти из ЕС в регион нечто, чаще всего авто, и тут же перепродать это на «большую землю».

Самое интересное в законе - сохранение на 10 лет режима прежней зоны, образца 1996 г., для тех предприятий, кто уже работает. Принятие закона должно способствовать превращению региона в экспортоориентированный. Реализация закона должна обеспечить рост экспорта товаров и услуг на 20%, валового регионального продукта - в 2,5 раза и рост пополнений бюджетов всех уровней в 4 раза1.

Лекция 1. Инвестиции как форма международного движения капитала

1.1. Иностранные инвестиции: сущность, основные понятия и классификация

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.

В самом общем плане понятие «инвестиция» означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли. Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложениями. Однако многие специалисты считают инвестиции более широким понятием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как реальные инвестиции (собственно капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвестиции.

Реальными инвестициями (капиталовложениями) считаются вложения в основной и оборотный капитал, затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, программную продукцию НИОКР и Т.Д.).

К портфельным (финансовым) инвестициям относятся долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, финансовые вложения хозяйствующих субъектов в приобретение цепных бумаг и т.д.

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся:

Иное имущество (в том числе имущественные права);

Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

Работы и услуги;

Нематериальные блага;

Информация.

Даваемые в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:

Недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;

Цепные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);

Имущественные права;

Права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

Права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.

Таблица 1

Способы классификации долгосрочных зарубежных (иностранных) инвестиций

Критерии классификации Типы инвестиций

По отношению к отдельным странам Иностранные - вложения иностранных капиталов в экономику данной страны.

Зарубежные- вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом

По источникам происхождения и форме собственности Частные инвестиции - инвестиции частных эко-номических субъектов.

Государственные инвестиции - инвестиции го-сударственных органов или предприятий

По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права контроля

По характеру использования Предпринимательские, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

Ссудные, предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода

По способу учета Текущие потоки инвестиций - инвестиции, осу-ществляемые в течение года.

Накопленные инвестиции - объем инвестиций за весь период их осуществления)

По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вложения национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.

Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции - общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

штабы вывоза капитала. Вывоз капитала - это целенаправленное перемещение денежных средс тв из одной с траны в другую для помещения их в выгодное дело.

Экспорт капитала осуществляетс я в различных формах. Наиболее рас пространенная форма применения вывозимого капита­ла - прямые инвестиции (капиталовложения) в промышленные, тор­говые и другие предприятия за рубежом, в другой стране. Иност­ранные инвестиции служат источником денежных, а иногда и прямых имущес твенных вложений в развитие, расширение, освоение нового производс тва товаров и у сл уг, совершенствование технологии, до­бычу полезных ископаемых, использование природных ресурсов.

Вывоз ссудного капитала путем предоставления среднес роч­ных и долгосрочных кредитов или займов также предс тавляет одну из форм вывоза капитала, осущес твляемую в расчете на получение прибыли за счет выс окого ссудного процента. С ледует отметить , что хотя вывоз капитала за рубеж чаще всего более выгоден выво­зящей стороне, в нем глубоко заинтерес ованы и с траны, в которые ввозится капитал, поскольку они получают вливание денежных, а с ними и других рес урсов, за что, конечно, приходится рас плачи­ватьс я частью дохода.

В отличие от вывоза частного капитала, задача получения выс оких прибылей посредс твом вывоза гос ударственных средств ставится далеко не всегда. Зачастую размещение гос ударственного капитала за рубежом преследует политические цели, производится во имя создания благоприятного климата для последующего экспор­та частного капитала.


1.Глава Международное движение капитала.

1.1 Теоретические основы международного движения капиталов


Исследуя различные подходы к международному движению капиталов в отечественной и зарубежной литературе, можно дать следующее авторское определение: Международное движение капитала – это размещение и функционирование капитала за рубежом, с целью получения прибыли или в политических целях. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом).

Проведенная классификация форм международного движения капитала, позволила определить различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.

1. В форме частного и государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму.

2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставной капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты и авансы.

3. В краткосрочном (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (рис. 1). В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала.

К основным причинам вывоза капитала относят:

O Поиск стран с льготным налогообложением.

O Поиск стран с дешевой рабочей силой.

O Поиск стран с льготным экологическим законодательством.

O Стремление приблизиться к природным ресурсам.

O Избыток капитала в трех центрах экономического развития.

O Существование гипотезы «валютного пространства», согласно которой капитал движется из стран с устойчивой валютой в страны с неустойчивой валютой.

O Увеличение роли государства в вывозе капитала.

O Стремление проникнуть на новые рынки сбыта товаров.

Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу

4. В ссудной и предпринимательской формах (рис. 2).

Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) – преимущественно в виде прибыли.

Итак, предпринимательский капитал включает прямые и портфельные инвестиции. Характерная черта прямых инвестиций состоит в том, что инвестор участвует в управленческом контроле над объектом (пред­приятием), в который инвестирован его капитал. Обычно для этого достаточно владеть 10% акционерного капитала. Портфельные инве­стиции такого участия в контроле не дают. Они, как правило, пред­ставлены пакетами акций (или отдельными акциями), на которые приходится менее 10% собственного капитала фирмы, а также облига­циями и другими ценными бумагами. В разных странах формальную границу между прямыми и портфельными инвестициями устанавли­вают по-разному, но обычно это 10%.

Часто бывает трудно провести четкую границу между прямыми и портфельными зарубежными инвестициями. Но отличия все, же имеются (рис. 3).

Нужно иметь в виду, что граница между прямыми и порт­фельными инвестициями во многом условна. Часто возможность управленческого контроля может дать весьма небольшой пакет акций (паев) фирмы, особенно если собственный капитал фирмы распределен между многими владельцами или если в руках владель­ца небольшой части капитала важная для фирмы технология и т.д. Нечеткость границы наблюдается в некоторых случаях и между предпринимательским и ссудным капиталом. Так, к прямым инве­стициям относят займы родительских фирм своим зарубежным фи­лиалам.

Через вывоз прямых инвестиций инвесторы учреждают за рубе­жом новую фирму (самостоятельно или с местным партнером); по­купают существенную долю в уже действующей за рубежом фирме; полностью покупают (поглощают) эту фирму. За рубежом такие фирмы обычно называют зарубежными филиалами родительских компаний.

В свою очередь, эти филиалы подразделяются на отделения, дочер­ние и ассоциированные компании. Отделение (англ. division, branch) не является юридическим лицом и полностью принадлежит родитель­ской компании. Дочерняя компания (англ. subsidiary) регистрируется за рубежом как самостоятельная компания (т.е. является юридиче­ским лицом) с собственным балансом, но контроль над ней осуществ­ляет родительская фирма, в силу того что она обладает основной ча­стью акций (паев) дочерней компании или же всем ее капиталом. Ас­социированная компания (англ. associate) отличается от дочерней тем, что находится не под контролем, а под влиянием родительской фир­мы за счет того, что той принадлежит существенная (но не основная) часть акций (паев).

В России отделениям, дочерним и ассоциированным компаниям соответствуют филиал, дочернее и зависимое общества.

К разновидности ассоциированной компании можно отнести ибольшинство совместных компаний, совместных предприятий (англ. joint ventures), создаваемых на паях двумя или несколькими нацио­нальными фирмами (хотя среди них могут быть и иностранные). Уз­кий ассортимент продукции, короткий срок существования, совсем не обязательное иностранное участие - в этом отличие западного толкования термина «совместное предприятие» от российского.

К зарубежным филиалам иногда относят такие предприятия, в ко­торых родительской компании не принадлежит ни одна акция (пай). Управленческий контроль над подобным подразделением родитель­ская компания осуществляет через заключение соглашения, например через контракты на управление этим предприятием (особенно это относится к гостиницам), на совместное производство в рамках при­надлежащего местному партнеру предприятия (через поставки сырья, технологии и т.д.) и др.

В итоге можно сделать вывод, что международное движение капитала (ввоз и вывоз капитала) является одной из форм международных экономических отношений. Направления миграции предпринимательского капитала зависят от множества факторов как экономических, так и политических. Капиталовложения в иностранную экономику - активное средство стимулирования спроса на отечественную продукцию. Это достигается за счет того, что, во-первых, за рубежом создаются новые рынки; во-вторых, часть экспорта ТНК постоянно адресуется их зарубежным филиалам, и эта гарантированная доля составляет свыше 30% экспорта Канады, Германии, Франции, Швеции, около 50% экспорта США. В-третьих, инвестиции позволяют корпорациям обойти тарифные и нетарифные барьеры принимающего государства.


1.2 Причины и факторы вывоза капитала.


Движение потоков капитала по миру основано на его международном разделении как одном из факторов производства. В самом деле, исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение капитала в данной конкретной стране выступает предпосылкой для производства в ней определенных товаров, причем производства экономически более эффективного, Чем в других странах. Международное разделение капитала обусловлено не только различной обеспеченностью стран накопленными запасами материальных средств, необходимых для производства товаров, но и различиями исторических традиций и опыта производства, уровней развития товарного производства и рыночных механизмов, а также просто денежных и других финансовых ресурсов.

Кроме того есть другие важные причины вывоза капитала, а именно:

· несовпадение спроса на капитал и его предложения и различных отраслях мирового хозяйства;

· необходимость освоения местных товарных рынков, и частности, экспорт капитала в этом случае прокладывает дорогу экспорту товаров;

· наличие в стране, принимающей капитал, более дешевой рабочей силы, сырья;

· более благоприятный инвестиционный климат (например, наличие свободных экономических зон) и менее жесткие экономические стандарты в принимающей стране, чем в стране - доноре капитала;

· возможность "обходить" высокие тарифные или нетарифные ограничения на рынки третьих стран (как, например, при импорте японских автомобилей на рынки Республики Корея).

К факторам, способствующим и стимулирующим вывоз капитала, можно отнести:

· интернационализацию производства;

· международную промышленную кооперацию;

· экономическую политику ПРС, направленную на привлечение капитала для поддержания темпов экономического роста, уровня занятости, развития передовых отраслей промышленности;

· экономическую политику PC, стремящихся с помощью иностранного капитала ускорить темпы своего экономического развития, вырваться из "порочного круга бедности": либерализацию мировой и национальных экономик (соглашения об избежание двойного налогообложения доходов и капиталов между странами способствуют развитию торгового, научно-технического сотрудничества, привлечению инвестиций);

· развитие долгосрочного кредитования на международном уровне (посредством МВФ, ВБ, региональных банков реконструкции и развития, других международных кредитных организаций).


1.3. Влияние международного движения капитала на мировую экономику и его последствия.

Активизировавшийся в начале 70-х годов и набирающий силу процесс интернационализации рынков капитала проявляется в постоянно увеличивающихся объемах перелива капитала между государствами рыночной экономики. Об этом свидетельствует общий рост прямых и портфельных инвестиций, увеличение объема долгосрочных и краткосрочных кредитов, рост масштабов операций на рынке евровалют и др.

Международное движение капитала, занимая ведущее место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на

мировую экономику:

1. Способствует росту мировой экономики. Капитал пересекает границы в поисках благоприятных сфер своего приложения и прироста в мировых масштабах. Приток зарубежных инвестиций для большинства стран-реципиентов помогает решить проблему нехватки производительного капитала, увеличивает инвестиционную способность, ускоряет темпы экономического роста.

2. Углубляет международное разделение труда и международное сотрудничество.

Вывоз капитала является одним из важнейших условий формирования и развития международного разделения труда. Взаимное проникновение капитала между странами укрепляет экономические связи и сотрудничество между ними, способствует углублению международных специализации и

кооперации производства

3. Увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами, между филиалами международных корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.

Играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала вызывает различные последствия для стран-экспортеров.

К числу последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отнести следующие:

Вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран;

Вывоз капитала отрицательна сказывается на уровне занятости в стране-экспортере;

Перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на балансе страны.

Для стран, ввозящих капитал, положительные последствия могут быть следующими:

Регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту страны-реципиента-капитала;

Привлекаемый капитал создает новые рабочие места;

Иностранный капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент, способствует ускорению в стране научно-технического прогресса;

Приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента.

В свою очередь имеются и отрицательные последствия привлечения иностранного-капитала:

Приток иностранного капитала, "подминая" местный капитал, либо пользуясь его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;

Бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды;

Импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств;

Импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны;

Использование международными корпорациями трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах.

Последствия международного движения капитала сказываются на социально-экономических и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для развитых и слаборазвитых стран, а также стран с переходной экономикой. Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования только положительных факторов, отсекая отрицательные последствия. Государственная политика должна искать компромиссы, выделяя приоритетные факторы в таком сложном и противоречивом процессе как международная миграция капитала.


2. Глава. Россия в международном движении капиталов.


Участие России в международном движении капиталов заметно, однако весьма специфично.

Как страна – импортер капитала Россия является крупным объектом приложения ссудного капитала, который в предыдущем десятилетии вкладывался в российские государственные ценные бумаги, а в текущем десятилетии – в займы российским частным фирмам и банкам. Однако большой ежегодный приток ссудного капитала увеличивает внешний долг России.

Россия особенно заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они не увеличивают внешний долг (а, напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря произ­водственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производ­ства; приобщают отечественных предпринимателей к хозяйственному передовому опыту.

Потенциально Россия может быть одной из ведущих стран с пере­ходной экономикой по объему приложения прямых инвестиций. Это­му способствует: ее емкий внутренний рынок, сравнительно квали­фицированная и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, огромные природные ресурсы и на­личие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой. Однако этому мешает недостаточно благоприятный инвестиционный климат. В ре­зультате они вносят лишь скромную лепту в валовое накопление ос­новного капитала - 4-7%.

Россия не только ввозит, но и вывозит капитал, что проявляется в основном в «бегстве капитала». Легальное бегство капитала происходит преимущест­венно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков, покупки иностранных ценных бумаг и притока иностранной наличной валюты в Россию для ее продажи желающим. Нелегальное бегство капитала складывается из не переведенной из-за рубежа экс­портной выручки и предоплаты не поступившего импорта, контра­бандного экспорта, а также из формально упущенной выгоды по бар­терным операциям. В результате ежегодный вывоз капитала из России составляет несколько десятков миллиардов долларов, значительно превосходя ввоз капитала в страну.

Ссудный капитал уже длительное время является основным компонен­том иностранных инвестиций в Россию. Он преобладает над не долговыми ин­вестициями в Россию как в международных инвестиционных потоках, так и в инвестиционном балансе (накопленных активах и обязательствах). За прошедшее десятилетие Россия присутствовала на международном рынке ссудного капитала в качестве нетто-заёмщика и к на­стоящему моменту является чистым должником.

Показатели участия России в мировом движении капитала находятся примерно на уровне развитых стран: доля валовых трансграничных потоков ка­питала в ВВП порядка 10% (рис. 4). При таком уровне финансовой интегрированности страны, как показывают исследования МВФ, движение капитала, как правило, оказывает заметное влияние на экономическое развитие.

Представляется, что в будущем важнейшим регионом размещения российского капитала могут стать бывшие советские республики, что связано с их особой ролью во внешнеэкономических связях страны. Этому может способствовать и капитализация долга бывших советских республик России, т.е. обмен их долговых обязательств на их собственность.


Заключение.


Подводя итог данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

В современном мире постоянно происходит движение капитала. Это обуславливается множествами факторов и это естественное движение денег. Мне кажется, что постоянное передвижение капитала оттуда, где ему «плохо», туда - где ему «хорошо» - здоровое состояние мировой экономики. Но как показывает практика, России это не всегда хорошо.

Такое положение объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Более того, неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании не вкладывают выделенных средств во внутреннюю экономику, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение невыгодно. Слабое развитие контроля за вывозом капиталов из страны приводит к ослаблению экономики, а прямые государственные вмешательства во внутренние дела компаний только увеличивают интерес бизнесменов к вывозу капитала.

Препятствием является также отсутствие надежных структур по контролю за передвижением капитала и высокая коррумпированность чиновников. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, профессиональная неподготовленность, а следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.

В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и отечественных инвесторов. Однако благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций.

Контроль за передвижением легального капитала и отслеживание нелегального, должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России. Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что без урегулирования этой проблемы Россия будет не в состоянии самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а следовательно, и переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение внутренней инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.


Рис. 1 – Деление ввоза и вывоза на краткосрочный и долгосрочный

Рис. 2 – Деление ввоза и вывоза капитала на ссудный и предпринимательский.

Рис 3 Характерные отличия прямых и портфельных инвестиций.

Признаки

Прямые зарубежные инвестиции

Портфельные зарубежные инвестиции

Главная цель вывоза

Контроль над иностранной фирмой

Получение высоких прибылей

Пути достижения цели

Организация и внедрение производства за рубежом

Покупка зарубежных ценных бумаг

Методы достижения цели

· Полное владение фирмой;

· Приобретение контрольного пакета акций (не менее 25%)

Приобретение менее 25% (10% в США, Японии, Германии) от акционерного капитала зарубежной фирмы

Формы дохода

Предпринимательская прибыль

Дивиденды, проценты


Рис. 4. Участие России в международном движении ссудного капитала

Список литературы


1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2005 - 264 с.

2. Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 2005.

3. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 2004.

4. Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А., Балдин Л.В. Международные экономические отношения. Учебник. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 503 с.

5. Экономика: Учебник /Ред.А.С.Булатов. -М.:Экономистъ,2006.-831с



Введение. стр.3

1 глава. Международное движение капитала.

1.1 Теоретические основы международного движения капиталов стр.5

1.2 Причины и факторы вывоза капитала. стр.9

1.3. Влияние международного движения капитала на мировую экономику и его последствия. стр.11

2. Глава. Россия в международном движении капиталов. стр.14

Заключение стр.16

Приложение. Стр.17


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Воздействие на национальные рынки труда оказывается и благодаря другому процессу, являющемуся элементом содержания глобализации мировой экономики, - росту масштабов и значения иностранного инвестирования, в том числе привлечения и вложения прямых иностранных инвестиций, и деятельности в экономике принимающих стран зарубежных транснациональных корпораций. При этом, как и в случае с интенсификацией международной торговли, результирующий вектор подобного воздействия для отдельно взятой страны трудно определить однозначно, если не привлечь к анализу конкретные характеристики как самого процесса инвестирования, так и экономики страны - реципиента капитала. С одной стороны, во вновь созданных филиалах иностранных ТНК появляются новые рабочие места, к тому же - в развивающихся странах и странах с переходной экономикой - часто с более высокой оплатой по сравнению с местными предприятиями и повышенными требованиями к квалификационным характеристикам персонала. В ряде быстро развивающихся стран доля филиалов иностранных ТНК в общей занятости населения достигает значительных величин: во второй половине 1990-х гг. в Сингапуре, Малайзии и Шри-Ланке она составила свыше 20%, в Гонконге (особый административный район Китая) и на Тайване - более 10%.

Кроме того, для страны, привлекающей прямые иностранные инвестиции, проявляются положительные внешние эффекты, выражающиеся в увеличении спроса на продукцию и услуги местных компаний (предприятий, производящих смежную продукцию и предоставляющих услуги филиалам иностранных ТНК). Исследования экспертов международных экономических организаций, проведенные для Аргентины, Бразилии, Гонконга, Мексики и Южной Кореи, показали, что инновационно-технологические импульсы, связанные с применением в филиалах ТНК в данных странах новых технологий, продуктов, производственных процессов и ноу-хау, повышением квалификации персонала, улучшением организации производства и сбыта, способствовали росту производительности труда и валового продукта и имели мультипликативный эффект для занятости населения страны. Таким образом, благодаря привлечению зарубежных инвестиций возрастают производственные возможности экономики, что создает условия для увеличения занятости.

С другой стороны, в целом по развивающемуся миру воздействие ТНК на занятость населения оценивается более сдержанно, чем в отдельно взятых новых индустриальных странах: в середине 1990-х гг.

филиалы ТНК обеспечивали в среднем занятость 1-2% экономически активного населения стран «третьего мира». В менее развитых странах возникает опасность анклавное™ данного сегмента рынка труда, особенно если деятельность ТНК сосредоточена в экспортном секторе и мало связана с остальной экономикой страны. Так, например, по недавним оценкам Национального банка Мексики, рост промышленного производства в стране был бы на 27% выше, если бы степень интеграции в национальную экономику сборочных предприятий, контролируемых капиталом США, была такой же, как и в остальных секторах обрабатывающей промышленности. К тому же не следует сбрасывать со счетов и реальный риск вытеснения конкурентов - отечественных производителей - с внутреннего рынка стран - реципиентов иностранных инвестиций с соответствующими негативными последствиями для общего уровня занятости данной страны. Кроме того, перенос ТНК в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой устаревших и экологически «грязных» производств способен ухудшить условия труда занятых в принимающих странах.

Следует отметить, что упомянутое выше благотворное влияние иностранных инвестиций на экономику-реципиент может быть в полной мере реализовано лишь в ограниченном числе стран. Известно, например, что основные получатели ПИИ - развитые страны, на долю которых приходится в настоящее время свыше трех четвертей притока прямых инвестиций, а среди развивающихся стран основной объем прямых инвестиций из-за рубежа приходится на первую десятку наиболее привлекательных для инвесторов государств. Объем же иностранных капиталовложений в страны с низким уровнем доходов крайне мал. Например, на 49 наименее развитых стран на рубеже веков пришлось лишь 0,3% от общего мирового объема привлеченных прямых инвестиций. Дополнительно к этому низкая цена труда, которая традиционно являлась одним из основных мотивов инвестирования в менее развитые страны, утрачивает сегодня былое значение, поскольку повысились требования к качеству трудовых ресурсов, включая не только уровень образования и профессиональной подготовки, но и показатели питания и здоровья.

Как показывают последние исследования, при анализе влияния иностранных инвестиций на занятость следует раздельно подходить к различным видам иностранных инвестиций - прямым инвестициям, портфельным и привлекаемому из-за рубежа капиталу в форме ссуд и займов (основная позиция в составе прочих инвестиций). Анализ ситуации в 58 развивающихся странах, а также 18 странах с нарождающимися рынками (среди последних - страны с переходной экономикой) свидетельствует, что наибольший результирующий позитивный эффект на национальные инвестиции, а вслед за ними и на уровень занятости оказывают ПИИ: каждый доллар привлеченных прямых иностранных инвестиций инициирует в среднем 80-90 центов отечественных инвестиций в основной капитал, каждый доллар привлеченных из-за рубежа кредитов - примерно 40-50 центов, а каждый доллар портфельных инвестиций - только около 15-20 центов .

Оборотной стороной активизации привлечения иностранного капитала в экономику принимающих стран стала интенсификация вывоза (экспорта) капитала в различных ее формах. При этом чаще всего отток капитала оценивается как фактор, негативно влияющий на потенциальные возможности расширения производства и занятости в определенной стране. Подобными оценками часто характеризуется экономическая ситуация во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Воспользовавшись теоретическим анализом одной из форм тождества национального дохода для открытой экономики (S - J = NX), можно сделать вывод, что положительный чистый экспорт и, следовательно, отрицательное сальдо баланса движения капитала (чистый вывоз капитала из страны) связаны с относительным дефицитом возможностей инвестирования по сравнению с национальными сбережениями. Поэтому банальными административными ограничениями на вывоз капитала решить проблему увеличения его инвестирования внутри страны вряд ли удастся: значительный отток капитала - это, скорее, признак недостаточно благоприятного внутреннего инвестиционного климата и низкого уровня инвестиций по сравнению со сбережениями, и меры государственной экономической политики должны быть нацелены в первую очередь на решение именно данной проблемы.

Здесь следует также упомянуть и о том обстоятельстве, что определенная часть вывоза капитала (прямые иностранные инвестиции в создание заграничных сбытовых сетей, центров обслуживания экспортируемой техники, производство необходимых комплектующих и подобное, предоставление торговых кредитов и авансов, в определенной степени - и займов партнерам по производственной кооперации) способна оказать положительное результирующее воздействие на рынок труда страны-донора, поскольку целью и одним из наиболее вероятных эффектов подобного вывоза капитала является стимулирование экспортного производства, а также обеспечение импорта необходимых комплектующих и оборудования для национальной экономики. Тем самым достигаются положительные эффекты в обеспечении занятости в стране, вывозящей капитал.

Процессы глобализации мировой финансовой сферы также демонстрируют неоднозначный вектор воздействия на национальные рынки труда в отдельных странах. С одной стороны, для компаний, действующих в определенной стране, резко увеличиваются возможности привлечения внешних финансовых ресурсов, а значит - и расширения производства и занятости. Но одновременно с этим по мере стирания национальных границ между финансовыми рынками усиливается такая фундаментальная характеристика мирового финансового сектора, как его принципиальная неустойчивость. Возрастает уязвимость финансовых рынков отдельных стран перед неуправляемыми потоками «горячих денег», перемещение которых по миру имеет целью быстрое получение спекулятивной прибыли. Даже локальные кризисные явления на рынках одной страны быстро перекидываются на рынки других стран. В результате увеличиваются риск и масштабы международных финансовых кризисов, которые, как показал опыт стран, затронутых азиатским кризисом 1997-1998 гг., могут привести к снижению производства в реальном секторе экономики этих государств и обострить ситуацию на национальных рынках труда.

  • Loungani Р., Razin A. How Beneficial Is Foreign Direct Investment for Developing Countries? // Finance and Development. June 2001. V. 38. № 2. P. 12.URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2001/06/loungani.htm

Международное движение капитала - перемещение в международном масштабе капиталов в денежной форме с целью получения более высокой прибыли и представляющее собой финансовые потоки между кредиторами и заемщиками, которые находятся в разных странах, или между собственниками и принадлежащими им предприятиями, находящимися за границей.

Основной целью вывоза капитала является получение предпринимательской прибыли или ссудного процента (если вывозится ссудный капитал). Кроме этого преследуются цели завоевания новых сегментов мирового рынка и закрепления на них, т. е. цели собственно экспансии капитала.

Причины международного движения капитала:

1.Относительный избыток или перенакопление капитала в стране;

2.Несовпадение объемов спроса капитала и объемов предложения в различных звеньях мировой экономики;

3.Наличие дешевой рабочей силы и сырья в стране, куда экспортир. капитал;

4.Возм-ть монополизации местного рынка принимающей капитал страны.

5.Благоприятный инвестиц. климат в принимающей стране и стабильная политическая обстановка в принимающей стране по сравнению со страной-донором.

6.Экономия финансовых ресурсов от применения более низких таможенных тарифов и льготных тарифных мер в странах, куда перемещается капитал;

Формы международного движения капитала.

По характеру использования:

Вывоз предпринимательского капитала - средства, которые прямо или косвенно предназначены для вложения в произ-во с целью получения прибыли.

Вывоз ссудного капитала - средства, предоставляемые взаймы с целью получения прибыли в форме процентов. К конкретным формам вывоза ссудного капитала относятся займы, кредиты, вложения средств в иностранные банки, покупка облигаций и акций иностранных компаний и др.

По источникам происхождения:

Официальный, т.е. государственный, капитал — это средства государственного бюджета, предусмотренные соответствующими его статьями и перемещаемые за рубеж либо принимаемые из-за рубежа по решению правительства согласно двусторонним или многосторонним договоренностям (государственные займы, ссуды, помощь и т.д.Другая разновидность официального капитала — это капитал, который предоставляется из средств международных организаций — кредиты МВФ, МБР (Мирового банка), структур ООН и пр.).

Частный капитал —это средства корпораций и частных вкладчиков и других неправительственных организаций, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа, по решению руководящих органов.

По сроку вложений капитал подразделяется на:

Краткосрочный - предоставляется на срок до 1 года и выступает обычно в виде ссудного капитала в торговых кредитах.

- среднесрочный - средства, предоставляемые, как правило, от 1 до 5 лет.

Долгосрочный - (более 5 лет) являются все вложения предпринимательского капитала в формах прямых и портфельных инвестиций; ссудный капитал в виде государственных кредитов (и займов), поскольку ссудные средства всегда предоставляются на довольно длительные сроки.

По целям вложения:

Прямые инвестиции — вложение капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала.

Портфельные инвестиции — вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не связанные с возможностями реального контроля над объектами вложений (инвестирований).

По каналам движения:

- межфирменное - движение капитала между отдельными фирмами;

Внутрифирменное - движение капитала внутри дочерних компаний между филиалами, принадлежащим одной корпорации и расположенных в разных странах.

По степени законности:

- легальный;

Нелегальный - это те способы миграции капитала, идущие в обход национального и междунар. права, которые называют «бегством» или утечкой капитала.

По субъектам:

- микроуровневый - межграничный трансферт капитала внутри ТНК по внутрикорпоративным каналам;

- макроуровневый - межгосударственной движение капитала. Отражается в платежном балансе.

По направлениям:

Финансовый вложения иностр. инвесторов - вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в иностранные ценные бумаги, процентные облигации, уставные капиталы иностр. фирм, а также международные займы.

Иностранные инвестиции в нефинансовые активы - зарубежные инвестиции в основной капитал, затраты на капитальный ремонт, а также иностранные инвестиции в нематериальные активы и другие нефинансовые активы.

Экономическая целесообразность экспорта

1.Увеличение товарооборота

2.Получение доп.прибиыли

3. доступ к новейшим технологиям

4.Приближение производства к новым рынкам сбыта

5.Установление контроля над другими объектами

6.Сохранение производств. секретов, путем создание зарубежных филиалов.

7.Экономия на налоговых платежах, особенно при создании и регистрации промышленности в оффшорных зонах и СЭЗ;

8.Снижение расходов на окр. Среду.

Минусы:

1.Рост безработицы

2.Ухудшение платежного баланса

3.Уменьшение объема внутреннего инвестирования

Экономическая целесообразность импорта

1.Возможность развития новых производств

2.Привлечение дополнит.валютных ресурсов.

3.Экономический рост

4.Расширение научно - технического потенциала,передача технологий

5.Создание дополнительных раб.мест

6.Улучшение платежного баланса

Минусы

1.Потеря контроля над национальным производством, фактический контроль над некоторыми отраслями переходит к странам-донорам.

2.экономическая, политическая зависимости.

3.продвижение на рынок страны-реципиента товара, уже прошедший свой жизненный цикл и может быть снят с производства в стране-доноре.

4.ухудшение платежного баланса, увеличение внешней задолженности

5.ухудшением экологической обстановки

6.Использование корпорациями трансфертного ценообразования может привести к потерям в стране-реципиенте налоговых поступлений и таможенных сборов.

Страны-экспортеры капитала: США, Великобритания, Люксембург, Испания, Франция, Канада, Гонконг, Япония и др. Страны-импортеры капитала: США, Великобритания, Китай, Люксембург, Австралия, Бельгия, Гонконг, Франция, Бразилия, Мексика, Сингапур, РФ и др.